Какие потребности являются высшими: Высшие и низшие потребности, иерархия потребностей

Содержание

Пирамида потребностей Маслоу — Maevka27

Пирамида потребностей Маслоу – широко известная иерархия потребностей человека, внизу которой – базовые потребности, такие как еда, сон и так далее, а наверху – потребности в личностном росте. Впервые «теорию потребности» американский психолог Абрахам Маслоу изложил в работе «Теория человеческой мотивации» в 1943 году. Несмотря на критику этой теории, пирамида потребностей обрела популярность и наглядно объясняет, чем могут быть мотивированы поступки человека исходя из его потребностей. Подробнее о взаимосвязи разных ступеней пирамиды и практическом применении теории потребностей рассказывает клинический психолог Кира Макарова.


Автор статьи: Кира Макарова – практикующий психолог, нейропсихолог

Путь человека по жизни непрост и порой загадочен. «Чего я хочу? Как этого добиться? Что нравится мне делать?» – в осмыслении этих вопросов самое важное не «как», а «почему». Почему человек имеет желания и стремления? Почему он ищет успеха и благополучия? На эти вопросы вполне доходчиво отвечает теория американского психолога Абрахама Маслоу, которая получила название «Пирамида Маслоу» или пирамида потребностей.

Младенец рождается на свет, он представитель человеческого рода, но каким он станет, какие качества будут воспитаны и сформированы в нем социумом, культурой, семьей? Именно такого рода размышления стали поводом для составления пирамиды потребностей знаменитого американского психолога Абрахама Маслоу.

Пирамида Маслоу – модель иерархии потребностей человека от высших до низших. Все составляющие пирамиду потребности являются частью человеческой личности, и среди них нет исключений.

Маслоу произвел почти революцию в картине цивилизации, когда объединил в единую иерархическую структуру биологическое в человеке (физиологические потребности) с высшими желаниями (стремление к красоте, к культуре, тяга к истине, науке, желание любви, проявление жертвенности, такое понятие как чувство долга и другое). Много веков такие потребности являлись скорее антагонистами, исключая друга. Маслоу удалось показать проявление такого философского закона, как борьба и единство противоположностей, действующего и на человеческую природу.

Итак, перейдем к рассмотрению иерархии потребностей по Маслоу. Он представил это в виде пирамиды, в основании которой расположены низшие (базовые) потребности человека и далее по мере возвышения обозначаются высшие, приводящие к самореализации личности.

БАЗОВЫЕ ПОТРЕБНОСТИ – ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ

Все начинается с удовлетворения потребностей в пище, воде, сне, сексе. Эти физиологические потребности являются одинаковыми для человека и для всех существ, живущих на Земле. Эти потребности всегда будут доминировать над остальными.

Например: если человек одновременно нуждается в пище, безопасности, любви и уважении, конечно, он выберет утоление голода. Пока физиологические потребности не будут удовлетворены, остальные отойдут на второй план или перестанут существовать.

ПОТРЕБНОСТЬ В БЕЗОПАСНОСТИ

Потребность в безопасности – базовая потребность. Человек для гармоничного развития должен прежде всего обязательно убедиться, что в этом мире можно жить, радоваться, что миру можно доверять. Депривация такой потребности опасна, поэтому ее удовлетворение считается обязательной. 

Чувство защищенности и родительской любви являются основными для правильного развития ребенка, а тревога и страх – плохие спутники для гармонии психики. 

Потребность в безопасности это целый спектр потребностей. Это и стабильность, защищенность, и даже зависимость, отсутствие тревоги, хаоса, потребность в законах и ограничениях, порой в сильном покровителе.

ПОТРЕБНОСТИ В ПРИНАДЛЕЖНОСТИ И ЛЮБВИ

По мере удовлетворения базовых потребностей появляется потребность в привязанности, общении, в принадлежности к социуму, в наличии людей, которые любят и принимают. Если эти потребности не удовлетворены, ситуация становится причиной переживаний личности и главным становится обретение своего места в семье или социуме. Именно поэтому для детей неблагоприятными являются частые переезды,смена окружения, статус мигранта, отсутствие корней. 

Этот вид потребностей ассоциируется у человека с правилами жизни животных: стремлении жить вместе, быть в стае. Пренебрежение этими потребностями бывает опасно для состояния психики

ПОТРЕБНОСТЬ В ПОХВАЛЕ, УВАЖЕНИИ, ПРИЗНАНИИ

Потребность в уважении, признании на самом деле является «роскошью» из разряда необязательного в жизни, если ее сравнивать ее потребностями в пище или безопасности. Чем выше в пирамиде расположена потребность, тем менее она важна  для выживания, тем быстрее и проще она исчезает. 

Потребность в уважении не реализуется без других людей. Ее удовлетворение возможно только в случае, если человек и сам умеет дружить, уважать других, быть преданным и сознательным. 

Чем выше потребность, тем больше она способствует экстраверсии, служить обществу. Голодный человек вынужден быть занятым только собой. Удовлетворение данных потребностей необходимо для формирования чувства уверенности в себе, ценности себя, как личности, ощущение своей полезности. Неудовлетворение, наоборот, приводит к беспомощности, душевной слабости, чувству неполноценности.

КОГНИТИВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

Когнитивные потребности – потребности в познании и изучении мира, науки, профессии. Эта ступень позволяет человеку осуществлять сознательную созидающую деятельность, приводит его к творчеству и научным открытиям. Для удовлетворения данных потребностей очень важны семейные, образовательные, экономические, политические условия.

Интересно и то, что можно было бы утверждать, что для удовлетворения высших потребностей огромную роль играет благоприятная обстановка. Однако жизнь знает много примеров того, что человек может заниматься исследованиями и творить даже в условиях опасности.

Здесь играет роль еще одно правило: влечение к неизведанному для здоровой психики – нормальное явление, потому что интересно все, что не является скучным.

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ

На этом уровне человек уже становится способным не только замечать красоту, но и нуждаться в ней. Для удовлетворения этих потребностей человек часто может платить высокую цену, вести аскетичный образ жизни, иногда удовлетворение данных потребностей может стать важнее, чем сытый желудок.  

Эстетические потребности часто можно видеть у здоровых детей. Маслоу относил их еще и к когнитивным и даже так называемым невротическим потребностям.

Проведенное исследование данного вида потребностей привело к выводу, что имеют место быть случаи, когда эстетические потребности носят вполне себе базовый характер. Были моменты излечения людей благодаря прекрасному, многие стремятся к прекрасному, испытывают даже «эстетический голод», удовлетворить который способна только красота.

ПОТРЕБНОСТЬ В САМОАКТУАЛИЗАЦИИ

На самой вершине пирамиды расположена самая тонкая и сложная потребность: потребность в личностном росте, самоактуализации, саморазвитии, самопознании. Стремление к удовлетворению данной потребности помогает человеку подойти к настоящему, очень устойчивому, сильно выраженному индивидуализму, а также к глубокой социализации. Личность становится способной испытывать любовь к человечеству, одновременно может достичь уровня своеобразной уникальности. Эрих Фромм говорил, что «истинная любовь к себе не противопоставляет человека другим, а способствует улучшению отношений, так как проявляется в чувстве собственного достоинства»

Весь парадокс и гений Маслоу в его иерархии потребностей заключается в том, что удовлетворение как раз высших потребностей приводит к самоактуализации и истинному удовольствию от жизни, но не низших. Чем выше уровень потребностей человека, тем более безболезненна, эффективна и успешна психотерапия в работе с ним. На уровне низших потребностей она часто бывает и вовсе бесполезной.

Стремление к удовлетворению высших потребностей имеет благоприятные социальные последствия. Личности с высшими потребностями более ориентированы на проблемы социума, способны к такту, любви и уважению.

Низшие потребности более ограничены в свойствах и более осязаемы, чем высшие. Жажда или голод более понятны, чем любовь, а любовь, в свою очередь, ярче проявляется, чем уважение.

Чем ниже уровень потребностей, тем меньше требуется для их удовлетворения. Вода и пища имеют ограничения для удовлетворения потребности, а уважение, стремление к познанию мира, любовь, не имеют предела насыщения.

В строгом порядке иерархии, как и должно быть, существуют и исключения. Например, есть люди, для которых любовь менее важна, чем самоуважение или самоактуализация, а творчество, например, возможно без базового удовлетворения. 

Потребности человека могут слабеть по разным причинам, например привычки. «Нарушение» иерархии также может иметь место, например, в случае потребности, которая удовлетворялась очень долгое время, и в итоге оказалась обесцененной.

Психика человека сложна и многообразна, как сама жизнь. Поэтому изучение психики и способствует созданию подобных интереснейших моделей, помогающих лучше узнать природу человека. 

Одним из шедевров психологии, безусловно, является сложная схема законов потребностей человека, которая для простоты и наглядности представлена в виде пирамиды, носящей имя ученого, так пристально изучившего одну из смысловых сторон нашей жизни, – наши потребности и наше стремление к развитию!


Смотрите также:

Тренды: весна—лето 2023

Главные тренды плащей весны 2023: самые модные цвета, фасоны, акцентные детали и…

Тренды: весна—лето 2023

Трендовые цвета весны—лета 2023 идеально подходят для создания красивых и модных цветовых…

Показы

8 и 9 апреля в Президент-Холл на Старом Арбате пройдут презентации новых…

Интервью

В нашем интервью Павел Полянский рассказывает подробнее о работах, представленных на выставке,…

Психология

О том, как правильно ссориться, рассказывает семейный системный психотерапевт Анастасия Кожина-Веденеева.

Выставки и культурные события Москвы

Смотрите список лучших выставок Москвы весны 2023 года в нашей новой подборке.

Выставки и культурные события Москвы

Проект «На языке правил и исключений. Наука и искусство» представит шесть интерактивных…

Выставки и культурные события Москвы

При поддержке Фонда профессиональных инициатив «Женщины атомной отрасли» реализуется проект КOLBA –…

Выставки и культурные события Москвы

Государственный музей Востока совместно с «Музеем-заповедником — этнографическим комплексом «Дагестанский аул» представили…

Выставки и культурные события Москвы

Открыт прием заявок на ежегодную грантовую программу фонда Ruarts, направленную на содействие…

Выставки и культурные события Москвы

На выставке представлены яркие работы художника, которые прекрасно вписываются в интерьер главного…

Выставки и культурные события Москвы

С 30 марта по 2 апреля в Гостином дворе пройдет крупнейшая в…

Тренды красоты

Новый тренд маникюра — «Блеск для губ» — приобрел популярность благодаря Тик…

Выставки и культурные события Москвы

С 22 по 26 марта в Центре изучения конструктивизма «Зотов» можно будет…

А.

Маслоу. Мотивация и личность Предисловие к третьему изданию «Мотивация и личность»


База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

А. Маслоу. Мотивация и личность

Предисловие к третьему изданию

«Мотивация и личность» — это оригинальные записи о проведенной работе, сделанные одним из самых творческих психологов прошлого века. Книга представляет первоочередной интерес для всех, кто интересуется теориями Абрахама Маслоу, о чем ясно свидетельствует растущее внимание авторов множества ведущих профессиональных журналов, в число которых среди прочих входят журналы по психологии, образованию, бизнесу и общественным наукам.

Данное издание содержит четыре основные части: 1. Теория мотивации. 2. Психопатология и соответствие норме. 3. Самоактуализация. 4. Методология гуманитарных наук.

Глава 1 «Введение в теорию мотивации» содержит гуманистическую критику традиционных бихевиористских теорий мотивации. Маслоу дает систематизированный перечень недостатков традиционной теории мотивации. Он подчеркивает необходимость рассмотрения личности как единого целого, с учетом воздействия культуры, окружения, сложной мотивации, немотивированного поведения и здоровой мотивации.

Таким образом, Маслоу закладывает фундамент для создания подлинно гуманистической теории мотивации.

Глава 2 «Теория человеческой мотивации» является классическим представлением созданной Маслоу иерархии потребностей. Маслоу с блеском и изяществом интегрирует бихевиористскую, фрейдистскую и гуманистическую философию. Иерархия потребностей стала парадигмой, широко используемой в бизнесе, рекламе и других областях применения психологии.

Маслоу утверждает, что все человеческие потребности можно представить в виде иерархической структуры, начиная с физиологических потребностей — в воздухе, пище и воде. Затем идут четыре уровня психологических потребностей — в безопасности, любви, уважении и самоактуализации. Маслоу доказывает, что наши высшие потребности так же реальны и являются такой же неотъемлемой частью человеческой натуры, как и потребность в пище. Он старается избежать чрезмерного упрощения, свойственного как бихевиористскому, так и фрейдистскому подходу.

В главе 3 «Удовлетворение базовых потребностей» Маслоу исследует сущность предложенной иерархии потребностей.

Он останавливается на удовлетворении потребностей, его последствиях, его взаимосвязи с научением, формированием характера, психическим здоровьем, патологией и множеством иных феноменов.

В главе 4 «Пересмотр теории инстинкта» Маслоу пересматривает классическую психологическую теорию инстинкта. Эта теория использует биологическую концепцию инстинкта для объяснения поведения человека. Инстинктивисты видят корни любых составляющих поведения во врожденных инстинктах, в противоположность бихевиористам, которые склонны истолковывать поведение с точки зрения научения.

В этой главе Маслоу подытоживает основные проблемы инстинктивистского подхода. Он утверждает, что любой внимательный взгляд на поведение человека позволяет обнаружить смесь влияний наследственности и среды. Маслоу пишет, что человеческие потребности, безусловно, содержат инстинктивную составляющую, но в целом ее влияние незначительно. Потребности на инстинктивном уровне не оказывают преобладающего влияния на нормальных, здоровых людей, а если эти потребности остаются неудовлетворенными, это не вызывает значительных нарушений.

Фрейд придерживался мнения, что требования нашего Эго и нашей культуры неизбежно вступают в конфликт с нашими глубинными, по сути эгоистическими, инстинктами. Маслоу не соглашается с ним. Он доказывает, что по своей сути мы добры и готовы прийти на помощь, а культура скорее помогает нам реализовать себя, чем подавляет.

В главе 5 «Иерархия потребностей» Маслоу обсуждает вопрос о различиях между высшими и низшими потребностями в соответствии с иерархией. Он доказывает, что высшие потребности сформировались на более позднем этапе развития и что подобным образом они развиваются у каждого индивида. Высшие потребности менее насущны и их удовлетворение может быть отложено на более длительный срок. Удовлетворение высших потребностей доставляет большее счастье и способствует развитию личности. Кроме того, такое удовлетворение требует лучших внешних условий.

Далее Маслоу исследует значение созданной им иерархии. Иерархия потребностей Маслоу — это одна из возможностей отдать должное богатству и сложности высших функций человека, помещая в то же время поведение человека в единый континуум с мотивацией и поведением всех живых организмов.

Маслоу также определяет в общих чертах значение этой модели для философии, психотерапии, культуры и теологии.

В главе 6 «Немотивированное поведение» Маслоу расширяет сферу традиционных психологических интересов, исследуя экспрессивное и артистическое поведение. Психологи — бихевиористы, его современники, были склонны игнорировать все, кроме мотивированного поведения, сформировавшегося в процессе научения.

Экспрессивное поведение, включая пение, танец и игру, относительно спонтанно, нецеленаправленно и доставляет удовольствие само по себе. Такое поведение также заслуживает внимания со стороны психологии.

Маслоу рассматривает два вида фрустрации потребностей в главе 7 «Происхождение патологии». Фрустрация, представляющая угрозу, приводит к появлению патологии. Фрустрация, не представляющая угрозы, не имеет таких последствий. Маслоу доказывает, что не всякая фрустрация представляет угрозу и что в действительности депривация может иметь как позитивное, так и негативное воздействие.

Маслоу останавливается также на конфликтах, представляющих и не представляющих угрозы, доказывая и здесь, что некоторые типы конфликтов могут иметь позитивные последствия.

В главе 8 «Является ли склонность к агрессивному поведению инстинктивной?» Маслоу доказывает, что склонность к агрессивности не является врожденной. Он рассматривает данные, полученные при исследовании поведения животных и детей, а также кросс — культурного поведения, показывающие, что при наличии здорового, оказывающего поддержку окружения агрессивное поведение практически не проявляется. Он приводит аргументы в пользу того, что по отношению к проявлениям агрессивности, как и по отношению к любому другому типу поведения, следует принимать во внимание три фактора: структуру характера индивида, культурное давление и непосредственную ситуацию.

Главу 9 «Психотерапия как добрые отношения между людьми» Маслоу начинает, устанавливая связь между психотерапией и традиционными концепциями экспериментальной психологии, такими как угроза, совершение поступка и удовлетворение потребности.

Подтверждая центральную теоретическую роль удовлетворения потребности, Маслоу доказывает, что мы можем понять, каким образом различные терапевтические системы могут быть эффективными и каким образом относительно неподготовленные психотерапевты могут добиться успеха. Он указывает на то, что наши базовые потребности могут быть удовлетворены только в рамках межличностного контакта. Речь идет об удовлетворении таких потребностей в иерархии Маслоу, как потребность в безопасности, ощущении принадлежности, любви и самоуважении.

Маслоу утверждает, что добрые отношения между людьми, по сути, оказывают терапевтическое воздействие, и наоборот, успешная терапия строится на добрых отношениях между врачом и пациентом. Хорошим обществом для Маслоу является такое, в котором воспитываются и поощряются добрые отношения между людьми. Маслоу подчеркивает, что психотерапевты — профессионалы никогда не утратят своей роли, они будут нужны, главным образом, тем людям, которые уже не стремятся удовлетворить свои базовые потребности и не могут воспользоваться возможностью их удовлетворения, если она предоставляется.

Для таких индивидов необходима профессиональная психотерапия, чтобы позволить им осознать их подсознательные мысли, желания, фрустрации и подавленные стремления.

В главе 10 «Подходы к соответствию норме и здоровью» Маслоу говорит об основополагающей дефиниции психологической нормальности, рассматривая ее с точки зрения статистики, общепринятых норм и культуры, а также с точки зрения достаточной адаптации и отсутствия дисфункции. Он предлагает более позитивную дефиницию, опираясь на понятие абсолютного психического здоровья. Маслоу связывает психическое здоровье с процессом самоактуализации и с удовлетворением других свойственных человеку потребностей, составляющих его иерархию потребностей. Он размышляет и о том, каким образом окружение может наилучшим образом способствовать психическому здоровью индивида, предоставляя каждому широкие возможности выбора.

В главе 11 «Самоактуализирующиеся люди: исследование психического здоровья» Маслоу рассказывает о своем новаторском исследовании самоактуализации.

Он в общих чертах описывает методы, использованные им при тестировании испытуемых. Большая часть главы посвящена подробному описанию качеств и отличительных черт, общих для самоактуализирующихся испытуемых Маслоу. Эти характеристики включают: тонкое восприятие, спонтанность, отчужденность, независимость, пиковые переживания, чувство юмора и креативность.

Маслоу отмечает, что его испытуемые далеки от совершенства, и говорит об их недостатках. Кроме того, он говорит о роли ценностей в самоактуализации и решении проблем дихотомии, приводящей к внутренним конфликтам у самоактуализирующихся людей. Дихотомию такого рода представляют собой конфликты сердца и разума, эгоизма и его отсутствия, обязанностей и удовольствий.

Важность изучения любви, в особенности любви здоровых людей, подчеркивается в главе 12 «Самоактуализирующиеся люди и любовь». Здесь речь идет о взаимосвязи секса и любви. Автор говорит о том, как любовь может позволить нам переступить пределы своего Эго и встать на защиту независимости и чувства собственного достоинства любимого человека. Маслоу говорит и о вознаграждающей и альтруистической природе любви, свойственной ей изначально.

В главе 13 «Креативность у самоактуализирующихся людей» Маслоу сравнивает креативность художников, поэтов и других представителей «творческих профессий» с креативностью самоактуализации, которая берет начало непосредственно в самой личности. Этот второй вид креативности проявляется как склонность делать все оригинально и творчески, будь то обучение, стряпня, занятия спортом или что — то иное.

Креативным самоактуализирующимся людям свойственно видеть мир свежим взглядом, по сравнению с большинством они более спонтанны и экспрессивны. Поскольку они принимают себя, они более открыты для творчества. Маслоу называет это «первичной креативностью», это озарение и вдохновение, которые составляют основу подлинного изобразительного искусства, музыки и т. д. Маслоу указывает, что, несмотря на то что лишь немногие одаренные и подготовленные люди могут добиться настоящего творческого успеха, первичная креативность самоактуализации — это основное проявление нашей человеческой сути.

В главе 14 «Вопросы новой психологии» Маслоу ставит ряд вопросов, вытекающих из его нового подхода к психологии. Круг этих вопросов включает новый подход к традиционным темам психологии: научению, восприятию, эмоциям, мотивации, интеллекту, когниции, клинической психологии, зоопсихологии, социальной психологии и теории личности.

В главе 15 «Психологический подход к науке» Маслоу предлагает интерпретацию науки с точки зрения психологии. Ученые — это люди. Их поведение как ученых строится в соответствии с психологическими принципами. Оно определяется той ролью, которую играют в науке ценности, человеческие страхи, надежды и мечты. Маслоу подчеркивает, что науки — это не единственный путь к истине. К традиционному научному взгляду он советует добавить взгляды поэтов, философов, мечтателей и др. Здоровый, счастливый, всесторонне образованный человек будет лучшим ученым с более творческим подходом.

В главе 16 «Центрирование на средствах как противоположность центрирования на целях» Маслоу говорит о том, что многие из проблем науки, в особенности психологии, проистекают из того, что слишком большое внимание уделяется средствам. Сосредоточение на средствах ведет к тому, что основное значение придается инструментарию, аппаратуре и технике научных исследований. Результатом является методологически безупречное исследование, не открывающее ничего нового. Определяющее значение средств ведет к формированию научной ортодоксии, душит оригинальность и ограничивает круг вопросов, которые может изучать наука.

В главе 17 «Формирование стереотипов как противоположность познания истины» Маслоу определяет отличительные черты двух типов мышления и доказывает, что большая часть того, что слывет мышлением, всего лишь второсортная склонность к распределению по категориям. Он подчеркивает, как важно уделять первоочередное внимание новому опыту. Для Маслоу создание стереотипов — один из примеров слепого распределения по категориям; другой пример — привычка. Несмотря на то что определенная стабильность полезна и необходима, чрезмерное увлечение категоризацией приводит к консерватизму и неспособности осмыслить настоящее. Новые проблемы попросту игнорируются или решаются при помощи не соответствующей им техники и подходов.

В главе 18 «Холистический подход к психологии» Маслоу говорит о том, что сложное поведение человека не сводится к совокупности простых составляющих. Даже при изучении отдельных проявлений личности Маслоу настойчиво утверждает, что мы изучаем часть целого, а не обособленную сущность. Маслоу вводит концепцию «личностного синдрома» — структурированного, организованного комплекса разнообразных составляющих, и подробно рассматривает различные стороны этого подхода.

Мы искренне верим, что эта книга доставит вам такое же удовольствие, какое получили мы, готовя ее к печати. Абрахам Маслоу вызывает наше восхищение и как человек, и как мыслитель. Если его взгляды на психологию и потенциал человека заденут вас за живое и заставят задуматься о поднятых им проблемах, значит, автор и издатели книги достигли своей цели.

Роберт Фрэйгер

Предисловие ко второму изданию

[1]

В этом пересмотренном и исправленном издании я попытался учесть основные уроки, которые преподнесли мне последние шестнадцать лет. Эти уроки очень важны для меня. Я считаю, что книга претерпела значительные изменения: несмотря на то что мне пришлось переребатать незначительное количество материала, основной дух книги изменился существенным образом, на чем я подробнее остановлюсь ниже.

Книга, опубликованная в 1954 г., в значительной мере представляла собой попытку опереться на классическую психологию, а не стремление отвергнуть ее, чтобы создать конкурирующую теорию. Книга была попыткой расширить наше представление о человеческой личности посредством изучения «высших» уровней человеческой природы. (Первоначально я планировал дать книге название Higher Ceilings for Human Nature, «Высшие пределы человеческой природы».) Если бы я должен был сформулировать основную мысль этой книги в одной фразе, я бы сказал, что в дополнение к тому, что должна сказать современная психология о человеческой натуре, человек имеет также и высшую природу, которая является ин — стинктоидной

[2], т.  е. принадлежностью его существа. А если бы я мог сказать вторую фразу, я бы подчеркнул нерушимо холистическую природу человеческой натуры в противовес аналитико — препарирующему ньютоновскому подходу бихевиоризма и фрейдистского психоанализа.

Иными словами, я принял имеющиеся данные экспериментальной психологии и психоанализа и опирался на них. Я также принял эмпирический и экспериментаторский дух первой и разоблачающий и всепроникающий дух второго, при этом отвергая представление о человеке, которое они выработали. Таким образом, данная книга представляет иную философию человеческой натуры, иное представление о человеке. Однако то, что я в то время считал разногласием в семействе психологов, оказалось, на мой взгляд, скорее частным случаем проявления нового духа времени, новой всеобъемлющей жизненной философии. Это новое «гуманистическое» видение мира, похоже, является новым и куда более многообещающим путем осмысления всех сфер человеческого знания, как — то: экономики, социологии, биологии и любой другой профессиональной сферы, например юриспруденции, политики, медицины, всех социальных институтов: семьи, просвещения, религии и т.  д. Когда я вносил изменения в эту книгу, я руководствовался личными убеждениями и стремился к тому, чтобы представленная здесь психологическая теория была проникнута верой в то, что она — лишь одна из сторон куда более широкого видения мира и всеобъемлющей жизненной философии, которая уже отчасти сложилась, по крайней мере, стала возможной, а следовательно, требует серьезного к себе отношения.

Я должен упомянуть и о том досадном обстоятельстве, что большая часть интеллектуального общества до сих пор почти не замечает того, что является настоящей революцией (новое представление о человеке, обществе, природе, науке, основных ценностях, философии и т. д.), в первую очередь я говорю здесь о тех, в чьих руках находятся каналы коммуникации, позволяющие обратиться к просвещенной публике и молодежи. (Поэтому я начал называть происшедшее Незамеченной революцией.)

Многим представителям этого общества свойственно мировоззрение, отмеченное глубоким отчаянием и цинизмом, которые порой вырождаются в разрушительную злобу и жестокость. Фактически, они отрицают возможность улучшения человеческой натуры и общества, а также возможность обнаружения подлинных человеческих ценностей или любви к жизни вообще.

Сомневаясь в реальном существовании честности, доброты, щедрости и любви, они не ограничиваются разумным скептицизмом и не воздерживаются от суждений, напротив, они переходят к открытой враждебности, когда сталкиваются с теми, над кем насмехаются как над глупцами, «бойскаутами», старомодными, наивными, добрыми дядями и неисправимыми оптимистами. Такой порыв к разоблачению, ненависти и нападению выходит за пределы просто презрения; временами он напоминает бешеную контратаку против того, что воспринимается ими как оскорбительная попытка одурачить их, обвести вокруг пальца, заморочить им голову. Думаю, психоаналитик усмотрел бы здесь гнев и жажду мщения, движущие силы которых коренятся в прошлых разочарованиях и крушении иллюзий.

Эта субкультура отчаяния, эта позиция «я еще хуже, чем ты», эта контр — мораль, в которой хищничество и безысходность реальны, а доброй воле нет места, категорически отрицается гуманистической психологией, а также предварительными результатами исследований, представленными в этой книге и во многих других работах, список которых приводится в разделе «Библиография». Несмотря на то что говорить о «доброте» как о неотъемлемом свойстве человеческой натуры пока следует с большой осторожностью (см. главы 7,9,11, 16), уже можно решительно отвергнуть отчаянное убеждение в том, что натура человека в основе своей дурна и порочна. Подобные убеждения в наши дни — не только дело вкуса. Сегодня их может питать только непреклонное безрассудство и невежество, которые отказываются принимать во внимание факты. Таким образом, здесь скорее имеет место проекция личности, чем аргументированная философская или научная позиция. Гуманистические и холистические концепции науки, представленные в первых двух главах и в приложении В, получили убедительное подтверждение во многих разработках последнего десятилетия, но прежде всего в великой книге Мишеля По — лани «Индивидуальное знание» (Personal Knowledge). В моей книге «Психология науки» (Psychology of Science) представлены похожие тезисы. Эти книги находятся в полном противоречии с традиционной консервативной философией науки, которая до сих пор имеет весьма широкое распространение, и они предлагают гораздо лучшую альтернативу научной работе с людьми.

Данная книга холистическая во всех отношениях, однако наиболее глубокая и, возможно, наиболее сложная для восприятия трактовка содержится в приложении В. Холизм, без сомнения, верен — в конце концов, космос един, и все в нем взаимосвязано, любое общество едино, и все в нем взаимосвязано, любая личность едина, и все в ней взаимосвязано, и т. д. — и все же холистическому мировоззрению приходится нелегко по мере того, как оно начинает применяться и использоваться должным образом. В последнее время я все более склонен считать, что атомистическое мышление — это форма умеренной психопатологии или, по крайней мере, одно из проявлений синдрома когнитивной незрелости. Для более здоровых самоактуализирующихся людей куда более естественным представляется холистический образ мышления и видения, который формируется у них непроизвольно. Куда более сложен он для менее развитых, менее зрелых, менее здоровых людей. Разумеется, в настоящий момент это всего лишь впечатление, и я не хотел бы слишком настаивать на нем. Меня оправдывает то, что я представляю его в форме гипотезы, которую надлежит проверить, что, должно быть, не так уж трудно сделать.

Теория мотивации, представленная в главах с 3–й по 7–ю и в определенной мере в книге в целом, имеет интересную историю. Впервые она была представлена психоаналитическому обществу в 1942 г. и являла собой попытку интегрировать в рамках единой теоретической структуры те отдельные истины, которые я находил у Фрейда, Адлера, Юнга, Д. М. Леви, Фромма, Хорни и Гольдштейна. На основе собственного разрозненного опыта в терапии я убедился, что каждый из названных авторов бывает прав в определенное время и для определенной личности. Вопрос, который меня интересовал, был клинического характера: какие депривации, пережитые в прошлом, приводят к неврозу? Какие психологические методы лечения могут исцелить невроз? Какова профилактика невроза, которая может предотвратить его появление? Каков порядок применения психологических методов лечения невроза? Какие из них наиболее эффективны? Какие являются основными?

Справедливости ради следует отметить, что существующая теория была весьма эффективна в клиническом, социальном и персонологическом аспекте, однако не в лабораторном и экспериментальном. Она прекрасно соответствовала личному опыту большинства людей и часто предоставляла в их распоряжение структурированную теорию, которая помогала лучше понять свою внутреннюю жизнь. Большинству людей она внушала непосредственное, субъективное доверие. И все же ей недостает экспериментальной проверки и подтверждения. И пока я не представляю себе надлежащего метода, чтобы проверить ее в лабораторных условиях.

Частичный ответ на эту загадку я получил от Дугласа Мак — Грегора, который применял данную теорию мотивации в промышленности. При этом не только он нашел ее полезной для приведения в порядок собранных им данных и наблюдений, но и сами данные выступили в качестве источника подтверждения и проверки данной теории. Эмпирическое подтверждение сегодня идет в первую очередь отсюда, а не из лаборатории. (Библиография содержит примеры отчетов такого рода.)

Урок, который я извлек из этого и из последующего подтверждения в других жизненных сферах, был следующим: когда мы говорим о человеческих потребностях, мы говорим о сущности человеческой жизни. Как же могло мне прийти в голову, что эту сущность можно подвергнуть испытанию в какой — то лаборатории для исследования животных или в пробирке? Безусловно, здесь необходима полноценная жизненная ситуация, в которой человек включен в социальное окружение. Только она может быть доказательством или опровержением.

Глава 4 выдает свое клинически — терапевтическое происхождение тем, что акцент в ней ставится на причины невроза, а не на различные виды мотивации, которые не представляют интереса для психотерапевта как объекта изучения, например инертность, лень, чувственные удовольствия, потребность в чувственной стимуляции и в деятельности, безграничная радость бытия или ее отсутствие, склонность питать надежду или отчаиваться, большая или меньшая предрасположенность к регрессии под влиянием страха, тревоги, нужды и т. д., не говоря уже о высших человеческих ценностях, которые также являются мотиваторами: красота, истина, превосходство, совершенство, справедливость, порядок, постоянство, гармония и т.  д.

Эти неизбежные дополнения к главам 3 и 4 рассматриваются в главах 3, 4 и 5 моей работы «К психологии Бытия» (Toward a Psychology of Being), в главе о жалобах низшего уровня, высшего уровня и метажалобах в моей работе Eupsychian Management («Эвпсихическое управление»), а также в теории метамотивации.

Невозможно понять человеческую жизнь, не принимая во внимание высшие жизненные устремления. Развитие, самоактуализация, стремление быть здоровым, поиски самоидентификации и автономии, жажда совершенства и другие пути «наверх» — на сегодняшний день уже нет сомнений во всеобщем, а возможно, и универсальном характере этих человеческих стремлений.

Однако наряду с этим по — прежнему существуют и другие регрессивные, пугающие, ведущие к самоуничижению склонности, о которых мы так легко забываем, с восторгом наблюдая за «развитием личности»; в особенности это касается неопытных юнцов. Я полагаю, что необходимой профилактикой таких иллюзий является глубокое знание психопатологии и психологии подсознательного. Нам следует задуматься о том, что многие люди, делая выбор, предпочитают худшее лучшему, что развитие часто бывает болезненным процессом, и, возможно, по этой причине его стремятся избежать, что мы боимся наших собственных лучших возможностей, а не только любим их и что все мы глубоко амбивалентны по отношению к истине, красоте, нравственности, любя и боясь их одновременно. Фрейда нужно перечитывать вновь как психолога — гуманиста (речь идет о фактическом материале, на который он опирается, а не о его метафизике). Мне хотелось бы также порекомендовать чрезвычайно тонкую книгу Хоггарта, дающую возможность понять с позиции сострадания тягу менее просвещенных людей, о которых он пишет, к вульгарному, пустому, дешевому и поддельному.

Глава 4 и глава 6 об «Инстинктоидной природе базовых потребностей» представляют, с моей точки зрения, основу системы подлинных человеческих ценностей, того, что является благом для человека; это ценности, которые хороши и желанны по своей сути и не требуют дальнейших доказательств этого. Это иерархия ценностей, которые являются принадлежностью человеческой натуры как таковой. Они не только желанны для всех людей, но и необходимы, поскольку представляют собой те условия, которые позволяют избежать заболевания и психопатологии. Говоря то же самое иными словами, данные базовые потребности представляют собой метапотребности — внутренние положительные стимулы, безусловно — реф — лекторные раздражители, служащие основой, на которой строится инструментальное научение и обусловливание. Необходимо отметить, что ради достижения этих подлинных благ и животные, и люди готовы научиться всему, что поможет им достичь этих благ.

Мне хотелось бы отметить следующее: несмотря на то что у меня нет возможности подробно развить здесь свою идею, я думаю, что было бы правильно и полезно рассматривать базовые инстинктоидные потребности и метапотребности как

Каталог: Projects -> 516 -> uploaded -> files
Projects -> Информационно-справочные материалы
Projects -> Методические рекомендации по использованию инновационных технологий, учебных программ и форм работы с одарёнными детьми, в том числе раннего возраста
Projects -> Методические рекомендации по разработке программ педагогического и психологического
Projects -> Медиаобразование в педагогических вузах
Projects -> Программа опытно-экспериментальной работы по теме
Projects -> Технология рефлексии в педагогике
files -> А. Маслоу. Мотивация и личность Предисловие к третьему изданию «Мотивация и личность»


Скачать 5,5 Mb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

по Абрахаму Маслоу высшая потребность — NBCS

3 дня

  • 1 согласно Абрахаму Маслоу, самая большая потребность — это
    • 1.1 Иерархия потребностей Маслоу – очень хороший разум
    • 1.2 Иерархия потребностей Маслоу Что это такое? – WebMD
    • 1.3 Психология Глава 11 Карточки | Quizlets
    • 1.4 Иерархия потребностей Маслоу – чистая психология
    • 1.5 Что такое иерархия потребностей Маслоу? Описание 5 уровней

    Иерархия потребностей Маслоу – Очень хороший разум

    Социальные потребности в иерархии Маслоу включают принятие любви и принадлежность. На этом уровне потребность в эмоциональных отношениях определяет поведение человека. Некоторые из вещей, которые удовлетворяют эту потребность, включают друзей Романтические привязанности Семейные отношения Социальные группы Общественные группы Церкви и религиозные организации

    Иерархия потребностей Маслоу Что это такое? – ВебМД

    Потребности в самореализации являются высшим уровнем пирамиды потребностей Маслоу. Эти потребности включают в себя реализацию вашей потенциальной самореализации, саморазвития и пиковых переживаний.

    Психология Глава 11 Flashcards | Викторины

    Согласно Абрахаму Маслоу, самая большая потребность — это _____. уважение к другим связям и связям самореализация самоэффективность C Джессика считает, что преуспевает в старшей школе, потому что много работает, заслужила место в баскетбольной команде, потому что она постоянно тренируется и хорошо готовит, потому что посещает кулинарные курсы.

    Иерархия потребностей Маслоу – чисто психология

    Simplypsychology.org › Маслоу Иерархия потребностей Маслоу – Simply Psychology Simply Psychology. org › Маслоу Кэшированный Потребности в дефиците и потребности роста Первоначальная иерархия потребностей Пятиэтапная модель включает расширенную иерархию потребностей Самоактуализация Особенности приложений для самооценки Self-Actuals 5 моделей статистической оценки способностей, разделенных на потребности дефицита и потребности роста. Первые четыре уровня часто называют дефицитными потребностями (D-потребностями), а верхний уровень известен как потребности роста или потребности (B-потребности). Потребности в дефиците возникают из-за лишений и, как говорят, мотивируют людей, когда они не удовлетворены. Кроме того, мотивация удовлетворения таких потребностей… Полный список см. на сайте Simplypsychology.org Маслоу (19 лет).43 1954) утверждал, что люди мотивированы на удовлетворение определенных потребностей и что некоторые потребности имеют приоритет над другими. Наша самая основная потребность заключается в физическом выживании, и это будет первое, что мотивирует наше поведение. Как только этот уровень достигнут, следующий уровень — это то, что мотивирует нас и так далее. 1. Физиологические потребности – это б… См. полный список на сайте Simplypsychology.org Важно отметить, что пятиступенчатая модель Маслоу (1943–1954) была расширена за счет включения когнитивных и эстетических потребностей (Маслоу, 1970а), а позднее и трансцендентных потребностей (Маслоу, 1970а). 1970б). Изменения исходной пятиэтапной модели выделены и включают семиэтапную модель и восьмиэтапную модель; оба были разработаны в 1960-х и 1970-х годах. 1…. См. полный список на сайте Simplypsychology.org Вместо того, чтобы сосредоточиться на психопатологии и том, что не так с людьми, Маслоу (1943) сформулировал более позитивную оценку человеческого поведения, в которой основное внимание уделялось тому, что идет хорошо. Его интересовал человеческий потенциал и то, как мы реализуем этот потенциал. Психолог Абрахам Маслоу (1943–1954) утверждал, что человеческая мотивация основана на стремлении людей к самореализации… См. полный список на сайте simplepsychology.org Хотя теоретически мы все способны к самореализации, большинство из нас не способны или лишь в ограниченной степени. . Маслоу (1970) подсчитали, что только два процента людей достигают состояния самоактуализации. Его особенно интересовали характеристики людей, которые, по его мнению, достигли своего индивидуального потенциала… Полный список см. на сайте Simplypsychology.org Теория иерархии потребностей Маслоу (1962) внесла большой вклад в преподавание и управление классом в школах. Вместо того, чтобы сводить поведение к реакции на окружающую среду, Маслоу (1970а) использует целостный подход к образованию и обучению. Маслоу рассматривает полные физические, эмоциональные, социальные и интеллектуальные качества человека… Полный список см. на сайте simplepsychology.org. Наиболее существенное ограничение теории Маслоу касается его методологии. Маслоу сформулировал характеристики самоактуализировавшихся людей, следуя качественному методу, называемому биографическим анализом. Он просмотрел биографии и труды 18 человек, которых он назвал самореализовавшимися. Из этих источников он составил список… См. полный список на сайте simplepsychology. org

    Что такое иерархия потребностей Маслоу? Описание 5 уровней

    Авторы пришли к выводу, что иерархию Маслоу следует использовать скорее как приблизительное руководство, чем как строгое правило того, как люди действуют и что чувствуют. Исследование 1981 года показало, что иерархия человека меняется с возрастом: у детей более высокие физиологические потребности, а у подростков более высокие потребности в уважении.

Программа изменения самых высоких потребностей – образование в Новой Зеландии

Разрабатывается новая система для лучшей поддержки детей и молодых людей с самыми высокими потребностями в поддержке обучения.

  • Новая модель
  • Пособия для учащихся и ванау
  • Строительные блоки изменений
  • Следующие шаги
  • Фон

Новая модель

Необходимо разработать новый смешанный модельный подход, чтобы система поддержки для учащихся с самыми высокими потребностями соответствовала своему назначению.

В период с апреля 2021 г. по октябрь 2022 г. в ходе проверки наивысших потребностей от участников было получено около 1100 заявок.

Эта обратная связь и вклад Консультативной группы помогли сообщить варианты изменений, представленные Кабинету. В результате в настоящее время реализуется Программа изменения самых высоких потребностей.

Пособия для учащихся и whānau 

Новая система будет разработана на основе принципов обеспечения хорошей жизни (EGL) и областей результатов Ка Hikitia – Ka Hāpaitia (Ka Hikitia), Стратегии образования маори.

Школы, кура и службы раннего развития будут сотрудничать с учащимися и их whānau, чтобы рассмотреть индивидуальные потребности и решить, что лучше всего подойдет для каждого учащегося. Это отойдет от системы, основанной на приложениях; и предназначен для того, чтобы дать учащимся и их ванау больший выбор и контроль.  

Ka Hikitia – Ka Hāpaitia, Стратегия образования маори

Элементы изменений

Эта новая система включает семь элементов изменений:

  1. Новая система оказания услуг
  2. Индивидуальные опоры
  3. Интегрированная и инклюзивная школьная сеть
  4. Помощь в обучении для учащихся маори и жителей тихоокеанских островов, их ванау и семей, созданная маори и выходцами с тихоокеанских островов
  5. Уверенная в себе, способная рабочая сила, способная реагировать
  6. Новая модель финансирования для поддержки индивидуального и гибкого подхода
  7. Более тесная интеграция с другими агентствами.

Дальнейшие действия

Бизнес-обоснование и рабочая программа планируются для представления в кабинет министров в июне 2023 года. Эта рабочая программа обеспечит дорожную карту изменений на следующие два, пять и десять лет. В краткосрочной перспективе Министерство образования укрепляет текущую модель, чтобы учащиеся и их ванау могли быстрее и проще получать необходимую им поддержку.

Преподавательскому составу также будет оказана поддержка в профессиональном обучении и повышении квалификации для дальнейшего развития их навыков и уверенности в работе с учащимися с высокими потребностями.  

Исходная информация

Целью Обзора самых высоких потребностей и программы изменений является обеспечение того, чтобы дети и молодые люди с самыми высокими потребностями в поддержке обучения полностью реализовали свой потенциал за счет положительных результатов обучения.

Чтобы реализовать весь этот потенциал, нам необходимо обеспечить, чтобы они получали необходимую поддержку в обучении, когда они в ней нуждаются и так долго, как они в ней нуждаются.

Добавить комментарий