Что такое Ксенофобия — Узнай Что Такое
Ксенофобия (от греч. ξένος (хenos) — чужой, посторонний, φόβος (phobos) — страх) — боязнь всего чуждого, постороннего, незнакомого. Эту боязнь, как правило, сопровождает ненависть. Объектом ксенофобии могут быть как незнакомые предметы, так и посторонние люди.
Ксенофоб — это человек, который боится или ненавидит незнакомые вещи или посторонних, чужих людей.
Характеристики ксенофобии:
- беспричинный, безосновательный страх;
- страх невозможно или очень сложно контролировать.
Причины ксенофобии
Ксенофобия — это болезнь. Она включена в Большую медицинскую энциклопедию.
Считается, что ксенофобия происходит из наших животных инстинктов. В животном мире есть чёткое разделение между видами. Строго соблюдаются законы пищевой цепочки.
Получается, что один вид либо представляет опасность для другого (хищник — жертва), либо создаёт угрозу для территории и достатка в пище (хищник — хищник).
Политические причины ксенофобии
Ксенофобия и патриотизм
Патриотизм (от греч. πατριώτης – соотечественник, лат. patria – отечество) — сильная привязанность к месту, где человек родился, приверженность отчизне, обожание родины.
Патриотизм выделяют как одну из причин ксенофобии. Несмотря на то, что эти понятия несут в себе разную окраску (патриотизм — положительную, ксенофобия — отрицательную), их нередко связывают. Чрезмерное обожание родины может вызывать в человеке страх перед новыми людьми, приезжающими в страну, т. е. мигрантами.
Нередко ксенофобия может стать следствием пропаганды на телевидении или в политических кампаниях, которые не уделяют должного внимания воспитанию толерантности в гражданах.
Толерантность (от лат. tolerantia – терпение) — уважение того, что другие люди отличаются, и принятие этих отличий без ненависти и злобы.
Отличия могут проявляться как во внешности, стили жизни, предпочтениях в музыке, еде, так и в религиозных или политических убеждениях, культурах и традициях.
Экономические причины ксенофобии
Кто такие мигранты?
Миграция (от лат. migratio — переселение) — процесс, при котором люди и животные (в том числе птицы и рыбы) меняют территорию проживания. А мигрант — это человек, который переезжает жить на другое место: в другой посёлок, город, страну.
Присутствие мигрантов может приводить к появлению ксенофобского настроения. Испытывая страх за будущее своей страны, за ресурсы и возможности, человек начинает бояться чужаков.
Люди обеспокоены тем, что приезжие займут их рабочие места и квартиры. Из-за этого граждане страны лишатся источника дохода и будут вынуждены уехать из своих мест проживания в поисках свободной жилплощади (неважно для съёма или покупки).
История ксенофобии
В древности для выживания людям необходимо было объединяться в группы и защищать себя и свою территорию от посторонних.
С развитием цивилизации и благодаря процессу глобализации происходит смешение признаков, национальных, культурных и других, которые позволяли отличить своих от чужих. Но при этом животный инстинкт выживания и страха за свой вид настолько силён, что ксенофобия как явление в современном мире не исчезла.
Примеры проявления ксенофобии
На сегодняшний день ксенофобия также является одной из составляющих таких понятий, как:
- шовинизм, фашизм, нацизм, расизм, антисемитизм;
- сексизм, эйджизм, гандикапизм;
- стаурофобия, исламофобия и других.
Шовинизм, фашизм, нацизм, расизм, антисемитизм
Эти движения объединяют страх или ненависть, враждебность по отношению к людям другой расы или этноса.
Шовинизм
Самая острая форма национализма, т. е. теории о том, что одна нация превосходит все другие, является самой главной, доминирующей, лучшей.
По одной из версий термин получил своё название от имени ярого последователя захватнической политики Наполеона Бонапарта — солдата по фамилии Chauvin.
По другой — французский художник Никола-Туссен Шарле создал серию картинок про яростного солдата Шо-вэна. Его имя и характер стали причиной возникновения термина шовинизм.
Фашизм
Движение, возникшее в Италии в начале XX века. Его создатель Бенито Муссолини в качестве основной идеи называл превосходство одной нации над другими.
Нацизм
Форма фашизма, которая включает в себя также расизм и антисемитизм.
Термин возник от немецкого Nazi. Эти два слога были взяты из названия сторонника немецкой политической партии Адольфа Гитлера — «национальный социалист” (National-sozialist).
Расизм
Концепция, построенная на превосходстве одной расы над другими.
Термин придумал французский писатель и социолог Жозеф Артюр де Гобино. Он был автором расовой теории, которая превозносила одну расу — арийскую. При том, что такой расы не существовало. Арийскими называли языки из индоевропейской языковой семьи.
Сторонники партии Гитлера подхватили теорию Гобино. Они считали арийскую расу «высшей» и пытались избавиться от других «низших» и недостойных рас, в частности семитской.
Антисемитизм
Ненависть к евреям; предубеждение, согласно которому семитские народы, в частности евреи, считаются примитивной и неполноценной расой.
Читайте более подробно про Фашизм.
Сексизм, эйджизм и гандикапизм
Эти движения объединяет страх к людям, которые отличаются по физическим параметрам, половым признакам.
Сексизм
Ущемление прав человека в зависимости от его пола. Происхождение термина связано с движением за права женщин, которое происходило в США в 1960-х годах.
По идеологии сексизма женщины и мужчины обладают разными особенностями и параметрами. Эти особенности определяют, на что способен мужчина, а на что женщина. Соответственно, исходя из этого делается предположение, какую работу они способны выполнять, какие функции осуществлять и т. д.
Эйджизм
Предубеждение по отношению к человеку в зависимости от его возраста (от англ. age — возраст).
В рамках борьбы с эйджизмом Генеральная Ассамблея ООН объявила 1 октября Международным днём пожилых людей. Борьба с эйджизмом включает в себя информирование о проблемах, связанных со старением, и донесение до людей идей, что пожилые люди не являются бременем для общества.
Гандикапизм
Слово произошло от английского handicap, переводится как «увечье», «физический или моральный недостаток».
Неприязнь или страх перед людьми с физическими недостатками, а также людьми с отличными от принятой в обществе нормы умственных способностей или психологических качеств.
Гандикап означает, что человек из-за ограниченных умственных способностей или своих психологических качеств не развит в той же степени, как другие люди.
Стаурофобия и исламофобия
Эти движения объединяет страх перед людьми, которые исповедуют другие религии или вообще не верят в Бога.
Стаурофобия
Боязнь крестов. Страх людей перед распятым Иисусом.
Исламофобия
Страх и враждебность вплоть до ненависти по отношению к людям, исповедующим ислам, а также ко всему, что с ним связано: обычаи, праздники и т. д.
Узнайте также, что такое Гуманизм, Национализм, Мораль, Антисемитизм и Этика.
Взрыв на Черкизовском: В чем причины возникновения бытовой ксенофобии?
Свежий номер
РГ-Неделя
Родина
Тематические приложения
Союз
Свежий номер
Власть
01.09.2006 03:40
Поделиться
Взрыв на Черкизовском рынке: что могут сделать власть и общество для предотвращения подобных преступлений?
Валерий Выжутович (политический обозреватель)
Об этом ведут диалог член Комиссии Общественной палаты по вопросам толерантности и свободы совести Камилжан Каландаров и заместитель председателя Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Александр Чуев (фракция «Родина»).
Российская газета | Обвиняемые во взрыве на Черкизовском рынке — обыкновенные студенты. Они не скинхеды. По первым результатам следствия, за ними никто не стоит. Похоже, это бытовая ксенофобия. До сих пор она выражала себя пресловутым «понаехали тут». Теперь выражается в тротиловом эквиваленте. Что нам делать с такой ксенофобией — бытовой, но уже начиненной взрывчаткой?
Александр Чуев | Для начала — ничего не упрощать. Это явление имеет глубокие корни. Если говорить о бытовой ксенофобии, то она определяется уровнем образования, культуры, воспитания. Но еще и уровнем межнациональных противоречий, существующих в том или ином населенном пункте и в обществе в целом. Поэтому прежде чем делать выводы, и тем более предпринимать какие-то действия, необходимо хорошо изучить причины бытовой ксенофобии. Допустим, мы скажем, что межнациональная напряженность проистекает от того, что некая национальная община не социализировалась. Но мы можем тут ошибиться. Как можем ошибиться, если предположим, что дело лишь в отсутствии должного воспитания. Необходимы комплексные исследования бытовой ксенофобии. На их основе могут быть выработаны методы профилактики. Это, вероятно, и введение воспитательных компонентов в школу и вузы. И работа с национальными общинами. И работа персонально с теми, кто приехал к нам из другой страны. Ведь нередко люди приезжают, не зная ни наших обычаев, ни наших традиций, ни нашего языка. Взрыв на Черкизовском рынке — жуткое преступление. Но если не заниматься всесторонним изучением его причин, мы вскоре можем получить очень серьезные межнациональные столкновения.
Камилжан Каландаров | Я полностью согласен с вами. Но хочу сказать не о том, что надо сделать, а о том, что уже делается. В Общественной палате при комиссии по толерантности создана подкомиссия по делам национальностей. К ее работе привлечены представители национальных культурных автономий. Кроме того, 14 членов Общественной палаты вместе с лидерами этих автономий создали движение «Наша Россия». Там достаточно много авторитетных людей, представляющих разные конфессии. А еще в 46 регионах мы создали наши филиалы, где предоставляется бесплатная консультация и правовая помощь трудовым мигрантам. Ведь многие люди покидают свои страны не от хорошей жизни. Они едут в Россию не отдыхать, а зарабатывать на кусок хлеба. Надо этих людей адаптировать к российским реалиям.
РГ | А коренному населению не пора начать адаптироваться к окружающей его мигрантской среде? Не пора отказаться от ложных представлений о приезжих? По данным Левада-центра, лишь 7 процентов опрошенных считают, что русские живут в России богаче, чем «инородцы». Большинство же — 41 процент — убеждены, что выходцы с Кавказа или из Средней Азии значительно превосходят коренное население в материальном достатке. Хотя это не так.
Чуев | Результаты этого опроса, увы, закономерны.
РГ | В каком смысле?
Чуев | В том, что российские граждане нередко сталкиваются не с лучшими представителями той или иной национальной диаспоры и по ним судят об остальных. Вы же не станете отрицать, например, существование в России этнических преступных группировок. Вот и они тоже формируют в массовом сознании образ приезжего. Трудно согласиться с таким восприятием, но понять его можно. Мигранты, не знающие русского языка, наших законов и порядков, часто становятся легкой добычей криминальных сообществ. Попадая в эту среду, они перестают быть трудовыми мигрантами, становятся пособниками бандитов. Пока не поздно, для бывших жителей СССР, приехавших в Россию, нужно создавать центры адаптации. Так делается в Германии, других европейских странах.
РГ | Вы говорите о том, что нам делать с мигрантами. Но разговор о другом: что нам делать с отечественными ксенофобами?
Чуев | Тут одно с другим тесно связано. Правоохранительные органы обязаны выявлять экстремистски настроенных ксенофобов. А с другой стороны, они должны обезвреживать этнические преступные группировки. Когда они этим не занимаются или занимаются недостаточно эффективно, за дело берутся бомбометатели. Я столкнулся недавно с вопиющим случаем. Житель Подмосковья был похищен представителями некой национальной диаспоры. И ни милиция, ни прокуратура ничего не делали для раскрытия преступления. Мне пришлось лично заняться этим. Только после депутатского вмешательства человека нашли, а его похитителей задержали. Так что правоохранительным органам нужно усиливать работу на два адреса — и в отношении тех, кто проявляет чувство национальной нетерпимости, и в отношении тех, кто нарушает закон, являясь представителем той или иной этнической группы.
Каландаров | Мне кажется, не стоит уповать только на правоохранительные органы. Государство не может искоренить ксенофобию. Это под силу только гражданскому обществу. Но вы правильно отметили: не самые лучшие представители национальных меньшинств приезжают в Москву. И не самые благополучные. Если из Туркмении сегодня ехать в Россию, нужно на таможне предъявить 500 долларов в знак вашей минимальной обеспеченности. Это очень большие деньги для жителей страны, где средняя зарплата едва достигает 15-20 долларов. Поэтому мои земляки, когда собираются в Москву, заранее знают, к кому они нанимаются на работу. Существует целая отрасль бизнеса, специализирующаяся на рекрутинге из Средней и Центральной Азии. И вот люди целенаправленно приезжают, попадают к какому-то хозяину. А он связан с милицией. И ему не хочется платить налоги. Поэтому процветает теневой рынок рабочей силы, питаемый нелегальными мигрантами. Почти все они не имеют регистрации в Москве. И совершенно не стремятся зарегистрироваться. Зачем? Ведь у их хозяина в милиции, как говорится, все схвачено. Надо ломать этот порядок. Работа с мигрантами не должна быть кормушкой для милиционеров. Впрочем, все это неудивительно. Начиная с 90-х годов никакой миграционной политики в России не было.
РГ | А теперь она есть?
Чуев | Складывается. Эти трагические события, а их уже немало, подтолкнули власть к поиску необходимых решений. Президент в своем Послании Федеральному Собранию обозначил некоторые ориентиры. Словом, первый шаг сделан. Что касается борьбы с национальной нетерпимостью… Думаю, в школах надо вводить специальный предмет, цель которого — воспитание толерантности. Вот в Советском Союзе толерантность была. Только называлась другим словом — интернационализм.
РГ | Вы думаете, отсутствие в СССР агрессивной ксенофобии объяснялось интернациональным воспитанием?А не тем ли оно объяснялось, что Советский Союз был тоталитарным государством, где за публичный злобный выкрик в адрес какой-нибудь нации, не говоря уж о демонстрациях под ксенофобскими лозунгами, можно было схлопотать срок, и немалый? Может, нынешний взлет национальной нетерпимости следует отнести к неизбежным издержками демократии? Свобода слова, свобода собраний…
Каландаров | Отчасти оно так. Демократическое общество отнюдь не идеально.
Чуев | Демократия успешна лишь там, где есть определенная нравственная база, уровень культуры. Иначе это уже не демократия, а охлократия. Мы же принялись перенимать западные ценности, совершенно не адаптируя их к своей жизни. И получили проблемы, которые сегодня имеем. Между тем русский народ всегда был терпим к другим народам. Но теперь ситуация изменилась. В том числе и потому, что народ забывает свои корни, свои традиции. Русские стали сегодня менее русскими, если так можно сказать, и поэтому менее терпимыми. Я говорю тут о русских не в этническом смысле, а в культурном. Если бы русская культура стала более воспринимаемой молодыми людьми, национальной терпимости обязательно бы прибавилось.
Каландаров | Я не думаю, что русские стали менее терпимы. Те, о ком мы сейчас говорим, — не представители русской нации. Это пена. А русский народ по своей исторической ментальности — толерантный народ. Так было всегда. В том числе и в период существования СССР. А сейчас «братская семья народов» переживает кризис в отношениях. Мне кажется, в России надо возродить министерство по делам национальностей. Или учредить соответствующий комитет.
РГ | Это дело привычное. Первый отклик чиновничества на любую проблему — создать бюрократическую структуру. Вы верите в чудодейственную силу подобных структур?
Каландаров | Я говорил с представителями национальных культурных автономий. Они очень хотят, чтобы был какой-то орган. Это привычно для нашего самосознания. Нужен, как говорили у нас в Средней Азии, белый царь. Который всех примирит, всем поможет. В данном случае нам нужно министерство. Если власть не готова к созданию министерства, пусть будет уполномоченный по правам народов России.
РГ | И вот он-то наведет порядок в мозгах погромщиков? Благодаря его усилиям в Москве больше не повторятся события, подобные взрыву на Черкизовском рынке, а в Петербурге перестанут убивать на почве расовой ненависти? Кстати, в этих двух городах, как показывают исследования, уровень ксенофобии значительно выше, чем в других регионах России. Как думаете, почему?
Чуев | Тому есть очень понятные, на мой взгляд, социальные причины. Москва — город, являющийся центром миграции. Город, куда за последнее десятилетие приехало много людей, представляющих разные этносы. Эти люди олицетворяют иной уклад жизни, иную культуру, иные традиции. Для коренного населения все это очень чувствительно. И возникает напряжение. Даже на бытовом уровне. Ну представьте, приезжает человек из другого государства с большими деньгами. Покупает квартиру в центре города. Дом, в котором он покупает квартиру, строится на месте, где стояли старые дома, жителей которых выселили на окраину. Что скажут эти жители? Они скажу: нас загнали к черту на кулички, приехал откуда-то таджик (туркмен, азербайджанец), теперь живет там, где всю жизнь жили мы. Это частный случай, но из таких частных случаев складывается социальный фон, на котором возникает межнациональная напряженность. То же самое в Петербурге. Там, как и в Москве, миграционные процессы протекают достаточно бурно, но там есть и другие моменты. Там на одной улице, в том числе и на Невском, можно встретить храмы самых разных религий. Этот город всегда отличался толерантностью. Но в нем демографические проблемы острее, чем в Москве. У него меньше денег на развитие, поскольку основные финансовые потоки сосредоточены в столице. Из-за дефицита средств трудно привести в порядок фасады старинных домов, отреставрировать памятники архитектуры. У коренных жителей все это вызывает недовольство, досаду, горечь, которые подчас принимают экстремистские формы.
Каландаров | А почему тогда в Европе не происходит ничего подобного? Приезжают в Лондон представители великого чукотского народа. Покупают особняки, футбольные команды… И ни один англичанин не выходит на улицу протестовать. Тем более никто не убивает чукчей, поселившихся в Лондоне. Почему же в Москве и Петербурге обострены межнациональные отношения? Тому много причин. Но, я думаю, в Москве и Петербурге уровень нетерпимости к приезжим не выше, чем в других регионах. Просто о вспышках ксенофобии в этих двух городах пресса сообщает постоянно. А о том, что творится, к примеру, в Калужской или Брянской области, мало кто знает. И еще. Пресса и людская молва создают ложное впечатление, будто дорогие дома, земельные участки в России скупают только мигранты из Средней Азии или с Кавказа. Хотя с этим успешно справляются и приезжие из Тюменской области, других богатых регионов России. На них же почему-то никто внимания не обращает и не кричит: «Понаехали тут!». Свои бытовые и социальные трудности российский обыватель привычно объясняет нашествием «инородцев». Так ему проще. Тетя Маша, торгующая на рынке огурцами со своего участка, не может дать отпор милиционеру, обложившему ее данью. И свою злость она срывает на тех, кто, приехав, положим, из Средней Азии, делит с ней прилавок. Если на таджика наорать, он просто опустит голову и уйдет. Потому что он бесправный. А на милиционера орать нельзя — у него власть. Нельзя орать и на того, кто держит этот рынок. Кстати, это распространенное заблуждение, будто рынки держат в основном приезжие. Нет, за каждым таким приезжим установлен контроль. У каждого богатого нацмена есть свой хозяин в Москве, который его «крышует». Так что давайте в корень смотреть. А с национальным меньшинством мы как-нибудь разберемся.
РГ | Вспышки ксенофобии подрывают у людей веру в закон, в эффективное государство. И возникает тоска по сильной руке. Сколь велика в этих условиях опасность возврата к тоталитаризму?
Чуев | Опасность скатиться в тоталитаризм подстерегает любую страну, если в ней не налажены нормально действующие правоохранительные институты. Я считаю, прежде всего коррупция — фундамент зарождения тоталитаризма. Потому что если власть коррумпирована, постоянно зависит от чьих-то денег, она не захочет уйти с этого доходного места и, чтобы не уступить его никому, будет применять неправовые методы.
РГ | Мы сейчас говорим не о коррупции. Мы говорим о бессилии государственных институтов перед крайними проявлениями ксенофобии.
Чуев | Это бессилие — еще и от коррумпированности, которую нужно преодолевать.
Каландаров | Тоска по сильной руке, она есть в нашем обществе. Иногда я слышу: вот Сталин бы навел порядок! Действительно, при тоталитарной системе национальная нетерпимость не находит публичного выхода. Но как сделать, чтобы в стране не убивали приезжих и в то же время была демократия? Думаю, тут нужна прежде всего политическая воля.
РГ | Какая политическая воля нужна, чтобы сделать подчас элементарное — например, пресечь свободную торговлю нацистской литературой?
Чуев | Почему открыто торгуют такими книгами и брошюрами, думаю, всем понятно. Милиционер получил с торговца небольшую мзду и идет себе дальше.
РГ | Разве дело только в этом? А не в том еще, что сотрудники милиции сами заражены ксенофобией?
Каландаров | Да, это так. В милицейской среде очень многие симпатизируют ксенофобским лозунгам. Я однажды разнимал дерущихся на рынке у метро «Теплый стан». Милиционер избивал таджика. Группа патрульных подождала, пока тот будет избит как следует, потом увезла его в отделение. А если дерутся двое нерусских, милиционер всегда дождется, чтобы они хорошо измордовали друг друга. Затем обоих доставят в милицию, а после за деньги отпустят. Так вот, члены нашей комиссии предлагают привлекать в ряды российской милиции представителей национальных меньшинств. Пусть хоть они объяснят своим сослуживцам, как надо на рынке с азербайджанцем разговаривать. Что не с мата следует начинать, а неплохо сперва хотя бы поздороваться. Есть указ президента о создании общественных советов при силовых структурах. Я думаю, эти советы тоже могут кое-что сделать для преодоления ксенофобии и национальной нетерпимости. Особенно если там будут новые люди, в том числе и представители национальных меньшинств. Не все таджики, туркмены, азербайджанцы торгуют на рынках. Есть среди них и ученые, и деятели культуры. Надо их привлекать к работе в этих советах. У Общественной палаты тоже серьезный настрой. Мы планируем «круглые столы», семинары по проблеме ксенофобии. И я не считаю, что это пустой разговор. Как говорил Герцен, слово важно в той мере, в какой оно ведет к делу.
Российская газета — Федеральный выпуск:
Поделиться
ПозицияМиграцияВзрыв на Черкизовском рынке в Москве
Определениев кембриджском словаре английского языка
Переводы xenophobe
на китайский (традиционный)
排外者, 恐外者…
Подробнее
на китайском (упрощенном)
排外者, 恐外者…
Подробнее
на Португальский
ксенофобо, -а…
Узнать больше
Нужен переводчик?
Получите быстрый бесплатный перевод!
Как произносится
Обзор
хс
хд
ксенолит БЕТА
ксенон
ксенофоб
ксенофобия
ксенофобский
ксенофобски
ксенотим БЕТА
Проверьте свой словарный запас с помощью наших веселых викторин по картинкам
- {{randomImageQuizHook. copyright1}}
Авторы изображений
Пройди тест сейчас
Слово дня
пау-вау
Великобритания
Ваш браузер не поддерживает аудио HTML5
/ˈpaʊ.waʊ/
НАС
/ˈpaʊ.waʊ/
собрание коренных американцев для принятия решений или проведения духовных церемоний или торжеств
Об этом
Блог
Необычно: способы сказать, что что-то необычное (2)
Новые слова
вироворе
В список добавлено больше новых слов
Наверх
Содержание
EnglishTranslations
Понимание психологии ксенофобии и ее последствий
Ксенофобия происходит от греческого слова «Xenos», что означает «чужой» в наиболее стандартном определении, хотя в зависимости от контекста оно также может интерпретироваться как «гость». . Оно также происходит от слова «Фобос», что означает фобия.
Содержание
Что такое ксенофобия?
Ксенофобия — это страх или ненависть к людям, которые воспринимаются как отличные от вас. Это может быть связано с расой, этнической принадлежностью, национальностью, религией или другими отличительными характеристиками человека.
90–130 Обычно это происходит из-за глубоко укоренившегося убеждения, что существует конфликт между ингруппой человека и аутгруппами.
Ксенофоб может чувствовать себя некомфортно в присутствии людей из другой группы, отказываться дружить или общаться с этими людьми, может не воспринимать всерьез представителей чужой группы или может полагать, что их внутренняя группа превосходит чужую.
В то время как расизм — это вера в то, что одна раса превосходит другую, ксенофобия — это ненависть к чужакам, основанная на страхе, которая затем может привести к чувству превосходства над этими чужаками.
Ксенофобия является проблемой, поскольку этот тип мышления разделяет людей на своих и чужих, что в конечном итоге может вызвать такие отношения, как страх, ненависть и унижение.
Ксенофобия также может привести к тому, что люди будут чувствовать себя исключенными из культуры, в которой они хотят жить, или даже к насилию в самых крайних случаях. Таким образом, ксенофобия может привести к негативным переживаниям на индивидуальном и социальном уровне.
Это психическое расстройство?
Ксенофобия не признается психическим заболеванием, поскольку в Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам (DSM-5) отсутствуют критерии для нее.
Некоторые исследователи спорят о том, следует ли выделить ксенофобии собственные критерии или сделать ее подтипом другого состояния. Poussaint (2002) предположил, что крайние ксенофобские установки следует рассматривать как подтип бредового расстройства.
Это объясняется тем, что крайнее насилие из-за ксенофобии должно свидетельствовать о состоянии психического здоровья, и отказ от рассмотрения крайней ксенофобии как патологии может нормализовать и узаконить эти взгляды.
Исследователь, таким образом, предполагает наличие «типа предрассудков» в соответствии с критериями бредового расстройства, который может объяснить крайние ксенофобские взгляды и поведение.
Другие, напротив, утверждали, что крайнюю ксенофобию не следует относить к психическим расстройствам, поскольку они утверждают, что это скорее социальная проблема, чем проблема со здоровьем (Bell, 2004).
Хотя ксенофобия содержит слово «фобия», поддающееся диагностике состояние психического здоровья, предполагается, что оно не является столь экстремальным, как другие клинические фобии, которые могут испытывать люди, такие как агорафобия или клаустрофобия.
В то время как клинический страх перед незнакомцами возможен, эти люди будут бояться всех незнакомцев, включая тех, кто принадлежит к той же расе, национальности и культуре, что и они. Люди со страхом перед всеми незнакомцами будут испытывать тревожные симптомы, связанные с фобиями, даже если они думают только о незнакомцах.
Они также старались избегать всех незнакомцев, насколько это возможно. Таким образом, состояние будет значительно пагубно для их жизни.
Хотя ксенофобия не является диагностируемым психическим заболеванием, она может стать симптомом других психических расстройств. Например, крайние расистские взгляды, проистекающие из ксенофобии, могут быть симптомом психотических расстройств, таких как шизофрения.
Точно так же ксенофобия может быть вызвана посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР). Если у кого-то развивается посттравматическое стрессовое расстройство после того, как он пережил терроризм и насилие в другой стране, у него может развиться ксенофобия из-за этого опыта.
Типы ксенофобии
Существует два основных типа ксенофобии:
Культурная ксенофобия
Лица, придерживающиеся культурно-ксенофобных взглядов, могут отвергать объекты, традиции или символы, связанные с другой группой.
Например, это может быть одежда, традиционная для другой культуры, другого языка или традиционная музыка другой культуры.
Культурно-ксенофобные люди могут полагать, что их собственная культура и традиции превосходят те, что принадлежат другим группам.
Этот тип ксенофобии может проявляться в том, что люди делают негативные замечания о культурно традиционной одежде или делают уничижительные комментарии, когда люди вокруг них говорят на другом языке.
Ксенофобия иммигрантов
Лица, выражающие иммигрантскую ксенофобию, могут отвергать людей или группы людей, которые, по их мнению, не вписываются в их общество.
Это может включать неприятие людей, исповедующих другую религию или национальность, и избегание людей с другим цветом кожи.
Люди с этим типом ксенофобии могут считать людей из своей социальной или культурной группы выше других, избегать мест, густонаселенных иммигрантами, или негативно отзываться о людях, принадлежащих к другим культурам или странам.
Причина ксенофобии может быть сложной. Эволюционные психологи могут утверждать, что ксенофобия может быть частью генетического поведенческого наследия, потому что страх перед внешними группами защищал предков людей от угроз.
Из-за этого у нас все еще может быть предрасположенность к настороженности по отношению к чужим группам, и мы можем чувствовать себя более склонными проводить время с теми, кто похож на нас. Это также было продемонстрировано в экспериментах с использованием «странной ситуации». кто-то знакомый.
Факторы, влияющие на ксенофобские настроения, в основном считаются внутренними и внешними. К внутренним факторам относятся генетика и особенности личности, тогда как факторы среды находятся в пределах межгрупповых отношений и воспитания.
В исследовании Kocaturk and Bozdag (2020) изучалась взаимосвязь между личностными чертами и ксенофобскими настроениями. Они обнаружили, что у тех, кто имел высокие показатели «приятности», связанной с состраданием и добротой, был более низкий уровень ксенофобии.
Для сравнения, было показано, что те, у кого высокие баллы по нарциссизму и психопатии, связаны с более высоким уровнем ксенофобии.
В то время как некоторые люди могут быть более предрасположены к ксенофобии, многие из этих взглядов являются выученной реакцией. Например, если люди растут в ксенофобных семьях, они, скорее всего, передадут эти убеждения своим детям.
Точно так же, если люди выросли в районах с небольшим разнообразием или ходили в школу в основном с людьми, которые принадлежали к той же культуре и расе или говорили на том же языке, что и они, они могут не так хорошо знать людей за пределами своей культуры. или национальность.
Недостаток знаний может также повлиять на толерантность кого-то к другим людям, и может быть более сильное чувство своей и чужой группы.
Социальные сети и новостные агентства также могут подпитывать ксенофобские настроения, например, когда политики используют политическую пропаганду для превращения ксенофобии в оружие, чтобы манипулировать эмоциональной напряженностью в сообществе для продвижения своих планов. Социальные сети могут упростить поиск единомышленников и сообществ, придерживающихся таких же ксенофобских взглядов.
Кроме того, социальные сети могут влиять на мнение людей, если что-то представляется им таким образом, что это может повлиять на взгляды.
Ранее толерантные люди могут столкнуться с нетерпимыми взглядами, которые могут изменить их мнение так же, как люди с нетерпимыми взглядами могут найти информацию, которая делает их взгляды более экстремальными (Bursztyn et al., 2019).
Воздействие
Ксенофобия может иметь более широкое влияние на общество, включая культурные отношения, экономику, политику и историю.
Ксенофобия была связана со следующим:
Война и геноцид
Враждебность по отношению к «другим».
Снижение социального и экономического роста для аутгрупп
Дискриминация
Преступления на почве ненависти
Распространение ложной информации о некоторых культурах
Изоляция
Спорная политика
Тем, кто испытывает к себе ксенофобное отношение, может быть трудно жить в их обществе. У них может быть меньше возможностей трудоустройства, доступа к жилью и прав, чем у других.
Это может негативно повлиять на их психическое здоровье, заставляя их чувствовать себя изолированными от общества или в депрессии.
Они также могут чувствовать себя небезопасными, отверженными, оторванными от жизни и постоянно чувствовать, что им угрожают.
Исследование опыта ксенофобии среди пожилых людей китайского происхождения в США показало, что у них повышенный уровень депрессии, более слабое здоровье, повышенный риск изоляции и более высокая вероятность суицидальных мыслей (Dong, Chen, & Simon, 2014).
С другой стороны, те, кто выражает ксенофобские взгляды, также могут столкнуться с негативными последствиями. Они могут потерять друзей с людьми, не разделяющими их взглядов, или даже лишиться работы, в крайнем случае, если об их ксенофобных действиях станет известно. Это также может привести к тому, что эти люди будут чувствовать себя социально изолированными или подавленными.
Текущие проблемы также могут усиливать ксенофобские настроения и вызывать негативные последствия. Например, рост иммиграции в течение многих лет в глобальном масштабе мог усилить ксенофобские настроения (Якушко, 2009).).
За терактом 11 сентября в Нью-Йорке последовала антимусульманская ксенофобия. Аналогичным образом, референдум Европейского союза в Великобритании в 2016 г. также показал значительный рост ксенофобского отношения к иммигрантам: в июне 2016 г. по сравнению с июнем 2015 г. на 41% респондентов было сообщено об увеличении числа правонарушений на расовой почве (Home Office, 2016).
Совсем недавно вспышка COVID-19 спровоцировала усиление ксенофобского отношения к азиатским сообществам: в период с марта по май 2020 г. в Соединенных Штатах было зарегистрировано более 1700 случаев ненависти к азиатам (Le, Cha, Han, & Tseng, 2020).
Борьба с ксенофобией
Для тех, кто настроен ксенофобно, может быть полезно пройти курс терапии, который изменит их неправильное и вредное восприятие других.
Во многом ксенофобия могла быть вызвана глубоко укоренившимися убеждениями, которые трудно изменить. Если кто-то с такими убеждениями хочет пройти терапию, терапевты должны обеспечить непредвзятый подход, чтобы помочь человеку.
Когнитивно-поведенческая терапия
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) использует методы, чтобы бросить вызов бесполезным мыслям и убеждениям и направлена на то, чтобы изменить их на более реалистичные или полезные.
Это также может сработать, если человек с ксенофобией испытывает тревогу или иррациональный страх перед другими людьми.
Управление гневом
Кроме того, управление гневом может быть вариантом для тех, кто более склонен к вспышкам насилия или угроз по отношению к тем, кто не является частью их внутренней группы.
С помощью управления гневом люди могут научиться управлять своими негативными эмоциями, такими как страх и тревога, чтобы преодолеть их.
Расширьте свой опыт
В противном случае, те, кто признают и хотят изменить свои ксенофобские взгляды, могут получить пользу от расширения своего опыта. Они могли бы поехать в другие части своей страны или в другую страну, где культура и язык отличаются, чтобы помочь им проявить терпимость к людям, которых они считают отличными от них.
Это может быть связано с экспозиционной терапией, обычной практикой, используемой для людей, страдающих фобиями, с идеей о том, что чем больше человек подвергается воздействию чего-то пугающего, тем меньше он будет бояться со временем.
Образование
Люди могут также получать образование другими способами, например, смотреть документальные фильмы, в которых обсуждаются другие культуры, читать познавательные книги, посещать беседы или присоединяться к социальным группам для тех, кто хочет больше узнать о других культурах, этнических группах, языках и т. д.
Рассмотрите сходство с «чужой группой»
Кроме того, при разговоре с людьми, которых можно было бы считать частью «чужой группы», может быть полезно искать сходство с этим человеком, например общие интересы.
Это может повысить их отношение к другим, поскольку они могут заметить, что между людьми гораздо больше сходства, чем они изначально думали.
Они также могут попытаться научиться чему-то у людей, с которыми они сталкиваются, например, понять ситуацию с точки зрения другого человека.
Чем менее неизвестными становятся люди, тем меньше вероятность того, что человек будет чувствовать себя рядом с ними некомфортно.
Как справиться с ксенофобией
Если кто-то столкнулся с ксенофобными комментариями в свой адрес, и это влияет на его психическое здоровье, он также может рассмотреть возможность терапии в зависимости от того, насколько сильно он себя чувствует.
Если люди испытывают депрессию или тревогу из-за ксенофобии, им могут быть назначены антидепрессанты для борьбы с некоторыми симптомами. Хотя это не всегда может быть рекомендовано в качестве первого ответа на проблемы с психическим здоровьем.
Они также могут обратиться за консультацией или групповой терапией, чтобы обсудить свои чувства и найти способы справиться со своими негативными чувствами.
Интернет-сообщества и группы поддержки — еще один способ найти единомышленников, у которых может быть похожий опыт. Эти группы могут обеспечить безопасное место, где их выслушают и напомнят, что они не одиноки.
Для всех, кто замечает ксенофобию в обществе, может быть полезно вызвать ксенофобные комментарии или вмешаться, если это безопасно. Это может проинформировать человека, проявляющего ксенофобию, о том, что его поведение проблематично, и вероятность того, что он повторит свое поведение, снизится.
Поскольку ксенофобия может зародиться в детстве, может быть полезно обучать детей в юном возрасте, чтобы предотвратить формирование глубоко укоренившейся ксенофобии.
Честный разговор с детьми о ксенофобии может помочь им научиться бороться с этим поведением, если они его заметят, например, заступиться за ребенка в своем классе, который может стать мишенью.
Наконец, другими способами борьбы с ксенофобией являются: сообщать об инцидентах, если это безопасно, как публично, так и в Интернете, делиться историями о ксенофобном опыте для повышения осведомленности, обращаться к новостным агентствам, если они используют ксенофобский язык, и поддерживать правозащитные организации. .
Дополнительная информация
Чоан, М., Шулика, Л.С., и Мтомбени, М. (2011). Анализ причин, последствий и разветвлений ксенофобии в Южной Африке. Взгляд на Африку, 3 (2), 129–142. Баумейстер, Р.Ф., и Лири, М.Р. (1995). Потребность в принадлежности: желание межличностных привязанностей как фундаментальная человеческая мотивация. Психологический бюллетень, 117(3), 497.
Литература
Белл, К. (2004). Расизм: психическое заболевание? Психиатрические службы, 55 (12), 1343-1343. Бурштын Л., Егоров Г., Ениколопов Р. и Петрова М. (2019 г.). Социальные сети и ксенофобия: доказательства из России (№ w26567).