Подсчёт и интерпретация результатов теста Басса-Дарки.
Сумма баллов, набранных респондентом по каждой шкале, умноженная на числовой коэффициент («к»), указанный в скобках отдельно для каждой шкалы, позволяет получить удобные для сопоставления, нормированные стандартизированные показатели по каждой шкале. Учитываем, что в каждом случае (слабая, умеренная, сильная) выраженности шкалы (формы агрессии), может быть разная степень этой самой выраженности.
1. Физическая агрессия. Максимально возможный балл – 110. Слабая выраженность – от 0 до 37 баллов, умеренная выраженность – от 38 до 75 баллов. Сильная выраженность – от 76 до 110 баллов.
2. Вербальная агрессия. Максимально возможный балл – 104. Слабая выраженность – от 0 до 35 баллов, умеренная выраженность – от 36 до 71 балла. Сильная выраженность – от 72 до 104 баллов.
3. Косвенная агрессия. Максимально возможный балл – 117.
4. Негативизм («воинствующий пессимизм»). Максимально возможный балл – 100. Слабая выраженность – от 0 до 33 баллов, умеренная выраженность – от 34 до 67 баллов. Сильная выраженность – от 68 до 100 баллов.
5. Раздражительность. Максимально возможный балл – 99. Слабая выраженность – от 0 до 33 баллов, умеренная выраженность – от 34 до 67 баллов. Сильная выраженность – от 68 до 99 баллов.
6. Подозрительность. Максимально возможный балл – 110. Слабая выраженность – от 0 до 37 баллов, умеренная выраженность – от 38 до 75 баллов. Сильная выраженность – от 76 до 110 баллов.
7. Обидчивость. Максимально возможный балл – 104. Слабая выраженность – от 0 до 35 баллов, умеренная выраженность – от 36 до 71 балла. Сильная выраженность – от 72 до 104 баллов.
8. Аутоагрессия. Максимально возможный балл – 99. Слабая выраженность – от 0 до 33 баллов, умеренная выраженность – от 34 до 67 баллов. Сильная выраженность – от 68 до 99 баллов.
Суммарные (итоговые) сопоставляемые друг с другом показатели агрессивности и враждебности складываются из сложения между собой отдельных соответствующим образом пронумерованных (смотрите выше) содержательных шкал (свойств), деленных на «3» для «ИА» и на «2» для «ИВ»
Шкалы №№ «1» + «2» + «3» : 3 = «ИА» — общий индекс агрессивности личности. Он может быть (составлять) максимально 331 балл. Опять-таки, учитываем то, что существенная разница может быть в степени выраженности агрессивности личности. Слабая (низкая, не слишком значительная) степень выраженности агрессивности личности – от 0 баллов до 110 баллов, умеренная («средняя», довольно значительная) выраженность агрессивности личности – от 111 баллов до 221 балла.
Шкалы №№ «6» + «7» : 2 = «ИВ» — общий индекс враждебности личности. Он может быть (составлять) максимально 214 баллов. Снова учитываем то, что существенная разница может быть (и является) в степени выраженности враждебности личности. Слабая (низкая, не слишком значительная) степень выраженности враждебности личности – от 0 баллов до 71 балла, умеренная («средняя», довольно значительная) выраженность враждебности личности – от 72 баллов до 143 баллов. Сильная (высокая, весьма значительная) выраженность – от 144 баллов до 214 баллов.
Оставшиеся шкалы (№№ «4», «5», «8») выступают самостоятельно, считаются и рассматриваются отдельно (являются в некотором роде вспомогательными), но могут выступать в качестве смыслового дополнения (косвенной характеристики) к суммарным показателям агрессивности и враждебности личности. Особенно показателен при этом параметр № 5 – «раздражительность». Раздражительность – это личностная психическая эмоциональная характеристика также (помимо прочего, указанного выше) понимаемая в качестве резкой, безапелляционной реакции личности на «затрагивание» её интересов, на побуждение её другими людьми к не желаемой ею деятельности (бездействию) в некоторых (или во многих) классах социальных и/или профессиональных ситуаций.
Потом, в соответствии с полученными (по этой и другим методикам) психодиагностическими данными, составляется план психокоррекционной работы (например, в случае с группой подростков, проводится коммуникативный психологический тренинг) с агрессивностью и враждебностью личности.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 10.
«ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ТЕСТОВЫЕ МЕТОДИКИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ИЗУЧЕНИЕ СИСТЕМЫ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ЛИЧНОСТИ»
Исследование и «измерение» внутриличностной направленности («
I. Тест-опросник Р. Плутчика, Х. Келлермана и Х.Р. Конте «Индекс жизненного стиля» («Life Style Index»), адаптированный
Е.С. Романовой 17
Инструкция. Внимательно прочитайте приведенные ниже утверждения, описывающие чувства, поведение и реакции людей в определенных жизненных ситуациях.
Со мной ладить очень легко.
Я сплю больше, чем большинство людей, которых я знаю.
В моей жизни всегда был человек, на которого мне хотелось быть похожим.
Если меня лечат медицинские работники, то я стараюсь узнать, какова цель каждого их действия.
Если я чего-то хочу, то не могу дождаться момента, когда мое желание сбудется.
Я легко краснею.
Одно из самых больших моих достоинств – это умение владеть собой.
Иногда у меня появляется настойчивое желание пробить стену кулаком.
Я легко выхожу из себя.
Если меня в толпе кто-нибудь толкнет, то я готов его убить.
Я редко запоминаю свои сны.
Меня раздражают люди, которые командуют другими.
Я часто бываю не в своей тарелке.
Я считаю себя исключительно справедливым человеком.
Чем больше я приобретаю вещей, тем становлюсь счастливее.
В своих мечтах я всегда в центре внимания окружающих.
Меня расстраивает даже мысль о том, что мои домочадцы могут разгуливать дома без одежды.
Мне говорят, что я хвастун.
Если кто-то меня отвергнет, то у меня может появиться мысль о самоубийстве.
Почти все мною восхищаются.
Бывает так, что я в гневе что-нибудь ломаю или бью.
Меня очень раздражают люди, которые сплетничают.
Я всегда обращаю внимание на лучшую сторону жизни.
Я прикладываю много стараний и усилий, чтобы изменить свою внешность.
Иногда мне хочется, чтобы атомная бомба уничтожила мир.
Я – человек, у которого нет предрассудков.
Мне говорят, что я бываю излишне импульсивным.
Меня раздражают люди, которые манерничают перед другими.
Очень не люблю недоброжелательных людей.
Я всегда стараюсь даже случайно кого-нибудь не обидеть.
Я из тех, кто редко плачет.
Пожалуй, я много курю.
Мне очень трудно расстаться с тем, что мне принадлежит.
Я плохо помню лица.
Я иногда занимаюсь сексуальным самоудовлетворением.
Я с трудом запоминаю новые фамилии.
Если мне кто-нибудь в чем-либо мешает, то я его не ставлю в известность, а жалуюсь на него другому.
Даже если я знаю, что я прав, я готов слушать мнения других людей.
Люди мне никогда не надоедают.
Я с трудом могу усидеть на одном месте даже незначительное время.
Я мало что могу вспомнить из своего детства.
Я длительное время не замечаю отрицательные черты других людей.
Я считаю, что не стоит напрасно злиться, а лучше спокойно все обдумать.
Другие считают меня излишне доверчивым.
Люди, скандалом добивающиеся своих целей, вызывают у меня неприятные чувства.
Плохое я стараюсь выбросить из головы.
Я никогда не теряю оптимизма.
Уезжая путешествовать, я стараюсь всё спланировать до мелочей.
Иногда я знаю, что сержусь сверх меры.
Когда дела идут не так, как мне нужно, я становлюсь мрачным.
Когда я спорю, то мне доставляет удовольствие указывать другому на ошибки в его рассуждениях.
Я легко принимаю брошенный мне кем-либо другим вызов.
Меня выводят из равновесия непристойные фильмы.
Я огорчаюсь, когда на меня никто не обращает внимания.
Другие считают, что я равнодушный человек.
Что-нибудь, решив, я часто, тем не менее, в решении сомневаюсь.
Если кто-то усомнится в моих способностях, то я, даже из одного духа противоречия, буду показывать свои возможности.
Когда я веду свою машину, то у меня часто возникает желание разбить чужой автомобиль, едущий рядом.
Многие люди меня выводят из себя своим эгоизмом.
Уезжая отдыхать, я часто беру с собой какую-нибудь работу.
От некоторых пищевых продуктов меня тошнит.
Я грызу ногти.
Другие говорят, что я избегаю проблем.
Я люблю выпить.
Непристойные шутки приводят меня в замешательство.
Я иногда вижу сны с неприятными событиями и вещами.
Я не люблю карьеристов.
Я много говорю неправды.
Порнография вызывает у меня отвращение.
Неприятности в моей жизни часто бывают из-за моего скверного характера.
Больше всего я не люблю лицемерных и неискренних людей.
Когда я разочаровываюсь, то впадаю в уныние.
Известия о трагических событиях не вызывают у меня волнения.
Прикасаясь к чему-либо липкому или скользкому, я испытываю омерзение.
Когда у меня хорошее настроение, то я могу вести себя как ребёнок.
Я думаю, что часто спорю с людьми по пустякам, просто из желания поспорить.
Я не испугаюсь, если увижу умершего человека.
Я не люблю тех, кто всегда старается быть в центре внимания.
Многие люди вызывают у меня раздражение.
Мыться не в своей ванне – для меня большая пытка.
Я с трудом произношу непристойные слова.
Я раздражаюсь, если нельзя доверять другим.
Я хочу, чтобы меня считали сексуально привлекательным.
У меня такое впечатление, что я никогда не заканчиваю начатое дело.
Я всегда стараюсь хорошо одеваться, чтобы выглядеть более привлекательным.
Мои моральные правила лучше, чем у большинства моих знакомых.
В споре я лучше владею логикой, нежели чем мои собеседники.
Люди, лишённые морали, отталкивают меня.
Я прихожу в ярость, если кто-то меня как-то заденет.
Я часто влюбляюсь.
Другие считают, что я излишне объективен, рационален и прагматичен.
Я останусь спокойным, если увижу окровавленного человека.
Опросник Басса-Дарки
Оставьте комментарий / Личностные опросники, Межличностные отношения, Тест межличностные отношения
(Buss-Durkey Inventory) Опросник Басса-Дарки разработан А. Басс и А. Дарки в 1957 г. и предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций.
1 Опросник агрессивности Басса-Дарки
2 Диагностика Басса-Дарки
3 Стимульный материал опросника3.1 Инструкция к опроснику враждебности А. Басса и А. Дарки
3.2 Вопросы методики
4 Обработка результатов опросника Басса-Дарки
5 Интерперетация результатов опросника Басса-Дарки5.1 Похожие темы:
Опросник агрессивности Басса-Дарки
Под агрессивностью понимается свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-объектных отношений. Враждебность понимается как реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий.
Одной из диагностических процедур является опросник Басса-Дарки. При использовании опросника Басса-Дарки важно помнить, что агрессивность как свойство личности и агрессия как акт поведения могут быть объяснены в рамках психологического анализа мотивационно-потребностной сферы личности. Поэтому, чтобы получить более полную картину, следует использовать не только опросник Басса-Дарки, но и другие методики, например, личностные тесты психических состояний (например, Кеттела или Спилбергера), проективные методики (например, Люшера) и т.д.
Диагностика Басса-Дарки
А. Басе, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия агрессии и враждебность и определил последнюю как: “…реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий”. Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басе и А. Дарки выделили следующие виды реакций:
1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.
2. Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
3. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
4. Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
5. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
6. Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
8. Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает “да” или “нет”.
Инструкция к опроснику враждебности А.
Басса и А. ДаркиОтвечайте «да» если вы согласны с утверждением, и «нет» — если не согласны. Старайтесь долго над вопросами не раздумывать.
Вопросы методики
1 | Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим | да | нет |
2 | Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю | да | нет |
3 | Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь | да | нет |
4 | Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню | да | нет |
5 | Я не всегда получаю то, что мне положено | да | нет |
6 | Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной | да | нет |
7 | Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать | да | нет |
8 | Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести | да | нет |
9 | Мне кажется, что я не способен ударить человека | да | нет |
10 | Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами | да | нет |
11 | Я всегда снисходителен к чужим недостаткам | да | нет |
12 | Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его | да | нет |
13 | Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами | да | нет |
14 | Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал | да | нет |
15 | Я часто бываю несогласен с людьми | да | нет |
16 | Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь | да | нет |
17 | Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему | да | нет |
18 | Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями | да | нет |
19 | Я гораздо более раздражителен, чем кажется | да | нет |
20 | Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему наперекор | да | нет |
21 | Меня немного огорчает моя судьба | да | нет |
22 | Я думаю, что многие люди не любят меня | да | нет |
23 | Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной | да | нет |
24 | Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины | да | нет |
25 | Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку | да | нет |
26 | Я не способен на грубые шутки | да | нет |
27 | Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются | да | нет |
28 | Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались | да | нет |
29 | Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится | да | нет |
30 | Довольно многие люди завидуют мне | да | нет |
31 | Я требую, чтобы люди уважали меня | да | нет |
32 | Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей | да | нет |
33 | Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их “щелкнули по носу” | да | нет |
34 | Я никогда не бываю мрачен от злости | да | нет |
35 | Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь | да | нет |
36 | Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания | да | нет |
37 | Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть | да | нет |
38 | Иногда мне кажется, что надо мной смеются | да | нет |
39 | Даже если я злюсь, я не прибегаю к “сильным” выражениям | да | нет |
40 | Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены | да | нет |
41 | Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня | да | нет |
42 | Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь | да | нет |
43 | Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием | да | нет |
44 | Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел | да | нет |
45 | Мой принцип: “Никогда не доверять “чужакам” | да | нет |
46 | Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю | да | нет |
47 | Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею | да | нет |
48 | Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь | да | нет |
49 | С детства я никогда не проявлял вспышек гнева | да | нет |
50 | Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться | да | нет |
51 | Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать | да | нет |
52 | Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня | да | нет |
53 | Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ | да | нет |
54 | Неудачи огорчают меня | да | нет |
55 | Я дерусь не реже и не чаще чем другие | да | нет |
56 | Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее | да | нет |
57 | Иногда я чувствую, что готов первым начать драку | да | нет |
58 | Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо | да | нет |
59 | Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю | да | нет |
60 | Я ругаюсь только со злости | да | нет |
61 | Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть | да | нет |
62 | Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее | да | нет |
63 | Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу | да | нет |
64 | Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся | да | нет |
65 | У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить | да | нет |
66 | Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает | да | нет |
67 | Я часто думаю, что жил неправильно | да | нет |
68 | Я знаю людей, которые способны довести меня до драки | да | нет |
69 | Я не огорчаюсь из-за мелочей | да | нет |
70 | Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня | да | нет |
71 | Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение | да | нет |
72 | В последнее время я стал занудой | да | нет |
73 | В споре я часто повышаю голос | да | нет |
74 | Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям | да | нет |
75 | Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить | да | нет |
Обработка результатов опросника Басса-Дарки
Шкала | Прямые утверждения | Обратные утверждения | Коэффициент |
---|---|---|---|
Физическая агрессия | 1, 25, 33, 48, 55, 62, 68 | 9, 17, 41 | 10 |
Косвенная агрессия | 2, 18, 34, 42, 56, 63 | 10, 26, 49 | 8 |
Раздражение | 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72 | 11, 35, 69 | 11 |
Негативизм | 4, 12, 20, 23, 36 | 20 | |
Обида | 5, 13, 21, 29, 37, 51, 58 | 44 | 9 |
Подозрительность | 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59 | 65, 70 | 10 |
Вербальная агрессия | 7, 15, 28, 31, 46, 53, 60, 71, 73 | 39, 66, 74, 75 | 13 |
Чувство вины | 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67 | 11 |
Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.
По Рогову Е.И., значение показателей враждебности и агрессивности равно сумме показателей составляющих их шкал:
- Враждебность = Обида + Подозрительность;
- Агрессивность = Физическая агрессия + Раздражение + Вербальная агрессия.
По Хвану А.А. с соавт., значение этих показателей равно среднему арифметическому составляющих показателей (так как максимальным уровнем во всех случаях является 100 стандартных баллов):
- Враждебность = (Обида + Подозрительность)/2
- Агрессивность = (Физическая агрессия + Раздражение + Вербальная агрессия)/3
Интерперетация результатов опросника Басса-Дарки
При составлении опросника использовались принципы:
1. Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.
2. Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.
По Рогову Е.И., нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ± 4, а враждебности – 6,5-7 ± 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.
Хван А.А. с соавт. предлагает более сложную схему. Сырые баллы по каждой шкале необходимо умножить на коэффициент, цель которого – привести максимальное значение по каждой шкале к 100 баллам. Затем эти баллы переводятся в стены:
Стены | Результаты в баллах | Интерпретация | |
---|---|---|---|
Физическая агрессия | Косвенная агрессия | ||
Вербальная агрессия | Раздражение | ||
Негативизм | Подозрительность | ||
Чувство вины | Обида | ||
1 | 0 -20 | 0 | низкий уровень |
2 | 20 – 30 | 0 – 14 | |
3 | 31 – 41 | 15 – 25 | средний уровень |
4 | 42 -52 | 26 – 36 | |
5 | 53- 63 | 37 – 47 | повышенный уровень |
6 | 64 -74 | 48 – 58 | |
7 | 75 – 85 | 59 – 69 | высокий |
8 | 86 – 96 | 70 – 80 | очень высокий |
9 | 97 и более | 81 – 92 | |
10 | 92 и более |
Как уже указывалось выше физическая, косвенная и вербальная агрессия вместе образуют суммарный индекс агрессивных реакций, а обида и подозрительность — индекс враждебности.
Стены | Результаты в баллах | Интерпретация | |
---|---|---|---|
Агрессивность | Враждебность | ||
1 | 0 -17 | 0 | низкий уровень |
2 | 18 – 27 | 0 – 14 | |
3 | 28 – 38 | 15 – 25 | средний уровень |
4 | 39 – 49 | 26 – 36 | |
5 | 50 – 60 | 37 – 47 | повышенный уровень |
6 | 61 – 71 | 48 – 58 | |
7 | 72 – 82 | 59 – 69 | высокий |
8 | 83 – 93 | 70 – 80 | очень высокий |
9 | 94 и более | 81 – 92 | |
10 | 92 и более |
Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность, как свойство личности, и агрессия, как акт поведения, могут быть поняты в контексте психологического анализа мотивационно-потребностной сферы личности. Поэтому опросник Басса-Дарки следует использовать в совокупности с другими методиками: личностными тестами психических состояний (Кэттелл, Спилберг), проективными методиками (Люшер) и т.д.
Цвет приманки и прозрачность воды для ловли окуня
Как чистота воды влияет на рыбалку?
Один из главных вопросов не только окуня, но и всех рыбаков – цвет приманки или прозрачность воды – как это работает? Давайте начнем с того, что влияет на прозрачность воды.
Количество осадка в воде называется мутностью. Слишком большое количество отложений (высокая мутность) заблокирует солнечный свет и помешает растениям и водорослям производить кислород для окуня и других рыб, которым необходимо выжить. Сильно мутная вода также поглощает солнечный свет и может нагреть воду до нездорового уровня. Каждый водоем отличается, у этих предложений есть много применений. Лучшее в этих общих рекомендациях то, что чаще всего они помогут вам быстро приблизиться к успеху.
- Чистота воды 8 футов или более = чистая вода
- Чистота воды 4-8 футов = слегка загрязненная вода Чистота воды 2-4 фута = окрашенная вода
- Чистота воды 0-2 фута – мутная вода прозрачность воды, не имеет значения время года. Это просто означает корректировку вашего подхода в зависимости от факторов окружающей среды, таких как погода и прозрачность воды. Поиск окуня на основе прозрачности воды — отличное место для начала.
Таблица чистоты воды для обнаружения окуня
Прозрачность воды 8 футов или более
Глубина менее 55 футов. Найдите термоклин.
Прозрачность воды от 4 до 8 футов
< 35 футов глубиной. Найдите термоклин.
Прозрачность воды от 2 до 4 футов
< 15 футов в глубину.
Прозрачность воды от 2 футов до 6 дюймов
< 10 футов в глубину.
Прозрачность воды 6 дюймов или менее
глубиной < 8 футов. Бас будет плотно прижат к берегу и большим конструкциям.
Термоклин = крутой температурный градиент в водоеме, таком как озеро, отмеченный слоями выше и ниже, температура воды которых различна.
Какой цвет приманки лучше всего подходит для чистой воды?
Что считается чистой водой для ловли окуня или любой другой рыбалки в этом отношении? Прозрачность воды 8 футов и более считается состоянием чистой воды. В этих условиях окунь специально охотится и кормится, используя зрение. Что касается цвета приманки, постарайтесь точно «соответствовать штриховке». Это означает, что старайтесь выбирать приманки, которые очень похожи на основной корм окуня в том водоеме, на котором вы ловите рыбу.
Окунь мгновенно подплывет с большого расстояния, чтобы атаковать вашу приманку, но если ваша приманка не подходит по размеру, цвету, а иногда и форме, они не будут атаковать. Естественные цвета коричневого и зеленого должны быть вашим выбором, если в вашем озере есть раки, лещ, синежаберный или окунь.
Компании, производящие приманки, часто дают своим наживкам такие названия: арбуз, тыква, тыквенное семя, Калифорния 420. Белый, серебристый, хромовый, синий цвета обозначают цвета наживки, такие как трепанга, желудки, алевифа и сельдь. Вы часто будете видеть и слышать термин «цвета Shad», и он относится к цветам, которые обычно встречаются у наживки. Примеры того, как производители приманок называют свои цвета наживки: альбинос, шэд, шэд с желудком, сексуальный шэд, профессиональный синий и белый жемчуг.
Вот несколько советов по ловле окуня в чистой воде
В прозрачной воде любая рыба наиболее нервная и очень осторожная. Угроза со стороны других хищников (таких как другие рыбы, птицы или даже рыбаки) рыбы, естественно, начеку, поэтому вам придется изменить способ ловли в этой ситуации. На сегодняшний день 9-10 рыболовов согласятся, что очень трудно получить поклевку, если вода чистая, а погода спокойная и солнечная, а небо синее.
- В первую очередь используйте быстро движущиеся приманки. Если вы обнаружите, что ловите рыбу в чистой воде, лучше сначала использовать быстро движущуюся приманку, которая часто вызывает агрессивную реакцию. Много раз вы сможете поймать пару слишком агрессивных рыб.
- Сделайте приманку похожей на настоящую. Басы — ленивые оппортунистические хищники, они часто охотятся, используя как можно меньше энергии. Если вода чистая, окунь будет охотиться на глаз. К сожалению, это дает окуню время осмотреть вашу приманку. Таким образом, вы должны выбрать цветовой узор, который выглядит максимально реалистично.
- Уменьшить все. Вот где ловкость ловли действительно сияет. Отложите силовую удочку и возьмите спиннинг. Утонченная рыбалка включает в себя приемы ловли дроп-шотом, трясущейся головой, отсадкой мягких пластиковых трубок, перетаскиванием оснастки Mojo. Многие рыболовы используют флюорокарбоновую леску не более 8-килограммового теста.
- Рыбачить на солнце. Все рыбы пугаются, когда видят какую-либо тень. Они должны опасаться, что станут обедом для скопы или другой хищной птицы. Так что ловите рыбу на солнце, потому что оно оставляет вашу тень позади вас.
- Найдите тенистое место. Не каждый окунь уходит в глубокую воду с восходом солнца. Некоторые находят тенистое место и ждут, чтобы поймать из засады маленькую рыбку. Таким образом, найти место, которое может обеспечить вертикальное покрытие баса, может быть билетом.
Вот несколько примеров тенистых мест, которые отлично подходят для рыбалки:
- Причалы
- Сваи мостовые
- Каналы под мостами
- Бухты с затопленным вертикальным брусом
- Кипарисы дуплистые
- Затопленные заросли
- Лей вниз
- Крупные валуны
- Стены обрыва
- Подводные уступы
- Причалы
- Лодки в доках
- Волнорезы (крыловые дамбы), окружающие причалы
Чем чище вода, тем больше расстояние между вами и этой частью строения нужно увеличивать. Окуня легко напугать, и он уйдет на большую глубину при первых же признаках опасности.
Установите себе правило 5 минут. Это означает, что не тратьте более 5 минут на ловлю элемента конструкции. Если они не кусают сразу, они не будут кусаться в это время. Это не значит, что вы не можете вернуться через час или два… просто не тратьте на это время.
Ветер может стать вашим другом, если его правильно использовать. В результате ветер будет подталкивать окуня к конструкциям, особенно к высоким вертикальным конструкциям (т. е. сваям мостов или доков, обрывистым стенам или стоячим бревнам) или к крупным конструкциям, таким как высокие подводные горбы или большие валуны, которые могут служить укрытием. Ветер также замаскирует вашу приманку из-за прерывистого отражения, которое будет создаваться волнами. Вот почему спиннербейты, болтуны и мелководные джеркбейты так хорошо работают в ветреную погоду.
Как нацелиться на окуня в глубокой чистой воде?
Большая часть баса переместится в более глубокое место с восходом солнца. В ультрачистом озере это может означать, что окунь находится на глубине более 20 футов!
Имейте в виду, что свет будет уменьшаться по мере того, как вы будете углубляться. Это может дать вам возможность представить некоторые приманки, которые вы бы не выбрали для ловли на мелководье в чистой воде. Чтобы представить свою наживку рыбе, вам понадобится быстро тонущая приманка, которую вы сможете забрасывать на расстоянии.
Такие приманки, как воблеры для глубокого погружения, свимбейты, джиги, оснастки Carolina, блесны, оснастки для дроп-шота, являются феноменальным выбором.
Вот два совета, как подойти к этим областям:
- Вы можете сделать дальний заброс и провести наживку через зону удара. Глубоководные воблеры, джиги, свимбейты, каролинские оснастки отлично подходят для дальнего заброса и отработки обратно.
- Надевай джигу! Начните отсаживать некоторые приманки вертикально. Вам нужно расположить лодку над рыбой и бросить приманку прямо вниз. Блесны, дроп-шот, трубчатые приманки качаются при вертикальной ловле.
Таблица выбора цвета рыболовной приманки — условия чистой воды
Топуотер
- Наживки для ходьбы
- Попперы
- Лягушки
- Shad
- Bluegill
- White
- Minnow
Структура или береговая линия
- Джиги
- Мелкие наживки
- Джеркбейты
- Дроп шот
- Наживки Senko
- Воблеры
- Зеленый
- Коричневый
- Шад
Рыболовные насадки Stained Water Clarity
Чистота окрашенной воды считается 2-7 футов. Что считается загрязненной водой? Загрязненная вода — это общий термин для водоема с умеренной мутностью. Водоросли, взвешенная дубильная кислота, взвешенный осадок и перемешивание воды — все это приводит к тому, что вода выглядит «окрашенной». Существуют различные степени окрашенной воды в зависимости от того, насколько она прозрачна.
Слабо окрашенная вода, прозрачность воды 4-7 футов считается состоянием слегка окрашенной воды.В этих условиях окунь по-прежнему будет использовать свое зрение в первую очередь для охоты и кормления. «Соответствие штриховке» по-прежнему очень важно. При ловле окуня в окрашенной воде вам нужно выбирать приманки, которые очень похожи на основной корм окуня, это всегда разумное решение. Однако рассмотрите возможность использования приманок с небольшим количеством яркого цвета.
Такие цвета, как зеленовато-желтая боковая линия, которую вы найдете почти в каждом «Sexy Shad Pattern», или немного оранжевого или красного цвета в узоре зоба. Вы быстро заметите, что окунь все еще будет выходить из дерева, чтобы обнажить себя и атаковать вашу приманку!
Сильно окрашенная или «грязная» вода определяется как прозрачность воды на глубине 2-4 фута и считается сильно загрязненной водой. Басс по-прежнему будет в основном использовать сочетание своего чувства боковой линии и зрения, чтобы охотиться и ловить добычу. Соответствие люка не так важно. Яркие приманки с узорами цвета шад или синежабры были великолепны в окрашенной воде.
Яркие цвета Citrus Shad или Fire Tiger являются отличными примерами ярких цветных узоров, когда вы ловите окуня, окрашивающего воду. Выбор приманки, которая очень похожа на основной корм окуня, всегда является разумным решением. Это означает, что вы также должны рассмотреть возможность использования приманок с небольшим количеством яркого цвета в них.
Цвета, такие как зеленовато-желтая боковая линия, которую вы найдете почти в каждом «Sexy Shad Pattern», или небольшой кусочек оранжевого или красного цвета в узоре зоба. Весна – это время года, когда у большинства рыболовов вода в озерах, водохранилищах и реках становится окрашенной.
Таблица выбора цвета приманки для окрашенной воды
Топуотер
- Насадки для ходьбы
- Попперы
- Наживки
- Наживки для вейкбейта
- Лягушки
- Shad
- Minnow
- Bluegill
- White
- Green
- Chartreuse
Структура береговой линии
- Джиги
- Flipping Creature Baits
- Curly tail Черви
- Swimbaits
- Drop Shot
- Senko Stick
- Зеленый
- Коричневый
- Шад
- Черный
- Розовый
- Естественные цвета с яркими акцентами
Чистота мутной воды Советы по рыбалке
Прозрачность мутной воды считается 0-2 фута. Рыбалка в мутной воде действительно может сбить с толку начинающего окуня, если он попадет в такую ситуацию. Однако ничто не может быть дальше от истины.
Несмотря на то, что окунь плохо видит, он использует свою боковую линию в первую очередь для того, чтобы найти добычу и устроить засаду. Следовательно, вам нужно использовать эффектные приманки, которые гасят сильный звук или вибрацию! Если ваша приманка не имеет встроенного звука, добавьте его! Вы можете купить небольшие погремушки, которые можно прикрепить к приспособлению или червячному крючку.
Равномерная и медленная проводка будет вашим лучшим выбором при ловле рыбы в мутной воде. Мутная вода позволяет расположить лодку или каяк ближе к объекту, на который вы нацеливаетесь. Как правило, окуня не так легко испугать что-то настолько близкое, как вы.
Окунь не будет ловить наживку. Они в первую очередь полагаются на свою боковую линию, чтобы почувствовать вашу боль, свой слух и положение засады относительно строения. Так как они не так напуганы и будут крепко держаться за конструкцию…
Это означает, что вы можете сделать несколько повторных забросов в одно и то же место, на которое вы нацелены, особенно если вы чувствуете, что там должен быть бас. Приманки должны иметь очень яркие цветовые узоры или быть очень темными.
Таблица выбора цвета приманки для мутной воды
Топуотер; сделать много шума
- Наживки
- Приманки
- Лягушки
- Белый
- Неоново-зеленый
- Firetiger
- Черный
Структура или береговая линия
- Приманки
- Спиннербейт
- Flipping/Texas Rig
- Черви с кудрявым хвостом
- Белый
- Неоново-зеленый
- Firetiger
- Черный
- Шартрез
- Оранжевые акценты
- Красные акценты
Цвет приманки и прозрачность воды
Эмпирическое правило выбора цветных наживокСамое основное правило – ловить на ярко окрашенные наживки в мутной или мутной воде, а на светлых, едва заметных цветах – в прозрачной воде. Логика здесь заключается в том, что видимость окуня затруднена илом, а такие цвета, как шартрез, желтый и оранжевый, легче увидеть, чем кость, тыквенное семя и дым. С другой стороны, когда вода чистая и рыба может беспрепятственно видеть приманку, лучше использовать более мягкие, более естественные цвета.
Например, при плохой прозрачности воды (видимость менее фута) многие профессионалы используют блесны с желтовато-зеленой или желтой юбкой или воблеры в виде «огненного тигра» — оранжевое брюшко, желтовато-зеленые бока, темно-зеленая спинка. И наоборот, в чистой воде фаворитами являются белые или бело-голубые спиннербейты, а также воблеры с хромированной, костяной и различной натуральной отделкой (ракы, сельдь, солнечная рыба и т. д.).
Тот же принцип применим к рыболовным наживкам из мягкого пластика — червям, ящерицам, личинкам и трубочкам. В мутной воде преобладают густые цвета, а двухцветные черви с яркими хвостами обеспечивают дополнительную видимость. Примерами являются виноградные, черные или синие приманки с зеленовато-желтым, красным или оранжевым хвостом. Но в прозрачной воде лучше всего работают более светлые и полупрозрачные цвета приманки. Излюбленные цвета здесь включают тыквенные семечки, моторное масло, клубничный и дымчатый. Кроме того, кусочки металлического чешуйка, отлитые в эти прозрачные черви, обеспечивают дополнительную яркость и привлекательность баса в условиях высокой видимости.
Джиг-энд-пиг — стандартная наживка для броска, броска или заброса. В прозрачной воде предпочтительные цветовые комбинации: черная мормышка/синий трейлер (либо наживка из кусочков свинины, либо пластиковые наживки для раков), черный/коричневый и тыквенный перец/зеленый; в окрашенной воде черный/желтый и черный/шартрез являются многолетними производителями
Цвет приманки и прозрачность воды во время ночной рыбалки
Ночная рыбалка — это самый простой способ выбрать лучший размер и цвет приманки; всегда идите большой и темный, когда ловите рыбу ночью. Большая приманка создает большее движение воды, и эти вибрации привлекут окуня, который плохо видит ночью. Кроме того, профессиональные ловцы окуня согласны с тем, что темный сплошной цвет приманки ночью поможет создать контраст между приманкой и водой. Бас, как правило, не ударит по чему-то, в чем он не уверен или плохо видит.
Цвет приманки для ночной рыбалки: синий, черный или темно-фиолетовый.
Когда производить настройку приманки
Помимо прозрачности воды, при выборе цвета приманки также следует учитывать время года и предпочитаемый корм. Например, раки являются основным пунктом меню на многих южных озерах перед нерестом, и, если вода не мутная, можно использовать воблеры в виде раков, такие как наживка Rebel Crawfish, пользующаяся наибольшим спросом у клиентов, или коричнево-коричневые джиг-и-свиньи. эта естественная добыча. После нереста многие окуни питаются мелкими синежабрами, и приманки цвета солнечной рыбы эффективны. Когда окунь тренируется летом или охотится на сельдь осенью в бухтах, логичным выбором будет приманка цвета хром или шеда.
Два особых случая рыбалки требуют особого внимания к цвету: ночная рыбалка и рыбалка в поверхностной воде. Большинство опытных ночных рыбаков используют черные или темно-синие приманки. Теория заключается в том, что эти цвета обеспечивают более четкий профиль, когда они выделяются на более светлом фоне поверхности воды. Таким образом, темную приманку окуню легче увидеть и точно подсечь ночью.
Большинство специалистов по поверхностным приманкам предпочитают темные приманки в начале и конце дня, когда видимость плохая, и светлые приманки в ясные периоды. Однако они быстро замечают, что действие и шум поверхностной приманки гораздо важнее для запуска поклевки, чем ее цвет 9.0005
Как погодные условия влияют на прозрачность воды и выбор цвета приманки?
Яркое солнце или его отсутствие также могут повлиять на выбор приманки. Это действительно связано с прозрачностью воды, потому что больше света позволяет рыбам видеть дальше в воде. Яркий день с чистой водой означает, что вам действительно нужно быть скромным в выборе цвета приманки. С другой стороны, если облачно и вы ловите рыбу в чистой воде, возможно, вы можете попробовать более твердую приманку или немного цвета. То же самое касается мутной воды, солнце будет проникать больше, поэтому вместо использования яркого цвета в яркий день используйте темный однотонный цвет в яркий день в мутной воде.
- Солнечная и чистая вода : Бас видит больше деталей в воде, придерживается полупрозрачных естественных цветов.
- Облачная и чистая вода : Окунь видит больше деталей в воде, использует полупрозрачные приманки, но добавляет немного цвета.
- Солнечная и темная вода : Окунь видит меньше деталей в воде, придерживайтесь однотонных ярких цветов, чтобы привлечь внимание.
- Облачно и темная вода : Окунь видит меньше деталей в воде, придерживайтесь сплошных темных цветов для контраста.
Что вызывает прозрачность или мутность воды?
Мутность или облачность блокируют солнечный свет, необходимый растениям для создания кислорода для рыб и других водных организмов. Точно так же лишний осадок и все, что плавает в воде, поглощает солнечное тепло.
Чем горячее вода, тем меньше кислорода. Это приводит к тому, что водные существа, такие как рыбы, раки, мидии-зебры или моллюски, задыхаются из-за недостатка кислорода, а их жабры наполняются мусором.
Тем не менее, облачность из-за таких вещей, как фито или зоопланктон, жизненно важна, так как другие водные существа, такие как рыбы или водоплавающие птицы, нуждаются в них для еды. Но если их слишком много, это может привести к нарушению экосистемы, и озеро загрязнится, рыба вымрет, а такие вещи, как плавание, не очень приятны.
Цвет воды Объяснение
Изменение цвета воды обусловлено несколькими факторами. Водоросли являются одним из них. Внезапный взрыв роста называется «цветением водорослей». Эти цветения могут иметь разрушительные последствия для озера и рыбы.
Сине-зеленые водоросли, также называемые цианобактериями, быстро растут, если находятся в подходящей среде. Цветение водорослей цианобактерий придает воде зеленый цвет, что приводит к меньшему проникновению света, меньшему количеству кислорода в воде, издает неприятный запах и производит токсин, убивающий рыбу.
Другие типы внезапного цветения водорослей могут сделать воду оранжевой или коричневой в летнее время.
С другой стороны, например, в Великих озерах некоторые люди думают, что вода стала такой прозрачной из-за вторжения мидий-зебр, которые съели планктон.
Это могло вызвать некоторые проблемы, такие как более укоренившиеся водные растения, так как солнце теперь может достигать дальше.
Другие водоемы, например болото, приобретают коричневый/кофейно-кремовый цвет.Это означает, что дубильная кислота просочилась из почвы в озеро или пруд. Через нее не проходит свет, поэтому растений меньше из-за того, что в эту воду попадает меньше солнца. Цвет воды также может меняться в зависимости от времени года.
Как мусор играет роль в акварели
Плавающий мусор также может блокировать солнечный свет и препятствовать фотосинтезу. Это, в свою очередь, уменьшает количество растений, что уменьшает количество микроскопических организмов, которые поедает наживка. А если кормовой рыбы будет меньше, то пострадает и начнет вымирать популяция окуня и других хищных рыб.
Связывание всего вместе с помощью смешивания и стратификации
Качество озерной воды и способность жить в ней рыбы зависят от того, как вода смешивается. Качество смешивания зависит от размера, формы и глубины озера, однако растения, климат, приток ручья и топография берега озера также имеют значение.
Плотность воды достигает максимума при 39°F, и она легче при более высоких и более низких температурах. Различия в плотности из-за различных температур могут препятствовать смешиванию теплой и холодной воды. Когда весной лед тает, плотность и температура становятся сопоставимыми снизу вверх.
Плотность воды создает «эффект смешивания», поэтому вода на дне насыщается кислородом, а питательные вещества поднимаются наверх. Это смешение известно как весенний переворот.
Теплая поверхностная вода теряет плотность. Теплая вода может циркулировать только на глубине от двадцати до тридцати футов, ничего под ней не смешивается. Но если озеро достаточно мелкое, оно может оставаться смешанным все лето.
В летнее время мелководные озера подвергаются расслоению. В зависимости от формы мелководное озеро испытывает это, даже если его глубина меньше двадцати футов. Более крупные могли постоянно перемешиваться ветром на глубине до тридцати и более футов.
Летом стратификация делит озера на 3 зоны: эпилимнион (теплый поверхностный слой), термоклин или металимнион (переходная зона между теплой и прохладной водой) и гиполимнион (прохладная вода на дне).
Стратификация удерживает питательные вещества, освобожденные от донного мусора, попавшего в гиполимнион.
Осенью поверхность остывает, и температура воды выравнивается. Это позволяет смешиванию произойти снова, что называется опрокидыванием падения. Иногда цветение водорослей происходит осенью, если питательные вещества выходят на поверхность.
Зимняя стратификация (перепад температур всего в семь градусов по Фаренгейту между дном озера и подо льдом, остается сбалансированным, поскольку лед препятствует смешиванию воды. Расположение озера относительно преобладающих ветров может повлиять на общее смешивание. Если озеро маленькая и глубокая, она может не полностью сливаться в зависимости от движения ветра.0005
Смешивание, происходящее в бухтах больших озер, больше похоже на маленькие озера, если неровная береговая линия останавливает ветер.
Смешивание распределяет кислород по всему озеру, поэтому, если этого не произойдет, рыба может погибнуть, так как некоторым видам рыб требуется стратификация в озере.
В более прохладной воде гиполимниона содержится больше кислорода, чем в теплой воде эпилимниона, поэтому она является укрытием для рыб, предпочитающих холодную воду, таких как форель.Но если водорослей слишком много, и они разлагаются, содержание кислорода в озере истощается, потому что резкое повышение температуры в металимнионе не дает насыщенной кислородом поверхности уйти на дно.
Другие причины мутности воды, на которые следует обратить внимание
Уровень воды – естественно колеблется в течение 13-летнего цикла. Другие факторы, влияющие на уровень воды, включают погоду, засушливое и влажное время, изменения климата или вмешательство человека.
Волны, создаваемые ветром, положением солнца или облачным покровом. Волны от ветра или следа от лодки могут смешивать мусор, если вода неглубокая. Незащищенная береговая линия может размываться, что приводит к попаданию мусора в озеро. Эти проблемы усугубляют облачность и могут блокировать солнце и нарушать фотосинтез.
Как далеко рыба может видеть под водой?
- Окунь находит добычу двумя основными способами. Первый — глазами, а второй — боковой линией.
- У Басса зрение в 5 раз лучше, чем у человека под водой. Разговор об остром зрении!
- В нормальных условиях окунь использует свое феноменальное зрение, чтобы найти и убить свою добычу, когда прозрачность воды превышает глубину от 2 до 4 футов.
- Когда окунь использует боковую линию для нападения на свою добычу, вы можете ожидать, что он охотится в воде с видимостью < 2 футов.
Какие цвета видит большеротый окунь?
Согласно Current Zoology, исследователям из Университета Иллинойса и Корнельского университета. Данные были собраны для окуня «северного штамма» из Иллинойса и флоридского окуня из Эверглейдс во Флориде.
Их выводы оказались неожиданными. Бас будет реагировать и может «видеть» в двух разных цветах: красном и зеленом. Они не могут различать два похожих цвета (например, зеленовато-желтый и белый), но они также реагируют на разную степень цветовых оттенков.
Видит ли окунь в темноте?
Да, окунь видит в темноте. Басы обладают способностью различать силуэты на фоне водной глади.
Леска какого цвета лучше всего подходит для ловли окуня?
Эксперименты показали, что окунь лучше всего видит в средних и светло-красных, красно-оранжевых и желто-зеленых тонах. Синий и фиолетовый довольно слабы. На мелководье или в темных условиях окунь теряет всякую окраску. Поэтому при ловле окуня помните, чем глубже вода или менее прозрачная вода, тем меньше будет цвета.
10 удивительных советов для профессионального микса Июнь 2023
Возможно, вы этого не знаете, но есть правильный и неправильный подход к эквалайзеру.
Поначалу эквалайзер может быть пугающим. Я до сих пор помню, как впервые увидел параметрический эквалайзер…
«ЧТО это?!?»
Но когда вы научитесь использовать эквалайзер с правильной стратегией …
Это вдруг станет легко.
В этом руководстве по эквалайзеру и полном руководстве вы изучите 4 основных подхода к использованию эквалайзера при микшировании музыки, в дополнение к 10 важных советов , которые я получил после более чем 12 лет микширования.
Каждый раз получайте отраслевое качество (украдите этот фреймворк)
Полагаю, вы здесь, потому что хотите, чтобы ваши миксы звучали профессионально.
Мы подготовили краткий курс обучения, посвященный совершенно новому подходу к созданию музыки. До сих пор все учили производству совершенно обратно.
Просто нажмите ниже, чтобы посмотреть.
Но если вы просто хотите больше узнать об эквалайзере, продолжайте читать.
Понимание цели эквалайзера в сведении музыки
Итак, что такое эквалайзер? Эквалайзер — это просто инструмент, который позволяет регулировать громкость отдельных частот в источнике звука.
Вместо фейдера громкости, который позволил бы нам регулировать общую громкость, эквалайзер позволяет нам просто увеличивать или уменьшать отдельные частоты и отдельные элементы этого звука.
У каждого инструмента есть основная нота. Помимо этой основной ноты, у него есть обертоны.
Это то, что придает инструменту его тон или характер, его тембр, и поэтому бас-гитара, например, звучит иначе, чем орган.
Регулируя эти частоты, обрезая одни частоты или усиливая другие, мы можем настроить этот тон и изменить тембр инструмента.
Важно иметь в виду, что вы не можете полностью изменить звук инструмента с помощью одного только эквалайзера. Все, что вы можете сделать, это работать с тем, что уже есть.
На этапе записи вы решаете, какой тон вам нужен, а затем используете эквалайзер, чтобы изменить его и внести небольшие изменения, чтобы приблизить его к конечной цели.
Как пользоваться эквалайзером, изучая частотный спектр
Прежде чем вы сможете по-настоящему научиться пользоваться эквалайзером, вам необходимо понять частотный спектр. Вы можете использовать для этого диаграмму эквалайзера, но давайте вместо этого взглянем на плагин эквалайзера…
Мы идем слева направо и начинаем с 20 герц.
Затем справа у нас 20 000 герц или 20 килогерц.
Это диапазон человеческого слуха.
Теперь никто из нас не сможет услышать 20 килогерц. Когда вы рождаетесь, вы можете, но по мере того, как вы становитесь старше, ваш слух немного ухудшается.
Но вы все равно услышите удар 20 килогерц — так что не игнорируйте его.
Бас в нижней части (слева). Вы можете почувствовать 20 герц, если у вас действительно большая звуковая система, но не обязательно ее слышать.
Между этими двумя крайностями находится диапазон человеческого слуха.
Для меня это разбивается на пять очень разных разделов.
Саб-бас (20–60 Гц)
Первая область, на которой мы сосредоточимся, — это саб-бас.
Все, что ниже 60 Гц, является суббасом, поэтому, как правило, вам понадобится сабвуфер или пара хороших наушников (например, наушники открытого типа), чтобы услышать это.
Вы должны немного слышать это, если вы используете мониторы или наушники. Но если вы слушаете на ноутбуке или телефоне, вы никак не услышите это.
Бас (60-200 Гц)
После этого мы переходим к тому, что я бы назвал басом. Для меня это все между 60 и 200 герц.
В этом районе у нас много бас-гитар. Также много низкочастотного вокала, потому что в большинстве случаев основной тон мужского вокала будет ниже 200 Гц.
Низкие средние частоты (200-600 Гц)
Далее, если вы переходите от 200 до 600 Гц, это то, что я бы назвал низкими средними частотами, и это действительно важная область для микширования.
Эта область имеет решающее значение для домашней записи, потому что именно здесь вы получаете много наращивания с гитарами, вокалом, особенно верхними частотами бас-гитары.
Это область, которая действительно виновата в добавлении грязи в смесь.
Средние частоты (600 Гц–3 кГц)
Человеческий слух фокусируется в основном на этом частотном диапазоне…
Поэтому крайне важно правильно определить этот диапазон. Вы хотите, чтобы основная часть трека (например, вокал) имела много места в этом диапазоне.
Имейте в виду, что именно здесь вы можете начать переходить к резким и агрессивным тонам.
Верхние средние частоты (3–8 кГц)
Затем у нас есть верхние средние частоты в диапазоне от 3 до 8 кГц, и здесь все становится действительно жестким. Вот где у нас часто бывает хрупкость.
Это также важный диапазон для ясности и агрессии, особенно в вокале.
Высокие частоты (8 кГц+)
После этого мы переходим к высоким частотам. Это все выше 8 килогерц. Здесь у нас есть воздух.
Вы можете разделить это еще больше на 8-12 кГц, и это то, что я бы назвал высокими частотами, а затем 12 кГц+ — это то, что я бы назвал воздухом.
Но сейчас мы просто оставим это как высокие, и это все выше 8 кГц.
Диапазон частот
Описание
20–60 Гц Саб-бас 60–200 Гц Бас 200–600 Гц Нижняя середина 600 Гц-3 кГц Средние частоты 3 кГц-8 кГц Верхняя середина 8кГц-20кГц Высокие Итак, готово. Это разбивка всего частотного спектра.
Я рекомендую вам выучить эту схему микширования эквалайзера наизусть.
Он включен в бесплатную памятку, которую вы можете скачать и распечатать:
Теперь давайте узнаем об эквалайзерах.
Эквалайзеры — это инструменты, которые микшер может использовать для усиления или ослабления любого из этих частотных диапазонов. Это наиболее часто используемый инструмент в миксе.
Давайте посмотрим на различные части эквалайзера:
А теперь небольшое задание…
Установите фильтр верхних частот на 8 кГц, чтобы слушать все, что выше этой частоты. Этот тип фильтра пропускает высокие частоты, отсекая низкие частоты.
Затем у нас также есть фильтр нижних частот, который можно установить на 60 Гц, чтобы услышать суббас. Это делает то же самое; он отсекает все, что выше частоты, которую мы установили, поэтому пропускает низкие частоты.
В дополнение к подобным фильтрам, у нас также есть полосовые или колокольные усиления, как некоторые их называют.
Здесь мы просто усиливаем отдельные частоты.
Вы выбираете частоту, например 450 Гц, а затем усиливаете эту частоту и все вокруг нее.
Вы также можете контролировать, насколько узким будет усиление/срез. Когда вы делаете его действительно широким, вы по-прежнему повышаете частоту 450 Гц, но вы также усиливаете множество других вещей.
Как правило, вы хотите использовать узкое для разрезов и широкое для повышения — но это большое обобщение.
Когда вы начинаете, вам следует помнить об этом. По мере того, как вы будете чувствовать себя более уверенно, вы начнете иногда использовать меньшие усиления, а также широкие проходы. Но, как правило, узкие для разрезов, широкие для бустов.
А еще у нас есть полки. Здесь вы увеличиваете/уменьшаете все выше или ниже определенной частоты.
Например, вы можете усилить или обрезать все высокие частоты выше 12 кГц. Однако это работает иначе, чем фильтр.
С полкой вы просто сокращаете все на одну величину, например, на 6 дБ. С другой стороны, фильтр полностью удаляет все эти частоты.
Обычно я использую высокие полки для усиления верхних частот, особенно вокала, акустических гитар и вообще всего микса, может быть, всего выше 12 кГц. Мы также можем использовать их для низких частот, если, например, мы просто хотим уменьшить бас в вокале.
ОБНОВЛЕНИЕ: Мы выпустили еще одно видео, показывающее, как услышать уравнение:
Как использовать диаграмму эквалайзера
ЭК -карты — отличный способ научиться принимать намеренные решения при использовании уравнения.
По сути, они разбивают весь частотный спектр и используют описательные слова для объяснения каждого частотного диапазона и того, как он звучит.
Задача эквалайзера — сбалансировать частотный спектр. Эти диаграммы полезны, когда вы пытаетесь выяснить где звук несбалансированный.
Выучите эти частотные диаграммы наизусть, и вы значительно улучшите свой EQ. Если вы знаете, что что-то звучит хрупко, это будут верхние средние частоты; если вы знаете, что что-то звучит грязно, например, это будут нижние средние частоты. Легче найти места проблем, которые вы слышите.
Слушая инструмент, подумайте: как это звучит для меня? Если вы используете зеленый слова, отлично. Но если вы используете какие-либо красных слова, возможно, пришло время использовать эквалайзер.
Также важно понимать, что движения эквалайзера не черно-белые.
Иногда вы можете слушать инструмент и думать, что он звучит слабо (что, согласно таблице, означает отсутствие низких частот). Таким образом, вы доберетесь до эквалайзера и усилите низкие частоты. Но это не поможет, как вы думали. Это только делает звук более загроможденным.
Что происходит?
Иногда инструмент, который, по вашему мнению, не имеет энергии в одной области, на самом деле имеет слишком много энергии в другой области или наоборот. Это делает звук несбалансированным.
Итак, если вы усилите низкие частоты, и они будут звучать более загроможденно, возможно, на самом деле имеют слишком много энергии в верхней середине. Вы делаете надрез в этом месте, и внезапно инструмент звучит сбалансированно.
Мораль этой истории: используйте свои уши! Если вы считаете, что конкретное решение по микшированию будет звучать хорошо, а на самом деле это не так, не сохраняйте его только потому, что считаете, что так и должно быть. Займитесь решением проблем. Вероятно, вы могли бы сделать что-то еще, чтобы добиться того же результата.
Теперь несколько предупреждений:
Эти диаграммы отлично подходят для изучения того, как звучат разные части частотного спектра, но убедитесь, что они не становятся костылем. Это отличные инструменты обучения, но на них не следует постоянно ссылаться.
В конце концов, вы захотите выучить эту таблицу наизусть. Ваш рабочий процесс станет намного быстрее, и вы не будете чрезмерно использовать свой эквалайзер (который может лишить вашу музыку жизни) .
Кроме того, избегайте ЛЮБЫХ графиков эквалайзера, которые конкретно относятся к один инструмент . Не все звуки одинаковы.
Ни одна гитара не звучит так, как другая.
Ни один малый барабан не похож на другой.
Использование диаграммы эквалайзера только для одного инструмента даст вам много информации, да, но эта информация не применима к ВАШЕЙ версии этого инструмента. Поскольку вы принимаете решения на основе ложной информации, ваши миксы будут звучать хуже.
Хорошо… теперь мы готовы погрузиться в эти 4 ключевых подхода.
Сделайте эквалайзер простым, используя эти 4 ключевых подхода Время поговорить о стратегии.
Забудьте все, что вы знали об эквалайзере.
Давайте будем проще…
Есть только четыре способа приблизиться к EQ. Думайте о своем эквалайзере как о четырех совершенно разных инструментах в зависимости от того, как вы его используете.
Подход 1.
Удаление нежелательных элементовДавайте рассмотрим первый подход, с которого начинают большинство людей.
Используется эквалайзер для удаления неприятных элементов.
Использование узких полос для удаления неприятных элементов, то, что я называю хирургическим эквалайзером , действительно может очистить любой источник звука, ДО того, как вы сделаете какое-либо тональное формирование.
Просто удаляя неприятные элементы, вы освобождаете место для хороших вещей.
Вы хирургическим путем удаляете определенные частоты. Это хирургический метод, потому что вы используете очень узкий разрез.
Если вы помните, ранее в этом руководстве я говорил об использовании узких полос для срезов и более широких полос для усиления, и это именно то, что вы здесь делаете.
Для этого можно использовать три различных метода.
Техника №1: Техника Sweep EQ 241 src в организации: https://www.youtube-nocookie.com/embed/PJmOQiXmspc?start=30&feature=oembed
src в моде: https://www. youtube-nocookie.com/embed/PJmOQiXmspc?start=30
src gen org: https://www.youtube-nocookie.com/embed/PJmOQiXmspcЭта техника довольно проста.
Все, что вам нужно сделать, это усилить узкую полосу частот и вращать ее до тех пор, пока не найдете неприятный звук. То, что вы слышите, — это внезапное увеличение громкости, потому что это говорит о том, что этой частоты много — что, вероятно, означает, что это комнатный резонанс, потому что в каждой комнате будут определенные частоты, которые резонируют.
Как только вы найдете частотный диапазон, просто урежьте его на 2-10 дБ. Обычно я нахожу один или два проблемных диапазона в таких важных партиях, как вокал, гитары, малые барабаны и т. д.
Как правило, при микшировании следует избегать кнопки соло.
Но при таком подходе к удалению неприятных элементов можно солировать канал. Вы даже можете сделать эти хирургические надрезы ДО того, как начнете смешивать, на этапе подготовки.
Этот первый подход также включает использование фильтров верхних частот для удаления при необходимости низкочастотного шума.
Но не сходите с ума по этому поводу — используйте фильтры высоких частот только тогда, когда вы заметите низкочастотный шум, который необходимо удалить, или у вас есть другое конкретное намерение (например, подтянуть бас на бас-гитаре).
Не используйте только фильтры высоких частот для всего, иначе ваш микс может звучать слабо и слабо… /watch?v=7lGKgo6lQvw&t=3s
Техника № 2: Диаграмма EQ
исходный код в организации: https://www.youtube-nocookie.com/embed/7lGKgo6lQvw?start=3&feature=oembed
исходный код в моде: https://www.youtube-nocookie.com /embed/7lGKgo6lQvw?start=3
src gen org: https://www.youtube-nocookie.com/embed/7lGKgo6lQvwМы рассмотрели это выше, поэтому нет необходимости останавливаться на этом.
В общем, послушайте звук и начните его описывать. Если вы используете «красные слова», попробуйте поискать в этих местах места, которые можно сократить.
Используйте диаграмму как справочную информацию о том, где находятся эти области.
Техника №3: Техника гласныхЭто странная, но чрезвычайно эффективная техника.
По сути, ваш голос может помочь вам найти проблемные области в частотном спектре.
Оставайся здесь со мной.
Не вдаваясь в глубокие темные глубины теории формант, техника гласных основана на следующем правиле: когда ваш голос производит гласные звуки, он фактически создает энергию в определенной области частотного спектра.
Вы можете использовать эти гласные звуки, чтобы определить, какую часть частотного спектра нужно уменьшить, чтобы сбалансировать звук.
Вот таблица. Для полного эффекта шепчите каждое слово как можно непринужденнее и протягивайте первый гласный звук.
Частота
Слово
250 Гц Ботинок 500 Гц Буксировка 1 кГц Отец 2 кГц Ставка 4 кГц Свекла 6 кГц Поцелуй* *В последнем слове держите звук «сс», а не гласную.
Мы шепчем гласную, потому что она распределяет частоты по определенной области, что облегчает сравнение с вашим миксом. Думайте об этом, как о превращении вашего голоса в белый шум.
Если вы хотите проверить эту технику на себе, откройте DAW и включите генератор белого шума. У большинства DAW они есть, но если у вас их нет, есть несколько, которые вы можете скачать из Интернета бесплатно.
Затем включите эквалайзер. Установите для одной из полос значение Q, равное 2, и поднимите ее настолько высоко, насколько это возможно.
Установите диапазон на 250 Гц, а затем задержите свое шепчущее «сапог». Вы слышите, как похожи они звучат?
Затем поставьте диапазон на 500 Гц и держите свое шепотом «буксир».
Продолжайте делать это для всех гласных звуков. Вы поймете, насколько они похожи!
Это STELLAR система для определения проблемных мест в ваших инструментах. Это поможет вам быстрее микшировать, сохраняя при этом точность.
Все, что вам нужно сделать, это прошептать эти слова одно за другим, а затем остановиться на слове с нужной частотой. Затем возьмите эквалайзер и осмотрите эту область в поисках неприятных звуков.
К сожалению, это не идеальная система. Вы не можете произносить гласные в нижнем или верхнем регистре, поэтому поиск проблемных мест потребует дополнительной работы.
Однако есть удобный обходной путь. Если я могу сказать, что в инструменте есть какие-то гадости, и безрезультатно перебираю каждое слово, то я, по крайней мере, знаю, где искать.
Это покажет проблему либо в нижнем, либо в верхнем диапазоне! Вы знаете, где искать, когда у вас есть эти знания.
Это очень мощная техника. Вы будете звучать немного глупо, но смиритесь с этим. Это даст вам ЛУЧШИЕ результаты БЫСТРЕЕ и произведет впечатление на ваших друзей.
Подход 2. Улучшение приятных элементов
После того, как мы удалили неприятные элементы, вы можете перейти к подходу № 2, который заключается в улучшении приятных элементов.
Для этого я предпочитаю использовать аналоговый моделирующий эквалайзер, но это вовсе не обязательно.
Вот мои рекомендуемые плагины:
- Стандартный эквалайзер. Многие DAW теперь имеют стандартный эквалайзер, который моделирует аналоговое устройство, не обновляйте его ради него!
- Slick EQ — отличный бесплатный вариант.
- Slate VMR — с этим универсальным плагином вы получаете два потрясающих эквалайзера.
- Waves SSL E-Channel — классический плагин, который всегда звучит великолепно.
Хорошо, вернемся к этому подходу…
Давайте рассмотрим пример применения эквалайзера к вокалу с усилением на 2 дБ на частоте 6 кГц.
Это, наверное, потому, что мне показалась агрессия в вокале приятной. Я сел и подумал: «Что насчет вокала, который я хочу улучшить?» Это уже звучало ясно, но я хотел усилить верхние средние частоты и придать им немного больше агрессии и высоких частот, поэтому здесь я получил усиление.
Итак, готово — улучшите уже имеющиеся приятные элементы.
Нельзя вводить новые элементы. Эквалайзер работает не так. Вы можете только улучшить то, что есть, поэтому вам нужно убедиться, что это хорошая запись, и вам нравится тон на этапе записи.
И еще…
На этом этапе вы, скорее всего, будете использовать полки.
Если что-то звучит слишком ярко, можно убрать пару дБ на 10 кГц с помощью высокой полки. Или если что-то звучит слишком басовито (но полностью убрать частоты фильтром не хочется) используйте низкую полку, чтобы уменьшить все ниже 300Гц.
Но будьте осторожны при использовании полок для повышения частоты. Я бы не рекомендовал использовать низкую полку для усиления басов.
Но вы, безусловно, можете использовать высокую полку, чтобы добавить немного воздуха, например, акустической гитаре или вокалу. Я все время это делаю.
ОБНОВЛЕНИЕ: Дилан снял отличное видео, показывающее, как добавить аналоговой теплоты в ваши миксы:
Подход 3 – Заставьте вещи звучать по-другому
Этот подход просто для того, чтобы заставить вещи звучать по-другому.
Например, вы можете отфильтровать все верхние и нижние частоты вокала, чтобы придать ему «телефонный» звук.
Заставить вещи звучать странно и по-другому с помощью эквалайзера — отличный способ добавить интереса и разнообразия в ваш микс, особенно если вы делаете это только в определенных частях или фразах.
Подход 4. Создание пространства в миксе
И, наконец, у нас есть подход № 4, который заключается в создании пространства в миксе с помощью выделения диапазона.
Это действительно хороший способ создать разделение и пространство в ваших миксах. Вот как:
ARVE Ошибка: несоответствие src
провайдеру: youtube
url: https://www.youtube.com/watch?v=OVErCO6K3J4&t=201s
src in org: https://www.youtube-nocookie.com/embed/OVERCO6K3J4? start=201&feature=oembed
src в моде: https://www.youtube-nocookie.com/embed/OVERCO6K3J4?start=201
src gen org: https://www. youtube-nocookie.com/embed/OVErCO6K3J4По сути, это действие, при котором две партии никогда не усиливаются на одной и той же частоте.
Вместо этого, как только частотный диапазон был «выделен» для определенной партии, вы, вероятно, захотите обрезать эту частоту в других инструментах.
ВОТ как использовать эквалайзер для разделения и четкости ваших миксов.
Обрезая частоты в одних инструментах и усиливая их в других, вы можете создать пространство в миксе и дать каждой части свое место, свое собственное место в частотном спектре.
10 основных советов по эквалайзеру, которые стоит попробовать сегодня
Теперь, когда вы определились со стратегией, я хочу поделиться еще несколькими советами, которые я собрал за эти годы.
Теперь вы знаете основы, но если вы хотите использовать эквалайзер как настоящий профессионал, продолжайте читать.
ОБНОВЛЕНИЕ: Вот отличный лайфхак для эквалайзера микс-шины, который вы можете попробовать:
Совет 1.
Имейте намерениеНе могу не подчеркнуть.
Не начинайте произвольно усиливать и обрезать разные частоты, чтобы посмотреть, что работает, а что звучит хорошо. Вместо этого сначала решите, чего вы хотите достичь, а затем выясните, как вы можете этого достичь.
Приведу пример. Я микширую вокал, и он звучит немного мутно. Он недостаточно прорезает микс и как бы засоряет его.
Как только я это узнаю, я могу подумать: «Хорошо, проблема, вероятно, в низких средних частотах; это сделает его грязным». Так что я могу попробовать срезать на частоте около 400 герц, а затем передвинуть ее, попробовать 300, попробовать 500, решить, где лучшая частота, где сладкое пятно, и тогда внезапно вокал звучит менее мутно, а микс открывается. Так что решите, что вы хотите сделать в первую очередь.
Совет 2. Не полагайтесь только на эквалайзер, особенно для формирования тона
Вам необходимо формировать тон на этапе записи, потому что тон, который вы зафиксируете, будет тем, с которым вы застряли . Вы можете использовать эквалайзер, чтобы сделать его еще лучше, вы можете использовать эквалайзер, чтобы немного придать ему форму, но на самом деле тон определяется на этапе записи.
Совет 3. Расставьте приоритеты в сокращении, но все же используйте усиление
Я помню, как впервые узнал о субтрактивном эквалайзере (давным-давно).
Я понял принципы, но концепция показалась мне чрезвычайно сложной.
Всякий раз, когда вы используете эквалайзер, он нарушает фазу вашей записи и влияет на дополнительные частоты. Не только частоты, которые вы повышаете.
Идея заключалась в том, что агрессивное усиление может быстро испортить звук, сделав его неестественным и трудным для микширования. Добавьте к этому тот факт, что увеличение громкости трека уменьшает ваш запас по высоте, и легко понять, почему усиления следует избегать, где это возможно.
Так что в принципе мы должны придерживаться субтрактивного эквалайзера. Никогда не повышайте (если в этом нет крайней необходимости) и старайтесь только сократить.
Но на практике это не так просто придерживаться…
А с современными плагинами минусы минимальны.
Помню, я подумал: «Как мне заставить свой вокал звучать более агрессивно, не усиливая эквалайзер?»
Послушайте…
Эта идея использовать ТОЛЬКО субтрактивный эквалайзер нелепа.
Я никогда не смогу закончить микс таким образом.
Каждый раз, когда кто-то пытается дать вам жесткое и быстрое правило о микшировании, это, вероятно, чушь.
КОНЕЧНО, вы можете использовать усиления при микшировании.
Если у вас есть намерение, и вам нужна поддержка, чтобы его достичь…
СДЕЛАЙТЕ ЭТО.
Мой совет: уделяйте приоритетное внимание сокращениям, но используйте усиления, когда они вам нужны.
Совет 4. Избегайте применения эквалайзера в соло
Вместо этого попробуйте просто немного поднять канал.
Если вам трудно услышать изменения, которые вы вносите, если вы делаете только 1 или 2 дБ среза или повышения, и вы изо всех сил пытаетесь услышать это в контексте микса, поднимите этот канал на более высокий уровень. бит, чтобы вы могли слышать его немного лучше, потому что тогда вы сможете услышать изменение вашего эквалайзера, но вы также будете иметь контекст микса.
В то время как если вы применяете эквалайзер в соло, вы можете быстро забыть об остальном миксе и о том, как сидит этот инструмент. Кроме того, это помогает научиться эквализировать весь микс.
Никто никогда не услышит ваш микс в соло. Они никогда не услышат гитару в соло, поэтому не имеет значения, хорошо ли она звучит в соло. Он должен хорошо звучать в миксе.
В большинстве случаев соло звучит очень плохо, особенно с электрогитарами. Так что попробуйте применить эквалайзер в контексте микса — иначе вы можете обмануть себя.
Совет 5. Небольшие изменения скоро составят
Этот вариант больше для новичков.
Когда вы начинаете, старайтесь снижать или повышать громкость не более чем на 5 дБ.
Множество небольших изменений в вашем миксе вскоре суммируются.
Становясь более уверенным в себе, вы можете стать более агрессивным.
Совет 6. Будьте аккуратнее со стандартными параметрическими эквалайзерами
Усиление на 10 дБ или более звучит великолепно, когда вы используете старый аналоговый пульт, а секция эквалайзера потрясающая. Это добавляет приятный оттенок звуку.
Большую часть времени со штатным параметрическим эквалайзером в DAW все будет по-другому. Вероятно, это будет иметь некоторые неприятные побочные эффекты, если вы начнете слишком сильно повышать. Он начнет возиться с фазой.
Так что постарайтесь быть тоньше со стандартными параметрическими эквалайзерами. Например, если вы используете аналоговый моделирующий эквалайзер, вы можете быть более агрессивным.
Совет 7. Не зацикливайтесь на заказе плагинов
Многие люди спрашивают: «Где мне разместить эквалайзер в моей цепочке плагинов? До или после компрессии?»
Честно? Неважно.
Вы беспокоитесь не о том.
Иногда лучше звучит до, иногда после. Просто поиграйте с ним — но только в течение нескольких секунд.
Я предпочитаю хирургический эквалайзер перед компрессией и тональную компрессию после.
Это не обязательно звучит лучше всего — это просто подходит для моего рабочего процесса.
Совет 8. Вы не можете отполировать какашку (но вы можете обкатать ее в блестки)
Используйте эквалайзер только для удаления неприятных частот (посредством обрезания) или для изменения характера звука и добавления интереса (путем усиления ).
Вы НЕ МОЖЕТЕ использовать эквалайзер, чтобы сделать плохую запись хорошей.
Вы не можете добавить то, чего нет – только подчеркнуть то, что есть.
Совет 9. Обеспечьте мгновенную четкость звука, удалив помехи
Наиболее проблематичным частотным диапазоном для большинства домашних записей является диапазон 250–500 Гц (большинство инструментов тяжело воспринимают эти частоты).
Ваш микс начнет звучать «грязно», если в нем слишком много этих частот.