особенности проявления, советы родителям //Психологическая газета
Вот и остались позади бессонные ночи, бесконечные укачивания и тревоги по поводу здоровья малыша. К великому счастью, он самостоятельно кушает, ходит, бегает и уже задает массу вопросов. Смешные истории, высказывания детей родители незамедлительно стараются запечатлеть. Веселые прогулки по парку, посиделки в кафе или краткосрочные экскурсии – это все могут позволить себе родители детей трех лет.
Но наступает другой этап, не менее сложный – период детского кризиса 3 лет и как вести себя родителям сейчас, чтобы как можно быстрее пережить эти испытания?
Возрастные кризисы – это неизбежная стадия развития и взросления ребёнка. Это своего рода переломные моменты, во время которых происходит переоценка всех прежних ценностей, переосмысление своего Я и отношений с окружающими.
Одним из таких моментов является кризис 3 лет.
Кризис трех лет – особенности
Каждому периоду развития ребёнка свойственны свои потребности, способы взаимодействия, модели поведения и осознания себя.
К счастью, детский кризис трех лет – это проходящее явление, особенно если подойти к этому вопросу грамотно и разобраться, каковы причины, вызывающие такое неадекватное поведение ребенка.
О начале кризиса трех лет свидетельствует следующее поведение:
- ребёнок становится истеричным, даже без особой причины;
- совместные посещения магазинов становятся несносными, он постоянно требует купить что-нибудь для себя. В противном случае, родителей ждет «показательное выступление» с рыданиями и катаниями по полу;
- постоянно пытается перейти границу дозволенного, проверить реакцию взрослых, не реагирует на запреты или просьбы, понятия «нельзя» для него не существует;
- на прогулке может убежать в противоположное направление движения и спрятаться;
- отвечает на все предложения негативно, ему все не нравится, он не желает подчиняться;
- пытается самостоятельно одеться, поесть, но столкнувшись с трудностями или препятствиями, закатывает истерику;
- попытки поговорить с ребенком не заканчиваются положительным результатом, он в любом случае все делает по-своему.
Каковы причины такого поведения?
В возрасте 3 лет ребёнком осознается то, что он является самостоятельной личностью. Постепенно личное «я» отделяется от родительской опеки. Свои желания нужно отстаивать ради удовлетворения детских потребностей. Чаще всего поведение ребенка – демонстративно, он у всех на виду может устроить истерику из-за пустяковой причины или вовсе без неё. Такое тираническое поведение вызывает у родителей немало беспокойства. В некоторых случаях оно переходит в раздражение или рукоприкладство. Однако, не нужно забывать, что такое поведение вовсе не направлено на то, чтобы специально огорчить взрослых, досадить им. Ребёнку просто не знакомы другие модели поведения для того, чтобы самоутвердиться и доказать всем, что он также является личностью со своим характером и желаниями.
Кризис 3 лет – как вести себя с ребенком
Подготовившись к нему заранее, родители не только смогут вытерпеть все капризы малыша с минимальными психическими потерями для себя, но и помогут ребёнку преодолеть эти сложности.
Перемены в поведении ребёнка, порой, очень большие, нередко вызывают недоумение у пап и мам. Очень важно не реагировать на них жестко, постоянно наказывая кроху. В подобной ситуации необходимо понять, что это нормальное развитие ребёнка в 3 года.
Предоставьте ребёнку свободу выбора
Дети в три года ожидают от окружающих, а особенно от родителей, признания их самостоятельности и независимости, даже несмотря на то, что сами к этому ещё не готовы. Поэтому для ребёнка в этом возрасте очень важно чтобы с ним советовались и интересовались его мнением. Не ставьте малышу ультиматумы, подойдете к постановке своих просьб или пожеланий изобретательнее.
Например, если ребёнок изъявляет желание одеваться самостоятельно — пусть, в этом нет ничего плохого, просто предусмотрите это и начните собираться на четверть часа раньше. Также можно предложить выбор между несколькими вариантами, например, есть с красной или желтой тарелки, гулять в парке или на детской площадке и т. д.
Неплохо работает приём переключения внимания. К примеру, вы собираетесь навестить сестру, но подозреваете, что на ваше предложение малыш может ответить отказом, тогда просто предложите ребёнку выбрать одежду, в которой он поедет в гости. В итоге вы переключите внимание крохи на выбор подходящего наряда и он не будет думать, ехать ему с вами или нет.
Некоторые родители используют стремление ребёнка противоречить, себе на пользу. Например, планируя покормить малыша, предлагают ему отказаться от обеда. В свою очередь, кроха, стремясь возразить, захочет поесть. Однако в эстетичности использования такого метода достижения целей можно усомниться. Ведь, по сути, вы манипулируете своим малышом и постоянно его обманываете. Разве такое воспитание можно назвать приемлемым?
Дайте малышу почувствовать себя самостоятельным
Всегда кризис трех лет у ребенка проявляется возросшей самостоятельностью. Малыш пытается все делать сам, даже несмотря на то, что его возможности далеко не всегда соответствуют его желаниям. Родителям необходимо отнестись с пониманием к подобным стремлениям.
Постарайтесь проявлять больше гибкости в воспитании, не бойтесь несколько расширить обязанности и права крохи, дайте почувствовать ему самостоятельность, конечно, только в разумных пределах, определенные границы, все же, должны существовать. Просите иногда его о помощи или давайте какие-то простые поручения. Если вы видите, что кроха пытается что-то сделать сам, но не может с этим справиться, ненавязчиво помогите ему.
Научитесь справляться с истериками ребёнка
В связи с кризисом, истерики у ребенка 3 лет – очень частое явление. Многие родители просто не знают, что делать и как вести себя в подобных ситуациях. Не обращать внимания, жалеть, выполнять капризы или наказать разбушевавшееся дитя? В данной ситуации единого совета, который бы подошел абсолютно всем, к сожалению, дать невозможно. Родители сами должны выбрать правильную линию поведения или стратегию борьбы.
Научитесь отказывать
Отказывать своему любимому малютки могут далеко не все родители. Тем не менее, уметь говорить четкое «Нет» — необходимо каждому взрослому. В любой семье должны быть установлены границы, за которые выходить никак нельзя и ребёнок должен о них знать.
Чего родителям делать не стоит
Чтобы ваш замечательный малыш не вырос слишком упрямым и неконтролируемым или, наоборот, малоинициативным и безвольным, никогда не показывайте ему, что его мнение ничего не значит и абсолютно вас не волнует. Не подавляйте стремление крохи к самостоятельности, обязательно доверяйте посильные ему дела. Также не стоит постоянно ругать малыша и стоять на своем, пытаясь сломить его упрямство. Это может привести либо к тому, что ребенок просто перестанет вас слышать, либо к возникновению заниженной самооценки.
Сколько времени длится кризис трех лет?
Длительность этого периода индивидуальна для каждого ребенка и во многом зависит от реакции родителей на детское поведение. Некоторые дети довольно быстро проходят через все трудности этапа, другие долго мучаются, пытаясь доказать окружающим свою самостоятельность.
В любом случае, кризис 3 лет считается отправной точкой формирования личности. Это не первое и далеко не последнее испытание, с которым придется столкнуться каждому родителю. Очень важно в этот период не терять самообладания и искренне любить своего ребёнка, независимо от его поступков.
Кризис – это хорошо! Кризис 3 лет
В период кризиса 3 лет (2,5-4 года) малыш осознает себя и стремится к самостоятельности. Он впервые открывает, что он – такой же человек, как и другие. Одним из проявлений этого открытия является появление в его речи местоимения «Я». До этого ребенок говорит о себе только в третьем лице либо называет себя по имени.
Да, родителей ждет трудный период, но он определяет новую, очень важную ступень в развитии ребенка. Именно сейчас важно поддержать стремление малыша к самоутверждению и взрослости, так как в этот период формируется воля.
Семь признаков кризиса трех лет.
1. Негативизм. Ребенок дает негативную реакцию «нет!» в основном на требование или просьбу определенного взрослого. Помните: негативизм не является патологией или желанием ребенка досадить взрослому. Когда ребенку говорят «да», а он твердит «нет», малыш дает понять, что он имеет право на собственные взгляды и желает, чтобы с ними считались. Не стоит подавлять бунт и категорично воспринимать такое поведение, иначе малыш не получит жизненно важный опыт, а лишь усвоит следующий урок: если хочешь быть хорошим, всегда нужно соглашаться с внешним мнением, особенно с мнением авторитетным. Такие дети в будущем, не могут сказать «нет».
2. Упрямство – это один из этапов в развитии собственного «Я». Нет нужды переубеждать ребенка и настаивать на своем. Проявляйте мудрость и терпение. Например, малыш упрямится и не хочет одевать варежки (шапку, снимать пижаму, мыть руки). Родитель может спокойным голосом сказать: «Да, конечно, я тебе НЕ РАЗРЕШАЮ надевать варежки на прогулку (снимать пижаму до обеда…)» Ребенок обычно сразу начинает делать наоборот. Вот такие «маленькие хитрости», позволяющие не доводить общение до конфликта!
3. Строптивость. Малыш вдруг восстает против обычных дел, которые раньше выполнял без проблем. Строптивость направлена не на человека, а против прежнего образа жизни. В зависимости от ситуации, можно решить проблему разными способами: отвлечь ребенка, уговорить его, позволить ему действовать самостоятельно. Но только если это не опасно для жизни!
4. Своеволие. Теперь всегда на первый план выходит то самое, до боли знакомое, «Я сам!». Пусть многое пока не получается, но ребёнок хочет делать все сам. При этом малыша раздирает внутреннее противоречие: и сам не могу, и просить взрослых не могу. Конфликт, рев… А вы аккуратно поинтересуйтесь, можно ли ему помочь, немножечко…
5. Протест, бунт. Малыш со всеми идет на конфликт, причем родителям кажется, что он злостно издевается над ними.
6. Обесценивание. Демонстративно ломает игрушки, выворачивает косметичку и рисует лучшей маминой помадой по стенам. Может обзываться, драться. Такие явления свидетельствуют о том, что у ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых.
7. Деспотизм и ревность. Ребёнок, во что бы то ни стало, хочет добиться, чтобы исполнялось любое его желание. Средства, которыми он будет пользоваться в этом случае, могут быть, самыми разнообразными, в зависимости от «слабого места» в поведении родителей.
Истерики становятся инструментом манипуляции. Ребенок начинает проверять границы дозволенного, поможет ли такой метод добиться своего желания или нет. Кстати, истерики требуют зрителей – вот почему малыш так любит устроить сцену в магазине, на детской площадке или прямо посреди городской улицы.
Чтобы удачно миновать кризис трех лет, надо помнить о принципах: твердость в намерениях, но гибкость в действиях. При этом важно учитывать индивидуальные особенности малыша.
Итогом прохождения кризиса 3 лет является появление новообразований, необходимых для дальнейшего правильного развития – самосознания, волевых качеств, самостоятельности.
Отсутствие кризиса трех лет может быть сигналом задержки развития ребенка, поэтому встречайте этот возраст с радостью: малыш становится самостоятельным!
Итак, рецепт от кризиса трех лет очень прост: терпение, понимание, творчество, игры и, конечно же, чувство юмора.
В нашем Центре работает сектор ранней помощи, его специалисты окажут психологическую и медицинскую поддержку на каждом этапе взросления https://www.youtube.com/watch?v=Fhypyah78_0
Материал подготовили специалисты отдела профилактики социальных рисков
КГБУ ХЦППМСП Тюляева О. А., Поздеева К.А.
Кризис трех лет
Ох уж этот страшный и ненавистный трехлетний кризис. У некоторых детей это почти незаметно. Это спокойные, терпеливые, уравновешенные люди… Но есть и другие дети, которым нужно заявить о своей идентичности, навязать свои критерии, свои капризы, свою волю или все это одновременно.
Этот возраст широко известен как возраст лежания на полу, гнева и истерик, имеет место психологический кризис с поведенческими проявлениями, с которыми порой трудно справиться. Происходит прекрасный процесс, когда малыш впервые начинает осознавать себя непохожим на других. Именно поэтому его считают кризисом негативизма, кризисом развития личности.
Хорошая новость в том, что этот кризис проходит, как и все кризисы. Плохая новость в том, что когда мы в ней находимся, нам кажется, что она никогда не закончится.
Почему трехлетний кризис
К третьему дню рождения ребенок вырастет. Это время, когда в его мире будет преобладать фантазия и живое воображение:
- Маленькие исследователи (Ребенок исследует все вокруг себя относительно автономно. Ему любопытно узнать, почему все происходит, и когда он сталкивается с некоторыми вопросами , ответы должны быть аргументированы просто, понятно и логично, чтобы он научился диалогу).
- Анатомические половые различия (В этом возрасте у ребенка начинается то, что Зигмунд Фрейд назвал «фаллической стадией», на которой он обнаруживает свои гениталии и связанные с ними ощущения, поэтому им свойственно касаться и открыто исследовать друг друга Это ключ к различению полов и обнаружению родственных полов и ролей. Его интерес к тому, что отличает его от детей противоположного пола, мотивируется исключительно любопытством, и когда ребенок удовлетворен исследованиями, и девочки, и мальчики часто забывают об этом предмете).
- Аффективные отношения (Ребенок уже взаимодействует со своими братьями, сестрами и другими людьми в семье и на улице, которые становятся товарищами по играм, если они одного возраста. Таким образом, расширяется первичный аффективный круг ребенка. Они открыто выражают привязанность. Они легко отделяются от родителей. Они могут идентифицировать человека как мальчика или девочку. Но они еще не до конца понимают разницу между полами).
- Творчество (Фантастическая деятельность посредством рассказывания или чтения историй способствует развитию их мышления. Это нормально, что иногда дети путают реальность с фантазией).
- Эгоцентризм (Ребенок воспринимает мир только своими глазами. Он еще не может поставить себя на место других, и эта перспектива приобретается постепенно в процессе познавательного созревания).
- Социализация и эмоциональные достижения (Этот этап способствует развитию социальных отношений. Они ведут себя более самостоятельно. Кроме того, новые фигуры взрослых, координирующие сосуществование детей в детских садах, подталкивают их к следованию первым социальным нормам. Дети уже готовы обсуждать пути решения конфликтов Заинтересованы в новых впечатлениях Взаимодействуют с другими детьми Играют в «дочки-матери» и проявляют все большую изобретательность в фантазийных играх Но часто не могут отличить фантазию от реальности Видят себя как цельного человека, включая тело , разум и чувства).
- Мышление и рассуждение (когнитивное развитие) (Знают имя, возраст и пол. Выполняют инструкции из 2-3 шагов, например, «возьми куклу и положи ее на кровать рядом с плюшевым мишкой». Они понимают понятие «два». Они запоминают ряд цифр вместо счета. То же самое и с алфавитом. Ребенок может произносить буквы по памяти, но может не узнавать написанное отдельно от других. Любит собирать ребусы и кубики, состоящие из 3-х или 4-х частей.Они умеют классифицировать предметы по форме и цвету.У них активное воображение и богатое воображение.Например, они могут воображать, что их игрушки или мягкие игрушки могут разговаривать и играть с ними).
- Развитие речи (Они быстро учат новые слова. Большинство из них узнают и могут называть обычные предметы. Они используют слова во множественном числе, используют местоимения (я, ты, мой, мы, они) и используют полные предложения из 4-5 слов. Люди часто спрашивают «почему» и «что». Они понимают большую часть того, что слышат. Но еще не могут полностью выразить свои чувства словами).
- Контроль над физиологическими потребностями (Заинтересованы в том, чтобы научиться ходить в туалет. Многие остаются сухими, когда бодрствуют. Ребенка нельзя ругать, если приучение к туалету откладывается или из-за мелких происшествий, так как он может чувствовать разочарование и неуверенность )
- «Не хочу!», «Я!», «Мое!» (Они понимают понятия «мое» и «твое». Иногда им бывает сложно делиться игрушками или конфликтовать во время игры с другими. Это не эгоизм или дурной характер, ребенок ищет пределы своей воли .Родители должны установить эти ограничения, даже если это может означать истерику).
Гендерные особенности
Помимо того, что все дети разные, уже давно не секрет, что развитие мальчиков и девочек также происходит по-разному. Соответственно и к кризису трех лет они приходят на разных уровнях развития, что следует учитывать при выборе методов борьбы с трехлетним кризисом.
Девочки:
Особенности развития девочек
- Во время кризиса девочки используют свои вербальные способности для манипулирования, так как к 3 годам они говорят намного лучше мальчиков. Поэтому необходимо сразу ограничить и четко указать, что можно говорить, а что нет.
- У девочки хорошо развито слуховое восприятие, поэтому все просьбы ей необходимо произносить громко и четко
- Девушки более эмоциональны, поэтому именно они чаще всего закатывают истерики и капризничают во время кризиса. необходимо направить переполняющие эмоции в нужное русло: делегировать часть домашних дел, заняться лепкой или рисованием.
Мальчики:
Особенности развития мальчиков
- Речь к 3 годам развита не так, как у девочек, поэтому мальчики не всегда могут словами выразить переполняющие их эмоции. Это приводит к агрессии и изоляции. Чтобы этого не допустить, каждый день разговаривайте с малышом о том, что произошло, что он чувствует и чего хочет.
- У мальчиков хорошо развито зрительное восприятие, и они пропускают половину информации. Поэтому ему лучше показать все наглядно. Не тратьте время на слова «Уберите игрушки!», а поднесите их к ним и покажите, куда их положить.
- К 3 годам у мальчиков появляется потребность исследовать окружающий мир. Поэтому они много бегают, заглядывают в каждый подвал и открывают люк, лазают по деревьям и заборам, втыкают что-то в розетки, разбирают (ломают) бытовую технику. Родители, во избежание травм, должны четко «прописывать» им территориальные ограничения.
Причины нарушений поведения
Трехлетний кризис — это прежде всего кризис взаимоотношений личности ребенка с окружающими, т.е. кризис социальных отношений. И дальше будет сложно только в том случае, если взрослые сохранят тот же тип отношений: сдерживание активности и самостоятельности детей.
Среди причин нарушений в поведении ребенка можно выделить следующие:
- Авторитаризм. Стремление взрослых к установлению строгих норм, требование безоговорочного подчинения подавляет волю, самостоятельность малыша. Кризис протекает с реакциями бунта, открытого сопротивления родителям.
- Сверхзащита. Чрезмерная родительская опека в условиях формирования личности ребенка, повышения самостоятельности становится причиной негативизма, упрямства, непослушания. Интенсивность гиперопеки прямо коррелирует с длительностью и яркостью кризиса.
- Состав семьи. В присутствии братьев и сестер, занимающихся воспитанием, кризис обычно протекает легче.
- Темперамент. Интенсивность, устойчивость и легкость возникновения эмоциональных реакций отчасти определяются врожденными особенностями нервной системы. Конфликты вызывают больший отклик у холериков, меланхоликов.
- Состояние здоровья. У часто болеющих детей и при неврологических заболеваниях дисбаланс процессов возбуждения-торможения проявляется большей эмоциональной неустойчивостью, гипертрофированными кризисными проявлениями.
Как кризис трехлетки проявляется в поведении
Как бы это странно не звучало, но все проявления и симптомы кризиса 3-х лет благотворно сказываются на формировании «Я-системы» и рост личности. Потому что, когда человек стоит перед выбором, мозг автоматически начинает работать и неизбежно происходит развитие.
Симптомы кризиса:
- Негативизм. Ребенок действует или реагирует вопреки не только родителям, но иногда даже собственному желанию. Малыш отказывается выполнять просьбы не потому, что не хочет, а только потому, что его об этом попросили.
- Упрямство. Упрямство очень похоже на негативизм, но отличается тем, что направлено не на конкретного человека — это протест против самого образа жизни. Ребенок отказывается выполнять требования взрослых, как бы не слышит их (особенно это проявляется в семьях, где существуют противоречия в воспитании: мама требует одно, папа — другое, а бабушка вообще все позволяет).
Упрямство. Когда ребенок упрям, он настаивает на чем-то не потому, что очень этого хочет, а потому, что потребовал: «Я так решил!». - Своеволие и гордыня. Ребенок хочет все делать сам, даже если не умеет. Конечно, может быть удобнее что-то сделать за ребенка, потому что так быстрее. Но тем самым вы лишаете его радости от процесса деятельности. Присмотритесь к малышу повнимательнее, и вы увидите гордость за собственную независимость.
- Протест — это бунт. Именно бунтом и протестом младенец отвечает на давление родителей, на их стремление все решать за малыша («Не кричи!», «Не ломайся!», «Садись за стол!» , «Наденьте тапочки!»).
Бурная энергия ребенка должна найти выход в виде деятельности. А если его сдерживать, то он выливается в виде эмоций (гнев, истерики). - Амортизация. Меняется отношение ребенка к любимым вещам и игрушкам (он может их бросать, ломать) и к людям (малыш может стучать или ругаться грубыми словами).
Это следующий этап исследовательской деятельности ребенка, но не путайте его с агрессией). - Деспотизм. Малыш учится управлять окружающим миром, пытается заставить родителей делать то, что он хочет. Необходимо понимать, что стремление к лидерству, стремление «завоевать место под солнцем» – хорошая черта характера, позволяющая человеку быть хозяином своей жизни и, как следствие, брать на себя ответственность за то, что происходит, и не быть во главе других людей.
Сколько может длиться трехлетний кризис
Как ни один специалист не скажет, будет ли у вашего малыша трехлетний кризис и когда он начнется, так и нет однозначного ответа, когда он закончится. Это будет зависеть от многих факторов: воспитания ребенка, обстановки в доме и стараний родителей. В среднем этот период закончится к 3,5-4 годам. Но есть и те, у кого он до 5 лет.
Последствия
Важно помнить, что трехлетний кризис — это не болезнь. Его нельзя избежать или вылечить. Это обязательный этап развития и формирования полноценной личности.
И хотя это имеет последствия, но они и негативные, и позитивные.
Главное сделать все возможное, чтобы трехлетний кризис не стал затяжным, ведь затяжной кризис приводит к формированию истерических черт личности – симптомы становятся качествами характера ребенка.
Как пережить трехлетний кризис
Разочарование 3-летнего ребенка, перешедшего теперь в агрессию, разочарование папы, что он не знает, как это остановить, и разочарование мамы, что она пытается контролировать 3-летнего ребенка и взаимодействовать с мужем.
Фрустрация возникает, когда человек не может изменить то, что ему не нравится. Это так же нормально, как дышать, и у детей это может быть так же часто.
Взрослые в силу того, что у нас достаточно зрелый мозг, находят как здоровые, так и нездоровые способы справиться со стрессом, а вот трехлетки этого сделать не могут. Их мозг слишком молод, слишком мал, слишком незрел. Ваш ребенок переживает и реагирует на свое разочарование в режиме реального времени. Он не может это контролировать. Так что перестаньте ожидать, что он перестанет пинаться, драться, плеваться и злиться в одночасье.
Когда ты хочешь, чтобы все это прекратилось, и прилагаешь усилия в этом направлении, ты разочаровываешься. Задумайтесь: если у вас внутри что-то бурлит, и вы кричите, плачете и бьетесь об подушку, вам становится легче. Атакующая энергия покинула систему.
Если кто-то приходил к вам и все время говорил: «Нет. Мне жаль. Вы не можете злиться. Вы не можете действовать злонамеренно. Вы должны вести себя прилично. Вы должны контролировать это. Прекрати это». Произойдут две вещи: какое-то время вы будете нападать на него, а потом, в конце концов, перестанете проявлять какие-либо эмоции. Мозг отключил бы чувства. И хотя это было бы удобно, но очень вредно для здоровья.
Попробуйте другую тактику:- Пусть атакующая энергия движется. Батуты, рвать бумагу, стучать по подушкам, топать или бросать мягкие игрушки или мячики — все, что безопасно.
Перестань говорить ему: «Больно, когда бьешь». - Хватит болтать слишком много. И если он не причиняет серьезного вреда другим людям или дому, не затаскивайте его каждый раз в угол. Все эти разговоры и перетаскивания на самом деле вызывают у вас еще большее разочарование, и ваш ребенок может чувствовать ваше настроение. Он расстроен, вы расстроены, ему становится хуже, вам становится хуже. Меньше сосредотачивайтесь на контроле над ним и больше на сдерживании себя. Не забывай дышать (сосчитай до трех на выдохе) и делай что-нибудь еще, оставаясь рядом.
- Противоположный . Когда он делает противоположное тому, что вы говорите, это на языке трехлетнего ребенка: «Я не чувствую связи с тобой». Небольшое сопротивление совершенно нормально для трехлетнего ребенка. Когда 3-летний ребенок не против, дома происходит что-то нездоровое. Но если есть хроническая оппозиция, то это проблемы привязанности. Вам нужно больше сосредотачиваться на хорошем, когда ваша семья спокойна и счастлива. В моменты, когда он кричит: «НЕТ!» перестаньте задавать вопросы или требовать, а просто сдвиньте ситуацию дальше: откажитесь от ванны и уложите спать или не заставляйте его ужинать. Нельзя добиться успеха с трехлетним ребенком, когда на сцену вышли принуждение, понукание, подкуп, наказания и угрозы.
- Когда в семье мир, больше общайтесь с ребенком. Пусть знает, что что бы он ни плюнул, ни пнул, ни ударил, мама и папа его любят. Скажите ему, что понимаете его желание ударить. Дайте ему понять, что вы понимаете, что жизнь разочаровывает и может всех разозлить. Читайте с ним книги, поддерживающие волнующие чувства. Прежде всего, покажите, что вы можете справиться с этими сильными эмоциями вместе.
- Береги себя. Получите дополнительную поддержку, если можете себе это позволить. Чаще встречайтесь с друзьями. Планируйте свой отпуск. Смотрите комедии. Убедитесь, что ваш сон, физические упражнения и питание в норме. Общайтесь со своим супругом, чтобы поддерживать друг друга. Вы не можете дать то, чего у вас нет, поэтому вам нужно безопасное место, чтобы выплеснуть все свои сильные эмоции. Это не легко. Будьте честны с собой и получите поддержку. Вы это заслужили и нуждаетесь в этом.
Как реагировать на истерику ребенка
- Во время истерики дети проявляют чувства разочарования, гнева, страха или печали. Типичное поведение вашего ребенка во время истерики — крик, плач, пинки, бросание игрушки или падение на пол.
- Ваш малыш часто использует этот тип поведения, чтобы привлечь ваше внимание, протестовать против того, что вы у него отняли, или сбежать из ситуации, которая ему не нравится:
- Наблюдайте за своим ребенком, чтобы определить в первую очередь возможную причину истерии: разочарование, что-то потерянное, гнев, голод, сонливость или, точнее, это просто манипуляция.
- Отведите его в безопасное место. Обнимите его, поднимите на руки и унесите подальше от того места, где началась истерика. Этот метод известен как «тайм-аут». Дайте ему знать, что он будет там, пока не почувствует себя спокойнее.
- Как только заметите, что его состояние спокойное, похвалите его. Воспользуйтесь возможностью описать чувство благополучия, которое вы испытываете в данный момент. Скажи ему: «Ты был очень зол и заболел, теперь ты спокоен, тебе лучше, да? Все прошло.»
- Поговорите с ним, пока он задыхается. Это способ научить его ценностям, ведь вы показываете, что понимаете его раздражение, но обращаете внимание только тогда, когда они успокаиваются. Это помогает детям различать свои чувства и эмоции во время и после истерики. Со временем он научится выражать свое разочарование.
- Дисциплина. Дисциплина с любовью предполагает сохранение спокойствия при разговоре с малышом, иначе все, включая детей и родителей, вступят в борьбу за власть. Дети прибегают к всевозможным истерикам, чтобы привлечь внимание окружающих.
- Голос. Говорите тихим голосом и покажите ребенку, что вы не позволите его поведению повлиять на вас. Вы останетесь расслабленным. Если ты кричишь, то он кричит.
- Не позволяй собой манипулировать. Не всегда давайте ребенку то, что он просит.
- Пусть кричит и плачет в безопасном месте. Он устанет и успокоится.
- Наберитесь терпения и настойчивости. Не подвергайте ребенка физическим атакам с вашей стороны. Если это придет вам в голову, сделайте вдох и вернитесь позже.
- Договоритесь с няней, чтобы она справлялась с истериками, используя ту же технику, что и вы. Если вы, как его мама и папа, что-то решите, а другой взрослый отменит, ребенок поймет, что не сможет устроить с вами «спектакль».
Когда вам нужна помощь психолога
Если вы чувствуете, что ситуация выходит из-под контроля и вы уже не уверены, что сможете справиться с этим кризисом самостоятельно – не ждите, пора обратиться за помощью к психологу. и вам того же.
К психологу стоит обратиться, если:- Вы часто злитесь или теряете контроль, когда реагируете на истерику.
- Истерики вызывают много плохих чувств и мыслей между вами и вашим ребенком.
- У вас есть вопросы о том, что вы делаете или что делает ваш ребенок.
- Истерики становятся более частыми, интенсивными или длятся дольше.
- Ваш ребенок часто причиняет вред себе или другим.
- Необъяснимые страхи. Малыш впадает в истерику во время грозы, встречи с животными или незнакомцами.
- Агрессивность. Жестокость по отношению к сверстникам или домашним животным, драчливость, умышленное повреждение игрушек, одежды.
- Повышенная активность. Беспокойство, неспособность сосредоточиться, желание постоянно двигаться, шуметь.
- Замедленное развитие речи. Отсутствие фразовых форм, словарный запас менее 20 слов.
- Найдите способы помочь ребенку «попрактиковаться» в самоконтроле.
Каждый день много раз можно научить своего ребенка этому навыку. Например, игры, требующие ожидания в очереди, отлично подходят для тренировки ожиданий и обмена мнениями.
Каждый ребенок по-своему переживает трехлетний кризис, у кого-то интенсивнее, чем у других. Нам нужно знать, что это нормальный период и значительный психологический рост. Взрослые должны опробовать наиболее эффективные в каждом конкретном случае методы, чтобы справиться с этим. В противном случае то, что было временными проявлениями кризиса, можно определить как психологические характеристики с тенденцией к устойчивости, что подорвет психологическое благополучие наших детей и всей семьи.
Проблемы с поведением в возрасте 3 лет и что является нормальным агрессивен с другими детьми. Но во многих случаях эти дети демонстрируют проблемное поведение в течение многих лет, прежде чем они пойдут в школу. Признаки того, что детям дошкольного возраста может понадобиться помощь в обучении управлению своими импульсами и регулированию своего поведения, включают:
- Может быть, у них было больше — и более серьезных — истерик, чем у обычных детей их возраста
- Может быть, измученным и разочарованным родителям было очень трудно справиться с ними
- Может быть, их выгнали из дошкольного учреждения или исключили из игровые свидания
- Их поведение может мешать семейной жизни и создавать серьезную нагрузку на других членов семьи
- Конфликт из-за поведения может создавать негативные отношения с родителями
- Родители могут быть обеспокоены тем, что они могут причинить вред младшим братьям и сестрам
Какие виды терапии эффективны для детей дошкольного возраста?
В этом возрасте терапия, направленная на помощь детям с проблемами поведения, сосредоточена вокруг родителей, обучая их навыкам более эффективного формирования поведения ребенка и перезагрузки семейных отношений в более позитивном ключе.
- Терапия взаимодействия родителей и детей (PCIT) : В рамках PCIT родители получают живое обучение от терапевтов за зеркалом с односторонним движением, проводя детей от 2 до 7 лет через ряд заданий и отрабатывая приемы настройки ограничивает и эффективно реагирует как на желаемое, так и на нежелательное поведение. Обучение обычно требует 14-17 еженедельных занятий.
- Тренинг для родителей (PMT): В PMT родителей обычно принимают без присутствия ребенка, хотя детей (от 3 до 13) можно попросить принять участие в некоторых занятиях. Терапевт обучает и моделирует навыки более эффективного преодоления проблемного поведения, а затем ролевые игры с родителями. После каждого занятия родители отрабатывают навыки дома.
- Программа позитивного воспитания (Triple P) : Triple P предназначена для решения проблем поведения детей в период от раннего детства до подросткового возраста и для развития позитивных отношений между родителями и детьми. Его внимание сосредоточено на предоставлении родителям информации и навыков для повышения уверенности и самостоятельности в управлении поведением ребенка.
Когда следует начинать терапию?
Данные показывают, что дети наиболее восприимчивы к терапии, направленной на изменение поведения, до 7 лет. Чем младше дети проходят лечение, тем дольше у родителей есть этот навык, который они применяют с ними, объясняет психолог-бихевиорист Мелани Фернандес, доктор философии. «У вас есть время, чтобы зафиксировать достижения, закрепить эти положительные типы взаимодействия, чтобы улучшить долгосрочную траекторию ребенка».
Когда маленькие дети ведут себя так, что родителей это беспокоит, им часто говорят подождать, потому что дети просто вырастут из этого. Но реальность такова, что когда дети не могут вести себя соответственно возрасту, лучше не ждать, говорит доктор Фернандес. Дети постоянно учатся, и чем дольше их неконтролируемое поведение терпится, тем прочнее оно укореняется. «Чем дольше продолжается это неадекватное поведение, — говорит доктор Фернандес, — тем труднее и напряженнее для родителей измениться».
Родители также могут беспокоиться о том, что их будут критиковать за то, что они «вертолетные родители», добавляет она. Но обучение родителей просто помогает детям, которые ведут себя разрушительно или выходят из-под контроля, научиться навыкам, которым они не научились, — сдерживать свои импульсы и эффективно реагировать на указания. Это помогает им избежать ярлыка как «проблемных» детей.
Как родитель может узнать, когда ребенку может быть полезна родительская терапия?
У всех двухлетних и трехлетних детей случаются истерики, и они могут сопротивляться родительскому руководству, отмечает доктор Фернандес. В два года для детей естественно говорить «нет» многим вещам. Поведение действительно заслуживает внимания, когда «нет» — это только ответ, который вы получаете, и он не изменится без большой борьбы. Что касается истерик, это вопрос частоты, но также и того, насколько они вредны. Вам может понадобиться помощь, если вы наблюдаете не только частые приступы гнева, но и полномасштабные истерики, когда ребенок расстроен, долго плачет и безутешен.
Временами всем родителям хочется рвать на себе волосы, но вы должны подумать о помощи, когда трудное поведение становится обычным явлением, когда оно вызывает стресс в семье, когда вы начинаете впадать в депрессию или испытываете такой стресс, что вы вам не нравится ваш ребенок. Нередко родители говорят: «Я люблю своего ребенка, но это тяжело, потому что все это борьба».
Еще одним признаком проблемы является то, что вам приходится менять свой образ жизни, потому что вы не можете посещать многие места, даже места, подходящие для детей. Если вы не можете пойти в продуктовый магазин, потому что это закончится криком, плачем или дракой, возможно, пришло время обратиться за помощью.
А как насчет детей, которые не капризничают, а просто не подчиняются приказам?
Еще одна проблема — это то, что поведенческие терапевты называют «пассивным неподчинением» — когда вы шесть, семь, восемь раз говорите ребенку что-то сделать, а он просто этого не делает. Он говорит: «Еще минутка», или «Я иду», или «Я играю», или просто игнорирует вас, когда вы знаете, что он вас услышал. Это становится проблематичным, потому что школа не будет работать в будущем, если ребенок не будет выполнять требования учителей. Даже такие вещи, как переход улицы, опасны, если ребенок пассивно не подчиняется: «Пожалуйста, возьми меня за руку».
Что происходит во время обучения родителей?
Программы различаются по подходам, но их объединяет то, что родителей учат, как взаимодействовать со своим ребенком позитивным образом, соответствующим его развитию, а затем устанавливать разумные ожидания для своего ребенка и сообщать об этих ожиданиях в доступной форме. способ, который повышает вероятность того, что их дети будут их слушать. Родители учатся очень последовательному и предсказуемому способу доводить дело до конца, когда их дети слушают и не слушают. Они практикуются так часто, что реакция становится автоматической, поэтому они знают, как реагировать даже в сомнительных ситуациях или ситуациях, которые кажутся исключениями.