Люди амбидекстры: Левой, правой. Ученые выяснили, что у человека есть не только «ведущая» рука, но и нога, ухо и глаз

Левой, правой. Ученые выяснили, что у человека есть не только «ведущая» рука, но и нога, ухо и глаз

Читайте также

Как расшифровали письменность майя и почему первые айтишники занимались телепатией: 4 отличные книги нон-фикшн Загадка Франкенштейна: как убежавшая из дома с чужим мужем писательница заговорила устами монстра Статус дороже денег: почему положение в обществе критично для здоровья

Pexels

Почему одна треть мира ездит на автомобиле слева, а две трети — справа? Из-за чего европейское письмо идет слева направо, а арабское и иврит — справа налево? На какие-то вопросы наука уже нашла ответы, но с некоторыми парадоксами асимметрии в природе, теле и культуре по-прежнему увлекательно борется. Книга «Почему сердце находится слева, а стрелки часов движутся вправо. Тайны асимметричности мира» профессора Криса Макмануса, получившая приз Лондонского королевского общества по развитию знаний о природе за научно-популярную книгу года, недавно вышла на русском языке.

Бомбора

С разрешения издательства «Бомбора» «Ведомости. Город» публикует отрывок.

В целом, как в Великобритании, так и на всем Западе, левши составляют чуть более десяти процентов, хотя доля эта слегка меньше среди людей старшего возраста и в некоторых других регионах мира.

Если среди мужчин левшей 11,6%, то среди женщин — только 8,6%. То есть леворукость почему-то более свойственна мужчинам, чем женщинам. Этот результат неоднократно повторялся во многих исследованиях, и в целом выяснилось, что на четырех женщин-левшей приходится чуть более пяти мужчин-левшей. Не слишком большая разница, но, похоже, она сохраняется всегда и должна отражать нечто важное в биологии леворукости. Признаки такого полового различия можно увидеть даже в семье самого Чарльза Дарвина, в которой левшами были трое из восьми мужчин (38%) и лишь одна из шести женщин (17%).

Праворукость выражена сильнее, чем леворукость. Отчасти это связано с тем, что левши живут в «праворуком мире», где самые разные предметы, от микроволновки до компьютерной или фортепианной клавиатуры устроены в основном «под правую руку». В результате левши вынуждены приспосабливаться к миру правшей и часто пользоваться правой рукой, несмотря на естественную склонность использовать левую.

«Левоногие» футболисты и доминирующие глаза

Хотя до сих пор речь шла о право- и леворукости, некоторые предпочитают говорить о предпочтении той или иной стороны, потому что многие типы поведения, по-видимому, связаны с предпочтением одной стороны тела и происходят с участием рук, ног, глаз, ушей и т. д. Некоторые из этих асимметричных актов соотносятся с лево- и праворукостью, но не все. Склонность использовать ту или иную руку в полной мере относится и к ногам: как правило, у правшей ведущая нога — правая, у левшей — левая. Проверить это легко — попросите кого-нибудь забить мяч в ворота, и та нога, которой бьют по мячу, и будет ведущей.

Свойство это у профессиональных футболистов оценивают по тому, какой ногой они чаще ведут мяч — левой или правой. Большинство из них в 85% случаев использует ведущую ногу, и почти никто не использует обе ноги одинаково часто. Иначе говоря, даже профессиональные футболисты не владеют обеими ногами одинаково хорошо, они в этом смысле не амбидекстры. Как и все прочие люди, двадцать процентов футболистов «левоногие», и доля эта существенно выше, чем обычные для любой популяции десять процентов леворуких.

Можно определить и ведущее ухо — в основном по тому, у какого из них люди держат телефон. Около 60% предпочитают слушать правым ухом, 40% — левым, правши предпочитают правое, левши — левое. Хотя эта особенность в прошлом изучалась мало, сейчас, при почти повсеместном распространении мобильных телефонов, положение меняется.

В отличие от почти незаметной проблемы «ведущего уха», вопрос о доминирующем глазе изучался более тщательно. Чтобы определить, какой глаз у вас ведущий, вытяните руку и укажите на какой-нибудь небольшой объект вдалеке. Теперь закройте один глаз. Если палец все еще совмещен с объектом, то открытый глаз и будет ведущим. Если вы посмотрите другим глазом, не ведущим, то палец больше не будет указывать на объект. Это и есть «прицельное», или окулярное, доминирование — предпочтение видеть объект тем или другим глазом. Ведущий глаз легко определяется, если спросить, каким глазом человек смотрит в замочную скважину или в окуляр микроскопа. Около 70% людей предпочитают смотреть правым глазом, около 30% — левым. Хотя левши склонны отдавать предпочтение левому глазу, а правши — правому, многие люди кросслатеральны, то есть их ведущий глаз и ведущая рука не совпадают.

Упражнения для любопытных

Существует и множество других функциональных асимметрий, как правило, не привлекающих большого интереса — например, большая часть людей предпочитает жевать правой стороной челюстей. И все же меня давно занимают две особенности, совершенно тривиальные и неважные, — как люди складывают руки и скрещивают кисти рук. Чтобы проверить это, быстро соедините кисти рук, чтобы пальцы переплелись. Который из больших пальцев сверху — правый или левый? Теперь попробуйте сделать так, чтобы получилось наоборот, и вам придется на мгновение задуматься, само действие займет больше времени, да еще и покажется, что пальцы сплелись не так удобно. Первое инстинктивное движение вы проделали легче и более естественно. Этому движению не учатся, фактически, люди даже не замечают его, если им на это не указать.

В Британии у почти 60% людей сверху оказывается левый большой палец, и пропорция эта одинакова и у правшей и у левшей. Особенно интересно, что по мере продвижения на восток — через Европу, Азию и к Океании — доля тех, у кого левый большой палец оказывается сверху, сокращается, и на Соломоновых островах, восточнее Новой Гвинеи, только у тридцати процентов людей сверху оказывается левый большой палец. Еще более загадочно, что свойство это передается в роду, хотя довольно слабо, так что ребенок родителей, у которых сверху оказывается левый большой палец, вероятнее всего, унаследует эту особенность.

Другая асимметричность, которую вы можете проверить на себе, — это сложение рук. Быстро скрестите руки. Какое запястье сверху, правое или левое? А теперь попробуйте по-другому. Когда я просил проделать это на лекции, неизменно раздавался взрыв смеха, когда люди, покрутив руками перед собой, неизменно осознавали, что пришли к тому же, с чего начали — сверху все время оказывалось одно и то же запястье. Попытка поместить сверху другое запястье неизменно вызывала затруднения, приходилось над этим задумываться, и ощущения при этом возникали странные. В Великобритании левое запястье оказывается сверху у около 60% людей, и эта доля одинакова не только среди правшей и левшей, но и среди тех, у кого при скрещивании рук верхним оказывается правый или левый большой палец. Таким образом, лево- и праворукость, скрещивание кистей рук и сложение рук имеют разные причины. Список небольших асимметрий можно продолжать почти до бесконечности. Например, один из пяти человек способен шевелить ушами, а из тех, кто может шевелить лишь одним ухом, тех, кто может шевелить лишь левым, вдвое больше, чем тех, кто может шевелить только правым. Как ни удивительно и странно, но причины существования асимметрии такого рода в настоящее время почти совершенно не известны.

Тем не менее предпочтение левого или правого действительно требует объяснения, и по многим причинам ученые приложили массу усилий именно к поведенческой асимметрии.

Ребенок — правша или левша?

Так когда же выясняется, правшой ли левшой станет ребенок? Определить ведущую руку у маленьких детей непросто, особенно в первые два года жизни. В частности, похоже, что существует некий этап, известный как «хаотическая фаза», когда ребенок чуть ли не ежедневно отдает предпочтение то одной, то другой руке — сегодня правой, завтра левой. 

Поскольку ведущую руку можно ясно определить лишь на втором году жизни, ученые не видели особого смысла изучать, какой стороне отдает предпочтение ребенок до этого возраста. Однако специалист по поведению человеческого плода Питер Хеппер из Королевского Университета Белфаста горячо отвергает подобный подход, считая его ошибочным. С помощью ультразвукового сканирования он изучил несколько сот еще не рожденных младенцев и выяснил, что плод и в утробе матери сосет палец уже после 12 недель беременности, и в более чем 90% случаев это палец именно правой руки. Возникает искушение объяснить это асимметрией мозга, поскольку на этой же стадии развития обнаруживаются и первые признаки асимметрии коры головного мозга. Однако позже Хеппер, изучая поведение десятинедельного плода, выяснил, что на этой стадии палец еще не сосут, но уже шевелят руками и ногами. Он решил узнать, какой рукой плод шевелит чаще — и оказалось, что в 85% случаев — правой. Это нельзя считать указанием на то, что асимметрия мозга возникает ранее, чем считалось прежде, потому что на столь ранней стадии развития нейроны мозга еще не соединены со спинным мозгом. Столь ранняя асимметрия поведения, таким образом, связана со спинным мозгом или с самими конечностями, а потому возникает вероятность, что предпочтение той или иной стороны формируется не в коре головного мозга, а на каком-то более низком уровне нервной системы, но как и на каком — пока неизвестно.

Бесспорно, однако, то, что лево- и праворукость — семейная черта. Некоторое время назад мы с покойным Филом Брайденом изучили все работы по этому вопросу, которые могли найти в научной литературе, что в совокупности составило сведения о более 70 тысячах детей, у которых родители были либо только правшами, либо только левшами, либо, как в семье Дарвина, один из родителей был правшой, другой — левшой.

Выяснилось, что шанс появления ребенка-левши у двух праворуких родителей составляет 9,5%; в случае, если один левша, а другой правша — 19,5%, а у двух леворуких — 26,1%.

Эти цифры многое проясняют. Нет «чистокровных» правшей и левшей, у двух левшей дети правши, у двух правшей — левши. По сути, большинство детей двух левшей оказываются правшами — трое из четверых. И все же более вероятно, что дети левшей тоже будут левшами. Значит ли это, что леворукость — генетическая черта? Необязательно, потому что многие семейные свойства передаются не генетически — деньги, возможно, самый очевидный пример. Если ваши родители были очень богаты, то и вы, вероятно, тоже, хотя никаких генов богатства нет, деньги переходят к вам в силу культурного наследования, которое представляет собой часть того, что биологи в широком смысле называют «окружающей средой». 

Левша, правша, амбидекстр (информация для родителей)

 Левша – человек-загадка?

Кто такой левша? Это человек, у которого доминирует правая половина головного мозга.

Обычно доминирует какая-либо половина мозга, при этом происходит перекрещивание, т.е. правой половиной человеческого тела управляет левое полушарие, а левой — правое. Ученые выделили степени доминирования: сильно выраженная (“стопроцентный” правша или ярко выраженный левша) и слабо выраженная (может быть 1-2 признака “левшества” — ведущий левый глаз и левое ухо, но ведущая рука – правая).

А люди, так называемые амбидекстры, у которых одинаково работают оба полушария, они одинаково хорошо владеют обеими руками, ушами, глазами, т.е. парными органами. Таких людей немного, но, по исследованиям ученых, их количество постоянно растет.

Как же выяснить, к какому типу относится человек? Далее приведем тесты, а пока – общие характеристики.

Если человек – “стопроцентный” правша, у него наблюдаются следующие признаки:

— Пишет и выполняет большинство действий, особенно сложных, правой рукой

— Трубку телефона прикладывает к правому уху

Ведущие глаз, ухо – правые

— Ведущая нога тоже правая (она толчковая, с нее человек начинает идти)

Если же хоть один из этих признаков имеет зеркальное отражение (при ведущей правой руке лучше слышит левое ухо, например) – это более (или менее) выраженный левша. Таких людей ученые называют “скрытыми левшами”.

Ученые, проводившие исследования по выявлению явных и скрытых левшей, выяснили, что таких людей – 62%. Т.е. больше половины здоровых людей! Хоть у разных исследователей процентное соотношение левшей-правшей несколько отличается, все равно получается, что левши составляют около половины общего населения.

Большинство людей являются “частичными” левшами (т.е. ведущая рука – левая, а ведущий глаз, например, правый).

У маленьких детей скрытая леворукость, явные признаки ведущего правого полушария наблюдаются гораздо чаще, чем у взрослых. Также часто дети одинаково хорошо владеют и левой, и правой руками, т.е. являются амбидекстрами. Считается, что до года закладывается основа развития мозга, а ведущее полушарие формируется к 6-7 годам, но уже в 4 года можно уверенно сказать, какая рука у малыша ведущая.

За что “отвечают” полушария?

Левое полушарие отвечает за логическое, аналитическое, абстрактное мышление. Отвечает за речь (примерно 50% по последним исследованиям).

Правое полушарие обрабатывает информацию одномоментно (т.е. левши и амбидекстры при тестировании справляются с заданиями быстрее). Принимает участие в адаптационных процессах. Отвечает за эмоции, интуитивные способности, “помогает” понимать юмор, отвечает за пространственно-зрительные функции (ориентация на местности). Очень музыкально, чутко реагирует на интонацию. Отвечает за образное мышление, воображение, творческие способности.

Любая деятельность “делится между полушариями мозга так, что одни этапы выполняются правым, а другие – левым, т.е. полушария головного мозга работают в тесном взаимодействии, дополняют друг друга.

Какие проблемы возникают у детей–левшей и амбидекстров (оба полушария работают одинаково).

Обучение письму, грамоте рассчитано на праворуких детей, жесткие требования (класть тетрадь горизонтально с небольшим наклоном, держать ручку определенным образом, т.д.) мешают детям неправшам полноценно развиваться, нарушается усвоение информации, происходит нарушение почерка, возникают грамматические ошибки.

Часто дети в начале освоения навыков письма изображают буквы, цифры зеркально (“Е” и “З”, “6” и “9”, т.д.) Это говорит о том, что у ребенка еще не сформировалось окончательно распределение функций полушарий, со временем ошибки исчезнут, бояться их и бороться за “правильность” не стоит.

Обычно такие дети хорошо рисуют, одарены музыкально, а вот с письмом и чтением примерно лет до 9-ти (у каждого индивидуально) возникают проблемы.

Часто у левшей происходит задержка речевого развития, неправильное произношение звуков, но и это проходит по мере взросления.

Левши часто не любят точные науки, но не из-за того, что им неинтересно или сложно. Просто обучение в школе строится с учетом особенностей восприятия правшей, а леворукие дети несколько по-другому усваивают учебный материал.

У таких детей хорошо развита интуиция, образное мышление, а вот логика “хромает”.

Не нужно переучивать ребенка — левшу! У детей-левшей, которых упорно переучивали, развивается невроз, вот некоторые его проявления:

Нарушения сна, нарушения аппетита, головные боли, страхи, дневной и ночной энурез, вялость, заторможенность, ухудшение зрения.

Наиболее часто у детей-левшей школьного возраста наблюдается астенический невроз. Его признаки: повышенная утомляемость, резкое снижение работоспособности, ребенок может продуктивно и активно работать только на первых двух уроках, затем усиливается двигательная расторможенность. Дети постоянно жалуются на усталость, они вялые. Приготовление уроков затягивается, повторное переписывание только ухудшает качество работы.

Что делать, если ребенка уже пытались переучивать или переучили, и теперь левша вынужден писать правой рукой?

Не торопитесь сменить руку, особенно если переучивание началось задолго до школы и ребенок уже учится в школе, пользуясь в основном правой рукой. В таком случае придется смириться с некоторым отставанием общего развития, как правило, после 1-го класса все налаживается (при отсутствии давления со стороны взрослых).

 

Но в ситуации, когда ребенок упорно работает левой рукой, несмотря на переучивание, разрешение ее использовать может снять многие проблемы.

Если ребенка переучивали, он пользуется правой рукой, но еще не учится в школе или только начал обучение, смена руки также приведет к решению и предупреждению многих проблем.

ЛЕВША, ПРАВША ИЛИ АМБРИДЕКСТР?

Тесты

Тестируется один ребенок, чтобы исключить “обезьянничанье”. Тесты проводятся несколько раз с временными промежутками (особенно с детьми), и на основе совокупных результатов делается вывод.

1) Переплетите пальцы рук в “замок”. Если сверху оказался палец правой руки – признак правши.

2)Примите позу Наполеона (руки скрещены на груди). Рука, которая оказалась сверху – ведущая.

3)Аплодирование. Правши хлопают правой рукой по неподвижной левой ладони, левши – наоборот. Дети обычно аплодируют обеими ладошками, поставленными параллельно друг другу – признак амбидекстра, тоже относится и ко взрослым, аплодирующим обеими руками.

4) Человек обычно жестикулирует ведущей рукой.

5) Испытуемому дают 2 карандаша, завязывают глаза и просят нарисовать два круга или квадрата. Рисунок, выполненный ведущей рукой, получается аккуратнее, при этом движения ведущей руки могут быть медленнее, зато более точными, меньше дрожания, линии более четкие, углы не сглажены. Малыш может тоже попробовать выполнить это задание с открытыми и с закрытыми глазами.

6) Если ребенок уже умеет писать, попросите его написать свое имя одновременно обеими руками с открытыми или с закрытыми глазами. Как правило, левши ставят обе руки в центр листа и начинают писать правой рукой слева направо, а левой – справа налево. С закрытыми глазами левши пишут свою фамилию в зеркальном отражении, а с открытыми как обычно.

 

7) Ребенку предлагается несколько коробков. Задание: “найди спичку в одной из коробочек”. Ведущая та рука, которая совершает активные действия (открывает, закрывает, достает и т.д.)

8) Вырезание ножницами. Аккуратнее получается ведущей рукой.

9) Чтобы выявить ведущую ногу, последите, как сидит человек, если при закидывании нога на ногу сверху оказывается правая – она ведущая. При ходьбе ведущая нога делает более широкий шаг.

10) Чтобы определить ведущий глаз, предложите ребенку посмотреть в маленькую дырочку (в фотоаппарате, в листе бумаги, т.д.) Первым делом к отверстию прикладывается ведущий глаз.

 

Амбидекстры, выполняя тесты, дают разнобой. Такие люди могут писать правой рукой, слушать левым ухом, есть левой рукой и т.д.

 

информация с сайта «муниципальное автономное дошкольное  образовательное учреждение детский сад  №16 «Снежинка»  Страничка психолога»  http://rad-dou16.caduk.ru/p34aa1.html (31.08.16)

 

г. Чита, ул. Ленина, 27а,

тел. 89144389050, 8(3022)41-11-91

электронный адрес: [email protected]

сайт: www.centr-semya.ru

 

Латерализация речи у левшей и амбидекстров

23 июля 2002 г.; 59 (2) Статьи

Данные фМРТ

J. P. Szaflarski, J. R.

Binder, E. T. Possing, K. A. McKiernan, B. D. Ward, T. A. Hammeke

Впервые опубликовано 23 июля 2002 г., DOI: https:// doi.org/10.1212/ WNL.59.2.238

Полный PDF

Разрешения

Загрузки

2973

  • Статья
  • Цифры и данные
  • Информация и раскрытие информации

Для просмотра полного текста этой статьи требуется подписка. Если у вас есть подписка, вы можете использовать форму входа ниже, чтобы просмотреть статью. Доступ к этой статье также можно приобрести.

Abstract

Справочная информация:

Общепризнано, что у большинства людей преобладает левополушарная речь, хотя фактическая частота атипичного распределения речи у неправшей не подвергалась обширным исследованиям. Авторы исследовали языковое распределение у этих субъектов и оценили взаимосвязь между личной леворукостью, семейным анамнезом леворукости и индексом языковой латеральности (LI), измеренным с помощью фМРТ.

Методы: Авторы использовали фМРТ всего головного мозга для исследования 50 здоровых неправшей (коэффициент Эдинбургского опросника рукопожатия от -100 до 52), в то время как они выполняли языковую активацию и нелингвистические контрольные задачи. Количество активных вокселей (

p <0,001) было рассчитано в 22 областях интереса (ROI), охватывающих оба полушария и мозжечок. LI рассчитывали для каждой области интереса и каждого полушария в целом по формуле [L - R]/[L + R].

Результаты: Активация была преимущественно правополушарной у 8% (4/50), симметричной у 14% (7/50) и преимущественно левополушарной у 78% (39/50) испытуемых. Паттерны латерализации были одинаковыми для всех полушарных ROI. Ассоциации наблюдались между личной рукой и LI ( R = 0,28, P = 0,046), семейный анамнез синистральности и LI (

P = 0,031) и возраст и LI ( R = -0,49, P и LI ( R = -0,49, P < 0,001).

Выводы: Частота атипичной латерализации языка у нормальных левшей и амбидекстров выше, чем у нормальных правшей (22% против 4–6%). Эти результаты всего мозга подтверждают предыдущие результаты в когорте левшей, изученных с помощью фМРТ латеральной лобной доли. Ассоциации, наблюдаемые между личной христостью и LI и семейной историей хиральности и LI, могут указывать на общий генетический фактор, лежащий в основе наследования хиральности и языковой латерализации.

  • Получено 13 декабря 2001 г.
  • Принято 30 марта 2002 г.
Просмотр полного текста

Подписчики, не являющиеся членами AAN

Нажмите здесь, чтобы войти в систему

Приобрести доступ

Вас также может заинтересовать

Наверх

Определяется ли рукость генетикой?: MedlinePlus Genetics

Как и большинство аспектов человеческих черт, рукость сложна и, по-видимому, зависит от множества факторов, включая генетику и окружающую среду.

Рукопожатие, или предпочтение руки, — это склонность к более умелому и удобному использованию одной руки вместо другой для таких задач, как письмо и бросание мяча. Хотя процентное соотношение варьируется по всему миру, в западных странах от 85 до 90 процентов людей являются правшами, а от 10 до 15 процентов — левшами. Смешанные руки (предпочитающие разные руки для разных задач) и амбидекстральность (способность одинаково хорошо выполнять задачи любой рукой) встречаются редко.

Предпочтение рук становится все более очевидным в раннем детстве и имеет тенденцию сохраняться на протяжении всей жизни. Однако мало что известно о его биологической основе. Предпочтение руки, вероятно, возникает как часть процесса развития, который дифференцирует правую и левую стороны тела (так называемая право-левая асимметрия). В частности, леворукость, по-видимому, связана с различиями между правой и левой половинами (полушариями) мозга. Правое полушарие управляет движением левой стороны тела, а левое полушарие – движением правой стороны тела.

Первоначально считалось, что рукоять контролирует один ген. Однако более поздние исследования показывают, что этому признаку способствуют несколько генов, возможно, до 40. Каждый из этих генов сам по себе, вероятно, оказывает слабое влияние, но вместе они играют значительную роль в установлении предпочтения руки. Исследования показывают, что по крайней мере некоторые из этих генов помогают определить общую право-левостороннюю асимметрию тела, начиная с самых ранних стадий развития. На данный момент исследователи идентифицировали лишь несколько из множества генов, которые, как считается, влияют на леворукость. Исследования показывают, что другие факторы также способствуют ручности. Пренатальная среда и культурные влияния могут играть роль.

Как и многие сложные черты, рукость не имеет простой схемы наследования. Дети левшей родителей чаще бывают левшами, чем дети правшей. Однако, поскольку общий шанс быть левшой относительно низок, большинство детей левшей родителей являются правшами.

Однояйцевые близнецы с большей вероятностью, чем разнояйцевые близнецы (или другие братья и сестры), могут быть правшами или левшами, но у многих близнецов предпочтения противоположны.

Армор Дж. А., Дэвисон А., Макманус IC. Полногеномное ассоциативное исследование рукости исключает простые генетические модели. Наследственность (Эдинб). 2014 март; 112(3):221-5. doi: 10.1038 / hdy.2013.93. Epub 2013, 25 сентября. PubMed: 24065183. Бесплатный полный текст доступен в PubMed Central: PMC3931166.

Brandler WM, Morris AP, Evans DM, Scerri TS, Kemp JP, Timpson NJ, St Pourcain B, Smith GD, Ring SM, Stein J, Monaco AP, Talcott JB, Fisher SE, Webber C, Paracchini S. Общие варианты в генах и путях асимметрии влево/вправо связаны относительные навыки рук. Генетика PLoS. 2013;9(9):e1003751. doi: 10.1371/journal.pgen.1003751. Epub 2013, 12 сентября. PubMed: 24068947. Бесплатный полный текст доступен в PubMed Central: PMC3772043.

Брандлер В.М., Параккини С. Генетическая связь между ручностью и нарушениями развития нервной системы.

Добавить комментарий