Методы изучения психики: Урок 2. Методы психологии

Методы изучения психических состояний

Как правило, методы и пути изучения психических состояний зависят от концепции автора, представлений о структуре состояний, причинах и др. В то же время, рассматривая разные представления, можно встре­тить много общего. Так, Н. Д. Левитов в качестве путей и методов изу­чения психических состояний предлагал:

— в начале исследования уста­новить, в каком психическом состоянии человек находится и имеется ли у него предполагаемое психическое состояние. Об этом, по мнению автора, может дать информацию наблюдение за внешним поведением и деятельностью субъекта, дополняемое кино- и фотосъемкой, а также экспрессия: мимика, пантомимика и пр.

— очень важен для изучения пси­хических состояний, по мнению автора, словесный отчет испытуемо­го, а также изучение продуктов деятельности

— он также предлагает естественный и лабораторный эксперименты.

— одним из методов изу­чения и понимания психических состояний автор считает художествен­ную литературу, более того, он полагает, что главным источником по­знания психических состояний, в связи со слабой разработанностью экспериментальных методов, являются литературно-художественные произведения.

1

Ю. Е. Сосновикова выделяет три большие группы методов изуче­ния психических состояний: теоретическое исследование философских вопросов проблемы; получение медицинских, физиологических и био­логических характеристик и параметров; собственно психологические методы: наблюдение, беседы, анкеты, самонаблюдение, тесты и др. Необходимо заметить, что использование физиологических методов не дает возможности интерпретировать психические состояния: при одних и тех же физиологических показателях психологическая характеристика состояний может быть различной, то есть одно и то же психическое состояние часто характе­ризуется разнонаправленными сдвигами со стороны физиологических систем, а разные психические состояния могут иметь одинаковые фи­зиологические изменения. Например, негодование и воодушевление имеют одинаковые физиологические характеристики, в то же время это разные состояния. Поэтому ряд исследователей психических состоя­ний рассматривают использование физиологических показателей в основном как дополнительные энергетические компоненты психиче­ских состояний.

1

Анализ форм описания психических состояний, проведенный В. А. Ганзеном и В. Н. Юрченко, позволил им выделить три основные формы: качественно нестрогие описания на литературном языке (худо­жественные), описания качественно строгие (терминологические), описания количественные, полученные в результате эксперименталь­ных измерений (эмпирические). По их мнению, все три вида описаний, дополняя друг друга, вносят существенный вклад в создание целостно­го образа психического состояния человека. Так, художественные опи­сания наиболее полно отражают многообразие индивидуальных про­явлений субъективной (переживательной) и поведенческой сторон со­стояний. Результаты экспериментальных исследований представляют собой количественное выражение происходящих у человека в том или ином состоянии изменений. Обобщение и научный анализ всех дан­ных проводится в терминологических описаниях. По мнению авторов, процедура системного анализа психических состояний направлена на выяснение компонентного состава, структуры, функции объекта иссле­дования в их взаимосвязях, а также системообразующих факторов.

Интересно мнение в вопросе диагностики психических состояний, изложенное Е. П. Ильиным. Он считает, что выбор методик и показателей для диагностики психических состояний должен быть целенаправ­ленным и определяться исходя из структуры функциональной систе­мы, формирующей, согласно критерию, полезный результат. Автор предполагает, что при разных состояниях формируются разные систе­мы из различных подсистем, чем и обусловливается в значительной мере специфика реагирования (состояние). Следовательно, прежде чем приступить к диагностике состояния, нужно знать их структурную мо­дель. Такой подход устраняет необходимость использования при диа­гностике как можно большего числа показателей и методик. Поэтому можно обойтись 4-5 показателями при условии, что они отражают все необходимые уровни и подсистемы целостной функциональной систе­мы: мотивацию и эмоции, вегетатику и моторику.

1

В этом контексте А. Б. Леонова считает, что традиционные методи­ки психодиагностики малопригодны при изучении функциональных состояний (состояний работающего человека), так как в них отсутству­ет изначальная ориентация на анализ постоянных изменений предмета испытаний (функциональных состояний), возникающих в течение определенного периода времени. Различные методики субъективной оценки функциональных состояний должны иметь профессиональную специализацию, то есть соответствовать и отражать специфические особенности профессии и структуру этой трудовой деятельности, а так­же достаточное количество адекватных и корректно сформулирован­ных субъективных симптомов.

2

Сложным вопросом в диагностике психических состояний являет­ся вопрос о соотношении объективных и субъективных методов. В не­которых работах субъективные характеристики рассматриваются как какой-то второсортный материал, менее пригодный для научного ана­лиза по сравнению с так называемыми «объективными методами», то есть регистрируемыми инструментами и приборами показателями. С такой позицией нельзя согласиться полностью.

Например, В. П. Зинченко подчеркивает, что тщательно собранный субъективный матери­ал о том или ином психическом явлении представляет собой вполне полноценные данные, ни в коей мере не менее пригодные для углуб­ленного анализа исследуемых явлений, чем объективные данные.

Как пишут В. А. Ганзен и В. Н. Юрченко, «психология исходит из единства внешнего и внутреннего, то есть из единства субъективного и объективного в любом психическом явлении. Определяющим в этом единстве признается объективное, то есть характеристики полученные объективными методами исследования. Однако это не означает, что субъективные данные о чувствах и переживаниях субъекта не имеют научной ценности. Считать так, по справедливому мнению С. Л. Ру­бинштейна, значит отрицать осознанность переживаний, а следова­тельно, отрицать и сознание. Субъективные и объективные характери­стики психических состояний человека являются характеристиками одного и того же объекта, достаточно полное изучение которого, исхо­дя из единства внутреннего и внешнего, невозможно без привлечения тех и других.

Можно сослаться также на мнение А. Б. Леоновой, которая считает, что интроспективные данные содержат богатейший материал о разно­образных проявлениях состояний человека, так как в них заложена по­тенциальная возможность получения целостной характеристики изу­чаемого состояния.

Нисколько не сомневаясь и не отрицая значимость объективных методов исследования психических состояний, на наш взгляд, в диа­гностике психических состояний личности субъективные методики за­нимают первостепенное значение. Это обусловлено тем, что они обра­щены к сознанию и самосознанию субъекта, его внутреннему миру и рефлексии. В этой связи, по мнению С. Г. Геллерштейн, субъективные проявления есть не что иное, как отражение состояния объективных процессов в сознании или ощущениях самого человека. Необходимо найти только адекватные способы анализа этой сферы жизнедеятель­ности.

Наконец, благодаря субъективной оценке, мы можем дать собствен­но качественную оценку состоянию, отделив его от другого состояния: субъективная оценка более чувствительна к изменению психического состояния.

Значимость самосознания и саморефлексии для диагностики состо­яния подтверждается обращенностью исследователей к «пережива­нию» как единице психических состояний.

Таким образом, «субъективный фактор» в диагностике психических состояний личности дает возможность качественной интерпретации психического состояния, позволяет отделить одно состояние от друго­го, оценить его интенсивность. Как показывают наши исследования, без подобной интерпретации изучение психических состояний мало­информативно. Конкретные субъективные методики диагностики пси­хических состояний личности должны включать в себя четкие вербаль­ные описания симптомов и проявлений психического состояния со стороны различных психологических проявлений, в том числе и пове­денческих, с учетом деятельности субъекта.

В то же время отношение к использованию и применению субъек­тивных показателей как психологическому инструментарию в изуче­нии психических состояний не должно являться каким-то застывшим, косным в системе психологических методов, а целиком определяться предметом, объектом, целями и задачами исследования. Другими сло­вами, равновесие между субъективными и объективными методами подвижно и зависит от теоретических представлений автора, послед­нее находит свое отражение в использовании того или иного инстру­ментария.

Так, например, мера применения субъективных методик в исследовании функциональных состояний будет отличаться от ис­пользования этих методик в исследовании психических состояний лич­ности, где «вес» субъективных факторов неизмеримо выше.

Лекция 2. Методы психологии.

Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук.

Метод — это способ, путь изучения объективной действительности, познания истины. В переводе с греческого «methodos» означает «путь». По справедливому замечанию И. П. Павлова: «…метод – самая первая, основная вещь. От метода, от способа действия зависит вся серьезность исследования. Все дело в хорошем методе. При хорошем методе и не очень талантливый человек может сделать много. А при плохом методе и гениальный человек будет работать впустую и не получит ценных, точных данных» [231, с. 26].

В зависимости от того, кто и с какими целями пользуется методами психологии, целесообразно различать методы собственно научного исследования и методы, непосредственно применяемые в практике. Методы могут быть более общими и более частными. Во всех случаях методы психологии, как и методы других наук, явно или скрыто отражают те общие философские позиции, с которых проводится исследование.

Изучение психических явлений возможно только на основе единственно научного диалектико-материалистического метода познания, опирающегося на объективные законы, существующие независимо от сознания и воли людей.

Методы психологии имеют целью не только фиксировать факты, но и объяснять, раскрывать их сущность. И это вполне закономерно. Ведь форма предметов и явлений не совпадает с их содержанием. Но данное требование не всегда может быть выполнено с помощью одного метода и поэтому при изучении психических явлений обычно используются различные методы, взаимодополняющие друг друга. Например, проявление растерянности сотрудника при выполнении определенной задачи, повторно отмеченное наблюдением, приходится уточнять беседой, а иногда и проверять естественным экспериментом, использовать целевые тесты.

Своеобразие психических явлений заключается в том, что они, как таковые, недоступны непосредственному наблюдению. Например, ощущение и мысль увидеть нельзя. Поэтому и наблюдать за ними приходится косвенно. При этом ключ к познанию человека дают его практические дела и поступки.

Обобщение сведений, полученных при изучении одной личности в различных видах деятельности, будет раскрывать психологическую сущность этой личности. В этом проявляется один из основных принципов психологии — единство личности и деятельности.

Поскольку сознание человека есть историческая категория, а личность является продуктом того общества, в котором она формировалась, методы психологического исследования должны быть нацелены и на выявление социальных влияний на психику человека. Нельзя, например, понять свойства личности работника, не сопоставив их с социальными условиями формирования. В этом проявляется второй основной принцип психологии — социальная обусловленность психики человека.

Методы психологии направлены на изучение психических явлений в развитии и изменении. При этом изучаются развитие и изменение психики в истории животного мира, в истории человечества, при возрастных особенностях, под влиянием упражнения, обучения и воспитания, в результате неблагоприятных воздействий внешней среды, вследствие заболеваний.

Каждый из этих аспектов изучения психики опирается на свои частные методы. Крайне важно, чтобы тот или иной применяемый метод был подчинен решаемому вопросу, адекватен ему. Прежде всего, уточняются возникшая задача, вопрос, подлежащий изучению, цель, которая должна быть достигнута, а потом в соответствии с этим выбирается конкретный и доступный метод. Поэтому далеко не все методы, применяемые в научно-психологических исследованиях, требуются для практической работы руководителя. Однако, чтобы грамотно использовать необходимые ему психологические методы, руководитель должен быть достаточно хорошо ориентирован в вопросе о методах психологии.

Основными методами психологии, как и большинства других наук, являются наблюдение и эксперимент. На их различия указывал И. П. Павлов еще в 1899 г.: «… наблюдение собирает то, что ему предлагает природа, опыт же берет у природы то, что он хочет» [229, с. 274:].

Основным и наиболее распространенным методом психологии является метод наблюдения.

Наблюдение — это такой способ, при котором явления изучаются непосредственно в тех условиях, в которых они протекают в действительной жизни.

На основе наблюдения делаются выводы о тех или иных психических процессах. Различают два вида наблюдения — сплошное и выборочное. Сплошным называют наблюдение, когда фиксируются все особенности и проявления психической деятельности человека в течение какого-то определенного периода. В отличие от этого при выборочном наблюдении обращается внимание только на те факты в поведении человека, которые имеют прямое или косвенное отношение к изучаемому вопросу.

Результаты наблюдений, проводимых с исследовательской целью, как правило, фиксируются в специальных протоколах. И хотя в условиях повседневной деятельности развернутые записи обычно не ведутся, руководителю иногда полезно записывать результаты своих наблюдений. Хорошо, когда наблюдение ведет при этом не один человек, а несколько, и затем полученные данные сопоставляются и обобщаются (методом обощения независимых наблюдений).

При использовании метода наблюдения необходимо возможно полнее соблюдать следующие требования:

1. Предварительно намечать программу наблюдения с выделением наиболее важных объектов и этапов наблюдения.

2. Проводимые наблюдения не должны влиять на естественный ход изучаемого явления.

3. Наблюдение одного и того же психического явления целесообразно проводить на различных лицах. Даже если объектом изучения является конкретный человек, его лучше и глубже можно познать, сравнивая с другими.

4. Наблюдение должно быть повторным, а при изучении личности — систематичным. Важно, чтобы оно было преемственным, то есть повторные наблюдения учитывали сведения, полученные при предыдущих наблюдениях.

Эти требования к наблюдению как методу психологии имеют важное значение не только в процессе научно-исследовательской работы. Они должны учитываться и в практической деятельности современного руководителя.

Наблюдение может быть непосредственным, проводимым самим руководителем, и опосредствованным, при котором он обобщает ряд сведений, полученных им от других лиц (заместителей, начальников отделов и служб и т. д.)

Следует особо остановиться на так называемом методе самонаблюдения. Метод самонаблюдения, или интроспекция, в течение ряда столетий психологами-идеалистами рассматривался как основной и даже как единственный метод психологии. Но он не дал и не мог дать ответы на вопросы, стоящие перед психологией как наукой. Материалистическая психология не может ограничиваться тем, что говорит человек о себе на основе своих переживаний. И. М. Сеченов писал: «У человека нет никаких специальных умственных орудий для познания психических фактов, вроде внутреннего чувства или психического зрения, которое, сливаясь с познаваемым, познавало бы продукты сознания непосредственно, по существу» [295, с. 172].

Но это отнюдь не значит, что психология должна полностью отказаться от самонаблюдения, как это пытаются доказать американские психологи-бихевиористы («бихевиор» в переводе с английского — «поведение»). Они отрицают сознание или считают его непознаваемым и рассматривают психологию как науку только о поведении.

Конечно, правильно понимаемое самонаблюдение (в виде самоконтроля) играет в жизни человека и в психологии большую роль. Человек может путем самонаблюдения установить: «Я забыл сделать то-то». Но самонаблюдение не дает ему ответа на вопросы: «Почему забыл?», «В чем сущность памяти?» Поэтому самонаблюдение, хотя и служит важным предметом психологического исследования, не может являться самостоятельным и, тем более, основным методом познания сущности психических явлений.

Своеобразной формой наблюдения является беседа, устная или письменная. Ее цель — выяснить ограниченный круг вопросов, трудно доступных непосредственному наблюдению. Однако большое практическое значение беседы наряду с широтой применения позволяет рассматривать ее в качестве самостоятельного, хотя и не основного, метода психологии.

Беседа должна проводиться в виде непринужденного разговора с человеком, являющимся объектом исследования. Эффективность этого метода изучения людей определяется соблюдением ряда основных требований. Необходимо заранее определить содержание беседы и продумать план выяснения намеченного круга вопросов. Очень важно перед беседой обеспечить хороший контакт с человеком, устранить все, что может вызвать у него напряженность, настороженность или неискренность. Задаваемые вопросы должны быть понятными. Наряду с прямыми вопросами могут ставиться и косвенные. Так называемые наводящие вопросы следует задавать продуманно, чтобы они не подсказывали ответы. Иногда в беседе ставятся неожиданные вопросы. Во время беседы надо наблюдать за поведением человека и сопоставлять результаты наблюдения с полученными ответами. Содержание беседы следует запоминать для последующих записей и анализа. Делать записи в процессе самой беседы не рекомендуется, так как это обычно лишает беседу непринужденности, настораживает человека и делает его ответы искусственными, надуманными.

О результатах беседы судят не только по содержанию и полноте ответов на вопросы, но и по их «подтексту»: замеченным недоговоркам, обмолвкам, а также по всему поведению человека.

В современной психологии этот метод известен также как опрос. Устный опрос позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, его внутренний мир, однако требует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на проведение исследования.

Используемые иногда для массового заполнения анкеты являются своего рода «заочной» беседой (или письменным опросом). Получаемые материалы, если можно так сказать, проигрывают в глубине и достоверности отдельных ответов, но выигрывают в массовости, экономят время.

Интересный материал психологии дает биографический метод, то есть анализ жизненного пути человека по тем сведениям, которые он может сообщить о себе по памяти. Этот метод доступен каждому руководителю и не требует предварительной подготовки с его стороны. Однако надо помнить, что литературная обработка биографий часто искажает наиболее ценные для психолога непосредственные высказывания самих сотрудников.

Кроме пассивных наблюдений в психологии используются специально организуемые опыты (или эксперименты).

Психологический эксперимент – это изучение особенностей деятельности человека, вызванных целенаправленным изменением условий, задач или способов выполнения этой деятельности.

Эксперимент может проводиться как в лабораторных, так и в естественных условиях. Руководитель в своей практике широко использует метод естественного эксперимента. Знание сути и правил лабораторного эксперимента помогает ему в этом.

Лабораторный эксперимент изучает особенности искусственно сформированного вида деятельности. Он строится по принципу психологического моделирования этой деятельности, что позволяет в лабораторных условиях изучать какую-либо изолированную часть целостной деятельности с большой точностью регистрации и замеров и с необходимой степенью глубины и, главное, повторно. Однако результаты, полученные этим методом, всегда желательно проверять дополнительно в экспериментальных исследованиях или хотя бы сопоставлять с материалами неоднократных наблюдений.

Метод лабораторного эксперимента может быть направлен на исследования отдельных процессов (аналитический подход) и деятельности в целом (синтетический подход). Этот метод может быть без-аппаратурным или аппаратурным, с объективной регистрацией или без нее и т. д.

В последнее время все большую популярность приобретает выделившийся из лабораторного психологического эксперимента метод тестирования.

Термин «тест» (по-английски — задача, или проба) был введен в 1890 г. в Англии. Тесты получили широкое распространение в детской психологии после 1905 г., когда во Франции были разработаны серии тестов для определения одаренности детей, и в практике психодиагностики после 1910 г., когда в Германии была разработана серия тестов для профессионального отбора.

Применяя тесты, можно получить относительно точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.

Наиболее распространенные варианты теста: тест-опросник, тест-задание, проективный тест.

Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.

Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития (выраженности, акцентуации) у него изучаемого качества.

Данные типы тестов применимы к людям разного возраста и пола, принадлежащим к различным культурам, имеющим разный уровень образования, любые профессии и жизненный опыт — в этом их положительная сторона. Но вместе с тем имеется и существенный недостаток, состоящий в том, что при использовании тестов испытуемый по собственному желанию может сознательно повлиять на получаемые результаты, особенно если он заранее знает, как устроен тест и каким образом по результатам будут оценивать его психологию и поведение. Кроме того, такие тесты неприменимы в тех случаях, когда изучению подлежат психологические свойства и характеристики, в существовании которых испытуемый не может быть полностью уверен, не осознает или сознательно не хочет признавать их наличие у себя. Такими характеристиками являются, например, многие отрицательные личностные качества и мотивы поведения.

В этих случаях обычно применяются проективные тесты. В основе их лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям. Такие тесты предназначены для изучения психологических и поведенческих особенностей людей, вызывающих негативное отношение. Применяя тесты подобного типа, о психологии испытуемого судят на основании того, как он воспринимает и оценивает ситуации, психологию и поведение людей, какие личностные свойства, мотивы положительного или отрицательного характера он им приписывает.

Пользуясь проективным тестом, психолог с его помощью вводит испытуемого в воображаемую, сюжетно неопределенную ситуацию, подлежащую произвольной интерпретации. Такой ситуацией может стать, например, поиск определенного смысла в картинке, где изображены неизвестно какие люди, непонятно чем занятые. Нужно ответить на вопросы, кто эти люди, чем они озабочены, о чем думают и что произойдет дальше. На основании содержательной интерпретации ответов судят о собственной психологии отвечающих.

Тесты проективного типа предъявляют повышенные требования к уровню образованности и интеллектуальной зрелости испытуемых, и в этом состоит основное практическое ограничение их применимости. Кроме того, такие тесты требуют достаточно большой специальной подготовки и высокой профессиональной квалификации самого психолога.

Еще одна важная проблема, относящаяся практически ко всем без исключения типам тестов, в процессе проведения самой процедуры тестирования заключается в формальной, поверхностной интерпретации получаемых результатов эксперимента, в сознательном отказе исследователя от познания сущности изучаемого явления и подмене ее случайным итогом выполнения задания; в фетишизации математической обработки формальных результатов «тестовых испытаний».

Данная проблема непосредственно связана с ошибочными взглядами метафизической функциональной психологии, которая рассматривает каждую «психическую функцию» как нечто неизменное, «всегда само себе равное» и не связанное ни с целями и условиями деятельности человека, ни с другими психическими функциями, ни с особенностями личности в целом. В соответствии с этим тесты нацелены только на учет количественного изменения «уровня развития» каждой отдельной функции — психометрию.

Сами задачи и задания (тесты различных типов) могут при правильном их применении давать весьма ценный материал для психологического анализа, однако неподготовленный в профессиональном отношении исследователь не сможет дать ему адекватную оценку и эффективно применить главный принцип практического психолога «не навреди».

Весьма ошибочным (а нередко и приводящим на практике к весьма печальным последствиям) является мнение, что любой человек, купив популярную книгу с психологическими тестами и бегло ознакомившись с ее содержанием, может представляться окружающим психологом и заниматься тестированием на профессиональном уровне.

Таким образом, порочным является не сам тест, а его неправильное использование.

Естественный эксперимент в психологии организуется непосредственно в условиях реальной деятельности. Не так давно считалось, что лабораторный эксперимент по сравнению с естественным выигрывает в точности регистрации замеров изучаемых явлений, в возможности точно дозировать и варьировать влияние раздражителей, устранять мешающие факторы и создавать сравнимые условия. Теперь это мнение не может считаться верным во всех случаях. Современная техника открывает широкие возможности перенесения положительных сторон лабораторного эксперимента в естественный. При этом отсутствует главный и весьма существенный недостаток лабораторного эксперимента — искусственный характер условий, который вносит резкие изменения в течение психических процессов. В естественном эксперименте человек трудится, учится, подчас даже не зная, а чаще всего забывая, что он является объектом исследования.

Естественный эксперимент имеет много форм и различных приемов. В простейшем своем виде он широко применяется в форме вводных задач. Задачи эти могут ставиться руководителем устно («Случилось то-то, что будете делать?») или путем введения незаметно для сотрудника отклонения в его работу. Уже одно наблюдение за таким естественным экспериментом дает ценные факты, позволяет проверить ту или иную гипотезу исследователя.

Широкое применение в практической психологии находит формирующий (обучающий или воспитывающий) эксперимент, в котором навыки или качества личности изучаются в процессе их формирования, развития.

Своеобразным методическим приемом является целенаправленное изменение структуры профессиональной деятельности. Смысл этого приема заключается в том, что при выполнении определенной деятельности выключаются по заранее продуманному плану отдельные анализаторы, меняется поза или «хватка» за рычаги управления, вводятся дополнительные раздражители, меняются эмоциональный фон и мотивы деятельности и т. д. Учет результатов деятельности в различных условиях позволяет оценить роль тех или иных факторов в структуре изучаемой деятельности и гибкость соответствующих навыков.

Моделирование как метод применяется в ситуациях, когда исследование интересующего явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности. В таком случае прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе.

Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими. Математическая модель представляет собой выражение или формулу, включающую переменные и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемом явлении. Техническое моделирование предполагает создание прибора или устройства, по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению. Кибернетическое моделирование основано на использовании в качестве элементов модели понятий из области информатики и кибернетики. Логическое моделирование основано на идеях и символике, применяемой в математической логике.

Кроме перечисленных методов, предназначенных для сбора первичной информации, в психологии широко применяются различные способы и приемы обработки этих данных, их логического и математического анализа для получения вторичных результатов, то есть фактов и выводов, вытекающих из интерпретации переработанной первичной информации. Для этой цели применяются, в частности, разнообразные методы математической статистики, без которых зачастую невозможно получить достоверную информацию об изучаемых явлениях, а также методы качественного анализа.

Не все методы психологии нужны руководителю в его работе с персоналом, подчиненными. Он выбирает те из них, которые наиболее оправданы в конкретных условиях. С помощью методов психологической науки можно решать целый ряд важных практических задач. При этом необходимо к выбору и использованию методов подходить творчески, с учетом специфики деятельности.

Как учиться эффективно | Psyche Guides

Послушайте это руководство.

0:01

0:01

Предоставлено вам

Курион, Психологический партнер

Необходимо знать

Не так много вещей, которых мы не знаем, вызывают у нас проблемы. Это то, что мы знаем, что это не так.
– цитата из 19-го века, вероятно, недостоверная.

Шел 1993 год, и мне было 16 лет, и я собирался сдавать экзамен GCSE по географии. Это был публичный экзамен в стиле «старой школы», который проводился в школьном спортзале. В воздухе тяжело витал удушающий запах воска и пыли. Одиночные столы викторианской эпохи с чернильницами, которые были совершенно ненужными в течение примерно трех поколений, были выстроены в ряды с безошибочной точностью. Тишина была настолько неестественной и гнетущей, что, казалось, обладала осязаемой плотностью.

Тем не менее, я готовился к этому экзамену как чемпион и чувствовал себя уверенно. Я глубоко вздохнул, открыл экзаменационный буклет и просмотрел первую страницу вопросов. Меня быстро осенило мучительное осознание, идеально запечатленное на единственном фрагменте граффити, выгравированном на изможденной поверхности моего стола. Он гласил: «О, черт! Впереди колледж, 1992 год».

Очевидно, я был не единственным, чья уверенность в их подготовке к экзаменам была неуместной. Однако только 12 лет спустя, когда я начал преподавать психологию, я полностью понял, почему. Плохая новость: исследования в области психологии показывают, что наша способность точно отслеживать и оценивать уровень своих знаний или навыков (так называемая метакогнитивная способность) часто имеет недостатки. Эти недостатки, как правило, дают нам преувеличенное представление о наших знаниях и понимании, побуждая нас упорствовать в неэффективных методах обучения, которые тихо, но настойчиво подрывают наши усилия учиться. Это легко продемонстрировать, изучив некоторые предпочтительные методы обучения и рассмотрев неправильные представления об обучении, которые они отражают. Давайте начнем с этого многолетнего фаворита: зубрежки.

Зубрежка направлена ​​на то, чтобы закрепить материал путем интенсивного применения непосредственно перед испытанием. Но узнанная таким образом вещь может вызвать лишь несколько ассоциаций.
– из Беседы с учителями психологии и со студентами о некоторых жизненных идеалах (1899) Уильяма Джеймса

Наверное, все мы когда-то это делали. Накануне важного экзамена на столе развалились исходные материалы, запас энергетических напитков заменял внутривенную линию кофеина, которая была бы намного эффективнее (подана заявка на патент). В конце концов, продуктивность — это повестка дня; это время зубрежки. Конечно же, исследования подтверждают, что зубрежка является стратегией для многих студентов. Однако с конца 19В 20-м веке исследования в области психологии показали, что распределение учебного времени на несколько более коротких занятий работает лучше, чем втискивание всей работы в один марафонский сеанс. Это известно как «эффект интервала». Это одно из тех редких открытий в психологии, которое практически не оспаривается, что еще более озадачивает то, что многие из нас не используют его в своих интересах.

Еще один рутинный подход к обучению — многократное перечитывание источников. Нетрудно объяснить, почему студенты полагаются на такой подход. Если вы перечитываете фрагмент текста несколько раз, этот текст начинает казаться вам знакомым. Вы, вероятно, интерпретируете это ощущение знакомства как прогресс. К сожалению, такое восприятие прогресса часто бывает иллюзорным. Это отражает неспособность учесть жизненно важную разницу между условиями учебы и экзамена: все всегда кажется легким, когда у вас есть ответы перед вами. Неудобно, но большинство экзаменов не позволяют вам такой роскоши.

Полагаться на пассивное перечитывание материала при обучении также отражает более фундаментальное заблуждение о природе памяти. Мы часто рассматриваем память как ненадежную камеру; не столько SLR, сколько одна из тех викторианских профессий — таких, которым требовалось 30 минут выдержки, чтобы сделать портрет, в течение которых объекты должны были оставаться совершенно неподвижными, иначе фотография была бы испорчена. Это воспроизводящее понятие памяти убаюкивает нас, заставляя думать, что успешное запоминание источника сводится к степени экспозиции, которую мы ему подвергаем, и что взаимодействие с этим источником, скорее всего, только «помешает кадру». Однако представление о памяти, как о непокорной камере, может ввести в заблуждение и совершенно бесполезно при учебе.

Наша память не воспроизводит источник пассивно: она активно реконструирует его в соответствии с нашими предыдущими знаниями, опытом и ожиданиями. Чтобы придерживаться фотографической аналогии, работа памяти больше похожа на фильтры в наборе для редактирования фотографий, чем на камеру. Эффективное использование нашей памяти связано не столько с максимальным воздействием нового источника, сколько с выяснением того, как использовать наши предыдущие знания, опыт и фильтры ожиданий, чтобы интегрировать этот источник с тем, что мы уже знаем.

Не путайте деятельность с достижением.
любимое изречение тренера по баскетболу из США Джона Вудена

Как видите, наиболее распространенные подходы к обучению часто отличаются от тех, которые рекомендовали бы психологи. Я с болью осознаю, что даже столкнувшись с доказательствами того, что методы обучения, такие как зубрежка и перечитывание, относительно неэффективны, вы, вероятно, все равно будете питать склонность вернуться к этим привычкам. Вы можете возразить: «До сих пор зубрежка завела меня так далеко, что она не может быть совершенно неэффективной». Вы были бы правы; это не полностью безрезультатно. Тем не менее, есть гораздо лучшие альтернативы, особенно если ваша цель — сохранить то, что вы изучаете, в течение любого промежутка времени. Если бы я хорошо готовился к экзамену по географии все эти годы назад, я мог бы теперь помнить больше, чем просто названия четырех механизмов береговой эрозии. (Не то, чтобы это не доставляло мне удовольствия сидеть рядом за обедом, понимаете.)

Итак, определив несколько подходов к изучению, которые не являются тем, чем они хвастаются, давайте рассмотрим несколько более эффективных альтернативы. Подходы, которые я собираюсь отстаивать, являются хорошей практикой, независимо от того, какой предмет вы изучаете, и не требуют каких-либо предварительных знаний в области психологии для реализации. Внося довольно простые изменения в способ обучения, вы можете улучшить свое обучение, последовать примеру отличников и превратить процесс обучения из рутинной работы, которую необходимо терпеть, в занятие, которым можно наслаждаться.

Что делать

Распределяйте свои учебные сессии

Как отмечалось выше, лучше распределить время, которое у вас есть для учебы, на большее количество более коротких занятий, чем втискивать свое обучение в одну марафонскую сессию . Размышляя об использовании этого «эффекта интервала» в собственном обучении, вы можете задаться вопросом, существует ли оптимальный метод распределения учебных занятий. Существует ли идеальное количество сеансов? Существует ли оптимальный интервал между сеансами?

Хорошей новостью является то, что достаточно простых указаний по планированию учебных занятий. С точки зрения количества сеансов, которые вы используете, слишком мало — это большая проблема, чем слишком много. Если у вас есть 12 часов, чтобы посвятить теме, лучше изучить шесть двухчасовых занятий, чем пару шестичасовых занятий. Что касается продолжительности интервалов между вашими сессиями, исследования показывают, что более длинные интервалы, как правило, связаны (до определенного момента) с лучшим запоминанием. Однако, поскольку обучение часто проходит в ограниченные сроки, вам следует отдавать предпочтение количеству сессий, а не максимально длинным интервалам между сессиями.

Чередовать изучение похожих тем

Мы часто считаем, что лучше «заблокировать» темы при изучении — выделить период времени для одной темы и завершить ее обзор, прежде чем переходить к следующей. Однако современные исследования постоянно показывают, что чередование разных тем (называемое «чередованием») может быть более эффективным, особенно для тем, которые похожи по своей природе и в противном случае могут быть легко объединены.

Например, если вы изучаете психоактивные вещества (конечно, для друга), вы, вероятно, захотите изучить различные классы наркотиков: например, стимуляторы, депрессанты и галлюциногены. Вообще говоря, вы можете работать с этими темами одним из двух способов: блокированием или чередованием. Блокирующий подход будет включать последовательное изучение каждого класса наркотиков; вы завершите свой обзор стимуляторов в целом, прежде чем перейти к депрессантам, а затем к галлюциногенам. В качестве альтернативы вы можете чередовать классы наркотиков, организовав свое изучение по категориям информации внутри них. Например, их определения, примеры, механизм действия и профиль психологических эффектов. Чередование будет включать в себя сначала рассмотрение определения для каждого класса наркотиков, прежде чем переходить к примеру из каждого класса, затем их соответствующие механизмы действия и, наконец, их профили психологических эффектов.

Вот общее практическое правило, которому вы можете следовать, чтобы выяснить, лучше ли блокировать или чередовать ваши учебные усилия. Исследования показывают, что чередование, по-видимому, смещает ваше внимание к поиску различий между темами. Следовательно, это наиболее эффективно, когда вы изучаете темы, которые похожи (и требуют больше усилий, чтобы отличить друг от друга). Это также эффективно в условиях, когда вы можете по своему усмотрению относить информацию к категории, как это может быть в случае, если вы классифицируете произведения искусства. Напротив, блокировка, похоже, фокусирует ваше внимание на поиске сходств между темами. Поэтому его лучше всего использовать для тем, которые легко различить, и/или когда принадлежность к категории заранее определена, как в случае, если вы изучаете элементы периодической таблицы.

Сосредоточьтесь на построении собственного понимания темы, а не на воспроизведении чьего-либо

В разделе «Необходимо знать» выше мы отметили, что память по своей природе является реконструктивной, а не репродуктивной. Если вы полагаетесь на пассивное перечитывание материалов курса, вы склонны в конечном итоге использовать свою память, чтобы попытаться воспроизвести понимание предмета автором, а не создавать свое собственное. Итак, что является лучшим катализатором для собственного понимания прочитанного? Ответ заключается в том, чтобы задать вопрос о том, что вы читаете, когда читаете это. Отвечая на собственные вопросы, вы заставляете себя думать о том, как объяснить предмет своими словами и со ссылкой на свои предыдущие знания и опыт.

Вы можете использовать подход, называемый уточняющим опросом, чтобы систематически включать процесс опроса в свое чтение. Этот метод включает в себя аннотирование ваших источников вопросами, которые требуют от вас объяснительного ответа. Вы можете дать этот ответ в устной форме, первоначально используя свои источники для помощи. Делайте это итеративно, чтобы в конечном итоге вообще не обращаться к своим источникам в процессе ответа на ваши вопросы.

При использовании уточняющего опроса старайтесь максимально сосредоточиться на объяснении; ваша цель — сделать информацию максимально значимой для вас. Формулировка ваших вопросов так, чтобы они начинались со слов «почему» или «как», поможет вам в этом, как и размышление о конкретных примерах более абстрактных понятий. Например, вы можете аннотировать этот раздел вопросом: «Почему ответы на ваши собственные вопросы способствуют реконструктивному характеру памяти?»

Сделайте припоминание неотъемлемой частью вашего обучения

Учитывая, что люди часто учатся, чтобы подготовиться к какому-либо экзамену, по иронии судьбы мы предпочитаем такие подходы, как перечитывание, а не проверку нашей способности извлекать информацию из памяти ( приемная практика). Тестирование — это не просто способ измерения обучения; это также может быть мощным механизмом обучения . Это еще одно из тех открытий в психологии, которое настолько надежно, что теперь считается аксиомой. Это называется эффектом тестирования.

Вопреки тому, что может показаться, как успех, так и неудача в извлечении информации полезны для вашей памяти. Оба результата служат для калибровки уверенности в вашем восприятии ваших знаний. Это бесценная информация для ориентации вашего обучения, так как оно основано на доказательствах прогресса, а не на догадках! При обучении важно не то, что вы думаете, что знаете, а то, что вы можете доказать, что знаете. Странно, не так ли? Вы, вероятно, всегда считали тесты своим заклятым врагом и старательно пытались их избегать. Тем не менее, все это время вы могли бы использовать их как инструмент обучения.

Вы не должны ошибаться, отвергая припоминание припоминания как циничное упражнение в «обучении тесту». Его полезность не ограничивается сценариями, когда вы знаете, какие вопросы будут представлены на предстоящем экзамене. Его эффективность также не зависит от соответствия между содержанием или форматом вашей практики припоминания и экзаменом, который вы в конечном итоге сдадите. Кроме того, преимущества практики поиска не ограничиваются просто фактами; они также распространяются на концепции и перенос знаний из одной области в другую.

Вы можете органично включить практику припоминания в свое обучение, используя подход «читай, повторяй, повторяй» (3R). Это включает в себя чтение короткого отрывка текста, откладывание источника в сторону и попытку вспомнить информацию своими словами, прежде чем сверять свое воспоминание с источником на предмет фактической точности. Вы повторяете эти шаги до тех пор, пока не будете удовлетворены своей способностью улавливать смысл (а не слова) рассматриваемого исходного материала. Если вы печатаете свои попытки воспроизвести информацию из своих источников, а не просто вспоминаете их в устной форме, вы будете органично создавать заметки, отражающие ваше понимание материала.

Не просто выделяйте материал, а думайте об этом

К этому моменту вы уже поняли, что взаимодействие с вашими источниками важно для эффективного обучения, но вы должны знать, что не все типы взаимодействия одинаковы. Например, выделение текста — это метод, который широко используется учащимися. На первый взгляд, это кажется вполне разумным занятием во время учебы. Явное определение наиболее важных частей источника должно помочь сосредоточить ваше внимание, отфильтровав менее релевантный материал и уменьшив нагрузку на вашу память.

Тем не менее, литература об эффективности выделения неприятна для чтения, особенно если у вас есть магазин канцелярских товаров. В тех редких случаях, когда исследование показало, что выделение цветом положительно влияет на обучение, за этим эффектом стоит не само выделение. Скорее, это размышления о том, что выделяется — почему выделенная информация важна — это имеет значение. Действительно, исследования показывают, что люди, которые сообщают о том, что чаще всего используют выделение, как правило, делают это наименее эффективно и получают наименьшую пользу от его использования. Я знаю, что приятно думать, что маркер работает как оптический сканер с прямой связью с вашей долговременной памятью, но он не заменяет мысленного взаимодействия с текстом.

Ключевые моменты – Как эффективно учиться

  • Вы не можете полагаться на интуицию в отношении того, насколько хорошо ваши методы обучения работают на вас. Интуитивные суждения об обучении часто неточны и имеют тенденцию к завышенному восприятию прогресса.
  • Избегайте привычных пассивных подходов к обучению, таких как перечитывание и выделение источников. Они не используют реконструктивную природу памяти и делают ее более утомительной и менее эффективной.
  • Систематическое изучение смысла вашего исходного материала является ключом к успешному обучению.
  • Вместо того, чтобы втискивать свое обучение в расширенную сессию перед экзаменом, гораздо эффективнее распределить время, которое у вас есть для учебы, на большее количество более коротких сессий.
  • Когда вы изучаете похожие темы, которые легко спутать, рекомендуется чередовать занятия — чередовать темы во время учебных занятий. Это может помочь вам определить различия между темами и уменьшить вероятность их объединения.
  • Вы должны рассматривать самопроверку как неотъемлемую часть вашего обучения. Один из способов сделать это — метод чтения, повторения и повторения (3П): прочитайте отрывок текста, отложите его в сторону, пытаясь вспомнить его содержание своими словами, а затем проверьте, насколько хорошо вы помните, повторяя при необходимости.

Узнать больше

Когда-либо пробовал. Когда-либо терпел неудачу. Независимо от того. Попробуйте еще раз. Снова провал. Проваливай лучше.
— из новеллы Сэмюэля Беккета Worstward Ho (1983)

Когда экзамены не за горами, понятно, что вы хотите получить быстрые и легкие результаты от своих усилий в учебе. Мы уже отмечали, что одна из причин, по которой относительно неэффективные подходы к обучению остаются популярными, заключается в том, что они часто просты в применении и создают благоприятное (хотя часто иллюзорное) впечатление об обучении.

Напротив, подходы, которые я отстаиваю в этом руководстве, требуют немного больше усилий и размышлений для реализации. Поначалу они также будут давать менее обнадеживающие признаки вашего прогресса. Ваши первоначальные усилия по припоминанию, скорее всего, указывают на то, что ваше понимание исходных материалов не так прочно, как вы думали. Вы, вероятно, найдете это довольно запутанным и даже можете воспринять это как доказательство того, что ваши усилия не работают. Но на самом деле верно как раз обратное: вы учитесь более эффективно и с большей вероятностью сохраните то, что изучаете, в долгосрочной перспективе.

У вас может возникнуть соблазн использовать технологии, такие как приложения для мобильных телефонов, чтобы облегчить себе бремя учебы. Я бы посоветовал быть осторожным в этом отношении. Само устройство, которое вы используете для доступа к этому приложению, также является порталом в мир онлайн-друзей, покупок, забавных видеороликов с кошками и множеством других моментально приятных способов откладывать дела на потом. Вы, вероятно, не сильно удивитесь, узнав, что мультимедийная многозадачность на самом деле не помогает вашим усилиям в учебе. Не волнуйтесь, я не собираюсь призывать вас отказаться от своего верного ПК и учиться с помощью каменной дощечки и долота. Тем не менее, я бы посоветовал вам отключить любые оповещения, которые вы обычно получаете от социальных сетей, электронной почты или любых установленных приложений во время учебы. Они будут служить только для того, чтобы отвлечь вас и отвлечь от текущей задачи.

Урок последних нескольких десятилетий исследований в области когнитивной психологии заключается в том, что обучение (и обучение в целом) немного похоже на посещение тренажерного зала: если вы хотите добиться наилучших результатов, вам придется немного попотеть. Методы, предложенные выше, создают «желательные трудности»; они обменивают небольшую краткосрочную боль на долгосрочную выгоду. Ожидание того, что обучение должно быть легким и безошибочным, и смешение хороших краткосрочных результатов с долгосрочным обучением вредно.

Плоды эффективного обучения, возможно, достаются немного труднее, чем вам хотелось бы, но не думайте, что это означает, что на их получение неизменно уходит гораздо больше времени. Исследование привычек учащихся с высокими и низкими показателями успеваемости показывает, что первые не тратят намного больше времени на учебу как таковую. Скорее, они тратят больше времени на такие вещи, как организация и обдумывание исходного материала, в дополнение к тому, чтобы сформулировать его своими словами. Эффективность учебы зависит больше от того, как вы учитесь, чем от того, какую часть своей жизни вы этому посвящаете.

Ссылки и книги

Если вам интересно узнать больше о том, как исследования в области психологии могут помочь вам эффективно учиться, вы можете посетить и подписаться на мой канал YouTube, который предлагает бесплатные и доступные видео-советы по учебе.

Подкаст HippoCampus представляет собой регулярный источник разговоров с учеными и практиками об оптимизации обучения.

В лаборатории обучения и забывания Бьорк Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе есть обширный список загружаемых публикаций о применении когнитивной психологии в обучении.

The Effortful Educator предоставляет доступ к сообщениям в блогах о применении когнитивной психологии в классе, которые будут представлять особый интерес для учителей.

Если эта статья показалась вам интересной, я уверен, вам также понравится моя книга «Психология эффективного обучения: как добиться успеха в учебе » (2019). Он доступен в мягкой обложке или в электронной форме и подходит для студентов всех дисциплин и всех, кто интересуется тем, как психология может помочь им учиться, общаться и сотрудничать более эффективно.

Педагоги, заинтересованные в том, чтобы узнать, как они могут использовать принципы когнитивной психологии при разработке своих онлайн-курсов, могут ознакомиться с книгой Стивена «Активное онлайн-обучение: пять принципов, благодаря которым онлайн-курсы оживают» (2020). Косслин, почетный профессор психологии Гарвардского университета.

5 лучших способов учиться по мнению психологов

Мы знаем, что вы хотите добиться максимально возможного результата в своих оценках, а это означает, что вы абсолютно точно владеете техникой обучения.

А у кого лучше спросить, как не у сборника когнитивных и педагогических психологов?

К счастью, исследователь Кентского государственного университета Джон Данлоски и его сотрудники изучили десять различных учебных навыков и обнаружили, что, хотя половина из них не была слишком эффективной, было еще пять, сообщает Thinker Academy .

Исследование, опубликованное в журнале Association for Psychological Science, Psychological Science in Public Interest, рассмотрел большую коллекцию исследований, направленных на улучшение обучения.

Команда Данлоски пришла к выводу, что следующие пять наиболее эффективных учебных навыков для использования…

1. Уточняющий опрос

Спрашивать себя, почему, почему, почему.

Уточняющий опрос: метод обучения. Методы обучения, основанные на исследованиях, которые могут дать учащимся наилучшие результаты: https://t.co/i4pTQ55IwQ pic.twitter.com/GuhvRRe2Jk

— Mystudycart (@mystudycart) 6 декабря 2016 г.

Задавать вопросы может быть очень полезно, когда вы пытаетесь узнать и сохранить информацию для экзаменов. Узнав что-то, спросите себя: «Почему этот факт верен?» или «откуда я знаю, что это правда?»

Исследования показали, что это поможет вам закрепить и запомнить факт, поощряя вас использовать новую информацию, которую вы узнали, вместе с тем, что вы уже знаете, улучшая вашу память для новой информации, связывая ее с вашим базовым уровнем знаний.

2. Самостоятельное объяснение

Объяснение самому себе или другим значения того, что вы только что узнали.

Объяснение вещей самому себе на ходу — еще один отличный способ гарантировать, что информация останется запертой в вашем мозгу.

Это помогает вам остановиться, отойти от учебника и действительно понять информацию, заставляя вас задуматься о том, что вы изучаете, и по-настоящему понять, что это на самом деле означает.

По словам профессора Мики Чи, вместо того, чтобы резюмировать то, что написано на странице, вы придаете этому значение и часто связываете с ним ассоциации, вызывая воспоминания в своем мозгу, которые помогают вам запомнить это, Мыслительная Академия сообщила.

https://twitter.com/dorotheawina/status/983658143740776448

Вы, вероятно, столкнетесь с проблемами, когда будете объяснять себе то, что знаете, что заставит вас пересмотреть то, что вы узнали.

Время, проведенное вдали от учебника, помогает вашему мозгу обрабатывать то, что вы изучаете, а не просто замалчивать все, что вы читаете. Вы должны делать это периодически для достижения наилучших результатов — возможно, после каждого абзаца, страницы, ключевого факта или формулы.

Возможно, вам придется вернуться к учебнику для получения дополнительной информации, если вы изо всех сил пытаетесь объяснить этот факт себе или своему другу — отличный показатель того, действительно ли вы приняли всю эту информацию.

3. Практика тестирования

Тестирование, тестирование и еще раз тестирование себя!

Вы когда-нибудь сдавали экзамен без пробного тестирования? Если это так, возможно, вы ограничивали себя.

Практическое тестирование не только помогает вам привыкнуть к формату экзамена — или к быстрому воспроизведению информации, если вы тестируете с помощью карточек — но и улучшает память намного эффективнее, чем простое чтение и повторение материала.

https://twitter.com/leandroopiccini/status/961557157945708544

Он осуществляет извлечение памяти из вашей долговременной памяти (именно туда, куда вы хотите, чтобы вся эта информация направлялась). Проверяя свою долговременную память, вы прокладываете пути к нужным вам фактам и ответам, а это означает, что вам будет легче получать к ним доступ каждый раз, когда вы их находите. Thinker Academy сообщила, что ученые называют это «практикой поиска».

Распечатывайте прошлые работы, делайте карточки, отвечайте на вопросы из учебников, ищите в Интернете тренировочные тесты — делайте все возможное, чтобы практиковаться в тестах самостоятельно.

Обязательно отметьте их впоследствии и проверьте, какие вопросы вы ответили правильно, а какие нет, чтобы знать, что можно улучшить в следующий раз.

4. Распределенная практика

Обучение в течение длительного периода времени на разных учебных сессиях.

Мы уверены, что это не новость для вас: зубрежка вряд ли сработает!

Учителя, друзья, родители, интернет-форумы и статьи в изобилии говорили вам, что зубрежка — плохая идея. И теперь психологи здесь, чтобы рассказать вам, тоже. В последний раз не надо впихивать.

#theory2impact @pimpmymemory Для долгосрочного запоминания лучше оставить промежуток между изучением и повторным изучением. Распределенная практика улучшает глубокое обучение. pic.twitter.com/mwqATtGroF

— Impact (@ImpactWales) 10 мая 2018 г.

Вместо этого отложите учебу как можно больше. Делайте понемногу и часто, делая регулярные перерывы, когда это необходимо.

Перерывы между учебными занятиями эффективно «перезапускают» вашу память для конкретной темы, затрудняя запоминание информации и заставляя ваш мозг действительно впитывать информацию. Каждое занятие будет постепенно становиться легче, чем предыдущее, пока вы не знать свое дело.

5. Практика чередования

Вариация. Смешивание многочисленных проблем вместе, чтобы лучше понять их.

Thinker Academy проиллюстрируйте это с помощью математики. Они дают пример формул; вам может понадобиться использовать несколько разных, чтобы решить одну общую проблему.

https://twitter.com/capnkyrk/status/9712089575969

Практика с чередованием поощряет это, полагая, что смешивание задач заставляет вас больше узнавать о том, как и когда применять формулу (или знания), которые вы изучаете.

Добавить комментарий