Наблюдение (психология) | это… Что такое Наблюдение (психология)?
У этого термина существуют и другие значения, см. Наблюдение.
Наблюдение — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдение — организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определённых условиях.
Содержание
|
Общие сведения
Вместе с интроспекцией наблюдение считается старейшим психологическим методом. Научное наблюдение стало широко применяться, начиная с конца XIX века, в областях, где особенное значение имеет фиксация особенностей поведения человека в различных условиях, — в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития, а с начала XX века — в психологии труда.
Наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.
Главными особенностями метода наблюдения являются: — непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта; — пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения; — сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения. В естественных условиях наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление). В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого. Если испытуемый знает, что за ним наблюдают, то присутствие исследователя оказывает влияние на его поведение. Ограниченность метода наблюдения вызвала к жизни другие, более «совершенные» методы эмпирического исследования: эксперимент и измерение[1].
Предмет наблюдения
- Вербальное поведение
- Содержание речи
- Продолжительность речи
- Интенсивность речи
- И др.
- Невербальное поведение
- Экспрессия лица, глаз, тела,
- Выразительные движения
- И др.
- Перемещения людей
- Дистанция между людьми
- Физические воздействия
- Касания
- Толчки
- Удары
- И др.
И т. д.
То есть предметом наблюдения способно выступать лишь то, что возможно объективно зарегистрировать.
Средства наблюдения
Наблюдение может осуществляться непосредственно исследователем, либо посредством приборов наблюдения и фиксации его результатов. В их число входит аудио-, фото-, видеоаппаратура, особые карты наблюдения.
Классификация наблюдений
Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определённым образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Результаты фиксации данных наблюдения называются описанием поведения объекта. Наблюдение применяется тогда, когда либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса. Оно может быть: 1. Непосредственным и опосредованным, 2. Внешним и внутренним, 3. Включенным (которое может быть открытым и закрытым) и невключенным, 4. Прямым и косвенным, 5. Сплошным и выборочным (по определённым параметрам), 6. Полевым (в повседневной жизни) и лабораторным.
По систематичности различают
- Несистематическое наблюдение, при котором необходимо создать обобщённую картину поведения индивида или группы индивидов в определённых условиях и не ставится цель фиксировать причинные зависимости и давать строгие описания явлений.
- Систематическое наблюдение, проводящееся по определённому плану и при котором исследователь регистрирует особенности поведения и классифицирует условия внешней среды.
Несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования (применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии). Результат: создание обобщённой картины поведения индивида либо группы в определённых условиях. Систематическое наблюдение проводится по определённому плану. Результат: регистрация особенностей поведения (переменные) и классификация условий внешней среды.
Наблюдение противопоставляется эксперименту. Это противопоставление основано на двух положениях:
- Пассивность наблюдателя — наблюдатель не изменяет окружающую реальность.
- Непосредственность — наблюдатель фиксирует в протоколе то, что видит.
По фиксируемым объектам
- Сплошное наблюдение. Исследователь старается фиксировать все особенности поведения.
- Выборочное наблюдение. Исследователь фиксирует лишь определённые типы поведенческих актов или параметры поведения[2].
По форме наблюдения
- Осознанное наблюдение
- Неосознанное внутреннее наблюдение
- Неосознанное внешнее наблюдение
- Наблюдение окружающей среды
Осознанное наблюдение
При осознанном наблюдении наблюдаемому человеку известно о том, что за ним наблюдают. Такое наблюдение проводится в контакте исследователя с субъектом, причём наблюдаемый обычно пребывает в курсе задачи исследования и социального статуса наблюдателя. Однако бывают случаи, когда в силу специфики исследования наблюдаемому человеку сообщаются иные по сравнению с подлинными цели наблюдения. Необходимость подобных действий порождает этические проблемы в том числе и относительно сделанных выводов.
Данная форма наблюдения выбирается исходя из целесообразности, то есть, когда её использование оправдано задачами исследования, так как она обладает весомыми недостатками.
Недостатки: влияние наблюдателя на поведение наблюдаемого, из-за этого результаты могут рассматриваться только применительно к той ситуации, в которой они были получены. Необходимо делать несколько наблюдений.
Особенности
Наблюдатель непосредственно влияет на действия и поведение наблюдаемого, что при некорректной постановке наблюдения может сильно повлиять на его результаты. Наблюдаемые субъекты в силу психологических причин могут попытаться выдать ложное поведение за своё обычное или же попросту смутиться и дать волю эмоциям. Ситуация, когда субъект пребывает под наблюдением, может оказаться для него близкой к стрессовой, и результаты такого наблюдения нельзя будет распространить, допустим, на его повседневную жизнь. Также на действия и наблюдателя, и наблюдаемого может повлиять степень знакомства друг с другом.
Специфичность ситуаций, в которых происходит непосредственное (осознанное) наблюдение, приводит к тому, что выводы из таких наблюдений очень сложно корректно обобщить на другие ситуации, а не только на конкретную ситуацию, в которой происходила процедура наблюдения.
Неосознанное внутреннее наблюдение
При неосознанном внутреннем наблюдении наблюдаемым субъектам неизвестно о том, что за ними наблюдают, а исследователь-наблюдатель находится внутри системы наблюдения, становится её частью (например, когда психолог внедряется в хулиганскую группировку и не сообщает о целях своего внедрения, чтобы получить наиболее объективные сведения о её деятельности).
Классический пример применения неосознанного внутреннего наблюдения
Данная форма наблюдения особенно широко применялась во второй половине XX века психологами США. Применение этого метода вызывало (и вызывает поныне) дискуссии касательно допустимости таких исследований. Одним из самых известных случаев его применения можно считать исследование Леона Фестингера (Festinger et al., 1956), разработавшего теорию когнитивного диссонанса.
Чтобы проверить свою теорию, на рубеже 1940-х и 1950-х годов он с группой наблюдателей на несколько недель присоединился к религиозной группе, в которой предсказывали конкретную дату конца света (который должен был наступить через несколько недель). Конца света не последовало, а исследователи получили подтверждение теории когнитивного диссонанса, так как большинство членов группы стали убеждать себя, что их деятельность предотвратила катастрофу (Дж. Гудвин, 2004)[3][4].
Наблюдатель контактирует с наблюдаемыми субъектами, но те не осведомлены о его роли в качестве наблюдателя.
Данная форма наблюдения особенно удобна для исследования социального поведения малых групп, при этом присутствие наблюдателя считается естественным, и факт того, что его роль заключается в наблюдении, будучи неизвестным наблюдаемым субъектам, не влияет на их действия. Эта форма наблюдения также ставит некоторые этические вопросы о границах допустимости её применения, так как психологу иногда приходится внедряться в группу путём обмана или сокрытия правды.
Недостаток: трудность фиксации результатов; наблюдатель может быть вовлечен в конфликт ценностей.
Особенности
Факт того, что ведётся наблюдение, не влияет на наблюдаемых субъектов благодаря тому, что они о нём не знают. Также наблюдатель получает широкий простор для получения информации из-за возможности непосредственного контакта с наблюдаемыми субъектами.
Однако у наблюдателя могут возникнуть трудности с непосредственной фиксацией результатов, в том числе и потому, что непосредственная запись может демаскировать наблюдателя. Также наблюдатель при близких контактах с наблюдаемыми может потерять нейтральность и перенять систему ценностей изучаемой группы. Возможен также и конфликт системы ценностей этой группы и системой ценностей, которой придерживается наблюдатель (так называемый «конфликт норм»).
Неосознанное внешнее наблюдение
При неосознанном внешнем наблюдении наблюдаемым субъектам неизвестно о том, что за ними наблюдают, а исследователь ведёт свои наблюдения, не входя в непосредственный контакт с объектом наблюдения (например, наблюдатель может быть скрыт от наблюдаемого за односторонне прозрачной стенкой).
Данная форма наблюдения удобна тем, что исследователь не стесняет поведение наблюдаемых и не провоцирует акты их поведения, которые бы соответствовали целям его исследования, то есть она позволяет собрать достаточно объективные данные о поведении людей.
Особенности
При такой форме наблюдения присутствие исследователя в роли наблюдателя не фиксируется наблюдаемыми, тем самым уменьшается влияние на естественность их действий. Также возможно использование технических и других средств для облегчения регистрации данных и хода исследования. Ещё один несравненный плюс в том, что уставший наблюдатель может быть незаметно сменён другим наблюдателем.
Однако вместе с тем наблюдатель ограничен в своих действиях местом наблюдения, ему может быть доступна только часть контекстной ситуации, в которой производятся поведенческие акты, он не может оказать влияние на непредусмотренные события, не нарушив тем самым ход исследования.
Наблюдение окружающей среды
При такой форме наблюдения исследователь изучает условия окружающей среды наблюдаемых, которые влияют на его поведение. Он пытается сделать выводы о том, как внешние факторы обуславливают действия индивида или группы индивидов[5].
Этический кодекс APA и наблюдения
Этический кодекс Американской психологической ассоциации (American Psychological Association (англ.), или APA) разрешает проведение наблюдений при условии соблюдения определённых правил и принятия определённых мер предосторожности. Вот некоторые из них:
- Если исследование проводится в общественном месте, то получение обоснованного согласия участников не считается необходимым. В противном же случае необходимо заручиться их согласием.
- Психологи должны делать всё возможное, чтобы избежать причинения вреда участникам исследования, а в случае невозможности его избежания — снизить предполагаемый ущерб.
- Психологи должны свести к минимуму вторжение в личную жизнь.
- Психологи не раскрывают конфиденциальные данные об участниках своих исследований.
Этапы исследования методом наблюдения
- Определение предмета наблюдения, объекта, ситуации.
- Выбор способа наблюдения и регистрации данных.
- Создание плана наблюдения.
- Выбор метода обработки результатов.
- Собственно наблюдение.
- Обработка и интерпретация полученной информации.
Плюсы и минусы
Преимущества метода наблюдения
- Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения.
- Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т.
д. - Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов.
- Наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам — например, вербального и невербального поведения
- Оперативность получения информации
- Относительная дешевизна метода
Недостатки метода наблюдения
- Отхождение от цели наблюдения (Получение фактов несоответствующих целям исследования)
- Прошлый опыт исследования влияет на последующие факты наблюдения[6]
См. также
- Наблюдение
- Экспериментальная психология
Примечания
- ↑ См.: Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. — Спб.: Питер, 2002.
- ↑ Там же. С. 40—43.
- ↑ Festinger, L., Riecken, H. W., & Schachter, S. (1956). When prophecy fails. Minneapolis: University of Minnesota Press
- ↑ Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2004. С. 422—423.
- ↑ Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. — М.: Изд-во Проспект, 2005. С. 45—48.
- ↑ Там же. С. 40—41.
Ссылки
- А.Я. Психология: Психологический словарь
- А.Я. Психология: Наблюдение как метод получения психологической информации
- Психологический словарь: Наблюдение
Наблюдение (психология) | это… Что такое Наблюдение (психология)?
У этого термина существуют и другие значения, см. Наблюдение.
Наблюдение — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдение — организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определённых условиях.
Содержание
|
Общие сведения
Вместе с интроспекцией наблюдение считается старейшим психологическим методом. Научное наблюдение стало широко применяться, начиная с конца XIX века, в областях, где особенное значение имеет фиксация особенностей поведения человека в различных условиях, — в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития, а с начала XX века — в психологии труда.
Наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.
Главными особенностями метода наблюдения являются: — непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта; — пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения; — сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения. В естественных условиях наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление). В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого. Если испытуемый знает, что за ним наблюдают, то присутствие исследователя оказывает влияние на его поведение. Ограниченность метода наблюдения вызвала к жизни другие, более «совершенные» методы эмпирического исследования: эксперимент и измерение[1].
Предмет наблюдения
- Вербальное поведение
- Содержание речи
- Продолжительность речи
- Интенсивность речи
- И др.
- Невербальное поведение
- Экспрессия лица, глаз, тела,
- Выразительные движения
- И др.
- Перемещения людей
- Дистанция между людьми
- Физические воздействия
- Касания
- Толчки
- Удары
- И др.
И т. д.
То есть предметом наблюдения способно выступать лишь то, что возможно объективно зарегистрировать. Таким образом, исследователь не наблюдает свойства психики, он регистрирует лишь те проявления объекта, которые доступны для фиксации. И только исходя из предположения о том, что психика находит своё проявление в поведении, психолог может строить гипотезы о психических свойствах, основываясь на данных, полученных при наблюдении.
Средства наблюдения
Наблюдение может осуществляться непосредственно исследователем, либо посредством приборов наблюдения и фиксации его результатов. В их число входит аудио-, фото-, видеоаппаратура, особые карты наблюдения.
Классификация наблюдений
Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определённым образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Результаты фиксации данных наблюдения называются описанием поведения объекта. Наблюдение применяется тогда, когда либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса. Оно может быть: 1. Непосредственным и опосредованным, 2. Внешним и внутренним, 3. Включенным (которое может быть открытым и закрытым) и невключенным, 4. Прямым и косвенным, 5. Сплошным и выборочным (по определённым параметрам), 6. Полевым (в повседневной жизни) и лабораторным.
По систематичности различают
- Несистематическое наблюдение, при котором необходимо создать обобщённую картину поведения индивида или группы индивидов в определённых условиях и не ставится цель фиксировать причинные зависимости и давать строгие описания явлений.
- Систематическое наблюдение
Несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования (применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии). Результат: создание обобщённой картины поведения индивида либо группы в определённых условиях. Систематическое наблюдение проводится по определённому плану. Результат: регистрация особенностей поведения (переменные) и классификация условий внешней среды.
Наблюдение противопоставляется эксперименту. Это противопоставление основано на двух положениях:
- Пассивность наблюдателя — наблюдатель не изменяет окружающую реальность.
- Непосредственность — наблюдатель фиксирует в протоколе то, что видит.
По фиксируемым объектам
- Сплошное наблюдение. Исследователь старается фиксировать все особенности поведения.
- Выборочное наблюдение. Исследователь фиксирует лишь определённые типы поведенческих актов или параметры поведения[2].
По форме наблюдения
- Осознанное наблюдение
- Неосознанное внутреннее наблюдение
- Неосознанное внешнее наблюдение
- Наблюдение окружающей среды
Осознанное наблюдение
При осознанном наблюдении наблюдаемому человеку известно о том, что за ним наблюдают. Такое наблюдение проводится в контакте исследователя с субъектом, причём наблюдаемый обычно пребывает в курсе задачи исследования и социального статуса наблюдателя. Однако бывают случаи, когда в силу специфики исследования наблюдаемому человеку сообщаются иные по сравнению с подлинными цели наблюдения. Необходимость подобных действий порождает этические проблемы в том числе и относительно сделанных выводов.
Данная форма наблюдения выбирается исходя из целесообразности, то есть, когда её использование оправдано задачами исследования, так как она обладает весомыми недостатками.
Недостатки: влияние наблюдателя на поведение наблюдаемого, из-за этого результаты могут рассматриваться только применительно к той ситуации, в которой они были получены. Необходимо делать несколько наблюдений.
Особенности
Наблюдатель непосредственно влияет на действия и поведение наблюдаемого, что при некорректной постановке наблюдения может сильно повлиять на его результаты. Наблюдаемые субъекты в силу психологических причин могут попытаться выдать ложное поведение за своё обычное или же попросту смутиться и дать волю эмоциям. Ситуация, когда субъект пребывает под наблюдением, может оказаться для него близкой к стрессовой, и результаты такого наблюдения нельзя будет распространить, допустим, на его повседневную жизнь. Также на действия и наблюдателя, и наблюдаемого может повлиять степень знакомства друг с другом.
Специфичность ситуаций, в которых происходит непосредственное (осознанное) наблюдение, приводит к тому, что выводы из таких наблюдений очень сложно корректно обобщить на другие ситуации, а не только на конкретную ситуацию, в которой происходила процедура наблюдения.
Неосознанное внутреннее наблюдение
При неосознанном внутреннем наблюдении наблюдаемым субъектам неизвестно о том, что за ними наблюдают, а исследователь-наблюдатель находится внутри системы наблюдения, становится её частью (например, когда психолог внедряется в хулиганскую группировку и не сообщает о целях своего внедрения, чтобы получить наиболее объективные сведения о её деятельности).
Классический пример применения неосознанного внутреннего наблюдения
Данная форма наблюдения особенно широко применялась во второй половине XX века психологами США. Применение этого метода вызывало (и вызывает поныне) дискуссии касательно допустимости таких исследований. Одним из самых известных случаев его применения можно считать исследование Леона Фестингера (Festinger et al., 1956), разработавшего теорию когнитивного диссонанса.
Чтобы проверить свою теорию, на рубеже 1940-х и 1950-х годов он с группой наблюдателей на несколько недель присоединился к религиозной группе, в которой предсказывали конкретную дату конца света (который должен был наступить через несколько недель). Конца света не последовало, а исследователи получили подтверждение теории когнитивного диссонанса, так как большинство членов группы стали убеждать себя, что их деятельность предотвратила катастрофу (Дж. Гудвин, 2004)[3][4].
Наблюдатель контактирует с наблюдаемыми субъектами, но те не осведомлены о его роли в качестве наблюдателя.
Данная форма наблюдения особенно удобна для исследования социального поведения малых групп, при этом присутствие наблюдателя считается естественным, и факт того, что его роль заключается в наблюдении, будучи неизвестным наблюдаемым субъектам, не влияет на их действия. Эта форма наблюдения также ставит некоторые этические вопросы о границах допустимости её применения, так как психологу иногда приходится внедряться в группу путём обмана или сокрытия правды.
Недостаток: трудность фиксации результатов; наблюдатель может быть вовлечен в конфликт ценностей.
Особенности
Факт того, что ведётся наблюдение, не влияет на наблюдаемых субъектов благодаря тому, что они о нём не знают. Также наблюдатель получает широкий простор для получения информации из-за возможности непосредственного контакта с наблюдаемыми субъектами.
Однако у наблюдателя могут возникнуть трудности с непосредственной фиксацией результатов, в том числе и потому, что непосредственная запись может демаскировать наблюдателя. Также наблюдатель при близких контактах с наблюдаемыми может потерять нейтральность и перенять систему ценностей изучаемой группы. Возможен также и конфликт системы ценностей этой группы и системой ценностей, которой придерживается наблюдатель (так называемый «конфликт норм»).
Неосознанное внешнее наблюдение
При неосознанном внешнем наблюдении наблюдаемым субъектам неизвестно о том, что за ними наблюдают, а исследователь ведёт свои наблюдения, не входя в непосредственный контакт с объектом наблюдения (например, наблюдатель может быть скрыт от наблюдаемого за односторонне прозрачной стенкой).
Данная форма наблюдения удобна тем, что исследователь не стесняет поведение наблюдаемых и не провоцирует акты их поведения, которые бы соответствовали целям его исследования, то есть она позволяет собрать достаточно объективные данные о поведении людей.
Особенности
При такой форме наблюдения присутствие исследователя в роли наблюдателя не фиксируется наблюдаемыми, тем самым уменьшается влияние на естественность их действий. Также возможно использование технических и других средств для облегчения регистрации данных и хода исследования. Ещё один несравненный плюс в том, что уставший наблюдатель может быть незаметно сменён другим наблюдателем.
Однако вместе с тем наблюдатель ограничен в своих действиях местом наблюдения, ему может быть доступна только часть контекстной ситуации, в которой производятся поведенческие акты, он не может оказать влияние на непредусмотренные события, не нарушив тем самым ход исследования.
Наблюдение окружающей среды
При такой форме наблюдения исследователь изучает условия окружающей среды наблюдаемых, которые влияют на его поведение. Он пытается сделать выводы о том, как внешние факторы обуславливают действия индивида или группы индивидов[5].
Этический кодекс APA и наблюдения
Этический кодекс Американской психологической ассоциации (American Psychological Association (англ.), или APA) разрешает проведение наблюдений при условии соблюдения определённых правил и принятия определённых мер предосторожности. Вот некоторые из них:
- Если исследование проводится в общественном месте, то получение обоснованного согласия участников не считается необходимым. В противном же случае необходимо заручиться их согласием.
- Психологи должны делать всё возможное, чтобы избежать причинения вреда участникам исследования, а в случае невозможности его избежания — снизить предполагаемый ущерб.
- Психологи должны свести к минимуму вторжение в личную жизнь.
- Психологи не раскрывают конфиденциальные данные об участниках своих исследований.
Этапы исследования методом наблюдения
- Определение предмета наблюдения, объекта, ситуации.
- Выбор способа наблюдения и регистрации данных.
- Создание плана наблюдения.
- Выбор метода обработки результатов.
- Собственно наблюдение.
- Обработка и интерпретация полученной информации.
Плюсы и минусы
Преимущества метода наблюдения
- Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения.
- Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д.
- Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов.
- Наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам — например, вербального и невербального поведения
- Оперативность получения информации
- Относительная дешевизна метода
Недостатки метода наблюдения
- Отхождение от цели наблюдения (Получение фактов несоответствующих целям исследования)
- Прошлый опыт исследования влияет на последующие факты наблюдения[6]
См. также
- Наблюдение
- Экспериментальная психология
Примечания
- ↑ См.: Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. — Спб.: Питер, 2002.
- ↑ Там же. С. 40—43.
- ↑ Festinger, L., Riecken, H. W., & Schachter, S. (1956). When prophecy fails. Minneapolis: University of Minnesota Press
- ↑ Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2004. С. 422—423.
- ↑ Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. — М.: Изд-во Проспект, 2005. С. 45—48.
- ↑ Там же. С. 40—41.
Ссылки
- А.Я. Психология: Психологический словарь
- А.Я. Психология: Наблюдение как метод получения психологической информации
- Психологический словарь: Наблюдение
Наблюдение | Психология Вики | Фэндом
в: Познание, Источники познания, Наблюдение,
и еще 2
Посмотреть источник Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Индекс философии: Эстетика · Эпистемология · Этика · Логика · Метафизика · Сознание · Философия языка · Философия разума · Философия науки · Социальная и политическая философия · Философия · Философы · Список списков
- Основная статья: Методы наблюдения
Наблюдение — это либо деятельность живого существа, например человека, состоящая в получении знаний о внешнем мире посредством органов чувств, либо запись данных с помощью научных инструменты. Этот термин может также относиться к любым данным, собранным во время этой деятельности. Наблюдением также может быть то, как вы смотрите на вещи или когда вы смотрите на что-то.
Содержание
- 1 Наблюдение в науке
- 2 Альтернативные определения
- 2.1 Предубеждения
- 2.1.1 Систематическая ошибка наблюдения
- 2.1.2 Предвзятость подтверждения
- 2.1.3 Наука «Карго-культ»
- 2.1.4 Смещение обработки
- 2.1 Предубеждения
- 3 Наблюдения по философии
- 4 См. также
- 5 Каталожные номера
Наблюдение в науке
Научный метод требует наблюдений за природой для формулирования и проверки гипотез. [ необходима ссылка ] Он состоит из следующих шагов:
- Задать вопрос о природном явлении
- Наблюдение за явлением
- Гипотеза объяснения явления
- Предсказание логического следствия гипотезы
- Проверка гипотезы с помощью эксперимента, наблюдения или полевого исследования
- Создание заключения на основе данных, собранных в ходе эксперимента
Наблюдение играет роль во втором и пятом шагах. Однако потребность в воспроизводимости требует, чтобы наблюдения разных наблюдателей были сопоставимы. Человеческие чувственные впечатления субъективны и качественны, что затрудняет их запись или сравнение. Идея измерения эволюционировала, чтобы позволить записывать и сравнивать наблюдения, сделанные в разное время и в разных местах разными людьми. Измерение состоит в использовании наблюдения для сравнения измеряемой вещи со стандартом; артефакт, процесс или определение, которые могут быть продублированы или разделены всеми наблюдателями, и подсчет количества стандартных единиц, сравнимых с объектом. Измерение сводит наблюдение к числу, которое может быть записано, и два наблюдения, дающие одно и то же число, равны в пределах разрешающей способности процесса.
Чувства ограничены и подвержены ошибкам восприятия, таким как оптические иллюзии. Научные инструменты были разработаны для увеличения способности человека к наблюдению, например, весы, часы, телескопы, микроскопы, термометры, камеры и магнитофоны, а также для преобразования в воспринимаемую форму событий, не наблюдаемых человеческими органами чувств, таких как индикаторные красители, вольтметры. , спектрометры, инфракрасные камеры, осциллографы, интерферометры, счетчики Гейгера, рентгеновские аппараты и радиоприемники.
Одна из проблем, встречающихся в научных областях, заключается в том, что наблюдение может повлиять на наблюдаемый процесс, что приведет к другому результату, чем если бы процесс не наблюдался. Это называется эффектом наблюдателя . Например, обычно невозможно проверить давление воздуха в автомобильной шине, не выпуская часть воздуха, тем самым изменяя давление. Однако в большинстве областей науки можно свести эффект наблюдения к незначительному, используя более совершенные инструменты.
Рассматриваемые как физический процесс, все формы наблюдения (человеческого или инструментального) включают усиление и, таким образом, являются термодинамически необратимыми процессами, увеличивающими энтропию.
Альтернативные определения
В некоторых конкретных областях науки слова «наблюдатель» и «наблюдение» должны быть переопределены, чтобы учесть факторы, которые не кажутся столь важными в повседневном наблюдении:
- Относительность: В релятивистской физике, которая имеет дело со скоростями, близкими к скорости света, обнаружено, что разные наблюдатели могут наблюдать разные значения длины, скорости времени, массы и многих других свойств объекта в зависимости от скорость наблюдателя относительно объекта. Поэтому наблюдение всегда должно быть квалифицировано указанием состояния движения наблюдателя, его системы отсчета.
- Квантовая механика: В квантовой механике, которая имеет дело с поведением очень маленьких объектов, невозможно наблюдать систему, не изменяя систему, и «наблюдатель» должен рассматриваться как часть наблюдаемой системы. . По отдельности квантовые объекты представлены волновой функцией, которая часто существует в суперпозиции или смеси различных состояний. Однако, когда проводится наблюдение для определения фактического местоположения или состояния объекта, оно всегда находит объект в одном состоянии, а не в «смеси». Взаимодействие процесса наблюдения, по-видимому, «сворачивает» волновую функцию в единое состояние. Таким образом, любое взаимодействие между изолированной волновой функцией и внешним миром, которое приводит к коллапсу волновой функции, называется наблюдение или измерение , независимо от того, является ли оно частью преднамеренного процесса наблюдения.
Предвзятость
Ошибка наблюдения
Ошибка наблюдения возникает, когда исследователи смотрят только туда, где, по их мнению, они найдут положительные результаты, или где легко зафиксировать наблюдения. Это называется «эффект уличного фонаря». [1]
Предвзятость подтверждения
Человеческие наблюдения склонны подтверждать сознательные и бессознательные ожидания и взгляды наблюдателя на мир; мы » видеть то, что мы ожидаем увидеть ». В психологии это называется предвзятостью подтверждения. Поскольку объектом научного исследования является открытие новых явлений, эта предвзятость может привести к игнорированию новых открытий. Одним из примеров является открытие рентгеновских лучей. Это также может привести к ошибочной научной поддержке широко распространенных культурных мифов, например научного расизма, который поддерживал идеи расового превосходства в начале 20-го века, и науки о сотворении сегодня. Правильная научная техника делает упор на тщательную запись наблюдений, разделение экспериментальные наблюдения из выводов, сделанных из них, и такие методы, как слепые или двойные слепые эксперименты, чтобы свести к минимуму погрешность наблюдения.
Наука о «культе карго»
Еще одно предубеждение, которое стало более распространенным с появлением «большой науки» и больших наград за новые открытия, — это предубеждение в пользу излюбленной гипотезы исследователя; мы « видим то, что хотим видеть «. Эта наука, называемая патологической наукой и наукой о карго-культе, отличается от преднамеренной фальсификации результатов и может случиться с добросовестными исследователями. Возможными примерами ошибочных открытий, вызванных этим предубеждением, являются марсианские «каналы», N-лучи, поливода и холодный синтез. В последние десятилетия были отмечены научные скандалы, вызванные тем, что исследователи играли «по-быстрому» с методами наблюдения, чтобы опубликовать свои любимые теории. Этот тип предвзятости свирепствует в лженауке, где не соблюдаются правильные научные методы. Главной защитой от этой предвзятости, помимо правильных методов исследования, является экспертная оценка и повторение эксперимента или наблюдение другими исследователями без стимула к предвзятости. Например, новая практика в конкурентной области биотехнологии требует, чтобы физические результаты экспериментов, такие как сыворотки и тканевые культуры, были доступны конкурирующим лабораториям для независимого тестирования.
Систематическая ошибка обработки
Современные научные инструменты могут широко обрабатывать «наблюдения» до того, как они будут представлены человеческим органам чувств, и, в частности, с помощью компьютеризированных инструментов иногда возникает вопрос, где в цепочке обработки данных заканчивается «наблюдение» и «рисунок». выводы». Недавно это стало проблемой с изображениями, улучшенными в цифровом виде, опубликованными в качестве экспериментальных данных в статьях в научных журналах. Изображения улучшаются, чтобы выявить черты, которые исследователь хочет подчеркнуть, но это также поддерживает его выводы. Это форма предвзятости, которую трудно измерить количественно. Некоторые научные журналы начали устанавливать подробные стандарты того, какие типы обработки изображений разрешены в результатах исследований. Компьютеризированные инструменты часто сохраняют копию «необработанных данных» с датчиков перед обработкой, что является окончательной защитой от предвзятости обработки, и аналогичным образом научные стандарты требуют сохранения исходных необработанных «необработанных» версий изображений, используемых в качестве исследовательских данных.
Наблюдения по философии
«Всегда наблюдайте, что все является результатом изменения, и привыкайте думать, что природа ничего так не любит, как изменять существующие формы и создавать новые, подобные им».
— Медитации. IV. 36. – Марк Аврелий
Наблюдение в философских терминах – это процесс фильтрации сенсорной информации посредством мыслительного процесса. Входная информация поступает через слух, зрение, обоняние, вкус или осязание, а затем анализируется с помощью рационального или иррационального мышления. Вы см. родитель бьет своего ребенка; вы замечаете , что такое действие либо хорошо, либо плохо. [ citation required ] Выводы о том, какое поведение является хорошим или плохим, могут никоим образом не основываться на предпочтениях в отношении построения отношений или изучении последствий наблюдаемого поведения. С течением времени впечатления, хранящиеся в сознании о многих связанных наблюдениях, вместе с возникающими отношениями и последствиями позволяют человеку построить конструкцию о моральных последствиях поведения.
Определяющей характеристикой наблюдения является то, что оно включает в себя выводы, а также построение личного мнения о том, как поступать в подобных ситуациях в будущем, а не просто фиксирует, что что-то произошло. Однако наблюдение по Джидду Кришнамурти не обязательно предполагает выводы и построение личных взглядов. Вместо накопления знаний, основанной на времени, обусловливающей функции, которую он отождествлял с прошлым, он подчеркивал наблюдение как непрерывный процесс обучения, вневременной процесс, который всегда происходит в настоящем. Он утверждал, что такое наблюдение освобождает ум от его обусловленности, отказываясь от психологической зависимости от прошлого.
См. также
- Самоанализ
- Список когнитивных искажений
- Натуралистическое наблюдение
- Обучение через наблюдение
- Наблюдательная наука
- Наблюдательные исследования
- Наблюдения и измерения
- Эффект наблюдателя
- Наблюдатели
- Личное уравнение
- Обнаружение сигнала
- Нагруженность теорией наблюдений
- Бдительность
Ссылки
- ↑ includeonly>Дэвид Х. Фридман. «Эффект уличного фонаря», Журнал Discover , 1 августа 2010 г. Проверено 24 августа 2010 г.
На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотр авторов). |
На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотр авторов). |
Контент сообщества доступен по лицензии CC-BY-SA, если не указано иное.
Наблюдательная психология — Мир психологов
- Вопросы психологии
Введение в наблюдательную психологию с обзором теории социального обучения Бандуры, современными проблемами наблюдательной психологии и оценкой подхода.
Постоянная ссылка Распечатать |
Эта страница доступна для членов. Зарегистрируйтесь или войдите для получения полного доступа.
Ссылки
- Бандура, А. Теория социального обучения . Нью-Джерси: Prentice Hall, 1977.
Самые читаемые
Какой ты архетип?
Узнайте, какой юнгианский архетип соответствует вашей личности с помощью этого теста архетипов.
Ты злишься?
Пройди наш 5-минутный тест на гнев, чтобы узнать, злишься ли ты!
Окна в душу
Что могут рассказать глаза человека о том, о чем он думает?
У тебя стресс?
Измерьте уровень стресса с помощью этого 5-минутного стресс-теста.
Привязанность и отношения
Как наши младенческие отношения влияют на наши отношения, когда мы становимся старше?
Память как у золотой рыбки?
Пройдите 5-минутный тест памяти Psychologist World, чтобы измерить свою память.
31 Защитные механизмы
Общие защитные механизмы, которые мы используем для защиты эго.
Раб своей роли?
В какой степени люди контролируются своими ролями в обществе?
Тесты личности
Какой ты архетип?
Узнайте, какой юнгианский архетип соответствует вашей личности с помощью этого теста архетипов.
Ты злишься?
Пройди наш 5-минутный тест на гнев, чтобы узнать, злишься ли ты!
У тебя стресс?
Измерьте уровень стресса с помощью этого 5-минутного стресс-теста.