Методика прогрессивные матрицы равена: Недопустимое название — Psylab.info

Содержание

Стандартные прогрессивные матрицы

Стимульный материал
Обработка результатов и интерпретация

По окончании работы испытуемого, психолог с помощью ключа подсчитывает количество правильных ответов, причём правильное решение каждого отдельного задания оценивается в 1 балл.
Серия АСерия ВСерия ССерия DСерия Е
142837
256246
311338
422872
561781
633465
765551
826144
914715
1033626
1144153
1255265

Подсчитывается общая сумма полученных баллов (испытуемый может получить высшую оценку — 60 баллов), а также число правильных решений в каждой из пяти серий.

Общая сумма баллов является показателем интеллектуальной способности испытуемого, выявляет его умение мыслить согласно определенному методу и системе мышления.
Процентная шкала степени развития интеллекта
ПроцентыСтепень
95 и вышеI степень: особо высокоразвитый интеллект испытуемого соответствующей возрастной группы
75-952 степень; незаурядный интеллект для данной возрастной группы
25-743 степень: средник интеллект для данной возрастной группы
5-244 степень: интеллект ниже среднего.
5 и менее5 степень: дефектная интеллектуальная способность

Использование приведённой таблицы определения уровня интеллектуального развития приобретает безусловную ценность в условиях обработки и интерпретации групповых данных. Обязательным требованием к составлению группы является соблюдение принципа гомогенности по определённому признаку — возрастному, половому, социально-экономическому, профессиональному, образовательному и т. д. В этом случае степень интеллектуального развития, приписываемая конкретному респонденту, фактически означает ранг этого индивида в соответствующей группе. Таким образом, психолог получает обобщённую характеристику количественных индивидуальных различий по уровню интеллектуального развития в обследованной группе.
Другой способ оценки общих результатов по Стандартным матрицам Равена заключается в переводе «сырого» балла в стандартизированный — коэффициент IQ. Такой перевод целесообразен в случаях необходимости сравнения результатов данного теста с другими методиками изучения умственных способностей (тест Векслера, ТСИ Р.Амтхауэра, тест «Домино» А.Энстея и т.п.).
Представленная ниже таблица содержит уже готовые показатели IQ согласно числу полученных испытуемым соответствующего возраста «сырых» баллов.
Количество
«сырых» баллов
Возраст в годах
88,599,51010,51111,51212,51313,516-30
1736865595753535048464646
2747067615656545149494847
3767268626057555351504949
4777370646159575452515050
5797571656058555353525251
6817673676461595755545352
7827874686663615856555454
8847976706764626057575555
9858177716966646159585756
1087837973706765626059595755
1189848074726966646161615957
1290868276737068656462606058
1392878377757169676463626159
1493897975737169686565636261
1595908680787472696766646462
1697928882797673726867666565
1798958983817775726969676665
18100959185827976747170686766
19101979286848078757271696967
20103989488858179767372717069
211041009589878380787574727170
221051019791888482797675737271
231071039892908683817776747472
2410810410094918785827978767574
2510910610195938986838079777675
2611010710397949087858180787776
2711210810498969189868382807975
28113110106100979390888383818079
29114111107102999492898584828180
301161131091031009693908786838282
311171141101051029794928585858483
321181151121061039996969386868584
3312011711310810410097959190
87
8686
3412111811511310510299969291888787
35122120116111107103100979392908983
36123121118112109105102999593919090
371251221191141101071041009695929191
381261241211151121081051029796949292
391271251221171151101071049997959494
4012912712411811511210910610099969595
41130128125120117113111108102100919696
42133129127121118115112109104102999797
431321311281231201171141111061041009999
44 134132130125121118116113108106102100100
45 135134131126123120118115110109105102102
46 136135133127125122120117112111107105104
47 138136134129126123121119114113109107106
48 139138136130128125123121116115110110108
49 140139137132129127125123118117114112110
50 142141139133131128127124120119116115112
51 143142140135133130128127122121118117114
52 144143142136134132130128124123121120116
53 146144143138136133132130126126123122118
54 147146145139137135134132128128125123120
55 148148146141139137136134130130127127122
56 149149148142142138137136132132130130124
57 151150148144142140139138134134132132126
58 152152151145144141141139136136134134128
59 153153152147145145143141138138137137130
60 155155154148147147144143140139139139130

Для лиц более старшего возраста IQ вычисляется по формуле:
IQ =IQ 16-30x 100
%

где % определяется по таблице:
Возраст16-30354045505560
%100979388827670

Далее, ориентируясь на выявленный показатель IQ, можно определить уровень умственных способностей.
Градации уровней умственных способностей
Показатели IQУровень развития интеллекта
Свыше 140незаурядный, выдающийся интеллект
121-140высокий уровень интеллекта
111-120интеллект выше среднего
91-110средний уровень интеллекта
81-90интеллект ниже среднего
71-80низкий уровень интеллекта
51-70лёгкая степень слабоумия
21-50средняя степень слабоумия
0-20тяжёлая степень слабоумия

Низкие показатели следует всегда считать менее надежными, чем высокие показатели.
Если необходимо сопоставить результаты выполнения Стандартных матриц Равена с результатами других методик (на изучение мотивации, характера, темперамента, самоотношения, личностных особенностей и т. п.), то можно перевести «сырой» балл по тесту Равена не в показатели IQ, а в стены.
Перевод показателей IQ в стены
Стены123456789
IQ-балл45-5859-7273-8687-100101-114115-128129-142>142

После интерпретации общего результата по тесту необходимо переходить к качественному анализу результативности выполнения заданий по сериям.
Ниже приводится краткая характеристика основных принципов построения заданий, мыслительных операций, к которым «обращены» задания, сгруппированные в одной серии.
Краткая характеристика основных принципов построения заданий

Серия А. «Принцип взаимосвязи в структуре матриц»
От обследуемого требуется дополнение недостающей части изображения. Считается, что при работе с матрицами этой серии реализуются следующие основные мыслительные процессы: а) дифференциация основных элементов структуры и раскрытие связей между ними; б) идентификация недостающей части структуры и сличение ее с представленными образцами. В серии А использован принцип установления взаимосвязи в структуре матриц. Здесь задание заключается в дополнении недостающей части основного изображения одним из приведенных в каждой таблице фрагментов. Выполнение задания требует от обследуемого тщательного анализа структуры основного изображения и обнаружения этих же особенностей в одном из нескольких фрагментов. Затем происходит слияние фрагмента, его сравнение с окружением основной части таблицы. При выполнении заданий этой серии актуализируется умение дифференцировать элементы и выявлять связи между элементами гештальта, дополнять недостающую часть структуры, сличая её с образцами.
Психологическое значение: решение зависит от уровня вни­мательности, уровня статистического представления, воображения и уровня визуального различия (дискриминации).

Серия В. «Принцип аналогии между парами фигур»
Сводится к нахождению аналогии между парами фигур. Обследуемый раскрывает этот принцип путем постепенной дифференциации элементов. При решении используется также способность постигать симметрию. Серия В построена по принципу аналогии между парами фигур. Обследуемый должен найти принцип, соответственно которому построена в каждом отдельном случае фигура и, исходя из этого, подобрать недостающий фрагмент. При этом важно определить ось симметрии, соответственно которой расположены фигуры в основном образце. На основании результативности выполнения заданий серии В оценивается способность находить аналогии между парами фигур, дифференцируя их элементы. Задание серии В состоит в нахождении аналогии между двумя парами фигур (дополнение отношений).
Психологическое значение: способность линейной диф­ференциации и суждение (умозаключение) на основе линейных взаимосвязей.

Серия С. «Принцип прогрессивных изменений в фигурах матриц»
Задания этой серии содержат сложные изменения фигур в соответствии с принципом их непрерывного развития, «обогащения» по вертикали и горизонтали. При выполнении этой серии обследуемый должен проследить закономерности изменения фигур по горизонтали и вертикали и суммировать результат в искомой фигуре. Серия С построена по принципу прогрессивных изменений в фигурах матриц. Эти фигуры в пределах одной матрицы все больше усложняются, происходит как бы непрерывное их развитие. Обогащение фигур новыми элементами подчиняется четкому принципу, обнаружив который, можно подобрать недостающую фигуру.
Психологическое значение: проявляется способность к динамической (быстрой) наблюдательности и прослеживанию непрерывных изменений, динамическая внимательность и воображение, способность представлять.

Серия D. «Принцип перегруппировки фигур»
Серия составлена по принципу перестановки фигур в матрице по горизонтальному и вертикальному направлениям. Успешность решения зависит от способности обследуемого выявлять количественные и качественные закономерности построения, как матрицы в целом, так и ее отдельных столбцов и строк. Серия D построена по принципу перегруппировки фигур в матрице. Обследуемый должен найти эту перегруппировку, происходящую в горизонтальном и вертикальном положениях.
Психологическое значение: решение зависит от способностей схватывать количественные и качественные изменения в упорядочении (составлении) фигур согласно закономерности используемых изменений.

Серия Е. «Принцип разложения фигур на элементы»
Априорно данная серия считается наиболее сложной. Процесс решения заданий этой серии заключается в анализе фигур основного изображения, выявления значимых признаков, которые могут варьироваться, и последующей «сборки» недостающей фигуры по частям. Выполнение этой серии ориентировано на выявление способности к аналитико-синтетической деятельности. Серия Е основана на принципе разложения фигур основного изображения на элементы. Недостающие фигуры можно найти, поняв принцип анализа и синтеза фигур. Серия Е является самой сложной из всех и позволяет судить о развитости у испытуемых способности к аналитико-синтетической деятельности. Здесь требуется складывать и вычитать элементы фигур, смешивать части согласно алгебраическому принципу. Недостающий член структуры находят с помощью алгебраических операций с остальными членами структуры.
Психологическое значение: способность наблюдать сложное количественное и качественное различие кинетических, динамических рядов. Высшая форма абстракции и динамического синтеза.
Как видно из приведённого описания, материал теста «обращён» в целом к традиционным логическим операциям (сравнение и различие, анализ и др.). Невербальный характер материала значительно «высвобождает» весь текст от влияния социокультурных особенностей жизнедеятельности конкретного обследуемого и предоставляет возможность определить (с определённой долей вероятности) его «чистую» способность к целенаправленному поиску необходимого решения.
При интерпретации результатов индивидуального тестирования важным направлением анализа является определение способа решения, которого придерживался испытуемый (логическое рассуждение, угадывание, работа вслепую, интуитивный метод, отказ). Кроме того, при неоднородности содержательной и непоследовательной, но колеблющейся трудности отдельных серий и заданий (не линейная, а прогрессирующая ритмика), нельзя по результатам Равена составить последовательный график утомляемости или продуктивности.

Тест прогрессивных матриц Равена для младших школьников

Автор Olga Ilenko. Тип теста: Простой тест. Категория: На iQ.

Тест прогрессивных матриц Равена для младших школьников

Эта методика предназначается для оценивания наглядно-образного мышления у младшего школьника.

Конкретные задания, используемые для проверки уровня развития наглядно-образного мышления, в данной методике взяты из известного теста Равена. Они представляют собой специальным образом подобранную выборку из 10 постепенно усложняющихся матриц Равена

Ребенку предлагается серия из десяти постепенно усложняющихся задач одинакового типа: на поиск закономерностей в расположении деталей на матрице (представлена в верхней части указанных рисунков в виде большого четырехугольника) и подбор одного из восьми данных ниже рисунков в качестве недостающей вставки к этой матрице, соответствующей ее рисунку (данная часть матрицы представлена внизу в виде флажков с разными рисунками на них). Изучив структуру большой матрицы, ребенок должен указать ту из деталей (тот из восьми имеющихся внизу флажков), которая лучше всего подходит к этой матрице, т. е. соответствует ее рисунку или логике расположения его деталей по вертикали и по горизонтали.

На выполнение всех десяти заданий ребенку отводится 10 минут. По истечении этого времени эксперимент прекращается и определяется количество правильно решенных матриц, а также общая сумма баллов, набранных ребенком за их решения. Каждая правильно, решенная матрица оценивается в 1 балл.

Начало теста:

  • <
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
Найди фигуру, которой нужно правильно дополнить большой образец (матрицу) согласно закономерности, которую ты выявишь при решении задания

Варианты ответов:

  • 5
  • 3
  • 4
  • 2
  • 8
  • 1
  • 6
  • 7
Найди фигуру, которой нужно правильно дополнить большой образец (матрицу) согласно закономерности, которую ты выявишь при решении задания

Варианты ответов:

  • 6
  • 4
  • 3
  • 2
  • 5
  • 7
  • 1
  • 8
Найди фигуру, которой нужно правильно дополнить большой образец (матрицу) согласно закономерности, которую ты выявишь при решении задания

Варианты ответов:

  • 6
  • 5
  • 2
  • 1
  • 8
  • 3
  • 4
  • 7
Найди фигуру, которой нужно правильно дополнить большой образец (матрицу) согласно закономерности, которую ты выявишь при решении задания

Варианты ответов:

  • 7
  • 3
  • 5
  • 4
  • 8
  • 6
  • 1
  • 2
Найди фигуру, которой нужно правильно дополнить большой образец (матрицу) согласно закономерности, которую ты выявишь при решении задания

Варианты ответов:

  • 8
  • 2
  • 5
  • 6
  • 1
  • 3
  • 7
  • 4
Найди фигуру, которой нужно правильно дополнить большой образец (матрицу) согласно закономерности, которую ты выявишь при решении задания

Варианты ответов:

  • 3
  • 1
  • 6
  • 4
  • 2
  • 8
  • 5
  • 7
Найди фигуру, которой нужно правильно дополнить большой образец (матрицу) согласно закономерности, которую ты выявишь при решении задания

Варианты ответов:

  • 5
  • 2
  • 3
  • 1
  • 4
  • 6
  • 7
  • 8
Найди фигуру, которой нужно правильно дополнить большой образец (матрицу) согласно закономерности, которую ты выявишь при решении задания

Варианты ответов:

  • 3
  • 1
  • 6
  • 2
  • 8
  • 4
  • 7
  • 5
Найди фигуру, которой нужно правильно дополнить большой образец (матрицу) согласно закономерности, которую ты выявишь при решении задания

Варианты ответов:

  • 8
  • 3
  • 7
  • 1
  • 6
  • 2
  • 4
  • 5
Найди фигуру, которой нужно правильно дополнить большой образец (матрицу) согласно закономерности, которую ты выявишь при решении задания

Варианты ответов:

  • 1
  • 3
  • 6
  • 7
  • 4
  • 2
  • 5
  • 8

Идет подсчет результатов

11

Сообщить о нарушение
Ваше сообщение отправлено, мы постараемся разобраться в ближайшее время.
Отправить сообщение