Нравственность: система запретов или путеводная звезда?
Нравственность – внутренняя оценка человеком норм своего поведения и своих поступков с точки зрения добра. Нравственное — то, что в своих действиях человеком видится не просто как допустимое, а доброе и благое. Безнравственное — нехорошее, недопустимое, вредное, этически безобразное и недостойное человека.
Детям нравственность не свойственна: понятие «добро» для них бывает сильно расплывчато, и смотреть на свое поведение с какой-либо точки зрения им не интересно. Дети чаще живут с позиции «нравится» — «не нравится», и далеко не все, взрослея, становятся нравственными людьми.
Человек этичный относится к нравственности, как к путеводной звезде: все наши земные повороты имеют смысл лишь постольку, поскольку мы идем верным путем. Нравственный смысл любого слова и поступка – первое, о чем думает такой человек, чем он руководствуется вне зависимости от того, смотрит кто-либо на него или нет.
Но среди обычных – этичных людей не много.
Много ли среди нас людей, которым это интересно, которые выбирают быть порядочными? Вынуждены огорчить: в России сегодня их меньше, чем в других европейских странах. Смотри Нравственное состояние современного российского общества
Обычные люди относятся к нравственности, как к забору: пусть будет, пока не мешает. Сами вспоминаем о нравственности, когда кто-то нарушает наши границы, и вполне готовы перелезть через забор, когда очень нужно или хочется, а никто не видит. Не каждый взрослый человек — человек нравственный, в зависимости от своей осознанности и развитости позиций восприятия человек смотрит на свое поведение с разной нравственной глубиной. При малой осознанности человек может делать дурные дела и не считать себя безнравственным ровно потому, что не видит или не задумывается о том, что он делает↑. Человек с шаблонным мышлением вместо постоянных поисков и примерок «это добро или нет?» бездумно принимает расхожие формулы иногда не самого высокого качества.
Что «нравственно», а что нет — определиться бывает очень непросто. Давать в долг — нравственно или безнравственно? Доброе дело или нет? Секс до брака — допустимо или безнравственно? Может ли мужчина иметь четыре жены? В разных культурах и в разное время эти вопросы решаются очень по-разному.
Первая позиция восприятия подсказывает человеку формулы нравственности типа: «Добро — это то, что хорошо для меня. А все, что против меня — безнравственно».
Взгляд бушмена: «Если увел коров я — это добро. Если увели коров у меня — это зло».
Чем более развиты у человека позиции восприятия, тем больше человек в своей нравственности думает о добре для других. В качестве общей формулы можно принять следующее: «Нравственно то, что делает человека здоровым и счастливым, не причиняя существенного вреда другим. А то, что лишает человека счастья и идет во вред его здоровью — безнравственно».
Не забывайте о других людях. Например, если ваше поведение касается не только вас, то нужно учитывать и интересы партнера.
Очень непросты конфликты, когда индивидуальная свобода сталкивается с консервативными взглядами окружающих. Откровенные, долгие и прочувственные поцелуи любящей пары в вагоне метро для них кажутся их свободным правом, но для сидящей с ними рядом пожилой одинокой женщины представляется дикой распущенностью. Кажется, в этих конфликтах нужна обоюдная корректность. Пусть люди воспитаны на ваш взгляд дико, но бить по их нравственным (моральным) чувствам своей свободой (в их восприятии — распущенностью) — не надо. Но также никому не надо называть непристойным, безнравственным все то, что выходит за ваши привычные и жесткие рамки, безнравственно в этом случае проявлять агрессивность и клеить оскорбительные ярлыки.
Нравственности противостоит не столько прагматизм, сколько недалекость. Прагматик может быть человеком высокой нравственности, если он осознает, что это выгодно ему хотя бы с точки зрения перспектив. Прагматик-руководитель может насаждать нравственность, если видит, что она с течением времени дает повышение прибыли. Если же прагматик не привык и не умеет смотреть далеко, он бывает порядочным только в зоне наблюдений полицейского или по привычке.
Что такое «нравственность» в современном понимании?
Приветствую Вас, друзья!
Нравственность – это одна из главных характеристик личности. Она необходима человеку, чтобы сформировать сильный характер, развить в себе ответственность, порядочность, честность и самоконтроль. Разумеется, эти качества можно целенаправленно развивать, независимо от уровня нравственности. Но для достижения наилучших результатов крепкая основа необходима. Сегодня мы подробно разберём, что такое нравственность, какое значение она имеет в жизни и можно ли её развить.
Что такое нравственность?
Нравственность — это совокупность внутренних ценностей и принципов, которыми мы руководствуемся, совершая поступки и осмысливая их в дальнейшем. Она определяет, как человек воспринимает гуманистические ценности и насколько стремится их придерживаться. В отличие от морали, являющейся формой общественного знания, нравственность носит сугубо индивидуальный характер. Однако нельзя отрицать, что формируется она под влиянием внешних обстоятельств.
При этом, нравственность нельзя рассматривать в отрыве от морали. В то же время важно различать эти понятия, поскольку они очень близки, и разница между ними всегда была предметом спора для философов. В разговорной речи эти слова часто употребляются как синонимы, но с точки зрения философии нравственность отличается от морали тем, что направлена на оценку своих внутренних качеств, внутренней реакции на мысли и поступки.
Мораль определяется общественными нормами, она относительна, зависит от окружения и ситуации. Нравственность же является индивидуальной чертой личности, для конкретного человека она абсолютна и не зависит от обстоятельств. Её можно рассматривать как внутреннюю сторону морали, которую мы формируем только для себя и по которой оцениваем собственные поступки.
Лучше понять, что такое нравственность, помогает происхождение слова. Оно образовано от русского слова «нрав». Этимология термина подчёркивает, что это нечто, идущее изнутри – от характера человека. Однако в разговорной речи нравственность часто отождествляется с моралью, которая подразумевает следование общепринятым нормам поведения.
Главные составляющие нравственности
В понятие нравственности обычно включают основные положительные качества личности: доброту, честность, порядочность, ответственность, сострадание, щедрость, трудолюбие, надежность и прочее. Для каждого человека набор составляющих может отличаться. К примеру, христианин выше всего ставит 10 заповедей, продиктованных его верой. Представители других религий придерживаются собственных нравственных принципов.
Для многих людей наиболее желательные составляющие нравственности определяются их основным родом деятельности. К примеру, пожарный должен быть смелым и самоотверженным, правоохранитель – честным и принципиальным, а судья – порядочным и справедливым.
Кроме того, нравственность очень субъективна. Многие вещи, которые приемлемы для одних людей, другим кажутся абсолютно аморальными и безнравственными. Например, сторонники гедонизма считают, что каждый человек должен получать максимум удовольствия от жизни. Это противоречит принципам верующих людей, и они наверняка упрекнут гедониста в безнравственности.
Люди с консервативными взглядами крайне негативно относятся к гражданскому браку и иным проявлениям свободы в личных отношениях. При этом они смешивают понятия нравственности и морали, называя раскрепощенное поведение современной молодёжи аморальным только потому, что оно является неприемлемым с их личной точки зрения.
Как проявляется нравственность?
Про человека, который в своих поступках руководствуется нравственностью, обычно говорят, что он поступает по совести. То есть, одно из ключевых проявлений нравственности заключается в том, чтобы ответственно и справедливо относиться к окружающим, никак их не ущемляя ради собственной корысти.
Многие стараются поступать по совести из религиозных соображений, рассчитывая, что таким образом они спасают свою душу. Такой подход сложно назвать бескорыстным, а ведь бескорыстие – одно из главных проявлений нравственности. Тем не менее, именно религия для многих людей является основным стимулом к формированию правильных взглядов и идеалов.
С точки зрения эволюции нравственность – это один из важнейших механизмов, обеспечивших выживание и развитие человеческого рода. Это свойство отдельной личности, играющее огромную роль для всего общества. Именно нравственность мотивирует людей поддерживать друг друга, и если бы её не было, человечество искоренило бы само себя. Любые умышленные преступления совершаются безнравственными людьми. При этом для окружающих они вполне могут выглядеть высокоморальными личностями.
С учетом вышесказанного, благополучие каждого отдельно взятого общества и человечества в целом зависит от уровня нравственности людей. Мораль данную задачу решить не может, поскольку она подразумевает внешнюю оценку. Человек, руководствующийся моралью, всегда поступает так, чтобы окружающие оценили его поступок. Тот же, кто руководствуется нравственностью, не нуждается в чужих оценках, а сам оценивает собственные действия.
История зарождения нравственности
Считается, что первые проявления нравственности появлялись ещё у первобытных людей. Чтобы жить в социуме, они должны были противостоять собственным животным инстинктам. Тогда же формировалась и мораль, поскольку первым людям необходимо было вести себя так, чтобы добиваться одобрения и получать определенный статус в своем племени. Но если нормы морали вырабатывались совместно, и за их соблюдением следили, то нравственность была личным ориентиром каждого отдельно взятого человека.
В современном мире нравственные нормы также остаются личным делом каждого человека. Государство следит за соблюдением закона и наказывает преступников, общество порицает людей, отступающихся от норм морали. Но за нравственностью следить нужно самостоятельно. Единственным внешним институтом, поддерживающим нравственное поведение, является церковь. Но как мы выяснили выше, стремление быть «чистым» с точки зрения своей веры не всегда является достаточно бескорыстным.
Тем не менее, многие люди искренне стремятся придерживаться правил, продиктованных их религией. Так в христианстве присутствует 10 заповедей, предписывающих человеку нравственное поведение. Как и во многих других религиях, в христианстве действует так называемое «Золотое правило нравственности». Наиболее распространённая формулировка звучит так: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы другие поступали с тобой». Этот принцип встречается и в философских трудах и во многих литературных произведениях.
Значение нравственности
Переоценить значение нравственности невозможно, поскольку это основополагающая черта личности, являющаяся фундаментом для формирования крепкого и сильного характера. Её наличие – это признак человека со здоровой психикой и высоким уровнем когнитивных способностей, который способен занять достойное место в обществе и жить в гармонии с окружающими. Нравственный человек, как правило, сам счастливее в личной жизни и делает счастливыми близких людей.
Нравственность помогает человеку находить разумный баланс между жертвенностью и эгоизмом. Нравственно-ориентированные личности, в отличие от эго-ориентированных, обладают более высоким уровнем гражданского сознания. Это гарантирует им возможность занять достойное место в социуме, поскольку обеспечивает комфортное сосуществование с другими людьми.
Как развить нравственность?
Исследования показывают, что нравственность формируется в детстве. Её основа закладывается уже к 7 годам, а к 16 она развивается полностью. Это не значит, что взрослый человек не может повлиять на своё нравственное развитие. Он вполне может совершенствоваться, прививать себе новые принципы и строго их придерживаться. Однако для него они будут уже скорее моральными, чем нравственными.
Развивать нравственность нужно в раннем возрасте, поэтому детям необходимо обеспечивать для этого соответствующие условия. Очевидно, что каждый ответственный родитель пытается привить своему ребёнку определенные черты нравственного поведения: честность, ответственность, искренность, порядочность и прочие общепризнанные человеческие ценности.
Несмотря на старания, получается это далеко не у всех, поскольку сами родители часто неправильно понимают, что такое нравственность, и пытаются навязывать ребёнку свои взгляды, используя неправильные или даже неприемлемые методы. Рассмотрим несколько правильных подходов, которые помогут развить нравственность у ребенка.
1. Личный пример
В практике психологов часто встречается ситуация, когда у человека имеется какая-то необъяснимая привычка, про которую он точно не может сказать, откуда она взялась. Это может быть необычный способ готовить определенное блюдо или странная последовательность действий во вполне привычных делах. Впоследствии часто выясняется, что эта привычка передалась человеку от родителей, но сам он об этом даже не знал.
Очень многие аспекты своего поведения дети перенимают у взрослых. И если вы хотите привить ребёнку нравственность, постарайтесь в его присутствии всегда вести себя подобающим образом. Это эффективный педагогический приём, обеспечивающий более надежный результат, чем любые убеждения и наказания.
2. Дружеская беседа
Дети негативно воспринимают любые нравоучения. Они могут соглашаться, но только для того, чтобы поскорее прекратить неприятный разговор, ведь для ребёнка любое моральное давление невыносимо. При этом дети очень хорошо воспринимают и запоминают информацию, которую получают в ходе интересного дружеского разговора. Замените наставления и упрёки советами, и ребёнок станет слушать вас намного внимательнее.
3. Дискуссия с совместным поиском истины
Отличный способ обучения, обеспечивающий прочное запоминание информации – это самостоятельный поиск ответа или нахождение его в процессе дискуссии. Поэтому, если вы хотите привить ребёнку какую-то нравственную черту, постарайтесь сделать так, чтобы он сам понял её важность. Можно привести пример из жизни, подогреть его интерес наводящими вопросами.
4. Развивающие игры
Детская любовь к играм – это мощный механизм развития, предусмотренный природой. Так почему бы не использовать его по назначению? Именно в играх дети обычно учатся взаимодействию с другими людьми. И именно в играх им лучше всего прививать такие важные аспекты нравственности как честность, ответственность и справедливость. Глядя на реакцию других игроков, ребёнок учится думать об окружающих, преодолевая врожденное эгоцентрическое восприятие.
5. Чтение
Не только детские сказки, но и вполне взрослые литературные произведения показывают плохие и хорошие поступки персонажей, предлагая читателю самому сделать нужные выводы. Поэтому чтение книг помогает детям понять, какие поступки являются нравственными, а какие – нет.
Развить нравственность у ребёнка не так сложно, главное – уделять внимание мелочам, которые мы рассмотрели. Также важно всегда давать ребёнку высказаться, чтобы он осознавал ценность своего мнения для окружающих и сам больше его ценил. В будущем он будет придавать большее значение собственным мыслям, что важно для развития нравственности.
Читайте также: как заставить себя читать?
Заключение
Нравственность – это одно из важнейших качеств человека, стремящегося к личностному совершенству. Она представляет собой набор безусловных ценностей, представляющих для этого человека абсолютные этические идеалы. И если он в состоянии придерживаться собственных идеалов и не нарушать своих же правил, его самооценка заметно повышается. А наличие самоуважения – один из важнейших факторов успеха в современном мире.
Моральные умы
Добро против зла? Это не просто самая старая история в книге — это тема, над которой философы, а позже и психологи размышляли на протяжении всей истории. Еще до того, как психологи официально вступили в игру, Платон, Аристотель и другие крупные мыслители делали всевозможные психологические предположения: «на что люди способны, чего они желают, как они учатся и как действуют эмоции», — говорит Джонатан Хайдт, доктор философии, социальный психолог Нью-Йоркского университета.
Теперь область моральной психологии вступает в свои права, помогая конкретизировать наше понимание человеческой морали с помощью идей психологии развития, неврологии и многих других дисциплин. Однако, в отличие от философов-моралистов, сторонники психологии принципиально не озабочены тем, чтобы решить, что правильно, а что неправильно. Скорее, цель психологов состоит в том, чтобы понять, как другие люди думают и принимают моральные решения.
«Есть вопрос о том, как определить мораль с философской точки зрения. А еще есть психологический вопрос, а именно: каковы масштабы морального мышления и морального действия?» говорит психолог Йельского университета Пол Блум, доктор философии.
Нравственные основы
Одним из наиболее выдающихся психологов, задавшихся этими вопросами, был покойный Лоуренс Кольберг, доктор философии, который разработал когнитивно-развивающую модель морали. По его мнению, люди рождаются без врожденных моральных рамок, но развиваются от одного до шести различных этапов, от простого избегания наказания до усвоения моральных социальных стандартов до развития и действия в соответствии с личным набором моральных принципов, которые могут соответствовать или не соответствовать. с законом.
В течение многих лет после того, как Кольберг начал продвигать свою теорию в 1960-х годах, моральная психология оставалась в сфере когнитивного развития, говорит Дэвид Писарро, доктор философии, социальный психолог из Корнельского университета. «Это было почти кустарное производство». Но за последние два десятилетия моральная психология расширила свое влияние, говорит он.
Например, хотя Кольберг считал, что мораль развивается только по мере того, как у детей созревают мыслительные способности, современные эксперименты говорят об обратном. Блум в сотрудничестве с психологом Карен Винн, доктором философии, и психологом Кили Хэмлином, доктором философии, исследовал моральное понимание у младенцев. Типичное исследование включает в себя показ детям коротких пьес, в которых персонажи помогают или мешают друг другу. Затем исследователи наблюдают за реакцией.
«Сколько бы детей ни проверяли, они любят хороших парней и не любят плохих», — говорит Блум. «Это предполагает какое-то зарождающееся моральное понимание очень рано».
Блум сравнивает это понимание со строительными блоками человеческого языка. «Есть некоторые доказательства того, что мы начинаем с рудиментарных языковых способностей, но языки во всем мире различаются во многих отношениях», — говорит он. «Очевидно, что культура имеет значение».
Тем временем другие психологи пытались понять, почему мораль варьируется от культуры к культуре, сохраняя при этом некоторые общие черты. Теория моральных основ Хайдта предполагает, что существует по крайней мере шесть (и, вероятно, больше) систем, которые обеспечивают основу морали: забота / вред; честность/обман; верность/предательство; власть/подрывная деятельность; святость/деградация; и свобода/угнетение.
Согласно этой модели, эти базовые системы универсальны. Но некоторые люди и группы делают больший или меньший акцент на данном основании, как описывает Хайдт в своей книге «Праведный ум: почему хорошие люди разделены политикой и религией». В Соединенных Штатах, например, политические либералы делают упор на категорию «забота/вред» выше всех остальных, в то время как политические консерваторы с большей вероятностью создают мораль, основанную на всех шести принципах.
Но хотя у теории моральных основ много сторонников, не все в ней убеждены. Курт Грей, доктор философии, психолог из Университета Северной Каролины в Чапел-Хилл, например, предполагает, что всю мораль можно свести к одному существенному вопросу: воспринимаемому вреду. «Вопрос в том, кто или что способно причинить или получить вред? От этого вопроса зависит большая часть моральных суждений», — говорит он.
Теория диадной морали Грея, как он ее называет, предполагает, что все мы разделяем моральный шаблон, основанный на двух воспринимаемых разумах — агенте, причиняющем вред, и пациенте, который от этого страдает ( Psychological Inquiry , 2012). Как описывает Грей в своей книге 2016 года с доктором философии Дэниелом Вегнером «Клуб разума: кто думает, что чувствует и почему это важно», моральные разногласия часто сводятся к восприятию намерений и страданий.
Грей утверждает, что проблема теории моральных основ заключается в ее предпосылке, что разные моральные ценности имеют разные механизмы — один модуль для лояльности, другой для справедливости и так далее. «Но дело в том, что нет никаких доказательств существования таких специализированных механизмов», — говорит он. «Вместо этого акты неверности или несправедливости лучше всего понимать как разновидности предполагаемого вреда».
Однако Хайдт возражает, что его теория моральных основ не требует специальных нейронных сетей. «Моральные основы — это теория того, как могли развиваться врожденные социальные знания и как они развиваются в зависимости от культурных особенностей», — объясняет он. «Я никогда не предполагал, что моральные устои — это локализуемые механизмы или пятна в мозгу».
Мораль как автомеханик
Если вы хотите найти моральные механизмы в мозгу, Джошуа Грин, доктор философии, ваш помощник. Грин — профессор психологии и директор Лаборатории морального познания в Гарвардском университете. Он провел множество исследований с использованием поведенческих экспериментов и фМРТ для изучения морального мышления.
Он обнаружил, что мораль использует те же когнитивные функции, что и люди для принятия повседневных решений. Моральные проблемы связаны с разумом, эмоциями, мотивацией, ментальным моделированием и многими другими банальными способностями, которые люди используют, когда решают, что им есть на завтрак или как они относятся к новому начальнику или коллеге.
«Люди часто говорят об особой нравственной способности, будто в нашем мозгу есть светящийся портал, который издает «у-у-у» и выдает моральные суждения, — говорит Джин. Но нейробиология этого не подтверждает.
В то время как некоторые люди, возможно, не хотят расставаться с мыслью, что нравственность — это уникальная и отличительная способность, Грин видит в находке положительную сторону.
«Если мы сможем понять моральное суждение как те же самые старые схемы мозга, выполняющие те же самые старые вещи, но в другом контексте, это действительно демистифицирует моральное суждение», — говорит он. Это может дать людям возможность задуматься об ограниченности собственных моральных суждений. «Это становится своего рода автомеханикой, а не царством трансцендентности».
И учитывая эти ограничения, говорит Грин, именно так психология может предложить что-то вроде морального руководства.
Большинство моральных психологов согласны с тем, что роль психологии заключается не в том, чтобы решать, какие моральные решения являются правильными. В то время как у психологов будет свое мнение о моральных ценностях, то же самое будет и у фермеров, рыбаков и компьютерных программистов, говорит Патрисия Черчленд, доктор философии, философ из Калифорнийского университета в Сан-Диего, изучающая пересечение нейронауки и философии. «Моральная мудрость не является достоянием какой-то одной профессии, — говорит она.
«Часто у ученых есть важные факты, и вы хотите принять их во внимание», — добавляет она. Но для того, чтобы решать, что правильно и каковы наши законы? «Тогда мы должны собраться вместе, выслушать, договориться и попытаться прийти к консенсусу».
Нравственный прогресс
В лучшем случае психология может определить процессы, которые могут помочь человеку научиться делать лучший нравственный выбор. «Вы можете стать более нравственными. Это часть развития», — говорит Энн Колби, доктор философии, психолог и профессор-консультант Стэнфордского университета.
В своей книге «Сила идеалов: реальная история нравственного выбора», написанной в соавторстве с доктором философии Уильямом Дэймоном, Колби утверждает, что психологические исследования слишком много внимания уделяют аморальности, а эксперименты, проводимые в лаборатории, соблазняют лабораторных добровольцев. с возможностью лгать, обманывать и воровать. По ее словам, специалистам в области нужно уделять гораздо больше времени обдумыванию желаемого ракурса.
«Люди не просто пешки своей культуры. У них есть способность думать о культурных нормах и давлениях, и моральное творчество, чтобы сказать,
Так не должно быть, — говорит Колби. — Они могут сказать: «Я попытаюсь изменить культурные нормы в отношении некоторых вопросов или изменить систему».
Действительно, если люди могут стать более нравственными, то же самое могут сделать системы и общества. И многие психологи утверждают, что когда дело доходит до морали, человеческий род находится на подъеме. В своей книге 2011 года «Лучшие ангелы нашей природы» Гарвардский университет Психолог Стивен Пинкер, доктор философии, изложил доводы в пользу того, что мир неуклонно становится менее жестоким и более принципиальным9.0003
«Наша мораль не просто отличается от той, какой она была 500 лет назад — она лучше», — говорит Блум. «Это лучше в том смысле, что оно последовательно, оно делает мир лучше и увеличивает общую сумму человеческого процветания».
Многие психологи говорят, что поле может помочь продолжить движение вперед, помогая людям понять, как мы приходим к моральным решениям, и как другие люди тоже приходят к ним.
Теоретически поиск общих черт в человеческой морали может дать людям возможность встретиться посередине, когда они обсуждают моральные вопросы, по которым у них нет разногласий, такие как, например, аборты, однополые браки и смертная казнь. «Если психология может помочь объяснить, что в конечном итоге люди основывают свои моральные суждения на одних и тех же вещах — например, на любви к своим семьям и желании защитить своих детей, — тогда мы сможем оценить (хотя бы интеллектуально) тот факт, что другие люди действуют так, как они считают нужным». мораль», — говорит Грей.
Психологические исследования морали также могут помочь нам более критически взглянуть на процесс нашего собственного морального суждения. Если мы поймем бессознательные предубеждения и мыслительные процессы, которые влияют на принятие нами моральных решений, мы будем лучше подготовлены к тому, чтобы решить, правильно ли мы принимаем наши решения.
Пока психологи, философы и другие специалисты все еще собирают воедино кусочки головоломки о морали, еще не поздно применить имеющиеся знания для решения реальных проблем, говорит Грин.
«Психология на самом деле имеет большое значение, потому что она говорит нам, что происходит под колпаком нашего разума», — говорит Грин. «Когда мы поймем, что там происходит, это может фактически изменить наше отношение к некоторым вещам, которые мы делаем».
Моральная психология | Определение, объем и темы
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
Всемирная история
- В этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Самые популярные вопросы
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы. - Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
- Студенческий портал
Britannica — это лучший ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.