Методика социометрии для младших школьников: Социометрия для школьников (образец)

Взаимосвязь самооценки младших школьников с их социометрическим статусом

Пирожкова Наталья Владимировна,студентка факультета психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск[email protected]

Взаимосвязь самооценки младших школьников с их социометрическим статусом

Аннотация. В статье представлен анализ особенностей взаимосвязи самооценки младших школьников, их социометрического статуса, его влияние на самооценку, приведены результаты констатирующего эксперимента.Ключевые слова: самооценка, заниженная самооценка, завышенная самооценка, социометрический статус, школьник.Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

В соответствии с названной темой мы ставим следующие задачи: проанализировать психологопедагогическую литературу по проблемам самооценки и социометрического статуса у младших школьников; изучить психологические особенности самооценки в младшем школьном возрасте; представить эмпирическое исследование и обсудить его результаты.

Cамооценка, как и другие личностные образования, формируется в результате деятельности, и через осознание результатов своей деятельности человек приходит к осознанию себя как субъекта этой деятельности, к оценке своих возможностей и качеств. Причём, главную роль в формировании личности играет социальная среда, издержки семейного и школьного воспитания, коллектив [1].В понятие самооценка входит широкий комплекс физических, поведенческих, психологических и социальных проявления личности, связанных с оценкой личностью самой себя в данных характеристиках. Изучение данного понятия традиционно начинается с анализа самосознания личности. То есть, самосознание выступает тем образованием, из которого вычленяют и пытаются найти место самооценки. Часто, исследователи самооценки при ее изучении употребляют, казалось, такие тождественные термины: самосознание, самоотношение, самоуважение и самооценка. Однако, не смотря на тождественность, существуют определенные концептуальные различия, позволяющие определить, собственно, термин «самооценка».
Самооценка определяется как компонент «представления о себе». Большинство исследователейрассматривает представление о себе как сложную, многоуровневую систему когнитивных (познавательных), аффективных (эмоциональных) и поведенческих составляющих. Сложилась общая точка зрения, согласно которой представление о себе (а, следовательно, и самооценка как его компонент) обладает характеристиками феноменальностии рефлексивности.Процесс самооценки связан с самопознанием личности. В случае направленности самопознания на публичные аспекты Я, оно способствует формированию социально –нормативного поведения; фокусирование же внимания на внутренних аспектах «самости», напротив, снижает значимость оценок социума и социальную активность в целом [2, 6].Результаты интегративной работы в сферах самопознания и эмоционально –ценностного отношения объединяются в особое образование самосознания личности –в самооценку. Самооценка выражает фундаментальные свойства личности и, наряду с другими факторами, отражает ее направленность и активность.
Кроме того, она является показателем уровня психологического развития личности, ее самоопределения, «зеркалом»личностных качеств человека. Самооценка, наряду с самокритичностью (как способностью оценивать особенности своей личности и поступков), является важнейшей составляющей самопознания.В процессе становления самооценки значимую роль играет рефлексия как важнейший механизм самопознания. Рефлексия становится возможной благодаря усложнению когнитивных способностей личности. Она представляет собой не только механизм самопознания, но также способ и форму его функционирования. Рефлексия обеспечивает постоянное наполнение самопознания новымматериалом, способствует его структурированию, помогает субъекту адекватно реагировать на внешние условия. Именно рефлексия, согласно Л.С. Выготскому, позволяет человеку наблюдать себя со стороны собственных чувств, внутренне дифференцировать Я действующее, рассуждающее и оценивающее.Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности.
Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе отношений человека к миру. Но, не смотря на это, в структуре отношений личности самооценке принадлежит особое место. В условиях, когда самооценка ребенка не находит опоры в социуме, когда его поведение оценивается другими исключительно негативно, когда потребность в (само)уважении остается нереализованной, —развивается резкое ощущение личностного дискомфорта. Личность не в состоянии выносить его бесконечно долго; подросток не может не искать выхода из сложившейся ситуации. Его самооценка должна найти адекватную опору в социальном пространстве. Одним из распространенных путей решения этой проблемы является переход в группу, в которой характеристика личности окружающими адекватна самооценке или даже превосходит ее. В такой среде ребенка ценят и постоянно подтверждают это вербально и не вербально, что приводит к удовлетворению потребности в уважении, а следовательно, и к состоянию комфорта от принадлежности к группе.
Самооценка ребенка, таким образом, наконец, получает адекватную опору в пространстве внешних социальных оценок личности [5, c.44].Структура самооценки представлена двумя компонентами–когнитивным и эмоциональным. Первый отражает знания человека о себе, второй–его отношения к себе. В процессе самооценивания эти компоненты функционируют в неразрывном единстве: ни тот ни другой не может быть представлен в чистом виде. Знания о себе человек приобретает через общение с другими людьми. Эти знания неизбежно обрастают эмоциями, сила и напряженность которых зависит от того, насколько значима для личности полученная информация. Качественное своеобразие когнитивного и эмоционального компонентов придает их единству внутренне дифференцированный характер, определяющий особенности развития каждого из них. А.В. Захарова и Б.Ю. Худобина выделили три уровня сформированности когнитивного компонента самооценки:Наиболее высокий уровень характеризуется реалистичной самооценкой: преимущественной ориентацией ребенка при обосновании самооценки на знание своих особенностей; наличием способности к обобщению ситуаций, в которых реализуются оцениваемые качества; глубоким и разностороннимсодержанием самооценочных суждений; употреблением их преимущественно в проблематичных формах.
Среднему уровню свойственна непоследовательность проявления реалистичных самооценок: ориентация ребенка при обосновании самооценок в основном на мнения окружающих, на анализ конкретных фактов и ситуаций самооценивания; наличие самооценочных суждений сравнительно узкого содержания; их реализация как в проблематичных, так и в категоричных формах.Низкий уровень отличается преимущественной неадекватностью самооценок:обоснованием самооценки эмоциональными предпочтениями, отсутствием подтверждения самооценки анализом реальных фактов; неглубоким содержанием самооценочных суждений и употреблением их преимущественно в категоричных формах [46, c. 30].Адекватная самооценка–реалистичная оценка человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков. Адекватная самооценка позволяет субъекту отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих [4, c.76]. Высокий уровень рефлексии детерминирует проблематическую самооценку, основу которой составляет психологическая готовность субъекта к всестороннему изучению ситуации задачи, к антиципации своих действий и их результатов.
При несколько сниженном уровне рефлексии дети не могут анализировать свои действия как систему. При несформированной рефлексии собственные действия не подвергаются анализу и приобретают хаотичный характер, деятельность становится неуправляемой и практически распадается.Снижение уровня рефлексии ведет к «расшатыванию»регулятивных функций самооценки, что позволяет говорить о том, что рефлексия, проявляющаяся в мыслительной деятельности, является одновременно условием и средством самооценки как механизма произвольной психической регуляции. Рефлексия есть там, где есть самооценка, и, наоборот, функционирование подлинной самооценки возможно только при наличии рефлексии.Основная функция самооценки в психической жизни личности состоит в том, что она выступает необходимым условием, основным внутренним рычагом саморегуляции поведения и деятельности. Через включение самооценки в структуру мотивации деятельности личность осуществляет непрерывное соотношение своих возможностей, внутренних психологических резервов с целями и средствами деятельности.
Высшая форма саморегуляции на основе самооценки состоит в своеобразном творческом отношении к собственной личности –в стремлении изменить, улучшить себя и в реализации этого стремления.Самооценка в процессе функционирования может принимать разнуюмодальность: либо категорическую, отражающую однозначную оценку субъектом своих психических или физических качеств, либо проблематичную, реализующую рефлексивное отношение субъекта к себе.Самооценка прямо связана с таким феноменом, как уровень притязанийличности. Соотношение уровня самооценки и уровня притязаний во многом обуславливает специфику психологических переживаний личности. Значительное расхождение показателей данных феноменов, проявляющееся чаще всего в виде низкой самооценки в сочетании с неадекватно завышенным уровнем притязаний, как правило, влечет за собой невротизацию личности [5, c.69].При адекватной самооценке субъект правильно соотносит свои возможности и способности, относится к себе достаточно критически, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, ставить перед собой достижимые цели.
К оценке достигнутого он подходит не только «со своими мерками», но и с учетом мнения об этом других людей.У человека с неадекватно завышенной самооценкой возникает неправильное представление осебе, идеализированный образ своей личности и возможностей, собственной ценности для окружающих, для общего дела. В таких случаях человек склонен игнорировать неудачи ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Происходит эмоциональное «отталкивание»всего, что нарушает представление о себе.Самооценка может быть и неадекватно заниженной, что обычно приводит к неуверенности в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои способности. Субъекты, имеющие такую самооценку, не ставят перед собой труднодостижимые цели, ограничиваясь решением заведомо выполнимых задач, слишком критичны к себе.В качестве основных условий развития самооценки психологи выдвигают такие факторы, как общение с окружающими и собственная деятельность ребенка. Формирование самооценки непосредственно связано с особенностями взаимоотношения субъекта с социальной средой. В общении усваиваются формы, виды и критерии оценок. В индивидуальном опыте происходит их апробация, наполнение личностными смыслами. По мере интеллектуального развития ребенок из оценок себя окружающими постепенно вычленяет критерии и способы оценивания другого и переносит их на себя. Начинается процесс их опосредования собственным знанием себя. Развитие у ребенка способности оценивать себя соотносится с такими феноменами, как самовыделение и принятие себя в расчет; возникновение этических образований, обуславливающих произвольность поведения; появление представлений о своих возможностях.Самооценка, возникая на определенном этапе возрастного развития личности, со временем становится очень важным, если не ключевым элементом самосознания личности, который может детерминировать личностный комфорт или дискомфорт, выраженный в степени самопринятия субъекта, служит источником пополнения знаний о себе. Особенно важно это в контексте возрастного развития и становления личности, ее саморазвития и регуляции деятельности в зрелом возрасте [6, c. 54].В каждом возрастном периоде на формирование самооценки преимущественно влияет та деятельность, которая в этом возрасте является ведущей. В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность; именно от ее хода и зависит в решающей степени формирование самооценки ребенка, она прямо связана с системой обучения (Долгова В.И.,Цветкова Н.В.[8]). Учение, как ведущая деятельность, начинает корректировать формирование личности буквально с первых месяцев прихода ребенка в школу. Причем психологические исследования показывают, что самооценка младших школьников еще далеко не самостоятельна, над ней довлеют оценки окружающих, прежде всего оценки учителя. То, как оценивает себя ребенок, представляет собой копию, почти буквальный слепок оценок, сделанных учителем. У хороших учеников формируется, как правило, высокая, часто завышенная самооценка, у слабых –низкая, преимущественно заниженная. Однако отстающие школьники нелегко мирятся с низкими оценками их деятельности и качеств личности–возникают конфликтные ситуации, усиливающие эмоциональное напряжение, волнение и растерянность ребенка. У слабых учеников постепенно начинает развиваться неуверенность в себе, тревожность, робость, они плохо чувствуют себя среди одноклассников, настороженно относятся к взрослым.Понятие «социометрический статус»ввел Я. Морено, понимая под ним–положение человека в социальной группе, а саму систему межличностных отношений выделял из эмоциональных, деловых и интеллектуальных связей членов этой группы [9, c.50].Социометрический статус характеризует индивидуальные свойства личности в качестве члена группы. Это количество выборов (предпочтений) которое получает каждый член группы по результатам социометрического опроса. Положительный социометрический статус характеризует лидерскую позицию члена группы.Негативный социометрический статус характеризует дезорганизующие тенденции в поведении члена группы.Младший школьник –это человек, активно овладевающий навыками общения. В этом возрасте происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важнейших задач развития ребенка на этом возрастном этапе. Социометрический статус определяется числом выборов учениками друг друга. В младшем школьном возрасте все большее значение для развития ребенка приобретает его общения со сверстниками. Если у ребенка к 9–10летнему возрасту устанавливаются дружеские отношения с кемлибо из одноклассников, это значит, что ребенок умеет наладить тесный социальный контакт с ровесником, поддерживать отношения продолжительное время, это значит также, что общение с ним тоже комуто важно и интересно[9, c.98].В общении ребенка со сверстниками не только более охотно осуществляется познавательная предметная деятельность, но и формируются важнейшие навыки межличностногообщения и нравственного поведения. Следует особо отметить роль преемственности в воспитании нравственных качеств дошкольника и младшего школьника. Системообразующие связи при этом осуществляютнравственные чувства, отношения и переживания, а их формирование осуществляется, прежде всего, на основе освоения базисных этических категорий (Долгова В.И., Овчарова Р. В. [7]).Стремление к сверстникам, жажда общения с ним делает группу сверстников для школьника чрезвычайно ценной и привлекательной. Участием в группе они очень дорожат. От того, как ребенок общается со сверстниками, будет зависеть направление его развития. Значит, межличностные отношения в группе являются одним из факторов, развивающим личность. Младший школьный возраст сензитивен для становления такого компонента самосознания, как самооценка, которая содержит оценку самого себя, своей деятельности, своего положения в коллективе, отношения к другим его членам. От того, как окружающие относятся к ребенку, зависит и его отношение к самому себе. От уровня самооценки зависит активность личности, ее стремление к самовоспитанию, ее участие в деятельности коллектива. Самооценка формируется, прежде всего, под влиянием результатов учебной деятельности. Но оценку этих результатов всегда дают окружающие взрослые –учитель, родители. Вот почему именно их оценка определяет самооценку учащихся начальных классов. Основными факторами, от которых зависит становление самооценки младших школьников, являютсяшкольная оценка, особенности общения учителя с учащимися и учениками, стиль домашнего воспитания, управление взаимодействием учителей и родителей с учетом их индивидуальнотипологических и личностных особенностей, внедрение инновационных технологий психологопедагогического взаимодействия всех звеньев образовательной системы [6].Наше исследование проводилось в 4мклассе, МАОУ гимназии №1. В нем принимали участие учащиеся 4го классав количестве 21 человек.Материалы и методыТеоретические: анализ психологопедагогической литературы по проблеме исследования, синтез, обобщение.Эмпирические: исследование, наблюдение.Диагностические методики: «Социометрия»Дж. Морено, «Исследование самооценки и уровня притязаний»Т. Дембо и С.Я. Рубинштейн.Методы математикостатистического анализа (Спирмен).РезультатыПосле математической обработки полученных данных были получены следующие результаты (см. рис.1, 2).

Рис. 1. Результаты исследования уровня притязаний и самооценки младших подростков по методике Т. Дембо и С.Л. Рубинштейна

Анализ результатов методики показал, что у 47% опрошенных (10 учеников), оптимальный уровень притязаний, что свидетельствует об оптимальном представлении о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Эти ученики отличаются уверенностью, настойчивостью в достижении своих целей, большей продуктивностью по сравнению с теми, чей уровень притязаний неадекватен их способностям или возможностям. У 53% опрошенных (11 учеников), уровень притязаний высокий, что означает нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Эти ученики стараются выбирать более трудные цели, для них характерна повышенная тревожность, некритичность оценки достигнутого. Что касается самооценки, Что касается самооценки, то у 72% опрошенных (15учеников), уровень самооценки средний, т.е.адекватный. Эти ученики реалистично оценивают свои способности и возможности, критично и адекватно к себе относятся. У остальных 28% (6 учеников), уровень самооценки высокий. Это значит, что такие ученики не умеют правильно оценить результаты своей деятельности, 0%10%20%30%40%50%60%70%80%90%100%НизкийСреднийВысокийПритязанияСамооценка47%72%53%28%0%сравнивать себя с другими, они нечувствительны к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих.

Рис. 2.Результаты исследования межличностых отношений по методике социометрии Дж. Морено. Положительные выборы по эмоциональному компоненту

Результаты методики по эмоциональному компоненту показали, что 46% учащихся (10 человек) в классе имеют социальный статус принятых; 32% учащихся (7человек) имеют социальный статус предпочитаемых; 14% учащихся (3 человека) имеют социальный статус звезд; 8% учащихся (1 человек) имеют статус отвергнутых; соответственно, учеников с социометрическим статусом «непринятые»в классе нет.

Рис. 3.Результаты исследования межличностых отношений по методике социометрии Дж. Морено. Положительные выборы по деловому компоненту0%10%20%30%40%50%60%70%80%90%100%14%32%46%0%8%0%10%20%30%40%50%60%70%80%90%100%14%24%52%0%10%Результаты методики по деловому компонентупоказали, что 52% учащихся (11человек) в классе имеют социальный статус принятых; 24% учащихся (5 человек) имеют социальный статус предпочитаемых; 14% учащихся (3 человека) имеют социальный статус звезд; 10% учащихся (2 человека) имеют статус отвергнутых; соответственно, учеников с социометрическим статусом «непринятые»в классе нет. После проведения корреляционного анализа взаимосвязи самооценки и социометрического статуса по Ч.Э. Спирмену, нами были получены следующие результаты.

притязанияумхарактеравторитетум.рукиВнештьувертьЭм.Стс,485(*)0,050,2280,2030,1470,1850,295

0,0260,830,3210,3770,5260,4230,195Дел.Стс,541(*)0,0930,2410,1370,1790,0150,157

0,0110,690,2930,5530,4390,9480,496

По результатам корреляционного анализа, корреляция между показателями самооценки и социометрического статуса отличается от 0 лишь частично, по показателю «Ум, способности». Следовательно, данная гипотеза лишь частично нашла свое подтверждение на практике. Исходя из этого, можно предположить, что самооценка младших подростков лишь частично связана с их социометрическим статусом.ВыводыВ практической части нами было запланировано проведение двух диагностических методик: методика исследования самооценки Т. Дембо –С.Л. Рубинштейн, методика социометрии Дж. Морено и проведение корреляционного анализа Ч.Э.Спирмена. Исследование проводилось на базе МАОУ гимназии №1. В опросе принимали участие 21 ученик 4А класса (11 лет). 11 девочек, 10 мальчиков.Проанализировав результатыметодики исследования уровня самооценки и притязаний Т. Дембо –С.Л. Рубинштейн, мы сделали следующие выводы: у 47% опрошенных (10 учеников), оптимальный уровень притязаний. У 53% опрошенных (11 учеников), уровень притязаний высокий. Что касается самооценки, Что касается самооценки, то у 72% опрошенных (15 учеников), уровень самооценки средний, т.е.адекватный. У остальных 28% (6 учеников), уровень самооценки высокий. Результаты второй методики показали, что большинство учеников в классе имеют положительный социометрический статус (90% учеников, 20 человек)В результате проведения корреляционного анализа Ч.Э. Спирмена, нами были получены следующие результаты: корреляция между показателями самооценки и социометрического статуса отличается от 0 лишь частично, по показателю «Ум, способности». Что означает, что самооценка младших подростков лишь частично связана с их социометрическим статусом.

Ссылки на источники1.Волкова Б.С. Психология младшего школьника. –М., 2002.2.Выготский Л.С. Проблема возраста// Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка: Учебное пособие / Ред.сост. Г.В. Берменская. 2е изд. М., 2005.3.Галкина Т.В. Самооценка как процесс решения задач: системный подход.–М.: Инт психологии РАН, 2011.–398с.4.Долгова В.И. Психофизиологические детерминанты готовности к инновационной деятельности//Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2013. №12. С. 1724.Долгова В.И., Овчарова Р.В. Психологические детерминанты нравственного развития дошкольника//Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. №6. С. 4048.6.Долгова В.И., Цветкова Н.В. Влияниесистемы обучения младших школьников на формирование межличностной рефлексии в подростковом возрасте//Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. №7. С. 8998.7.Дубровина И.В. Практическая психология образования. –М., 1998.8.Морено Я. Л. Социометрия.–М. 2007.

Natalia Pirozhkova,student of psychology Department, Chelyabinsk StateHydrated Pedagogical University, Chelyabinsk

[email protected] relationship of selfesteem of younger pupils with their sociometric statusAbstract. The article presents the analysis of the interplay between the selfesteem of youngerpupils, their sociometric status, its impact on selfesteem, the results of ascertaining experiment.Key words: selfesteem, low selfesteem, high selfesteem, sociometric status, the student.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук

В детском оздоровительном лагере


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации


ГУДОД «Областной дворец творчества детей и молодежи им.В.П.Поляничко»

Психологическая служба

СОЗДАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОМФОРТА

В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Оренбург – 2011


Утверждено

Методическим Советом

ОДТДМ им. В.П.Поляничко

Протокол № 43

от 21 апреля 2011г.
Научный консультант: кандидат педагогических наук Насибуллина А.Д.

Авторы составители: педагоги-психологи ОДТДМ им.В.П.Поляничко

Латыпова Л.А., Лукина Т.И.

Методические рекомендации предназначены для руководителей, воспитателей, вожатых и психологов детских оздоровительных лагерей. В рекомендациях рассматриваются условия создания психологического комфорта для воспитанников лагеря, выделены наиболее часто встречающиеся проблемы и пути их разрешения. В приложениях представлены практические разработки, которые помогут организовать полноценный отдых и развитие воспитанников.

Содержание
Введение ……………………………………………………………….…… 4


  1. Психологический комфорт – важное условие эффективного отдыха детей.. 6

  2. Профессиональные и личностные качества руководителя временного

детского коллектива…………………………………………………………. ….9

  1. Особенности руководства временным детским коллективом ……………… 15

  2. Проблемы, с которыми сталкиваются руководители временных детских

коллективов и пути их решения …………………………………….….………..21

  1. Педагогическая диагностика …………………………………………..………31

Заключение………………………………………………………………… 40

Список литературы ………………………………………………………………..41

Приложение 1. Игры на сплочение отряда и саморазвитие воспитанников…. 42

Приложение 2. Психологические акции как эффективная технология в

условиях лагеря……………………………….……………………………. ….51

Приложение 3. Большие психологические игры ……………………………… 57

Приложение 4. Веревочный курс ………………………………………………. 67

Приложение 5. Диагностика и профилактика конфликтов…………………… 74

Каталог: upload -> File
File -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
File -> Дискурсивно-стилистическая эволюция медиаконцепта: жизненный цикл и миромоделирующий потенциал
File -> Столяренко Л. Д. Психология
File -> Примерная тематика курсовых работ
File -> Социальная установка: понятие, структура, формирование Понятие аттитюда
File -> Детство как предмет психологического исследования. Самоценность детства
File -> 1974 Кокорина Наталья Петровна Некоторые вопросы клиники и социально-трудовой реабилитациии больных приступообразно прогредиентно-протекающей шизофрениии


Скачать 0,71 Mb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ: АНАЛИЗ СОЦИОДРАМАТИЧЕСКОЙ ИГРЫ

%PDF-1.4 % 32 0 объект >>>>>>]/ON[33 0 R 34 0 R]/Order[]/RBGroups[]>>/OCGs[33 0 R 34 0 R 71 0 R]>>/OpenAction[35 0 R/XYZ -32768 -32768 1]/PageMode/UseNone/Pages 28 0 R/Type/Catalog/ViewerPreferences>>> эндообъект 70 0 объект >/Шрифт>>>/Поля 75 0 R>> эндообъект 29 0 объект >поток 2017-01-10T07:36:06ZNitro Pro 9 (9. 5. 1. 5)2017-01-15T21:26:10+01:002017-01-15T21:26:10+01:00application/pdf

  • PUPUNG
  • СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ: АНАЛИЗ СОЦИОДРАМАТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
  • Nitro Pro 9 (9. 5. 1. 5)uuid:261c8e13-d05c-4b94-a599-20a34a0c652auuid:a5f5eb11-f692-1447-82e7-4168f46a9b22 конечный поток эндообъект 28 0 объект > эндообъект 35 0 объект >/Шрифт>/ProcSet[/PDF/Text]/XObject>>>/Повернуть 0/Тип/Страница>> эндообъект 1 0 объект >/Шрифт>/ProcSet[/PDF/Text]/XObject>>>/Повернуть 0/Тип/Страница>> эндообъект 3 0 объект >/Шрифт>/ProcSet[/PDF/Text/ImageC]/XObject>>>/Повернуть 0/Тип/Страница>> эндообъект 6 0 объект >/Шрифт>/ProcSet[/PDF/Text/ImageB/ImageC]/XObject>>>/Поворот 0/Тип/Страница>> эндообъект 10 0 объект >/Шрифт>/ProcSet[/PDF/Text/ImageB]/XObject>>>/Повернуть 0/Тип/Страница>> эндообъект 13 0 объект >/Шрифт>/ProcSet[/PDF/Text]/XObject>>>/Повернуть 0/Тип/Страница>> эндообъект 15 0 объект >/Шрифт>/ProcSet[/PDF/Text]/XObject>>>/Повернуть 0/Тип/Страница>> эндообъект 137 0 объект >поток HW]o8}7AOP»)QR0m2LNE1VR5:J2_?%SZh5%s1,UA3J4spoken>ٌѳh:cS`v1bqű(`gbLD2Wk2-Goǿ’l’R/O`}NqDpY(a Yвязкаw!36\] f^ w4N|Inh6myq,D8Cpn>

    SCIRP Открытый доступ

    Издательство научных исследований

    Журналы от A до Z

    Журналы по темам

    • Биомедицинские и биологические науки.
    • Бизнес и экономика
    • Химия и материаловедение.
    • Информатика. и общ.
    • Науки о Земле и окружающей среде.
    • Машиностроение
    • Медицина и здравоохранение
    • Физика и математика
    • Социальные науки. и гуманитарные науки

    Журналы по тематике  

    • Биомедицина и науки о жизни
    • Бизнес и экономика
    • Химия и материаловедение
    • Информатика и связь
    • Науки о Земле и окружающей среде
    • Машиностроение
    • Медицина и здравоохранение
    • Физика и математика
    • Социальные и гуманитарные науки

    Публикация у нас

    • Подача статьи
    • Информация для авторов
    • Ресурсы для экспертной оценки
    • Открытые специальные выпуски
    • Заявление об открытом доступе
    • Часто задаваемые вопросы

    Публикуйте у нас  

    • Представление статьи
    • Информация для авторов
    • Ресурсы для экспертной оценки
    • Открытые специальные выпуски
    • Заявление об открытом доступе
    • Часто задаваемые вопросы

    Подпишитесь на SCIRP

    Свяжитесь с нами

    клиент@scirp. org
    +86 18163351462 (WhatsApp)
    1655362766
    Публикация бумаги WeChat
    Недавно опубликованные статьи
    Недавно опубликованные статьи

    Подпишитесь на SCIRP

    Свяжитесь с нами

    клиент@scirp.

    Добавить комментарий