Методики проведения психологического и педагогического исследования
Приобретение знаний происходит при помощи метода, в переводе с греческого метод – путь, теория, учение. Метод – совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. В исследованиях психолого-педагогического направления можно использовать любой метод, если он отвечает основным критериям научного познания: объективности, валидности, надежности. Валидностью называют степень пригодности изучаемого явления, соответствия объекту исследования. Надежность – наличие устойчивых показателей при многократных исследованиях. Как и в других науках, в психологии и педагогике применяется не один метод, а система частных методик. Ученые выделяют четыре группы методов:
- организационные;
- эмпирические;
- обработки данных;
- интерпретационные.
К организационным методикам относятся: сравнительный, лонгитюдный, комплексный. К методам обработки данных: качественный и количественный.
Организационные методы
Сравнительный метод или метод «поперечного среза» основан на сопоставлении различных групп относительно возраста, образования, деятельности и общения. Например, берутся для сравнения две большие группы, различные по возрасту или профессии (молодые врачи и молодые учителя), исследования проводятся одними и теми же эмпирическими методами, а полученные результаты сравниваются.
Лонгитюдный метод или метод «продольного среза» заключается в том, что одни и те же лица исследуются многократно, длительное время. Например, обследования учеников школы на протяжении всех лет учебы.
Определение 1Комплексный метод – связь нескольких научных областей при исследовании одного и того же явления.
Например, личность исследуется с точки зрения, психологии, физиологии и социологии.
Эмпирические методы
Сюда причислены прежде всего обсервационные методы, в их основе лежит наблюдение и самонаблюдение.
Определение 2Наблюдение – когда явления и процессы из области психологии или педагогики воспринимаются и фиксируются целенаправленно, планомерно и систематически.
При использовании метода наблюдения необходимо поставить цель, разработать план, выбрать объект и ситуативный контекст наблюдения. Очень важно при осуществлении наблюдения не вмешиваться в деятельность наблюдаемого, объективно и системно наблюдать, разработать удобную систему фиксирования результатов.
По способам организации можно выделить сплошное и выборочное наблюдение. В первом случае предметом наблюдения становятся многие стороны поведения объекта на протяжение длительного временного отрезка. Во втором случае изучается и анализируется одна сторона поведения или поведение при определенной ситуации, в определенное время и т. д.
С точки зрения условий организации наблюдение делится на лабораторное и полевое.
Определение 3Лабораторные наблюдения – это специальные искусственно созданные условия, которые контролируются исследователем. Полевые наблюдения – это наблюдения, проходящие в обстановке естественной среды, реальной жизненной ситуации.
По периодичности выделяют систематические, эпизодические, случайные наблюдения. При системном подходе все наблюдения осуществляются строго в запланированное время, ранее оговоренные признаки фиксируются. При эпизодическом подходе факты заносятся в специальные источники фиксации результатов, однако строгого регламента нет. При случайном подходе единицы наблюдения не определяются заранее, а фиксируются наиболее значимые с точки зрения исследователя.
Наблюдение может быть организованным, когда существуют план, схема наблюдения, и включенным, когда наблюдаемый является членом группы, которая исследуется, он организует жизнь внутри группы, при этом никак не выделяется.
Определение 4Самонаблюдение (интроспекция) – это наблюдение за собой, как проявляются собственные психические явления.
Эта методика широко применима в психологии и педагогике. Умение замечать изменения в своем состоянии формируется при применении такой методики с последующим составлением самоотчетов. Рефлексивный самоанализ, саморегуляция развиваются при самонаблюдении.
Эксперимент (проба, опыт от лат.) предполагает собирание и проведение анализа эмпирических данных для проверки гипотез о причинно-следственных связях явлений. Эксперимент отличается от наблюдения.
При проведении эксперимента исследователь планомерно в соответствии с гипотезой оказывает воздействие на исследуемый объект. Он не рассчитывает на то, что психологические процессы, которые его интересуют, проявятся случайным образом, поэтому сам создает требуемые условия.
Изменяя отдельные условия, исследователь делает вывод, о там как влияют измененные условия на протекание психического или педагогического явления, как организован этот процесс, какие факторы воздействуют на качество и динамику процесса.
Существует несколько видов экспериментов. Лабораторный эксперимент проводится в условиях, которые созданы искусственно, для его проведения используется специальная аппаратура, осуществляется строгий контроль. Естественный эксперимент проводится в естественной среде, выбираются те виды деятельности, для которых наиболее характерно проявление изучаемого явления. В результате на основе многих экспериментальных исследований создается модель той или иной деятельности, очень похожей на естественную. Констатирующий эксперимент выявляет степень качественности педагогического явления. Например, изучение среза знаний и умений учащегося. Полевой эксперимент предполагает незнание участников, того, что они являются испытуемыми. Экспериментатор создает нужную для исследования ситуацию и ведет наблюдение за реакцией людей. Формирующий эксперимент направлен на исследование условий и закономерностей происхождения психологического явления. Например, возникновение новых взаимоотношений, незнакомой деятельности. Подбираются пути и средства для достижения нужного результата.
Кроме вышеописанных методик в психологии и педагогике используются другие эмпирические методологии. Отметим опросные: анкетирование, интервью, тестирование.
Анкетирование предполагает письменное опрашивание. Людям предлагаются опросные листы или анкеты, как правило, анонимные, что позволяет получить более правдивые ответы на вопросы. Анкетирование может быть разным, все зависит от типа вопросов. Вопросы разделяются на открытые, где нет вариантов ответов, прямые, и косвенные, где вопрос замаскирован. Также вопросы делятся на основные, наиболее значимые и контрольные, которые выполняют функцию перепроверки.
Интервьюирование – опрос в форме устной беседы, которая, как правило, записывается. Бывают стандартизованные интервью, когда у интервьюера имеется опросник, и нестандартизованные, когда нет жесткой регламентации. Выделяются полустандартизованные интервью, куда входят и те, и другие элементы вышеназванных бесед. Интервью может быть групповым и индивидуальным, однократным и многократным.
Методы опроса будут эффективны только при соблюдении ряда требований. Опрашиваемые люди должны доверять исследователю, организации, которая проводит опрос. Чтобы ответы были более откровенными, используются анонимные опросы, без указания фамилий и имен. При необходимости исследователь должен дать гарантию о неразглашении ответов. Следует соблюдать научную этику и использовать полученную информацию только в научных целях.
Беседа также относится к методам эмпирического направления получения информации прямым или косвенным путем. Беседа может быть формализованной со стандартной постановкой вопросов и регистрированием ответов. Неформализованная беседа позволяет задавать нестандартные дополнительные вопросы, ориентируясь на создавшуюся ситуацию. Чтобы эффективность метода была более высокой, о теме беседы заранее не сообщается. Собеседник не должен видеть, что его ответы записываются, не должно быть свидетелей беседы. Важным моментом является предел допустимых вопросов. Беседа будет эффективной, если между собеседниками сложатся доверительные отношения.
Тестирование – процедура диагностического характера, которая осуществляется в групповой или индивидуальной форме.
Может являться способом изучения скрытых свойств психической деятельности личности с использованием задания (теста). Может быть стандартным психологическим испытанием, после которого оценивается психологический процесс или личность в целом. Фронтальное тестирование проводится с целью изучения индивидуальных способностей. Здесь важно изолированное и самостоятельное выполнение задания участниками. Существует много разработанных тестов. Существуют тесты способностей, умений, навыков, эстетические, проективные, ситуационные, физиологические тесты.
Социометрия относится к методам психологопедагогического изучения межличностных связей внутри групп, чтобы определить уровень психологической совместимости участников групп. Определяются: сплоченность, лидер группы, объединения внутри группы. Метод популярен в педагогике и применяется с целью формирования учебных классов и определения взаимодействий внутри коллектива.
Анализ продуктов деятельности тоже эмпирический метод, в основе которого лежит распредмечивание. Исследователь анализирует, интерпретирует материальные результаты деятельности (стихи, проза, рисунок, музыка, танец). Производится оценка как продукта деятельности, так и процесса его создания, а также соответствия произведенного продукта первоначальному замыслу.
Методы обработки данных и интерпретационные методы
Методы обработки данных в психологии производятся при помощи количественного и качественного анализа. При использовании количественного анализа применяются математические и статистические методики. При качественном анализе задействована дифференциация по группам, вариантам, типологизация.
Методы обработки эмпирических данных решают задачи упорядочивания, систематизации исходного материала, исправления ошибок, выявления скрытых тенденций, закономерностей и связей, выявления новых фактов, определения степени достоверности и точности результатов. Если ошибок обнаружено много, проводятся повторные исследования.
Методы обработки эмпирических данных делятся на два вида: количественные и качественные. Количественные методы изучают внешние свойства объекта. Первичная обработка представляет информацию в виде таблиц, диаграмм, графиков. Вторичная обработка – уточняющие процедуры, использующие корреляционный, дисперсионный, факторный, регрессивный анализы. Качественная обработка изучает внутреннее содержание объекта, описывает и объясняет изученные явления, апеллирует к методам логики.
Методы интерпретации являются аналитической, теоретической обработкой эмпирических исследований. При помощи данных методик выполняются главные функции науки: описательная, объяснительная и прогнозирующая. Методами объяснения являются:
- редукционизм – упрощенные объяснения;
- конструктивизм – объяснительные модели.
Одной из ярких является модель прижизненного опыта, где объясняются причинные связи между условиями среды и реакциями, которые наблюдаются и характеризуют поведение.
Обобщение является одним из главенствующих методов интерпретации, который выявляет существенные черты группа объектов, определяющие их качественные характеристики. Обобщение характерно для следующих процессов исследования:
- обобщение ситуации – результаты переносятся на обстоятельства более широкого круга;
- обобщение ответов – различные реакции подводятся под общую категорию;
- обобщение на уровне личностей – признается репрезентативность выборки;
- обобщение отношений – определяются связи между переменными, производится на разных уровнях обобщения.
Психолого-педагогические данные, полученные при помощи вышеперечисленных методов имеют высокую достоверность и эффективность.
Поперечные и продольные методы исследования
Исследования развития — жизненно важный подход к пониманию изменений, которые происходят в живых организмах, таких как люди, по мере их прохождения на различных стадиях жизни. Наиболее часто используемыми методами исследования развития являются поперечное и продольное проектирование. Исследователи используют метод поперечного сечения, когда основная цель состоит в том, чтобы оценить поведенческие модели участников из разных возрастных групп (Maes et al., 2019).). Например, исследователей может интересовать взаимосвязь между возрастом и социальным интеллектом. Поэтому они могут решить проверить, насколько хорошо участники в возрасте 20–35, 36–50, 51–65 и старше 65 лет могут распознавать эмоции других людей. Хотя метод поперечного исследования развития дает информацию о возрастных вариациях, он ограничен одним конкретным периодом и не может оценивать изменения во времени.
Продольный метод исследования развития использует одну демографическую группу. Этот метод включает в себя изучение участников, которые могут принадлежать к той же возрастной группе и происхождению, и их регулярную оценку в течение длительного периода времени. Исследователи используют этот метод для изучения поведения одних и тех же людей с течением времени (Orth et al., 2018). Например, исследование, направленное на оценку взаимосвязи между социальным интеллектом и старением, может сосредоточиться на изучении того, становятся ли 25-летние люди более или менее социально образованными с течением времени. В этом случае исследователи могут проводить тесты на социальный интеллект участников каждые десять лет, пока им не исполнится 75 лет. Метод лонгитюдного исследования — это обязательный подход к изучению изменений, происходящих у людей в течение многих лет, и он обеспечивает полезный анализ развития (Orth et al., 2018). Однако этот дизайн исследования развития дороже, чем метод поперечного сечения, имеет более высокий риск отсева участников, ограничен одной когортой и занимает много времени.
Маес, М., Нелеманс, С., Даннил, С., Фернандес-Кастилья, Б., Ван ден Ноортгейт, В., Гуссенс, Л., и Ванхальст, Дж. (2019). Одиночество и социальная тревожность в детстве и подростковом возрасте: многоуровневый метаанализ поперечных и продольных ассоциаций. Психология развития , 55 (7), 1548-1565. Веб.
Орт, У., Эрол, Р., и Лучано, Э. (2018). Развитие самооценки в возрасте от 4 до 94 лет: метаанализ продольных исследований. Психологический бюллетень , 144 (10), 1045-1080. Веб.
АПА-6
Справочник
ПсихологияПисьмо. (2023, 3 апреля). Методы поперечного и продольного исследования. Получено с https://psychologywriting.com/cross-sectional-and-longitudinal-research-methods/
Ссылка
PsychologyWriting. (2023, 3 апреля). Поперечные и продольные методы исследования. https://psychologywriting.com/cross-sectional-and-longitudinal-research-methods/
Процитированная работа
«Методы поперечного и продольного исследования». PsychologyWriting , 3 апреля 2023 г., психология письма.com/cross-sectional-and-longitudinal-research-methods/.
Список литературы
ПсихологияПисьмо . (2023) «Методы поперечного и продольного исследования». 3 апреля.
Список литературы
ПсихологияПисьмо . 2023. «Методы поперечного и продольного исследования». 3 апреля 2023 г. https://psychologywriting.com/cross-sectional-and-longitudinal-research-methods/.
1. ПсихологияПисьмо . «Поперечные и продольные методы исследования». 3 апреля 2023 г. https://psychologywriting.com/cross-sectional-and-longitudinal-research-methods/.
Библиография
ПсихологияПисьмо . «Поперечные и продольные методы исследования». 3 апреля 2023 г. https://psychologywriting.com/cross-sectional-and-longitudinal-research-methods/.
Что подходит именно вам?
От количественного к качественному; личные перехваты мобильных опросов, аналитические данные, которые эксперты извлекают из обширного набора инструментов, чтобы ответить на насущные вопросы бизнеса. Выбор подходящей методологии требует навыков и глубокого понимания бизнес-целей. Поперечные и лонгитюдные исследования — это два конкретных инструмента, которые исследователи используют для выявления отношения, настроений и поведения потребителей. Каждый подход имеет свой собственный набор преимуществ и проблем. Читайте дальше, чтобы узнать больше о вариантах использования, проблемах и преимуществах обеих методологий.
Что такое поперечное исследование?Поперечные исследования собирают и анализируют данные целевой группы населения в определенный момент времени. Это похоже на снимок или стоп-кадр одного фрагмента информации в определенное время. Поперечное исследование подходит для понимания распространенности определенного отношения или поведения, когда проводится исследование. Это уместно для проверки бизнес-решений или проверки гипотез, поскольку он просматривает данные из совокупности, выбранной на основе конкретных представляющих интерес переменных в один конкретный момент времени. Его также обычно называют поперечным исследованием или исследованием распространенности.
Каковы проблемы поперечного исследования?Когда бизнесу требуется своевременный снимок, поперечное исследование отвечает всем требованиям. Тем не менее, для тех организаций, которые стремятся связать причинно-следственные связи или понять долгосрочные тенденции, кросс-секционные исследования могут оказаться недостаточными, поскольку они измеряют только один момент времени изолированно.
Другим ограничением перекрестного исследования является возможность того, что на данные может повлиять систематическая ошибка, связанная с отсутствием ответов. Систематическая ошибка, связанная с отсутствием ответов, возникает, когда участники маркетингового исследования, которые соглашаются принять участие в исследовании, отличаются от тех, кто не участвует. Например, кросс-секционные исследования основаны на групповой выборке, что может привести к систематической ошибке из-за характера процесса регистрации в панели опроса. Следует учитывать, что только часть целевой аудитории желает или может зарегистрироваться в онлайн-панели. Например, если к респондентам обращаются через онлайн-объявления для мобильных устройств, вероятность того, что кто-то без мобильного телефона ответит, значительно меньше. Если эта реклама будет показываться в обычное рабочее время, вероятность того, что определенные специалисты подадут заявку на участие, может быть значительно ограничена. Пристальное внимание к дизайну опроса, методам набора, включая создание версии опроса для мобильных устройств и планшетов, избегание сжатых сроков и т. д., может помочь смягчить, хотя и не устранить полностью, систематическую ошибку, связанную с отсутствием ответов.
Каковы преимущества поперечного исследования?Поперечные исследования, как правило, недороги, поскольку требуют меньше времени и ресурсов по сравнению с лонгитюдными исследовательскими проектами. Кроме того, большинство поставщиков маркетинговых исследований имеют опыт перекрестных исследований, что упрощает поиск профессиональной помощи. Еще одним преимуществом такого одностороннего подхода к сбору данных является то, что эта методология не страдает от отсева респондентов, который может мешать лонгитюдным исследованиям — бремя участия ограничивается одним взаимодействием с исследовательской программой для завершения.
Чтобы узнать текущее состояние рынка или оценить состояние рынка в определенный момент времени, нет лучшего выбора, чем поперечное исследование.
Что такое продольное исследование?Продольное исследование включает сбор данных от одной и той же группы лиц в течение длительного периода времени. Продольные исследования могут собирать качественные или количественные данные от участников исследования посредством нескольких «волн» исследования. Этот метод сбора данных может охватывать недели, месяцы или даже годы.
Продольные исследования отлично подходят для групп, стремящихся установить долгосрочные тенденции и выявить причинно-следственные связи.
Каковы проблемы лонгитюдных исследований?Продольный исследовательский проект обычно включает в себя множество исследовательских целей и может быть важным мероприятием для эффективного управления. Планирование проекта такого типа может длиться месяцы, а развертывание — год и более. Проще говоря, команда должна взять на себя долгосрочные обязательства, чтобы программа принесла плоды. Из-за этой более обширной приверженности, долгосрочного планирования и ресурсов на местах лонгитюдные исследования обычно требуют участия множества внутренних заинтересованных сторон для значительного финансирования и поддержки.
Подобно перекрестным исследованиям, лонгитюдные исследования также могут столкнуться с влиянием систематической ошибки, связанной с отсутствием ответов. Помимо систематической ошибки, связанной с отсутствием ответов, аудитория также может быть менее репрезентативной для населения в целом. Исчезновение респондентов может усугубить эти другие проблемы и усугубить их, подвергая риску результаты исследований, если ими не управлять тщательно.
Каковы преимущества лонгитюдных исследований?Для продуктовых команд, стремящихся применить модели дизайн-мышления или гибкой разработки продуктов, лонгитюдные исследования могут оказаться полезным инструментом. Этот метод позволяет командам выполнять итерации и повторное тестирование среди одной и той же аудитории, в то время как повторные специальные наборы могут потребовать дополнительного времени и финансовых ресурсов. Участники, проходящие через каждую волну исследования, могут предоставить более подробные отзывы, учитывая их опыт работы с предыдущими итерациями продукта.
Кроме того, лонгитюдное исследование может пролить свет на путь клиента так, как это невозможно сделать при поперечном исследовании. В сельскохозяйственных исследованиях может быть особенно полезно понять, как сложные решения проявляются с течением времени. Например, если фермер покупает семена или новый трактор на сумму 500 000 долларов, перекрестное исследование может попасть только в одну точку. Напротив, лонгитюдное исследование может охватывать фермера в различные моменты годового цикла выращивания, в течение которого возникают и уменьшаются некоторые потребности. Таким образом, продольные волны могут создать карту пути покупателя, включая начальное исследование клиента, точку покупки и размышления после покупки.
Короче говоря, лонгитюдные исследования дают более полную картину поведения и отношения потребителей, изучая эволюцию этих факторов во времени.
Найдите подходящего партнера.Поскольку почти 90% маркетинговых исследований проводится с использованием межсекторального подхода, поиск знающего партнера для помощи в лонгитюдной работе может быть сложной задачей. Опытные партнеры по исследованиям обеспечивают бесценный ресурс для планирования и выполнения этих сложных проектов. На высоком уровне дорожная карта логистики охватывает различные точки соприкосновения и детали взаимодействия с аудиторией, необходимые на протяжении всего процесса исследования. Подробное описание ролей и обязанностей каждого партнера может внести ясность в процесс и помочь избежать путаницы. Продольное исследование требует более динамичной совместной ответственности между партнером по исследованию и командой, работающей с клиентом. Из-за этого более полезно рассматривать лонгитюдное исследование не как отдельный проект, а как множество проектов, сгруппированных вместе.