Метод социометрии: 📖 16. Метод социометрического исследования межличностных отношений в группе. Шпаргалка по социальной психологии. Челдышова Н. Б. Страница 16. Читать онлайн

📖 16. Метод социометрического исследования межличностных отношений в группе. Шпаргалка по социальной психологии. Челдышова Н. Б. Страница 16. Читать онлайн

Социометрия — это метод социальной психологии, разработанный Дж. Морено, для количественного выражения структуры межличностных отношений в группе, исходя из числа и характера взаимных выборов ее членов по определенному социометрическому критерию.

Метод социометрии применяется также для диагностики межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. Социометрия позволяет изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

Цели социометрической процедуры:

1) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;

2) выявление авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;

3) обнаружение внутригрупповых, сплоченных неформальных образований, и их лидеров.

Данные социометрии по измерению авторитета формального и неформального лидеров успешно используются для перегруппировки людей в командах, позволяющей снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни.

Социометрическое исследование может проводиться в группе и не требует больших временных затрат (до 15 мин.).

Социометрия не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках.

Надежность методики социометрии зависит от правильного отбора критериев социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным знакомством со спецификой группы.

Процедура социометрии включает постановку задач исследования и выбор объектов измерений, после чего формулируются основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп. Социометрия не подразумевает полной анонимности, так как иначе она была бы мало эффективной. В связи с этим требования экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипатии может вызвать внутренние затруднения у опрашиваемых и нежелание участвовать в опросе.

Выбранные критерии социометрии заносятся на специальную карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждого члена группы просят ответить на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с другими, симпатий или, наоборот, антипатий, доверия или недоверия и т. д.

Всех членов группы просят написать под цифрой 1 фамилию члена группы, которого они выбрали бы в первую очередь, под цифрой 2 — кого бы они выбрали, если бы не было первого, под цифрой 3 — кого бы они выбрали, если бы не было первого и второго. Следующим идет вопрос о личных отношениях.

Для подтверждения достоверности ответов исследование проводят несколько раз, но уже с другими вопросами.

Формы социометрической процедуры:

1) непараметрическая процедура — испытуемому предлагается ответить на вопросы социометрической карточки без ограничения числа выборов испытуемого. Достоинства: возможность выявления так называемой эмоциональной экспансивности каждого члена группы, возможность сделать срез многообразия межличностных связей в групповой структуре. Недостатки: трудности анализа, большая вероятность получения случайного выбора.

2) параметрическая процедура — испытуемым предлагают выбирать строго фиксированное число из всех членов группы. Достоинства: увеличивается надежность, облегчается статистическая обработка. Недостатки: невозможность раскрыть многообразие взаимоотношений в группе, можно выявить только наиболее субъективно значимые связи.

9. Социометрия в системе методов социальной психологии.

Социометрия — теория измерения межличностных отношений, автором которой является австрийско-американский психолог и социолог Якоб Морено. Реже, социометрией называют методику изучения внутригрупповых связей и иерархии в малых группах.

Социометрический тест включает 4 типа вопросов:

  1. Выбор( С кем бы вы хотели)

  2. Отклонения (не хотели)

  3. Ожидания выбора или отклонения (Кто по вашему мнению вас выберет)

  4. Отсутствие ожидания или отклонения

!Это опрос группы, но индивидуальный!

Что изучает социометрия?

— индивидуальные особенности личности (статус в группе, лидерские качества)

— межличностные отношения в группе

Одной из инноваций Морено является т. наз. социограмма. Это схема, которая представляет собой несколько концентрических кругов. Каждый из кругов соответствует количеству предпочтений в данной группе (чем ближе к центру — тем больше предпочтений). Предпочтения выявляются путём опросов или других исследований. В центр помещается наиболее популярный член группы (или несколько членов), далее — менее популярные, по мере убывания, вплоть до изгоев (крайний круг). Между индивидами прочерчиваются линии со стрелками, обозначающие обоюдную либо одностороннюю симпатию или антипатию. Повторные измерения, проведенные в той же группе, позволяют исследовать динамику отношений.

Модифицированный вариант социометрии может применяться и для исследования более крупных групп, например, организаций или групп населения.

Социометрия является прикладным методом как в психологии (социальная психология, психотерапия), так и в социологии.

Ну и немного из интернета, хотя по сути то же самое, только другими словами. (кому как проще)

Метод социометрии и его использование в социальной психологии

Социометрический опрос существенно отличается от других видов социологического опроса по характеру исходных данных, способам их представления, процедуре опроса и методам анализа собранной информации.

В данном виде опроса результатом измерения здесь является не характеристика респондента, а отношение между респондентами. Метод социометрии исследует межличностные отношения в малых группах. Социометрия, по определению Морено, является одной из трех составных частей социономии – науки о социальных законах и представляет собой науку об измерении межличностных отношений. В узком смысле под социометрическими методами понимаются методы исследования структуры межличностных отношений в малой группе путем изучения выборов, сделанных членами группы по тому или иному критерию. Назначение социометрической процедуры может быть трояким:

  • измерение степени сплоченности – разобщенности в группе;

  • выявление «социометрических позиций», т.е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии – антипатии, где на крайних полюсах оказывается «лидер» группы и «отвергнутый»;

  • обнаружение внутригрупповых подсистем – сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

С помощью этого способа можно установить популярность – непопулярность отдельных членов группы, изучить типологию социального поведения людей в условиях коллективной деятельности, вскрыть неформальную структуру группы, выявить степень социально-психологической совместимости ее членов и т.п.

Встроенность | социальные науки | Британника

Похожие темы:
общественные науки

Просмотреть весь связанный контент →

укорененность , в социальных науках, зависимость явления — будь то сфера деятельности, такая как экономика или рынок, совокупность отношений, организация или индивидуум — от окружающей среды , которые могут быть альтернативно определены в институциональных, социальных, когнитивных или культурных терминах. Короче говоря, анализ с использованием концепции укорененности фокусируется на различных условиях, в которых имеют место различные способы социального действия и от которых они зависят.

В частности, историк экономики Карл Поланьи утверждал, что функционирование экономики нельзя понять в отрыве от социального мира, в который она была встроена.

Конкретные организации и институты и, в конечном счете, экономику в целом следует понимать как части более крупных, исторически сложившихся, институциональных или социальных структур.

В более общем плане концепция укорененности помогает описать и объяснить, как, хотя каждый из них, по-видимому, следует своей собственной логике и правилам, различные окружающие институты и контексты взаимодействуют и могут дополнять друг друга или конфликтовать друг с другом. Это получило дальнейшее развитие, особенно в области новой экономической социологии, которая исследовала связи и взаимозависимости экономических явлений и организаций и других социальных структур.

Интерес к укорененности иногда критикуют как простое повторение трюизмов, признанных во многих классических работах по общественным наукам. Тем не менее, подходы к укорененности обычно можно четко отличить как от недостаточно, так и от чрезмерно социализированных описаний экономической жизни. Укорененность подразумевает, что предпочтения акторов могут быть поняты и интерпретированы только в реляционном, институциональном и культурном контекстах. Это прямо противоречит основным предположениям, лежащим в основе неоклассического экономического анализа, теории рационального выбора и важных направлений новой институциональной экономики. Они основаны на представлении о недостаточно социализированных, раздробленных лицах, принимающих решения, которые стремятся максимизировать свои заранее определенные полезности. В частности, укорененность не просто регулирует поведение, формируя способ, которым акторы преследуют свои личные интересы, но конституирует эти интересы.

С другой стороны, сильные структурные позиции, где социальные условия существуют априори по отношению к поведению, в равной степени оспариваются. Вместо этого отношения между встроенной единицей и ее контекстуальным миром не являются ни фиксированными, ни детерминированными, ни непосредственно причинными.

Исследователи, которые подчеркивают полезность концепции укорененности, склонны соглашаться с тем, что различные явления — будь то индивидуальные предпочтения или организационное поведение — могут быть лучше поняты при анализе их социальной, институциональной или когнитивной среды. В чем аналитики могут расходиться, так это в конкретных формах и последствиях встроенности, то есть относительно того, что встроено в что и к какому последствию.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Происхождение

Концепция укорененности была впервые предложена Поланьи, который на протяжении всей своей жизни изучал взаимосвязь между экономикой и обществом, начиная от антропологических исследований небольших сообществ в южной части Тихого океана и заканчивая политической экономией институтов, регулирующих глобальную экономику в 19 веке.

Поланьи утверждал, что, поскольку люди всегда были в первую очередь социальными существами, а не экономическими, укорененность является необходимым и основным условием экономики. В Великая трансформация (1944) он проанализировал последствия экспансии капитализма в 18-м и 19-м веках, а именно усилия по созданию экономической сферы, все более отделенной от неэкономических институтов, которая функционировала бы только для максимизации прибыли.

Поланьи утверждал, что до 19 века экономическая система рассматривалась как часть более широкого общества, управляемого социальными обычаями и нормами, а также рыночными принципами прибыли и обмена. Однако подъем капитализма потребовал политических усилий, направленных на то, чтобы разорвать связь экономики с этой социальной средой. Однако это отделение экономики неизбежно означало изменение ее социальной среды и, следовательно, общества. В рыночном обществе основные аспекты социальной жизни будут рассматриваться как чистые рыночные товары (фиктивные товары), а люди будут переопределены как чисто экономически рациональные (т. е. максимизирующие прибыль) акторы. Поланьи утверждал, что эти усилия по внедрению общества в рынок, а не рынка в общество, в конечном итоге обречены на провал, вызывая опасные социальные реакции разного масштаба и характера, наиболее заметной из которых является фашизм. Более абстрактно, он назвал попытку трансформации и ее возможную обратную реакцию двойным движением, определяя непрерывный и полуавтоматический процесс внедрения и извлечения.
Таким образом, Поланьи поставил вопрос о том, как примирить расширение рынка с социальным порядком, который может его поддерживать.

Эта ранняя трактовка укорененности рассматривает социальную сферу как обязательно первичную по отношению к экономической сфере. Этот взгляд находит отражение в понятии жизненного мира, введенном немецким философом Юргеном Хабермасом. Хабермас определил жизненный мир как общие понимания и ценности, которые устанавливаются в ходе личных контактов с течением времени и формируют основу для идентичности, ценностей и убеждений, которые могут быть неявными или восприниматься как должное, а не явно обоснованными. Для Хабермаса легитимности как официальной экономики, так и административного государства угрожает колонизация жизненного мира через материальные отношения. Это происходит, например, когда цель образования смещается с воспитания культуры и знаний на получение максимальной прибыли. Чтобы было ясно, колонизация жизненного мира не ограничивается максимизацией прибыли, а включает в себя более общий процесс, посредством которого сферы жизни, направленные на воспроизводство знаний, культуры и социальной интеграции, все больше подвергаются влиянию денег, власти и т. д. в общем, инструментальная рациональность.

Понятие укорененности как постоянно существующего состояния, а также вопроса степени и вариации было подхвачено влиятельной работой французской школы регулирования. Здесь базовое предположение о том, что экономика встроена в социальные отношения, определяет задачу экономического анализа, заключающуюся в выявлении и сравнении как явных, так и неявных типов регулирования, а также их социальных и экономических последствий. Например, фордизм анализируется как способ общественного воспроизводства, основанный на условностях, согласно которым постоянное увеличение объема производства позволяет платить увеличивающуюся заработную плату за рабочие места, которые гарантированы в долгосрочной перспективе. Взамен классовый конфликт подавляется, а организованный труд ослабевает.

Приложения: встроенный либерализм и глобализация

На глобальном уровне теория Поланьи побудила ученых привести доводы в пользу укоренившейся формы экономического либерализма. Здесь компромисс между приверженностью либеральной экономической политике на международном уровне (свободная торговля, экономическая открытость) и приверженностью необходимости внутренней социальной интеграции был выражен через государство всеобщего благосостояния и принцип, согласно которому правительства защищают свое население от пагубных последствий экономической открытости. с помощью кейнсианской фискальной политики. Благодаря этому компромиссу социальная цель контролировала экономические правила, а не наоборот. В этой преемственности следует рассматривать новые формы экономического протекционизма, а именно новые попытки приспособиться к ограничениям глобализации. Главная угроза экономическому либерализму здесь заключается не в протекционизме, а скорее в риске того, что глобальная экономика может расколоться из-за демонтажа сетей социальной защиты и государства всеобщего благосостояния, что создаст потенциал для международной реакции на экономический либерализм.

Анна Шмидт

Идеальный тип | обществознание

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • В этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Обзор недели
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.

Добавить комментарий