Комплекс когнитивных и аффективных действий поступков: Когнитивные и аффективные процессы — Психологос

Когнитивные и аффективные процессы — Психологос

Предлагаю вашему вниманию свои представления о человеческой сущности. Эта заметка о свойствах привычек, которая входит в мою работу «Науку о Человеке», которая будет завершена в этом году. Мой e-mail – [email protected] Привычки – это приобретенные инстинкты, которые формируются мышлением и по характеру действий они эквивалентны врожденным инстинктам, т.е. обладают такой же способностью, как и врожденные инстинкты, управлять всеми системами обеспечения жизнедеятельности организма. Таким образом, внешнее проявление поведения человека и его характер определяется тем, какие команды системы обеспечения жизнедеятельности организма получают от врожденных и приобретенных инстинктов, и тем у каких инстинктов выше статус – врожденных или приобретенных. В человеке идет постоянная их конкуренция, что рождает широкий спектр человеческих представлений. Каждая новая привычка должна находиться в гармонии с ранее приобретенными привычками. Мышление каждого человека нарабатывает привычки в соответствии со своим врожденным инстинктом склонности (своеобразной ментальности человека). Они не передаются по наследству, и каждый человек формирует их с нуля. Каждая, вновь созданная мышлением, привычка получает определенные СВЯЗИ с другими, наделяется СТАТУСОМ и ПЕРЕОДИЧНОСТЬЮ своей активизации, т. е. принуждая человека, в конкретное время, к определенным поступкам, который мы ОЩУЩАЕМ как повод к действию. Когда человеку необходимо, одновременно совершать несколько действий, то первой будет активизироваться привычка с большим статусом. Каждая привычка содержит набор ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ выполняемых действий, для подкрепления убедительности своих намерений в достижении цели. При общении друг с другом, мы всегда сопровождаем свои действия теми или иными эмоциями (радости, уверенности, печали, горя и т.п.), которые выражаются при помощи мимики лица, интонацией голоса, взглядом, движениями рук и головы и т.д., что усиливает понимание намерений друг друга.

Основная задача приобретенных привычек – повышение безопасности и выживаемости человека при экстремальных условиях. Так задумывала природа. В реальности оказалось, что при этом возможно формирование не только позитивных, но и негативных привычек. Позитивные привычки повышают уровень выживаемости и безопасности большей части общества. Они формируют такие моральные ценности, как взаимопомощь, доброжелательность, порядочность, совестливость, трудолюбие и т.п. Главной особенностью привычек является то, что они приобретаются на всю жизнь. Их нельзя вычеркнуть. Их можно только блокировать другой привычкой, имеющей больший статус. Этот набор привычек человека является его знаниями, опытом, религией и т.п., не допускающих иных действий и иного инакомыслия. Это его своеобразная, вторая иммунная система, против вирусов инакомыслия, что неизбежно приводит к формированию ЗАМКНУТОЙ СИСТЕМЫ, но которая, внутри себя, способна и к процессам самоорганизации. Так, внезапно делаются не только великие научные открытия, но и рождается широкий спектр самых разнообразных иллюзорных представлений.
Настолько ярких и убедительных (в пределах данной замкнутой системы), что человек стремиться, не только привлечь внимание окружающей среды к своим представлениям, но и подчинить ими общество (конец света, инопланетяне, идеологии и т.п.). Так рождается ДОМИНАНТНЫЙ человек, не способный к пониманию реальной действительности. Очень важно, в своей жизни, учитывать эту особенность работы нашего мышления и свойства врожденных и приобретенных инстинктов. Необходимо, с детского возраста, заложить фундамент из морально нравственных привычек, не допускающих формированию привычек с ложной целесообразностью. Этот, первичный набор привычек, представляет собой своеобразную СИЛУ ВОЛИ, за которую ответственны родители, и которая в дальнейшем будет определяющей в судьбе человека и препятствовать приобретению привычек с ложной целесообразностью. Кроме этого, человеку, с позитивным набором привычек, необходимо имеет в своем арсенале привычки, определяющие его склонность к диалогу и самокритике. Только наличие этих привычек способствует самосовершенствованию человека и сближению его позиций с оппонентами, обеспечивая подпитку его замкнутой системы позитивными представлениями.
Негативные приобретенные инстинкты формируются у определенной группы людей, обладающих повышенным уровнем ВЕДУЩЕЙ составляющей во врожденном инстинкте статуса. При определенных обстоятельствах, это способствует приобретению доминантных привычек, усиливающих закрытость набора его привычек. Для достижения своих целей их мышление формирует такие приобретенные инстинкты, как обман, цинизм, хамство, подлость, вероломство, тунеядство и т.п. Это порождает в обществе многомерные правила поведения. Начальник призывает своих подчиненных к соблюдению законности их деятельности, и подчиненные обещают. У подчиненных свои подчиненные, и там никто не возражает. Однако, каждый, на своем месте, не брезгует возможностью обогатиться незаконным образом. К этому принуждают врожденные инстинкты выживаемости и безопасности, усиленные соответствующими приобретенными инстинктами. Особенно опасны доминантные привычки у управляющей элиты. Интервалы их спокойствия и согласия могут резко смениться на непримиримое противостояние, в котором негативными процессами затрагивается все общество.
Противостоять подобным процессам может только при наличии в обществе здоровой иммунной системы, учитывающей природную сущность наших привычек. В обществе должен быть не хаос, а порядок. Порядок, сформированный законами на базе волеизъявления всего общества и учета ментальности всех социальных слоев общества. На локальном рынке допустимы базарные способы установления истины, но для претендентов на управление обществом и наукой, такой принцип не допустим. Необходимо знание основных свойств нашего мышления, привычек и свободного времени, В своих действиях они обязаны опираться на реальные законы бытия, а не на индивидуальное мелькание мыслей, обусловленными только их собственными привычками.

Мггу им. М. А. Шолохова технологии социализаци молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации


МГГУ им. М. А. Шолохова

ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛИЗАЦИ МОЛОДЕЖИ,

НАХОДЯЩЕЙСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ


Задания для итогового контроля

Разработчик:


Курышева Ольга Васильевна,

ВолГУ, доцент кафедры психологии

Москва, 2011 год



  1. Задания для итогового контроля теоретической части программы.

1. Усвоение индивидом определённой системы знаний, норм, ценностей, позволяющей ему становиться личностью, способной функционировать в данном сообществе, называется:

А) социализация

Б) адаптация

В) депривация

Г) ресоциализация


2. Результатом социализации является:

А) знание норм и правил

Б) уверенное поведение

В) включение в систему общественных отношений

Г) преемственность традиций
3. Взаимодействие личности и социальной среды, которое приводит к оптимальному соотношению целей и ценностей личности и группы, называется:

А) воспитание

Б) социальная адаптация

В) социализация

Г) социально-психологическая адаптация
4. Адаптация – это:

А) процесс врастания в культуру

Б) приспособление к новой социальной среде путем изменения поведения

В) перестройка социальных взаимодействий

Г) целенаправленное влияние среды
5. По отношению к социализации адаптация:

А) более узкий термин

Б) более широкий термин

В) является синонимом

Г) является антонимом
6. Сознательное или бессознательное воспроизведение навязываемых моделей поведения, опыта значимых других людей, называется:

А) научение

Б) подражание

В) стереотип

Г) воспитание
7. К механизмам социализации не относится:

А) внушение

Б) убеждение

В) идентификация

Г) образование
8. Современный процесс социализации характеризуется тем, что:

А) усилилось влияние семьи

Б) возросла временная продолжительность социализации

В) упал престиж образования

Г) стало меньше возможностей для развития
9. Особенностью отклоняющегося поведения не является:

А) нанесение реального ущерба окружающим или самому себе

Б) негативные оценки со стороны окружающих людей

В) несоответсвие общепринятым социальным нормам

Г) стойкое психическое расстройство
10. Противоправное поведение личности, отклоняющееся от установленных законов, угрожающее благополучию других людей и социальному порядку и уголовно наказуемое в крайних проявлениях называется:

А) дезадаптация

Б) девиантное поведение

В) делинквентное поведение

Г) отклоняющееся поведение
11. Что из перечисленного ниже не является нарушением процесса социализации:

А) девиантное поведение

Б) отклоняющееся поведение

В) суицидальное поведение

Г) конфликтное поведение
12. Основной задачей социализации молодежи является:

А) становление полноценного члена общества, вхождение в «мир взрослых»

Б) рождение детей

В) достижение материального благополучия

Г) профессиональное развитие
13. Трудная жизненная ситуация определяется как:

А) ситуация, носящая временный, переходный характер

Б) ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность человека

В) ситуация перестройки социальных взаимодействий

Г) ситуация включения в систему общественных отношений
14. К основным характеристикам трудной жизненной ситуации не относится:

А) нарушение привычного образа жизни

Б) состояние психологической напряженности как реакция на трудность

В) рассогласование между потребностями человека, его возможностями и условиями деятельности

Г) активизация сил для борьбы с трудностями
15. Повседневные, зачастую повторяющиеся события, способные вызвать затруднения и отрицательные переживания, называются:

А) типичные ситуации

Б) ситуации стресса обыденной жизни

В) важные отрицательные события

Г) дисстрессоры
16. Неспецифическая реакция организма на ситуацию, которая требует большей или меньшей перестройки организма, для того чтобы адаптироваться к изменившимся условиям, называется:

А) фрустрация

Б) конфликт

В) стресс

Г) кризис
17. Трудная жизненная ситуация понимается как ситуация, в которой удовлетворение каких-либо глубоких и активных мотивов и отношений личности или становится вовсе невозможным, или ставится под угрозу, в теории:

А) В.С.Мерлина

Б) Ф.Е.Василюка

В) Н.В.Гришиной

Г) Т.Холмса
18. Стрессогенная жизненная ситуация рассматривается в теории:

А) В.С.Мерлина

Б) Ф.Е.Василюка

В) Н.В.Гришиной

Г) Т.Холмса
19. Эмоционально переживаемые жизненные обстоятельства, которые в восприятии человека представляют сложную психологическую проблему, трудность, требующую своего решения или преодоления, называются:

А) стрессогенная ситуация

Б) фрустрация

В) критическая жизненная ситуация

Г) внутриличностный конфликт
20. Ситуация, характеризующаяся разбалансированностью системы «задача — личные возможности и (или) мотивы — условия среды» и вызывающая психическую напряженность у человека, называется:

А) стрессогенная ситуация

Б) трудная ситуация жизнедеятельности

В) критическая жизненная ситуация

Г) внутриличностный конфликт
21. К характеристикам психической напряженности не относится:

А) значительные траты нервно-психической энергии

Б) повышение утомляемости

В) ухудшение настроения

Г) возникновение психического нарушения
22. Комплекс когнитивных и аффективных действий, поступков, которые проявляются в виде реакций у человека на возникшие трудные жизненные ситуации, называется:

А) психологическое совладание

Б) адаптация

В) ресоциализация

Г) решение проблемы
23. Приемы и способы, с помощью которых происходит процесс совладания, называются:

А) копинг-прием

Б) копинг-стратегия

В) совладающий механизм

Г) копинг
24. Эмоционально-ориентированный копинг включает в себя:

А) когнитивные стратегии, способствующие решению проблем

Б) мысли и действия, способствующие снижению физического или психологического влияния стресса

В) действия, направленные на снятие психической напряженности

Г) убеждение в собственной неполноценности
25. Проблемно-ориентированный копинг нацелен на:

А) улучшение отношения «человек-среда»

Б) устранение угрожающей ситуации

В) создание когнитивных стратегий

Г) поиск источников стресса
26. К копинг-стратегиям, нацеленным на разрешение проблемной ситуации, не относится:

А) принятие

Б) поиск аткивной общественной поддержки

В) отрицание

Г) положительное истолкование и рост
27. К конструктивным способам адаптации к трудной жизненной ситуации относится:

А) защитное поведение

Б) осознание и использование личностных ресурсов

В) хаотичный поиск выхода

Г) продуктивное иждивенчество
28. К неконструктивным способам адаптации к трудной жизненной ситуации относится:

А) поиск в условиях ограниченной информированности

Б) использование ресурсов межличностной сети

В) накопление опыта поведения в трудной ситуации

Г) осознание личностных ресурсов
29. Термин «когнитивное оценивание» используется в работах:

А) С.Хобфолла

Б) Ф.Е.Василюка

В) Н.В.Гришиной

Г) Л.И.Анцыферовой
30. Процесс распознавания особенностей ситуации, выявление негативных и позитивных ее сторон, определение смысла и значения происходящего – это:

А) копинг-анализ

Б) стратегическое планирование

В) когнитивное оценивание

Г) ситуативная оценка
31. Адаптивный копинг предполагает:

А) осознание смысла кризисной ситуации

Б) повышение уровня рефлексии

В) игнорирование проблемы, избегание негативных переживаний

Г) сосредоточенность на собственных эмоциональных переживаниях
32. Выбор конкретного вида копинга определяется:

А) Личностными особенностями

Б) особенностями конкретной ситуации

В) как личностными особенностями, так и ситуационным контекстом

Г) репертуаром защитных механизмов личности
33. Какой пункт не входит в классификацию копинговых реакций С.Carver:

А) активный копинг

Б) поиск активной общественной поддержки

В) сдерживание

Г) отказ от действий
34. Внутриличностный конфликт – это:

А) столкновение чего-то с чем-то в сознании человека

Б) внутренне неразрешимое противоречие мотивов человека

В) столкновение желания с культурным запретом на его осуществление

Г) борьба противоположностей.
35. Фрустрация – это:

А) непреодолимые трудности, возникающие на пути достижения цели

Б) эмоциональная реакция на всякие жизненные трудности

В) психическое состояние, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями на пути к цели

Г) состояние, характеризующееся упадком сил и апатией
36. К этапам оказания социальной помощи уязвимым категориям молодежи не относится:

А) создание реабилитационного пространства

Б) проведение комплексной реабилитации

В) анализ ситуации, выявление проблем

Г) анализ прошлого опыта клиента
37. Системная интегративная технология, сущность которой заключается в содействии переходу от внешней помощи к взаимопомощи и самопомощи – это:

А) сопровождение

Б) патронат

В) диагностика

Г) коррекция
38. Программа поддержки молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации федерального агентства по делам молодежи называется:

А) государственная молодежная стратегия

Б) «Молодежь в трудной жизненной ситуации»

В) «Шаг навстречу»

Г) «Новое поколение»
39. К основным направлениям, реализуемым в рамках программы «Шаг навстречу», не относится:

А) профилактика правонарушений в молодежной среде;

Б) профилактика употребления психоактивных веществ

В) ресоциализация освободившихся осужденных молодежного возраста

Г) помощь молодым семьям с низким уровнем достатка
40. По мнению зарубежных специалистов, работа с аддиктивным поведением должна быть сосредоточена, прежде всего, на:

А) профилактике и просвещении

Б) реабилитации и ресоциализации

В) диагностике и анализе проблемных сфер

Г) коррекции существующих нарушений
41. Одной из основных программ профилактики употребления ПАВ в США является:

А) программа развития социальной компетентности

Б) программа формирования жизненных навыков

В) программа самозащиты и решения проблем

Г) программа выработки адекватной самооценки
42. Молодежное движение по борьбе с наркоманией «Монар» действует в:

А) США


Б) Великобритании

В) Польше

Г) Австралии
43. Программа позитивной профилактики употребления ПАВ действует в:

А) США


Б) Великобритании

В) Польше

Г) Австралии
44. В Великобритании и США для превенции делинквентного поведения не используются программы:

А) организационных или более широких социальных мер

Б) связанные с развитием дисциплинарных мер

В) ориентированные на оказание прямой помощи учащимся и их семьям

Г) связанные с формальным социальным контролем
45. промежуточно-переходная форма между браком и разводом, распространенная в США, называется:

А) сепарация

Б) дифференциация

В) раздельное проживание

Г) гостевой брак
46. Поведение, при котором индивид утрачивает контроль над потреблением алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, в результате чего возникают тяжелые последствия, называется:

А) отклоняющееся

Б) делинквентное

В) аддиктивное

Г) девиантное
47. Базовой психологической характеристикой аддиктивного поведения является:

А) низкая самооценка

Б) зависимость

В) беспомощность

Г) плохая переносимость одиночества
48. Состояние, когда употребляемое вещество становится постоянно необходимым для поддержания нормального функционирования организма и включается в схему его жизнеобеспечения, называется:

А) физическая зависимость

Б) фрустрация

В) хроническая интоксикация

Г) психическая зависимость
49. Основной причиной алкоголизма является:

А) страх перед собой, эмоциональная незрелость, зависимость

Б) многочисленные жизненные проблемы

В) генетическая предрасположенность

Г) неблагоприятное социальное окружение
50. Болезненное состояние, характеризующееся явлениями психической и физической зависимости, настоятельной потребностью в повторном многократном употреблении психоактивных средств, принимающей форму непреодолимого влечения, называется:

А) химическая аддикция

Б) наркомания

В) урегентная аддикция

Г) алкоголизм
51. Предупреждение дальнейшего прогрессирования болезни, использование комплекса лечебных и профилактических мероприятий, а также решение целого ряда социальных задач – это задачи:

А) первичной профилактики

Б) вторичной профилактики

В) третичной профилактики

Г) любого вида профилактики.
52. Что из перечисленного не относится к основным направлениям профилактики наркомании:

А) сокращение спроса

Б) сокращение поставок

В) уменьшение негативных последствий злоупотребления наркотиками

Г) сокращение социального воздействия
53. Профилактическая работа по предупреждению наркомании в учебном заведении, как правило, не включает в себя такой компонент, как:

А) социальный

Б) психологический

В) рекреационный

Г) образовательный
54. К основным трудностям социальной работы с семьями наркоманов относится:

А) запущенность проблемы

Б) высокий уровень тревожности в семье

В) низкое материальное благосостояние

Г) отказ от социальной помощи
55. Поведение индивидов и социальных групп, не соответствующее общепринятым или официально установленным социальным нормам и ожиданиям, называется:

А) отклоняющееся

Б) делинквентное

В) аддиктивное

Г) девиантное
56. Совокупность средств и методов воздействия общества на нежелательные формы отклоняющегося поведения с целью их устранения или минимизации и приведение в соответствие с социальными нормами, называется:

А) социальный контроль

Б) социальная превенция

В) реабилитация

Г) ресоциализация
57. Социальные санкции предполагают:

А) помощь в решении материальных проблем

Б) систему вознаграждений за выполнение норм

В) воспитательные воздействия

Г) принятие ответственности за свои действия
58. К формам профилактической работы с девиантным поведением не относится:

А) информирование

Б) социальное обучение социально-важным навыкам

В) организация здорового образа жизни

Г) развитие экологического мышления
59. К факторам, объективно осложняющим адаптацию лиц, вышедших на свободу, относится:

А) разрыв социальных связей

Б) низкий культурный уровень освободившегося

В) отсутствие мотивации к изменениям

Г) тяжелые воспоминания
60. Экстремальная ситуация – это:

А) внешние и внутренние условия, препятствующие реализации конкретной жизненной необходимости;

Б) ситуация опасности и невозможности, требующая от человека перестройки и адаптации;

В) ситуация, в которой затруднена реализация какой-либо потребности человека;

Г) будоражащая ситуация, вызывающая ощущение эйфории.
61. К характеристикам экстремальной ситуации не относится:

А) внезапность наступления, неожиданность

Б) возрастание сложности протекающих процессов в связи с прогрессирующими изменениями и новизной ситуативных противоречий, состояний

В) нарастание напряженности для субъектов экстремальной ситуации

Г) трудности, связанные с принятием правильного решения
62. Что из ниже перечисленного не является характеристикой психотравмы:

А) абсолютно разрушает обычную систему жизнедеятельности человека;

Б) порождает ощущение беспомощности;

В) имеет источник внутри конфликтной личности;

Г) сопровождается чувством ужаса, страха.

63. Одним из главных принципов оказания помощи перенесшим психологическую травму в результате экстремальной ситуации, является:

А) комплексность

Б) безотлагательность

В) профессионализм

Г) опыт действия в подобных ситуациях


64. Повторное переживание, избегание, повышенная возбудимость – это симптомы:

А) посттравматического стрессового расстройства;

Б) психического заболевания;

В) переутомления;

Г) перевозбуждения.
65. В терапевтическую работу с людьми, страдающими ПТСР, не включается:

А) установление безопасной атмосферы

Б) работа с воспоминаниями и переживаниями

В) включение в обыденную жизнь

Г) коррекция самооценки
66. Целью групповой терапии с людьми, страдающими ПТСР, не является:

А) повторное эмоциональное переживание травмы

Б) общение с людьми, имеющими похожий опыт

В) совместное обучение стратегиям совладания

Г) построение новых социальных связей
67. Кризисное вмешательство, предназначенное для того, чтобы ослабить и предупредить вызванную психической травмой стрессовую реакцию у нормальных людей, которые находятся в чрезвычайной стрессовой ситуации, называется:

А) тренинг

Б) психотерапия

В) дебрифинг

Г) интервенция
68. К основным психосоциальным проблемам беженцев и вынужденных переселенцев относятся:

А) стресс аккультурации

Б) нарушение детско-родительских отношений

В) панические расстройства

Г) потеря смысла жизни
69. Метод социально-исторической коррекции применяется в работе с:

А) беженцами и вынужденными переселенцами

Б) молодыми семьями

В) супругами в ситуации развода

Г) военнослужащими, побывавшими в «горячих точках»
70. Не являются характеристиками молодой семьи следующие особенности:

А) возраст супругов до 30 лет

Б) первый врак

В) продолжительность брака не более 5 лет

Г) отсутствие (наличие) детей
71. К основным характеристикам социально дезадаптированной молодой семьи не отностится:

А) супруги имеют минимальные уровни образования и профессиональной квалификации

Б) в отношении которой общественное мнение настроено негативно

В) супруги не могут иметь детей

Г) не в состоянии обеспечить прожиточный минимум своим членам
72. Применительно к молодой семье в ситуации развода социальная профилактика не ставит перед собой следующую задачу:

А) предупреждение дальнейшего развития возникших в результате распада семьи проблем

Б) предупреждение самого развода

В) создание супругами новых отношений (семей)

Г) снятие психологического напряжения и дискомфорта
73. К основным формам социального посредничества в разрешении брачно-семейных конфликтов относится:

А) посредничество в решении социально-правовых, жилищно-бытовых сложностей

Б) посредничество в создании супругами новых семей

В) посредничество в трудоустройстве

Г) посредничество в решении материальных проблем
74. В работе с конфликтными семьями продуктивной является методика:

А) конфликтное поведение

Б) семейное соглашение

В) ролевое взаимодействие

Г) анализ жизненной ситуации
75. Экономическое состояние субъекта, при котором имеющийся у него доход не позволяет удовлетворять даже первичные потребности, называется:

А) нищета

Б) относительная бедность

В) абсолютная бедность

Г) низкое материальное благосостояние
76. Технология социальной помощи, направленная на активизацию собственных сил и возможностей человека или группы по изменению своего материального и имущественного положения, называется:

А) патронат

Б) сопровождение

В) реабилитация

Г) социальная поддержка
77. Основным видом социальной работы с малоимущими не является:

А) материально-экономическая помощь

Б) профессионально-трудовая помощь

В) социально-бытовая помощь

Г) юридическая помощь
78. К основным принципам социальной поддержки бедных относится:

А) конкретность и адресность помощи

Б) простота получения помощи и поддержки

В) приоритет бедных другим слоям населения

Г) опора на государственные ресурсы
79. В ситуации относительной бедности молодой семье необходима, прежде всего, помощь:

А) юридического характера

Б) материального характера

В) психологического характера

Г) социального характера
80. Метод семейной работы, при котором создается схема семейной истории, которая отражает взаимоотношения в поколениях прародителей, родителей и в самой исследуемой семье, называется:

А) семейное соглашение

Б) генограмма семьи

В) семейная расстановка

Г) историко-семейная схема

Каталог: wp-content -> uploads -> gallery -> user -> 2662 -> 2774
uploads -> Управление образования администрации Красногорского района
uploads -> «Особенности организации деятельности соц педагога в коррекционном учреждении» Социальный педагог
uploads -> Образовательная программа высшего образования направление подготовки 38. 06. 01 Экономика
2774 -> Находящейся в трудной жизненной ситуации
2774 -> Курс лекций Разработчик: Курышева Ольга Васильевна, ВолГУ, доцент кафедры психологии Москва, 2011 год
user -> Занятие 9-10. Современные проблемы профессиональной подготовки кадров для специального образования


Скачать 73,5 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Learning Domains или Таксономия Блума

Три типа обучения

Существует более одного типа обучения. Комитет колледжей во главе с Бенджамином Блумом определил три области образовательной деятельности. Три домена — когнитивный, аффективный и психомоторный. Поскольку работа была подготовлена ​​высшим образованием, слова имеют тенденцию быть немного больше, чем мы обычно привыкли. Домены можно рассматривать как категории. Когнитивный — для умственных навыков (Знание), аффективный — для роста чувств или эмоциональных областей (Отношение), а психомоторный — для ручных или физических навыков (Навыки). Тренеры часто называют их KAS, SKA или KSA (знания, отношение и навыки). Эту таксономию обучающего поведения можно рассматривать как «цели тренировочного процесса». То есть после тренинга учащийся должен приобрести эти новые навыки, знания или отношения.

Затем комитет подготовил подробный сборник для когнитивной и аффективной областей, но не для психомоторной области. Они объяснили эту оплошность тем, что у них мало опыта в обучении ручному труду на уровне колледжа (думаю, они никогда не думали свериться со своим спортивным или драматическим факультетом).

Эта компиляция делит три домена на подразделения, начиная с самого простого поведения и заканчивая самым сложным. Обозначенные подразделения не являются абсолютными, и существуют другие системы или иерархии, которые были разработаны в мире образования и обучения. Однако таксономию Блума легко понять, и она, вероятно, является наиболее широко применяемой на сегодняшний день.


Познавательный

1 Когнитивная область включает в себя знание и развитие интеллектуальные навыки. Это включает в себя припоминание или распознавание конкретных факты, процедурные паттерны и концепции, служащие развитию интеллектуальных способностей и навыков. Существует шесть основных категорий, которые перечислены в порядке ниже, начиная с самого простого поведения до самый сложный. Категории можно рассматривать как степени сложности. То есть первое надо освоить до следующего. может иметь место.

Знание: Воспроизведение данных.

Примеры: Прочтите политику. Назовите цены по памяти клиенту. Знает правила безопасности.

Ключевые слова: определяет, описывает, идентифицирует, знает, маркирует, перечисляет, соответствует, называет, обрисовывает в общих чертах, вспоминает, распознает, воспроизводит, выбирает, констатирует.

Понимание: Понимать значение, перевод, интерполяцию и интерпретацию инструкций и задач. Сформулируйте проблему своими словами.

Примеры: переписывает принципы написания тестов. Объясни по-своему слова шаги для выполнения сложной задачи. Преобразует уравнение в компьютерная таблица.

Ключевые слова: постигает, преобразует, защищает, различает, оценивает, объясняет, расширяет, обобщает, приводит примеры, делает вывод, интерпретирует, перефразирует, предсказывает, переписывает, обобщает, переводит.

Применение: использование концепции в новой ситуации или непреднамеренное использование абстракция. Применяет то, что было изучено в классе, в новых ситуациях в рабочее место.

Примеры: Используйте руководство для расчета времени отпуска сотрудников. Применять законы статистики для оценки надежности письменного теста.

Ключевые слова: применяет, изменяет, вычисляет, конструирует, демонстрирует, обнаруживает, манипулирует, модифицирует, оперирует, предсказывает, подготавливает, производит, связывает, показывает, решает, использует.

Анализ: разделяет материал или концепции на составные части, чтобы их можно понять организационную структуру. Различает факты и выводы.

Примеры: Устранение неполадок в оборудовании с помощью логического вывода. Распознавайте логические ошибки в рассуждениях. Собирает информацию из отдела и выбирает необходимые задачи для обучения.

Ключевые слова: анализы, разбивает, сравнивает, противопоставляет, диаграммы, деконструирует, дифференцирует, различает, различает, идентифицирует, иллюстрирует, делает вывод, обрисовывает в общих чертах, связывает, выбирает, разделяет.

Синтез: Создает структуру или узор из различных элементов. Положить части вместе, чтобы сформировать целое, с упором на создание нового значения или структуры.

Примеры: Напишите руководство по эксплуатации или процессу компании. Спроектировать машину для выполнить конкретную задачу. Объединяет обучение из нескольких источников для решения проблема. Пересматривает и обрабатывает для улучшения результата.

Ключевые слова: классифицирует, объединяет, компилирует, составляет, создает, изобретает, проектирует, объясняет, генерирует, модифицирует, организует, планирует, перестраивает, реконструирует, связывает, реорганизует, пересматривает, переписывает, резюмирует, рассказывает, пишет.

Оценка: Делайте суждения о ценности идей или материалов.

Примеры: Выберите наиболее эффективное решение. Наймите самых квалифицированных кандидат. Объясните и обоснуйте новый бюджет.

Ключевые слова: оценивает, сравнивает, делает вывод, противопоставляет, критикует, критикует, защищает, описывает, различает, оценивает, объясняет, интерпретирует, оправдывает, связывает, обобщает, поддерживает.


Аффективный

2 Эта область включает в себя то, как мы эмоционально взаимодействуем с вещами, такими как чувства, ценности, признательность, энтузиазм, мотивация и отношение. Пять основных категорий, перечисленных по порядку:

 

Феномен получения: осознание, готовность слышать, избранное внимание.

Примеры: Слушайте других с уважением. Слушайте и запоминайте имена новых знакомых.

Ключевые слова: спрашивает, выбирает, описывает, следует, дает, удерживает, идентифицирует, находит, называет, указывает, выбирает, сидит, возводит, отвечает, использует.

Реакция на явления: активное участие учащихся. Посещает и реагирует на определенное явление. Результаты обучения могут подчеркивать согласие в ответах, готовность отвечать или удовлетворение в ответах (мотивация).

Примеры: Участвует в обсуждениях класса. Делает презентацию. Ставит под сомнение новые идеалы, концепции, модели и т. д., чтобы полностью их понять. Знайте правила безопасности и соблюдайте их.

Ключевые слова: ответы, помогает, помогает, соответствует, соответствует, обсуждает, приветствует, помогает, маркирует, выполняет, практикует, представляет, читает, рассказывает, сообщает, выбирает, рассказывает, пишет.

Ценность: ценность или ценность, которую человек придает определенному объекту, явлению или поведению. Это варьируется от простого принятия до более сложного состояния приверженности. Оценка основана на усвоении набора определенных ценностей, в то время как ключи к этим ценностям выражаются в явном поведении учащихся и часто поддаются идентификации.

Примеры: Демонстрирует веру в демократический процесс. Чувствителен к индивидуальным и культурным различиям (ценит разнообразие). Показывает способность решать проблемы. Предлагает план социальных улучшений и выполняет его с полной отдачей. Информирует руководство по вопросам, которые вызывают у него сильные чувства.

Ключевые слова: завершает, демонстрирует, различает, объясняет, следует, формирует, инициирует, приглашает, присоединяется, обосновывает, предлагает, читает, сообщает, выбирает, делится, изучает, работает.

Организация: распределяет ценности по приоритетам, сопоставляя различные ценности, разрешая конфликты между ними и создавая уникальную систему ценностей. Акцент делается на сравнении, соотнесении и синтезе ценностей.

Примеры: признает необходимость баланса между свободой и ответственным поведением. Принимает на себя ответственность за свое поведение. Объясняет роль систематического планирования в решении проблем. Принимает профессиональные этические стандарты. Создает жизненный план в гармонии со способностями, интересами и убеждениями. Эффективно расставляет приоритеты во времени для удовлетворения потребностей организации, семьи и себя.

Ключевые слова: присоединяется, изменяет, упорядочивает, сочетает, сравнивает, дополняет, защищает, объясняет, формулирует, обобщает, идентифицирует, интегрирует, модифицирует, упорядочивает, организует, подготавливает, связывает, синтезирует.

Интернализация ценностей (характеристика): Имеет систему ценностей, которая контролирует их поведение. Поведение является всеобъемлющим, последовательным, предсказуемым и, что наиболее важно, характерным для учащегося. Учебные цели связаны с общими моделями приспособления учащегося (личными, социальными, эмоциональными).

Примеры:  Демонстрирует уверенность в себе при самостоятельной работе. Сотрудничает в групповой деятельности (демонстрирует командную работу). Использует объективный подход в решении проблем. Ежедневно демонстрирует профессиональную приверженность этической практике. Пересматривает суждения и меняет поведение в свете новых доказательств. Ценит людей за то, какие они есть, а не за то, как они выглядят.

Ключевые слова: действует, различает, отображает, влияет, слушает, изменяет, выполняет, практикует, предлагает, квалифицирует, вопросы, пересматривает, служит, решает, проверяет.


Психомоторный

3 Психомоторная область включает в себя физическое движение, координацию и использование областей двигательных навыков. Развитие этих навыков требует практики и измеряется скоростью, точностью, расстоянием, процедурами или техникой выполнения. Семь основных категорий, перечисленных по порядку:

 

Восприятие: способность использовать сенсорные сигналы для управления двигательной активностью. Это варьируется от сенсорной стимуляции через выбор сигнала до перевода.

Примеры: Обнаруживает сигналы невербального общения. Оцените, куда приземлится мяч после того, как он будет брошен, а затем переместится в правильное место, чтобы поймать мяч. Регулирует нагрев плиты до нужной температуры по запаху и вкусу пищи. Регулирует высоту вил на вилочном погрузчике, сравнивая положение вил по отношению к поддону.

Ключевые слова: выбирает, описывает, обнаруживает, различает, различает, идентифицирует, изолирует, соотносит, выбирает.

Комплект: Готовность действовать. Он включает в себя умственные, физические и эмоциональные установки. Эти три набора представляют собой диспозиции, предопределяющие реакцию человека на различные ситуации (иногда называемые установками).

Примеры: Знает последовательность этапов производственного процесса и действует в соответствии с ней. Признать свои способности и ограничения. Показывает желание освоить новый процесс (мотивация). ПРИМЕЧАНИЕ. Это подразделение психомоторики тесно связано с подразделением «Реагирование на феномены» аффективной области.

Ключевые слова: начинает, показывает, объясняет, движется, исходит, реагирует, показывает, заявляет, добровольцы.

Управляемый ответ: Ранние этапы обучения сложному навыку, включающему имитацию, пробы и ошибки. Адекватность исполнения достигается практикой.

Примеры:  Выполняет математическое уравнение, как показано. Выполняет инструкции по сборке модели. Реагирует на сигналы инструктора во время обучения управлению вилочным погрузчиком.

Ключевые слова: копии, следы, следует, реагировать, воспроизводить, отвечает

Механизм: Это промежуточный этап в изучении сложного навыка. Выученные реакции стали привычными, и движения можно выполнять с некоторой уверенностью и мастерством.

Примеры: используйте персональный компьютер. Отремонтировать протекающий кран. Вести машину.

Ключевые слова: собирает, калибрует, конструирует, демонтирует, отображает, скрепляет, фиксирует, шлифует, нагревает, манипулирует, измеряет, чинит, смешивает, организует, зарисовывает.

Комплексная явная реакция: умелое выполнение двигательных актов, включающих сложные модели движений. На мастерство указывает быстрая, точная и хорошо скоординированная работа, требующая минимума энергии. Эта категория включает в себя выполнение без колебаний и автоматическое исполнение. Например, игроки часто издают звуки удовлетворения или ругательства, как только они ударяют по теннисному мячу или бросают футбольный мяч, потому что по ощущениям они могут сказать, к чему приведет результат.

Примеры:  Маневрирует автомобиль на узкой параллельной парковке. Работает на компьютере быстро и четко. Демонстрирует компетентность во время игры на фортепиано.

Ключевые слова: собирает, строит, калибрует, конструирует, демонтирует, отображает, скрепляет, чинит, шлифует, нагревает, манипулирует, измеряет, чинит, смешивает, организует, зарисовывает. ПРИМЕЧАНИЕ. Ключевые слова такие же, как и в слове «Механизм», но будут содержать наречия или прилагательные, указывающие на то, что действие выполняется быстрее, лучше, точнее и т. д.

Адаптация: Навыки хорошо развиты, и человек может изменять модели движений в соответствии с особыми требованиями.

Примеры:  Эффективно реагирует на неожиданные события. Изменяет инструкции для удовлетворения потребностей учащихся. Выполните задачу на машине, для которой она изначально не предназначалась (машина не повреждена и выполнение новой задачи не представляет опасности).

Ключевые слова: адаптирует, переделывает, изменяет, перестраивает, реорганизует, пересматривает, варьирует.

Происхождение: Создание новых моделей движения, подходящих для конкретной ситуации или конкретной проблемы. Результаты обучения подчеркивают творческий потенциал, основанный на высокоразвитых навыках.

Примеры:  Создает новую теорию. Разрабатывает новую комплексную программу обучения. Создает новую гимнастическую программу.

Ключевые слова: устраивает, строит, сочетает, составляет, конструирует, создает, проектирует, инициирует, делает, берет начало.


Как упоминалось ранее, комитет не подготовил компиляцию для модели психомоторной области, но это сделали другие. Тот, что обсуждался выше, принадлежит Симпсону (1972). Есть еще два популярных версии:

Р. Х. Дэйв (1970):

  • Подражание: Наблюдение за кем-то и копирование его поведения. Исполнение может быть низкого качества. Пример: Копирование произведения искусства.
  • Манипуляция: Способность выполнять определенные действия, следуя инструкциям и практикуясь. Пример: Самостоятельное создание работы после уроков или прочтения об этом.
  • Точность: Уточнение, уточнение. Очевидны некоторые ошибки. Пример: Работать и переделывать что-то, чтобы это было «в самый раз».
  • Артикуляция: Согласование ряда действий, достижение гармонии и внутренней согласованности. Пример: создание видео, включающего музыку, драму, цвет, звук и т. д.
  • Натурализация: Высокий уровень производительности становится естественным, без необходимости много думать об этом. Примеры: Майкл Джордан играет в баскетбол, Нэнси Лопес бьет по мячу для гольфа и т. д.
Харроу:
  • Непроизвольное движение — реакция
  • Фундаментальные движения — базовые движения
  • Восприятие — реакция на раздражители
  • Физические способности — выносливость, которую необходимо развивать для дальнейшего развития
  • Умелые движения — продвинутые заученные движения
  • Отсутствие дискурсивного общения — эффективный язык тела

Знание трех типов обучения и того, что они представляют, поможет вам при выборе Обучающие стратегии.


Артикул

1. Бенгамин С. Блум, Бертрам Б. Мезиа и Дэвид Р. Кратвол (1964). Таксономия образовательных целей (два тома: аффективная сфера и когнитивная сфера). Нью-Йорк. Дэвид Маккей.
Возвращаться

2. ИБИД
Возвращаться

3. Симпсон (1972)
Возвращаться


Критические параллели для эффективного обучения – ELI edublog

Селия Энн Эванс,

Коллеги-педагоги Корнельского инженерного дела практикуют совместное обучение на уровне когнитивной области «применить», используя «получение». и «отвечающие» уровни в аффективной области.

Когнитивная область – обучение как иерархия все более сложной когнитивной работы

Преподаватели используют таксономию Блума, чтобы обдумывать и определять степень когнитивной сложности в курсах, а также для помощи в разработке действий и заданий, соответствующих ожиданиям в отношении обучения. Когнитивная задача возрастает по мере того, как мы продвигаемся «вверх» по пирамиде от «запоминать» к вершине когнитивной сложности — «создавать». Выбор глаголов таксономии Блума помогает учителям записывать цели результатов обучения на соответствующих когнитивных уровнях, чтобы они могли быть уверены, что облегчают обучение, в котором результаты соответствуют сложности целей. Напоминаю, вот одна из версий классического, но обновленного треугольника Блума (с «созданием» на самом высоком когнитивном уровне):

Классическое представление таксономии Блума с обновленной организацией, в которой «создание» теперь является вершиной когнитивной сложности.

Цель обучения на самой низкой ступени таксономии — уровне «запоминания» — может звучать так: «к концу этого занятия/занятия ученик сможет определить 1-й закон термодинамики ». Если бы цель была на более высоком когнитивном уровне – уровне «применить», – цель обучения могла бы звучать так: «к концу этого занятия/занятия в классе учащийся сможет объяснить, как первый закон термодинамики применяется к изменениям в системе при воздействии тепла и давления».

В любом случае инструктор может разработать оценки на уровне заявленных ожиданий и «обратно спроектировать» соответствующие действия или задания. подготовить учащихся к успешной сдаче экзамена.

Таксономия Блума претерпевала некоторые повторяющиеся изменения, но, по сути, она была действительно важной основой для когнитивных результатов с 19 века.50-е годы. Эта организация и развитие критических мыслительных процессов (или когнитивных трудностей) может служить ориентиром при разработке учебных программ и учебных заданий для учащихся, работающих с концепциями и процессами, по мере того, как они приобретают более глубокие и комплексные знания.

Аффективная сфера — обучение как иерархия все более сложного поведения

В таксономии Блума есть критическая параллель: аффективная сфера Кратволя. Обсуждения аффективной области в преподавании и обучении менее распространены, чем когнитивной области. По крайней мере, это верно для обучения STEM в высших учебных заведениях. Хотя Блум до сих пор пользуется большим уважением за эту «сестринскую таксономию», по общему мнению, Дэвид Кратвол, близкий коллега, который также работал над когнитивной областью, является основным автором и разработчиком аффективной области. Прочтите хороший обзор обоих доменов, а также историю их развития и авторства здесь.

Представление аффективного домена Кратволя. Это критическая параллель с когнитивной областью Блума, и это область, в которой происходит работа по созданию «прилипающего» обучения

. , может привести к развитию ценности и, возможно, даже к изменению поведения. Это область, в которой обучение контекстуализируется или находится.   Хотя мы фокусируемся на когнитивной таксономии Блума для целей обучения и дисциплинарного структурирования, обучение представляет собой социальное и рефлексивное усилие, и ключ к тому, чтобы помочь обучению произойти, находится в аффективной области: получение, реагирование, оценка, организация и, в конечном счете, характеристика этой информации. привести к глубокому обучению и реальным изменениям. Когнитивная область описывает развитие знаний посредством получения и обработки информации, а аффективная область описывает, как знания интегрируются в систему взглядов учащихся и в социальный контекст. Если мы четко понимаем как когнитивную область, так и аффективную область, а также их пересечение, мы можем намеренно использовать их вместе, чтобы усилить преимущества для учащихся.

Мощное обучение явным образом применяет обе области посредством совместного обучения

С момента первоначальной разработки этих таксономий (возможно, раньше) в литературе по преподаванию и обучению сформировался неопровержимый консенсус: структурирование совместной учебной деятельности в рамках инклюзивного и рефлексивного обучения окружающей среды приводит к лучшим результатам целей обучения.

Независимо от когнитивного уровня результата обучения, осознание и внимание к (аффективной области) точки, в которой учащиеся вступают в область знаний, должны быть главным соображением. После того, как цели результатов обучения записаны (этап 1), учитель представляет себе соответствующую оценку, которая предоставит информацию о том, насколько хорошо была достигнута цель – усвоили ли учащиеся то, что было задумано (этап 2)? Планирование учебной деятельности перемещает учителя и ученика непосредственно в аффективную область (шаг 3). Это все о структурировании цикла эмоционального и когнитивного взаимодействия (см. наш предыдущий блог для обзора когнитивного и эмоционального взаимодействия), посредством которого учащиеся получают информацию, обдумывают ее, обсуждают, используют ее, оценивают ее и делают выбор в отношении того, где она подходит. в их когнитивной/эмоциональной карте. Для коротких действий дизайн может включать более линейный путь действий. Например: группы студентов могут работать независимо, чтобы освоить аспект темы или подход к проблеме (получение), а затем обучать друг друга конкретному фрагменту, с которым они работали (получение и реагирование). Затем группа может обсудить и объединить компоненты, обсудить их ценность и применить к связанной проблеме (оценка, организация).

Добавить комментарий