«Основные механизмы социальной перцепции» Содержание. ВВЕДЕНИЕ———————————————————————————-3 Глава I. Понятие социальной перцепции———————————————-8 1.1.Общение: понятие, функции, структура——————————————10 1.2.Понятие социальной перцепции—————————————————14 1.3.Восприятие и понимание в процессе общения———————————18 Глава II. Основные механизмы социальной перцепции—————————22 2.1.Стереотипизация———————————————————————-24 2.2. Идентификация, эмпатия, рефлексия, аттракция——————————28 2.3. Каузальная атрибуция—————————————————————36 2.4. Факторы ошибки восприятия——————————————————39 ЗАКЛЮЧЕНИЕ—————————————————————————-41 ЛИТЕРАТУРА——————————————————————————44 Введение. Социальная психология — это «наука, изучающая механизмы и закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включенностью в социальные группы и общности, а также психологические особенности этих групп и общностей Категория общение является базовой для социально-психологической теории. Общение – это «форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнёрами и приводящая к возникновению психического контакта» [6, стр.39]. Психический контакт обеспечивает в общении взаимный обмен эмоциями. Этот контакт характеризует общение как двустороннюю деятельность, взаимную связь между людьми. В процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. Само взаимопонимание можно истолковывать по-разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, или как не только понимание, но и приятие, разделение этих целей, мотивов, установок, что позволяет не просто согласовывать действия, но и устанавливать особого рода отношения: близости, привязанности, выражающиеся в чувствах дружбы, симпатии, любви. В социальной психологии общение определяется как «сложный процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией познавательного или эмоционально-оценочного характера ГЛАВА I. Cущность социальной перцепции. Общение – сложный и весьма многогранный процесс. Так профессор Б.Д. Парыгин отметил, что «этот процесс может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимного влияния друг на друга, а как процесс их взаимного переживания и взаимного понимания друг друга» [6, стр. 39]. Это определение ориентирует на системное понимание сущности общения, его многофункциональность и деятельностную природу. В процессе общения происходит обмен информацией, её интерпретация, взаимопонимание, взаимовосприятие, взаимооценка, сопереживание, формирование симпатий и антипатий, психологическое воздействие, осуществление регулирования совместной деятельности и др. Специфика общения состоит в том, что в его процессе происходит взаимораскрытие субъективных миров партнёров. В общении самоопределяются и самопредъявляются. При исследовании общения выделяется три уровня анализа. На первом уровне (макроуровне) анализа рассматривается общение индивида с другими людьми как важнейшая сторона его образа жизни. При этом анализируются общественные институты, этнические и семейные традиции и нормы. Этот уровень является основным при изучении направленности деятельности личности, мотивационной сферы и межличностных отношений. Общение здесь выступает как сложная развивающаяся сеть взаимосвязей индивида с другими людьми и социальными группами. Второй уровень анализа (мезоуровень) предполагает изучение отдельных контактов, в которые вступают люди, когда совместно решают ту
Потребность в общении относится к числу основных, базовых потребностей человека. Социальный смысл общения состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта. Психологический смысл общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого человека и происходит изменение чувств, поведения взаимодействующих людей. Исходя из этого можно дать такое определение общения. Общение — это « Общение – это «форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнёрами и приводящая к возникновению психического контакта Рассмотрение понятия общение имеет различные трактовки самого понятия «общения». Так, А.С. Золотнякова понимала общение как «социально- и личностно-ориентированный процесс, в котором реализуются не только личностные отношения, но и установки на социальные нормы». Т.е. она видела общение как процесс передачи нормативных ценностей и подавала общение как «социальный процесс, через который общество влияет на индивида А.А. Бодалёв предлагает рассматривать общение как «взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми» [6, стр.40]. Существует масса трактовок сущности понятия общения. Мы их конечно все рассматривать и раскрывать не будем. Но остановим внимание 1.2. Понятие социальной перцепции. Весьма часто восприятие человека человеком обозначают как социальная перцепция. Термин «»социальная перцепция» впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г.» [1, стр.117]. Социальной перцепцией стали называть «процесс восприятия так называемых социальных объектов, под которыми подразумевались другие люди, социальные группы, большие социальные общности Многие исследователи предпочитают в этом случае обратиться к французскому выражению «connaissanse d’autrui», что означает не столько восприятие другого, сколько познание другого. В отечественной литературе также весьма часто в качестве синонима «восприятие другого человека» употребляется выражение «познание другого человека» [1, стр.119]. Н.Р. Битянова определяет социальную перцепцию как «восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретацию и прогнозирование на этой основе его поступков 1.3. Восприятие и понимание в процессе общения.
Поэтому в общении целесообразно говорить не о социальной перцепции вообще, а о межличностной перцепции, или межличностном восприятии. В качестве субъекта и объекта восприятия могут выступать не только отдельные личности, но и целые группы людей. При восприятии людьми друг друга можно выделить несколько возможных ситуаций:
При формировании образа партнёра человек зачастую сталкивается с неким количеством фрагментарной информации о нём и оценивает её с учётом многих психологических и эмоциональных факторов. Вполне вероятно, что он примет во внимание только те сведения, которые соответствуют его представлениям и лучше всего подходят для его целей. Кроме недостатка информации и его пристрастного отбора процесс восприятия искажают также ошибочные заключения. Когда информации мало, человек строит свои выводы о собеседнике на основе того немногого, что успел узнать, а когда его представление сформировано, он пренебрегает полученными позже дополнительными сведениями. Глава II. Основные механизмы социальной перцепции. Под восприятием в социальной психологии понимают целостный образ другого человека (партнёра по общению), формируемый на основе оценки его внешнего вида и поведения. На основе внешней стороны поведения, по словам С.Л. Рубинштейна мы «словно читаем другого человека, расшифровываем значение его внешних данных» [5, стр.21]. В ходе познания одновременно осуществляются эмоциональная оценка собеседника и попытка понять его поведение, а также основанные на этом стратегии изменения его поведения и формирование своего собственного поведения. Поясним сказанное на примере. Человек, стоящий поздним вечером на автобусной остановке, замечает приближающегося пешехода. Тот одет в темную одежду, держит руки в карманах и двигается быстрой, решительной походкой. Если стоящий на остановке человек спокоен и уверен в себе, он может подумать приблизительно так: «Этот человек, видимо, замерз и очень спешит. Наверное, опаздывает домой или на свидание. Сейчас он спокойно пройдет мимо». Подумав подобным образом, наблюдатель спокойно продолжит свое ожидание. Если же человек на остановке встревожен или мнителен, он может рассудить по-другому: «Почему у него руки в карманах? Как он быстро надвигается на меня! У него может быть худое на уме. Вид больно подозрительный…» Подумав таким образом, человек скроется в тень («от греха подальше»). Процесс социальной перцепции представляет собой деятельность его субъекта (наблюдателя) по оценке внешнего вида, психологических особенностей и поступков наблюдаемого лица, в результате которого у него складывается конкретное отношение к наблюдаемому и формируется определённые представления о возможном его поведении. В зависимости от этих представлений сам наблюдатель прогнозирует и строит свои отношения и поведение в общении. 2.1. Стереотипизация. Впервые термин «социальный стереотип» был введен У. Липпманом в 1922 г. [1, стр.128]. В более же широком смысле слова стереотип — это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным сокращением при взаимодействии с этим явлением. Стереотипы в общении, возникающие, в частности, при познании людьми друг друга, имеют и специфическое происхождение, и специфический смысл. Как правило, стереотип возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта, в результате стремления строить выводы на базе ограниченной информации. Очень часто стереотип возникает относительно групповой принадлежности человека, например принадлежности его к какой-то профессии. Тогда ярко выраженные профессиональные черты у встреченных в прошлом представителей этой профессии рассматриваются как черты, присущие всякому представителю этой профессии («все учительницы назидательны», «все бухгалтеры — педанты» и т.д.). Здесь проявляется тенденция извлекать смысл из предшествующего опыта, строить заключения по сходству с этим предшествующим опытом, не смущаясь его ограниченностью. Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к двум различным следствиям. С одной стороны к определенному упрощению процесса познания другого человека; в этом случае стереотип не обязательно несет на себе оценочную нагрузку: в восприятии другого человека не происходит сдвига в сторону его эмоционального принятия или 2.2. Идентификация, эмпатия, рефлексия, аттракция. Идентификация (от лат. Identifigare — отождествлять), т.е. уподобление себя другому. В социальной психологии идентификация рассматривается как «важнейший механизм социализации, проявляющийся в принятии индивидом социальной роли при вхождении в группу, в осознании им групповой принадлежности» [9, стр.46]. Через идентификацию дети усваивают нормы поведения, эмоциональные состояния, мораль значимых окружающих, используя их в качестве эталона. Важной особенностью этого процесса является то, что на первых порах он происходит независимо от сознания ребёнка и не контролируется в полной мере родителями и воспитателями. Это попытка понять состояние, настроение человека, его отношение к миру и себе, поставив себя на его место, слившись с его «Я». При этом неизбежен пусть временный, но отказ от собственного «Я». При идентификации с другим человеком усваиваются его нормы, ценности, поведение, вкусы и привычки. Человек ведет себя так, как, по его мнению, строил бы в данной ситуации свое поведение этот человек. Идентификация имеет особое личностное значение на определенном этапе развития, чаще всего в старшем подростковом или юношеском возрасте, когда она во многом определяет характер отношений между юношей и значимыми для него взрослыми или сверстниками (например, отношение к кумиру). Идентификация может иметь двойное воздействие на развитие личности. С одной стороны, формирует способности к установлению положительных отношений с людьми, с другой – может привести к растворению индивида в другом человеке, выхолащиванию индивидуального. 2.3. Каузальная атрибуция. Каузальная атрибуция (от лат. causalis – причинность и attributio – приписывание) – это «интерпретация одним человеком причин и мотивов поведения других людей» [9, стр. 49], т.е. это механизм интерпретации поступков и чувств другого человека. В ходе общения люди не ограничиваются получением внешне наблюдаемых сведений, а стремятся к выяснению причин поведения других людей. Т.к. информация о человеке, получаемая в результате наблюдения, чаще всего недостаточна для надёжных выводов, наблюдатель находит вероятные причины поведения и приписывает их наблюдаемому человеку. Исследования каузальной атрибуции направлены на изучение попыток рядового человека, как бы «человека с улицы», понять причину и следствие тех событий, свидетелем или участником которых он является. Это включает также интерпретацию своего и чужого поведения, что и выступает составной частью межличностного восприятия. Если на первых порах исследования атрибуции речь шла лишь о приписывании причин поведения другого человека, то позже стали изучаться способы приписывания более широкого класса характеристик: намерений, чувств, качеств личности. Сам феномен приписывания возникает тогда, когда у человека есть дефицит информации о другом человеке: заменить ее и приходится процессом приписывания. Это соответствует идее Ф. Хайдера, который сознательно ввел в социальную психологию правомерность ссылок на «наивную психологию «человека с улицы»», т.е. на соображения здравого смысла. Согласно Хайдеру, людям вообще свойственно рассуждать таким образом: «плохой 2.4. Факторы ошибки восприятия.
Заключение. Оба ряда отношений человека, и общественные, и личные реализуются именно в общении. Таким образом, общение и есть реализация всей системы отношений человека. В нормальных обстоятельствах отношения человека к окружающему его предметному миру всегда опосредованы его отношением к людям, к обществу, то есть включены в общение. Кроме того, общение неразрывно связано с человеческой деятельностью. Само общение между людьми происходит непосредственно в процессе деятельности, по поводу этой деятельности. Общение, являясь сложным психологическим явлением, имеет свою структуру. В межличностном общении могут быть выделены три стороны. 1. Коммуникативная сторона общения связана с обменом информацией, обогащением друг друга за счет накопления каждым запаса знаний. 2. Интерактивная сторона общения служит практическому взаимодействию людей между собой в процессе совместной деятельности. Здесь проявляется их способность сотрудничать, помогать друг другу, координировать свои действия, согласовывать их. Отсутствие навыков и умений общения или недостаточная их сформированность отрицательно сказываются на развитии личности. 3. Перцептивная сторона общения характеризует процесс восприятия людьми других людей, процесс познания их индивидуальных свойств и качеств. В данной работе мы выяснили, что социальная перцепция – это восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов, прежде всего самих себя, других людей, социальных групп. Список используемой литературы.
Каталог: sites -> default -> files Скачать 136.34 Kb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
Что такое перцепция? Понятие, функции и механизмы перцепции в психологии.
Человек — существо социальное. Каждый день мы общаемся с большим количеством людей, создаем новые отношения, формируем существующие, активно взаимодействуем между собой. Наше мнение о собеседнике, оценка его поведения и внешнего вида зависит от определенного механизма, который называется перцепцией.
В этой статье мы расскажем, что такое перцепция в психологии, объясним процесс социального восприятия и затронем особенности социальной перцепции.
Понятие социальной перцепции в психологии
Социальная перцепция – психологический процесс, под которым понимают развитие межличностных взаимоотношений путем создания представления и образа о себе, других людях, коллективах, группах, общностях.
Перцептивные процессы включают в себя восприятие, изучение, понимание и оценку различных социальных объектов — деятельность окружающих людей и социальных процессов.
Можно дать такое определение перцепции — это наука о том, как люди создают впечатление себе и делают выводы о других исходя из полученной информации.
Результатом перцепции является получение целостного образа, единой структуры, анализ процесса общения и формирование определенного отношения к конкретному человеку или группе людей.
Под перцепцией понимается процесс восприятия социальных объектов, т.к. в переводе с латинского этот термин как раз и означает «восприятие».
Перцептивная система состоит из таких социально важных компонентов как:
- восприятие внешнего вида других людей, сюда же относят и физическое восприятие
- словесное общение
- невербальное общение (к невербальным относятся мимика, голос, жесты, положение и движение тела).
Сущность познания состоит в том, что два субъекта взаимоотношений определяют не только физические характеристики друг друга (плюс оценивают внешний вид), но и анализируют поведение, распознают эмоции и делают выводы о способностях и намерениях.
Важно! Социальное восприятие — всегда двухсторонний процесс. Субъект восприятия и объект восприятия создают единую перцептивную систему. Но точность этой оценки не всегда бывает правдивой.
Виды социальной перцепции
Психологические механизмы восприятия основаны на всех органах чувств. При этом у людей, лишенных какого-либо органа чувств, восприятие «работает» также эффективно, поэтому проблемы социальной перцепции не зависят от отсутствия у человека слуха или зрения.
Рассмотрим кратко, чем отличается зрительное перцептивное восприятие от других:
- Зрительное. Наиболее информативное восприятие внешнего мира. Зрение позволяет нам увидеть и оценить множество разноплановой информации — видеть образы, читать текст, анализировать графики, различать цвета и т.д.
- Слуховое дает нам представление об объекте восприятия и помогает ориентироваться в пространстве
- Осязательное восприятие позволяет понимать и анализировать информацию о предмете, человеке или явлении через прикосновения.
- Вкусовое. Этот вид восприятия эволюционно был дан нам для того, чтобы определять съедобное или несъедобное — каким растением можно перекусить, а каким можно и отравиться.
- Обонятельное. Для современного индивида обоняние позволяет получить информацию не только о собеседнике, но и о продукте, например, определить его качество и свежесть.
Психологи также проводят разделение восприятия на:
- Пространственное, которое помогает нам определять положение вещей в пространстве.
- Временное, помогающее определять временные промежутки и дающее ощущение времени.
Перцептивный образ складывается из совокупности свойств предмета, явления, полученных с помощью всех органов чувств.
Социальная перцепция: основные функции
В психологии различают следующие функции социальной перцепции:
- познание себя, как индивида, оценка своей личности для сравнения ее с оценкой других людей
- познание других людей для анализа социального окружения и соц взаимодействия
- выявление предпочтительных партнеров, друзей из окружения путем установления социальной аттракции (эмоциональных контактов)
- анализ и прогнозирование совместной деятельности на основе перцептивности между людьми
Межличностная перцепция позволяет индивиду сформировать представление о себе и о другом индивиде, «собрать» единый целостный образ, понять особенности и нюансы будущего взаимодействия.
Пример
При первом знакомстве парень и девушка узнают друг о друге много информации, оценивают внешний вид, манеру речи, умственные способности, стиль одежды, жизненные ценности и иные предпочтения. Девушка, как правило, оценивает еще и запах от потенциального партнера, подключая обонятельную перцепцию. По сути, это перцептивная деятельность. Соответственно, после знакомства и какого-то минимального общения каждый может понять, хочет он продолжать общение и строить отношения или нет.
Механизмы социальной перцепции
Развитию перцепции способствуют следующие механизмы, которые люди используют при оценке друг друга и интерпретации полученной информации:
- Восприятие человека через внешний облик и поведение
- Оценка внутренних характеристик через социально-психологические процессы, такие как идентификация, аттракции, симпатия
Далее рассмотрим эти процессы более подробно:
Социально-психологические процессы |
Описание и характеристика |
Идентификация |
Человек сравнивает и отождествляет себя с другими в процессе социальной перцепции. Личность изучает объект перцепции через уподобление ему. |
Эмпатия |
Способ понимания другого через чувствование его эмоций и переживаний. Стремление поддержать объект восприятия. |
Аттракция |
Процесс понимания друг друга путем формирования положительного эмоционального фона. |
Симпатия |
Это устойчивое, эмоциональное влечение, которое проявляется в оказании внимания, доброжелательности, стремлении познать собеседника. |
Социальная рефлексия |
Процесс размышления над внутренним миром объекта познания, представление о чужих мыслях, размышлениях, мнениях. |
Каузальная атрибуция |
Феномен межличностного восприятия, который заключается в выдвижении гипотез мотивов и намерениях собеседника, приписывании причин того или иного поведения. |
Механизмы социальной перцепции могут «работать» как по отдельности, так и в комплексе. То есть, например, аттракция может появиться после проявленной эмпатии, а рефлексия — после атрибуции.
Эффекты социальной перцепции
В процессе взаимодействия перцепция и оценка другой личности может быть неточной. Такое искажение называется эффект социальной перцепции. Это своеобразная ошибка мышления, основанная на неправильных установках, пережитом опыте, шаблонной модели поведения.
Рассмотрим самые популярные когнитивные искажения, связанные с социальной перцепцией:
- Эффект ореола – когда сложившееся мнение о ком-либо дублируется на его неизвестные черты. Например, если человек в костюме выходит из офисного центра, то он хорошо зарабатывает и занимает высокую должность.
- Эффект новизны – мнение о незнакомце формируется после первого впечатления. Отсюда известная фраза «по одежке встречают».
- Эффект первичности – первое впечатление формирует дальнейшую оценку незнакомого человека. То есть первоначальная информация является доминирующей.
- Эффект присутствия – какой-либо устойчивый навык личности проявляется сильнее, если он находится в группе других людей.
- Эффект роли – когда мы можем приписывать собеседнику то качество, которое обусловлено его социальной ролью.
- Эффект авансирования – испытывание негативных эмоций и разочарования оттого, что личности не свойственны те качества, которые мы ему приписали.
- Презумпция взаимности — «автоматическое» хорошее отношение к собеседнику, потому что он и к нам относится хорошо.
Важно! Когнитивный диссонанс и эффекты с ним связанные оказывают негативное воздействие на психоэмоциональное и физическое здоровье индивида. Такого состояния внутреннего конфликта лучше избегать.
Как развить восприятие
Чтобы не испытывать когнитивное искажение, вызванное социальной перцепцией, не заблуждаться в человеке и не совершать ошибок нужно «прокачивать» навык межличностной перцепции.
Как это сделать? Прежде всего нужно начать с самопознания, уметь распознавать психотипы личности, не допускать стереотипного мышления, внимательно слушать собеседника и принимать его точку зрения.
Также есть некоторые психологические методы, с помощью которых можно развить социальную перцепцию. Среди таких методов можно выделить:
- Групповая дискуссия, в течение которой происходит групповое обсуждение какого-либо вопроса или проблемы. Так как у каждого участника есть собственное мнение, то обсуждаемую проблему можно увидеть с разных сторон.
- Игровой метод позволяет сплотить коллектив, участникам будет проще раскрыться друг перед другом, уйдет скованность и напряжение. Такой метод подходит и для обучающих программ (педагогические организации часто используют игры в своей работе) и для поиска оптимального решения какой-либо задачи. Игры позволяют закрепить новые навыки и умения.
- Медитации — они позволяют «разгрузить» ум, уменьшить стресс, снять излишнее напряжение.
Такие техники помогают развивать навыки социальной перцепции, лучше понимать эмоции других людей, анализировать их поступки, адекватно оценить как себя, так и других.
Запишитесь на онлайн-консультацию, если в процессе восприятия или после него вы испытываете когнитивный диссонанс. Наши психологи помогут вам снять эмоциональное напряжение, научат, как правильно выражать свои эмоции и как понять психотип собеседника. Консультацию вы можете получить в любое удобное время по телефону или видеосвязи.
Частые вопросы
Что такое социальная перцепция?
+
Социальная перцепция – это процесс восприятия индивидом других людей, явлений, а также непосредственно себя с помощью изучения, анализа и оценки поступающей информации.
Задачи социальной перцепции?
+
Процесс восприятия решает несколько главных задач, среди которых: самоопределение, выделение группы, урегулирование конфликтов, создание образов, построение отношений.
Что такое стереотипное мышление и как оно связано с перцепцией?
+
Стереотипное мышление — это тоже процесс и результат когнитивного искажения. Если мы мыслим стереотипами, то мы воспринимаем личность ошибочно, на основании этих стереотипов, и, соответственно, общаемся с ней через «искаженное» понимание. Например, человека в белом халате мы будем воспринимать как врача, хотя к такой профессии он может не иметь никакого отношения. Перцепция выделяет несколько разновидностей стереотипов, например, этнические, гендерные, возрастные, профессиональные.
Заключение эксперта
В качестве заключение хочется отметить, что наше собственное восприятие и восприятие других людей влияет большое количество разнообразных факторов. Поэтому прежде чем делать вывод о ком-либо, его способностях, внешнем виде, окружении и т.д. проанализируйте всю имеющуюся у вас информацию. Быть может, первое мнение было ошибочным, и этот человек по факту окажется не тем, кем вы его себе представили.
Публикуем только проверенную информацию
Автор статьи
Монахова Альбина Петровна клинический психолог
Стаж 17 лет
Консультаций 1439
Статей 339
Специалист в области клинической психологии. Помощь в поиске инструментов для самореализации, проработка убеждений, страхов и тревог. Работа с самоотношением, внутренними границами, понимание взаимодействия с социумом через осознанные личностные изменения.
- 2007 — 2008 год МУЗ Детская поликлиника №4 — педагог психолог
- 2008 — 2009 ООО Здоровая страна — клинический психолог
- 2009 — 2021 год Республиканский наркологический диспансер — психолог
- 2012 — 2013 год Профессиональная медицина — психолог
- 2013 — 2015 год ООО Возрождение — психолог
- 2019 по настоящее время ООО Теледоктор24 — психолог
Перцептивное обучение — PubMed
Обзор
. 1998;49:585-612.
doi: 10.1146/annurev.psych.49.1.585.
Р Л Голдстоун 1
принадлежность
- 1 Университет Индианы, Блумингтон 47405, США. [email protected]
- PMID: 9496632
- DOI: 10.1146/annurev.psych.49.1.585
Обзор
R L Голдстоун. Анну Рев Психол. 1998.
. 1998;49:585-612.
doi: 10.1146/annurev.psych.49.1.585.
Автор
Р Л Голдстоун 1
принадлежность
- 1 Университет Индианы, Блумингтон 47405, США. [email protected]
- PMID: 9496632
- DOI: 10. 1146/annurev.psych.49.1,585
Абстрактный
Перцептивное обучение включает в себя относительно длительные изменения в системе восприятия организма, которые улучшают его способность реагировать на окружающую среду. Обсуждаются четыре механизма перцептивного обучения: взвешивание внимания, импринтинг, дифференциация и унификация. Благодаря взвешиванию внимания восприятие адаптируется к задачам и среде за счет увеличения внимания, уделяемого важным измерениям и функциям. Путем импринтинга развиваются рецепторы, которые специализируются на раздражителях или частях раздражителей. В результате дифференциации стимулы, которые когда-то были неразличимы, становятся психологически разделенными. Путем унификации задачи, которые изначально требовали обнаружения нескольких частей, решаются путем обнаружения одной сконструированной единицы, представляющей сложную конфигурацию. Описаны исследования в области когнитивной психологии, психофизики, нейронауки, различий между экспертами и новичками, развития, информатики и межкультурных различий, которые относятся к этим механизмам. Также обсуждаются место, пределы и приложения перцептивного обучения.
Похожие статьи
Функциональная форма повышения производительности перцептивного обучения: скорость обучения и перенос.
Дошер Б.А., Лу З.Л. Дошер Б.А. и соавт. Психологические науки. 2007 июнь; 18 (6): 531-9. doi: 10.1111/j.1467-9280.2007.01934.x. Психологические науки. 2007. PMID: 17576267
Уровень и механизмы перцептивного обучения: обучение яркостным объектам первого порядка и текстурным объектам второго порядка.
Дошер Б.А., Лу З.Л. Дошер Б.А. и соавт. Видение Рез. 2006 г., июнь; 46 (12): 1996–2007 гг. doi: 10.1016/j.visres.2005.11.025. Epub 2006, 18 января. Видение Рез. 2006. PMID: 16414097
Обучение подавлению визуальных стимулов, не относящихся к задаче, с вниманием.
Виднянски З., Зон В. Виднянски З. и соавт. Видение Рез. 2005 март; 45(6):677-85. doi: 10.1016/j.visres.2004.10.009. Видение Рез. 2005. PMID: 15639494
Преимущества мультисенсорного обучения.
Shams L, Seitz AR. Шамс Л. и соавт. Тенденции Cogn Sci. 2008 ноябрь;12(11):411-7. doi: 10.1016/j.tics.2008.07.006. Тенденции Cogn Sci. 2008. PMID: 18805039 Обзор.
Сколько практики необходимо для получения перцептивного обучения?
Хуссейн З., Секулер А.Б., Беннетт П.Дж. Хуссейн З. и др. Видение Рез. 2009 окт; 49 (21): 2624-34. doi: 10.1016/j.visres.2009.08.022. Epub 2009 26 августа. Видение Рез. 2009. PMID: 19715714 Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Ансамбли нейронов в медиальной префронтальной коре мышей обрабатывают различную информацию во время обучения визуальному восприятию.
Ван З., Лу С., Ма С., Го Х., Лю И., Чен В., Линь Д., Ян И. Ван Цзи и др. БМС Биол. 2023 24 февраля; 21 (1): 44. doi: 10.1186/s12915-023-01529-x. БМС Биол. 2023. PMID: 36829186 Бесплатная статья ЧВК.
Воздействие речи с неродным акцентом снижает усилие слушания и улучшает социальные суждения говорящего.
Роветти Дж., Сумантри Д., Руссо Ф.А. Роветти Дж. и др. Научный представитель 2023 г., 16 февраля; 13 (1): 2808. дои: 10.1038/s41598-023-29082-1. Научный представитель 2023. PMID: 36797318 Бесплатная статья ЧВК.
Что определяет локализационную специфичность или генерализацию трансаккадического обучения?
Остербринк С., Хервиг А. Остербринк С. и соавт. Дж. Вис. 2023 3 января; 23 (1): 8. дои: 10.1167/jov.23.1.8. Дж. Вис. 2023. PMID: 36648417 Бесплатная статья ЧВК.
Адаптивная тренировка по слогам улучшает идентификацию фонем у слушателей старшего возраста с потерей слуха и без нее.
Шуман А., Росс Б. Шуман А. и соавт. Аудиол Рез. 2022 18 ноября; 12 (6): 653-673. doi: 10.3390/audiolres12060063. Аудиол Рез. 2022. PMID: 36412658 Бесплатная статья ЧВК.
Много задач, один и тот же результат: Роль тренировочного задания по обучению и сохранению шумово-вокодированной речи.
Друэн Младший, Теодор Р.М. Друин Дж. Р. и соавт. J Acoust Soc Am. 2022 г., август; 152 (2): 981. дои: 10.1121/10.0013507. J Acoust Soc Am. 2022. PMID: 36050170
Просмотреть все статьи «Цитируется по»
Типы публикаций
термины MeSH
Нейронные механизмы перцептивно-когнитивной экспертизы у элитных исполнителей
Развитие перцептивно-когнитивных навыков в очень требовательных видах деятельности, таких как спорт, пилотирование или хирургия, сопровождается структурной и функциональной реорганизацией центральной нервной системы. Это делает мозг решающим фактором, определяющим производительность в таких дисциплинах, и областью больших научных …
Развитие перцептивно-когнитивных навыков в очень требовательных видах деятельности, таких как спорт, пилотирование или хирургия, сопровождается структурной и функциональной реорганизацией центральной нервной системы. Это делает мозг решающим фактором, определяющим производительность в таких дисциплинах, и областью большого научного интереса, учитывая потенциал для диагностических и прогностических биомаркеров, а также в качестве целей для учебных вмешательств. Эта тема исследования направлена на привлечение перекрестных и экспериментальных исследований, посвященных нейронным механизмам, лежащим в основе перцептивно-когнитивных функций высокого уровня, с использованием психометрических и нейробиологических подходов человека, включая, помимо прочего, ЭЭГ, (f) МРТ, fNIRS, TMS, TES и отслеживание глаз.
Восприятие сенсорной информации и сопутствующая когнитивная обработка имеют решающее значение для взаимодействия человека с окружающей средой. Элитные исполнители в ряде человеческих начинаний, таких как легкая атлетика, пилотирование и хирургия, подвергаются чрезвычайно сложным условиям окружающей среды, что приводит к развитию исключительных перцептивных и перцептивно-когнитивных навыков. Сюда входят доказательства того, что эксперты демонстрируют повышенную чувствительность к раздражителям, большее внимание к продвинутым сигналам, более быструю когнитивную обработку для принятия решений и инициирования двигательных реакций по сравнению с менее успешными экспертами или неэкспертами. Этот быстро развивающийся режим науки становится возможным благодаря все более мобильным способам психофизиологической диагностики и обратной связи, которые позволяют тщательно исследовать знания во все более естественных контекстах. Учитывая определяющую роль мозга в поведенческих характеристиках и растущий интерес к перцептивно-когнитивной тренировке, которую можно внедрить во время тренировки, есть ценная возможность собрать передовые исследования, которые объединят эту тему. Такая информация может облегчить диагностику перцептивно-когнитивных способностей, сделать обучение более индивидуализированным, а также обеспечить поддержку в выявлении и поиске талантов, а также направить разработку новых подходов к обучению, специально нацеленных на центральную нервную систему.
Эта тема исследования направлена на объединение исследований, посвященных взаимодействию между нейронными процессами и перцептивными и перцептивно-когнитивными характеристиками у групп населения, развивающих выдающиеся перцептивно-когнитивные навыки (спортсмены, пилоты, хирурги, …). Мы ищем оригинальные статьи, обзоры, мини-обзоры, гипотезы, отчеты о случаях и статьи-мнения, которые исследуют перцептивно-когнитивную экспертизу и охватывают, но не ограничиваются следующими темами.
• Перцептивно-когнитивная экспертиза у элитных исполнителей.
• Исследования с использованием мобильной диагностики мозга и тела с высоким разрешением во все более натуралистичных контекстах для изучения основы элитной деятельности.
• Исследования с использованием высокоточных нейромодуляторных подходов или подходов нейробиоуправления во все более естественных условиях для улучшения результатов элиты.
• Исследования, напрямую связывающие психофизиологические показатели с производительностью «на поле» с использованием реальных показателей, таких как игровая статистика, хирургические результаты и обзоры профессиональной деятельности.
Ключевые слова : элитные исполнители, производительность, перцептивно-когнитивная, нейромодуляторная, ЭЭГ, (f) МРТ, fNIRS, ТМС, ТЭС
Важное примечание : Все вклады в эту тему исследования должны быть в рамках раздела и журнала, в который они представлены, как это определено в их заявлениях о миссии. Frontiers оставляет за собой право направить рукопись, выходящую за рамки рассмотрения, в более подходящий раздел или журнал на любом этапе рецензирования.