Когнитивных функций: Когнитивные расстройства и деменция: симптомы и лечение

Содержание

Оценка нарушений когнитивных функций в разные периоды после черепно-мозговой травмы

Сочетание нейропсихологических и нейровизуализационных методов в оценке когнитивных нарушений

Сочетание нейропсихологического подхода с методами нейровизуализации позволяет получить важную информацию о механизмах возникающих нарушений в различные периоды после черепно-мозговой травмы (ЧМТ).

В течение 1-го месяца после травмы легкой и в ряде случаев — средней степени тяжести преобладают функциональные (а не структурные) нарушения, что наряду с нейропсихологическим обследованием обусловливает адекватность применения методов функциональной (например, фМРТ), а не структурной (например, КТ и МРТ) диагностики для исследования возникших нарушений. Как отмечалось ранее, особая уязвимость лобных и височных областей, мозолистого тела, а также глубинных срединных структур при мозговой травме [25] обусловливает возникновение наиболее типичных нарушений, включающих нарушения скорости переработки информации, внимания, управляющих функций, а также мнестические и речевые нарушения. Именно нарушения управляющих функций (рабочая память, планирование и регуляция, серийная организация и способность решать задачи) [20, 26] наиболее стойкие и вызывают наибольшее количество жалоб со стороны больных, являясь предметом повышенного интереса исследователей. В целом функциональные исследования управляющих функций свидетельствуют о дисрегуляции распределения и модулирования мозговых ресурсов, необходимых для выполнения задач. Приведем примеры нескольких исследований.

При выполнении теста n-back на рабочую память здоровыми добровольцами отмечается двусторонняя активация дорсолатеральной префронтальной коры и нижней и верхней теменной коры, при этом степень активации увеличивается пропорционально увеличению сложности задания [24]. Так, при переходе от 0-back к 1-back заданию увеличивается активация в 7-10, 39-40 и 44 полях по Бродманну, а при переходе от 1-back к 2-back заданию — в 6, 9, 10 и 40. При переходе к наиболее сложному заданию 3-back у здоровых испытуемых отмечается максимальный прирост активации (и увеличение количества ошибок).

Больные с неосложненной ЧМТ легкой и средней степени тяжести спустя месяц после травмы обнаруживают активацию гомологичных мозговых областей, которая, однако, менее выражена, менее локальна и преобладает в правополушарных структурах. При этом максимальный прирост активации отмечается при переходе к заданиям средней (от 1-back к 2-back), а не максимальной (от 2-back к 3-back) сложности, как в норме. Катамнестическое исследование этих больных показало, что продуктивность выполнения данного теста через год после травмы увеличилась, однако замедленность реакции и ошибки, а также специфический паттерн мозговой активации остались. Необходимо отметить, что повышение продуктивности выполнения самого сложного 3-back задания коррелировало у больных с увеличением левополушарной активации.

Интересны особенности мозговой активации в ходе мнестической деятельности у этой же группы больных в остром периоде, исследовавшиеся с помощью теста на узнавание слов. В норме узнавание (прослушивание знакомых слов) вызывает активацию дорсолатеральной префронтальной коры справа, а запечатление (прослушивание новых слов) связано с активацией медиальных височных отделов.

У больных же при сходном паттерне активации интенсивность и размер очагов активации были снижены.

Авторы объясняют различный характер изменения активации у больных при выполнении тестов на рабочую память и запоминание слов различным характером деятельност — и необходимостью собственной активности субъекта в первом случае и пассивным прослушиванием — во втором.

Как уже отмечалось, у больных с легкой ЧМТ при наличии жалоб на когнитивные (внимание и память), соматические (головные боли, головокружение) и аффективные нарушения (депрессия, раздражительность), результаты неврологического исследования, КТ и МРТ зачастую не выявляют патологии. E. Wilde и соавт. [30] показали, что у подростков с легкой ЧМТ (шкала комы Глазго 15) и КТ без патологии в первые дни после травмы (не более чем через 6 дней после травмы) обнаруживается повышение фракционной анизотропии и снижение диффузивности (коэффициент диффузивности и радиальная диффузивность) на диффузной тензорной МРТ, свидетельствующие о нарушении проводящих путей мозолистого тела, связанном скорее всего с отеком и воспалением в этой области.

При этом выраженность нарушений коррелирует с общей тяжестью жалоб больных на когнитивные и эмоциональные расстройства.

Приведенные исследования подтверждают наличие функциональной мозговой патологии (при невозможности зафиксировать структурные мозговые изменения) в остром периоде после ЧМТ легкой и средней степени тяжести, коррелирующие с интенсивностью жалоб больных. Характер функциональных нарушений свидетельствует, что у больных актуализируется в целом та же мозговая функциональная система, что и у здоровых испытуемых, но в ней привлекаются в качестве компенсации дополнительные звенья (например, гомологичные правополушарные структуры и структуры, прилежащие к очагам активации в норме). При этом у больных отмечается недостаточность мозговых ресурсов для выполнения деятельности, проявляясь в невозможности увеличения мозговой активации в соответствии с растущими запросами задачи. Наряду с изменениями мозговой активации, фиксируемыми на фМРТ, у больных в острый период после ЧМТ отмечаются когнитивные нарушения, в первую очередь управляющих и мнестических функций, а также нейродинамики, в рамках так называемой «ядерной» симптоматики.

Хорошо заметные в остром периоде после травмы функциональные нарушения мозговой активации при когнитивной деятельности (преобладание дисперсной активации и ее сдвиг в правое полушарие, особенно заметные в лобных отделах) сохраняются в течение длительного периода. В исследовании C. Christodoulou и соавт. [14] больные с ЧМТ средней и сильной степени тяжести спустя 1-5 лет после нее при выполнении модифицированного теста скоростного серийного сложения цифр (PASAT) на рабочую память значимо не отличались от нормы по точности выполнения, но допускали больше ошибок.

В ходе выполнения данного теста контрольная группа обнаруживала повышение мозговой активации локально: в лобных (среднелобная извилина), височных (верхне- и средневисочная извилины) и теменных отделах (нижняя теменная доля) преимущественно левого полушария.

И хотя больные задействовали ту же функциональную систему (сходный паттерн мозговой активации), компенсаторно они активировали дополнительные звенья, при этом активация в целом была смещена вправо. Дисперсный характер мозговой активации у больных проявился в том, что в частности в лобных отделах были дополнительно активированы нижне-, верхнелобная и прецентральная извилины.

Полученные результаты согласуются с другими исследованиями [14, 23], свидетельствующими, что при повышении нагрузки на рабочую память, а также при снижении качества выполнения задания у больных с ЧМТ могут активизироваться гомологичные отделы контралатерального полушария, а также дополнительные области ипсилатерального полушария.

Если нарушения управляющих функций у больных с мозговой травмой исследуются интенсивно, то нарушениям функций приема и переработки информации у этих больных посвящено меньшее количество работ. Тем не менее частота нарушений этих функций определяет важность их изучения.

В исследовании T. Mani и соавт. [22] показано значительное повышение эффективности мозговой организации моторного ответа и переработки зрительной информации (на уровне тенденции) в течение 1-го года после травмы.

Больные со средней и тяжелой ЧМТ выполняли простое моторное задание и зрительный тест, в ходе которых фиксировалась мозговая активность с помощью фМРТ. Исследование проводилось дважды — спустя 5 и 14 мес после травмы. Результаты свидетельствуют о двунаправленности изменений по ходу восстановления: с одной стороны, происходит снижение мозговой активации при выполнении моторного теста, что может отражать уменьшение ресурсов, вкладываемых в успешное выполнение деятельности по мере восстановления. С другой стороны, активация при выполнении зрительного теста становится более локальной. Таким образом, в ходе восстановления паттерн мозговой активации при выполнении обоих тестов приближается к таковому в норме. Приведенные результаты в целом свидетельствуют о принципиальной сохранности обеих функциональных систем, а обнаруженная динамика активации — о наличии процессов восстановления.

Больные с легкой ЧМТ зачастую не предъявляют значительных жалоб и не обнаруживают выраженных неврологических или когнитивных нарушений в остром периоде, однако симптоматика может прогрессировать со временем, приводя к хроническим когнитивным нарушениям в 30% и невозможности вернуться на работу в 20% случаев.

Наличие нарушений управляющих функций, внимания, памяти, а также нарушения аффективной сферы было подтверждено в нейропсихологическом исследовании больных с легкой ЧМТ, обратившихся с жалобами на когнитивные нарушения и трудности выполнения рабочих обязанностей спустя 8 мес — 3 года после травмы [21]. Наличие когнитивных нарушений согласуется у этих больных с нарушением функциональных связей (снижение функциональной анизотропии и увеличение средней диффузивности по данным диффузной тензорной МРТ) в области мозолистого тела, внутренних капсул, подкоркового белого вещества, центра семиовале и белого вещества мозжечка. При этом в остром периоде не обнаружилось структурных мозговых изменений на КТ и МРТ (глиоз был обнаружен у 1 больного).

Представленные исследования свидетельствуют о различной динамике восстановления когнитивных функций в отдаленном периоде ЧМТ. Так, если функции приема и переработки информации заметно улучшаются в течение 1-го года после травмы (уменьшение мозговых ресурсов, вкладываемых в успешное выполнение деятельности и увеличение локальности активации), то нарушения функции произвольности (диффузность мозговой активации и ее смещение в правое полушарие) отмечаются и в отдаленном периоде (спустя 1-5 лет) ЧМТ. При этом подобные нарушения могут впервые проявиться в отдаленном периоде (спустя 1-3 года) даже при отсутствии каких бы то ни было нарушений и жалоб непосредственно после травмы. Таким образом, у больных с ЧМТ наряду с нарушениями мозговой активации в отдаленном периоде отмечаются заметные когнитивные нарушения, диагностируемые с помощью нейропсихологических методов. В отечественной нейропсихологической традиции особенное значение придается диагностике структуры когнитивного дефекта с выделением первично пострадавшей функции и вторично нарушенных системно связанных с ней функций, больше поддающихся коррекции. Подобный системный подход осуществляется лишь в некоторых зарубежных исследованиях, часть из которых мы приводим ниже.

Нейропсихологическая диагностика в планировании и оценке эффективности хирургического вмешательства и фармакотерапии

Дополнение методов качественного нейропсихологического анализа количественными методами обработки полученных результатов позволяет существенно расширить рамки применения нейропсихологического метода в клинике ЧМТ. Стандартизированные методы проведения и обработки нейропсихологических тестов являются достаточно точным и чувствительным инструментом оценки эффективности хирургического вмешательства и фармакотерапии, а также реабилитации [4, 6, 8, 10, 11, 17, 18].

Так, сопоставление результатов нейропсихологического обследования до и после проведения шунтирующих операций по поводу травматической гидроцефалии позволяет судить об их эффекте в отношении нарушений психических функций. Нейропсихологический анализ позволил выявить факторы, влияющие на успешность оперативного вмешательства (закрытого наружного дренирования полости гематомы) у больных с хроническими посттравматическими субдуральными гематомами. Гематомы локализовались в лобно-теменно-височной, реже в теменно-височной или лобно-височной областях правого или левого полушария. Наиболее выраженными были мнестические и зрительно-пространственные нарушения, нарушения праксиса, внимания и мышления отмечались почти у половины больных, также встречались негрубые гностические и речевые нарушения. Структура и характер нейропсихологических синдромов в определенной мере определяются стороной гематомы. Так, более грубые и обширные дефекты отмечались при левостороннем поражении (хотя могли развиваться и симптомы, характерные для поражения правого полушария), при правосторонней — только дисфункция, характерная для правополушарных нарушений. Динамика послеоперационного восстановления была более быстрой у больных с правосторонними нарушениями [3, 18]. Фиксация мозговой активности (с помощью фМРТ) в ходе выполнения больным элементарных речевых и двигательных задач позволила изучить зависимость состава функциональных систем от особенностей профиля асимметрии полушарий, объемного образования, индивидуальной стратегии действия, а также характера и уровня образования. Индивидуальные различия активации речевых и двигательных зон мозга выявляются с высокой точностью. Так, например, у некоторых больных при предъявлении речевых нагрузок в функциональную систему включался мозжечок, а при выполнении двигательных тестов активировалось не только противоположное руке полушарие мозга, но и двигательная зона ипсилатерального полушария [1].

Особенно плодотворным оказывается применение количественного нейропсихологического подхода к оценке эффективности медикаментозной терапии при нарушениях психических функций. В последнее время отмечается увеличение роли нейротропных препаратов в реабилитации больных с ЧМТ. Различные препараты могут избирательно действовать на определенные составляющие психических функций, при этом важно учитывать возможность разнонаправленного действия одного и того же препарата на разные параметры в пределах одной функции. Анализ действия более десяти нейротропных препаратов с помощью стандартизованного нейропсихологического обследования показал, что каждый из них характеризуется определенным спектром воздействий на психические процессы у больных с ЧМТ [2, 10, 17].

Психофармакологические средства по типу их влияния на высшие психические функции можно разделить на 3 основные группы. К первой относятся препараты неспецифического действия (например, ноотропил), положительно влияющие на все параметры психических процессов. Ко второй относятся препараты, избирательно улучшающие протекание определенных видов психической деятельности или отдельных их компонентов. В качестве примеров можно привести амиридин и L-глутаминовую кислоту, проявляющие максимум положительного действия в отношении лево- и правополушарных компонентов психических функций соответственно. К третьей группе можно отнести препараты с разнонаправленным действием на различные составляющие психических функций, оказывающие избирательное положительное действие на одни группы функций и негативно влияющие на другие (например, отнести бемитил с «мозаичным» спектром действия на различные звенья психических функциональных систем). В целом проведенные исследования [2, 10, 16, 17] свидетельствуют, что медикаментозная терапия оказывается наиболее эффективной в случаях, когда «нейропсихологический спектр» применяемого препарата соответствует структуре нейропсихологического синдрома больного.

Существуют разные мнения относительно механизмов влияния фармакотерапии на полушарные функции [13]. Так, в одном из исследований [5] было показано различное действие психотропных препаратов на функционирование мозговых полушарий при выполнении графической деятельности. Под влиянием таких препаратов, как седуксен и милипрамин, в графической деятельности больных отмечается тенденция к игнорированию левой стороны пространства, удаление изображения за счет перспективных сокращений и уменьшения размеров, пропуск деталей. Начинают преобладать так называемые «левополушарные» особенности [5] — рисунки становятся схематичными без чувственной достоверности и образности, изображаются не видимые, а объективные пространственные свойства предмета, причем для передачи этих свойств используются чертежные приемы (проекции, развертки, сечения). Таким образом, образ предмета подменяется «рисунком-знанием», «рисунком-понятием» о предмете. После введения нейролептиков (аминазин, галоперидол) у больных отмечаются качественно иные изменения в графической деятельности — начинают преобладать тенденция к игнорированию правой стороны пространства и так называемые «правополушарные» особенности в рисунках [5], в которых присутствуют материальность и чувственная достоверность изображения, «рисунки-образы» преобладают над «рисунками-понятиями», применение чертежных приемов при изображении нехарактерно. Отмечается тенденция приблизить изображение за счет увеличения размеров, может присутствовать эффект обратной перспективы. Однако механизм воздействия нейролептиков остается неясным, поскольку эта группа препаратов также угнетает функции подкорковых структур и способствует снижению межполушарного взаимодействия. В других исследованиях [19] была установлена зависимость эффекта лития на полушарное функционирование от доз препарата и показано его преимущественное угнетающее воздействие на правое полушарие.

ЧМТ в виде локальных контузий и диффузных аксональных повреждений мозга ведет к цитотоксическому повреждению (нарушение регуляции кальция и магния, образование свободных радикалов), токсичному повышению уровня нейротрансмиттеров (глютамат, дофамин, серотонин и ацетилхолин). Деструктивные эффекты повышения уровня нейротрансмиттеров наиболее выражены в областях их сосредоточения — гиппокампе, стриатуме, лобных и базально-лобных отделах.

Анализ механизмов описанных выше нарушений позволит разработать адекватную тактику фармакологического воздействия на возникающие вследствие ЧМТ как метаболические, так и когнитивные нарушения.

Планируя терапию когнитивных расстройств после мозговой травмы, необходимо учитывать, что ряд препаратов — антиконвульсанты (барбитураты, в меньшей степени карбамазепин и вальпроаты), типичные антипсихотические препараты (галоперидол, флюфеназин, тиоридазин, хлорпромазин), трициклические антидепрессанты (амитриптилин, имипрамин), бензодиазепины могут увеличить когнитивные нарушения и замедлить процесс восстановления после травмы. Поэтому, если когнитивные расстройства сохраняются в течение длительного времени, можно рассмотреть вопрос об отмене или снижении дозы перечисленных препаратов. Если, несмотря на данные меры и проведение когнитивной терапии, положительной динамики не отмечается, целесообразно дополнить когнитивную терапию нейрометаболической. В настоящее время проблема влияния фармакологических препаратов на когнитивные функции после ЧМТ изучается, поэтому рекомендации существуют не для всех препаратов (в отношении ряда препаратов существуют лишь отдельные указания) [12].

Согласно разработанным в настоящее время рекомендациям, например при лечении посттравматической эпилепсии, следует воздержаться от применения барбитуратов и фенитоина, значительно ухудшающих когнитивные функции, в пользу карбамазепина и вальпроатов.

Достоверное влияние на такие когнитивные функции, как внимание, скорость переработки информации, уровень бодрствования, установлено для метилфенидата (в дозе 0,25-0,3 мг/кг), декстроамфетамина, амантадина (в дозе 50 мг 2 раза в день с последующим увеличением дозы 1 раз в неделю на 100 мг в день), донепезила (в дозе 5-10 мг/кг), бромокриптина (в дозе 2,5 мг). Есть подтверждение того, что данные препараты способствуют облегчению вовлечения больного в процесс реабилитации и ускоряют процесс восстановления. Если у больного доминируют мнестические нарушения (запечатление и/или воспроизведение информации), то наибольшей эффективностью обладают ингибиторы холинестеразы (физостигмин, донепезил, ривастигмин, галантамин, ипидакрин). Существуют отдельные указания на то, что данные препараты также оказывают благоприятное действие на уровень активации, внимание, управляющие и вербальные функции. Из воздействий на психопатологические проявления ЧМТ доказанным считается только использование для лечения агрессивного поведения -блокаторов пропранолола (анаприлин, обзидан, начиная от 60-80 мг/сут с постепенным — каждые 3 дня на 60-80 мг — наращиванием до дозы 420-520 мг/сут) и пиндолола (вискен, начиная от 10 мг/сут, с постепенным — каждые 3 дня на 10 мг — наращиванием максимально до 40-100 мг/сут) [12, 29].

К сожалению, в России некоторые из перечисленных препаратов пока или вовсе не применяются (метилфенидат, донепезил), или используются по другим показаниям (бромокриптин и β-блокаторы).

По поводу другой фармакотерапии расстройств после ЧМТ существуют лишь мнения отдельных ученых, которые не могут служить ни стандартами, ни рекомендациями, но используются для облегчения оптимального выбора [7].

Результаты цитированных исследований показали особую чувствительность нейропсихологического подхода к диагностике эффектов хирургической и медикаментозной терапии. Данные нейропсихологического анализа свидетельствуют о качественно различных эффектах разных видов терапии, в связи с чем в план хирургического вмешательства и фармакотерапии для больных с ЧМТ необходимо включать проведение комплексного нейропсихологического обследования для уточнения структуры нарушений и выбора наиболее адекватного синдрому способа лечения.

Нейропсихологическая диагностика в планировании реабилитационных мероприятий и оценке их эффективности

Когнитивная реабилитация является одним из важнейших этапов работы с больными после перенесенной ЧМТ, и наличие надежных предикторов успешного восстановления после такой реабилитации особенно важно. Попытка использовать нейровизуализационные данные в качестве предиктора восстановления мнестических функций после прохождения курса реабилитации по отработке стратегий мнестической деятельности представлена в работе G. Strangman и соавт. [28]. Они показали, что оптимальный уровень активации вентролатеральной префронтальной коры левого полушария при запоминании слов с использованием определенной стратегии (семантическая организация запоминаемого материала) является хорошим предиктором успешного восстановления памяти у больных как минимум через год после травмы различной степени тяжести. Недостаточная активация этих структур, возможно, обусловлена нарушением необходимых или активацией иных функциональных систем. Чрезмерная активация, вероятно, представляет собой попытку компенсировать травматический дефект. Таким образом, можно предположить, что у больных с недостаточной и чрезмерной активацией задействованы различные функциональные системы при осуществлении мнестической деятельности (проверка этой гипотезы требует проведения дальнейших исследований).

В исследовании F. Constantinidou и соавт. [15] с помощью методов нейропсихологической диагностики показан системный эффект реабилитационной программы. В ней отрабатывалась способность классифицировать предметы на основе выделенных существенных признаков для восстановления ряда когнитивных функций (управляющие и мнестические функции, внимание, способность решать задачи) у больных после травмы тяжелой и средней степени тяжести. Таким образом, правильно построенная реабилитационная программа, учитывающая структуру когнитивного дефекта (опирается на сильные звенья когнитивных функциональных систем при коррекции слабых), способна вызвать эффект системного восстановления когнитивных функций (восстанавливаются все когнитивные функции, в состав которых входит звено, подвергшееся реабилитации). Подобное улучшение на поведенческом уровне проявилось способностью обобщить полученные навыки и перенести их на использование в новых видах деятельности.

Нейропсихологический анализ когнитивных нарушений позволяет осуществлять восстановление памяти с опорой на сохранные звенья психических функций и учетом специфики мнестических нарушений. Коррекционная программа, разработанная О. А. Кротковой [9], основана на формировании приемов поиска нужной информации в памяти с использованием специально организованных подсказок, которыми являлись ассоциации различных модальностей. При этом индивидуальная стратегия коррекции зависела от характера мнестических нарушений больного. Так, при поражении левого полушария образы памяти подвержены патологически быстрому угасанию, в ходе которого они теряют свою яркость и отчетливость, а при поражении правого полушария страдает их целостность — воспоминания быстро трансформируются и искажаются в памяти, не теряя своей яркости. В соответствии с этим нейропсихологическая коррекция в первом случае направлена на формирование чувства уверенности даже в самых смутных воспоминаниях, а во втором — напротив, построена на самоанализе и безошибочном обучении, позволяющем отличить ложные воспоминания от истинных [9].

Приведенные данные литературы свидетельствуют об исключительной важности применения нейропсихологического подхода при обследовании и реабилитации больных с ЧМТ легкой и средней степени тяжести. Этот метод является чувствительным к нарушениям даже в условиях отсутствия патологии по данным МРТ, КТ и неврологического обследования. Он помогает оценить динамику восстановления и определить структуру нарушения когнитивных функций для последующей целенаправленной реабилитации. Потенциал нейропсихологического подхода для решения диагностических и реабилитационных задач в клинике ЧМТ в полной мере раскрывается при его применении совместно с исследованием мозговой активации (например, с фМРТ) в ходе когнитивной деятельности.

Характеристика отдельных методов в аспекте цели их применения была представлена в табл. 1 и 2.

Лаборатория диагностики и развития когнитивных функций

Cookie-файлы

Этот сайт использует файлы cookie. Собранная при помощи cookie информация не может идентифицировать вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта. Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie.

Хорошо

Подробнее

Cookie-файлы

Этот сайт использует файлы cookie. Собранная при помощи cookie информация не может идентифицировать вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта. Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie.

Хорошо

Подробнее

Наука

Лаборатории и центры

Лаборатория диагностики и развития когнитивных функций

Руководитель:

Касаткин Владимир Николаевич

Д.м.н., профессор, заведующий лабораторией, директор НИИ развития мозга и высших достижений РУДН

Сотрудники

Структурное подразделение: Научно-исследовательский институт развития мозга и высших достижений.

Лаборатория занимается разработкой методов диагностики высокоуровневых когнитивных функций, в том числе интеллекта и креативности, с использованием компьютерного тестирования и математического моделирования. Работает над созданием когнитивных тренажеров для развития памяти, внимания, восстановления мышления. Проводятся исследования функций, структуры и мозговой организации памяти человека в разных возрастах с привлечением методов когнитивной психологии, вычислительного моделирования, когнитивных нейронаук, молекулярной генетики.

    Область применения результатов:
    • Спортивная медицина
    • Реабилитация после перенесенного вируса SARSCoV2
    • Физкультура в вузах
    • Неврология

    Главные научные направления

    • Разработка методов диагностики высокоуровневых когнитивных функций – исполнительного внимания, долговременной и рабочей памяти, конвергентного и дивергентного мышления, интеллекта, креативности, когнитивного контроля с использованием методов стандартной психодиагностики, адаптивного компьютерного тестирования и математического моделирования времени реакции для нейрореабилитации, сопровождения медико-биологических и фундаментальных исследований
    • Создание когнитивных тренажеров для развития когнитивного потенциала в области долговременной и рабочей памяти, а также функций когнитивного контроля в клинике нейрореабилитации, в спорте, академической и профессиональной деятельности
    • Исследования функций, структуры и мозговой организации рабочей памяти человека в разных возрастах с привлечением методов когнитивной психологии, вычислительного моделирования, когнитивных нейронаук

    Используемое оборудование

    Партнеры

    Национальная ассоциация специалистов по тромбозам, клинической гемостазиологии и гемореологии

    Страна партнера

    Россия

    О партнере

    Основной целью создания и деятельности Ассоциации является объединение специалистов в области изучения тромбозов, врожденной и приобретенной патологии свертывания крови, клинической гемостазиологии и гемореологии в том числе: организация системы повышения профессионального мастерства и квалификации практикующих врачей и научных сотрудников медицинского, биологического, медико-биологического и фармацевтического профилей, специализирующихся по теме тромбозов, врожденной и приобретенной патологии свертывания крови, клинической гемостазиологии и гемореологии; содействие медицинским учреждениям в оснащении специализированным оборудованием и инструментарием; содействие повышению мотивации и уровня знаний специалистов, содействие исследовательской, инновационной, внедренческой, образовательной и просветительской деятельности в сфере здравоохранения; создание площадок для обмена опытом в сфере профессиональной деятельности, расширения связей между специалистами в сфере здравоохранения; пропаганда здорового образа жизни.

    Департамент РУДН в сотрудничестве

    Научное направление

    Медицина

    Предмет

    Совместное исследование в рамках проекта: Повышение когнитивных функций у студентов РУДН с постковидным синдромом и другими нейрокогнитивными нарушениями.

    Результат

    Подготовка методических рекомендаций с наиболее эффективной стратегией повышения когнитивных функций у взрослых, переболевших COVID-19.

    Углубленный взгляд на когнитивные функции типов личности

    Предпочтения — не единственное, что определяет 16 типов личности. В дополнение к восьми предпочтениям каждый тип личности взаимодействует с миром посредством восьми когнитивных функций. Каждая функция направлена ​​либо наружу, к людям и окружению (экстраверт), либо внутрь, к мыслям человека (интроверт). В этой статье мы углубимся в суть когнитивных функций, а также в важность стека функций (порядок, которому они следуют в зависимости от типа личности).

    Пройдите тест личности , чтобы подробно проанализировать свою личность. Вы узнаете о своих четырех когнитивных функциях , типе личности и многом другом на 20 страницах с более чем 30 диаграммами. Тест бесплатный, без регистрации.

    Содержание страницы

    • Что такое когнитивные функции?
    • Стек функций
      • Доминирующая функция
      • Вспомогательная функция
      • Третичная функция
      • Второстепенная функция
      • Экстраверт
      • Интроверт

    Что такое когнитивные функции?

    Проще говоря, когнитивные функции — это способы обработки информации и принятия решений. Каждый из 16 типов личности имеет четыре из восьми когнитивных функций, которые упорядочены особым образом, уникальным для каждого типа. Зная функции, связанные с каждым типом личности, а также значение их порядка, вы можете нарисовать более четкую картину своего собственного типа, а также любого другого.

    Восемь когнитивных функций делятся на две категории: четыре экстравертные и четыре интровертные. Ваши личностные предпочтения в отношении интроверсии или экстраверсии не только определяют когнитивные функции, предназначенные для вашего типа, поскольку у каждого человека есть две функции одного вида. Однако интроверты будут более склонны использовать свои интровертные функции, а экстраверты будут более склонны использовать свои экстравертные функции.

    Помимо экстраверсии и интроверсии, функции можно разделить на две разные группы: четыре перцептивные (оценка и восприятие) и четыре функции, основанные на принятии решений (чувствование и мышление). Опять же, эти функции не обязательно связаны с предпочтениями вашего типа. Например, даже если вы INTJ, у вас все еще может быть функция Feeling, но она не будет столь сильно развита (она будет находиться ниже в стеке функций). Так что же это означает? Что ж, это объясняет, как Мыслители могут чувствовать время от времени или почему Чувствующие иногда принимают логические решения. Это также дает ответ на вопрос, почему Судьи иногда позволяют себе плыть по течению или почему Воспринимающие время от времени придерживаются структурированных планов. Понимание когнитивных функций имеет решающее значение, потому что оно позволяет нам увидеть, что каждый человек сложен и многомерен; они никогда не полагаются на 100% на одну функцию. То, как мы ведем себя и думаем, формируется многими факторами, и наш стек когнитивных функций, безусловно, является важным фактором в этом отношении.

    Прежде чем мы объясним, что такое когнитивные функции, давайте сначала взглянем на стек функций.

    Стек функций

    Когнитивные функции имеют различный порядок важности для разных типов личности. Этот конкретный порядок называется «стеком функций». Хотя список функций будет разным в зависимости от типа личности, все люди преимущественно используют всего четыре функции, и каждая из позиций в стеке функций несет в себе значительный смысл. Укладка следующая:

    • Доминирующая функция
    • Вспомогательная функция
    • Третичная функция
    • Неполноценная функция

    Несмотря на то, что доминирующие и вспомогательные функции описывают почти 90% вашего типа личности, важно также знать о третичных и низших функциях. Фактически, понимание того, что означают функции и как они работают в зависимости от их положения в стеке, является одной из самых откровенных концепций в теории 16 личностей. Узнав больше об этой концепции, вы сможете точно определить свои слепые зоны, слабые стороны и области, над которыми нужно поработать.

    Доминирующая функция

    Доминирующая функция — наиболее развитая и сильная функция человека. Обычно он развивается, когда человеку около 13 лет, и определяет то, как он воспринимает окружающий мир и взаимодействует с ним. Если эта функция интровертна, то человек будет действовать как интроверт, а если экстравертирован – как экстраверт. Доминирующая функция — это наиболее очевидная вещь, которую люди узнают в других. Однако в случае интровертов доминирующую функцию может быть не так легко обнаружить, поскольку они часто скрывают свое истинное лицо и вместо этого позволяют сиять своей вспомогательной функции.

    Вы можете думать о своей доминирующей функции как о своей «героической» функции; это тот, который спасет вас в большинстве ситуаций и тот, от которого вы больше всего зависите.

    Вспомогательная функция

    Вспомогательная функция — вторая по силе функция человека, и обычно она развивается в возрасте около 21 года. Вместе доминирующие и вспомогательные функции отвечают почти за 90% любого типа личности. Поскольку они оба очень важны, эти две функции имеют тенденцию к слиянию, поэтому может быть трудно сказать, что есть что.

    Однако в некоторых случаях вспомогательная функция может проявляться более отчетливо, например, когда человек помогает другим. Например, вспомогательной функцией ENFP является интровертное чувство ( Fi ). Когда ENFP помогают людям, они легко понимают их чувства и предлагают адекватную поддержку.

    Третичная функция

    Третья функция в стеке называется «третичной функцией». Поскольку он находится на третьем месте, он не так силен, как первые два, поэтому человек никогда не будет полностью полагаться на него. Тем не менее, третичная функция все еще может быть использована в определенных действиях, которые могут принести человеку радость и расслабление. Поскольку эта функция развивается в середине жизни человека, ее трудно развивать и укреплять. Тем не менее, если человек достаточно терпелив в развитии своих более слабых функций, он узнает точное время и место, где следует использовать третичные и низшие функции. 3-я функция может быть очень полезна для выявления областей в жизни человека, в которых ему чего-то не хватает, а также областей, требующих навыков, которые поначалу не приходят естественным образом.

    У людей меньше навыков, связанных с их третичной функцией, так как обычно она не так интересна или привлекательна для них. Также любопытен тот факт, что буква третичной функции не фигурирует в аббревиатуре типа лица и является противоположностью вспомогательной функции. Так, например, если у кого-то есть интуитивная вспомогательная функция, его третичной функцией будет восприятие.

    Низшая функция

    Четвертая функция в стеке называется «низшей функцией». Это название не случайно, так как эта функция представляет собой очень слабое место для людей. Тем не менее, он все еще может иметь потенциал для личностного роста, если человек готов потратить время и усилия. Некоторые люди говорят, что эта функция действует как ворота в подсознание, из которого люди черпают большую часть своей энергии. Низшая функция ENFP, например, интровертная сенсорика (9).0005 Si ). Поэтому, выполняя действия Si , ENFP будут чувствовать себя более расслабленными и смогут получить доступ к идеям и энергии, хранящимся в их бессознательном уме. Действия Si могут включать в себя создание рутины и ее соблюдение, воспоминания о прошлом и систематические действия.

    Низшая функция часто возникает без каких-либо сознательных усилий и пытается преодолеть более сильные когнитивные функции человека. Он может проявиться, если человек находится в состоянии стресса, когда функции, на которые он обычно опирается, исчерпаны. Обычно, когда проявляется неполноценная функция, человек может подумать про себя: «Что на меня нашло?» Из-за этого эта функция легко проявляется негативным и неконтролируемым образом. Однако имейте в виду, что подчиненная функция также предлагает большой потенциал для роста и саморазвития.

    Теперь, когда мы разобрались со стеком и вы знаете, что это такое, давайте углубимся в сами функции.

    Экстраверт

    По определению, экстраверты — это люди, которые черпают свою энергию из постоянной деятельности во внешнем мире. Они всегда жаждут новых впечатлений: больше людей, больше звуков, больше цветов, больше событий и т. д. Это люди, которым комфортно разговаривать; они не обращают внимания на внимание других и часто выглядят непринужденно, независимо от того, на что похоже их окружение.

    Функция Экстравертного Чувства
    (Fe)

    Экстравертное Чувство — это способность общаться и желание общаться с другими с теплотой и вниманием. Он привлекает других и отвечает на выраженные или невыраженные потребности. Люди с функцией экстравертного чувства (сокращенно Fe ) отдают приоритет объединению людей, заботе о них и поддержанию гармонии. Межличностные ценности, а также культурные ценности также очень важны для людей, которые используют Fe . Они умеют читать эмоции других и правильно их интерпретировать. И их эмпатия настолько сильна, что они могут впитывать чувства других до такой степени, что теряют в процессе свои собственные. Учитывая их болтливый и социальный характер, люди с функцией Fe легко избегают конфликтов, хотя они также могут легко справляться с ними.

    По сравнению с Fi (Интровертное чувство), Fe больше ориентирован на внешнее выражение чувств. 9Пользователи 0005 Fe больше заботятся о людях вне себя, тогда как люди Fi больше сосредотачиваются на том, что происходит внутри них, а также на своих собственных ценностях и убеждениях.

    Типы личности с экстравертным чувством

    Типы личности ESFJ и ENFJ имеют экстравертное чувство в качестве основной функции. INFJ и ISFJ имеют Fe в качестве вспомогательной функции.

    ESFJ – «Попечитель»

    Попечители дружелюбны и заботливы. Они стремятся сохранить традиции и соблюдать правила. Они глубоко заботливы и хотят, чтобы их любили. Их поддерживающий характер — одна из отличительных черт опекуна. Они заботливы (отсюда и их название) и щедры. У опекунов есть желание угодить и помочь другим.

    ENFJ – «Гид»

    Гид руководствуется желанием помочь другим полностью раскрыть свой потенциал. Они ласковы, харизматичны и глубоко заботливы. Также известные как Наставники, они чувствуют себя призванными обогатить мир своим альтруистическим вкладом. Их часто призывают помогать другим в трудную минуту.

    Функция экстравертной интуиции
    (Ne)

    Функция экстравертной интуиции (сокращенно Ne ) помогает человеку замечать закономерности или абстрактные связи в мире, которые могут быть неочевидны для других. Ne люди очарованы бесконечными возможностями, которые часто превращаются в лавину идей или держат их в постоянном мозговом штурме. Несмотря на то, что может показаться, что они на самом деле «не имеют смысла», поскольку их идеи взрываются одна за другой, люди из Ne предлагают множество ценных творческих способностей, которые может уловить внимательный слушатель. Люди, которые доминируют в этой функции, часто говорят обо всем, что они хотят сделать, однако увидеть, как они следуют этим идеям, — редкое явление. Люди с экстравертной интуицией больше озабочены обнаружением наилучшей возможной идеи, чем ее воплощением в жизнь.

    По сравнению с Ni (Интровертная интуиция), Ne более обширен и разнообразен по своей природе. Он заставляет своего пользователя исследовать все внешние варианты и возможности, которые может предложить мир. Из-за этого расхождения люди Ne могут казаться окружающим отвлекающими и причудливыми.

    Типы личности с экстравертной интуицией

    Типы личности ENTP и ENFP имеют экстравертную интуицию в качестве основной функции. INFP и INTP имеют Ne в качестве вспомогательной функции.

    ENTP – «Спорщик»

    Спорщик новаторский, гибкий и изобретательный. Они видят безграничные возможности и с энтузиазмом относятся к идеям, которые генерируют. Интеллектуально быстрые и опытные в том, что они делают, они преуспевают, когда могут найти решения технических проблем. Они одарены в придумывании новых и эффективных подходов.

    ENFP – «Оптимист»

    Оптимист полон энтузиазма и выразительности – одновременно мечтатель и харизматичный лидер. Они могут быть спонтанными и дикими, обладая большим интересом к жизни. Также известные как Защитники, они руководствуются своими ценностями и стремятся отстаивать дела, в которые верят. Оптимист находчив, дальновиден и креативен.

    Экстравертная сенсорная функция
    (Se)

    Экстравертная сенсорная функция дает острое понимание того, что можно увидеть, понюхать, потрогать, услышать и попробовать на вкус. Эта когнитивная функция глубоко укоренена в реальном мире и может быть охарактеризована как процесс в реальном времени, происходящий прямо здесь и сейчас. Представьте, что вы слышите странные звуки из другой комнаты. Когда ваше тело напрягается, а разум занят идентификацией звука и сосредоточением на нем пристального внимания, это означает, что ваш мозг находится в режиме экстравертного восприятия. Эта функция подпитывается опытом и дает пользователям возможность жить «настоящим моментом». Люди доминирующие в Se движимы своими инстинктами, и они, вероятно, ищут захватывающих переживаний, чтобы удовлетворить аппетит своих чувств. Se также делает своего пользователя очень наблюдательным к окружающей среде, особенно когда она ему нравится.

    Типы личности с экстравертным восприятием

    Типы личности ESTP и ESFP имеют экстравертное восприятие в качестве основной функции. ISTP и ISFP имеют Se в качестве вспомогательной функции.

    ESTP – «Сорвиголова»

    Сорвиголова живет «здесь и сейчас». Их сила заключается в их способности убеждать других и добиваться цели. Они полны энтузиазма и живы, но также думают на ходу и преуспевают в кризисных ситуациях. Этот тип личности, также известный как Убеждающий, очень привлекает рискованных ситуаций. Они прямолинейны и реалистичны, хорошо воспринимают критику.

    ESFP – «Развлекатель»

    Развлекатель любит веселье и общителен. Они любят быть в центре внимания, часто ищут аудиторию, чтобы послушать их истории и приключения. Они ориентированы на людей и не любят одиночества; но им редко приходится сталкиваться с одиночеством, так как их гармоничный и живой характер делает их популярными и очень симпатичными. Они наслаждаются действием, новыми впечатлениями и жизнью, наполненной волнением.

    Функция экстравертного мышления
    (Te)

    Экстравертное мышление — это способность видеть логические последствия действий. Он следует последовательности и организации. Люди, активно использующие эту функцию, мыслит ясно и лаконично; они подходят к проблемам напрямую и не реагируют на эмоции. Такие люди нередко становятся одаренными ораторами или писателями, поскольку они способны создавать хорошо аргументированные и продуманные работы. Людям нравится обсуждать свои идеи с другими, делая все возможное, чтобы убедить людей принять их логику.

    Te более ориентирован на факты, чем Ti (интровертное мышление). Te человек видят мир черно-белым, а не окрашенным в серый цвет. Вот почему, по сравнению с пользователями Ti , пользователи Te часто дают более четкие определения и более измеримые цели. Мыслителям-интровертам не хватает этой уверенности, и они заняты тем, чтобы подвергнуть сомнению любые лежащие в их основе предположения, которые они могут уловить. С другой стороны, мыслители-экстраверты стремятся продвигать свои идеи вперед и улучшать свои планы, определения и процедуры. Во многих отношениях мыслители-экстраверты процветают в современном мире с его строгими законами и бюрократическими условностями, которым необходимо следовать.

    Типы личности с экстравертным мышлением

    Типы личности ESTJ и ENTJ имеют экстравертное мышление в качестве основной функции. INTJ и ISTJ имеют Te в качестве вспомогательной функции.

    ESTJ – «Администратор»

    Смотритель ответственен и трудолюбив, глубоко ценит традиции и верность. Будучи типичными лидерами, они обеспечивают структуру и высокие стандарты для своих последователей. Принимая решения, они опираются на логику и факты. Целеустремленный и предсказуемый, The Overseer — не что иное, как эффективность, процветающая благодаря рутине и стабильности.

    ENTJ – «Генерал»

    Генерал, как можно догадаться по их прозвищу, является прирожденным и решительным лидером, благодаря своей целеустремленности и уверенности в себе. Поскольку они процветают благодаря достижениям, Генерал старается быть аналитическим, эффективным и трудолюбивым. Они живут в мире идей и обладают большой способностью дискутировать.

    Интроверты

    По определению, интроверты — это люди, которые черпают энергию из своего внутреннего мира, обдумывая собственные мысли, идеи и мечты. Они предпочитают спокойную обстановку и счастливее, когда им не приходится слишком много взаимодействовать с внешним миром. Большую часть времени они кажутся очень застенчивыми и сдержанными, если только они не говорят о чем-то, что им особенно нравится, и в этом случае они могут казаться экстравертами.

    Интровертная функция чувств
    (Fi)

    Интровертное чувство — это способность видеть других насквозь и знать, какие они на самом деле, как если бы у пользователя Fi был внутренний радар. Эта функция также уделяет большое внимание личным чувствам и ценностям своего пользователя. В отличие от пользователей Fe , которые часто обращаются к другим за эмоциональной стойкостью и поддержкой, пользователи Fi гораздо более конфиденциальны в своем опыте. Им нравится разбираться с ними самостоятельно, вдали от глаз мира. Интровертное Чувство часто побуждает человека помогать нуждающимся – будь то люди, животные или дети. Люди с Fi любит служить миру, особенно тем, кто больше всего в этом нуждается. Они также очень преданы работе над своим собственным мировоззрением, что помогает им лучше понимать себя и принимать решения. Большую часть времени пользователи Fi чувствуют, что они не имеют большого контроля над другими, вместо этого полагаясь на свои способности регулировать свой внутренний мир, восприятие и переживания. Поскольку Fi устанавливает такое сильное чувство собственного достоинства, когда Интровертный Чувствующий идентифицирует человека со схожими ценностями, он будет желать связи.

    Типы личности с интровертным чувством

    Типы личности ISFP и INFP имеют интровертное чувство в качестве основной функции. ENFP и ESFP имеют Fi в качестве вспомогательной функции.

    ISFP – «Авантюрист»

    Авантюрист живет настоящим и жаждет свободы. Они артистичны, эстетичны и чувствительны. Они счастливы, когда занимаются творчеством и самовыражаются, поэтому их также иногда называют Художниками. Хотя Авантюрист может быть скрытным, он также лоялен, готов к сотрудничеству и дружелюбен.

    INFP — «Посредник»

    Посредник, также известный как Мечтатель, идеалистичен и глубоко чувствителен. Для них характерен верный и мягкий характер. За их беззаботным характером скрывается постоянная страсть к делу, в которое они верят, и к людям, о которых они бескорыстно заботятся.

    Функция интровертной интуиции
    (Ni)

    Интровертная интуиция — это способность улавливать смысл лежащих в основе моделей или планов. С интровертной интуицией человек может легко обрабатывать информацию, которую обычно трудно понять и проанализировать. В отличие от экстравертной интуиции, которая ищет множество различных решений и возможностей, 9Пользователи 0005 Ni более сосредоточены на своих усилиях, что позволяет им найти единственное, более синтезированное решение. Из-за этой точности люди с доминирующим Ni часто уверены в своих способностях добиться успеха, поскольку они доказали свои навыки решения проблем и лидерства.

    Интроверт Интуиция работает глубоко под поверхностью, поэтому она часто может казаться внешнему миру почти волшебной. Для людей, доминирующих в Ni , нет ничего необычного в том, что они имеют очень краткие догадки, и их интуиция почти никогда их не подводит. Их силы, однако, совсем не потусторонние. Чтобы сформировать выводы, интровертная интуиция использует информацию от других когнитивных функций как кусочки для решения головоломки. В таких случаях экстравертное восприятие особенно удобно для пользователей Ni.

    Типы личности с интровертной интуицией

    Типы личности INTJ и INFJ имеют интровертную интуицию в качестве основной функции. ENFJ и ENTJ имеют Ni в качестве вспомогательной функции.

    INTJ — «Вдохновитель»

    Вдохновитель скрытен, независим и уверен в себе. Они стремятся к совершенству и достижениям, но они также гибки, всегда формулируя планы на случай непредвиденных обстоятельств. Они одаренные стратеги, и их аналитический, концептуальный и объективный ум позволяют им видеть причины, лежащие в основе идей, которые они исследуют.

    INFJ – «Мудрец»

    Мудрец, также известный как Доверенное лицо, сложный, глубокий и очень закрытый. Их жизненная миссия состоит в том, чтобы развивать и направлять других. Личный рост движет Мудрецом, и все, кроме этого стремления, для них бессмысленно. Они страстны и преданы делу, в которое верят, и живут своей жизнью с большой целеустремленностью.

    Функция интровертного восприятия
    (Si)

    Интровертное восприятие — это способность связывать настоящий опыт с прошлым в поисках связи. В отличие от людей, доминирующих в 9Пользователи 0005 Se , Si не ищут впечатлений только ради острых ощущений и не желают заниматься рискованным поведением. Вместо этого люди, управляемые Si , выбирают тихий и, что более важно, предсказуемый образ жизни. Они полагаются на то, чему научились в прошлом, и ищут способы применить это в настоящем. Из-за этой зависимости от прошлого они иногда чрезмерно привязываются к прошлым процедурам и нормам поведения, из-за чего могут казаться стороннему наблюдателю консервативными. Si требует, чтобы человек нашел способ, который работает для него, чтобы выполнить работу, и не позволял ему отклоняться от него. Можно даже предположить, что поговорка «Не чини, если не сломано» вполне могла быть придумана человеком под руководством Si . Все эти характеристики естественным образом делают Si -доминантных людей очень ответственными, надежными и осторожными.

    Типы личности с интровертным восприятием

    Типы личности ISTJ и ISFJ имеют интровертное восприятие в качестве основной функции. ESTJ и ESFJ имеют Si в качестве вспомогательной функции.

    ISTJ — «Архивариус»

    Архивариус обладает острым чувством правильного и неправильного. Они ответственны, надежны и лояльны. Как одаренные администраторы, они ценят тщательность, целостность и честность. Они практичны и считают, что работа предшествует игре. Также известный как Ревизор, Архивариус всегда готов с планом.

    ISFJ – «Защитник»

    Защитники добрые, верные и внимательные. Они стремятся служить и защищать других жертвенно, и они служат за кулисами, не ища признания. Защитники любят рутину и обладают отличными навыками выполнения. У них богатая внутренняя жизнь, они скрытны и тихо дружелюбны.

    Функция интровертного мышления
    (Ti)

    Интровертное мышление — это способность выявлять несоответствия, понимать, как работают вещи, и решать проблемы. Из-за интровертного характера этой функции ее пользователи не всегда готовы поделиться своим суждением с миром. Вместо этого Ti дает им конкретную внутреннюю структуру, которая позволяет им сохранять сильное чувство контроля. Это функция, которая оценивает идеи с очень критической точки зрения и позволяет немногим идеям превратиться в реальность. Из-за этого широкого скептицизма может быть трудно найти позитив в образе жизни Ти. С помощью Ti пользователь может глубоко проникнуть в суть своих мыслей и точно проследить их происхождение, в конечном итоге сделав вывод, исходят ли они из логического и рационального места. Пользователи Ti медленнее, чем Te пользователей, когда дело доходит до спешки в ситуации, поскольку интровертное мышление требует, чтобы они извлекли как можно больше данных.

    Типы личности с интровертным мышлением

    Типы личности ISTP и INTP имеют интровертное мышление в качестве основной функции. ESTP и ENTP имеют Ti в качестве вспомогательной функции.

    ISTP — «Тинкерер»

    Тинкерер предприимчив и независим. Они бесстрашны и процветают в сложных условиях. Они способны решать проблемы, а их механическая и техническая природа позволяет им работать со многими видами инструментов и инструментов. Они гордятся своей относительно легкой способностью приобретать многие навыки. Они стремятся к свободе и обычно неэмоциональны.

    INTP – «Логик»

    Логик – общительная, но закрытая личность. Наслаждаясь как логикой, так и теорией, Логик наслаждается возможностью анализировать сложные проблемы и выяснять, как все работает. Не любят жестких правил и часто их не соблюдают; в конце концов, они независимые интеллектуалы.

    Funky MBTI в художественной литературе — Когнитивные функции

    MBTI: Основы

    MBTI — это характеристика типизации, которая исследует, как ваш мозг обрабатывает информацию посредством когнитивных функций. Порядок функций определяет ваш когнитивный стек, который превращается в комбинацию из четырех букв. Звучит сложно, но с практикой этому можно научиться. Цель MBTI — определить ваши сильные и слабые стороны, чтобы вы могли сосредоточиться на том, чтобы стать более уравновешенной личностью.

    Где функция в стеке определяет, насколько легко вы можете ее использовать (без изнурения себя) и насколько успешно вы выполняете эту функцию. Различают два вида функций: интровертные и экстравертные. У вас есть четыре из них, которые чередуются по силе, чтобы предоставить вам полный функциональный стек. Если у вас есть экстравертная функция, у нее есть интровертная копия, чтобы сбалансировать ее. Мы называем это «когнитивной осью». Ту, что идет первой (ваша «доминирующая функция»), вам легче использовать, чем последнюю функцию в вашем стеке, которую мы называем «низшей» функцией. Неполноценная функция часто является источником беспокойства, стресса, смущения или пренебрежения в вашей жизни, тем местом, где вы чувствуете, что должны более искусно использовать ее, но это не так, поэтому вы либо используете ее агрессивно, либо избегаете ее использования. если вы можете.

    Так как с возрастом вы развиваете свои функции последовательно (жизнь заставляет вас чаще использовать их в тандеме друг с другом), рекомендуется печатать себя только после 20 лет, так как к тому времени ваша третья функция будет в видимое использование.

    Вот четыре когнитивных центра :
    Мышление (как вы оцениваете ситуации логически)
    Чувство (как вы оцениваете ситуации этически)
    Ощущение (как вы взаимодействуете с сенсорным миром)
    Интуиция (как вы визуализируете будущее и взаимодействуете с идеями)

    С каждым центром связаны две функции: интровертная (обращение к себе) и экстравертная (обращение к внешнему миру). Они действуют по-разному внутренне и внешне, и идут с функцией противоположной направленности. Итак, если у вас Экстравертное Мышление (Тэ), у вас также есть Интровертное Чувство (Фи). Вы можете отождествлять себя с более чем одним (например, обеими версиями мышления), но один из них является вашим основным методом работы с информацией.

    Когнитивная ось : у вас есть две из них, одна от центра восприятия/интуиции и одна от центра суждений: Se/Ni, Ne/Si, Te/Fi, Fe/Ti.

    Функциональные различия :

    Помните, что место функции в вашем стеке изменит то, насколько легко вы можете делать эти вещи. Вам нужно искать всеохватывающие модели обработки информации, чтобы выбрать правильные функции. (Не то, как вы думаете о себе или как вы иногда действуете, а то, как вы регулярно взаимодействуете с миром.)

    Вот основное желание и реакция каждой функции :

    Экстравертное мышление (Te ): использовать внешние факты и доказательства, чтобы делать выводы и действовать на их основе для достижения ощутимого результата. Он хочет создать систему, применимую к любой ситуации, которую может использовать каждый, независимо от своего происхождения или уровня интеллекта. Ему нравится организовывать внешний мир посредством делегирования полномочий, последовательного обучения или обучения и «порядка» в процессе (электронные таблицы, списки дел и систематизация деловых или личных файлов).

    Интровертное мышление (Ti) : построить внутреннюю логическую структуру, которая непротиворечива и имеет смысл для них самих. Он хочет разобрать вещи (метафорически или буквально), чтобы понять все компоненты, которые заставляют что-то работать, чтобы они могли узнать систему или объект изнутри и, таким образом, найти способы «взломать» его. Это понимание занимает много времени, но затем уверенно продвигается вперед, применяя структуру к каждой новой части информации, чтобы увидеть, подходит ли она. Основное внимание уделяется внутренней организации (организации вещей в уме, а не во внешнем мире).

    Экстравертное чувство (Fe) : оценивать ситуации на основе их влияния на социальную группу и отдельных лиц, мотивировать других людей работать вместе для достижения схожих целей, находить способы объединить людей через общие ценности. Объективная этика никого не ставит выше других. Склонен чувствовать то, что чувствуют другие, не нуждается в подобном опыте, чтобы иметь эмпатию. Общий дискомфорт, когда другие проявляют неуместные эмоции в неправильном контексте, поскольку цель состоит в том, чтобы достичь аналогичного эмоционального состояния. Использует «отражение» других людей, чтобы сблизиться с ними.

    Интровертное чувство (Fi) : оценивать ситуации на основе личной этической системы (формируемой на основе того, как Fi хочет, чтобы с ним обращались, или его убеждений), стремиться к самопониманию и не нарушать внутренние стандарты поведения. Склонен судить, основываясь на том, «что бы я сделал». Субъективная этика отдает предпочтение одной точке зрения. Относится к другим через самореференцию, неспособен понять или сопереживать без личного опыта или ставя себя на чье-то место. Никогда не чувствует то, что чувствуют другие люди, сильно сопротивляется тому, чтобы им говорили, что чувствовать в социальном контексте; их эмоции часто не синхронизированы с ситуацией.

    Экстравертное восприятие (Se) : взаимодействовать с возможностями и получать опыт в реальном мире, действовать уверенно в сенсорном мире, будучи способным увидеть, как это решение может быстро привести к чему-то еще. Сосредоточьтесь на поглощении ситуаций и переживаний, погружении в них себя и полной жизни в данный момент. Учится, работая руками и «действуя».

    Интровертное восприятие (Si) : взаимодействие с сенсорным миром и получение от него индивидуальных впечатлений и переживаний, помощь в создании внутреннего каталога переживаний, из которого вы можете извлечь «сходства» при приближении к неизвестным ситуациям, что помогает вам уметь уверенно выходить из ситуации. Учится, наблюдая, видя, как другие добиваются успеха, и следуя их процессу. Хорошо с повторным последовательным обучением, пока оно не станет автоматическим процессом опыта.

    Экстравертная интуиция (Ne) : мгновенно подключаться, исследовать и рассматривать все новые идеи как равные и говорить о них с уверенностью, видя их потенциал и стремясь реализовать их быстро, также видя обе стороны проблемы и то, как эта идея связана с другим ходом мыслей. Это все происходит очень быстро. Он может отказаться от идей, когда они окажутся неэффективными, в пользу более новых и лучших идей, поэтому он имеет тенденцию уверенно оперировать ситуациями. Часто меняет перспективы, не имеет четкого представления о будущем, поскольку оно постоянно меняется.

    Интровертная интуиция (Ni) : воспринимать футуристические последствия новых идей, поведения и отношений, полностью и тщательно визуализировать вещи, прежде чем они начнут реализовывать их в реальном мире, и внутренне рассматривать множество различных точек зрения, прежде чем достичь единое восприятие. Проверяет идеи, прежде чем их принять или отвергнуть. Способны с уверенностью утверждать отдаленные последствия, могут столкнуться с трудностями при изменении идей или выборе другого курса, поскольку они преследуют конкретное видение.

    Порядок функций :

    Порядок функций определяет ваш стек. Доминирующая функция — это то, чем вы пользуетесь каждый день; это ваша вторая натура. Вспомогательная (вторая) функция — это то, что вы делаете хорошо, но это быстро вас утомляет. Третичную (третью) функцию вы используете иногда, но слишком долго задерживаться на ней может быть стрессом. Низшая функция (четвертая) придирается к вам, чтобы вы справились с ней лучше, но вы часто используете ее плохо и эмоционально реактивно/защитно, когда люди указывают на недостатки, связанные с ней (для низшей Те, обвиняют вас в неорганизованности, пустой трате времени, или несвоевременное завершение проектов).

    Если вам проще всего «выполнять» доминирующие функции:
    Te: вы либо ESTJ (TeSiNeFi), либо ENTJ (TeNiSeFi)
    Ti: вы либо INTP (TiNeSiFe), либо ISTP (TiSeNiFe)
    Fe: Вы либо ESFJ (FeSiNeTi), либо ENFJ FeNiSeTi.

Добавить комментарий