Лидер это человек: Кто такой лидер и какие качества ему присущи

Содержание

в чём отличие? [2022] • Asana

  • Ресурсы|
  • Лидерство|
  • Лидерство и руководство: в чём отличие?
Просмотр шаблона

Вы лидер или руководитель? Как это определить? В чём отличие, и почему это важно?

Мы часто объединяем понятия «лидерство» и «руководство». Большинство из нас используют эти два термина как взаимозаменяемые, не видя особой разницы между ними. Говоря о лидерах, мы обычно подразумеваем руководителей, а когда обращаемся к руководителям, то воспринимаем их как лидеров. И хотя один и тот же человек может быть и тем и другим, это не всегда так.

Хорошие руководители не обязательно должны быть великими лидерами, а у лидеров в названии должности не всегда есть слово «руководитель». Но для создания успешной компании и эффективной команды нужны и те и другие. Как руководитель вы можете помочь сотрудникам в их повседневной работе и предоставить им возможность реализоваться наиболее эффективным образом. Как лидер вы можете представить коллективу картину в целом, чтобы сотрудники приняли общую концепцию компании. Обе должности имеют решающее значение для эффективной совместной работы в коллективе.

Независимо от того, являетесь ли вы руководителем, лидером или совмещаете обе позиции, умения разграничивать эти две функции позволит развить навыки по каждой из них. В этой статье мы поможем вам определить, что такое лидерство и руководство по целям, выделим некоторые сходства между этими функциями и обозначим, чем они отличаются.

Руководство — это понятие операционного толка; оно касается определения и оценки приоритетов, принятия решений о найме и увольнении, решений о компенсации и т. д. Лидер — это скорее инструктор или даже духовный наставник. Он отвечает за сохранение энергии и вдохновения у сотрудников, помогает им расти, а также обеспечивает слаженность их действий. Лидер — это источник силы и стабильности в процессе изменений.”

—Дастин Московиц, соучредитель и генеральный директор Asana

Читать о том, как Дастин Московиц даёт уроки лидерстваПопробовать Asana для руководителей

Лучшие навыки лидера

Эффективные лидеры ведут свою компанию в правильном направлении: они знают, как ставить цели и вдохновлять людей на общее дело. Лидеры не только думают о том, каким путём идти, но и сами подают пример, мотивируя коллег на этом пути. Если представить, что компания — это корабль, то именно лидеры решают, к какой точке горизонта необходимо плыть.

К ключевым качествам лидера относится:

  • Мотивация. Сильные лидеры мотивируют коллег к достижению невозможного. Они делятся своей энергией и энтузиазмом с коллективом, позволяя тем самым достигать большего.

  • Креативность. Хорошие лидеры умеют думать креативно и не признают стереотипов. Для лидера крайне важно не только заниматься собственной креативностью, но и поддерживать и развивать творческий потенциал коллег.

  • Наставничество. Ключевой принцип лидерства — помогать команде в полной мере раскрыть свой потенциал. Сделать это можно путём наставничества и направления коллег в нужное русло, а не посредством раздачи указаний и заданий.

  • Готовность решать проблемы. Готовность решать проблемы является важным навыком на всех уровнях процесса принятия решений. Как лидер вы можете помогать решать проблемы на стратегическом и концептуальном уровне. Например, можно выделить ключевые цели организации и использовать стратегии решения проблем для выявления вероятных преград на пути к цели вашей команды.

  • Готовность к рискам. Одним из качеств лидера является понимание того, когда можно идти на риск и когда следует поддержать коллег в принятии рисков. Успешные лидеры не сидят на месте сложа руки, а добиваются изменений к лучшему в организации.

Для меня лидер — это провидец. Он поощряет и мотивирует окружающих, видя потенциал других людей. Он не стоит на месте, но стремится к положительным изменениям в организации. Неважно, как звучит ваша должность: быть лидером может каждый. Для этого нужно просто собраться и сделать шаг вперёд.”

—Тереза Шоле, руководитель отдела продаж NAMER, Asana

Как можно быть лидером, не являясь руководителем?

Лидеры вдохновляют и мотивируют людей независимо от своей должности в организационной схеме. В любой компании можно найти хороших лидеров, не являющихся руководителями, особенно в компаниях с распределённой организационной структурой. В моделях с распределённой организационной структурой решения принимаются чётко определённым сотрудником, ответственным за принятие решений, который далеко не всегда является руководителем. Такие организации, как правило, отличаются высокой скоростью принятия решений и вовлечённостью сотрудников, а «побочным эффектом» такой схемы структурирования обычно является большое количество лидеров на всех уровнях организации.

Читать статью «Что подходит вашей компании? Принятие решений в трёх разных организационных структурах»

В Asana мы создали модель с распределённой организационной структурой, применив систему распределения по сферам ответственности. Распределение по сферам ответственности позволяет делегировать ответственность по каждой сфере организации, обеспечивая выполнение всего, что необходимо компании. Кроме того, распределение по сферам ответственности позволяет сотрудникам, напрямую не относящимся к руководству, развиваться в качестве лидеров.

Для меня «руководитель» — это должность, в то время как «лидер» — состояние души или жизненная позиция. Необязательно быть руководителем, чтобы быть эффективным лидером. При этом эффективные лидеры часто бывают и успешными руководителями. На практике должность руководителя определяет объём выполняемых функций, тогда как влияние на коллектив зависит от лидерских качеств.”

—Рахул Джиресал, руководитель отдела проектирования (мобильных устройств), Asana

Лучшие качества руководителя

Не каждый руководитель является лидером, и это нормально. Хорошие руководители обеспечивают чёткое руководство для своих сотрудников. Они являются опорой для коллектива и поддерживают командное взаимодействие и совместную работу. В метафоре с кораблём лидер — это сигнальщик, который следит за горизонтом, а руководитель — это лоцман, который читает карту. Именно вы как руководитель прокладываете курс и показываете коллективу, как вы будете им следовать.

Читать: Что могут сделать только руководители для поддержания вовлечённости сотрудников

К ключевым качествам руководителя относится:

  • Обратная связь. Успешные руководители помогают сотрудникам развивать навыки и делают это в основном посредством чёткой конструктивной обратной связи. Обеспечивая чёткую и актуальную обратную связь, вы помогаете сотрудникам найти возможности для их роста. Кроме того, применяя последующую обратную связь и подсказывая, что делать, вы сможете направлять сотрудников в процессе реализации этих возможностей роста.

  • Профессиональное развитие. Помимо того, что хорошие руководители помогают сотрудникам выполнять работу наиболее эффективным образом, они также способствуют профессиональному развитию каждого из своих сотрудников. Например, руководитель может помочь сотрудникам понять, в какой точке карьеры они будут через пять лет, или давать советы о том, как развивать те или иные навыки.

  • Делегирование. Хорошие руководители не всегда выполняют работу сами, а делегируют её наиболее подходящему исполнителю. С точки зрения руководителя важна не столько способность самому сделать что-то, сколько понимание того, кто лучше всех подходит для дела.

  • Организация и планирование. Хороший руководитель развивает такие навыки управления проектами, как организация и планирование. Эти навыки помогут вашему коллективу составить чёткое представление о предстоящей работе, а также при необходимости переосмыслить приоритеты и скорректировать сроки.

  • Готовность решать проблемы. Как и лидеры, руководители также должны уметь решать проблемы. Но руководство людьми подразумевает решение проблем на несколько ином уровне, чем в случае лидеров. Обычно руководители используют навыки решения проблем для устранения препятствий, позволяя тем самым сотрудникам выполнять задачи наиболее эффективно. Это может быть помощь сотрудникам в определении факторов, мешающих их работе, или в ежеквартальной корректировке приоритетов в случае смещения сроков проекта.

  • Сплочение коллектива. Хорошие руководители понимают ценность команды, а не только отдельных сотрудников. В должностные обязанности руководителя среди прочего входит создание условий для сплочения коллектива. По возможности создавайте условия, способствующие знакомству и общению сотрудников друг с другом. Когда участники коллектива знают друг друга, им комфортнее взаимодействовать и работать вместе.

Если лидерство обращено в будущее, то руководство решает вопросы здесь и сейчас. Успешный лидер вдохновляет людей на достижение результатов, о которых они даже и не думали. С другой стороны, успешный руководитель обеспечивает чёткость, поддерживает обратную связь и помогает сотрудникам развивать навыки и знания, необходимые для повседневной работы.”

—Билл Танхауcер, руководитель отдела веб-разработок, Asana

Зачем кому бы то ни было стремиться стать руководителем, но не лидером?

Все люди отличаются друг от друга, и позиция лидера подходит не всем. Для начала лучше всего освоить позицию руководителя. Руководители обеспечивают стабильность и направляют работу, и им может быть незачем создавать общее видение.

Руководители ещё более решительно, чем лидеры, ставят команду на первое место. Начинающие руководители часто жалуются на объёмы работы, которыми приходится управлять. Это происходит потому, что вместо того, чтобы собраться и организовать выполнение полезной работы, руководители постоянно думают о том, как лучше всего наставлять и направлять коллег.

Если вы стали руководителем недавно, было бы полезно сначала создать благоприятные условия для работы своей команды, а затем уже заниматься развитием навыков лидера. В конце концов, то, что вы теперь занимаетесь развитием своего стиля руководства, не означает, что вы не можете посвятить себя созданию лидерских качеств позднее.

Читать о том, как такой стиль руководства помогает поддерживать команду
Для меня командное взаимодействие — это корабль, который пробирается через бесконечную толщу льда. В этой метафоре корабль олицетворяет команду, а лёд — проблемы, которые приходится решать на пути к месту назначения, которое не всегда и видно на горизонте. Задача руководителя состоит в том, чтобы определять, что делать со льдом, который предстоит сломать, куда его девать и как он влияет на план, команду и т. д, в то время как задача лидера чётко задать направление движения корабля и объяснить, зачем вообще ломать весь этот лёд и пробираться к месту назначения.”

—Скотт Карлтон, руководитель нью-йоркского подразделения Asana

Общее в руководстве и лидерстве

У руководителей и лидеров есть одна общая деталь: и те и другие хотят лучшего для своего коллектива и компании. Поэтому, даже если они применяют разные подходы к делу, перед лидерами и руководителями стоит одна и та же цель.

Лидеры и руководители:

  • Обеспечивают связь работы с целями компании. Чтобы сотрудники могли выполнять свою работу с максимальной эффективностью, они должны понимать, как их повседневная работа способствует достижению целей коллектива и компании. Чётко понимая это, участники коллектива смогут более точно расставлять приоритеты и выполнять работу наиболее результативно.

  • Ценят двустороннее общение. Будь то доведение общей цели до всего коллектива или персональное общение с участником группы в формате «один на один», двустороннее общение — это лучший способ дать понять сотрудникам, что их слышат и ценят. Для обеспечения эффективного двустороннего общения необходимо наладить обратную связь с сотрудниками, слышать их мнение и действовать с учётом услышанного.

  • Заинтересованы в развитии команды. Поддержка и наставничество участников коллектива проявляются самыми разными способами. От наставничества и коучинга до обсуждения карьерного роста и индивидуальных бесед — и лидеры, и руководители заинтересованы в том, чтобы коллектив выполнял свою работу наилучшим образом.

Для меня лидер — это тот, кто помогает понять общую картину. Как видит эту картину команда, и как это видение связано с более широким набором целей и задач организации? Руководитель — это человек, обеспечивающий вам поддержку и направляющий вас на пути воплощения общей картины в жизнь. Иногда один и тот же человек выполняет обе функции в коллективе. Иногда это делают разные люди. Но обе эти функции важны для успеха любого коллектива.”

—Дженни Тай, глава отдела контента в Asana

Три различия между лидерами и руководителями

У лидеров и руководителей много общего, но они зачастую применяют разные подходы к тем или иным ситуациям. Ниже приводятся три случая, когда лидеры и руководители по-разному подходят к одной и той же ситуации, стремясь обеспечить максимальную поддержку своему коллективу.

Хотя и лидеры, и руководители стараются мотивировать людей к достижению результата, руководителей больше интересуют рабочие аспекты этого процесса, в то время как лидеры сосредотачиваются на вдохновении и воодушевлении людей на достижение целей. Ещё одним ключевым отличием является то, что лидеры всегда стремятся к постепенному развитию и изменениям, в то время как руководители зачастую стараются сохранить статус-кво.”

—Евгения Дэвис, глава специального отдела сопровождения клиентов NAMER West, Asana

Формирование и распространение стратегической концепции

Среди прочего обязанности лидера в той или иной компании подразумевают оказание помощи в разработке и распространении стратегической концепции компании. По данным недавно проведённого исследования среди более чем 6000 работников умственного труда, только 16% работников считают, что их компания обладает высокой эффективностью при постановке целей и информировании о них. Как лидер вы можете не только ставить цели, но и доводить их до сведения сотрудников в масштабах всей компании.

Лидеры составляют общую картину, а затем формулируют чёткие цели в соответствии с миссией или концепцией своей компании. Сюда относится формулирование квартальных или годовых целей компании и доведение этих целей до сведения коллектива. Например, можно поставить цель сократить отток клиентов до уровня менее 1% до конца года.

Читать статью «Никогда не занимались стратегическим планированием? Тогда начните отсюда»

Руководители берут стратегическую концепцию компании и внедряют её в повседневную работу. Руководитель может разъяснять сотрудникам, как их повседневная работа способствует достижению общих целей компании. Это позволяет поддерживать и мотивировать сотрудников на пути к достижению целей компании.

Например, если вы в компании поставили цель сократить ежемесячный отток клиентов до уровня менее 1% к концу года, руководитель может помочь привязать проекты группы к этой цели. Иногда всё бывает достаточно очевидно: вот сотрудник, он целенаправленно работает над снижением оттока клиентов вашей компании. Но не всегда всё так определённо. Например, сотрудник, который занимается улучшением страницы с тарифами и услугами, косвенно способствует достижению этой цели, помогая клиентам лучше понять, за что они платят.

Все успешные руководители — лидеры, но не все лидеры — руководители. Руководители, которые также являются и лидерами, вдохновляют команду, а не только направляют её. Такие коллективы достигают ещё более высоких результатов и чувствуют себя причастными к решениям, а не просто исполнителями жёсткого плана без совместной работы.”

—Шеннон Макнил, начальник отдела сопровождения клиентов APAC, Asana

Воплощение идей в реальность

Лидеры уделяют внимание не только исполнению, но и новым идеям. Главное для лидера — составить общую картину и довести до сотрудников её значимость для всего предприятия. В рамках этого процесса следует практиковать развитие идей и решений по проблемам в составе этой общей картины.

Кроме того, лидеры мотивируют коллег на эффективное выполнение работы. После того как ваша компания примет решение, в каком направлении двигаться, независимо от вашей причастности к этому решению, вы сможете стать хорошим лидером, если обеспечите понимание ценности этой идеи среди коллег.

Для меня быть лидером — это способность помогать, поддерживать и направлять других на пути к успеху. Лидеры обеспечивают видение, а успех определяет весь коллектив, а не только лидер.”

—Крис Джулиано, глава отдела по поиску специалистов в области бизнеса, Asana

С другой стороны, задача руководителя состоит в воплощении идей в жизнь. Это может выражаться в привлечении к проектам тех или иных специалистов, распределении ресурсов и составлении бюджета, необходимого для достижения поставленных целей. Руководители ежедневно помогают коллегам и направляют их работу. Именно они анализируют документы и одобряют ту или иную работу. В конечном итоге хороший руководитель обеспечивает сотрудникам условия для выполнения высокоэффективной работы.

Создание и поддержание корпоративной культуры

Корпоративная культура — это отличный способ дать коллективу почувствовать свою причастность, поддержать его и воодушевить на выполнение работы максимально эффективным образом. Поддерживая корпоративную культуру посредством игр на сплочение коллектива, создания возможностей для обучения и развития, а также внедрения надёжных рабочих процессов по адаптации сотрудников, вы сможете повысить удовлетворённость участников коллектива и их вовлечённость в жизнь компании.

Читать 6 советов о построении крепкой организационной культуры от руководителей Asana

Где проявляют себя лидеры и руководители? Задача лидера — помочь создать и сформировать корпоративную культуру. Как пишет Дастин Московиц, один из основателей и генеральный директор Asana: «Будучи лидером, я знаю, что моя обязанность — задавать тон нашей корпоративной культуры». Лидеры определяют, какой должна быть культура, формируют её и в конечном итоге вдохновляют людей на участие в развитии и улучшении корпоративной культуры.

Хорошие лидеры умеют эффективно работать с различными группами людей, наставлять и вдохновлять их. Они корректируют свой стиль лидерства с учётом аудитории, с которой работают, а не применяют один и тот же подход на все случаи жизни.”

—Эми Граймс, ведущий специалист отдела продаж, Asana

С другой стороны, руководитель — это человек, который непосредственно внедряет практику и политику в области корпоративной культуры. Кроме того, руководители отвечают за предоставление своей команде всего необходимого на организационном уровне. Задача лидера состоит в том, чтобы воплощать обратную связь в рабочие процессы компании, улучшая тем самым её корпоративную культуру. Умение слушать и слышать мнение коллег — важная часть любой здоровой корпоративной культуры. Однако, по данным исследования «Анатомия работы: тенденции и вызовы», лишь 15% работников умственного труда считают, что к их мнению прислушиваются.

Читать о том, как грамотно распределить полномочия среди всех сотрудников компании

Лидерство и руководство: в чём отличие?

Быть лидером не всегда лучше, чем быть руководителем, и наоборот. В обоих случаях вы можете сосредоточиться на развитии своих навыков в какой-либо одной области. Решение о том, какие качества лидера необходимо развивать, зависит от того, что от вас нужно вашей команде и как лучше всего их в этом поддержать.

Для меня лидер — это тот, кто положительно влияет на окружающих, направляя их действия и обеспечивая им успех. Лидеру необязательно иметь какую-то высокую должность: он способен оказывать влияние, независимо от должности.”

—Нина Вогт, руководитель отдела сопровождения клиентов по Европе, Ближнему Востоку и Африке, Asana

Как лидеры, так и руководители должны стремиться к постоянному совершенствованию навыков совместной работы и взаимодействия. Попробуйте выполнить эти 10 простых действий для повышения эффективности совместной работы в команде.

Дополнительные ресурсы

Статья

11 распространённых стилей лидерства (и советы, как выбрать подходящий вам)

Статья

19 неосознанных предубеждений: как с ними бороться, чтобы улучшить инклюзивность

Статья

Шесть советов от руководителей Asana о том, как создать культуру организации

«Эффективный лидер опирается на участников своей команды»

Костюк Ирина Валерьевна,
преподаватель Центра по направлению
Менеджмент

«Лидер — это не тот, кто «впереди на лихом коне». Это тот, кто направит каждого в нужную сторону. И сумеет вовремя остановиться сам», — говорил один из героев фантастического романа Сергея Лукьяненко «Чистовик». О том, что такое лидерство, можно ли его развить и как это сделать, рассказывает Ирина Костюк – преподаватель центра «Специалист», топ-менеджер с многолетним опытом, консультант и ментор для руководителей и владельцев бизнеса, член совета директоров Национальной Федерации профессиональных менторов и коучей.

В Учебном центре «Специалист» Вы ведете курсы управленческой тематики: «Руководитель структурного подразделения», «Руководитель среднего и высшего звена» и другие. У Вас есть и авторский курс «Эффективное лидерство». Вы считаете, что лидерство можно развить?

Исходя из этого убеждения, я и создала этот курс. В нем по шагам демонстрирую тем, кто хочет быть не просто руководителем, а лидером, как можно этого достичь. Ведь лидер в своем развитии проходит разные этапы. Прежде всего важно стать лидером по отношению к себе самому, без этого точно не обойтись. Следующий этап – быть лидером в отношениях с другими, затем – возглавить команду, организацию и так далее.

Путь лидера ознаменован не только успехами. Поэтому большое значение имеет то, как он рефлексирует, анализирует достижения и неудачи, чтобы выйти в результате на новый уровень. Лидер – не тот, кто не падает, а тот, кто умеет подняться и пойти дальше, сделав выводы. Я сама прошла этот путь, и продолжаю идти по нему, делясь с другими своим опытом и сделанными выводами, предоставляя поддержку.

Расскажите, пожалуйста, о своем опыте: в каких областях Вы работали, какой путь прошли?

Конечно, на руководящие позиции я попала не сразу. У меня два диплома – один по экономике и управлению, а второй – юридический, множество дополнительных обучений. Семь лет я отработала в Федеральной таможенной службе, и это был ценный опыт, потому что в государственной сфере формируется качественный фундамент. К тому же благодаря ему я понимаю особенности госслужбы и могу говорить с государственными чиновниками на одном языке. Но все-таки госструктуры в то время были довольно консервативны, а для меня важна динамика, инновации, поэтому в какой-то момент решила уйти в бизнес.

С 2004 года я управляла закупками и запасами, аналитикой ассортимента, цепями поставок, внешнеэкономической деятельностью. Постепенно развиваясь, к 2008 стала топ-менеджером в крупном федеральном мебельном холдинге, лидере рынка и владельце портфеля известных брендов, а затем гендиректором одной из компаний. Поэтому у меня в активе богатый опыт и широкая география сотрудничества в мире.

В профессиональной деятельности мне часто приходилось решать масштабные задачи: я развила китайское (и не только) направление, открыла представительства в этой стране, участвовала в слиянии компаний, отстроила бизнес-процессы и так далее.

Разумеется, делала я это не одиночку, а вместе с отличными командами. Поэтому отдельно могу выделить управление командами – мне всегда нравилось видеть, как люди растут, и в какой-то момент стало интересно, благодаря чему это происходит. Этот интерес совпал с пониманием, что, если ты не только достигаешь целей, но и реализуешь какие-то социально значимые проекты, помогаешь другим, то твоя степень удовлетворенности жизнью растет. Проще говоря, важен социальный вклад. Что я могу сделать в этом направлении? В тот момент, когда я задала себе этот вопрос, мне поступило предложение от «Специалиста» начать преподавать.

Кто такой лидер?

Вообще говоря, лидер – это тот, кто оказывает такое влияние на людей, что они готовы направлять свои усилия на достижение цели добровольно, без принуждения. А вот что это за влияние, и почему готовы? Тут есть много аспектов – это и цели, и видение, и миссия, и система ценностей, и мировоззрение, и ответственность, и стратегия, и энергия, и коммуникация. Мы обсуждаем их на курсе.

Не обязательно лидерство ярко проявлено от рождения. Если мы посмотрим сегодня на людей, которые считаются общепризнанными лидерами, и сравним с ними же 10-20 лет назад, то окажется, что с ними произошли разительные перемены.

Но это как бы взгляд со стороны. А когда мы примеряем лидерство на себя, то часто совершаем распространенную ошибку: берем за образец для поведения модель, которая нам не соответствует. А люди хорошо видят, когда мы лишь играем в того, кем на самом деле не являемся. Даже если мы примеряем самый красивый и вдохновляющий, но чужой лидерский образ, люди распознают подлог и не готовы следовать за нами. Они чувствуют разницу между образом и реальным человеком.

Конечно, можно идти по сложному пути и пытаться переделать себя с помощью распространенных сейчас тренингов. Только вот будет ли польза от этого? А может ведь быть и вред. Поэтому на курсе «Эффективное лидерство» мы работаем над развитием лидерства с опорой на свои сильные стороны и индивидуальные особенности. И это намного продуктивнее.

Как построено обучение?

Курс «Эффективное лидерство» небольшой, он рассчитан всего на 16 часов плюс домашние задания. Конечно, за это время человек не выйдет уже сложившимся лидером. Но благодаря обучению у слушателей складывается четкая система и понимание своего лидерского стиля и сильных сторон, а также того, над чем конкретно еще стоит поработать, чтобы развить нужные качества.

Кто приходит на обучение?

Мне сейчас вспомнилась слушательница, которой было всего 14 лет. Перемены, которые с ней произошли, были очень явными. Если в начале обучения она смущалась даже просто рассказать о себе, говорила «я посижу и послушаю», то в конце курса она начала брать на себя ведущую роль в аудитории взрослых людей.

Но этот пример, конечно, исключение. Обычно на курс приходят или уже действующие руководители, или профессионалы, планирующие свою управленческую карьеру. Если же человек не ставит перед собой целей или ждет, что все изменения произойдут с ним без его участия, то для таких людей курс «Эффективное лидерство» не будет полезен.

Что вы можете рекомендовать в дополнение к этому курсу?

Очень люблю и часто веду курс «Руководитель структурного подразделения». Эти два курса отлично дополняют друг друга, и есть смысл приобретать их сразу вместе или прямо друг за другом. Многие так и делают. На мой взгляд, это максимально полезная инвестиция для всех, кто имеет отношение к управлению на любом уровне. Я была бы рада в свое время пройти такие курсы вместо набивания собственных шишек. Впрочем, и шишки очень ценны, и мне есть чем поделиться со слушателями. С удовольствием это делаю.

В качестве курса, который может быть полезен вообще всем, и не только руководителям, могу рекомендовать «Эффективные переговоры». Это своего рода ликбез, навыки переговоров точно пригодятся каждому. Курс насыщен большим количеством практики, благодаря которой можно в комфортной и безопасной среде потренироваться в подготовке и ведении переговоров и разобрать возможные ошибки.

Можно ли поставить знак равенства между «лидером» и «руководителем»?

Этот же вопрос задаю слушателям на курсе. И в 95% случаев они отвечают «нет», но не всегда могут объяснить, почему они так сказали, в чем разница. Хотя интуитивно все правильно чувствуют. Поэтому сохраню тут интригу и оставлю ваш вопрос без ответа, чтобы не лишать радости собственных открытий наших слушателей.

Изменилась ли роль лидера в современном неспокойном мире?

Чтобы описать то, в каком мире мы живем и какие с ним произошли перемены, я оттолкнусь от теории, разработанной в конце прошлого века. Согласно ей, с 1980-х мир утратил устойчивость, предсказуемость, простоту и определенность, и на смену прежней модели пришел так называемый мир VUCA (V — Volatile, нестабильный, U — Uncertain, неопределенный, C — Complex, сложный, A — Ambiguous, неоднозначный). Это мир неопределенности в бизнесе, в котором нужно быть гибкими, быстрыми и адаптивными самим и адаптировать бизнес. В таком мире наиболее успешными оказались те, кто научился использовать потенциал командного подхода. А это значит, что резко возросла потребность не просто в руководителях, а в лидерах. Роль лидера по сравнению с прежними, иерархичными структурами управления сильно изменилась и потребовала развития навыков недирективного управления, развития эмоционального интеллекта, коммуникативных и прочих «мягких» навыков с тем, чтобы повысить результативность команд профессионалов.

Но теперь и мир VUCA ушел в прошлое. Нынешний мир не просто нестабилен, он хаотичен. Футуролог Жаме Кассио назвал его миром хаоса, BANI1 (B — Brittle, хрупкий, A — Anxious, беспокойный, N — Nonlinear, нелинейный, I — Incomprehensible, непостижимый). В этом мире мы осознаем его хрупкость. То, что выглядит надежно, может рухнуть в один момент. Изменения происходят внезапно, а их масштаб и скорость разрушения не оставляют времени на адаптацию. При этом далеко не всегда для нас очевидна связь между событиями и их последствиями, а также масштабом этих последствий. Если в одной части мира что-то рушится, то волна распространяется очень далеко. Таким образом, мир становится непостижимым. Неопределенность обернулась повышенной тревожностью, страхом. Люди поглощают информацию в огромном количестве, пытаясь найти опору. Но это плохо работает, ведь информации слишком много, и далеко не вся она достоверна или действительно важна. Поэтому в мире BANI те подходы, которые работали раньше, больше не актуальны.

Лидерство в этих условиях тоже меняется, шаблонных решений, применимых к типичным ситуациям, больше нет. И по-настоящему эффективный лидер опирается на участников своей команды и учится совсем новым навыкам.

Назовите, пожалуйста, три причины: почему слушателям стоит прийти на Ваш курс «Эффективное лидерство»?

Первая причина – если слушатели готовы к полноценной работе, то они точно получат результат: понятный алгоритм развития собственного лидерства на основе своих сильных сторон и индивидуальных предпочтений. Будут понимать, куда двигаться сразу после завершения курса.

Второе – это атмосфера, которая складывается у нас на занятиях. Это возможность пообщаться с единомышленниками, познакомиться с интересными людьми, что важно для всех. Зачастую общение продолжается и после завершения курса.

И третья причина, наверное, вытекает из второй – на занятиях нам взаимно интересно. Идет обмен энергией, растут и слушатели, и я тоже, мне очень интересно разбирать их кейсы, отвечать на вопросы. Только в такой обстановке, в таком общении возможен качественный рост.

04.07.2022


Лидер-личность: кто вы есть, как вы руководите

В моем первом посте из этой серии о лидерстве в корпоративном мире я познакомил вас с идеей о том, что есть роли, которые лидеры должны выполнять, чтобы добиться успеха: человек, исполнитель, создатель команды, лицо, принимающее решения, и агент изменений. В этом посте будет рассмотрено то, что, по моему мнению, лежит в основе лидерства: лидер как личность, то, как вы руководите.

Как я упоминал в своем первом посте, я придерживаюсь противоположного взгляда на лидерство: я не верю в стили лидерства. Несмотря на множество книг, написанных о стилях лидерства, я бы сказал, что мы не способны руководить способами, которые противоречат тому, кто мы есть. Другими словами, мы не можем быть теми, кем не являемся.

Конечно, можно расширить спектр своих лидерских способностей вокруг того, кем вы являетесь; Великий лидер всегда ищет способы улучшить свои лидерские качества. Например, если вы энергичный и эмоциональный лидер, вы можете научиться в какой-то степени сдерживать свои эмоциональные реакции во время кризиса. В то же время маловероятно, что вы когда-нибудь станете лидером дзен-типа.

В рамках концепции лидера как личности ключом для вас является полное понимание того, кто вы есть, и, учитывая, кто вы есть, максимизация вашей эффективности в качестве лидера. С помощью этой информации вы затем сможете определить свои сильные и слабые стороны как лидера и сможете работать над развитием своих сильных сторон и смягчением своих слабых сторон, что позволит вам стать более эффективным лидером.

Личность лидера очень важна, потому что это основа всего, что вы делаете как лидер. Он начинается с фундаментального вопроса: «Как я могу руководить с позиции уважения, доверия и лояльности?» Ответ на этот вопрос и основа для завоевания уважения, доверия и лояльности вашей команды не в том, как вы руководите, а в том, какой вы человек и какие отношения вы строите со своей командой. Например, вы симпатичны, спокойны и поддерживаете? Или вы злы, критичны и требовательны? Или кто-то совсем другой. Понимание того, кто вы есть, поможет вам понять, как вы можете лучше всего руководить.

Кто ты?

Ответ на этот вопрос имеет много слоев и влияний. То, кем вы являетесь, начинается с набора врожденных качеств. Исследования продемонстрировали ряд характеристик, с которыми мы рождаемся. Факторы темперамента, наиболее важные для руководителей корпораций, включают:

  • Энергия: Каков ваш природный уровень энергии. Вы расслаблены или полны энергии?
  • Начальная реакция: Как вы реагируете на новых людей и ситуации. Вы склонны сначала погружаться или наблюдать?
  • Адаптивность: Насколько легко вы приспосабливаетесь к изменениям. Легко ли вы приспосабливаетесь или испытываете дискомфорт и сопротивляетесь изменениям?
  • Настроение: Насколько вы в целом счастливы или несчастны. Вы склонны смотреть на себя, других и ситуации положительно или отрицательно?
  • Эмоциональность: Как вы реагируете на эмоциональные ситуации. Реагируете ли вы с сильными эмоциями, положительными или отрицательными, или вы более стойкий?

Врожденные черты характера также определяют, кто вы есть и как вы руководите. Некоторые из наиболее важных характеристик личности для корпоративного лидерства включают в себя:

  • Открытость опыту: ваша восприимчивость к новым и другим людям и ситуациям. Вы креативны, самосознательны, предпочитаете разнообразие и любопытны или склонны к рутине, мало интересоваетесь и склонны мыслить и вести себя предсказуемо?
  • Добросовестность: Насколько вы предусмотрительны и осторожны. Вы ориентированы на детали, тщательность и организованность или же вы сдержанны, менее сосредоточены и целенаправленны, а больше ориентированы на отношения?
  • Общительность: насколько вы интровертны или экстравертны. Вы общительны и общительны или более сдержанны и предпочитаете быть в одиночестве или один на один с людьми?
  • Жесткость: насколько вы негибки или гибки. Вы упрямы и сопротивляетесь взглядам других или вы податливы и восприимчивы к другим?
  • Импульсивность: насколько вы реагируете на людей и ситуации. Часто ли вы действуете спонтанно, без обдумывания или вы размеренны и методичны?

Хотя до сих пор я сосредоточился на генетических факторах того, кто вы есть, не думайте, что то, кем вы являетесь, основано исключительно на вашей генетической предрасположенности. Наоборот, хотя природа играет важную роль в том, кто вы есть, воспитание также оказывает большое влияние.

Ценности, которые вы усвоили из своего воспитания и жизненного опыта, сильно влияют на то, кто вы есть, потому что ваши ценности определяют выбор, который вы делаете, приоритеты, которые вы устанавливаете в своей жизни, а также то, где и как вы тратите свое время и энергию.

Примеры включают целостность, трудолюбие, справедливость, любопытство, командную работу, трудолюбие, этику, страсть, список можно продолжать и продолжать.

Отношение и убеждения, которых вы придерживаетесь в отношении себя, других и мира, также влияют на то, кто вы есть. Отношение – это ваша оценка кого-то или чего-то, то есть ваше мнение положительное или отрицательное? Примеры отношения включают то, как вы оцениваете возможности своей команды, качество предлагаемых вами услуг или продуктов и насколько эффективно вы предоставляете ценность своим клиентам. Убеждения включают в себя то, что вы считаете истинным. Например, верите ли вы в культуру сотрудничества или конкуренции в своей компании или верите ли вы в чистую прибыль или корпоративную ответственность? Отношение и убеждения формируют то, как вы воспринимаете, интерпретируете, принимаете решения и действуете во всех аспектах своего лидерства.

Наконец, набор ваших знаний и навыков влияет на то, кем вы являетесь и как руководите. Ваше лидерство будет основываться на том, что вы считаете своими сильными сторонами в этих областях, и вы, скорее всего, либо будете избегать, преуменьшать или делегировать лидерство в областях знаний и навыков, в которых вы не считаете себя способным. Например, если вы хорошо разбираетесь в финансах, ваше руководство будет выражать эти знания и навыки. И наоборот, если вы не верите, что обладаете очень хорошими эмоциональными способностями, вам может быть неудобно пытаться руководить своей командой с помощью вдохновения.

Что заставляет вас тикать?

Мой вопрос (и вызов) вам: Насколько хорошо вы знаете, кто вы? Чем лучше вы узнаете себя, включая хорошее, плохое и даже уродливое, тем лучшим лидером вы будете. Как я указываю в своей основной бизнес-пирамиде (прокрутите вниз до Модуля 2), самопознание — это источник, из которого возникает каждый аспект вашего лидерства. Я определяю самопознание как «всестороннее понимание всех аспектов себя, которые влияют на ваше лидерство, работу и эффективность команды».

Когда вы максимизируете свое самопознание, вы получаете несколько преимуществ для своего лидерства:

  • Вы понимаете и можете развивать свои сильные стороны и смягчать области, нуждающиеся в улучшении;
  • Вы определяете препятствия, которые мешают максимизировать ваше лидерство;
  • Самопознание действует как катализатор роста и изменений;
  • Вы можете организованно и систематически развиваться в том, кто вы есть и как вы руководите;
  • Чем больше вы знаете себя, тем больше вы можете осознанно выбирать, как вы хотите вести.

Как вы обретаете самопознание?

Нет единой «дороги в Рим», когда дело касается самопознания. Есть много способов понять, что движет вами. Вы должны выбрать путь, который вам наиболее удобен и который, по вашему мнению, даст вам наибольшую широту и глубину в ваших исследованиях того, кто вы есть и как вы руководите. Вот некоторые из наиболее распространенных и эффективных:

  • Будьте внимательны: наблюдайте за собой в различных ролях лидера и оценивайте свою эффективность;
  • Подумайте о своем существовании: сядьте и сознательно изучите различные аспекты того, кто вы есть (используя информацию выше), и как то, кто вы есть, влияет на то, как вы руководите;
  • Спросите об отзывах: ищите отзывы людей, которым вы доверяете, о том, как они видят вас и ваше руководство;
  • Чтение: вам доступно множество ресурсов, включая книги, статьи, веб-сайты и блоги, которые могут помочь вам открыть глаза на то, кто вы и как вы руководите;
  • Семинары
  • : вы можете участвовать в семинарах под руководством обученных специалистов, которые помогут вам получить новое представление о себе и своем лидерстве;
  • Психологическая оценка и оценка лидерства.
    Существует множество формальных инструментов оценки (многие из них онлайн), которыми вы можете управлять самостоятельно и которые могут рассказать вам больше о том, кто вы и как вы руководите;
  • Коучинг или консультирование: поработайте один на один с обученным профессионалом, чтобы глубже понять, кто вы и как вы руководите.

Упражнение на самопознание

Я хочу завершить этот пост упражнением, которое вы можете использовать, чтобы начать процесс выяснения того, кто вы есть и как вы руководите. В каждой из областей, которые я обсуждал (темперамент, личность, ценности, взгляды и убеждения, наборы знаний и навыков), проведите самооценку того, кто вы есть, и ваших сильных и слабых сторон в этих областях. Затем соедините эти новые идеи о себе с тем, как определенные качества влияют на ваше лидерство, положительно или отрицательно.

Когда у вас будет достаточно четкая «карта» того, кто вы есть и как это влияет на ваше лидерство, выберите не более трех областей, на которых следует сосредоточиться, и составьте план, чтобы лучше выразить, кто вы есть, в том, как вы руководите.

Кто такой народный лидер?

Бывший председатель Generation Next Эндрю Доусон
Первоначально эта статья была опубликована в выпуске Generation Next Edition за сентябрь 2016 года.

Термин «народный лидер» становится очень популярным среди организаций по обучению лидерству и внутри корпораций. Но что такое народный лидер?

Это руководитель, менеджер, исполнительный директор, старший сотрудник, тренер, президент? У этого списка нет конца. Правда в том, что может быть всем вышеперечисленным.

Народный лидер не определяется ролью или положением в организации. Вместо этого он определяется действиями и способностью положительно влиять на жизнь отдельных сотрудников и членов сообщества.

Но для этого мы должны понять себя и окружающих.

Все мы наделены множеством характеристик, которые делают нас теми, кто мы есть, и естественным образом определяют наши сильные и слабые стороны. Понимание наших сильных сторон является ключом к нашему успеху и нашей способности развиваться по мере изменения нашего окружения. Наши сильные стороны были и всегда будут начальными факторами нашего индивидуального успеха. Как лидеры, важно определить свои сильные стороны и понять, как мы можем использовать их, чтобы усилить свои слабости и слабости других.

Признать свои сильные стороны, как правило, несложно, но более важное и более сложное препятствие на пути к тому, чтобы стать эффективным руководителем, состоит в том, чтобы понять свои слабости.

Да, у всех нас есть слабости, хотя иногда нам бывает трудно признать это. Именно в распознавании и признании этих слабостей мы получаем необходимое осознание, необходимое для того, чтобы намеренно улучшать эти черты. И именно эта преднамеренность, направленная на улучшение наших слабостей, позволит нам лучше общаться, направлять и вести людей. Позвольте мне использовать себя в качестве примера.

Одной из моих слабостей, которую я определил для себя, является то, что я вставляю или говорю слишком рано во время разговора. Больно признавать, но это правда, и я видел, как делаю это и на работе, и дома. Падение этой слабости очевидно; это может испортить тон встречи или разговора. Дома моя жена не боится сказать мне об этом, но в офисе вы, как правило, не получите такой обратной связи от коллег, поэтому очень важно научиться распознавать ее самостоятельно. Я понимаю, почему я это делаю, поскольку большинство из нас попадает в одну из двух категорий реакции — отражатели или реакторы. Конечно, есть и такие, которые находятся где-то посередине, но я, без сомнения, реагирующий — это означает, что я обычно не трачу или не нуждаюсь в времени, чтобы сидеть сложа руки и думать, прежде чем дать ответ. Моя естественная склонность реагировать или реагировать немедленно.

Не поймите меня неправильно; не все так плохо. Быть реакционным человеком имеет много положительных моментов, таких как возможность мгновенно давать обратную связь и быть гибким в разгар перемен. Но, как я упоминал ранее, одна слабость в том, чтобы быть реактором, — это вызов сделать паузу или подождать, чтобы дать ответ. Когда кто-то говорит, мой мозг автоматически начинает реагировать, и по какой-то причине я хочу немедленно озвучить свой ответ, прежде чем потеряю ход мыслей.

Ожидание ответа звучит как здравый смысл, верно? Это должно быть легко, и это так – пока я очень намерен. В результате я каждый день держу это в уме, когда общаюсь с другими, чтобы убедиться, что я хорошо слушаю и общаюсь. Я нахожу способы отслеживать свои мысли, чтобы не терять их, а также не говорить преждевременно. При этом я обнаружил, что иногда ответ даже не нужен.

Это одна из моих слабостей, и я не боюсь в этом признаться. Это то, над чем я работаю ежедневно, чтобы улучшить свои способности быть сильным лидером. И именно благодаря намерению и самосознанию я продолжаю делать шаги к более эффективному общению со своей командой, коллегами, сообществом и семьей. Каждый день я сосредотачиваюсь на том, чтобы быть лучшим слушателем.

Как только мы поймем свои слабости, мы сможем сделать последний шаг к тому, чтобы стать эффективным лидером, изучая сильные и слабые стороны тех, с кем мы взаимодействуем. Это непростая задача. Как я уже говорил, мы все наделены многими характеристиками, которые делают нас уникальными.

Способность понять, как кто-то реагирует — реактивно или рефлексивно, как он или она предпочитает учиться и в чем заключаются его сильные стороны — имеет решающее значение для эффективного общения. Мы все люди привычки, и мы хотим учиться и заниматься тем способом, который нам наиболее удобен; однако это может быть не лучшим способом для других.

Как руководители людей мы обязаны не только понять это, но и сделать все возможное для создания и развития среды, которая позволяет людям процветать — среды, которая дополняет сильные стороны других. Поддержки Каждый из нас может руководить, и руководить эффективно, если мы потратим время на то, чтобы узнать и понять людей в нашей жизни.

Узнайте больше о Generation Next.

Посетите NTEA Insider, цифровое издание, выходящее раз в две недели, в котором публикуются последние новости отрасли грузовых автомобилей и оборудования для профессионального использования.

Добавить комментарий