Личность формируется в результате процесса социализации: Процесс формирования личности — урок. Обществознание, 6 класс.

Теории личности

Социология личности как специальная социологическая теория

Социология зародилась в позитивистской философии. Позитивизм – наука, основанная на наблюдении.

Единица изучения для Огюста Конта является малая группа, семья. Личность им не рассматривалась.

Спенсер основывал свою теорию на эволюционизме и организиционизме. Социальный организм.

Дюркгейм впервые начинает говорить, что социология должна изучать общество как

Социологизм: социальное должно изучать социальное. Изучал самоубийство как социальную проблему. Аномия – ценносно-нормативный вакуум.

Объектом социология личности (СЛ) является личность как объект и субъект социальных связей и взаимоотношений.

Предмет СЛ – изучение социально-типических черт личности, которые формируются в рамках определённой культурно-исторической эпохи.

В рамках философии антропологическая проблема акцентирует внимание на глобальных проблемах бытия человека (место человека в мире, смыслообразующие проблемы).

Психология изучает личность в качестве целостной аффективно-мотивационной структуры.

История видит человека в контексте его вклада в исторический процесс.

Статус СЛ в современном наукознании.

  1. Теоретико-методологический уровень научного знания

  2. Эмпирическая социология

Мэртон вводит в социологию теорию среднего уровня.

СЛ – это отраслевая социологическая дисциплина, относится к теории среднего уровня Мертона.

Современные тенденции развития социологии позволяют отнести СЛ к первому теоретико-методологический уровень, потому что:

1.Категория «личность» наравне с категорией «общество» становится базовой категорией социологии.

2.Все теории личности включены в блок первого уровня.

3.Основная категория социологии — «социальное» — раскрывается через личностные взаимодействия.

1.Макроподход к личности – в рамках этого подхода личность является продуктом общества, эпохи, истории, культуры и т. п. Личность – проэкция социальной, макросоциальной структуры.

Линтон выделяет 2 типа личности:

  • Модальная личность формируется в результате сходных процессов социализации – формы, приёмы социализации «нормальной личности», люди, попадая в одинаковые условия, формируют сходные системы взглядов. Модальная личность — возможные вариации «нормы» личности;

  • Нормативная личность — «советский», идеальный тип личности.

К макроподходу относится теория Эмиля Дюркгейма «Коллективные представления», теории социального характера: Эрих Фромм, Дэвид Рисмэн.

2.Микроподход к личности – противоположный подход. В основе процессов социализации лежит межличностное взаимодействие. Джордж Герберт Мид (символический интеракционизм), Гофман(драматургический подход), Фрейд(психоанализ), Габриэль Тар.

Формирование личности происходит через интеракцию.

Ролевые теории вводит Мид, Линтон, Парсонс (личность – набор ролей)

Социализация

Социализация – процесс, благодаря которому индивид становится личностью, процесс интеграции индивида в общество.

Поняття „соціалізація” вперше було запропоновано американським філософом Ф.Гідінгсоном наприкінці ХІХ століття. Сьогодні соціалізацію розглядають як процес формування особистості в певних соціальних умовах, процес засвоєння людиною соціального досвіду, який вона трансформує у власні цінності й орієнтації, вибірково включає у свою систему

поведінки ті норми й шаблони, які прийняті в суспільстві або групі.

Социологическая структура личности

В социологии существует множество подходов к изучению личности.

1.Структура личности по Фрейду.

2.Классическая структура личности в социологии:

  1. Потребности – состояние нужды, испытываемое человеком в определённом контексте

  2. Интерес – осознанная потребность. Интерес обязательно к чему-то.

  3. Мотив — побудительные силы действия.

  4. Ценности – особое общественное отношение к миру вещей предметов и явлений.

Память или социальная память.

Социальная память – это набор знаний, необходимый человеку для успешного взаимодействия в некотором обществе.

Уровни социальной памяти:

1.Личностный уровень (знание, без которых человек практически не сможет взаимодействовать с другими людьми).

2.Общественный уровень (память общества: исторические события и феномены, которые занимают значимое место в культуре того или иного общества).

Этапы социализации:

  1. Первичная (социализация детства)

  2. Вторичная (социализация продолжается на протяжении всей жизни человека)

Фазы или стадии социализации

  1. Адаптация (привыкание, приспособление к определённым нормам)

  2. Интериоризация (человек воспринимает нормы и правила поведения уже не как внешний фактор, на него влияющий, а как часть своей собственной личности)

  3. Экстернализация

Агенты социализации – люди и социальные институты, которые принимают непосредственное участие в социализирующем воздействии.

К ним относят: семья, образование, профессиональные группы, референтные группы, государство, масс-медиа.

Факторы социализации – социально-конкретные условия, влияющие на процесс социализации индивида.

Виды факторов социализации:

  • Макрофакторы (государство, общество в целом)

  • Мезофакторы (масс-медиа, большие социальные группы, институты социализации)

  • Микрофакторы (ближайшее окружение человека)

Кроме термина «социализация», в современной социологии часто используется смежное с ним понятие – «идентификация» — процесс самоопределения человеком себя в социальном пространстве. В результате идентификации формируется так называемая идентичность. Идентичностей всегда множество в каждом конкретном человеке, которые меняются с течением времени.

Основные типы идентичности:

  1. Гендерная идентичность

    1. Адрогенный

    2. Феминный

    3. Маскулинный

  2. Этническая идентичность (принадлежность к этнической группе)

  3. Национальная идентичность (принадлежность к государству)

  4. Профессиональная идентичность

  5. Виртуальная идентичность (любая идентичность, сконструированная на «пустом месте»)

Социальный контроль – устойчивая система стратегий и механизмом, с помощью которых общество направляет поведение индивидов.

Любой социальный контроль подразумевает 2 основные аспекта:

1)нормы поведения

2)санкции за их невыполнение

К социальному контролю относится не только зафиксированные нормы поведения (законы), за выполнением которых следит государство, но и огромное количество «неписанных» норм и правил, контроль за выполнением которых ложится на общественное мнение и другие социальные институты.

Феральные люди («дети Маугли»)

Актуальность исследования данной проблемы вызвана 2мя обстоятельствами:

  1. Социально-исторические условия (обстоятельства)

    1. Удлинение периода детства (11-летние обучение, изменение институциональной картины процесса социализации)

  1. Социально-психологические условия (причины)

    1. Формирование в ходе процесса социализации недетских характеристик или черт (готовность к осознанному выбору, личная ответственность, умение действовать в неопределённых ситуациях)

На сегодняшний день социализация изучается как:

  • Процесс (поэтапность)

  • Результат (социализированность – соответствие индивида социальным требованиям, предъявляемым к данному возрастному этапу; наличие личностных предпосылок, обеспечивающих нормативное поведение или процесс социальной адаптации)

Основные проекции социализации

1. Социализация как инкультурация

Херсковец

1.Люди разных культур отличаются друг от друга

2.Социализация без инкультурация невозможна (обучение без научения)

3.Выделяет несколько этапов инкультурации:

  • Детство (усвоение языка и основных ценностно-нормативных моделей)

  • Зрелость (избирательное усвоение научных открытий, достижений) происходит инкультурация, отображающая сущностные характеристики этой культуры

2.Социализация как адаптация

В качестве основного результата выделяется формирование характеристик индивида, обеспечивающих нормативное поведение. В данном контексте социализация рассматривается как ориентация на «вчера». Социализация рассматривается как транслирующая воспроизводство социальной системы.

3.Социализация как конструирование социальной реальности

В рамках данной концепции большое внимание уделяется активности субъекта. Активность проявляется в:

  • Избирательном отношении к возможному ролевому репертуару

  • Выборе определённой стратегии поведения

  • Приверженности к определённой системе ценностей

Индивид рассматривается как творец своего социального мира. Несоответствие индивида нормам рассматривается не как патология, а как основа социальных изменений.

1.Факторы и механизмы процесса социализации.

Механизмы процесса социализации:

  • Рефлексивный механизм (диалог Я с самим собой – отвечает за индивидуализацию, персонификацию)

  • Межличностный механизм (на основе интеракции, основной возрастной период – подростковый период)

  • Традиционный механизм (как принято)

  • Субкультурный механизм (культуры отдельных социальных групп)

  • Институциональный механизм

2.Возрастные особенности процесса социализации (периодизация)

Западные подходы делят социализацию на первичную и вторичную. Отечественные подходы (Андреева): дотрудовая стадия, трудовая, послетрудовая стадия.

2 основных деятельности, которые определяют жизнь человека: трудовая и досуговая.

Для отечественных социологов парадигма была следующей: отдыхать, чтобы хорошо работать. Западная: работать, чтобы хорошо отдохнуть.

Социальный контроль – система, вынуждающая индивида поступать определённым образом.

3 элемента социального контроля

  • Социальные експектации (ожидания)

  • Социальные нормы (как принято поступать в определённых ситуациях). Характеристики нормы:

    • Норма всегда контекстуальная

    • Масштабность

    • Есть также локальные, групповые нормы

    • Норма выполняется, когда за ней «следит» санкция

  • Социальные санкции

    • Формальные

    • Неформальные

    • Позитивные

    • Негативные

1.формально-позитивные санкции

2.формально-негативные санкции

3.неформально-позитивные санкции

4.неформально-негативные санкции

Социализация личности — Основы социологии и политологии: Учебное пособие

У новорожденного человека есть все биологические предпосылки, чтобы стать дееспособным участником социальной жизни. Реализуются ли эти предпосылки, в какие социальные качества они воплотятся, зависит от того, с какой средой будет взаимодействовать данный организм. Вне социальной среды младенцы в человека не превращаются. В отличие от низших млекопитающих, обладающих врожденными навыками выживания, они нуждаются в заботе других людей. Чтобы правильно развиваться, малыши должны иметь стабильные, основанные на любви взаимоотношения со взрослыми, особенно в первые годы жизни. Наука накопила множество свидетельств о судьбах детей, оказавшихся по тем или иным причинам вне социальных связей или лишенных родительской заботы, которые приводят к однозначному выводу о влиянии этих обстоятельств на социальные навыки детей и их способность к обучению. Личность — это всегда общественно развитый человек.

Процесс интеграции индивида в общество посредством усвоения элементов культуры, социальных норм и ценностей, приобретения

знаний, умений, навыков поведения, формирования социальных качеств и свойств, требуемых для выполнения социальных ролей, называется социализацией.

Социализация играет огромную роль как в жизни общества, так и в жизни личности. От ее успешности зависит, насколько личность сумеет реализовать свои способности, задатки, комфортно и благополучно жить в социальном отношении. Для общества успех процесса социализации становится своеобразной гарантией того, что каждое новое поколение сможет занять место своих предшественников в системе социальных взаимодействий, перенять их опыт, умения. Таким образом, социализация, во-первых, обеспечивает самовозобновляемость общественной жизни и, во-вторых, облегчает взаимодействие людей друг с другом посредством выполняемых социальных ролей.

В социализации выделяют две фазы: социальную адаптацию и интериоризацию. Социальная адаптация — это приспособление индивида к социально-экономическим условиям, ролевым функциям, социальным нормам, к социальным группам, институтам, организациям, выступающим в качестве сферы его жизнедеятельности.

Интериоризация — это процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека.

Социализация — непрерывный процесс. Фундамент духовного развития личности, безусловно, закладывается в юные годы. Этим, в частности, объясняется особая роль семьи в формировании личности, где жизнь преподает индивиду первые и самые впечатляющие уроки, где закладываются основы его духовного мира. Если в детстве и юности формируется преимущественно чувственно-эмоциональный компонент духовного мира личности, сугубо личностные качества — совестливость, честность, смелость и т. д., — то, вступив во взрослую самостоятельную жизнь, личность активно создает систему своих ценностных ориентации, политических взглядов, пытается осознать смысл своей жизни. С возрастом меняются социальные роли, которые выполняет личность, появляются новые связи, отношения, новый опыт. Родители, друзья, тренеры, наставники, командиры, начальники — все они учат новым ролям и мотивации их исполнения. Институты и люди, способствующие социализации, называются агентами социализации.

В современном обществе большое влияние на процесс социализации оказывают средства массовой информации, особенно телевидение, которые во многом определяют ценностные ориентации и образцы поведения.

Для обеспечения большей надежности, гарантированности процесса социализации личности общество прибегает к целенаправленным формам воздействия, прежде всего воспитанию. Сегодня воспитание приобрело характер обязательного элемента жизни цивилизованного общества, реализуемого в ходе деятельности ряда социальных институтов: семьи, образования, религии, средств массовой информации.

Социализация личности — процесс очень сложный, в нем задействовано множество движущих сил, факторов, условий. Чтобы наглядней рассмотреть этот процесс, обратимся к эксперименту, проведенному известным американским психологом Филиппом Зимбардо. Он уговорил нескольких студентов принять участие в лабораторном опыте, который должен был проводиться круглосуточно в течение двух недель. Студентов поместили в здание, похожее на тюрьму, и разделили поровну на две группы: «заключенных» и «надзирателей». «Надзирателям» надлежало поддерживать порядок и добиваться послушания «заключенных», а последних предупредили, что они и вправду будут наказаны, если нарушат правила.

На шестые сутки эксперимент пришлось прекратить: «надзиратели» с каждым днем все более жестоко обращались с «заключенными», которые, в свою очередь, установили у себя иерархию, и стоящие на самой низкой ее ступеньке подверглись такому обращению со стороны своих же сокамерников, что это вызвало опасения за их физическое здоровье (душевное здоровье, очевидно, находилось в опасности у всех членов экспериментальной группы). Этот эксперимент позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, человек «социально отзывчив», т. е. реагирует на требования, стандарты, принятые в обществе.

Во-вторых, у человека формируется осознание своего «Я», иначе говоря, способность воспринимать себя как действующее лицо. Человек, таким образом, становится личностью в процессе социального взаимодействия с другими людьми. А сами взаимодействия (интеракции) испытывают влияние целого ряда факторов. Среди них можно назвать физические особенности (возраст, вес, пол) и биологические факторы (генетически обусловленные свойства человека: инстинкты, задатки, темперамент и т. п.). Окружающая среда также влияет на личность: ребенок, выросший в голоде и нищете, нередко отстает в физическом или умственном развитии. Во многом личность формируется благодаря индивидуальному опыту. Ранняя смерть одного из родителей может поселить в душе человека боязнь полюбить кого-либо вновь из-за опасения потерять близкого.

Еще один важный аспект формирования личности — это культура, прежде всего ценности и нормы, образцы поведения в различных ситуациях.

И наконец, как показал, в частности, описанный выше эксперимент, способность человека осознавать свое «Я» развивается в социальной жизни посредством того, что американский социолог и психолог Дж. Г. Мид называет «взятие на себя роли» или «принятие отношений других к себе самому».

Классическое определение социальной роли дал американский антрополог Р. Линтон (1893 — 1953).* С его точки зрения, это ожидание поведения, которое типично для людей данного статуса в данном обществе. Одни ожидания, например законы, являются формальными, а другие, вроде умения вести себя за столом, — неформальными.

Социальный статус — интегрированный показатель положения индивида в обществе, в системе социальных связей и отношений. Поскольку любой человек занимает несколько положений в обществе, каждое из которых предполагает осуществление определенных функций, прав и обязанностей, то он может иметь несколько статусов. Например, у человека может быть статус инженера, отца, брата и т. д.

Между ролевым ожиданием и ролевым исполнением никогда не бывает полного совпадения. Качество исполнения роли зависит от множества условий, в том числе и от того, соответствует ли роль потребностям и интересам личности. Тот, кто не исполняет роли в соответствии с ожиданием, вступает в конфликт с обществом.

Т. Парсонс предложил классифицировать все роли, исходя из пяти основных характеристик.

1. Некоторые роли требуют эмоциональной сдержанности, в то время как другие допускают экспрессию чувств.

2. Часть ролей относится к предписанным, другие считаются достигнутыми.

3. Одни роли строго ограничены (лимитированы, например, здоровьем — роль больного), другие более расплывчаты.

4. Некоторые роли предусматривают общение по формальным правилам, другие предполагают неформальные взаимоотношения (например, роль друга).

5. Разные виды ролей связаны и с разной мотивацией (личная выгода, общественное благо).

Один из основателей «Я»-теории — Ч. X. Кули считал, что личность вырастает из множества взаимодействий с окружающим миром, в результате чего она создает свое «зеркальное «Я»», которое состоит из трех элементов:

1) того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие;

2) того, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что видят;

3) того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других людей.

Американский психолог Дж. Г.Мид, как и Ч. Х.Кули, считал, что «Я» — явление социальное. Чувство своего «Я», своей индивидуальности приобретается в детском возрасте, когда ребенок начинает думать о себе таким же образом, как о других, имитируя поведение взрослых и примеряя на себя в детских играх исполнение определенной роли (врача, летчика, пожарника).

Завершенное человеческое «Я» состоит из двух частей — «Я-сам» (I) и «Я-меня» (Me). Термином «Я-сам» (I) Дж. Г. Мид называл бессознательную часть человеческой личности. Это то, что человек сохраняет в себе, не превращая его в достояние общества. Это наша интуиция, скрытые даже от нас самих желания, порывы, инстинкты, непредсказуемые действия. Это в конце концов восприятие себя как субъекта деятельности, свобода — в противовес общественному контролю «Me». «Я-меня» (Me) — это объект самовосприятия, рефлексии, сознание индивида, т. е. соотнесенность моего «Я» с внешним миром.

Среди современных исследователей, продолжающих развивать научное наследие Дж. Г. Мида, особое положение занимает Ирвинг Гофман, которого считают основателем драматургической социологии. В книге «Я и маски», получившей широкую известность, он проводит мысль о том, что человек в высокой степени определяется ситуацией, социальной игрой, которую ведет вместе с другими людьми в данной ситуации. То «Я», которое человек видит, рассматривая самого себя, — это представленный образ роли, драматический эффект, возникающий в показываемой сцене, и все зависит от того, сочтут его достоверным или вызывающим недоверие.

Человек у И. Гофмана выступает как актер на сцене, пользуясь определенным реквизитом как частью постановки. Он ведет представление вместе с коллегами или без них (иногда он сам выступает своим коллегой) перед публикой, и важнейшее, что определяет успех выступления, — одобрит или не одобрит публика представление и созданный актером образ роли.

Тот факт, что один и тот же человек выполняет множество ролей, которые могут противоречить друг другу, нередко приводит к ролевому конфликту. Примером тому может служить часто описываемый в социологической литературе конфликт между профессиональной и семейной ролями женщины. Психоаналитическая теория развития личности австрийского психиатра и психолога Зигмунда Фрейда (1856 — 1939) базируется на том утверждении, что индивид всегда находится в состоянии конфликта с обществом. Согласно 3. Фрейду, биологические инстинкты (особенно сексуальные побуждения) противоречат культурным нормам, а социализация представляет собой систему табу, запретов этих побуждений. В силу невозможности удовлетворять инстинктивные потребности в их естественно-природной форме (этому препятствуют социальные нормативные ограничения) человек вынужден постоянно искать компромисс между глубинным влечением и общественно приемлемой формой его реализации.

З. Фрейд выделил в структуре личности три основных компонента.

1. Оно (Ид) — источник энергии, стимулирующий стремление к удовольствию.

2. Я (Эго) — элемент, осуществляющий контроль поведения личности на основе принципа реальности.

3. Сверх-Я (Супер-Эго) — нравственный, оценочный элемент личности.

Выдвинутая 3. Фрейдом модель личности содержит важное предположение о сложности, многоплановости структуры человеческого поведения. Им сделана попытка строго логическим путем связать в человеке биологические начала и социальное, обратить внимание на энергетическую, чувственно-психологическую основу личности как социального субъекта.

Американский психолог и психоаналитик Эрик Эриксон (1902 — 1994) рассматривает социализацию как непрерывный процесс преодоления главного для каждой из выделенных им восьми стадий жизненного кризиса. Например, в юношеском возрасте молодые люди должны найти свое место в жизни, решить, куда пойти учиться или работать. Первая неудача в этих делах может в дальнейшем отрицательно повлиять на выбор подходящей работы, спутника жизни, друзей. В старости человек подводит итог жизни, он либо красиво, достойно стареет, либо горько сожалеет о прошедших годах. Если он удовлетворен жизнью, результатом становится чувство умиротворения, если нет — появляется отчаяние. Сторонники когнитивных теорий личности связывают социализацию с когнитивным развитием, т. е. процессом обучения мышлению.

Согласно взглядам Жана Пиаже, каждая стадия когнитивного развития детей подразумевает наличие новых навыков, определяющих пределы того, чему на данной стадии можно научить человека. Эти стадии сменяют одна другую в определенном порядке: сенсорно-моторная (от рождения до 2 лет), операциональная (с 2 до 7 лет), стадия конкретных операций (с 7 до 11 лет), стадия формальных операций (от 12 до 15 лет).

Другой, американский, исследователь Д. Кольберг в своей теории развития личности исходит из процесса нравственного совершенствования, включающего шесть стадий. На ранних стадиях дети поступают в соответствии с общепринятой моралью, чтобы избежать наказания или получить вознаграждение. На средних стадиях человек осознает мнение о себе других людей, ожидания общества и «правила игры» в нем. На последних стадиях происходит становление нравственности личности, не зависящее от общепринятых ценностей.

Таким образом, социологические теории личности показывают, что личность формируется в процессе взаимодействия людей друг с другом. Сами взаимодействия испытывают влияние целого ряда факторов, таких, как физические и биологические особенности индивида, окружающая среда, индивидуальный опыт и культура. Внешняя социальная среда, а точнее, функции и роли, выполняемые индивидом в социальных институтах и общностях, обусловливают важнейшие свойства личности.

Социализация имеет две цели: способствовать взаимодействию людей посредством социальных ролей и обеспечивать сохранение общества передачей новым членам соответствующих убеждений и образцов поведения. Люди рождаются с весьма слабым набором поведенческих реакций, но с большой способностью обучаться сложным навыкам. Каждая социальная роль включает множество культурных норм, правил и стереотипов поведения. Незримыми социальными нитями — правами, обязанностями, отношениями — она связана с другими ролями. И все это надо осваивать, продвигаясь по возрастной и служебной лестнице.

Социальная психология — гибкие группы, удовлетворенность работой, социализация и самооценка

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полета на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые питают наше любопытство к космосу!

Содержание

  • Введение
  • Методы исследования

  • Социальное восприятие

  • Процессы взаимодействия

  • Малые социальные группы

  • Общественные организации

  • приближается век

    • Личность
    • Социализация
    • Я
    • Установки и убеждения
    • Различные направления социальной психологии

Краткие факты

  • резюме по социальной психологии
  • Связанный контент

Восприятие — это реальность: Я-зазеркалье

Когда дело доходит до понимания самих себя, социальное взаимодействие играет более важную роль, чем многие из нас думают. По словам социолога Чарльза Хортона Кули, люди развивают свое представление о себе, наблюдая за тем, как их воспринимают другие, понятие, которое Кули назвал «зазеркальем». Этот процесс, особенно применительно к цифровому веку, поднимает вопросы о природе идентичности, социализации и меняющемся ландшафте личности.

Зазеркалье

Зазеркалье описывает процесс, в котором люди основывают свое самоощущение на том, как, по их мнению, их видят другие. Используя социальное взаимодействие как своего рода «зеркало», люди используют суждения, которые они получают от других, для измерения собственной ценности, ценностей и поведения. Согласно книге «Я, символы и общество», теория Кули примечательна тем, что предполагает, что я-концепция строится не в одиночестве, а скорее в социальных условиях. Таким образом, общество и индивидуумы не являются отдельными, а скорее двумя взаимодополняющими аспектами одного и того же явления.

Основные допущения

Согласно «Обществу в фокусе», процесс открытия зазеркалья происходит в три этапа:

  1. Человек в социальной ситуации представляет, как он выглядит для других.
  2. Этот человек воображает, как другие оценивают его внешний вид.
  3. Индивидуум развивает чувства и реагирует на эти воспринимаемые суждения.

На практике процесс может выглядеть так:

Кто-то впервые встречает группу новых коллег по работе. Этот человек считает, что может легко продемонстрировать профессионализм и компетентность другим. Во время этого взаимодействия со своими новыми коллегами человек обращает внимание на язык тела своих коллег, выбор слов и реакцию на разговор. Если эти коллеги обеспечивают положительную обратную связь, например, поддерживают зрительный контакт или предлагают крепкое рукопожатие, вера человека в свой профессионализм будет поддерживаться. Однако, если коллеги дают отрицательную обратную связь, например, отводят взгляд или быстро прекращают разговор, человек может задаться вопросом, насколько они на самом деле профессиональны.

Процесс зазеркалья еще более усложняется контекстом каждого взаимодействия и характером вовлеченных людей. Например, не все отзывы имеют одинаковый вес. Люди могут воспринимать ответы тех, кому они доверяют, более серьезно, чем ответы незнакомцев. Сигналы могут быть неверно истолкованы. Люди также обычно принимают во внимание свои собственные системы ценностей, когда обдумывают любые изменения своего поведения или взглядов на себя.

В конечном счете, процесс зазеркалья — это процесс выравнивания. Люди постоянно стремятся создать согласованность между своим внутренним и внешним миром и, следовательно, продолжают воспринимать, приспосабливаться и стремиться к равновесию на протяжении всей своей жизни.

Роль социальных сетей

Развитие социальных сетей бесконечно усложняет процесс зазеркалья. Такие платформы, как Facebook, Twitter и им подобные, позволяют общаться с другими людьми способами, о которых раньше никто не мог и мечтать. Однако это разоблачение привело к постоянно увеличивающемуся количеству «зеркал», тем самым предлагая новые вопросы о развитии себя.

Социальные сети принесли с собой концепцию «кибер-я», объясняет Мэри Эйкен. Кибер-я — это версия самого себя, которую человек выбирает для представления на цифровой платформе. Как и в реальной жизни, кибер-я может взаимодействовать с другими людьми, получать социальную обратную связь и соответствовать социальным нормам. Однако различия между кибер-я и реальным я глубоки.

Например, человек может обладать многими версиями кибер-я. Он или она может представить себя профессионально в LinkedIn, случайно в Twitter или артистично в Pinterest. Кибер-я также продолжает существовать в социальных пространствах, даже когда люди не взаимодействуют с этими средами в режиме реального времени. Таким образом, пользователи социальных сетей никогда полностью не защищены от суждений и критики. И в отличие от реального «я», кибер-я гораздо более податливо, когда дело доходит до формирования, обновления и совершенствования.

Эти уникальные качества кибер-я вызывают множество психологических проблем и опасений, объясняет Айкен. Люди могут испытывать большую потребность вернуться в цифровое пространство или остаться в нем. Они могут быть все более вовлечены в создание своей онлайн-личности, возможно, за счет развития своего реального «я». Множество задействованных цифровых платформ также ставит под вопрос, может ли чья-то идентичность расколоться или возникнут проблемы с развитием. Все эти последствия более серьезны, когда цифровые пользователи молоды или находятся в подростковом возрасте.

Однако изменения социальной самости через цифровые платформы не всегда имеют такие негативные последствия. Исследование, опубликованное в Journal of Social Media and Society , например, описывает множество положительных результатов, возникающих в результате цифрового зазеркалья. Когда у продюсеров видео на YouTube брали интервью об их методах создания контента и его влиянии на их самоощущение, они давали ряд положительных ответов. Результаты включены:

  • Чувство обретенной уверенности
  • Повышенная креативность
  • Преодоление основных социальных барьеров
  • Повышение чувства собственного достоинства
  • Укрепление профессионального имиджа
  • Чувство альтруизма и «помощь другим» через их содержание
  • Взаимодействие в позитивном социальном пространстве

Будут ли цифровые платформы в конечном счете помощью или препятствием для самоидентификации, еще неизвестно.

Добавить комментарий