Рассмотрение наблюдения, как метод исследования в педагогике
Определение 1В качестве метода исследования, наблюдение — это понятие в педагогике, которое представляет собой целенаправленное, организованное и фиксируемое восприятие участников педагогического процесса.
Метод наблюдения делится на следующие этапы:
- постановку цели;
- формулировку задач;
- определение длительности процесса наблюдения;
- выбор объекта, предмета и ситуации наблюдения;
- выбор такого способа наблюдения, который оказывает наименьшее влияние на рассматриваемый объект, однако при этом обеспечивает наилучший уровень сбора информации;
- выбор вариантов обнаружения исследуемого явления;
- обработку и интерпретацию полученных в процессе наблюдения данных.
Методы наблюдения
В зависимости от характеристик выделяются следующие разновидности метода наблюдения:
- по уровню формализованности:
- контролируемое;
- неконтролируемое;
- естественное;
- лабораторное;
- по степени участия в исследуемой ситуации наблюдателя:
- включенное;
- не включенное;
- по условиям организации процесса:
- открытое;
- скрытое;
- по регулярности проведения:
- систематическое;
- случайное.
В условиях проведения контролируемого наблюдения перед началом процесса определяются ситуации, в которых оно проводится, а также определенные средства регистрации фактов. Такой тип наблюдения в большей части случаев находит свое применение в исследованиях описательного или же экспериментального характера, когда педагог уже знаком с рассматриваемым явлением и хочет определить описательные характеристики.
В свою очередь, неконтролируемое педагогическое наблюдение применяется в том случае, когда существует необходимость в предварительном ознакомлении с проблемой. В приведенном типе наблюдения не существует поэтапного плана действий наблюдателя, определены лишь общие черты.
Определение 2Проведение открытого наблюдения подразумевает оповещение участников о самом факте наблюдения, проведение же закрытого типа, наоборот, не подразумевает осведомленности участвующих в нем людей о том, что они представляют собой объект изучения.
Определение 3Педагогическое наблюдение включенного типа — это такой тип наблюдения, который заключается в факте непосредственного участия в происходящих событиях исследователя. В таком случае наблюдатель имеет возможность не выделяться из толпы исследуемых, изучая интересующие его моменты изнутри. Данный способ позволяет ему наблюдать до этого скрытые явления.
Невключенное наблюдение осуществляется со стороны и в данном случае наблюдатель не представляет собой одного из участников события.
Определение 6Естественное наблюдение происходит в естественных условиях жизнедеятельности.
Определение 7Лабораторное наблюдение заключается в создании искусственных условий, лишь моделирующих реальную ситуацию, подлежащую рассмотрению.
Определение 8Систематическое наблюдение необходимо проводить систематично, с определенной периодичностью. В большей части случаев такой тип наблюдения осуществляется по заранее четко разработанному плану, вполне конкретно описывающем роль наблюдателя в происходящем.
Случайное наблюдение происходит незапланированно, без какого-либо плана действий, однако при этом представляет собой богатый источник необходимой информации.
Требования к методу наблюдения
Метод педагогического наблюдения необходимо осуществлять согласно следующему списку требований:
- сохранению естественного проявления качеств личности;
- объективности фиксации и анализа полученных результатов;
- целенаправленности наблюдения.
Достоинства и недостатки метода наблюдения
В качестве неоспоримых преимуществ метода наблюдения в сравнении с иными способами исследования можно привести следующие факты:
- наблюдение позволяет судить об элементах педагогического процесса в их динамике;
- дает возможность проводить фиксацию педагогических событий в момент их протекания;
- возможность оценивания отдаленных последствий воспитания;
- получение фактических сведений о происходящих событиях;
- независимость наблюдающего от умения исследуемых проводить оценивание своих действий и высказывать свое мнение.
У педагогического наблюдения также есть и отрицательные стороны, к которым можно отнести:
- присутствие элементов субъективности в анализе и оценке со стороны наблюдателя;
- недоступность некоторых сторон деятельности участников исследуемого процесса; малая выборка, которая делает полученные данные нерепрезентативными;
- пассивная позиция исследователя.
Автор: Дмитрий Косяков
Кандидат педагогических наук. Кафедра методики преподавания Московского городского педагогического университета
Навигация по статьям
Предыдущая статья
Практические методы и приемы обучения
Следующая статья
Виды методов обучения в педагогике
- Аспекты и особенности целостного педагогического процесса
- Блочно-модульное обучение
- Важные направления развития современной образовательной системы
- Взаимосвязь образования
- Виды и характеристики учебных планов
- Все темы по педагогике
- Дипломные работы
- Рефераты
- Контрольные работы
- Отчет по практике
- Все предметы
конспект экскурсии по образовательному учреждению которое максимально готово и в полном объеме реализует ФГОС ООО или СОО
Вид работы:
Практическая работа
Выполнена:
Стоимость:
1 400 руб
Тему выбрать любую статья педагогическая
Вид работы:
Статья
Выполнена:
15 марта 2023 г.
Стоимость:
2 000 руб
Проектирование как процесс Основные направления проектирования образовательной системы
Вид работы:
Практическая работа
Выполнена:
12 марта 2023 г.
Стоимость:
2 000 руб
Составление планаконспекта ООД Рассказывание русской волшебной сказки
Вид работы:
Домашняя работа
Выполнена:
12 января 2023 г.
Стоимость:
1 100 руб
работа для получения зачета
Вид работы:
Практическая работа
Выполнена:
15 ноября 2022 г.
Стоимость:
2 000 руб
Нейропсихологические методики и их значение в психодиагностики
Вид работы:
Доклад
Выполнена:
23 октября 2022 г.
Стоимость:
2 700 руб
Смотреть все работы по педагогике
Комплексный метод наблюдения сверхкритического состояния в молекулярных средах
Ученые Института фотонных технологий РАН структурного подразделения ФНИЦ «Кристаллография и фотоника» РАН продемонстрировали комплексный метод, основанный на сочетании теневой фотографии и время-разрешенной Рамановской спектроскопии, для наблюдения нестационарного лазерно-индуцированного сверхкритического состояния в молекулярных средах.
Сверхкритические флюидные технологии находятся на стыке физии, химии и медицины. За счет сочетания свойств, как жидких (высокая плотность, текучесть) так и газовых сред (высокие диффузионные свойства, изменение плотности при варьировании давления и температуры) они широко используются в науке и технике, например для обогащенияи, экстракции и очистки фармакологических субстанций, микро и наночастиц, а также в других областях. Однако, в большинстве случаев сверхкритические флюиды находятся в стационарном или квазистационарном состоянии, т. е. при заданном давлении и температуре, что не позволят локализовать их воздействие. При фокусировке коротких и ультракоротких лазерных импульсов в среду в ней достигается высокий энерговклад (порядка нескольких кДж/см3), что приводит к локальному нагреву (вплоть до десятков тысяч К) и генерации ударных волн с давлением порядка МПа-ТПа. Формально (с точки зрения нахождения вещества на p-T) диаграмме, такое состояние будет являться сверхкритическим. Однако, из-за того, что такое лазерно-индуцированное состояние вещества является экстремальным и крайне нестационарным, остается отрытым вопрос – будет ли оно в сильно локализованной области обладать свойствами сверхкритических флюидов. Такое, локализованное воздействие технологически оправдано для микротехнологий прецизионной обработки материалов за счет использования уникальных свойств СКФ (низкая вязкостью, легко варьируемая плотность, высокими коэффициентами диффузии, тонко варьируема растворяющая способность).
Теневая фотография применяется для восстановления значений давления, а Рамановская спектроскопия с молекулярной динамикой – для оценки температуры. Временное разрешение 0,25 нс достигается за счет изменения задержки между импульсами накачки (создавая экстремальную энерговклад) и зондирующими лазерными импульсами с помощью электронной схемы цифровой задержки. Предлагаемый способ применялся для жидкой CO2 и воде. Под действием наносекундного лазерного импульса расчетные температуры и давления (~ 700 К и ~ 0,5 ГПа), достигаемые в средах, превышают критические параметры.
В этой работе ученые Института фотонных технологий РАН структурного подразделения ФНИЦ «Кристаллография и фотоника» РАН впервые продемонстрировали, что используя короткие (наносекундные) лазерные импульсы в жидком диоксиде углерода достигается именно сверхкритическое состояние, в котором наблюдается кластеризация, высокие флуктуации и аномальное поведения Рамановских спектров.
В статье в Optics Express представлен комплексный оптический подход, предназначенный для характеризации оптического пробоя в воде и CO2. Было показано, что в СО2 «кавитационный пузырь» распадается на несколько кластеров, характерных для сверхкритического состояния. Расчетное давление и температура также превышают критические параметры жидкостей, поэтому данный метод может быть использован для характеристики сверхкритического лазерно-индуцированного состояния вещества.
Рис. 1. Эволюция кавитационных пузырей в жидком диоксиде углерода (80 бар, 300 К) после воздействия наносекундного (6 нс, 400 мкДж) лазерного импульса. Задержки между силовым и пробным импульсом указаны на рисунке.
Подробнее в журнале Optics Express.
Возврат к списку
Поделиться:Методы наблюдения
Методы наблюденияРеклама
1 из 21
Верхний вырезанный слайдНаука
Методы наблюдения, используемые в социальных исследованиях.
Реклама
Реклама
Реклама
Методы наблюдения
- МЕТОДИКИ НАБЛЮДЕНИЯ Семинар на Представлено Викаш Кумар, кандидат наук 1 курс Представлены Доктор К. Поннусами
- Методы наблюдения • Техника социального исследования, включающая непосредственное наблюдение явлений в их естественной обстановке. • Это отличает его от экспериментального исследование, в котором квазиискусственный среда создана для контроля ложных факторов, и где хотя бы одна из переменных манипулируют как часть эксперимента. • Связан с качественными исследованиями.
- … • Наблюдательные исследования, как правило, менее надежны. чем количественные и экспериментальные исследования, но часто более действительным. • Наблюдательные исследования измеряют поведение непосредственно, а не самоотчеты субъекта о поведение или намерения. • Основным преимуществом наблюдательных исследований является гибкость, т. е. исследователи могут изменить свои подход по мере необходимости. • Основным недостатком является то, что он ограничен поведенческие переменные. Его нельзя использовать для изучения когнитивные или аффективные переменные.
- Виды наблюдения 1. Контролируемые наблюдения 2. Наблюдения за природой 3. Наблюдения участников 4. явный/раскрытый 5. тайный/нераскрытый
- Контролируемое наблюдение • Обычно представляют собой структурированное наблюдение • Исследователь выбирает место наблюдения, время, тип участников, обстоятельства и использует стандартизированную процедуру. • Участники распределяются случайным образом по каждому группа независимых переменных. • Вместо подробного описания всех наблюдается поведение, часто легче закодировать поведение по шкале с использованием поведения расписание.
- …• Исследователь систематически классифицирует поведение, которое они наблюдают, в отдельные категории. • Мэри Эйнсворт изучала реакцию младенцев на периоды разлуки с матерью • Контролируемые наблюдения могут быть недостоверны из-за Эффект Хоторна/характеристики спроса.
- … • Контролируемые наблюдения обычно являются открытыми, поскольку исследователь объясняет цель исследования группе, чтобы участники знали, что за ними наблюдают. • Преимущества 1. Контролируемые наблюдения могут быть легко воспроизведены другие исследователи, используя то же наблюдение расписание. 2. Данные, полученные в результате структурированных наблюдений, проще и быстрее анализировать, так как он количественный (то есть числовой). 3. Контролируемые наблюдения проводятся достаточно быстро что означает, что многие наблюдения могут занять место за короткое время.
- Дизайн наблюдения: структурированный наблюдение • Поведение 1. Поведение операционализовано. 2. Наблюдается только исследуемое поведение и записано. • Процедура отбора проб 1. Выборка события: запись количества раз что-то происходит. 2. Выборка времени: регистрация поведения в заданном временные рамки напр. Что кто-то делает каждые 30 секунды.
- Пример схемы кодирования, известной как контрольный список поведения • Наблюдатель просто отмечает соответствующий категория, когда происходит одно из действий.
- Натуралистическое наблюдение • Это неструктурированное наблюдение, включающее изучение спонтанное поведение участников природных окрестности. • Исследователь просто записывает то, что он видит в как могут. • Кэти Сильва использовала его для изучения играющих детей. наблюдая за их поведением в игровой группе в Оксфордшир. • Маргарет Мид использовала этот метод для исследования образ жизни разных племен, проживающих на островах в Юг
- … • Сильные стороны 1. Имея возможность самостоятельно наблюдать за потоком поведения исследования сеттинга имеют большую экологическую ценность. 2. Как и в тематических исследованиях, натуралистическое наблюдение часто используется для генерировать новые идеи. • Ограничения 1. Эти наблюдения часто ведутся на микро(малом) масштаб и может не иметь репрезентативной выборки 2. Естественные наблюдения менее надежны, чем другие переменные. нельзя контролировать. 3. Исследователь должен быть обучен распознавать аспекты ситуации, которые являются психологически значимыми 4. С наблюдениями у нас нет манипуляций переменные (или контроль над посторонними переменными), которые означает, что причинно-следственные связи не могут быть учредил.
- Участник наблюдения • Это вариант естественного наблюдения, исследователь присоединяется и становится частью группы, которой они являются учиться, чтобы получить более глубокое представление о своей жизни. • Этот подход был использован Леоном Фестингером в известное исследование религиозного культа, который верил что конец света вот-вот наступит происходить. Он присоединился к культу и изучал, как они отреагировал, когда пророчество не сбылось. • Включенные наблюдения могут быть либо прикрытием, либо явный.
- … • Скрытность – это место, где реальная личность исследователя и цели скрыты от группы. • Оверт – это когда исследователь раскрывает свои истинную идентичность и цель группы и спрашивает разрешение наблюдать. • Ограничение 1. Может быть трудно найти время/уединение для запись. Это означает, что они должны ждать, пока они одни и отвечают на свою память. 2. Если исследователь становится слишком вовлеченным, он могут потерять объективность и стать предвзятыми. Таким образом снижение достоверности их данных.
- Тайное наблюдательное исследование • Исследователи не называют себя. Или они смешиваются с субъектами незамеченными, или они наблюдать на расстоянии. • Преимущества: 1. Не обязательно получать предметы сотрудничество. 2. Поведение субъектов не будет заражено в присутствии исследователя • Недостатки: 1. Поднимает этические вопросы. 2. Участники не получают согласия на наблюдение и их поведение записано.
- Открытое наблюдательное исследование • Исследователи идентифицируют себя как исследователи и объяснить цель своих наблюдений. • Они изображают свое «идеальное я», а не истинное «я» в так называемом эффекте Хоторна. • Преимущество открытого подхода перед скрытый подход заключается в том, что обмана нет и дано информированное согласие участника. • Проблема с этим подходом заключается в том, что испытуемые могут изменить свое поведение, когда они знают, что они наблюдают. • Напр. HOD наблюдает за учениками, сидящими сзади.
- Невключенное наблюдение • Наблюдатель наблюдает за поведением, но не участвует в этом. • Данные могут быть записаны в неструктурированном или структурированный способ. • Сила: данные могут быть собраны в точном и систематическим образом. • Слабые стороны: 1. Некоторые соответствующие модели поведения могут быть скрытым. 2. Понимание поведения наблюдаемое также может быть ограничено.
- Запись данных Во всех обсервационных исследованиях важным решением, которое должен принять исследователь, является как классифицировать и записывать данные. 1. Выборка событий. Наблюдатель заранее решает, какие типы поведения (события), которыми она интересуется, и записывает все события. Все остальные виды поведение игнорируется. 2. Выборка времени. Наблюдатель заранее решает, что наблюдение будет размещать только в определенные периоды времени (например, 10 минут каждый час, 1 час в день) и записывает возникновение указанного поведения в течение этого только период. 3. Мгновенная (целевое время) выборка. Наблюдатель заранее определяет заранее выбранные моменты, когда будет происходить наблюдение и запись того, что происходящее в этот момент. Все, что происходит до или после, игнорируется.
- Подготовка к обсервации • Выберите место. • Постарайтесь достичь богословского Насыщения (точка где новые собеседники очень похожи респонденты или ситуация, которую вы наблюдали до). • Чаще всего выполняется в неслучайном формате. • Целенаправленная выборка (на основе суждение о том, какой элемент будет способствовать диффузия) встречается чаще всего.
- … • Исследователь должен решить, насколько информация будет доведена до участников о себе и своих исследованиях. (Раскрытие ваш интерес может быть полезным). • Общие рекомендации перед выполнением наблюдение 1. Иметь хороший обзор литературы. 2. Попробуйте увидеть более ранние примеры участников и внепартийное наблюдение. • Получите доступ к тайным исследованиям и будьте осторожны об этических опасениях респондентов.
- … • Как получить оценку и этические проблемы 1. Дайте правдоподобное и привлекательное объяснение исследований для потенциальных участников. 2. Постарайтесь иметь привратника (того, кто может перейти к настройке). • Соберите данные 1. (запишите это или запишите механически) потому что память наиболее распространена, но наименее заслуживающий доверия. 2. Используйте визуальную социологию (используйте изображения в качестве данных). источник) и его приемы (предметное изображение изготовление и фото- и видеоэтнография).
- … • Опросите других участников, известных как информаторы. • Проанализируйте данные: найдите сходство и различия в поведении. Сходство приводит к обобщение, на котором основывается теория Grounded основанный на. Спасибо
Реклама
Методы наблюдения в маркетинговых исследованиях | Малый бизнес
Автор Chron Contributor Обновлено 13 ноября 2020 г.
Благодаря непосредственному наблюдению за людьми специалисты по маркетингу могут определять действия и наблюдать, как субъекты реагируют на различные раздражители. Для малого бизнеса наблюдательные маркетинговые исследования — один из самых простых способов узнать много нового о своих покупателях и клиентах.
Метод наблюдения Определение
Наблюдательное маркетинговое исследование — это качественный метод сбора и анализа информации, полученной посредством прямого или косвенного наблюдения и наблюдения за другими людьми в естественной или запланированной среде, согласно Zoho. Часто это первый, а иногда и единственный шаг в разработке маркетингового плана или проекта. Методы социальных исследований и методы исследования с наблюдением могут применяться скрытно или открыто для получения наилучших и наиболее эффективных результатов. Кроме того, исследователи могут участвовать в опыте, чтобы предоставить более информированный отчет.
Преимущества методов наблюдения
Существует множество преимуществ использования методов наблюдения при проведении маркетинговых исследований для вашего малого бизнеса, сообщает Fuel Cycle. Только во время наблюдения субъекты часто ведут себя более естественно и не стремятся продемонстрировать свое «идеальное я» вместо своих истинных действий. Ошибка припоминания не является проблемой при проведении обсервационных исследований. В клинических условиях о поведении сообщают в связи с действиями или другими стимулами.
В наблюдениях, проводимых в естественных условиях, сообщается, что испытуемые ведут себя в точности так, как за ними наблюдают. Наблюдательное исследование может быть модифицировано для получения наилучших возможных результатов, если это необходимо. Например, если человек не может видеть достаточно ясно из определенного места, он может выбрать более близкое место наблюдения. Методы наблюдения часто являются единственным способом проведения определенного исследования, например, определения количества покупателей, посещающих магазин, или поведения детей.
Недостатки методов наблюдения
Несмотря на то, что методы наблюдения имеют много преимуществ, у них есть и некоторые недостатки. Исследователи не контролируют ситуации и среду, обычно используемые в наблюдательных исследованиях. Кроме того, наблюдательные исследования отнимают много времени. Нужно иметь терпение и время, чтобы посвятить наблюдению за определенным количеством людей или настроек, чтобы получить необходимую информацию. Исследователи также могут отвлекаться во время наблюдения, что может исказить результаты исследования. Аномалии могут казаться регулярными явлениями без высокой точности статистики, что затрудняет создание всеобъемлющего отчета о наблюдении за рынком.
Примеры методов наблюдения
Существует несколько общих примеров наблюдения за маркетингом, которые часто используются.