Когнитивная сфера — Психологос
К когнитивной сфере относят все психические процессы, выполняющие функцию рационального познания (от лат. cognitio — знание, познание, изучение, осознание).
Понятие «когнитивное» (когнитивные процессы, когнитивная психология и когнитивная психотерапия…) — получило распространение в 60-е годы XX века, во время увлечения кибернетикой и электронным моделированием интеллектуальных процессов, переросшим в привычку представлять человека как сложный биокомпьютер. Исследователи пытались моделировать все психические процессы, происходящие в человеке. Что получилось смоделировать — назвали когнитивными процессами. Что не получилось — аффективными.
Таким образом, по факту понятие «когнитивные процессы» получило похожее, но несколько иное значение. На практике «когнитивными» называют психические процессы, которые возможно представить как логичную и осмысленную последовательность действий по переработке информации.
Или: которые можно разумно промоделировать в терминах переработки информации, где в переработке информации можно разглядеть логику и рациональность.
К когнитивным процессам обычно относят память, внимание, восприятие, понимание, мышление, принятие решений, действия и воздействия — в той мере или в той части, в какой они заняты познавательными процессами, а не чем-то другим (влечениями, развлечениями…). Сильно упрощая, можно сказать, что это компетентность и знания, умения и навыки.
Например?
Рациональное восприятие — это восприятие аналитическое, критическое, отличающееся от интуиции и живого впечатления. «Мороженое вкусное, но для больного горла это не вовремя. Откладываем!»
Рациональное понимание – это понимание с помощью понятий и логики, в противоположность сопереживанию, эмпатии и вчувствованию, то есть эмоциональным, телесным и переживательным способам понимания.
Рациональное влияние — это объяснение и убеждение, обращающиеся к разуму человека. Внушение, эмоциональное заражение, якорение и другие средства, влияющие на человека не разумным путем, относят к иррациональным средствам влияния.
Рациональное мышление — мышление логическое и понятийное, или хотя бы направленное в эту сторону. Люди в процессе жизни и общения мыслят не всегда, вполне успешно обходясь чувствами, привычками и автоматизмами, но когда человек включает голову, он мыслит (по крайней мере пытается мыслить) рационально.
Эмоции относят преимущественно к аффективным процессам, поскольку разумно промоделировать их сложно.
Какую эмоцию иногда выдаст женщина, не знает никто, включая ее саму…
С другой стороны, часть эмоций возникает вполне закономерно, вследствие понятных программ, устоявшихся привычек или определенной выгоды. В этом случае, такие эмоции — могут быть отнесены к когнитивным процессам, или, на другом языке, можно изучать когнитивную составляющую таких эмоций.
Аффективная сфера
В отличие от этого, аффективные процессы — психические процессы, которые промоделировать разумным образом не представляется возможным. В первую очередь это процессы эмоционально-чувственного отношения к жизни и взаимодействия с миром, собой и людьми. Так же упрощая, это обычно чувства и предчувствия, желания и импульсы, впечатления и переживания. Все это — аффективная сфера.
Когнитивная сфера личности
Когнитивная сфера личности – это познавательная сфера. Она включает познавательные процессы личности: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь.
Ощущения
Ощущение – простейший когнитивный процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Выделяют следующие виды ощущений: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, болевые и ощущение равновесия.
Анатомической основой ощущений является анализатор.
Анализатор включает три составные части: чувствительные нервные окончания, т.е. рецепторы; приводящий нейрон, т.е. аффектор; центральный (корковый) отдел анализатора.
Чувствительность анализатора ограничивается так называемыми порогами ощущений.
Выделяют нижний, верхний и различительный пороги ощущений.
Нижний порог – это минимальная интенсивность раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение.
Верхний порог – это такая максимальная интенсивность раздражителя, при воздействии которой возникают ощущения, адекватные характеру воздействия, (т.е. модальности анализатора), но превышение которой ведет к утрате ощущений или появлению неадекватных ощущений.
Различительный порог (он же – дифференциальный, он же – относительный) – это минимальная разница интенсивностей раздражителей, воспринимаемая (различаемая) анализатором.
Адаптация – настройка анализатора на воздействие раздражителей определенного уровня интенсивности, изменение чувствительности при воздействии раздражителей постоянной интенсивности.
Сенсибилизация органов чувств – изменение порога чувствительности при длительном воздействии околопороговых раздражителей.
Сенсорная депривация – состояние, возникающее при недостаточной стимуляции органов чувств внешними раздражителями.
Вопросы для самопроверки:
Дайте определение понятию «ощущение».
Какие пороги ощущений существуют?
Что такое адаптация органов чувств?
Приведите примеры сенсорной депривации и сенсибилизации.
Восприятие
Восприятие – это когнитивный процесс, состоящий в отражении целостных предметов и явлений, при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Продукт восприятия – целостный образ, но в отличие от образов памяти, он возникает лишь при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств.
Видов восприятия:
по модальности анализатора (зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые, кинестетические).
по основным свойствам материи (формам существования): восприятие пространства, движения и времени.
Цветовосприятие.
Цвет воздействует на организм уже своими физическими характеристиками, т.
Восприятие формы. Механизм воздействия формы лежит в мелкочастотных движениях глаза по контуру объекта. Рассмотрим символы, приведенные на рис. 1.
Рис. 1. Основные геометрические формы в психологии
Чем больше острых углов имеет форма, тем более энергетизирующее воздействие она оказывает на психику.
Основные свойства восприятия: избирательность, предметность, целостность, осмысленность, константность, активность, структурность, установка восприятия.
Избирательность заключается в том, что человек не может воспринимать все одинаково четко в каждый конкретный момент времени. Что-то будет для него фигурой, а что-то фоном.
Предметность – это отнесенность образа восприятия к явлениям внешнего мира. Иногда это свойство нарушается, например при галлюцинациях.
Осмысленность означает отнесение объекта к определенной категории, соотнесенность его с прошлым опытом.
Константность – это относительная независимость образа восприятия от условий восприятия.
Активность восприятия – это включенность в акт восприятия моторных компонентов, что превращает акт восприятия в перцептивную деятельность субъекта. Без моторики невозможно адекватное восприятие. Наиболее активный орган – глаз. Если исключить движение образа по сетчатке, то образ исчезает уже через 3 секунды.
Структурность
Это закономерности структурирования образа или ряда образов по сходству, близости, замкнутости, по принципу «общей судьбы». Это законы «хорошей линии», непрерывности, симметрии, заполнения пробелов.
Установка восприятия – зависимость восприятия настоящего от восприятий в прошлом.
Cognisphere – д-р д-р Йорн Ленгсфельд
Английский | Немецкий
«Когнисфера» определяется как совокупность всей информации, собираемой, хранимой и обрабатываемой живыми существами в контексте когнитивных процессов. Таким образом, когнисфера определяется как совокупность информации, которая проявляется в контексте когнитивных процессов.
Составляющая слова «сфера» указывает на идею о том, что явление охватывает землю, как если бы она была оболочкой. Таким образом, «когнисфера» противопоставляется «инфосфере», «энтисфере» и классическим сферам, относящимся к естественным наукам, таким как геосфера, биосфера, литосфера и атмосфера.
Термин «Когнисфера» был придуман в контексте «Концепции цифровой эры», которая была введена для описания цифровой трансформации. В этой классификационной модели выделяются четыре сферы для описания перехода к цифровому информационному обществу, вызванного цифровизацией в контексте цифровых изменений и цифровой трансформации.
Этимология: Термин «Когнисфера» был придуман путем объединения слов «познание» и «сфера». В академической терминологии слово «сфера» используется для обобщения родственных явлений на высоком уровне абстракции и для обозначения вышестоящей классификации. Слово «сфера» происходит от древнегреческого слова «sphaira», которое имеет значение «шар» или «раковина». Оно вошло в английский язык через латинское слово «sphaera». Английское слово «Познание» имеет латинское происхождение и восходит к латинскому глаголу «cognoscere» со значением «узнавать», «переживать». Слово познание используется в повседневном языке в разных значениях. Здесь он возвращается к своему широкому значению в смысле совокупности процессов переработки информации человеком или живым существом, а также способностей, обеспечивающих эти процессы и их психические результаты. К ним относятся, например, внимание, ориентация, восприятие, самоанализ, память, обучение, творчество, воображение, решение проблем, планирование, аргументация.
Определение: «Когнисфера» — это совокупность всей информации, полученной, сохраненной и обработанной живыми существами в контексте когнитивных процессов.
Прилагательные: Принадлежность к когнисфере может быть выражена прилагательным «конгисферный». Если процесс происходит полностью внутри когнисферы, на это можно указать прилагательными «внутрикогнисферный» или «эндокогнисферный». Прилагательные «экстракогнисферный» или «экзокогнисферный», с другой стороны, утверждают, что событие происходит полностью вне сферы Когниса. Если межсферный процесс начинается или заканчивается в когнисфере, могут использоваться прилагательные «экстракогнисферный» или «интрокосферный». Однако если и начало, и конец лежат за пределами когнисферы, межсферный процесс принимает «транскогнисферный» ход.
Cognicage 360’ Познавательная сфера с системой ROX
ПЕРВАЯ В МИРЕ 360º МУЛЬТИСЕНСОРНАЯ ТРЕНИРОВКА
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ, РАНДОМИЗИРОВАННАЯ ТРЕНИРОВКА
Заберитесь в единственную клетку, которую вам никогда не захочется покидать. Моделируйте движения в реальной жизни для занятий спортом или тренировок. Полная функциональность в соответствии с вашими потребностями и рандомизированные сценарии обучения для создания 100% целенаправленного, веселого и реального опыта.
НЕОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
Обучение в CogniCage не ограничено. Вертикальные прыжки, плиометрика, ловкость и скорость, высокоинтенсивные интервальные тренировки, комплексные тренировки и индивидуальные/партнерские тренировки — это лишь некоторые из многих упражнений, в которых вы можете участвовать. Действительно всесторонний опыт для каждого пользователя.
360º МУЛЬТИСЕНСОРНАЯ ТРЕНИРОВКА
CogniCage не позволяет клиентам делать что-либо, кроме как полностью сосредоточить свое внимание на тренировке. Полностью доказано улучшение пространственного восприятия, слуховых навыков, периферийного зрения и времени реакции в напряженных условиях.
ИНТЕРАКТИВНЫЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ
Эта иммерсивная система обучения доставляет удовольствие и побуждает к соревнованиям. Хотя Cognicage — это тяжелая работа, это очень весело. После каждого сеанса вам захочется вернуться обратно.
Световая, звуковая и вибрационная стимуляция с помощью 21 интерактивных сенсорных устройств ROXProX. Наша лучшая в своем классе модель вместе со структурой 360º обеспечивает комплексную когнитивную тренировку, которая бросит вызов мозгу каждого. Он включает в себя амортизирующий Aerofloor, который защищает суставы от ударов.
EASY APP-CONTROL & PERFORMANCE DATA
Все данные мгновенно записываются во время каждого сеанса CogniCage.