Конструктивная критика — Психологос
01 октября 2022 г., 21:34
Автор: Н.И. Козлов, д-р психологии, профессор
Ректор Университета практической психологии
Конструктивная критика — критика, в которой говорится не что плохо, а что и как сделать лучше. Например, «Отлично! А вот это, мне кажется, можно сделать так, будет надежнее!» — или: «Да, спасибо, это было красиво и эффективно. Кажется, будет еще лучше, если вот на будущее ты обратишь внимание на это и то. Что думаешь?» или «Это было замечательно, а вот это, на мой взгляд, можно сделать лучше. Мне это видится, например, так…»
То есть: «Что хорошо, что изменить или добавить, чтобы получить требуемый результат».
Если вы не знаете, что подсказать и как помочь человеку, которого вы собираетесь критиковать — не делайте этого.
Как-то моя маленькая дочка подралась с другой девочкой на улице, когда та не отдавала ей ее игрушки. Ну, всяко бывает! Но я, как папа, конечно же начал строго говорить Маше справедливые вещи: «Маша, это плохо. Нельзя драться! Нельзя давать сдачи, это неправильно!» Далее я помню то, что меня впечатлило надолго. Маша поднимает свои ангельские глазки и спрашивает, прямо глядя на меня: «Я поняла, сдачу давать нельзя, это неправильно. А как правильно?» — Тут я понял, что у меня трудный день, потому что высшего психологического образования и диссертации по воспитанию молодежи мне не хватает для того, чтобы дать простой и ясный ответ на этот вопрос.
А действительно, как поступать маленькой девочке, когда другая маленькая девочка грубо отнимает у нее ее игрушку, на слова не реагирует, а когда она стукает ее слабо, в ответ стукает ее сильно?
Тогда я сказал себе: «Может быть, мне сильно не нравится чье-то поведение. Но если мне нечего человеку предложить, как простое решение, я не имею права его критиковать!» Нет конструктива — критика запрещена.
С тех пор в нашей семье это имеет силу закона. Если кто-то что-то делает плохо, ругаться, кричать или обижаться нельзя: можно попросить или предложить то, что тебя устроит больше.
Когда вы привыкнете, для вас это также станет очень простым. Смотрите, «Почему ты не сходил в магазин, я же тебя просила?» — это неправильно, тут содержится упрек, человек в ответ начнет бухтеть (вслух или про себя) Проще и правильнее попросить внятным образом еще раз: «Пожалуйста, сходи в магазин, мне нужно приготовить обед». Аналогично, вместо «Что ты на меня кричишь?» удачнее сказать так: «Пожалуйста, давай это обсудим в другом, более спокойном тоне».
Кстати, конструктив может предложить и другая сторона, если сама знает, чем и как другой человек может ей помочь. Например,
— Меня злит, когда я тебя прошу, а ты не обращаешь на это внимания!
— Прости, пожалуйста. Но ты на меня не ругайся, а другой раз просто напомни еще раз. Мне всегда приятно, когда ты ко мне лишний раз подойдешь. Я же действительно просто отвлекаюсь и забываю. Да? Поможешь мне?
Понятно, что и это не решает всех вопросов, но договариваться мы с тех пор стали быстрее и чаще.
- Профессиональная коммуникация
- Критика
Комментарии (9):
Гость, 28 марта 2014 г. , 12:21
Спасибо….. так просто, как все гениальное!
Елена, 27 апреля 2015 г., 17:18
Спасибо!!! Спасибо за статью! Мне она очень поможет теперь!
Глазатов Сергей. [email protected], 03 мая 2015 г., 08:18
Статья, тема и изложение мне понравились. Своих замечаний, дополнений и предложений у меня нет.
Цыденжаб, 15 мая 2015 г., 13:23
Здравствуйте!!!! Интересно было бы с Вами встретиться и обсудить тему!
Гость, 26 апреля 2018 г., 20:29
Я не согласен с позицией автора. Для примера, я говорю кому-то: «Воровать нельзя», а человек в ответ спрашивает: «А что я должен делать, вместо того, чтобы воровать?» И что, пока я не смогу ответить на его вопрос, я не должен говорить, что воровать нельзя, и не должен осуждать воровство? Не согласен. Воровать нельзя, а искать альтернативный способ жить — это его забота, не моя. Моя критика неконструктивна, но при этом справедлива и правильна!
2ответаКозлов Николай Иванович, 27 апреля 2018 г., 09:36
Зря вы не согласны с позицией автора, у автора разумная позицией. Но и вы тоже правы. Если простое решение «Не воровать» или «Не бить в ответ» будет правильным решением, то все отлично и другого конструктива уже не требуется. А если такое простое решение будет недостаточным? Если нужно защитить себя или кого-то другого от избиения? Тогда такое простое решение «Не бить в ответ» уже недостаточно. И тогда нужно искать разумный конструктив. Итого, уважаемый критик: не торопитесь возражать, ищите объединяющий позиции конфигуратор.
Гость, 03 сентября 2022 г., 16:32
А я не согласна с вами, вы не можете запрещать другому что-либо делать, для этого есть закон и если его поймают, он понесет ответственность. А если вы влезли в чью-то жизнь со своей справедливостью и правилами, то вы так же должны нести ответственность за то, какой вы можете дать ответ на прямой вопрос, что человеку делать. Большинство преступлений совершается, лишь потому что человек не знает, как поступить иначе.
Гость, 20 июня 2018 г., 16:50
Мне нравится такой подход. Явно, все что просто — гениально.
Гость, 13 июля 2018 г., 17:35
Если в ситуации нужен конструктив, то обязательно надо его озвучивать! иначе критика только подчеркивает недостатки, ошибки, от нее человек расстраивается, у него портится самооценка и снижается вера в себя. и такая критика звучит как нападка на личность, что в тебе что-то «не так как надо», как осуждение. это очень портит отношения и вредит человеку. а если «критикан» хочет только осуждать, даже не думая о решении, то это тем более просто агрессия на другого, т.к. раз начал высказывать недовольство — надо сказать чего хочешь, иначе это просто выпады и агрессия, отрицание и обесценивание, чувство что все не так, и что надо вместо этого — неясно. т.е. конструктивная критика — это для хороших, добрых отношений, когда человеку не хотят вредить и причинять боль.
Материалы по теме:
01 окт. 2022 г.
Грамотная критика
Критиковать надо не тогда и не так, когда и как рвется с души, а чтобы получить нужный результат. Чтобы критика была услышана и дала нужный эффект, ее композицию (формулу) нужно построить оптимальным образом
0Подробнее01 окт. 2022 г.
Критика деструктивная и конструктивная
Деструктивная критика — высказывание пренебрежительных или оскорбительных суждений о личности человека и/или грубое агрессивное осуждение, поношение или осмеяние его дел и поступков. Деструктивная критика разбивает ваши тезисы и аргументы, показывает ваши недостатки и слабости, обнаруживает ваши ошибки и недочеты.
1Подробнее01 янв. 2013 г.
Критика Плюс-помощь-плюс
Самая простая и эффективная формула грамотной критики имеет следующий вид: ПЛЮС — ПОМОЩЬ — ПЛЮС. Пункт раз: Плюс, «Что хорошо». Начинать практически всегда имеет смысла с какого-то позитива, что обеспечит контакт с человеком, создаст ему запас ресурсного состояния и предупредит его, такой возможный, уход в защиту. Пункт два: Помощь, а точнее, «Как можно сделать это лучше». Тут лучше говорить не что плохо, не что нужно исправлять, а что можно сделать лучше, что можно изменить или добавить.
0Подробнее01 окт. 2022 г.
Подготовленная разборка
Подготовленная разборка — трудная обязанность старшего по отношению к младшим.
0Подробнее01 янв. 2010 г.
Реакция на ошибки
Ошибки допускают окружающие, ошибки допускаем и мы сами. Тот, кто грамотно реагирует на ошибки свои, обычно более грамотно реагирует и на ошибки окружающих. Не так важно, с какого конца начинать учиться — важно, чтобы на любые ошибки, и свои и чужие, мы реагировали грамотно, то есть эффективно для дела и экологично для человека.
0Подробнее24 февр. 2017 г.
Руководство по правильной критике
То, что у нас называется критикой и приправляется всеми этими видами соусов, на самом деле даже близко ею не является. К сожалению, критиковать нас всех не учат — ни в школах, ни вообще где-либо (разве что, в литературном вузе). Зато нас всех учат жёстко и даже агрессивно относиться к себе и другим. Поэтому под видом критики множество хороших людей пытается пропихнуть друг другу агрессию, обиды, претензии, дискомфорт, непрошеные советы, картинку, корзинку, картонку и маленькую собачонку. Чем часто делает друг другу незаслуженно больно. А настоящей критики, которая бы стимулировала развиваться – и которая действительно очень нужна! — в итоге очень-очень мало. Буквально с фонарями и лопатой надо искать, и то сомнительно, что найдётся.
2Подробнее01 окт. 2022 г.
Восхищенная критика
Если человек нравится, то обычно сложно увидеть, что же ему такому замечательном не хватает, чтобы быть еще лучше. И сложно не потому, что ему действительно нечего добавить, а потому что хорошее отношение мешает взглянуть на человека объективно. А между тем, такой объективный взгляд часто бывает нужен, чтобы помочь этому прекрасному человеку двигаться и развиваться дальше.
0ПодробнееКонструктивная и деструктивная критика
Содержание
- Польза и вред критики
- Конструктивная критика
- Деструктивная критика
- Как реагировать на объективную критику
- Учимся критиковать конструктивно
Мир так устроен, что все поступки человека, образ жизни непрерывно оцениваются окружающими и не всегда эта оценка положительная. Отрицательное мнение о чьих-либо поступках называется критикой.
Рано или поздно обязательно любой из нас подвергается осуждению. Причём, чем сильнее позиция критикуемой личности, чем ярче и оригинальней её путь, тем больше негатива он слышит в свой адрес.
Как реагировать на отрицательную оценку окружающих? Стоит ли прислушиваться к мнению людей, которые не разделяют наши взгляды на жизнь?
Польза и вред критики
Как отзовётся критика на поведении человека, зависит от его отношения к ней: в одних случаях она принесёт пользу, а в другой раз нанесёт непоправимый вред. Люди встречаются адекватные и не очень. С кого-то всё как с гуся вода: критиковать бесполезно, а другому хватает намёка, чтоб расстроиться. Критика тоже может быть разной, в зависимости от того, как она влияет на человека, какой носит посыл.
Конструктивная критика
Если поведение критикуемого меняется в лучшую сторону, способствует его личностному росту, не травмирует психику, то автоматически становится полезной, иначе говоря – это конструктивная критика.
Её целью является желание помочь человеку, открыть глаза на собственные недостатки, ошибки, исправить ситуацию, и имеет следующие характерные признаки:
- Объективность, справедливость и уместность – замечания выражены конкретно по делу, с целью исправить ситуацию, а личность при этом не затрагивается;
- Аргументированность и конкретность – приводятся факты и доказательства, на которых основывается критика;
- Доброжелательность – когда осуждается сам поступок, а не тот, кто его совершил. Наряду с отрицательными моментами, указываются положительные стороны, тон – уважительный.
Деструктивная критика
Если упрёки в адрес критикуемой жертвы подавляют человека, унижают его достоинство, выражаются в оскорбительной агрессивной форме, то такую критику называют деструктивной
Она разрушает личность, причиняет душевные страдания своей жертве, негативно отражается на репутации.
Деструктивная критика выражает чисто субъективное и негативное отношение к критикуемой персоне, нет другой цели, кроме как оскорбить личность, и имеет следующие очевидные признаки:
- Необъективность – предвзятое отношение, основанное на личной неприязни к критикуемому, неадекватная оценка его поведения;
- голословность – замечания выносятся потому, что критикующий раздражён и всё ему не нравится, нет чётких аргументированных обоснований;
- придирчивость – цепляние к мелочам, которые никак не влияют на ход дела, а порой даже не имеют к нему никакого отношения;
- жестокость – замечания выговариваются в унизительной бестактной форме или сопровождаются грубыми оскорблениями в адрес обвиняемого, его чувства не принимаются в расчёт, критикующий нападает на свою жертву;
- переход на личности – осуждаются не поступки, а сам человек
Как реагировать на объективную критику
Объективная критика приносит пользу, мотивирует, и, если даже принимает деструктивные формы, то из неё всё равно можно извлечь выгоду.
Грамотный, психологически подготовленный человек прислушается к ней, отделив конструктивные замечания от негативных эмоций, и заострит внимание на том, что поможет ему развиваться дальше.
Благодаря такому подходу великие знаменитости сделали открытия, принесли миру огромную пользу, добились вершин и всеобщего признания.Поэтому надо помнить: воспринимая любые замечания в штыки, сложно добиться успеха в жизни.
Человек, который не умеет признавать собственные ошибки, не способен исправиться в положительную сторону. Помимо разрушающих эмоций, которые подорвут его здоровье, он рискует нажить себе несметное количество врагов, обозлиться и стать ворчливым упрямым неудачником.
Направляя все силы в русло вражды, вместо того, чтобы развиваться и совершенствоваться, личность действует себе во вред, на что и рассчитана деструктивная критика
Учимся критиковать конструктивно
В силу обстоятельств, нам тоже приходится становиться критиками. Часто, не подумав о последствиях, мы поддаёмся отрицательным эмоциям, в приступе гнева и раздражения обижаем дорогих, близких сердцу людей. А потом, когда теряем их доверие, раскаиваемся и виним себя во всех грехах.
Как правило, жертвами нашей критики становятся собственные дети, а это опасно, поскольку формирует у них заниженную самооценку, разрушает веру в себя и калечит психику.
Эмоциональные взрывы происходят, в большинстве случаев, бесконтрольно и являются результатом нашей собственной неудовлетворённости либо объясняются неумением общаться.
Поэтому учитесь критиковать конструктивно, а для этого следуйте основным правилам:
- критикуйте дела человека, не затрагивая его личности, например: вместо фразы «ты ни на что не годен», говорите: «работа никуда не годится», затем чётко указывайте, что именно вам не понравилось;
- отметьте положительные стороны того, на кого обрушено обвинение, вспомните для примера свои недостатки;
- ведите спор наедине, публичные обвинения задевает самолюбие человека, даже если они справедливые;
- акцентируйте внимание на главных недостатках, не придираясь к мелочам;
- подскажите варианты решения задачи, возможно, ваш оппонент просто не знает, как исправить ситуацию;
- контролируйте собственные эмоции, сохраняя уважительный тон.
Проявляя снисходительность к людям, делая уместные справедливые замечания в доброжелательной форме, мы помогаем им увидеть себя со стороны, способствуем их совершенствованию.
Примеры и советы о том, как подарить
Общение
Цель этой статьи — дать вам четкое представление о том, что такое конструктивная обратная связь и как она уместна на рабочем месте.
Конструктивная обратная связь — это полезный инструмент, который руководители и сотрудники могут использовать для улучшения стандартов работы. Существует правильный способ дать хороший конструктивный отзыв, о котором вы узнаете в конце этой страницы.
Узнайте:
- Что такое конструктивная обратная связь?
- 30 Примеры конструктивной обратной связи
- Как дать конструктивный отзыв
- 10 советов, которые помогут вашим отзывам оказать положительное влияние
Вовлекая своих сотрудников в конструктивную обратную связь, вы создаете атмосферу, способствующую поддержке и росту.
Надлежащая обратная связь напрямую влияет на лояльность, трудовую этику, производительность и рост отдельных сотрудников и команд.
Обратная связь может быть предоставлена несколькими способами, поэтому ознакомьтесь с нашим руководством «Типы обратной связи». Вы можете научиться принимать отрицательные отзывы и превращать их в привлекательные положительные отзывы.
Сотрудники лучше реагируют на конструктивные и положительные отзывы, чем на отрицательные, из-за которых они могут чувствовать, что их не ценят и не поддерживают.
Что такое конструктивная обратная связь?
Конструктивная обратная связь — это тип обратной связи, направленный на достижение положительного результата путем предоставления кому-либо комментариев, советов или предложений, полезных для его работы или будущего.
Результатом может быть ускорение процессов, улучшение поведения, выявление слабых сторон или предоставление новых перспектив.
Обратная связь может быть представлена в различных формах; как похвала , так и критика могут сыграть роль в конструктивной обратной связи.
Критика также может быть конструктивной – конструктивная критика. Прочтите нашу статью, чтобы узнать об этом больше.
Хорошая конструктивная обратная связь должна быть сосредоточена на работе, а не на личных негативных нападках на человека.
Давайте посмотрим, как работают похвала и критика:
Похвала
Похвала — это выражение признательности вашим сотрудникам за проделанную ими работу.
Если сотрудник проделал образцовую работу или сделал все возможное, чтобы помочь кому-то, слова благодарности и поздравления могут иметь большое значение.
Признавая их работу и демонстрируя свою признательность, вы можете помочь укрепить их положительное поведение.
Кроме того, вы можете использовать похвалу как часть более крупного сеанса обратной связи. Подчеркивая то, что сотрудник делает хорошо, ваше сообщение приобретает дополнительный вес.
Ваши сотрудники чувствуют, что их ценят, и любой совет, которым они делятся в рамках обратной связи, будет восприниматься положительно.
Критика
С критикой сложнее ориентироваться, так как если с ней плохо обращаться, это может привести к некомфортной рабочей среде .
При критике работы сотрудника обязательно стараться сделать ее неличной.
Критика играет важную роль, помогая людям избегать негативного поведения и расти на своих ошибках.
Надлежащая критика должна быть искренней и заботливой, а также иметь определенный уровень важности.
Не позволяйте своим эмоциям взять верх над вами, так как критика, направленная в то время, когда вы злитесь, разочарованы или расстроены, может потерять смысл.
Результат критики по-прежнему должен быть положительным и способствовать росту сотрудника.
30 Примеры конструктивной обратной связи
Давайте рассмотрим несколько хороших примеров конструктивной обратной связи.
Каждая тема разделена на три раздела, в одном из которых отображаются соответствующие положительные отзывы (похвалы), соответствующие отрицательные отзывы (критика) и неуместные отрицательные отзывы.
Соответствующие типы предназначены для поощрения положительного результата в будущем.
1. Отзыв о коммуникативных навыках
Подходящий положительный пример
«Спасибо, что информируете меня о ходе проекта для XYZ. Это позволяло мне держать начальство в курсе событий нашего отдела. Все рады видеть, что проект вступает в финальную фазу. Я впечатлен вашей преданностью команде и с нетерпением жду новых открытий от вас!»
Подходящий отрицательный пример
«Вы плохо информируете меня о своем проекте. Я не знаю, что происходит, и я хотел бы видеть больше сообщений от вас. Можем ли мы организовать 10-минутный звонок каждую пятницу с обновлениями прогресса, пожалуйста?»
Неуместный отрицательный пример
«Вас никто не учил общаться? Команда должна знать, что происходит. Это совершенно непрофессионально».
2. Отзыв о трудовой этике
Соответствующий положительный пример
«Я так впечатлен усилиями, которые вы приложили к этому проекту. Ваша преданность клиенту и нашему отделу достойна восхищения. Благодаря вам мы смогли завершить проект досрочно!»
Подходящий отрицательный пример
«Спасибо за всю тяжелую работу, которую вы вложили в этот проект. К сожалению, крайний срок был сорван, но я вижу, сколько усилий вы нам приложили. В будущем, пожалуйста, приходите ко мне раньше, если вы чувствуете, что крайний срок будет пропущен, мы можем обратиться за поддержкой, чтобы этого больше не повторилось».
Неуместный отрицательный пример
«Вы пропустили этот крайний срок, что повлияло на наши отношения с клиентом. Это плохо отражается на вас и компании».
3. Отзыв о лидерстве
Подходящий положительный пример
«То, что вы взяли на себя управление командой, продемонстрировало ваш блестящий талант и умение работать с людьми. Продолжайте в том же духе, и вы сделаете себе здесь имя».
Подходящий отрицательный пример
«Я заметил, что вы не идете навстречу, когда есть возможность возглавить проект. Я ценю всю работу, которую вы делаете, и я хотел бы, чтобы вы приняли вызов, пожалуйста, дайте мне знать, если я могу что-то сделать, чтобы помочь вам».
Неуместный отрицательный пример
«Если ты не собираешься воспользоваться этими возможностями, то зачем ты вообще здесь?»
4. Отзыв о гибкости
Подходящий положительный пример
«Спасибо, что в последнее время задержались допоздна, работы действительно накопилось, и нам очень повезло, что в команде есть такой преданный своему делу человек, как вы, который помогает нам уложиться в сроки ».
Подходящий отрицательный пример
«Сроки быстро приближаются, и я заметил, что вы не нашли лишних часов, чтобы помочь. Я бы хотел, чтобы вы проявили немного больше гибкости, чтобы помочь нам завершить проект раньше установленных сроков».
Неуместный отрицательный пример
«Вы не можете просто уйти, когда нужно сделать работу. Ваши коллеги остаются, чтобы помочь, так почему же нет вас? Вы должны внести свой вклад».
5. Отзыв о творчестве
Подходящий положительный пример
«Ты очень изобретателен в своей работе. Креативные решения, которыми вы поделились с командой, бесценны и сэкономят время и деньги компании в будущем».
Соответствующий отрицательный пример
«Я заметил, что в последнее время вы застреваете на задачах. Не бойтесь проявлять творческий подход с идеями, которые помогут вам сделать мир лучше».
Неприемлемый отрицательный пример
«Есть правила, установленные не просто так, и вы должны им следовать. Вам платят не за то, чтобы вы думали, вам платят за работу, так что держите свои идеи при себе».
6. Отзыв о внимании к деталям
Подходящий положительный пример
«Вы очень внимательны к деталям. Благодаря вашей способности выявлять ошибки и быстро их устранять, я смог высвободить еще одного члена команды для нового проекта».
Соответствующий отрицательный пример
«Я заметил, что в вашей работе в последнее время начала проявляться закономерность, проскакивают небольшие ошибки. Я знаю, что иногда такое случается, поэтому я просто хотел обратить на это ваше внимание, чтобы мы могли избежать их в будущем. Я составил краткий контрольный список, который нужно просмотреть, прежде чем вы отправите свои следующие несколько проектов».
Неуместный отрицательный пример
«Вам нужно начать уделять больше внимания своей работе. Вы не можете продолжать отправлять работу, которая не соответствует стандартам, которые мы от вас ожидаем».
7. Отзыв о пунктуальности
Подходящий положительный пример
«Я просто хотел воспользоваться моментом, чтобы поблагодарить вас за то, что вы всегда были здесь вовремя. Очень полезно, чтобы вы услышали об этих ранних встречах».
Подходящий отрицательный пример
«Я заметил, что на этой неделе вы приходили в офис поздно. Утренние собрания жизненно важны, и я хотел бы видеть вас на них чаще. Пожалуйста, дайте мне знать, если я могу что-то сделать, чтобы поддержать вас и помочь вам войти в дверь немного раньше».
Неуместный отрицательный пример
«Ваше опоздание неприемлемо и заставляет всех выглядеть плохо. Появляйтесь вовремя, иначе нам придется принять дисциплинарные меры».
8. Отзыв о производительности
Соответствующий положительный пример
«Я просто хотел, чтобы вы знали, что ваша тяжелая работа не осталась незамеченной. Спасибо за дополнительные усилия, которые вы приложили в последнее время. Вы — свидетельство департамента и этой компании».
Соответствующий отрицательный пример
«Было замечено, что ваша производительность снизилась в последние недели. Я хотел бы, чтобы вы вернулись к своим предыдущим уровням, и если есть что-то, что компания может сделать, чтобы помочь, пожалуйста, дайте мне знать. Мы назначим встречу через неделю, чтобы проверить ваши успехи».
Неуместный отрицательный пример
«Ты больше не работаешь достаточно усердно. Вам нужно как можно скорее вернуться к скорости со всеми остальными».
9. Отзыв об отношении и грубости
Подходящий положительный пример
«Спасибо за то, что вы поддерживаете такой позитивный настрой в офисе. Ваша способность поднимать настроение и поддерживать оптимизм даже в сжатые сроки оказывает положительное влияние на ваших коллег. Окружающая среда не была бы такой же без вас!»
Подходящий отрицательный пример
«Мы заметили, что ваше отношение в офисе в последнее время стало довольно негативным. Такого рода вещи довольно быстро размножаются в офисе и начинают влиять на всех. Если есть что-то, чем я могу помочь, пожалуйста, дайте мне знать. Обидно видеть вас таким, и я уверен, что говорю от имени всех нас, когда говорю, что мы здесь, чтобы помочь»
Неуместный отрицательный пример
«Ваше плохое отношение заставляет всех чувствовать себя некомфортно. Ты ядовит, немотивирован и ведешь себя так, будто не хочешь быть здесь».
10. Отзыв о решении проблемы
Надлежащий положительный пример
«Отличная работа над проектом. Это было действительно сложно, но вы смогли копнуть глубже и понять это. Я ценю, что вы смогли решить проблемы самостоятельно, не привлекая других членов команды для помощи. Мы так заняты в данный момент, что трудно выделить рабочую силу. Спасибо!»
Подходящий отрицательный пример
«Вы невероятно находчивый и интуитивный человек, поэтому в следующий раз я хотел бы, чтобы вы поработали над проблемами немного дольше, прежде чем обращаться за помощью. Тони отстал в своей работе сейчас. Я уверен, что если бы вы подумали об этом немного дольше, вы бы сломались. Думаешь, ты бы туда попал?
Неуместный отрицательный пример
«Перестаньте отказываться от задач и заставлять их делать кого-то другого. Другие люди заняты и не могут просто прекратить то, что они делают, чтобы выполнить ваши задачи за вас. Если ты на чем-то застрял — разберись!»
Как давать конструктивную обратную связь
Когда вы решаете, что пришло время организовать сеанс обратной связи или у вас есть оценка работы с сотрудником, есть несколько вещей, которые следует учитывать, чтобы действительно сделать это правильно.
Хорошо продуманная сессия обратной связи поможет каждому уйти с позитивным настроением и ощущением, что он чего-то добился.
10 советов, которые помогут вашим отзывам оказать положительное влияние
1. Выберите правильное время и место для отзыва
Первое, что вы должны учитывать, это местоположение. Маленькие кусочки похвалы и благодарности могут быть разделены между более широкой командой. С другой стороны, критика, которой вы делитесь перед коллегами вашего сотрудника, будет постыдной и смущающей.
Критика гораздо лучше доносится на встрече один на один.
Вам следует подумать о времени встречи. Лучше всего дать обратную связь как можно скорее, пока ориентиры еще ясны.
Обратная связь тем менее конструктивна, чем дольше вы откладываете встречу. Если вы чувствуете, что можете предоставить конструктивную обратную связь, чем раньше, тем лучше.
2. Установите правильный тон для встречи
Следующее, на что следует обратить внимание, это способ, которым вы даете обратную связь.
Если вы хотите организовать встречу, чтобы дать отрицательный отзыв, постарайтесь не делать этого, пока напряжение накаляется. Если вы чувствуете, что слишком злитесь и не можете должным образом подвергнуть себя цензуре, возможно, лучше подождать, пока вы не сможете вести разговор в более нейтральном тоне.
При этом тон должен быть профессиональным, а вы должны звучать уверенно.
Для положительного конструктивного отзыва старайтесь использовать вдохновляющий и дружелюбный тон, а не обычный и забавный, поскольку это может снизить эффективность вашего сообщения.
3. Эмоциональный интеллект — ключевой фактор
В дополнение к предыдущему пункту эмоции могут накаляться во время сеансов обратной связи, особенно когда речь идет о критике. Гнев может заставить вас несправедливо напасть на адресата, и это может иметь последствия. Это не заставит вас или получателя чувствовать себя лучше и может просочиться в рабочую среду.
Подумайте и о другом человеке, как обратная связь повлияет на него? Как вы можете представить информацию таким образом, чтобы это было полезно для них?
4. Определите цель обратной связи
Когда вы организуете встречу со своим сотрудником, цель этой встречи должна быть четко определена. Вы также должны рассказать, почему вы считаете, что это важная встреча.
Например, если целью обратной связи является улучшение поведения или производительности сотрудников, то у вас должно быть четкое представление о том, что вам нужно обсудить и какие решения вы можете предложить.
Если вам неясны подробности, вам будет сложнее дать конструктивный отзыв.
5. Содержание отзыва
Вы должны быть в состоянии четко определить области обсуждения. Будь то похвала за что-то положительное или критика в отношении областей, в которых нужно улучшиться. Содержание должно быть сосредоточено на работе, а не на личности.
Если необходимо решить какое-то конкретное действие или ситуацию, вы можете рассказать о том, что именно это заставляет вас и их коллег чувствовать.
6. Не обходите стороной проблему
Возможно, нецелесообразно размещать свой отзыв между более позитивными разговорами. Это может привести к тому, что ваше сообщение будет размыто или неправильно понято. Иногда боссу будет выгодно сразу перейти к делу.
7. Поощрение диалога
Сотрудникам должна быть предоставлена возможность дополнять диалог, это не должно быть односторонним разговором. После того, как вы изложили цель, наблюдения, детали ситуаций и реакции, дайте сотруднику возможность высказаться.
Это настолько важно, что позволяет вам услышать о рассматриваемом событии с новой точки зрения.
8. Будьте уважительны и не отклоняйтесь от темы
Поскольку вы имеете дело с другим человеком, вы должны сохранять уважение во время встречи. Продолжайте в том же духе и избегайте использования языка, который может заставить получателя занять оборонительную позицию.
Было бы лучше начать фразами вроде «Я беспокоюсь», «Я заметил поведение» и «Я узнал о», а не фразами, начинающимися с «ты», такими как «ты делаешь что-то не так».
Двигайтесь по делу и не делайте встречу слишком личной.
9. Вносить предложения по улучшению
Наиболее важной частью обратной связи должна быть работа с сотрудником по поводу улучшений. Вы можете поделиться тем, что хотели бы видеть в будущем, например, улучшениями в скорости работы, точности, отношениях с коллегами или любой другой ситуации.
Возможно, стоит составить план действий и организовать в будущем больше встреч для проверки эффективности.
Эта часть обратной связи должна быть направлена на поддержку сотрудника в областях, в которых он не работает, и на достижение положительного результата.
10. Резюме наиболее важных моментов
Прежде чем закончить встречу, было бы неплохо просто резюмировать все, о чем вы говорили. Это хороший способ избежать каких-либо недоразумений и дает вам возможность убедиться, что конструктивная обратная связь была получена и понята.
16 Примеры конструктивной обратной связи (и советы по их использованию)
Перейти к разделу
Инвестируйте в себя сегодня
Конструктивная обратная связь для многих людей действует нервно. Но обратная связь также необходима для процветания на рабочем месте.
Он помогает людям развиваться и приобретать новые навыки, способности и роли. Это создает более позитивные и продуктивные отношения между сотрудниками. И это помогает достигать целей и повышать ценность бизнеса.
Но обратная связь — это улица с двусторонним движением. Чаще всего, вероятно, каждому сотруднику придется давать конструктивную обратную связь в своей карьере. Вот почему полезно иметь примеры конструктивной обратной связи, чтобы использовать их в нужной ситуации.
Мы знаем, что сотрудникам нужна обратная связь. Но одно исследование показало, что людям нужна обратная связь, если они получают обратную связь. На самом деле, в каждом случае участники оценивали свое стремление к обратной связи выше, чем получатель. Хотя страх обратной связи вполне реален, важно не уклоняться от возможностей конструктивной обратной связи. В конце концов, это может быть разницей между неудачливой и процветающей командой.
Если вы пытаетесь преодолеть страх перед отзывом, мы составили для вас список из 16 примеров конструктивного отзыва. Мы также поделимся некоторыми рекомендациями о том, как давать эффективную обратную связь.
Что такое конструктивная обратная связь?
Когда вы слышите слово «обратная связь», что первое приходит вам на ум? Какие чувства у вас связаны с обратной связью? Часто разговоры об обратной связи вызывают тревогу, потому что предполагается, что это негативная обратная связь. К сожалению, обратная связь имеет бинарное клеймо: она либо хорошая, либо плохая.
Но на самом деле существует множество типов обратной связи, используемых как в личных, так и в профессиональных отношениях. Они не все попадают в тот или иной лагерь. И каждый тип обратной связи служит цели, чтобы в конечном итоге улучшить человека, команду или рабочую среду.
Например, положительную обратную связь можно использовать для подкрепления желаемого поведения или больших достижений. Обратная связь в режиме реального времени зарезервирована для ситуаций «сиюминутного». Например, если я допустил ошибку или опечатку в блоге, я бы хотел, чтобы мои товарищи по команде давали мне обратную связь в режиме реального времени.
Однако конструктивная обратная связь — это отдельная игра.
Что такое конструктивная обратная связь?
Конструктивная обратная связь — это поддерживающий способ улучшить области возможностей для отдельного человека, команды, отношений или среды. Во многих отношениях конструктивная обратная связь представляет собой сочетание конструктивной критики и навыков коучинга.
16 примеров конструктивной обратной связи для использования
Чтобы по-настоящему инвестировать в развитие культуры обратной связи, ваши сотрудники должны чувствовать себя комфортно, давая обратную связь. В конце концов, организации — это люди, а значит, все мы люди. Мы совершаем ошибки, но все мы способны к росту и развитию. И самое главное, каждый должен иметь возможность жить с большей целью, ясностью и страстью.
Но мы не раскроем весь потенциал каждого, если ваши сотрудники не будут готовы давать обратную связь. Некоторые отзывы сотрудников могут быть проще дать, чем другие, например, способы улучшить презентацию.
Но иногда конструктивная обратная связь может быть сложной задачей, например, урегулировать конфликт между членами команды или исправить негативное поведение. Как скажет вам любой лидер, очень важно бороться с негативным поведением и перенаправлять его на положительные результаты. Неконтролируемое токсичное поведение может привести к проблемам с вовлеченностью сотрудников, корпоративной культурой и в целом с итоговыми показателями вашего бизнеса.
Независимо от того, на каком уровне спектра обратной связи находится ваша организация, наличие конкретных примеров поможет настроить ваших сотрудников на успех.
Давайте рассмотрим несколько примеров конструктивной обратной связи. Для любой из этих тем всегда полезно иметь под рукой конкретные примеры, которые помогут подкрепить отзыв, который вы даете. Мы также приведем несколько примеров сценариев, когда эти фразы могут быть наиболее эффективными и уместными.
Примеры конструктивных отзывов о навыках общения
Сотрудник говорит поверх других и прерывает собрания команды.
«Я заметил, что вы можете прерывать членов команды или прерывать других. Вы делитесь множеством хороших идей и делаете хорошую работу. Чтобы поделиться некоторыми отзывами об общении, я хотел бы увидеть, как вы можете поддержать других в озвучивании их собственных идей на собраниях нашей команды».
Сотрудник, который не высказывается и не делится идеями на собраниях команды.
«Я заметил, что вы не часто делитесь идеями на больших собраниях. Но на наших встречах один на один вы предлагаете множество значимых и творческих идей, которые помогут решить проблемы. Что я могу сделать, чтобы вам было удобнее выступать перед командой?»
Сотрудник, предельно честный и прямолинейный.
«На прошлой неделе я заметил, что вы сказали товарищу по команде, что его работа вам не нужна. Может быть и правда, что их работа не способствует вашей работе, но есть и другая работа, распределенная по всей команде, которая поможет нам достичь наших организационных целей. Я хотел бы работать с вами над тем, как улучшить ваши коммуникативные навыки, чтобы также помочь развить ваши навыки обратной связи. Хотели бы вы воспользоваться некоторыми возможностями профессионального развития?»
Сотрудник, у которого возникают проблемы с установлением взаимопонимания из-за плохих навыков общения на встречах с клиентами и потенциальными клиентами.
«Я заметил, что вы погрузились прямо в презентацию с нашими встречами с клиентами и потенциальными клиентами. Чтобы построить отношения и взаимопонимание, хорошо убедиться, что мы знакомимся со всеми как с людьми.
Примеры конструктивных отзывов о сотрудничестве
Сотрудник, который не выполняет свои обязательства по групповым или командным проектам.
«Я заметил, что к концу прошлой недели просил вас предоставить отчет по этому ключевому проекту. Я до сих пор не получил этот результат и хотел бы продолжить. Если крайний срок не подходит для вашей пропускной способности, сможете ли вы связаться со мной? Я хотел бы получить представление о том, чем вы можете заниматься, не перегружая себя работой».
Сотрудник, который любит охранять или защищать свою работу, что снижает производительность и командную работу.
«Наши команды работали вместе над этим кросс-функциональным проектом в течение нескольких месяцев. Но вчера мы узнали, что в прошлом месяце ваша команда столкнулась с препятствием, которое до сих пор не устранено. Я хотел бы быть вашим партнером, если у вас возникнут какие-либо проблемы в достижении наших целей. Не могли бы вы поделиться планом своего проекта или помочь сделать работу вашей команды более наглядной? Я думаю, что это поможет нам в решении проблем и предотвращении проблем в будущем».
Сотрудник, который доминирует в межфункциональном проекте и не часто принимает новые способы ведения дел.
«Я заметил, что два члена команды озвучили идеи, от которых вы отказались. В духе честной обратной связи кажется, что идеи или новые решения проблем не приветствуются. Можем ли мы исследовать некоторые из этих идей? Я думаю, это помогло бы показать, что мы командные игроки и хотим поощрять вклад каждого в этот проект».
Примеры конструктивных отзывов об управлении временем
Сотрудник, который всегда опаздывает на утренние встречи или встречи один на один.
«Я заметил, что вы часто опаздываете на наши утренние встречи с остальными членами команды. Иногда вы тоже опаздываете на наши встречи один на один. Могу ли я помочь вам улучшить навыки тайм-менеджмента? Иногда опоздание может выглядеть так, будто тебе безразлична встреча или человек, с которым ты встречаешься, чего, я знаю, ты не имеешь в виду».
Непосредственный подчиненный, который изо всех сил пытается уложиться в сроки.
«Спасибо, что сообщили мне, что вы отстаете от графика и вам нужно продление. Я заметил, что это уже третий раз, когда вы просите о продлении за последние две недели. В нашей следующей встрече один на один, не могли бы вы составить список проектов и количество времени, которое вы тратите на каждый проект? Интересно, сможем ли мы увидеть, как вы управляете своим временем, и определить эффективность».
Сотрудник, который постоянно пропускает собрания команды.
«Я заметил, что вы не присутствовали на нескольких последних собраниях команды. Я хотел проверить, как идут дела. Что у тебя сейчас на тарелке? Я обеспокоен тем, что вы упускаете важную информацию, которая может помочь вам в вашей роли и в вашей карьере».
Примеры конструктивной обратной связи о границах
Менеджер, который ожидает, что вся команда будет работать по выходным.
«Я заметил, что на выходных вы присылаете нам электронные письма и планы проектов. Я проделал много тяжелой работы в течение недели и не смогу ответить на ваши электронные письма, пока рабочая неделя не начнется снова. Для меня важно поддерживать баланс между работой и личной жизнью, чтобы иметь возможность работать наилучшим образом».
Сотрудник, делегирующий работу другим членам команды.
«Я заметил, что вы делегировали некоторые аспекты этого проекта, которые относятся к вашей сфере деятельности. У меня сейчас полно обязанностей в XYZ. Но если вам нужна помощь, возможно, стоит сообщить о вашей нагрузке нашему менеджеру».
Непосредственный подчиненный, который испытывает стресс из-за производительности сотрудников, но рискует выгореть.
«Я знаю, что у нас скоро будут обзоры производительности, и я заметил, что у вас увеличилось рабочее время. Надеюсь, вы знаете, что я признаю вашу трудовую этику, но важно, чтобы вы также уделяли первостепенное внимание балансу между работой и личной жизнью. Мы не хотим, чтобы вы сгорели».
Примеры конструктивных отзывов об управлении
Лидер, которому трудно совмещать членов команды в групповых условиях.
«Я заметил результаты вашей команды в наших опросах вовлеченности сотрудников. Похоже, что они плохо сотрудничают или хорошо работают в групповых условиях, учитывая их отзывы. Давайте поработаем над развитием некоторых лидерских навыков, чтобы помочь укрепить доверие в вашей команде».
Лидер, который изо всех сил пытается привлечь свою удаленную команду.
«На последних пропущенных уровнях с вашей командой я слышал некоторые отзывы об отсутствии соединений. Похоже, что некоторые члены вашей команды чувствуют себя изолированными, особенно в этой удаленной среде. Давайте поработаем над тем, как мы можем объединить некоторые виртуальные мероприятия по сплочению команды».
Лидер, который занимается микроуправлением, нанося ущерб моральному духу сотрудников.
«В последнем опросе пульса вовлеченности сотрудников я изучил отзывы руководства. Похоже, что некоторые из ваших сотрудников считают, что вы управляете ими на микроуровне, что может подорвать доверие и вовлеченность сотрудников. В нашей следующей встрече один на один давайте поговорим о некоторых проектах, от которых вы можете отказаться и делегировать их одному из ваших непосредственных подчиненных. Мы хотим, чтобы сотрудники вашей команды чувствовали ответственность и автономию в своей работе».
8 советов по предоставлению конструктивной обратной связи
Запрашивать и получать отзывы — непростая задача.
Но, как мы знаем, больше людей предпочитают получать отзывы, чем оставлять их. Если вам сложно давать конструктивный отзыв, мы собрали восемь советов, которые помогут вам успокоиться. Эти передовые методы также могут помочь убедиться, что вы отправляете свои отзывы для получения оптимальных результатов.
Будьте ясны и прямолинейны (но не слишком честны). Убедитесь, что вы говорите ясно, кратко и прямо. Танцевать вокруг темы бесполезно ни для вас, ни для человека, которому вы даете обратную связь.
Приведите конкретные примеры. Будьте очень конкретны и приведите недавние примеры. Если вы расплывчаты и высокоуровневы, сотрудник может не связать обратную связь со своими действиями.
Установите цели для поведения, которое вы хотели бы изменить. Если есть постоянное поведение, попробуйте поставить перед сотрудником цель. Например, предположим, что член команды доминирует в разговоре на собраниях команды. Не могли бы вы поставить цель, сколько раз они побуждают других членов команды говорить и делиться своими идеями?
Регистрация. Предпримите целенаправленные усилия, чтобы узнать у человека, как у него дела в соответствующей области обратной связи. Например, предположим, что вы дали коллеге по команде отзыв об его навыках презентации. Следите за тем, как они инвестировали в развитие своих навыков публичных выступлений. Спросите, можете ли вы помочь им попрактиковаться перед важной встречей или презентацией.
В ответ запросить обратную связь. Обратная связь иногда может казаться иерархической и нисходящей. Убедитесь, что вы открываете дверь, чтобы получить обратную связь от ваших сотрудников.
Начните давать эффективную конструктивную обратную связь
Значимая обратная связь может стать разницей между неудачливой и процветающей командой. Чтобы создать культуру обратной связи в вашей организации, необходима конструктивная обратная связь.
Подумайте о роли коучинга в построении обратной связи с вашими сотрудниками. Имея доступ к виртуальному коучингу, вы можете быть уверены, что ваши сотрудники настроены на успех. BetterUp может помочь вашей рабочей силе полностью раскрыть свой потенциал.
Опубликовано 4 ноября 2022 г.Мадлен — писатель, коммуникатор и рассказчик, которая увлечена использованием слов, чтобы способствовать позитивным изменениям. Она имеет степень бакалавра в области английского творческого письма и коммуникативных исследований и живет в Денвере, штат Колорадо. В свободное время она обычно бывает где-нибудь на природе (желательно в горах) и увлекается поэзией и художественной литературой.
Читать далее
Профессиональное развитие
20 минут чтения | 16 марта 2022 г.
5 типов отзывов, которые имеют значение (и как их использовать)
Узнайте, как используются эти 5 типов обратной связи и как вы можете начать использовать обратную связь, чтобы полностью раскрыть свой потенциал. Читать далееПрофессиональное развитие
17 минут чтения | 5 мая 2022 г.
Стоит ли использовать бутерброд обратной связи? 7 плюсов и минусов
О бутербродах с обратной связью ведутся жаркие споры: действительно ли они работают? Узнайте, как вы можете дать эффективную обратную связь уже сегодня. Читать далееПрофессиональное развитие
10 минут чтения | 25 марта 2022 г.
Вы готовы к обратной связи? Следуйте этому пошаговому руководству
Обратная связь не должна быть пугающей. Узнайте, как стать более восприимчивым к отзывам, выполнив эти 5 простых шагов. Читать далееЛидерство и управление
12 минут чтения | 14 января 2022 г.
Как руководителю дать конструктивный отзыв
905:30 Менеджеру может быть сложно дать обратную связь, которая повысит производительность. Узнайте, как дать эффективную конструктивную обратную связь, выполнив 5 простых шагов. Читать далееПрофессиональное развитие
23 мин чтения | 29 августа 2022 г.
17 примеров положительных отзывов для развития команды-победителя
Положительные отзывы помогают повысить моральный дух, вовлеченность и доверие. Вот 17 примеров положительных отзывов, демонстрирующих вашу признательность сотрудникам на всех уровнях. Читать далееЛидерство и управление
12 минут чтения | 18 февраля 2022 г.
Как получить обратную связь от сотрудников
Когда вы в последний раз спрашивали своих сотрудников об обратной связи? Узнайте, как заставить своих сотрудников давать вам более конструктивную обратную связь. Читать далееПрофессиональное развитие
Чтение 9 мин. | 11 апреля 2023 г.
Обратная связь в общении: 5 областей, в которых можно стать лучшим коммуникатором
Узнайте больше об эффективных стратегиях улучшения обратной связи в общении в вашей компании. Читать далееЛидерство и управление
Чтение на 9 мин. | 4 февраля 2022 г.
Как менеджеры получают обратную связь от своей команды
Воспитание культуры обратной связи требует, чтобы менеджеры просили получать отзывы от своих команд. Узнайте, как вы можете расширить возможности своей команды с помощью обратной связи. Читать далееПрофессиональное развитие
17 минут чтения | 3 февраля 2023 г.
Как оставить отзыв своему начальнику: советы по началу работы
Ваш босс должен это услышать. Узнайте, как давать обратную связь своему начальнику — и чувствуйте себя при этом уверенно. Читать далееПохожие статьи
Профессиональное развитие
5 типов отзывов, которые имеют значение (и как их использовать)
Лидерство и управление
Как дать конструктивную обратную связь в качестве руководителя
Профессиональное развитие
17 положительных отзывов для развития команды-победителя
Профессиональное развитие
Следует ли использовать бутерброд обратной связи? 7 плюсов и минусов
Профессиональное развитие
30 примеров отзывов о службе поддержки для развития вашей команды
Лидерство и управление
Как оставить отзыв с помощью этой четырехэтапной схемы
Культура
Как принять конструктивный конфликт
Профессиональное развитие
25 вопросов для оценки эффективности (и как их использовать)
Благополучие