Конфликт между родителями: Конфликты между родителями. Три сценария, что делать классному руководителю

Конфликты между родителями. Три сценария, что делать классному руководителю


Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая

Начало учебного года — время особой активности в родительских чатах, где столкновение интересов, увы, не редкость. Педсовет узнал у педагогов, психологов, юриста и конфликтолога, как  предотвратить разногласия и что делать, если учителю приходится разрешать ссору между родителями учеников.

Сценарий первый. Расследовательский

Автор учебника по конфликтологии Анатолий Анцупов составил алгоритм, который поможет разрешить любое столкновение. 

  1. Выслушать обе стороны конфликта: что произошло на самом деле и чего хочет каждый участник ссоры. 
  2. Побеседовать с самым непредвзятым и рациональным свидетелем конфликта, чтобы понять скрытые причины. 
  3. Предложить сторонам решение-компромисс, которое удовлетворит их скрытые потребности. Если не сработает, обратиться к другим родителям или директору.

Эта методика действительно помогает помирить родителей. Своим опытом поделилась Татьяна Петровец, учительница начальных классов из Тюмени. Мама одной ученицы увидела, как одноклассница ее ребенка в интернете выразилась неприличным словом. На родительском собрании женщина прилюдно обвинила маму девочки, что та плохо ее воспитывает. Она провела с дочкой беседу и забыла о произошедшем. А первая родительница никак не могла успокоиться, настаивала, чтобы девочку исключили из школы, ходила к завучам. 

«Тут я не могла не вмешаться. Очевидно, что конфликт односторонний, но последствия могут быть страшные. Мне захотелось восстановить справедливость», — рассказывает педагог. 

Татьяна поговорила с учениками и родителями, которые были ближе знакомы с зачинщицей ссоры. Оказалось, причина конфликта была глубже: родительница обиделась, что главную роль в спектакле для новогоднего утренника дали не ее дочке, а другой ученице, которая потом написала что-то не совсем приличное в интернете.  

«Когда я поняла, что к чему, ко мне пришла идея компромисса. Мы разделили спектакль на две части, где обе девочки по очереди играют главную роль», — делится Татьяна. 

Сценарий второй. Юридический

Педагог вправе отказаться решать конфликт, если родители или ученики не нарушили закон. «По статье 57 Трудового кодекса Российской Федерации, учитель не обязан решать личные конфликты между родителями, если не было нарушено никаких законов страны, — рассказывает юрист Юлия Симакова. — Также по этому закону педагог имеет право поставить в известность директора, который обязан разобраться с ситуацией». 

Юлия считает, что если учитель не хочет привлекать директора, то стоит спокойно поговорить с самым конфликтным родителем. 

«Советую пригласить его в школу и при завуче или других учителях мягким тоном попросить его больше так не делать. Важно объяснить, что этика школы не допускает такого поведения», — говорит юрист.

В противозаконной ситуации педагог обязан вмешаться. Например, когда родители так настойчиво просят учителя решить конфликт школьников, что присылают скриншоты из личной переписки детей. В практике Юлии Симаковой был такой случай. Родители нарушили ч. 3 ст. 137 УК РФ — «Незаконное распространение в информационно-телекоммуникационных сетях информации, указывающей на личность несовершеннолетнего потерпевшего, не достигшего шестнадцатилетнего возраста». Такое правонарушение наказывают штрафом. По статье 48 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» «о соблюдении педагогическим работником нравственных, правовых и этических норм», учитель обязан передать информацию о правонарушении в ОВД или в Следственный комитет.

Сценарий третий. Профилактический

Преподаватель педагогики Надежда Проняева считает, что конфликты между родителями часто начинаются из-за разных представлений о средствах воспитания и личной неприязни. А еще — из-за несправедливого отношения других детей и учителей к ребенку. Чтобы эти факторы меньше влияли на взаимоотношения, классному руководителю важно проводить профилактику конфликтов.  

 Учитель начальных классов Брянского городского лицея им. Ломоносова Ирина Захарова рассказала, как она создает комфортную среду на родительских собраниях. 

«В начале учебного года я равномерно распределяю роли родителей в делах класса. При этом учитываю индивидуальные особенности школьников и родителей, особенно активистов», — делится педагог. 

Чтобы сократить конфликты, Ирина рекомендует придерживаться четырех принципов:

  1. Всегда относиться к родителям вежливо и терпимо.
  2. Принимать и уважать мнение родителя, даже если оно не совпадает с мнением педагога.
  3. Не ставить человека в неловкое положение перед другими.
  4. Не перебивать собеседника, искренне вникать в его проблемы.

Чтобы избежать недопониманий, Ирина советует своевременно информировать родителей обо всех изменениях в жизни класса. 

«Важно четко и логично выстроить обучение. Тогда у родителей будет меньше противоречий. Творческие мероприятия помогут создать теплую атмосферу в классе. Полезно также спрашивать родителей на собрании, все ли устраивает в учебном процессе». 


Материалы по теме:

  • Как всем участникам образовательного процесса договариваться друг с другом
  • 5 типов родителей, которых боятся педагоги
  • «Трудные» родители: как с ними общаться педагогу

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Подписаться

Конфликт учитель — родитель. Как наладить контакт со «сложным» родителем?

Прослушать статью

Прежде всего договоримся о том, что такое «сложный родитель». Сложный — это значит, что его поведение представляет сложность для учителя. Можно выделить два основных типа сложных в общении родителей. Это те, кто

  • «Пишут в Департамент», или иным способом конфликтуют с учителем;

  • Не помогают школе, не включены в школьную жизнь ребенка, не вступают в контакт, игнорируют требования учителя.

Если спросить учителей, с каким типом сложнее иметь дело, ответ может оказаться неожиданным.

Агрессивные, конфликтующие родители в огромном большинстве неравнодушны к своим детям или как минимум к своему статусу как родителя. Их можно и нужно «переключать» в режим конструктивного диалога, хотя иногда это непросто. Гораздо сложнее добиться чего-то от родителя, которому все равно. Включенность — позитивная сторона конфликтности, и это важно помнить.

Причиной деструктивных столкновений родителей с учителями чаще всего является ситуация, в которой, по мнению родителя, по отношению к его ребенку допущена несправедливость. Занизили оценку, не дали шанса исправить неудачный результат, другой ребенок ударил или оскорбил, учитель отозвался пренебрежительно, — все это про то, что «с моим ребенком поступили неправильно, нехорошо».

Читайте также:

  • Конфликты в классе
  • Межличностный конфликт в школе: учитель против учителя
  • Переоценка ценностей, контролирующие родители и мир, готовый поощрять: тренды современной педагогики
  • Главный герой — учитель
  • Учитель-наставник: быть ли наставничеству в школах?
В основе такого конфликта лежит желание защитить своего ребенка — вполне позитивное и естественное. В большинстве случаев оно не противоречит интересам учителя. Тем не менее разгорается конфликт. Почему?

К сожалению, в нашей культуре принято считать, что именно так решаются проблемы. У огромного большинства людей практически отсутствуют навыки конструктивного взаимодействия в ситуации конфликта. Если кто-то неправ, надо показать ему, что я сильнее, и он уступит, — такова внутренняя логика агрессивного поведения, в основе которого лежит борьба за власть. Укрепляя свои позиции с помощью администрации школы, Департамента образования и иных наделенных властью институтов, родители, возможно, обретают уверенность, но отнюдь не всегда решают исходную проблему. Наоборот, качество жизни их детей в школьном пространстве от этого, как правило, становится только хуже.

Другая возможная причина склонности к конфронтации — неуверенность в своей родительской позиции. Такие родители (чаще всего это матери) постоянно доказывают окружающим и самим себе, что они «достаточно хорошие матери».

Основной инструмент, который при этом используется, — опять же агрессивное противостояние, потому что именно оно воспринимается как признак неравнодушия к своему ребенку.

Часто бывает так, что ребенок склонного к конфликтам родителя — «особый ребенок», в силу органических нарушений или иных причин имеет поведенческие сложности и нуждается в особом внимании. Родители такого ребенка, с одной стороны, живут в постоянной готовности защищать его от внешнего мира, а с другой, испытывают хронический стресс. Их поведение может быть вызвано неспособностью справиться со своим состоянием.

Итак, в основе конфликтного поведения родителей лежит желание помочь своему ребенку, однако для этого некоторые родители выбирают деструктивные способы взаимодействия. Что же делать в таком случае учителю?

Рекомендации учителю при общении с конфликтными родителями

  1. Сохранять профессиональную позицию, нацеленность на интересы детей.

  2. Выдерживать уважительный тон, ни в коем случае не включаясь в дискурс взаимных обвинений и не переходя на личности.

  3. Отметить в положительном ключе включенность родителя в школьные дела ребенка, заинтересованность в его благополучии и успешности.

  4. Вести разговор в духе партнерства и сотрудничества, предлагая совместно выработать стратегию помощи ребенку.

  5. Предлагать варианты разрешения ситуации, четко обозначая границы (например, «я готова включить Вашего сына в группу дополнительных занятий, которые проходят по вторникам, но не могу заниматься с ним в субботу»).

  6. В случае, если конфликт затяжной и в него вовлечены другие люди (ученики, администрация или родители других детей), имеет смысл обсудить возможность использования технологий групповой работы с привлечением внешних специалистов.

    Это могут быть круги сообщества, медиация.

Пример неконструктивного диалога:

Родитель: Будьте добры, объясните мне, почему у моего сына единственная в классе двойка по Вашему предмету! На каком основании Вы делаете из него двоечника?!

Учитель: Я попрошу Вас не говорить со мной в таком тоне! Ваш сын бездельник, которому на все наплевать, надо было лучше его воспитывать.

Конструктивный ответ:

Учитель: Здравствуйте, хорошо, что вы пришли! Меня тоже беспокоит его успеваемость. Вот его работы, они, к сожалению, не дотягивают до тройки. Как Вы думаете, в чем причина?

В первом случае учитель активно включился в конфликтное выяснение отношений, негативно оценив и ученика, и его мать. Никакого выхода или решения проблемы с успеваемостью ребенка ни учитель, ни родитель не предлагают. Очевидно, что конструктивный выход из ситуации в этом случае найден не будет. Скорее всего, конфликт просто затухнет или будет тлеть до новой вспышки активности или нового провоцирующего события. С большой вероятностью, через несколько месяцев, когда дело дойдет до итоговой аттестации, активный родитель снова придет с претензиями.

Во втором случае учитель сходу обозначает конструктивность своей позиции и нацеленность на интересы ребенка. Он вскользь положительно оценивает готовность родителя участвовать в школьной жизни, игнорируя конфликтный тон. Давая объективную оценку успеваемости ребенка, он никак не характеризует его личные качества. И наконец, активно приглашая родителя к поиску решения проблемы, он делает его своим партнером в достижении общей цели — успешной учебе ребенка. После этого продолжение диалога на повышенных тонах становится практически невозможным.

Смотрите также:

  • Анна Гончарова: «Современный учитель должен увлекать детей своим предметом»
  • Почему родители боятся своих детей?
  • Толерантность — учим детей строить отношения с детства!

Пример неконструктивного диалога:

Родитель: Я хочу разобраться, что за хулиганство творится в Вашей школе! Сегодня Саша пришел с синяками и сказал, что Петя ударил его кулаком в лицо. Другие дети тоже пострадали от этого бандита. Школа отвечает за безопасность детей, почему вы не выполняете своих обязанностей? Если такое повторится, мы будем жаловаться! Пусть этого Петю переведут, таким не место в обычной школе, для таких детей есть специальные учреждения.

Учитель: Простите, уважаемая, мне очень жаль, но я не могу уследить за каждым, у меня их 30 человек. Скажите Саше, чтобы держался от Пети подальше, я каждый день говорю это всем ребятам. Я и сама была бы рада, если бы Петю перевели куда-нибудь.

Конструктивный ответ:

Учитель: Да, я понимаю и разделяю Ваше беспокойство. Это действительно непростой ребенок, которому нужно повышенное внимание. Мы сейчас как раз ищем решение этой проблемы, будем собирать встречу с участием администрации, родителей Пети и психологов. Я обязательно расскажу Вам, какое решение будет принято. Как Саша себя чувствует?

В первом случае учитель фактически сказал: «Я не контролирую ситуацию и тоже страдаю от этого ужасного Пети, так что отстаньте от меня». Обеспокоенные родители очень часто объединяются против «проблемного» Пети, и начинают выдавливать его из школы. Если учитель поддерживает этот процесс, может начаться прямая травля, которая не понизит степень петиной агрессивности, а только ее повысит. Даже в случае изгнания Пети атмосфера в классе останется отравленной. Рекомендация учителя «не подходить к нему», озвученная ради безопасности, тоже работает в эту сторону.

Во втором случае учитель признал наличие сложной проблемы и обозначил, что школа на пути к решению. Вариантов такого решения довольно много в зависимости от конкретных обстоятельств (неврологического и психического статуса ребенка, включенности семьи и т.д.).

Таким образом, конфликтный родитель — тот, кому не все равно, что происходит с его ребенком в школе, но он не привык или не умеет решать проблемы конструктивным путем. Позиция учителя в общении с таким родителем должна быть профессиональной, доброжелательной, учитывать интересы всех детей и реальные возможности школы, а его задача — выстроить сотрудничество между школой и семьей.


Родительский конфликт | Семейное пространство Барнардо

Существует множество причин, по которым в отношениях может возникнуть конфликт.

1. Стили воспитания

Различия в воспитании и влияние других членов семьи могут вызвать родительский конфликт. Наш детский опыт означает, что у всех нас есть личные представления о том, как воспитывать наших детей, и они не всегда будут одинаковыми!

Если вы пытаетесь поддержать братьев и сестер, которые ссорятся и спорят друг с другом, это может быть очень напряжно. Дети обычно учатся у взрослых в своих семьях, как вести себя и взаимодействовать друг с другом. Есть ли что-нибудь, что вы могли бы сделать по-другому, чтобы показать своим детям, как позитивно справляться с разногласиями?

Иногда изменение того, как мы реагируем как родители/опекуны, может оказать положительное влияние на поведение других.

Family Links предлагает ряд ресурсов для загрузки и советы, которые можно попробовать.

Кроме того, служба Barnardo предлагает ряд курсов для родителей, которые могут вас заинтересовать. Чтобы найти ближайший к вам, введите свой почтовый индекс в наш поисковик услуг и отфильтруйте по «программам для родителей».

2. Рождение нового ребенка

Хотя появление на свет нового человека приносит много счастья и волнения, оно также может создавать трудности в отношениях. Появление ребенка в семье может означать изменения в распорядке дня, в работе, в друзьях, в доходах и во многом другом! На веб-сайте NHS есть руководства для семей с новыми дополнениями, которые содержат советы и рекомендации по навигации на этот раз.

Местные детские группы — это хороший способ познакомиться с другими родителями и узнать что-то новое, даже если на данный момент это должно быть онлайн или посредством текстовых сообщений. Почему бы не проверить местные службы через патронажа?

Помните, эти проблемы возникают всякий раз, когда вы становитесь новым родителем, будь то рождение ребенка, усыновление или воспитание, или принятие на себя родительских обязанностей в отношении приемного ребенка.

3. Финансовые проблемы

Финансовые проблемы могут вызывать беспокойство по поводу возможности оплатить аренду или счета или купить предметы первой необходимости, что, в свою очередь, может привести к стрессу и конфликтам в отношениях.

Будь то задолженность, перерасход, потеря работы, покупка дома или, возможно, сокращение рабочего времени, влияющее на доход, веб-сайт Citizen’s Advice может помочь советом и руководством по финансовым вопросам.

4. Жилье

Проживание в месте, где у членов семьи нет личного пространства, может быть очень сложным для отношений. Кроме того, проблемы, связанные с плохими условиями жизни, также могут вызывать беспокойство и стресс.

В большинстве местных органов власти есть отдел жилищного строительства, который может предложить поддержку и совет по вопросам жилья и проблемам.

Дополнительную информацию может предоставить благотворительная организация «Приют».

5. Проблемы со здоровьем

Продолжительные или ограничивающие жизнь заболевания, новое заболевание или плохое психическое здоровье могут вызывать беспокойство и тревогу у вовлеченных лиц и создавать огромный стресс для отношений, поскольку люди пытаются ориентироваться в своих отношениях. собственный путь через эти трудности.

Mind предлагает информацию и поддержку по вопросам психического здоровья, а British Heart Foundation делится советами по поддержке людей с проблемами со здоровьем.

6. Злоупотребление психоактивными веществами или алкоголем

Злоупотребление психоактивными веществами или алкоголем не только влияет на доход семьи, но также может отрицательно сказаться на отношениях между партнерами и детьми. Это также может создать огромный стресс для отношений.

Для получения поддержки по этому вопросу посетите страницы NHS, посвященные поддержке алкоголиков и получению помощи при наркозависимости. NHS также предлагает советы семьям наркоманов.

Как родительский конфликт влияет на психическое здоровье ребенка (и что родители должны делать, чтобы справиться с этим)

Вернуться к началу

  1. Новости
  2. »
  3. Образ жизни
  4. »
  5. Воспитание детей
  6. »
  7. Моменты
  8. »
  9. Как родительский конфликт влияет на психическое здоровье ребенка (и что родители должны делать, чтобы справиться с ним) 900 66

Сейчас читаю:

Как родительский конфликт влияет на психическое здоровье ребенка (и все такое.
..

Share fbsharetwsharepinshare Комментарии (0)

TIMESOFINDIA.COM | Последнее обновление: 28 февраля 2022 г., 19:00 ISTShare fbsharetwsharepinshare
Комментарии (0)

    закрыть

01/4Как родительский конфликт влияет на ребенка?

Не бывает отношений, которые бы не пошатнулись. Споры, разногласия и конфликты чрезвычайно распространены даже в здоровых отношениях. Но хотя вам это может показаться нормальным, на вашего ребенка могут негативно повлиять ваши действия и действия вашего партнера. Трудно сказать, когда ссора между парой может обостриться и перерасти во что-то уродливое, свидетелем чего может стать ребенок, который может серьезно их опустошить.

В связи с родительскими конфликтами ребенок может стать склонным к беспокойству, депрессии, дискомфорту и даже бороться со своими отношениями в будущем. В зависимости от того, насколько серьезными или агрессивными являются неудовлетворенность в браке или родительские споры, они могут причинить столько же вреда психике ребенка.

Тем не менее, важно, чтобы родители знали, как справляться со своими разногласиями в частном порядке и зрело, при этом следя за тем, чтобы они не затрагивали детей.

Читайте также: Молчаливое обращение со стороны родителей: психологические последствия для детей и почему его следует избегать

Подробнее

02/4Почему родительский конфликт влияет на ребенка?

Каждый ребенок обращается к своим родителям за советом, руководством и поддержкой, поэтому, если родители раскрывают детям свои самые неприятные стороны, это может сбить их с толку и вызвать дискомфорт.

Исследования показали, что ссоры родителей самым негативным образом сказываются на детях. Родители, предающиеся ядовитым спорам, обзываниям и оскорблениям друг друга, могут произвести на детей неправильное впечатление, что приведет к эмоциональному ущербу.

Также читайте: Токсичные ошибки родителей, которые делают детей эгоцентричными и имеют право

Исследователи из Орегонского университета обнаружили, что на детей в возрасте 6 месяцев могут негативно повлиять резкие родительские споры. Кроме того, молодые люди в возрасте до 19 лет также могут быть затронуты тем же. Это говорит о том, что отношения родителей, то, как они решают, как справляться со своими действиями, влияет на то, как их дети вырастут и справятся со своими проблемами.

Таким образом, некоторые из негативных последствий родительского конфликта для детей включают в себя чувство незащищенности, стресса, растерянности в отношении будущего, а также могут обострить отношения между родителями и детьми. Учитывая, что родители, вовлеченные в ссору, могут чувствовать себя не в своем уме или, скорее всего, будут отвлечены текущим кризисом, они с меньшей вероятностью будут обращать внимание на потребности и желания ребенка.

Подробнее

03/4Как это может повлиять на детей в долгосрочной перспективе?

Эксперты считают, что неразрешенный родительский конфликт может в долгосрочной перспективе повлиять на жизнь ребенка. Последствия могут сохраняться даже во взрослой жизни. Как и их родители, им может быть трудно поддерживать здоровые отношения, когда они становятся старше. Несмотря на то, что они выросли, когда их родители ссорятся друг с другом, они могут найти свою агрессивную натуру нормальной и оправданной.

Повышенная агрессия может стать проблемой во взрослой жизни ребенка. Они могут стать более склонными к проступкам и поведенческим проблемам, которые могут привести к новым проблемам. Кроме того, у детей формируется пессимистический подход к жизни и негативное восприятие людей, что приводит к ухудшению социальной жизни и низкой самооценке. Исследование 2012 года, опубликованное в Journal of Youth and Adolescence, показало, что дети, столкнувшиеся с родительскими конфликтами, скорее всего, теряют уверенность в себе.

подробнее

04/4Что родители должны делать по-другому?

Родители, которые теряют хладнокровие перед своими детьми, должны знать, насколько серьезно они влияют на психическое здоровье своего ребенка. Важно отметить, что ваш долг – подарить ребенку здоровое детство, а не бурное. Сказав это, хотя ссоры и споры абсолютно естественны, вот некоторые вещи, которые родители могут сделать, чтобы свести к минимуму ущерб, нанесенный уму ребенка.

— Держите свои обсуждения в секрете. Избегайте вовлечения детей.

— Будьте вежливы и обходительны, чтобы дети знали, что крик и вопль — не единственный способ решения проблем.

— Общайтесь продуктивно. Не перекрывайте друг друга, а говорите по очереди.

— Сосредоточьтесь на поиске решения, а не на исправлении ошибки.

Добавить комментарий