это, определение слова, понятие. Что такое Лидер, значение, словарь, энциклопедия
(от англ. leader ведущий) — член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, т.е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.
Лидер
Социальная психология. Словарь под. ред. М.Ю. Кондратьева
Лидер [англ. leader — ведущий] — член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, т.е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений…
Лидер
Философский словарь
(от англ.-ведущий): наиболее авторитетный член организации или социальной группы. Его личностное влияние позволяет ему играть основную роль в различных политических, моральных, социальных коммерческих ситуациях. Авторитетлидера имеет неформальный характер.
Лидер
Психологическая энциклопедия
— член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи; демонстрирует более высокий уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи; индивид, обладающий способностью психологически…
Лидер
Психологическая энциклопедия
(англ. leader — ведущий) — член группы, чей авторитет безоговорочно признается остальными членами, готовыми следовать за ним. Группа признает за лидером право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях.
Лидер
Психологическая энциклопедия
Любой, кто занимает позицию доминирования, имеет власть или влияние в группе. Обычно добавляется прилагательное, характеризующее вид, рассматриваемого лидера или лидерства.
Лидер, Демократический
Психологическая энциклопедия
Лидер, власть которого определяется договоренностью группы и который действует согласно убеждениям и желаниям членов группы, как индивидуальных, так и коллективных.
Лидер, Номинальный
Психологическая энциклопедия
Лидер только по названию, но фактически не исполняющий руководящую роль. Подразумевается, что кто-то другой фактически обеспечивает руководство.
Лидер, Бюрократический
Психологическая энциклопедия
Лидер, власть которого исходит из официального бюрократического положения, которое он занимает. Никакие другие личностные или индивидуальные характеристики не подразумеваются.
Лидер, Авторитарный
Психологическая энциклопедия
Лидер с абсолютной властью, не нуждающийся в том, чтобы консультироваться с другими членами группы при принятии решений. Авторитарные лидеры часто встречаются в военных, диктаторских и многих других организациях, в молодежных группировках, семьях и т.д. Фактически…
Лидер
Психологическая энциклопедия
— член группы, за коим все остальные члены группы признают право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, — решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы. Самая авторитетная личность, реально играющая…
это эффективно – Учительская газета
Лидерство как понятие социального механизма позволяет регулировать деятельность системы образования, а также помогает более успешно и эффективно развиваться всей системе. Дадим определение образовательному лидерству как категории повышения эффективности деятельности образовательных организаций при помощи действительно талантливого руководства и сотрудников. Лидерами в образовании являются более успешные и продвинутые работники, которые достигли пика своей профессиональной деятельности при помощи развития своих личностных характеристик.
Управление талантливыми лидерами направлено на их выявление и координацию работы. Лидер – это тот человек, который обладает поразительными навыками, знаниями и умениями, способен развиваться в различных отраслях и нацелен на долгосрочную и эффективную работу. Различным предприятиям необходимо обучаться свойствам управления, способности выявлять лидеров на начальном этапе, для того чтобы наладить и увеличить производительность труда и позиции на рынке.
Лидерство характерно для разных сфер деятельности определенных организаций, поэтому имеются разные профессиональные области лидерства, связанные с образованием, спортом, наукой, политикой или бизнесом. Каждая из этих сфер деятельности имеет свои требования, предъявляемые к профессиональным качествам руководства и сотрудников.
Выделяют два подхода к пониманию лидерства в образовательной среде:
- Лидер с точки зрения позиций педагога и его уровня профессионализма. Он является самостоятельным субъектом образовательного процесса, который вносит в него большой вклад, имеет свое видение образовательной деятельности, стиля поведения в коллективах. И эта позиция связана не только с профессиональной деятельностью, но и со стилем жизни.
- Лидерство в стилях руководства и управления – это стиль представителей власти в образовании, которые имеют профессиональные качества и функции, с помощью которых осуществляют руководящую деятельность. Важным условием эффективности любой организации является лидирование руководителя в ведущем типе деятельности. Лидерство как бы дополняет собой руководство, повышая тем самым эффективность функционирования организации, производительность труда, минимизируя социальные конфликты.
В каждой позиции преуспевать могут как руководители сферы образования, так и педагогические деятели. Если педагог имеет свое видение реформирования системы образования, это является предпосылкой к повышению своих лидерских позиций в образовании. Отличительными чертами лидеров в образовании являются:
- Определенный лидер и его последователи могут быть тесно связаны между собой.
- Лидерство в образовании может иметь множество ролей и не ограничиваться определенным типом деятельности.
- В сфере образования понятие «лидер» имеет индивидуальный характер, не так как в политике или экономической сфере, где оно может быть представлено в групповом виде.
- Образовательное лидерство состоит не столько в действиях, направленных на утверждение собственной позиции в социальной общности, прежде всего на развитие лидерских способностей и реализацию лидерских потенций у своих последователей.
- В сфере образования каждый сотрудник должен иметь талантливые навыки, которые помогут ему в дальнейшем стать лидером той или иной категории образовательного процесса.
Менеджмент лидерства как понятие только внедряется в нашей стране. Большинство авторов дают слову «лидер» объяснение, связанное с преобладанием определенных характеристик и навыков в определенной области деятельности. Также они должны быть высокомотивированными на продуктивную работу. Лидер имеет специфические возможности, которые он сможет использовать на благо организаций.
Многие авторы определяют понятие «лидер» как одаренный, способный к труду человек, который может развиваться на протяжении всей жизни.
Сделаем свой вывод о том, что лидер – это талант, опытный и всесторонне развитый человек, накапливающий знания в различных сферах деятельности и использующий их на практике.
Сотрудники, имеющие лидерские качества, умудрены опытом, обладают внутренними качествами лидера, имеют высокие знания в различных категориях, интеллектуально развиты и постоянно развиваются.
Талант-менеджмент в поисках лидера, с одной стороны, рассматривается как система, которая способна выявлять талантливых сотрудников и потребность в них, планировать работу с ними, отбирать новые кадры, в особенности молодые, осуществлять их развитие и обучение, мотивирование на успех, рост по карьерной лестнице, удержание в стенах организации. С другой стороны, он показан как система, которая помогает повысить уровень компетентностных характеристик с помощью внедрения различных программ по продвижению образования и удержанию талантливых сотрудников.
В сфере образования можно выделить три аспекта лидерства:
- Целью образовательного процесса является конкретное воспитание лидеров. Существует ли необходимость подготовки лидеров среди выпускников детских садов, школ, колледжей и университетов? Конечно, это является необходимым. В первую очередь для того, чтобы был определенный руководитель группы, который поведет всех за собой. Из этого формируется лидерская компетенция, то есть готовность человека к определенной роли лидера, к организации взаимодействия в группе и решению задач по повышению личностных талантливых характеристик.
- Принципом руководителей организаций образования является лидерство. Одним из принципов лидерских качеств в образовательной группе является именно лидерство руководящих людей. Именно это указывает на конкурентоспособность образования в стране.
- Лидерство как способ становления на рынке образовательных услуг. Человек, когда отдает своего ребенка в детский сад, школу или вуз, выбирает их по принципу наиболее котирующихся на рынке образовательных услуг. Каждый образовательный коллектив стремится к тому, чтобы вывести учреждение, в котором он ведет свою деятельность, в список лидирующих организаций. И именно руководители-лидеры способны вывести образовательные учреждения в Топ и повысить его рейтинги.
Существует взаимосвязь между чертами личности и лидерством. Лидеры являются более высокоинтеллектуально развитыми, чем те люди, которые этим качеством не обладают, также они больше нелидеров хотят пребывать у власти, более социально развиты и адаптированы к жизни. Эффективность стиля руководства и лидерства может иметь зависимость от ситуации, особенностей психологического развития, профессиональных навыков, мотивирования коллектива. Именно поэтому проблемы эффективности руководства и лидерства в настоящее время рассматриваются с трех взаимосвязанных позиций, представленных в таблице.
Таким образом, аспекты лидерства в образовании являются актуальными на сегодняшний день. Зачатки формирования талантливых навыков и лидерских качеств отмечаются уже в детстве, когда ребенок попадает в дошкольное учреждение. От стиля руководства и педагогического состава зависит, каким по стилю жизни – лидером или нелидером – вырастет ребенок. Лидерство следует рассматривать с точки зрения отношений между руководством и группой, а также отношения человека к самому себе и своим личностным характеристикам. Талантливый сотрудник и лидер – это тот человек, который обладает поразительными навыками, знаниями и умениями, способен развиваться в различных отраслях и нацелен на долгосрочную и эффективную работу. Различным образовательным организациям необходимо обучаться свойствам управления своими сотрудниками, способности выявлять лидеров на начальном этапе, для того чтобы наладить работу и повысить производительность труда и позиции образовательных учреждений на рынке.
Наталия ВОВЧОК, ведущий экономист Курчатовской школы
В чем разница между лидером и менеджером?
Термины «лидерство» и «управление» часто используются взаимозаменяемо, и хотя они дополняют друг друга, они не являются одним и тем же.
Важно распознавать различия в подходах к управлению командой, чтобы не только использовать каждый из них в нужное время, использовать преимущества обоих стилей, но также понимать потенциальные последствия каждого из них.
Запросить талант
Различия в подходах к управлению командой между лидером и менеджером
- Менеджер будет направлять сотрудников своей работой и задачами, тогда как лидер будет мотивировать их делать все возможное в своей работе и задачах. Менеджеры несут ответственность за доставку заказов, организацию рабочей нагрузки и потока, назначение задач членам своей команды, отслеживание и управление результатами, а также обеспечение выполнения работы. Поскольку сотрудники все чаще хотят большего роста, гибкости и доверия к своей работе, лидер сосредоточится на том, чтобы выявить лучшее в людях и заставить их использовать свои навыки и таланты для достижения результатов. Персонал будет следовать за менеджерами в соответствии с их описанием работы и должностью, однако они будут следовать за лидером, его видением и поддержкой добровольно.
- Менеджер будет следить за тем, чтобы системы и структуры соблюдались, а лидер будет рассчитывать на то, что люди будут добиваться цели благодаря доверию и наделению полномочиями.
- Из-за того, что основная ответственность менеджера заключается в достижении организационных целей, он, скорее всего, будет следовать организационному протоколу и каналам для достижения успеха. Лидеры будут сосредоточены на удовлетворении сотрудников и могут искать новые способы достижения в рамках организации и команды.
- Менеджер имеет тенденцию сосредотачиваться на процессе и статус-кво; лидер будет постоянно пытаться вводить новшества и разрабатывать новые и более эффективные способы ведения дел. Как и в предыдущем случае, лидер будет искать новые и разные способы выполнения работы. Они будут поощрять дальновидных людей и команды, бросать вызов текущему процессу, чтобы добиться большего успеха и эффективности, и сосредоточить внимание на постоянном улучшении.
- Менеджеры сосредоточены на краткосрочных целях, в то время как лидеры постоянно смотрят вперед и работают над изменениями.
- Поскольку менеджерам поручено обеспечивать выполнение поставленных задач и достижение целей, они очень сосредоточены на этих задачах, целях и конечном результате. Речь идет об удовлетворении ожиданий и достижении целей и миссии, поставленных организацией. Лидер поможет в достижении этого, расширив возможности сотрудников, но также позаботится о том, чтобы заложить основу для будущего, наметив новый рост, работая с отзывами сотрудников и идеями в планах на будущее, а также рассматривая инвестиции для будущей прибыльности.
- Менеджеры разделяют видение или цель; лидеры будут продавать его людям, чтобы вовлечь их в курс дела и взять с собой в путешествие. В то время как менеджеры сообщают о целях, планируют детали и назначают задачи, лидеры вызывают воодушевление, заручаются поддержкой заинтересованных сторон и имеют общее направление, которое позволяет команде двигаться вперед вместе.
- Менеджеры сосредоточены на управлении работой и результатами; лидеры сосредотачиваются на людях и ведут их к достижению общих целей. Роль и подход менеджера можно рассматривать как более транзакционные — они говорят сотрудникам, чего им нужно достичь, и ожидают, что они будут выполнять возложенные на них обязанности. Лидер более стратегичен и старается, чтобы сотрудники использовали свою собственную инициативу и опыт для достижения и продвижения вперед, и доверял им, чтобы они были лучшими, кем они могут быть.
- Менеджеры имеют официальных членов команды и подчиненных; следуя за лидером, вам не обязательно отчитываться перед ним. Менеджер обеспечит выполнение работы и обладает полномочиями в соответствии со своей ролью и должностью. Они должны быть более прямыми и сосредоточиться на тактических действиях для выполнения задач. Лидер не обязательно имеет формальные полномочия, и, основываясь на его общении и поведении, люди будут следовать за ним и работать над тем, чего они хотят добиться.
- У менеджеров есть деловой стиль и способ подхода к своей роли, тогда как лидеры более трансформационные. Лидер, сосредоточенный на преобразовании, формирует культуру, а не навязывает ее, и он питает страсть и энергию. Это означает преобразование роли сотрудника, результата и общего успеха команды. Речь идет об обращении к окружающим вас людям и раскрытии потенциала команды.
- Менеджеры минимизируют риск, в то время как лидеров можно рассматривать как тех, кто идет на риск. Это не значит, что лидер нарушит правила; это больше о том, чтобы напрячь себя и свою команду для потенциально большей отдачи и результата, а также делать то, что правильно для общей цели. Это больше касается использования возможностей и преодоления препятствий, чтобы превратить их в свое конкурентное преимущество.
Возможные последствия двух подходов
Если менеджер неэффективен, это может привести к снижению производительности, потере мотивации сотрудников и неэффективному рабочему процессу. Если лидер неэффективен, это также может повлиять на производительность команды, но это может привести к текучести кадров, страданию развития сотрудников и смещению культуры организации. Вот почему важно понимать различия каждого стиля подхода к управлению командой и эффективно использовать каждый стиль в правильной ситуации, чтобы получить максимальную отдачу от ваших сотрудников.
В целом ключевое отличие состоит в том, что менеджер сосредоточится на планировании, организации и координации ресурсов для управления задачами и достижения результатов. Лидер будет вдохновлять, мотивировать и влиять на окружающих, что будет побуждать людей к достижению их целей и задач, работая над достижением более широкой картины.
Если вы хотите обсудить, как наполнить вашу команду кандидатами, способными как к лидерству, так и к управлению, свяжитесь с нами сегодня, чтобы узнать, как мы можем вам помочь.
Качества настоящего лидера
Влияние лидера отражается во всей организации. Вот почему так важно распознавать, кто обладает качествами настоящего лидера, у кого есть потенциал им стать, и когда кто-то лучше подходит для другой роли. Это верно для всех областей — правительства, высшего образования, некоммерческих организаций, производства и так далее. Независимо от сектора, настоящий лидер должен уметь определять цели организации, разрабатывать стратегию их достижения и мотивировать других на выполнение задач по реализации стратегии и реализации видения.
Конечно, это описание предполагает, что лидер возглавляет всю организацию. Хотя это может иметь место для некоторых, лидеров можно найти на всех уровнях — от штатных сотрудников начального уровня и среднего звена до временных работников и опытных ветеранов. Качества настоящего лидера ценны для работы любой организации. Для некоторых эти качества являются естественными; для других они должны быть взращены. Важно понять черты настоящего лидера, засеять эти черты и взращивать их, чтобы процветали как личность, так и организация.
Кто такой настоящий лидер?
Проще говоря, настоящий лидер ведет за собой своим примером, укрепляя отношения как с отдельными людьми, так и с командами и обеспечивая полную реализацию своего потенциала и, что немаловажно, достижение целей организации.
Это определение определяет, что такое лидерство и как выглядит успех, но нам нужно углубиться в характеристики настоящего лидера, чтобы лучше понять, как они достигают таких результатов.
Качества настоящего лидера
Характеристики настоящего лидера не следует путать со стилями лидерства, которые варьируются от авторитарного до харизматичного и относятся к тому, как лидеры ведут себя. Он описывает, как они управляют своими командами и организациями, в то время как характеристики настоящего лидера часто являются врожденными и связаны с их личностями.
Но, как мы упоминали ранее, эти черты можно развить, поэтому не беспокойтесь, если приведенный ниже список не соответствует вашим собственным лидерским способностям или потенциалу. Вы можете вырасти самостоятельно или найти карьерного тренера или наставника, который поможет вам стать лидером.
Этот список также не является исчерпывающим. Скорее, он выявляет несколько качеств, которые широко распространены среди лидеров в различных дисциплинах — подумайте об этом как о способе оценить свои собственные черты, определить, что нужно взращивать, или использовать его при оценке кандидатов на руководящие должности.
Эмоциональный интеллект
Характеристики, обычно присущие лидеру — сообразительность, твердость, решительность — важны, как и сложные навыки, такие как техническое и аналитическое мастерство, но эмоциональный интеллект особенно важен для настоящих лидеров.
Этот термин был впервые введен психологом Дэниелом Гоулманом в середине 1990-х годов после того, как он изучил 200 крупных глобальных компаний и пришел к выводу, что первоклассные лидеры отличаются своим эмоциональным интеллектом. Его основные элементы включают самосознание, саморегуляцию, мотивацию, эмпатию и социальные навыки, и Гоулман обнаружил, что лидеры, демонстрирующие эти черты, напрямую коррелируют с измеримыми результатами бизнеса в их организациях. Лидеры хорошо понимали свое влияние на других, могли контролировать свои импульсы и могли хорошо относиться к другим. Это касалось как внутренних, так и внешних заинтересованных сторон, то есть коллег и сотрудников, а также клиентов и заказчиков.
Развитие эмоционального интеллекта — это не то, что вам обязательно нужно практиковать с другими, например, активное слушание. Он имеет более внутреннюю направленность, например, наблюдение за тем, как вы реагируете на других, и распознавание их потребностей и чувств.
Итак, познай себя, как говорили древние греки, и ты улучшишь свой эмоциональный интеллект.
Эффективное общение
Еще одно так называемое мягкое умение, умение эффективно общаться, не следует сводить к минимуму. Это то, как настоящие лидеры объединяют других вокруг своего видения, убеждают потенциальных деловых партнеров и кандидатов работать с ними или убеждают общественность в ценности своей организации.
Но речь идет не только о разговорах с другими; общение также заключается в слушании. Настоящие лидеры стремятся слушать других, не перебивая и не оценивая их высказывания, негативные или позитивные, чтобы понять и уважать их мнение.
Вы можете улучшить свои коммуникативные навыки, встречаясь с коллегами и спрашивая их мнения и предложения. Если вы сможете выполнить их рекомендации (при условии, что они входят в вашу компетенцию), это поможет им почувствовать себя услышанными и оцененными. Обязательно устанавливайте зрительный контакт во время разговора и задавайте уточняющие вопросы, чтобы показать, что вы заинтересованы и понимаете, о чем идет речь.
Подотчетность и честность
Мы намекнули на это выше, но настоящие лидеры не просто говорят, они действуют — короче говоря, подавая пример.
Естественно, это требует действия, но то, как лидеры ведут себя, также имеет большое значение, что ведет нас к подотчетности и честности. Точно так же, как лидеры ожидают, что коллеги и персонал возьмут на себя ответственность за свои действия, они также считают себя ответственными за свои обязательства и действия. Если они совершают ошибку, они признают ее и моделируют способы ее исправления. Если впереди трудная задача, независимо от того, большая она или маленькая, они закатывают рукава и бросаются на помощь. Если товарищ по команде улучшил свои навыки или закончил особенно сложный проект, настоящий лидер аплодирует их работе.
Подотчетность и порядочность настоящего лидера способствуют созданию позитивной атмосферы, в которой коллеги и сотрудники чувствуют, что могут положиться друг на друга, мотивированы на выполнение качественной работы, а также поддерживают и признают достижения друг друга.
Подъемы и ценности Другое
Связанные с социальными навыками, которые обычно сочетаются с высоким эмоциональным интеллектом (или «EQ», как его иногда называют), настоящие лидеры ценят отношения и не торопятся, чтобы узнать товарищей по команде, деловых партнеров, клиентов, и другие на личном уровне. Они спрашивают о своих выходных, знают имена своих питомцев, сочувствуют недавним неудачам на кухне — другими словами, настоящие лидеры пытаются понять своих коллег целиком, но также замечают, когда некоторые предпочитают держать свою личную жизнь в тайне. В свою очередь, другие начинают видеть лидера в новом свете — более доступным, более человечным.
Истинные лидеры также стремятся поднять других, помогая им реализовать (и, возможно, превзойти) их потенциал. Это может включать установление политики возмещения расходов на обучение на работе, назначение задач или проектов, которые побуждают товарищей по команде развивать свои навыки и опыт, или проводить их через новое программное обеспечение, имеющее решающее значение для будущего организации.
Подобные инвестиции в других поощряют взаимность. Коллеги, сотрудники и клиенты одинаково заинтересованы в вас и в организации, которую вы представляете.
Смелый и дальновидный
Настоящий лидер проявляет храбрость и дальновидность. Иногда это связано с принятием трудных решений и последующей критикой или негативной реакцией, например, необходимостью увольнять персонал для улучшения здоровья организации. В других случаях смелость означает направление команды или организации в новом направлении — разворот, как говорится на сегодняшнем деловом жаргоне.
Одним из примеров является Wrigley. В 1890-х годах продавец Уильям Ригли-младший раздавал палочки жевательной резинки, чтобы стимулировать покупку мыла и разрыхлителя, которые он торговал. Жевательная резинка оказалась более популярной, чем любой из них, поэтому он решил вместо этого производить и продавать ее, продолжая создавать жевательную резинку Juicy Fruit и Wrigley Spearmint.
Более свежим примером является Flickr, который начинался как Game Neverending, ролевая онлайн-игра. Когда его функция обмена фотографиями стала более популярной, чем игра, создатели решили полностью отказаться от нее и назвать ее Flickr. Яху! приобрел ее в 2005 году, а остальное уже история.
Истинные лидеры сталкиваются с поворотными моментами в бизнесе и другими трудностями, сохраняя ясную решимость.
Найди своего следующего лидера
Признаки настоящего лидера не сводятся только к характеристикам, которые мы описали, но они являются одними из самых важных. Просмотрите их еще раз и посмотрите, как вы, ваша исполнительная команда или кандидаты на лидерство складывается.