Социальные нормы общения человека в обществе и их функции
Покажем, как применять обществознание в жизни
Начать учиться
Каждый из нас — часть гигантского механизма под названием «общество». Как винтики в машине работают слаженно по одним и тем же правилам, так и люди в обществе живут дружно бок о бок благодаря им же. Эти правила называют социальными нормами — о них мы и расскажем простыми словами в сегодняшней статье.
Что такое социальные нормы в обществознании
Социальные нормы — это общие для всех людей правила и образцы поведения в обществе, которые обусловлены сложившимися общественными отношениями.
Важно понимать, что такие нормы не были придуманы для конкретного человека. Общество договорилось, что каждый его член будет придерживаться их. При этом отдельные правила есть как для всего общества разом, так и для отдельных его групп. Например, люди придумали правила поведения для пассажиров метро, посетителей библиотеки, хозяев домашних питомцев и др.
Признаки социальных норм
Теперь давайте научимся определять, что можно отнести к социальным нормам, а что — нет. Ниже перечислим несколько признаков, которые помогут вам определиться. Итак, социальные нормы:
считаются общими для всех членов социума;
помогают управлять социальными отношениями;
вырабатываются в результате сознательной деятельности людей;
сформированы в ходе исторического развития общества;
зависят от воли и желания людей;
помогают измерять общественно значимое поведение.
В качестве примера возьмём одну знакомую всем социальную норму — уважать старших. Если пройтись по признакам выше, станет понятно, что каждый из них справедлив и для неё.
Разберёмся чуть подробнее. Уважать пожилых, по мнению общества, должны все люди — и дети, и люди зрелого возраста. Эта норма направляет отношения между людьми в нужное русло и помогает понять, какой человек поступает правильно, а какой — нет. При этом оно появилось, когда общество начало развиваться, и у него возникли новые моральные принципы. Люди приняли решение уважать старших по своей воле — это был их сознательный выбор. Итог — попадание по всем пунктам!
Функции социальных норм
Люди живут бок о бок друг с другом, а потому важно соблюдать правила, чтобы это сожительство было комфортным. В этом и состоит предназначение социальных норм — устанавливать рамки свободы так, чтобы регулировать поведение людей и делать жизнь в обществе спокойной. А ещё помогать нам воспитывать в самих себе дисциплину, учиться контролировать своё поведение.
Теперь разберёмся, какие функции в обществе выполняют социальные нормы и сформулируем их по пунктам:
Регулятивная функция — устанавливают рамки поведения, регулируют отношения между людьми, помогают организовать общественную жизнь и безопасность.
Социальная функция — объединяют людей общими принципами и взглядами на жизнь общества.
Оценочная функция — показывают стандарты деятельности и поведения в обществе.
Воспитательная функция
Всего выделяют 3 способа регламентировать следование социальным нормам: дозволение, предписание и запрет. Давайте кратко разберём, чем они отличаются.
Способы контролировать поведение людей через социальные нормы | ||
---|---|---|
Дозволение | Предписание | Запрет |
Это то, что можно делать. Дозволение предлагает людям варианты, как можно поступать. | Это то, что нужно делать. Предписание указывает на то, как человек обязан поступать. | Запрет накладывают на действия, которые неприемлемы для общества. |
Проверьте себя
Ещё раз ознакомьтесь со способами регламентировать поведение в обществе с помощью социальных норм. Придумайте по 2 примера, которые бы проиллюстрировали каждый из них. Во время ответа опирайтесь на личный жизненный опыт.
Полезные подарки для родителей
В колесе фортуны — гарантированные призы, которые помогут наладить учебный процесс и выстроить отношения с ребёнком!
Что такое социальные ценности
Социальные (общественные) ценности — это идеи, принципы и представления людей в обществе о том, что важно для них больше всего.
Их можно назвать ориентирами: с помощью общественных ценностей члены какого-либо общества могут описывать свою идеальную жизнь. А ещё одобрять или осуждать какие-либо явления или действия друг друга. При этом социальные ценности в разных общественных группах отличаются, а само это явление существует на 4 уровнях.
Виды социальных ценностей | |||
---|---|---|---|
Общечеловеческие ценности | Ценности социальных групп | Индивидуальные ценности | |
Объединяют всех людей мира | Объединяют всех представителей одного народа | Объединяют всех представителей конкретной социальной группы | Характерны для определённого человека |
Ориентиры в жизни на каждом из этих уровней бывают разными. Например, среди общечеловеческих ценностей выделяют мир, свободу, любовь, семью и т.
Каждый человек лично устанавливает для себя систему индивидуальных ценностей. В то же время ценности народа и социальных групп зависят от общества в целом: особенностей его образа жизни, экономики, отношению к религии в стране, уровню участия людей в жизни государства и многого другого. Эти ценности и определяют социальные нормы, которым будет следовать общество.
Проверьте себя
Подумайте о том, какие ценности характерны для россиян как представителей одного народа.
Виды социальных норм
Социальные нормы бывают разными. Некоторые из них общество закрепило в кодексах и других документах разных организаций. Другие же люди передают из поколения в поколение. Давайте разберёмся, какие виды социальных норм выделяют в обществознании для 7 класса и чем они отличаются друг от друга — в этом нам поможет таблица ниже.
Виды социальных норм | ||
---|---|---|
Название | Сущность | Пример |
Традиции (обычаи) | Отражают одобренные обществом правила поведения и ценности, которые люди наследуют от предшественников. Относятся к культурному наследию | Встречи выпускников одного вуза или школы |
Правовые нормы | Установлены государством и закреплены в нормативных документах. Регламентируют поведение граждан и различных организаций на уровне закона | Конституция РФ, ст. 37, п. 1 |
Нормы морали (этики) | Отражают представления общества о плохом и хорошем, чести, долге и справедливости по отношению к другим людям | С дошкольного возраста детей учат не обижать тех, кто младше и слабее, а защищать их |
Религиозные нормы | Основаны на принципах веры и регламентируют образ жизни верующих людей. Описаны в священных текстах или созданы религиозными организациями | Последователи буддизма стремятся достичь просветления через отказ от всяких земных желаний и чувств |
Нормы этикета | Указывают на правила вежливости по отношению к другим людям | Главные правила поведения в библиотеке: соблюдать тишину и не мешать другим людям читать |
Эстетические нормы | Отражают представления общества о красоте и искусстве | «Витрувианский человек», которым Леонардо да Винчи представил идеальные пропорции человеческого тела |
Экономические нормы | Регулируют хозяйственную деятельность людей | Если человек оформил кредит, то по договору обязан выплачивать его в срок |
Политические нормы | Регулируют политическую сферу: отношения между гражданами и государством, участие людей в политической жизни общества. Закреплены в законах и международных договорах | Граждане страны имеют право участвовать в управлении государством и быть назначенными на государственную службу |
Проверьте себя
Перечислите виды социальных норм и назовите по одному примеру из общественной жизни для каждого из них
Что будет, если не соблюдать социальные нормы
Поведение человека, которое выходит за рамки социальных норм, называется отклоняющимся.
Некоторые виды норм общество закрепило в нормативных документах. Если их нарушить, человека ждут серьёзные последствия вплоть до тюремного заключения. К таким видам относятся правовые, экономические и политические нормы. Их называют формальными.
Другие же виды норм не охраняет закон. Соблюдать их или нет — добровольное решение человека, которое связано с его жизненными принципами, мировоззрением и совестью. Но если их открыто нарушать, это тоже не останется незамеченным, потому что такое поведение общество будет осуждать. Такие нормы называются неформальными.
Проверьте себя
Приведите по 3 примера формальных и неформальных социальных норм.
Проверьте себя
Теперь, когда мы оставили теорию позади, давайте проведём небольшой чек-ап ваших знаний. Для этого выполните задание ниже — это поможет узнать, нужно ли вам глубже изучить тему социальных норм и их классификации. Не забывайте пользоваться материалом, изложенным выше!
Задание
Прочтите 10 утверждений ниже и определите, какие из них верные, а какие — нет.
Социальные нормы складываются на основе социальных ценностей.
Люди осознанно пришли ко всем социальным нормам, и те стали частью жизни общества в результате его исторического развития.
Все обязаны знать и следовать социальным нормам, потому что их нарушение преследуется по закону.
Есть всего 3 способа контролировать поведение общества с помощью норм: принуждение, дозволение и запрет.
Правило о том, что нельзя шуметь в библиотеке, — это моральная социальная норма.
Если человек намеренно не следует социальным нормам, его поведение называют отклоняющимся.
Индивидуальные социальные ценности обязаны совпадать с принятыми во всём обществе.
Религиозные нормы могут быть закреплены в священных текстах или сформулированными религиозными организациями.
Предписание не предполагает вариантов — оно указывает на то, как человек обязан поступить в той или иной ситуации.
Социальная функция норм помогает следить за людьми с отклоняющимся поведением.
В этой статье мы разобрали понятие и виды социальных норм, а также поговорили об общественных ценностях. Если хотите погрузиться в эту тему ещё глубже, попробуйте заниматься с преподавателем. На курсах обществознания в Skysmart ученики разбирают каждый раздел программы на увлекательных примерах и учатся понимать термины, а не зубрить их. Присоединяйтесь: первый урок — бесплатно!
Алёна Федотова
Автор Skysmart
К предыдущей статье
Как подготовиться к ЕГЭ по обществознанию
К следующей статье
Социальные права человека
Получите индивидуальный план обучения обществознанию на бесплатном вводном уроке
На вводном уроке с методистом
Выявим пробелы в знаниях и дадим советы по обучению
Расскажем, как проходят занятия
Подберём курс
Урок 19.
Правила и нормы поведения в обществе | Поурочные планы по обществознанию 6 класс к учебнику А.И. КРАВЧЕНКОЦели: рассмотреть правила и нормы поведения в обществе; развивать учебно-исследовательские умения учащихся, критическое мышление.
Основные понятия: социальные нормы, обычаи, нравы, этикет, религиозные нормы, правовые нормы.
Оборудование: учебник, дополнительные материалы.
План изучения нового материала
1. Что такое социальные нормы?
2. Обычаи и традиции.
3. Нравы и законы.
Ход урока
I. Организационный момент
«Свойство мудрого человека состоит в трех вещах: первое — делать самому то, что он советует делать другим, второе — никогда не поступать против справедливости и третье — терпеливо переносить слабости людей, окружающих его» (J1.H. Толстой).
«Не хочешь быть униженным, не унижай никого» (Низами). «Какими глазами смотришь на человека, таким он гебе и кажется» (народная мудрость).
Тема нашего урока посвящена правилам и нормам поведения в обществе.
II. Актуализация знаний
Учитель приглашает для устного ответа трех учеников. Класс задает каждому ученику пять и более вопросов, при этом четко определяет, кому адресован вопрос. Далее обучающиеся рецензируют ответы одноклассников.
Два-три ученика представляют результаты домашнего практического задания. Ответы оцениваются.
III. Изучение новой темы
1. Составление словаря урока.
Наша тема предполагает овладение рядом понятий и терминов. Я предлагаю вам составить словарь урока, бегло просмотрев учебный материал.
Словарь урока
Социальные нормы — это запреты и разрешения, требования, правила поведения, обычаи и традиции.
Обычай — это привычные формы поведения в повседневной жизни.
Привычки — это установившаяся схема поведения в определенных ситуациях.
Манеры — это внешние формы поведения человека.
Этикет — это принятая в особых социальных кругах система правил поведения.
Традиции — это все то, что унаследовано от предшественников.
Обряд — это совокупность действий, установленных обычаем.
Нравы — высокочтимые обществом массовые образцы действий.
Табу — это система запретов на какие-либо действия, слова, предметы.
Ценности — социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро и зло.
Религиозные нормы — правила поведения, содержащиеся в текстах священных книг либо установленные церковью.
Правовые нормы — это правила поведения, закрепленные в законах.
Далее учитель предлагает составить схемы по некоторым понятиям.
Примерная схема понятий
1) Социальные нормы — правила поведения — обычаи, традиции.
2) Табу — запрет на действия.
3) Религиозные нормы — правила поведения — тексты — священные книги.
2. Лекция.
Социальные нормы
Под социальными нормами понимают общие правила и образцы поведения людей в обществе. Социальные нормы складываются исторически закономерно. Существуют различные классификации социальных норм. Наиболее важным является разделение социальных норм в зависимости от особенностей их возникновения и реализации. Поданному основанию выделяют пять разновидностей социальных норм: нормы морали, нормы обычаев, корпоративные нормы, религиозные нормы, правовые нормы.
Нормы морали представляют собой правила поведения, которые дают представление о добре и зле, о справедливости и несправедливости, о хорошем и плохом. Реализация этих норм обеспечивается общественным мнением и внутренним убеждением людей.
Нормы обычаев — это правила поведения, вошедшие в привычку в результате их многократного повторения. Реализация обычных норм обеспечивается силой привычки.
Разновидностью обычаев считаются традиции, которые выражают стремление людей сохранить определенные идеи, ценности, полезные формы поведения.
Корпоративными нормами называют правила поведения, установленные общественными организациями. Их реализация обеспечивается внутренними убеждениями членов этих организаций.
Под религиозными нормами понимаются правила поведения, содержащиеся в различных священных книгах либо установленные церковью. Реализация данного вида социальных норм обеспечивается внутренними убеждениями людей и деятельностью церкви.
Правовые нормы — это правила поведения, установленные государством, а иногда и непосредственно народом, реализация которых обеспечивается авторитетом и принудительной силой государства.
IV. Подведение итогов урока
Человек и общество не могут существовать без определенных правил и норм. Нормы поведения, принятые в обществе, обычаи, нравы, религия, законы сплачивают общество и поддерживают общественный порядок. Наш следующий урок пройдет в форме международной конференции по проблеме сохранения традиций отдельно взятых народов и стран.
(Учитель делит класс на 4—5 групп. Каждая из них представляет страну и должна сформулировать свои предложения для резолюции конференции по сохранению традиций в странах мирового сообщества. Учащимся необходимо коротко рассказать о своей стране и ее традициях по плану:
1. Историческая справка.
2. Географическое положение.
3. Традиции, играющие значимую роль на современном этапе.
4. Существующие проблемы по сохранению традиций.
5. Выдвинуть 2—3 пункта для резолюции по сохранению традиций в современном мире.
Учащиеся могут продумать презентационное оформление к докладу (музыкальное оформление, видеоматериалы, мультимедийная презентация, иллюстрации, национальные костюмы или их элементы и т. д.).
Учитель организует консультации для подготовки к уроку.
Страны: Россия, Япония, Индия, Бразилия, Египет (может быть другой вариант).)
Домашнее задание
Прочитать с. 94—99. Каждой группе подготовить индивидуальное задание.
Дополнительный материал Рождение и воспитание детей в Китае
Большим событием в жизни каждой китайской семьи считалось рождение сына. Близкие и друзья навещали роженицу, приносили подарки: одежду для ребенка и продукты для поддержания сил матери. Чтобы отблагодарить друзей и знакомых, накрывали праздничный стол или просто угощали гостей вареными яйцами, окрашенными в красный цвет. В этих случаях полагалось приглашать друзей на лапшу, которая символизировала долголетие новорожденного.
Ребенок в семье был радостью, если рождался мальчик, но становился обузой, если на свет появлялась девочка.
Иметь сына считалось целью брака и большим счастьем для семьи. Это нашло отражение и в поговорках: «Вырастишь сына — обеспечишь старость, соберешь зерно — предотвратишь голод», «И сына, и поле надо иметь свои», «Лучшие сыновья в мире — свои собственные».
Надеясь родить сына, женщины прибегали к толкованию сновидений, об этом говорит «Шицзин»:
Серый и черный приснится медведь —
То сыновей предвещающий знак;
Если же змей довелося узреть —
То дочерей предвещающий знак!
Или, например, беременная женщина поднималась до зари и, надев костюм мужа, отправлялась к ближайшему колодцу. Она обходила вокруг него трижды, наблюдая за тенью в воде. Если по окончании прогулки ей удавалось вернуться домой незамеченной, это служило добрым предзнаменованием: родится мальчик.
При рождении ребенок получал «молочное» (детское) имя. Это имя должно было состоять из иероглифов, обозначающих что-нибудь приятное, надежду на то, что дитя будет счастливым и не умрет в младенчестве. Ребенка часто называли Со-эр, Чжу-эр, Шуань-эр, что, соответственно, означало: Замочек — пусть ребенок будет в такой же безопасности, как то, что заперто под замком; Столбик — пусть ребенок твердо стоит на ногах; Узелок — пусть он будет надежно привязан к своему дому. Все эти имена давались, конечно, мальчикам. Их наделяли и такими именами: Фу (Богатство), Гуй (Знатность), Си (Счастье), Лэ (Радость). Именами девочек, как правило, служили названия цветов, драгоценных камней, бабочек, птиц: Лянь-хуа (Лотос), Му-дань (Пион), Син-эр (Абрикос), Тао-эр (Персик). Их также могли назвать Сяо-мао (Котеночек) или Эр- мэй (Вторая сестричка). Иногда детям давали имена в соответствии с временем года, когда они родились: Чунь-эр (Весна), Сяшэн-эр (Рожденная летом), Цю-эр (Осень), Дун-эр (Зима).
Рождение детей на благо родителей считалось основной целью брачной жизни и, как думали верующие, обеспечивало старшему поколению загробный покой.
Однако среди всех членов семьи самыми бесправными были дочери. От них требовалось не просто послушание, но беспрекословное повиновение. С детских лет они должны были участвовать в любой домашней работе, помогая в уборке, моя и чистя посуду. В подростковом возрасте их обучали шитью. После того как для девушки был выбран жених (как правило, это случалось уже к двенадцати годам), будущая невеста обучалась той работе, которой занимаются женщины из семьи жениха.
Девочкам не разрешалось предаваться играм и безделью. Им не разрешалось общаться с соседскими мальчишками. А в подростковом возрасте запрещалось играть и с мальчиками своей семьи. Запрет налагался на все самостоятельные передвижения за пределами дома. Отлучки из дома были возможны только в сопровождении кого-нибудь из членов семьи.
Воспитанием и обучением девочек в основном занимались женщины. Однако отцы не должны были полностью оставаться в стороне. Именно на их плечах лежала ответственность по воспитанию в дочерях так называемых «трех правил подчинения»: дома повиноваться отцу; в замужестве повиноваться мужу; во вдовстве повиноваться сыну. Глава семейства отвечал и за воспитание у дочери «четырех добродетелей», состоящих в соблюдении супружеской верности, честности, скромности и усердия.
Япония: быт и традиции
В мягко освещенных витринах токийских ресторанов и столовых выставлены удивительные копии предлагаемых блюд, сделанные из пластика. В настоящей посуде они настолько искусно воспроизводят оригиналы, что иногда не сразу понимаешь, что перед тобой пластмасса. Рядом с каждым блюдом название и цена, поэтому можно выбрать то, что по карману и привлекает взор.
Первые пищевые муляжи появились в японских ресторанах чуть ли не сто лет тому назад, когда стали делать из воска копии непривычных европейских блюд. В наше время «фальшивая еда» стала такой же неотъемлемой и повсеместной принадлежностью Японии, как попадающиеся на каждом шагу торговые автоматы.
Перерыв на обед наступает по всей Японии в полдень, который можно легко определить и без часов — по толпам служащих, устремляющихся в близлежащие небольшие столовые: по мотоциклистам и велосипедистам, которые развозят заказы, сделанные по телефону, прямо к рабочим местам.
У людей одиноких в обеденное время пользуются успехом простые блюда из риса: рис, завернутый в европейский омлет с кетчупом, рис с соусом карри — карри райсу, жареный рис по-китайски или блюда с рисом по-японски в больших пиалах домбури.
Несколько по-иному питаются в обеденный перерыв люди семейные. Самая плотная задень еда с рисом и супом ждет их вечером дома, поэтому на работе женатые служащие предпочитают просто перекусить. Лучшим, легко усвояемым обеденным блюдом у старшего поколения считается лапша: пшеничная удон в виде клепок и затем преображенная в толстые белые «макароны», собственно, китайская яичная мэн.
Конец обеда в наши дни обычно отмечается неторопливым питьем кофе, ставшего популярным в Японии после войны. Сейчас японцы пьют этот западный напиток почти в таких же количествах, как традиционный чай. Заказав одну-единственную чашку кофе, можно сколько угодно сидеть за уютными столиками, слушать тихую музыку, беседовать со знакомыми и даже вздремнуть.
Все больше в японскую жизнь проникает так называемая «быстрая еда» американского происхождения {fastfood). Начало этому проникновению было положено американской трансконтинентальной корпорацией «Макдональдс».
За «Макдональдсом» началось быстрое вторжение других американских сетей, торгующих теми же гамбургерами, пончиками, мороженым, пиццей, жареной курицей, а за ними расплодились и их японские подражатели.
Но не только разрушение традиционной системы питания и появление множества толстяков беспокоит японцев. В не меньшей степени они озабочены наличием в своей пище — как национальной, так и западной — большого количества химических добавок. В среднем каждый японец съедает за год около четырех килограммов различных химикали- ев — консервантов, красителей, ароматизаторов.
Особые традиции в Японии связаны с уличной торговлей. Продавцы съестного съезжаются к любым местам массовых гуляний и устанавливают там свои ларьки, украшенные короткими занавесками норэн и традиционными красно-белыми полосатыми тентами.
В духе средневековых японских законов, предписывающих каждому члену общества, носить ли ему шелк или хлопок, ходить пешком или ездить на коне, современные школьные правила регулируют длину форменной юбки у девочек и форменного мундира с глухой стойкой у мальчиков, ширину брюк и цвет носков, фасон и цвет грубой обуви на низком каблуке. Девочки часто носят зимой мешковатое синее пальто — под цвет форменной матроски, — уродующее их фигурки, которые заметно вытянулись и стали более длинноногими за послевоенные годы. В некоторых школах обязательны значки с гербами, форменные сумки и головные уборы.
Особое внимание в школах хороших манер уделяется поклонам, без которых невозможно жить в стране, где кланяются все и всегда. Отвешивает поклоны премьер-министр, прежде чем обратиться к парламенту. Кланяются дикторы телевидения в начале и, особенно, в конце новостей, завершающихся извинением за беспокойство. Кланяются продавцы в магазинах: на тридцать градусов — приветствуя посетителей; на пятнадцать — приглашая посмотреть товары: на сорок пять — провожая покупателя, сделавшего покупку. Подсчитано, что девушки-лифтеры в универмагах отвешивают поклоны около двух с половиной тысяч раз в день, а та, которая вызывает лифт на первом этаже, кланяется даже закрывшимся дверям — вслед уже уехавшим покупателям. Любые виды поклонов можно увидеть в школах традиционных видов спорта.
Традиционному этикету, необходимому во время посещения различных торжественных церемоний, обучают также в многочисленных школах кимоно. Известно, что японская национальная одежда, совсем было исчезнув во время войны, возродилась впоследствии, прежде всего как праздничный наряд для ритуалов и парадных приемов. Постоянно кимоно носят только некоторые пожилые люди да те, кто по роду своей деятельности связан со стариной. Прочие японцы (да и то не все) надевают вне дома национальный костюм только раз в году, чаще всего во время ритуальных посещений храмов. Целые семьи в кимоно можно увидеть в праздничной толпе на Новый год. В День совершеннолетия пятнадцатого января в храмах появляются стайки двадцатилетних японок в белых пушистых воротничках и красочных девичьих фурисодэ — кимоно с очень длинными рукавами.
В школах кимоно можно научиться навыку надевания этой одежды, которым еще недавно владели все, а сейчас только половина японок. Но, пожалуй, это не главная задача — ведь при необходимости можно обратиться в ближайший салон красоты, где вам не только помогут одеться, но также сделают подходящую прическу.
Среди учениц школ кимоно встречается немало девушек, которые готовятся к свадьбе — важному событию, после которого бывшие бурикко превращаются в почтенных замужних домохозяек оку-сама. Сразу после свадьбы больше половины из них оставляют работу, чтобы заниматься ведением домашнего хозяйства.
Домашние игровые приставки к телевизорам в середине 1980-х гг. уже были у каждой четвертой японской семьи. Они пришли на смену самым первым электронным портативным играм с экранчиком на жидких кристаллах. Сейчас маленькие электронные игры почти совсем утратили популярность, зато в любом универмаге разложены на витринах выпускающиеся одна за другой игры для домашних приставок. Здесь же, в магазинах, их часами бесплатно осваивают ребята, особенно те, у кого еще нет своей игры дома.
Хорошо это или плохо — проводить часы за видеоиграми? Плохо, считают многие учителя и психологи. Мальчишки и девчонки в Японии и так ведут малоподвижный образ жизни, а тут еще дополнительно утомляют глаза, делаются раздражительными и плохо управляемыми. Хорошо, возражают другие. Ведь новому поколению предстоит жить в мире компьютеров. Поэтому к экранам и кнопкам оно должно привыкать с детства, а не бояться их, как многие люди старшего возраста. Можно считать, что домашняя игровая приставка — это «начальная школа» компьютерной
1 рамотности. Сначала ребята пользуются готовыми программами, естественный следующий шаг — изобретение детьми собственных игр, иначе говоря, составление новых игровых программ. Оно стало возможным после того, как компания «Ниндэндо», выпустившая самую любимую у японских ребят игровую приставку, стала продавать в дополнение к ней шсковод и пульт управления. Последняя фирменная новинка — особый
9 А,В. Поздеев, Е.Б. Биянова коврик, начиненный электроникой, который заменяет обычный пульт управления с кнопками: прыгая на коврике, ребенок может совмещать увлекательную видеоигру с хорошей физической разминкой. Наверное, такие разминочные устройства будут когда-нибудь придуманы и для взрослых, которые жалуются на усталость от неподвижного сидения перед экраном компьютера. А между тем все большему числу японцев приходится учиться обращению с компьютерами не только на службе, но и в обычной уличной и домашней жизни.
Современные японские компьютеры рассчитаны не только на цифры, латинские буквы и два вида японской азбуки, но также и на иероглифы.
Конечно, повсеместное проникновение компьютеров не может не создавать своих проблем и трудностей. Одна из них — это вторжение в частную жизнь людей. Благодаря компьютерам большое число собранных и обработанных ими разрозненных сведений становится доступным и властям, и мошенникам, использующим полученные данные для своих махинаций. Но каковы бы ни были эти проблемы, современное общество информации обходиться без компьютеров уже не может.
Вариант урока 19. Проблема сохранения традиций в современном мире
Цели: рассмотреть проблему сохранения традиций в современном мире; развивать умение учащихся отстаивать свою позицию.
Оборудование: учебник, дополнительные материалы, технические средства обучения.
Урок проходит в форме международной конференции по теме «Проблема сохранения традиций в современном мире».
Ход урока
I. Организационный момент
Данная форма занятия предполагает отказ от этапа опроса в начале урока. Игровая ситуация в классе как бы дублирует международную конференцию, на которой в качестве представителей от разных стран участвуют школьники.
Представители разных стран решили провести международную конференцию по проблеме сохранения традиций в отдельно взятых странах и у отдельных народов.
II. Слово учителя
Добрый день, участники международной конференции! Мы собрались на наш форум, чтобы обсудить важнейшую проблему современного мира — сохранение его уникальности и неповторимости, ценностей и традиций народов, проживающих на нашей
планете. Поприветствуем ее участников и начнем работу конференции. Предлагаю утвердить программу работы конференции… Слово для доклада предоставляется…
(Учитель в ходе урока фиксирует высказанные учащимися предложения. Конференция вырабатывает общие предложения по сохранению уникальных традиций народов мирового сообщества. Создается общая резолюция. В преамбуле отмечаются важнейшие темы конференции.)
III. Подведение итогов урока
— Назовите ключевые понятия темы.
— Объясните значение названных понятий.
— Сформулируйте основную мысль одного из докладов.
Домашнее задание
Подготовиться к повторительно-обобщающему уроку по главе 3 «Социальная сфера общества».
Дети с чрезмерным рвением ищут социальные правила — ScienceDaily
Трехлетние дети быстро усваивают социальные нормы. Они даже понимают поведение как управляемое правилами, которое не подчиняется никаким нормам, и настаивают на том, чтобы другие придерживались этих выведенных ими самими «норм», показывает исследование Ludwig-Maximilians-Universitaet (LMU) в Мюнхене, психолог Марко Ф. Х. Шмидт.
Дети должны говорить «здравствуйте» и «спасибо», делиться и не выхватывать ни у кого ведро из рук. С раннего возраста они учатся у взрослых правилам, определяющим повседневные социальные взаимодействия. Эти нормы подобны «социальному клею» и сыграли ключевую роль в развитии и поддержании человеческого сотрудничества и культуры, утверждает доктор Марко Ф. Х. Шмидт, руководитель исследовательской группы «Развитие истоков нормативности человека» в Мюнхенском университете. Вместе со своей командой он исследует, с какого возраста и как у маленьких детей развивается понимание норм и какие психологические и мотивационные механизмы позволяют это развитие.
В исследовании, недавно опубликованном в журнале Psychological Science , Марко Ф. Х. Шмидт в сотрудничестве с Лукасом П. Батлером (доцентом Университета Мэриленда), Джулией Хайнц и профессором Майклом Томаселло (содиректором Института Макса Планка). для эволюционной антропологии, Лейпциг) показывает, что трехлетние дети не только усваивают социальные нормы из прямых указаний и запретов — как это традиционно предполагалось, — но и сами ищут нормы — даже выводя их там, где взрослые их не видят. «Дети дошкольного возраста очень быстро понимают индивидуальное поведение и спонтанные действия других как обобщающие, регулируемые правилами и обязательные», — утверждает Шмидт.
Близкие отношения с социальными нормами
В этом исследовании, которое Шмидт возглавлял в Институте эволюционной антропологии Макса Планка, откуда он перешел в LMU в октябре 2015 года, психолог, занимающийся вопросами развития, случайным образом наблюдал за спонтанными действиями трехлетних детей. взрослых. В одном случае дети наблюдали, как неизвестный им человек вытаскивал из их сумки инструменты и другие предметы, а в другом варианте — даже бесполезный хлам из мусорного мешка. Затем человек спонтанно совершал краткое целенаправленное действие с этими предметами, не делая никаких комментариев. Например, кусок коры немного протащили по столу веткой. В других вариантах то же действие совершалось спонтанно с минимальной педагогикой (с призывом «Смотри!») или непреднамеренно (с громким «Ой!»). Независимо от того, что видели дети: они оценивали единичное, спонтанное и явно бесцельное поведение как обобщаемое и абсолютно правильное — при условии, что оно не было непреднамеренным, согласно их наблюдению. Они даже ожидали, что другой человек сделает то же самое, и протестовали, когда этот человек делал с предметами что-то другое, тем самым нарушая «социальную норму», предполагаемую детьми. «Дети дошкольного возраста совершают ошибку, первоначально указанную шотландским философом Дэвидом Юмом, чтобы вывести то, что должно быть, из того, что есть. Это даже в том случае, когда они случайно наблюдали простое действие только один раз, и нет ничего, что указывало бы на какую-либо лежащую в его основе норму. или правило», — констатирует Шмидт. «Таким образом, эти результаты показывают, что даже без прямого обучения маленькие дети делают далеко идущие выводы о социальном мире, в котором они живут», — говорит Лукас П. Батлер.
С психологической точки зрения, согласно Шмидту, эта базовая склонность детей в раннем возрасте воспринимать социальный мир как изначально нормативный и управляемый правилами может быть выражением их мотивации делать что-то вместе, отождествлять себя со своей культурой. группироваться и приобретать культурные знания. «Возможно, именно наши общие «близкие отношения» с социальными нормами скрепляют человеческие общества в своей основе», — утверждает Марко Ф. Х. Шмидт.
«Социальные нормы — это неписаные правила»: вопросы и ответы с Лизой Кобб
Когда изменение поведения является целью программы, планировщики программы должны понимать, влияют ли на поведение социальные нормы, как, когда и при каких условиях, т. е. какое поведение люди считают типичным и приемлемым в своем сообществе.
Разработчики социальных программ и программ изменения поведения могут знать, что социальные нормы оказывают сильное влияние на поведение и результаты, но они могут не знать, как интегрировать социальные нормы в структуру программы.
Центр коммуникационных программ Джона Хопкинса в сотрудничестве с Learning Collaborative to Advance Normative Change разработал новый инструмент Getting Practice, чтобы помочь планировщикам программ на уровне страны, разработчикам и сотрудникам по мониторингу/исследованиям во включении социальных норм в их работа.
Один из авторов нового инструмента, Лиза Кобб, встретилась со Стефани Десмон из CCP, чтобы обсудить важность понимания социальных норм.
Стефани Десмон: Начнем с самого начала. Что такое социальные нормы и какую роль они играют в поведении человека?
Лиза Кобб: Социальные нормы — это неписаные правила о том, что считается приемлемым или уместным в нашем конкретном сообществе или культуре. Обычно это те вещи, которые мы все просто «знаем» о том, что есть или что должно быть, и часто они навязываются другими людьми с помощью вознаграждений или наказаний. Например: вам следует дождаться своей очереди в продуктовом магазине, а не бороться за место. В продуктовом магазине нет ничего общего с формированием очередей, и трафик может проходить через кассу с толпой, а не с очередью. Но стоять в очереди и идти за своей очередью — это социальная норма, которая есть в одних сообществах, а в других — нет. Социальные нормы управляют всеми сферами жизни, давая нам своего рода справочник культурно приемлемых способов существования в мире. Подумайте о любом поведении, которым мы занимаемся, от того, как мы используем наши мобильные телефоны, до того, как мы занимаемся сексом, и с ними связаны социальные нормы.
SD: Я чувствую, что в своей повседневной жизни я веду гораздо больше разговоров о социальных нормах во время пандемии COVID-19, чем когда-либо прежде. Почему в последнее время так много внимания уделяется нормам?
LC: COVID-19 действительно выдвинул на первый план социальные нормы, потому что все, что нас просят сделать, чтобы защитить себя и друг друга, нарушает многие социальные нормы. Во многих культурах вы должны показывать свое лицо на публике, но теперь мы должны носить маски. Во всех культурах существуют нормы того, как мы проявляем любовь и заботу о людях, и обычно они включают в себя прикосновения и близость. Соблюдая социальное дистанцирование, мы делаем больше, чем просто скучаем друг по другу, мы чувствуем дискомфорт от того, что не можем придерживаться наших обычных способов показать, что мы заботимся друг о друге. Социальные нормы частично навязываются чувством неправильности или правильности, когда мы думаем или действуем «правильным» или «неправильным» образом. Мы все чувствуем себя немного неправильно в эти дни.
Думаю, интересно посмотреть, как быстро могут меняться нормы. У меня есть сын-подросток, и хотя я до сих пор иногда забываю свою маску, когда выхожу из дома, он никогда этого не делает. Он говорит, что его не беспокоит ношение маски весь день в школе. Это то, чем он и его друзья занимаются. В его сообществе это стало социальной нормой, которую, конечно же, навязывают взрослые, но также и другие дети, которые отойдут от разоблаченного человека.
Вы можете увидеть социальные нормы в действии с другими COVID-19поведение, как путешествие. Есть сообщества, в которых поездка в гости к бабушке по-прежнему считается хорошим и любящим внуком. Но многие другие сообщества посрамили бы того же внука за такое поведение, потому что оно нарушает недавно появившуюся социальную норму, специфичную для COVID, согласно которой ответственные люди остаются дома, чтобы защищать друг друга. Это действительно подчеркивает, что социальные нормы зависят от сообщества и культуры, и что новые нормы будут появляться, чтобы помочь направлять наше поведение в новых ситуациях, или что мы переназначим другие нормы, чтобы сказать нам, как себя вести.
SD: Вы являетесь одним из авторов « Практика: интеграция социальных норм в социальные программы и программы изменения поведения », нового руководства, созданного CCP, чтобы помочь интегрировать социальные нормы в социальные программы и программы изменения поведения. Какие ключевые вещи люди должны иметь в виду?
LC: Главное, о чем нужно помнить, это то, что вы не можете игнорировать социальные нормы. Если вас интересует поведение, вы должны интересоваться социальными нормами, потому что они очень сильно влияют на поведение людей. Конечно, многие, многие другие вещи определяют поведение, но социальные нормы довольно велики.
Во-вторых, нужно понять, что социальные нормы на самом деле являются сводом правил культуры. Может быть ужасно неуважительно и неэтично классифицировать нормы как «хорошие» или «плохие» или нуждающиеся в изменении. Часто люди, разрабатывающие социальные программы и программы изменения поведения, не являются членами сообществ, которым служат эти программы, и со стороны посторонних неэтично пытаться манипулировать социальными нормами другого сообщества для достижения результатов в отношении здоровья или поведения. Однако сообщества обычно хорошо осведомлены о своих собственных нормах и могут описать их, кто и как их обеспечивает.
Поэтому имеет смысл поддерживать сообщества, чтобы они понимали, каких результатов в отношении здоровья или поведения они хотят, какие социальные нормы влияют на это поведение и верят ли они, что что-то в социальных нормах должно измениться. Это может осложниться, потому что сообщества не являются монолитными, и у людей будут противоречивые представления о том, что правильно и что лучше для сообщества.
Например, представьте себе программу, направленную на улучшение сексуального и репродуктивного здоровья девочек-подростков. Когда вы проводите общественные консультации и разговариваете с девочками, они могут определить социальные нормы о необходимости контролировать, ограничивать или стыдить сексуальную активность девочек как препятствия для их здоровья, и эти девочки могут захотеть изменить эти нормы. Но когда вы посоветуетесь с родителями этих девочек, они могут подумать, что те же самые социальные нормы необходимы для благополучия девочек. Люди в одном сообществе — в одной семье! — могут признавать одни и те же социальные нормы, но по-разному относиться к их изменению. Уважительный подход к интеграции социальных норм в социальные программы и программы изменения поведения должен бороться с этим напряжением. Решение об активном изменении социальных норм должно исходить внутри сообщества, а не извне.
SD: Такое ощущение, что это руководство предназначено для людей, которые могут быть осведомлены о социальных нормах, но не обязательно знают, чему они могут нас научить. Почему это было так важно?
LC: Социальные нормы иногда кажутся скорее теоретическими, чем практическими. Как разработчик программ я знаю, что теория социальных норм пугает, и я не знал, как интегрировать социальные нормы в программы. Может быть, я знаю, что набор социальных норм влияет на поведение, связанное со здоровьем, но что мне делать с этой информацией? Должна ли моя программа пытаться изменить эти нормы или просто понять их? Есть ли какая-то другая польза от знания о нормах? Это руководство помогает людям перейти от «Я знаю, что эти социальные нормы важны для этого поведения» к «Я собираюсь изменить свою программу определенным образом, потому что эти нормы влияют на это поведение».
SD: Как мы можем понять и использовать это знание социальных норм в нашей повседневной жизни?
LC: Признание того, что мы все руководствуемся неписаной книгой правил, может быть полезным, когда что-то меняется или мы хотим, чтобы оно изменилось. Простое решение открыть эту книгу правил и проверить, что в ней содержится, дает нам возможность изменить то, что там написано.
Я упомянул социальные нормы, касающиеся того, как мы проявляем заботу. В течение последнего года я чувствовал себя ужасно, потому что отказывался обниматься, прикасаться и есть с пожилыми родственниками, потому что мы чувствуем костьми, что таким поведением человек проявляет заботу и любовь. Знание того, что мы чувствуем себя ужасно из-за этого отчасти из-за норм, из-за ожиданий того, как нужно себя вести, немного освобождает нас, чтобы отпустить грустные чувства и вместо этого сосредоточиться на новых способах проявить заботу.
Вы видите это в сентиментальных телевизионных рекламных роликах эпохи COVID, где близкие сидят вокруг костровых ям, вместе танцуют перед экранами компьютеров и оставляют продукты на крыльце. По ходу дела мы создаем новые нормы и переделываем существующие в соответствии с нашей новой ситуацией. С COVID-19 и со всем остальным мы можем либо позволить этому происходить органично, либо мы можем использовать знание о существовании свода правил, чтобы помочь нам управлять изменениями.