Диагностика когнитивной сферы
Автор статьи
Анна Якушенко – Клинический и семейный психолог
Сохранить статью:
Необходимость диагностировать уровень развития когнитивной сферы человека возникает на психологических консультированиях. Родителям хочется представлять, соответствует ли интеллектуальное развитие малыша возрастным нормам и какие существуют возможности по его совершенствованию. Взрослым людям требуется информация о том, на каком уровне находятся их умственные способности в данный момент времени. Часто это связано с проявлением неврологических или психических заболеваний.
Какие методы диагностики когнитивной сферы существуют в настоящий момент? На что ориентируются специалисты при осмотре?
Основные показатели для диагностики когнитивной сферы
При необходимости оценить развитие когнитивной сферы личности специалисту нужно исследовать основные показатели работы мозга:
- Ориентация. Пациент должен понимать где он находится, кто он такой, и легко ориентироваться во времени. Четкие ответы по этим вопросам дают понять эксперту, что человек в ясном уме и можно продолжать исследование.
- Внимание. Оценивается способность фокусироваться на сенсорных стимулах, умение переключаться с одного на другой. Оценивается длительность выполнения этих тестов без признаков утомления.
- Память. Специалист должен провести обследование всех видов памяти по временной организации: мгновенную, краткосрочную и долговременную.
- Счет. Нарушение способности производить счетные операции называется акалькулия. Она может свидетельствовать об органическом поражении головного мозга.
- Речь. Оценивается одновременно и сенсорная часть речи, и моторная. Специалист при опросе должен отметить такие особенности, как изменение скорости и ритма, нарушение мелодичности, затруднение в подборе слов, ошибочное произношение, эхолалию.
Для оценки понимания обращенной к нему речи, пациенту предлагают пройти тесты на выполнение инструкций, сопоставления услышанного названия предмета и картинки. - Письмо. Чтобы проверить функции письма, предлагается либо написать свое имя, либо списать текст с образца. Проблемы в выполнении заданий могут свидетельствовать как о неврологических проблемах, так и о психических заболеваниях.
- Чтение. Оценивается способность не только прочитать текст, но и изложить смысл прочитанного.
- Праксис. Особое внимание при осмотре пациента необходимо уделить изучению его психомоторной функции. Нужно проверить способность не только выполнять двигательные команды, но и составлять их самостоятельно.
- Гнозис. У людей с нарушениями когнитивной сферы часто наблюдается агнозия — неспособность узнавать объекты при сохранении функций слуха, зрения, обоняния, тактильной чувствительности.
- Мышление. Проверяется умение анализировать информацию, обобщать ее, делать выводы и принимать решения.
ТОП 5 практик от практикующего психолога для помощи себе
и другим
Алина Степанчук
Психолог, психотерапевт в модальности
«Транзактный анализ»
Как часто наша жизнь кажется нам трудной, сложной, скучной, несправедливой? Ежедневно мы застреваем в бесконечном кругу финансовых трудностей, негативных эмоций, страха перед неудачами. Иногда нужен толчок, чтобы начать менять свою жизнь в лучшую сторону.
Мы с командой ED PRO подготовили подборку полезных техник, которые вы сможете применять для улучшения своей жизни или в работе с клиентами. И да, это бесплатно!
Методики диагностики когнитивной сферы
Для оценки когнитивной сферы взрослого и ребенка применяют разные методы диагностики, так как интеллект различается и в количественном отношении, и в качественном.
Если проверка ограничивается тем, чтобы определить только общий уровень интеллектуального развития пациента и выдать ему советы по совершенствованию умственных способностей, то достаточно проведения общей психодиагностики интеллекта. Если задача том, чтобы выполнить полное и разностороннее исследование работы головного мозга, следует опираться на расширенное понимание интеллекта.
Методики диагностики когнитивной сферы ребенка
Интеллектуальные способности ребенка меняются очень быстро. В целом, каждые 3-4 года происходит качественный скачок в развитии, поэтому методы психодиагностики для детей 2-3 лет не подходят для дошкольников 5-6 лет и, тем более, для первоклассников.
Для определения уровня наглядно-образного мышления ребенка младшей группы детского сада выбирают простые техники тестирования: «Нелепицы», «Времена года», «Что не хватает?». У детей постарше присутствует образно-логическое мышление, которое диагностируют при помощи логических тестов: «Что нужно убрать?», «Выдели группы».
Наглядно-действенное мышление проверяется у малышей 3-4 лет при помощи заданий на обведения контура рисунка или его воспроизведения, а уже в 5-6 лет предлагается проходить лабиринты и вырезать геометрические фигуры.
Сейчас разработаны методики для оценки и других мыслительных функций у детей:
- внимания: «Вычеркни лишнее», «Запомни и расставь точки»;
- воображения: «Сочини сказку», «Изобрази историю»;
- речи: «Назови слова», «Составь рассказ по картинке».
Для детей, которые готовятся к поступлению в школу либо стали уже учениками 1 класса, психодиагностику уровня развития интеллекта проводят по следующему комплексу методов:
- «Определение ориентации детей в окружающем мире и запас бытовых знаний», «Формирование понятий» используются для определения уровня развития словесно-логического мышления;
- «Кубик Рубика», «Матрицы Равена» — для образно-логического мышления.
Для диагностики когнитивной сферы подростков используются такие же диагностические методики: «Формирование понятий», «Навык устного счета», «Кубик Рубика», «Матрицы Равена», «Логико-количественные отношения» и тест Айзенка.
Онлайн-тест «Определи свой психотип»
Пройти тест
Тест Айзенка показал высокую эффективность при проведении консультаций по определению профессиональной ориентации и профессионального отбора.
Комплекс диагностических методик для взрослых людей формирует клинический психолог либо врач-невролог, исходя из жалоб пациента, его возраста и сопутствующего диагноза. Подробнее о нарушениях когнитивной сферы, способах профилактики и лечения ее нарушений читайте в статьях нашего блога «Психология».Гайд «5 способов для борьбы с тревогой»
Скачать бесплатно
Категории по теме:
- Все статьи
- Нутрициология
- Коучинг
- Сексология
- Психология
- Дизайн интерьеров
- Эксперт.PRO
Когнитивная сфера личности педагога — презентация онлайн
Похожие презентации:
Темперамент. Типы темперамента
Воображение и его виды
Вербальные и невербальные средства общения
Конфликты и способы их разрешения
Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского
Кейсы (ситуации взаимодействия ребёнка и взрослого)
Гуманистическая психология
Анализ воздействия социальных сетей на формирование зависимого поведения у молодежи
Деловая коммуникация. Формы деловой коммуникации. (Лекция 2)
Технологии нейрокоррекции нарушений письменной речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
1. Когнитивная сфера личности педагога
ПамятьВнимание
Когнитивная
сфера
личности
педагога
Восприятие
Нурия Койшваевна Зиналиева, доцент кафедры
общей и когнитивной психологии
Мышление
Воображение
1
2. Когнитивная компетентность педагога
Когнитивная компетентность – это единство теоретической и практическойготовности педагога к профессиональной деятельности.
Педагог обладает развитым вниманием,
такими свойствами как распределение,
устойчивость и концентрация.
Педагог способен воспринимать
ученика (его особенности, внутренний мир,
психическое состояние).
Нурия Койшваевна Зиналиева, доцент кафедры
общей и когнитивной психологии
2
3
Нурия Койшваевна Зиналиева, доцент кафедры общей и
когнитивной психологии
4. У педагога развиты все процессы памяти: запоминание, хранение, воспроизведение, узнавание, вспоминание.
Нурия Койшваевна Зиналиева, доцент кафедры общей икогнитивной психологии
4
5. Педагог способен предвидеть (вообразить с достаточной степенью вероятности) последствия своих действий в отношении
ученика.Отражать свои творческие способности.Нурия Койшваевна Зиналиева, доцент кафедры общей и
когнитивной психологии
5
6. Педагог умеет формулировать суждения, анализировать проблемы (гибкость мышления, критичность мышления), решать различные задачи
и делатьвыводы.
6
Нурия Койшваевна Зиналиева, доцент кафедры общей и
когнитивной психологии
7. Когнитивный диссонанс Когнитивный диссонанс (от латинских слов: cognitiо — «познание» и dissonantia — «несозвучность,
Когнитивный диссонансКогнитивный диссонанс (от латинских слов: cognitiо — «познание»
и dissonantia — «несозвучность, нестройность, отсутствие гармонии») —
состояние психического дискомфорта индивида, вызванное столкновением в
его Сознании конфликтующих представлений: идей, верований, ценностей или
эмоциональных реакций.
Теория когнитивного диссонанса была
предложена Леоном Фестингером в 1957 г.
Нурия Койшваевна Зиналиева, доцент кафедры
общей и когнитивной психологии
7
8. Пример когнитивного диссонанса
Нурия Койшваевна Зиналиева, доцент кафедрыобщей и когнитивной психологии
8
Роберт
Солсо
профессор отделения психологии
Университета Невада-Рено (США), один из известнейших в мире
специалистов и бесспорный авторитет в области когнитивной
психологии.
Его книга «Когнитивная психология« (2006 г.) выдержала
значительных современных трудов по этой теме.
—
Репрезентативная
система
(система
представлений,
модальность, сенсорный канал) — это система, посредством
которой человеком воспринимается и используется информация,
поступающая из внешнего мира.
Нурия Койшваевна, доцент кафедры
общей и когнитивной психологии
9
English Русский Правила
Найдены новые связи между личностью и когнитивными способностями
В новом знаменательном исследовании Университета Миннесоты обнаружены удивительные связи между человеческим познанием и личностью — столпами человеческой индивидуальности, которые формируют то, кто мы есть, и то, как мы взаимодействуем с миром. Личность влияет на наши действия, эмоции и мысли, определяя, являемся ли мы экстравертами, вежливыми, настойчивыми, любопытными или тревожными. С другой стороны, когнитивные способности — это зонтик, который отражает нашу способность ориентироваться в сложности, такой как артикулирование языка, понимание сложной математики и создание логических выводов.
Исследование, опубликованное в Proceedings of the National Academy of Sciences, объединяет данные более чем 1300 исследований прошлого века, в которых приняли участие более 2 миллионов участников из 50 стран, и объединяет данные из академических журналов, руководств по испытаниям, военных баз данных, ранее неопубликованные наборы данных и даже собственные базы данных частных компаний.
Это монументальное исследование представляет собой углубленное исследование всего пантеона личностных качеств и когнитивных способностей, охватывающих множество культур и демографических групп. Он имеет массив из 79черты личности — от скромности до покладистости — наряду с 97 когнитивными способностями — от скорости чтения до памяти.
«Знание того, как связаны личность и интеллект, позволяет нам задуматься над более глубоким вопросом, почему», — говорит Дениз Унес, соавтор исследования и профессор психологии в Колледже гуманитарных наук. «Эти результаты революционизируют наше понимание человеческого разнообразия и индивидуальности. Только зная себя, мы можем полностью раскрыть свой потенциал».
Ключевые результаты включают:
- Активные и энергичные люди, как правило, лучше владеют различными когнитивными способностями. Прежде всего, это включает в себя обширные знания, эффективное извлечение памяти и улучшенную обработку информации. Независимо от темы, активные люди, как правило, знают о ней больше.
- Людям, которые склонны к высокому уровню депрессии или беспокойства, может быть труднее накапливать знания или рассуждать логически.
- Те, кто был более трудолюбивым и сострадательным, как правило, обладали лучшими вербальными и количественными знаниями. Это открытие предполагает захватывающую связь между чертами личности и тем, как мы учимся.
- Между многими когнитивными способностями и непредубежденностью (то есть восприимчивостью к свежим идеям) существует прочная положительная связь.
«Потребовалось более 13 лет и команда из более чем 30 добровольцев, чтобы найти, перевести, ввести и проанализировать более 1300 исследований», — сказал Кевин Станек, соавтор исследования, который ранее возглавлял Лабораторию личности и интеллекта Колледжа. . «Мы чрезвычайно благодарны исследовательской группе, а также более широкому кругу тысяч ученых, библиотекарей и компаний, которые поделились своим временем и данными, чтобы собрать воедино эту мозаику».
Удивительным открытием этого исследования стала постоянство методов исследования в прошлом столетии. Современные исследования личности часто все еще используют самоотчет о согласии с письменными утверждениями. Чтобы противостоять этому застою, авторы работают над исследованием использования инновационных методов, таких как сенсорные исследования и генеративный ИИ, для оценки личностных качеств и когнитивных способностей.
- Категории:
- Здоровье
- Исследования
SCIRP Открытый доступ
Издательство научных исследований
Журналы от A до Z
Журналы по темам
- Биомедицинские и биологические науки.
- Бизнес и экономика
- Химия и материаловедение.
- Информатика. и общ.
- Науки о Земле и окружающей среде.
- Машиностроение
- Медицина и здравоохранение
- Физика и математика
- Социальные науки. и гуманитарные науки
Журналы по тематике
- Биомедицина и науки о жизни
- Бизнес и экономика
- Химия и материаловедение
- Информатика и связь
- Науки о Земле и окружающей среде
- Машиностроение
- Медицина и здравоохранение
- Физика и математика
- Социальные и гуманитарные науки
Публикация у нас
- Подача статьи
- Информация для авторов
- Ресурсы для экспертной оценки
- Открытые специальные выпуски
- Заявление об открытом доступе
- Часто задаваемые вопросы
Публикуйтесь у нас
- Представление статьи
- Информация для авторов
- Ресурсы для экспертной оценки
- Открытые специальные выпуски
- Заявление об открытом доступе
- Часто задаваемые вопросы
Следовать SCIRP
Свяжитесь с нами
клиент@scirp. org | |
+86 18163351462 (WhatsApp) | |
1655362766 | |
Публикация бумаги WeChat |
Недавно опубликованные статьи |
Недавно опубликованные статьи |
Подпишитесь на SCIRP
Свяжитесь с нами
клиент@scirp. |