Наглядно образное мышление активно используется: Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления: психология, примеры

Содержание

Развитие мышления человека | Упражнения на развития мышления

Содержание статьи

Высшей ступенью познания у человека считается мышление. Развитие мышления это психический процесс создания очевидных, не требующих доказательств закономерностей окружающего мира. Это мыслительная деятельность, у которой есть цель, мотив, действия (операции) и результат.

Развитие мышления

Ученые предлагают несколько вариантов определения мышления:

  1. Наивысший этап усвоения и переработки человеком информации, установление причинно-следственных связей между объектами действительности.
  2. Процесс отображения явных свойств объектов и, как следствие, создание представления об окружающей реальности.
  3. Это процесс познания реальности, в основе которого лежат полученные знания, постоянное пополнение багажа представлений и понятий.

Мышление изучают несколько дисциплин. Законы и виды мышления рассматривает логика, психофизиологическую составляющую процесса – физиология и психология.

Мышление развивается в течение всей жизни человека, начиная с младенчества. Это последовательный процесс отображения реалий действительности в человеческом мозге.

Виды мышления человека

Чаще всего психологи разделяют мышление по содержанию:

  • наглядно-образное мышление;
  • абстрактное (словесно-логическое) мышление;
  • наглядно-действенное мышление.

Наглядно-образное мышление

Наглядно-образное мышление подразумевает зрительное решение проблемы, не прибегая к практическим действиям. За развитие этого вида отвечает правое полушарие мозга.

Многие считают, что наглядно-образное мышление и воображение – одно и то же. Вы заблуждаетесь.

В основе мышления лежит реальный процесс, предмет или действие. Воображение же включает в себя создание выдуманного, нереального образа, того чего нет в действительности.

Развито у художников, скульпторов, модельеров – людей творческой профессии. Они преобразовывают реальность в образ, и с его помощью у стандартных предметов выделяются новые свойства, устанавливают нестандартные сочетания вещей.

Упражнения на развитие наглядно-образного мышления:

Вопрос-ответ

Если заглавную букву N из английского алфавита перевернуть на 90 градусов, какая в результате получится буква?
Форма ушей у немецкой овчарки?
Количество комнат в жилой комнате вашего дома?

Создание образов

Создайте образ последнего семейного ужина. Мысленно нарисуйте событие и ответьте на вопросы:

  1. Сколько членов семьи присутствовало, кто в чем был одет?
  2. Какие блюда подавались?
  3. О чем была беседа?
  4. Представьте вашу тарелку, где лежали ваши руки, лицо рядом сидящего родственника. Ощутите вкус блюд, которые вы ели.
  5. Представленная картинка была черно-белой или цветной?
  6. Опишите зрительный образ помещения.

Описание предметов

Опишите каждый из представленных предметов:

  1. зубная щетка;
  2. сосновый лес;
  3. закат;
  4. ваша спальня;
  5. капли утренней росы;
  6. парящий в небе орел.

Воображение

Вообразите Красоту, Богатство, Успех.

Опишите выделенный образ при помощи двух существительных, трех прилагательных и глаголов, одного наречия.

Воспоминания

Представьте людей, с которыми вы сегодня (или когда-нибудь) общались.

Как они выглядели, в чем были одеты? Опишите их внешность (цвет глаз, волос, рост и телосложение).

Словесно-логический тип мышления (Абстрактное мышление)

Человек видит картину в целом, выделяет только значимые качества явления, не замечая несущественных деталей, которые лишь дополняют предмет. Такое мышление хорошо развито у физиков, химиков – людей, которые имеют прямое отношение к науке.

Формы абстрактного мышления

У абстрактного мышления выделяют 3 формы:

  • понятие – предметы объединяются по признакам;
  • суждение – утверждение или отрицание какого-либо явления или связи между предметами;
  • умозаключение – выводы на основе нескольких суждений.

Пример абстрактного мышления:

У вас есть футбольный мяч (вы можете даже взять его в руки). Что можно сделать с ним?

Варианты: поиграть в футбол, бросить в кольцо, сесть на него и т.д. – не абстракты. А вот, если представить, что хорошая игра в мяч привлечет внимание тренера, и вы сможете попасть в известную футбольную команду…это уже запредельное, абстрактное мышление.

Упражнения на развитие абстрактного мышления:

«Кто лишний?»

Из ряда слов выберите одно или более слов, которые не подходят по смыслу:

  • осторожный, быстрый, веселый, печальный;
  • индюк, голубь, ворона, утка;
  • Иванов, Андрюша, Сергей, Владимир, Инна;
  • квадрат, указка, окружность, диаметр.
  • тарелка, кастрюля, ложка, стакан, бульон.

Нахождение отличий

Чем отличаются:

  • поезд – самолет;
  • лошадь-овца;
  • дуб-сосна;
  • сказка-стихотворение;
  • натюрморт-портрет.

У каждой пары найдите минимум 3 отличия.

Главное и второстепенное

Из ряда слов выберите одно или два, без которых понятие невозможно, не может существовать в принципе.

  • Игра – игроки, штраф, карты, правила, домино.
  • Война – пушки, самолеты, сражение, солдаты, командование.
  • Юность – любовь, рост, подросток, ссоры, выбор.
  • Сапоги – каблук, подошва, шнурки, застежка, голенище.
  • Сарай – стены, потолок, животные, сено, лошади.
  • Дорога – асфальт, светофор, движение, автомобили, пешеходы.

Прочитайте словосочетания наоборот

  • завтра премьера спектакля;
  • приходи в гости;
  • пойдем в парк;
  • что на обед?

Слова

За 3 минуты напишите как можно больше слов на букву ж (ш, ч, я)

(жук, жаба, журнал, жестокость…).

Придумайте имена

Придумайте по 3 самых необычных мужских и женских имен.

Наглядно-действенное мышление

Подразумевает решение мыслительных задач через преобразование возникшей в реальности ситуации. Это самый первый способ перерабатывать полученную информацию.

Такой вид мышления активно развивается у детей дошкольного возраста. Они начинают объединять различные предметы в единое целое, анализировать и оперировать ими. Развивается в левом полушарии мозга.

У взрослого человека этот вид мышления осуществляется через трансформацию практической пользы у реальных предметов. Наглядно-образное мышление крайне развито у людей, которые занимаются производственным трудом – инженеров, сантехников, хирургов. При виде предмета они понимают, какие действия с ним надо совершать. В народе говорят, что у людей подобных профессий «набита рука».

Наглядно-образное мышление помогало древним цивилизациями, например, измерять землю, ведь во время процесса задействованы и руки, и мозг. Это так называемый ручной интеллект.

Отлично развивает наглядно-действенное мышление игра в шахматы.

Упражнения на развитие наглядно-действенного мышления

  1. Самое простое, но очень эффективное задание на развитие этого вида мышления – это сбор конструкторов. Деталей должно быть как можно больше, не менее 40 штук. Можно использовать наглядную инструкцию.
  2. Не менее полезны для развития такого вида мышления и различные пазлы, головоломки. Чем больше будет деталей, тем лучше.
  3. Составьте из 5 спичек 2 равных треугольника, из 7 – 2 квадрата и 2 треугольника.
  4. Превратите в квадрат, разрезав один раз по прямой линии, круг, ромб и треугольник.
  5. Слепите из пластилина кошку, дом, дерево.
  6. Определите без специальных приборов вес подушки, на которой вы спите, всей надетой на вас одежды, размер комнаты, в которой вы находитесь.

Заключение

У каждого человека должны быть развиты все три типа мышления, но преобладает всегда один вид. Определить это можно еще в детстве, во время наблюдения за поведением ребенка.

Развитие разных видов мышления

 

0 0 votes

Рейтинг статьи


Наглядно действенное мышление: характеристика, формы и особенности

Рейтинг автора

Автор статьи

Смирнова Ольга Леонидовна

Невропатолог, образование: Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова. Стаж работы 20 лет.

Написано статей

94

Человек в своем сознании постоянно создает модель мира, во время чего мозг активен и принимает формы, называемые наглядно-действенным или образным мышлением. Наука дает этому свое объяснение: это основной вид мыслительных процессов человека со времен первобытного общества, особенность которого состоит в том, что оно связано с решением практических задач. Благодаря такому типу мышления человек осознает потребность выполнить какое-либо действие, например, купить продукты или сделать зарядку.

У каждого формируется своя картина (или модель) мира. Благодаря активности клеток головного мозга человек получает знание об окружающем мире и своем существовании. Он совершает практическую деятельность по изменению действительности, используя наглядно-действенное мышление.

Мыслительная способность человека, развиваясь, проходит три этапа, от которых зависит тип мышления:

  1. Наглядно-действенное.
  2. Наглядно-образное.
  3. Словесно-логическое.

Действенное помогает решать необходимые задачи с помощью рук (дотрагиваясь до предмета): взять, перенести, построить, высыпать, разломать и т.д. Особенно важно для младенцев и детей постарше (1-3 года) улучшать мелкую моторику пальцев. Это имеет связь с формированием сознания. Поэтому первый этап в развитии – запустить наглядно-действенное мышление.

Данный тип считается основным и активно применяется малышами. Это движения без участия речи, они совершаются с помощью действий в отношении предметов, находящихся в данный момент в поле зрения малыша.

Тип мышления в разных источниках имеет такие определения: элементарное, базовое, простейшее, низшее. Его признаки заметны даже у животных.

Особенность – тесная связь мыслительных процессов с выполняемыми действиями. Ребенок, многократно играя с одним и тем же предметом, постепенно раскрывает его внутренние характеристики и особенности. Маленький человек развивает навыки, действуя «по образцу». Таким образом, предмет в руках крохи является способом познания окружающего мира.

Понятие наглядно — действенного мышления

К примеру, краткий психологический словарь «Феникс» 1998 года, авторами которого являются Л. А. Карпенко, А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский, дает вот какое определение: наглядно — действенное мышление — это один из видов мышления, характеризующий решение определенной задачи, но это происходит за счет физического изменения некой ситуации, другими словами, за счет реального преобразования. Ярким примером тому служит ребенок. У него наглядно — действенное мышление является первым этапом мышления (развития).

Другую характеристику наглядно — действенного мышления дает словарь практического психолога «Харвест», под издательством С.Ю. Головина 1998 год выпуска: данный вид мышления является особой формой мышления. Мы можем наблюдать как его элементарные свойства, так и более усложненные. Усложненной формой является создание некого внутреннего человеческого пространства, где взаимоотношения между субъектами достаточно схематизированы.

В.М. Гордон давал следующую характеристику наглядно- действенного мышления: его характерной особенностью является решение нестандартной задачи путем наблюдения за реальными объектами. А также их взаимного взаимодействия и различных материальных изменений, основным участником которых является сам субъект. На его взгляд, данный вид мышления это ничто иное, как самая простейшая форма мышления: элементарная форма его проявления.

Все эти определения, данные разными учеными, в чем-то отличаются друг от друга, однако, всех их объединяет одна характерная особенность: принятие решения задачи путем сознательного действия человека.

Наглядно — действенное мышление — мыслительная деятельность человека

Благодаря активизации мозговой активности, человек имеет возможность осознания окружающего мира и осуществления в нем неких действий. В сознании человека идет непрерывный процесс создания определенной модели мира. Стоит отметить, что в процессе этой деятельности головной мозг может принимать несколько форм. Именно они и характеризуются, как наглядно — действенное и образное.

Мыслительная деятельность еще с давних времен берет свое начало с наглядно — действенного мышления. Именно оно отвечает за решение задач практического характера. Например, с помощью него человек понимает что ему необходимо построить дом или приготовить обед.

В целом различают три основных вида:

  • наглядно — образное
  • наглядно — действенное
  • словесно — логическое

Основные этапы формирования

Психологи дают следующее определение наглядно — действенного мышления: это ничто иное, как практическая деятельность для изменения окружающей нас действительности, осуществление которой происходит благодаря взаимодействию объектов с реальными предметами.

Интересный факт: наглядно — действенное мышление — основной вид деятельности младенцев. Это видно с самого рождения, и так продолжается до трех лет. Далее ребенок совершает с предметами определенные действия и постепенно учится мыслить. Ребенок исследует окружающий нас мир осязательно, то есть все трогая. Конечно, без казусов не обходится: они ломают игрушки, но именно это и есть первый шаг к деятельности исследовательского характера и осознанию действительности, которая нас окружает.

Основной особенностью детского мыслительного процесса является тот факт, что ребенок для решения любой, даже самой примитивной проблемы, начинает переходить к активным действиям. Чего не скажешь о взрослом человеке. Он пропускает суть проблемы через собственное сознание. Примеров такого поведения множество. Вот один из них: ребенку необходимо достать тот или иной предмет, но дотянуться до него нереально, так как предмет расположен на самой высокой поле шкафа. Малыш в возрасте 2-3 лет воспользуется стулом.

В более старшем возрасте, примерно в 5 лет, приходит способность формирования в своем сознании предварительной картины и анализа результата своих действий. То есть ребенок 5-6 лет задумается: «А не упадет ли он?» Таким образом, формируется другой вид мышления: образное.

Методики диагностики и изучения

Характеристика уровней, начиная с предметного восприятия


Первые впечатления об окружающем мире ребенок получает после рождения. Постепенно его мировосприятие пополняется новыми ощущениями, образами (больше о том, что такое образное мышление, зачем оно нужно, читайте тут, а из этой статьи вы узнаете для чего нужно улучшать подобный образ мыслей у взрослых и детей). Мышление маленького человека складывается из понятия свойств предмета, сопоставления данных, поиска различий, получения новых ощущений. В этом ему помогают родители, делясь своими знаниями, обучая и воспитывая.
С возможностью самостоятельно передвигаться малыш расширяет свои возможности в исследовании мира, пополняя его новыми образами. Весь запас сведений ребенок анализирует, систематизирует, составляя свою картину мира.

Ближе к году малыш с помощью практических действий, методом проб и ошибок, получает новую информацию, узнает свойства предметов. С года до двух – сочетает и оперирует объектами. Вместе с тем:

  • учится понимать речь;
  • развивает память;
  • слуховое и зрительное восприятие.

К 3 годам малыш:

  • значительно увеличивает объем памяти;
  • улучшает речь;
  • учится решать практические задачи с помощью полученной информации.

Проявление патологических вариантов и их коррекция

Внимание. У детей с умственными отклонениями сенсомоторное мышление характеризуется отставанием. У них не срабатывает навык обобщения своего опыта в действиях с повседневными предметами. Без помощи взрослого они не способны провести анализ и отбросить ошибочные варианты, тем самым не способны достичь цели.

У «особых» детей не возникает потребность связать действие с речью, что свидетельствует о том, что их манипуляции не осознаны. Это особенность развития олигофренов, аутистов. Своевременная коррекция данных патологий дает хорошие результаты.

У взрослых серьезные нарушения могут проявляться в откате до наглядно-действенного периода мышления. Характеризуются навязчивыми повторяющимися движениями, манипуляциями предметами. Проявляется у шизофреников и кататоников.

Примеры практических методов диагностики: как возможно с помощью кубиков и иными способами?


С помощью диагностики специалисты способны определить сохранность интеллекта ребенка. Некоторые методики это:

  1. «Сложение пирамидки». Проверяющий показывает ребенку пирамидку и просит ее разобрать, затем собрать, учитываю величину колец. Если испытуемый не разбирает ее, экспериментатор показывает, как это делать и просит ребенка повторить его действия. Если малыш делает неправильно, его не останавливают, объясняют ошибки и просят переделать. Вместо пирамидки можно выстраивать башни из кубиков, объекты из конструктора.
  2. Доска Сегена» – это доска с выемками под разные фигуры. Сложность зависит от возраста испытуемого. Детям постарше предлагают доски, где вкладыши состоят из нескольких частей. Психолог показывает ребенку собранную доску, затем высыпает содержимое и предлагает собрать.
  3. «Достань тележку» — на стол устанавливают тележку с кольцом, через которое продевают веревку. Задача ребенка — подтянуть тележку к себе, сложив оба конца веревки. Взрослые не показывают, как делать правильно. Если веревка соскальзывает, ее поправляют вне зоны видимости проверяемого. Подходит детям от 4-5 лет.

Подобных методов исследования довольно много. Каждый психолог сам подбирает наиболее ему близкий и информативный способ диагностики.

Формирование мышления в детском возрасте

Давайте разберемся: как же происходит формирование мышления у детей? Конечно же, благодаря играм и общению со взрослыми людьми. Мыслительный процесс малыша проходит следующие этапы:

  • Действенное. Оно характеризуется решением простых задач благодаря манипулированию предметами. То есть благодаря своим ручкам ребенок развивает свою мелкую моторику и, следовательно, само мышление.
  • Образное. Особенностью этого мышления является более сложный процесс: ребенок учится создавать в своем воображении последствия сделанных действий. Этот вид мыслительной деятельности — один из самых значимых, так как играет огромную роль при обучении ребенка ( в школе, в институте и т. д.)
  • Словесно — логическое. Это высшая форма мыслительного процесса. Здесь ребенок учится не просто мыслить, а мыслить определенными понятиями. Они выражаются при помощи слов. Для малыша слово — это конкретная ассоциация уже с ранее знакомым объектом. То есть под словом «собака» ребенок понимает какую-то определенную собаку, по истечении времени у ребенка появляется умение обобщать предметы.

Очень важно уже с самого раннего возраста развивать в ребенке мыслительную деятельность. Есть рекомендации для разных возрастов, которых следует придерживаться:

  • До годика ребенка нужно научить играть используя веревки. Например, чтобы достать игрушку, которая находится в поле его зрения, необходимо просто потянуть за веревку, которую заранее следует привязать. Таким образом, ребенок учится не сразу хватать предмет, а доставать ее с помощью другого приспособления.
  • Как только ребенок начнет вставать и начнет выбрасывать все игрушки из кроватки, можно поступить следующим образом: привязать все игрушки веревками за бортик кроватки. Малыш поймет, что выбрасывая их, они не падают. Ему будет забавно и познавательно тянуть за веревки, тем самым возвращая игрушки в кроватку.
  • С возраста когда малыш приспособится сидеть, можно попробовать поиграть с ним в такую игру: кладете неподалеку от него интересные игрушки и привязываете к каждой из них ленту. Даете все концы лент ему в руки, он по желанию будет тянуть ту ленту, которая привязана к понравившейся игрушке.

Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: наглядно — действенное мышление — носит практический характер.

Для полноценного развития ребенка, в ваших интересах придумывать разнообразные игры, благодаря которым ребенок научится использовать посторонний предмет для получения цели.

Игры и упражнения для развития образного и логического мышления

  • «На что похоже?». Покажите ребенку картинку, на которой изображена причудливая клякса. Пусть малыш придумает как можно больше оригинальных ассоциаций к ней.
  • «Четвертый лишний». Предложите малышу рассмотреть 4 картинки, три из которых можно объединить по какому-либо признаку. Ребенок должен понять, какая картинка «лишняя» и объяснить, почему он так считает.
  • «Назови одним словом». Эта игра заключается в том, что взрослый предлагает малышу набор слов или изображений, которые могут быть объединены в понятие. Задача ребенка – назвать предметы одним словом (например, синица, соловей, дятел, ворона, ястреб – птицы; малина, крыжовник, клубника, арбуз – ягоды).
  • «Разложи по группам». Взрослый выкладывает на стол заранее подготовленные предметы или их изображения и перемешивает их. Дошкольник должен разложить их на группы по какому-либо признаку.
  • «Сложи картинку». Эта дидактическая игра является аналогией паззлов. Задача ребенка – из нескольких деталей сложить целую картинку.
  • «Судоку». Это популярная во всем мире головоломка в ее упрощенном варианте (2х2, 3х3 или 4х4) подойдет и для дошкольников.
  • «Кто, что ест?». Подберите картинки с изображением животных и их излюбленными лакомствами, перемешайте их, а затем попросите ребенка составить пары (накормить зверей). По аналогии можно поиграть в такие игры, как «Мамы и их малыши», «Кто, где живет?», «Признаки времен года» и так далее.
  • «Продолжи ряд». Нарисуйте длинные бусы и задайте начало последовательности цветов бусинок (например, красная, желтая, синяя, опять красная). Малыш должен раскрасить остальные бусы, соблюдая закономерность.

Чтобы малышу было интересно и весело, постарайтесь каждый раз знакомить ребенка с новыми играми и упражнениями.

  • «Противоположности». В этой игре малышу необходимо придумать слово с противоположным значением. Например, Вы называете слово «большой», а ребенок — «маленький» («веселый» — «грустный», «громкий – тихий», «быстрый» — «медленный» и так далее).
  • «Угадай, о чем речь». Эта игра поможет развить не только мышление, но и внимательность. Опишите один из предметов, находящихся в комнате, а малыш должен догадаться, о чем идет речь. К примеру, хрупкая, стеклянная, красивая – ваза.

О других полезных играх и упражнениях смотрите на видео:

Также для развития мышления дошкольников подходят настольные игры (шашки, шахматы, игры-стратегии), лабиринты и головоломки. Такие игры позволяют малышам научиться принимать решения, продумывать ходы, оценивать возможные риски. Ролевые игры, общение со сверстниками, чтение и обсуждение книг также отлично развивают творческое мышление.

Роль мышления во взрослом возрасте

Многие считают, что во взрослом возрасте наглядно — действенное мышление становится неактуальным. Однако, это не так. Взрослый человек, сам не замечая того, активно использует форму мозговой деятельности.

Яркими примерами тому служат более сложные процессы в мозге человека: способность разбираться с принципами работы новейшего оборудования, умение придумывать интересный интерьер помещения. То есть все то, что предполагает некий результат работы. Оно особо ярко проявляется в следующих сферах деятельности: инженерия, механика, разнообразные ремонтные и строительные работы.

Использование изобразительного искусства для развития навыков творческого мышления

Перейти к содержимому

Предыдущий Следующий

  • Посмотреть увеличенное изображение

«Рисунок — это трехсторонняя связь между веществом, поверхностью и телом. Он активизирует отношения между глазом и рукой, рукой и инструментом, телом и поверхностью рисования. Элементы самого рисунка, следы рисунка на пустой странице и между глазом художника и тем, что лежит за пределами того, к чему художник может прикоснуться». Эми Силлман

« Я не креативен » — « Я не умею рисовать !» — это самая частая реакция, с которой я сталкиваюсь, когда люди узнают, что я работаю художником. К сожалению, основное внимание в художественном производстве, по-видимому, сосредоточено на «красивом результате», способности нарисовать или написать потрясающую картину. Вы либо хороши, либо нет, а если нет, то зачем продолжать?

Это заблуждение приводит к тому, что в большинстве случаев упускается из виду огромная польза занятий изобразительным искусством для вашего эмоционального здоровья, развития навыков творческого мышления и искусства как инструмента для укрепления психологической устойчивости.

Как знакомство с искусством, так и само создание изобразительного искусства могут оказать значительное влияние на развитие молодого человека. На самом деле, вашему мозгу будет полезно заниматься искусством на любом этапе вашей жизни, и вам не нужно ни быть хорошим художником, ни много знать об искусстве, чтобы пожинать плоды этого знакомства.

«Творчество требует мужества, чтобы отказаться от уверенности» – Эрих Фромм

Креативность требует сильной веры в себя, способности выстоять, несмотря на неудачи и неудачи, это следование идее, интуиции, это требует неутомимого любопытства. Продолжать, несмотря на то, что могут сказать другие люди или что могут сказать ваши сверстники. Речь идет о том, чтобы видеть информацию в другом свете, объединять несвязанные элементы, замечать закономерности, несоответствия, использовать повседневный опыт, вдохновляться чем угодно и всем, а также о необходимости пробовать что-то по-другому снова и снова.

Хотя у вас может быть конечная цель, творческий путь не будет линейным и не всегда может быть спланирован от начала до конца. Нет одного правильного ответа, скорее открытый ответ на открытую проблему. Быть творческим означает много ошибаться, неудача действительно не является плохим исходом, неудача заставляет вас смотреть на все части в новом свете, она требует, чтобы вы смотрели на них по-другому, вам нужно найти новый способ решения ваших ответов и позирования ваши вопросы.

В соответствии с простой для понимания универсальной системой выставления оценок и оценок в большинстве школ детей учат решать проблемы особым образом, включая необходимость выполнения определенных шагов и получение одного правильного ответа.

Как объясняет доктор Зорана Ивчевич Прингл, научный сотрудник Йельского центра эмоционального интеллекта: « Если задача ставит вопрос с определенным набором шагов, необходимых для ответа на него, нет места для творчества. »

Еще одним камнем преткновения в приобретении навыков творческого мышления является «креативное умерщвление» — термин, используемый психологом Роном Бегетто, описывающий нежелание или категорический отказ участвовать в какой-либо творческой работе после получения негативных отзывов о своей работе и отсутствие способность справляться с возникающими негативными эмоциями. Обычно это происходит с детьми в очень раннем возрасте, когда им труднее регулировать свои эмоции, и они еще не обладают необходимой устойчивостью, чтобы справиться с этим негативным опытом.

По моему мнению, молодой человек, рано разуверившийся в своих творческих способностях, скорее всего, воздержится от использования искусства как средства приобретения навыков творческого мышления. В результате у них может быть меньше шансов исследовать свои собственные идеи в других областях, не связанных с искусством, поскольку их мотивация к изучению творческого мышления не поощряется в раннем возрасте.

Есть люди, которые с самого начала обладают высокотворческим умом, талантом или врожденной креативностью, что заставляет их познавать мир по-другому, более творчески. Творчество — это часть того, кто они есть, их сущность. Исследования, изучающие связь между вниманием и творчеством, выявили, что по-настоящему творческие люди, по-видимому, обладают «рассеянным или негерметичным вниманием», что выражается в том, что они испытывают большие трудности с фильтрацией внешних сенсорных стимулов при выполнении когнитивных задач. Напротив, люди с более низким творческим талантом способны блокировать отвлекающие факторы из своего окружения и полностью сосредоточиться на поставленной задаче.

Хотя «утечка внимания» была бы реальным недостатком в определенных экзаменационных ситуациях, она, тем не менее, приводит к тому, что творческие люди могут замечать больше в своем окружении и делают это на постоянной основе. Они будут замечать вещи, которые большинство людей упускают из виду; следовательно, у творческого разума есть больше информации для игры и, кроме того, способность создавать новые и необычные связи между различными, казалось бы, несвязанными фрагментами информации.

Творческий мозг способен лучше регулировать мысли и поведение во время выполнения творческой задачи, погружаясь в состояние потока и отключая все отвлекающие факторы. Психолог Михай Чиксентмихайи описал поток как «

полностью вовлечен в деятельность ради самой себя. Эго отпадает. Время летит. Каждое действие, движение и мысль неизбежно вытекают из предыдущего, как игра джаза. Все ваше существо вовлечено, и вы используете свои навыки на пределе возможностей. »

Кроме того, креативщики, как правило, лучше подготовлены к управлению своими эмоциями, особенно в отношении негативных отзывов, и могут просто продолжать свое видение. У них более высокий уровень устойчивости при столкновении с препятствиями; эти препятствия часто заставляют их быть еще более творческими.

Что происходит в вашем мозгу, когда вы рисуете?

В ходе исследования, проведенного с целью выяснить, может ли рисование повысить пластичность мозга, и с помощью фМРТ (функциональной магнитно-резонансной томографии) выяснить, что происходит в мозге, доктор Лора Ликова работала с группой слепых от рождения людей, которые их научили исследовать тактильные образы выпуклой линии с помощью пальцев, а в течение недели они учились рисовать по памяти.

У слепых от рождения людей не наблюдается никакой активации зрительной области мозга, однако те участники, которые научились рисовать по памяти, показали

«резкое усиление активации, очень специфичное для первичной зрительной коры или того, что могло бы быть первичной зрительной корой у этих слепых от рождения субъектов. » В исследовании доктора Ликовой показано довольно замечательное и быстрое средство нейронной пластичности с помощью рисования.

В другом исследовании исследователи хотели выяснить, будут ли восприятие искусства и активное производство искусства по-разному влиять на мозг. Неврологи Энн Больверк и Кристиан Майхофер заметили, что группа, участвовавшая в изобразительном искусстве, показала большую психологическую устойчивость и более высокий уровень функциональной мозговой связи, чем когорта ценителей искусства.

Исследование выявило более сильные связи областей мозга и вовлечение областей мозга, которые активируются во время самоанализа; использование когнитивных стратегий для уменьшения негативных эмоциональных переживаний; регулирование эмоций; большее самосознание; и улучшенная обработка памяти. Было отмечено, что функциональная связность большинства этих областей жизненно важна для здоровой устойчивости.

Хотя в этой области необходимо провести дополнительные исследования, неврологи объясняют это явление тем, что «

производство изобразительного искусства включает в себя нечто большее, чем просто описанные когнитивные и моторные процессы. Создание визуального искусства — это личностный интегративный опыт, опыт «потока», в котором участник полностью раскрывается в творческой деятельности. »

Эта интригующая связь между эмоциональными и творческими способностями побудила исследователей из Йельского университета изучить эту особенность развития детей. Курс, который проводился в течение шести занятий с детьми из выбранных начальных школ в Сантандере, Испания, показал значительное улучшение творческого поведения, улучшенные навыки поиска проблем и генерации идей. Интересно, что последующее наблюдение два месяца спустя показало, что эти положительные эффекты начали уменьшаться, что указывает на необходимость непрерывного вмешательства, основанного на искусстве, для достижения более длительных результатов.

Учащиеся, набравшие более высокие баллы в тесте творческого мышления Торранса TTCT, с большей вероятностью были знакомы с искусством и художественным образованием. Как правило, они более склонны к большему риску, имеют более выраженное воображение, демонстрируют более высокий уровень творчества и им легче заниматься совместным обучением и самовыражением.

Тем не менее, не следует недооценивать любовь к изобразительному искусству. Различные исследования показали, что просмотр картин приводит к активации ряда областей мозга и, в частности, областей мозга, которые связаны со «зрением, удовольствием, памятью, узнаванием и эмоциями». », а также области, которые связаны с «обработкой новой информации, чтобы придать ей смысл».

Нейробиолог Семир Зеки просканировал активность мозга людей, рассматривающих произведения искусства, и смог обнаружить выброс дофамина, химического нейротрансмиттера, который играет роль в том, как мы испытываем удовольствие. Глядя на искусство, создается ощущение, похожее на влюбленность или взгляд на любимого человека.

Восприятие искусства — это очень эстетический опыт, который стимулирует области мозга, в основном связанные со зрительно-пространственным исследованием и вниманием. Просмотр произведений искусства активирует ваши зеркальные нейроны; клетки мозга, реагирующие на наблюдение за выполняемым действием. Это может привести к тому, что называется «воплощенным познанием» — одной из причин, по которой вы втягиваетесь в картину — возможно, заставляя вас чувствовать себя на плаву, как ангелы Боттичелли в «Рождении Венеры», или почти чувствовать, как брызги краски падают на холст, стоящий впереди. Поллока.

Кроме того, было доказано, что посещение музеев и художественных галерей снижает уровень стресса, улучшает память, а также вызывает и укрепляет вашу эмпатию. Исследование, проведенное Вестминстерским университетом, показало, что участники исследования, которые посетили художественную галерею во время обеденного перерыва, сообщили о снижении уровня стресса. Это наблюдение может быть подтверждено выводами о том, что уровень кортизола у участников снизился после 35-минутного посещения галереи. . Посещение художественной галереи может помочь восстановиться после умственного истощения так же, как времяпрепровождение на природе.

В 2017 году исследование, проведенное на дошкольниках, показало, что уровень кортизола и, следовательно, стресс снижались, если детям давали возможность участвовать в уроках музыки, танцев и изобразительного искусства.

Исследование, проведенное Арканзасским университетом, показало, что дети, которые посещали галереи и смотрели произведения искусства, улучшили свои навыки критического мышления и стали более восприимчивыми к истории. Просмотр произведений искусства помог им понять, какой была бы жизнь людей, живших в другое время и в другом месте. Этот опыт способствует общей открытости разнообразию, различным способам жизни, мышления и переживания мира. Дети также продемонстрировали гораздо более высокий уровень толерантности, а также повышенную оценку, интерес и понимание искусства и культуры. В мире, где эмоциональный интеллект все больше понимается как необходимый для счастья и самореализации, изобразительное искусство может играть фундаментальную роль в поддержке людей всех возрастов.

Участие в изобразительном искусстве должно играть важную роль в обучении каждого ребенка. Свободно экспериментируя с различными материалами, одновременно выражая свои эмоции и идеи, этот опыт поможет сформировать важные связи в развивающемся мозгу ребенка. Как указано в этой статье, искусство представляет собой идеальное средство для привлечения молодых людей к творчеству. Для них станет естественным подходить к проблеме с более чем одной точки зрения и знать, что может быть несколько ответов на конкретную проблему или вопрос. Они смогут применить непредвзятость, а не только работать с прошлым опытом. Комбинированный опыт создания произведений искусства и оценки искусства максимизирует эффект, который искусство может оказать на молодого человека, будь то развитие мозга; психическое благополучие; переживание потока; укрепление навыков творческого мышления; научиться психологической устойчивости или стать более чутким, терпимым и непредубежденным мыслителем.


Советы по поддержке детей в искусстве см. в памятке PA414 Supporting High Learning Potential in Art and Design и в блоге Art: Adding Extra Color to the High Potential Learner’s World

 

 


Ссылки

Болверк А., Дорфлер А., Ланг Ф. Р., Мак-Эндрик Дж., Майхофнер К. (2014). Как искусство меняет ваш мозг: дифференциальное влияние производства изобразительного искусства и оценки когнитивного искусства на функциональную связь мозга. ПЛОС ОДИН. https://journals.plos.org/plosone/article?id=10.1371/journal.pone.0101035

Боуэн, Д. Х., Грин, Джей П., Кисида, Б. (2014). Воспитательное значение экскурсий. Образование Next ,14 (1). https://www.educationnext.org/the-educational-value-of-field-trips/

Крафт А., Кремин Т., Бернард П., Чаппелл К. (2007). Развитие творческого обучения через размышление о возможностях с детьми в возрасте  3–7 лет. В: Craft, A., Cremin, T., Burnard, P. (Eds.), Творческое обучение 3-11 и как мы его документируем . Трентам.

Клоу, А. (2006). Нормализация уровня кортизола в слюне и самооценка стресса после краткого обеденного посещения художественной галереи работниками лондонского Сити. Journal of Holistic Healthcare 3. https://www.researchgate. net/publication/252281628_Normalisation_of_salivary_cortisol_levels_and_self-report_stress_by_a_brief_lunchtime_visit_to_an_art_gallery_by_London_City_workers

Ebert, М., Хоффманн, Дж. Д., Ивчевич, З., Фан, К., Брэкетт, М. А. (2015). Обучение эмоциям и творческим способностям через искусство. Мастерская для детей. Международный журнал творчества и решения проблем , 25 (2), 23-35.

Развитие творчества: T Воспитатель дошкольного образования. (н.д.). [Онлайн-урок] в школе виртуальной лаборатории. https://www.virtuallabschool.org/preschool/creative/lesson-4

Гейрланд, Дж. (1996). Плывите по течению. Wired Magazine ,4(09). https://www.wired.com/1996/09/czik/

Хофманн, Дж., Ивчевич, З., Малиаккал, Н. (2020). Эмоции, творчество и искусство: оценка курса для детей». Эмпирические исследования искусств. Журналы мудреца. https://doi.org/10.1177/0276237420907864

Ивчевич Прингл, З. (3 апреля 2020 г.). Творчество дома во время пандемии. Доктор Зорана Ивчевич Прингл . https://www.zoranaivcevicpringle.com/post/creativity-at-home-in-the-times-of-pandemic

Ивчевич Прингл, З. (3 апреля 2020 г.). Управляйте эмоциями, чтобы внедрять инновации. Доктор Зорана Ивчевич Прингл .https://www.zoranaivcevicpringle.com/post/manage-emotions-to-innovate

Ивчевич Прингл, З. (3 апреля 2020 г.). Наращивание творческой мускулатуры. Доктор Зорана Ивчевич Прингл .https://www.zoranaivcevicpringle.com/post/building-your-creative-muscle

Ивчевич Прингл, З. (3 апреля 2020 г.). Как творчества. Доктор Зорана Ивчевич Прингл . https://www.zoranaivcevicpringle.com/post/the-how-of-creativity

McDonald, H. (2019, 15 февраля). Когнитивный уравновешивающий акт творчества. Психология сегодня . https://www.psychologytoday.com/us/blog/time-travelling-apollo/201902/the-cognitive-balancing-act-creativity

Филлипс, Р. (2015, март). Искусство улучшает работу мозга и улучшает самочувствие. https://www.healing-power-of-art.org/art-and-the-brain/

Сков М., Вартанян О. (2014). Нейронные корреляты просмотра картин: данные количественного метаанализа данных функциональной магнитно-резонансной томографии. Мозг и познание , 87, 52-56.

Польза искусства для памяти и творчества (2018, 17 апреля). Бесценный . https://www.invaluable.com/blog/benefits-of-art/

Zambon, K. (2013, 12 ноября). Как занятия искусством влияют на человеческий мозг. Американская ассоциация развития науки . https://www.aaas.org/news/how-engaging-art-affects-human-brain

Zeidel, DW (2014). Творчество, мозг и искусство: биологические и неврологические аспекты. Frontiers in Human Neuroscience , 8(389). https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4041074/


Об авторе: Нина Вангероу — художник, педагог и создатель онлайн-контента со степенью магистра древней истории. Преподавая уроки искусства и ремесел, Нина проявила особый интерес к взаимосвязи между искусством, творчеством и психическим благополучием. Будучи матерью подростка с высоким потенциалом обучения, она является членом и волонтером Potential Plus UK с 2012 года.

 

Последние записи в блоге

  • 55 книг за 55 лет 20 апреля 2023 г.
  • Что такое Мастер навыков? 20 апреля 2023 г.
  • Поддержка когнитивного развития вашего ребенка 23 марта 2023 г.

Категории блога

Категории блогаВыберите категориюВыше и дальшеПослы и попечителиНаградыЗадачи   КонкурсыКак справиться с Covid ClassroomДвойная или множественная исключительностьСобытияСемейные историиФокус на потенциалеИз архиваСбор средствВысокий потенциал обученияHLP ParentingInspiring FiguresПоследние новостиУчебная деятельностьЯ diaMember Viewpoints   The HLP Diaries – FictionPotential Plus UK DiarySchoolsSkills BuilderСпонсируемый постSTEMvPlus FestivalБлагополучиеМолодые репортеры   Художественная литература   Наблюдения и размышления Отзывы и посещения

Теги блога

деятельности активность стремясь высоко беспокойство большие семейные выходные книги испытание соревнование креативность Домбровский ДМЕ двойная или множественная исключительность образование события вымысел сбор средств одаренный высокий обучающий потенциал домашнее образование вдохновляющий лидерство слушаю математика более способный самый способный воспитывать перевозбуждение поэзия потенциал дошкольное учреждение представление начальный решение проблем чтение школа школы сенсорный строитель навыков оставаться позитивным КОРЕНЬ летнее задание по чтению командная работа vPlus благополучие письмо

Перейти к началу

Визуальное как инструмент мышления: развитие навыков критического мышления учащихся с помощью изображений title={Визуальное как инструмент мышления: развитие у учащихся навыков критического мышления с помощью изображений}, автор={Вероника Гарсия Лазо}, год = {2012} }

  • Вероника Гарсия Лазо
  • Опубликовано в 2012 г.
  • Медицина

Любое использование вами этих документов или изображений должно осуществляться только в исследовательских или частных целях, и вы не можете предоставлять их другим лицам. Авторы контролируют авторские права на свои диссертации. Вы признаете право автора быть идентифицированным как автор этого тезиса, и должное признание будет сделано автору, где это уместно. Вы получите разрешение автора перед публикацией любого материала из его диссертации.

researchspace.auckland.ac.nz

Изучение образов учеников-учителей

  • Аннели Ниикко
  • Образование

  • 2020

начало обучения воспитателей детских садов в 1992 г., 2008, 2013 и 2017.…

Изобразительное искусство как инструмент мышления

  • С. Уилкс
  • Образование

  • 2005
Стратегии и собранные ресурсы, которые, наряду с искусством, могут быть использованы для вовлечения учащихся. и развивать свои аналитические, концептуальные и перцептивные навыки и понимание.

Изучение педагогики изобразительного искусства, поддерживающей критическое и творческое мышление

  • Фрэнсис Альтер
  • Образование

  • 2011

отличная платформа для активного вовлечения учащихся в критическое и творческое мышление — оба когнитивных навыка более высокого порядка. Эта статья…

Современное искусство и роль интерпретации: размышления о Летнем институте учителей Тейт Модерн

  • Хелен Чарман, М. Росс
  • Образование

  • 2006

Недавние исследования показывают, что в учебных программах по искусству и дизайну в средних школах мало внимания уделяется осмыслению изобразительного искусства. В этой статье исследуются возможности для…

Размышления о потенциале визуальной культуры: контекст Южной Австралии

  • Ян Гамильтон
  • Искусство формирование образования в области изобразительного искусства от нынешнего учителя -центрический подход к тому, который возглавляется студентами. Эти размышления являются результатом обзора…

    Значение и идентичность: визуальная перформативная педагогика для социокультурного обучения социокультурное исследование в образовании изобразительного искусства как критическое и выразительное материальная практика. Модель визуальной перформативной педагогики и коммуникативного…

    Искусство и созидание разума

    • Э. Эйснер
    • Искусство

    • 2002

    Хотя часто считается, что искусство ближе к краю образования, чем к его ядру, на удивление, оно является критически важным средством для развития сложных и тонких аспектов ума,…

    Обучение визуальной культуре: Учебная программа, эстетика и социальная жизнь искусства

    • К. Фридман
    • Искусство, образование

    • 2003

    Глобальная культура быстро переходит от текстового общения к насыщению изображениями. Визуальная культура повсюду: на телевидении, в музеях, в журналах, в кинотеатрах, на рекламных щитах, на…

    Семь принципов обучения визуальной культуре

    • П. Данкум
    • Искусство

    • 2010

    6 В отличие от предложений Гуде, я предлагаю семь принципов для изучения различных форм образы, взятые из изобразительного искусства или популярная культура, [независимо от того, являются ли они] народными или…

    Практика искусства как исследование: исследование изобразительного искусства

    • Чарльз Р. Гароян
    • Искусство

    • 2006

    Художественная практика как исследование: исследование изобразительного искусства Грэм Салливан (2005). Таузенд-Оукс, Калифорния: Sage Publications. 265 страниц. ISBN 1-4129-0536-2 Отзыв Чарльза Гарояна Штат Пенсильвания…

    Преподавание сейчас с живыми: диалог с учителями, исследующими практику современного искусства

    • Тара Пейдж, Стив Херн, П.

Добавить комментарий