8.3. Характеристики волевого поведения (сложные морально-волевые качества). Психология воли
8.3. Характеристики волевого поведения
(сложные морально-волевые качества)
Реальное волевое поведение человека часто определяется сочетанием многих личностных качеств, и не только волевых, но и нравственных (моральных). Поэтому при характеристике волевого поведения появляются синтетические (вторичные, по В. К. Калину) качества личности, которые напрямую к волевым не отнесешь: самоотверженность, принципиальность, мужество и другие. Часто их называют морально-волевыми качествами личности.
…
Изучение нравственного суждения показывает нам, что, сталкиваясь с нравственной проблемой, люди думают о том, что они должны делать и почему. Но хороших намерений часто бывает недостаточно. Тот факт, действуют ли дети и взрослые в соответствии со своими убеждениями, частично зависит от тех качеств, которые мы называем силой воли, твердыми намерениями или, говоря более простым языком, самоконтролем.
Самоконтроль в нравственной области заключается в подавлении побуждения вести себя, нарушая нравственную норму. Иногда это называется сопротивлением искушению.
Берк Л. Е. Развитие ребенка. СПб., 2006. С. 799
С одной стороны, нравственно-волевое поведение характеризуется тем, что оно связано с нравственными причинами. В этом плане примечательны слова, сказанные И. М. Сеченовым: «Ни обыденная жизнь, ни история народов не представляют ни единого случая, где одна холодная, безличная воля могла бы совершить какой-нибудь нравственный подвиг. Рядом с ней всегда стоит, определяя ее, какой-нибудь нравственный мотив, в форме ли страстной мысли или чувства… Другими словами, безличной, холодной воли мы не знаем» [1953, c. 181]. С другой стороны, в нравственно-волевом поведении может проявляться сразу несколько волевых качеств. Иначе говоря, это поведение обусловлено не только нравственностью, но и
…
Ценны лишь те подвиги, которые совершены с полной сознательностью.
Р. Роллан
Самостоятельность и инициативность. К. Н. Корнилов определял самостоятельность как отсутствие у человека боязни самому принимать решения, способность не поддаваться попыткам склонить его к невыполнению принятого решения, не поддаваться чужому влиянию, если оно расходится с его взглядами и убеждениями. Нетрудно заметить, что под это понятие подведены несходные
В. И. Селиванов понимал самостоятельность как «подчинение своего поведения собственным убеждениям и умение без помощи других осуществлять свои действия и поступки… Самостоятельность, — писал он, — предполагает упорство, стойкость в преодолении трудностей. Но она, как и настойчивость, противоположна упрямству…» [1992, с.
Самостоятельность — это желание и способность осуществлять какую-либо деятельность без посторонней помощи. Она проявляется в самостоятельном принятии решений, осуществлении намеченного, самоконтроле, во взятии на себя ответственности за дела и поступки. Самостоятельность как волевая черта личности присуща уже дошкольникам, однако мотивы ее проявления у детей разного возраста различны. Младшие дети используют ее как средство достижения частных целей. У подростков самостоятельные поступки и действия совершаются для того, чтобы подчеркнуть свое право на самостоятельность. При этом подростки проявляют позицию максимализма: стремятся утвердить свою самостоятельность более, чем это реально осуществимо.
Однако от детей требуется, особенно при поступлении в школу, не самостоятельность вообще (она может выражаться и в своеволии, нарушении дисциплины, тем более что многие дети понимают ее как бесконтрольность), а организованная самостоятельность, направленная на решение педагогических задач, в частности на преодоление психологического барьера, связанного с робостью, неуверенностью в своих силах.
Частный случай проявления самостоятельности — инициативность.
Инициатива (от лат. initiare — начинать) выражается в почине, т. е. в таких действиях отдельных людей или групп, которые послужили началом нового движения, изменения форм деятельности или уклада жизни. Стремление к инициативе, ставшее свойством человека, определяющим и направляющим его поступки, превращается в инициативность, предприимчивость. В моральном плане она характеризуется социальной смелостью, отсутствием боязни взять на себя ответственность за предлагаемое действие (недаром, имея в виду проявление человеком инициативности, говорят: «взял на себя смелость»).
Н. П. Гуменюк и В. В. Клименко [1987] пишут, что инициативность возникает при преодолении трудностей нетрадиционными средствами и методами. Такое понимание инициативности представляется мне излишне зауженным, так как она может проявляться не только при наличии трудностей и с использованием не обязательно нетрадиционных средств и методов.
Инициативность делает человека активным, энергичным, ищущим и творчески подходящим к своей работе.
Дисциплинированность и организованность. В. И. Селиванов рассматривал дисциплинированность как сложное свойство личности, которое отражает «способность и умение подчинять свое поведение нормам общественной морали и правилам общежития» [1992, с. 142]. Что такое правила общежития, автор не расшифровал, но думается, что это не только взаимоотношения с другими людьми, но и управление самим собой, подчинение своего поведения и деятельности необходимости, подчас вопреки своим желаниям (самодисциплина).
Дисциплинированное поведение предполагает соблюдение заведенного порядка, выдержанность (подавление своих побуждений, возникших не вовремя, в неподходящий момент). Следовательно, дисциплинированность имеет моральную окраску и отражает отношение человека к общепринятым нормам поведения. В проявлении дисциплинированности может быть выражен и интеллектуальный компонент, когда решение принимается рационально, на основе отработанных правил разрешения ситуации морального выбора.
Благодаря дисциплине поведение людей принимает упорядоченный характер, что обеспечивает совместную деятельность людей и функционирование социальных организаций.
Различают: а) внутреннюю дисциплину, или самодисциплину; б) дисциплину из соображений выгоды; и в) дисциплину по принуждению. Внутренняя дисциплина предполагает глубокое усвоение (интериоризацию) человеком норм, регулирующих поведение людей, формирование у него чувства ответственности, чувства долга. Такая дисциплина не требует принудительных мер и внешних санкций.
Дисциплина из соображений выгоды и по принуждению опирается на внешние санкции — положительные и отрицательные. Человек действует дисциплинированно в расчете на поощрение или стремясь избежать наказания. Это дисциплина-послушание.
Дисциплинированное поведение приводит к формированию дисциплинированности как черты личности, в основе которой лежит стремление и умение управлять своим поведением в соответствии с поставленными задачами. Психологической основой дисциплинированности является умение подавлять свои желания, подчинять свое поведение необходимости. В своей высшей форме развития дисциплинированность становится привычкой (К. К. Платонов).
Чрезмерно жесткая дисциплина приводит к ригидности поведения. Человек утрачивает творческую инициативу, а группа — необходимую гибкость поведения.
Организованность. Ряд авторов рассматривают организованность как самостоятельное волевое качество (Ф. Н. Гоноболин, Н. Д. Левитов, В. И. Селиванов, В. К. Калин). Н. Д. Левитов писал, что организованный человек умеет подчинять свою деятельность определенным принципам, вносить порядок в свои желания. Такой человек, с его точки зрения, должен обладать выдержкой и самоконтролем, он не идет ни на какие соблазны, отвлекающие от дела. Организованность связана и с дисциплинированностью, с планированием своих действий и продумыванием того, какие средства нужны для достижения цели. Учитывая все это, можно считать удачным определение организованности, данное В. К. Калиным: он охарактеризовал ее как умение и способность личности к такому упорядочиванию своих действий, которое обеспечивает максимальную эффективность деятельности. В процессе этого упорядочивания часто приходится неоднократно проявлять различные волевые качества.
…
Организованность обычно определяется как умение человека планировать свои действия и поступки, умение руководствоваться этими планами в деятельности, в поведении. Об организованности судят прежде всего по тому, как человек использует свое рабочее и свободное время: умеет ли он расходовать время целесообразно и экономно или не дорожит им, тратит часы и дни зря, не получая полезного эффекта. В развитой форме организованность становится привычкой личности. Но это такая обобщенная привычка, которая постоянно требует волевой регуляции, поскольку условия применения организованности постоянно меняются.
Организованность нередко отождествляют с дисциплинированностью, между тем она — лишь одно из наиболее существенных проявлений дисциплинированности. Мы не можем назвать недисциплинированным человека, который сознательно подчиняет свое поведение нормам общественной морали, выполняет правила общежития, но делает это еще недостаточно организованно. Особенно часто несовпадение дисциплинированности и организованности наблюдается у школьников. Иной ученик аккуратно посещает школу, не нарушает дисциплину, усердно занимается, выполняет домашние уроки, но, не умея спланировать свои действия, много времени тратит попусту. У него организованность еще не воспитана, в результате чего и дисциплинированность остается малоразвитой.
Селиванов В. И. Избранные психологические труды. Рязань, 1992. С. 140–141
В. И. Селиванов (см. вышеприведенную цитату) полагал, что организованность — это одно из наиболее существенных проявлений дисциплинированности. Но на соотношение организованности и дисциплинированности можно посмотреть и по-другому: именно дисциплинированность как волевое проявление позволяет человеку быть организованным, т. е рационально использовать свое время.
Старательность (усердие) и энергичность. Старательность — это стремление выполнить какую-нибудь работу, задание хорошо и добросовестно. С одной стороны, в старательности явно прослеживается мотивационный и нравственный момент: желание человека выполнять работу, желание показать себя, желание не осрамиться, честно относиться к порученному делу и т. п. С другой стороны, в старательности присутствует и волевой момент: человек сосредоточивается на работе, прилагает волевые усилия, преодолевает встречающиеся трудности. Вспомним, что происходит с первоклассником, старательно пишущим палочки, крючочки и т. п.: от старания у него возникает мышечное напряжение, принимающее подчас генерализованный характер, свидетельством чему может быть высунутый язык.
Энергичность. В. К. Калин выделил еще одно мобилизационное волевое качество — энергичность — и характеризовал его как способность волевым усилием быстро поднимать активность до необходимого уровня, вплоть до самого высокого. К сожалению, экспериментальному изучению это качество не подвергнуто, поэтому остается неясным, каковы его реальные психофизиологические основания, как измерять это качество и т. д.
Героизм и мужество. Единого понимания героизма и мужества нет. Героизм (от греч. heros — герой) и его деятельное выражение — подвиг — это преодоление особо сложных препятствий, требующее от человека предельного напряжения воли. Результатом совершенного подвига является достижение, превосходящее по своим масштабам результаты обычных действий. Героизм имеет разные оттенки. Одно дело — героизм, проявляемый в безвыходной ситуации, о котором К. Д. Ушинский писал, что и несмелый человек может совершить смелый поступок, если на это его толкают обстоятельства, другое дело — героизм, проявляемый без принуждения обстоятельствами, как самопожертвование. По этому поводу писатель Б. Агапов писал: «Мне не очень нравится героизм, по поводу которого можно спросить: “Слава героям, но кто виноват?” Русские ученые, ища способы борьбы с чумой, прививали себе эту страшную болезнь и лечили ее разработанными ими методами. Некоторые умирали. Это был героизм не вынужденный из-за катастрофы, а решенный добровольно, после размышлений, т. е. свободный от анестезии аффекта. Это есть истинно человеческий героизм, героизм самопожертвования».
…
Героем человек становится тогда, когда видит, что он на краю гибели.
В. Швёбель
…
Бесстрашие — это необычайная сила души, возносящая ее над замешательством, тревогой и смятением, порождаемыми встречей с серьезной опасностью. Эта сила поддерживает в героях спокойствие и помогает им сохранять ясность ума в самых неожиданных и ужасных обстоятельствах.
Ларошфуко
Один из первых русских психологов Г. Е. Шумков [1911] писал, что героем называют человека, который проявил какой-либо вид мужества (храбрость, смелость, отвагу, самообладание, терпение и т. д.), достойного того, чтобы проявленный подвиг был передан потомству в поучение и назидание. Отсюда очевидно, что во-первых, мужество связано с общественной значимостью совершенного, с нравственностью человека, и во-вторых, оно имеет различные проявления.
Н. Д. Левитов считал мужество (наряду с настойчивостью и выносливостью к лишениям, неблагоприятным условиям) одним из выражений стойкости и определял его как подчинение делу самых дорогих личных интересов. Думается, что этого слишком мало, чтобы говорить о стойкой воле и нравственном характере волевого поведения человека.
П. А. Рудик тоже рассматривал мужество как одно из проявлений стойкости, но определял его как отсутствие страха перед препятствием и опасностями.
…
Высшая доблесть состоит в том, чтобы совершать в одиночестве то, на что люди обычно отваживаются лишь в присутствии других свидетелей.
Ларошфуко
В «Словаре по этике» [1983] мужество определяется как моральное качество, характеризующее поведение и моральный облик человека, которому присущи смелость, стойкость, выдержка, самообладание, самоотверженность, чувство собственного достоинства. Мужество выражается в способности человека действовать решительно и наиболее целесообразно в опасной и сложной обстановке, в умении мобилизовать все свои силы на достижение цели и в готовности пойти в случае необходимости на самопожертвование. Это смелость новатора, признание собственных ошибок, несмотря на потерю престижа, открытая и принципиальная критика, невзирая на лица и возможные неприятности, стойкое перенесение тяжелой болезни, утраты близких.
На основании вышесказанного можно рассматривать мужество как обобщенное понятие, характеризующее такое нравственно-волевое поведение, результатом которого является достижение, превосходящее по своим масштабам результаты обычных действий и достойное того, чтобы проявленный подвиг мог служить другим людям в поучение и назидание. Мужество имеет различные формы проявления в виде храбрости, героизма, стойкости, выдержки, самоотверженности и самопожертвования, принципиальности.
Самоотверженность. В «Словаре по этике» самоотверженность определяется как моральное качество, характеризующееся такими действиями, которые представляют собой акт самопожертвования — добровольного принесения в жертву своих интересов, а иногда даже жизни, ради интересов других людей. Проявляется это качество в исключительных (экстремальных) обстоятельствах, когда от человека требуется превышение меры своих обязанностей, осуществляемых им в повседневной жизни и в обычных взаимоотношениях между людьми, или когда необходимо предельное волевое напряжение для перенесения возникших лишений. Выражением самопожертвования является героизм.
Принципиальность. О принципиальности (от лат. principium — основание, первоначало) К. К. Платонов писал, что это свойство личности служит отражением идейности человека. Принципиальным считается человек, твердо (строго) и осознанно придерживающийся каких-то принципов, т. е. взглядов, идей, убеждений, определяющих норму его поведения, и последовательно проводящий эти принципы, идеи в жизнь. Базой для такой твердости взглядов и убеждений может быть как уверенность в своей правоте, в справедливости того или иного заведенного порядка, так и большая ригидность сформированных у человека социальных установок, нравственных принципов. Проявление принципиальности приобретает характер волевого поступка в том случае, когда отстаивание своих принципов грозит человеку какими-то осложнениями, неприятностями. Отступление в этом случае от своих убеждений ради корысти, получения выгоды, избегания неприятностей говорит о беспринципности человека. Выражением беспринципности является конформизм как разновидность приспособленчества.
От принципиальности следует отличать упрямство и принципиальничание. В последнем случае человек проявляет излишнюю принципиальность по незначительному поводу.
Таким образом, все перечисленные так называемые волевые качества служат по существу обобщающими характеристиками волевого поведения, в котором трудно разграничить проявления, с одной стороны, различных волевых качеств, а с другой стороны, волевых и нравственных качеств. Это характеристики, синтезирующие и то и другое.
К понятиям, обозначающим сложные мотивационно-волевые качества, следует отнести целеустремленность и самообладание, которые, как мы видели, тоже могут проявляться через различные волевые качества.
Изложенное выше показывает, что вряд ли правомерно давать обобщенную характеристику силы воли человека (волевой — неволевой). Экспериментально доказано, что проявление одних волевых качеств не предполагает наличие других и не влечет за собой их проявления. Так, при сопоставлении проявлений терпеливости и настойчивости был сделан вывод, что эти качества могут находиться даже во взаимоисключающих отношениях.
Изучение волевых качеств имеет огромное значение для многих видов деятельности. Необходимо строить прогноз об успешности волевого регулирования деятельности, исходя из специфики условий этой деятельности, предъявляющих требования к конкретным волевым проявлениям. Кроме того, необходимо учитывать степень сформированности у данного человека установок, имеющих общественную направленность. Не случайно в условиях командной борьбы тренеры заявляют в команду часто не самого сильного спортсмена, а «командника», более успешно выступающего за команду, чем в личных соревнованиях.
Таким образом, решение проблемы силы воли связано с многоплановыми исследованиями: должны учитываться и социальные, и психологические, и психофизиологические факторы. Для разных волевых проявлений значимость этих факторов может быть различной. Настойчивость, например, больше всего определяется социальными факторами, устойчивостью мотивационной установки. В проявлении смелости в повседневной жизни большая роль принадлежит психофизиологическим факторам, в том числе типологическим особенностям свойств нервной системы. Только комплексный подход позволит прогнозировать проявление личностью волевых усилий в определенных ситуациях. Естественно, чем точнее будет прогнозироваться развитие волевой сферы человека, тем большей будет уверенность в надежности его деятельности.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Подбородок и волевые качества
Подбородок и волевые качества Строение подбородка указывает на способность человека одерживать верх над обстоятельствами. Иными словами, на его волю. Это нашло отражение и в языке: о людях с хорошо очерченным, угловатым подбородком нередко говорят «у него волевой
§66.
Анализ волевого действия§66. Анализ волевого действия Волевое действие, как мы знаем, предполагает предварительное осознание цели действия и средств, ведущих к достижению этой цели. Это значит, что человек, прежде чем приступить к действию, намечает мысленно, для чего и как он будет действовать,—
§67. Волевые качества человека
§67. Волевые качества человека Характеризуя волевые качества человека, мы выделим, во-первых, те, которые касаются мотивации волевого действия, во-вторых, те, которые проявляются в принятии решения, и, в-третьих, те, которые связаны с исполнением принятого решения.1.
82. Морально-психологическая подготовка юриста
82. Морально-психологическая подготовка юриста Для работы в области применения права юристы должны пройти морально-психологическую подготовку, поскольку каждый работник правоохранительных органов должен быть способным выдерживать высокие морально-психологические
Качества поведения.
Качества поведения. Что за характер скрывается за яркой истероидной внешностью? Прежде всего, следует отметить удивительную способность истероидов производить на людей наиболее выигрышное впечатление с первых же минут знакомства. Подчеркнем, наиболее выигрышное. То
Волевые качества личности
Волевые качества личности В соответствии со сложностью волевой деятельности сложны и многообразны также и различные волевые качества личности. Среди важнейших из этих качеств можно, во-первых, выделить инициативность. Говорят часто, что «первый шаг труден». Умение
Выполнение волевого акта
Выполнение волевого акта
§ 3. Волевые состояния и волевые качества личности
§ 3. Волевые состояния и волевые качества личности Сознательная регуляция деятельности требует системы волевых психических состояний: инициативности, целеустремленности, уверенности, решительности, настойчивости и др. Эти волевые состояния проявляются в своей
6.7. Природа волевого усилия
6.7. Природа волевого усилия Природа волевого усилия до конца еще не раскрыта. Каковы физиологические механизмы возникновения волевого усилия, каким путем человек регулирует его интенсивность, т. е. энергию, — все это остается пока не выясненным до конца (что дает
6.9. Характеристики и виды волевого усилия
6.9. Характеристики и виды волевого усилия Волевое усилие может иметь различную степень выраженности как по интенсивности, так и по длительности. Эта степень и характеризует проявляемую тем или иным человеком силу воли.Волевое усилие характеризуется и таким свойством,
7.1. Что такое волевые качества личности
7.1. Что такое волевые качества личности Проявление воли (точнее было бы — силы воли, волевого усилия) в различных специфических ситуациях заставляет говорить о волевых качествах (свойствах) личности. При этом как само понятие «волевые качества», так и конкретный набор
8.1. Волевые качества, связанные с целеустремленностью
8.1. Волевые качества, связанные с целеустремленностью В учебном пособии «Психология спорта высших достижений» [1979] целеустремленность определяется как сознание важнейших жизненных целей, их четкое и ясное представление, вера в эти цели, умение вникнуть в их сущность.
8.2. Волевые качества, характеризующие самообладание
8.2. Волевые качества, характеризующие самообладание П. А. Рудик определял самообладание как способность не теряться в трудных и неожиданных обстоятельствах, управлять своими действиями, проявляя при этом рассудительность и сдерживая отрицательные эмоции.По П. И.
Отмыться – значит морально очиститься?
Отмыться – значит морально очиститься? Как мы выяснили, после безнравственного поступка хочется отмыться, однако помогает ли такая бессознательная компенсация в действительности? Если мы умылись, значит ли это, что совесть наша тоже чиста и вся вина смыта? Если солгать
Общая характеристика морально-волевых качеств в структуре личности подростков.
Общая характеристика морально-волевых качеств в структуре личности подростков.
В работах Л. С. Выготского и А. Р. Лурия воля рассматривается как овладение собственным поведением, которое становится возможным благодаря изобретению и употреблению знаков искусственных «средств поведения» [23].
В энциклопедическом словаре, «Воля – это способность человека принимать решения на основе мыслительного процесса и направлять свои мысли и действия в соответствии с принятым решением» [3, с. 31].
По мнению Л. Б. Ительсон, «Воля – одно из наиболее сложных понятий в психологии. Воля рассматривается и как самостоятельный психический процесс, и как аспект других важнейших психических явлений, и как уникальная способность личности произвольно контролировать свое поведение» [14, с. 5].
Воля является психической функцией, которая буквально пронизывает все стороны жизни человека. В содержании волевого действия обычно выделяются три основных признака:
Воля обеспечивает целенаправленность и упорядоченность человеческой деятельности. По определению С. Р. Рубинштейна, «Волевое действие — это сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет поставленную перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом» [18, с. 10].
Воля как способность человека к саморегуляции делает его относительно свободным от внешних обстоятельств, по-настоящему превращает его в активного субъекта.
Воля – это сознательное преодоление человеком трудностей на пути к поставленной цели. Сталкиваясь с препятствиями, человек либо отказывается от действия в выбранном направлении, либо увеличивает усилия, чтобы преодолеть возникшие трудности [18, с. 10].
Таким образом, волевые процессы выполняют три основные функции:
инициирующую, или побудительную, обеспечивающую начало того или иного действия в целях преодоления возникающих препятствий; стабилизирующую, связанную с волевыми усилиями по поддержанию активности на должном уровне при возникновении внешних и внутренних помех; тормозную, которая состоит в том, чтобы сдерживать другие, зачастую сильные желания, не согласующиеся с главными целями деятельности.
Воля проявляется в таких свойствах личности, как:
1. целеустремленность;
2. самостоятельность;
3. решительность;
4. настойчивость;
5. выдержка;
6. самообладание.
Каждому из этих свойств противостоят противоположные черты характера, в которых выражено безволие, отсутствие своей воли и подчинение чужой воле.
Важнейшим волевым свойством личности выступает целеустремленность как способность осуществлять свои жизненные цели.
Н. Д. Виноградов считает, что самостоятельность проявляется в умении совершать действия и принимать решения на основе внутренней мотивации и своих знаний, умения и навыков [6, с. 243].
Решительность выражается в умении своевременно и без колебаний принимать обдуманное решение и претворять его в жизнь. Действия решительного человека характеризуются продуманностью и быстротой, смелостью, уверенностью в своих поступках [30].
Выдержка и самообладание есть умение владеть собой, своими действиями и внешним проявлением эмоций, постоянно их контролировать, даже при неудачах и больших неудачах.
Настойчивость выражается в умении добиваться поставленной цели, преодолевая трудности на пути к ее достижению. Настойчивый человек не отступает от принятого решения, а при неудачах действует с удвоенной энергией.
Дисциплинированность означает осознанное подчинение своего поведения определенным нормам и требованиям. Дисциплинированность проявляется в разных формах как в поведении, так и в мышлении.
Мужество и смелость проявляются в готовности и умении бороться, преодолевать трудности и опасности на пути к достижению цели, в готовности отстаивать свою жизненную позицию.
Формирование перечисленных волевых свойств личности определяется главным образом целенаправленным воспитанием воли и морально-волевых качеств [29].
Необходимые теоретические предпосылки для благоприятного формирования морально-волевых качеств создают психологические особенности школьного возраста, на что указывают Н. И. Болдырев, Л. И. Божович, Т. В. Драгунова, А. Г. Ковалев, И. С. Кон, А. И. Кочетов, В. А. Крутецкий, А. С. Макаренко, И. Ф. Свадковский, В. А. Сухомлинский и др. Ими подчеркивается особая восприимчивость подростков к процессу педагогического руководства морально-волевым развитием, т. к. в этом возрасте уже накоплен достаточный опыт морального поведения, пробуждается нравственная потребность в самовоспитании.
По мнению П. А. Рудик, избирая морально-волевые качества подростка предметом исследования, необходимо обратить внимание, прежде всего, на нравственную направленность, моральные основы воли. Наличие такой воли обеспечивает успех активной нравственной позиции личности, обладающей способностью ставить общественно значимые цели, принимать осознанные этические решения и претворять их в жизнь, несмотря на встречающиеся трудности [19, с. 134].
Е. П. Ильин подчеркивает, что диалектика морального регулирования, определяя особенности нравственного воспитания, проникает в любую деятельность личности, означая особый характер ее отношений к миру и людям, формирование ее нравственно-ценностной мотивации, нравственных убеждений, и в конечном счете, морально-волевых качеств, создающих основу саморегуляции личности. Материалистическая методология морального поведения личности, основанная преимущественно на самоконтроле, является наиболее адекватным выражением особенности морали как социально регулятивной системы [13, с. 23].
Анализируя структуру психологического феномена – морально-волевое качество, можно выделить «практическое» «поведенческое» начало, т.е. волю, и начало «теоретическое», складывающееся из рационального и эмоционального компонентов. В основе «теоретического отношения» лежат мысли, чувства человека, поэтому содержание морально-волевого качества есть единство «теоретического» и «практического» поступка, т.е., само морально-волевое качество выступает как единство «теоретического» и «практического» действия.
Рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты морально-волевого качества личности находятся в наиболее эффективном с поведенческой точки зрения единстве в той форме мотивации, которая получила название установки. Социальная установка содержит в себе три взаимосвязанных компонента:
1. когнитивный (познавательный) – определенные представления и мнения об объекте;
2. аффективный (эмоциональный) – положительные или отрицательные чувства к объекту;
3. поведенческий – готовность к определенному образу действий в отношении объекта.
Они все являются компонентами субъективной стороны установки, в роли которой в данной теории выступают морально-волевые качества.
По мнению Н. Е. Дружинина, «волевые качества – это особенности волевой регуляции, проявляющиеся в конкретных специфических условиях, обусловленных характером преодолеваемой трудности» [11, с. 156].
Для подростка воля стоит на одном из первых мест. Люди, обладающие волевыми качествами, становятся для подростка идеалом, на который он хотел бы походить и которому старается подражать. Именно такой высокой оценкой подростками волевых свойств личности и объясняется то, что ребята в качестве перспективы самовоспитания чаще всего выдвигают задачу воспитания воли.
Однако как раз про подростков принято говорить, что у них слабая воля, более слабая, чем у детей других школьных возрастов. Подростки недостаточно организованны, легко поддаются чужому влиянию, часто ведут себя вопреки усвоенным, казалось бы, требованиям и правилам поведения. Правда, это больше относится к младшим подросткам, но и среди старших немало таких.
Безусловно, развитие воли по мере взросления ребенка не идет вспять. И уровень развития воли у подростка сам по себе не становится ниже. Просто подростки живут и действуют в более сложной социальной ситуации, требующей от них более высоких форм саморегуляции, в том числе и более сложных проявлений волевого поведения, к чему они не всегда готовы.
Н. Д. Виноградов считает, что переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков со взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. Во всем этом намечается переход от детства к взрослости. Организм ребенка начинает быстро перестраиваться и превращаться в организм взрослого человека. Центр физической и духовной жизни ребенка перемещается из дома во внешний мир, переходит в среду сверстников и взрослых. Отношения в группах сверстников строятся на более серьезных, чем развлекательные совместные игры, делах, охватывающих широкий диапазон видов деятельности, от совместного труда над чем-нибудь до личного общения на жизненно важные темы. Во все эти новые отношения с людьми подросток вступает, уже будучи интеллектуально достаточно развитым человеком и располагая способностями, которые позволяют ему занять определенное место в системе взаимоотношений со сверстниками [7, с. 107].
Подростничество – это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь закладываются основы морально-волевых качеств, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, – это самопознание, самовыражением самоутверждение.
В подростковом возрасте и учебная деятельность ребенка, и положение его среди окружающих существенно меняются. Учение (как и все другие виды деятельности, в том числе общественная и трудовая) становится более сложным, требующим значительно больших усилий, большей самостоятельности и ответственности. Отношение взрослых к подростку также меняется: они ждут от подростка более зрелого, более «взрослого» поведения, предполагающего проявление волевых качеств личности.
Огромное значение для подростка имеет то положение, которое он занимает в коллективе сверстников. А для подростка именно законы коллективной жизни являются теми нравственными правилами, подчиняться которым они всячески стремятся. Но так как требования сверстников и взрослых часто расходятся, то приходится делать выбор, а всякий выбор, как известно, – важнейшая составляющая волевого поведения.
Е. П. Ильин пишет, что у подростков много новых разнообразных интересов, выходящих далеко за пределы школы и учения. Они начинают увлекаться спортом, техникой, различными видами искусства. У них возникает интерес к другому полу, тяга к развлечениям, к времяпрепровождению в компании сверстников. Все это в какой-то степени отвлекает подростков от выполнения их основных обязанностей и создает дополнительные трудности в смысле управления своим поведением. Одновременно с этим у подростков (особенно у старших) уже складывается умение анализировать свое поведение, появляется свое личное отношение к окружающему, собственные образцы для подражания, собственные требования к себе. Причем эти требования часто не совпадают с возможностями подростков им соответствовать. В результате подростки нередко чувствуют себя людьми со слабой волей, что вызывает у них недовольство собой, чувство неполноценности [13, с. 54].
Е. Б. Старавойтенко указывает, что очень часто ребята проходят стадию так называемого классического волевого акта. Они переживают острую борьбу мотивов (делать ли то, что надо, или то, что хочется), после чего появляется намерение и, наконец, осуществляется его исполнение. Однако такого рода произвольное поведение очень сложно и трудно.
Огромное значение имеет формирование таких качеств личности подростка, как чувство долга, ответственности, привычка к систематическому труду, наличие широких познавательных интересов. Очень ценно, чтобы перед подростком уже возникала проблема самоопределения, то есть постепенно складывалось представление о его будущем месте в жизни, устойчивый интерес к какой-либо профессии или какому-либо виду деятельности. Это залог организованности поведения, умения достичь поставленных целей [22, с. 352 ].
Согласно С. В. Селиванову, в подростковом возрасте многие мальчики начинают заниматься саморазвитием у себя необходимых волевых качеств личности. Объектом для подражания для них становятся товарищи, более старшие по возрасту, – юноши и взрослые мужчины. В компаниях с ними подросток принимает участие в делах, требующих проявления воли [21, с. 24].
Ю. М. Николаев считает, что весьма распространенным среди современных подростков способом развития у себя волевых качеств личности являются занятия видами спорта, связанными с большой физической нагрузкой и риском, такие, где требуются незаурядная сила и мужество. Это – лыжный спорт. Увлекаясь многими видами спортивных занятий вначале ради развития волевых личностных качеств, некоторые подростки затем продолжают заниматься ими же для достижения высоких результатов. Благодаря этому получает дальнейшее развитие мотивация достижения успехов [16, с. 354].
Стремление к выработке у себя полезных качеств личности, характерных для взрослых людей одного с ними пола, свойственно не только мальчикам-подросткам, но и девочкам-подросткам. Однако в отличие от мальчиков выработка специфических качеств личности, аналогичных волевым, у девочек вдет по иному пути. Для них такими видами деятельности, в которых складываются и закрепляются соответствующие качества, чаще всего являются учение, различные виды занятий искусством, домоводство, а также женские виды спорта. Девочки-подростки особенно стараются преуспеть в учебе, много занимаются теми школьными предметами, где у них что-то не получается.
Описанные полоролевые различия между мальчиками и девочками способствуют тому, что у них вырабатываются настойчивость и работоспособность как раз в таких видах деятельности, которыми им придется заниматься, став взрослыми [21, с. 36].
М. И. Еникеев омечает, что подростковый возраст – это возраст жадного стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности. Заметное развитие в этот период приобретают волевые черты характера – настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности. В отличие от младшего школьника, подросток способен не только к отдельным волевым действиям, но и к волевой деятельности. Он часто уже сам ставит перед собой цели, сам планирует их осуществление. Но недостаточность воли сказывается, в частности, в том, что проявляя настойчивость в одном виде деятельности, подросток может не обнаруживать ее в других видах. Наряду с этим, подростковый возраст характеризуется известной импульсивностью [12, с. 255].
Таким образом, развитие морально-волевых качеств является наиболее актуальным в подростковом возрасте. Так как именно в этот период развития личности волевые качества формируют самооценку подростка, играют основополагающую роль, как в учебной деятельности, так и в жизни в целом.
Формирование, воспитание, развитие, консультации – Здоровое питание рядом со мной
Морально-волевые качества помогают человеку в достижении поставленных целей в жизни. Они не всегда врожденные. Их дают детям с раннего возраста.
У человека волевые качества выражены в разной степени. Это зависит от характера каждого. Кто-то способен справиться с собой в сложной ситуации, а кто-то нет.
Морально-волевые качества помогают многого добиться в жизни.
Ребенок не думает, как реагировать на ситуацию. Он все делает непроизвольно. Здесь вы можете увидеть его слабости. Например, вы рады, что в нем есть упорство, а это его противоположная отрицательная сторона – упрямство.
Родители могут помочь в формировании волевых качеств.
Что вы можете привить своему ребенку:
- обязательства;
- настойчивость в достижении цели;
- Уверенность в своих силах;
- ответственность за свои действия.
Обладая этими качествами, человек может многого добиться в жизни. Импульсивный человек, не умеющий себя контролировать, часто поступает неправильно.
Важно правильно воспитывать в маленьком человеке нравственные качества. В противном случае даже задатки могут быть подавлены. Начать с 2 лет. Нужно доверить малышу сделать что-то самому, без помощи взрослых. Например:
- Соберите пирамиду.
- Наденьте носки.
- Дотянись до нужного.
- Заберитесь на стул.
Важно, чтобы ребенок мог выполнять это задание. Он не станет звонить взрослому, если ему интересно. Позаботьтесь об этом.
Волю, или, как говорят, «силу воли» можно развить. В этом поможет игра. Есть много игр, предназначенных для обучения социальным нормам.
Постепенно развивайте и приучайте малыша к:
- Воздерживаться от боли, обид.
- Владыка желаний.
- Победи страх.
- Справиться с неуверенностью.
Так что воля маленького человека будет постоянно укрепляться и тренироваться.
Все родители мечтают, чтобы их малыш как можно легче справлялся с трудностями, был самостоятельным и волевым.
Поэтому вот несколько советов:
- Не делайте все за ребенка. Пусть он покажет себя. Пусть сам ищет выходы из сложных ситуаций.
- Приучите себя к самостоятельности, пусть он проявляет инициативу.
- Больше доверяйте своим домашним делам. Ставьте задачи, которые для него посильны.
- Не нужно чрезмерно опекать и исполнять желания по требованию. Пусть ребенок учится терпению.
- Пусть преодолевает препятствия. Достижение сложной цели доставит ему огромное удовольствие.
Если вы решили воспитать сильных людей, старайтесь избегать снисходительности. Как только вы начнете что-то делать для них, они с радостью переложат свои обязанности на вас.
Будьте умными родителями! Проявите твердость во всем, и ваши малыши смогут справиться с любыми трудностями, которые встретятся им на жизненном пути!
Заголовок: | Морально-волевые особенности учащихся средних школ Сингапура | Авторы: | Чиа, Чек Нги | Руководитель: | Тео, Чуа Ти | Дата выдачи: | 2013 | Abstract: | Если ребенок плохо себя ведет, то из-за неправильного мышления, чувства или выбора? Автор предлагает проверять моральные знания, моральные эмоции и волю учащихся, поскольку эти характеристики взаимодействуют, вызывая моральное поведение или проступки. В этом исследовании делается попытка найти связь между моральным действием и связанным с ним моральным мышлением, моральным чувством и моральным выбором, чтобы преподаватели могли использовать данные, основанные на исследованиях, в качестве основы для разработки уроков по воспитанию характера. В этом исследовании моральные знания учащихся изучались с точки зрения моральных убеждений и, следовательно, измерялись с помощью субшкалы моральной значимости (Graham, et al., 2011, см. Приложение B), которая предоставила информацию, относящуюся к пяти областям. заботы, справедливости, ингруппы, авторитета и чистоты. 90–109 Моральные эмоции исследовались с точки зрения вины и стыда и, следовательно, измерялись с использованием шкалы склонности к вине и стыду (Cohen, Wolf, Panter, & Insko, 2011, см. Приложение B), которая указывала на склонность респондента к негативному поведению: оценка, исправление, негативная самооценка и уход. Воля была исследована с точки зрения контроля действий и, следовательно, измерена с использованием пересмотренной шкалы контроля действий (Diefendorff, Hall, Lord, & Stean, 2000, см. Приложение B), которая предоставила информацию об ориентации человека на действие-состояние. за озабоченность, колебания и непостоянство. Из полной выборки из 605 средних школ Три ученика из одной государственной и пяти государственных школ после очистки данных была использована окончательная выборка из 584 учащихся. Выявлены существенные различия между учащимися мужского и женского пола, а также среди учащихся экспресс-, нормального (академического) [N(A)] и нормального (технического) [N(T)] направлений в моральном поведении и проступках, нравственное знание, нравственные эмоции и воля. Студенты мужского пола имели значительно более низкие показатели послушания и моральных эмоций, но значительно более высокие показатели эгоцентрического поведения и воли, чем студенты женского пола. Экспресс-учащиеся имели значительно более высокий уровень послушания и более низкий уровень эгоцентрического поведения, чем у учащихся N(A) и N(T). Экспресс-учащиеся имели значительно более высокие моральные знания, чем учащиеся N (T), а также значительно более высокие моральные эмоции, чем учащиеся N (A), которые, в свою очередь, имели значительно более высокие моральные эмоции, чем учащиеся N (T). Кроме того, чем выше Нравственные Познания и Воля, тем меньше вероятность того, что у ученика будет высокое Эгоцентрическое Поведение; и чем выше Моральная Эмоция, тем меньше вероятность того, что у учащегося будет сильное Раздутое Поведение. Однако логистические модели эгоцентрического и вздутого поведения не предсказывают лучше, чем случайность. С другой стороны, чем выше Нравственные Знания и Нравственные Эмоции, тем больше вероятность того, что у ученика было высокое Послушное Поведение. |