Начинает мучить совесть: Как правильно: «мучает совесть» или «мучит»

Что делать если начинают мучить угрызения совести и чувство вины

Понятие совести включает в себя внутреннюю оценку человеком собственного поведения на соответствие моральным принципам и нормам. Это своеобразный анализ своих поступков и мыслей с критической точки зрения.

В той или иной степени развитости чувство совести присуще каждому человеку. Это подтверждает, что моральная составляющая – неотъемлемая часть полноценной личности. Как сказал Лев Толстой:

Совесть – это память общества, усвояемая отдельным лицом

Обладание этим качеством позволяет человеку ставить себя на место окружающих и уважать их чувства и переживания. Совесть формируется на основании полученных человеком знаний о моральных нормах. Исходя из этих знаний складываются представления о добре и зле, плохом и хорошем.

Можно выделить несколько составляющих, которые включает понятие совести:

  • умение честно и объективно оценивать свои действия, чувства, помыслы,
  • собственные внутренние правила, сформированные на основе моральных норм общества,
  • чувство ответственности за каждое совершенное действие и сказанное слово,
  • умение контролировать себя и сдерживать в рамках общепринятых правил.

I. Как появляется чувство вины в человеке

II. Какие бывают основные формы вины

III. Почему людей терзает совесть

IV. Что значит понятие «совесть»

V. Что делать, если мучает совесть из-за ерунды

VI. Почему женщин чаще мучает совесть, чем мужчин

VII. Как справиться с угрызениями и жить дальше

Как появляется чувство вины в человеке

С детства каждому человеку прививают моральные и нравственные принципы, которые приняты в обществе. Без этого невозможно представить себе нормальную социализацию личности. Когда поступок, слова или мысли расходятся с этими заложенными с раннего возраста правилами, неизбежно появляется чувство недовольства собой.

Можно почитать: Полный список чувств и эмоций человека

Человек тяжело переносит, что он не смог соответствовать внутренним убеждениям. Негативная оценка своего поведения, переживание за последствия и называются чувством вины. Таким образом, появление чувства вины напрямую связано с тем, что человек глубоко сожалеет о совершенном.

Какие бывают основные формы вины

В психологии принято выделять три основных формы чувства вины.

Обоснованная вина

Возникает, когда совершенный поступок действительно диаметрально расходится с нормами морали и нравственности. За прошлую ошибку человек расплачивается переживаниями и беспокойством.

Это своего рода прививка от подобных действий в будущем. Человек осознает, что поступил неправильно, что это причинило кому-то боль или вред и начинает сожалеть о совершенном. Таким образом он получает искупление за свое отрицательное поведение.

Экзистенциальная вина

Чтобы лучше понять ее сущность, можно разделить данную форму на 3 варианта.

1. Человек сожалеет о том, чего не сделал в своей жизни. Это связано с нереализованным потенциалом, упущенными возможностями, нежеланием или боязнью менять будущее. Периодически подобные ощущения возникают у каждого человека и в идеале они должны становиться толчком к активным действиям по улучшению существующей действительности.

2. Человек сожалеет о том, что мало времени проводит со своей семьей или близкими. Это может быть выражено и в переживаниях, связанных с отсутствием взаимопонимания. В данном случае нужно осознавать, что родственники не могут всю жизнь находиться рядом. Они в любом случае будут вынуждены проводить какое-то время отдельно, но это не трагедия.

3. Человек сожалеет о том, что не понимает Божественный замысел. Его угнетает уход в обыденность и ежедневную суету и невозможность в полной мере осознать смысл своего существования и принципы построения мира.

Необоснованная вина

Независимо от того, что произошло на самом деле, человек культивирует внутри чувство вины. Он перекладывает на себя ответственность за чужие поступки, утрирует собственные промахи, стесняется быть счастливым, выделяться, привлекать внимание. Зачастую именно такая форма вины переходит в невротические расстройства, бороться с которыми приходится под контролем специалистов.

Подробнее о видах вины в видеоролике:

Почему людей терзает совесть

Если совесть – это инструмент самоконтроля и оценки своих поступков, то именно она и помогает человеку осознать, что одно из совершенных им действий не соответствует его понятию о морали. Индивид устраивает суд над собой и выносит себе приговор. В данному случае все зависит от черт характера. Кто-то, даже совершив объективно негативный поступок, не будет долго переживать по этому поводу и его моральные муки быстро сойдут на нет.

Другие, наоборот, склонны драматизировать. Они сознательно накручивают себя и мысленно раздувают масштабы своей ошибки. Нравственные терзания постепенно перерастают в депрессию и чувство ненависти к самому себе.

Читайте также: Как справиться с депрессией самостоятельно, без лекарств

Муки совести – это осознание человеком того, что его действия, мысли или слова вступили в противоречие с теми внутренними правилами и нормами морали, которые он для себя установил.

Не каждый человек способен самостоятельно справиться с такой проблемой, как необоснованное осуждение самого себя. Зачастую в подобных ситуациях требуется помощь специалиста, которая даст возможность посмотреть на случившееся со стороны, объективно оценить последствия и тот вред, который в реальности был нанесен окружающим.

Что значит понятие «совесть»

Есть 3 подхода к понятию совесть:

  • религиозный,
  • психологический,
  • обывательский.

Они различаются по мотивам и смыслу, вкладываемому в это слово. Необходимо познакомиться поближе со всеми тремя значениями.

Расшифровка понятия

С точки зрения религии, совесть – это присутствие Бога или частички Вселенной в человеке. Многие вероисповедания относят совесть к духовным «инстинктам» человека. Именно он помогает отличать хорошее от плохого. В религии синонимами слова «совесть» являются сердце и душа.

С точки зрения психологии, совесть – это критическое рассмотрение личностью своих поступков и мыслей. Каждый индивид имеет свои критерии, через которые переходить нельзя. Очень часто на совесть имеет большое влияние общество.

С обывательской точки зрения, совесть – это внутренний голос, который запрещает поступать плохо и неправильно. Чем сильнее воля человека, тем больше в нём прорастают зёрна совести.

Совесть – это волевой механизм человека, формирующий моральные и нравственные принципы. Это качество воздерживает его от дурных поступков (кражи, лжи, лицемерия). Совесть воспитывает моральные принципы, совершает духовную подготовку к соблазнам внешнего мира.

Когда человек идёт наперекор сформировавшимся убеждениям, то его начинают мучить угрызения совести. Его «ест» внутренний контролёр и заставляет признаться в содеянном.

Развитие совести обусловлено коллективной жизнью человеческих особей и формированием интеллекта. Это является заметным отличием людей от всех остальных видов живых организмов. У них есть огромное достижение – они наделены способностью мыслить. Животные не испытывают угрызений совести, потому что у них её нет. Они живут по законам стада или стаи, а все их действия обусловлены инстинктами.

Что значит «поступать по совести»?

Поступать по совести – вести себя в соответствии с моральными принципами, принятым в обществе. Однако помимо общественного, у человека имеется личное самосознание. Прежде чем совершить поступок, он рассматривает его со стороны и личного, и общественного сознания. Именно поэтому иногда рамки могут раздвигаться. Один человек может считать какое-то действие недопустимым, а для другого это станет нормой.

Примером можно считать постоянно выпивающего человека. Он появляется в пьяном виде в людных местах, не видя в этом ничего плохого. В отличие от него, среднестатистическому индивиду будет очень неловко и стыдно вспоминать о походе в магазин в нетрезвом состоянии. Тот же пример и с шумными подростками, ругающимися матом в общественных местах. Для них это нормально, а воспитанный взрослый человек постыдится вести себя таким образом.

Исходя из этого, можно понять, что каждый человек в первую очередь руководствуется собственной системой ценностей. Человек не вызовет чувство стыда у другого, если у них не совпадают жизненные ориентиры.

Пришло время разобраться с понятием «бессовестный человек». Как нужно себя вести, чтобы попасть в рамки этого определения? Какими моральными принципами руководствоваться?

Кто такой бессовестный человек?

Бессовестный человек – имеющий отличительно плохие свойства внутренней морали. Он поступает плохо по отношению к другими, даже не задумываясь о причиняемом вреде. Бессовестные люди не имеют внутренних ограничителей, не придавая внимания неудобству окружающих.

Отличительные признаки бессовестного человека:

  • Чрезмерный эгоизм. Такой индивид думает только о себе, поступая в ущерб окружающим людям.
  • Ложь, попытки выгородить свою персону. Бессовестный человек не видит проступка во лжи и пытается избежать заслуженного наказания.
  • Поиск своей выгоды. Такой человек не упустит возможности получить материальные блага незаслуженно.
  • Лицемерие. Бессовестные люди не будут высказывать негативное мнение о человеке, который им нужен. Корыстные цели заставляют их лебезить и подхалимничать.

Что делать, если мучает совесть из-за ерунды

С раннего детства родители пытаются воспитать чувство совести в своих детях. Из-за усердия и «перегибания палки» взрослые люди руководствуются не только ею. В детском сознании развивается чрезмерное чувство вины и страха осуждения. Человеку, имеющему такой набор, сложно отказывать в помощи и поддержке окружающим людям. Им движет не внутреннее желание помочь, а гипертрофированная совесть и чувство стыда.

Очень часто индивид понимает, что переживает и «грызёт» себя из-за ерунды, но ничего не может с собой поделать. Человеком руководит чрезмерно воспитанная и стыдливая часть разума. Как помочь себе в этой ситуации? Вот план:

  • Осознать проблему.
  • Проанализировать свое поведение.
  • Снять с себя негативные эмоции.
  • Вернуться к нормальному душевному состоянию.

Во-первых, человек, мучающийся из-за ерунды, должен осознать масштаб трагедии. Ему нужно чётко понимать, что это несерьёзная причина для душевных страданий. Без осознания проблемы не получится грамотного исцеления от гипертрофированной совести.

Во-вторых, человек должен оценить своё поведение со стороны. Может быть, он подвергся манипуляциям? Или им пользуется несколько людей, сознательно давя на чувство вины? Стоит проанализировать проблему, попросив помощи у действительно близкого человека. Если потребуется, необходимо обратиться к психологу и выговориться ему.

В-третьих, необходимо полностью осознать свою невиновность в данной ситуации. Нужно приказать своей совести не обращать внимания на мелочи и спокойно жить дальше. Очень часто перевести внимание на другие вещи помогает усилие воли. Если этого недостаточно, необходимо обратиться за помощью к грамотному специалисту.

В-четвёртых, стоит задать себе один простой вопрос: «Зачем я себя мучаю?». Может причина в самонаказании, и муки совести всего лишь повод? Разберитесь в себе.

Почему женщин чаще мучает совесть, чем мужчин

Женщины любят загонять себя в рамки, думать о приличиях и требовать от себя идеального поведения. Прекрасная половина человечества гораздо чаще мучается из-за морали и принципов. В чём же заключается проблема слишком сильно развитой совести у женщин?

Причины совестливости у женщин:

  • Эмоциональность.
  • Воспитание.
  • Общественные требования.

Во-первых, женщины имеют гораздо более развитию эмоциональность , в отличие от мужчин. Они могут переживать из-за неправильного взгляда или слова. По своей природе они сильнее страдают из-за незначительных проблем. В большинстве своём женщины слушают эмоции, не обращая внимание на сухие факты.

Во-вторых, при воспитании женщинам высказывается гораздо больше требований, чем сильному полу. Они должны уметь готовить, стирать, убирать, говорить и молчать. Если женщина не сможет стать хорошей хозяйкой, то подсознание будет корить её. Создаётся внутренний конфликт. Конечно, не каждая нервная система выдержит такой напор.

В-третьих, общество требует от женщин огромных, фактически невозможных подвигов. Женщина должна родить, хорошо выглядеть, строить карьеру и быть прекрасной хозяйкой. А как совмещать это – не понятно. Общество не помогает решить ситуацию, а лишь усугубляет её.

Как справиться с угрызениями и жить дальше

Со временем и женщины, и мужчины понимают, что им не стать идеальными. После осознания этого жизнь не становится легче, ведь их мучают угрызения совести. Чрезмерное чувство вины, развитое в глубоком детстве, лишь усугубляет ситуацию. Благодаря ему человек загоняет себя в жёсткие рамки самостоятельно во взрослом возрасте.

Что делать с гипертрофированной совестью? Избавится от неё сложно, но можно. Для этого нужно следовать трём важным советам психологов:

  1. Смеяться над проблемами.
  2. Смотреть с альтернативной точки зрения.
  3. При чрезмерной совестливости – «откупаться» от неё.

Юмор – спасение во всех ситуациях. Обманите себя, посмейтесь над своей совестью и моральными принципами. Это поможет добиться расслабленного морального состояния и вдохнуть полной грудью.

Взгляд со стороны. Советуйтесь с человеком с более свободными моральными принципами. Для него многие ограничения всего лишь ненужные помехи в жизни. Подумайте, может быть вы поставили себя в слишком жёсткие рамки?

Благотворительность – спасение для совестливых людей. Очень часто таким людям помогает лишь перекрытие своих «плохих» поступков. В «покупке» спокойствия нет ничего плохого. Вы откупитесь от своего плохого состояния и поможете тем, кто в этом нуждается.

Разобраться с излишней совестливостью поможет это видео:

Подскажите пожалуйста начинает мучать совесть или начинает мучить совесть?

@russian

Ask me anything Follow

Follow

Фактически в русском языке имеются глаголы-варианты «мучить» (глагол второго спряжения) и «мучать» (глагол первого спряжения). Однако ради унификации орфографии (т. е. чтобы написание было единообразным) глагол «мучать» в некотором смысле приносят в жертву: признаются допустимыми только те его формы, которые отличаются фонетически от соответствующих форм глагола «мучить», а именно – формы настоящего времени. Таким образом, предпочтительно (в строгой литературной речи): МУЧИТЬ, МУЧУ, МУЧИШЬ, МУЧИТ и допустимо МУЧАЮ, МУЧАЮСЬ, МУЧАЕШЬ, МУЧАЕТ (эти формы отличаются по звучанию от форм глагола мучить). А вот в прошедшем времени – только «мучил»; вариант «мучал» не допускается (т. к. по звучанию он почти не отличается от «мучил»).


Источник: Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ — русский язык для всех.

Liked by: а че игорь просто так Элбэгдорж

❤️ Likes

show all

Правило таково:
Через дефис пишутся прилагательные, обозначающие оттенки качества (преимущественно цвета или вкуса), напр.: бледно-жёлтый, густо-синий, светло-голубой, тёмно-русый, тускло-зелёный, ярко-красный, нежно-розовый, рыжевато-коричневый, бутылочно-зелёный, матово-белый, серебристо-серый, кисло-сладкий, горько-солёный, терпко-сладкий, сладковато-горький, кричаще-яркий, раскатисто-громкий, а также (с наречием в первой части) изжелта-красный, иссиня-чёрный. Исключение: чернобурая лисица (только в этом сочетании).


Это правило распространяется и на любые индивидуально-авторские образования, обозначающие сочетания признаков. Такие сложные прилагательные широко употребляются в художественной и публицистической речи, напр.: тяжело-звонкое скаканье (П.), злобно-бесстыже-хвастливые выходки (С.-Щ.), сладко-пахучий, грубо-решительный, упрямо-самонадеянный, сурово-непроницаемый, трогательно-романтический.
https://orfogrammka.ru/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%B0_%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%BE%D1%80%D1%84%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D0%B8_%D0%B8_%D0%BF%D1%83%D0%BD%D0%BA%D1%82%D1%83%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D0%BB%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BD/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%B0_%D1%81%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%B4%D0%B5%D1%84%D0%B8%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%B8_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BD%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F/#id-4%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%B0%D1%81%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D1%84%D0%B8%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B8%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%C2%A7129
Пожалуйста.

View more

Слитно. Пожалуйста.

Раздельно. Пожалуйста.

Если это собственное наименование, то да. Пожалуйста.

Да.

Запятая не нужна. Пожалуйста.

Указанная запятая не нужна.

Пускай играет, скoлькo зaxочет, для брата не жалко.

+ 2 💬 messages

read all

В данном случае слитно.

Наверное. Сложно сказать без контекста.

Приятный и прибыльный трактат Ада. Автор Иереми Дрекселиус. С.Дж.

Приятный и полезный трактат Ада. Автор Иереми Дрекселиус. С.Дж.

Дрексель, Иеремия, 1581-1638.

ГЛ. VII. Шестое Мучение Вечности в аду — это Червь Совести.

Жемчужина древних отцов и звезда среди епископов, святой Остин, благосклонно говорил о том, что мы переживаем: *Среди всех скорбей души человеческой нет ничего более мучительного, чем нечистая совесть.

Великое наказание для Отца — стоять в стороне, пока его Сына казнят; но гораздо лучше, если его заставят играть в палача; и более всего, если виселица, на которой повешен его сын, будет воздвигнута перед его собственной дверью, чтобы служить печальным зрелищем, чтобы возобновить его зло. Тем не менее, все это пустяки в отношении стр. 124 того наказания, которое вынуждает виновного быть самому себе палачом; как это бывает, Когда преступник оборачивается зубами против самого себя и с непрекращающимися угрызениями совести разрывает себя на куски.

Это Шестое Мучение Вечности в Аду, которое Христос в заключении одной Проповеди трижды повторяет: Где Червь их не красит, Марк. Глава. 9 В настоящее время после того, как он повторяет те же слова, Где их Червь не красит: и заканчивается тем же; Где их Червь не красит. Подобный метод соблюдается пророком Эсаем, гл. 66 Кто закрывает свои проповеди, их червь не красит. Это наказание должно быть невыразимо, о чем мы сейчас и поговорим.

Страница  125

РАЗДЕЛ. 1.

I Долатеры древности хорошо понимали, как велика мука смущенной совести. Квинтилиан восклицает: *О печальное воспоминание, о совесть, тяжелейшая всех мучений! Таково было мнение всех мудрецов. св. *Григорий ручается: Среди многих скорбей человеческого разума и бесчисленных скорбей нет большей, чем нечистая совесть. Здесь (говорит Сенека) мы должны признать, * что совесть бьется собственной злобой; что очень мучает его, потому что ему сопутствует вечная тревога. Злоба выпивает большую долю своего яда, она сама себе наказание. Ни один виновный не чувствует себя хорошо.

К ним присоединяется Сент-Остин, говоря: «Куда бежит человек от самого себя,* куда бы он ни бежал, он тянет себя за собой, а куда он бежит, он сам себе мучение. Тот сам себе наказание, кто имеет нечистую совесть. Бог знает, какую боль терпит его душа, какие кресты, какие муки, какие ады. Сколько в человеке пороков, столько и пороков он терпит; а эти тем горькее, чем внутренне больше.

Страница  126

Причина этого близка: Когда невзгоды окружают нас со всех сторон, когда небо и земля сговариваются беспокоить нас, мы можем прибегнуть к Богу: хотя никто не утешает нас, Бог изобилует утешением для нас. Но если совесть осквернена, то не найдется содержания ни в творениях, ни в Творце: все горько, все исполнено желчи. Богу? Он твой враг. К совести? это твой палач. К благословенному? они защищены. Своим спутникам? они только усилят ваше горе. К наслаждениям и удовольствиям? это еще больше осквернит совесть. Так и есть, нет хуже наказания, чем нечистая совесть.

Тем не менее, пока мы живем, но сладость совести дает некоторую передышку: ее пощипывание иногда прекращается либо во время чтения, работы, разговора, пира, путешествия или, по крайней мере, когда мы спим. Но в этом замке жестокости, на территории Люцифера, она не допускает ни перемирия, ни передышки тишины, ни сна, ни банкетов, ни утешения; день и ночь эта гадюка перегрызает самые струны сердца.

Их Червь не красит.

Страница  127

РАЗДЕЛ. 2.

Многое есть, откуда исходит эта мука совести у отверженных: главное из всего, Утрата вечной славы. Небеса заперты, ад заперт, никто не может пройти отсюда туда: это постановлено: тот небесный банк был заброшен, это теперь непоправимо, не остается никакой надежды на блаженство.

Исав, шутовской парень и тот, кто принял варварство от животных, среди которых он обратился, тем не менее он был ужасно недоволен, когда его брат вырвал у него благословение его отца. Для, * Услышав слова отца своего, он вскрикнул с воплем великим и, испугавшись, сказал: благословите и меня, отец мой. Как же будут рычать проклятые, имея каждый одобрение своей совести? Ты потерял благословение отца твоего; все в порядке и надежды на небеса совсем нет; за презренное блюдо из волока ты продал королевство. Проклятие, что ты исключен из рая на всю вечность. Этот Червь, который начал грызть тебя, ты больше не сможешь стряхнуть с себя; Ты своими ушами слышал приговор Судей: Идите, идите от Меня, окаянные, в огонь вечный, уготованный Дьяволу и Ангелам его.

Среди этих роев червей проклятые увидят, * как свидетельствует св. Григорий, слава блаженных: Чтобы грешники, в муках, более мучились, да увидят славу свою, которую презирали; и получить новые муки от их наказания, которого они напрасно любили. Таким образом, проклятые видят блаженство святых, но на большом расстоянии. Как если бы запертый в высокой башне, почти изнемогший от голода и охваченный червями и зловонием, мог бы смотреть вниз в прекраснейшие Сады, где многие, сильно любящие друг друга, плавали в наслаждениях: увы! что это за мучительное зрелище? это только усугубило бы его страдания.

Если изголодавшийся увидит стол, обставленный изобилием лакомств, но не осмеливается прикоснуться к ним, он еще больше проголодается; особенно если по его собственной вине ему запретили есть. Таково состояние проклятых: они будут терпеть голод, как псы, Пс. 58. Поэтому их совесть будет так угнетать их, что они не оставят им возможности думать ни о чем. Страница  129, которые могут порадовать.

Нечистая совесть, как бешеная собака, постоянно лающая и кусающая, доводит несчастных до отчаянного безумия. Таким образом, совесть имеет обыкновение мстить за себя за то, что раньше к ней не прислушивались, когда она давала здравые увещевания.

РАЗДЕЛ 3.

Второе, за что совесть укорит осужденного, это Пренебрежение добродетелью и множество преступлений. Совесть прорепетирует, как из каракулей, все, что было сделано дурно, и все, что было небрежно упущено. Откуда они будут осуждать себя за нечестивую глупость; скажут Совесть каждого, бросая лень в зубы. Как часто ты должен был молиться, когда проводил время во сне или в играх? Молитвы твои были редки, вялы и сонливы: ты расплачиваешься за это теперь. Как часто ты должен был поститься, если предпочитал пировать, а не повиноваться? но теперь ты платишь за это. Сколько раз без ущерба для своего состояния мог ты подавать милостыню, когда был более склонен к скупости, чем к милосердию? ты страдаешь за это сейчас. Как часто было Ты предупредил, как часто жаждешь простить врагов твоих и, как хороший христианин, забываешь обиды, но не хочешь? теперь ты наказан за это. Сколько раз среди крестов рекомендовалось тебе терпение, а ты отказывался быть терпеливым? поэтому теперь ты наказан. Как часто ты мог проявлять смирение и милосердие, для чего требовалась лишь добрая воля; здесь не требовалось ни труда, ни бега, ни пота, ни голодания; это можно было сделать без порки, власяницы и других аскез, но ты отказался? теперь тебя справедливо бьют. Как часто приводился разум, чтобы пригласить, привлечь тебя к правильному использованию Таинств, но ты не был склонен к этому? тяжело страдать. У тебя никогда не было недостатка в возможности, ты всегда был к ней: ты имел власть, но не хотел: плати сейчас, плати за свое зло. Вот, сколькими способами ты умножил грехи; когда было гораздо легче практиковать добродетель, чем порок.

Смотри, несчастный, как из забавы и пастырства ты потерял королевство: в твоей власти было быть счастливым вечно, если бы ты захотел: краткий и легкий труд купил бы Страница 131блаженное бессмертие, которое ты отказался пройти. Смотри, глупец, как ради грязного и увядающего наслаждения ты отбросил огромные наслаждения. Оказывается, теперь твоя плоть была тебе дороже небес. Понимаешь ли ты теперь, какие удовольствия ты преследовал? Я предсказывал тебя, я предупреждал тебя, я часто проверял тебя: но все напрасно, я ничего не делал, но терял труд свой. Теперь я встречаюсь с тобой, когда всякая надежда ушла от тебя, твоя глупость справедливо вознаграждается болью.

Открой глаза свои, грязный раб, и увидь, как ты потерял все, погрязнув в нечистоте всего лишь мгновение. Ты теперь далек от почестей, сокровищ и наслаждений блаженных, которых тебе никогда не достичь. Твоя похоть ввергла тебя в эту пучину мучений, твое недержание навлекло на тебя сие неугасимое пламя: то веселое и краткое безумие твое ждет вечного плача. Сожалеешь ли ты о лишении Рая? ты лишил себя самого. Оплакиваешь ли ты, что радости небес были забыты? ты пренебрегал ими. Сетуешь ли ты на то, что врата небесные закрыты? ты закрыл их от себя. В это самое мгновение ты мог быть Страница 132 очень счастлив, но ты не был бы счастлив. Было легко заслужить небо, но промедление и легкомысленная небрежность привели тебя сюда, слепого и безумного, откуда ты не можешь уйти в вечность. Здесь нет ни свободы, ни спасения: отчаивайся сто, тысячу раз, отчаивайся навеки, умирай навеки, но ты никогда не встретишь смерти после бесконечных веков. Ты отвержен от лица Божия, потому что отвратился от Него. Ты погибаешь не по чьей-то вине, а по своей собственной; погибнуть навсегда.

Такие проповеди, как эти, произносит Совесть, но слишком поздно: всякая надежда превращается в отчаяние.

Своевременное покаяние настолько действенно, что смывает все грехи; и наказание за грехи прощается или, по крайней мере, уменьшается; кроме того, это увеличивает благоволение Бога. По этой причине сей Ангел пустыни св. Иоанн внушал в уши прибегавшим к нему одно: Совершайте покаяние, ибо приблизилось Царство Небесное, Мф. 3. Совершайте покаяние. Покаяние в аду не имеет ни одного из этих последствий: оно не смывает ни малейшего греха, не снимает боли и не восстанавливает Божью благодать. Они враги Богу, Кто первый начинает там каяться, тот ничего не получает, он мудр, когда уже слишком поздно.

Все эти подробности те, кто изгоняет души с небес, хорошо знают, следовательно, их червь не красит. Они видят, как за столом, свои совершенные ошибки; они смотрят на них и испытывают к ним ужас. Их смехотворное тщеславие, их изобилие в одежде и всю их суетную славу они совершенно ненавидят; их опрометчивые суждения и зависть; их низкое сребролюбие и низменную роскошь они яростно проклинают. Они видят, несчастливы в том, что они есть, огромные стаи похотливых мыслей прямо перед их глазами. Гнусность невоздержания отвратительна для них; Летергия лени, обман сладострастия, уговоры нечистой любви, которые они ненавидят; но все это приходит слишком поздно. Они взывают горьким, но бесплодным стоном: Все это прошло, как тень; но в нашем шалости мы поглощены, Мудрость. в. 5. В нашей власти было избегать того, что запрещалось, и исполнять заповеданное, но мы этого не сделали. Это будет песнь совести навеки: червь их не умирает.

Страница  134

РАЗДЕЛ. 4.

Третья причина, мучающая Совесть в аду, это; презрение благодати Божией. * Иов загадал мудрое желание, когда сказал: «Кто даст мне, чтобы я был в соответствии с прежними месяцами, когда я омывал ноги мои маслом, и скала приводила меня в движение потоками масла?» Работа 29.2.6. Едва ли можно поверить в то, как много он теряет, когда его низвергают с высоты изобилия на упадок бедности. Проклятые хорошо знают, что прежде они гребли в изобилии. У них было право на небеса, они могли бы, если бы захотели, унаследовать это благословенное Царство. Они помнят обильно излившееся на них масло божьей благодати, которым они могли бы омыться, но отказались от него. Они очень живо сознают, что реки масла из скалы и источники божественной любви и милосердия излились на них Христом: все это они пренебрегли по своей вине. Ныне взывают, но напрасно: кто даст нам быть такими же, как в прежние месяцы, когда мы омывали или могли омывать ноги наши маслом, а камень Страница 135Христос питал реки ойла, его драгоценной крови? теперь ни капли ойла, ни масла уже не течет. Источник милости Божией иссяк: реки благодати Божией уже не текут. Напрасно пролилась за нас кровь небесного Агнца; боли и смерть Христа ничего нам не дают; все сделано для нас напрасно: увы! мы совершенно не готовы.

Это разорвет сердца проклятых, что легким трудом, твердой волей они могли бы завоевать небеса, но не захотели; что благодать предлагалась им тысячу раз, они тысячу раз отвергали. Потому негодяи будут яростно гневаться на самих себя и будут непрестанно петь себе эту заунывную песню: О время, превозносимое сверх меры! О дни! О часы, ценнейшие выше золота, куда вы ушли, чтобы никогда не вернуться! Мы, слепые и неразумные, с закрытыми глазами и ушами, дали волю похоти и совместным примером влекли друг друга к гибели. Сюда, недовольные своим положением, мы отправились в путь; и, несмотря на все увещевания, натолкнулись на смерть, увы! смерть вечная. Что хорошего мы теперь пожинаем из всего того, чем нас обманул мир лживый? память о Прошлые наслаждения для нас хуже смерти: всякое наслаждение ушло и совершенно исчезло вдали; чем, хотя мы могли бы наслаждаться несколько веков, что были эти радости по сравнению с этими муками? Увы! мы прыгнули только на тень горького удовольствия. Кто это так жестоко околдовал нас?

О, если бы мы хотя бы раз в году серьезно размышляли о вечности! О, если бы у нас был теперь только один день, один единственный час в нашем собственном распоряжении!

Но, о, эти желания напрасны: мы совершенно погибли, вся наша надежда обратилась в отчаяние. Проклят день, в который мы родились, проклят Бог, которым мы созданы.

Здесь я останавливаю свое перо и посылаю обратно эти нечестивые слова туда, откуда они пришли. Пусть будет мудрым и остерегается вовремя тот, кто желает избежать этой ужасной бойни совести.

Страница  137

РАЗДЕЛ. 5.

ЭТО было бы невероятно, если бы наши глаза не были свидетелями, как трудолюбивы и остроумны, как внимательны и серьезны, как зорки и зорки, как знающие и осторожные мы, собирая вместе вещи этого мир. Когда нужно заботиться о телесных делах, тогда мы мудры, осторожны и трудолюбивы: здесь центр нашей жизни и действий. Взгляните, я молюсь, как изысканно расшиты некоторые одежды; посмотрите, какие искусственные картины, здания и статуи есть у других; взгляните на этот прекрасный лен, который многие носят, из-за белизны, как снег, из-за тонкости, равной паутине, взгляните на эти шедевры искусства, часы, ноты и другие заграничные товары: о, как проницательна и неутомима мы в том, чтобы довести до совершенства ремесленное дело, накопить богатство, решить мирские дела и добиться почета! Когда, как знает Бог, все это тленно, преходяще и проходит в одно мгновение.

Вопреки всему, когда что-то делается для небес, Господи! как скучно и глупы, как ленивы и беспечны, как мы озябли и сонливы? Только в этом деле мы хладнокровно ходим на работу, томимся, праздно сидим, ложимся по дороге. * Справедливо было сказано: Для маленького Пребенда предстоит дальний путь; для вечной жизни многие едва ли поднимут ногу от земли. Мы все здесь, как если бы мы были поражены параличом; мы фыркаем, и черт стоит сентинель. Но когда душа однажды действительно проснется, то совесть уже не будет усыплена сном: она будет щипать, грызть, томить и мучить вовеки. Их Червь не красит.

Этот Червь питается необъяснимыми печалями, скорбью, лишенной всякого утешения. Проклятые скорбят об утрате блаженства, не надеясь когда-либо возместить этот огромный ущерб: они непрестанно думают, что это их собственное безумие утопило их в этом Океане печали; и никогда не будет в их власти отвлечь свое воображение от этой мрачной мысли на какую-либо другую, которая могла бы развеселить их.

Сенбернар внимательно созерцал эти вещи: *Что же так мучительно, говорит он, как всегда иметь в виду то, чего никогда не постигнешь и всегда Страница  139ненавидеть, что вы когда-либо будете иметь? Проклятые будут вечно желать того, чего никогда не получат; и то, что им совершенно не нравится, они должны терпеть вечно. Среди такого множества зрителей ни один глаз не будет более беспокойным, чем каждый сам себе. Нет такого зрелища ни на небе, ни на земле, которого желала бы избежать темная совесть, но не может. Тьма не скрыта от самой себя; оно созерцает самого себя, которое не может открыть ничего другого. За ними следуют дела тьмы, они не могут укрыться ни от тьмы, ни в самой тьме. Вот червь, который не красит, воспоминание о прошлом; которое, будучи однажды брошено в душу или, вернее, взращено в ней грехом, так прочно прилипает к ней, что впредь ее невозможно будет оторвать. Оно не перестает грызть совесть, чем питаясь, как несъедобной пищей, сохраняет свою жизнь вечно. Я трепещу перед этим грызущим червем* и живой смертью: Я дрожу от страха попасть в руки живой смерти и умирающей жизни.

Поэтому, пока жива душа, жива память: но какая? запятнанный грехами, грубый от преступлений, опухший от тщеславия, заросший и заброшенный из-за презрения. Все они, хотя и имеют Страница 140была прежде, но они не прошли: они перешли из рук в ум. То, что сделано, не может быть отменено: поэтому, хотя действие было во времени, но сделанное остается навеки: это не проходит со временем, которое уходит за пределы времени. Поэтому необходимо вечно мучить, что ты всегда будешь помнить о том, что сделал зло. До сих пор Сен-Бернар.

РАЗДЕЛ. 6.

ADivine и Suffragan Епископ св. * Доминик Орден, добросовестный автор Истории своего времени, передает странный отрывок следующим образом: В Германии жил епископ из княжеского рода, от которого он выродился своей жизнью и средствами. Тот же самый человек сначала был несколько застенчив, глазея на золото и поддаваясь тайному благоговению; после этого он пошел дальше, так как не заботясь об исправлении своей жизни, он развязал поводья запретным вещам; и добровольно предался грабежу и роскоши. Бог проверял его по-разному; то из-за болезни, то из-за других бедствий, побуждающих его изменить свою жизнь. В конце концов, как он вел развратную жизнь, так и кончил жалко. В то самое время Конрад, епископ Хильдехеймский, был Страница  141 встала с постели, чтобы пойти на утреню: * Когда это закончилось, он отправился в свой кабинет, чтобы подготовиться к завтрашней проповеди. Здесь, пребывая некоторое время в экстазе, ему показалось, что он увидел епископа с митрой на голове, но с закрытым лицом, поспешившего прочь на суд. , и виновен в похоти. Здесь судья обратился к некоторым из присутствующих; Изучите его дело и вынесите приговор. Они так и сделали: и тотчас же палачи отняли у осужденного его митру, перстень и другие украшения, которые бросили к ногам верховного судьи. Присутствующие встают, и, уходя, каждый для заключения своего суждения говорит: Итак, пока есть время, поработаем всем на благо.

Все это видел вышеупомянутый епископ; кто после того пришел в себя; обнаружил, что его голова занята выяснением, что это может быть за епископ, который умер в то время.

Когда, вот, один плачущий у ворот объявляет, как его Учитель, (которого он назвал), пришедший вчера вечером в соседнюю деревню, внезапно умер. Конрад в этом прискорбном происшествии глубоко Стр. 142вздыхая, решившись со слезами день и ночь повторять: Пока есть время, поработаем на благо всем. Нечистая совесть здесь неспокойна, после этого она будет яростно мучиться вечно.

РАЗДЕЛ. 7.

Сила совести невероятна, особенно после того, как разыграна сцена этой жизни: ибо пред Богом всякий так краснеет за свои проступки, что хотя бы небо было отверсто и душа нечиста были приглашены войти; тем не менее, в ужасе от своих собственных пятен, оно отлетало назад и отказывалось войти, пока все его пятна не были искуплены. Совесть так отвращается и краснеет за свои проступки.

Поэтому, пока у нас есть время, давайте работать на благо всех: ибо, как говорит св. Остин: Кто не обманывает себя лестью, тот хорошо понимает, насколько велика опасность вечной смерти и насколько совершенной святости он живет во время своего паломничества сюда, на землю.

Итак, давайте взглянем на это и не будем сопротивляться серьезному предупреждению, которое дает нам наша совесть. Совесть никогда не молчит, если встречается с миролюбивым и Страница  143внимательный слушатель. И воистину чрезвычайно полезно, чтобы червяка в груди своей ощутить здесь, чтобы не тревожиться с ним впредь навечно. св. *Бернард свидетельствует об этом, говоря:

Лучше тогда пощупать червя, когда его можно успокоить. Поэтому пусть оно кусает сейчас, чтобы оно могло окраситься, и чтобы оно больше не кусало. В то время как он кусает здесь, он питается тем, что гниет, и, кусая, поедает; его, чтобы оно могло быть поглощено вместе с ним, чтобы, будучи преувеличенным, оно не сделалось бессмертным.

Поэтому гораздо лучше быть предупрежденным здесь, чем совестью быть убитым в будущем: ибо, как добавляет тот же святой, *

Изгнанные с небес будут мучимы плотью огнем, а духом словом совести. Боль невыносимая, ужас ужасный, зловоние несравненное, смерть души и тела, без надежды на помилование и милость. И все же они умрут так, как будут жить вечно; и так жить, что они когда-нибудь умрут.

Что нам делать, о смертные? Наша жизнь коротка, путь долог, конец пути сомнителен, времени мало, нет ничего более верного, чем смерть, и нет ничего более определенного, чем час, постоянство награды и Вечная боль, и то, и другое зависит от момента для вечности. Что же тогда, о смертные, что нам делать?

Гамлет и проблема совести

Первоначально опубликовано в St. Austin Review (март/апрель 2016 г.)

Введение

Мне никогда не нравился Гамлет, ни персонаж, ни пьеса. Персонаж, которого я нашел слишком полным сомнений в себе, слишком мечтательно жаждущим смерти как решения своих проблем, слишком полным противоречий, чтобы вызывать у меня большую симпатию; в пьесе было слишком много не связанных между собой моментов, кульминацией которых стала случайная кровавая баня на сцене, подобающая карикатурной опере. Как и многие, я нашел слова Гамлета замечательными из-за их яркого выражения тягот жизни. Но смерть Гамлета меня не тронула.

Желая быть тронутым, я наткнулся на издание Джорджа Макдональда и исследование Гамлета (бесплатно на Kindle!). Я был заинтригован открытием — опытный рассказчик, рассказывающий историю Гамлета, был именно тем, что мне было нужно. Я не был разочарован. Макдональд беззастенчиво отстаивал Гамлета как одну из самых благородных фигур в литературе и считал пьесу «величайшим из всех представлений Шекспира». Он был убежден, что большинство слушателей пьесы введены в заблуждение тем, что они уже слышали о главном герое, — проблема Гамлета в том, что он слишком много думает. Ричард Грант Уайт, современник Макдональда, пересказал трагедию Гамлета 1 как колебания навязчиво-меланхолического, эмоционально снисходительного, мелочного человека, который путает ясный призыв к действию, предаваясь чрезмерным размышлениям. Уайт сделал естественный вывод из своей линии интерпретации:

.

… Урок, который он преподает… Если у человека нет сильного, настойчивого, исключительного желания, которое заставляет его приводить в действие свои импульсы и волю и искать одну единственную цель, если он действительно не уравновешен принципом и не движим намерения, он будет сбит с толку каждым пороком судьбы, и его затянет в зыбучие пески нерешительности. .. По словам злого короля, которые дали ключ к смыслу Шекспира: «Что бы мы сделали, мы бы сделали, когда мы будем….»

Белый Гамлет никого не мог сдвинуть с места. Мысль, выражение остаются великими, каждое слово Гамлета дорого, но при таком прочтении действие пьесы не вызывает ни страха, ни жалости, ни чего-либо, кроме разочарования. Соответственно, Грант считал, что только самые выдающиеся актеры могут сделать Гамлета чем-то терпимым для просмотра. Тем не менее, поскольку пьесы Шекспира были очень популярны в его время, не должна ли драматическая трудность, которую признает Уайт, быть prima facie причиной подвергнуть сомнению его интерпретацию? Никто, особенно любители моральных размышлений, не должен легко соглашаться с идеей, что мысль мешает действию. Должны ли мы думать, что злой король действительно выражает урок Гамлета? Мог ли тот же Шекспир, заставляющий нас содрогаться изречением Макбета: «Самые первенцы моего сердца будут / Первенцы на моей руке», предложить нам «Мы должны делать, когда хотим» в качестве урока, который следует извлечь из Гамлет ?

Макдональд справедливо критикует таких, как Уайт, которые «набрасываются на [Гамлета] с бранью, как будто он один из подлых, а они бесконечно лучше». Напротив, его восхищение персонажем предлагает нам гораздо более симпатичного Гамлета и гораздо более трогательную пьесу. Тем не менее, он так сильно хочет, чтобы Гамлет был великим христианским героем, что объясняет то, что я считаю центральной драмой этой истории, — близкую духовную гибель Гамлета и спасение Провидением. В основе этой драмы лежит проблема совести.

Проблема совести

В ужасном одиночестве, которое он испытывает после ухода игроков и разочаровывающих друзей (конец II.7), Гамлет изливает на себя разочарование Уайта:

Что Гекубе делать? его или его к Гекубе, чтобы он оплакивал ее? Что бы он сделал, если бы у него был мотив и сигнал для страсти, которые есть у меня?

Почему же, спрашивает себя Гамлет, я ничего не сказал, ничего не сделал? Вопрос наполняет его отвращением к себе и наводит на страшную мысль: «Разве я трус?» «Должно быть, я трус, — думает он, — я должен бояться противостоять убийце моего отца и отомстить за то, ради чего любой чистокровный человек рискнул бы всем. Я даже не чувствую той страсти, которую должен испытывать по этому поводу». Он не может стоять перед этой мыслью, поэтому поворачивается, чтобы подумать, как начать что-то делать: «Пьеса — это то, чем я поймаю совесть короля». 2

Но вопрос не отпускает Гамлета. В том, что может быть шекспировской особенностью, мы снова видим Гамлета в монологе, настолько сосредоточенном, что он не осознает, что он не один. Заключение его монолога «Быть ​​или не быть» говорит о том, что он продолжает останавливаться на своем самообвинении. Наконец-то он нашел козла отпущения –

Так совесть делает из нас всех трусов;
И так родной оттенок решения
Болезненный над бледным отливом мысли,
И предприятия великой сути и момента
В связи с этим их течения поворачиваются наперекосяк,
И теряют название действия.
(III.1)

Гамлет верит, что вся его аудитория знает истину — Совесть делает всех нас трусами, совесть мешает нам делать то, что мы в глубине души чувствуем, что должно быть сделано, то, от чего стонет наша природа. Всякий совестливый человек, несомненно, может сочувствовать здесь Гамлету. В частности, христиане могут сочувствовать. Как горько «подставить другую щеку», попытаться от души простить обидевшегося брата? Заставляет ли это нас чувствовать, что мы ниже мужчин?

Гамлет винит совесть в своем бездействии. Почему? Думает ли этот Гамлет чрезмерно? Какие сомнения, по его мнению, встают на его пути? В своем предыдущем монологе (конец II.7) Гамлет решил, что прежде чем что-либо делать, он должен знать, действительно ли король убил своего отца. Но это вопрос факта, а не совести. Так зачем обвинять совесть? Потому что даже если его Мышеловка подтвердит обвинение Призрака, останется вопрос: «Должен ли я мстить?» Его совесть говорит ему: «Нет». Почему? Потому что тот, кто ищет мести, когда он умрет, должен предстать перед вечным судом. Гамлет говорит себе, что не боится умереть; зачем ему быть, когда жизнь полна душевной боли и «тысячи природных потрясений»? Смерть должна быть благословенным сном. И все же он должен бояться смерти, потому что смерть в акте мести сделает его подверженным огню Геенны.

Но разве Гамлет не ищет только справедливости? Разве Клавдий не должен заплатить за свое преступление? Кто может это сделать, если не Гамлет? И все же что такое «Илиада» , как не длинное великое предостережение против ужасных зол оправданного гнева? И разве мудрость веков не всегда брала меч из рук того, за кого нужно отомстить, и вкладывала его в руки тех, кто лично не пострадал, подобно суду присяжных, который счастливо завершает орестеевские трагедии Эсхила?

Тема мести в «Гамлете» гораздо более заметна, чем правосудие. Слова «месть» и «месть» используются в пьесе не менее 16 раз, а слова, относящиеся к правосудию, всего пять раз. Призрак дал великое поручение в плане мести: «Отомсти за его гнусное и самое неестественное убийство». (I.5) Призрак одобряет естественную, импульсивную реакцию Гамлета: «Поторопите меня узнать это… чтобы я мог мстить». Рассказывая свою историю, Призрак делает все возможное, чтобы разозлить Гамлета. Он задерживается на физической боли страданий, которые причинил ему Клавдий, используя девять строк для описания действия яда и еще пять строк для выражения своих нынешних мучений: «О ужас, о ужас, ужаснейший!» Он говорит о Клавдии как о «змее», «звере», о «колдовстве», «мусоре». Он взывает не к гамлетовскому чувству справедливости, а к его любви к отцу. Он полагается не на разум Гамлета, на его добродетель, на его заботу об общем благе, а на действующую в нем природу, внутренне откликающуюся на образы Призрака:

Если в тебе есть природа, не переноси ее.

На самом деле, кроме «тайн его тюремного дома», в том, что Призрак говорит Гамлету, нет ничего примечательно сверхъестественного. Подобные недоверие, отвращение и гнев мог выразить любой мужчина, переживший предательство брата и жены. Если бы яд не убил его, а оставил инвалидом в тайной тюрьме, король Гамлет мог бы сказать то же самое своему сыну. Призрак был нарушен; память о несправедливости не перестанет причинять ему боль, пока он не отомстит. В Риторика , произведение, хорошо известное Шекспиру, 3 Аристотель говорит нам, что гнев жаждет мести: «Гнев можно определить как побуждение, сопровождаемое болью, к явной мести за демонстративное пренебрежение, направленное без оправдания на то, что нас касается. или к тому, что касается друзей». (Книга II, глава 2, 1378а) Гнев возникает не только потому, что другой причинил нам боль, но и потому, что другой человек пренебрег нами, обращался с нами как с малоценными, как с людьми, которые ничего не могут сделать с личной обидой. 4 Гнев ищет «демонстративной мести». Страдания обидчика покажут ему и всему миру, что «я не настолько низок счет 5 , чтобы вы могли без страха ранить меня». Пока месть не свершится, чувство собственного достоинства человека будет подорвано. 6

Поэтому вполне естественно, что Гамлет корит себя за отсутствие мести и чувствует себя трусом. В своем монологе «Быть ​​или не быть» он отождествляет себя со всеми обиженными:

Ибо кто вынесет кнуты и насмешки времени,
Неправоту угнетателя, оскорбление гордого человека,
Муки презренной любви, задержку закона,
Наглость власти и презрение
Эта терпеливая заслуга недостойно берет….

Природа заставляет нас сводить счеты (заставлять нас молчать) насилием. Только совесть, сопровождаемая страхом перед судом после смерти, может помешать молодому духу свести счеты таким образом. Особенно для христианина совесть является препятствием для мести. Сколько благочестивых матерей могли бы ответить на вопросы своих сыновей: «Кто понесет плети и поругания времени?» Наш Господь, смиренно переносивший всю дерзость бичевания и венца? «Кого несут эти фардели?» Сладкий Спаситель наш, понесший Своим Крестом все грехи и страдания падшего мира?» Их ответы могут воздерживать их сыновей, но, праведные они или нет, они будут бороться с женским чувством, которое знакомо всем трусам.

Лаэрт показывает нам, что мы действительно хотели бы сделать, что мы могли бы желать, чтобы Гамлет сделал. У Лаэрта, чье дело так похоже на гамлетовское, не будет ничего успокаивающего. Пауза для размышлений заставила бы его почувствовать себя ублюдком, не испытывающим естественных чувств к своему убитому отцу. Никакие человеческие структуры, никакие предостережения совести или побуждения благодати не остановят переполняющий его естественный гнев.

К черту верность! клянусь, самому черному дьяволу!
Совесть и благодать, в глубочайшую яму!
Осмелюсь на проклятие.
(IV.1)

Клавдий подбрасывает Лаэрта — никакое святое место, никакое предательское дело не должно удерживать его от мести, иначе его притворная любовь к отцу — просто картина печали, «Лицо без сердца» . (IV.3)

Сам Гамлет испытывает те же эмоции. Когда пьеса обнажает совесть царя (III.2), он ликует в ожидании, вызывающем гнев, как сказал Ахиллес (Илиада XVIII, 109): «Слаще… намного, чем соты, источающие сладость». И все же Гамлет знает, что христианская месть должна быть более духовной. Когда он встречает коленопреклоненного Царя, у него появляется прекрасная возможность удовлетворить свою земную страсть, но он воздерживается. (III.3) Царь молится, и поэтому смерть принесет ему небесную награду. «О, это наем и жалованье, а не месть!» Ярость Ахилла не могла быть удовлетворена, кроме как бесконечным унижением бренных останков Гектора (Илиада XXIV, 1 и след.), поэтому Гамлет подождет, пока он не сможет убедиться, что «душа его врага может быть такой же проклятой и черной, как ад, куда она идет». ». Ранее он опасался, что дьявол может оскорбить его, чтобы проклясть; теперь сам Гамлет взял на себя роль дьявола, чтобы проклясть своего дядю. 7

C Наука сильно поражает еще одного персонажа пьесы — Клавдия. Первое упоминание о совести встречается в последней строке второго акта. Гамлет намеревается «ловить совесть короля». Совесть короля прячется; Клавдий скрывает свою вину. Гамлет готовит пьесу, чтобы разоблачить ее. Чего Гамлет не знает, так это того, что совесть короля уже начала проявляться. В отступлении, когда он и Полоний готовят Офелию в качестве испытания для Гамлета (III.1), Клавдий показывает, что он уже некоторое время несет «тяжелое бремя» совести. Это сделало его таким чувствительным, что нежная жалоба Полония на необходимость лицемерия кажется ему ударом плети. Каким мучением должно быть открытое исполнение его обольщения и убийства! Пьеса обнажает его совесть перед всеми, но также заставляет ее работать так, как Гамлет и не мечтает. Совесть объявляет Клавдия виновным, побуждает его к молитве, но и мешает молиться. Серьезные грешники могли бы счесть восклицание Короля самыми жалкими строками в любой драме: «О, грудь, черная, как смерть! (III.3) Когда он безнадежно склоняется в молитвенную позу, он умоляет о ангельской помощи и в мольбе, которая потрясла бы св. Августина, повелевает тому, чего он никак не может добиться сам: «…Сердце со струнами из стали, Будьте мягкими, как сухожилия новорожденного младенца!»

Принятие совести

Итак, совесть — настоящая проблема в пьесе: она расстраивает Гамлета, хлещет Клавдия, отвергает Лаэрта.

Но совесть возвращается в акте V как друг Гамлета. Гамлет принимает суд совести, очищающий его от смерти Розенкранца и Гильденстерна (V. 2). 8 Теперь совесть одобряет его «уход» от того, кто «убил моего короля», «развратил мою мать», украл корону и пытался его убить. Совесть даже проклянет его, если он «позволит этой язве нашей природы прийти к еще большему злу». (В.2)

Как происходит это изменение? Многое справедливо было сказано о вновь обретенном Гамлетом чувстве Провидения в пятом акте, которое изумляет, утешает, успокаивает и укрепляет его. Он рассказывает Горацио о провиденциальных случайностях, которые вернули его живым в Данию, и вверяет свою жизнь его заботе. Возможно, это играет важную роль в примирении Гамлета с его совестью. Но прежде чем он сможет принять Провидение, он должен отказаться от своего демонического желания мести. Обращение Гамлета произошло в спальне королевы. (III.4) Когда Гамлет направляется на встречу с матерью, его гнев против нее так же силен, как гнев против дяди. У него возникает искушение убить ее, но он отказывается от поступка слишком неестественного, слишком нероновского. Но он намерен пристыдить ее, даже замучить, рассказав о ее ужасном преступлении и швырнув ей в лицо.

Позвольте мне быть жестоким, а не противоестественным:
Я буду говорить ей кинжалы, но не использовать;

Ему понадобится вся его сила воли, чтобы довольствоваться простыми словесными выпадами.

Используя свою совесть как орудие мучения, Гамлет следует примеру Призрака. Призрак не сомневался, что его «кажущаяся добродетельной королева» поддалась своей похоти перед смертью. (I.5) Ее предательство было для него большим мучением, чем насилие его брата. Он потерял счет времени, задаваясь вопросом, как она могла покинуть его небесное ложе, чтобы «охотиться на мусор». Он знал, что его естественная ярость заразит Гамлета, поэтому он предупредил его, чтобы Небеса ужалили ее:

Не оскверняй свой разум и не давай душе своей замышлять
Против матери ничего: оставь ее на небо
И тем шипам, что в ее груди поселились,
Чтобы колоть и жалить ее.

Еще до того, как она услышала обвинения Призрака, ее очевидная радость от брака с его дядей отравила взгляд Гамлета на весь мир. (I.2) После ухода Призрака Гамлет оплакивал свою мать еще до того, как обвинил дядю: «О пагубнейшая женщина. О злодей, злодей, улыбающийся проклятый злодей». Теперь в ее спальне (III.4) он изливает свой стыд за то, что она его мать. Он обвиняет ее не только в ее грехе, но и в крахе всех его надежд на добродетель, на любовь, на религию.

Такой поступок, Который… Называет добродетель лицемером, срывает розу
С прекрасного лба невинной любви
И ставит там волдырь, дает брачные клятвы
Фальшивые, как клятвы играющих в кости… и сладкую религию делает
Рапсодия слов: лик небес сияет:

Его обвинения имеют свое действие; Гамлет заставляет свою мать заглянуть в ее душу и увидеть, насколько она черна. Но он еще не закончил. Она умоляет его остановиться, но он продолжает изображать занятия любовью в таких отвратительных выражениях, что Яго мог бы гордиться. Гамлет, достигнув, наконец, ее совести, использует ее не только для того, чтобы колоть и жалить ее, но чтобы дубасить и дубасить ее.

В этот момент появляется Призрак. Он пришел упрекать сына за бездействие, но видит свою неверную жену в ее мучениях. В первом акте он хотел, чтобы ее укололо чувство вины. Но теперь, когда он видит ее, к нему возвращается его природная нежность к ней, и он говорит Гамлету «встать между ней и ее борющейся душой». Он знает, что она не выносит прямого контакта с миром за пределами природы. Его взгляд нежности настолько полон жалости, что это приводит к тому, что Гамлет теряет ту жажду «горячей крови», в которой он так отчаянно нуждается как в топливе для своих действий.

Не смотри на меня, Чтобы этим жалким поступком ты не обратил Мои суровые последствия. Тогда что я должен сделать Захочу истинного цвета — слезы вместо крови.

Призрак преобразовывает «суровые эффекты» Гамлета. Он начинает проповедовать своей матери. Он призывает ее возжелать благодати, исповедаться, покаяться в своем прошлом и начать долгий и трудный путь к добродетели. Он предлагает ей аристотелевский совет о пользе хороших поступков, выбранных с трудом. И он обещает, что попросит у нее прощения, когда она признает, что нуждается в нем.

В Трагедии Гамлета, вместо того, чтобы подняться к величию, а затем обрушиться на катастрофу, главный герой погружается в нравственную бездну, а затем драматически поднимается из нее. Возвышение Гамлета начинается именно здесь, в середине сцены с матерью. Гамлет стал сатанинским 9 , решившим использовать совесть своих врагов, чтобы поймать их в ловушку, проклясть и мучить их. Но выражение естественной жалости Призрака «обращает» Гамлета, который затем использует совесть своей матери, чтобы исправить ее, вдохновить и направить к молитве. Он пробуждает в ней чувство совести и побуждает ее принять его осуждение, чтобы она могла принять возможность покаяния, которую оно предлагает:

_Qu . _ О, Гамлет, Ты расколол мое сердце надвое.

_Ham ._ О выбросьте худшую часть этого, И живите чище с другой половиной.

Гамлет наконец осознает, что даже сердце его прелюбодейной, инцестуозной матери имеет более чистую часть. Он больше не осуждает природу как «грязное и чумное скопление паров» и не видит человека просто как «эту квинтэссенцию пыли».

Интенсивный опыт Гамлета с его матерью сразу же открывает его собственному сознанию, когда он сталкивается с телом Полония. Это также, кажется, заставляет его осознать действие Провидения в его жизни.

Ради того же Господа, Я каюсь: но так угодно небесам, Чтобы наказать меня этим, и этим вместе со мной, Что я должен быть их бичом и служителем.

Возможно, примирение между естественным чувством и совестью открыло его Господу как Природы, так и Разума.

В сцене спальни, в самом сердце пьесы, мы видим обращение Гамлета к совести и Провидению. Когда он возвращается из поездки в Англию, он уже новый человек, готовый доверить свою жизнь и смерть Провидению, которое он видит в своей жизни, готовый быть судимым и направляемым совестью, готовый раскаяться и исправиться ради несправедливость, которую он причинил Лаэрту в могиле Офелии. Он больше не полон ярости, и ему не нужно быть в ярости, чтобы действовать. Он трезво рассудит, что его право и обязанность заключаются в попытке бросить вызов королю; он готов действовать, хотя и боится; он верит, что Провидение предоставит подходящую возможность.

В финальной роковой дуэли (V.2) Гамлет показывает свой истинный характер. Он приносит трогательные извинения Лаэрту, которые утоляют ярость «Природы, Чьи мотивы в данном случае должны больше всего побудить меня к моей мести». Гамлет так трогает лучшего ангела натуры Лаэрта, что пробуждает его совесть, что чуть не мешает ему довести дуэль до конца. Отравленный собственным клинком, он признает свою смерть справедливой, защищает Гамлетом убийство короля и умирает, прося прощения:

Обменяйся со мной прощением, Благородный _Гамлет; Смерть моя и моего Отца не придет на тебя, Ни твоя на меня.

Гамлет с готовностью отвечает: «Небеса избавляют тебя от этого, я иду за тобой».

Трагедия Гамлета не типичная трагедия Гамлета. С самого начала он страдает от испытания, которое сотрясает всю его, казалось бы, счастливую жизнь. Ткань естественной любви, питавшая его жизнь, была разорвана в клочья. Без этого естественного контекста он чувствует в себе, если он вообще может чувствовать, только низменную, гневливую часть природы, которая делает требования христианской совести внешними указами, навязанными вечным запугиванием. И все же другая сторона природы, естественная жалость, возникающая из любви, скрыта даже в преданном Призраке. Призрак, к его собственному удивлению, переполняется им и пробуждает его в Гамлете, уча его надеяться, что в сердце его матери есть «более чистая часть», до которой можно добраться по благодати. Таким образом, Гамлет начинает свое восхождение от демонического манипулирования совестью к принятию христианской совести как руководства к справедливым действиям. Возможно, его отец, наконец, тоже сможет отпустить; его больше не видно на земле.

По-настоящему трагической фигурой в пьесе является Клавдий. Доведенный гамлетовской мышеловкой до раскаяния, он не в силах сам смягчить свое сердце и отпустить свои неправедные приобретения. Вместо этого, подобно Макбету, он утверждает себя во зле, развращает Лаэрта и становится орудием смерти для своей королевы, Лаэрта, Гамлета и даже самого себя. Мало сомнений в том, что его душа заканчивается «такой же проклятой и черной, как ад, куда она попадает». Если бы он не повел Лаэрта на предательство, на отравление клинка, Гамлет дожил бы до того, чтобы рассказать свою собственную историю. Но это не было провидением, оставившим Гамлета. Скорее, это позволило ему справедливо пострадать за свою роль в трагедии. Ибо когда Клавдий закричал: «Помогите, ангелы!», Гамлет явился не как ангел милосердия, а как ангел осуждения. Что могло бы случиться, если бы Гамлет явился в этот момент Клавдию и обвинил бы его, как позже обвинил свою мать? Могло бы это расплавить эти «стальные струны»? Мы никогда не узнаем.

1 В эссе под названием «Дело Гамлета Младшего», Этюды Шекспира , 1895.

2 N.B. Издание Folio опускает его второй длинный монолог по этому вопросу, спровоцированный нападением Фортинбраса на Польшу (IV.4).

3 См. Sr. Miriam Joseph’s, Шекспир и искусство риторики .

4 Несомненно, Аристотель подумал бы здесь об Ахиллесе.

5Или «бесчестный бродяга», как сказал бы Ахиллес (Илиада 9.648).

6 Св. Фома Аквинский принимает это определение гнева – 1-2.48.2. Он также считает, что гнев со стороны субъекта является самой естественной из страстей — 1—2,46,5.

7Духовный ужас этой сцены настолько силен, что викторианские зрители не выдержали бы ее исполнения.

8 Гамлет говорит, что их смерть «не близка моей совести». Макдональд дает хорошее объяснение рассуждения Гамлета.

9 Противник Книги Иова, чьей противоположностью является Утешитель, Заступник, обещанный нашим Господом.

Нравится:

Нравится Загрузка.

Добавить комментарий