Казанова кого так называют: Кого и почему называют Казанова?

Мужчина и женщина. Секрет Казановы

Тамара Ляленкова: Был бы жив Казанова, он позавидовал бы самому себе, своей неувядающей популярности. Мебельная фабрика, клубы, напитки, многочисленные секс-шопы, названные в его честь, не говоря о частоте употребления его имени даже не в книжной, а в разговорной речи — лучшего памятника он вряд ли мог пожелать.

Джованни Джакомо Казанова, получивший духовное образование, служивший в венецианской армии, игравший в театре на скрипке, занимавшийся химией и математикой, предприниматель и авантюрист, всему миру известен исключительно как великий любовник. Таким его сделали написанные уже в старости мемуары, хотя прочие литературные опыты Казановы и современников, и потомков оставили равнодушными. Я попросила Александра Строева, профессора университета Сорбонны, рассказать почему.


Александр Строев: Во-первых, Казанова был первым в истории литературы человеком, который так подробно сам рассказал о своих любовных похождениях. Во французских романах XVIII века, разумеется, уже рассказывали о своих любовных похождениях, о приключениях либертенов, но все-таки это были романы. Во-вторых, количество любовных приключений было меньше. Хотя Казанова, как известно, в своих мемуарах все любовные приключения не рассказал. Подсчеты исследователей – в основном дамы любят считать, сколько у Казановы было любовных побед, — дают очень скромную цифру: 140-150 женщин упоминаются в мемуарах. Если поделить эти 150 женщин на время, которое Казанова активно занимался любовью, то получается 2-3 женщины в год — рацион практически монашеский по нашим представлениям. На самом деле Казанова знал гораздо большее количество женщин, просто он в своих мемуарах, которые называются «История моей жизни», рассказал о самых важных встречах. Но почти все женщины, о которых рассказывает Казанова в своих мемуарах, это женщины, которых Казанова так или иначе любил. В мемуарах чувствуется невероятное притяжение Казановы, который любит любовь. И женщины очень чутки к этому интересу Казановы, они почти никогда не обижаются на него, даже если он их совершенно бессовестным образом эксплуатирует, как он это сделал в России: купил крепостную крестьянку, которую называл по имени героини Вольтера Заира, и переуступил ее пожилому архитектору Ринальди. Почти сутенер, что говорить. И при этом остается обаятельным, все женщины его любят, легко с ним расстаются. Он все время возвращается к своим старым возлюбленным, потом влюбляется уже в дочерей своих возлюбленных. В конце мемуаров вдруг появляются его собственные внучки, в которых он тоже влюбляется. Видимо, это уже какие-то такие инцестуальные фантазмы, старческие, но весь мир превращается в его огромную семью, где все друг друга любят. И я думаю, что это было совершенно новым.

Второе обаяние — это его умение рассказать в том числе и о жизни своего тела. Это довольно новые вещи для французской литературы XVIII и XIX века. Казанова же очень естественно рассказывает о том, как он занимается любовью, как у него может быть несварение желудка, как у него может пойти кровь, как он будет потеть…


Тамара Ляленкова: Те переводы, которые были, насколько они верны, точны?


Александр Строев: Переводы с французского на французский очень забавны, потому что делал их Лафорк, преподаватель французского языка, который жил в Дрездене. Французский язык, оригинальный, Казановы очень энергичный, быстрый и неприглаженный, с каким-то количеством итальянизмов, но довольно правильный. Когда Лафорк начинает переписывать, он улучшает стиль. Казанова был человеком верующим, а в XIX веке лучше было быть антиклирикалом, поэтому Казанова становится антиклирикалом. Казанова не выносил Французскую революцию, все страницы с критикой Французской революции при переводе исчезают. Подлинный Казанова достаточно другой персонаж. Ну, например, гомосексуальные эксперименты Казановы… не так, что бы у него было очень много любовных связей с мужчинами, но несколько-то было, однако в варианте Лафорка этого нет. И меньше болезней венерических. Потому что, по подсчетам исследователей, Казанова болел практически всеми известными тогда венерическими заболеваниями.

Казанова, как правило, не очень рассказывал про чистую физиологию секса, нет, он довольно быстро это проскакивает. Иногда он может написать такую резкую, довольно грубую фразу: «Я ее разложил у изножья постели» — и все. А Лафорк может написать на эту тему еще дополнительные полстраницы, сделать какое-то сентиментальное описание внешности героины, он превращает это в такое розовое чтение, засовывает туда свои собственные эротические фантазмы, и это очень забавно.


Тамара Ляленкова: И миф возник именно благодаря этому тексту?


Александр Строев: Миф возник, безусловно, благодаря вот этому поддельному Казанове. Казанова становится не итальянцем с его взрывными, импульсивными реакциями, а более приглаженным французом.


Тамара Ляленкова: Итак, благодаря итальянскому темпераменту, переведенному на французский манер, появился Казанова-миф, человек, которого никогда не было, но в реальность существования которого поверили все. Кем на самом деле был Джованни Джакомо, я попросила рассказать автора книги «Казанова», вышедшей в серии ЖЗЛ, Елену Морозову.


Елена Морозова: Он принадлежал к великому племени авантюристов XVIII века, то есть людей свободных, раскованных. Не делал абсолютно ничего. Он путешествовал. Но при этом необходимо было добывать деньги. Проще всего их было добывать за игорным столом, особенно если уметь немножко передергивать. Иногда он действительно выигрывал. Очень часто его содержали любовницы, потому что это было принято, так как он был великолепным любовником. И если он влюблялся и заводил роман с кем-то из состоятельных дам, они его содержали.

Он не делал ровным счетом ничего. Он придумывал авантюры. Организовал в Париже лотерею и какое-то время получал доходы с этой лотереи. Когда он попытался стать фабрикантом и открыть фабрику шелков, он не сумел стать фабрикантом, потому что, наняв работниц, понял, какие они все хорошие и замечательные, и разорился на своих работницах. Например, когда он был при дворе Екатерины, он представил ей записку о проекте разведения шелковичных червей на Волге. Больше 10 лет он морочил голову некой маркизе де Юрфе, которую обещал превратить в мужчину, переродить ее. Видимо, он был очень хорошим психологом, потому что он видел тех людей, на которых он мог испытывать свои фантазии.


Тамара Ляленкова: А его пресловутая влюбчивость, это своего рода спорт или просто свойство натуры?


Елена Морозова: Мне показалось, что это свойство натуры. Это была легкость характера, удивительная. И таких людей действительно мало. Он был венецианец, черноволосый, с большим носом, яркий, очень физически выдержанный. И плюс Казанова был великолепный рассказчик. Чем он еще мог обаять женщину? Словом. Он чувствовал, что надо говорить, как надо говорить и с кем надо говорить. И Казанова был очень цельной натурой. И почему он вошел в легенду? Потому что фактически, кроме одной единственной женщины — лондонской куртизанки Шарпийон, которая обманула его и довела почти до самоубийства, не то что бы она его отвергла… Она же его не отвергала сразу, а именно водила за нос. Это было юное создание, ей было лет 16-17, она была красавица, а Казанова действительно влюблялся в любую красавицу, влюблялся не надолго, но честно ей говорил: «Сейчас я люблю вас, но я люблю еще Жанетту, Жоржетту. ..» — и так далее. А она решила над ним посмеяться. В Казанове она увидела его слабое место. Она, пожалуй, была единственной, которая увидела, что его любовь к женщине — в этом есть великая слабость, что если женщина откажет, он этого боится.

Опять же корни уходят в детство. Ведь он очень долго плохо говорил. Даже его собственная мать поначалу считала его дебилом. Конечно, он был обделен вниманием матери. И она это поняла и почувствовала. И поняла, как можно им играть. И она играла им. Она требовала у него денег. «Да, сегодня вы останетесь у меня, но обязательно мы будем в темноте». И в этой темноте надевала на себя рубашку длинную, до колен, зажималась. Короче, он так ни разу и не переспал с этой женщиной. Хотя они были в невероятной близости. И она понимала, что этот отказ уязвит его глубоко, что он будет страдать от этого. Все остальные женщины были счастливы с ним.

Говоря «Казанова», мы понимаем мужчину, который имеет успех у женщин, и все женщины падают перед ним. Но ведь, на самом деле, было наоборот: перед ними падал Казанова, он видел женщину и влюблялся. Это он падал перед ней на колени, это он говорил: «Ты самая красивая! Ты самая замечательная!» Не важно, кто это была, самая последняя куртизанка, но он все равно ей говорил: «Ты самая прекрасная! Ты замечательная! Ты великолепная!» Именно поэтому они его любили. Именно потому, что это был мужчина, который не стеснялся любить женщину, хотя в те времена к женщинам отношение было как к существам низшим. Недаром женский вопрос в эпоху Французской революции стоял очень остро. Именно эта легкость и это человечное отношение к женщине, по-моему, и сделали Казанову образцом любовника. А потом, он не умел быть старым, и он погружался в свою молодость. Наверное, еще поэтому и написано так блестяще и с таким чувством. Он же писал мемуары перед смертью, и он их не завершил. Вот если бы кто-то ему сделал такую же блистательную старость, если бы в свете его продолжали слушать, наверное, этих мемуаров бы и не было, мы так бы и не знали о великом любовнике.


Тамара Ляленкова: Великий любовник, который всю жизнь искал недополученной в детстве любви, блестящий мемуарист, прикованный к письменному столу цепями старости, настоящий Казанова вряд ли стал бы мифом, если бы не популярный пересказ с французского на французский, сделанный в XIX веке. Подлинные мемуары Казановы на французском языке впервые было изданы только в 1962 году прошлого столетия.

Об этом в сегодняшней передаче рассказывали профессор университета Сорбонны Александр Строев и литературовед Елена Морозова.


С кого списали образ «Казановы» в сериале Первого канала

Время прочтения: 3 минуты

Дата публикации: 12 ноября 2020

В контакте Telegram OK

У персонажа Антона Хабарова есть реальный прототип

Ирада ПЕГОВА

Внешностью он напоминал французского актера Алена Делона, ухватками — Остапа Бендера. Он в конце 1960-х ездил по стране и совершал преступления, оставляя за собой лишь разбитые женские сердца. За ним гонялась вся российская милиция: цель — найти и обезвредить советского донжуана. Его звали Юрий Ладжун.

Фото: кадр из сериала «Казанова»

Если поначалу ориентировки на брачного афериста вызывали у милиционеров лишь иронию, то после серии краж они поняли — дело тут серьезное.

Ладжун представлялся преимущественно одиноким женщинам то секретным сотрудником московского НИИ, то полярным летчиком. Отправится с таким в романтическое приключение мечтала любая. Вот только у красавца, похожего на Алена Делона, постоянно случались какие-то мелкие неприятности. То временно нет денег, то потеряны документы. Женщины всячески старались помочь ему. Некоторые пускали в квартиру или даже предлагали пожить. Только потом из их квартир исчезали все ценности.

Именно этого героя криминальных хроник — Юрия Ладжуна по кличке Ален Делон — и воплотил Антон Хабаров.

Фото: кадр из сериала «Казанова»

«Если вспомнить прототип Казановы – а это был реально существовавший советский брачный аферист по кличке Ален Делон – то надо заметить, что две трети его жертв на суде просили его помиловать и не приговаривать к высшей мере наказания. Многие женщины были счастливы и даже благодарны ему. Именно этот момент мы и включили в нашу историю: Казанова делает женщин счастливыми, помогает им избавиться от шелухи, снять шоры с глаз.

После встречи с ним у них меняются ценности, приоритеты, идет перестройка сознания, они начинают по-другому смотреть на себя, на свою жизнь и то, чего они хотят в ней добиться. Когда мы разрабатывали с Антоном Хабаровым его роль, мы договорились, что Казанова не просто мошенник, он влюбляется в каждую женщину! И поэтому его герой светится изнутри, а история получилась трогательная, в чем-то смешная, а в чем-то, безусловно, драматичная, как и для самого Казановы тоже»,
— рассказывает режиссер сериала «Казанова» Кирилл Белевич.

А вот актриса Светлана Ходченкова считает, что реальный Казанова из Италии тоже вполне мог стать прототипом: «Муж всех жен в Италии» — так называли этого персонажа при жизни. Такой своего рода альтруист в любви. Но в нашей истории есть уточнение по поводу его меркантильных наклонностей, скажем так. Идеальный любовник, для которого высшей целью является сама женщина, ее желания, потребности. Он очень легко мимикрирует под каждую новую избранницу.

Казанова создает атмосферу, которая необходима конкретной женщине, делает ее счастливой, создает ощущение праздника. Как после такого опыта не быть благодарной?».

Фото: кадр из сериала «Казанова»

Актриса намекает на то, что когда Ладжуна судили, то многие пострадавшие женщины просили помиловать его. Типичная женская психология! Следователи были по-хорошему шокированы, как могли женщины без памяти влюбляться в такого подлеца. Но ведь их было жалко: разведенных, одиноких, брошенных.

Может быть, его бы и помиловали, по крайней мере скостили бы срок. Но за аферистом значилось более громкое преступление — убийство. И вот этого уже суд ему простить не мог. И дал высшую меру. За многочисленные преступления, в том числе умышленно убийство, суд приговорил Юрия Ладжуна к расстрелу.

Сериал можно посмотреть на Первом канале и на КиноПоиск HD.

Подпишись на нас в Дзене!

Casanova — Wiktionary

См. Также: Casanova , Casanovą , Casanovą ,

и Casa nova

СОВЕТ

  • 1.1 Произношение
  • 1.2 Существительное
  • 2 Финский
    • 2.1 Этимология
    • 2.2 Произношение
    • 2.3 Существительное
      • 2.3.1 Склонение
  • 3 итальянский
    • 3.1 Существительное
  • 4 польский
    • 4.1 Этимология
    • 4.2 Произношение
    • 4.3 Существительное
      • 4.3.1 Склонение
    • 4.4 Дополнительная литература
  • 5 Испанский
    • 5.1 Существительное
    • 5.2 Дополнительная литература
  • английский0087 : / kæsəˈnoʊvə/

  • Рифмы: -əʊvə
  • Аудио (США) (файл)
  • Audio (AU) (файл)
  • существительный [РЕДАКТИРОВАТЬ]

    CASANOVA ( PLURAVE 4777777777777777777777777777777777777777777777777777777777797777777777777 777777777777777777777777777777777777777777 .

    1. Альтернативная буквенная форма Casanova

    Финский[править]

    Этимология[править]

    Эпоним от Джакомо Казановы (1725-1798), венецианского писателя и авантюриста.

    Произношение

    1. казанова
      Синонимы: hurmuri, auervaara
    Склонение
    Именительный падеж казанова казановат родительный падеж казанов казановский партитив Казановаа Казановия Иллятив Казановаан казановин единственное число во множественном числе Именительный падеж Казанова казановат винительный падеж
    ном. казанова казановат общ. казанов родительный падеж казанов казановиен
    казановен редкий раздельный Казановаа Казановия
    Инсивен Казановасса казановисса относительный Казановаста Казановиста Иллятив Казановаан казановин адрес Казановалла казановилья аблатив Казановальта Казановильта общий Казановалле Казановиль серийный номер Казанована казановина перевод казановакси казановики
    поучительный — казановин абессив Казановата казановитта комитативный — казановин
    Притяжательные формы Казанова (тип коира )
    владелец единственное число во множественном числе
    1-е лицо казановани Казановамме
    2-е лицо казановаси Казанованна
    3-е лицо казанованса

    Итальянский

    Существительное

    1. великий соблазнитель

    Этимология

    Произношение

  • Аудио (файл)
  • Рифмы: -ɔva
  • Слоговая форма: ca‧sa‧no‧va
  • Гомофон: Казанова
  • Существительное[править]

    казанова   м   чел

    1. (сленг) Казанова, Дон Жуан (мужчина, считающийся романтичным и галантным)
      Синонимы: Дон Жуан, донжуан
    2. (сленг) Казанова, Дон Жуан (развратный, развратный мужчина)
      Синонимы: Don Juan, donżuan
    Склонение
    единственное число во множественном числе именительный падеж казанова Казановие родительный падеж казановы казанов дательный Казановие казановом винительный казанов казанов инструментальный казанов казановами местный Казановие казанавич звательный падеж казаново Казановие

    Дальнейшее чтение

  • casanova в польских словарях PWN
  • испанский

    существительное

    1. Казанова

    Further reading[edit]

    • “casanova”, in Diccionario de la lengua española, Vigésima tercera edición , Real Academia Española, 2014

    casanova — Wiktionary

    See also: Casanova , casanovą , Casanov , и Casa Nova

    Содержание

    • 1 Русский
      • 1. 1 Произношение
      • 1.2 Существительное
    • 2 Финский
      • 2.1 Этимология
      • 2.2 Произношение
      • 2.3 Существительное
        • 2.3.1 Склонение
    • 3 итальянский
      • 3.1 Существительное
    • 4 польский
      • 4.1 Этимология
      • 4.2 Произношение
      • 4.3 Существительное
        • 4.3.1 Склонение
      • 4.4 Дополнительная литература
    • 5 Испанский
      • 5.1 Существительное
      • 5.2 Дополнительная литература

    Английский

    WOTD — 29 октября 2007 г.

  • Рифмы: -əʊvə
  • Аудио (США) (файл)
  • Аудио (AU) (файл)
  • Существительное[править]

    казанова ( множественное число казанова )

    1. Альтернативная буквенная форма Казанова

    Финский[править]

    Этимология[править]

    Эпоним от Джакомо Казановы (1725-1798), венецианского писателя и авантюриста.

    Произношение

    1. казанова
      Синонимы: hurmuri, auervaara
    Склонение
    Именительный падеж казанова казановат родительный падеж казанов казановский партитив Казановаа Казановия Иллятив Казановаан казановин единственное число во множественном числе Именительный падеж казанова казановат винительный падеж ном. казанова казановат общ.

    Добавить комментарий