Опросник Шварца vs Американский тест Рокича на ценностные ориентиры: что круче?
Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите про ценностные ориентиры? Для многих это нечто надоевшее то ли из выпусков новостей, то ли из многочисленных тренингов личностного роста. Однако если отбросить пафос политиков и разной степени успешности коучей, ценностные ориентиры – это то, что есть у каждого человека, даже если он это не осознает или называет как-то иначе.
Ценностные ориентиры – это то, что заставляет человека поступать тем или иным образом, высказывать (или держать при себе) то или другое мнение по поводу происходящих вокруг событий. И, в принципе, выбирать тот жизненный путь, который человек выбирает. Вам будет проще справиться с этими задачами и понять, что вам нужно на самом деле, если вы пройдете наши программы «Самопознание» и «Сам себе психолог».
А сегодня вы можете сделать вклад в копилку своих знаний о себе, изучив два основных теста, применяемых сегодня в психологии для выявления ценностных ориентиров личности. Это опросник Шварца и американский тест Рокича. Но для начала стоит разобраться чуть подробнее, что такое ценностные ориентиры.
Ценностные ориентиры: что это такое?
На сегодняшний день существует множество определений того, что же такое ценностные ориентиры. Можно встретить определение ценностных ориентиров как важнейших элементов внутренней структуры личности человека, которые подкреплены жизненным опытом и совокупностью всех переживаний человека и которые отграничивают наиболее значимое и существенное для данного человека [О. Захарова, 2018].
Можно встретить мнение, что ценностные ориентиры складываются, с одной стороны, из идейных, моральных, политических, эстетических и прочих оснований для оценки окружающей действительности, а с другой стороны, из способа организации человеком своего поведения. Во втором случае ценностные ориентиры становятся своего рода «индивидуальной идеологией стиля жизни» [HR-Portal, 2009].
Существует и такое видение, что ценностные ориентации – это избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, в котором выражается сознательное отношение человека к социальной действительности. Можно сказать, что это «предпочтение определенных смыслов в качестве жизнеорганизующих начал и готовность им следовать» [Л. Нагоева, 2011].
Так или иначе, ценностные ориентации – это некие предпочтения личности, «шаблоны восприятия», которые помогают человеку ранжировать объекты и события по значимости. Именно эти ориентировки и выступают в качестве побуждающих стимулов к тем или иным действиям и выполняют функцию регуляторов социального поведения.
Множественность определений позволяет нам составить свое собственное более или менее внятное представление о такой многогранной социокультурной категории, как ценностные ориентиры. И это правильно, потому и ценностные ориентиры, и понимание сущности ценностных ориентиров у каждого свое. Как понять, что представляет для человека ценность? Давайте рассмотрим ныне существующие способы!
Американский тест Рокича на ценностные ориентиры
Начнем с краткого исторического экскурса. Так называемый «Американский тест на ценностные ориентиры» разработал американский психолог польского происхождения Милтон Рокич. Интересно, что свою карьеру он начал в качестве психиатра, однако большую часть своей сознательной жизни посвятил психологии. В частности, исследованию системы ценностей человека.
Милтон Рокич создал собственную концепцию ценностных ориентаций личности. В его научном понимании ценность это устойчивое убеждение человека в предпочтительности определенных целей или способов действия перед другими целями и способами действия. Он провел огромный массив практических исследований, прежде чем вывел некие теоретические закономерности и предложил общественности готовый опросник.
Так, его работа The Open and Closed Mind («Открытый и закрытый разум») являет собой монографический отчет по итогам 9 лет исследований природы человеческих убеждений. Автор подчеркивает, что акцент сделан на структуре, а не на содержании системы убеждений. Некогда его заинтересовала тема авторитарной структуры характера, в связи с чем он сосредоточился на том, чтобы проанализировать идеологический догматизм в области политики, религии и науки, обеспечить лучшее понимание процессов, посредством которых люди создают и организуют системы убеждений [M.
В дальнейшем ученый развил свои наблюдения и выводы в работе Beliefs, attitudes and values: a theory of organization and change («Убеждения, отношения и ценности: теория организации и изменений»), где они как раз и приняли форму законченной концепции, о которой мы упоминали ранее [M. Rokeach, 1968].
А в 70-е годы 20 столетия вышел его, пожалуй, самый масштабный труд The Nature of Human Values («Природа человеческих ценностей») [M. Rokeach, 1973]. На этом этапе он окончательно пришел к выводу, что человеческие ценности относительно немногочисленны и организованы в определенную систему.
При этом абсолютно все люди обладают одним и тем же «комплектом» ценностей, а разница лишь в том, что каждая ценность у того или другого человека выражена в неодинаковой степени. Собственно, именно этот постулат и позволил создать единый тест, где представлены общие для всех людей ценности, и который позволяет выявить разницу в степени значимости тех или иных ценностей для каждого человека.
Итак, что же представляет собой тест Рокича на ценностные ориентиры? Тест состоит из двух частей. Первая часть теста «А» посвящена так называемым «терминальным ценностям», а вторая часть теста «Б» посвящена «инструментальным ценностям». Отметим, что Рокич все ценностные ориентиры личности группирует в две основные категории:
- Терминальные ценности-цели – те, что касаются целей индивидуального существования.
- Инструментальные ценности-средства – те, что связаны с образом действий и достижения целей.
От испытуемого требуется изучить последовательно список ценностей в каждой из частей теста и расположить их в порядке убывания значимости сверху вниз. Если откроете тест Рокича онлайн на Survio, вы увидите инструкцию. При прохождении теста требуется расставить цифры от 1 до 18, где под номером 1 будет расположена ваша самая главная ценность, под номером 2 тоже важная, но чуть менее значимая ценность, и т.д.
Таким образом, под номером 18 автоматически окажется наименее значимая для вас ценность из числа предложенных.
Кстати, пусть вас не сбивает с толку инструкция «расставить цифры от 1 до 18». Писать цифры нигде не нужно. Нужно нажимать стрелочки вверх-вниз слева на строчке с указанием ценности, и «ценность» автоматически будет перемещаться и маркироваться новым номером:
Как вариант, можно просто «захватить» нужную строчку левой клавишей мышки (той, которой вы всегда работаете) и перенести ее на нужную позицию. Например, пункт «здоровье (физическое и психическое)» с позиции 3 на позицию 1, а пункт «интересная работа» с позиции 4 на позицию 2. Тогда изначально находившиеся на позициях 1 и 2 пункты автоматически
Аналогичным образом строится работа со второй частью теста. В части «Б» тоже 18 пунктов, и их тоже можно смещать на нужные позиции при помощи стрелок вверх-вниз или же «перетаскивая» строчки мышкой:
В целом, у этого сервиса всего один недостаток: вы сможете увидеть вердикт по своей персоне только в случае, если поделитесь результатами теста в одной из популярных соцсетей.
Можно найти и другие варианты прохождения теста. Так, например, тест Рокича на сервисе Testometrika предлагает сначала изучить весь список, а потом последовательно нажать на каждый из пунктов в порядке значимости по убыванию. После нажатия пункт исчезает из списка, и «вернуть» его, если вы вдруг обнаружили, что хотели бы поставить ценности в другом порядке, уже нельзя. Названия ценностей сформулированы чуть иначе, чем в оригинальном тесте, но суть остается прежней:
По итогам теста вы просто получите готовый список с «пронумерованными» ценностями в том порядке, в котором вы их расположили. Никакого вердикта или вывода из ваших ответов система не предлагает.
Существует и такой вариант, как, к примеру, тест Рокича на Quizterra, где не нужно ранжировать ценности, а можно просто оценить, насколько вам важна каждая из ценностей по 5-бальной системе:
Можете поставить 5 «звездочек» хоть каждой позиции. Сервис в любом случае выдаст вам свой вердикт, который вы сможете сразу прочитать. Если вы для каждой позиции поставите 5 «звезд», вывод системы будет следующий:
К слову, если везде эксперимента ради поставить 4 «звездочки», вывод системы будет точь-в-точь таким. Эксперимент с одинаковыми ответами мы ради вас уже поставили, так что у вас уже есть материал для сравнения и собственных выводов относительно релевантности данного варианта теста.
Итак, мы с вами рассмотрели тест Рокича на ценностные ориентиры. Теперь рассмотрим ценностный опросник Шварца – тест, его структуру и вопросы.
Ценностный опросник Ш. Шварца
Для начала уточним, что опросник Шварца для изучения ценностей личности разработан на основе методики Милтона Рокича. Социальный психолог Шолом Шварц модифицировал исходный тест, существенно расширив его концептуальную базу и увеличив суммарное количество вопросов с 36 до 97.
Главное внимание в данном исследовании было сосредоточено на 4 основных вопросах:
- Существенное содержание человеческих ценностей.
- Выявление комплексного набора ценностей.
- Степень эквивалентности значения тех или иных ценностей для разных групп людей.
- Способ, которым были структурированы отношения между различными ценностями.
В итоге были определены 10 мотивационно различных типов ценностей, которые с высокой степенью вероятности будут распознаваться внутри и за пределами культур и использоваться для формирования ценностных приоритетов.
Также был выявлен набор типов ценностей, который можно назвать «относительно всеобъемлющим» и охватывающим практически все типы ценностей, которым люди придают хотя бы умеренное значение в качестве критериев оценки. Данные из 20 стран наглядно показали, что значение и понимание типов ценностей в исследованных группах весьма сходны [S. Schwartz,1992].
Как мы помним, к похожим выводам пришел в свое время Милтон Рокич, представивший в своих работах подтверждения, что абсолютно все люди обладают одним и тем же «комплектом» ценностей, а разница лишь в том, что каждая ценность у того или другого человека выражена в неодинаковой степени.
В 1992 году Шварц представил научной общественности свой вариант теста. Тест-опросник Шварца для изучения ценностей личности состоит из двух частей:
- Часть 1 (вопросы 1-57) позволяет оценить внутренние ориентиры испытуемого и ценности, которые он разделяет.
- Часть 2 (вопросы 58-97) выявляет особенности поведения испытуемого, реализацию его ценностей с учетом социализации.
Часть первая – это собственно список ценностей, всего 57 штук, представленных в форме существительных и прилагательных. Испытуемый должен оценить каждую из них в баллах от 7 (самая большая ценность) до минус 1 (антиценность).
Вторая часть – это, если можно так сказать, «профиль личности», содержащий 40 описаний, которыми можно охарактеризовать 10 типов ценностей. Здесь испытуемый должен оценить каждое описание в баллах от 4 до минус 1.
Если мы откроем ценностный опросник Шварца онлайн на Test Pad, мы не увидим жестких ограничений по количеству баллов, которые можно присвоить ценностям или описаниям. Однако в инструкции содержится просьба по возможности использовать все предложенные цифровые значения:
Далее начинаются собственно пункты опросника (перечень ценностей в первой части и описания характеристик во второй части), под каждым из которых находится шкала от высшего балла к низшему и кружочек напротив каждого значения. Испытуемый должен выбрать тот балл, на который он оценивает важность предложенной ценности, и перейти к следующему пункту:
Если нужно прерваться, всегда можно нажать кнопку «Завершить» (внизу справа), и система сохранит результат. Вернуться к прохождению теста можно в любой момент и стартовать с вопроса, на котором остановились.
Аналогичным образом выстроена и вторая часть теста. Там предлагаются различные описания характеристик людей, а испытуемый должен оценить в баллах, насколько такой «условный человек» с предложенной характеристикой похож или не похож на него:
Пусть вас не смущает, что система помечает вопросы как «83 из 98», «95 из 98» притом, что в опроснике всего 97 вопросов. Последний 98-й вопрос – это вопрос с просьбой указать ваш пол, мужской или женский. Есть и опросники, где указано 97 вопросов. Например, опросник ценностей Шварца на сервисе «Банк тестов». Но там просят указать имя, которое, как предполагается, прольет свет на гендерную принадлежность испытуемого:
Затем полученные баллы обрабатываются, и система выдает результат в процентах. Правда, значок % может не отображаться. Чем выше показатель, тем большее значение имеет для испытуемого представленная ценность, которая выявляется как через прямую оценку (в первой части), так и через описание признаков (во второй части). Предлагается следующая интерпретация теста:
- От 81 до 100% очень высокая важность ценности.
- От 61% до 80% сильная выраженность ценности.
- От 41% до 60% умеренная выраженность ценности.
- От 21% до 40% ценность не представляет особого интереса.
- От 0% до 20% ценность не важна и не выражена.
Тем, кому интересно вникнуть в тайны подсчета результатов, можем предложить ознакомиться с материалом «Ценностный опросник Шварца» –
к 1 и 2 части ответы представлены в виде ключа для обработки результатов теста [HR-Portal, 2009]. Сам ключ к тесту продублируем здесь:
Теперь стоит подробнее рассказать о ценностях в том понимании, как их представил в своем опроснике Шолом Шварц. Это поможет избежать разночтений и двусмысленных трактовок результатов.
Ценности личности (по Шварцу):
- Власть (Power) – подразумевается, что часто в межличностных отношениях есть такие нюансы, как доминантность и подчиненность. Главная цель этого типа ценностей – стремление к высокому социальному статусу, престижу, власти над людьми, доступу к ресурсам (материальные блага, общественное признание и прочее).
- Достижение (Achievement) – подразумевается успех через так называемую «социальную компетентность» и общественное одобрение. Главной целью этого типа ценностей является успех через компетентность и соответствие социальным стандартам.
- Гедонизм (Hedonism) – подразумевается стремление к наслаждению жизнью и получению чувственных удовольствий.
- Стимуляция (Stimulation) – является производной от потребностей в разнообразии и оптимальном уровне активности. Ценность может иметь разное «наполнение» у разных людей, однако основная цель, присущая данному типу ценностей – это стремление к новизне и глубоким переживаниям.
- Самостоятельность (Self-Direction) – подразумевает свободу мышления и свободу выбора способов действия, стремление к творческому разнообразию и креативу. Ценность является производной от потребности в самоконтроле.
- Универсализм (Universalism) – подразумевает терпимость, стремление к взаимопониманию, защита благополучия человека и окружающей среды. Ценность является производной от потребностей выживания группы и индивида, что обретает актуальность при расширении группы и/или контактах за пределами своей группы и своей среды.
- Доброта (Benevolence) – подразумевает более узкое понимание просоциальных ценностей в сравнении с универсализмом и фокус на благополучии в повседневном взаимодействии.
- Традиции (Tradition) – подразумевает приверженность порядкам и ритуалам, выработанным группой, что является символом солидарности и гарантией выживания.
- Конформность (Conformity) – подразумевает сдерживание и предотвращение действий, которые способны нанести вред окружающим и/или выходят за рамки социально ожидаемых.
- Безопасность (Security) – подразумевается стремление к стабильности, гармонии и всему, что обеспечивает личную и коллективную безопасность (семьи, группы, государства и т.д.)
Показательно, что Шварц не разделял индивидуальные и групповые ценности безопасности, полагая, что одно проистекает из другого и потому тесно взаимосвязано. Так, безопасность в государстве в значительной степени гарантирует безопасность личности, а устойчивый социальный порядок в стране способствует уверенности в завтрашнем дне, как своем, так и своей семьи.
В своих последующих научных работах Шварц развил эту мысль, нашедшую подкрепление в его многочисленных исследованиях. В частности, результаты исследований с новыми данными теперь уже из 27 стран отображены в статье
Evaluating the structure of human values with confirmatory factor analysis («Оценка структуры человеческих ценностей с помощью подтверждающего факторного анализа») [S. Schwartz, K. Boehnke, 2004].
Как вариант, систему ценностей можно представить как «Круг ценностей Шварца»:
Эту схему можно использовать как шаблон для отображения собственных результатов тестирования и наглядного представления, насколько у вас сбалансированы разные стороны характера и бытия.
Весьма интересна вариация, в которой представлен ценностный опросник Ш. Шварца на Quizterra. Там вопросы сгруппированы парами и нужно давать не абсолютную оценку, а относительную, выбрав одну наиболее весомую ценность из двух предложенных:
По сути, тут предложено пройти только первую часть теста, содержащую 57 вопросов. 27 спаренных вопросов и 28-й вопрос, содержащий 3 варианта ответа – это как раз и будет равно 57:
27 х 2 = 54
54 + 3 = 57
В принципе, даже сокращенный вариант теста достаточно информативен и позволяет составить общее представление о системе ценностей испытуемого. А полный тест дает развернутую характеристику личности человека, понимание его абстрактных идеалов и практических мотивов действий, и позволяет предположить, чего от него ждать в повседневной жизни и экстремальных обстоятельствах, которые в последнее время для многих стали неотъемлемой частью повседневной жизни.
И теперь самое время вернуться к вопросу, вынесенному в заголовок статьи: что круче, опросник Шварца или Американский тест Рокича на ценностные ориентиры? Собственно, мы уже знаем, что опросник Шварца изначально построен на основе теста Рокича. И это вовсе не значит, что какой-то из этих вариантов менее ценен как вторичный или успел устареть как предложенный полвека тому назад. Если пройти оба теста, можно легко увидеть, что результаты, в целом, сходны.
Так что вполне справедливым будет остановиться на том, что тест Рокича на 36 вопросов больше подходит для экспресс-диагностики, а опросник Шварца на 97 вопросов более пригоден для глубокого исследования и выявления нюансов ценностных ориентаций личности. Мы тоже внесем свою лепту в тему опросов и предложим ответить на вопрос по теме статьи. Мы желаем вам жить в ладу с собой и окружающим миром, и приглашаем на наши программы «Самопознание» и «Сам себе психолог».
Ключевые слова:1Психолог, 1Самопознание
94. Методика «ценностные ориентации м. Рокича»
Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентации М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. Последнее обстоятельство заставляет многих авторов сомневаться в надежности методики, так как ее результат сильно зависит от адекватности самооценки испытуемого. Поэтому данные, полученные с помощью теста Рокича желательно подкреплять данными других методик.
М. Рокич различает два класса ценностей:
терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;
инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.
Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.
Процедура проведения
Респонденту предъявляются два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.
Большее удобство для испытуемого (и большую точность результатов) дает использование не списков, а наборов отдельных карточек, на каждой из которых указана определенная ценность. Человек, сортирующий карточки, более сосредоточен и видит картину всех представленных ценностей более полно.
Обследование лучше проводить индивидуально, но возможно и групповое тестирование.
Для преодоления социальной желательности и более глубокого проникновения в систему ценностных ориентаций испытуемого возможны изменения инструкций, которые дают дополнительную диагностическую информацию и позволяют сделать более обоснованные выводы. Так, после основной серии можно попросить испытуемого ранжировать карточки, отвечая на следующие вопросы:
«В каком порядке и в какой степени (в процентах) реализованы данные ценности в Вашей жизни?»
«Как бы Вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтали?»
«Как, на Ваш взгляд, это сделал бы человек, совершенный всех отношениях?»
«Как сделало бы это, по Вашему мнению, большинство людей?»
«Как это сделали бы Вы 5 или 10 лет назад?»
«Как это сделали бы Вы через 5 или 10 лет?»
«Как ранжировали бы карточки близкие Вам люди?»
Интерпретация результатов
Доминирующая направленность ценностных ориентаций человека фиксируется как занимаемая им жизненная позиция, которая определяется по критериям уровня вовлеченности в сферу труда, в семейно-бытовую и досуговую активность. Качественный анализ результатов исследования дает возможность оценить жизненные идеалы, иерархию жизненных целей, ценностей-средств и представлений о нормах поведения, которые человек рассматривает в качестве эталона.
Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки на тех или иных основаниях.
95. Методика «ценностные ориентации личности (цол) смекалы и кучера»
В основу методики авторы заложили теоретические представления о том, что человек в своей основе имеет три направленности: личностная (на себя), коллективистская (на взаимодействие) и деловая (на задачу). Предложенные направленности не являются изолированными, а обычно сочетаются и для каждого человека имеют свою степень выраженности.
Методика проводится по принципу фиксации словесных реакциий испытуемого в определенных ситуациях, связанных с работой или участием в них других людей. Ответы предлагается давать в зависимости от предпочтений испытуемым, из трех вариантов, сразу наиболее предпочитаемый, а затем менее значимый. При этом у испытуемого создается впечатление, что идет сбор ориентировочных данных, на самом деле результаты анкеты позволяют оценить жизненную позицию испытуемого.
96. ИСССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
Существуют различные варианты определения понятия «выбора профессии», однако все они содержат мысль, что профессиональное самоопределение представляет собой выбор, осуществляемый в результате анализа внутренних ресурсов субъекта и соотнесения их с требованиями профессии. Содержание определения высвечивает двусторонность явлений выбора профессии: с одной стороны, тот, кто выбирает (субъект выбора),с другой стороны — то, что выбирают (объект выбора). И субъект и объектобладают огромным выбором характеристик, чем объясняется неоднозначность явления выбора профессии.
Выбор профессии — это не одномерный акт, а процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которых зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии.
В психологической литературе нет единого взгляда на то, как формируется выбор профессии, и какие факторы влияют на этот процесс. По этому вопросу существует ряд точек зрения, в защиту каждой из которых приводятся убедительные аргументы. Несомненно, это объясняется сложностью процесса профессионального самоопределения и двухсторонностью самой ситуации выбора профессии.
Ряд исследователей придерживается распространенной точки зрения на выбор профессии как на выбор деятельности. В этом случае предметами исследования выступают, с одной стороны, характеристики человека как субъекта деятельности, а с другой- характер, содержание, виды деятельности и ее объект. Профессиональное самоопределение понимается здесь как процесс развитие субъекта труда. Следовательно, выбор профессии сделан правильно, если психофизиологические данные личности будут соответствовать требованиям профессии, трудовой деятельности. Однако, этот взгляд недооценивает активного начала личности выбирающего.
В понятии профессиональная направленность можно выделить отдельные стороны, выражающие ее содержательную и динамическую характеристики. К первой относят полноту и уровень направленности, ко второй — ее интенсивность, длительность и устойчивость. Полнота и уровень направленности несет содержательно-личностную характеристику профессиональной направленности и в значительной мере содержит ее формально-динамические особенности. Под полнотой профессиональной направленности понимается круг (разнообразие) мотивов предпочтения профессии. Избирательное отношение к профессии чаще всего начинается с возникновения частных мотивов, связанных с отдельными сторонами содержания определенной деятельности, или процессом длительности, или с какими-либо внешними атрибутами профессии. При определенных условиях значимыми для человека могут стать многие связанные с профессией факторы: ее творческие возможности, перспективы профессионального роста, престиж профессии, ее общественная значимость, материальные, гигиенические и другие условия труда, его соответствие привычкам, особенностям характера и т. п. Это свидетельствует о том, что профессиональная направленность основывается на широком круге потребностей, интересов, идеалов, установок человека. Чем полнее профессиональная направленность, тем более многосторонний смысл имеет для человека выбор данного вида деятельности, тем разностороннее удовлетворение, получаемое от реализации данного намерения.
НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ В ВУЗЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Введение
Социально-политические, научно-культурные, социально-экономические, духовно-психологические процессы, происходящие в эпоху современной глобализации особенности интеграции культур , оказывают всестороннее влияние на общественно-политические отношения студентов, их представления и системы ценностей о самих себе. Формируется новая система ценностей. Эта система ценностей включает в себя не только положительные ценности, но и отрицательные. Следует отметить, что негативные ценности не только меняют направленность политических взглядов студентов, поле их мотиваций и запросов, но и вызывают серьезные изменения в их поведении и отношении к гуманистическим ценностям. В это время возникают противоречия в национальном самосознании студентов. Безусловно, Азербайджан является поликультурной страной и является образцом толерантности и различных форм гуманизма. Чтобы не допустить деградации толерантности и гуманистического мышления, в первую очередь требуется ограждать учащихся от чуждых ценностей, дальше развивать гуманистические ценности. С другой стороны, ориентируясь на духовно-психологическое состояние личности, изменение отношения к людям, космополитические идеи выдвигают в качестве важной задачи формирование гуманистических ценностей. Наблюдаемые в интеграционных процессах мегатенденции основаны на более гуманистическом подходе, и эти тенденции охватывают все сферы мира, сферу человеческих отношений, в том числе и сферу образования. В настоящее время формирование личности с гуманистическими ценностями является главным требованием.
Процессы, происходящие в мире, особенно интеграция культур, всесторонне влияют на овладение молодежью «системой ценностей». В рамках этих процессов в нашей республике ведется серьезная работа в этом направлении, проводится множество мероприятий по продвижению гуманизма, в том числе мероприятия мирового уровня с мультикультурализмом. Целью подобных мероприятий является формирование у молодежи гуманистических ценностей, поликультурного мышления, толерантности и представление миру существующих традиций на примере азербайджанского народа. В связи с этим формирование гуманистических ценностей у молодежи является весьма актуальной проблемой, отвечающей процессу интеграции в мир и его вызовам.
Методика
По данным нашего исследования, наблюдения, интервью, анкетирования, тестовых методик, «Обзора ценностей» М. Рокича (ROKEACH, 1968), «Обзора ценностей» Ш. Шварца (SCHWARTS, 2010), «Шкалы самооценки». » и методологии SAT (Самоактуализация) Э. Шострома (ШОСТРОМ, 2003). Кроме того, было использовано несколько анкет для изучения роли СМИ и процесса самосознания в формировании гуманистических ценностей. исследование было проведено среди 160 студентов Университета Одлар Юрду и Азербайджанского Государственного Педагогического Университета для определения методов развития, проявлений психологических особенностей формирования гуманистических ценностей у азербайджанской молодежи. Одинаковое количество студентов (80 человек) из обоих университетов принимал участие в исследовании
Обзор литературы
Направленности на формирование гуманистических ценностей в требованиях вузов находят отражение в разных подходах. Корни гуманистических ценностей исходят непосредственно из гуманистической психологии и вытекают из определяемой ею методологической концепции. Гуманистические ценности являются не только общечеловеческими ценностями, но и одной из важнейших ценностей, принятых человечеством. По мысли большинства исследователей, понятие ценности — это «большой ящик, в котором хранятся различные, часто малопонятные вещи» (MASLOW, 2018). Современные исследования обращают внимание на специальные рекомендации по формированию гуманистических ценностей в образовательных учреждениях. Сюда входят конструктивистский подход, когнитивный подход и гестационный подход.
Создание когнитивных противоречий в обучении, контекстуальное преподавание и обучение с использованием когнитивных рекомендаций, а также повышение квалификации педагогов с помощью оригинальной оценки, гештальт-подхода являются основными условиями включения гуманистических элементов в процесс обучения (CHEN; CARSTEN, 2017 ).
Многие исследования представляют формирование таких гуманистических ценностей, как достоинство, автономия, свобода, честность, благополучие, равенство и развитие потенциала учащихся. Людям должно нравиться принимать собственные решения о своей жизни, а учителя должны верить, что образовательный выбор учащихся хорошо обоснован (ALONI, 2011; BROCKETT, 19).98; ВЕЙГЕЛЕРС, 2011). Целью гуманистического образования является развитие самореализовавшейся личности (NEMIROFF, 1992). Следует учитывать, что гуманистические ценности развиваются быстрее, когда в образовании присутствуют принципы гуманизма. Когда педагоги контролируют учащихся, любое чувство личного развития и растущей социальной справедливости может помочь другим расти и быть полезными (DE GROOT, 2011).
Скотт (1980) настаивает на улучшении результатов или достижений посредством гуманистического обучения с особыми усилиями и показывает, что в гуманистической среде обучения учащиеся более позитивно относятся к обучению, тратят больше времени на задания и выполняют их с большим удовольствием. (СКОТТ, 19 лет80).
Отметим, что для формирования гуманистических ценностей в образовании необходимо использовать методы эмоциональной активации. В этом случае гуманистические ценности проявляются на основе полученных оценок (СЕЙИДОВ, 2009). Гуманистические ценности нельзя характеризовать только как отношение к материальным объектам. Это также ведущая составляющая духовного мира личности. Другими словами, это смысл жизни человека. Подход к ценностям в этом аспекте требует новой методологической базы. Джаббаров (2018) показывает, что «ценности определяют образ жизни человека, его жизненную стратегию. Ценности — это обобщенные представления об относительно важных целях и поведении человека. Они определяют приоритет восприятия действительности, направляют действия и поступки людей во всех сферах жизни, существенно определяют «образ жизни» общества» (ДЖАББАРОВ, 2018).
Были проведены многочисленные исследования развития гуманистических ценностей в образовании (WILLIIAM, 2015). Автор описывает четыре метода обучения, которые в совокупности образуют модель обучения профессиональным и гуманистическим ценностям. Автор защищает эту модель, ссылаясь на доказательства и соответствующую литературу, а также на свой обширный опыт работы с многочисленными коллегами по успешному использованию модели в крупномасштабных приложениях. Четыре метода обучения: (1) обучение практическим навыкам, (2) критическое мышление, (3) поддерживающий групповой процесс и (4) базовая долгосрочная учебная программа. Вместе эти методы создают теоретическую модель с взаимодополняющими элементами для повышения приверженности основным ценностям и оптимизации формирования профессиональной идентичности (WILLIIAM, 2015).
Гуманизм никогда не имел прочной традиции во всех областях образования прагматически и в ответ на образовательную стандартизацию, требования сертификации и производственные потребности. Однако после периода упадка гуманизм несколько вернулся как часть движения к образованию в студенческом центре. Исследования, проведенные в техническом колледже, показали, что гуманистические элементы в основном отсутствуют в послесреднем техническом образовании и не препятствуют достижению заявленных образовательных целей (CHEN; CARSTEN, 2017).
Гуманизация системы, сочетание этики и ответственности является неотъемлемой частью единого целого и имеет большое значение для привлечения гуманитарных наук к лидерству в сфере образования. В этом контексте одинаково важны как человеческие, так и профессиональные измерения. Таким образом, как профессиональная, так и личная жизнь интегрированы в существование лидера. Таким образом, нравственное воображение ясно выявляет стратегические шаги подхода лидера образования к приданию смысла и направления всем компонентам школы (BAUMEISTER, 19).91).
Для формирования гуманистических ценностей образование требует включения общечеловеческих ценностей во всю школьную жизнь, ее безусловного признания, верховенства этических ценностей, интегрированных в процесс принятия решений, нормативной правомерности действий и решения различных задач в образовательные учреждения. Школа не только нацелена на академические достижения, но и учитывает ценность человеческого характера, наличие прозрачности, правды и гуманистического общения со сходством слов и действий. Эти компоненты являются неотъемлемой частью духовного воображения (EFFENDI et al., 2020).
Подводя итоги исследования, можно сделать вывод, что к направлениям формирования гуманистических ценностей в высших учебных заведениях подходят прежде всего с позиций утверждения принципов гуманизма в образовании. Считается, что гуманизация образования приведет к формированию гуманистических ценностей.
Результаты
Исследование проводилось в экспериментальной и контрольной группах по изучению психологических особенностей формирования гуманистических ценностей у азербайджанской молодежи. На первом этапе проводится диагностика значений. Основная цель здесь состояла в том, чтобы определить, какие ценности изначально преобладали у студентов. Здоровье занимает первое место с 68% среди терминальных ценностей, проведенных среди студентов. На втором месте — счастливая семейная жизнь, на третьем — красота жизни. На 4 место студенты оценили уверенность в себе, а на 6 место наличие хороших и надежных друзей. На 7 месте любовь и на 8 месте материально обеспеченная жизнь. Студенты оценили ценность развлечения в 13 -е место. Счастье других занимает 18 место. Анализируя инструментальные ценности среди студентов, можно сказать, что по диапазону ценностей, предпочитаемых студентами, первое место занимает способ воспитания с 64%. На второе место студенты ставят воспитательные ценности, на четвертое — ответственность, на шестое — толерантность, на пятое — самообладание. Кроме того, студенты отметили сильную волю на 8 месте и широту знаний на 9 месте. Такие ценности, как активная жизнь, мудрость, здоровье, интересная работа, красота жизни, любовь должны были выйти на первое место по закону. Но здесь обнаруживается противоречие. Эта ситуация находит свое отражение и в инструментальных значениях. Например, такая иерархия проявляется в ценностях опрятности, вежливости, высоких стандартов, жизненной силы, работоспособности, независимости и т. д.
На втором этапе исследования проводилась формативная работа, а затем изучалась степень влияния отдельных факторов на динамику изменения значений. Результаты, полученные в формативной работе, отражены в табл. 2. На втором этапе после проведения формативной работы со студентами повторно изучались ценности, уточнялись места, занимаемые ценностями. Следует учитывать, что молодежный период – это время, когда им нужны близкие люди, люди, с которыми они могут поделиться своими идеями и хотят общаться. В связи с этим развлечение занимает 17 место среди ценностей студентов. Это показывает, что в формирующей работе студенты считали более важным сосредоточиться на запланированных жизненных перспективах, чем отойти от развлекательных ценностей.
Приоритетные ценности среди учащихся включают, как уже отмечалось, развитие (первый уровень) и социальное признание (третий уровень). Это означает, что они хотят работать над своими ошибками и исправлять их. В то же время известность ценности общественного признания является показателем изменения отношения студентов к гуманистическим ценностям.
Таблица 1
Средние количественные показатели связи возрастного изменения ценностей с самореализацией учащихся
Возрастные показатели | Терминальные ценности | Инструментальные ценности | Гуманистические уровни самореализации | N=140 |
18-20 лет | 0,35 | 0,36 | 0,28 | Низкий < 32 |
20-22 года | 0,43 | 0,41 | 0,39 | Среднее 38 < |
22-25 лет | 0,46 | 0,44 | 0,42 | Высокая 42 < |
Как видно из таблицы 1, существует положительная корреляция между возрастным уровнем и инструментальными и терминальными ценностями, в том числе гуманистическими ценностями, и уровнем самореализации. Налицо возрастное динамическое изменение между средними значениями первых 5 выбранных значений и самореализацией. Этот фактор можно объяснить тем, что при переходе на более высокие курсы студенты отдают предпочтение гуманистическим ценностям, в том числе социальным мотивам. Дополнительные опросы показали, что здесь также большую роль играет повышение уровня самореализации. Соответствие выбранной ценности потенциальным возможностям учащегося позволяет ему отойти от эгоистичных мотивов или ценностей.
Как видно из табл. 1, гуманистические ценности проявляются в относительно более поздние годы студенческой жизни. Формирующая работа показала, что можно обеспечить трансформацию как терминальных, так и инструментальных ценностей в ценности гуманистической направленности. Видно, что студенты хотят быть принятыми другими людьми, а также сверстниками и обществом, путем утверждения и реализации себя.
Таблица 2
Показатели ответов на вопрос «Каким ценностям в жизни Вы отдаете предпочтение?» студентов старше 18 лет
Значения | Мальчики N=65 | Девочки N=75 |
Слава | 20. 00 | 19.00 |
Дружба | 25,00 | 28,00 |
Материальная возможность | 42,00 | 39,00 |
Юстиция | 13.00 | 14.00 |
По мнению молодежи, нормализация их социально-экономического положения является для каждого ключевым фактором сохранения тех или иных нравственных качеств, нравственных ценностей. В противном случае может произойти деформация моральных качеств. Этот очень интересный аспект показывает, что нормальная экономическая обеспеченность, семейное положение оказывает серьезное влияние на духовный мир молодых людей и в большинстве случаев создает условия для их становления в обществе, наличия определенного положения, сохранения нравственных качеств. Можно сделать вывод, что гуманистические ценности обусловлены, с одной стороны, общественными мотивами и потребностями, а с другой — индивидуальными, альтруистическими мотивами. Изменение отношения к миру может уменьшить или увеличить важность отношений.
Безусловно, условия и социально-психологическая среда азербайджанской молодежи имеют особую роль в формировании гуманистических ценностей. В результате исследования еще раз выяснилось, что самосознание, самооценка, самоактуализация важны для формирования гуманистических психологических ценностей у молодежи. Эти качества оказывают большое влияние на развитие и формирование гуманистических ценностей у молодежи.
С этой точки зрения нами проведены исследования по определению роли самосознания и самооценки в формировании гуманистического психологического мышления у юношей и девушек. В процессе исследования использовались методики определения уровня самооценки у юношей и девушек. Для выявления факторов, влияющих на национальное самосознание молодежи, был проведен анкетный опрос.
Как уже упоминалось, в исследовании приняли участие 140 молодых студентов. Самый низкий возраст – 18 лет, а самый высокий – 25 лет. В результате нашего исследования уровень самооценки студентов варьируется по трем направлениям: низкий, средний и высокий.
Опрос показал, что 4% студентов имеют высокую самооценку, 24% — среднюю и 72% — низкую. В частности, установлено, что существует разница между уровнем самооценки у юношей и девушек. Из 24% средних показателей 90% составили мальчики, а из 72% с низкими показателями 85% — девочки. Таким образом, исследование показало, что молодые люди имеют низкий уровень самооценки. Кроме того, для изучения процесса самосознания использовались различные вопросы. В этом случае использовались разные критерии. Опрос показал, что 12 % студентов понимают сущность самосознания как самопознание, 12 % как самопознание. 76% не смогли выразить это понятие. Выражение сущности концепции национального самосознания также вызывало вопросы у молодежи. Сущность понятия национального самосознания 7 % молодых людей объяснили восприятием национального самосознания, 10 % — патриотизмом, 6 % — национальными нравственными ценностями. 77% не смогли объяснить понятие национального самосознания в целом. Но даже если молодые люди не могут правильно объяснить суть этих понятий, 50% молодых людей ответили «да» на вопрос «считаете ли вы себя патриотом?»
В ответ на вопрос «Что для Вас чувство патриотизма?» 45 % молодых людей ответили, что любят свою Родину, 30 % ответили, что ради Родины готовы на все, 20 % ответили, что это важнее всего и 5% сказали, что это единство. В ответ на вопрос «Как быть патриотичным человеком?» 20 % молодых людей ответили, что должны защищать Родину, 30 % ответили, что должны быть готовы на все ради Родины, 50 % сказали, что должны любить родина. По итогам опроса они также ответили на вопрос «Кто для молодежи национальные герои?» Результаты опроса представлены на рисунке 3. В очередной раз стало ясно, что национальные герои, их любовь к своему народу, земле и нации имеют особую роль в формировании гуманистической психологии у азербайджанской молодежи. В результате опроса также были выявлены национальные героические идеалы молодежи. Анализируя все эти результаты, получается, что наш тест «Определение уровня самооценки», тест-опрос «Определение уровня национального самосознания» показали, что самооценка у азербайджанской молодежи умеренная, что имеет положительную влияние на формирование самосознания и национального самосознания. У мальчиков более высокий уровень самооценки, чем у девочек. Однако молодые люди с высокой самооценкой лучше объясняли сущность самосознания и самооценки. Кроме того, был проведен опрос для изучения влияния СМИ на ценности.
Таблица 3
Показатели связи гуманистических ценностей с чертами личности студентов
Гуманистические ценности | Самосознание | Познавательные потребности | 90 054 СамоуважениеСамоутверждение | Академические потребности | |
Дружба | 0,32** | 0,35** | 0,20* | 0,32 | 0,22* |
Любовь | 0,89* | -0,37* | -0,76* | -0,26* | 0,66 |
Эмпатия | 0,38** | -0,23 | 0,98* | -0,43* | 0,54 |
Альтруизм | 0,58* | 0,21 | 0,42 | 0,56 | 0,27* |
Ментальные ценности | 0,44** | 0,46** | 0,78* | 0,69* | 0,19 |
Социальные идеалы | 0,186* | 0,232 | 0,49* | 0,96* | 0,72 |
Как видно из табл. 3, существует положительная корреляция между гуманистическими качествами и чертами личности и успеваемостью. Правда, иногда эта тенденция характерна, но есть и положительная зависимость. Существует важная связь между самосознанием (на уровне r=0,186*, p<0,001), самооценкой (на уровне r=0,49*, p<0,001), и самоутверждение (на уровне r=0,96*, p<0,001) в социальном идеале, отражающем гуманистические качества студентов. Среди прочих качеств наблюдается склонностная зависимость. Можно сделать вывод, что для развития гуманистических ценностей необходимо развивать социально значимые ценности и качества личности. Здесь необходимо учитывать познавательные потребности, возможности самоутверждения, а также учебные достижения. В результате исследования стало ясно, что формирование гуманистического мышления у молодежи проявляется на определенных этапах. Формирование гуманистических ценностей у молодежи проходит следующие этапы.
На третьем этапе необходимо изучить, как воспринятые молодежью гуманистические ценности влияют на их самореализацию и духовное развитие. Учет уровня самооценки при формировании гуманистических ценностей позволяет определить нравственную позицию личности. Это находит отражение в самовоспитании личности.
Для осуществления процесса самовоспитания и самоотношения у молодежи важно изучить ее отношение к тому или иному нравственному качеству, к себе и другим, провести психокоррекционную работу в этом направление. В частности, важно проводить опросы молодежи в учебном процессе в течение определенного периода времени, чтобы ответить на ее нравственные суждения и организовать их мышление по данной теме. Формирование нравственного идеала очень важно для формирования гуманистических качеств у азербайджанской молодежи. Также формирование нравственного идеала очень важно для формирования гуманистических качеств у молодежи Азербайджана. Появление положительного нравственного идеала побуждает личность делать что-то полезное для общества. То есть выступает как своеобразный мотив личности и в большинстве случаев ведет учащегося к работе над собой и саморазвитию, самосовершенствованию, отходу от вредных привычек. На наш взгляд, психологическое наследие нашего этноса также важно для формирования у студентов гуманистических ценностей. Рекомендуемая литература подбирается таким образом, чтобы учащиеся могли прочувствовать ситуацию персонажа в своем собственном мире и почувствовать себя на своем месте. Конкретно в нашей этнической среде можно рекомендовать статьи, романы и т.п. о национальных героях для развития нравственно-гуманистических ценностей у студенческой молодежи. Добиться гуманистического формирования студенческой молодежи можно также путем цитирования жизни и деятельности видных государственных деятелей. Безусловно, особую роль в формировании гуманистических ценностей играют условия и социально-психологическая среда азербайджанской молодежи.
Обсуждение и заключение
Наше исследование показало, что формирование гуманистического мышления у учащихся важно для формирования гуманистических ценностей. Установлено, что высокий потенциал альтруизма не обусловлен высоким уровнем гуманистического мышления. Активизируя социально ценимую мотивацию, можно реализовать потенциальные возможности, которые по своей сути пассивны, и эффективно использовать их в развитии гуманистического мышления. Результаты исследования показали, что студенты имеют высокое отношение к гуманистическим ценностям независимо от уровня самоутверждения и самооценки. Основные механизмы формирования гуманистических ценностей у студентов зависят от провокационных особенностей социальных ценностей, занимающих главенствующее место в иерархии ценностей и профессиональной уверенности в себе, отражающей интегрированные качества личности. Установлено, что существует положительная корреляция между гуманистическими качествами и личностными качествами и академическими достижениями. Иногда, хотя это тенденция, она статистически значима.
ССЫЛКИ
АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ ФОЛЬКЛОР, (2005). Баку, Канун.
АЛОНИ, Н. Гуманистическое образование: от теории к практике. В: В. Вейгелерс (ред.), Образование и гуманизм: связь между автономией и человечеством. Роттердам, Нидерланды: Sense Publishers. 2011.
БРОСЕТТ, Р.Г. Гуманизм как педагогическая парадигма. 1998. Доступно: http://roghie mstr a.com/romira1.html
DIERKSMEIER, C. Что такое «гуманистический» подход к гуманистическому менеджменту? Журнал гуманистического менеджмента, 1, 9–32 2016 г.; Доступно: https://link.springer.com/article/10.1007/s41463-016-0002-6
DE GROOT, I. Почему мы еще не демократичны: сложность развития демократического отношения. Роттердам, Нидерланды: Sense Publishers. 2011.
ЭФФЕНДИ, Р.; БАФАДАЛ, И.; НИОМАН, Д.; АРИФИН И. Конструктивная модель внедрения основных гуманистических ценностей в формирование характерной школьной среды. Препринты Опубликовано: 2, 19, 21-43, 2020. DOI: 10.20944/preprints202011.0068.v1).
ДЖАББАРОВ Р. Факторы, влияющие на развитие самореализации у студентов разных специальностей. Наука и образование, 9, 75-87. 10.24195/2414-4665, 2018. Режим доступа: https://scienceandeducation.pdpu.edu.ua/ru/articles/2017-9-doc/2017-9-st12-ru.
Маслоу, А. Мотивация и личность. Москва, Питер. 2018.
MELE, D. Понимание гуманистического менеджмента. Журнал гуманистического менеджмента, 1(1), 33-55. 2016. DOI: 10.1007/s41463-016-0011-5
МИЛЛЕР, М. Д.; ГРЕКСОН, Дж. А. Философский взгляд на прошлое профессионального образования и видение будущего образования рабочей силы: Анн-Арбор, Мичиган: Prakken. 1999.
НЕМИРОВ, Г. Х. Реконструкция образования: к педагогике критического гуманизма. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Бергин и Гарви. 1992.
РОКИЧ, М. Убеждения, взгляды и ценности: теория организации и изменений. Джосси-Басс, Сан-Франциско, Калифорния, США. 1968.
ПАРИ НАЗ П.; МАРЬЯМ Н.; ЭЗАТОЛЛА Н. Гуманистическое образование и образовательная мотивация учащихся в начальных школах Тегерана. Международный журнал психического здоровья и зависимости, 15, 312–322. 2017. Доступно: https://link.springer.com/article/10.1007/s11469.-016-9703-1
ПЭНГ С.; КАРСТЕН. S. Гуманистические элементы в образовательной практике технического колледжа суб-бакалавриата США // Международный журнал исследований в области профессионального образования и обучения (IJRVET), Vol. 4, выпуск 2, август 2017 г., стр. 117–145. DOI: 10.13152/IJRVET.4.2.2
SCHWARTZ, S. Ценности: индивидуальные и культурные. Страницы 463-493. В: FJR van de Vijver, A. Chasiotis и SM Breugelmans, редакторы. Основные вопросы кросскультурной психологии. Издательство Кембриджского университета, Кембридж, Великобритания. 2010. Доступно: http://dx.doi.org/10.1017/cbo9.780511974090.019
СКОТТ, П. Индивидуализация профессионального образования. Вирджиния: Американская профессиональная ассоциация. 1980.
СЕЙИДОВ С.И. Феноменология творчества. Баку: Чашигоглу. 2009.
ШОСТРОМ Е. Человек-манипулятор. Внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации. Киев; ПСИЛИБ. 2003.
ВЕЙГЕЛЕРС, В. Гуманистический взгляд на нравственное развитие и воспитание гражданственности. Роттердам, Нидерланды: Sense Publishers. 2011.
УИЛЬЯМ Т. Обучение профессиональным и гуманистическим ценностям: предложение практической и теоретической модели, Обучение и консультирование пациентов, 98, 2. 162-167. 2015. DOI: //doi. org/10.1 016/j.pec 2014.10.022
WADDOCK, S. Развитие гуманистического обучения лидерству. Humanist Management Journal, 1, 57–73, 2016. 10.1007/S41463-016-0003-5
Notas de author
1 Университет Одлар Юрду (ОЮУ), Баку – Азербайджан. Докторант.
Дополнительная информация
Как сослаться на эту статью: ДЖАББАРЛИ М. Направления формирования гуманистических ценностей в высших учебных заведениях: проблемы и перспективы. Revista on line de Poltica e Gesto Educacional, Araraquara, т. 25, н. особенно 3, с. 1617-1628, сентябрь 2021 г. e-ISSN: 1519-9029. DOI: https://doi.org/10.22633/rpge.v25iesp.3.15581
Abstract View
ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Л. Аухадеева 90 037 1 А. Валиахметова 1 Ахмадуллина Р. 1 Пименова Т. 1 Салпыкова И. 1 Валиахметова Н. 1 Аухадеев А. 2 1 Казань Федеральная Университет (РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ)
2 Казанский государственный энергетический университет (РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ)
О статье:
Появляется в: Материалы INTED2017
Год публикации: 2017
Страницы: 782-791
ISBN: 978-84-617-8491-2
ISSN: 2340-1079
doi: 10.21125/inted.2017.0331
Название конференции: 1 1-я Международная конференция по технологиям, образованию и развитию
Даты: 6-8 марта 2017 г.
Место: Валенсия, Испания