Вступительное испытание — Обществознание
ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Требования к уровню подготовки абитуриентов
На экзамене по обществознанию поступающий в должен показать:
знание
- основных положений и понятий, отражающих природу человека, его взаимодействие с другими людьми, функционирование и развитие общества как формы совместной деятельности людей, характерные черты и признаки основных сфер жизни общества (экономической, социальной и пр.), основных принципов и институтов права, правовых и моральных норм, регулирующих общественные отношения;
умение
- характеризовать (описывать): общество как форму жизнедеятельности людей; основные сферы общественной жизни; социальную структуру общества; социальные роли; этнические группы; межнациональные отношения; социальные конфликты; основные вызовы и угрозы ХХI века; семью как малую группу; брак; неполную семью; отношения между поколениями; понятие «образ жизни»; межличностные отношения; межличностные конфликты и пути их разрешения; отклоняющееся поведение; понятия «власть», «политический режим», «демократия»; формы участия граждан в политической жизни; особенности сферы духовной культуры; понятия «мораль», «мировоззрение», «свобода совести»; роль религии и церкви в современном обществе; виды органов государства; порядок взаимоотношения государственных органов и граждан; экономику как сферу общественной жизни, ограниченность ресурсов, разделение труда, факторы, влияющие на производительность труда, рыночный механизм, рекламу, предпринимательство и его организационно-правовые формы, основные источники доходов и статьи расходов семейного бюджета, экономические меры социальной поддержки, налоги, уплачиваемые гражданами;
- объяснять: взаимосвязь общества и природы; сфер общественной жизни; многообразие социальных ролей в подростковом возрасте; сущность социальной ответственности; пути разрешения социальных конфликтов; причины и опасность международного терроризма; социальную значимость здорового образа жизни; опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества; роль политики в жизни общества; принцип разделения властей; особенности развития демократии в современном мире; опасность политического экстремизма; возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации; значение науки в жизни современного общества; роль права в жизни общества и государства; взаимосвязь права и государства; способы реализации и защиты прав и свобод гражданина; особенности реализации прав несовершеннолетних в сфере гражданских, семейных, трудовых, административных и уголовных отношений; роль обмена и торговли, происхождение денег, роль конкуренции, функции фирмы в рыночной экономике, роль государства в рыночной экономике, неравенство доходов;
- сравнивать (различать): понятия «солидарность», «лояльность», «толерантность»; «социальные ценности» и «социальные нормы»; формальные и неформальные группы; органы государственной власти и местного самоуправления; выборы и референдум; политические партии и движения; большие и малые социальные группы; отношения, регулируемые правом и другими социальными нормами на примерах конкретных ситуаций; виды правоотношений, правонарушений и юридической ответственности; полномочия высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти; сферу компетенции судов, правоохранительных органов; спрос и потребности, формы собственности, формы торговли, выгоды и трудности предпринимательской деятельности, а также работы по найму, малое предпринимательство и индивидуальную трудовую деятельность, формы заработной платы, формы сбережения граждан; основные налоги, уплачиваемые гражданами;
- вычислять на условных примерах: альтернативную стоимость, производительность труда, доход от банковских вкладов, доход от ценных бумаг, затраты, выручку, прибыль, индивидуальный подоходный налог, семейный бюджет; делать расчеты с использованием обменных курсов валют.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- в процессе выполнения различных социальных ролей;
- для общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- для нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- для реализации и защиты прав человека и гражданина;
- для первичного анализа и использования социальной (в том числе экономической и правовой) информации;
- в процессе реализации и защиты прав человека и гражданина.
Обязательный минимум содержания
основных образовательных программ
№№ п/п |
Наименование раздела программы |
Содержание разделов программы |
1. |
Человек и общество |
Биологическое и социальное в человеке. Врожденная предрасположенность и развитие человеческих качеств. Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, общение, познание). Мышление и речь. Познание мира. Личность. Социализация индивида. Половозрастные роли в современном обществе. Особенности подросткового возраста. Самопознание. Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение. Солидарность, лояльность, толерантность. Агрессивное поведение. Пути достижения взаимопонимания. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения. Социальная структура общества. Социальная роль. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Большие и малые социальные группы. Этнические группы. Межнациональные отношения. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе. Формальные и неформальные группы. Социальный статус. Социальная мобильность. Социальная ответственность. Социальный конфликт, пути его разрешения. Социальные изменения и его формы. Война и мир. Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Причины и опасность международного терроризма. |
2. |
Основные сферы жизни общества
|
Сфера духовной культуры и ее особенности. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры. Проблема смысла жизни. Свобода и ответственность. Социальные ценности и нормы. Мораль. Добро и зло. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Наука в жизни современного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Религия и церковь, их роль в жизни современного общества. Связь религии и морали. Свобода совести. Экономика и ее роль в жизни общества. Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость. Экономические системы и собственность. Разделение труда и специализация. Обмен, торговля, формы торговли и реклама. Деньги. Инфляция. Обменные курсы валют. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги). Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Экономические основы прав потребителя. Потребительский кредит. Семейный бюджет, реальные и номинальные доходы семьи. Личное подсобное хозяйство. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Производство, производительность труда и факторы, влияющие на производительность труда. Основные формы организации производства. Малое предпринимательство и индивидуальная трудовая деятельность. Затраты, выручка, прибыль. Заработная плата и стимулирование труда. Налоги, уплачиваемые гражданами. Безработица как социальное явление. Профсоюз. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Международная торговля. Социальная сфера. Семья как малая группа. Брак и развод, неполная семья. Отношения между поколениями. Образ жизни. Социальная значимость здорового образа жизни. Физкультура и спорт как социальное явление. Социальное страхование. Отклоняющееся поведение. Наркомания, алкоголизм, их опасность для человека и общества. Сфера социального управления. Власть. Политический режим. Демократия, ее развитие в современном мире. Разделение властей. Местное самоуправление. Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма. Выборы, референдум. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Влияние средств массовой информации на политическую жизнь общества. Роль политики в жизни общества. Право, его роль в жизни общества и государства. Понятие и признаки государства. Формы государства. Гражданское общество и правовое государство. Принципы права. Норма права. Нормативный правовой акт. Система законодательства. Доступ к правовой информации. Базы правовых данных. Субъекты права. Понятие прав, свобод и обязанностей. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Правовые основы гражданских отношений. Право собственности на землю. Права собственника. Права потребителей Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Жилищные правоотношения. Правовое регулирование отношений в области образования. Право на труд и трудовые правоотношения. Административные правоотношения, правонарушения и наказания. Основные понятия и институты уголовного права. Пределы допустимой самообороны. Основы конституционного строя Российской Федерации. Федеративное устройство России. Государственное устройство Российской Федерации. Правоохранительные органы. Судебная система. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. |
3. |
Опыт познавательной и практической деятельности |
– опыт получения социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысления представленных в них различных подходов и точек зрения; – опыт решения познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации; – опыт критического осмысления различных трактовок общественных событий, умения отделять факты от их интерпретаций, формулировать на этой основе собственные оценочные суждения; – опыт наблюдения и оценки явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические знания; – опыт оценки собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности; – опыт участия в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, выполнения творческих работ по обществоведческой тематике; – опыт конструктивного разрешения конфликтных ситуаций в реальной жизни и в моделируемых учебных задачах; – опыт совместной деятельности в процессе участия в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, городе. |
виды, пути разрешения, профилактика конфликтов в классе
В данной статье речь пойдет о конфликтах в школе. Рассмотрим распространенные мифы про конфликты и поговорим об эффективных стратегиях, которые педагог сможет использовать в своей работе.
Мифы про конфликтные ситуации
В хорошей группе конфликтов не будет. В каких ситуациях конфликтов действительно может не быть? Например, в ситуации знакомства, когда дети только присматриваются, сближение происходит постепенно, все достаточно осторожны и корректны, и даже если какая-то ситуация задевает участника, то многие делают выбор пока «проглотить». В ситуации, когда участники сильно дистанцированы друг от друга, когда сближения не произошло и никому из участников оно не интересно. По сути, это не совсем группа. Такое чаще встречается в группах, когда участники взрослые люди и группа временная (например, кратковременное обучение). В школьном коллективе, состоящем из разных активных участников с небольшим количеством социального опыта, коллективе, который существует несколько лет, конфликтов не быть просто не может. Другое дело, что педагог может не заметить конфликт, если ученики его скрывают. Но это речь уже о старших классах. Во всех остальных ситуациях конфликт – это ситуация нормы для группы. Другой вопрос, как этот конфликт выглядит и проживается участниками.
Конфликт – это столкновение интересов участников, борьба за любые возможные ресурсы (внимание кого-либо, статус в группе), отстаивание себя, своих интересов. Могут быть открытые и скрытые конфликты. Бывает, что приходишь в класс, а ощущение, что все внутри «звенит» от напряжения, хотя никто не ругается.
В младшей школе серьезных конфликтов быть не может. Есть распространенное убеждение, что дети по своей природе неагрессивны, добры, потому не могут хотеть кому-либо зла. Обычно это действительно так, и в младшей школе часто идет речь о непреднамеренных обидах и проч. То есть дети изначально не планировали, просто так получилось. А потом закрепилось. И усилилось. На эту тему есть несколько популярных антиутопий, например «Повелитель мух». К ситуациям школьного конфликта обычно сейчас активно подключаются родители. К сожалению, это не всегда приводит к его разрешению. Любой конфликт, даже в детском саду, не должен оставаться без внимания педагога. Во многих ситуациях на начальном этапе достаточно просто внимательного отношения, чтобы дети могли справиться с ситуацией.
Дети должны сами разобраться с конфликтом. Это спорная идея. С одной стороны, да, дети могут получить ценный опыт самостоятельности, опыт разрешения сложной ситуации. Но ситуация может быть им «не по зубам», тогда они получат опыт капитана на неуправляемом судне: ответственность как будто на них, а ресурсов для изменения ситуации недостаточно.
Дети не имеют богатого социального опыта, поэтому они не могут корректно и безопасно справиться со сложными и/или затяжными конфликтами. Помощь взрослых необходима. Другой вопрос, что помощь может быть различной.
Причиной конфликта может быть какое-либо значимое отличие от других в группе. Нет, это не так. Как мы уже говорили, конфликт возникает в момент столкновения интересов участников. Полный, худой, в очках, «ботаник», «двоечник», ребенок с ОВЗ и т. д. – не имеет значения.
Один и тот же ребенок с какими-либо отличиями в одной группе получит поддержку и заботу ее участников, его примут, а в другой группе его ждет осуждение и травля. Причиной конфликта всегда являются внутренние процессы, которые происходят в группе. Если в группе назревает конфликт, поводом для него могут быть различные ситуации и поведение участников.
Если в группе конфликт принимает форму издевок, постоянных ядовитых шуток над кем-нибудь, порчи имущества и т. д., для таких ситуаций подходят термины «школьная травля», «буллинг», «моббинг». Эти ситуации заслуживают отдельного тщательного рассмотрения.
Пример «из жизни». Проще всего вспомнить пару примеров из вашего школьного детства, обратить внимание на ваши ощущения в той ситуации и вспомнить про те выводы, которые вы сделали тогда (будучи ребенком). У меня самой в пятом классе были напряженные отношения с девочкой из параллельного класса. Однажды оба наших класса ждали учителей в темном коридоре (уроки были в соседних кабинетах). Слово за слово, оскорбления и драка. Мне чудом удалось нанести больше ударов, и я услышала угрозы в свой адрес. Дальше я сбежала с урока и окольными тропами возвращалась домой. Девочка гналась за мной, было страшно, но в какой-то момент отстала. Продолжения у истории не было, мы обе старались не встречаться. Было невероятно страшно ходить в школу следующие несколько месяцев, а также я понимала, что никто из взрослых мне помочь не сможет и не собирается этого делать.
Пример из опыта работы. А вот другая ситуация, с которой я столкнулась как специалист. Двое ребят из младшей школы исследовали друг друга. Их исследования зашли достаточно далеко, но сами они не придавали ситуации какого-либо значения. И вот об этом узнает педагог, который сообщает о ситуации директору, тот, в свою очередь, просит прийти родителей, а также приглашенных психологов. Родители были шокированы, но в то же время благодарны за персональное приглашение и индивидуальную беседу по поводу ситуации. Было предложено сделать собрание с родителями детей, педагогами и администрацией школы, которое провели бы приглашенные специалисты. На такой встрече удалось договориться о важных для родителей и педагогов решениях, связанных в том числе с безопасностью детей в школе. Альтернативным сценарием, в случае пассивности администрации школы, могло бы быть обращение в полицию, а также жалобы в соответствующие инстанции.
Какие действия педагога могут помочь в ситуации конфликта?
1. Внимание к себе и своим чувствам. Чтобы заметить сложную ситуацию на начальном этапе, стоит прислушаться к себе. На этом этапе ситуацию практически невозможно отследить другими способами. Как вы можете заметить, что в группе что-то пошло не так:
-
вы ловите себя на мысли, что не хотите проводить урок именно в этом классе;
-
в группе иногда стала повисать неловкая пауза;
-
может быть ощущение, что ученики что-то от вас скрывают, и это не связано с подарком ко Дню учителя;
-
ученики как будто отвлекают сами себя и вас от какой-либо темы, человека. Начинают переводить тему, «засмеивать» и проч.
Это один из самых сложных пунктов. Когда большая нагрузка, много разноплановых задач, много классов, очень легко немного «заморозиться», перестать чувствовать усталость и в целом свои настроения и состояния. О том, как заботиться о себе в ситуации постоянных цейтнотов, мы еще будем говорить. Здесь пока речь о том, что если у вас получается быть живым и чувствительным в группе, – вы на шаг впереди и можете застать проблемы на этапе формирования. Своим подозрением вы можете поделиться с другими учителями или со школьным психологом, тогда у вас будет команда «наблюдающих».
2. Открыто говорите ученикам о своем отношении. Этот совет может помочь разрешить ситуацию, которая в самом начале своего становления. Вы можете говорить о том, что вам не нравится, когда ребята ругаются или оскорбляют друг друга, вам жаль, что у них не получается договориться, или вам некомфортно в данный момент находиться в классе, потому что вы видите несправедливость, и др. Очень важно, чтобы ваши слова были искренними. Почему это работает? Во-первых, для многих учеников важны отношения с преподавателями, личное отношение преподавателя. Часто бывает, что в классе что-то происходит, а ребята сами пока не знают, как им к этому относиться: это хорошо или плохо? весело или страшно? Когда вы говорите о своей позиции и еще, например, спрашиваете мнения ребят, это дает им возможность самим найти, нащупать свое отношение к данной ситуации. Очень часто сложные ситуации нарастают как снежный ком, и у ребят, участвующих в конфликте, может не быть необходимой паузы, в которой они могут понять, как им самим то, что сейчас происходит.
3. Предлагайте другие варианты решения. Если у вас хорошие отношения с учениками, они вам доверяют, вы можете им предложить вариант решения ситуации. Или несколько вариантов. Или предложите обсуждение конкретной ситуации или, наоборот, общей темы на классном часе. Это может быть в форме дискуссии со спорными утверждениями. Но возможно, вы просто предложите ребятам какой-либо вариант решения ситуации и спросите их мнения: как им такая идея? Почему бы не попробовать? Хорошо работает формат эксперимента, когда вы предлагаете что-либо ребятам на короткое время. Например, в течение следующего дня обращаться друг к другу «уважаемый» и по имени и отчеству и потом коротко обсудить результат.
4. Если ситуация не проходит и ваши действия не приносят результата. В нашей культуре принято со всеми ситуациями справляться самостоятельно. Но бывают ситуации, когда даже очень эффективных действий одного человека недостаточно для разрешения конфликта. В этом случае нужно обращаться к другим педагогам, к школьному психологу, к руководству школы. Совместно с коллегами можно принять решение о том, что нужна помощь внешних специалистов. Например, можно позвать психологов для работы с классом и родителями.
5. «Круг сообщества». В сложных ситуациях точечные действия, а также усилия только одного человека могут не привести к желаемым изменениям. В более сложных ситуациях бывает недостаточно и слаженной работы сотрудников школы. Есть различные методики работы с конфликтами в рамках школы. Одна из эффективных технологий – проведение «Круга сообщества». Эта технология подходит для того, чтобы создать поворотный момент в сложных конфликтных ситуациях, когда недостаточно работы только с одним классом и ситуация требует системного вмешательства. В этом случае необходима работа психологов не только с конкретным классом, но и с педагогами, и с родителями учеников данного класса. Используя данную технологию, приглашенные специалисты создают условия для бережной и эффективной работы коллектива, для выбора необходимых решений с опорой на ценности участников группы. Это глубокая и сложная работа, поэтому наиболее эффективно, когда ее проводят приглашенные специалисты, не заинтересованные в каких-либо конкретных решениях. Конечно, для осуществления такой работы требуется много ресурсов школы, как минимум временных. И иногда руководство школы принимает решение «не замечать» конфликта. К сожалению, время в этих ситуациях может работать против школы, что в конечном итоге приведет к более затратным решениям или тяжелым последствиям.
Надеемся, что данные советы помогут вам найти ориентир в ситуации возникающих и длительно существующих конфликтов и выбрать наилучшую стратегию для разрешения подобных ситуаций.
Его книги, теории и влияние
Кем был Карл Маркс?
Карл Маркс (1818-1883) был философом, писателем, социальным теоретиком и экономистом. Он известен своими теориями о капитализме, социализме и коммунизме.
Маркс совместно с Фридрихом Энгельсом опубликовал Коммунистический манифест в 1848 году; позже он написал Das Kapital (первый том был опубликован в Берлине в 1867 г.; второй и третий тома были изданы посмертно в 1885 и 189 гг.).4 соответственно), в которых обсуждалась трудовая теория стоимости.
Key Takeaways
- Карл Маркс был выдающимся мыслителем, писавшим на темы, связанные с экономикой, политической экономией и обществом.
- Родившийся в Германии, Маркс провел большую часть своего времени в Лондоне, где он написал много известных работ, включая Коммунистический манифест и Капитал (Das Kapital).
- Маркс часто сотрудничал с давним другом и социальным теоретиком Фридрихом Энгельсом.
- Маркс известен своими революционными произведениями, выступающими за социализм и коммунистическую революцию.
- В то время как марксизм и марксистская экономика сегодня в значительной степени отвергнуты мейнстримом, многие критические анализы капитализма Марксом остаются актуальными и сегодня.
Инвестопедия / Джошуа Сон
Ранняя жизнь и образование
Маркс родился в Трире, Пруссия (ныне Германия), 5 мая 1818 года. Он был сыном преуспевающего еврейского адвоката, принявшего лютеранство еще до рождения Маркса. Маркс изучал право в Бонне и Берлине, а в Берлине познакомился с философией Г.В.Ф. Гегель.
Он стал вовлеченным в радикализм в молодом возрасте через младогегельянцев, группу студентов, критиковавших политические и религиозные учреждения того времени. Маркс получил докторскую степень в Йенском университете в 1841 году. Его радикальные убеждения помешали ему получить должность преподавателя, поэтому вместо этого он устроился на работу журналистом, а позже стал редактором Rheinische Zeitung , либеральной газеты в Кельне.
Пожив в Пруссии, Маркс некоторое время жил во Франции, где встретил своего давнего друга Фридриха Энгельса. Он был изгнан из Франции, а затем некоторое время жил в Бельгии, а затем переехал в Лондон, где провел остаток своей жизни со своей женой.
Маркс умер от бронхита и плеврита в Лондоне 14 марта 1883 года и был похоронен на Хайгейтском кладбище в Лондоне. Его первоначальная могила была невзрачной, но в 1954 году Коммунистическая партия Великобритании открыла большую надгробную плиту с бюстом Маркса и надписью «Пролетарии всех земель, соединяйтесь», англизированную интерпретацию знаменитой фразы в Коммунистическом манифесте : «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»
Теории Маркса
Маркс был вдохновлен классическими политическими экономистами, такими как Адам Смит и Давид Рикардо, в то время как его собственная отрасль экономики, марксистская экономика, не пользуется популярностью среди современных господствующих мыслителей. Тем не менее идеи Маркса оказали огромное влияние на общество, особенно в коммунистических проектах, таких как СССР, Китай и Куба. Среди современных мыслителей Маркс по-прежнему имеет большое влияние в области социологии, политической экономии и направлений неортодоксальной экономической теории.
В целом Маркс утверждал, что капитализму свойственны два основных недостатка, которые приводят к эксплуатации рабочих работодателями: хаотический характер свободной рыночной конкуренции и извлечение прибавочного труда. В конечном счете, Маркс предсказал, что капитализм в конечном итоге разрушит сам себя, поскольку все больше людей будут низведены до статуса рабочего класса, неравенство возрастет, а конкуренция сведет норму прибыли корпораций к нулю. Он предполагал, что это приведет к революции, когда производство будет передано рабочему классу в целом.
Эксплуатация и прибавочная стоимость
Хотя многие отождествляют Карла Маркса с социализмом, его работа по пониманию капитализма как социальной и экономической системы остается актуальной критикой и в современную эпоху. В Das Kapital ( Capital на английском языке) Маркс утверждает, что общество состоит из двух основных классов: материалы, и которые также имеют право на любую прибыль.
Другой, гораздо более многочисленный класс состоит из рабочих (которых Маркс назвал «пролетариатом»). Рабочие не владеют средствами производства, готовой продукцией, над которой они работают, или какой-либо прибылью, полученной от продажи этой продукции, и не имеют никаких прав на них. Скорее, труд работает только в обмен на денежную заработную плату. Маркс утверждал, что из-за такого неравномерного расположения капиталисты эксплуатируют рабочих.
Эта эксплуатация, по Марксу, является причиной того, что работодатели способны получать прибыль: они извлекают из рабочих труд и продукцию, эквивалентную полному рабочему дню, но выплачивают им лишь меньшую часть этой стоимости в качестве заработной платы. Маркс назвал эту прибавочную стоимость и утверждал, что она гнусна.
Трудовая теория стоимости
Как и другие экономисты-классики, Карл Маркс верил в трудовую теорию стоимости (LTV) для объяснения относительных различий в рыночных ценах. Эта теория утверждала, что стоимость произведенного экономического блага может быть объективно измерена средним количеством рабочих часов, необходимых для его производства. Другими словами, если на изготовление стола уходит в два раза больше времени, чем на изготовление стула, то стол следует считать вдвое более ценным.
Маркс понимал теорию труда лучше, чем его предшественники (даже Адам Смит) и современники, и в Das Kapital : Если товары и услуги, как правило, продаются по их истинной объективной стоимости труда, измеренной в рабочих часах, как капиталисты получают прибыль? Это должно означать, заключил Маркс, что капиталисты недоплачивают или перерабатывают рабочих и тем самым эксплуатируют их для снижения себестоимости производства.
Хотя ответ Маркса в конечном итоге оказался неверным, и более поздние экономисты приняли субъективную теорию стоимости, его простого утверждения было достаточно, чтобы показать слабость логики и предположений теории труда; Маркс непреднамеренно способствовал революции в экономическом мышлении.
Исторический материализм
Другая важная теория, разработанная Марксом, известна как исторический материализм. Эта теория утверждает, что общество в любой данный момент времени упорядочено типом технологии, используемой в процессе производства. При промышленном капитализме общество устроено таким образом, что капиталисты организуют труд на фабриках или в офисах, где они работают за заработную плату.
Маркс предположил, что до капитализма феодализм существовал как особый набор социальных отношений между классами лордов и крестьян, связанных с преобладающими в то время средствами производства с ручным или животным приводом.
Письменные работы Маркса
За свою жизнь Карл Маркс написал и опубликовал не менее пятнадцати полных многотомных книг, а также многочисленные брошюры, статьи и очерки. Его часто можно было найти пишущим в читальных залах лондонского Британского музея.
Возможно, его самая известная работа, Коммунистический манифест , обобщает теории Маркса и Энгельса о природе общества и политики и представляет собой попытку объяснить цели марксизма, а затем и социализма. При написании Коммунистический манифест Маркс и Энгельс объяснили, почему они считали капитализм неустойчивым и как капиталистическое общество, существовавшее во время написания, в конечном итоге будет заменено социалистическим.
Das Kapital (на английском языке: Capital: A Critique of Political Economy ) был полным и всесторонним трехтомным критическим анализом капитализма. Будучи более академической работой, она излагает теории Маркса о товарном производстве, рынках труда, общественном разделении труда и базовом понимании нормы прибыли для владельцев капитала. Маркс умер до того, как был закончен третий том, который был опубликован Энгельсом посмертно на основе заметок Маркса. Сегодня многие идеи и критика капитализма остаются актуальными, например, появление монополистических мегакорпораций, постоянная безработица и общая борьба между рабочими и работодателями.
Точное происхождение термина «капитализм» в английском языке неясно, и несомненно, что Маркс не был первым, кто использовал слово «капитализм» в английском языке, хотя он способствовал росту его использования и интереса в концепция.
Согласно Оксфордскому словарю английского языка , английское слово впервые было использовано писателем Уильямом Теккереем в 1854 году в его романе The Newcomes , который предназначал его для обозначения чувства заботы о личном имуществе и деньгах в целом. Хотя неясно, знали ли Теккерей или Маркс о работе друг друга, оба мужчины имели в виду, что это слово имеет уничижительный оттенок. Адам Смит также классно написал о капиталистической экономической системе в своем шедевре 1776 года 9.0007 Богатство народов, и Маркс был хорошо осведомлен о работах Смита.
Современное влияние
Работа Маркса заложила основу для будущих коммунистических лидеров, таких как Владимир Ленин и Иосиф Сталин. Исходя из того, что капитализм содержит в себе семена собственного разрушения, его идеи легли в основу марксизма и послужили теоретической базой коммунизма.
Почти все, что писал Маркс, рассматривалось через призму простого рабочего. От Маркса исходит мысль о том, что капиталистическая прибыль возможна потому, что стоимость «украдена» у рабочих и передана работодателям.
Марксистские идеи в чистом виде имеют очень мало прямых сторонников в наше время; действительно, очень немногие западные мыслители приняли марксизм после 1898 года, когда книга экономиста Ойгена фон Бём-Баверка «Карл Маркс и завершение его системы » была впервые переведена на английский язык. В своем убийственном упреке Бём-Баверк показал, что Маркс не смог включить в свой анализ рынки капитала или субъективные ценности, что свело на нет большинство его более выраженных выводов. Тем не менее, есть некоторые уроки, которые даже современные экономисты могут извлечь из Маркса.
Хотя Маркс был самым резким критиком капиталистической системы, он понимал, что она была гораздо более продуктивной, чем предыдущие или альтернативные экономические системы. В Das Kapital он писал о «капиталистическом производстве», которое объединяет «вместе различные процессы в социальное целое», включая разработку новых технологий.
Он считал, что все страны должны стать капиталистическими и развивать этот производственный потенциал, и тогда рабочие естественным образом восстанут, возглавив коммунизм, в результате чего рабочие станут доминирующим социальным классом и коллективно контролируют средства производства. Но, подобно Адаму Смиту и Давиду Рикардо до него, Маркс предсказывал, что из-за неустанной погони капитализма за прибылью посредством конкуренции и технического прогресса с целью снижения издержек производства норма прибыли в экономике всегда будет со временем падать.
От экономических преобразований к социальным преобразованиям
Доктор Джеймс Брэдфорд «Брэд» Делонг, профессор экономики Калифорнийского университета в Беркли, писал в 2011 году, что «основной вклад» Маркса в экономическую науку на самом деле заключается в 10-абзацах Коммунистического манифеста , в котором он описывает, как экономическая рост вызывает сдвиги среди социальных классов, что часто приводит к борьбе за политическую власть.
Это лежит в основе часто недооцениваемого аспекта экономики: эмоций и политической активности вовлеченных акторов. Следствие из этого аргумента позже сделал французский экономист Томас Пикетти, который предположил, что, хотя в неравенстве доходов нет ничего плохого в экономическом смысле, оно может вызвать негативную реакцию людей против капитализма. Таким образом, существует морально-антропологическое рассмотрение любой экономической системы. Идея о том, что социальная структура и преобразования от одного порядка к другому могут быть результатом технологических изменений в том, как вещи производятся в экономике, известна как исторический материализм.
Какова основная теория Карла Маркса?
Теории Карла Маркса о коммунизме и капитализме легли в основу марксизма. Его ключевые теории были критикой капитализма и его недостатков. Маркс считал, что капиталистическая система неизбежно разрушит себя. Угнетенные рабочие станут отчужденными и в конечном итоге свергнут владельцев, чтобы самим взять под свой контроль средства производства, что приведет к бесклассовому обществу.
Чем наиболее известен Карл Маркс?
Карл Маркс наиболее известен своими теориями, которые привели к развитию марксизма. Его идеи также послужили основой для коммунизма. Его книги Das Kapital и Коммунистический манифест легли в основу марксизма.
Что такое марксизм и коммунизм?
Марксизм — это система социально-экономического анализа, а коммунизм — это форма экономического производства, которая распространяется на правительство или политические движения. Марксизм — это широкая философия, разработанная Карлом Марксом во второй половине XIX в.ХХ века, который объединяет социальную, политическую и экономическую теории. Он в основном занимается борьбой между рабочим классом и классом собственников и отдает предпочтение коммунизму и социализму, а не капитализму.
Итог
Карл Маркс остается спорным, но его труды остаются актуальными и сегодня. Несмотря на то, что основная экономическая теория низвела марксизм до уровня неортодоксальной школы мысли, Маркс многое мог сказать о капиталистической системе производства и подверг ее резкой критике за то, что она порождает социальное неравенство и имущественное неравенство, негативные внешние эффекты и классовую борьбу. В конечном итоге предсказания Маркса о надвигающемся крахе капитализма и последовавших за ним коммунистических революциях оказались неверными. Это привело многих к недооценке Маркса и марксистской мысли. Тем не менее идеи Маркса остаются влиятельными и вдохновляющими для других.
Эффект богатства: определение и примеры
Что такое эффект богатства?
Эффект богатства — это поведенческая экономическая теория, предполагающая, что люди тратят больше по мере роста стоимости их активов. Идея состоит в том, что потребители чувствуют себя более финансово защищенными и уверенными в своем богатстве, когда их дома или инвестиционные портфели растут в цене. Их заставляют чувствовать себя богаче, даже если их доход и постоянные затраты остались прежними.
Основные выводы
- Эффект богатства утверждает, что потребители чувствуют себя более финансово защищенными и уверенными в своем богатстве, когда их дома или инвестиционные портфели растут в цене.
- Они чувствуют себя богаче, даже если их доход и фиксированные затраты остались прежними.
- Критики утверждают, что увеличение расходов ведет к повышению стоимости активов, а не наоборот, и что только более высокая стоимость жилья может потенциально быть связана с более высокими расходами.
Эффект богатства
Как работает эффект богатства
Эффект богатства отражает психологическое влияние роста стоимости активов, например, во время бычьего рынка, на поведение потребителей в отношении расходов. Концепция оттачивает то, как чувство безопасности, называемое доверием потребителей, укрепляется за счет значительного увеличения стоимости инвестиционных портфелей. Дополнительная уверенность способствует более высоким уровням расходов и более низким уровням сбережений.
Эту теорию можно применить и к бизнесу. Компании, как правило, увеличивают уровень найма и капитальные затраты (CapEx) в ответ на рост стоимости активов, подобно тому, как это наблюдается на стороне потребителей.
Это означает, что экономический рост должен усиливаться на бычьих рынках и снижаться на медвежьих.
Особые указания
На первый взгляд, идея о том, что эффект богатства стимулирует личное потребление, имеет смысл. Разумно предположить, что любой, кто получает огромную прибыль от дома или портфеля акций, будет более склонен раскошелиться на дорогой отдых, новую машину или другие необязательные вещи.
Тем не менее критики утверждают, что рост благосостояния должен иметь гораздо меньшее влияние на потребительские расходы, чем другие факторы, такие как налоги, расходы домохозяйств и тенденции занятости. Почему? Потому что прирост стоимости портфеля инвестора на самом деле не означает более высокий располагаемый доход.
Первоначально прибыль на фондовом рынке следует считать нереализованной. Нереализованная прибыль — это прибыль, которая существует на бумаге, но еще не продана в обмен на наличные деньги. То же самое относится и к стремительному росту цен на недвижимость.
Пример эффекта богатства
Сторонники эффекта богатства могут указать на несколько случаев, когда значительное повышение процентных ставок и налогов во время бычьего рынка не смогло затормозить потребительские расходы. События 1968 года являются хорошим примером.
Налоги были повышены на 10%, но люди продолжали тратить больше. Несмотря на то, что располагаемый доход снизился из-за дополнительного налогового бремени, богатство продолжало расти, поскольку фондовый рынок постоянно рос.
Критика эффекта богатства
Тем не менее, среди рыночных экспертов ведутся серьезные споры о том, действительно ли существует эффект богатства, особенно в контексте фондового рынка. Некоторые считают, что эффект больше связан с корреляцией, а не с причинно-следственной связью, предполагая, что увеличение расходов приводит к повышению стоимости активов, а не наоборот.
Эффект богатства на рынке жилья и фондового рынка
Хотя окончательно это еще не установлено, существуют более надежные доказательства, связывающие увеличение расходов с более высокой стоимостью жилья.
Светила экономики Карл Кейс и Роберт Шиллер, разработчики индексов цен на жилье Кейса-Шиллера, вместе с Джоном Куигли приступили к исследованию теории эффекта богатства, собрав данные с 1982 по 1999 год.