Когнитивная эволюция: КОГНИТИВНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ | это… Что такое КОГНИТИВНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ?

КОГНИТИВНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ | это… Что такое КОГНИТИВНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ?

Толкование

КОГНИТИВНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ
КОГНИТИВНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ

(от лат. cognito — познание, узнавание, ознакомление) — эволюционные изменения в доминирующих способах переработки когнитивной информации. Представления о К.э. сформировались в результате довольно успешных попыток применения когнитивных моделей в психофизиологии и этнопсихологии, а также на основании работ амер. нейрофизиолога Р. Сперри и его коллег, которым в 1970-х гг. удалось экспериментально зафиксировать наличие двух относительно автономных когнитивных типов мышления — знаково-символического (логико-вербального) и пространственно-образного, — связанных с функциональной активностью левого и правого полушарий мозга. Как было установлено, различия между этими типами мышления касаются стратегии переработки когнитивной информации.

Пространственно-образное мышление характеризуется холистической стратегией обработки многих параметров, а знаково-символическое (логико-вербальное) — аналитической стратегией, позволяющей отобрать и сопоставить лишь немногие, существенные для анализа параметры, образуя однозначный контекст, необходимый для общения. Психофизиологические исследования межполушарной функциональной асимметрии у представителей различных этнических групп свидетельствуют о том, что относительное доминирование одного из когнитивных типов мышления проявляется как на индивидуальном уровне, так и на уровне популяций. По мнению социобиолога Э. Уилсона, «экологическое давление» способствовало развитию у предков современного человека мощного аппарата знаково-символического (логико-вербального) мышления, которое оказалось привязанным к левому полушарию. Такая дифференциация функций головного мозга значительно увеличила адаптивные возможности человека и поэтому в дальнейшем получила генетическое закрепление благодаря естественному отбору.
Этнопсихологические исследования современных первобытных популяций показывают, что филогенетически «первичное» (или архаическое) мышление людей по своим когнитивным характеристикам преимущественно образное, правополушарное. К.э. находит свое выражение прежде всего в многоэтапном постепенном переходе от преимущественно пространственно-образного мышления к мышлению преимущественно знаково-символическому (логико-вербальному). В силу наличия прямых и обратных связей между генами, когнитивной системой и культурой К.э. имеет свою особую историю, тесно связанную с историей развития духовной культуры — религии, науки, философии и т.д. Междисциплинарные исследования механизмов К.э. способствовали формированию новой дисциплины — эволюционной психологии.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.

.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

  • КОГНИТИВНАЯ СИСТЕМА
  • КОЖЕВ

Полезное


Когнитивная эволюция, нейроэволюция | Преадаптивный: VIKENT.

RU

«Феномен преадаптации давно известен в биологии, однако довольно убедительное теоретическое объяснение он получил только в 60-х гг. прошлого столетия благодаря успешным экспериментам, использующим новый метод электрофореза. Полученные с помощью этого метода данные позволили обнаружить у организмов огромный запас генетической изменчивости, о котором ранее и не подозревали, поскольку генотип лишь частично реализуется в фенотипических признаках. Оказалось, что, несмотря на действие естественного отбора, существуют механизмы, которые активно поддерживают генетическое разнообразие.

Мутации и рекомбинации генов, скрещивание и т. п. приводят к накоплению в популяциях скрытого резерва наследственной изменчивости, причём этот резерв генетической информации возникает безотносительно к её будущему адаптивному значению в данной среде. Соответственно, в процессе эволюции организмы иногда приобретают признаки, качественно отличающиеся от исходных, но которые потенциально, в перспективе дают им возможность освоить новую функцию. Конечно, организм не может приобрести новую для себя функцию до появления соответствующих морфологических структур — например, летать, если у него нет крыльев. Следовательно, такая структура должна сформироваться у него заранее. Другими словами, организм уже должен обладать морфологической структурой, которая в результате предшествующего положительного отбора в некоторой среде применительно к некоторой функции достигла такого состояния, что оказалась способной выполнять новую функцию, относительно которой она ранее не подвергалась отбору. Такие структуры в эволюционной биологии обычно называют преадаптивными.

Характерным примером преадаптивных морфологических структур может служить появление примитивных легких у некоторых древних кистепёрых рыб, которые давали им возможность обитать в водоёмах с низким содержанием кислорода. У этих рыб получили также развитие мускулистые грудные плавники, благодаря которым они могли временно покидать водную среду для того, чтобы выбраться из пересыхающих водоемов или спастись от хищников. Этот новый тип поведения кистепёрых рыб скорее всего дал им важные адаптивные преимущества и обеспечил их выживание. Но одновременно он привёл в действие ряд новых мощных факторов отбора, давление которых стимулировало быструю эволюцию и специализацию преадаптированных структур — легких и конечностей, — необходимых для поддержания жизни и передвижения в воздушной среде.

Итак, концепция преадаптации позволяет объяснить, каким образом в изменяющейся среде могут взаимодействовать механизмы эволюции к адаптации. В силу универсальности законов биологической эволюции эта концепция применима к эволюции любых морфологических структур живых организмов, в том числе и к эволюции морфологии мозга (т. е. к нейроэволюции). Поскольку нейроэволюция тесно взаимосвязана с когнитивной эволюцией, которая является результатом действия механизмов естественного отбора по когнитивным функциям, то концепция преадаптации, по-видимому, может быть распространена также и на эволюцию когнитивных систем организмов, на эволюцию их когнитивных способностей. Соответственно, мы можем предположить, что в результате предшествующего положительного отбора по когнитивным функциям могут возникать и развиваться преадаптивные когнитивные структуры (когнитивные программы, метапрограммы и их комплексы), которые могут достигнуть такого эволюционного уровня и состояния, когда они оказываются способными выполнять принципиально новые когнитивные функции, относительно которых они прежде не подвергались естественному отбору.

Модель когнитивной преадаптации, таким образом, позволяет объяснить накопление потенциального генетического ресурса для будущей когнитивной эволюции. Она хорошо согласуется с наличием взаимосвязей между работой генов развития и возникающими в когнитивной системе организмов проблемами, связанными с переработкой информации, которые ведут к снижению их приспособленности. Убедительным примером формирования в когнитивной системе преадаптивных структур могут служить рудименты перцептивного сознания у некоторых видов высших антропоидов (прежде всего шимпанзе), а также их весьма удивительные когнитивные способности к символьной коммуникации и знаково-символическому мышлению».   

Меркулов И.П., Эпистемология (когнитивно-эволюционный подход), Том 2, СПб, «Издательство русской Христианской гуманитарной академии», 2006 г., с. 186-188.


Закон вытеснения человека из системы по Б.Л. Злотину

 

Исследователи предлагают новую теорию когнитивной эволюции человека

  • Скачать PDF Копировать

Отзыв Эмили Хендерсон, бакалавра наук 16 июня 2021 г.

Период, предшествовавший появлению людей современного типа, характеризовался резкой изменчивостью климата и окружающей среды — именно эти воздействия, происходящие на протяжении сотен тысяч лет, сформировали эволюцию человека .

Новое исследование, опубликованное сегодня в Cambridge Archaeological Journal , предлагает новую теорию когнитивной эволюции человека под названием «Дополнительное познание», которая предполагает, что, приспосабливаясь к резким изменениям окружающей среды и климата, наши предки эволюционировали, чтобы специализироваться на различных, но дополняющих друг друга способах познания.

мышление.

Ведущий автор Д-р Хелен Тейлор, научный сотрудник Университета Стратклайда и аффилированный научный сотрудник Института археологических исследований Макдональда Кембриджского университета, объяснила:

«Эта система взаимодополняющего познания функционирует таким же образом, как эволюция на генетическом уровне, но вместо лежащей в основе физической адаптации может лежать в основе огромной способности нашего вида создавать поведенческие, культурные и технологические адаптации. Она дает представление об эволюции уникальных человеческих адаптаций, таких как язык, предполагая, что он развился вместе со специализацией в человеческом познании».

Теория комплементарного познания предполагает, что наши виды совместно адаптируются и эволюционируют культурно посредством системы коллективного когнитивного поиска наряду с генетическим поиском, который обеспечивает фенотипическую адаптацию (теорию эволюции Дарвина посредством естественного отбора можно интерпретировать как процесс «поиска») и когнитивные поиск, который обеспечивает поведенческую адаптацию.

Д-р Тейлор продолжил: «Каждая из этих поисковых систем, по сути, представляет собой способ адаптации, сочетающий в себе построение и использование прошлых решений и изучение их с целью обновления; как следствие, мы наблюдаем эволюцию этих решений с течением времени. первое исследование, чтобы изучить представление о том, что отдельные представители нашего вида нейрокогнитивно специализируются на дополнительных стратегиях когнитивного поиска».

Дополнительное познание может лежать в основе объяснения исключительного уровня культурной адаптации нашего вида и обеспечивать основу для объяснения возникновения языка. Язык можно рассматривать как развивающийся как средство облегчения совместного поиска и как механизм наследования для обмена более сложными результатами дополнительного когнитивного поиска. Язык рассматривается как неотъемлемая часть системы дополнительного познания.

Теория дополнительного познания объединяет наблюдения из разных дисциплин, показывая, что их можно рассматривать как разные стороны одного и того же основного явления.

Д-р Тейлор продолжил: «Например, форма познания, рассматриваемая в настоящее время как расстройство, дислексия, как показано, является нейрокогнитивной специализацией, природа которой, в свою очередь, предсказывает, что наш вид эволюционировал в очень изменчивой среде. Это согласуется с выводами многие другие дисциплины, включая палеоархеологические данные, подтверждающие, что горнило эволюции нашего вида было очень изменчивым».

Как ведущая благотворительная организация по борьбе с дислексией, мы приветствуем новаторское исследование доктора Хелен Тейлор в области эволюции комплементарного познания. Хотя наше нынешнее образование и рабочая среда часто не предназначены для того, чтобы максимально использовать мышление, связанное с дислексией, мы надеемся, что это исследование послужит отправной точкой для дальнейшего изучения экономических, культурных и социальных преимуществ, которые все общество может получить от уникальных способностей. людей с дислексией».

Ник Посфорд, генеральный директор Британской ассоциации дислексии

Related Stories

  • Тесные узкие места передачи могут ограничивать эволюцию вариантов SARS-CoV-2
  • Подвариант XBB/XBB.1.5 SARS-CoV-2 показывает повышенную чувствительность к вакцине
  • Эволюция смертности от COVID-19 в 2020 г. и 2021 г. в шести странах

В то же время это может также дать представление о том, какая кумулятивная культурная эволюция наблюдается у нашего вида. Специализация на дополнительных стратегиях поиска и совместной адаптации значительно увеличила бы способность человеческих групп производить адаптивные знания, позволяя нам постоянно адаптироваться к весьма изменчивым условиям.

Но в периоды большей стабильности и изобилия, когда адаптивное знание не устаревало с такой скоростью, вместо этого оно накапливалось, и как таковое Дополнительное познание также может быть ключевым фактором в объяснении кумулятивной культурной эволюции.

Комплементарное познание позволило нам адаптироваться к различным условиям и, возможно, лежит в основе успеха нашего вида, позволяя нам адаптироваться гораздо быстрее и эффективнее, чем любому другому очень сложному организму. Однако это также может быть самой большой уязвимостью нашего вида.

Д-р Тейлор заключил: «Воздействие человеческой деятельности на окружающую среду является наиболее насущным и ярким примером этого. Задача сотрудничества и совместной адаптации в масштабе создает множество трудностей, и мы, возможно, невольно создали ряд культурных систем. и практики, особенно в сфере образования, которые подрывают нашу способность адаптироваться. Эти наложенные на себя ограничения нарушают нашу дополнительную способность когнитивного поиска и могут ограничивать нашу способность находить инновационные и творческие решения и действовать в соответствии с ними».

«Комплементарное познание следует рассматривать как отправную точку в изучении богатой области человеческой эволюции и как ценный инструмент, помогающий создать адаптивное и устойчивое общество. Наш вид может быть обязан своими впечатляющими технологическими и культурными достижениями нейрокогнитивной специализации и сотрудничеству когнитивный поиск, но наш адаптивный успех до сих пор может противоречить важности достижения равновесия подходов.Если эта система становится неприспособленной, это может быстро привести к столь же впечатляющим неудачам в адаптации — и, чтобы выжить, крайне важно, чтобы эта система была исследована и понял дальше».

Источник:

Кембриджский университет

Ссылка на журнал:

Taylor, H., et al . (2021) Эволюция дополнительного познания: люди совместно адаптируются и развиваются посредством системы коллективного когнитивного поиска. Кембриджский археологический журнал . doi.org/10.1017/S0959774321000329.

Опубликовано в: Новости медицины

Теги: Кардиология, Благотворительность, Дислексия, Образование, Эволюция, Генетика, Сердце, Язык, Исследования

Комментарии (0)

  • Скачать PDF Копировать

Когнитивная эволюция: от отдельных клеток к человеческому разуму

Содержание Описание книги отзывов критиков

ISBN 9780367679552

396 страниц 21 цветная и 107 черно-белых иллюстраций

Опубликовано 27 июля 2022 г. к Рутледж


Бесплатная доставка (6-12 рабочих дней)
вариантов доставки

Формат Мягкая обложкаТвердый переплетVitalSource электронная книга

Первоначальная цена $59,95

Цена продажи $ $ 47,96

КОЛ-ВО

добавить в корзину

Запрос копии электронной книги Добавить в список желаний

ISBN 9780367685072

396 страниц 21 цветная и 107 черно-белых иллюстраций

Опубликовано 27 июля 2022 г. к Рутледж


Бесплатная доставка (6-12 рабочих дней)
вариантов доставки

Формат Мягкая обложкаТвердый переплетVitalSource электронная книга

Первоначальная цена $170,00

Цена продажи $ $ 136.00

КОЛ-ВО

добавить в корзину

Запрос копии электронной книги Добавить в список желаний

ISBN 9781003137863

396 страниц 21 цветная и 107 черно-белых иллюстраций

Опубликовано 18 июля 2022 г. к Routledge


Узнать об электронных книгах VitalSource Открытие всплывающего окна

Также доступно в виде электронной книги по адресу:

  • Amazon Kindle открывается в новой вкладке или окне
  • Тейлор и Фрэнсис электронные книги
    (Институциональная покупка)Открывается в новой вкладке или окне

Формат Мягкая обложкаТвердый переплетVitalSource eBook

Купить электронную книгу 59,95 долларов США $47,96 59,95 долларов США Аренда на 6 месяцев $32,98 $32,98 $32,98 Аренда на 12 месяцев $38,97 $38,97 $38,97

добавить в корзину

Запрос копии электронной книги Добавить в список желаний

Продолжить покупки

Cognitive Evolution представляет собой углубленное исследование естественной истории познания, от зарождения жизни на Земле до современных людей. Объединяя эволюционные, сравнительные и неврологические исследования, книга привносит уникальную когнитивную перспективу в эволюционную психологию.

Второе издание содержит последние исследования и иллюстрации по новым темам, что делает его настоящим обновлением в этой области. Введя эволюцию, Боулз принимает точку зрения обработки информации — от входов к выходам, со всеми промежуточными психическими процессами, чтобы обеспечить систематический обзор эволюции познания, включая его сенсорные, моторные, перцептивные и когнитивные компоненты. Сочетание эволюционного, сравнительного и нейробиологического подходов дает представление о таких темах, как зрение, ручное управление, инструменты и планирование, пространственное восприятие, распознавание образов, память, язык и сознание.

Cognitive Evolution — это всеобъемлющее и важное пособие для студентов старших курсов и аспирантов, изучающих когнитивную и эволюционную психологию. Исследователи сочтут его полезным и проницательным синтезом области, но даже любопытная публика найдет в нем много удивительного и поучительного.

Введение

Благодарности

Глава 1: Жизнь начинается

Глава 2: Жизнь становится сложной

Глава 3: От позвоночных до ранних млекопитающих

Глава 4: От более поздних млекопитающих до приматов

Глава 5: Человек

Глава 6: Механические и химические чувства

Глава 7: Зрение

Глава 8: Происхождение движения

Глава 9: Двуногость

Глава 10: Праксис и рукопожатие

Глава 11: Инструменты и планирование

Глава 12: Пространственное восприятие

Глава 13: Распознавание образов

Глава 14: Память

Глава 15: Язык

Глава 16: Сознание

Глава 17: Резюме в Девять первых

Глоссарий

Ссылки

Дополнительные фотографии

Алфавитный указатель

 

Биография

Дэвид Б. Боулс является ментальным психологом, который широко публикуется на портале «Психолог по когнитивным исследованиям». Он начал много читать о сравнительных и артефактных свидетельствах познания, будучи аспирантом, что привело к включению содержания эволюционной психологии в его последующие курсы. В 2001 году он начал преподавать сравнительный и эволюционный подходы к познанию, курс, который несколько лет спустя перешел в когнитивную эволюцию.

‘Когда Cognitive Evolution впервые появился, он сразу же стал основополагающим текстом для всех исследователей когнитивной нейробиологии. Не осталось ничего подобного по своему объему, поскольку он описывает эволюцию нейронных систем, имеющих отношение к познанию, от отдельных организмов до современных людей. Второе издание Cognitive Evolution является важным чтением для всех, кто хочет быть в курсе своего понимания когнитивной эволюции». – Арнольд Л. Гласс, профессор психологии, Университет Ратгерса, США

‘Богатая деталями, увлекательно написанная и прекрасно иллюстрированная, книга является отличным ресурсом для студентов старших курсов и аспирантов, изучающих когнитивные науки.

Добавить комментарий