Конфликты психология: www.Psyarticles.ru — учебные статьи по психологии

Содержание

www.Psyarticles.ru — учебные статьи по психологии

Учебные материалы по психологии и психологические статьи — основное содержание сайта.

Проект в значительной степени рассчитан на самообразование читателей, ранее систематически не изучавших психологию, однако может оказаться полезным и для специалистов, расширяющих свой профессиональный кругозор.

Материалы сайта представляют собой наиболее важные и интересные фрагменты из учебных пособий и научных работ из самых разнообразных отраслей психологии.

Проект будет полезен психологам и врачам, студентам и преподавателям, специалистам в области управления, а также широкому кругу читателей, интересующихся вопросами современной психологии.

Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения

Рассмотрим особенности поведения человека в конфликтной ситуации прежде всего в процессе общения. В процессе человеческих взаимоотношений, как вы уже знаете из предыдущих разделов, процесс общения предполагает наличие следующих трех факторов: восприятия, эмоций и обмена информацией. В конфликтных ситуациях легко забыть об этом. Поэтому кратко рассмотрим, что же может создавать почву для их возникновения.

Социально-психологические предпосылки. Первая трудность — это разногласия из-за несовпадения ваших рассуждении с рассуждениями другой стороны. Ведь то, какой вы видите проблему, зависит от того, с какой колокольни, образно говоря, смотрите на нее.

Специфика конфликтов в образовательных процессах

В культурно-историческом подходе Л.С. Выготского процессы образования рассматриваются, с одной стороны, как предназначенные для разрешения противоречий развития общества, с другой — как обладающие внутренне противоречивым характером.

Мы придерживаемся именно этого подхода, и вслед за Л.С. Выготским и его последователями исходим из того, что конфликт представляет собой механизм развития человеческой деятельности и соответственно личности.

Современная психология: ее задачи и место в системе наук

В последние годы наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. В нашей стране интерес к психологии особенно показателен — ей наконец-то начинают уделять то внимание, которого она заслуживает, причем практически во всех отраслях современного образования и бизнеса.

Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширились диапазон и направления психологических исследований, появились новые научные дисциплины.

Методы психологии

Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук.

Алгоритм оценки достоверности информации в результате психофизиологического исследования с применением полиграфа

Двадцать лет назад использование прибора способного отличить ложь от правды – «детектора лжи» было исключительной прерогативой спецслужб ведущих мировых держав. За прошедшие годы ситуация кардинально изменилась.

Проверки на «детекторе», стали доступными для широкого круга потребителей – правоохранительных органов, руководителей коммерческих и банковских структур, представителей кадровых служб, частных охранных предприятий и просто граждан, желающих получить достоверную информацию.

Процесс формирования двигательного навыка. Принцип активности и его развитие Н.А. Бернштейном

Переходим к следующей важной теме, совершенно по-новому раскрытой Н. А. Бернштейном, — механизмам формирования навыка. Эта проблема очень важна для психологии, так как формирование навыков составляет, как вы уже знаете, основу всякого обучения.

Процесс формирования навыка описан у Бернштейна очень подробно. Он выделил много частных фаз — порядка семи, которые объединяются в более общие периоды. Для первого знакомства достаточно будет разобрать эти периоды.

Проблема психодинамического диагноза

Психодинамическая диагностика, в отличие от дискретно-описательного диагностического подхода, укоренившегося в отечественных медицинской и психологической традициях, представляет собой прежде всего диагностику структуры личности с точки зрения ее развития.

Подобный подход, обеспечивающий целостный и всесторонний анализ личности и ее психопатологии, определяет и специфику терапевтических методов.

Психологическая профилактика конфликтов в коллективе

Многие организационные конфликты легче предупредить, чем разрешить.

Поскольку центральными фигурами конфликтов в организации являются конкретные личности, то такая профилактика должна быть личностно-ориентированной.

Остановимся на некоторых особо значимых организационно-управленческих условиях, способствующих снижению конфликтности личности.

Четыре элемента процесса убеждения

Процесс убеждения складывается из следующих элементов: агент влияния (источник сообщения), само сообщение, условия, в которых передается сообщение (контекст), и реципиент, то есть тот индивид, которому предназначено сообщение.

Само сообщение, в зависимости от его содержания, от того, как оно сформулировано и в какой форме преподнесено, также может либо убеждать, либо внушать. Но может и не иметь вообще никакого эффекта.

Повышение уровня сознания. Насколько это важно?

Тема самосовершенствования и развития человеческих качеств, можно сказать, вечная, при этом мудрые люди часто повторяют, что самой важной задачей для каждого человека является развитие его собственного сознания.

Несмотря на очевидную важность темы, серьезных и качественных материалов, посвященных этому вопросу, не так уж и много, хотя периодически все же появляются интересные работы.

Помощь в решении конфликтных ситуаций в Нижнем Новгороде


КОНФЛИКТ – (от лат. «conflictus» – столкновение) – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или субъектов взаимодействия.

Каждому из нас приходилось сталкиваться с конфликтными ситуациями. Конфликты возникают практически во всех сферах человеческой деятельности. Ничего странного в этом нет.

Как образно заметил американский психолог Б. Вул, «Жизнь — процесс решения бесконечного количества конфликтов. Человек не может избежать их. Он может решить, участвовать в выработке решений или оставить это другим». Поэтому каждому культурному человеку необходимо иметь хотя бы элементарные представления о конфликтах, способах поведения при их возникновении. К сожалению, для большинства людей характерно неумение находить достойный выход из них.


Поскольку каждый конфликт всегда связан с эмоциями, то человек начинает испытывать дискомфорт, напряжение, которые могут привести даже к стрессовым ситуациям, нанося тем самым ущерб здоровью.


Конфликты возникают по самым различным причинам и мотивам: психологическим, экономическим, политическим, ценностным, религиозным и т.д. Но каждый из нас также знает, что сама личность внутренне противоречива и подвержена постоянным противоречиям и стрессам.

Кому, например, не знакома внутренне напряжённая ситуация «и хочется и колется» (стремление начать новое дело, испытать новые ощущения, с одной стороны, и боязнь потерять то, что имеешь, боязнь наказания, с другой) или проблема буриданова осла (когда приходится выбирать между двумя одинаковыми по значимости ценностями).

В психологии выделяют определённые типы конфликтов:

Внутриличностный конфликт возникает из-за состояния неудовлетворённости человека какими-либо обстоятельствами его жизни, связанное с наличием у него противоречащих друг другу интересов, стремлений, потребностей.

Межличностный конфликт является самым распространённым типом конфликта; он возникает между людьми из-за несовместимости их взглядов, интересов, целей, потребностей.


Межгруппововой конфликт происходит вследствие столкновений интересов различных групп.

Конфликт между группой и личностью проявляется как противоречие между ожиданиями отдельной личности и сложившимися в группе нормами поведения и общения.

Классификация конфликтов по горизонтали характеризует конфликты, возникающие между рядовыми сотрудниками, которые не находятся в подчинении друг у друга; по вертикали – между людьми, находящимися в подчинении друг другу; в смешанных конфликтах представлены оба варианта. Причём 70-80% от всех конфликтов составляют вертикальные и смешанные.

Возникновение конфликтов возможно по разным причинам и обстоятельствам. Они могут являться результатом недостаточного понимания в процессе общения; неверных предположений по отношению к действиям собеседников; различий в планах и оценках.

Причинами конфликтов могут быть индивидуально-личностные особенности партнёра по общению; неумение (нежелание) контролировать своё эмоциональное состояние; бестактность, отсутствие желания трудиться, потеря интереса к работе.


Для более успешного разрешения конфликта необходимо помнить об определённом «табу».

В конфликте нельзя:

  • критически оценивать партнёра;
  • приписывать ему низменные или плохие намерения;
  • демонстрировать знаки своего превосходства;
  • партнёра и перекладывать на него всю ответственность;
  • игнорировать интересы партнёра по общению;
  • видеть все только со своей позиции;
  • уменьшать заслуги партнёра и его вклад в общее дело;
  • преувеличивать свои заслуги;
  • раздражаться, кричать, нападать;
  • задевать «болевые точки» и уязвимые места партнёра;
  • обрушивать на партнёра все претензии.

В конфликтной ситуации и уже разыгравшемся конфликте всегда нужно помнить о «золотом правиле» нравственности, о соблюдении вежливости и тактичности. Подходите к разрешению проблем творчески: старайтесь увидеть в собеседнике лучшие качества и ориентируйтесь на положительные стороны его характера.

Каждый конфликт по-своему уникален, неповторим по причинам возникновения, формам взаимодействия двух; или более сторон, исходу и последствиям. К тому же отдельный человек и любая общность обнаруживают свою манеру налаживания и поддержания отношений с другими людьми, свой стиль поведения в конфликтных ситуациях.

Но при всей несхожести манер и стилей конфликтное поведение имеет некоторые общие признаки. Это связано в первую очередь с тем, что решение той проблемы, которая стала камнем преткновения в отношениях, в определённой мере значимо для каждой из оппонирующих сторон, делает их взаимодействующими партнёрами.

У всякого конфликта есть стандартная схема развития: непосредственная причина – несовместимость интересов и целей, несовпадение занимаемых позиций, предпринимаемых действий и используемых при этом средств.

Признано существование следующих пяти стилей конфликтного поведения: уклонение, приспособление, конфронтация, сотрудничество, компромисс.

Немаловажными в развитии и разрешении конфликтов признаны и чисто психологические особенности людей – их склонность к компромиссу или, напротив, непримиримости и доминированию.


Необходимо понимание того, что не всякий стиль, следовательно, и способ подходят к конкретной ситуации. Каждый из способов эффективен лишь при разрешении определённого типа конфликтов.

Современная позиция специалистов в области человеческих отношений состоит в том, что конфликт может быть управляем, причём управляем таким образом, что мы можем усилить его конструктивный выход, результат и, напротив, уменьшить потенциальные неблагоприятные последствия.

Решающим фактором при этом становится заинтересованность самих участников конфликтной ситуации в её разрешении и в сохранении и продолжении их отношений.

Важным является выбор участниками конструктивных, эффективных стратегий поведения. В то же время ряд других факторов могут иметь влияние на то, насколько легко или трудно будет найти конструктивный выход из конфликта. Чтобы научиться управлять конфликтом, нужно, прежде всего, научится управлять собственными эмоциями.


медицинский психолог

психотерапевт, психолог-консультант

медицинский психолог, кандидат психологических наук

Запись на прием


Для решения психологических проблем запишитесь к психологу Центра психиатрии ТОНУС ЛАЙФ по телефону 8 (831) 411-11-31

Виды Конфликта — Психология, Примеры, Задания

Виды Конфликта-Конфликт — естественное универсальное явление, неизбежно. Конфликты могут возникнуть в любое время и в любом месте. Это споры, в основе которых лежат основные вопросы, ситуации, в которых вовлеченные стороны выражают свои разногласия в удовлетворении потребностей и интересов и о том, какие помехи возникают при достижении этих целей. Существуют различные типы конфликтов, о которых мы будем читать в этой статье.

Что такое конфликт?

Конфликт – это разногласие между отдельными людьми или группой людей на основе их мнений, их восприятий, мыслей, понимания и их отношений. Проще говоря, когда различные стороны, участвующие в ситуации, расходятся во мнениях, это может привести к конфликту. Интенсивность конфликта зависит от общения и понимания между сторонами.

Цель разрешения конфликта — прийти на равных друг с другом, заключить перемирие и найти точки соприкосновения. Это требует некоторого компромисса и внесения некоторых изменений. Конфликты могут изменить отношения, поэтому важно внести позитивные изменения, которые требуют надлежащего управления.

Например, учащийся, каждый день опаздывающий на занятия и входящий посреди лекции, учащийся, демонстрирующий доминирующее или властное поведение, или учащийся, оскорбляющий мнение однокурсника.

Продолжайте читать статью, чтобы узнать о различных типах конфликтов.

Читайте также | Принятие решений: суждения, предубеждения и подталкивания

Типы конфликтов

Некоторые распространенные типы конфликтов, перечисленные ниже, помогут вам лучше понять, что такое конфликты.

Типы конфликтов — Конфликты задач

Конфликты задач возникают, когда отдельные лица или группы людей должны координировать свои действия относительно задачи, чтобы все участники могли выполнить рассматриваемую задачу. Конфликт возникает, когда один человек должен закончить задачу, прежде чем другой сможет выполнить свою часть.

Например, если четырем учащимся в классе дается групповой проект, и двое из четырех учеников заметно меньше беспокоятся о сроках, чем двое других, их скорость работы в собственном темпе может вызвать стресс у двух других детей, что приводит к конфликту.

Типы конфликтов — конфликты лидеров

Различные стили руководства могут по-разному влиять на человека. Некоторые лидеры придерживаются смелого подхода, в то время как другие ведут себя более непринужденно; некоторые очень строго соблюдают правила, в то время как другие полагаются на естественный поток результатов работы.

Например, в школьном групповом проекте по указанию учителя может быть только один руководитель. Один ученик желает возглавить всю группу и хочет делать все по своему желанию, в то время как другой ученик желает участвовать и руководить группой. Здесь конфликт заключается в том, что они оба хотят возглавить группу, но только один может это сделать.

Типы конфликтов — конфликты стиля работы

Как уже говорилось выше, существует множество различных подходов к выполнению работы. Эти подходы к работе формируют ваше поведение и взаимодействие с коллегами, а разные стили работы также могут создавать конфликты.

Например, учитель задал домашнее задание. Ребенок, который отсутствовал, спрашивает другого, что нужно сделать. Присутствующий дал только половину информации. Это привело к тому, что ребенок сдал только половину домашнего задания и получил за него меньше оценок, в то время как присутствующий получил полные оценки. Здесь конфликт заключается в том, что первый ребенок не дает полной информации, что приводит к снижению оценок для второго ребенка.

Читайте также| Разрешение конфликтов

Типы конфликтов — Конфликты ценностей

Этот конфликт возникает, когда отдельные лица или группы имеют разные взгляды на мораль или ценности, которые вступают в игру в конкретной ситуации. Следовательно, ценности очень субъективны, поскольку они основаны на том, как человек относится к другому.

Например, школьный проект нужно выполнять в парах. Один ученик может пожелать использовать свое вечернее время, играя, в то время как другой хочет выполнить проект. Здесь конфликт возникает, когда первый студент хочет поиграть и сделать проект позже, в то время как другой переживает из-за незавершенного проекта. Существует разница в ценности, которую студенты придают проекту и, следовательно, конфликту.

Типы конфликтов — конфликты личностей

Все люди разные и имеют свой уникальный набор черт. Мы не такие, как все, кого встречаем, и не будем нравиться всем, кого встретим. Вам может быть трудно работать с кем-то, чья личность в корне отличается от вашей. Людям, переживающим личностные конфликты, следует применять чуткий подход для успешного разрешения конфликта.

Например, в viva, оценивающем командную работу, был задан проект рассказывания историй. Собрались шесть студентов. Пятеро из них были очень общительными и дружелюбными, а шестой стеснялся говорить. Шестая ученица не могла правильно объяснить свою часть истории из-за своего застенчивого характера. Группа получила меньше баллов. Здесь конфликт заключался в том, что выбывшие ученики получали меньше оценок из-за застенчивости шестого ученика.

Читайте также| Навыки принятия решений для учащихся – отметьте 8 стратегий

Типы конфликтов – Творческие идеи Конфликты

При работе в команде конфликты часто возникают из-за различий в идеях, и это почти ожидаемо. Что меняется, так это степень эскалации, связанной с каждым конфликтом. Конфликты творческих идей можно считать полезными, если они не выходят из-под контроля. Здесь возникают проблемы, когда люди проводят мозговой штурм, но это также помогает им понять необходимость признавать и ценить идеи других.

Например, учитель просит двух учеников творчески объяснить короткий рассказ. Один из них хороший актер и хочет объяснять, играя, а другой лучше рисует и хочет объяснять через рисование. Конфликт возникает из-за разницы в творческих идеях.

Типы конфликтов Конфликты конкуренции

Этот тип конфликта возникает, когда сильные стороны должны работать вместе. Конкуренция обычно возникает, когда люди, которые настаивают на победе, часто нуждаются в том, чтобы чувствовать себя «правыми». Этот конфликт может быть трудно разрешить, поскольку иногда обе стороны не могут чувствовать, что они выиграли. Следовательно, конфликты конкуренции требуют, чтобы третья сторона поставила ультиматум или приняла окончательное решение.

Например, в школьном забеге два ученика, по их словам, достигли финишной черты в одно и то же время. Это создало между ними конкурентный конфликт. Здесь рефери будет принимать решение о том, кто достиг первым.

Читайте также| 17+ курсов по управлению конфликтами

Типы психологии конфликтов

Конфликт в психологии — это когда 2 или более сильных мотива, которые возникают, не могут быть решены вместе.

Доллар и Миллер рассказали нам о четырех типах конфликтов, в которых мы часто застреваем: подход-подход, избегание-избегание, подход-избегание и двойной подход-избегание. Слово «подход» описывает «желание» чего-то. Вы хотите чего-то, вы подходите к этому. Вы хотите мороженого, вы пойдете за ним в морозильник. «Избегание» заключается в том, что чем ближе вы подходите к ситуации, в которой вы не хотите оказаться, тем вы ее избегаете. Например, если вы боитесь собак, вы не захотите войти в дом, в котором они есть.

Типы конфликтов Психология: подход-подход

Это первый из четырех типов конфликтов, выбор между двумя вещами, которые вам нравятся. Примером может быть: вы идете в магазин мороженого и видите, как два ваших любимых вкуса, шоколад и печенье крошатся. Скорее всего, вы захотите попробовать оба и почувствовать, что стоите перед дилеммой выбора между ними. Это «конфликт подхода-подхода».

Типы психологии конфликтов: избегание-избегание

Второй из четырех типов конфликта, выбор между двумя вещами, которые вам не нравятся. Здесь вы избегаете принятия решения, потому что оба доступных вам варианта не привлекательны. Здесь примером может быть — нежелание посещать лекции из-за их скучности, но и нежелание попасть в список неплательщиков. Это «конфликт избегания-избегания»

Читайте также| Принятие решений

Типы психологии конфликтов: приближение-избегание

Третий из четырех типов конфликта, ситуация с целью, имеющая как положительное, так и отрицательное значение. Итак, есть влечение к цели, но есть и избегание. Вот пример: вы хотите пойти на свою работу, потому что вам нравится компания вашего коллеги, но вы также не хотите этого делать, потому что нет гарантий занятости. Это «конфликт приближения-избегания».

Типы психологии конфликтов: двойной подход-избегание

Четвертый из четырех типов конфликтов, выбор между двумя альтернативами/целями, каждая из которых имеет положительное и отрицательное значения. Здесь человек должен выбрать одну цель, отказаться от другой, а также принять отрицательные значения выбранной цели. Примером может быть: Вы хотите стать врачом, но плата не позволяет вам. Следовательно, вы выбираете парамедицинскую область для продолжения учебы, потому что это также часть здравоохранения, хотя и не то, чем вы всегда хотели заниматься. Это «двойной конфликт приближения-избегания»

Читайте также| Искусство и наука принятия решений

Различные формы конфликтов могут потребовать различных стратегий разрешения конфликтов. В реальном мире конфликтующие / противоборствующие стороны смогут самостоятельно определить правильное решение, учитывая навыки общения, которые используют обе стороны. Тем не менее, это не всегда так. Когда эмоции находятся на пике, может быть трудно выйти из ситуации и логически подумать, чтобы определить наилучшую стратегию разрешения. Наличие известного набора стратегий разрешения конфликтов может помочь снизить напряженность в таких ситуациях.

Что порождает конфликт? Как разрешаются конфликты?

Источник: (c) Design Pics/fotosearch

Конфликт — это термин, который относится к ситуациям, в которых две или более сторон тянут или толкают друг друга в противоположных направлениях. Если участники остаются спокойными и дружелюбными, мы можем обратиться к их способ справиться с конфликтом, поскольку совместно решают проблемы . Если возникает напряженность или нарастает гнев, термины ссоры или ссоры могут подойти лучше.

В таких деликатных ситуациях вы иногда настаиваете на том, чего хотите? Воздерживаетесь ли вы от словесного выражения своей точки зрения по некоторым вопросам из опасения, что конфликт перерастет в драку?

В этой статье объясняется, как справляться с разногласиями, т. е. разрешать конфликты таким образом, чтобы все участники были довольны. Эту же стратегию совместного разрешения конфликтов можно использовать дома, на работе, с друзьями, в бизнесе, в политике — в любом месте, где обе стороны предпочитают превратить свои конфликты в эффективное взаимовыгодное решение проблем.

Где возникают конфликты?

Как я объясняю в своей книге От конфликта к разрешению , конфликты могут возникать в любой из трех сфер:

(1) внутри себя (терапевты называют это внутрипсихическим конфликтом),

(2) между себя и одного или нескольких других, а также

(3) между собой и обстоятельствами (например, болезнью, финансовыми трудностями).

Часто конфликт имеет аспекты в двух или даже во всех трех сферах. Например, если «Джо» испытывает противоречие по поводу того, уходить ли с работы, он, скорее всего, будет испытывать внутренние конфликты — его нынешняя зарплата велика, и в то же время слишком много рабочего времени. Если любимый человек хочет, чтобы Джо остался, а он хочет уйти с нынешней работы, конфликт становится межличностным. И если у Джо разовьется болезнь, то, чего он хочет, и реальность того, что ему нужно сделать, чтобы излечить свою проблему со здоровьем, могут противоречить друг другу.

Почему конфликты перерастают в драки?

Навыки совместного диалога необходимы для процесса разрешения проблем. Без необходимых навыков враждебная позиция, напряжение и гнев могут сделать беспроигрышный исход маловероятным.

Ссоры, споры или настойчивость указывают на человека, который не умеет разрешать конфликты в духе сотрудничества. Как и молчание о вашей точке зрения. Говорить раздраженным тоном, настаивать на своем, игнорировать то, что говорит другой человек, обвинять, нападать и использовать гнев, чтобы запугивать других, заставляя их делать то, что вы хотите, или, не дай Бог, идти на войну, все это указывает на умение вести диалог. дефицит.

Разрешение конфликтов также требует трехэтапного процесса разрешения. Без ясности в отношении этих трех шагов участники, скорее всего, окажутся в перетягивании каната за то, чей путь победит, а кто проиграет. Такой состязательный процесс решается тем, у кого больше власти, в отличие от беспроигрышного плана действий, который является целью совместного разрешения конфликтов.

Как понять, что назревает конфликт?

Эмоциональный дискомфорт, то есть негативные эмоции, предупреждают вас о реальности того, что ситуация конфликт происходит.

Каждый раз, когда двум или более людям необходимо выбрать общий курс действий, они рискуют столкнуться с конфликтом. Решения, таким образом, представляют собой одну опасную точку.

Точно так же разное видение ситуации и/или желание другого результата также может спровоцировать конфликт.

К счастью, есть способы не согласиться, которые предотвращают возникновение конфликтов в таких ситуациях. (Я пишу об этом в своем посте «Как согласиться не согласиться».

3 шага к совместному разрешению конфликтов

Чтобы урегулировать разногласие, не злясь, не грустя и не беспокоясь, выполните следующие три шага:

  1. Признайте наличие проблемы , которую необходимо решить, отметив различные идеи что делать.
  2. Исследуйте основные проблемы.
  3. Найдите взаимоприемлемое решение.

Чтобы этот трехэтапный процесс проходил эффективно, участники должны чувствовать, что они сидят на одной стороне стола и сталкиваются с проблемой, а не как противники, сидящие друг напротив друга. Очень важно поддерживать дружеское отношение и сотрудничество.

Как бы выглядели эти шаги разрешения конфликта для решения реальной проблемы?

Джим и Барбара были парой из моей терапевтической практики, которые не соглашались, что делать на летних каникулах. Их обычная стратегия разрешения разногласий состояла в том, чтобы спорить о моем, способном, не моем пути до тех пор, пока один из них не сдался, не сдался и не остался в депрессии и обиде. Совместное разрешение конфликтов было для них новым.

ШАГ 1: Обратите внимание на разные идеи о том, что делать

Признать наличие проблемы , которую необходимо решить. Обычно это признание приходит, когда два или более человека выступают за разные планы действий.

Чтобы начать процесс разрешения конфликта, Джим и Барбара должны были признать, что они столкнулись с конфликтом. Конфликт возник из-за того, что им нужно вместе принять решение. Раздражившись, Джим почувствовал искушение продолжить пререкания. Джим ответил положительно, когда я предположил, что растущее напряжение указывает на возможность использовать их новые три шага разрешения конфликта.

Джим: Давай съездим в Пекин этим летом. Я хочу путешествовать и исследовать.

Барбара: (Встревоженно) Я боялся, что вы это скажете. Не я. Путешествие звучит совершенно непривлекательно для меня. Я бы предпочел просто остаться дома.

Джим : Итак, куда мы пойдем дальше? Если я хочу путешествовать, а ты хочешь остаться дома, мы уже застряли.

Таким образом, первый шаг в продвижении вперед к разрешению конфликта состоит в том, что обе стороны говорят то, что изначально у них на уме в отношении того, что они хотят сделать. Обе стороны говорят и обе слушают друг друга, хотя то, что они хотят, кажется противоречащим друг другу.

Опасность: Участники, которые в этот момент направляются прямо к третьему шагу, находя решения, окажутся втянутыми в перетягивание каната, борьбу за власть за то, чей путь победит. Гораздо лучше отметить противоречивые идеи и сразу же перейти ко второму шагу.

ШАГ 2: Изучите основные проблемы.

Этот второй шаг требует перехода от обсуждения действий — решения, предложенного каждым участником, — к изучению основные проблемы . Обеспокоенность — это факторы, которые мотивировали первоначальные предложения каждого человека. Обеспокоенность — это желания, страхи и другие факторы, имеющие значение для вас в данной ситуации.

Все заботы, то есть заботы обоих или всех участников, идут в один список. Таким образом, любое беспокойство одной стороны становится общим беспокойством.

Джим: Я думал об отпуске, потому что хочу быть физически активным в свободное время. На работе я целыми днями сижу за столом. В отпуске я хотел бы передвигаться, преодолевать большие расстояния, знакомиться с новыми людьми. Кроме того, посещение новых мест и знакомство с новыми людьми бодрят и веселят.

Барбара: Мне кажется, вам нужна физическая активность. И я согласен, что новый часто бывает веселым. Что касается меня, я хочу остаться дома, потому что я работаю так много часов. Я хочу отдохнуть. Я хочу расслабиться, замедлиться и восстановить силы. Я также хотел бы найти время для чтения, так как большую часть года у меня так мало времени для чтения.

ЭТАП 3: Создание взаимоприемлемого решения

Поиск решений можно начать с суммирования вслух всех пунктов списка проблем.

Затем каждый участник предлагает модификацию предложенного им первоначального решения или вообще новые идеи, чтобы план действий учитывал их опасения, а также опасения партнера.

Резолюция приносит чувство спокойствия, завершенности и взаимного удовлетворения, когда план действий включает элементы, отвечающие всем без исключения основным проблемам обеих сторон.

Джим: Итак, я хочу иметь возможность много передвигаться, гулять, осматривать новые достопримечательности и знакомиться с новыми людьми. Вы хотите иметь возможность сидеть спокойно, читать и отдыхать. А если мы поедем на пляжный курорт? Вы можете сидеть и отдыхать на пляже; Я могу заниматься пляжными видами спорта, такими как серфинг или волейбол, и подолгу греться на солнце вдоль береговой линии. Вы можете расслабиться в одиночестве на солнце.

Я могу встретить людей, занимающихся спортом вместе со мной. Мы можем пойти в новое для нас место, и с большим количеством вариантов деятельности, которые я хотел бы. Таким образом, мы могли бы остаться в одном месте, которое вы бы предпочли. и где вы можете заниматься тем, что вам подходит.

Барбара: Отлично звучит! Иногда я был бы рад пойти с вами на долгую прогулку. И я был бы не против полететь в новое место, если бы, когда мы приедем, я мог бы в основном просто сидеть на пляже. На самом деле это звучит даже лучше, чем сидеть дома.

Обратите внимание, что даже несмотря на то, что окончательное решение этой пары отличалось от первоначальных предложений любого из них, поскольку план действий отвечал опасениям обоих людей, он чувствовал себя хорошо — даже лучше для них обоих, чем любой из их первых идей. То есть решение было «беспроигрышным» — не потому, что один или оба «добились своего», а потому, что решение отвечало основной касается обоих из них.

Выводы

В то время как описанная выше дилемма была относительно простым конфликтом для разрешения, те же самые три шага применимы к любому конфликту, простому или сложному. Обратите также внимание на то, что три шага, описанные выше, применимы к разрешению конфликтов, которые произошли в любой из трех областей потенциального конфликта: в желаниях, страхах или ценностях одного человека; между людьми; или между людьми и трудными обстоятельствами.

Оставаясь на путях совместного общения, вы продвигаете процесс разрешения конфликтов вперед. Коммуникационные ошибки, такие как обвинение, критика или пренебрежительное выслушивание, могут сбить процесс с пути. Точно так же переход к тону голоса, который передает негативное отношение — например, презрение, раздражение, сарказм или гнев — также рискует спровоцировать враждебную конфликтную позицию.

Совместный диалог плюс навыки совместного разрешения конфликтов делают людей более эффективными и продуктивными в работе и позволяют им жить более гармонично в семье.

Добавить комментарий