Когнитивная сфера личности: Когнитивная сфера в психологии

Содержание

Диагностика когнитивной сферы

Автор статьи

Анна Якушенко – Клинический и семейный психолог

Сохранить статью:

Необходимость диагностировать уровень развития когнитивной сферы человека возникает на психологических консультированиях. Родителям хочется представлять, соответствует ли интеллектуальное развитие малыша возрастным нормам и какие существуют возможности по его совершенствованию. Взрослым людям требуется информация о том, на каком уровне находятся их умственные способности в данный момент времени. Часто это связано с проявлением неврологических или психических заболеваний. 

Какие методы диагностики когнитивной сферы существуют в настоящий момент? На что ориентируются специалисты при осмотре?

Основные показатели для диагностики когнитивной сферы

При необходимости оценить развитие когнитивной сферы личности специалисту нужно исследовать основные показатели  работы мозга:

  1. Ориентация. Пациент должен понимать где он находится, кто он такой, и легко ориентироваться во времени. Четкие ответы по этим вопросам дают понять эксперту, что человек в ясном уме и можно продолжать исследование.
  2. Внимание. Оценивается способность фокусироваться на сенсорных стимулах, умение переключаться с одного на другой. Оценивается длительность выполнения этих тестов без признаков утомления.
  3. Память. Специалист должен провести обследование всех видов памяти по временной организации: мгновенную, краткосрочную и долговременную.
  4. Счет. Нарушение способности производить счетные операции называется акалькулия. Она может свидетельствовать об органическом поражении головного мозга.
  5. Речь. Оценивается одновременно и сенсорная часть речи, и моторная. Специалист при опросе должен отметить такие особенности, как изменение скорости и ритма, нарушение мелодичности, затруднение в подборе слов, ошибочное произношение, эхолалию.
    Для оценки понимания обращенной к нему речи, пациенту предлагают пройти тесты на выполнение инструкций, сопоставления услышанного названия предмета и картинки.
  6. Письмо. Чтобы проверить функции письма, предлагается либо написать свое имя, либо списать текст с образца. Проблемы в выполнении заданий могут свидетельствовать как о неврологических проблемах, так и о психических заболеваниях.
  7. Чтение. Оценивается способность не только прочитать текст, но и изложить смысл прочитанного.
  8. Праксис. Особое внимание при осмотре пациента необходимо уделить изучению его психомоторной функции. Нужно проверить способность не только выполнять двигательные команды, но и составлять их самостоятельно.
  9. Гнозис. У людей с нарушениями когнитивной сферы часто наблюдается агнозия — неспособность узнавать объекты при сохранении функций слуха, зрения, обоняния, тактильной чувствительности.
  10. Мышление. Проверяется умение анализировать информацию, обобщать ее, делать выводы и принимать решения.

ТОП 5 практик от практикующего психолога для помощи себе
и другим

Алина Степанчук

Психолог, психотерапевт в модальности
«Транзактный анализ»

Как часто наша жизнь кажется нам трудной, сложной, скучной, несправедливой? Ежедневно мы застреваем в бесконечном кругу финансовых трудностей, негативных эмоций, страха перед неудачами. Иногда нужен толчок, чтобы начать менять свою жизнь в лучшую сторону.

Мы с командой ED PRO подготовили подборку полезных техник, которые вы сможете применять для улучшения своей жизни или в работе с клиентами. И да, это бесплатно!

Методики диагностики когнитивной сферы

Для оценки когнитивной сферы взрослого и ребенка применяют разные методы диагностики, так как интеллект различается и в количественном отношении, и в качественном.

Если проверка ограничивается тем, чтобы определить только общий уровень интеллектуального развития пациента и выдать ему советы по совершенствованию умственных способностей, то достаточно проведения общей психодиагностики интеллекта. Если задача том, чтобы выполнить полное и разностороннее исследование работы головного мозга, следует опираться на расширенное понимание интеллекта.

Методики диагностики когнитивной сферы ребенка

Интеллектуальные способности ребенка меняются очень быстро. В целом, каждые 3-4 года происходит качественный скачок в развитии, поэтому методы психодиагностики для детей 2-3 лет не подходят для дошкольников 5-6 лет и, тем более, для первоклассников.

Для определения уровня наглядно-образного мышления ребенка младшей группы детского сада выбирают простые техники тестирования: «Нелепицы», «Времена года», «Что не хватает?». У детей постарше присутствует образно-логическое мышление, которое диагностируют при помощи логических тестов: «Что нужно убрать?», «Выдели группы».

Наглядно-действенное мышление проверяется у малышей 3-4 лет при помощи заданий на обведения контура рисунка или его воспроизведения, а уже  в 5-6 лет предлагается проходить лабиринты и вырезать геометрические фигуры.

Сейчас разработаны методики для оценки и других мыслительных функций у детей:

  • внимания: «Вычеркни лишнее», «Запомни и расставь точки»;
  • воображения: «Сочини сказку», «Изобрази историю»;
  • речи: «Назови слова», «Составь рассказ по картинке».

Для детей, которые готовятся к поступлению в школу либо стали уже учениками 1 класса, психодиагностику уровня развития интеллекта проводят по следующему комплексу методов:

  • «Определение ориентации детей в окружающем мире и запас бытовых знаний», «Формирование понятий» используются для определения уровня развития словесно-логического мышления;
  • «Кубик Рубика», «Матрицы Равена» — для образно-логического мышления.

Для диагностики когнитивной сферы подростков используются такие же диагностические методики: «Формирование понятий», «Навык устного счета», «Кубик Рубика», «Матрицы Равена», «Логико-количественные отношения» и тест Айзенка.

Онлайн-тест «Определи свой психотип»

Пройти тест

Тест Айзенка показал высокую эффективность при проведении консультаций по определению профессиональной ориентации и профессионального отбора.

Комплекс диагностических методик для взрослых людей формирует клинический психолог либо врач-невролог, исходя из жалоб пациента, его возраста и сопутствующего диагноза. Подробнее о нарушениях когнитивной сферы, способах профилактики и лечения ее нарушений читайте в статьях нашего блога «Психология».

  • Гайд «5 способов для борьбы с тревогой»

    Скачать бесплатно


  • Категории по теме:

    • Все статьи
    • Нутрициология
    • Коучинг
    • Сексология
    • Психология
    • Дизайн интерьеров
    • Эксперт.PRO

    Когнитивная сфера личности педагога — презентация онлайн

    Похожие презентации:

    Темперамент. Типы темперамента

    Воображение и его виды

    Вербальные и невербальные средства общения

    Конфликты и способы их разрешения

    Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского

    Кейсы (ситуации взаимодействия ребёнка и взрослого)

    Гуманистическая психология

    Анализ воздействия социальных сетей на формирование зависимого поведения у молодежи

    Деловая коммуникация. Формы деловой коммуникации. (Лекция 2)

    Технологии нейрокоррекции нарушений письменной речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

    1. Когнитивная сфера личности педагога

    Память
    Внимание
    Когнитивная
    сфера
    личности
    педагога
    Восприятие
    Нурия Койшваевна Зиналиева, доцент кафедры
    общей и когнитивной психологии
    Мышление
    Воображение
    1

    2. Когнитивная компетентность педагога

    Когнитивная компетентность – это единство теоретической и практической
    готовности педагога к профессиональной деятельности.
    Педагог обладает развитым вниманием,
    такими свойствами как распределение,
    устойчивость и концентрация.
    Педагог способен воспринимать
    ученика (его особенности, внутренний мир,
    психическое состояние).
    Нурия Койшваевна Зиналиева, доцент кафедры
    общей и когнитивной психологии
    2
    3
    Нурия Койшваевна Зиналиева, доцент кафедры общей и
    когнитивной психологии

    4. У педагога развиты все процессы памяти: запоминание, хранение, воспроизведение, узнавание, вспоминание.

    Нурия Койшваевна Зиналиева, доцент кафедры общей и
    когнитивной психологии
    4

    5. Педагог способен предвидеть (вообразить с достаточной степенью вероятности) последствия своих действий в отношении

    ученика.Отражать свои творческие способности.
    Нурия Койшваевна Зиналиева, доцент кафедры общей и
    когнитивной психологии
    5

    6. Педагог умеет формулировать суждения, анализировать проблемы (гибкость мышления, критичность мышления), решать различные задачи

    и делать
    выводы.
    6
    Нурия Койшваевна Зиналиева, доцент кафедры общей и
    когнитивной психологии

    7. Когнитивный диссонанс Когнитивный диссонанс (от латинских слов: cognitiо — «познание» и dissonantia — «несозвучность,

    Когнитивный диссонанс
    Когнитивный диссонанс (от латинских слов: cognitiо — «познание»
    и dissonantia — «несозвучность, нестройность, отсутствие гармонии») —
    состояние психического дискомфорта индивида, вызванное столкновением в
    его Сознании конфликтующих представлений: идей, верований, ценностей или
    эмоциональных реакций.
    Теория когнитивного диссонанса была
    предложена Леоном Фестингером в 1957 г.
    Нурия Койшваевна Зиналиева, доцент кафедры
    общей и когнитивной психологии
    7

    8. Пример когнитивного диссонанса

    Нурия Койшваевна Зиналиева, доцент кафедры
    общей и когнитивной психологии
    8
    Роберт
    Солсо
    профессор отделения психологии
    Университета Невада-Рено (США), один из известнейших в мире
    специалистов и бесспорный авторитет в области когнитивной
    психологии.
    Его книга «Когнитивная психология« (2006 г.) выдержала
    шесть международных изданий и признана одним из самых
    значительных современных трудов по этой теме.

    Репрезентативная
    система
    (система
    представлений,
    модальность, сенсорный канал) — это система, посредством
    которой человеком воспринимается и используется информация,
    поступающая из внешнего мира.
    Нурия Койшваевна, доцент кафедры
    общей и когнитивной психологии
    9

    English     Русский Правила

    Найдены новые связи между личностью и когнитивными способностями

    В новом знаменательном исследовании Университета Миннесоты обнаружены удивительные связи между человеческим познанием и личностью — столпами человеческой индивидуальности, которые формируют то, кто мы есть, и то, как мы взаимодействуем с миром. Личность влияет на наши действия, эмоции и мысли, определяя, являемся ли мы экстравертами, вежливыми, настойчивыми, любопытными или тревожными. С другой стороны, когнитивные способности — это зонтик, который отражает нашу способность ориентироваться в сложности, такой как артикулирование языка, понимание сложной математики и создание логических выводов.

    Несмотря на преобладающее мнение о том, что определенные связи существуют — например, интроверты часто воспринимаются как более умные — ученым не хватало всестороннего понимания этих сложных связей.

    Исследование, опубликованное в Proceedings of the National Academy of Sciences, объединяет данные более чем 1300 исследований прошлого века, в которых приняли участие более 2 миллионов участников из 50 стран, и объединяет данные из академических журналов, руководств по испытаниям, военных баз данных, ранее неопубликованные наборы данных и даже собственные базы данных частных компаний.

    Это монументальное исследование представляет собой углубленное исследование всего пантеона личностных качеств и когнитивных способностей, охватывающих множество культур и демографических групп. Он имеет массив из 79черты личности — от скромности до покладистости — наряду с 97 когнитивными способностями — от скорости чтения до памяти.

    «Знание того, как связаны личность и интеллект, позволяет нам задуматься над более глубоким вопросом, почему», — говорит Дениз Унес, соавтор исследования и профессор психологии в Колледже гуманитарных наук. «Эти результаты революционизируют наше понимание человеческого разнообразия и индивидуальности. Только зная себя, мы можем полностью раскрыть свой потенциал».

    Ключевые результаты включают:

    • Активные и энергичные люди, как правило, лучше владеют различными когнитивными способностями. Прежде всего, это включает в себя обширные знания, эффективное извлечение памяти и улучшенную обработку информации. Независимо от темы, активные люди, как правило, знают о ней больше.
    • Людям, которые склонны к высокому уровню депрессии или беспокойства, может быть труднее накапливать знания или рассуждать логически.
    • Те, кто был более трудолюбивым и сострадательным, как правило, обладали лучшими вербальными и количественными знаниями. Это открытие предполагает захватывающую связь между чертами личности и тем, как мы учимся.
    • Между многими когнитивными способностями и непредубежденностью (то есть восприимчивостью к свежим идеям) существует прочная положительная связь.

    «Потребовалось более 13 лет и команда из более чем 30 добровольцев, чтобы найти, перевести, ввести и проанализировать более 1300 исследований», — сказал Кевин Станек, соавтор исследования, который ранее возглавлял Лабораторию личности и интеллекта Колледжа. . «Мы чрезвычайно благодарны исследовательской группе, а также более широкому кругу тысяч ученых, библиотекарей и компаний, которые поделились своим временем и данными, чтобы собрать воедино эту мозаику».

    Удивительным открытием этого исследования стала постоянство методов исследования в прошлом столетии. Современные исследования личности часто все еще используют самоотчет о согласии с письменными утверждениями. Чтобы противостоять этому застою, авторы работают над исследованием использования инновационных методов, таких как сенсорные исследования и генеративный ИИ, для оценки личностных качеств и когнитивных способностей.

    • Категории:
    • Здоровье
    • Исследования

    SCIRP Открытый доступ

    Издательство научных исследований

    Журналы от A до Z

    Журналы по темам

    • Биомедицинские и биологические науки.
    • Бизнес и экономика
    • Химия и материаловедение.
    • Информатика. и общ.
    • Науки о Земле и окружающей среде.
    • Машиностроение
    • Медицина и здравоохранение
    • Физика и математика
    • Социальные науки. и гуманитарные науки

    Журналы по тематике  

    • Биомедицина и науки о жизни
    • Бизнес и экономика
    • Химия и материаловедение
    • Информатика и связь
    • Науки о Земле и окружающей среде
    • Машиностроение
    • Медицина и здравоохранение
    • Физика и математика
    • Социальные и гуманитарные науки

    Публикация у нас

    • Подача статьи
    • Информация для авторов
    • Ресурсы для экспертной оценки
    • Открытые специальные выпуски
    • Заявление об открытом доступе
    • Часто задаваемые вопросы

    Публикуйтесь у нас  

    • Представление статьи
    • Информация для авторов
    • Ресурсы для экспертной оценки
    • Открытые специальные выпуски
    • Заявление об открытом доступе
    • Часто задаваемые вопросы

    Следовать SCIRP

    Свяжитесь с нами

    клиент@scirp. org
    +86 18163351462 (WhatsApp)
    1655362766
    Публикация бумаги WeChat
    Недавно опубликованные статьи
    Недавно опубликованные статьи

    Подпишитесь на SCIRP

    Свяжитесь с нами

    клиент@scirp.

    Добавить комментарий