Мясищев Владимир Николаевич — Психологическая газета
Мясищев Владимир Николаевич, 11.07.1893 — 04.10.1973
Доктор медицинских наук. Психиатр и медицинский психолог. Член-корреспондент АПН СССР. Заслуженный деятель науки РСФСР.
Директор Ленинградского научно-исследовательского института им. В.М. Бехтерева. Заведующий кафедрой психологии ЛГУ.
Основатель ленинградской (петербургской) школы психотерапии.
В 1919 г. окончил медицинский факультет Санкт-Петербургского психоневрологического института.
В годы Первой мировой войны служил братом милосердия в психиатрической больнице в Сиворицах Петроградской губернии, затем работал в больнице в Гатчине, служил фельдшером в селе Петроградского уезда.
Работал в Педолого-рефлексологическом институте.
В 1919-1921 гг. работал в лаборатории труда Института по изучению мозга и психической деятельности, заведовал сектором психиатрии.
С 1921 г. преподавал на высших педологических курсах.
С 1922 г. работал в Ленинградском научно-исследовательском психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева, с 1939 г. — директор ЛНИПНИ.
В 1923 г. построил Институт трудового воспитания для больных (дефективных) детей и в течение года был его директором.
С 1929 г. был профессором, а затем возглавлял кафедру психологии ЛГУ.
В годы Второй мировой войны В.Н. Мясищев остался в Ленинграде, пережил блокаду, руководя при этом НИИ Бехтерева, где разместил временный госпиталь.
Был учеником В.М. Бехтерева и А.Ф. Лазурского.
В конце 1910-х гг. занимался исследованиями трудовой деятельности человека и трудового воспитания детей.
В 1920-1930 х гг. выполнил большой цикл работ в области нейрофизиологии. Показал возможность исследования тонких переживаний не только с точки зрения их количественных, интенсивностных характеристик, но и оценки их качества, т. е. степени значимости для субъекта. Исследования кожно-гальванических показателей нервно-психического состояния человека привели к широкому применению этого метода в физиологических и психологических исследованиях здоровых людей, а также для изучения механизмов лечебного действия и эффективности психотерапии в клинике.
Несколько лет активно изучал психоанализ. Подтвердил некоторые выводы 3. Фрейда о сексуальных травмах как возможных источниках психических расстройств.
В 1944 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Электрокожные показатели нервно-психического состояния у человека».
Исследователь проблем человеческих способностей и отношений.
Занимался исследованиями в области психологии личности (индивидуально-психологические особенности человека, типы личности, характер) и в области медицинской психологии. Личность и характер рассматривал как структурно-содержательное целое, определяемое условиями общественно-индивидуального развития. Разрабатывая концепцию личности, считал, что ее ядро составляет система отношений человека к себе и миру, формирующаяся в результате отражения действительности и взаимодействия со средой.
В 1930-1940-е гг. разработал клинико-патогенетическую концепцию неврозов. Выступал с критикой одностороннего биолого-физиологического понимания неврозов, усматривавшего их причину в конституциональной слабости или неполноценности нервной системы, и обосновывал положение о том, что наиболее важным фактором в возникновении неврозов является «ситуативная недостаточность», проявляющаяся в том, что даже достаточно сильные и испытанные жизнью люди не справляются с известными ситуациями, тогда как многие лица со слабой нервной системой справляются с аналогичной ситуацией и не заболевают. Например, для гипертимной личности монотонно однообразная обстановка трудновыносима, тогда как для вялого и астеничного она является желательной и, наоборот, трудной оказывается обстановка напряженных требований. Для лечения неврозов к 1960-м гг. была разработана патогенетически обоснованная личностно-ориентированная психотерапия, суть которой заключалась в том, чтобы изменить систему отношений человека в целом, его жизненные позиции и установки.
В годы ВОВ изучал влияние мозговых травм, ранений, разрабатывая вопросы последствий соотношений различных факторов в психическом отклонении.
В конце 1950-х — начале 1960-х гг. В.Н. Мясищев один из первых в отечественной психологии ввел в практику повседневной научно-исследовательской психодиагностической работы использование новых методов изучения личности, в том числе и тех, которые были разработаны за рубежом.
Основные публикации:
- Научно-характерологический анализ литературных типов / В.Н. Мясищев. — П., 1914
- Работоспособность и болезненные личности / В.Н. Мясищев. — 1936
- Основные проблемы и современное состояние психологии отношений / В.Н. Мясищев // Психологическая наука в СССР. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. — Т. II, с. 110-125
- Личность и неврозы / В.Н. Мясищев. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1960. — 426 с.
- Основы общей и медицинской психологии: Учебник для учащихся мед. училищ / В.Н. Мясищев. — Л.: Медицина, 1968. — 216 с.; 2-е изд. с изм. — В.Н. Мясищев и др. — Л.: Медицина, 1975. — 223 с.
- Введение в медицинскую психологию / М.С. Лебединский, В.Н. Мясищев. — Л.: Медицина, 1966. — 430 с.
- Психические особенности человека / А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев. — В 2-х тт. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1957-1960.
- Психология отношений / В.Н. Мясищев. — М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: МОДЭК, 1998. — 362 с.
- Психология отношений: избранные психологические труды / В.Н. Мясищев. — М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. — 398 с.; 4-е изд. — 2011
- Психотерапия отношений / В.Н. Мясищев, Е.К. Яковлева. — СПб: Невский Архетип, 2018. — 351 с.
- Выдающийся русский ученый В.М. Бехтерев / В.Н. Мясищев. — М.: Знание, 1953. — 32 с.
- Современные представления о неврозах / В.Н. Мясищев. — М.: Знание, 1956. — 32 с.
- Вклад В. М. Бехтерева в учение о мозге и психике / Н.И. Гращенков, В.Н. Мясищев, Н.М. Щелованов. — М.: Знание, 1958. — 38 с.
- Трудные дети в массовой школе (Работа поста охраны детства): Сборник статей сотрудников кабинета профилактики трудновоспитуемости ЛПИ / Под ред. В.Н. Мясищева. — Л.: ЛПИ, 1933. — 120 с.
- Дети психоневротики и учебно-воспитательная работа с ними: Сборник статей / Под ред. В.Н. Мясищева, Н.И. Озерецкого. — М. — Л.: Гос. учеб.-педагог. изд-во, 1934. — 148 с.
- Вегетативные функции при нервных заболеваниях: Работы Сектора патопсихологии / Отв. ред. В.Н. Мясищев. — Л.: Биомедгиз, 1936. — 154 с.
- Нервно-психические заболевания военного времени: Сборник по материалам ленинградских конференций 1942-1943 гг. / Под ред. В.Н. Мясищева. — Л.: Медгиз, 1945. — 128 с.
- Психология и педагогика: Сборник статей / Отв. ред. В.Н. Мясищев. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1957. — 192 с.
-
Вопросы психоневрологии: Авторефераты научных работ за 1949-1951 гг.
- Экспериментальные исследования в психиатрической и неврологической клиниках: Труды Ленинградской конференции молодых ученых психиатров и невропатологов / Ред. В.Н. Мясищев. — Л.: Медгиз, 1955. — 132 с.
- Неврозы: Труды Конференции, посвященной проблеме неврозов. Ленинград, 6-9 июня 1955 г. / Под ред. В.Н. Мясищева. — Петрозаводск: Госиздат Карел. АССР, 1956. — 232 с.
- Проблемы клинической психоневрологии: материалы кандидатских диссертаций / Ред. В.Н. Мясищев. — Л., 1957. — 159 с.
- Вопросы психоневрологии: краткое изложение научных работ, законченных в 1958 г. / Под ред. В.Н. Мясищева. — Л., 1959. — 168 с.
- Вопросы профилактики невро-психических заболеваний и организации психоневрологической помощи: Сборник статей / Отв. ред. В.Н. Мясищев. — Л., 1959. — 195 с.
- В.М. Бехтерев и современные проблемы строения и функций мозга в норме и патологии: Труды Всесоюзной конференции, посвященной столетию со дня рождения В. М. Бехтерева / Под ред. В.Н. Мясищева, Т.Я. Хвиливицкого. — Л.: Медгиз, 1959. — 295 с.
- Ленинградский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева. Научная конференция (1958): Доклады / Отв. ред. В.Н. Мясищев. — Л., 1959. — 415 с.
- Проблемы способностей: Материалы конференции. 22-24 июня 1960 г. Ленинград / Отв. ред. АПН РСФСР В.Н. Мясищев. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — 308 с.
- Склонности и способности: Сборник статей / Отв. ред. В.Н. Мясищев. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1962. — 125 с.
- Методологические проблемы психоневрологии: Сборник статей / Ред. В.Н. Мясищев. — Л., 1966. — 176 с.
- Неврозы и соматические расстройства: Материалы всесоюзной научной конференции. 14-17 декабря 1966 г. / Председатель редкомиссии В.Н. Мясищев. — Л., 1966. — 386 с.
- Психологические методы исследования в клинике: Материалы симпозиума. 14-17 февр. 1967 г. / Ред. комис. В.Н. Мясищев и др. — Л., 1967. — 323 с.
- Исследование личности в клинике и в экстремальных условиях: Сборник статей / Под ред. В.Н. Мясищева, Б.Д. Карвасарского. — Л., 1969. — 302 с.
- Неврозы и их лечение: материалы, посвященные 50-летнему юбилею Клинического психоневрологического объединения им. И.П. Павлова) / Отв. ред. В.Н. Мясищев. — Л.: Медицина, 1969. — 231 с.
- Эмоциональный стресс: физиологические и психологические реакции: Медицинские, индустриальные и военные последствия стресса (Труды Международного симпозиума, организованного Шведским центром исследований в области военной медицины 5-6 февраля 1965 г., Стокгольм, Швеция) / Под ред. Л. Леви, В.Н. Мясищева. — Л.: Медицина, 1970. — 326 с.
- Клинико-психологические исследования личности: в связи с задачами профилактики, диагностики и лечения нервно-псих. заболеваний: Материалы симпозиума. 16-17 дек. 1971 г. / Ред. комис. В. М. Мясищев и др. — Л., 1971. — 254 с.
- Неврозы и пограничные состояния / Под ред. В.Н. Мясищева и др. — Л., 1972. — 105 с.
Награды:
- орден Ленина
- орден Трудового Красного Знамени (дважды)
- ряд медалей
Упоминания в публикациях «Психологической газеты»
- 17-й Саммит психологов о врачевании ран и поисках трансвитального смысла
- Диалоги о/в поле смыслов: к 120-летию со дня рождения А.Н. Леонтьева
- Особенности семейных ценностей представителей различных поколений
- Психологические проблемы смысла жизни и акме обсудили в ПИ РАО
- И.В. Добряков о формировании границ тела в онтогенезе
- «Отношение» как фундаментальная категория социальной психологии в анализе мотивации совместной деятельности
- Опубликована программа конгресса «Помощь психологического консультирования, психотерапии в новейшее время»
- «Я удовлетворен жизнью и чувствую себя благополучным, потому что позитивно отношусь к своему внешнему облику, или наоборот?»
- Анохин Петр Кузьмич: данные биографии #1
- Формирование профессиональной идентичности психолога: телесно-двигательный аспект
- Когнитивно-поведенческая терапия ОКР у детей и подростков: обзор методов и подходов
- Эйдемиллеровские чтения объединили психотерапию, психиатрию и медицинскую психологию
- Социальная фрустрированность как фактор психогенеза расстройств психической адаптации
- Изменение смысложизненных ориентаций — изменение линии жизни
- Новые страницы истории Петербургской психологической школы
- Профессиональное выгорание и восприятие времени при ПТСР
- Вклад Е. В. Шороховой в становление и развитие социальной и экономической психологии
- Общие подходы к изучению личности
- Что обсуждали на конгрессе «Психоневрология: век XIX — век XXI»
- Переход к МКБ-11: основные изменения и значение для практической психологии
- Российская психологическая наука в полиментальном мире
- Психотерапия идентичности и наверстывающее развитие личности в динамической психиатрии Г. Аммона
- Образ Родины: обоснование и апробация диагностического инструментария
- Ленинградские психологи в годы войны
- Диагностика психических нарушений в МКБ-11: новые задачи для клинических психологов
- Памяти Соломона Григорьевича Геллерштейна (К 125-летию со дня рождения)
- 55 лет назад открыты факультеты психологии в МГУ и СПбГУ: как это было?
- Ленинградская школа неврозологии: прошлое и настоящее
- Современный клиент/пациент — какой он? Кто сегодня обращается за психологической помощью?
- М. Решетников: «Нам нужны новые подходы к психике»
- О Б. Д. Карвасарском рассказывает Т.А. Караваева
- Альянс психологии, психотерапии и фармакотерапии обсудили в НМИЦ ПН им. Бехтерева
- Психологические модели инвалидности: причины возникновения и перспективы использования
- Эдмонд Георгиевич Эйдемиллер: учитель, отец, проводник, соратник
- Саморегуляция как фактор сохранения идентичности в ситуации неопределенности
- О жизни и профессиональной деятельности Б.Д. Карвасарского
- Проблема личности в психологии и психопатологии
- К вопросу о связи понятий «взаимоотношения» и «социально-перцептивный образ»
- Этапы 100-летнего развития психологической науки
- Владимир Николаевич Панферов — ученый и личность
17 июня 2023 , суббота
В этот день
Равиль Азатович Валиев празднует юбилей! Поздравить!
Наталья Георгиевна Дмитриева празднует день рождения! Поздравить!
Скоро
22 — 23 июняМосква
VI Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Сухаревские чтения. Аутоагрессивное поведение детей и подростков: эффективная профилактическая среда»
22 — 24 июняСанкт-Петербург
IX Научно-практическая конференция с международным участием «Психотерапия и психосоциальная работа в психиатрии»
22 — 23 июняМосква
II Всероссийская научно-практическая конференция «Инклюзия XXI века: теория и практика российского образования детей с особыми образовательными потребностями»
27 июняМосква, online
Всероссийская научная конференция «Николай Иванович Жинкин — выдающийся ученый и основатель отечественной психолингвистики: к 130-летию со дня рождения»
1 — 2 июляСанкт-Петербург
XVIII Летняя школа Европейской конференции психоаналитической психотерапии «Полифония психоанализа»
7 — 9 июляВладивосток
XII Международная научно-практическая конференция «Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности»
21 — 23 сентябряАрзамас
Всероссийский методологический семинар по истории психологии и исторической психологии «Арзамасские чтения – 5»
12 — 13 октябряКиров
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Детская психиатрия в фарватере современных медико-социальных проблем»
12 — 14 октябряМосква
Всероссийская научная конференция «Человек, субъект, личность: перспективы психологических исследований», посвященная 90-летию со дня рождения А. В. Брушлинского
18 — 20 октябряСанкт-Петербург
Международная научная конференция «Ананьевские чтения – 2023. Человек в современном мире: потенциалы и перспективы психологии развития»
25 — 26 октябряСанкт-Петербург
VI Международная научно-практическая конференция «Герценовские чтения: психологические исследования в образовании»
8 — 10 ноябряКазань
IV Всероссийская научная конференция с международным участием «Психология состояний человека: актуальные теоретические и прикладные проблемы»
9 — 10 ноябряМосква, online
Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы психологии искусства»
10 — 11 ноябряМосква
Международный съезд психологов в сфере образования
16 — 17 ноябряМосква, online
Международная научно-практическая конференция «Этнопсихология: теория и практика»
20 — 24 ноябряЯрославль
Всероссийская конференция «Век психологии в ЯГПУ им. К.Д.Ушинского»
Весь календарьОтделение клинической психологии – Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии им.
В.М. БехтереваПодразделение является клинической базой для Лаборатория клинической психологии и психодиагностики
Отделение было создано в декабре 2018 года с целью объединения медицинских психологов центра, осуществляющих практическую психологическую помощь на клинических отделениях. Методическое обеспечение деятельности отделения осуществляет Лаборатория клинической психологии и психодиагностики под руководством В.В. Бочарова. Отделение клинической психологии и лаборатория клинической психологии и психодиагностики представляют собой клиническую (практическую) и научную части единой структуры психологической помощи.
Основными принципами деятельности отделения является преемственность опыта, верность традициям «Бехтеревской» школы медицинской психологии и психотерапии, строгое следование принципам научности и индивидуальный подход к каждому человеку, обратившемуся за психологической помощью.
В настоящий момент в отделении и лаборатории работают научные сотрудники, доктора и кандидаты наук, медицинские психологи, нейропсихолог и логопед. Они активно совмещают научную, практическую и педагогическую деятельность. Все психологи отделения имеют высшее психологическое образование в области медицинской (клинической) психологии.
Психологи отделения сотрудничают со всеми клиническими подразделениями Центра и имеют опыт оказания помощи при широком спектре психиатрических, неврологических и наркологических проблем. Традиционно большое внимание уделяется нейропсихологическим исследованиям и коррекции.
Из истории отделения
У истоков создания отделения стоял великий российский учёный, врач, психолог и педагог Александр Фёдорович Лазурский (1874 – 1917). Именно он в 1909 году возглавил созданную Владимиром Михайловичем Бехтеревым лабораторию общей и экспериментальной психологии в Психо-неврологическом институте.
Владимир Николаевич Мясищев (1893 – 1973) в свою бытность директором института сыграл важную роль в становлении Лаборатории как самостоятельной научной структуры (1966 г.). Являясь блестящим организатором, он сумел сохранить медицинскую психологию даже в трудные годы негативного идеологического отношения к этой дисциплине. Владимир Николаевич разработал учение о неврозах, концепцию патогенетической психотерапии, его теория личности, теория отношений – концептуальная «канва», формирующая лицо Ленинградской (Санкт-Петербургской) школы медицинской психологии и психотерапии. Первым руководителем Лаборатории был доктор медицинских наук профессор Иосиф Михайлович Тонконогий (1925 – 2017). С 1979 по 2012 год Лабораторией руководил доктор медицинских наук, профессор Людвиг Иосифович Вассерман (род. 1936). В 2012 году Лабораторию клинической психологии и психодиагностики возглавил кандидат психологических наук, доцент Виктор Викторович Бочаров.
Психологическая помощь
Психологическая помощь – профессиональная помощь психолога, направленная на улучшение психологического благополучия клиента. Обращение к психологу помогает человеку лучше узнать себя, осознать свои мысли, чувства, поведение, сильные и слабые стороны для того, чтобы более эффективно распоряжаться своей жизнью, достичь больших успехов в различных сферах жизни (семейной, профессиональной, сфере общения, творческой).
Кто может обращаться за психологической помощью?
Психологическая помощь адресована как здоровым людям, испытывающим затруднения в различных сферах жизни, так и людям с психическими отклонениями, проходящим лечение в Центре, а также людям с соматическими заболеваниями и родственникам пациентов c психическими или соматическими расстройствами. Психологическая помощь оказывается специалистами отделения в стационарном и амбулаторном звене.
Чем психолог отличается от врача (психиатра, психотерапевта)?
Психолог – специалист с высшим психологическим образованием, который работает психологическими методами с проблемами психологического уровня и характера. Психолог не имеет права ставить медицинские диагнозы, назначать и использовать в своей работе медикаментозное лечение.
Кто такой медицинский (клинический) психолог?
Медицинский (клинический) психолог – это специалист, получивший образование по специальности медицинская (клиническая) психология и имеющий соответствующий диплом. Медицинский психолог владеет психологическими основами диагностики, лечения и реабилитации, а также профилактики болезненных состояний.
Какие методы используют психологи?
Психолог использует только надежные, научно обоснованные методы работы, признанные психологическим сообществом во всем мире. При оказании психологической помощи медицинские психологи Центра могут использовать перечисленные ниже методы как самостоятельные процедуры или комбинируя их друг с другом:
- беседа / интервью
- двигательные и интеллектуальные упражнения
- письменные и рисуночные задания
- диагностические методики (бланковые и компьютеризированные тесты, опросники)
- элементы творческой терапии (арт-терапия, театротерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, фильмотерапия)
- упражнения на саморегуляцию
- психологическое консультирование и коррекция
- мотивационное интервью
- аппаратные методы коррекции (биологическая обратная связь)
Какие существуют виды психологической помощи?
Психологическая помощь – широкое понятие, включающее в себя несколько видов психологической работы:
- психологическую диагностику
- психологическое консультирование
- психологические тренинги
- судебную психологическую экспертизу.
Психологическая диагностика ─ оценка состояния, интеллектуальных и личностных особенностей и возможностей человека, осуществляемая в рамках лечения, профилактики, профориентации и профотбора. Наши психологи используют новейшие психодиагностические методики, многие из которых создавались или впервые апробировались в Центре.
Психологическое консультирование ─ профессиональная помощь психолога в поиске решения проблемной ситуации клиента. Психологи работают с проблемными ситуациями:
- личного характера (неуверенность в себе, нерешительность, низкая самооценка, неуверенность в отношениях с противоположным полом, неумение выражать негативные эмоции, неумение говорить «нет», слишком бурное проявление негативных эмоций, беспричинная тревога, страхи, раздражительность, повышенная утомляемость, трудности в выборе профессии, страх одиночества)
- возникающими в паре (чувство непонимания в паре, чувство кризиса/тупика в отношениях, сильная психологическая зависимость от партнера, частые ссоры, частые агрессивные проявления в адрес партнера, переживание измены партнера, тяжелая реакция на развод)
- возникающими между детьми и родителями (чувство непонимания в семье, частые конфликты, сильная психологическая зависимость между членами семьи, сверхконтроль со стороны родителей, переживание разлуки с ребенком)
- возникающими в учебном/профессиональном коллективе (частые конфликты, сложности с вхождением в новый коллектив, переживание изоляции в коллективе, сложности в общении с начальством).
Психологические тренинги – активные групповые занятия, направленные на формирование и отработку определенных навыков (общения, саморегуляции, развития познавательных функций и др.), способствующих развитию личности.
Судебная психологическая экспертиза – это вид судебной экспертизы с использованием специальных знаний в области психологии. Практическая деятельность эксперта-психолога направлена на установление уголовно- и гражданско-релевантных психологических состояний, определение индивидуально-психологических особенностей, характера межличностных взаимоотношений, иных психологических категорий, имеющих юридическое значение в рамках судебного процесса.
Какие существуют формы психологической помощи?
Это зависит от того, что является объектом её приложения – сам человек, пара партнеров, семья или группа. С точки зрения формы психологическая помощь может быть:
- индивидуальной
- парной
- семейной
- групповой
В каких подходах могут работать психологи?
Психологическая помощь базируется на научно обоснованных подходах к пониманию природы человека. Традиционно она разделяется на глубинную (психодинамическую), когнитивно-поведенческую и экзистенциально-гуманистическую. Подходы могут дополнять друг друга на разных этапах оказания помощи.
Психодинамический или «глубинный» подход базируется на основных положениях психоанализа и психологии отношений. В качестве причин имеющихся затруднений он рассматривает взаимодействие неосознаваемых или плохо осознаваемых желаний, мотивов, установок, психологических защит, неадаптивных психологических стереотипов. Работа в данном случае направлена на расширение осознания внутренней психической жизни, анализ влияния прошлого опыта на актуальную жизненную ситуацию.
Когнитивно-поведенческий подход базируется на положениях школы И.П. Павлова и социально-когнитивных моделях и рассматривает имеющиеся у человека проблемы как следствие неправильного научения или способа осмысления ситуации. В рамках данного подхода в качестве возможных причин затруднений выступают мыслительные ошибки и убеждения, неадаптивные выученные стереотипные реакции на жизненные ситуации. Подход позволяет тренировать (моделировать) и закреплять более адаптивное поведение, повышать компетентность в социальном взаимодействии.
Экзистенциально-гуманистический подход имеет дело с базовыми общечеловеческими категориями (одиночество, свобода, страдание, самовыражение). Он направлен на интенсивный анализ ситуации «здесь и теперь», на развитие спонтанного социально приемлемого самовыражения. С помощью специальных упражнений и «игровых» экспериментов данный подход помогает человеку сформировать целостное представление о себе и глубже понять смыслы своего существования.
Что еще следует знать о психологической помощи?
Психологическую помощь условно разделяют на личностно-ориентированную и проблемно-ориентированную.
При личностно-ориентированной помощи работа направлена на поиск возможных внутренних глубоких причин, лежащих в основе имеющихся затруднений. Изучаются имеющиеся конфликты, «слепые пятна» в восприятии ситуации, слабо осознаваемые мотивы поведения, анализируется влияние восприятия и действий человека на качество его жизни.
При проблемно-ориентированной помощи работа направлена не на поиск причин и источников проблемы, а на поиск способов её решения. Это позволяет активно использовать социальное окружение клиента (семья, педагоги, врачи смежных специальностей, родственники и т.д.). Выделяются имеющиеся ресурсы, формируются позитивные представления о будущем.
Психологическая помощь может носить раскрывающий (ориентированный на «инсайт») или поддерживающий характер, в зависимости от состояния клиента и тех задач, которые поставлены.
Поддерживающий характер помощи показан людям, находящимся в остром (кризисном) состоянии, переживающим выраженный стресс, с целью стабилизации их эмоционального состояния, поиска ресурсов, расслабления или мобилизации сил.
Раскрывающий характер помощи показан людям вне острого эмоционального накала. Психолог в этом случае помогает клиенту обнаружить собственный возможный вклад в создание и поддержание проблемы, изменить схему своего поведения.
Сотрудники отделения:
Потребность в принадлежности — IResearchNet
Потребность в принадлежности Определение
Потребность в принадлежности относится к идее о том, что люди имеют фундаментальную мотивацию быть принятыми в отношения с другими и быть частью социальных групп. Тот факт, что принадлежность является потребностью, означает, что люди должны устанавливать и поддерживать минимальное количество длительных отношений. Эти отношения должны иметь больше позитива, чем негатива, и быть значимыми и значимыми для партнеров по отношениям.
Потребность в принадлежности Предыстория и история
Психологическая история мотива принадлежности имеет долгую историю, и психологи, включая Зигмунда Фрейда, признавали, что людям необходимо быть частью групп и отношений. Фрейд считал, что стремление к отношениям исходит из полового влечения людей или больше связано с узами между родителями и детьми. Абрахам Маслоу, чьим великим психологическим наследием было создание мотивационной иерархии, поместил потребность в принадлежности между удовлетворением физических потребностей (таких как еда и достаточное количество сна) и потребностью в самоуважении. Таким образом, эти ранние психологи признавали, что люди стремятся быть частью отношений, но не придавали этому стремлению первостепенного значения.
Джон Боулби, вероятно, был первым психологом, выдвинувшим идею о том, что принадлежность — это особая потребность, и одним из первых провел экспериментальную проверку этой идеи. Боулби наиболее известен своей теорией привязанности, в которой говорится, что ранние отношения людей с теми, кто за ними ухаживает (например, с родителями), являются основой того, как люди будут реагировать на других в близких, интимных отношениях на всю оставшуюся жизнь. Боулби увидел, что люди по-разному ведут себя по отношению к близким людям, и что эти различия можно наблюдать у детей и их матерей.
Самая влиятельная версия теории потребности в принадлежности была предложена Роем Баумайстером и Марком Лири, чья теория определила потребности в отношениях как одну из самых важных потребностей, которые должны удовлетворять люди. Они сравнили удовлетворение потребности в принадлежности с обеспечением таких потребностей, как пища и кров, которые необходимы для выживания. Баумейстер и Лири сказали, что для удовлетворения мотива принадлежности необходимо, чтобы были соблюдены два аспекта отношений: во-первых, людям необходимо позитивное и приятное, а не негативное взаимодействие с другими. Во второй части указывается, что эти взаимодействия не могут быть случайными, а скорее должны происходить как часть стабильных, длительных отношений, в которых люди заботятся о здоровье и благополучии друг друга в долгосрочной перспективе.
Причина, по которой потребность в принадлежности является жизненно важной для людей, заключается в том, что принадлежность к группам и интимные отношения помогали людям выжить в истории предков. Когда враги нападали, когда животные охотились, или когда было трудно найти пищу или убежище, у тех людей, которые были частью группы, было больше шансов выжить, чем у одиноких мужчины или женщины, которым нужно было постоять за себя. Размножение с другим человеком также было намного проще, что вполне очевидно, и те люди, которые могли войти в группу других и стать ее частью, с большей вероятностью имели потомство и, таким образом, передавали свои гены будущим поколениям людей. Даже если одиночки могут вызвать беременность, занимаясь сексом во время случайной встречи друг с другом, у этих детей будет меньше шансов дожить до взрослой жизни, чем у детей, которые растут при поддержке и защите группы. Таким образом, эволюция, вероятно, благоприятствовала ранним людям с более сильной потребностью принадлежать, и поэтому современные люди в основном произошли от них — и, следовательно, вероятно, унаследовали эту сильную потребность.
Хотя ранние теории о необходимости принадлежности подчеркивали отношения один к одному, более поздние исследования показали, что большие группы также могут удовлетворить эту потребность. Некоторые люди (и, возможно, мужчины больше, чем женщины) могут чувствовать связь с большой группой, такой как команда, компания или университет, и эта связь может в какой-то степени заменить интимные отношения.
Важность и последствия потребности в принадлежности
Важность потребности в принадлежности была задокументирована Баумайстером и Лири, когда они детализировали эмоциональные, когнитивные и физические аспекты потребности в принадлежности. Один из способов взглянуть на важность потребности принадлежать — задокументировать, что происходит, когда потребность не удовлетворяется. Причина, по которой ученые будут изучать последствия неудовлетворенной потребности в принадлежности, — это та же причина, по которой ученым необходимо изучить, что происходит, когда люди не получают достаточно еды или воды; нехватка чего-то и наблюдение за последующими отрицательными результатами дает значимую научную информацию о том, что недостающая часть (в данном случае отношения с другими) необходима для здорового функционирования.
Поддержка идеи необходимости принадлежности подтверждается исследованиями, показавшими, что социальные связи формируются легко и без особых обстоятельств или дополнений. Даже когда люди должны расстаться (например, при выпуске из колледжа), они часто очень расстраиваются из-за необходимости расстаться и, следовательно, дают обещания сохранить отношения через визиты, почту, телефон и так далее. Иногда люди, которые больше не увидятся, говорят «скоро увидимся» на прощание, потому что мысль о том, что они больше не увидят кого-то, слишком тревожна, чтобы произносить их вслух.
Потребность принадлежать имеет когнитивные (ментальные) компоненты. Например, кажется, что люди классифицируют информацию с точки зрения отношений и легко видят отношения между людьми, даже если их не существует. Вы когда-нибудь были в магазине, и продавец спрашивал, вы и человек рядом с вами в очереди (незнакомец) числились в одном и том же счете? Это пример склонности людей видеть отношения между другими. Когда два человека составляют пару, когнитивные представления о себе и партнере сливаются в уме, в результате чего информация о партнере классифицируется таким же образом, как и о себе. Когда отношения распадаются, люди снова и снова думают о партнере по отношениям, а мысли о другом человеке вторгаются в другие мысли.
Эмоции играют большую роль в формировании и разрушении отношений. Когда люди заводят новых друзей или влюбляются, они испытывают счастье и радость. Попадание в желанную социальную группу, такую как женский клуб или академический клуб, приносит людям счастье. Несмотря на стресс, связанный с рождением ребенка, люди рады стать родителями до того, как это произойдет, выражают позитивное отношение к тому, чтобы быть родителем (обычно) в те годы, когда ребенок дома, и оглядываются назад на этот опыт как на радостный и полезный. Наличие новых отношений, особенно таких важных для человека, как наличие собственного ребенка, вероятно, является причиной этих хороших чувств. На самом деле, быть довольным своей жизнью во многом является результатом того, сколько у человека отношений и насколько они приносят удовлетворение. Хотя люди могут думать, что деньги делают их счастливыми, оказывается, что участие в счастливых, стабильных отношениях оказывает гораздо большее влияние на счастье.
И наоборот, когда людей исключают из групп или их отношения разваливаются, они испытывают множество отрицательных эмоций. Тревога является одной из основных форм негативных эмоций, возникающих в результате потери отношений, когда дети в возрасте 1 года проявляют тревогу разлуки, когда они должны какое-то время быть без своих матерей. Депрессия и печаль также могут быть результатом того, что вас не принимают в группы или отношения, и часто депрессия и тревога идут рука об руку, когда люди чувствуют себя отвергнутыми. Ревность — еще одно негативное чувство, которое напрямую связано с межличностными связями. Ревность — это чувство, что кто-то собирается (или уже) забрал что-то, что у человека есть и что он не хочет терять (например, партнера по особым отношениям). Более 50% людей говорят, что они ревнивы, и это число может быть даже выше, потому что некоторые люди пытаются скрыть свою ревность. Одиночество — это хроническое состояние ощущения, что человеку не хватает отношений, приносящих удовлетворение. Одиночество — это больше, чем отсутствие социальных контактов, потому что человек может иметь несколько взаимодействий в течение дня, но все равно чувствовать себя одиноким. Чувство одиночества — это пример того, как взаимодействие должно происходить в контексте длительных отношений, чтобы удовлетворить потребность в принадлежности.
Исследователи зафиксировали физические недуги, возникающие, когда люди не являются частью групп или отношений. Например, женатые люди имеют лучшее здоровье, чем холостые, разведенные или овдовевшие. Женатые люди живут дольше, имеют меньше проблем с физическим и психическим здоровьем. Женатые люди, у которых диагностирован рак, живут дольше, чем одинокие люди, у которых схожие формы рака. Особенно известно, что у одиноких людей слабое здоровье. Исследователи некоторое время изучали одиноких людей и показали, что они чаще болеют простудой и гриппом, а также в целом имеют ослабленную иммунную систему. У женщин с расстройствами пищевого поведения, скорее всего, в молодости были сложные отношения с матерями. Ветераны, которые чувствуют, что имеют большую социальную поддержку, реже страдают от посттравматического стрессового расстройства, когда возвращаются из боя. Короче говоря, люди имеют более высокое качество жизни и живут дольше, когда они чувствуют себя частью поддерживающих и заботливых отношений.
Индивидуальные различия в потребности принадлежать
Люди отличаются друг от друга тем, насколько им нужно быть рядом с другими, и насколько сильно им больно, когда другие люди не принимают их. Марк Лири и его коллеги создали шкалу потребности в принадлежности, чтобы измерять индивидуальные потребности людей в принятии. Люди, получившие высокие баллы по шкале потребности в принадлежности, очень хотят, чтобы их принимали в социальные взаимодействия, и резко реагируют на исключение. Люди с низкими баллами по шкале желают иметь меньше близких отношений, хотя, опять же, минимальное количество близких связей важно для всех людей.
Ссылка:
- Baumeister, RF, & Leary, M.R. (1995). Потребность в принадлежности: желание межличностных привязанностей как фундаментальная человеческая мотивация. Психологический бюллетень, 117, 497-529.
Развитие теории отношений и культуры
Теория отношений и культуры (ТРК) выросла из ранней работы доктора медицины Джин Бейкер Миллер, написавшей бестселлер На пути к новой психологии женщин . Поскольку первое издание вышло в 1976, книга была продана тиражом более 200 000 экземпляров, переведена на 20 языков и издана в 12 странах. В своей работе доктор Миллер исследовала важность динамики доминирования и подчинения в человеческих отношениях и начала переосмысливать психологию женщин как психологию, сосредоточенную на отношениях.
RCT получила дальнейшее развитие в сотрудничестве, когда Джин Бейкер Миллер, доктор медицины, Джудит В. Джордан, доктор философии, Ирен Стивер, доктор философии, и Джанет Суррей, доктор философии, начали встречаться два раза в месяц в 1977. Эта группа, позже названная Группой теории Стоун-центра, а затем учеными-основателями, пыталась освободиться от того, что, по их мнению, было разрушительным воздействием традиционной терапии на женщин. К 1981 году они писали статьи, выступали на конференциях и нашли институциональное пристанище в Стоун-центре в колледже Уэллсли, где Джин Бейкер Миллер была первым директором; они буквально входили в голос.
Группа продолжала ставить под сомнение полезность психологии и терапевтических практик, которые возвышают и прославляют понятие гипериндивидуализированного отдельного «я». Доминирующая (белая, мужская, средний класс, гетеросексуальная) культура ценит власть над другими, придавая чрезмерное значение внутренним чертам, интрапсихическому конфликту и стремлению к независимости и успеху, достигаемым за счет конкурентных достижений, особенно в культуре Соединенных Штатов 21-го века. В той мере, в какой отношениям уделяется особое внимание, они рассматриваются в первую очередь как утилитарные и как помощь в достижении отделения себя. Они недооценивают важность связи, отношений, способствующих росту, и сообщества, и часто считают потребность человека во взаимосвязи признаком «слабости».
По мере продвижения работы феноменологический акцент был сделан на опыте женщин, чьи голоса исторически были изолированы от основного направления, пишущего о женском развитии. Включение этих голосов было направлено на то, чтобы бросить вызов нашим предположениям о норме мифа о власти, которая определяла бы «женщину» как белую, экономически привилегированную, трудоспособную и гетеросексуальную женщину. Не вызывая возражений, эта норма становится эталоном, по которому интерпретируется и оценивается весь женский опыт. Следовательно, степень, в которой отдельная женщина соответствует этой норме, почти по умолчанию становится мерилом, по которому она считается достойной внимания или пригодной для общения. Ученые начали понимать важность связи, поскольку она также стремилась увести модель от предубеждений гетеросексуального опыта белых, представителей среднего класса, от женского голоса к женским голосам: понимание важности связи через различия. Последствия разъединения на уровне общества, а также то, как неравенство во власти, силы стратификации, привилегий и маргинализации могут разъединить и лишить прав и возможностей отдельных людей и группы людей, имеет первостепенное значение для понимания благополучия как на индивидуальном, так и на общественном уровне. Осуществление власти над другими (доминирование), одностороннее влияние, влияние и/или принудительный контроль являются основным сдерживающим фактором взаимности.
Взаимность предполагает глубокое взаимное уважение и взаимную открытость к изменениям и отзывчивость. Это не означает равенство. Как однажды сказала Джин Бейкер Миллер: «Чтобы один человек рос в отношениях, оба человека должны расти». Это включает интерсубъективные, когнитивно-эмоциональные изменения; есть определенная, хотя и разная, уязвимость для обоих участников. Хотя мы в конечном счете верим, что безопасность заключается в построении хороших отношений, способствующих росту, а не в установлении отделения от других и власти над ними, построение подлинной связи основано на терпимости к неопределенности, сложности и неизбежной уязвимости, сопровождающей реальные изменения. Это далеко не просто и не всегда «хорошо».
Важнейшим шагом в эволюции модели стало признание значения культурного контекста для человеческого развития и влияния культуры на повседневную жизнь. Это осознание следует из растущего признания того, что отношения не существуют как раздробленные единицы — отдельные и отличные от более широкой культуры. Действительно, отношения могут как представлять, так и воспроизводить культуру, в которую они встроены. Соответственно, теории человеческого развития должны отвечать на вопрос: какой цели и чьим интересам служит теория? История психологической теории изобилует свидетельствами соучастия культурным установкам и практикам власти, разделяющим людей на группы господствующих и подчиненных. Одним из примеров такого соучастия было распространение психиатрических диагнозов в XIX веке.го века, приписывая определенные «черты личности» африканским рабам, которые предположительно делали их восприимчивыми к «мошенничеству, случаям побега и пренебрежительного отношения к собственности владельца» (Thomas & Sillen, 1972).
Совсем недавно феминистские теоретики (Броверман, Броверман, Кларксон, Розенкранц и Фогель, 1970; Гиллиган, 1982; Джордан и др., 1991; Миллер, 1976, 1987; Миллер и Стивер, 1997) отметили, что традиционные теории психологической зрелости склонны чрезмерно патологизировать женщин как нуждающихся, чрезмерно эмоциональных и зависимых. Редко уделялось внимание социальным структурам и механизмам власти, которые ограничивали реляционные роли, предназначенные для женщин в гендерно-стратифицированной культуре. Когда «черты личности» приписываются подчиненной группе и патологизируются, психологические теории помогают оправдать и сохранить культурное расслоение власти. Таким образом, переход от самоотношения к РКИ означает преднамеренное внимание к социальным последствиям развития теории.
Исследуя связи и разъединения как на индивидуальном, так и на социальном уровнях, мы начинаем понимать, как политическое становится психологическим/личным и наоборот. Связи формируются или не формируются в сети других социальных и культурных отношений. По мере того, как мы глубже понимали центральную роль культуры и неравенства сил в отношениях, мы чувствовали, что название модели должно сигнализировать об этом.
Поместить культуру, наряду с связью, в центр теории, значит нарушить критическое молчание. Во-первых, он признает, что социальные и политические ценности формируют теории человеческой психологии, в том числе те, которые ценят разделение и автономию. Реляционно-культурная теория не претендует на нейтральность ценностей. RCT признает, что симулировать ценностную нейтральность означает увековечивать искажения стратифицированной культуры довольно предсказуемым образом. Во-первых, сама теория освобождается от общественного контроля и приобретает ауру истины. Во-вторых, такие иерархические теории «власти над» контролируют то, как определяются и познаются все члены культуры. В-третьих, она делает это, стремясь принизить или патологизировать опыт маргинализированных людей. В-четвертых, она склонна переоценивать и отдавать предпочтение взглядам людей, занимающих доминирующее положение в культурном отношении. Миллер (1976) и другие указывали, что по мере того, как кто-то добивается господства в культуре стратифицированной власти, поддерживающая поддержка и связи становятся невидимыми. Помещая культуру в центр модели, RCT стремится сделать видимыми многослойные связи, опровергающие миф о разделении (Miller & Stiver, 1997).
В культуре, которая ценит разделение и автономию, люди с культурными привилегиями могут ложно казаться более самодостаточными и поэтому будут считаться более здоровыми, более зрелыми, более достойными привилегий, предоставляемых обществом. Те, кто пользуется меньшими культурными привилегиями (будь то добродетель или раса, этническая принадлежность, сексуальная ориентация или экономический статус), с большей вероятностью будут рассматриваться как неполноценные и нуждающиеся. Они с большей вероятностью будут подвергаться системному неблагополучию и культурному стыду. При переносе феноменологического фокуса на культурный контекст возникает более полная и точная картина человеческого опыта и возможностей. Без такого внимания опыт как социально привилегированных, так и социально незащищенных подвержен искажению.
Иллюзия разделения и ошибочная вера в автономию способствуют отрицанию основной человеческой потребности участвовать в развитии других и быть открытыми для других. И все же способность двигать других, находить отзывчивость, производить изменения, создавать движение вместе — жизненно важная часть хорошей связи. То, как власть определяется и выражается, имеет решающее значение. Например, есть власть называть, стыдить и определять чужую ценность или ее отсутствие, власть распределять ресурсы. Если эта власть выражена в одностороннем порядке, она уменьшает силу и власть других людей или группы людей, не обладающих этой властью. Поскольку за него цепляются и отказывают другим, это создает разъединение и бессилие. Неравенство в распределении власти происходит в семье, в терапевтических отношениях, в отношениях на работе. На общественном уровне неравное распределение власти между группами — теми, которые в значительной степени определяются доминирующими центральными группами как маргинальные — свирепствует и является источником боли и разобщенности среди представителей маргинализированных групп.
Сложность связи и отношений возникает из-за неравной силы, из-за различий в работе или из-за попыток творчески справиться с конфликтом. RCT признает, что все отношения перемежаются разъединениями, недопониманием и конфликтами. Настоящая, развивающая связь с другими не всегда гармонична или удобна; мы все испытываем страх, гнев и стыд. Мы уходим, чтобы защитить себя, особенно если не встречаем эмпатического отклика или чувствуем, что не имеем значения для другого человека. Но когда мы пересматриваем эти неизбежные разногласия, отношения улучшаются, а личные чувства благополучия, творчества и ясности возрастают.
Путь соединения наполнен разъединениями, уязвимостью поиска воссоединения и напряжением, связанным с необходимостью отойти, возможно, чтобы спрятаться в защитной лживости. Но мы верим, что за движением к общению стоит мощная сила, стремление к общению, желание приносить пользу другим, служить чему-то большему, чем «я».
По мере того, как мы продвигаемся вперед в разработке RCT, мы задаемся вопросом: как мы можем создать радикально новый язык связи и в полной мере оценить фундаментальный вклад отношений в человеческое развитие? Как мы можем оценить силу «управления изображениями»? Так ярко описана Патрисией Хилл Коллинз (1990), эти образы часто связаны с расой, классом, полом и сексуальной ориентацией и навязываются доминирующей культурой, чтобы лишить прав и маргинализировать подчиненные группы. Мы стремимся изучить, как культурная стратификация по множеству социальных идентичностей формирует опыт развития и возможности отношений, исследуя, как опыт расы, этнической принадлежности, сексуальной ориентации, класса и пола влияет на развитие аутентичности и взаимного сопереживания в отношениях. В первые дни нашей работы мы выяснили реляционные последствия межличностной разобщенности, описав ее как первичный источник человеческих страданий.
Мы признаем тезис о том, что «власть над» культурой сама по себе является агентом разъединения, который, если его не оспаривать, уменьшает способности к отношениям и уверенность всех ее членов. Например, поскольку односторонняя власть порождает страх, она также уменьшает способность к отношениям тех, кто обладает властью над другими. Когда целью отношений является защита неравенства власти (поддержание разрыва между теми, у кого есть привилегии, и теми, у кого их нет), крайне маловероятно, что может развиться подлинная отзывчивость. Действительно, подлинное взаимодействие и открытость взаимному влиянию можно рассматривать как опасную практику.
Путь соединения полон сложности, противоречия и неопределенности. Перед лицом неизвестности и унизительных слепых пятен мы стремимся научиться реагировать. В мире, который становится все более разрозненным, жестоким и наполненным страхом, где потребности сообщества заслоняются индивидуальной жадностью и конкуренцией, мы чувствуем стремление к связи. И обращаясь к соединению, мы чувствуем надежду.
Броверман И.К., Броверман Д.М., Кларксон Ф.Е., Розенкранц П.С. и Фогель С. (1970). Полоролевые стереотипы и клинические суждения о психическом здоровье. Журнал консалтинга и клинической психологии, 34 (1), 1-7.
Коллинз, П. Х. (1990). Черная феминистская мысль: Знание, сознание и политика расширения прав и возможностей. Бостон: Анвин Хайман.
Гиллиган, К. (1982). Иным голосом: Психологическая теория и женское развитие. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
Джордан, СП (ред.). (1997). Рост женщин в разнообразии: больше статей из Stone Center. Нью-Йорк: Гилфорд Пресс.
Джордан, Дж. В., Каплан, А. Г., Миллер, Дж. Б., Стивер, И. П., и Суррей, Дж. Л. (1991). Женский рост в связи: Письма из Каменного центра. Нью-Йорк: Гилфорд Пресс.
Миллер, Дж. Б. (1976). К новой психологии женщин. Бостон: Beacon Press.
Миллер, Дж. Б. (1987). К новой психологии женщин (2-е изд.