Кризис в возрастной психологии это – 21.Психологические характеристики возрастных кризисов.

Содержание

кризис возрастной — это… Что такое кризис возрастной?


кризис возрастной

— особые, относительно непродолжительные (до года) периоды онтогенеза, характерные резкими психологическими изменениями. В отличие от кризисов невротического или травматического характера, относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального, поступательного хода личностного развития. Могут возникать при переходе человека от одной возрастной ступени к другой, связаны с системными качественными преобразованиями в сфере его отношений социальных, деятельности и сознания. Форма, длительность и острота протекания кризисов может заметно различаться в зависимости от индивидуально — типологических особенностей ребенка, социальных и микросоциальных условий, особенностей воспитания в семье, от педагогической системы в целом. Для периодов кризисов возрастных в детстве характерны процессы перехода к новому типу взаимоотношений детей со взрослыми, при коем учитываются новые, возросшие возможности ребенка, изменение «социальной ситуации развития», смена деятельности, перестройка всей структуры сознания ребенка. Процессы перехода детей на новую возрастную ступень связаны с разрешением нередко весьма острых противоречий между ранее сложившимися у них формами взаимоотношений с окружающими — и своими возросшими физическими и психологическими возможностями и притязаниями. Значительно менее изучены кризисы возрастные зрелых периодов жизни и старости. Известно, что такие поворотные пункты возникают заметно реже, чем в детстве, и обычно протекают более скрыто, без выраженных изменений в поведении. Происходящие в это время процессы перестройки смысловых структур сознания и реориентации на новые жизненные задачи, ведущие к смене характера деятельности и взаимоотношений, оказывают глубокое влияние на дальнейший ход развития личности.


Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

  • кризис
  • критерий

Смотреть что такое «кризис возрастной» в других словарях:

  • Кризис возрастной — кризис, возникающий при Переходе человека из одного возраста в другой …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • кризис — Состояние, вызванное столкновением личности с препятствиями на пути удовлетворения важных жизненных целей (фрустрацией основных ценностных установок), в случае, когда подобные препятствия не могут быть преодолены обычными способами разрешения… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Кризис трёх лет — (греч. krisis решение, поворотный пункт) возрастной кризис, возникающий при переходе от раннего возраста к дошкольному, характеризующийся резкой и кардинальной перестройкой сложившихся личностных механизмов и становлением новых черт сознания и… …   Википедия

  • Кризис трех лет — возрастной кризис, возникающий при переходе от раннего возраста к дошкольному. Это относительно кратковременный этап онтогенеза (второе полугодие 3 го первое полугодие 4го гг. жизни), сопровождающийся резкой и кардинальной перестройкой… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Кризис первого года — возрастной кризис, возникающий на стыке младенческого и раннего возраста, когда начинает складываться образ Я. Его основу составляет опыт, накапливавшийся ребенком в отношениях с окружающими людьми и предметным миром. Складывающийся образ Я, в… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Кризис семи лет — возрастной кризис, возникающий при переходе от дошкольного возраста к младшему школьному. В качестве основной психологической характеристики выделяется «потеря непосредственности», которая, с одной стороны, характеризуется манерничаньем и… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Кризис — (Krisis) Содержание Содержание Финансовый кризис История Мировая история 1929 1933 годы время Великой депрессии Черный понедельник 1987 года. В 1994 1995 годах произошел Мексиканский кризис В 1997 году Азиатский кризис В 1998 году Российский… …   Энциклопедия инвестора

  • кризис — 1. (в психологии как науке) (Черты кризиса) Вот верные тезисы Ланге: 1. Отсутствие общепризнанной системы науки. Каждое изложение психологии у виднейших авторов построено по совершенно иной системе. Все основные понятия и категории толкуются по… …   Словарь Л.С. Выготского

  • Возрастной кризис — временное нарушение сложившегося ранее устойчивого функционирования организма и личности, знаменующее собой переход на новый возрастной этап. В В. К. вовлечены все уровни организации личности: 1) переход психофизиологических систем на новый… …   Коррекционная педагогика и специальная психология. Словарь

  • возрастной кризис — см. кризис 2 …   Словарь Л.С. Выготского


psychology.academic.ru

возрастные кризисы — это… Что такое возрастные кризисы?


возрастные кризисы
Категория.

Феномены психического развития.

Специфика. В теории Л.С.Выготского это понятие обозначает переход в возрастном развитии к новому качественно специфическому этапу. Возрастные кризисы обусловлены прежде всего разрушением привычной социальной ситуации развития и возникновением другой, которая более соответствует новому уровню психологического развития ребенка. Во внешнем поведении возрастные кризисы обнаруживаются как непослушание, упрямство, негативизм. По времени они локализованы на границах стабильных возрастов и проявляются как кризис новорожденности (до 1 мес.), кризис одного года, кризис 3 лет, кризис 7 лет, подростковый кризис (11-12 лет) и юношеский кризис.

Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000.

возрастные кризисы
   ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ (с. 122) (от греч. krisis — переломный момент, исход) — условное наименование переходов от одного возрастного этапа к другому. В детской психологии эмпирически отмечалась неравномерность детского развития, наличие особых, сложных моментов становления личности. При этом многие исследователи (З.Фрейд, А.Гезелл и др.) рассматривали эти моменты как «болезни развития», негативный результат столкновения развивающейся личности с социальной действительностью. Л.С.Выготский разработал оригинальную концепцию в которой рассматривал возрастное развитие как диалектический процесс. Этапы постепенных изменений в этом процессе чередуются с возрастными кризисами. Психическое развитие осуществляется посредством смены так называемых стабильных и критических возрастов (см.:
Возраст
— возраст). В рамках стабильного возраста вызревают психические новообразования, которые актуализируются в возрастном кризисе. Выготский описал следующие кризисы: кризис новорожденности — отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста; кризис 1 года — отделяет младенчество от раннего детства; кризис 3 лет — переход к дошкольному возрасту; кризис 7 лет — соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом; кризис 13 лет — совпадает с переходом к подростковому возрасту.    На этих этапах происходит коренная смена всей «социальной ситуации развития» ребенка — возникновение нового типа отношений со взрослыми, смена одного вида ведущей деятельности другим.
Возрастные кризисы — закономерные и необходимые этапы развития ребенка; таким образом, понятие «кризис» в данном контексте не несет негативной окраски.
Однако нередко кризисы сопровождаются проявлениями отрицательных черт поведения (конфликтность в общении, упрямство, негативизм и т.п.). Источник этого явления — противоречие между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и ранее сложившимися видами деятельности, формами взаимоотношений с окружающими, приемами педагогического воздействия. Эти противоречия нередко приобретают острую форму, порождая сильные эмоциональные переживания, нарушения взаимопонимания со взрослыми. В школьном возрасте в рамках возрастных кризисов у детей обнаруживается падение успеваемости, ослабление интереса к учебным занятиям, общее снижение работоспособности. На остроту протекания кризисов оказывают влияния индивидуальные особенности ребенка.

   Яркую негативную окраску имеет, например, кризис 3 лет, когда прежде послушный ребенок может внезапно стать неуправляемым, и кризис подросткового возраста, опасный неожиданными формами протеста против реального или мнимого давления со стороны взрослых.

   Негативные проявления возрастных кризисов не являются неизбежными. Гибкая смена воспитательных воздействий, учет происходящих с ребенком перемен значительно смягчат протекание возрастных кризисов.


Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. С.С. Степанов. 2005.

  • возрастная психофизиология
  • Вольф (Wolff) Христиан

Смотреть что такое «возрастные кризисы» в других словарях:

  • Возрастные Кризисы — теоретическое понятие, обозначающее переход в возрастном развитии к новому качественно специфическому этапу. По мнению Л.С. Выготского , возрастные кризисы обусловлены прежде всего разрушением привычной социальной ситуации развития и… …   Психологический словарь

  • ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ — ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ. Развитие человеческой личности не представляет собой равномерно идущего процесса, а в известные периоды прерывается быстрыми сдвигами, из которых каждый кладет начало новой фазе жизненного цикла; эти сдвиги и принято называть… …   Большая медицинская энциклопедия

  • ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ — – онтологическая характеристика психического развития человека. В теории Л. С. Выготского это понятие обозначает переход в возрастном развитии к новому качественно специфическому этапу. В. к. обусловлены, прежде всего, разрушением привычной… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • КРИЗИСЫ ВОЗРАСТНЫЕ — англ. age crises; нем. Lebensalterkrisen. Переходные этапы от одного возрастного периода к другому, сопровождающиеся резкими изменениями и негативными явлениями в поведении индивида в связи с трудностями адаптации к новым возрастным ролям.… …   Энциклопедия социологии

  • КРИЗИСЫ ВОЗРАСТНЫЕ — (англ. age crises) условное наименование переходных этапов возрастного развития, занимающих место между стабильными (литическими) периодами (см. Возраст, Периодизация психического развития). К. в. рассматриваются в концепциях, призна …   Большая психологическая энциклопедия

  • КРИЗИСЫ ВОЗРАСТНЫЕ — особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. В отличие от кризисов невротического или травматического характера кризисы возрастные относятся к нормативным… …   Словарь по профориентации и психологической поддержке

  • КРИЗИСЫ ВОЗРАСТНЫЕ — – особые, относительно непродолжительные (до года) периоды, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. К.в. являются нормальным процессом, необходимым для становления личности молодого человека. К.в. могут возникать при переходе от… …   Терминологический ювенологический словарь

  • Кризисы возрастные — (от греч. сrisis переломный момент, исход)     условное наименование переходов от одного возрастного этапа к другому. В детской психологии эмпирически отмечалась неравномерность детского развития, наличие особых, сложных моментов становления… …   Педагогический терминологический словарь

  • КРИЗИСЫ ВОЗРАСТНЫЕ — (от греч. krisis переломный момент, исход), условное наименование переходов от одного возрастного этапа к другому. В дет. психологии эмпирически отмечалась неравномерность дет. развития, наличие особых, сложных моментов становления личности. При… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • кризисы возрастные — особые,относительно непродолжительные по времени периоды онтогенеза,характеризующиеся резкими психологическими изменениями.Выделено 8 психосоциальных кризисов.В зависимости от прохождения кризисных периодов может измениться отношение человека к… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Книги

  • Спираль судьбы. Циклы, кризисы и их преодоление, Андрэ Надежда, Некрасова Светлана. Описать законы человеческого жития-бытия многократно пытались философы, мудрецы, ученые. Жизнь человека пытались описать самыми разными способами. Жизнь человекаизучают медицина, психология,… Подробнее  Купить за 426 руб
  • Возрастные кризисы взрослости, Малкина-Пых И.Г.. Возрастные кризисы взрослости… Подробнее  Купить за 300 грн (только Украина)
  • Лекция «Про возрастные кризисы у детей», Людмила Петрановская. На лекции известного психолога Людмилы Петрановской поговорим о том, какие бывают возрастные кризисы у детей и подростков. В чем смысл и назначение кризиса? Почему«без них нельзя»? Кризисы… Подробнее  Купить за 249 руб аудиокнига
Другие книги по запросу «возрастные кризисы» >>

psychology.academic.ru

Возрастные кризисы в психологии — сроки протекания, особенности

Возрастные кризисы в психологии не являются чем-то необычным. Каждый человек по мере своей жизни гарантировано переживает несколько кризисов, из-за чего его характер и взгляды на жизнь могут серьезно меняться.возрастные кризисы в психологии

Не надо воспринимать кризисы как нечто плохое. Часто они становятся своеобразной площадкой для старта, когда человек начинает замечать то, чего не видел до этого. В этот момент появляется время на раздумья, определение новых целей.

Кризис это в возрастной психологии определение особого и недолгого периода, который можно характеризовать резкими психическими изменениями. Данный процесс абсолютно нормален и необходим для правильного развития личности.

Возрастные кризисы в психологии — чем они отличаются от усталости и других стрессов

возрастной кризис у ребенкаГлавная цель любого кризиса — изменение, преображение прежней жизни человека, чтобы побудить его перейти на следующий уровень развития. Каждый возрастной этап ставит определенные задачи и цели, которые надо решать, чтобы начать новый виток жизни.

Для возрастных кризисов в психологии отведено важное место. Кроме того, они очень жестко привязаны, собственно, к возрасту, а потому их начало можно предсказать с относительной точностью. В зависимости от индивидуальных качеств, они могут наступать с разницей до полугода.

Итак, какие основные кризисы предстоит преодолеть человеку:

  • кризис новорожденного — разделяет эмбриональный период от младенческого;
  • 1 год — становится отделением младенчества от раннего детства;
  • 3 года — переходный период к школьному возрасту;
  • 7 лет — соединяет школьный и дошкольный возрасты;
  • 13 — начало подросткового возраста.

стремление к самостоятельностиКак можно заметить, начиная с самого рождения человек начинает испытывать кризисы. До 7 лет кризисы, по большей части, связываются со стремлением к обретению самостоятельности и развитием когнитивных способностей.

Однако на этом возможные кризисы не заканчиваются:

  • 12-18 лет — перед человеком возникает необходимость выбора профессии и идентификации себя в конкретной социальной группе;
  • 25 лет — человек начинает задумываться о возможных судьбоносных решениях, вроде создания семьи, рождения детей, построении карьеры.

Молодой человек подводит первые итоги, кроме того, помимо самоопределения и самоактуализации прибавляется необходимость в самоуважении.

Самые известные возрастные кризисы

возрастные кризисы у мужчин

Об этих кризисах слышали все. Но мало кто представляет, в каком именно возрасте наступает сложный период:

  1. 40 лет — начинается переосмысление жизни, из-за чего окружающий мир может потерять краски. Это тот самый «кризис среднего возраста», про который было написано огромное количество книг и снято множество фильмов.
  2. 50 лет — человеку надо решить, сможет ли он жить дальше, или же старость возьмет свое. При этом общество открыто заявляет ему о том, что он больше не нужен. На любое место есть немало более молодых кандидатов.
  3. 60 лет — человек получил немалый опыт и знания, поэтому он способен начать обучение других людей. Однако возможно и альтернативное развитие событий, когда он начинает постоянно болеть и требовать внимания от близких.

В психологии возрастные кризисы не имеют стандартного описания. Они могут проходить тяжело или мягко, в зависимости от способности человека к адаптации. Если просто отодвинуть их на задний план, то это не поможет. Поскольку с кризисом все равно придется столкнуться, рано или поздно. Фактически, каждый кризис представляет собой конкретную задачу, которую человек должен обязательно решить.

В кризисе можно «застрять», что может привести к регрессу и последующей деградации.

При правильном прохождении этого периода можно добиться прогрессии, чтобы стать еще лучше и совершеннее.

Чем опасны возрастные кризисы в психологии — видео

mind-control.ru

1. Сущность возрастного кризиса

1.1. Понятие о возрастном кризисе

Возрастные кризисы — это особые, относительно не­продолжительные по времени (до года) возрастные пе­риоды, характеризующиеся резкими психическими из­менениями. Возрастные кризисы возникают при пе­реходе от одной возрастной ступени к другой, свя­заны с системными качественными изменениями в сфере социальных отношений человека, его дея­тельности и сознания.

В отечественной психологии термин «возрастные кри­зисы» введен Л.С. Выготским и определен как целост­ное изменение личности человека, регулярно возника­ющее при смене стабильных периодов.

По Л.С. Выготскому, возрастной кризис обуслов­лен возникновением основных новообразований пред­шествующего стабильного периода, которые приво­дят к разрушению одной социальной ситуации раз­вития и возникновению другой, адекватной новому психологическому облику человека. Форма и длительность этих периодов, а также острота протекания зави­сят от индивидуальных особенностей, социальных и мик­росоциальных условий.

Следует отметить, что в возрастной психологии нет единого мнения по поводу кризисов, их места и роли в психическом развитии. Часть психологов считает, что развитие должно быть гармоничным, бескризисным. Кризисы — ненормальное, «болезненное» явление, ре­зультат неправильного воспитания. Но Л.С. Выготский подчеркивал, что никто из исследователей не может от­рицать самого факта существования этих своеобразных периодов в детском развитии, и даже наиболее недиа­лектически настроенные авторы признают необходи­мость допустить, хотя бы в виде гипотезы, наличие кри­зисов в развитии ребенка, даже в самом раннем детстве. Другая часть психологов утверждает, что наличие кризисов в развитии закономерно. Более того, по некоторым представлениям в возрастной психологии, ребенок, не переживший по-настоящему кризис, не бу­дет полноценно развиваться дальше.

Л.И. Божович понимала под кризисами переходные периоды от одного этапа детского развития к другому. Кризисы возникают на стыке двух возрастов и знамену­ют собой завершение предыдущего этапа развития и на­чало последующего. Каждое системное ново­образование, возникая в ответ на потребности ребенка, включает аффективный компонент и потому несет в себе побудительную силу. Именно поэтому центральное для данного возраста системное новообразование, являюще­еся как бы обобщенным результатом, итогом всего пси­хологического развития ребенка в соответствующий пе­риод, не остается нейтральным по отношению к даль­нейшему развитию, а становится исходным для формирования личности ребенка следующего возраста. Это и дает право рассматривать кризисы в качестве перелом­ных этапов онтогенетического развития личности, ана­лиз которых позволит вскрыть психологическую сущ­ность этого процесса.

Все эти особенности детей, переживающих крити­ческий период, говорят об их фрустрированности. Фрустрация же, как известно, возникает в ответ на депривацию каких-то существенных для человека по­требностей. Поэтому можно сделать вывод, что на сты­ке двух возрастов такую реакцию дают дети, у кото­рых не удовлетворяются или даже активно подавля­ются те новые потребности, которые появляются в кон­це каждого этапа психического развития вместе с цен­тральным, т. е. личностным, новообразованием соот­ветствующего возраста. При этом Л.И. Божович под­черкивала, что следует различать фрустрацию потреб­ности, связанную с ее насильственным подавлением социальными требованиями (от кого бы они не исходи­ли — от окружающих людей или от самого субъекта), и те случаи, когда потребность не удовлетворяется в результате отсутствия у субъекта соответствующих способов ее удовлетворения. Противоречие между субъектом и его возможностями не является конфликтом, оно выступает в качестве основной движущей силы психического развития.

Хронологически выделяют следующие возрастные кризисы: кризис новорожденности; кризис одного года; кризис трех лет; кризис семи лет; пубертат-ный кризис; кризис семнадцати лет; кризис трид­цати лет; кризис сорока лет; пенсионный кризис; кризис смерти. Понятия об отдельных критических возрастах вводились в науку эмпирическим путем и в случайном порядке. Раньше других был открыт и опи­сан кризис семи лет (7-й год в жизни ребенка — пере­ходный между дошкольным и отроческим периодом). Ребенок 7-8 лет уже не дошкольник, но и не отрок. Семилетка отличается как от дошкольника, так и от школьника, поэтому он представляет трудности в вос­питательном отношении. Негативное содержание этого возраста проявляется в первую очередь в нарушении психического равновесия, в неустойчивости воли, на­строения и т. д. Позже был открыт и описан кризис 3-летнего возраста, называемый многими авторами фазой строптивости или упрямства. В этот период, ограничен­ный коротким промежутком времени, личность ребен­ка претерпевает резкие и внезапные изменения. Ребе­нок становится трудновоспитуемым. Он проявляет строп­тивость, упрямство, негативизм, капризность, своево­лие. Внутренние и внешние конфликты часто сопровож­дают весь период.

Еще позже был изучен кризис тринадцати лет, кото­рый описан под названием негативной фазы возраста полового созревания. Как показывает самое название, негативное содержание периода выступает на первый план и при поверхностном наблюдении кажется исчер­пывающим весь смысл развития в этот период. Падение успеваемости, снижение работоспособности, дисгармо­ничность во внутреннем строении личности, свертыва­ние и отмирание прежде установившейся системы ин­тересов, негативный, протестующий характер поведе­ния позволяют характеризовать этот период как ста­дию такой дезориентировки во внутренних и внешних отношениях, когда человеческое «Я» и мир разделены более, чем в иные периоды.

Сравнительно недавно было теоретически осознано то положение, что хорошо изученный с фактической стороны переход от младенческого возраста к раннему детству, совершающийся около одного года жизни, представляет собой в сущности тоже критический пе­риод со своими отличительными чертами, знакомыми нам по общему описанию этой своеобразной формы развития. Чтобы получить законченную цепь крити­ческих возрастов, Л.С. Выготский предложил вклю­чить в нее в качестве начального звена тот, пожалуй, самый своеобразный из всех периодов детского разви­тия, который носит название новорожденности. Этот хорошо изученный период стоит особняком в системе других возрастов и является по своей природе, пожа­луй, самым ярким и несомненным кризисом в разви­тии ребенка. Скачкообразная смена условий развития в акте рождения, когда новорожденный быстро попа­дает в совершенно новую среду, которая меняет весь строй его жизни, характеризует начальный период вне-утробного развития. Кризис новорожденности отделя­ет эмбриональный период развития от младенческого возраста. Кризис одного года отделяет младенчество от раннего детства. Кризис трех лет — переход от ран­него детства к дошкольному возрасту. Кризис семи лет является соединительным звеном между дошкольным и школьным возрастом. Наконец, кризис тринадцати лет совпадает с переломом развития при переходе от школьного к пубертатному возрасту. Таким образом, раскрывается закономерная картина: критические пе­риоды перемежают стабильные и являются перелом­ными, поворотными пунктами в развитии, лишний раз подтверждая, что развитие ребенка есть диалектичес­кий процесс, в котором переход от одной ступени к другой совершается не эволюционным, а революцион­ным путем.

К.Н. Поливанова дала следующее определение по­нятию «возрастной кризис»: это преобразование соци­альной ситуации развития, при котором старая соци­альная ситуация развития разрушается, а на ее месте, вместо нее, строится новая; психологическое содержа­ние возрастного кризиса состоит в том, что происхо­дит субъективация новообразования предшествующе­го стабильного периода, т. е. превращение новообразо­вания стабильного периода в субъектную способность индивида.

Таким образом, возрастной кризис можно считать переходным периодом, который неизбежно пережива­ет человек при смене возрастных этапов, завершении определенных стадий развития. Возрастной кризис обусловлен и биологическими факторами (морфофункциональные перестройки, физиологические сдвиги в организме и др.), и социальными факторами (смена социальной ситуации развития, принятие новых соци­альных ролей, изменение статуса и др.). Возрастные кризисные дисфункции (нарушение, разлад функций) могут иметь непродолжительный характер, иногда ос­таваясь почти незаметными для самого человека и его окружения, иногда выражаясь в аномальных поведенческих реакциях, а могут быть достаточно затяжны­ми, длительными.

Особенности протекания возрастных кризисов во многом зависят от индивидуальных социобиологи­ческих особенностей: характера, эмоционально-мотивационной сферы и др. На­чало кризисного периода знаменуется конфликтом меж­ду желаемым и доступным, т. е. рассогласованием реф­лексивных моделей (представления человека о собствен­ной личности, о других людях, об окружающем мире, направленность личности и др.) и готовности человека выполнить прогнозируемую жизненную траекторию.

Возрастной кризис характеризуется стремлением к смене ведущей деятельности, так как реализация пре­жней ведущей деятельности в новых возрастных усло­виях затруднена, невозможна, возрастная детерминан­та исчерпана. Внешние условия могут спровоцировать возрастной кризис при обострении внутриличностных противоречий. Человек при этом становится все более реактивным, неустойчивым, отвечает на слабые раздра­жители неадекватно интенсивными реакциями, что при­водит к существенным изменениям в поведении, появ­лении трудновоспитуемости.

studfile.net

это… Возрастные кризисы в психологии. Особенности проявления и последствия кризиса :: SYL.ru

Кризис – это то, с чем приходится сталкиваться многим людям. Практически каждому человеку, если быть точнее. Понятие произошло от греческого слова krisis, которое в переводе означает «поворотный пункт» или «решение». Соответственно, кризис – это такой жизненный период, во время которого человек переходит на новый уровень возрастного развития, который характеризуется психологическими изменениями. И сопровождается данный процесс разрушением привычного социального уклада.

кризис это

Первый этап

Сначала стоит отметить вниманием кризис новорожденности. Период, в котором нет никакой психической составляющей, поскольку он подразумевает переход от внутриутробной жизни к реальной. Рождение является первой травмой, которую переживает каждый из нас. И она очень сильна. Настолько, что вся следующая за рождением жизнь проходит под знаком данной травмы.

Очень важно, чтобы период новорожденности протекал под наблюдением взрослых. В принципе, так оно и происходит в нормальном обществе – рядом с младенцем всегда находятся родители, которые обеспечивают ему переход к новому типу функционирования. Младенец беспомощен. У него даже нет заранее сформированного поведенческого принципа. Потому что всему этому только предстоит возникнуть. И самое главное – ребёнок в период новорожденности не рассматривается отдельно от взрослого. Поскольку у него нет способа взаимодействия со средой.

Когда же происходит «выход» из кризиса новорожденности? Ученые утверждают – тогда, когда ребёнок начинает взаимодействовать с родителями, и те замечают развитие его эмоциональной сферы. Как правило, это второй месяц жизни младенца.

Кризис трёх лет

Это – следующий этап. Период, в течение которого происходит переход от раннего возраста к дошкольному. В этот момент сложившиеся личностные механизмы кардинально перестраиваются, и у ребёнка формируются новые черты личности и сознания. Плюс ко всему, он переходит на новый уровень взаимодействия с окружающим миром и людьми. Важно отметить, что четких временных границ у данного периода нет.

кризис это в психологии

Симптомы

Интересно представляет кризис трёх лет советский психолог Лев Семёнович Выготский. Он выделяет семь самых ярких «симптомов» в поведении ребёнка, которые выдают то, что он проходит через вышеупомянутый период.

Первое – это негативизм. Ребёнок отказывается делать нечто лишь из-за того, что это было предложено ему конкретным взрослым человеком. И он, как правило, действует с точностью наоборот.

Следующий симптом – упрямство. Ребёнок настаивает на чём-то лишь потому, что отказаться от своего решения он не может из принципа. Даже если изменились обстоятельства.

Третье, что отмечается – строптивость. То есть склонность делать всё наперекор. Четвёртый симптом – это своеволие. Или, говоря простым языком, всем знакомое, инициативное «Я сам!», направленное на самоутверждение и стимулирование самолюбия.

Ещё один симптом – бунт-протест. Проявляющийся в регулярных конфликтах со взрослыми. Как правило из-за того, что ребёнок не чувствует уважения к нему и к его желаниям.

Также имеет место быть обесценивание. Ребёнка перестаёт интересовать всё то, что было интересно ему раньше. Но последний симптом самый неприятный. Это деспотизм. Ребёнок выходит из-под контроля и требует у взрослых мгновенного исполнения всех его желаний и требований. Взглянув на всё это, возникает вопрос: для кого кризис трёх лет тяжелей – для ребёнка или для родителей?

Третий этап

После всего вышеперечисленного следует кризис семи лет. Все мы через него прошли. Причины кризиса кроются в психологических изменениях личности. У ребёнка развивается внутренняя позиция, начинает вырисовываться какой-то «стержень» и собственное «Я». В этот же период он поступает в школу, попадая в совершенно другую окружающую среду. До того момента он играл. Теперь же ему придётся учиться. Для многих детей это – первое проявление труда.

Есть и другие сопутствующие причины кризиса. Некоторые дети, поступив в школу, начинают бояться выполнения порученной им работы, впервые ощущая ответственность за результат. Они осознают себя теперь и как школьника, товарища. Им важно стать полноценными членами нового общества – а это стресс. Период кризиса семи лет важен, поскольку именно в это время у детей формируется отношение к людям, к самому себе и к обществу. Как правило, обретённый стержень, так называемый «ствол» остаётся потом на всю жизнь. Да, он потом, в течение жизни, обрастает «веточками» и «листиками», но основа закладывается в детстве.

причины кризиса

Подростковый кризис

Это тот самый период, который отчётливо помнит большинство из нас. Поскольку он протекает уже в полностью сознательном возрасте. После 12-13 лет, если быть точнее. Считается, что это период, в течение которого ребёнок переходит от детства к взрослости. Он может длиться долго. В этот момент подростки развиваются очень динамично – как в физическом, так и умственном плане. У них образовываются потребности, которые удовлетворить сразу не получается, поскольку сами они ещё не достигли социальной зрелости.

Подростковый кризис – это период, сопровождающийся чрезмерной опекой и контролем со стороны родителей. А ещё запретами, ссорами, возникающими из-за попыток их обойти и многого другого. Всё это мешает подростку познать себя и выявить особенности, присущие только ему – как отдельной личности.

О специфике и особенностях подросткового периода

Данный этап является одним из самых тяжелых в жизни человека. У подростка, помимо новых потребностей, появляются особенные мысли, раздумья, важные вопросы, проблемы. И большинству, как правило, тяжело пережить этот период, поскольку родителям всё перечисленное кажется не важным. «Какие проблемы могут быть у ребёнка? Слишком мал ещё, не пожил!» — отмахивается большинство взрослых. И очень зря.

Потом взрослые удивляются – почему отношения с их ребёнком испортились? А потому, что они были безразличны. Не считались с его мнением, продолжали воспринимать его, как малыша. А последствия кризиса, между прочим, могут быть очень плачевными. В данном случае тоже может проявиться пресловутая строптивость. Если родители запретили идти на вечеринку, то что сделает подросток? Сбежит через окно! И неизвестно, какие будут последствия вечеринки – может, за них придётся расплачиваться всю последующую жизнь. Поэтому очень важно считаться с подростком, строить с ним отношения, как со взрослым человеком. И уметь идти на компромиссы. Так делают адекватные взрослые люди.

возрастные кризисы в психологии

Юность

Этот период также необходимо отметить вниманием, рассказывая про возрастные кризисы. В психологии юность также считается таковым. Почему? Потому что это время, когда человек начинает принимать действительно важные решения. Он должен определиться с будущей профессией, общественной позицией, мировоззрением, построить жизненные планы. Раньше считалось, что юность – это 22-23 года. Но сейчас – 17-18, а то и раньше, поскольку многие родители считают, что чем раньше их ребёнок окончит школу – тем лучше.

Но, всё же, в юности очень важно сделать правильный выбор. И если говорить о том, какие возрастные кризисы в психологии самые динамичные, то юность будет на одном уровне с подростковым периодом. В этот период многое происходит, помимо выбора профессии. Служба в армии, например, или даже первый брак, нередко сопровождающийся спонтанным рождением ребёнка. В юности многие совершают ошибки по причине социальной незрелости. И в наше время, как показывает практика, этот период не сопровождается тем, что раньше считалось характерной особенностью юности. И это – преодоление человеком зависимости от взрослых (родителей). В частности, финансовой.

Период «середины»

Теперь можно поговорить про так называемый «тридцатилетний» кризис. Это в психологии называется периодом ранней взрослости. Люди понимают, что пик их молодости уже позади. Многие подводят какие-то итоги, начинают трезво смотреть в будущее. Большинство людей начинает ощущать потребность в спокойствии стабильности. Появляется желание отыскать смысл жизни.

У некоторых возникает ощущение зря потерянного времени. Приходит осознание – я живу на этом свете целых 30 лет! И чего я добился? Озираясь назад, многие понимают – не так уж и много. Добивает сравнение себя с успешными сверстниками или даже более молодыми людьми. Ещё хуже, если они – близкие или знакомые. Так и до депрессии недалеко. А у многих женщин, к тому же, всё перечисленное сопровождается осознанием того, что они уже не так молоды, свежи и красивы. Вот он – типичный тридцатилетний кризис. Это в психологии один из самых «печальных» периодов.

 особенности проявления кризиса

Кризис среднего возраста

Это, пожалуй, тот период, о котором наслышан каждый. Он является длительным эмоциональным этапом, который напрямую связан с переоценкой жизненного опыта. В этот период человек осознает, что наступление старости не за горами. Она близко, а не как в молодости — «когда-нибудь в далёком будущем». Момент, в который человек понимает, что ему никогда не быть юным – это и есть кризис среднего возраста.

Симптомы многочисленны. Пресловутая депрессия, жалость к себе, ощущение опустошенности, чувство того, что жизнь несправедлива. Человек отказывается признавать успехи, которых он достиг, несмотря на то, что они оцениваются остальными людьми положительно. Он теряет интерес ко многим сторонам жизни – даже к тем, которые раньше были для него значимыми. Круг референтных лиц меняется – мнение случайных людей ценится больше, чем то, что говорят близкие/коллеги/друзья. Может даже происходить изменение ценностных ориентиров. А ещё становится другим поведение и стиль. Человек пытается создать видимость преображения жизни методом изменения каких-то внешних проявлений.

проблема возрастных кризисов

Последствия

Итак, особенности проявления кризиса среднего возраста понятны. Теперь – пару слов о последствиях. В случае с данным периодом они могут быть тяжёлыми. Потому что степень серьёзности совершенных ошибок прямо пропорциональна возрасту человека.

Возможен глубокий «поиск себя», внезапное увольнение с хорошей работы, на которой человек протрудился далеко не один год, желание переехать куда-то или радикально сменить род деятельности. Но самое серьёзное последствие – это разрушенная семья. Одни люди уходят от своей «второй половинки», с которой был прожит не один десяток лет, из-за погасших чувств. Другие не покидают семью, а просто ищут «развлечений» на стороне, что ничуть не лучше. Женщины ищут любовников, чтобы убедиться – они все ещё привлекательны. Мужчины находят любовниц по той же причине.

выход из кризиса

Последний этап

Пенсионный кризис – последний в нашей жизни. Приходится, обычно, на 60-70 лет. Это тоже период не из лёгких. Большинство пенсионеров всю жизнь работали, и, выйдя на заслуженный отдых, просто не знают, чем себя занять. Здоровье с возрастом не улучшилось, друзья либо далеко, либо и вовсе покинули этот свет. Дети выросли, покинули родное гнездо и давно живут своей жизнью. Человек понимает – его время подходит к концу. Он ощущает себя ненужным и потерянным. И в таком случае очень важно найти в себе силы продолжить радоваться жизни, найти новый смысл, увлечение и единомышленников. В век современных технологий это представляется более, чем возможным.

Проблема возрастных кризисов одна. И заключается она в том, что они сопровождают нас всю жизнь. Только для некоторых людей это всего лишь периоды, а для других – действительно кризисы в традиционном понимании, которые отравляют существование. Что ж, самое главное – принять то, что без изменений жизнь невозможна. Это осознание поможет не только подготовиться к ним, но ещё и извлечь из них для себя пользу и урок.

www.syl.ru

психологическая сущность, структура и содержание Введение

31

В психологических теориях категория «возрастной кризис» используется в многочисленных контекстах, отличается по своему содержанию и связывается с различными характеристиками психического развития человека.

Суть возрастных кризисов зак­лючается в изменении системы связей человека с ок­ружающей действительностью и его отношения к ней, в смене ведущей деятельности. В отличие от кризисов невротического или травматического типа, они отно­сятся к нормативным изменениям, необходимым для нормального поступательного хода психического раз­вития.

В период возрастных кризисов резко изменяется эмо­циональный фон, появляются элементы депрессивной симптоматики, выраженной тревожности, напряженно­сти, снижения работоспособности, дезадаптированнос-ти и т. д. Все это является следствием рассогласования в системе самопрогнозирования, уровня притязаний лич­ности: человек не может обеспечивать продуктивное вы­полнение индивидуальных программ. Реализация этих программ начинает требовать огромных энергетических усилий.

Если рассматривать возрастные кризисы с точки зре­ния перемен, наступающих в поведении ребенка, то все они характеризуются некоторыми общими чертами. В критические периоды дети становятся непослушными, капризными, раздражительными: часто вступают в кон­фликт с окружающими взрослыми, особенно родителя­ми и воспитателями; у них возникает отрицательное от­ношение к ранее выполнявшимся требованиям, доходя­щее до упрямства и негативизма.

Проблематика возрастных кризисов в онтогене­зе является актуальной, чрезвычайно интересной и в то же время недостаточно разработанной в теоретическом и экспериментальном плане. Само понятие «возрастной кризис» является одним из наименее четко определен­ных и, часто не имеет законченной формы. Тем не менее, термин широко употребляется и среди психологов, и среди педагогов. С содержательной точки зрения пери­оды возрастных кризисов представляют интерес, по­скольку отличаются специфическими особенностями процесса психического развития (наличие резких изме­нений в психике, обострение противоречий, негативный характер развития и т. д.). Кризисный период оказыва­ется трудным для ребенка, а также для окружающих его взрослых — педагогов и родителей, которым стано­вится необходимо вырабатывать стратегии воспитания и обучения на основе происходящих с ребенком карди­нальных изменений в психике. Поведение детей в эти периоды характеризуется трудновоспитуемостью и пред­ставляет особую сложность для взрослых. Для того что­бы подобрать адекватные воспитательные меры, необ­ходимо проанализировать предпосылки возникновения кризиса, особенности социальной ситуации развития, сущность происходящих с ребенком изменений, ново­образования кризисного периода. Данные вопросы и раскрываются в пособии. Возрастные кризисы харак­терны не только для детского возраста, выделены так­же нормативные кризисы взрослости. Эти кризисы от­личаются особым своеобразием в протекании периода, в характере личностных новообразований человека и т. д. В пособии приведены общие характеристики изменений в период кризисов взрослости.

Будущим специалистам в сфере образования необхо­димо проанализировать сложное и много аспектное по­нятие «возрастной кризис», изучить содержание и на­правления коррекционной работы. Цель данного посо­бия — формирование представлений о возрастном кри­зисе как предмете психологического исследования. За­дачами являлись: раскрыть исследования критических возрастов, как общетеоретических, так и описывающих конкретные возрастные переходы; проанализировать содержание и структуру возрастных кризисов; изучить основные положения практической психологии возрас­тных кризисов. Данными задачами определена струк­тура пособия. Оно начинается с изложения общих воп­росов возрастной психологии, с краткого обзора отече­ственных исследований, посвященных возрастным кри­зисам (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, К.Н. Поливанова и др.), описывается структура возрас­тного кризиса, отмечаются основные отличия процесса психического развития в стабильные и критические пе­риоды. После изложения общих вопросов следует ха­рактеристика содержания возрастных кризисов в онто­генезе: кризисов в дошкольном возрасте, кризисов в школьном возрасте и кризисов взрослости. В конце работы раскрываются некоторые вопросы психологичес­кого воздействия на человека в период возрастного кри­зиса, приводятся обобщенные рекомендации, описываются особенности психологического консультирования людей, направления в психотерапевтической работе.

Фактический и теоретический материал изложен в рамках традиций отечественной психологической шко­лы и основан на идеях Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович и др.

Цель работы – рассмотреть психологическую сущность, структуру и содержание возрастных кризисов.

Задачи работы:

1) изучить сущность возрастного кризиса;

2) охарактеризовать психологическое воздействие на человека в период возрастного кризиса.

studfile.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о