Гуморальная и конституциональная теория темперамента
Дифференциальная психология ↓
↳ Конспект лекций Б.И.Цуканова:
Совокупность динамических свойств психики, которые проявляются в поведении индивида, называется темпераментом. В переводе с латинского языка темперамент означает “смешиваю в надлежащем отношении частей”. Это название ввел римский врач Гален, который наследовал взгляды греческого врача Гиппократа. Сам Гиппократ совокупность психических свойств называл “красис”, как смесь частей в надлежащем отношении. Для объяснения отличий в психическом составе индивидов Гиппократ исходил из того, что проявление психики в поведении зависит от смеси “соков” в организме человека. Основными “соками”, от которых зависит состав темперамента, Гиппократ считал:
- желчь;
- кровь;
- черная желчь;
- холодная скользкая жидкость (лимфа).
Так как все четыре “сока” смешаны в теле индивида в надлежащем отношении частей, то тип темперамента определяется превосходящим количеством одного из “соков”.
- Лептосоматик (лептос – хрупкий, тонкий, сома – тело).
- Пикник (толстый).
- Атлетик (борьба).
- Диспластик (дис – плохо, пластик – сформированный).
Кречмер также выделил еще один тип строения тела, которое назвал “неопределенным”. Рассматривая отклонения в сторону патологических проявлений психики, Кречмер установил некоторую зависимость этих проявлений от строения тела. Так, лептосоматик склонен к шизотимическому типу темперамента, пикник склонен к циклотимическому типу темперамента. Его поведение близко к больным маниакально-депрессивным психозом (циклотимия). Атлетики проявляют склонность к эпилепсии (иксотимики).
Другим путем к выделению соматотипа, от которого зависит проявление типа темперамента, подошел в своих исследованиях американский ученый У. Шелдон. Он, как и Э. Кречмер, исходил из того, что темперамент и тело объединены в человеке, но в проявлении темперамента преимущество оставлял за строением тела. У. Шелдон выделил три, по его мнению, главные системы в организме человека: внутренности , мышечную систему и центральную нервную систему . Приписывая степень выразительности (развитости) любой системы в баллах, У. Шелдон выделил три соответствующие строения тела типы поведения:
- Висцеротоник (7-1-1),
- Соматотоник (1-7-1),
- Церебротоник (1-1 -7).
В скобках приведена выразительность каждой системы в баллах (максимальное значение 7 баллов, минимальное 1балл).
При норме психического развития, согласно Э. Кречмеру, лептосоматик (по Шелдону – церебротоник) по проявлению свойств темперамента напоминает тип меланхолика. Пикник (по Шелдону – висцеротоник) по проявлению свойств темперамента напоминает тип сангвиника, а атлетик (по Шелдону- соматотоник) по темпераменту напоминает тип холерика.
Типологии Кречмера-Шелдона, хотя и завоевали популярность среди психиатров, врачей, психологов, все же были в дальнейшему критически пересмотрены. Прежде всего, в поисках соответствия конституционального типа с типом поведения использовались не свойства темперамента, а свойства характера. Обратим внимание на название основной работы Э. Кречмера. Как разумеется, в характере проявляются такие свойства личности, которые возникают под влиянием воспитания. Сам Э. Кречмер признавал, что три его основных типа, это лишь “сфокусированные точки” в разнообразии конституций человеческого тела.
Недоказанным считается связь конституционального типа с психическими болезнями у здоровых людей. Такое утверждение недопустимо. Между конституциональным типом и свойствами темперамента не существует зависимости. Так, например, свойства темперамента проявляются в поведении индивида в онтогенезе значительно раньше, чем четко выстраивается конституциональный тип.
Подраздел: Конспект лекций Б. И.Цуканова
Похожие материалы в разделе Дифференциальная психология:
- Биологический пол и гендерная идентичность
- Пол, гендер и здоровье
- Традиции подхода к пониманию индивидуальности и их характеристика
- Направленность личности в структуре индивидуальности
- Роль правого полушария в организации творческого мышления
- Индивидуальные различия в восприятии
- Понятия личность, человек, индивид, индивидуальность и их соотношение
- Гендерные различия в психической деятельности и поведении
- Диагностика психических состояний, мотивации, эмоционально-личностной дезадаптации: теоретический обзор
- Расовые различия и уровень умственного различия детей
Методические рекомендации для педагогов «Темперамент дошкольника»
В общем смысле темперамент человека – это индивидуальные проявления впечатлительности, возбудимости нервных процессов, уравновешенности и скорости протекания психических процессов.
Иван Петрович Павлов подчеркивал, что основой темперамента человека является тип нервной деятельности. От сочетания силы нервных процессов, уравновешенности и подвижности зависит, какой из четырех типов нервной системы будет у ребенка.
Тип нервной системы / темперамент | Свойства нервных процессов |
«безудержный» / холерик | Сильный, неуравновешенный, подвижный |
«живой» / сангвиник | Сильный, уравновешенный, подвижный |
«спокойный» / флегматик | Сильный, уравновешенный, инертный |
«слабый» / меланхолик | Слабый, неуравновешенный, инертный, или подвижный |
Иван Павлов подчеркивал, что темперамент, несмотря на врожденный характер, все же поддается педагогическому влиянию. Ведь у детей особенности ВНД (высшая нервная деятельность) проявляются ярче, чем у взрослых, в силу того, что они еще не замаскированы чертами характера, не прикрыты педагогической работой и жизненными установками.
Воспитатель может судить о типе темперамента на основе анализа поведения малыша.
Если дошкольник холерик…
Как мы видим из таблицы, холерик неуравновешенную, подвижную, но сильную нервную систему, в которой процессы возбуждения преобладают над торможением. Поведенческие реакции малыша проявляются в крайностях: ребенок не плачет, а рыдает, не смеется, а заливается, не сердится, а впадает в ярость. Ребенок имеет выразительную мимику, его жесты порывисты, а речь громкая и быстрая. Маленькие холерики предпочитаются подвижные игры упорядоченным занятиям, в играх стремятся занять главенствующую роль, переделать пространство под себя, организовывают одногруппников и руководят их действиями. Работа с детьми довольна трудна: они чересчур подвижны, импульсивны и вспыльчивы, с трудом придерживаются правил, ссорятся с другими из-за игрушек и обижаются на замечания взрослых.
Маленький холерик после дневной активности с трудом засыпает в сончас, требуя, чтобы ему рассказали сказку или дали поиграть в кровати с заранее припасенной игрушкой, спит спокойно, но быстро проснувшись, опять бросается на покорение мира с прежней активностью.
Рекомендации для воспитателей:
- разговаривать с холериком следует тихо, спокойно, но без уговоров;
- к активности нужно относиться с пониманием, но за два часа до сончаса следует ограничить все, что действует возбуждающе на его нервную систему. Только спокойные занятия и игры;
- нужно развивать внимание и усидчивость: настольные игры, лепка, рисование и конструирование;
- при командных играх нужно воспитывать умение управлять своим поведением и соблюдать правила игры;
- приучайте холерика к основным правилам общения: просить, а не требовать, говорить спокойно, а не кричать, слушать внимательно, а не перебивать;
- очень важно соблюдать строгий распорядок дня.
Если дошкольник сангвиник…
Сангвиники – это дети спокойного типа с уравновешенной, подвижной и сильной нервной системой. Своим поведением они напоминают холериков: так же активны, у них живая мимика, говорят громко и быстро. Но у маленького сангвиника обычно жизнерадостное, спокойное настроение, без резких перепадов.
Основная особенность сангвиников – их быстрая адаптация к новым условиям. Малыши очень быстро осваиваются в ясельной группе и детском саду. Привыкание к воспитателю и сверстниками проходит очень быстро: уже к вечеру первого дня ребенок играет с другими детьми и не плачет, вспоминая маму. Сангвиник легко засыпает и просыпается, быстро переходит от спокойных занятий к подвижным играм и наоборот. В контакт с детьми вступаю легко, причем с одинаковой простотой руководят другими и подчиняются. Соблюдение распорядка в группе не представляет сложности, охотно прислушивается ко взрослым и их указаниям.
Однако повышенная пластичность нервной системы иногда может играть плохую роль: ребенок меняет игрушки одну за другой, с той же легкостью расстается с приятелями, верных друзей практически не имеет, ничего не доводит до логического завершения. Ребенок послушен, однако слишком легко вступает в контакт с незнакомыми взрослыми и случайными прохожими. Разнообразие интересов приводит к тому, что ребенок меняет кружки, занятия, не достигая в них больших успехов.
Рекомендации для воспитателей:
- необходимо проявлять требовательность и строгость к сангвинику;
- важно не оставлять без внимания мелкие нарушения, указывая на необходимость уборки за собой игрушек;
- следить за тем, чтобы начатое дело было доведено до конца и, важно, с хорошим качество выполнения;
- небрежную работу следует предложить сделать заново, затем показав конечный итог добросовестной работы;
- воспитывать внимательное отношение к товарищам для прочных и устойчивых отношений.
Если дошкольник флегматик…
Малоподвижная, но сильная и уравновешенная нервная система характеризует маленького флегматика. В раннем возрасте ребенок много спит, проснувшись, лежит спокойно, редко и плачет, и смеется. После сна остаются длительное время вялыми. Речь у них неторопливая, между предложениями часты паузы.
Перед началом деятельности идет период подготовки и раскачки. Однако приступив к работе, маленький флегматик может заниматься ею длительное время без перерывов, не уставая от однообразных действий.
Привычки ребенка формируются долго, но, однажды сформировавшись, остаются надолго и становятся особо прочными. Все же непривычное и новое малыш воспринимает далеко не сразу. Вот почему поступление в ясли или детский сад сопровождается некоторыми проблемами: флегматик трудно адаптируется к новым обстоятельствам, режиму, с мамой расстается с трудом, с незнакомыми детьми играть не желает. Привыкнув к обстановке, ребенок охотно выполняет режим и правила поведения в группе, справляется с работой любой сложности, а выполняет поручении аккуратно и очень тщательно, пусть и не очень быстро.
Рекомендации для воспитателей:
- следует чаще побуждать ребенка к активным действиям: подвижные игры, бег, игры-соревнования;
- нужно привлекать ребенка к совместной коллективной работе;
- чаще хвалите детей за быстро и качественно выполненную работу;
- не следует применять угрозы и окрики, излишне торопить ребенка. Все это не приведет к ускорению, а, наоборот, затормозит нервную систему малыша;
- нужно заранее предупреждать ребенка о смене деятельности.
Если дошкольник меланхолик…
Маленькие меланхолики – дети со слабой нервной системой – характеризуются высокой чуткостью и ранимостью. Такие дети показывают высокую реакцию даже на слабые раздражители. Вот почему у них быстро наступает переутомление нервных клеток.
Меланхолик играет один или с тем приятелем, которого хорошо знает, с шумными дошкольниками он не уживается. Обычно в группе его не слышно и не видно. Иногда он может тихо просидеть в уголке весь день, играя с куклой, откликаясь лишь на обращенные к нему просьбы. Обращаясь к взрослому, ребенок говорит тихо, постоянно запинается. Не любит демонстрировать свои умения и знания. Но несмотря на незаметное поведение, его чувства глубоки.
У ребенка сложно формируются навыки и привычки, но, сформировавшись, отличаются надежностью и прочностью. В коллектив дети входят с трудом, адаптация длительная и зачастую сложная. И в то же время дети очень чуткие, отзывчивые и сильно привязаны к своим друзьям и понимающим взрослым.
Рекомендации для воспитателей:
- необходимо ограничивать число игрушек, новые знакомства, и в то же время следует приучать малыша спокойно относиться к новым людям и не бояться шумных игр;
- категорически нельзя наказывать ребенка, повышать на него голос, подчеркивать перед другими его недостатки;
- следует чаще хвалить малыша;
- нужно развивать общительность, расширять круг друзей и приятелей;
- следует привлекать меланхолика с совместному со взрослым труду.
Знание воспитателем черт темперамента помогает находить индивидуальный подход к каждому ребенку. Ведь понятно, что маленького холерика и меланхолика нельзя воспитывать одними и теми же методами, применять к ним одинаковые меры поощрения и наказания. Учет типа нервной системы позволяет более качественно подойти к вопросу воспитания успешной личности.
Темперамент и Подростки | Stuttering Foundation: некоммерческая организация, помогающая тем, кто заикается , снижение уверенности в общении и негативное самовосприятие. Однако то, как развивается заикание, и влияние, которое оно оказывает на человека, сильно различается: некоторые люди испытывают значительные последствия, в то время как другие практически не страдают в повседневной жизни. Факторы, влияющие на заикание, скорее всего, многочисленны и сложны в своем взаимодействии, но, определив, какими могут быть эти факторы, мы надеемся, что сможем определить тех детей, которые больше всего нуждаются в поддержке. Кроме того, если мы поймем эти влияющие факторы, мы сможем изменить наши текущие методы лечения или разработать новые методы лечения, чтобы они более точно соответствовали потребностям человека.
Темперамент человека является одним из факторов, который может влиять на его опыт, реакцию и контроль над заиканием. Темперамент объясняет нашу склонность реагировать на раздражители особым образом и способность регулировать эти реакции. Темперамент определяется как «конституционально обусловленное индивидуальное различие в реактивности и саморегуляции». Он генетически детерминирован и относительно стабилен на протяжении всей жизни, влияя на то, как мы воспринимаем окружающую среду и взаимодействуем с ней (Rothbart et al., 2000; Rothbart & Bates, 19).98). Реактивность относится к возбудимости систем физиологических и сенсорных реакций, в то время как саморегуляция состоит из процессов, которые могут способствовать или подавлять реактивность. Можно было бы ожидать, что более интенсивное и более частое переживание эмоций даст более высокие баллы при оценке эмоциональных реакций на заикание и качества жизни, в то время как саморегуляция внимания у детей предсказывает более активные стратегии преодоления, такие как прямое решение проблем, поиск понимания и позитивная когнитивная реструктуризация. .
До сих пор исследования в основном были сосредоточены на изучении взаимосвязи между тяжестью заикания и темпераментом и либо были сосредоточены исключительно на детях дошкольного возраста, либо включали их. Однако известно, что у многих дошкольников опыт заикания будет преходящим, а негативное влияние на отношение детей к общению с возрастом усиливается. Понимание взаимосвязи между темпераментом и заиканием у детей школьного возраста, у которых сохраняется заикание, еще предстоит полностью изучить.
Это исследование, которое только что было принято к публикации в Журнале исследований речи, языка и слуха, стремилось понять связь между темпераментом и влиянием заикания на заикающихся детей школьного возраста. Исследование проводилось в Центре заикания Майкла Пэйлина в Лондоне в сотрудничестве с доктором Куртом Эггерсом. Были включены данные от 123 детей. Каждый ребенок заполнил анкету по темпераменту (EATQ-R) и общую оценку опыта заикания говорящего (OASES-S/T). Также проводилось измерение тяжести заикания.
В отличие от некоторых других исследований, результаты не показали связи между тяжестью заикания и темпераментом. Однако влияние заикания было значительно сильнее у детей с более высоким уровнем раздражительности и фрустрации, а также у более застенчивых/пугливых детей. Это, вероятно, неудивительно, учитывая, что раздражительность и разочарование являются эмоциями, часто сообщаемыми в связи с заиканием, а поведение, которое дети используют, чтобы избежать разговора, согласуется с застенчивостью/страхом. Важно отметить, что эти результаты не показывают направление взаимосвязи, т. е. приводит ли повышенная застенчивость к большему влиянию заикания или наоборот, поэтому необходимы дополнительные исследования. Но эти результаты предполагают, что дети с особым темпераментом могут считаться подверженными большему риску более высокого уровня негативного воздействия заикания. На сайте www.stutteringhelp.org есть ряд ресурсов, которые предлагают идеи для поддержки эмоционального развития и благополучия детей, а также для рассмотрения темперамента в терапии.
Курт Эггерс, доктор философии, Университетский колледж Томаса Мора, Университет Турку
Элейн Келман, магистр наук, сертификат, MRCSLT, Центра заикания Майкла Пэйлина в Лондоне
Шэрон Миллард, доктор философии, MRCSLT , Reg HCPC, ведущий исследователь и ведущий клинический логопед Центра лечения заикания Майкла Пэйлина в Лондоне
Благодарности: команда Центра Майкла Пэйлина благодарит организацию «Действие для заикающихся детей» за поддержку этого исследования. Мы продолжаем исследовать природу заикания в детстве, а также терапию заикающихся детей и их семей. Мы благодарны Stuttering Foundation за их постоянное сотрудничество в нашей работе.
From the Winter 2021 Magazine
Handbook of Temperament
Edited by Marcel Zentner and Rebecca L. Shiner
HardcoverPaperbacke-bookprint + e-book
Hardcover
July 26, 2012
ISBN 9781462506484
Цена:
135,00 $
750 страниц
Размер: 7 x 10 дюймов
заказ
Мягкая обложка
1 сентября 2015 г.
4N90050005
Цена:
75,00 $
750 страниц
Размер: 7″ x 10″
заказать
электронная книга
1 октября 2012 г. и PDFubP
5 e?
Цена:
$75.00
750 страниц
заказать
печать + электронная книга
Мягкая обложка + электронная книга (ePub и PDF) ?
Цена:
150,00 $82,50 $
750 страниц
заказать
Профессора: запросить экзаменационную копию
I. Основы темперамента
1. Достижения в области темперамента: история, концепции и меры, Мэри К. Ротбарт
2. Модели детского темперамента, Иван Мервильде и Сара С. В. Де Пау
3. Модели взрослого темперамента, Марвин Цукерман
II. Основные черты темперамента
4. Биография поведенческого торможения, Джером Каган
5. Активность как черта темперамента, Ян Стреллау и Богдан Завадский
6. Положительная эмоциональность, Сэмюэл П. Патнэм
7. Гнев и раздражительность, Кирби Дитер-Декард и Чжэ Ван
8. Effortful Control, М. Росарио Руэда
9. Эмпатия, просоциальное поведение и другие аспекты доброты, Ариэль Кнафо и Саломон Исраэль
III. Показатели темперамента
10. Задавать вопросы о темпераменте: самооценка и другие показатели на протяжении всей жизни, Марсия А. Гартштейн, Дэвид Дж. Бриджит и Кристина М. Лоу
11. Поведенческая оценка темперамента, Х. Хилл Голдсмит и Джеффри Р. Ганье
12. Психобиологические измерения темперамента в детстве, Сьюзан Д. Калкинс и Маргарет М. Свинглер
IV. Биологические взгляды на темперамент
13. Темперамент у животных, Кристина С. Барр
14. Темперамент и эволюция, Кевин Б. Макдональд
15. Пренатальные факторы темперамента: роль пренатального стресса и воздействия употребления психоактивных веществ, Аня С. Хуйзинк
16. Количественные и молекулярно-генетические исследования темперамента, Кимберли Дж. Саудино и Манджи Ван
17. Нейробиология и нейрохимия темперамента у детей, Лорен К. Уайт, Конни Ламм, Сара М. Хельфенштейн и Натан А. Фокс
18. Нейробиология и нейрохимия темперамента у взрослых, Ричард А. Депю и Ю Фу
V. Темперамент в контексте
19. Интеграция темперамента и привязанности: парадигма дифференциальной восприимчивости, Маринус Х. ван Эйзендорн и Мариан Дж. Бейкерманс-Краненбург
20. Темперамент и воспитание в перспективе развития, Джон Э. Бейтс, Элис С. Шермерхорн и Исаак Т. Петерсен
21. Темперамент и отношения со сверстниками, Роберт Дж. Коплан и Аманда Буллок
22. Культура и темперамент, Сининь Чен, Фань Ян и Руи Фу
23. Гендерные различия в темпераменте, Николь М. Эльс-Квест
24. Темперамент и развитие личностных черт, адаптации и нарративов, Ребекка Л. Шайнер и Авшалом Каспи
VI.