Методы когнитивной психотерапии: Техники и методы когнитивно-поведенческой психотерапии (КПТ)

Работа с мышлением в когнитивно-поведенческой психотерапии //Психологическая газета

Андрей Геннадьевич Каменюкин, врач-психотерапевт, врач-психиатр, директор Клиники когнитивной психотерапии CBT Clinic, заместитель председателя Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии, выступил с докладом «Мышление и стресс: уязвимости, возможности, стратегии работы» на VII Международном форуме «CBTFORUM 2021». Предлагаем читателям ознакомиться со статьей «Стратегия и методология работы с мышлением в когнитивно-поведенческой психотерапии», которая была опубликована в сборнике по итогам форума.

В когнитивно-поведенческой терапии дисфункциональное, базирующееся на искаженных причинно-следственных связях мышление рассматривается как источник дезадаптации, проявляющейся в интенсивных отрицательных эмоциях и физиологических реакциях и неадаптивном поведении. Используя бихевиористскую терминологию — стимул интерпретируется и вызывает определенные эмоциональные и поведенческие реакции, определяемые оценкой стимула.

Мышление человека склонно к ошибочным умозаключениям, как говорил Даниэль Канеман (Daniel Kahneman, 2011), «ошибки мышления нормальных людей обусловлены самим механизмом мышления». Однако, это не является обреченностью, которая лишает возможности изменить мышление. И как показывают исследования, демонстрирующие эффективность когнитивно-поведенческой терапии, изменение мышления, формирование адаптивных причинно-следственных связей — возможно.

Чтобы достичь долговременного улучшения настроения и поведения, в целях снижения интенсивности физиологических реакций необходима проработка мышления, изменение изначальной точки зрения на новую, изменение причинно-следственных связей, что приводит к корректировке глубинных представлений о себе, окружающем мире и других людях.

Для изменения мышления в когнитивно-поведенческой терапии применяется реструктуризация, или структурированные, целенаправленные, ориентированные на сотрудничество стратегии интервенций, которые сфокусированы на исследовании, оценке и изменении дезадаптивных мыслей, когнитивной оценки и убеждений, поддерживающих психическое расстройство (Дэвид Кларк, David A. Clark, PhD).

Современный философ

Дэниел Деннет (Daniel C. Dennnet, 2013), говоря о об инструментах мышления, подчеркивал, насколько важен выход на метауровень, то есть применение мышления о мышлении. Применяемая в когнитивно-поведенческой терапии когнитивная реструктуризация обеспечивает не только выход на метауровень для понимания мышления, но и позволяет совершить «семантическое восхождение», что, как говорил философ Уиллард Ван Орман Куайн (Willard Van Orman Quine), является ключом к ясности. Ясное понимание ошибочности существующих дисфункциональных причинно-следственных связей и их изменение на функциональные — основа в формировании адаптивного ответа на любой стимул.

Рассматривая когнитивную реструктуризацию как базовую стратегию в работе с мышлением, можно выделить ее структурные и содержательные компоненты в виде методологий с конкретными методами и техниками.

В таблице ниже представлена структура, отражающая условное «дерево интервенций», или «схему уровней интервенций», от базовой реструктуризации через методологии к составляющим элементам в виде техник.

Так как невозможно приступать к работе с мышлением, не имея данных, то важным этапом, предшествующим непосредственной реализации когнитивной реструктуризации, является выявление и сбор информации, которые осуществляется при помощи уточняющих вопросов («активное слушание», «вертикальный спуск» или «стрелка вниз» и др.) и ведения клиентами / пациентами специализированных дневников (СМЭР и т.п.).

Основная цель когнитивно-поведенческой психотерапии — не только снижение существующих симптомов, но и улучшение качества жизни человека и развитие его психологической гибкости для адаптации к изменяющимся условиям окружающей среды. Это достигается благодаря изменению его мышления, а именно — благодаря формированию адаптивных причинно-следственных связей. Существует два пути формирования адаптивных причинно-следственных связей.

1. Изменение содержания мышления: замена одной точки зрения на другую. Например, при одном из тревожно-фобических расстройств — авиафобии — существует определенная причинно-следственная связь: «самолет = опасность» то есть, стимул интерпретируется как угрожающий, что приводит к эмоциональному реагированию в виде страха и поведенческому в виде избегания.

В ходе терапии изменяется интерпретация, то есть содержательная оценка стимула, формируется новая причинно-следственная связь, что создает новые эмоциональную реакцию и поведение.

2. Формирование адаптивного отношения к своим мыслям: изменение отношения к мыслям, а не их содержания, изменение реакции на мысли. Например, есть изначальная точка зрения или причинно-следственная связь между стимулом и реакциями.

В результате терапии, направленной на научение восприятия мыслей, содержащих угрозу, как продукта деятельности мозга, как идеи, но не как отражения реальности или истины, — изменяется реакция на стимул: он утрачивает прежнее значение, в умозаключениях изменяется причинно-следственная связь.

Реализация перечисленных вариантов в работе с мышлением обеспечивается двумя методологиями, включающими специализированные техники.

1. Направляемое открытие (Guided Discovery, по Judith S. Beck, по J. E. Young & A. T. Beck): для изменение когнитивных функций и поведения применяется методология «направляемого открытия», подразумевающая проверку гипотез, эмпиризм, постановку экспериментов, индуктивный опрос, взвешивание преимуществ и недостатков и т.д. Все это инструменты, имеющиеся в распоряжении терапевта, чтобы помочь клиенту в процессе «направляемого открытия» изучить доказательства, которые противоречат убеждениям, собрать информацию, необходимую для проверки гипотезы, посмотреть на новые альтернативы и прийти к обоснованным выводам после этого исследования. В результате применения перечисленных интервенций происходит формирование новых причинно-следственных связей — изменение содержания мышления.

В «схеме уровня интервенций» выделены два блока интервенций, приводящих в процессе «направляемого открытия» к изменению мышления и — как следствие — эмоциональных и поведенческих реакций.

Поведенческие (экспозиционная терапия (In vivo и Imaginal), поведенческие эксперименты, включающие поведенческую активацию). Поведенческие интервенции приводят к изменению мышления в результате столкновения с опытом, опровергающим изначальную точку зрения клиента. Например:

  • в ходе экспозиционной терапии ПТСР у клиента изменяется отношение к травматическому опыту, в восприятии окружающей действительности уходит доминировавшее чувство постоянной угрозы, то есть интерпретация мира становится другой;
  • в ходе поведенческого эксперимента при социофобии клиент получает опровержение своих мыслей о том, что его все отвергают, меняется самовосприятие;
  • в ходе поведенческой активации клиент получает информацию о том, что его изначальные сомнения об определенной деятельности не подтверждаются, деятельность вызывает удовлетворение и фон настроения повышается.

Когнитивные (сократический диалог, разные виды диспутов, мотивационное интервью и др. ). Когнитивные интервенции приводят к непосредственному изменению мышления:

  • в ходе взаимодействия с терапевтом, использующим специальные вопросы (в рамках специализированных техник — сократический диалог, диспуты, МИ и др.) для оспаривания точки зрения клиента;
  • в результате самостоятельной работы с использованием полученных в терапии навыков (например, при применении навыка ведения диспутов со своими мыслями).

2. Дистанцирование: основная цель — изменение реакции на собственные мысли, что достигается путем отстранения, дистанцирования от них, восприятия мыслей как продукта деятельности мозга, как идеи, но не как отражение реальности или истины. Дистанцирование — это процесс, при котором меняется отношение к мыслям без изменения их содержания. Процессы дистанцирования описаны в когнитивно-поведенческой терапии, Cognitive Behavioral Therapy, CBT (Aaron T. Beck), рационально-эмоционально-поведенческой терапии, Rational Emotive Behavior Therapy, REBT (

A. Ellis), терапии принятия и ответственности, Acceptance and Commitment Therapy, АСТ (S. C. Hayes, K. D. Strosahl, K. G. Wilson, 1999) и в метакогнитивной терапии, Metacognitive Therapy, MCT (A. Wells, M. Simons, 2014), однако идеи о важности «изучения метапознания», то есть «знания о знании» или «мышления о мышлении», присутствуют в работах античного философа Аристотеля (384–322 годы до н.э).

В результате дистанцирования благодаря изменению реакции на мысли формируется новая причинно-следственная связь, то есть мышление изменяется.

В «схеме уровня интервенций» указана технология дистанцирования — «Расцепление», или «Разделение», или «Defusion», — включающая в себя ряд техник: «наблюдение», «маркировка», «отпускание», «отстраненность».

Методологии направляемого открытия и дистанцирования применяются в работе с разными состояниями и на всех уровнях работы с мышлением: в работе с автоматическими мыслями, промежуточными убеждениями и глубинными убеждениями. При выборе методологии и интервенции целесообразно придерживаться следующей последовательности: методологией «первого выбора» является направляемое открытие и реализующие его техники. В случае отсутствия положительного отклика на данную методологию и техники, при отсутствии положительной динамики в терапии — применяется методология дистанцирования с соответствующими техниками.

Предложенная в статье «схема уровня интервенций» не является догматичной и представляет собой эмпирически сформированную модель, которая может изменяться при появлении новых данных. Понимание стратегии и методологий когнитивно-поведенческой психотерапии, знание разнообразных интервенций, учет взаимосвязи между разными интервенциями, применяемыми в когнитивно-поведенческой терапии, а также гибкое, недогматичное и конгруэнтное проблеме клиента применение интервенций в практике — фундамент эффективной и результативной психотерапевтической и психологической практики.

  1. Бек Д. Когнитивно-поведенческая терапия. От основ к направлениям. СПб: Питер, 2018
  2. Бек Д. Когнитивная терапия для сложных случаев. Киев: Вильямс, 2020
  3. Сокол Л., Фокс М. Когнитивно-поведенческая терапия. Практическое руководство. Киев: Вильямс, 2021
  4. Добсон К., Добсон Д. Научно-обоснованная практика в когнитивно-поведенческой терапии. СПб: Питер, 2021
  5. ДиДжузеппе Р., Дойл К., Драйден У. Рационально-эмотивно-поведенческая терапия. СПб: Питер, 2021
  6. Маккей М., Дэвис М., Фаннинг П: Контролируй мысли и чувства. Когнитивно-поведенческий подход. Киев: Вильямс, 2020
  7. Федоров А.П. Когнитивно-поведенческая психотерапия. СПб: Питер, 2002
  8. Бек А., Эмери Г. Тревожные расстройства и фобии. Когнитивный подход. Киев: Диалектика, 2020
  9. Бек А. и др. Когнитивная терапия депрессии. СПб: Питер, 2003
  10. Хофман С. Преодоление тревожности. СПб: Весь, 2020
  11. Ковпак Д. Страхи, тревоги, фобии. СПб: Наука и техника, 2012
  12. Кларк Д., Бек А. Тревога и беспокойство. Когнитивно-поведенческий подход. Киев: Вильямс, 2019
  13. Clark D., Beck A. Cognitive Therapy of Anxiety Disorders. The Guilford Press, 2010
  14. Канеман Д. Думай медленно… решай быстро. М.: АСТ, 2014
  15. Газзанига М. Кто за главного? Свобода воли с точки зрения нейробиологиию М.: Corpus, 2017
  16. Wells A., Simons M. Metacognitive therapy: thinking differently about thinking: The Wiley handbook of cognitive behavioral therapy. Chichester, UK; Malden, MA: Wiley-Blackwell, 2014. Pp. 107–130
  17. Hayes S. C., Strosahl K. D., Wilson K. G. Acceptance and commitment therapy: An experimental approach to behavior change. New York: The Guilford Press, 1999
  18. Деннетт Д. Насосы интуиции и другие инструменты мышления. М.: Corpus, 2019

Источник: Каменюкин А. Г. Стратегия и методология работы с мышлением в когнитивно-поведенческой психотерапии // VII Международный съезд Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии CBTFORUM: сборник научных статей, 21 мая 2021 года, Санкт-Петербург / [Ассоциация когнитивно-поведенческой психотерапии]. — СПб: СИНЭЛ, 2021. — 178 с.

Клиника когнитивной психотерапии

Новости

11 января 2021 г.

Специалисты нашей клиники руководствуются принципами доказательной медицины и используют единственную психотерапевтическую парадигму, эфф

Специалисты нашей клиники руководствуются принципами доказательной медицины и используют единственную психотерапевтическую парадигму, эффективность которой научно доказана и признана профессиональным сообществом. Основной метод нашей работы — когнитивно-поведенческая терапия, которая приводит к положительным результатам за несколько сеансов.

Мы успешно помогаем нашим клиентам, потому что:

  • Наш метод психотерапии научно обоснован;
  • Метод тщательно изучался на протяжении более, чем пятидесяти лет;
  • Все проведенные исследования показали высокую эффективность когнитивно-поведенческой психотерапии;
  • Эффективность метода превосходит все остальные психотерапевтические подходы;
  • При некоторых состояниях эффективность нашего метода выше, чем у лекарственных препаратов;
  • Когнитивно-поведенческая психотерапия – это «золотой стандарт» лечения при страхах, тревоге, панических атаках, депрессиях и других проблемах;
  • По данным всемирной организации здравоохранения (воз) когнитивно-поведенческая психотерапия – наиболее эффективный способ решения психологических проблем.

Кроме того, когнитивно-поведенческая психотерапия – единственный метод психотерапевтического лечения, оплачиваемый страховыми компаниями в странах Западной Европы и США.

Особенности когнитивно-поведенческой терапии

Когнитивно-поведенческая терапия основана на когнитивной модели. Это значит, что в центре внимания находится не подсознание, а сознание пациента, его мысли и фантазии, которыми, в отличие от подсознательных образов, можно управлять. В этом главное отличие когнитивно-поведенческой терапии от психоанализа.

От того, как мы воспринимаем обстоятельства, зависит наше эмоциональное состояние. Одни и те же происшествия у разных людей вызывают разную реакцию. Это значит, что влияние на нашу жизнь имеют зачастую не сами события, а то, как мы к ним относимся. Когда человек испытывает стресс или иные психологические расстройства, он склонен видеть ситуацию в более мрачных тонах. Когнитивно-поведенческая терапия помогает людям вовремя обратить внимание на негативные мысли и оценить, какое отношение они имеют к реальности.

Следующий этап — изменение этих мыслей и улучшение эмоционального состояния. Понимание этих процессов позволяет людям, страдавшим от депрессии, фобий или расстройств, менять свое поведение и избавляться от психологических проблем.

Факты

В течение дня у человека появляется от 60000 до 70000 мыслей, а распознается минимальная часть из них, так как возникновение мысли происходит за доли секунды, но эмоциональное (и физическое) состояние человека определяется тем, какая оценка содержалась в появившейся мысли. Большинству людей сложно выявить негативные модели своего мышления, так как они стали привычкой.

Преимущества когнитивно-поведенческой терапии

Решение конкретных проблем
Когнитивно-поведенческая терапия сфокусирована на настоящем, нацелена на решение определенных проблем пациента.

Быстрота и экономичность лечения
В отличие от других психотерапевтических методов, она не требует длительного лечения и гарантирует результат. Иногда для того, чтобы избавиться от серьезной проблемы, требуется лишь несколько сеансов. Благодаря этому когнитивно-поведенческую терапию можно считать самым экономичным видом решения психологических проблем.

Приобретение полезных навыков
В процессе лечения вы приобретете полезные навыки, которые сможете использовать на протяжении всей жизни: научитесь отфильтровывать вредные мысли, менять свои установки и свое поведение, облегчая себе жизнь и повышая ее качество.

Научные доказательства эффективности когнитивно-поведенческой психотерапии

На протяжении своей более чем полувековой истории когнитивно-поведенческая психотерапия была подвергнута тщательным исследованиям. Число таких исследований очень велико — 452. По другим психотерапевтическим направлениям (например, психоанализ или гештальт) столь масштабные и фундаментальные исследования не проводились, а проведенные демонстрировали сомнительную результативность, что не афишируется по вполне понятным причинам.

Сегодня когнитивно-поведенческая модель психотерапии признается большинством авторов как наиболее влиятельная и эмпирически обоснованная, а эффективность когнитивно-поведенческой психотерапии при депрессиях, фобиях и панических атаках подтверждена большим количеством исследований (Perrez, Baumann, 2005). Она сопоставима с эффективностью медикаментозного лечения антидепрессантами (Thase et al., 1997) при этом подчеркивается ее более высокий превентивный эффект.

Метаанализ целого ряда надежных исследований показал, что в течение года после основного курса лечения антидепрессантами около 60% пациентов переживают повторный приступ депрессии, а после курса когнитивно-поведенческой психотерапии – только 29, 5% (Gloaguen et al., 1998). Она занимает первое место среди всех методов психотерапии по эффективности лечения большой депрессии (DeRubies, Crits-Christoph, 1998) и различных тревожных расстройств — фобий, панических атак и т.п. (Grave et al., 1994; Ruhmlad, Margraf, 2001).

Отечественные авторы в отдельных исследованиях также подтверждают эффективность и преимущества когнитивно-поведенческой психотерапии (Вейн с соавт., 1993; Бобров, Агамамедова, 2006; Холмогорова А.Б., 2011).

Методы когнитивно-поведенческой терапии

Когнитивно-поведенческая терапия — это передовое лечение, основанное на последних научных достижениях в области психологии. Он работает при тревоге, депрессии и многих других психологических проблемах. Существует множество методов когнитивно-поведенческой терапии, и все они направлены на изменение саморазрушающих мыслей, подавляющих эмоций и неэффективного поведения. Приведенные ниже методы когнитивно-поведенческой терапии представляют собой одни из наиболее эффективных процедур когнитивно-поведенческой терапии, предназначенных для улучшения мышления, настроения и поведения.

Когнитивные техники: Когнитивная реструктуризация
Когнитивная реструктуризация (иногда называемая когнитивной переоценкой) — это метод когнитивно-поведенческой терапии, направленный на обучение распознаванию дисфункциональных моделей мышления и выработке более рациональных, обоснованных способов понимания сложных ситуаций. Когнитивная реструктуризация — это не столько метод сам по себе, сколько набор различных методов, помогающих улучшить ваше мышление. Методы когнитивной реструктуризации могут включать в себя отслеживание мыслей в трудных ситуациях, выявление когнитивных искажений и участие в поведенческих экспериментах, чтобы проверить, верны ли ваши мысли. Все эти методы когнитивной реструктуризации подробно изложены в этой бесплатной онлайн-книге по когнитивно-поведенческой терапии.

Постепенное воздействие Задания: Воздействие — это метод когнитивно-поведенческой терапии, который помогает людям систематически приближаться к тому, чего они боятся. Как правило, страх и тревога заставляют людей избегать ситуаций. К сожалению, избегание пугающих ситуаций — это то, что на самом деле поддерживает чувство страха и беспокойства. Благодаря систематическому воздействию люди справляются с опасными ситуациями одну за другой, а затем берутся за все более сложные задачи воздействия. Воздействие является одним из наиболее эффективных существующих психологических методов лечения, имеющим 90% эффективности при некоторых тревожных расстройствах.

Планирование активности: Планирование активности — это метод когнитивно-поведенческой терапии, предназначенный для того, чтобы помочь людям улучшить поведение, которое они должны делать больше. Выявляя и планируя полезные действия, такие как медитация, прогулка или работа над проектом, вы увеличиваете вероятность того, что они будут выполнены. Этот метод особенно полезен для людей, которые не занимаются многими полезными делами из-за депрессии, или для людей, которым трудно выполнять задачи из-за прокрастинации.

Последовательное приближение: Этот метод когнитивно-поведенческой терапии работает для людей, которые испытывают трудности с выполнением задачи либо из-за того, что не знакомы с задачей, либо потому, что задача по какой-то причине кажется невыполнимой. Техника работает, помогая людям справиться с более легкой задачей, которая похожа на более сложную задачу. Это похоже на тренировку сложения и вычитания перед изучением деления. Как только вы попрактикуетесь в сложении и вычитании, длинное деление перестанет быть таким пугающим. Точно так же, отрепетировав одно поведение, чуть более сложное поведение кажется более управляемым.

Практика осознанности: Осознанность — это техника когнитивно-поведенческой терапии, заимствованная из буддизма. Цель внимательности — помочь людям избавиться от размышлений или зацикливания на негативных вещах и перенаправить свое внимание на то, что на самом деле происходит в настоящий момент. Осознанность является предметом множества новых исследований в психологии и представляет собой передний край психотерапевтической практики. Значительные исследования показали, что внимательность эффективна для улучшения концентрации, контроля боли и регуляции эмоций.

Обучение навыкам: Многие проблемы людей возникают из-за того, что они не обладают соответствующими навыками для достижения своих целей. Обучение навыкам — это метод когнитивно-поведенческой терапии, применяемый для устранения дефицита таких навыков. Общие области обучения навыкам включают обучение социальным навыкам, обучение общению и обучение уверенности в себе. Обычно обучение навыкам происходит посредством прямого обучения, моделирования и ролевых игр, а также посредством терапии, направленной на решение проблем.

Для получения более подробной информации о каждом из этих методов когнитивно-поведенческой терапии посетите страницу упражнений когнитивно-поведенческой терапии.

Когнитивно-поведенческая терапия Лос-Анджелес — это терапевтическая практика опытных психологов с высочайшим уровнем подготовки и опытом в предоставлении доказательной терапии. Чтобы задать вопрос или записаться на консультацию, чтобы определить, подходит ли вам когнитивно-поведенческая терапия, нажмите кнопку ниже.

Когнитивно-поведенческая терапия | Введение в психологию

Цели обучения

  • Описать, как когнитивная и когнитивно-поведенческая терапия используются в качестве методов лечения

Психотерапия: когнитивная и когнитивно-поведенческая терапия

Когнитивная терапия — это форма психотерапии, которая фокусируется на том, как мысли человека приводят к чувству дистресса. Идея когнитивной терапии заключается в том, что то, как вы думаете, определяет то, что вы чувствуете и действуете. Когнитивные терапевты помогают своим клиентам изменить дисфункциональные мысли, чтобы уменьшить дистресс. Они помогают клиенту увидеть, как он неправильно истолковывает ситуацию (когнитивное искажение). Например, клиент может чрезмерно обобщать. Поскольку Рэй провалил один тест по курсу «Психология 101», он чувствует себя глупым и бесполезным. Эти мысли затем ухудшают его настроение. Терапевты также помогают клиентам распознавать, когда они раздувают вещи до крайности. Поскольку Рэй провалил тест по психологии 101, он пришел к выводу, что провалит весь курс и, возможно, вообще вылетит из колледжа. Эти ошибки в мышлении усугубили чувство бедствия Рэя. Его терапевт поможет ему бросить вызов этим иррациональным убеждениям, сосредоточиться на их нелогичной основе и исправить их с помощью более логичных и рациональных мыслей и убеждений.

Когнитивная терапия была разработана психиатром Аароном Беком в 1960-х годах. Первоначально его внимание было сосредоточено на депрессии и на том, как саморазрушительное отношение клиентки способствовало сохранению депрессии, несмотря на положительные факторы в ее жизни (Beck, Rush, Shaw, & Emery, 1979) (рис. 1). Задавая вопросы, когнитивный терапевт может помочь клиенту распознать дисфункциональные идеи, бросить вызов катастрофическим мыслям о себе и своей ситуации и найти более позитивный взгляд на вещи (Бек, 2011).

Одной из первых форм когнитивно-поведенческой терапии была рационально-эмоциональная терапия (РЭТ), основанная Альбертом Эллисом и выросшая из его неприязни к фрейдистскому психоанализу (Daniel, n.d.). Бихевиористы, такие как Джозеф Вольпе, также повлияли на терапевтический подход Эллиса (Национальная ассоциация когнитивно-поведенческих терапевтов, 2009). В 1980-х и 1990-х годах когнитивные и поведенческие методы были объединены в когнитивно-поведенческую терапию. Ключевым моментом в этом слиянии стала успешная разработка методов лечения панического расстройства Дэвидом М. Кларком в Великобритании и Дэвидом Х. Барлоу в США. Со временем когнитивно-поведенческая терапия стала известна не только как терапия, но и как зонтик. категория для всех когнитивно-ориентированных психотерапий.

Рисунок 1 . Ваши эмоциональные реакции являются результатом ваших мыслей о ситуации, а не самой ситуации. Например, если вы последовательно интерпретируете события и эмоции на темы потерь и поражений, то, скорее всего, у вас депрессия. С помощью терапии вы можете научиться более логическим способам интерпретации ситуаций.

Ссылка на обучение

Посмотрите короткое видео, в котором Джудит Бек, психолог и дочь Аарона Бека, рассказывает о когнитивной терапии и проводит сеанс с клиентом.

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) помогает клиентам изучить, как их мысли влияют на их поведение. Он направлен на изменение когнитивных искажений и саморазрушительного поведения. Например, если вы впервые встречаетесь с новыми людьми, у вас может возникнуть автоматическая мысль: «Я не понравлюсь этим людям, потому что мне нечем поделиться». Сама эта мысль не вызывает беспокойства; оценка (или оценка) того, что это может иметь достоинства, вызывает беспокойство. Цель КПТ — помочь людям делать адаптивные, а не неадекватные оценки (например, «Я знаю интересные вещи!»). Этот метод переоценки, или когнитивной реструктуризации , является фундаментальным аспектом CBT. При когнитивной реструктуризации задача терапевта состоит в том, чтобы помочь указать, когда у человека возникают неточные или неадекватные мысли, чтобы пациент мог либо устранить их, либо изменить, чтобы они стали более адаптивными. По сути, этот подход предназначен для изменения образа мышления людей, а также их действий.

В общей сложности сотни исследований показали эффективность когнитивно-поведенческой терапии при лечении многочисленных психологических расстройств, таких как депрессия, посттравматическое стрессовое расстройство, тревожные расстройства, расстройства пищевого поведения, биполярное расстройство и злоупотребление психоактивными веществами (Институт когнитивно-поведенческой терапии Бека, нд). Например, было обнаружено, что КПТ эффективно снижает уровень безнадежности и суицидальных мыслей у ранее склонных к суициду подростков (Алави, Шарифи, Ганизаде и Дехбозорги, 2013). Когнитивно-поведенческая терапия также оказалась эффективной в снижении посттравматического стрессового расстройства у определенных групп населения, таких как работники общественного транспорта (Lowinger & Rombom, 2012).

Когнитивно-поведенческая терапия направлена ​​на изменение когнитивных искажений и саморазрушительного поведения с использованием таких методов, как модель ABC. В этой модели есть A действие (иногда называемое активирующим событием), B убеждение о событии и C последствия этого убеждения. Допустим, Джон и Джо оба идут на вечеринку. Джон и Джо встретили на вечеринке по молодой женщине: Джон большую часть вечеринки разговаривает с Меган, а Джо разговаривает с Амандой. В конце вечеринки Джон спрашивает у Меган номер ее телефона, а Джо спрашивает Аманду. Меган говорит Джону, что лучше не будет давать ему свой номер, и Аманда говорит Джо то же самое. И Джон, и Джо удивлены, так как думали, что все идет хорошо. Что Джон и Джо могут сказать себе о том, почему женщин это не интересовало? Скажем, Джон говорит себе, что он неудачник, или урод, или «не умеет играть». Затем Джон впадает в депрессию и решает не идти на другую вечеринку, что запускает цикл, который держит его в депрессии. Джо говорит себе, что у него неприятный запах изо рта, выходит и покупает новую зубную щетку, идет на другую вечеринку и знакомится с кем-то новым.

Вера Джона в то, что произошло, приводит к дальнейшей депрессии, в то время как вера Джо — нет. Джон усваивает атрибуцию или причину отказа, что вызывает его депрессию. С другой стороны, Джо экстернализует причину, поэтому его мышление не способствует чувству депрессии. Когнитивно-поведенческая терапия исследует специфические дезадаптивные и автоматические мысли и когнитивные искажения. Некоторыми примерами когнитивных искажений являются мышление типа «все или ничего» 9.0035 , чрезмерное обобщение и поспешные выводы . При чрезмерном обобщении кто-то берет небольшую ситуацию и делает ее огромной — например, вместо того, чтобы сказать: «Эта конкретная женщина не интересовалась мной», мужчина говорит: «Я уродлив, неудачник, и никто никогда не собирается интересуйся мной».

Мышление «все или ничего», которое является распространенным типом когнитивного искажения у людей, страдающих депрессией, отражает крайности. Другими словами, все черное или белое. После того, как ему отказали в свидании, Джон начинает думать: «Ни одна женщина никогда не пойдет со мной на свидание. Я навсегда останусь один». Он начинает тревожиться и грустить, размышляя о своем будущем.

Третий тип искажения включает поспешные выводы — предположение, что люди думают о вас негативно или негативно реагируют на вас, даже если нет никаких доказательств. Рассмотрим пример Саванны и Хиллэр, которые недавно встретились на вечеринке. У них много общего, и Саванна думает, что они могли бы стать друзьями. Она звонит Хиллэр, чтобы пригласить ее на кофе. Поскольку Хиллэр не отвечает, Саванна оставляет ей сообщение. Проходит несколько дней, а Саванна так и не получает ответа от своего потенциального нового друга. Возможно, Хиллэр так и не получила сообщение, потому что потеряла телефон или слишком занята, чтобы перезвонить. Но если Саванна считает, что Хиллэр не любила Саванну или не хотела дружить с ней, она демонстрирует когнитивное искажение поспешных выводов.

Насколько эффективна КПТ? Один клиент сказал о своей когнитивно-поведенческой терапии следующее:

В моей жизни было много болезненных эпизодов депрессии, и это отрицательно сказалось на моей карьере и оказало значительное давление на моих друзей и семью. Лечение, которое я получил, такое как прием антидепрессантов и психодинамическое консультирование, помогло [мне] справиться с симптомами и получить некоторое представление о корнях моих проблем. КПТ была, безусловно, самым полезным подходом, который я нашел для решения этих проблем с настроением. Это повысило мое понимание того, как мои мысли влияют на мое настроение. Как то, как я думаю о себе, о других и о мире, может привести меня к депрессии. Это практический подход, который не слишком зацикливается на детских переживаниях, но признает, что именно тогда эти модели были изучены.

Добавить комментарий