Когнитивные и аффективные процессы — Психологос
Предлагаю вашему вниманию свои представления о человеческой сущности. Эта заметка о свойствах привычек, которая входит в мою работу «Науку о Человеке», которая будет завершена в этом году. Мой e-mail – [email protected] Привычки – это приобретенные инстинкты, которые формируются мышлением и по характеру действий они эквивалентны врожденным инстинктам, т.е. обладают такой же способностью, как и врожденные инстинкты, управлять всеми системами обеспечения жизнедеятельности организма. Таким образом, внешнее проявление поведения человека и его характер определяется тем, какие команды системы обеспечения жизнедеятельности организма получают от врожденных и приобретенных инстинктов, и тем у каких инстинктов выше статус – врожденных или приобретенных. В человеке идет постоянная их конкуренция, что рождает широкий спектр человеческих представлений. Каждая новая привычка должна находиться в гармонии с ранее приобретенными привычками. Мышление каждого человека нарабатывает привычки в соответствии со своим врожденным инстинктом склонности (своеобразной ментальности человека). Они не передаются по наследству, и каждый человек формирует их с нуля. Каждая, вновь созданная мышлением, привычка получает определенные СВЯЗИ с другими, наделяется СТАТУСОМ и ПЕРЕОДИЧНОСТЬЮ своей активизации, т. е. принуждая человека, в конкретное время, к определенным поступкам, который мы ОЩУЩАЕМ как повод к действию. Когда человеку необходимо, одновременно совершать несколько действий, то первой будет активизироваться привычка с большим статусом. Каждая привычка содержит набор ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ выполняемых действий, для подкрепления убедительности своих намерений в достижении цели. При общении друг с другом, мы всегда сопровождаем свои действия теми или иными эмоциями (радости, уверенности, печали, горя и т.п.), которые выражаются при помощи мимики лица, интонацией голоса, взглядом, движениями рук и головы и т.д., что усиливает понимание намерений друг друга.
МГГУ им. М. А. Шолохова ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛИЗАЦИ МОЛОДЕЖИ, НАХОДЯЩЕЙСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ Задания для итогового контроля Разработчик: Курышева Ольга Васильевна, ВолГУ, доцент кафедры психологии Москва, 2011 год Задания для итогового контроля теоретической части программы. 1. Усвоение индивидом определённой системы знаний, норм, ценностей, позволяющей ему становиться личностью, способной функционировать в данном сообществе, называется: А) социализация Б) адаптация В) депривация Г) ресоциализация 2. Результатом социализации является: А) знание норм и правил Б) уверенное поведение В) включение в систему общественных отношений Г) преемственность традиций
А) воспитание Б) социальная адаптация В) социализация Г) социально-психологическая адаптация
А) процесс врастания в культуру Б) приспособление к новой социальной среде путем изменения поведения В) перестройка социальных взаимодействий Г) целенаправленное влияние среды
А) более узкий термин Б) более широкий термин В) является синонимом Г) является антонимом
А) научение Б) подражание В) стереотип Г) воспитание
А) внушение Б) убеждение В) идентификация Г) образование
А) усилилось влияние семьи Б) возросла временная продолжительность социализации В) упал престиж образования Г) стало меньше возможностей для развития
А) нанесение реального ущерба окружающим или самому себе Б) негативные оценки со стороны окружающих людей В) несоответсвие общепринятым социальным нормам 10. Противоправное поведение личности, отклоняющееся от установленных законов, угрожающее благополучию других людей и социальному порядку и уголовно наказуемое в крайних проявлениях называется: А) дезадаптация Б) девиантное поведение В) делинквентное поведение Г) отклоняющееся поведение
А) девиантное поведение Б) отклоняющееся поведение В) суицидальное поведение Г) конфликтное поведение
А) становление полноценного члена общества, вхождение в «мир взрослых» Б) рождение детей В) достижение материального благополучия Г) профессиональное развитие
А) ситуация, носящая временный, переходный характер Б) ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность человека В) ситуация перестройки социальных взаимодействий Г) ситуация включения в систему общественных отношений
А) нарушение привычного образа жизни Б) состояние психологической напряженности как реакция на трудность В) рассогласование между потребностями человека, его возможностями и условиями деятельности Г) активизация сил для борьбы с трудностями
А) типичные ситуации Б) ситуации стресса обыденной жизни В) важные отрицательные события Г) дисстрессоры
А) фрустрация Б) конфликт В) стресс Г) кризис
А) В.С.Мерлина Б) Ф.Е.Василюка В) Н.В.Гришиной Г) Т.Холмса
А) В.С.Мерлина Б) Ф.Е.Василюка В) Н.В.Гришиной Г) Т.Холмса
А) стрессогенная ситуация Б) фрустрация В) критическая жизненная ситуация Г) внутриличностный конфликт
А) стрессогенная ситуация Б) трудная ситуация жизнедеятельности В) критическая жизненная ситуация Г) внутриличностный конфликт
А) значительные траты нервно-психической энергии Б) повышение утомляемости В) ухудшение настроения Г) возникновение психического нарушения
А) психологическое совладание Б) адаптация В) ресоциализация Г) решение проблемы
А) копинг-прием Б) копинг-стратегия В) совладающий механизм Г) копинг
А) когнитивные стратегии, способствующие решению проблем Б) мысли и действия, способствующие снижению физического или психологического влияния стресса В) действия, направленные на снятие психической напряженности Г) убеждение в собственной неполноценности
А) улучшение отношения «человек-среда» Б) устранение угрожающей ситуации В) создание когнитивных стратегий Г) поиск источников стресса
А) принятие Б) поиск аткивной общественной поддержки В) отрицание Г) положительное истолкование и рост
А) защитное поведение Б) осознание и использование личностных ресурсов В) хаотичный поиск выхода Г) продуктивное иждивенчество
А) поиск в условиях ограниченной информированности Б) использование ресурсов межличностной сети В) накопление опыта поведения в трудной ситуации Г) осознание личностных ресурсов
А) С.Хобфолла Б) Ф.Е.Василюка В) Н.В.Гришиной Г) Л.И.Анцыферовой
А) копинг-анализ Б) стратегическое планирование В) когнитивное оценивание Г) ситуативная оценка
А) осознание смысла кризисной ситуации Б) повышение уровня рефлексии В) игнорирование проблемы, избегание негативных переживаний Г) сосредоточенность на собственных эмоциональных переживаниях
А) Личностными особенностями Б) особенностями конкретной ситуации В) как личностными особенностями, так и ситуационным контекстом Г) репертуаром защитных механизмов личности
А) активный копинг Б) поиск активной общественной поддержки В) сдерживание Г) отказ от действий
А) столкновение чего-то с чем-то в сознании человека Б) внутренне неразрешимое противоречие мотивов человека В) столкновение желания с культурным запретом на его осуществление Г) борьба противоположностей.
А) непреодолимые трудности, возникающие на пути достижения цели Б) эмоциональная реакция на всякие жизненные трудности В) психическое состояние, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями на пути к цели Г) состояние, характеризующееся упадком сил и апатией
А) создание реабилитационного пространства Б) проведение комплексной реабилитации В) анализ ситуации, выявление проблем Г) анализ прошлого опыта клиента
А) сопровождение Б) патронат В) диагностика Г) коррекция
А) государственная молодежная стратегия Б) «Молодежь в трудной жизненной ситуации» В) «Шаг навстречу» Г) «Новое поколение»
А) профилактика правонарушений в молодежной среде; Б) профилактика употребления психоактивных веществ В) ресоциализация освободившихся осужденных молодежного возраста Г) помощь молодым семьям с низким уровнем достатка
А) профилактике и просвещении Б) реабилитации и ресоциализации В) диагностике и анализе проблемных сфер Г) коррекции существующих нарушений
А) программа развития социальной компетентности Б) программа формирования жизненных навыков В) программа самозащиты и решения проблем Г) программа выработки адекватной самооценки
А) США
Б) Великобритании В) Польше Г) Австралии
А) США
Б) Великобритании В) Польше Г) Австралии
А) организационных или более широких социальных мер Б) связанные с развитием дисциплинарных мер В) ориентированные на оказание прямой помощи учащимся и их семьям Г) связанные с формальным социальным контролем
А) сепарация Б) дифференциация В) раздельное проживание Г) гостевой брак
А) отклоняющееся Б) делинквентное В) аддиктивное Г) девиантное
А) низкая самооценка Б) зависимость В) беспомощность Г) плохая переносимость одиночества
А) физическая зависимость Б) фрустрация В) хроническая интоксикация Г) психическая зависимость
А) страх перед собой, эмоциональная незрелость, зависимость Б) многочисленные жизненные проблемы В) генетическая предрасположенность Г) неблагоприятное социальное окружение
А) химическая аддикция Б) наркомания В) урегентная аддикция Г) алкоголизм
А) первичной профилактики Б) вторичной профилактики В) третичной профилактики Г) любого вида профилактики.
А) сокращение спроса Б) сокращение поставок В) уменьшение негативных последствий злоупотребления наркотиками Г) сокращение социального воздействия
А) социальный Б) психологический В) рекреационный Г) образовательный
А) запущенность проблемы Б) высокий уровень тревожности в семье В) низкое материальное благосостояние Г) отказ от социальной помощи
А) отклоняющееся Б) делинквентное В) аддиктивное Г) девиантное
А) социальный контроль Б) социальная превенция В) реабилитация Г) ресоциализация
А) помощь в решении материальных проблем Б) систему вознаграждений за выполнение норм В) воспитательные воздействия Г) принятие ответственности за свои действия
А) информирование Б) социальное обучение социально-важным навыкам В) организация здорового образа жизни Г) развитие экологического мышления
А) разрыв социальных связей Б) низкий культурный уровень освободившегося В) отсутствие мотивации к изменениям Г) тяжелые воспоминания
А) внешние и внутренние условия, препятствующие реализации конкретной жизненной необходимости; Б) ситуация опасности и невозможности, требующая от человека перестройки и адаптации; В) ситуация, в которой затруднена реализация какой-либо потребности человека; Г) будоражащая ситуация, вызывающая ощущение эйфории.
А) внезапность наступления, неожиданность Б) возрастание сложности протекающих процессов в связи с прогрессирующими изменениями и новизной ситуативных противоречий, состояний В) нарастание напряженности для субъектов экстремальной ситуации Г) трудности, связанные с принятием правильного решения
А) абсолютно разрушает обычную систему жизнедеятельности человека; Б) порождает ощущение беспомощности; В) имеет источник внутри конфликтной личности; Г) сопровождается чувством ужаса, страха. 63. Одним из главных принципов оказания помощи перенесшим психологическую травму в результате экстремальной ситуации, является: А) комплексность Б) безотлагательность В) профессионализм Г) опыт действия в подобных ситуациях 64. Повторное переживание, избегание, повышенная возбудимость – это симптомы: А) посттравматического стрессового расстройства; Б) психического заболевания; В) переутомления; Г) перевозбуждения.
А) установление безопасной атмосферы Б) работа с воспоминаниями и переживаниями В) включение в обыденную жизнь Г) коррекция самооценки
А) повторное эмоциональное переживание травмы Б) общение с людьми, имеющими похожий опыт В) совместное обучение стратегиям совладания Г) построение новых социальных связей
А) тренинг Б) психотерапия В) дебрифинг Г) интервенция
А) стресс аккультурации Б) нарушение детско-родительских отношений В) панические расстройства Г) потеря смысла жизни
А) беженцами и вынужденными переселенцами Б) молодыми семьями В) супругами в ситуации развода Г) военнослужащими, побывавшими в «горячих точках»
А) возраст супругов до 30 лет Б) первый врак В) продолжительность брака не более 5 лет Г) отсутствие (наличие) детей
А) супруги имеют минимальные уровни образования и профессиональной квалификации Б) в отношении которой общественное мнение настроено негативно В) супруги не могут иметь детей Г) не в состоянии обеспечить прожиточный минимум своим членам
А) предупреждение дальнейшего развития возникших в результате распада семьи проблем Б) предупреждение самого развода В) создание супругами новых отношений (семей) Г) снятие психологического напряжения и дискомфорта
А) посредничество в решении социально-правовых, жилищно-бытовых сложностей Б) посредничество в создании супругами новых семей В) посредничество в трудоустройстве Г) посредничество в решении материальных проблем
А) конфликтное поведение Б) семейное соглашение В) ролевое взаимодействие Г) анализ жизненной ситуации
А) нищета Б) относительная бедность В) абсолютная бедность Г) низкое материальное благосостояние
А) патронат Б) сопровождение В) реабилитация Г) социальная поддержка
А) материально-экономическая помощь Б) профессионально-трудовая помощь В) социально-бытовая помощь Г) юридическая помощь
А) конкретность и адресность помощи Б) простота получения помощи и поддержки В) приоритет бедных другим слоям населения Г) опора на государственные ресурсы
А) юридического характера Б) материального характера В) психологического характера Г) социального характера
А) семейное соглашение Б) генограмма семьи В) семейная расстановка Г) историко-семейная схема
Каталог: wp-content -> uploads -> gallery -> user -> 2662 -> 2774 Скачать 73,5 Kb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
Learning Domains или Таксономия Блума
Три типа обученияСуществует более одного типа обучения. Комитет колледжей во главе с Бенджамином Блумом определил три области образовательной деятельности. Три домена — когнитивный, аффективный и психомоторный. Поскольку работа была подготовлена высшим образованием, слова имеют тенденцию быть немного больше, чем мы обычно привыкли. Домены можно рассматривать как категории. Когнитивный — для умственных навыков (Знание), аффективный — для роста чувств или эмоциональных областей (Отношение), а психомоторный — для ручных или физических навыков (Навыки). Тренеры часто называют их KAS, SKA или KSA (знания, отношение и навыки). Эту таксономию обучающего поведения можно рассматривать как «цели тренировочного процесса». То есть после тренинга учащийся должен приобрести эти новые навыки, знания или отношения. Затем комитет подготовил подробный сборник для когнитивной и аффективной областей, но не для психомоторной области. Они объяснили эту оплошность тем, что у них мало опыта в обучении ручному труду на уровне колледжа (думаю, они никогда не думали свериться со своим спортивным или драматическим факультетом). Эта компиляция делит три домена на подразделения, начиная с самого простого поведения и заканчивая самым сложным. Обозначенные подразделения не являются абсолютными, и существуют другие системы или иерархии, которые были разработаны в мире образования и обучения. Однако таксономию Блума легко понять, и она, вероятно, является наиболее широко применяемой на сегодняшний день. |
Познавательный1 Когнитивная область включает в себя знание и развитие интеллектуальные навыки. Это включает в себя припоминание или распознавание конкретных факты, процедурные паттерны и концепции, служащие развитию интеллектуальных способностей и навыков. Существует шесть основных категорий, которые перечислены в порядке ниже, начиная с самого простого поведения до самый сложный. Категории можно рассматривать как степени сложности. То есть первое надо освоить до следующего. может иметь место.
|
Аффективный2 Эта область включает в себя то, как мы эмоционально взаимодействуем с вещами, такими как чувства, ценности, признательность, энтузиазм, мотивация и отношение. Пять основных категорий, перечисленных по порядку:
|
Психомоторный3 Психомоторная область включает в себя физическое движение, координацию и использование областей двигательных навыков. Развитие этих навыков требует практики и измеряется скоростью, точностью, расстоянием, процедурами или техникой выполнения. Семь основных категорий, перечисленных по порядку:
|
Как упоминалось ранее, комитет не подготовил компиляцию для модели психомоторной области, но это сделали другие. Тот, что обсуждался выше, принадлежит Симпсону (1972). Есть еще два популярных версии: Р. Х. Дэйв (1970):
Знание трех типов обучения и того, что они представляют, поможет вам при выборе Обучающие стратегии. |
Артикул1. Бенгамин С. Блум, Бертрам Б. Мезиа и Дэвид Р. Кратвол (1964). Таксономия образовательных целей (два тома: аффективная сфера и когнитивная сфера). Нью-Йорк. Дэвид Маккей.Возвращаться 2. ИБИД 3. Симпсон (1972) |
Критические параллели для эффективного обучения – ELI edublog
Селия Энн Эванс,
Коллеги-педагоги Корнельского инженерного дела практикуют совместное обучение на уровне когнитивной области «применить», используя «получение». и «отвечающие» уровни в аффективной области. Когнитивная область – обучение как иерархия все более сложной когнитивной работыПреподаватели используют таксономию Блума, чтобы обдумывать и определять степень когнитивной сложности в курсах, а также для помощи в разработке действий и заданий, соответствующих ожиданиям в отношении обучения. Когнитивная задача возрастает по мере того, как мы продвигаемся «вверх» по пирамиде от «запоминать» к вершине когнитивной сложности — «создавать». Выбор глаголов таксономии Блума помогает учителям записывать цели результатов обучения на соответствующих когнитивных уровнях, чтобы они могли быть уверены, что облегчают обучение, в котором результаты соответствуют сложности целей. Напоминаю, вот одна из версий классического, но обновленного треугольника Блума (с «созданием» на самом высоком когнитивном уровне):
Классическое представление таксономии Блума с обновленной организацией, в которой «создание» теперь является вершиной когнитивной сложности.Цель обучения на самой низкой ступени таксономии — уровне «запоминания» — может звучать так: «к концу этого занятия/занятия ученик сможет определить 1-й закон термодинамики ». Если бы цель была на более высоком когнитивном уровне – уровне «применить», – цель обучения могла бы звучать так: «к концу этого занятия/занятия в классе учащийся сможет объяснить, как первый закон термодинамики применяется к изменениям в системе при воздействии тепла и давления».
В любом случае инструктор может разработать оценки на уровне заявленных ожиданий и «обратно спроектировать» соответствующие действия или задания. подготовить учащихся к успешной сдаче экзамена.
Таксономия Блума претерпевала некоторые повторяющиеся изменения, но, по сути, она была действительно важной основой для когнитивных результатов с 19 века.50-е годы. Эта организация и развитие критических мыслительных процессов (или когнитивных трудностей) может служить ориентиром при разработке учебных программ и учебных заданий для учащихся, работающих с концепциями и процессами, по мере того, как они приобретают более глубокие и комплексные знания.
Аффективная сфера — обучение как иерархия все более сложного поведенияВ таксономии Блума есть критическая параллель: аффективная сфера Кратволя. Обсуждения аффективной области в преподавании и обучении менее распространены, чем когнитивной области. По крайней мере, это верно для обучения STEM в высших учебных заведениях. Хотя Блум до сих пор пользуется большим уважением за эту «сестринскую таксономию», по общему мнению, Дэвид Кратвол, близкий коллега, который также работал над когнитивной областью, является основным автором и разработчиком аффективной области. Прочтите хороший обзор обоих доменов, а также историю их развития и авторства здесь.
Представление аффективного домена Кратволя. Это критическая параллель с когнитивной областью Блума, и это область, в которой происходит работа по созданию «прилипающего» обучения. , может привести к развитию ценности и, возможно, даже к изменению поведения. Это область, в которой обучение контекстуализируется или находится. Хотя мы фокусируемся на когнитивной таксономии Блума для целей обучения и дисциплинарного структурирования, обучение представляет собой социальное и рефлексивное усилие, и ключ к тому, чтобы помочь обучению произойти, находится в аффективной области: получение, реагирование, оценка, организация и, в конечном счете, характеристика этой информации. привести к глубокому обучению и реальным изменениям. Когнитивная область описывает развитие знаний посредством получения и обработки информации, а аффективная область описывает, как знания интегрируются в систему взглядов учащихся и в социальный контекст. Если мы четко понимаем как когнитивную область, так и аффективную область, а также их пересечение, мы можем намеренно использовать их вместе, чтобы усилить преимущества для учащихся.
Мощное обучение явным образом применяет обе области посредством совместного обученияС момента первоначальной разработки этих таксономий (возможно, раньше) в литературе по преподаванию и обучению сформировался неопровержимый консенсус: структурирование совместной учебной деятельности в рамках инклюзивного и рефлексивного обучения окружающей среды приводит к лучшим результатам целей обучения.
Независимо от когнитивного уровня результата обучения, осознание и внимание к (аффективной области) точки, в которой учащиеся вступают в область знаний, должны быть главным соображением. После того, как цели результатов обучения записаны (этап 1), учитель представляет себе соответствующую оценку, которая предоставит информацию о том, насколько хорошо была достигнута цель – усвоили ли учащиеся то, что было задумано (этап 2)? Планирование учебной деятельности перемещает учителя и ученика непосредственно в аффективную область (шаг 3). Это все о структурировании цикла эмоционального и когнитивного взаимодействия (см. наш предыдущий блог для обзора когнитивного и эмоционального взаимодействия), посредством которого учащиеся получают информацию, обдумывают ее, обсуждают, используют ее, оценивают ее и делают выбор в отношении того, где она подходит. в их когнитивной/эмоциональной карте. Для коротких действий дизайн может включать более линейный путь действий. Например: группы студентов могут работать независимо, чтобы освоить аспект темы или подход к проблеме (получение), а затем обучать друг друга конкретному фрагменту, с которым они работали (получение и реагирование). Затем группа может обсудить и объединить компоненты, обсудить их ценность и применить к связанной проблеме (оценка, организация).