«Психология» («Общая психология»)
Параграф первый. Значение эмоций в жизни человека.
Жизнь современного человека немыслима без эмоций. Для индивида огромную роль играют не только положительные, но и отрицательные эмоции. Жизнедеятельность человека проявляется в их постоянной динамике. Личность ощущает потребность в эмоциональном насыщении. Его стремление к определенным переживаниям своих отношений к себе и к окружающей действительности становится одним из важных факторов, определяющих направленность личности. Эмоции также влияют на познавательные процессы. Они могут способствовать одним процессам и тормозить другие.
Эмоции — это элементарные переживания, которые возникают в процессе удовлетворения потребностей. В переводе с латинского означают «потрясение», «волнение». Высшим уровнем развития эмоций являются чувства. Сильное, доминирующее чувство называется страстью. Например, чувство симпатии может перерасти в любовную страсть. Изменение общего эмоционального фона называется настроением. Оценивая настроение человека, мы можем судить о том, какие эмоциональные состояния он переживает: радость, печаль, гнев, возмущение, страх, отвращение или удивление. Посредством эмоций люди, не знающие языков других народов, отлично понимают друг друга. Они безошибочно воспринимают то, что хочет выразить другой человек.
Известно также, что проявление эмоции характерно и для высших животных. Свидетельством этому является то, что человек, и животные отлично понимают и оценивают эмоциональные состояния друг друга.
Параграф второй. Виды эмоций.
Психологи выделяют большое разнообразие эмоций. Во-первых, эмоции различаются по продолжительности. Выделяют кратковременные эмоциональные состояния и продолжительные устойчивые настроения.
В психологии принято выделять основные виды эмоций. К ним относятся:
Во-первых, радость. Это продолжительная эмоция, которая сопровождает удовлетворение актуальных потребностей.
Во-вторых, горе, страдание. Это отрицательная эмоция, возникающая тогда, когда человек чувствует’ одиночество, жалость по отношению к себе и к другим людям, сопереживание, тоску.
В-третьих, гнев. Эта эмоция возникает тогда, когда человек возмущен, недоволен чем-то. Кровь приливает к лицу, человек выглядит напряженным.
В-четвертых, презрение. Эта эмоция проявляется в желании чувствовать превосходство над другими людьми, в унижении их достоинства. Она проявляется в демонстративном показе своего холодного, презрительного отношения к другому человеку.
В-пятых, страх. Эта эмоция вызывается предчувствием какой-либо опасности. Страх по-разному отражается на человеке. Иногда страх парализует человека, а иногда заставляет его быть собранным, мобилизует все его внутренние силы.
В-шестых, стыд. Эта эмоция проявляется в глубоком переживании человеком из-за какого-либо проступка. Это связано с желанием спрятаться, исчезнуть из поля зрения других людей.
В-седьмых, вина. Эта эмоция сопровождает переживание человеком своей безответственности. Она связана очень тесно с чувством стыда.
В-восьмых, удивление. Оно сопровождается работой всех психических процессов, направленных на объект, вызвавший удивление.
Параграф третий. Эмоциональные качества личности.
К основным эмоциональным качествам личности относятся следующие:
Первое. Это тревожность. В ее основе лежит комплекс таких эмоций как стыд, вина, горе, гнев и так далее. Это свойство человека ощущать беспокойство, страх, тревогу в специфических социальных условиях.
Второе. Это депрессия, которая представляет собой состояние подавленности, упадка сил, неуверенности в себе, душевного беспокойства.
Третье. Это любовь, то есть высшее духовное чувство человека, готовность ко всему ради достижения блага любимого человека.
И последнее качество, это враждебность. Оно принципиально противоположно любви. Это качество соткано из таких эмоций как гнев, презрение, отвращение. Иногда оно может перерасти в глубокую ненависть.
Характер и динамика эмоций определяются как объективными событиями, так и чувствами, из которых они развиваются.
Эмоции могут выражаться в мимике, пантомимике, речи. Они могут быть как положительного, так и отрицательного характера. А иногда эмоции могут быть источниками неврозов и различных заболеваний.
Эмоциональный опыт человека изменяется в процессе жизни, обогащается в процессе общения с другими людьми, при восприятии произведений искусства, средств массовой информации, художественной литературы.
Вопросы для самоконтроля.
Чтобы проверить, насколько хорошо вы усвоили эту тему, ответьте на вопросы.
ЗАДАНИЕ ПЕРВОЕ.
Первый вопрос. Что такое эмоции?
Второй вопрос. Чем отличаются эмоции от чувств?
Третий вопрос. Назовите основные виды эмоций.
Четвертый вопрос. Перечислите основные эмоциональные качества личности.
ЗАДАНИЕ ВТОРОЕ (тест). Выберите правильный ответ. Ответы можете записывать на бумаге.
Первый вопрос. Переживание человеком своего отношения к тому, что он познает и делает, а также отношения к другим людям и самому себе
Ответ А: эмоции или чувства
Ответ Б: настроение
Второй вопрос. Отношение, выражающееся в эмоциях отвращения, страха, ненависти?
Ответ А: безразличное
Ответ Б: положительное
Ответ В: отрицательное
Третий вопрос. Эмоции, повышающие активность, энергию, жизнедеятельность?
Ответ А: положительные, стенические
Ответ Б: отрицательные, астенические
Четвертый вопрос. Эмоции, уменьшающие активность, энергию человека, угнетающие жизнедеятельность?
Ответ А: положительные, стенические
Ответ Б: отрицательные, астенические
Пятый вопрос. Страсть — это …
Ответ А: кратковременная, бурно протекающая эмоциональная реакция, носящая характер эмоционального взрыва
Ответ Б: длительное, устойчивое и глубокое чувство, ставшее характеристикой личности
Шестой вопрос: Чувства, выражающие восхищение прекрасным — это . ..
Ответ А: эстетические чувства
Ответ Б: интеллектуальные чувства
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ!!!
Правильными являются следующие ответы: вопрос первый — А; вопрос второй — В; вопрос третий — А; вопрос четвертый — Б; вопрос пятый — Б; вопрос шестой – А
ЗАДАНИЕ ТРЕТЬЕ. ПОСЛУШАЙТЕ, ЭТО ИНТЕРЕСНО!!!
В психологии существует немало способов формирования положительных эмоций. Так, например, В.М. Бехтеревым был предложен метод либропсихотерапии, который предполагает использование специально подобранных книг, оказывающих существенное воздействие на эмоциональное состояние человека. Книга отвлекает его от дурных предчувствий, негативизма, избавляет от скуки.
Для снятия психического напряжения используют арттерапию. С помощью рисования человек избавляется от стрессов, развивает способность к общению с окружающими. Темы для рисунков можно выбирать по своему усмотрению.
На настроение человека может влиять и цвет. Следует учитывать воздействие цвета на психоэмоциональное состояние человека. Так, например, рациональная окраска помещений, художественное оформление интерьера, залов, одежда различных цветов могут воздействовать как положительно, так и отрицательно. Известно, что красный цвет возбуждает, мобилизирует человека, оранжевый способствует концентрации внимания, синий вызывает тревожность, беспокойство, розовый придает ощущение легкости, счастья.
Учеными доказано, что использование музыки также является важным средством положительного эмоционального воздействия на личность. Музыка стимулирует физиологические процессы организма. Установлено, что существует связь между ритмом движений, органическими потребностями и эмоциональными состояниями человека. При подборе музыкальных произведений необходимо учитывать психологические свойства нервной системы лиц, подвергающихся воздействию музыки.
Вопросы к экзамену по дисциплине «Общая психология» (Эмоции и чувства) (Дневное):
О происхождении и функциях эмоций.
Эмоции, сознание и связь эмоций с когнитивными процессами.
Воздействие эмоций на человека. Эмоции и тело.
Эмоция как основная мотивационная система.
Сложные эмоциональные комплексы в критических жизненных ситуациях.
Возрастные изменения в эмоциональных процессах.
Возрастные и половые особенности эмоциональной сферы личности.
Патология и эмоции.
О происхождении и природе эмоций.
Выражение эмоций у человека и животных (Ч.Дарвин).
Чувства и эмоции (Э.Клапаред).
Психология душевных волнений (В.Вундт).
Что такое эмоция? (У.Джемс).
Душевные движения (Г. Ланге).
Эмоция как процесс защиты (Р. С.Лазарус).
Теория дифференциальных эмоций (К.Е.Изард).
Потребности, мотивы и эмоции (А.Н.Леонтьев).
Информационная теория П.В.Симонова.
Эмоции и деятельность (В.К.Вилюнас).
Эмоции в системе ценностей (Б.И.Додонов).Исследование тревоги (З.Фрейд).
Исследование агрессии (К.Лоренц).
Исследование симпатии и любви (Л.Я.Гозман).
Индивидуальные различия эмоций.
Эмоционально психологические типы (К.Г.Юнг).
Особенности эмоционально-волевой сферы при психопатиях (П.Б.Ганнушкин).
Развитие эмоциональной сферы.
Основные элементы эмоциональных явлений и их изучение.
«Социальные» эмоциональные явления.
Культурные факторы в эмоциональной сфере.
Физиологические методики выявления эмоциональных состояний.
Психологические методики изучения эмоциональных состояний.
Классификация чувств и характеристики эмоциональных отношений.
Контроль выражения своих эмоций и вызов желательных эмоций.
Идентификация эмоций по мимике и пантомимике.
Феномен «эмоционального выгорания».
Регуляция и саморегуляция эмоциональных состояний.
Эмоциональность как интегральное свойство личности.
Роль положительных и отрицательных эмоций.
Вторые вопросы :
2. Какие вы имеете представления о природе эмоций?
3. Назовите основные элементы эмоциональной сферы.
4. Назовите основные направления в изучении эмоций.
5. Что такое базовая эмоция (К.Изард)?
6. Что собой представляет структура эмоциональной сферы?
7. Назовите основные понятия эволюционной теории Ч.Дарвина.
8. В чем суть «Ассоциативной» теории В.Вундта?
9. В чем заключаются особенности психоаналитической теории эмоций?
10. Назовите теории, объясняющие механизмы возникновения эмоций.
11. Что такое эмоциональное реагирование?
12. Виды и компоненты эмоционального реагирования.
13. Теория У.Кеннона — П.Барда.
14. Сосудистая теория выражения эмоций И.Уэйнбаума и ее модификация.
15. Охарактеризуйте виды эмоционального реагирования.
16. Биологическая теория эмоций П.К.Анохина.
17. Фрустрационные теории эмоций.
18. Информационная теория П.В.Симонова.
19. Теория дифференциальных эмоций К.Изарда.
20. Физиологические механизмы эмоциональных реакций.
21. Роль и функции эмоций.
22. Классификация и свойства эмоций.
23. Характеристика различных эмоций: эмоции ожидания и прогноза; коммуникативные эмоции и др.
24. Назовите эмоциональные состояния, возникающие в процессе деятельности.
25. Назовите эмоциональные свойства человека: эмоциональная возбудимость; эмоциональная глубина и др.
26. Понимание эмоций другого человека.
27. Назовите эмоциональные способности человека.
28. Что такое эмоциональный интеллект?
29. Значение управления эмоциями.
30. Общее представление о чувствах.
31. В чем разница понятий «чувства» и «эмоции»?
32. Классификация чувств.
33. Характеристика различных чувств: симпатия, антипатия; привязанность и др.
34. Назовите виды эмоционального поведения в общении.
35. Назовите эмоциональные типы: застенчивые, обидчивые и др.
36. Каковы особенности эмоциональной сферы педагогов?
37. Эмоциональная компетентность, эмоциональный интеллект.
38. Особенности эмоциональной сферы у представителей некоторых профессий.
39. Способы саморегуляции эмоционального состояния.
40. Методы изучения эмоциональной сферы человека.
человеческих эмоций и английских слов: универсальны ли гнев и отвращение? | Заключенные на английском языке: опасности английского языка как языка по умолчанию
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЗаключенные в английском языке: опасности английского языка как языка по умолчаниюАнтропологическая лингвистикаЕвропейские языкиИстория английского языкаСемантикаСоциолингвистикаКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЗаключенные в английском языке: опасности английского языка как языка по умолчаниюАнтропологическая лингвистикаЕвропейские языкиИстория английского языкаСемантикаСоциолингвистикаКнигиЖурналы Введите поисковый запрос
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
Укажите
Вежбицкая, Анна, «Человеческие эмоции и английские слова: универсальны ли гнев и отвращение?», Заключенные на английском языке: опасности английского языка как языка по умолчанию (
New York, 2013; онлайн-издание, Oxford Academic, 23 января 2014 г. ), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199321490.003. 0007, по состоянию на 16 марта 2023 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЗаключенные в английском языке: опасности английского языка как языка по умолчаниюАнтропологическая лингвистикаЕвропейские языкиИстория английского языкаСемантикаСоциолингвистикаКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЗаключенные в английском языке: опасности английского языка как языка по умолчаниюАнтропологическая лингвистикаЕвропейские языкиИстория английского языкаСемантикаСоциолингвистикаКнигиЖурналы Введите поисковый запрос
Advanced Search
Abstract
Пристальный интерес к человеческим эмоциям возник в современной психологии довольно внезапно, в конце XIX в. 60-х и 1970-х годов — и он распространился со скоростью лесного пожара на антропологию, социологию и другие гуманитарные науки. С тех пор эта тема стала предметом интенсивных междисциплинарных дискуссий, которые с полным правом можно назвать «войнами эмоций». В этой главе рассматривается история этих войн. В частности, в нем обсуждается роль, которую акцент на английских словах для эмоций сыграл в теории «базовых эмоций», которая имела тенденцию доминировать в этой области на протяжении десятилетий и во многих отношениях продолжает это делать. Глава, основанная на авторских 1999 в книге «Эмоции в разных языках и культурах» и во многих других связанных публикациях утверждается, что английские термины для обозначения эмоций воплощают в себе определенные интерпретационные схемы, которые не являются неизменными во времени и не являются постоянными в разных культурах; и показывает, как с помощью общечеловеческих понятий можно преодолеть все еще господствующий в психологии эмоций англоцентризм.
Ключевые слова: «базовые эмоции», войны эмоций, Доурик о депрессии, Экман о человеческих эмоциях, Шведер о культурной психологии, «страх» в английском и немецком, «гнев» в английском и немецком, эмоциональные универсалии «базовые эмоции», войны эмоций, Доурик о депрессия, Экман о человеческих эмоциях, Шведер о культурной психологии, «страх» в английском и немецком языках, «гнев» в английском и немецком языках, эмоциональные универсалии
Предмет
Антропологическая лингвистикаСоциолингвистикаСемантикаИстория английского языкаЕвропейские языки
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Покупка
Наши книги можно приобрести по подписке или купить в библиотеках и учреждениях.
Информация о покупке
Сколько эмоций?
Анализ 42 лицевых мышц, отвечающих за выражение эмоций, показывает, сколько существует эмоций.
Сколько существует основных человеческих эмоций?
Ну, это зависит от того, кому ты веришь.
Роберт Плутчик, чьи теории эмоций оказали большое влияние, считал, что существует восемь основных эмоций:
- гнев
- страх
- печаль
- отвращение
- удивление
- предвкушение
- доверие
- радость
Он расположил их в виде колеса, чтобы подчеркнуть идею о том, что эмоции могут смешиваться друг с другом, как цвета, создавая новые эмоции.
В колесе, показанном ниже, самые интенсивные ощущения находятся в середине, а более мягкие эмоции — снаружи.
Шесть основных эмоций
До недавнего времени многие психологи придерживались идеи, что люди испытывают шесть основных эмоций:
- счастье
- печаль
- страх
- отвращение
- гнев
- удивление
Эта теория во многом принадлежит психологу Полу Экману, который придумал схему в 1970-х годах.
Он основан на результатах исследований, которые показали, что в разных культурах эти шесть чувств признаются повсеместно.
Позже, однако, Экман добавил к списку еще много эмоций, включая веселье, трепет, удовлетворение, желание, смущение, боль, облегчение и сочувствие.
Четыре основные человеческие эмоции
Более поздние исследования Университета Глазго поставили под сомнение устоявшееся представление о шести основных эмоциях: гневе, страхе, удивлении, отвращении, радости и печали.
Вместо этого их может быть только четыре.
Чтобы прийти к своим выводам, Jack et al. (2014) изучали, как двигаются мышцы лица при выражении различных эмоций.
Они обнаружили, что страх и удивление имеют общий сигнал — глаза широко открыты — предполагая, что они представляют собой только одну базовую эмоцию, а не две.
Аналогичным образом, при гневе и отвращении они обнаружили, что сначала нос морщится.
Гнев и отвращение могут поэтому составлять только одно основное чувство.
Нет гнева и отвращения?
Ничто из этого не означает, что гнев и отвращение не существуют как отдельные эмоции, конечно, они существуют.
Скорее, это означает, что гнев и отвращение становятся очевидными только после того, как эмоции на лице получили время для развития, даже если это развитие обычно занимает доли секунды.
Авторы утверждают, что выражение лица, связанное с основными эмоциями, имеет эволюционную функцию.
Ведущий автор, доктор Рэйчел Джек, сказала:
«Во-первых, ранние сигналы опасности дают другим наилучшие преимущества, позволяя быстрее убежать.
Во-вторых, физиологические преимущества для сцеживателя — сморщенный нос предотвращает вдыхание потенциально вредных частиц, тогда как расширенные глаза увеличивают потребление визуальной информации, полезной для бегства, — усиливаются, когда движения лица совершаются рано».
Строительные блоки эмоций
Теория состоит в том, что существует четыре основных биологических эмоции — гнев, страх, счастье и печаль — поверх которых на протяжении тысячелетий развились гораздо более сложные разновидности эмоций.