Что такое реактивное образование в психологии по Фрейду с примерами из жизни
Психология — интереснейшая наука. Она как путеводитель по жизненному лабиринту. И в зависимости от того, насколько ты в теме, и будет зависеть: выйдешь ты из этого лабиринта, или будешь постоянно переходить от одного тупика к другому.
Давай честно, не каждая готова изучать психологию на профессиональном уровне. Но если тебя привлек заголовок статьи, могу с уверенностью сказать: ты девушка, которая стремится получить информацию по максимуму, но в жатые сроки. Тебя интересует не просто поверхностные знания: ты хочешь получить больше. И наша задача — помочь тебе в этом!
В данной статье пойдет речь о реактивном образовании как о механизме психологической защиты. Ты познакомишься с ключевыми понятиями и центральными механизмами защиты психики.
В этой статье:
Психологические защиты по ФрейдуРеактивное образование как один из механизмов психологической защитыПримеры реактивного образованияНасколько опасно реактивное образование для индивидуумаРеактивное образование в детяхСимптомы реактивного образования в действииКак бороться с реактивным образованиемНовости СМИ2
Психологические защиты по Фрейду
Фото автора cottonbro: PexelsТермин «защитный механизм» впервые ввел хорошо известный тебе отец психоанализа З. Фрейд. Психологические защиты включают в себя такое функционирование как ослабление:
- напряжения;
- тревоги;
- фрустрации;
- беспокойства,
которые являются следствием противоречия между требованиями внешней среды и импульсами бессознательного.
Если вкратце, роль психологической защиты заключается в регуляции поведения индивида: повысить приспосабливаемость и стабилизировать психику. Как итог — состояние индивида нормализируется.
По Фрейду к психологическим защитам относятся:
- Вытеснение
- Замещение
- Регрессия
- Отрицание
- Сублимация
- Рационализация
- Проекция
- Реактивное образование, собственно, которое мы и рассмотрим более детально.
Реактивное образование как один из механизмов психологической защиты
И так, реактивное образование, формирование реакций, или реактивное формирование — это механизм психологической защиты, которая заключается в том, что те импульсы и эмоции, которые вызывают волнение либо же чувствуются как непозволительные, из сознания начинают вытесняться противоположными состояниями и эмоциями.
Так же речь может идти о некоем преобразовании:
- негативное чувство трансформируется в позитивное, так и позитивное может трансформироваться в негативное. Но при этом, «защищающийся» своих первоначальных чувств — не осознает.
Принято считать, что проявление реактивного формирования обусловлено конфликтом, который инициируется желанием и его запретом со стороны Сверх-Я (по теории Фрейда отвечает за религиозные и моральные установки) на удовлетворение.
Как правило, отношение индивида к чему бы то ни было носит амбивалентный характер. Но при этом, в большинстве случаев, человеком осознается лишь «однополярность».
Реактивное образование (психологическая защита)
То есть, при реактивном образовании, индивид «по умолчанию говорит себе»: все, что он чувствует относится к только к одному «полюсу».
Индивид будет часто прибегать именно к этому механизму психологической защиты, если в ходе предыдущего опыта он сделал определенные выводы.
Резюмируя все выше сказанное, тезисно можно сказать, что реактивное образование реализуется путем:
- подавления неприемлемых и негативных импульсов;
- одновременно с этим процессом происходит на подсознательном уровне формирование противоположных эмоций и состояний.
Если говорить вообще простым языком, реактивное образование является механизмом защиты, в случаях, когда демонстрируемые действия имеют противоположные составляющие его истинных переживаний.
Примеры реактивного образования
Дабы тебе было более понятно, что из себя представляет данный механизм психологической защиты давай, рассмотрим его на примерах.
Пример№1
Транслируемый окружающим гнев, может быть попыткой скрыть интерес или добродушие, а демонстрируемая ненависть — попытка скрыть заинтересованность и любовь.
Как нельзя лучше подходит пример школьной влюбленности. Когда мальчик не может проявить нежность по отношению к девочке, которая ему симпатична. Во-первых, он может столкнуться с отказом и унижением, а во-вторых, в глазах одноклассников может выглядеть смешно и нелепо. Поэтому он начинает транслировать то поведение, которое будет противоположным. Он будет донимать девочку: дергать за волосы, высмеивать, толкать, прилюдно говорить колкости и тд.
И что характерно, он даже может не осознавать истинные причины подобного поведения, и, что именно за ними стоит.
В рассматриваемом примере, получается, что реактивное образование «защитило» мальчика от унижения, в случае отсутствия взаимности, и насмешек одноклассников, но параллельно с этим, и от возможности испытывать подлинные чувства.
Пример №2
“Бьет, значит любит” — народная мудрость, в которой реактивное образование получает свое подкрепление.
Или, когда маленького мальчика обидели, и у него возникает желание выплакаться, он слышит ложную установку: “Мужчины не плачут!”. Как думаешь, какой процесс запускается в тот момент? Как тебе, наверное, известно, плач — это физиологическая разрядка.
Позывы плача, прекращаются, и вместо мышечной разрядки и отреагирования, возникает мышечное напряжение. И потом, в последующих ситуациях, когда возникает естественная реакция — выплакаться, у него будет только непоколебимость и твердость, то есть то, что характерно для мужчин.
Но такая “замена” имеет негативные последствия: неспособность правильно анализировать и обрабатывать эмоции ведет к тому, что непонимание себя создает массу проблем. В последующем, став уже мужчиной, он будет транслировать окружающим злость, брутальность, и тд, что может сильно мешать в построение отношений с окружающими.
Пример №3
В своей книге немецкий психолог П. Лаустер рассматривает формирование реактивного образование на примере стереотипа: порядочный человек — не ненавидит.
Секретарша достаточна часто чувствовала досаду по отношению к своему начальнику по причине того, что он несправедливо к ней относился. Её раздражение копилось, а агрессия — подавлялась. Это привело к тому, что у неё сформировалось чувство ненависти к начальнику.
Её Сверх-Я, которое руководствовалось вышеобозначенным стереотипом, вытеснило ненависть к начальнику и трансформировало его в подчеркнутую предупредительность и любезность.
GiphyПри этом секретарша осознавала некую неискренность и неспонтанность такой любезности. Это привело к тому, что ей пришлось приложить еще больше стараний, чтобы, начать относится к своему начальнику хорошо.
Она даже не догадывалась, по причине незнания, что эта искусственно созданная любезность не что иное, как реактивное образование. То есть скрываемая прежде всего от самой себе агрессия в адрес шефа. Иначе, если бы она начала её явно осознавать, то получается, что, отталкиваясь от вышеупомянутого стереотипа — она плохой и непорядочный человек. А так, реактивное образование сменило агрессию со знаком «-» на любезность со знаком «+».
Пример №4
Еще как пример реактивного образования: когда родительское внимание переключается на младшего ребенка в семье, возникшая агрессия на фоне пустоты, которая образовалась у старшего ребенка, может преобразоваться в чрезмерную заботу и любовь к младшему брату или сестре. Это может вылиться в такие искренние крепкие объятия, которые для младшего будут крепкими до боли.
Пример №5
Или еще как пример: в социуме неприемлемо проявление полового влечения. И женщина, которая имеет такую особенность, начинает её в себе подавлять «переобуваясь» в моралистку и блюстительницу нравственности.
Антисемитизм, гомофобия и другие социальные неприятия, могут быть следствием реактивного образования. Данный механизм психологической защиты «ликвидирует» собственную связь с национальной группой или влечением, которое по нормам социума считается неприемлемым.
Существует масса примеров указанного механизма психологической защиты. Стоит отметить, что в большинстве случаем она включается тогда, когда предыдущий опыт или строгое Сверх-Я как норма поведения и моральный запрет, заложенные в процессе воспитания, диктуют что импульсы и состояния — неприемлемы.
Насколько опасно реактивное образование для индивидуума
Если человек все время живет с подключением противоположного чувства, формируя таким образом механизм защиты, возникает логичный вопрос – опасно ли это для него самого?
Если это психологическая установка со временем превратится в привычку, она сломает все общепринятые стереотипы и нормальные реакции.
Вместо радости и позитивного общения, которые может испытывать человек, появляется негативная эмоция. За ней прячется сам индивид. Его чувства на самом деле другие, но их вытесняет злость и обида. Хотя это всего лишь защитная реакция.
В большинстве случаев реактивное образование сопровождается наличием мнимой ненависти. На самом деле человек подавляет свой характер, блокирует развитие, но без такого защитного механизма со временем он уже не справляется. Особенно в социальной жизни. Он избегает ситуаций, где личность его подлинная.
Симптомы реактивного образования в человеке:
- Ощущение стыда по отношению к себе, недоверие к окружающим людям.
- Постоянные упреки, как к окружающим людям, так и к своей персоне.
- Щепетильное отношение к каждой детали. Ситуация доводится до крайностей, независимо от норм морали.
Спектр симптомов может быть разным. Внешнее поведение у человека совсем другое, его приходится постоянно разгадывать и размышлять над вопросом – действительно ли он такой озлобленный или это лишь оболочка.
К сожалению, человек, у которого сложилось такое поведение в качестве ответной трансформации, защиты, находится в постоянном состоянии невроза, и даже аффекта. Его мучают навязчивые идеи. Возможно проявление деструктивных изменений.
Реактивное образование в детях
В процесс поведения, связанный с реактивным образованием, погружаются даже дети. Любая психологически слабая личность уже может быть подвержена такой модели. В этом и состоит опасность, ведь в младшем возрасте психика нестабильна, поэтому ребенок погружается максимально в новое для себя состояние.
На психосоматическом уровне наблюдается выражение симптомов и появляются они регулярно. При этом лечебные мероприятия оказывают лишь временный эффект.
Понятие реактивного образования в ребенке часто сводят к особенностям характера. В детях может проявляться способности, любопытство и одновременно с этим симптомы презрения, враждебности. Ребенка следует направлять в правильное русло, чтобы избавить его от зависимости к неприемлемому состоянию.
В любом случае в детском возрасте организм легче реагирует на изменения, нежели во взрослом периоде. Подавлять свои переживания не всегда правильно. И если ты замечаешь в ребенке подобную защитную реакцию, необходимо обратиться к психологу.
Симптомы реактивного образования в действии
На фоне напряжения у людей развиваются вполне реальные клинические симптомы, характерные для серьезных заболеваний:
- Повышение температуры, озноб.
- Головные боли, головокружение.
- Боли в пищеварительном тракте.
- Насморк.
- Дискомфорт в области сердца, и т.д.
После проведения диагностики подтверждается беспочвенность симптомов. Человек ничем не болеет, но погружается в психосоматическое состояние из-за нахождения в состоянии отрицания и противостояния с самим собой.
Как бороться с реактивным образованием
Прежде чем ставить вопрос таким образом, нужно разобраться, есть ли в этом необходимость. Когда формируются психические расстройства на фоне постоянно действующего реактивного образования, необходимо обратиться к психотерапевту.
Эмоциональный импульс нарастает, появляются признаки паранойи, либо напротив апатии, возможны и расстройства параноидального характера.
Не стоит забывать, что реактивное образование – это психологическая защита, которая развивается на фоне негативных реакций. Изменить механизм мышления возможно только при длительной работе с психотерапевтом. Так как формируется такая реакция бессознательно, но происходит это, скорее всего, еще в раннем детстве.
Человек, готовый изменить свое мироощущение, может добиться хорошего результата. Но для этого понадобится длительная работа, так как личности необходима защита. Важно разобраться в истинных причинах, почему такая защитная поддержка человеку.
Методы по стабилизации психоэмоционального состояния включаются:
- Медитация дает возможность обрести внутреннее согласие, мир, добиться гармонии между здоровьем и психическим состоянием.
- Применение разных техник релаксации. Также успокаивает, дает возможность научиться понимать себя, восстанавливать внутренний баланс.
- Дыхательные упражнения стабилизируют здоровье, положительно отражаются на физиологическом состоянии пациента.
Реактивное образование приводит к серьезным последствиям в плане физического здоровья. Нередко они оказывают влияние на окружающих. Особенно когда проявляются параноидальные моменты в поведении. То есть человек начинает преследовать интересующую его личность, проявлять нападки в семье, ревновать родных людей.
Совместная жизнь, общение, сотрудничество с людьми, проявляющими постоянно негативную реакцию, осложнено. Они постоянно вступают в конфликт. Без помощи психолога в особо острых состояниях не обойтись. А в некоторых случаях требуется и поддержка психотерапевта.
Механизмы психологической защиты
Цель психологической защиты — снижение эмоциональной напряженности и предотвращение дезорганизации поведения, сознания и психики в целом. Механизмы психологической защиты обеспечивают регуляцию, направленность поведения, редуцируют тревогу и эмоциональное поведение (Березин Ф. Б.).
Отрицание
Механизм психологической защиты, посредством которого личность либо отрицает некоторые фрустрируюшие, вызывающие тревогу обстоятельства, либо отрицается какой-либо внутренний импульс или сторона самое себя. Как правило, действие этого механизма проявляется в отрицании тех аспектов внешней реальности, которые, будучи очевидными для окружающих, тем не менее не принимаются, не признаются самой личностью. Иными словами, информация, которая тревожит и может привести к конфликту, не воспринимается. Имеется в виду конфликт, возникающий при проявлении мотивов, противоречащих основным установкам личности или информация, которая угрожает ее самосохранению, самоуважению, или социальному престижу.
Как процесс направленный вовне «отрицание» часто противопоставляется «вытеснению», как психологической защите против внутренних, инстинктивных требований и побуждений. Примечательно, что авторы методики ИЖС (Индекс жизненного стиля) объясняют наличие повышенной внушаемости и доверчивости у истероидных личностей действием именно механизмов отрицания, с помощью которого у социального окружения отрицаются нежелательные, внутренние неприемлемые черты, свойства или негативные чувства к субъекту переживания. «Отрицание» как механизм психологической защиты, как показывает опыт, реализуется при конфликтах любого рода и характеризуется внешне отчетливым искажением восприятия действительности.
Вытеснение
Зигмунд Фрейд считал этот механизм (его аналогом служит «подавление») главным способом защиты инфантильного «Я», неспособного сопротивляться соблазну. Другими словами, «вытеснение» — механизм защиты, посредством которого неприемлемый для личности импульсы: желания, мысли, чувства, вызывающие тревогу, становятся бессознательными. По мнению большинства исследователей, этот механизм лежит в основе действия и других защитных механизмов личности. Вытесненные (подавленные) импульсы, не находя разрешения в поведении, тем не менее, сохраняют свои эмоциональные и психовегетативные компоненты. Например, типична ситуация, когда содержательная сторона психотравмирующей ситуации не осознается, и человек вытесняет сам факт какого-либо неблаговидного поступка, но интрапсихический конфликт сохраняется, а вызванное им эмоциональное напряжение субъективно воспринимается как внешне немотивированная тревога. Именно поэтому вытесненные влечения могут проявляться в невротических и психофизиологических симптомах. Как показывают исследования и клинический опыт, наиболее часто вытесняются многие свойства, личностные качества и поступки, не делающие личность привлекательной в глазах себя и других, например завистливость, недоброжелательность, неблагодарность и т.п. Следует подчеркнуть, что психотравмирующие обстоятельства или нежелательная информация действительно вытесняются из сознания человека, хотя внешне это может выглядеть как активное противодействие воспоминаниям и самоанализу.
В опроснике в эту шкалу авторы включили и вопросы, относящиеся к менее известному механизму психологической зашиты — «изоляции». При «изоляции» психотравмирующий и эмоционально подкрепленный опыт индивида может быть осознан, но на когнитивном уровне, изолированно от аффекта тревоги.
Регрессия
В классических представлениях «регрессия» рассматривается как механизм психологической защиты, посредством которого личность в своих поведенческих реакциях стремится избежать тревоги путем перехода на более ранние стадии развития либидо. При этой форме защитной реакции личность, подвергающаяся действию фрустрирующих факторов, заменяет решение субъективно более сложных задач на относительно более простые и доступные в сложившихся ситуациях. Использование более простых и привычных поведенческих стереотипов существенно обедняет общий (потенциально возможный) арсенал преобладания конфликтных ситуаций. Также к этому механизму относится и упоминаемая в литературе зашита по типу «реализация в действии», при которой неосознаваемые желания или конфликты прямо выражаются в действиях, препятствующих их осознанию. Импульсивность и слабость эмоционально-волевого контроля, свойственная психопатическим личностям, определяются актуализацией именно этого механизма защиты на общем фоне изменения мотивационно-потребностной сферы в сторону их большей упрощенности и доступности.
Компенсация
Этот механизм психологической зашиты нередко объединяют с «идентификацией». Он проявляется в попытках найти подходящую замену реального или воображаемого недостатка, дефекта нестерпимого чувства другим качеством, чаще всего с помощью фантазирования или присвоения себе свойств, достоинств, ценностей, поведенческих характеристик другой личности. Часто это происходит в ситуациях необходимости избежать конфликта с этой личностью и повышения чувства самодостаточности. При этом заимствованные ценности, установки или мысли принимаются без анализа и переструктурирования и поэтому, не становятся частью самой личности.
Ряд авторов обоснованно считают, что «компенсацию» можно рассматривать как одну из форм защиты от комплекса неполноценности, например, у подростков с асоциальным поведением, с агрессивными и преступными действиями, направленными против личности. Вероятно здесь речь идет о гиперкомпенсации или близкой по содержанию регрессии с общей незрелостью МПЗ.
Другим проявлением компенсаторных защитных механизмов может быть ситуация преодоления фрустрирующих обстоятельств или ситуаций сверхудовлетворением в других сферах -, например, физически слабый или робкий человек, неспособный ответить на угрозу расправы, находит удовлетворение за счет унижения обидчика с помощью изощренного ума или хитрости. Люди, для которых «компенсация» — наиболее характерный тип психологической защиты, часто оказываются мечтателями, ищущими идеалы в различных сферах жизнедеятельности.
Проекция
В основе «проекции» лежит процесс, посредством которого неосознаваемые и неприемлемые для личности чувства и мысли локализуются вовне, приписываются другим людям и таким образом фактом сознания становятся как бы вторичными. Негативный, социально малоодобряемый оттенок испытываемых чувств и свойств, например, агрессивность нередко приписывается окружающим, чтобы оправдать свою собственную агрессивность или недоброжелательность, которая проявляется как бы в защитных целях. Хорошо известны примеры ханжества, когда человек постоянно приписывает другим собственные аморальные стремления.
Реже встречается другой вид проекции, при которой значимым лицам (чаще из микросоциального окружения) приписываются позитивные, социально одобряемые чувства, мысли или действия, которые способны возвысить. Например, учитель, не проявивший особых способностей в профессиональной деятельности, склонен наделять любимого ученика талантом именно в этой области, неосознанно возвышая тем самым и себя («. .. победителю ученику от побежденного учителя»).
Замещение
Распространенная форма психологической зашиты, которая в литературе нередко обозначается понятием «смещение». Действие этого защитного механизма проявляется в разряде подавленных эмоций (как правило, враждебности, гнева), которые направляются на объекты, представляющие меньшую опасность или более доступные, чем те, что вызвали отрицательные эмоции и чувства. Например, открытое проявление ненависти к человеку, которое может вызвать нежелательный конфликт с ним переносится на другого, более доступного и не «опасного». В большинстве случаев замещение разрешает эмоциональное напряжение, возникшее под влиянием фрустрирующей ситуации, но не приводит к облегчению или достижению поставленной цели. В этой ситуации субъектом могут совершаться неожиданные, подчас бессмысленные действия, которые разрешают внутреннее напряжение.
Ряд исследователей толкуют значение этого защитного механизма значительно более широко, включая в него не только замену объекта действия, но и его источника, и самого действия, подразумевая под этим различные варианты замещающей деятельности.
Авторы методики ИЖС не склонны к такой расширительной трактовке этого защитного механизма и трактуют его вышеописанным образом, хотя З.Фрейд считал замещение одним из «базовых способов функционирования бессознательного».
Интеллектуализация
Этот защитный механизм часто (особенно в психотерапевтической литературе) обозначают понятием «рационализация». Авторы методики объединили эти два понятия, хотя сущностное их значение несколько отличается. Так, действие интеллектуализации проявляется в основанном на фактах чрезмерно «умственном» способе преодоления конфликтной или фрустрирующей ситуации без переживаний. Иными словами, личность пресекает переживания, вызванные неприятной или субъективно неприемлемой ситуацией при помощи логических установок и манипуляций даже при наличии убедительных доказательств в пользу противоположного. Отличие интеллектуализации от рационализации, по мнению Ф.Е.Василюка (1984), в том, что она, по-существу, представляет собой «уход из мира импульсов и аффектов в мир слов и абстракций». При рационализации личность создает логические (псевдоразумные), но благовидные обоснования своего или чужого поведения, действий или переживаний, вызванных причинами, которые она (личность) не может признать из-за угрозы потери самоуважения. При этом способе защиты нередко наблюдаются очевидные попытки снизить ценность недоступного для личности опыта. Так, оказавшись в ситуации конфликта, человек защищает себя от его негативного действия путем снижения значимости для себя и других причин, вызвавших этот конфликт или психотравмирующую ситуацию. Также в шкалу интеллектуализации-рационализации была включена и сублимация как механизм психологической защиты, при котором вытесненные желания и чувства гипертрофированно компенсируются другими, соответствующими высшим социальным ценностям, исповедуемым личностью.
Реактивные образования
Этот вид психологической защиты нередко отождествляют с гиперкомпенсацией. Личность предотвращает выражение неприятных или неприемлемых для нее мыслей, чувств или поступков путем преувеличенного развития противоположных стремлений. Иными словами, происходит как бы трансформация внутренних импульсов в субъективно понимаемую их противоположность. Например, жалость или заботливость могут рассматриваться как реактивные образования по отношению к бессознательной черствости, жестокости или эмоционального безразличия.
В каталоге методик
Стратегии психологической защиты в общении
Каковы 6 основных защитных механизмов?
Каковы 6 основных защитных механизмов? | MediumИсследование наиболее распространенной линии защиты разума
Alexis Byers, A.S. Фотография Зигмунда Фрейда предоставлена Experiencia Freudiana на Pinterest
У вас есть когда-нибудь были поражены и заметили, что вы непреднамеренно вымещали свое разочарование на других? Не волнуйся; это защитный механизм, который ваш мозг использовал, чтобы защитить вас!
Как мы уже обсуждали ранее, Зигмунд Фрейд выдвинул теорию ид, эго и…
Автор Alexis Byers, A.S. Психология и гуманитарные науки. Она писатель, а также защитник психического здоровья и прав женщин.
Еще от Alexis Byers, A.S.
Alexis Byers, A.S.
Animal Theory
Иллюзорное разделение между людьми и природой
· 8 минут чтения · 29 маяAlexis Byers, A.S.
Массовые убийства в школах и университетах
И связь (или ее отсутствие) ) к психическому заболеванию
·6 минут чтения·3 июняAlexis Byers, A.S.
Получить 100 подписчиков за одну ночь
Я новичок на этой платформе, и меня огорчает, что так сложно найти преданных и привлекательных подписчиков. К этому моменту все знают…
·Чтение через 2 минуты·17 июня 2022 г.Алексис Байерс, A.S.
·Чтение через 2 минуты·3 августа 2022 г.Просмотреть все от Alexis Byers, A.S.
Рекомендовано на Medium
Zulie Rane
в
Если вы хотите стать творцом, удалите все (кроме двух) платформы социальных сетей
9000 4В октябре 2022 г.
во время весь фиаско с Илоном Маском, я наконец-то удалил Твиттер со своего телефона. Примерно в то же время я также вышел из… ·Чтение через 8 мин.·19 апреляНеприлично
10 секунд, положивших конец моему 20-летнему браку
В Северной Вирджинии август, жарко и влажно. Я до сих пор не принял душ после утренней пробежки. Я ношу мою домохозяйку…
·Чтение на 4 мин·16 февраля 2022 г.Списки
Как оставлять трудные отзывы
7 историй·78 сохранений
Самосовершенствование 101
20 историй·188 сохранений
Истории, которые помогут вам жить лучше
21 история·174 сохранения
6 научно обоснованных историй о здоровье о Covid, сне и многом другом
6 историй·16 сохранений
Alex Mathers
14 вещей Хотел бы я знать в 25 (теперь мне 38)
Пишу вскоре после моего 38-летия. Пришло время задуматься.
·4 min read·27 декабря 2022 г.Aleid ter Weel
in
10 Чем заняться вечером вместо просмотра Netflix
Привычки без устройств для повышения продуктивности и счастья.
·5 мин чтения·15 февраля 2022 г.Майк Уиллс — Страницы обучения
Окно Джохари
Окно Джохари — это способ взглянуть на отношения и процесс общения. Процесс общения и транзакций с…
·10 минут чтения·28 январяThe PyCoach
в
Вы используете ChatGPT неправильно! Вот как быть впереди 99% пользователей ChatGPT
Освойте ChatGPT, изучив технику быстрого доступа.
·7 мин чтения·17 мартаСм. дополнительные рекомендации
Статус
Карьера
Преобразование текста в речь
25 Примеры механизмов защиты (2023)
900 04 Защитные механизмы — это стратегии, которые люди используют, чтобы справиться с тревогой или беспокоящие мысли и чувства. Обычно они бессознательны и связаны с искажением реальности.Известный психоаналитик Зигмунд Фрейд признан первым психологом, описавшим защитные механизмы в начале 1900-х годов.
Хотя защитные механизмы часто считаются отрицательными, Фрейд считал, что они необходимы для здорового функционирования человека.
Это мнение подтверждает Боуинс (2004), который утверждает, что:
«…Психологические защитные механизмы представляют собой важнейший компонент нашей способности поддерживать эмоциональный гомеостаз. Без них сознательный разум был бы гораздо более уязвим для отрицательно заряженных эмоциональных воздействий, таких как тревога и печаль» (стр. 1).
Примеры защитных механизмов
- Отрицание: Когда что-то слишком расстраивает, чтобы справиться с ним, человек может просто отвергнуть его существование. Например, когда старший брат или сестра отказывается признать, что их действия создали проблемы для младшего брата или сестры. Вместо того, чтобы признать факты, старший брат отрицает то, что произошло.
- Юмор: Использование комедии или остроумия для снятия или снятия напряжения в трудной или неудобной ситуации. Например, кто-то, кто недавно потерял работу, может шутить о своей безработице, чтобы справиться со своим чувством смущения или неудачи.
- Проекция: Приписывание собственных беспокоящих импульсов или желаний другим. Например, человек, который чувствует себя виноватым из-за своих глубоко укоренившихся интимных желаний, может постоянно подозревать, что эти желания есть у других.
- Идентификация: Перенятие качеств или черт другого человека, обычно как средство повышения самооценки или приспособления к определенной группе. Например, человек, чувствующий себя изолированным от общества, может подражать речи, одежде и манерам популярной знаменитости или влиятельного человека, чтобы чувствовать себя более принятым.
- Расщепление: Восприятие людей или ситуаций либо как полностью хороших, либо как полностью плохих, без признания сложности или нюансов реальности. Например, человек с непростыми отношениями в прошлом может называть всех своих бывших партнеров «злыми» или «плохими», а себя считать вечной жертвой.
- Регрессия: Возвращение к предыдущему психологическому периоду жизни, когда настоящее вызывает слишком много беспокойства. Например, обнаружение того, что супруг изменяет, может привести к тому, что кто-то проявит детское поведение, такое как истерики и эмоциональные всплески.
- Отмена: Попытка «загладить» проступок или негативную мысль, совершая акты доброты или позитивного поведения. Например, человек, который чувствует себя виноватым из-за негативных мыслей о своем супруге, может купить ему дорогой подарок или приготовить изысканный ужин, чтобы смягчить чувство вины.
- Сублимация: Удовлетворение беспокоящей эмоциональной потребности путем преобразования ее в позитивную форму выражения. Например, писатель, испытывающий порывы к насилию, может превратить эти склонности в хорошо написанные детективы об убийствах.
- Подавление: Сознательное вытеснение неприятных мыслей или эмоций из сознания. Например, человек, получивший тревожный медицинский диагноз, может решить сосредоточиться на работе, хобби или семье, а не на проблемах со здоровьем.
- Рационализация: Оправдание неприемлемого чувства или поведения таким образом, чтобы оно звучало логично. Например, человек, нуждающийся в деньгах, может продать своим бывшим соседям по комнате часы после того, как они забыли упаковать их при выезде.
- Изоляция аффекта: Отделение мысли или воспоминания от связанной эмоции, позволяющее человеку думать о событии, не испытывая болезненных эмоций. Например, человек, переживший травматическое событие, может объективно рассказать подробности, без какой-либо эмоциональной реакции или стресса.
- Формирование реакции: Замена нежелательной мысли или чувства их противоположностью. Когда человек чувствует себя очень подавленным, он может внезапно начать вести себя головокружительно или смеяться над неуместными шутками.
- Фэнтези: Отступление в воображаемый мир, чтобы избежать трудностей и проблем реальности. Например, человек, который чувствует себя неудовлетворенным в своей карьере, может часами мечтать об идеальной работе, где он пользуется большим успехом и уважением.
- Компенсация: Преуспевание в одной области для компенсации неудач в другой области. Например, человек, который чувствует себя неуверенно, как мужчина, может попытаться преуспеть в спорте или вести себя так, как будто он чрезвычайно уверен в себе, чтобы скрыть свою неуверенность.
- Принадлежность: Ищет утешения и поддержки у других, когда сталкивается с проблемой или сложной ситуацией. Например, человек, который тяжело переживает расставание, может проводить больше времени с друзьями или членами семьи, чтобы справиться со своим чувством грусти и одиночества.
- Перемещение: Направление негативных чувств на цель, отличную от их источника. Например, получив отрицательную оценку на работе, идти домой, строго соблюдать правила и указывать на недостатки в том, что делают другие.
- Преобразование: Преобразование эмоционального расстройства в физические симптомы. Например, у человека, который испытывает высокий уровень стресса или беспокойства, могут появиться головные боли, боли в животе или другие необъяснимые физические недомогания.
- Пассивно-агрессивный: Выражение враждебности и гнева посредством пренебрежения или избегания. Вместо того, чтобы рассказать коллеге, что он на самом деле думает о нем, он не отвечает на его электронные письма и не участвует в мероприятиях, в которых он играет руководящую роль.
- Подавление: Непроизвольное блокирование воспоминаний, мыслей или чувств, которые слишком болезненны или неприятны, чтобы противостоять им. Например, человек, подвергшийся жестокому обращению в детстве, может быть не в состоянии вспомнить конкретные детали или события того времени.
- Интеллектуализация: Холодное и отстраненное отношение к чему-то очень тревожному. Имея дело со смертью близкого человека, человек может погрузиться в планирование и детали похорон, чтобы занять свой разум.
- Символизация: Представление бессознательной, противоречивой мысли или эмоции посредством символов или символических действий. Например, человек, который затаил обиду на члена семьи, может часто носить одежду или аксессуары, которые символизируют его чувства гнева или неповиновения.
- Предвзятость подтверждения: Поиск и предпочтение информации, которая поддерживает ваши собственные ранее существовавшие убеждения, при этом отвергая или преуменьшая важность противоречивых доказательств. В качестве защитного механизма это позволяет человеку сохранять свое мировоззрение или систему убеждений и избегать неудобных истин.
- Предвзятость в корыстных целях: Это включает в себя приписывание собственного успеха внутренним факторам (вашему упорному труду), а неудачи — внешним факторам (например, невезению или чьей-то вине). Этот защитный механизм помогает сохранить самооценку.
- Эвристика доступности: Использование легкодоступной информации, особенно ярких или запоминающихся примеров, вместо поиска всеобъемлющих объективных данных. В качестве защитного механизма это помогает вам максимизировать личный опыт и свести к минимуму доказательства, которым может быть неудобно противостоять.
- Предубеждение чрезмерного оптимизма: Переоценка вероятности положительных результатов и недооценка вероятности отрицательных результатов, чтобы психологически избежать правды о том, что что-то может не сложиться для вас.
Практические примеры и исследовательская основа
1. Теория самоутверждения
У всех нас есть самоидентификация, которая содержит информацию о том, кто мы есть. Но что происходит, когда мы сталкиваемся с информацией, которая противоречит этой самоидентификации? Например, когда человек считает себя очень хорошим шахматистом, а потом несколько раз подряд проигрывает новичку.
Согласно теории самоутверждения (Steele, 1988), это может быть весьма тревожным. Что-то должно быть сделано, чтобы восстановить целостность своей самоидентификации.
Это чувство целостности:
«…феноменальное переживание себя. . . адаптивно и морально адекватным, то есть компетентным, хорошим, связным, единым, стабильным, способным к свободному выбору, способным контролировать важные результаты» (Стил, 1988, с. 262).
Автосистема может быть представлена графически ниже.
Исследования показали, что люди используют различные защитные механизмы, чтобы восстановить свою целостность. Например, приписывая неудачу внешним факторам, таким как невезение, или преуменьшая важность события.
2. Защитные механизмы в когнитивной обработке
Интерес к защитным механизмам то возрастал, то ослабевал в психологических исследованиях с тех пор, как Фрейд впервые предположил их существование в 1930-х годах (Cramer, 2000).
Два основных критических замечания в отношении защитных механизмов были связаны с методологией исследования и самой идеей бессознательных когнитивных процессов (Lazarus, 2013).
Однако за последние несколько десятилетий идея бессознательных процессов, влияющих на суждения, стала более приемлемой.
«Когнитивные психологи заново открыли существование бессознательных психических процессов. Практически каждый ведущий когнитивный психолог сегодня принимает допущение, что психические процессы происходят за пределами сознания» (Cramer, p. 638).
Хотя это и не направлено конкретно на выявление мотивированных бессознательных процессов, основу для поддержки можно найти в нескольких областях исследований.
Крамер отмечает, что исследования имплицитной памяти, прайминга и избирательного внимания «обеспечивают важную основу для изучения когнитивных процессов, участвующих в функционировании защитных механизмов» (стр. 639).
3. Мужская сверхкомпенсация
Любой, кто однажды видел, как их 45-летний сосед едет домой в новом кабриолете, знаком с концепцией мужской сверхкомпенсации.
Хотя такого рода анекдотические свидетельства кажутся убедительными и широко распространенными, исследователи предпочитают исследовать такие понятия более научно.
Введите Виллер и др. (2013). Приблизительно 100 студентов мужского и женского пола бакалавриата Корнельского университета приняли участие в опросе в рамках курса социологии.
После заполнения анкеты «гендерная идентичность» им была предоставлена информация об их баллах по шкале от 0 до 50 (0–25 — мужской диапазон, 26–50 — женский диапазон).
Половина мужчин получили обратную связь, указывающую, что они набрали баллы в женском диапазоне, а половина женщин получили обратную связь, указывающую, что они набрали баллы в мужском диапазоне.
Затем участники ответили на дополнительные вопросы о войне в Ираке, гомосексуализме и автомобилях.
Результаты:
«…Мужчины, чья мужественность находилась под угрозой, сообщали о значительно большей поддержке войны в Ираке и о более негативном отношении к гомосексуализму, чем мужчины в исследовании, чья мужественность не подвергалась угрозе… мужчины, чья мужественность находилась под угрозой, сообщали о том, что они рассматривали внедорожник как более желанный… чем не подвергались угрозе мужчины» (стр. 991).
4. Нервный смех
Несвоевременный смех может быть очень обидным. Это может произойти в неподходящие моменты, например, когда человек опозорил себя или стал свидетелем того, как кто-то другой опозорил себя.
Однако, если смотреть сквозь призму защитных механизмов, нервный смех на самом деле является эффективной реакцией на преодоление трудностей.
Нервный смех может перенаправить энергию из отрицательного источника в выразительную форму, которая защищает человека от переполнения тревогой.
Хотя в определенных социальных ситуациях это может показаться в лучшем случае неловким, а в худшем — грубым, оскорбление обычно бывает непреднамеренным.
В других случаях нервный смех может быть результатом использования юмора в качестве защитного механизма.
Как объяснил Леон Зельцер в статье в Psychology Today,
«…отношение к прошлой травме с юмором может рассматриваться как сигнал психологического исцеления. Как только мы можем пошутить о чем-то ужасном, что случилось с нами, мы косвенно сообщаем, что мы пережили это и что, объединив это, оно больше не должно мешать нам жить дальше».
5. Иерархические уровни защиты
Не все защитные механизмы созданы одинаковыми, и не все неадекватны. В некотором смысле и в некоторых обстоятельствах защитные механизмы помогают человеку справиться с тревогой и поэтому могут считаться здоровыми.
Фактически, клиницисты создали иерархическую структуру защитных механизмов, которая варьируется от адаптивных до незрелых (Di Giuseppe & Perry, 2021).
Иерархические уровни защиты :
Уровень защиты | Специальные механизмы защиты |
---|---|
Высокоадаптивная | Альтруизм, Юмор, Сублимация |
Ментальные Запреты Интеллектуализация Подавление | |
Незначительное искажение образа | Обесценивание, Идеализация, Всемогущество |
Большое искажение образа | Отрицание, проекция, рационализация |
Действие | Отыгрывание, пассивная агрессия 9042 5 |
Защитная дисрегуляция | Проекция, искажение, отрицание |
Несмотря на то, что в какой-то момент они были очернены и не поддаются научной проверке, сегодняшняя точка зрения на полезность защитных механизмов совершенно иная.
«Более полувека эмпирических исследований продемонстрировали влияние защитного функционирования на психологическое благополучие, организацию личности и результаты лечения» (Di Giuseppe & Perry, 2021, стр. 1).
Заключение
Защитные механизмы — это стратегии выживания. Они связаны с искажением реальности, которое позволяет человеку ориентироваться в вызывающей тревогу ситуации.
Первоначально эта концепция не впечатлила исследователей из-за методологических недостатков экспериментов. Несовершенные процедуры не позволили проверить это понятие таким образом, чтобы это внушало доверие.
Однако в то же время клиницисты считали защитные механизмы обоснованной и надежной конструкцией. Он играет важную роль в терапии на протяжении десятилетий.
Защитные механизмы могут быть организованы иерархически, начиная от адаптивных и заканчивая отражением незрелых стратегий.
Кроме того, современные исследовательские стратегии оказались более эффективными при проверке гипотез, порожденных концепцией защитных механизмов. Некоторые результаты оказались убедительными и стали центральными принципами когнитивной психологии.
Ссылки
Боуинс, Б. (2004). Механизмы психологической защиты: новая перспектива. Американский журнал психоанализа, 64 , 1–26.
Крамер, П. (2000). Защитные механизмы в современной психологии: дальнейшие процессы адаптации. Американский психолог , 55 (6), 637-646.
Ди Джузеппе, М., и Перри, Дж. К. (2021). Иерархия защитных механизмов: оценка защитных функций с помощью рейтинговых шкал защитных механизмов Q-Sort. Frontiers in Psychology , 12 , 718440.
Фрейд, А. (1937). Эго и механизмы защиты , Лондон: Hogarth Press и Институт психоанализа.
Фрейд, С. (1894). Нейропсихозы обороны . СЭ, 3: 41-61.
Фрейд, С. (1896). Дальнейшие замечания о нейропсихозах защиты . СЭ, 3: 157-185.
Фрейд, С. (1933). Новые вводные лекции по психоанализу. WW Norton & Co.
Лазарь, Р. С. (2013). Пятьдесят лет исследований и теории Р. С. Лазаря: анализ исторических и многолетних вопросов . Психология Пресс.
Paulhus, D.L., Fridhandler, B., & Hayes, S. (1997). Психологическая защита: современная теория и исследования. В Р. Хогане, Дж. А. Джонсоне и С. Р. Бриггсе (редакторы), Handbook of Personality Psychology (стр. 543-579). http://dx.doi.org/10.1016/B978-012134645-4/50023-8
Шерман, Д. К., и Хартсон, К. А. (2011). Сочетание самозащиты с самосовершенствованием. Справочник по самосовершенствованию и самозащите , 128 , 128-151.
Steele, CM (1988). Психология самоутверждения: Поддержание целостности себя. В Л. Берковице (ред.), Успехи экспериментальной социальной психологии (том 21, стр. 261–302). Нью-Йорк: Академическая пресса.
Виллер, Р., Рогалин, К.Л., Конлон, Б., и Войнович, М.Т. (2013). Переусердствование с полом: проверка тезиса мужской гиперкомпенсации. Американский журнал социологии , 118 (4), 980-1022.
Дэйв Корнелл (доктор философии)
+ посты
Доктор Корнелл работает в сфере образования более 20 лет. Его работа включала разработку сертификатов учителей для Тринити-колледжа в Лондоне и обучение без отрыва от работы для правительств штатов в Соединенных Штатах. Он подготовил воспитателей детских садов в 8 странах и помог бизнесменам и женщинам открыть детские центры и детские сады в 3 странах.
Крис Дрю (доктор философии)
+ сообщения
Эта статья была рецензирована и отредактирована Крисом Дрю (доктор философии). Процесс рецензирования Helpful Professor включает в себя проверку фактов, редактирование и дополнение статей экспертом уровня доктора философии. Рецензенты следят за тем, чтобы весь контент отражал экспертный академический консенсус и подкреплялся ссылками на академические исследования.