Мировоззрение и его типы: Мировоззрение — что это такое? Определение, особенности, принципы

1. Мировоззрение и его типы. Предмет и признаки философии


Скачать 124,55 Kb.

страница1/29
Дата24.03.2022
Размер124,55 Kb.
#180931
ТипЗакон

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   29

Связанные:
шпоры философия


1. Мировоззрение и его типы. Предмет и признаки философии
Мировоззрение – совокупность взглядов, оценок принципов, определяющих самое общее вИдение, понимание мира, места в нем человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Философское мировоззрение — закономерный этап в духовном развитии человечества, которое было обусловлено как изменениями в общественном бытии людей, так и развитием различных областей общественного сознания.
Особенности: • философскому мировоззрению присуща не чувственно-об разная, как в предшествующих типах мировоззрения, форма постижения действительности, а абстрактно-понятийная. У него предельно широкий уровень обобщения (категории, принципы), которые выходят на границу бытия и небытия; •философское мировоззрение — это теоретическая форма мировоззрения, исторически возникшая и первая форма систематизированного теоретического мышления вообще. • отличие философского мировоззрения от мифологического и религиозною состоит в том, что религия и мифология совпадают с соответствующим мировоззрением, тогда как философия составляет ядро научного мировосприятия и обеспечивает ему целостность, взаимосвязь и определенность; • в отличие от религии и мифологии, философия в осмыслении мира систематически опирается на научные знания. Философия оказывает огромное влияние на развитие науки. Она выступает общей методологией научного познания; • философия стремится ставить и решать предельные, абсолютные проблемы человеческого бытия; • философия исследует познавательное, ценностное, социально-политическое, моральное и эстетическое отношение человека к миру; вырабатывает определенные критерии и принципы общественной и индивидуальной деятельности, опираясь не на авторитет, а на знание господствующей в мире необходимости.

Скачать 124,55 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   29


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница

Автореферат

Анализ

Анкета

Бағдарламасы

Бизнес-план

Биография

Бюллетень

Викторина

Выпускная работа

Глава

Диплом

1.1. Понятие мировоззрения, его структура и исторические типы. Становление философии как типа мировоззрения . Философия

В процессе осуществления жизнедеятельности человека еще на самых ранних этапах истории зарождается потребность в выработке определенных жизненных ориентаций и способов освоения действительности, позволяющих ему в конечном счете обеспечить устойчивую перспективу существования в природном и социальном мире.

Формой духовного разрешения такой фундаментальной потребности является мировоззрение, его объект – мир в целом (окружающая человека природная, социокультурная среда и сам человек), а предмет – отношение человека к миру Мировоззренческие представления неизбежно носят предельно общий характер, целостным образом отражают мир и относительно устойчивы. Вопросы о том, что есть мир, как он устроен, из чего произошел, что есть человек и каково его место в этом мире, в чем смысл жизни, что есть истина, добро и зло, красота, справедливость, свобода, судьба и многие другие, вечно волнуют людей. Дать ответ на них призвано мировоззрение.

Таким образом, мировоззрение понимается как совокупность наиболее обобщенных взглядов на мир в целом, определяющих отношение человека к миру, формирующих его жизненные ценности и программы поведения. Достаточно устойчиво связанные между собой, т. е. образуя структуру, взаимодействуя, разнородные компоненты мировоззрения обеспечивают более или менее целостное видение людьми мира и самих себя.

В структуре мировоззрения обобщенно представлены познавательная, аксиологическая (ценностная) и праксиологическая (поведенческая) сферы (стороны) их взаимосвязи.

Познавательная сфера складывается как система повседневных или обыденных, научных, профессиональных и других знаний. Здесь формируется конкретно-научная и универсальная картина мира, выявляются общие тенденции и закономерности мироустройства.

Аксиологическая сторона выражает особое отношение к миру в соответствии с потребностями и интересами людей, тем или иным пониманием смысла жизни. Ценность представляет субъективную значимость какого-либо явления (природного или социального) для человека, благодаря чему задается смысловая направленность его мировоззрения. В зависимости от совокупности и степени важности этих значимостей выстраивается иерархия ценностей, определяющая жизненные ориентиры индивида. Ценностным сознанием формируются представления о добре и зле, прекрасном и безобразном, счастье, достоинстве и чести и т.

 п., задаются идеалы.

Праксиологическая сторона направлена на обеспечение единства познавательного и ценностного сознания с деятельностью, поступками человека. Это то, чем непосредственно мотивируется определенный тип поведения в конкретных условиях. Сюда относятся нормативы деятельности, принципы и связанные с ними программы поведения, убеждения как уверенность в достоверности своих взглядов, которые подкреплены волей, направленной на практическое действие.

В зависимости от соотношения эмоционального и интеллектуального (чувства и разума) в духовном опыте людей в мировоззрении выделяются уровни мироощущения, мировосприятия, миропонимания. Если в формах мироощущения и мировосприятия мир переживается и осознается в виде наглядного целостного образа, то миропонимание – это уже представление о мире на основе его рационального понимания и объяснения.

По характеру формирования и способу функционирования различаются повседневное (обыденное, или жизненно-практическое) и теоретическое мировоззрение.

Повседневное мировоззрение (обыденное, или жизненно-практическое) стихийно складывается непосредственно в процессе жизнедеятельности каждого человека, включает в свой состав навыки, обычаи, традиции, передаваемые из поколения в поколение, обобщенный опыт каждого конкретного индивида. Оно помогает человеку ориентироваться в сложных жизненных обстоятельствах. Вместе с тем этот уровень мировоззрения не отличается системностью и обоснованностью представлений, в нем часто доминируют устойчивые предрассудки.

В отличие от обыденного теоретическое мировоззрение вырабатывает систему понятий, в которой критически осмысливаются и обосновываются наиболее фундаментальные отношения человека к миру. Этому уровню решения мировоззренческих проблем соответствуют философия и наука.

К основным типам мировоззрения относятся мифологическое, религиозное, художественное (искусство), научное, философское.

Самым ранним исторически сформировавшимся типом духовно-практического освоения и объяснения мира было мифологическое мировоззрение, основанное на воображении, вымысле, фантазии.

Своеобразие мифа состояло в том, что представления о мире выражались в нем в конкретных эмоциональных, поэтических образах, метафорах. Характерный способ формирования мифической картины мира заключается в антропоморфизме, т. е. в переносе на окружающий мир качеств человека. В результате очеловечивались (одушевлялись и олицетворялись) природные и социальные явления. Существенным признаком мифологии выступает синкретизм (от греч. synkr?tismos – соединение). В мифе сколько-нибудь отчетливо не разграничивались мир и человек, материальное и духовное, объективное и субъективное, естественное и сверхъестественное, знание и вера, эмоциональное и рациональное. Миф – это целостное мировосприятие, в котором различные представления увязаны в единую, нерасчлененную образносмысловую картину действительности.

Наиболее значимую роль в данной картине мира играют теогонические и космогонические мифы. Они рассказывают о происхождении мира, вселенной и богов. Кроме того, существуют мифы антропологические (о происхождении человека) и эсхатологические (о конечной судьбе человека и мира). Последний тип мифов встречается на достаточно высоком этапе развития первобытной культуры.

Религиозное мировоззрение

как тип духовно-практического освоения действительности основывается на вере в реальность сверхъестественных сил, от отношения к которым фатальным образом зависит существование людей. Религиозная вера предполагает признание сакрального (священного) мира в качестве безусловной истины и ценности для человека, задающих ему высший смысл жизни. Поэтому религиозный человек стремится к установлению связи с этим миром посредством культа – системы ритуалов, особого комплекса переживаний, соответствующих определенному вероучению.

На ранних этапах развития общества зарождающиеся в лоне мифа религиозные, политеистические формы мировосприятия (анимизм, тотемизм, фетишизм и др.), органически с ним сочетаются, образуя единое мифологически-религиозное мировоззрение. В центре же зрелых (монотеистических) религий – Бог – сверхприродное, сверхчувственное персонифицированное духовное существо, творящее весь мир по своему замыслу и воле. Бытие Бога переживается верующим человеком как откровение, в котором определяется его конечное предназначение. Истины откровения не нуждаются ни в опытном подтверждении, ни в логическом обосновании, потому что даны свыше. Верующему лишь остается без тени сомнения их соблюдать в своих помыслах и поступках на пути к спасению своей души.

Художественное мировоззрение основывается на чувственно-образном видении мира. Оно передается, прежде всего, через искусство, которое стремится увидеть мир и его проявления индивидуальными и неповторимыми, выразив их через художественные образы, символы, метафоры, опирающиеся на чувственное видение мира.

С развитием науки формируется и научное мировоззрение, которое являет собой систему представлений о мире, его структурной организации, месте и роли в нем человека; эта система строится на основе научных данных и развивается параллельно со становлением науки. Научное мировоззрение создает основу для правильной ориентации человека в мире, выбора направлений и средств познания действительности и ее преобразования. Вместе с тем научное мировоззрение опирается исключительно на рациональное осмысление мира, не допуская интуитивного, иррационального, метафорического, образного восприятия и осознания окружающего мира.

Философское мировоззрение формируется, прежде всего, на основе мифологического и религиозного – это тип мировоззрения, которое «не опирается на веру и фантастические представления о мире, а базируется на теоретических методах постижения действительности»[1]. Здесь логика противопоставляется вере, сомнение – догмату, интеллект – чувствам.

Ядром философского мировоззрения является собственно философия. Философия (от греч. phileo – люблю, sophia – мудрость, т. е. любовь к мудрости) – особый способ духовного освоения мира, вырабатывающий систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех их основных проявлениях. Философия создает общую картину мира на уровне рационально-теоретического познания, т.  е. посредством понятий, теорий, логических аргументов, обоснований, доказательств. Следуя рациональному подходу, мир рассматривается как управляемый естественной необходимостью, а не сверхъестественной волей, познание которого направлено на поиск единого во многом, меры, устойчивой закономерной связи. Философские размышления при этом подчиняются определенным правилам логики, опираются на наблюдение и обобщение реальных фактов, всего духовного опыта людей.

Философия зарождается в VII–VI вв. до н. э. в Древней Греции, на Древнем Востоке – в Индии и Китае. По мере ее развития с позиции разума вытесняются фантастические вымыслы и верования мифологически-религиозного сознания, в то же время весь комплекс мировоззренческих проблем мифа переосмысливается, получает новое, рациональное истолкование в таких формах абстрактного мышления, как понятия и категории. Суть философской рациональности состоит в критическом способе освоения мира и человека. Подвергая сомнению существующие традиции и ценности культуры, а также через критический анализ собственных выводов и познавательных действий философия постоянно развивается. Благодаря философской рефлексии (от лат. reflecxio – обращение назад, самонаблюдение) – способности мышления к самоанализу, к вопрошанию о самом себе и мире – человек смог размышлять о предельных основаниях культуры и смысле своего существования. По сути, рефлексивность философии указывает на важнейшее свойство мысли – быть свободной, без непосредственного обращения к опыту, из себя исходить в поиске истины, где логика становится незаменимым инструментом такого поиска. Благодаря философской рефлексии человек освобождается от мифов и суеверий, обретает внутреннюю духовную свободу, способность самостоятельного мышления. Со времен Сократа рефлексия считается важнейшим средством самопознания человека и основой его духовного совершенствования.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Обзор четырех мировоззрений

org/Table»>
Традиционное мировоззрение Современное мировоззрение Postmodern Worldview Интегральный мировоззрение
. реальность Плюралистический, фрагментарный, релятивистский взгляд на реальность
Целостный/единый, духовно-эволюционный взгляд на реальность
Знание через традицию, условность, писание (буквализм, догматизм) Знание через эмпирическую науку, рациональность, логику (позитивизм, сциентизм) Знание через качественные способы познания (социальный конструктивизм) Знание через интеграцию, смешанное методы (прагматизм, критический реализм)
Социальное Я Независимое Я Подлинное Я Взаимозависимое Я
Традиционные ценности (т.е. солидарность, безопасность, дисциплина, служение, вера, соответствие) Индивидуалистические ценности (т.е. достижения, гедонизм, успех, статус, власть, веселье) Постматериальные ценности (т. е. , самовыражение, воображение, открытость к изменениям) Универсальные ценности (т.е. самоактуализация, мудрость, универсализм, трансцендентность)
Акцент на семье, социальных ролях и правилах, законе и порядке Акцент на будущее, вера в прогресс, оптимизм Акцент на деконструкции нарративов, социальная справедливость Акцент на индивидуальной и культурной эволюции и росте
Природа как осмысленный, божественно созданный порядок (творение Бога) Природа как инструментальный, объективированный ресурс для эксплуатации внутренний источник, подавленный голос или сущность, большая система Природа как внутренне ценный, духовно значимый, партнер

В этой таблице представлен краткий обзор четырех мировоззрений и их отличительных различий

Краткое изложение четырех мировоззрений

Традиционные мировоззрения рассматривают вселенную как сотворенное Богом и находят истину и знания в традициях, обычаях и Священных Писаниях. . Они подчеркивают группу, сообщество и семью, а также потребность в социальных ролях и правилах, законе и порядке. Ими движут такие ценности, как солидарность, безопасность, дисциплина, подчинение, служение и вера; и часто имеют чувство высшей цели или призвания. Они видят природу как осмысленный, божественно созданный порядок, который они могут использовать, но также должны заботиться о нем. Великой силой этого мировоззрения является его приверженность группе, его дисциплина и порядок, а также его социальные ценности.

Современные мировоззрения рассматривают вселенную как физико-механическую, объективную сущность и находят истину и знания в (эмпирической) науке, рациональности и логике. Они подчеркивают достоинство личности и оптимистично указывают на возможности (технологического) прогресса в будущем. Ими движут такие ценности, как достижения, гедонизм, успех, знания, статус, власть, материальный комфорт и веселье. Они рассматривают природу как инструмент; ресурс, используемый людьми. Великая сила этого мировоззрения заключается в его приверженности индивидуальной автономии, достоинству и достижениям; рациональность и объективность.

Постмодернистские мировоззрения рассматривают вселенную как релятивистскую, плюралистическую и фрагментарную и находят истину и знание посредством субъективных и качественных способов познания, включая искусство и мораль. Они делают упор на самовыражение и скептически относятся к великим (особенно современным) нарративам, которые они считают угнетающими и служащими сильным мира сего. Они руководствуются такими ценностями, как разнообразие, подлинность, воображение, инклюзивность, равенство и защита окружающей среды. Они рассматривают природу как внутренний, субъективный источник. Великая сила этого мировоззрения заключается в его чувствительности к страданиям других и приверженности социальной справедливости.

Интегративное мировоззрение рассматривает вселенную как развивающееся, духовно значимое целое и находит истину и знание через интеграцию методов и парадигм, науки и духовности. Они подчеркивают необходимость личностного роста и рассматривают культурную «эволюцию» как решение наших глобальных проблем. Ими движут такие ценности, как самореализация, поиск истины и мудрости, мир во всем мире и сострадание. Они считают природу внутренне ценной и духовно значимой; партнер, с которым можно сотрудничать. Великая сила этого мировоззрения заключается в его стремлении интегрировать то, что фрагментировано и поляризовано.

Здесь вы можете узнать больше о смешанных результатах мировоззрения, категории, в которую попадают люди, если они не набирают достаточно высоких баллов по какому-либо из четырех мировоззрений.

Контекст

Эти четыре мировоззрения — и особенно традиционное, современное и постмодернистское — были признаны философами и социологами частью историко-развивающей траектории культурных эпох на Западе. Таким образом, эти мировоззрения говорят об идеях и ценностях, шаблонах и структурах, с которыми знакомо большинство из нас.

Однако эти мировоззрения являются тем, что социологи называют идеальными типами : идеями-конструктами, изображающими «чистые» или идеализированные структуры и паттерны, узнаваемые в окружающем нас мире, но обычно не существующие в этих чистых формах. Эти идеальные типы служат аналитическим инструментом, эвристикой, помогающей нам привести в порядок кажущийся хаос социальной реальности и «увидеть лес за деревьями».

Кроме того, хотя эти мировоззрения были обнаружены в ходе исследований в западном контексте, существует существенная поддержка идеи о том, что эти мировоззрения актуальны и узнаваемы за пределами Запада. Возьмем, к примеру, идеи, полученные в результате Всемирного исследования ценностей, крупнейшего из когда-либо проводившихся некоммерческих, межнациональных, эмпирических исследований временных рядов человеческих убеждений и ценностей.

Анализ данных, проведенный политологами Рональдом Инглхартом и Кристианом Вельзелем, утверждает, что в мире существуют два основных аспекта межкультурных различий. Как показывают их результаты, массовые культурные изменения наблюдаются с течением времени и во всем мире, со сдвигом от традиционных ценностей, доминирующих в более аграрных обществах (созвучных с традиционным мировоззрением), к секулярно-рациональным ценностям в индустриальных обществах (современных мировоззрение). А также сдвиг от значений выживания к ценности самовыражения доминирующие в постиндустриальных обществах (постмодернистское мировоззрение).

Это говорит о том, что по крайней мере традиционные, современные и постмодернистские мировоззрения наблюдаются и за пределами Запада. Интегративное мировоззрение не выделяется (пока?) четко в «Обзоре мировых ценностей», но широко описано различными философами (например, Жаном Гебсером, а в более современное время — Кеном Уилбером), а также признается в эмпирических работах.

Таблицы, исследования и видеолекции

В этой публикации вы можете найти гораздо более подробную версию приведенной выше таблицы (на стр. 102), а также обширный отчет об исследовании, на котором основан Тест Мировоззрения.

Здесь вы можете прочитать об исследовательском подходе, использованном при разработке Теста мировоззрения.

Здесь вы можете найти короткую видео-лекцию (22 минуты), объясняющую четыре мировоззрения, а также знакомящую с подходом к пониманию и отношению к этим мировоззрениям. Кроме того, есть видеолекция о том, что такое мировоззрение (9минут) ~ то есть как определить и понять этот термин. И тот, в котором говорится о том, почему изучение нашего мировоззрения важно и важно (18 минут).

Определение мировоззрения — ОТПРАВИТЬ в блог

Мировоззрение — это общий термин в обсуждениях миссии, который иногда может быть несколько нечетким. Иногда мировоззрение сводится к определенным ценностям, а иногда оно несколько синонимично культуре.

Я считаю, что мировоззрение — это не просто синоним культуры, оно более всеобъемлющее, чем такие ценности, как стыд/честь, страх/сила или вина/невинность. Да, эти ценности являются важным аспектом мировоззрения, но мировоззрение отвечает и на другие вопросы.

В течение последних тридцати лет я собирал определения/описания «мировоззрения» из литературы по антропологии, литературе, миссиологии, философии, психологии и теологии. Рассмотрение определений из этих различных дисциплин углубляет нашу перспективу и помогает нам увидеть всеобъемлющий характер концепции. Вот пара десятков, чтобы стимулировать ваше мышление:

Из философии/теологии:

Мировоззрение — это всеобъемлющий взгляд на все, что существует и имеет для нас значение. – Джеймс Н. Андерсон, 9 лет.0145 Каково ваше мировоззрение? Интерактивный подход к большим вопросам жизни , Wheaton: Crossway, 2014, 12.

Мировоззрение – это интерпретация влияний, переживаний, обстоятельств и прозрений. По сути, это взаимосвязанный ряд интерпретаций — и он же становится методом интерпретации. Мировоззрение — это то, что вы осознаете только в моменты кризиса или раздумий. В обычное время это как очки или контактные линзы. Вы привыкли выглядеть 9От 0082 до это то, что вы едва знаете, что он там. … Не думайте о мировоззрении как о солнечных очках. Вместо этого думайте об этом как о паре линз, отпускаемых по рецепту. Задача всякого мировоззрения – увидеть мир таким, какой он есть, скорректировать свое видение. Проверка хорошего мировоззрения будет заключаться в том, фокусирует ли оно реальность или оставляет вещи размытыми. – Дж. Марк Бертран, (Re) Мыслительное мировоззрение: научиться думать, жить и говорить в этом мире , Wheaton: Crossway, 2007, 26,27.

Ведь «мировоззрение» есть не что иное, как взгляд на «мир», т. е. на всю действительность. Мировоззрение является всеобъемлющим только в том смысле, что оно пытается увидеть целое. … Мировоззрение должно быть достаточно всеобъемлющим, чтобы ответить на вопрос о божестве (если есть Бог, то на что он похож?), вопрос о происхождении (откуда я пришел?), вопрос о значении (кто я?) , вопрос зла (Почему так много страданий? Если все не так, как должно быть, то почему?), вопрос спасения (В чем проблема и как она решается?), вопрос telos (Почему я здесь? Что готовит будущее?). – Д.А. Карсон, Возвращение к Христу и культуре , Гранд-Рапидс: Эрдманс, 2008, 95,96.

Культура обеспечивает систему мышления, с помощью которой члены группы адаптируются друг к другу и к окружающей среде. Для обозначения этого антропологи используют фразу мировоззрение . Философы используют мировоззрение по-разному. В философии это означает всеобъемлющую систему мышления. Мировоззрение метафизично; в нем рассматриваются такие темы, как природа и существование Бога и мира, цель и судьба человеческой жизни, а также природа ценностей и добра. В антропологии все это считается частью культурного мировоззрения (поэтому эти два употребления несколько пересекаются). Но мировоззрение также включает предпочитаемые культурой способы мышления, художественное выражение и личные отношения, в том числе ее взгляды на пространство и время. – Дэвид К. Кларк, Диалогическая апологетика: личностно-ориентированный подход к христианской защите , Гранд-Рапидс: Бейкер, 1993, 184.

Мировоззрение — это способ просмотра или интерпретации всей реальности. Это интерпретационная структура, с помощью которой или с помощью которой человек находит смысл в данных жизни и мира. – Гейслер и Уоткинс, 9 лет.0145 Worlds Apart: A Handbook on World Views , 2-е изд. , Гранд-Рапидс: Бейкер, 1989, 11.

Таким образом, потребность человека в мировоззрении состоит из четырех частей: потребность в объединении мысли и жизни; потребность определить хорошую жизнь и найти надежду и смысл жизни; потребность направлять мысль; необходимость руководства действием. — Артур Ф. Холмс, Контуры мировоззрения , Гранд-Рапидс: Эрдманс, 1983, 5.

Мировоззрение — это культурно детерминированный набор фильтров, через которые мы воспринимаем и переживаем реальность. — Лонг и Макмерри, 9 лет.0145 Крах медных небес: перестройка нашего мировоззрения, чтобы принять силу Бога , Гранд-Рапидс: Избранные книги, 1994, 26.

… мировоззрение функционирует как набор привычек, формирующих фоновые убеждения, которые направляют наши действия по замечанию или не замечанию различных особенностей реальности. … Привыкающие убеждения не стоят между человеком и реальностью, как очки. Скорее, они приучают способы видения и мышления, которые с помощью усилий могут быть изменены или сохранены, на основе сравнения их с самой реальностью. — Дж. П. Морленд, 9 лет.0145 Царственный треугольник: восстановить христианский разум, обновить душу, восстановить силу духа , Гранд-Рапидс: Зондерван, 2007, 34.

Любая теория или определение «мировоззрения» сама по себе является функцией фактического мировоззрения теоретика или определяющего. …мировоззрение – это семиотическая система нарративных знаков, оказывающая существенное влияние на фундаментальную человеческую деятельность по рассуждению, интерпретации и познанию. – Дэвид К. Ногл, Мировоззрение: история концепции , Гранд-Рапидс: Эрдманс, 2002, 253.

Проще говоря, мировоззрение — это набор представлений о самых важных жизненных проблемах. … Таким образом, мировоззрение — это концептуальная схема, с помощью которой мы сознательно или бессознательно размещаем или подгоняем все, во что верим, и с помощью которой мы интерпретируем и судим о реальности. – Рональд Х. Нэш, Мировоззрения в конфликте , Гранд-Рапидс: Зондерван, 1992, 16.

Мировоззрение (или видение жизни) — это структура или набор фундаментальных убеждений, через которые мы видим мир и наше призвание и будущее в нем. это видение не нужно полностью формулировать: оно может быть настолько интернализовано, что в значительной степени не подвергается сомнению; она не может быть явно развита в систематическую концепцию жизни; его нельзя теоретически углубить в философию; он может даже не быть кодифицирован в форме вероучения; она может быть значительно усовершенствована посредством культурно-исторического развития. Тем не менее, это видение является каналом для высших убеждений, которые определяют направление и смысл жизни. Это интегративная и интерпретативная структура, по которой судят о порядке и беспорядке; это стандарт, по которому реальность управляется и преследуется; это набор петель, на которых вращаются все наши повседневные мысли и действия. — Джеймс Х. Олтуис, цитируемый в James Sire, 9.0145 Вселенная по соседству , 5-й. Изд., Даунерс-Гроув: IVP, 2009, 18.

.

Мировоззрение — это обязательство, фундаментальная ориентация сердца, которое может быть выражено в виде истории или набора предположений (предположений, которые могут быть верными, частично верными или полностью ложными), которых мы придерживаемся (сознательно или подсознательно, последовательно или непоследовательно) об основном устройстве реальности, и это обеспечивает основу, на которой мы живем, движемся и существуем. – Джеймс Сайр, 9 лет0145 Вселенная по соседству , 5-й. Ed., Downers Grove: IVP, 2009, 20.

Из антропологии/миссиологии/литературы/психологии:

Weltanschauung [мировоззрение] – это интеллектуальная конструкция, которая единообразно решает все проблемы нашего существования. на основе единой гипотезы, которая, соответственно, не оставляет вопросов без ответа и в которой все, что нас интересует, находит определенное место. Легко понять, что обладание Weltanschauung такого рода является одним из идеальных желаний человека. Веря в нее, можно чувствовать себя уверенно в жизни, можно знать, к чему стремиться и как наиболее целесообразно распорядиться своими эмоциями и интересами. – Зигмунд Фрейд, цитируется в Stevens and Musial, Reading, Discussion and Writing about the Great Books , Boston, Houghton Mifflin, 1970, 117.

Система верований, выразительных символов и ценностей, с помощью которых люди определяют свой мир, выражают свои чувства и выносят суждения. — Клиффорд Гирц, цитируемый в Leland Ryken, 9.0145 Окна в мир: литература в христианской перспективе , Юджин, Орегон: Wipf and Stock, 2000, 136.

Мировоззрение — это то, как люди видят или воспринимают мир, каким они его знают. То, что люди видят, отчасти является тем, что есть. Отчасти это то, чем мы являемся. Но они объединяются, чтобы сформировать одну реальность, одно мировоззрение. – Дэвид Хессельгрейв, . Межкультурное общение со Христом , 2-е изд., Гранд-Рапидс: 1991, 197.

Мы, однако, определим понятие [мировоззрение] в том виде, как мы используем его в этом исследовании, как «фундаментальные познавательные, аффективные и оценочные предположения группы людей о природе вещей, которые они используют для упорядочения своей жизни». Мировоззрение — это то, что люди в сообществе принимают за данность, карты реальности, которые они используют для жизни. – Пол Хиберт, 9 лет.0145 Трансформация мировоззрения: антропологическое понимание того, как люди меняются , Гранд-Рапидс: Бейкер, 2008, 15.

Мировоззрения являются наиболее всеобъемлющими рамками мысли, связывающими системы убеждений друг с другом. Они облекают эти системы убеждений аурой уверенности в том, что на самом деле такова реальность. Это фундаментальные данные, которыми люди в сообществе думают, а не то, о чем они думают. — Хиберт, Шоу и Тиноу, Понимание народных религий , Гранд-Рапидс: Бейкер, 1999, 40.

Мировоззрение людей — это их взгляд на реальность. Он состоит из основных предположений и образов, которые обеспечивают более или менее последовательный, хотя и не обязательно точный способ мышления о мире. Мировоззрение включает в себя образы Я и всего того, что признается не-Я, плюс идеи об отношениях между ними, а также другие идеи, которые мы обсудим. – Майкл Кирни, World View , Новато, Калифорния: Chandler and Sharp Publishers, 1984, 41.

Культуры моделируют восприятие реальности в виде представлений о том, какой реальность может или должна быть, что следует считать действительным, вероятным, возможным или невозможным. эти концептуализации формируют то, что называется «мировоззрением» культуры. Мировоззрение — это центральная систематизация представлений о реальности, с которой соглашаются (в основном бессознательно) представители данной культуры и из которой вытекает их система ценностей. Мировоззрение лежит в основе культуры, затрагивая, взаимодействуя и сильно влияя на каждый аспект культуры. … Поддерживаемая здесь позиция (модель) рассматривает мировоззрение культуры или субкультуры как «центральный блок управления» этой культуры. – Чарльз Крафт, 9 лет.0145 Христианство в культуре , Мэрикнолл, Нью-Йорк: Orbis Books, 1979, 53.

Мировоззрение — это фундаментальная приверженность всего существа культурно сформированной великой истории вместе с ее набором преимущественно неявных предположений о реальности, посредством которых человек интерпретирует и взаимодействует со всей жизнью. – Майкл Мэтьюз, Новый подход: значение истории в интерпретации и передаче реальности , Tellwell, 2017, 167. (курсив оригинала)

Таким образом, культура народа представляет собой совокупность его идей, институтов и условных действий. Этос народа — это его организованные представления о должном. Национальный характер народа, или тип его личности, — это тип человека, который, вообще говоря, встречается в этом обществе. «Мировоззрение» народа, еще одно из представлений этой группы, — это то, как люди обычно смотрят вовне на вселенную. Если «культура» подсказывает антропологу, как люди выглядят, то «мировоззрение» подсказывает, как все выглядит для народа… вещей в том виде, в каком их осознает человек. Это то, как мы видим себя по отношению ко всему остальному. – Роберт Редфилд, 9 лет.0145 Первобытный мир и его трансформация , Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета, 1958, 85,86.

В форме ядра эти определения утверждают, что мировоззрение является как идеологией (набором идей), так и мифологией (набором образов, историй, символов и героев). Он также включает такие невербальные качества, как эмоции и отношения. – Леланд Райкен, Окна в мир: литература в христианской перспективе , Юджин, Орегон: Wipf and Stock, 2000, 136.

… мировоззрение состоит из центрального понятия (одной из основных человеческих забот), которому отводится роль определения и упорядочивания всех других человеческих забот. Это мировоззрение, как и любое другое, способно к бесконечным вариациям на уровне отдельных деталей. — Stevens and Musial, Чтение, обсуждение и написание великих книг , Бостон: Houghton Mifflin, 1970, 117.

Что такое мировоззрение? Это сюжетная сетка, через которую человек «видит» и интерпретирует все аспекты жизни. Мировоззрение неразрывно связано с символом и историей. Это сетка в настоящем времени, синхронная или в определенный момент времени. Метанарратив, с другой стороны, диахроничен, или представляет собой большую картинную историю, которая развивается, разворачивается и охватывает время. Сетка мировоззрения не только сюжетна, но и содержит интегрированные компоненты.

Добавить комментарий