Когнитивный потенциал – Когнитивные вызванные потенциалы – диагностика

Содержание

Когнитивные вызванные потенциалы – диагностика

Когнитивные вызванные потенциалы – рання диагностика деменции, СДВГ, другой патологии.

12 Фев

автор Гимранов Р. Ф.

Такая методика определения вызванных потенциалов применяется для диагностики высшей нервной деятельности. С ее помощью врачи оценивают способность человека к восприятию поступающей извне информации и ее интерпретации.

Основой метода когнитивных вызванных потенциалов служит выделение реакций мозга в ответ на конкретный стимул и анализ процессов, связанных с распознаванием и запоминанием этого стимула.

Содержание статьи:

Обоснование методики

Когнитивная деятельность нервной системы складывается из трех элементов:

  1. Восприятие вербальной и невербальной информации, ее переработка. Функция возложена на лобно-височные отделы мозга.
  2. Подкорковые структуры, обрабатывающие и систематизирующие импульсы от ассоциативных отделов.
  3. Корковые отделы, обеспечивающие ответную реакцию на поступившую информацию.

Сбой в любом из этих трех сегментов ослабляет способность человека к социальной жизни. Выявить нарушения и установить их уровень помогает методика когнитивных вызванных потенциалов или P300.

Клиническая ценность

Метод P300 находит применение во взрослой и детской неврологии:

  • оценка выраженности деменции;
  • характеристика когнитивных расстройств у детей с ЗПР;
  • ранняя диагностика болезни Паркинсона, Альцгеймера;
  • мониторинг психики пациентов с эпилепсией;
  • оценка побочных явлений от медикаментов;
  • в составе методик тестирования при необходимости профотбора.

Принцип тестирования

Суть тестирования в следующем. Пациенту подается серия стандартизованных импульсов, среди которых есть значимые и не значимые.

Мозг должен отреагировать только на вторые, а пациент подсчитывает и сообщает врачу, сколько значимых стимулов он воспринял.

Для достоверности тестирования, значимые стимулы скрываются в потоке незначимых, от которых отличаются определенными характеристиками.

Проанализировав ответ, врач получает данные о процессах в мозгу, участвующих в восприятии, обработке и ответной реакции на информацию.

Методика регистрации

В качестве стимулов для тестирования применяются слуховые или зрительные раздражители.

Для оценки восприятия звуковой информации используют щелчки разной тональности с силой звука 75-85дБ, длительностью 30-50 мс и паузой между стимулами в 1 с.

В качестве значимых, выступают сигналы частотой 1,5-2,0 кГц, незначимыми служат щелчки 0,75-1,0 кГц. В потоке дается 70-80% незначимых стимулов, и, соответственно, 20-30% значимых.

Регистрация вызываемых потенциалов проводится скальповыми электродами, установленными на точки C3 и C4 по двухканальной методике, или в позицию Cz при регистрации в одноканальном режиме. Заземляющий электрод – Fpz.

Особенности регистрации

Выделение когнитивных вызванных потенциалов требует опыта и кропотливого анализа собранных данных. Потому что реакции мозга зависят от различных факторов, которые нельзя оставлять без внимания:

  • возраст пациента;
  • развитость и тренированность памяти;
  • ясность сознания;
  • уровень бодрствования;
  • способность к концентрации, сосредоточению;
  • степень утомления.

Сумятицу в результаты исследования вносит привыкание пациента к импульсам. Поэтому каждую процедуру нужно стараться проводить с полной отдачей, и не повторять без необходимости.

Длительность процедуры вариативна, прекращать ее можно при появлении на графике четко видимой волны Р300. Но для полноты картины следует провести не менее двух циклов, серий.

Параметры ответов

Диагностическое значение имеют вызванные потенциалы в ответ на значимые раздражители.

Для получения исходных значений нужно верифицировать компонент P300. Это значит, записать реакцию на значимые и незначимые импульсы по отдельности, и сравнить ее.

Типичный результат снятия когнитивных вызванных потенциалов имеет вид графика.

После верификации комплекса, проводят полную процедуру. По ее итогам анализируют записанную кривую.

Внимание обращают на латентность и амплитуду компонентов N2, Р300, межпиковую латентность N2-P3 и длительность волны Р300.

Когнитивные ВП в ответ на незначимый (1) и значимый (2) стимулы

Кроме количественной оценки этих показателей, проводят и качественную оценку: сравнивают цифры в начале и под завершение процедуры.

Временные значения Р300 в норме (мс)

ВозрастСреднее значениеВерхняя граница
20320360
40350390
60390425
80420460

Интерпретация данных

Бесспорным признаком патологии является отсутствие ответа на значимые стимулы, подаваемые в потоке незначимых. Как и обратная реакция: ответ на незначимые при игнорировании значимых.

О проблемах говорит явление, когда высота пика комплекса P300 нарастает от первой ко второй и последующим сериям подачи импульсов. Также не должно быть резкого снижения амплитуды этого сигнала.

Ситуация, когда амплитуда комплекса P300 снижается во втором цикле процедуры до 20-30% – норма. Падение высоты пика от 30% и выше – признак ослабления кратковременной памяти, «оперативной».

Такая же оценка проводится в отношении длины, латентности комплекса P300. Отличия этого показателя от замеров на старте процедуры говорят о нарушении процессов опознания и дифференцировки сигналов. Это может указывать на раннюю стадию деменции или СДВГ.

Со своими особенностями проходит процедура при использовании импульсов визуального характера.

В Клинике Восстановительной неврологии, методика снятия вызванных когнитивных потенциалов подбирается конкретно под пациента.

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:

Приносим извинения!

Как можно улучшить эту статью?

Гимранов Ринат Фазылжанович

Записаться к специалисту

× На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая просмотр сайта, вы разрешаете их использование. Подробнее.

newneuro.ru

когнитивный потенциал — это… Что такое когнитивный потенциал?


когнитивный потенциал

Универсальный русско-английский словарь. Академик.ру. 2011.

  • когнитивный подход
  • когнитивный прототип

Смотреть что такое «когнитивный потенциал» в других словарях:

  • теория уровней эквивалентности — выделение в содержании текста ряда последовательных уровней, отличающихся по характеру информации; отношения эквивалентности устанавливаются между аналогичными уровнями содержания текстов ИЯ и ПЯ. Попытку объединить теорию закономерных… …   Толковый переводоведческий словарь

  • Компетентность коммуникативная

    — сложная личностная характеристика, включающая коммуникативные способности и умения, психол. знания в области О., свойства личности, психол. состояния, сопровождающие процесс О. В совр. зарубеж. психологии выделяется ряд подходов к изучению… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Теории социального научения (social learning theories) — Теории личности в перспективе соц. научения это прежде всего теории научения. В начале своего становления Т. с. н. придавала крайне важное значение идеям подкрепления, однако совр. Т. с. н. приобрела явно выраженный когнитивный характер. Важность …   Психологическая энциклопедия

  • ХАБЕРМАС

    — (Habermas) Юрген (р. в 1929) немецкий социальный философ и социолог, концепция которого выступает рубежной точкой поворота неклассической философии от модернизма к постмодернизму (см. Модернизм, Постмодернизм). Ассистент у Адорно в Институте… …   История Философии: Энциклопедия

  • ХАБЕРМАС (HABERMAS) Юрген — (р. 1929) немецкий социальный философ и социолог, концепция которого выступает рубежной точкой поворота неклассической философии от модернизма к постмодернизму ( Модернизм). Ассистент у Адорно в Институте социальных исследований (Франкфурт на… …   Социология: Энциклопедия

  • ХАБЕРМАС Юрген (р. в 1929) — немецкий социальный философ и социолог, концепция которого выступает рубежной точкой поворота неклассической философии от модернизма к постмодернизму (см. Модернизм, Постмодернизм). Ассистент у Адорно в Институте социальных исследований… …   История Философии: Энциклопедия

  • Адаптация — – это интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции, а именно: адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма; адекватная система отношений и… …   Словарь-справочник по социальной работе

  • ПАТРИСТИКА — (лат. patres отцы) направление философско теологической мысли 2 8 вв., связанное с деятельностью раннехристианских авторов Отцов Церкви. Семантико аксиологические источники оформления П. античная философия (общерациональный метод и конкретное… …   История Философии: Энциклопедия

  • Я-концепция — (Я образ, Образ «Я») система представлений индивида о самом себе, осознаваемая, рефлексивная часть личности. Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознаны и обладают относительной устойчивостью. Содержание 1 Термин 2… …   Википедия

  • религиозный опыт —         РЕЛИГИОЗНЫЙ ОПЫТ понятие, использующееся при исследовании проблем, связанных с религией. Хотя это уже более века составляет устойчивую тенденцию философского знания, концепт Р. о. не всегда досточно поясняется, а его употребление связанно …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • ПЛАТОН — (Plato) (428/427 348/347 до н.э.) древнегреческий философ, классик философской традиции; мыслитель мирового масштаба, к чьей оригинальной философской концепции генетически восходят многие направления классического философствования и европейский… …   Новейший философский словарь


universal_ru_en.academic.ru

Вызванные потенциалы головного мозга (ВП)

Метод регистрации биоэлектрической активности мозга в ответ на определенную стимуляцию — слуховую, зрительную, соматосенсорную. Получаемые кривые отражают прохождение нервного импульса по соответствующим нервным структурам и позволяют выявить нарушения проведения импульса, указывающее на поражение проводящей системы.

Метод ВП широко применяется в клинической практике для получения объективной информации о состоянии различных сенсорных систем, причем не только периферических звеньев, но и центральных.

Возможности ВП

  • Объективное подтверждение наличия дисфункции сенсорных систем (зрительной, слуховой, чувствительной, вегетативной).
  • Выявление субклинических поражений сенсорных систем (досимптомных/малосимптомных).
  • Определение уровня поражения.
  • Оценка динамики изменений функционального состояния сенсорных систем во времени (на фоне лечения или при прогрессировании заболевания).

Виды вызванных потенциалов

  • Слуховые (акустические).
  • Зрительные.
  • Соматосенсорные.
  • Эндогенные (когнитивные).

Зрительные вызванные потенциалы (ЗВП)

Дают возможность получить объективную информацию о состоянии зрительного нерва и зрительных путей, объективно оценить расстройства зрения и возможность их лечения, оценить работу зрительных центров в головном мозге и контролировать динамику их состояния на фоне течения болезни, лечения и реабилитации.

Слуховые вызванные потенциалы (АСВП)

Позволяют оценить состояние слухового нерва и слухового пути на различных уровнях (мостомозжечковом, стволовом, мезенцефальном). Применяются для оценки тугоухости, изменениях в стволе головного мозга при недостаточности кровообращения, инсультах, опухолях, черепно-мозговых травмах и других заболеваниях.

Соматосенсорные вызванные потенциалы (ССВП)

Информативны при нарушениях чувствительности на конечностях различного генеза (сосудистого, травматического, токсического, наследственного и др.), повреждениях спинного мозга и спинномозговых корешков на различных уровнях, патологии подкорковых чувствительных центров и коры головного мозга. Применяются при демиелинизирующих заболеваниях, радикулитах (радикулопатиях) и различных формах полинейропатий (диабетической, наследственной, токсической, паранеопластической и др.).

Когнитивные вызванные потенциалы (Р300)

Применяются как инструментальный метод оценки состояния памяти, внимания, умственной работоспособности в неврологии, нейропсихологии, при профотборе. Метод информативен для оценки начальных когнитивных (познавательных) расстройств и динамического наблюдения в процессе течения заболевания, лечения и реабилитации, в том числе при наблюдении детей с задержкой психомоторного развития.

Показания для проведения ВП

  • Рассеянный склероз и другие демиелинизирующие заболевания, как в стадии субклинических проявлений, так и в динамике.
  • Опухоли головного мозга.
  • Острые и хронические нарушения мозгового кровообращения .
  • Нейроинфекции.
  • Нейродегенеративные заболевания.
  • Черепно-мозговая травма и ее последствия.
  • Сенсоневральная тугоухость различной этиологии.
  • Врожденная глухота.
  • Оценка слуха у новорожденных и детей до 1 года.
  • Травматические повреждения спинного мозга, плечевого сплетения, нервов конечностей.
  • Нейропатии, радикулопатии (радикулиты).
  • Мониторинг состояния мозга при токсических поражениях, при комах, постреанимационной болезни и др.
  • Когнитивные нарушения (памяти, внимания, умственной работоспособности) различного генеза.

Как подготовиться к исследованию?

Специальной подготовки не требуется, но в день проведения процедуры, по согласованию с лечащим врачом-неврологом, нельзя принимать транквилизаторы и сосудистые препараты, поскольку результаты исследования могут быть искажены.

Для того, чтобы доктор смог выбрать индивидуальные параметры исследования ВП и правильно интерпретировать результаты, оценить изменения, произошедшие в динамике — пожалуйста, при обращении на обследование предоставьте амбулаторную карту и результаты предыдущих исследований клиническому нейрофизиологу Центра.

Это надо запомнить

При нарушениях зрения: на исследование ЗВП необходимо приходить в контактных линзах или иметь при себе очки.

При нарушениях слуха: при исследовании АСВП необходимо предоставить результаты тональной аудиометрии (и/или консультацию сурдолога).

klinika.krasgmu.ru

Подробная информация и тест на когнитивные способности

Автор: Еремчук Людмила Геннадьевна, врач — невролог.
Исследователь, кандидат медицинских наук.

Жизненно важные когнитивные функции определяют уровень личности в социальной среде, отношение к себе и качество взаимодействия с окружающим миром. Любое повседневное действие связано со сферой познания и анализа, работой мозга.

Когнитивная нейронаука исследует эти проявления во всем многообразии, выявляет зависимости физических структур нервной деятельности и способностей человека. Развитие и тренировки памяти, речи, внимания способны повысить качество жизни.

Даже неосознаваемые когнитивные функции, например фоновый анализ обстановки вокруг себя, –  это постоянная работа множества нейронов в мозговых структурах. Улучшением способов взаимодействия этих важных клеток организма занимается нейробиология, а именно ее раздел когнитивная нейронаука.

Что значит когнитивный

Понятие «когнитивный»  – это характеристика, указывающая на отношение предмета к познавательной сфере, управляемой головным мозгом. К когнитивным относятся наиболее сложные функции в области высшей нервной деятельности: письмо, речь, анализ окружающего мира, восприятие действительности, память.

В процессе жизни человек приобретает и постоянно совершенствует познавательные навыки, свои когнитивные характеристики, которые определяют то, что в повседневной речи мы называем уровнем интеллекта. Наиболее близко понятию когнитивный – значение слова «умный», что также значит «развитый, сообразительный».

Когнитивные функции и процессы

Динамические процессы, протекающие в головном мозге, как сознательно, так и в фоновом режиме – все это когнитивные функции. Они позволяют человеку постоянно получать новую информацию, обрабатывать ее в соответствии со своими текущими целями и опытом и выдавать адекватные решения для каждой ситуации.

Мыслительные процессы протекают в совокупности: например, при написании стихотворения человек одновременно использует фантазию, внутреннюю речь, интерпретирует возникающие образы, вспоминает, как пишется то или иное слово. Однако при нарушении одного из таких видов деятельности другие могут поддерживаться в стабильном состоянии.

Исследователи когнитивных процессов описали множество случаев, когда нарушение речи или памяти у пациента не влияло на его способности к письму, логику или возможности усвоения новых знаний.

Анализировать информационную среду, приспосабливаться к условиям окружающего мира, планировать адекватные цели возможно лишь в том случае, если когнитивные функции развиты и находятся в рамках норм. Выявление нарушений позволяет в дальнейшем подвергнуть отдельные процессы коррекции и улучшить качество жизни человека.

Для скрининга функциональных нарушений мыслительно-познавательной сферы применяют специально разработанные методики. Одна из самых распространенных – монреальская шкала оценки когнитивных функций, она позволяет собрать и подвергнуть интерпретации данные по основному спектру психических процессов:

  • концептуальное мышление;
  • счет, речь;
  • внимание и память;
  • исполнительная деятельность;
  • концентрация;
  • ориентирование в пространстве.

Обследование длится всего 10 минут и дает достаточно материала, чтобы оценить уровень развития, скорость и адекватность реакции и другие показатели когнитивных процессов.

Что такое когнитивные способности


Индивидуальные способности личности к мышлению, которые обусловлены генетическими факторами, особенностями физического и психического развития, называются когнитивными. Если функции – это процессы, которые выполняет мозг, то способности – это его возможности и потенциал. Когнитивные навыки можно натренировать и улучшить, как память или речь, так и концентрацию внимания, скорость счета или восприятия.

Когнитивное мышление

Начиная с рождения человек тренирует когнитивные способности, учится мыслить и взаимодействовать с миром. Деятельность его мозга совершенствуется, проходя три основных стадии:

  1. наглядно-действенная, при которой ребенок изучает предметы визуально и на ощупь и анализирует поступающие данные;
  2. наглядно-образная – в этот период происходит усвоение правил поведения, основных логических принципов, развитие памяти, речи;
  3. отвлеченное мышление – человек учится оперировать образами и абстрактными конструкциями.

В норме все три стадии проходят до наступления взрослости, но и в старшем возрасте можно развивать когнитивное мышление любым доступным образом: обучиться игре в шахматы, решать логические задачи, выработать каллиграфическое письмо, читать познавательную литературу, разгадывать кроссворды.

Подборка развивающих, настольных игр, головоломок для взрослых и детей

Когнитивная психотерапия

В процессе становления психотерапии возникло направление, объясняющее нарушения и расстройства психики через ошибки мышления. Ученые, придерживающиеся этой теории, считают, что коррекция стереотипов восприятия, убеждений, шаблонов поведения может помочь человеку переосмыслить сложные ситуации и убрать внутренние негативные факторы.

Когнитивные нарушения и расстройства

В процессе жизни когнитивные функции человеческого мозга могут не только развиваться, но и деградировать, постепенно или вследствие травм и серьезных стрессов. Согласно степени выраженности, побуждающим причинам и возрастной группе подбирают лечение, поскольку часть таких расстройств имеет обратимый характер.

При нарушении когнитивных функций у подростков и детей восстановить изначальный уровень обычно проще, так как до достижения зрелости нарушенные нервные связи замещаются более активно.

Когнитивные искажения, диссонанс

Помимо патологических расстройств к снижению когнитивных функций могут приводить и ситуативные искажения, связанные с шаблонами мышления и ошибками восприятия или анализа.

Часто рассогласованность между поступающей информацией и выдаваемой реакцией вызывается сознательно, чтобы остаться в зоне психологического комфорта. Это приводит к диссонансу – дискомфортному состоянию умственного напряжения, возникающему, когда действительность не соответствует ожиданиям.

Когнитивные исследования

Так как характеристики мыслительной деятельности человека относятся к классу наиболее важных и определяющих качество жизни, исследования в этой сфере продолжают пополнять базу прикладной науки.

Изучение отдельных проявлений, их взаимосвязи и способов развития ведется не только в рамках психологии и психиатрии, но и педагогики, медицины, военных дисциплин и высоких технологий.

Тест на когнитивные способности от Викиум

Даже кратковременные тренировки ряда когнитивных способностей дают наглядный результат. Это подтверждают исследования Калифорнийского университета. Чтобы понять, как улучшить когнитивные и сопутствующие функции мозга, нужно сначала определить их текущий уровень.

Удобнее всего для этого использовать сервис Викиум, который зарекомендовал себя как наиболее продвинутая платформа в этой сфере. В игровой форме предлагается посвящать развитию когнитивных способностей всего 15 минут в день. Можно найти время даже при плотном графике.

Программа составляется индивидуально, так как сначала в тестовой форме проводится оценка уровня мышления. Интерпретация способностей строится во взаимосвязи с личными целями. Такой тест на когнитивные способности легко выявляет потребности пользователя, ведь в рамках тестирования предлагается указать, что именно хотелось бы улучшить.

Преимущества платформы Викиум в выбранном уникальном подходе к каждому пользователю, так как изначальные рамки когнитивного развития у каждого свои. Кроме того модель тренировок сервиса основывается на серьезных научных разработках.

Развлекательная форма занятий позволяет поддерживать интерес к столь полезной цели. Помимо отдельных задачек пользователи могут вступать в соревнования друг с другом. Выбор тренировок разнообразен, можно играть и развиваться бесплатно, но функционал и количество игр будут ограничены.

Если стоит задача всерьез перейти на новый уровень качества мышления, можно приобрести годовой или постоянный абонемент и пройти полный курс индивидуально подобранных тренировок.

Большинство из тех, кто занимался развитием когнитивных способностей при помощи тренажеров платформы Викиум оставляют положительные отзывы на популярных площадках сети. Высокую оценку сервис имеет и в рамках обзоров по этой тематике.

Викиум постоянно развивается и дополняет свой функционал.

Развитие когнитивных способностей

Мозг человека как структура взаимодействующих нейронов очень пластичен и адаптируется и к изменению внешних условий, и к тем целям, которые ставит перед собой его обладатель.

Если задаться целью улучшить свои когнитивные способности, то регулярная тренировка их способна привести к действительно впечатляющим результатам. Можно действовать стандартными способами, например, учить наизусть длинные поэмы или решать математические задачи, а можно сочетать привычные методики с оригинальными.

10 необычных способов повысить свои когнитивные способности

Не только популярные когнитивные тренировки способны помочь на пути к развитию, но и соблюдение некоторых правил по организации своей жизни:

  • Внимание к рациону питания. Некоторые продукты являются отличными природными стимуляторами деятельности мозга на химическом уровне.

Например, кислоты омега-3 необходимы для улучшения структуры клеточных мембран и правильного взаимодействия нейронов. Йод, ликопин, витамины К, В12, цинк, фолиевая кислота входят в список веществ, улучшающих работоспособность нервных клеток. Поэтому рыба, брокколи, томаты, семечки тыквы и другие полезные продукты, являясь основой рациона, способны улучшить когнитивные и сенсорные функции мозга.

  • Употребляйте кофе. Стимулирующие свойства этого напитка известны давно, поэтому неудивительно, что кофе способен не только повысить работоспособность, но и улучшить когнитивные функции мозга. Так, например, кофе активизирует декларативную память, зная это, можно употребить кофе перед запоминанием информации в крупном объеме.
  • Временные пищевые ограничения. На удивление, этот способ действительно может помочь улучшить когнитивную сферу. Так, Международная Ассоциация Альцгеймера декларировала, что кетодиета оказывает положительное влияние на умственные способности. Кроме того, при отказе от пищи вырабатывается грелин, активно стимулирующий межнейронные связи.

  • Красное вино. В умеренных дозах способно помочь в активизации когнитивной сферы. В нем находятся метаболиты, производные кислот, которые защищают нервные клетки от стрессоров оксидной и нитратной природы. Не стоит пить больше бокала в день, иначе вред будет выражен ярче, чем польза. Читайте подробнее в статье Как алкоголь влияет на головной мозг, как устоять и избежать последствий.
  • Солнечные процедуры. Пребывание на солнце заставляет кожу вырабатывать витамин D, который необходим для построения перинейрональной сети. Эта структура стабилизирует межнейронное взаимодействие, и ее разрушение особенно губительно для гиппокампа, который обрабатывает процессы памяти.
  • Правильный режим сна. Отдыхайте вовремя и полноценно. Недостаток сна активно влияет на концентрацию, память и другие когнитивные функции. Улучшить работу мозга можно не только высыпаясь, но и ликвидировав апноэ (храп) и некачественный сон (инсомния). Такие улучшения качества режима пойдут на пользу не только мозгу, но и всему организму.
  • Активный отдых. Пребывание на свежем воздухе, простая физическая активность не только улучшает выносливость организма и насыщение клеток кислородом. Это отличный способ улучшить деятельность мозга и когнитивные функции.
  • Занятия спортом. Более интенсивные тренировки дают серьезное преимущество мозговой деятельности. Когнитивные функции улучшаются за счет активного перестроения и стимуляции межнейронных связей. Даже одна тренировка привносит доказанное положительное влияние на работу мозга, в частности, в области памяти.
  • Логические игры. Несмотря на большую схожесть с компьютером, а не с мышцей, мозг хорошо поддается тренировке. В разрезе когнитивных способностей постоянно тренируемые память, анализ, счет и логика заметно улучшаются.
  • Внутренняя речь. Интересный способ тренировки когнитивных функций мозга – разговаривать сами с собой. При этом прорабатываются концентрация внимания, способность анализировать информацию, праксис. Кроме того, это хороший способ тренировать непосредственно речь, которая тоже относится к главным когнитивным процессам.

Упражнения для развития когнитивных способностей

Развитие познавательной и аналитической сферы мозга полезно не только для улучшения качества жизни, но и как средство избежать заболеваний, проявляющихся в области высшей нервной деятельности.

Несложные упражнения для «прокачки» когнитивных фунций не займут много времени, но станут хорошим средством против болезни Альцгеймера. Лучше всего относиться к ним как к разновидности отдыха или развлечению. Тогда они станут частью повседневной жизни, и польза будет очевидна. Ниже приведены примеры простых упражнений, помогающих в развитии разных видов мозговой деятельности:

  1. Используйте для письма левую руку, если вы правша, и наоборот. Это улучшит нервные связи, отвечающие за координацию.
  2. Напишите список слов, выражающих эмоции (смех, боль, уныние, эйфория и т.д.) и придумайте к каждому подробное определение. Такое занятие способствует аналитическому и абстрактному мышлению.
  3. Выберите несложный рисунок, изучите его линии в течение минуты. Затем переверните лист и как можно более подробно повторите его. Упражнение тренирует зрительную память.
  4. Составляйте цепочку слов, в которой каждое следующее начинается на последний слог предыдущего. Это занятие направлено на улучшение словесной памяти, ассоциативного мышления.

Развитие когнитивных способностей у взрослых

После 25 лет медленно снижается пик заложенных природой когнитивных способностей, но даже простая тренировка способна существенно замедлить этот процесс. Главное – регулярность, а тип действий для развития познавательных и аналитических функций можно подобрать индивидуально. Это может быть как интернет-тренажер, так и смена деятельности.

Доказано, что новые межнейронные связи активно образуются в нестандартных условиях, поэтому в любом возрасте будет полезно попробовать что-то новое.

Важно не прекращать развитие, в какой бы сфере оно ни происходило. Однообразная жизнь слабо способствует улучшению уровня мышления. Творчество, изучение нового языка  – прекрасные способы тренировать свой мозг. С пользой проводите время в сети, это хороший источник новой информации, поле для развития, как в зрелом, так и в пожилом возрасте.

Развитие когнитивных способностей у детей

В детском возрасте закладывается базис основных навыков в когнитивной сфере. Для того чтобы развитие шло активнее, нужны не только развивающие игрушки, но и занятия с взрослыми, которые помогут исследовать мир.

Общий

Любое необычное для ребенка действие, общение со сверстниками, информация, поступающая извне, впечатления, учеба или индивидуальный тренинг стимулируют прогресс когнитивных навыков.

Поощрение фантазии, пальчиковые игры, разучивание стихов, путешествия с ребенком будут оказывать положительное влияние на построение новых связей между нейронами. Используйте упражнения для детей по развитию когнитивных функций: синхронное рисование, игры в слова, устный счет, мемо-тренинг, карточки с ассоциациями и другие.

Подборка игр для развития когнитивных навыков в детском возрасте

Книги для развития когнитивных способностей

Интерес к развитию когнитивных умений можно удовлетворить с помощью литературы на эту тему. Широкий выбор книг позволяет найти источник, подходящий именно для вас.

  • «Мозг, познание, разум», Баарс, Гейдж. Серьезное издание, обосновывающее постулаты взаимосвязи физических структур мозга и когнитивных способностей личности. Приведены научные данные и результаты современных исследований в психологии и смежных науках, рассматриваются последние методики изучения процессов мозга, в переходе от поведенческих к визуальным.

«Когнитивное развитие. Профилактика дислексии и дисграфии» А. Соболева. Серия книг для развития когнитивной сферы у детей в игровой и доступной форме. Три пособия направлены на улучшение основных функций: речи, памяти, моторики, внимания, включают задания для детей и советы родителям.

Почитайте другие полезные статьи на сайте:

mozgportal.ru

5 способов максимально улучшить свои когнитивные способности / SmartProgress corporate blog / Habr

Не стоит преследовать цели, которые легко достичь. Стоит нацеливаться на то, что удается сделать с трудом, приложив немалые усилия — Альберт Эйнштейн

Несмотря на то, что Эйнштейн не был нейробиологом, он точно знал все, когда говорил о способности человека добиваться чего-либо. Он интуитивно догадывался о том, что лишь сегодня нам удалось подтвердить с помощью данных, а именно: что заставляет когнитивные способности работать на максимально высоком уровне. По существу: То, что тебя не убивает, делает тебя умнее.

Совсем недавно мой преподаватель сказал мне, что людям плохо удаётся контроллировать свой интеллект. Это было генетически заложено при рождении. Он объяснил, что усилия, приложенные для развития интеллекта у детей (например, с помощью таких программ, как Head Start), увенчались незначительным успехом после применения их на практике, и кроме того, как только «обучение» заканчивалось, они сразу же возвращались к первоначальному низкому уровню когнитивных способностей. Действительно, данные подтверждали это, и он (наряду со многими другими исследователями интеллекта) пришел к выводу, что интеллект нельзя улучшить, или, по крайней мере, изменения не будут продолжительными.

Тем не менее, я возразила.
Видите ли, перед тем, как приступить к этому этапу моих исследований, я начала работать Специалистом в Поведенческой Терапии, обучая маленьких детей, больных аутизмом. У этих детей был ряд нарушений когнитивных способностей – моя задача заключалась в том, чтобы обучить их в сферах, которые были недостаточно развиты, чтобы максимально приблизить их к уровню функционирования, как у их сверстников. Чтобы достичь цели, в процессе лечения мы использовали множество методов, или Мультимодальное Обучение (когда используют максимальное количество методов ввода информации).

Одним из моих первых клиентов был маленький мальчик с PDD-NOS (Первазивная задержка психического развития), неострой формой аутизма. Когда мы начали лечение, мы проверили его IQ, и он оказался приблизительно 80 – это практически считается умственной отсталостью. После того, как я поработала с ним в течение около трех лет – индивидуально, обучая его в таких областях, как коммуникация, чтение, математика, поведение в социуме, навыки игры, развлечения и отдых – используя технологии мультимодальних методов — его повторно проверили. Его IQ был теперь намного больше 100 (учитывая, что 100 считается «средним», по сравнению со среднестатистическим жителем). Это повышение на 20 баллов, улучшение больше, чем на один уровень у ребенка с синдромом аутизма!

Это был не единственный ребенок, который на моих глазах значительно прогрессировал во время моей врачебной практики. Мне очень повезло увидеть, как много детей стремительно развивалось — не чудом, и даже не принимая медикаменты, также есть данные, подтверждающие их успехи. Я подумала — если эти дети с серьезными проблемами в обучении смогли так прогрессировать и достигли таких успехов в каждом аспекте когнитивного функционирования — почему среднестатистический человек не может так же прогрессировать? Или даже достичь больших успехов, учитывая, что у него нет дополнительных проблем в плане аутизма?

Хотя данные ранних исследований дали не очень точные результаты, я не опустила руки. Я все еще полагала, что есть шанс значительно увеличить когнитивное функционирование, предоставляя подходящее обучение — поскольку я видела это своими глазами, когда работала врачом.

Затем в 2008 г. было проделано потрясающее исследование, «Повышение уровня подвижного интеллекта с помощью тренировок кратковременной памяти» по методу Джегги, Бушкул, Джонидс и Перриг. Это исследование было в некоторой степени прорывом для тех, кто исследует эту тему. Они первыми показали, что фактически возможно развить интеллект до достаточно высокого уровня с помощью обучения. Что они сделали по-другому?

Людей в исследовании Джегги обучали с помощью интенсивных, мультимодальных (визуального и слухового входа информации) заданий для кратковременной памяти (задача n-назад) в течение временных периодов разной длины, за одну или две недели, в зависимости от группы. После этого обучения их проверили, чтобы определить, насколько они повысили свой уровень. Скорее всего, можно было бы предположить, что после обучения их уровень повысился. Но они пошли еще дальше. Они хотели увидеть, можно ли перенести прогресс на абсолютно другой тест когнитивных способностей, которые бы стали показателями увеличения абсолютной когнитивной способности. Что они обнаружили?

После тренировок кратковременной памяти, с использованием n-назад теста, люди действительно смогли перенести существенное увеличение уровня на когнитивный аспект, который абсолютно не относится к другим. Это было грандиозным событием.

Далее показан график их результатов, подробнее обо всем исследовании можно прочитать здесь.

Что такое «Интеллект»?

Прежде всего, позвольте мне объяснять, что я имею в виду, когда я говорю слово «интеллект». Чтобы было понятно, я не просто говорю об увеличении объема фактов или битов знаний, которые Вы можете накопить, или то, что называют кристаллизовавшимся интеллектом — это не тренировка на беглость или запоминание – на самом деле, это практически противоположность. Я говорю об усовершенствовании Вашего подвижного интеллекта, или Вашей способности запоминать новую информацию, сохранять ее, затем использовать те новые знания как основу для решения следующей задачи или изучения еще одного нового умения и так далее.

Теперь, в то время как кратковременная память не является синонимом интеллекта, она очень связана с интеллектом. Чтобы успешно сделать интеллектуальный вывод, достаточно важно иметь хорошую кратковременную память. Таким образом, чтобы максимально использовать интеллект, стоит значительно улучшить кратковременную память – это как, например, использовать самые лучшие и современные детали, чтобы помочь механизму работать на высочайшем уровне.

Что из этого можно для себя извлечь? Это исследование имеет большое значение, потому что было обнаружено:

  1. Гипотетический интеллект можно тренировать.
  2. Обучение и последующий успех зависят от дозировки, чем больше Вы тренируетесь, тем больше пользы Вы извлекаете.
  3. Каждый человек может развить свои когнитивные способности, независимо от начального уровня.
  4. Прогресса можно достичь с помощью тренировок на заданиях, которые не напоминают вопросы в тесте.
Как можно применить это исследование на практике и извлечь из этого пользу?

Существует причина, по которой задача n-назад оказалась настолько успешным в увеличении когнитивных способностей. Эта тренировка включает в себя разделение внимания между конкурирующими раздражителями, то есть мультимодальность (один визуальный раздражитель, один — слуховой). Здесь нужно сосредоточиться на определенных деталях, игнорируя неподходящую информацию, и это помогает улучшать кратковременную память в течение долгого времени, постепенно увеличивая способность воспринимать информацию эффективно в нескольких направлениях. Кроме того, раздражитель постоянно переключали, таким образом, что никогда не возникало явления «тренировок на вопросы теста» — каждый раз было что-то новое. Если Вы никогда не сдавали n-назад тест, позвольте мне рассказать о нем: это очень непросто. Не удивительно, что от такого занятия столько пользы для когнитивных способностей.

Но давайте рассуждать с практической точки зрения.
В конечном счете, карты в колоде или звуки в произведении закончатся (эксперимент продлился 2 недели), таким образом, не практично думать что, если Вы хотите непрерывно увеличивать свои интеллектуальные способности в течение всей жизни, то одного n-назад будет достаточно. Кроме того, Вам это надоест, и Вы прекратите это делать. Я уверена, что я бы так и сделала. Не говоря уже о времени, которое Вы потратите на обучение таким образом – все мы постоянно очень заняты! Таким образом, нам стоит подумать, как смоделировать те же самые типы суперэффективных мультимодальных методов, стимулирующих мозг, — которые можно использовать в нормальной жизни, и все же получая максимальную пользу в росте когнитивного мышления.

Итак, принимая все это во внимание, я разработала пять основных элементов, которые помогут в развитии подвижного интеллекта, или когнитивной способности. Как я уже отметила, непрактично постоянно выполнять n-назад задание или его вариации каждый день всю оставшуюся жизнь, чтобы получать пользу для когнитивных способностей. Но практичным является изменение образа жизни, в котором будет та же самая – и даже большая польза для когнитивных способностей. Это можно делать каждый день, чтобы получить пользу от интенсивной все-мозговой тренировки, а также это должно перейти в пользу для полного когнитивного функционирования.

Вот эти пять основных принципов:

  1. Ищите новшество
  2. Бросьте себе вызов
  3. Мыслите творчески
  4. Не идите легким путем
  5. Будь в сети

Каждый из этих пунктов сам по себе уже великая вещь, но если Вы действительно хотите функционировать на максимально высоком когнитивном уровне, лучше выполнять все пять пунктов, и так часто, как возможно. На самом деле, я живу по этим пяти принципам. Если Вы примете их как фундаментальные руководящие принципы, то я гарантирую, что Вы будете максимально использовать свои способности, превосходя даже то, на что Вы считали себя способным — все это без искусственного повышения. Отличная информация: Наука подтверждает эти принципы с помощью данных!

1. Ищите новшество

Это не совпадение, что такие гении как Эйнштейн разбирались во многих областях, или были эрудитами, как мы их называем. Гении постоянно ищут новые занятия, изучая новые области. Это — их индивидуальность.

Только одна черта из «Великой пятерки» из Пятифакторной модели индивидуальности (Акроним: ОДЕПР, или Открытость, Добросовестность, Экстровертность, Приятность, и Раздражительность), которая связана с IQ, и это — черта Открытости к новому опыту. Люди, которые имеют высокий уровень Открытости, постоянно ищут новую информацию, новую деятельность, новые вещи, которым можно научиться — новые события, в общем.

Когда Вы ищете новшество, происходит несколько событий. Прежде всего, Вы создаете новые синаптические связи с каждой новой деятельностью, в которой Вы участвуете. Эти связи основываются друг на друге, увеличивая деятельность нервной системы, создавая еще связи, чтобы на их основании создавались новые связи – таким образом, происходит обучение.

Интересующей областью в недавнем исследовании является нервная пластичность как фактор в индивидуальных различиях интеллекта. Пластичность относится к числу связей, созданных между нейронами, и как это влияет на последующие связи, и насколько длительные эти связи. В основном это означает то, сколько новой информации Вы в состоянии принять, и в состоянии ли Вы сохранить ее, производя постоянные изменения в мозге. Постоянно подвергая себя непосредственно новым вещам, помогает поместить мозг в исходное состояние для обучения.

Новшества также запускают выработку допамина (я упоминала это раньше в других постах), который не только сильно мотивирует, но и стимулирует нейрогенезис — создание новых нейронов — и готовит мозг к обучению. Все, что Вы должны сделать, утолить голод.

Превосходное условие для обучения = Новая деятельность-> выработка допамина-> способствует более мотивированному состоянию-> которое способствует вовлечению и созданию нейронов-> может происходить нейрогенезис + увеличение синаптической пластичности (увеличение количества новых нервных соединений, или обучения).

Как продолжение исследования Джегги, исследователи в Швеции обнаружили, что после 14 часов тренировок кратковременной памяти в течение 5 недель, наблюдалось увеличение количества обязательного потенциала допамина D1 в предлобной и теменной областях мозга. Этот определенный рецептор допамина, тип D1, связан с ростом нервных клеток и их развитием, между прочим. Это увеличение пластичности, способствуя большему закреплению этого рецептора, является очень полезным для того, чтобы максимизировать когнитивное функционирование.

Выполняйте дома пункт: Будьте «Эйнштейном». Всегда ищите новую деятельность для ума – расширяйте свои когнитивные горизонты. Изучите инструмент. Походите на курсы живописи. Пойдите в музей. Почитайте о новой области науки. Будьте зависимыми от знаний.

2. Бросьте себе вызов

Существует огромное количество ужасных работ, написанных и распространенных о том, как «тренировать мозг» и «стать умнее». Когда я говорю о «тренировочных играх для мозга», я имею в виду игры на запоминание и на скорость, целью которых является увеличение скорости обработки информации и т.д.; сюда относятся такие игры, как, например, Судоку, которыми советуют заниматься в «свободное время» (закончите оксюморон, учитывая развития когнитивных способностей). Я собираюсь развенчать часть того материала, который Вы ранее слышали об обучающих играх для мозга. Вот, что я Вам скажу: Они не работают. Индивидуальные обучающие игры не делают Вас умнее — они делают Вас более опытными в обучающих играх для мозга.

Итак, у них действительно есть цель, но результат не продлится долго. Чтобы чего-то получить из этих типов когнитивного вида деятельности, нужно обратиться к первому принципу поиска новшества. Как только Вы справляетесь с одним из этих когнитивных действий в обучающей игре для мозга, Вы должны идти дальше к следующей стимулирующей деятельности. Поняли, как играть в Судоку? Отлично! Теперь переходите к следующему типу стимулирующих игр. Проводилось исследование, которое подтверждает эту логику.

Несколько лет назад ученый Ричард Хэиер хотел узнать, можно ли значительно увеличить когнитивную способность с помощью интенсивных тренировок на новых видах умственной деятельности за несколько недель. Они использовали видеоигру Tetris в качестве новой деятельности, и использовали людей, которые никогда раньше не играли в игру, в качестве объектов исследования (знаю, знаю – представляете, такие люди существуют?!). Они выяснили, что после тренировок в течение нескольких недель на игре Tetris, у объектов исследования наблюдалось увеличение корковой толщины, а также увеличение активности коры головного мозга, подтверждением чего служило увеличение количества глюкозы, использованной в той области мозга. В основном, мозг использовал больше энергии в течение того периода тренировок, и становился толще — это означает большее количество нервных соединений, или новый изученный опыт — после таких интенсивных тренировок. И они стали экспертами в Tetris. Круто, да?

Вот в чем дело: После первоначального резкого когнитивного роста они заметили снижение как в корковой толщине, так и в количестве глюкозы, используемой во время выполнения задачи. Однако, они все так же хорошо играли в Tetris; их умение не ухудшалось. Сканирования головного мозга показали меньше мозговой активности во время игры, вместо ее увеличения, как в предыдущие дни. Почему же снижение? Их мозг стал более эффективным. Как только их мозг понимал, как играть в Tetris, и действительно начинал разбираться в нем, ему становилось лень что-то делать. Ему не нужно было работать так усиленно, чтобы хорошо играть в игру, таким образом, когнитивная энергия и глюкоза уходили в другом направлении.

Эффективность Вам не помощник, когда дело доходит до когнитивного роста. Чтобы мозг продолжал создавать новые соединения и поддерживал их активность, Вы должны продолжать идти дальше к другой стимулирующей деятельности, как только Вы достигаете пика мастерства в определенной деятельности. Вы хотите быть в постоянном состоянии небольшого затруднения, изо всех сил пытаясь достигнуть чего-то, независимо от того, что это, как отметил Эйнштейн в своем высказывании. Это держит мозг в подвешенном состоянии, так сказать. Позже мы вернемся к этому вопросу.

3. Мыслите творчески

Когда я говорю, что мыслить творчески поможет Вам усовершенствовать нервную систему, я не имею в виду написание картины, или выполнение чего-то вычурного, как, например, в первом пункте «Ищите новшество». Когда я говорю о креативном мышлении, я имею в виду непосредственное творческое познание, и что оно значит в то время, как в мозгу продолжается процесс.

В противоречие широко распространенному мнению, креативное мышление не является «мышлением с помощью правой части мозга». Здесь задействованы обе половин мозга, не только правая. Креативное познание включает в себя дивергентное мышление (широкий диапазон тем/предметов), способность находить отдаленные ассоциации с идеями, переключаться между традиционными и нетрадиционными взглядами (когнитивная гибкость), и создание оригинальных, свежих идей, которые также соответствуют деятельности, которой Вы занимаетесь. Чтобы все делать правильно, нужно, чтобы правое и левое полушарие работали одновременно и сообща.

Несколько лет назад доктор Роберт Штернберг, бывший Декан Университета Тафтс, открыл Центр PACE (Психология cпособностей, компетентности и мастерства) в Бостоне. Штернберг пытался не только определить основное понятие интеллекта, но и найти способы, с помощью которых любой человек может максимально развить свой интеллект посредством тренировок, и особенно, посредством обучения в школах.

Здесь Штернберг описывает цели Центра PACE, который был основан в Йельском университете:
«Основная концепция центра заключается в том, что способности не закреплены, они гибкие, их можно менять, каждый человек может преобразовать свои способности в свою компетентность, а компетентность в мастерство», объясняет Штернберг. «Особое внимание мы уделяем вопросу, как мы можем помочь людям изменить свои способности так, чтобы им было проще решать задания и справляться с ситуациями, с которыми они столкнутся в жизни».

Проводя исследование, Проект Радуга, он разработал не только инновационные методы креативного обучения в классе, но произвел оценку, которые проверяли студентов таким образом, что они должны были подходить к решению проблем творчески и практично, а также аналитически, вместо того, чтобы просто запоминать факты.

Штернберг объясняет:
«В Проекте Радуга мы оценили творческие, практические, а так же аналитические способности. Творческий тест мог быть, например, таким: ‘Вот мультфильм. Дайте ему название’ Практическим заданием могло бы быть фильм о студенте, который пришел на вечеринку, осматривается вокруг, никого не знает, и очевидно чувствует себя неловко. Что делать студенту?»

Он хотел понять, можно ли, научив студентов воспринимать задания с креативной точки зрения, заставить их узнать больше по теме, получать больше удовольствия от обучения, и переносить полученные знания в другие области научной деятельности. Он хотел разобраться, можно ли, изменяя методы обучения и оценки, предотвратить «обучение для сдачи тестов» и заставить студентов учить больше, в общем. Он собрал информацию по этой теме и таки получил хорошие результаты.

Вкратце? В среднем студенты в испытательной группе (те, которым обучали, используя креативные методы) получили более высокие итоговые баллы по окончанию курса в колледже, чем контрольная группа (в которой обучение вели с помощью традиционных методов и систем оценки). Но, для того, чтобы все было справедливо, — он дал испытательной группе тот же экзамен аналитического типа, как и обычным ученикам (тест, в котором представлено несколько вариантов ответов), и они также получили более высокие баллы на этом тесте. Это значит, что они смогли перенести знания, которые они получили, используя творческие, мультимодальные методы обучения, и набрали больше на абсолютно другом когнитивном тесте по тому же материалу. Вам это ничего не напоминает?

4. Не идите легким путем

Я уже упоминала ранее, что эффективность не послужит вам другом, если вы пытаетесь повысить уровень своего интеллекта. К сожалению, многие вещи в жизни ориентированы на то, чтобы увеличить эффективность. Таким образом, мы делаем больше, затрачивая при этом меньше времени, физических и умственных усилий. Однако это не имеет благоприятного воздействия на ваш мозг.

Возьмем один объект современного удобства, GPS. GPS является удивительным изобретением. Я отношусь к числу тех людей, для кого был изобретен GPS. Я ужасно плохо ориентируюсь на местности. Я все время теряюсь. Поэтому я благодарила судьбу за появление GPS. Но знаете что? Попользовавшись GPS в течение короткого времени, я обнаружила, что мое чувство ориентации стало еще хуже. Когда его не оказывалось у меня под рукой, я чувствовала себя еще более потерянной, чем раньше. Поэтому, когда я переехала в Бостон — город, откуда берут свое начало фильмы ужасов о заблудившихся — я перестала пользоваться GPS.

Врать не буду – моим страданиям не было предела. Моя новая работа подразумевала поездки по всем окраинам Бостона, и я терялась каждый день как минимум 4 недели. Я так часто терялась и бродила невесть сколько, что думала, что я потеряю работу из-за хронических опозданий (на меня даже пожаловались в письменной форме). Но со временем я начала находить нужный путь благодаря огромному навигационному опыту, который я приобрела с помощью только мозга и карты. Я действительно стала ощущать, где и что находится в Бостоне благодаря исключительно логике и памяти, а не GPS. Я до сих пор помню, как я гордилась тем, что нашла отель в центре города, где остановился мой друг, отталкиваясь только от названия и описания местности – даже без адреса! У меня было такое чувство, будто я окончила школу навигационного просвещения.

Технология во многом делает нашу жизнь проще, быстрее, эффективнее, но иногда наши когнитивные способности могут пострадать в результате такого рода упрощений и в будущем навредить нам. Прежде чем все начнут вопить и отправлять письма на электронную почту моим трансгуманистическим друзьям о том, что я грешу против технологии, я должна вас предупредить, что это вовсе не то, что я делаю.

Посмотрите на это так: когда вы едете на работу на машине, то на это уходит меньше физических сил, времени, и это более удобный и приятный способ, чем идти пешком. Вроде бы все хорошо. Но если вы только ездите или всю жизнь проводите на сигвэе, даже не короткие расстояния, то вы и не будете тратить энергию. Со временем ваши мышцы атрофируются, ваши физическое состояние будет ослабевать, и вы, вероятно, наберете лишний вес. В результате ухудшится ваше общее состояние.

Ваш мозг тоже нуждается в упражнениях. Если вы перестанете использовать свои навыки при решении проблем, ваши логические, когнитивные возможности, то как тогда ваш мозг будет всегда в лучшей форме, не говоря уже об улучшении ваших умственных способностей? Задумайтесь о том, что, если постоянно полагаться только на полезные современные удобства, то могут пострадать ваши навыки в определенной области. Например, программы-переводчики: замечательные, но мое знание языков заметно ухудшилось, как только я начала ими пользоваться. Теперь я заставляю себя думать над переводом, прежде чем узнаю правильный. То же самое относится и к проверке орфографии и автоматическому исправлению. По правде говоря, автоматическое исправление – это худшее, что было придумано для улучшения мыслительного процесса. Вы знаете, что компьютер найдет и исправит ваши ошибки, так что вы продолжаете себе печатать, даже не задумываясь о том. Как правильно пишется то или иное слово. В результате, через несколько лет стабильной автозамены и автоматической проверки правописания, являемся ли мы самой безграмотной нацией? (Хотелось бы, чтобы кто-то провел исследование данного вопроса.)

Есть моменты, когда использование технологии является оправданным и необходимым. Но бывают случаи, когда лучше сказать нет упрощениям и использовать свой мозг, пока вы можете позволить себе такую роскошь, как время и энергия. Для того, чтобы поддерживать себя в хорошей физической форме, рекомендуется как можно чаще ходить на работу пешком или подниматься по лестнице вместо лифта несколько раз в неделю. Разве вы не хотите, чтобы ваш мозг тоже оставался в форме? Откладывайте GPS в сторону время от времени, и окажите услугу своим навыкам ориентирования на местности и навыкам решения проблем. Держите его под рукой, но попробуйте сначала найти все сами. Ваш мозг поблагодарит вас за это.

5. Будь в сети

И вот мы подошли к последнему элементу на пути увеличения вашего когнитивного потенциала: компьютерная сеть. Что хорошего в этой последней установке, так это то, что если вы делаете предыдущие четыре вещи, вы, вероятно, уже делаете и это. Если нет, то начинайте. Немедленно.

Общаясь с другими людьми, либо через социальные сети такие как Facebook или Twitter, либо лицом к лицу, вы подвергаете себя таким ситуациям, которые позволят вам гораздо легче достичь целей 1-4. Сталкиваясь с новыми людьми, идеями и оказываясь в новом окружении, вы открываете себя новым возможностям для мыслительного роста. Находясь среди людей, которые могут не относиться к области вашей деятельности, вы сможете увидеть проблемы с новой стороны или открыть для себя новые решения, о которых вы никогда не задумывались прежде. Общение с другими людьми в интернете – это отличный способ научиться открывать себя для всего нового и воспринимать уникальную и значимую информацию. Я даже не стану вникать в то, какую общественную пользу и эмоциональное благополучие приносит компьютерная сеть, но это всего лишь дополнительное преимущество.

Стивен Джонсон, написавший книгу «Как рождаются хорошие идеи», обсуждает важность групп и сетей для продвижения идей. Если вы ищете новые ситуации, идеи, окружение и перспективы, то сеть является ответом для вас. Было бы довольно трудно реализовать концепцию «поумней», не делая сеть основной составляющей. Самое замечательное в компьютерных сетях: Выгодно для всех участников. Коллективный разум для победы!

Мне осталось упомянуть еще кое-что…
Помните, еще в начале этой статьи я рассказала историю о моих клиентах с расстройствами аутистического спектра? Давайте задумаемся на мгновение, как повысить уровень гибкости своего интеллекта в свете всего, о чем мы уже говорили. Чего эти дети способны достичь на таком высоком уровне? Это не случай и не чудо — это потому, что мы учли все эти принципы обучения в их программе терапии. В то время, как большинство других провайдеров терапии застряли на парадигме «Безошибочного обучения» и слегка модифицированных Методах Ловааса прикладного анализа поведения, мы приняли и полностью охватили мультимодальный подход к обучению. Мы заставили детей стараться учиться изо всех сил, мы использовали самые креативные методы, о каких только могли думать, и мы осмелились поставить планку, казалось бы, гораздо выше их способностей. Но знаете что? Они вышли за временные рамки, и заставили меня искренне поверить, что удивительные вещи возможны, если у вас достаточно воли, мужества и настойчивости, чтобы настроить себя на этот путь и придерживаться его. Если эти дети с ограниченными возможностями могут жить, при этом постоянно повышая свои когнитивные способности, то и вы сможете.

На прощание я задам вопрос для размышлений: Если у нас есть все эти вспомогательные данные, показывающие, что эти методы обучения и подходы к обучению могут иметь такое глубокое положительное влияние на когнитивный рост, почему программы терапии или школьные системы не воспользуются некоторыми из этих методов? Я бы хотела видеть их в качестве стандарта в области обучения, а не исключения. Давайте попробуем что-то новое и встряхнем немного систему образования? Мы бы значительно подняли коллективное IQ.

Интеллект – это не только то, сколько уровней в курсе математики ты прошел, как быстро вы можете решить алгоритм, или сколько новых слов более 6 символов вы знаете. Речь идет о том, чтобы приблизиться к новой проблеме, признать ее важные составляющие, и решить ее. Затем собрать полученные знания и применить их для решения следующей, более сложной проблемы. Речь идет об инновациях и воображении, и о том, чтобы суметь применить их для того, чтобы сделать мир лучше. Именно этот вид интеллекта и является ценным, и именно к такому виду интеллекта мы должны стремиться и именно его поощрять.

Об авторе: Андреа Кушевски – врач-консультант в области поведенческой терапии для детей, страдающих аутизмом, проживающая во Флориде; специалист по Синдрому Аспергера, или высокофункциональному аутизму. Она преподает основы поведения в социуме, коммуникацию, а также влияние поведения на сферу дома и общества, обучение детей и родителей методам терапии. Работа Андреа в качестве исследователя совместно с Институтом Общественных наук METODO, американским отделением Исследовательской группы по общественным наукам METODO Transdisciplinary, Богота, Колумбия, исследует влияние нейро-когнитивных факторов поведения человека – сюда входят такие аспекты, как творческий потенциал, интеллект, незаконное поведение, и диффузорно-конфузорные расстройства типа шизофрении и аутизма. Также, будучи исследователем креативности, она – сама живописец и изучала различные виды визуальной коммуникации, начиная от традиционного рисунка к цифровой живописи, графического дизайна, и трехмерного моделирования, мультипликации в сфере медицинских наук и бихевиоризма. У нее есть блог на The Rogue Neuron и в Твиттере @AndreaKuszewski.

От переводчика: перевод сделан по заказу SmartProgress, сервиса постановки и достижения целей.

habr.com

10 способов повысить когнитивные способности — Naked Science

Процесс мышления является неотъемлемой частью нашей жизни. В ситуациях, когда нужно быстро выучить материал или детально продумать проект, хочется, чтобы всё происходило быстро и эффективно. Существует несколько способов, которые улучшают когнитивные способности человека.   Пейте кофе Большое количество кофе наносит вред организму, но исследователи выяснили, что кофеин не просто поддерживает человека в бодром состоянии. Он…

Процесс мышления является неотъемлемой частью нашей жизни. В ситуациях, когда нужно быстро выучить материал или детально продумать проект, хочется, чтобы всё происходило быстро и эффективно. Существует несколько способов, которые улучшают когнитивные способности человека.

 

Пейте кофе

Большое количество кофе наносит вред организму, но исследователи выяснили, что кофеин не просто поддерживает человека в бодром состоянии. Он способен помочь сосредоточиться на сложных заданиях, повышает эффективность умственной деятельности,  улучшает реакцию. Кофе не сделает человека умнее, этот напиток лишь временно улучшает работу мозга.

 

Кофе

 

Пейте вино

Норвежские ученые выяснили, что люди, которые регулярно пьют вино, лучше справляются с когнитивными задачами, чем те, кто отказался от алкоголя. Подобная связь особенно ярко выражена среди женщин. Конечно, вино может помочь только в том случае, когда его количество строго ограничено. Предполагается, что особенности данного напитка основаны на антиоксидантных свойствах вина.

 

Вино

 

Загорайте

Исследование показало, что люди, у которых в организме уровень витамина D был высоким, лучше справились с контрольными тестами, чем те, у кого была нехватка данного элемента. Витамин D образуется под действием солнечного света.

 

Солнечный свет

 

Танцуйте

Танцы и активный отдых снижают риск развития деменции. Кроме того, такие виды занятий улучшают когнитивные способности человека и учат быстро принимать решения.

 

Танцы

 

Следите за питанием

Недостаточно просто есть какой-то продукт, получивший статус «лучшего». В долгосрочной перспективе нужно обеспечить мозг необходимыми витаминами, разными элементами. Самое главное – следить за сахаром, наличием аминокислот, антиоксидантов и омега-3.

 

Пирамида питания

 

Играйте в тетрис

С помощью МРТ было установлено, что игра в тетрис повышает активность серого вещества в церебральном кортексе. Более того, подобное занятие помогает сознанию быстрее забывать о недавно случившихся трагедиях и проблемах.

 

Тетрис

 

Занимайтесь спортом

Исследования показали, что спортсмены  справляются с когнитивными задачами намного лучше, чем люди, далёкие от спорта. Достаточно обычных прогулок на улице, чтобы повысить работоспособность мозга на 10%.

 

Тренажерный зал

 

Разрешите себе отдыхать

В определённых ситуациях действительно необходимо полностью концентрироваться на задании и не останавливаться на отдых. Исследователи выяснили, что люди, которые позволяют себе во время работы делать перерывы, обладают намного более хорошей памятью, чем те, кто трудится без отдыха. Достаточно просто оторваться от занятий и подумать о чем-то другом.

 

Отдых

 

Временно откажитесь от еды

Несмотря на то, что в долгосрочной перспективе необходимо правильное и сбалансированное питание, кратковременный отказ от еды может помочь быстро улучшить работоспособность мозга. Исследователи считают, что это появилось в процессе эволюции – мы работаем лучше, если мозг считает, что ему не хватает питания.

 

Разговаривайте с собой

Ученые пришли к выводу, что во время поиска какой-либо вещи нужно произносить вслух её название, так как это позволяет намного быстрее отыскать нужный предмет.

 

Скопировать ссылку

naked-science.ru

10 необычных способов повысить когнитивные способности

Мыслительный процесс и процесс восприятия – две стороны одной «медали». И они не только являются тем, что присуще абсолютно каждому из нас, но и представляют собой одну из основных составляющих нашей жизни.

Любой человек время от времени сталкивается с ситуациями, когда по той или иной причине требуется в максимально ускоренном темпе что-то сделать, например, запомнить большое количество информации, во всех подробностях разработать какой-то проект, понять, о чём идёт речь в изучаемом материале и т.п. Но далеко не все обладают способностью сделать это так, чтобы это было и быстро и эффективно одновременно. И дело здесь заключается, главным образом, в том, что у всех разные когнитивные способности, т.е. способности к восприятию.

Но очень хорошая новость состоит в том, что, независимо от того, каковы когнитивные  способности того или иного человека, он может их повысить. И если вы подумали, что для этого нужно проходить массу разных тестов, разбираться в себе и использовать всевозможные развивающие методики, то и здесь мы хотим вас обрадовать: это, пусть и полезно и, конечно же, эффективно, но совсем не обязательно. Повысить свои когнитивные способности вы можете, живя своей привычной жизнью, и, быть может, внося в неё совсем незначительные изменения.

И в этой статье мы расскажем вам о том, как вы можете это сделать.

10 необычных способов повысить свои когнитивные способности

Итак, можно назвать несколько довольно необычных способов повысить свои когнитивные способности.

Способ №1: Следите за своим питанием

В первую очередь, вы должны уяснить для себя, что употреблять в пищу какие-либо продукты, имеющие статус или просто названные кем-то «лучшими», ещё недостаточно. Если подойти к этому вопросу более детально и взять в расчёт именно долгосрочную перспективу, то вы должны обеспечить свой основной орган – мозг – необходимым количеством витаминов и микроэлементов. Особое внимание нужно уделять достаточному количеству сахара, антиоксидантов, аминокислот и жирных кислот «Омега-3». А наиболее полезными для мозга продуктами можно назвать морепродукты, зерно, яйца, ягоды, орехи, листовые зелёные овощи и шоколад.

Способ №2: Употребляйте кофе

Конечно же, все мы слышали о том, что кофе можно назвать вредным для организма продуктом. Однако вредным он является лишь тогда, когда речь идёт о большом его количестве, ведь если в организм поступает много кофе, это отрицательно сказывается на работе сердечнососудистой и пищеварительной систем. Но умеренное употребление кофе способно не просто поддержать человека в состоянии бодрости. Кофе помогает сосредотачиваться на трудных задачах, активизирует умственную деятельность и улучшает реакцию. Сделать человека умнее он, естественно, не сможет, но в момент упадка сил или снижения мозговой активности станет отличной поддержкой.

Способ №3: На время откажитесь от пищи

Да, мы уже говорили, что для продуктивности работы мозга в долгосрочной перспективе правильное питание является незаменимым. Но, несмотря на этот факт, в некоторых случаях непродолжительный отказ от еды способен помочь в кротчайшие сроки улучшить работоспособность головного мозга. По мнению довольно большого количества специалистов в области питания и работоспособности, такое положение дел сложилось в эволюционном процессе – человек способен работать эффективнее, если его организм посылает мозгу сигналы о том, что ему не хватает питания. Мозг же в ответ посылает обратные импульсы, указывающие организму на то, что пришло время воспользоваться запасными резервами.

Способ №4: Пейте вино

Ни в коем случае не подумайте, что мы на стороне злоупотребления алкоголем. Но, согласитесь, пьянство и периодическое употребление «Напитка богов» — это разные вещи. По мнению учёных из Норвегии, люди, регулярно выпивающие немного вина, значительно лучше решают задачи когнитивного характера, нежели те, кто раз и навсегда запретил себе пить спиртное, что, предположительно, обусловлено наличием в вине антиоксидантов. Особенно интересно то, что данная тенденция наиболее ярко выражена среди представительниц прекрасного пола. Но каждый человек, не важно, мужчина это или женщина, должен понимать, что польза от вина может быть лишь тогда, когда оно употребляется лишь изредка.

Способ №5: Загорайте

Воздействие солнечных лучей на организм человека исследуется уже на протяжении долгого времени, и каждый раз результаты этих исследований дают интересные результаты. Так, например, по наиболее свежим данным, люди, в организме которых наблюдался высокий уровень витамина D, показали более лучшие результаты при работе с контрольными тестами, чем те люди, в организме которых был дефицит этого витамина. Учитывая то, что витамин D образуется посредством воздействия солнечного света, мы рекомендуем вам как можно чаще отправляться на пляж или, если поблизости такового нет, ездить на отдых на курорты. Заодно и время проведёте отлично (бать может, даже необычно)!

Способ №6: Отдыхайте

Мы живём в мире постоянных дел и забот, стрессов и давления. По этой причине, во множестве ситуаций человек встаёт перед необходимостью максимальной концентрации и работе без отдыха. Это, конечно, позволяет время от времени выполнять большие объёмы работы, но без отдыха и работоспособность и когнитивные способности человека сильно снижаются. Люди, делающие в рабочем процессе хотя бы небольшие перерывы, лучше воспринимают информацию, больше и лучше запоминают, лучше решают поставленные задачи. Запомните: если аврал и выходной устроить себе нельзя, позвольте себе периодически отвлекаться и немного отдыхать – результат будет гораздо выше, чем, если вы будете работать без перерывов.

Способ №7: Отдыхайте активно

Как часто, когда мы устали, нам хочется бросить всё, лечь на диван и пролежать несколько дней к ряду, чтобы восстановить силы. Но пассивный отдых способствует, по большей части, только восстановлению тела. Активный же отдых, в свою очередь, пробуждает жизненный тонус, поднимает настроение, прививает вкус к жизни. Но главное то, что он восстанавливает и повышает когнитивные способности, препятствует деградации мышления и развитию слабоумия, а также формирует у человека навык быстрого принятия решений.

Способ №8: Занимайтесь спортом

Продолжая тему активного отдыха, нельзя не сказать о занятиях спортом. Да, некоторые люди совершенно не видят себя в спорте, предпочитают интеллектуальное развитие или культурно-познавательные виды проведения досуга. Но физическая нагрузка должна быть всегда. Занятия спортом вовсе не обязаны быть профессиональными – здесь имеются в виду даже небольшие нагрузки, такие как гимнастика, отжимания и подтягивания, пробежки и прогулки на свежем воздухе. Если же вы намеритесь отправиться в тренажёрный зал или на фитнес, это будет ещё лучше, ведь спортсмены выполняют когнитивные задачи эффективнее тех, кто спортом не занимается. Кстати, даже часовая прогулка в парке повысит вашу работоспособность на 10%.

Способ №9: Играйте в логические игры

При помощи МРТ (магнитно-резонансной томографии) удалось выяснить, что простая игра в тетрис благоприятно сказывается на активности серого вещества (главном компоненте центральной нервной системы). Но, помимо тетриса, есть и ещё огромное количество интеллектуальных игр: игры на поиск предметов, логические игры и головоломки, те же кроссворды и сканворды – всё это развивает мозг и улучшает когнитивные способности. Помимо этого, ещё одна их прелесть заключается в том, что подобные занятия помогают людям отвлекаться от плохих событий и проблем.

Способ №10: Разговаривайте сами с собой

По результатам экспериментов по поиску вещей, выяснилось, что люди, которые заняты поиском какого-либо предмета или вещи, гораздо быстрее находят её, если вслух проговаривают название того, что ищут. Но это лишь «верхушка айсберга». Если время от времени разговаривать с собой, можно быстрее находить ответы на нужные вопросы, лучше концентрироваться на поставленных задачах, быстрее принимать решения и т.д. К тому же, разговоры с собой нередко помогают снять психическое напряжение.

Наверное, вы заметили, что все рассмотренные способы не только не создают дискомфортных ощущений в жизни, но и связаны с положительными эмоциями. Поэтому берите их себе на вооружение и повышайте свои когнитивные способности.

НАШ СПОСОБ: Но и у нас есть свой собственный способ повышения когнитивных способностей, причём он может не только повысить и улучшить мозговую активность человека, но и рассказать ему о самом себе массу уникальной и очень важной информации. Этот способ – наш курс по саморазвитию, в который включена как мощная теоретическая база, так и множество тестов и упражнений, целью которых является познание и развитие себя. Спешите познакомиться с нашим курсом – найти его можно по этой ссылке.

Познавайте и живите с умом!

4brain.ru

Добавить комментарий