Опросник русалова темперамент – Опросник структуры темперамента (ОСТ) В.М. Русалова

Содержание

Опросник структуры темперамента (ОСТ) В.М. Русалова

Опросник структуры темперамента (ОСТ) В.М. Русалова
Опросник структуры темперамента используется для диагностики свойств «предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента. ОСТ имеет 105 вопросов, допускает индивидуальное и групповое применение, без ограничения времени.

Инструкция. Вам предлагается ответить на 105 вопросов. Вопросы направлены на выяснение Вашего обычного поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дать первый естественный ответ, который приходит Вам в голову. Отвечайте быстро, не задумываясь, не пропуская ни одного вопроса. Помните, нет «хороших» или «плохих» ответов. Если Вы выбрали ответ «да», поставьте крестик (галочку). Ваши ответы не будут никому демонстрироваться.

Опросник ОСТ
  1. Подвижный ли Вы человек?
  2. Всегда ли Вы готовы с ходу, не раздумывая, включиться в разговор?
  3. Предпочитаете ли Вы уединение большой компании?
  4. Испытываете ли Вы постоянную жажду деятельности?
  5. Ваша речь обычно медленна и нетороплива?
  6. Ранимый ли Вы человек?
  7. Часто ли Вам не спится из-за того, что Вы поссорились с друзьями?
  8. В свободное время Вам всегда хочется заняться чем-либо?
  9. В разговоре с другими людьми Ваша речь часто опережает Вашу мысль?
  10. Раздражает ли Вас быстрая речь собеседника?
  11. Чувствовали бы Вы себя несчастным человеком, если бы на длительное время были лишены возможности общения с людьми?
  12. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или на работу?
  13. Нравится ли Вам быстро бегать?
  14. Сильно ли Вы переживаете неполадки в своей работе?
  15. Легко ли Вам выполнять работу, требующую длительного внимания и большой сосредоточенности?
  16. Трудно ли Вам говорить очень быстро?
  17. Часто ли вы испытываете тревогу, что выполнили работу не так, как нужно?
  18. Часто ли Ваши мысли перескакивают с одной на другую во время разговора?
  19. Нравятся ли Вам игры, требующие быстроты и ловкости?
  20. Легко ли Вы можете найти другие варианты решения известной задачи?
  21. Испытываете ли Вы чувство беспокойства, что Вас неправильно поняли в разговоре?
  22. Охотно ли Вы выполняете сложную ответственную работу?
  23. Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?
  24. Легко ли Вы воспринимаете быструю речь?
  25. Легко ли Вам делать одновременно очень много дел?
  26. Возникают ли у Вас конфликты с вашими друзьями из-за того, что Вы сказали им что-то, не подумав заранее?
  27. Вы обычно предпочитаете делать несложные дела, не требующие от Вас большой энергии?
  28. Легко ли Вы расстраиваетесь, когда обнаруживаете незначительные недостатки в своей работе?
  29. Любите ли Вы сидячую работу?
  30. Легко ли Вам общаться с разными людьми?
  31. Вы обычно предпочитаете подумать, взвесить и лишь потом высказаться?
  32. Все ли Ваши привычки хороши, желательны?
  33. Быстры ли у Вас движения рук?
  34. Вы обычно молчите и не вступаете в контакты, когда находитесь в обществе малознакомых людей?
  35. Легко ли Вам переключаться от одного варианта решения задачи на другой?
  36. Склонны ли Вы преувеличивать в своём воображении негативное отношение близких людей?
  37. Разговорчивый ли Вы человек?
  38. Вам обычно легко выполнять дело, требующее мгновенных реакций?
  39. Вы обычно говорите свободно, без запинок?
  40. Беспокоят ли Вас страхи, что Вы не справитесь с работой?
  41. Легко ли Вы обижаетесь, когда близкие Вам люди указывают на Ваши недостатки?
  42. Испытываете ли Вы тягу к напряжённой ответственной деятельности?
  43. Считаете ли Вы свои движения медленными и неторопливыми?
  44. Бывают ли у Вас мысли, которые Вы хотели бы скрыть от других?
  45. Можете ли Вы без долгих раздумий задать щекотливый вопрос другому человеку?
  46. Доставляют ли Вам удовольствие быстрые движения?
  47. Легко ли Вы «генерируете» новые идеи, связанные с работой?
  48. Сосёт ли у Вас «под ложечкой» перед ответственным разговором?
  49. Можно ли сказать, что Вы быстро выполняете порученное Вам дело?
  50. Любите ли Вы браться за большие дела самостоятельно?
  51. Богатая ли у Вас мимика в разговоре?
  52. Если Вы обещали что-то сделать, всегда ли Вы выполняете своё обещание независимо от того, удобно вам это или нет?
  53. Испытываете ли Вы чувство обиды от того, что окружающие Вас люди обходятся с Вами хуже, чем следовало бы?
  54. Вы обычно предпочитаете выполнять одновременно только одну операцию?
  55. Любите ли Вы игры в быстром темпе?
  56. Много ли в Вашей речи длительных пауз?
  57. Легко ли Вам внести оживление в компанию?
  58. Вы обычно чувствуете в себе избыток сил и Вам хочется заняться каким-нибудь делом?
  59. Обычно Вам трудно переключить внимание с одного дела на другое?
  60. Бывает ли, что у Вас надолго портится настроение от того, что сорвалось запланированное дело?
  61. Часто ли Вам не спится из-за того, что не ладятся дела, связанные непосредственно с работой?
  62. Любите ли Вы бывать в большой компании?
  63. Волнуетесь ли Вы выясняя отношения с друзьями?
  64. Испытываете ли Вы потребность в работе, требующей полной отдачи сил?
  65. Выходите ли Вы иногда из себя, злитесь?
  66. Склонны ли Вы решать много задач одновременно?
  67. Держитесь ли Вы свободно в большой компании?
  68. Часто ли Вы высказываете своё первое впечатление, не подумав?
  69. Беспокоит ли Вас чувство неуверенности в процессе выполнения работы?
  70. Медленны ли Ваши движения, когда Вы что-то мастерите?
  71. Легко ли Вы переключаетесь с одной работы на другую?
  72. Быстро ли Вы читаете вслух?
  73. Вы иногда сплетничаете?
  74. Молчаливы ли Вы, находясь в кругу друзей?
  75. Нуждаетесь ли Вы в людях, которые бы Вас ободрили и утешили?
  76. Охотно ли Вы выполняете множество различных поручений одновременно?
  77. Охотно ли Вы выполняете работу в быстром темпе?
  78. В свободное время Вас обычно тянет пообщаться с людьми?
  79. Часто ли у Вас бывает бессонница при неудачах на работе?
  80. Дрожат ли у Вас иногда руки во время ссоры?
  81. Долго ли Вы мысленно готовитесь перед тем, как высказать своё мнение?
  82. Есть ли среди Ваших знакомых люди, которые Вам явно не нравятся?
  83. Обычно вы предпочитаете лёгкую работу?
  84. Легко ли Вас обидеть в разговоре по пустякам?
  85. Обычно Вы первым в компании решаетесь начать разговор?
  86. Испытываете ли Вы тягу к людям?
  87. Склонны ли Вы вначале поразмыслить, а потом говорить?
  88. Часто ли Вы волнуетесь по поводу своей работы?
  89. Всегда ли Вы платили бы за провоз багажа на транспорте, если бы не опасались проверки?
  90. Держитесь ли Вы обычно обособленно на вечеринках или в компаниях?
  91. Склонны ли вы преувеличивать в своём воображении неудачи, связанные с работой?
  92. Нравится ли Вам быстро говорить?
  93. Легко ли Вам удержаться от высказывания неожиданно возникшей идеи?
  94. Предпочитаете ли Вы работать медленно?
  95. Переживаете ли Вы из-за малейших неполадок на работе?
  96. Вы предпочитаете медленный, спокойный разговор?
  97. Часто ли Вы волнуетесь из-за ошибок в работе, которые были Вами допущены?
  98. Способны ли Вы успешно выполнять длительную, трудоёмкую работу?
  99. Можете ли Вы, не долго думая, обратиться с просьбой к другому человеку?
  100. Часто ли Вас беспокоит чувство неуверенности в себе при общении с людьми?
  101. Легко ли Вы берётесь за выполнение новых заданий?
  102. Устаёте ли Вы, когда Вам приходится говорить долго?
  103. Вы предпочитаете работать с прохладцей, без особого напряжения?
  104. Нравится ли Вам разнообразная работа, требующая переключения внимания?
  105. Любите ли Вы подолгу бывать наедине с собой?
Обработка результатов и интерпретация
  • Высокие значения (ВЗ) от 9 до 12 баллов
  • Средние значения (СЗ) от 4 до 8 баллов
  • Низкие значения (НЗ) от 0 до 3 баллов

    ОСТ содержит следующие шкалы:

    1. Предметная эргичность — в самом общем виде отражает активность человека, а именно: выраженность потребности в освоении предметного мира, наличие или отсутствие стремления к деятельности, к напряженному умственному и физическому труду, а также уровень тонуса и вовлеченности в процесс деятельности.
      ВЗ: человек высокоактивен, работоспособен, полон энергии. Предпочитает деятельность, требующую полного напряжения сил и способностей. Инициативен в поисках сфер приложения своей энергии. Способен долго и продуктивно заниматься делом, не чувствуя усталости. Сохраняет работоспособность и после продолжительной деятельности. Жажда деятельности подталкивает к работе даже во время отдыха. Настойчив в достижении цели и в поисках путей преодоления препятствий.
      НЗ: означают пассивность, общий жизенный тонус низкий. Стремление к напряженной физической и умственной деятельности выражено слабо. Предпочитаемые сферы деятельности весьма ограничены. Низкие результаты нередко связаны с неспособностью быстро включаться в работу и долго сохранять ее высокий темп. В трудных условиях надежность работы снижается. При появлении препятствий может отказаться как от их преодоления, так и от достижения поставленной цели. Медленно восстанавливает работоспособность после длительного и напряженного труда.
      СЗ: человек избирателен в проявлениях активности, не избегает напряженной работы, однако собственная инициатива в поисках сфер приложения своих способностей недостаточно высока. Может относительно долго сохранять работоспособность, особенно в тех случаях, когда затрагиваются личные интересы. После утомительной, монотонной работы требуется достаточно продолжительный отдых для восстановления сил и энергии.
    2. Социальная эргичность — связана с потребностью в социальном контакте, с желанием исследовать социальные формы деятельности, со стремлением к лидерству, общению, к приобретению высокого ранга при освоении мира через коммуникацию.
      ВЗ: человек часто испытывает потребность в людях. Имеет широкий круг общения. Инициативен, быстро и легко устанавливает контакты с разными людьми. Сохраняет обычный стиль общения в кругу незнакомых людей. Спокоен, уверен в себе при общении с авторитетными людьми, большой аудиторией, а также с лицами противоположного пола. Любит бывать в компаниях, стремится занять лидирующее положение в группе. Высоко ценит собственную точку зрения. Критические замечания не мешают ее отстаивать. Социально активен, часто участвует в общественных мероприятиях, охотно выступает на семинарах, собраниях, участвует в дискуссиях. Эффективно работает в коллективе, менее эффективен, если приходится работать индивидуально. Легко срабатывается с партнерами по совместной работе.
      НЗ: человек испытывает большие трудности в общении. Особенного напряжения требуют контакты с малознакомыми и авторитетными людьми, а также с противоположным полом. Тревога, беспокойство возникают при общении с большой аудиторией. Круг общения ограничен. В него преимущественно входят люди, близкие по интересам и ценностным ориентациям. Раним, чувствителен к критическим замечаниям. Шутки в свой адрес нередко воспринимает как оскорбление. Общая социальная активность низкая. Скучает, погружается в собственные переживания во время общественных мероприятий. Избегает публичных выступлений, ситуаций, требующих лидерских решений.
      СЗ: человек избирателен в установлении контактов. Легко находит общий язык с теми, кто хорошо знаком, близок по духу, интересам. Общение с малознакомыми людьми требует преодоления напряжения, смущения, неуверенности. Критические замечания, шутки могут вызвать кратковременное раздражение. Лидерские качества проявляет в хорошо знакомых ситуациях. В незнакомой обстановке предпочитает оставаться в тени.
    3. Пластичность — выражается в скорости переключения с одного вида деятельности на другой, перехода от одних форм мышления к другим в процессе взаимодействия с предметной средой, в стремлении к разнообразию или однообразию форм предметной деятельности.
      ВЗ — легкость переключения с одного вида деятельности на другой, быстрый переход с одних форм мышления на другие в процессе взаимодействия с предметной средой, стремление к разнообразию форм предметной деятельности.
      НЗ — склонность к монотонной работе, боязнь и избегание разнообразных форм поведения, вязкость, консервативные формы деятельности.
    4. Социальная пластичность — содержит вопросы, направленные на выяснение степени легкости или трудности переключения в процессе общения от одного человека к другому, склонности к разнообразию коммуникативных программ.
      ВЗ — широкий набор коммуникативных программ, автоматическое включение в социальные связи, легкость вступления в социальные контакты, легкость переключения в процессе общения, наличие большого количества коммуникативных заготовок, коммуникативная импульсивность.
      НЗ — трудность в подборе форм социального взаимодействия, низкий уровень готовности к вступлению в социальные контакты, стремление к поддержанию монотонных контактов.
    5. Темп или Скорость — включает вопросы о быстроте моторно-двигательных актов при выполнении предметной деятельности.
      ВЗ — высокий темп поведения, высокая скорость выполнения операций при осуществлении предметной деятельности, моторно-двигательная быстрота, высокая психическая скорость при выполнении конкретных заданий.
      НЗ — замедленность действий, низкая скорость моторно-двигательных операций.
    6. Социальный темп — включает вопросы, направленные на выявление скоростных характеристик речедвигательных актов в процессе общения.
      ВЗ — речедвигательная быстрота, быстрота говорения, высокие скорости и возможности речедвигательного аппарата.
      НЗ — слабо развита речедвигательная система, речевая медлительность, медленная вербализация.
    7. Эмоциональность — включает в себя вопросы, оценивающие эмоциональность, чувствительность, чувствительность к не удачам в работе.
      ВЗ — высокая чувствительность к расхождению между задуманным и ожидаемым, планируемым и результатами реального действия, ощущения неуверенности, тревоги, неполноценности, высокое беспокойство по поводу работы, чувствительность к неудачам, к несовпадению между задуманным, ожидаемым, планируемым и результатами реального действия.
      НЗ — незначительное эмоциональное реагирование при неудачах, нечувствительность к неуспеху дела, спокойствие, уверенность в себе.
    8. Социальная эмоциональность — включает вопросы, касающиеся эмоциональной чувствительности в коммуникативной сфере.
      ВЗ — высокая эмоциональность в коммуникативной сфере, высокая чувствительность к неудачам в общении.
      НЗ — низкая эмоциональность в коммуникативной сфере, нечувствительность к оценкам товарищей, отсутствие чувствительности к неудачам в общении, уверенность в себе и ситуациях общения.
    9. «К» — контрольная шкала (шкала социальной желательности ответов) включает вопросы на откровенность и искренность высказываний.
      ВЗ — неадекватная оценка своего поведения, желание выглядеть лучше, чем есть на самом деле.
      НЗ — адекватное восприятие своего поведения.
    Обработка данных по ОСТу проводится путем сравнения ответов испытуемого с «ключевыми». Каждое совпадение ответа испытуемого с ключевым оценивается в 1 балл. Количество баллов суммируется по каждой шкале.
    Результаты испытуемых, получивших высокий балл (7 и более) по шкале «К» (контрольные вопросы на социальную желательность), не подлежат рассмотрению.
    Ключи к ОСТ
    1. Шкала — эргичность
      «да»- вопросы 4, 8, 15, 22, 42, 50, 58, 64, 96.
      «нет» — вопросы 27, 83, 103.
    2. Шкала — социальная эргичность
      «да» -11, 30, 57, 62, 67, 78, 86.
      «нет» — 3, 34, 74, 90, 105.
    3. Шкала — пластичность
      «да» — 20, 25, 35, 38, 47, 66, 71, 76, 101, 104.
      «нет» — 54, 59.
    4. Шкала — социальная пластичность
      «да» — 2, 9, 18, 26, 45, 68, 85, 99.
      «нет» -31, 81, 87, 93.
    5. Шкала — темп
      «да» — 1, 13, 19, 33, 46, 49, 55, 77.
      «нет» — 29, 43, 70, 94,
    6. Шкала — социальный темп
      «да» -24, 37, 39, 51, 72, 92.
      «нет» — 5, 10, 16, 56, 96, 102.
    7. Шкала — эмоциональность
      «да» — 14, 17, 28, 40, 60, 61, 69, 79, 88, 91, 95, 97.
    8. Шкала — социальная эмоциональность
      «да» — 6, 7, 21, 36, 41, 48, 53, 63, 75, 80, 84, 100.
    9. Шкала — «К»
      «да» — 32, 52, 89.
      «нет» — 12, 23, 44, 65, 73, 82.
    Для оценки темперамента и его свойств разработано немало диагностических инструментов. Существуют лабораторные методы диагностики, дающие достаточно объективную информацию об общей активности, скорости возникновения психических процессов, их интенсивности и устойчивости, темпе и ритме деятельности и поведения человека. Но эти методы сложно, а иногда и просто невозможно (в силу многих причин), использовать в работе кадровых служб. Зато у HR-менеджеров есть возможность применять опросники для определения темперамента, которых в их распоряжении сегодня имеется не так уж и мало. Один из них – «Опросник структуры темперамента В. М. Русалова» (ОСТ). Существуют две формы этого опросника: рассчитанный на взрослых от 18 до 55 лет (В-ОСТ), и подростков от 13 до 17 лет (Д-ОСТ). Испытание может проводиться как на индивидуальной, так и на групповой основе. Разработана и компьютерная версия теста. Была проведена стандартизация ОСТ на достаточно большой выборке испытуемых с учетом их возраста. Психометрическая проверка показала, что Опросник темперамента В. М. Русалова обладает высокой ретестовой надежностью и валидностью.

    Источник:
    1. Долгова В.И., Шумакова О.А., Латюшин Я.В. Учебно-методический комплекс по практике в педагогическом училище (IV курс очной формы обучения). – Челябинск, 2004. – 92 с. (с. 30-37)
    2. Настольная книга практического психолога/Сост. С.Т. Посохова, С.Л. Соловьева. — М.:АСТ: ХРАНИТЕЛЬ; СПб.: Сова, 2008. — 671 с. (с.181-197)
    3. Корчуганова И.П. Профессиональное развитие и поддержка педагогов, работающих с детьми группы риска (Методическое пособие). Под науч. Ред. профессора С.А. Лисицына, С.В. Тарасова. СПб.: ЛОИРО, 2006. – 172 с. (с. 57-62)
    4. http://www.hr-zone.net/index.php?mod=articles&go=show&id=678
  • testoteka.narod.ru

    ТЕМПЕРАМЕНТА ОПРОСНИК В.М. Русалова

    ТЕМПЕРАМЕНТА ОПРОСНИК В.М. РУСАЛОВА

    Обзор

    Опросник личностный. Служит для диагностики темпераментных особенностей человека. Разработан В.М. Русаловым, на основе собственной концепции темперамента.

    Состоит из 105 вопросов. В тесте предусмотрена небольшая контрольная шкала, предназначенная для выявления тенденции испытуемого давать социально-желательные ответы.

    Темперамент рассматривается автором как система формальных поведенческих изменений, отражающих различные блоки функциональной системы в понимании П.К. Анохина. Число измерений и их содержание соответствует 4-х блоковой структуре функциональной системы:

    1. афферентный синтез соответствует эргичности;

    2. блок программирования — пластичности;

    3. блок исполнения — темпу;

    4. обратная связь — эмоциональной чувствительности.

    Каждое измерение состоит из двух подизмерений:

    1. объективно ориентированного;

    2. субъективно ориентированного (или коммуникативного).

    Они связанны с двумя главными сферами взаимодействия человека со средой: с предметным миром и обществом. Соответственно, выделяются следующие 8 параметров темперамента (в авторской терминологии):

    1. Предметная эргичность характеризуется уровнем потребности в освоении предметного мира, жаждой деятельности, стремлением к умственному и физическому труду, стремлением вовлеченности в трудовую деятельность.

    2. Социальная эргичность — уровень потребности в социальных контактах, жажда освоения социальных форм деятельности, стремление к лидерству, общительность, вовлеченность в социальную деятельность.

    3. Пластичность — степень легкости переключения с одного предмета деятельности на другой, быстрота перехода с одних способов мышления на другие, в процессе взаимодействия с предметной средой, стремление к разнообразию форм предметной деятельности.

    4. Социальная пластичность — степень легкости переключения в процессе общения с одного человека на другого, склонность к разнообразию коммуникативных программ, разнообразию количества готовых (неосознаваемых, импульсивных) форм социального

    5. контакта.

    6. Темп — скорость выполнения отдельных операций, быстрота предметно-двигательных актов при выполнении предметной деятельности.

    7. Социальный темп — скоростные характеристики двигательных актов в процессе общения (скорость речи при общении и т.д.)

    8. Эмоциональность — эмоциональная чувствительность к несовпадению (расхождению) между задуманным, ожидаемым, планируемым и результатами реального предметного действия, чувствительность к неудачам в работе.

    9. Социальная эмоциональность — эмоциональная чувствительность в коммуникативной сфере: чувствительность к неудачам в общении, к оценкам окружающих людей.

    Опросник может быть одинаково эффективно использован как при индивидуальном, так и при групповом тестировании.

    Инструкция

    Инструкция.

    Вам предлагается ответить на 105 вопросов. Вопросы направлены на выяснение Вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дайте первый «естественный» ответ, который придет Вам в голову. Отвечайте быстро и точно. Помните, нет «хороших» или «плохих» ответов. Если вы выбрали ответ «да», поставьте крестик или галочку в графе «да». Если Вы выбрали ответ «нет», поставьте крестик (галочку) соответственно в графе «нет».

    Содержание

    Стимульный материал:

    1. Подвижный ли Вы человек?

    2. Всегда ли Вы готовы сходу, не раздумывая включиться и разговор?

    3. Предпочитаете ли Вы уединение большой компании?

    4. Испытываете ли Вы постоянную жажду деятельности?

    5. Ваша речь обычно медленна и нетороплива?

    6. Ранимый ли Вы человек?

    7. Часто ли Вам не спится из-за того, что Вы поссорились с друзьями?

    8. В свободное время Вам всегда хочется заняться чем-либо?

    9. В разговоре с другими людьми Ваша речь часто опережает Вашу мысль?

    10. Раздражает ли Вас быстрая речь собеседника?

    11. Чувствовали бы Вы себя несчастным человеком, если бы на длительное  время были лишены возможности общения с людьми?

    12. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или на работу?

    13. Нравится ли Вам быстро бегать?

    14. Сильно ли Вы переживаете неполадки в своей работе?

    15. Легко ли Вам выполнять работу, требующую длительного внимания и большой сосредоточенности?

    16. Трудно ли Вам говорить очень быстро?

    17. Часто ли Вы испытываете тревоги, что Вы выполнили работу не так, как нужно?

    18. Часто ли Ваши мысли перескакивают с одной на другую во время разговора?

    19. Нравятся ли Вам игры, требующие быстроты и ловкости?

    20. Легко ли Вы можете найти другие варианты решения известной задачи?

    21. Испытываете ли Вы чувство беспокойства, что Вас неправильно поняли в разговоре?

    22. Охотно ли Вы выполняете сложную, ответственную работу?

    23. Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?

    24. Легко ли Вы воспринимаете быструю речь?

    25. Легко ли Вам делать одновременно очень много дел?

    26. Возникают ли у Вас конфликты с Вашими друзьями от того. что Вы сказали им что-то, не подумав заранее?

    27. Вы обычно предпочитаете делать несложные дела, не требующие от Вас большой энергии?

    28. Легко ли Вы расстраиваетесь, когда обнаруживаете незначительные недостатки в своей работе?

    29. Любите ли Вы сидячую работу?

    30. Легко ли Вам общаться с разными людьми?

    31. Вы обычно предпочитаете подумать, взвесить и лишь потом высказаться?

    32. Все ли Ваши привычки хороши и желательны?

    33. Быстры ли у Вас движения рук?

    34. Вы обычно молчите и не вступаете в контакты, когда находитесь в обществе малознакомых людей?

    35. Легко ли Вам переключиться от одного варианта решения задачи на другой?

    36. Склонны ли Вы иногда преувеличивать в своем воображении негативное отношение близких Вам людей?

    37. Разговорчивый ли Вы человек?

    38. Вам обычно легко выполнять дело, требующее мгновенных реакций?

    39. Вы обычно говорите свободно, без запинок?

    40. Беспокоят ли Вас страхи, связанные с работой?

    41. Легко ли Вы обижаетесь, когда близкие люди указывают на Ваши личные недостатки?

    42. Испытываете ли Вы тягу к напряженной ответственной деятельности?

    43. Считаете ли Вы свои движения медленными и неторопливыми?

    44. Бывают ли у Вас мысли, которые Вы хотели бы скрыть от других?

    45. Можете ли Вы без долгих раздумий задать щекотливый вопрос другому человеку.

    46. Доставляют ли Вам удовольствие быстрые движения?

    47. Легко ли Вы «генерируете» новые идеи, связанные с работой?

    48. Сосет ли у Вас под ложечкой перед ответственным разговором?

    49. Можно ли сказать, что Вы быстро выполняете порученное’Вам дело?

    50. Любите ли Вы браться за большие дела самостоя телыю?

    51. Богатая ли у Вас мимика в разговоре?

    52. Если Вы обещали что-то сделать, всегда ли Вы выполняете свое обещание независимо от того, удобно это Вам или нет?

    53. Испытываете ли Вы чувство обиды от того, что окружающие Вас люди обходятся с Вами хуже, чем следовало бы?

    54. Вы обычно предпочитаете выполнять одновременно только одну операцию?

    55. Любите ли Вы игры в быстром темпе?

    56. Много ли в Вашей речи длинных пауз?

    57. Легко ли Вам внести оживление и компанию?

    58. Вы обычно чувствуете в себе избыток сил, и Вам хочется заняться каким-нибудь трудным делом?

    59. Обычно Вам трудно переключить внимание с одного дела на другое?

    60. Бывает ли, что у Вас надолго портится настроение от того. что сорвалось запланированное дело?

    61. Часто ли Вам не спится из-за того, что не ладятся дела, связанные непосредственно с работой?

    62. Любите ли Вы бывать в большой компании?

    63. Волнуетесь ли Вы, выясняя отношения с друзьями?

    64. Испытываете ли Вы потребность в работе, требующей полной отдачи сил?

    65. Выходите ли Вы иногда из себя, злитесь?

    66. Склонны ли Вы решать много задач одновременно?

    67. Держитесь ли Вы свободно в большой компании?

    68. Часто ли Вы высказываете свое первое впечатление не подумав?

    69. Беспокоит ли Вас чувство неуверенности и процессе выполнения работы?

    70. Медленны ли Ваши движения, когда Вы что-то мастерите?

    71. Легко ли Вы переключаетесь с одной работы на друто?

    72. Быстро ли Вы читаете вслух?

    73. Вы иногда сплетничаете?

    74. Молчаливы ли Вы, находясь в кругу друзей.

    75. Нуждаетесь ли Вы в людях, которые бы Вас ободрили и утешили?

    76. Охотно ли Вы выполняете множество разных поручений одновременно?

    77. Охотно ли Вы выполняете работу в быстром темпе?

    78. В свободное время Вас обычно тянет пообщаться с людьми?

    79. Часто ли у Вас бывает бессонница при неудачах на работе?

    80. Дрожат ли у Вас руки во время ссоры?

    81. Долго ли Вы мысленно готовитесь перед том как высказать свое мнение?

    82. Есть ли среди Ваших знакомых люди, которые Вам явно не нравятся?

    83. Обычно Вы предпочитаете легкую работу?

    84. Легко ли Вас обидеть в разговоре по пустякам?

    85. Обычно Вы первым в компании решаетесь начать разговор?

    86. Испытываете ли Вы тягу к людям?

    87. Склонны ли Вы вначале поразмыслить, а потом говорить?

    88. Часто ли Вы волнуетесь но поводу своей работы?

    89. Всегда ли Вы платили бы за провоз багажа в транспорте, если бы не опасались проверки?

    90.Держитесь ли Вы обычно обособленно на вечеринках и в компании?

    91. Склонны ли Вы преувеличивать в своем воображении неудачи, связанные с работой?

    92. Нравится ли Вам быстро говорить?

    93. Легко ли Вам удержаться от пысказын.шнм неожиданно возникшей идеи?

    94. Предпочитаете ли Вы работать медленно?

    95. Переживаете ли Вы из-из малейших неполадок на работе?

    96. Вы предпочитаете медленный спокойный разговор?

    97. Часто ли Вы волнуетесь из-за ошибок в работе?

    98. Способны ли Вы успешно выполнять длительную трудоемкую работу?

    99. Можете ли Вы, не долго думая, обратиться с просьбой к другому человеку?

    100. Часто ли Вас беспокоит чувство неуверенности и себе при общении с людьми?

    101. Легко ли Вы беретесь за выполнение новых заданий?

    102. Устаете ли Вы, когда Вам приходится говорить долго?

    103. Вы предпочитаете работать с прохладней, без особого напряжения?

    104. Нравится ли Вам разнообразная работа, требующая переключения внимания?

    105. Любите ли Вы подолгу бывать наедине с собой?

    Ключи

    Ключи.

     

    Эргичность (Эр)

    Да — вопросы 4,8,15,22,42.50,58,64,98; Нет — 27,83,103.

     

    Социальная Эргичность (СЭр)

    Да — 11,30,57,62,67.78,86; Нет — 3,34 74,90,105.

     

    Пластичность (П)

    Да — 20,25,35,38.47,66,71,76,101,104; Нет—54,59.

     

    Социальная пластичность (СП)

    Да — 2,9,18,26,45,68,85,99; Нет — 31,81,87,93.

     

    Темп (Т)

    Да — 1,13,19,33,46,49,55,77; Нет — 29,43,70,94.

     

    Социальный темп (СТ)

    Да — 24,37,39,51,72,92; Нет — 5,10,16, 56,96,102.

     

    Эмоциональность (Э)

    Да — 14,17,28,40,60,61,69,79,88,91,95,97.

     

    Социальная эмоциональность (СЭм)

    Да — 6,7,21,36,41,48,53,63,75,80, 84,100.

     

    Контрольные вопросы на социальную желательность (К)

    Да — 32,52,89; Нет —12,23,44,65,73,82.

    Анализ

    Интерпретация.

    Темперамент рассматривается автором как система формальных поведенческих изменений, отражающих различные блоки функциональной системы в понимании П.К. Анохина. Число измерений и их содержание соответствует 4-х блоковой структуре функциональной системы: афферентный синтез соответствует эргичности; блок программирования — пластичности; блок исполнения — темпу; обратная связь — эмоциональной чувствительности. Каждое измерение состоит из двух подизмерений:

    объективно ориентированного и субъективно ориентированного (или коммуникативного), связанных с двумя главными сферами взаимодействия человека со средой (с предметным миром и обществом). Предметная эргичность характеризуется уровнем потребности в освоении предметного мира, жаждой деятельности, стремлением к умственному и физическому труду, стремлением вовлеченности в трудовую деятельность.

    Социальная эргичность — уровень потребности в социальных контактах, жажда освоения социальных форм деятельности, стремление к лидерству, общительность, вовлеченность в социальную деятельность.

    Пластичность — степень легкости переключения с одного предмета деятельности на другой, быстрота перехода с одних способов мышления на другие, в процессе взаимодействия с предметной средой, стремление к разнообразию форм предметной деятельности.

    Социальная пластичность — степень легкости переключения в процессе общения с одного человека на другого, склонность к разнообразию коммуникативных программ, разнообразию количества готовых (неосознаваемых, импульсивных) форм социального

    контакта.

    Темп — скорость выполнения отдельных операций, быстрота предметно-двигательных актов при выполнении предметной деятельности.

    Социальный темп — скоростные характеристики двигательных актов в процессе общения (скорость речи при общении и т.д.)

    Эмоциональность — эмоциональная чувствительность к несовпадению (расхождению) между задуманным, ожидаемым, планируемым и результатами реального предметного действия, чувствительность к неудачам в работе.

    Социальная эмоциональность — эмоциональная чувствительность в коммуникативной сфере: чувствительность к неудачам в общении, к оценкам окружающих людей.

    studfile.net

    Опросник структуры темперамента (методика В.М.Русалова)

    метки: Легкий, Работа, Разговор, Быстрый, Испытывать, Выполнять, Требовать, Быстро

    Опросник структуры темперамента используется для диагностики свойств «предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента. ОСТ имеет 105 вопросов, допускает индивидуальное и групповое применение, без ограничения времени.

    Инструкция. Вам предлагается ответить на 105 вопросов. Вопросы направлены на выяснение Вашего обычного поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дать первый естественный ответ, который приходит Вам в голову. Отвечайте быстро, не задумываясь, не пропуская ни одного вопроса. Помните, нет «хороших» или «плохих» ответов. Если Вы выбрали ответ «да», поставьте крестик (галочку).

    Ваши ответы не будут никому демонстрироваться.

    Опросник ОСТ

    1. Подвижный ли Вы человек?
    2. Всегда ли Вы готовы с ходу, не раздумывая, включиться в разговор?
    3. Предпочитаете ли Вы уединение большой компании?
    4. Испытываете ли Вы постоянную жажду деятельности?
    5. Ваша речь обычно медленна и нетороплива?
    6. Ранимый ли Вы человек?
    7. Часто ли Вам не спится из-за того, что Вы поссорились с друзьями?
    8. В свободное время Вам всегда хочется заняться чем-либо?
    9. В разговоре с другими людьми Ваша речь часто опережает Вашу мысль?
    10. Раздражает ли Вас быстрая речь собеседника?
    11. Чувствовали бы Вы себя несчастным человеком, если бы на длительное время были лишены возможности общения с людьми?
    12. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или на работу?
    13. Нравится ли Вам быстро бегать?
    14. Сильно ли Вы переживаете неполадки в своей работе?
    15. Легко ли Вам выполнять работу, требующую длительного внимания и большой сосредоточенности?
    16. Трудно ли Вам говорить очень быстро?
    17. Часто ли вы испытываете тревогу, что выполнили работу не так, как нужно?
    18. Часто ли Ваши мысли перескакивают с одной на другую во время разговора?
    19. Нравятся ли Вам игры, требующие быстроты и ловкости?
    20. Легко ли Вы можете найти другие варианты решения известной задачи?
    21. Испытываете ли Вы чувство беспокойства, что Вас неправильно поняли в разговоре?
    22. Охотно ли Вы выполняете сложную ответственную работу?
    23. Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?
    24. Легко ли Вы воспринимаете быструю речь?
    25. Легко ли Вам делать одновременно очень много дел?
    26. Возникают ли у Вас конфликты с вашими друзьями из-за того, что Вы сказали им что-то, не подумав заранее?
    27. Вы обычно предпочитаете делать несложные дела, не требующие от Вас большой энергии?
    28. Легко ли Вы расстраиваетесь, когда обнаруживаете незначительные недостатки в своей работе?
    29. Любите ли Вы сидячую работу?
    30. Легко ли Вам общаться с разными людьми?
    31. Вы обычно предпочитаете подумать, взвесить и лишь потом высказаться?
    32. Все ли Ваши привычки хороши, желательны?
    33. Быстры ли у Вас движения рук?
    34. Вы обычно молчите и не вступаете в контакты, когда находитесь в обществе малознакомых людей?
    35. Легко ли Вам переключаться от одного варианта решения задачи на другой?
    36. Склонны ли Вы преувеличивать в своём воображении негативное отношение близких людей?
    37. Разговорчивый ли Вы человек?
    38. Вам обычно легко выполнять дело, требующее мгновенных реакций?
    39. Вы обычно говорите свободно, без запинок?
    40. Беспокоят ли Вас страхи, что Вы не справитесь с работой?
    41. Легко ли Вы обижаетесь, когда близкие Вам люди указывают на Ваши недостатки?
    42. Испытываете ли Вы тягу к напряжённой ответственной деятельности?
    43. Считаете ли Вы свои движения медленными и неторопливыми?
    44. Бывают ли у Вас мысли, которые Вы хотели бы скрыть от других?
    45. Можете ли Вы без долгих раздумий задать щекотливый вопрос другому человеку?
    46. Доставляют ли Вам удовольствие быстрые движения?
    47. Легко ли Вы «генерируете» новые идеи, связанные с работой?
    48. Сосёт ли у Вас «под ложечкой» перед ответственным разговором?
    49. Можно ли сказать, что Вы быстро выполняете порученное Вам дело?
    50. Любите ли Вы браться за большие дела самостоятельно?
    51. Богатая ли у Вас мимика в разговоре?
    52. Если Вы обещали что-то сделать, всегда ли Вы выполняете своё обещание независимо от того, удобно вам это или нет?
    53. Испытываете ли Вы чувство обиды от того, что окружающие Вас люди обходятся с Вами хуже, чем следовало бы?
    54. Вы обычно предпочитаете выполнять одновременно только одну операцию?
    55. Любите ли Вы игры в быстром темпе?
    56. Много ли в Вашей речи длительных пауз?
    57. Легко ли Вам внести оживление в компанию?
    58. Вы обычно чувствуете в себе избыток сил и Вам хочется заняться каким-нибудь делом?
    59. Обычно Вам трудно переключить внимание с одного дела на другое?
    60. Бывает ли, что у Вас надолго портится настроение от того, что сорвалось запланированное дело?
    61. Часто ли Вам не спится из-за того, что не ладятся дела, связанные непосредственно с работой?
    62. Любите ли Вы бывать в большой компании?
    63. Волнуетесь ли Вы выясняя отношения с друзьями?
    64. Испытываете ли Вы потребность в работе, требующей полной отдачи сил?
    65. Выходите ли Вы иногда из себя, злитесь?
    66. Склонны ли Вы решать много задач одновременно?
    67. Держитесь ли Вы свободно в большой компании?
    68. Часто ли Вы высказываете своё первое впечатление, не подумав?
    69. Беспокоит ли Вас чувство неуверенности в процессе выполнения работы?
    70. Медленны ли Ваши движения, когда Вы что-то мастерите?
    71. Легко ли Вы переключаетесь с одной работы на другую?
    72. Быстро ли Вы читаете вслух?
    73. Вы иногда сплетничаете?
    74. Молчаливы ли Вы, находясь в кругу друзей?
    75. Нуждаетесь ли Вы в людях, которые бы Вас ободрили и утешили?
    76. Охотно ли Вы выполняете множество различных поручений одновременно?
    77. Охотно ли Вы выполняете работу в быстром темпе?
    78. В свободное время Вас обычно тянет пообщаться с людьми?
    79. Часто ли у Вас бывает бессонница при неудачах на работе?
    80. Дрожат ли у Вас иногда руки во время ссоры?
    81. Долго ли Вы мысленно готовитесь перед тем, как высказать своё мнение?
    82. Есть ли среди Ваших знакомых люди, которые Вам явно не нравятся?
    83. Обычно вы предпочитаете лёгкую работу?
    84. Легко ли Вас обидеть в разговоре по пустякам?
    85. Обычно Вы первым в компании решаетесь начать разговор?
    86. Испытываете ли Вы тягу к людям?
    87. Склонны ли Вы вначале поразмыслить, а потом говорить?
    88. Часто ли Вы волнуетесь по поводу своей работы?
    89. Всегда ли Вы платили бы за провоз багажа на транспорте, если бы не опасались проверки?
    90. Держитесь ли Вы обычно обособленно на вечеринках или в компаниях?
    91. Склонны ли вы преувеличивать в своём воображении неудачи, связанные с работой?
    92. Нравится ли Вам быстро говорить?
    93. Легко ли Вам удержаться от высказывания неожиданно возникшей идеи?
    94. Предпочитаете ли Вы работать медленно?
    95. Переживаете ли Вы из-за малейших неполадок на работе?
    96. Вы предпочитаете медленный, спокойный разговор?
    97. Часто ли Вы волнуетесь из-за ошибок в работе, которые были Вами допущены?
    98. Способны ли Вы успешно выполнять длительную, трудоёмкую работу?
    99. Можете ли Вы, не долго думая, обратиться с просьбой к другому человеку?
    100. Часто ли Вас беспокоит чувство неуверенности в себе при общении с людьми?
    101. Легко ли Вы берётесь за выполнение новых заданий?
    102. Устаёте ли Вы, когда Вам приходится говорить долго?
    103. Вы предпочитаете работать с прохладцей, без особого напряжения?
    104. Нравится ли Вам разнообразная работа, требующая переключения внимания?
    105. Любите ли Вы подолгу бывать наедине с собой?

    2 стр., 820 слов

    Дайте письменный ответ на вопрос в форме реферата

    … исполнению наказания Дайте письменный ответ на вопрос в форме реферата объем ПКЗ до 20 страниц … психологические особенности личности прокурора 47. Психология судебной деятельности адвоката. 48. Презумпция невиновности. 49. … ) 40. Психологическая специфика профессиональной деятельности следователя 41. Характеристика когнитивной деятельности судьи 42. Психологические особенности судебного …

    4 стр., 1586 слов

    общение как форма социального взаимодействия. Историко-теоретические аспекты общения как социально-психологического феномена

    … социальный общение Потребность осознать форм общения так же стара, как и сама совместная деятельность людей. … парадигме и повлиявших на разработку предметной области межличностного общения, можно назвать теории социального научения … вопрос о необходимости анализа роли социальной среды при характеристике психологическом анализе общения, где «Социальность» рассматривалась как особая деятельность …

    10 стр., 4672 слов

    Личность в деятельности и общении

    … становятся личностями. Передо мной стоит ответить на вопрос, как влияет общение и как влияет деятельность на развитие личности. 1.Понятие личности Есть такое … разряду манипулятивных, в них ребенок осваивает окружающий предметный мир, воссоздает его в доступных для него формах. Отношения между людьми осмысливаются в сюжетных …

    20 стр., 9859 слов

    Курсовая работа: психология любви юношей и девушек

    … безопасность.…Почему же режиссеры и продюсеры предпочитают эксплуатировать прямо противоположные сюжетные ходы? … И есть люди переменчивые, которые легко влюбляются и столь же быстро остывают. Даже разница между … свое достоинство и репутацию. Чувства, испытываемые старшеклассницами к мальчикам, тоже не … ” Физико—математический факультет   КУРСОВАЯ РАБОТА Психология любви юношей и девушек &nbsp …

    Обработка результатов и интерпретация

    Высокие значения (ВЗ) от 9 до 12 баллов

    Средние значения (СЗ) от 4 до 8 баллов

    Низкие значения (НЗ) от 0 до 3 баллов

    ОСТ содержит следующие шкалы:

    1. Предметная эргичность — в самом общем виде отражает активность человека, а именно: выраженность потребности в освоении предметного мира, наличие или отсутствие стремления к деятельности, к напряженному умственному и физическому труду, а также уровень тонуса и вовлеченности в процесс деятельности.

    22 стр., 10847 слов

    Глава 1. ПРОФИЛАКТИКА СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

    … семейные отношения. Предмет исследования – деятельность специалиста по социальной работе по профилактике семейных конфликтов … Выявить природу конфликтов; 3. Выявить эмоциональность супругов в конфликтах. Бланк интервью … различные конфликтные ситуации. «Варианты общения» 7 день Рассмотреть составляющие зрелой … и метод интервью ( разработанные автором вопросы). Задачи анкетирования: 1. Выявление проблем …

    ВЗ: человек высокоактивен, работоспособен, полон энергии. Предпочитает деятельность, требующую полного напряжения сил и способностей. Инициативен в поисках сфер приложения своей энергии. Способен долго и продуктивно заниматься делом, не чувствуя усталости. Сохраняет работоспособность и после продолжительной деятельности. Жажда деятельности подталкивает к работе даже во время отдыха. Настойчив в достижении цели и в поисках путей преодоления препятствий.

    НЗ: означают пассивность, общий жизенный тонус низкий. Стремление к напряженной физической и умственной деятельности выражено слабо. Предпочитаемые сферы деятельности весьма ограничены. Низкие результаты нередко связаны с неспособностью быстро включаться в работу и долго сохранять ее высокий темп. В трудных условиях надежность работы снижается. При появлении препятствий может отказаться как от их преодоления, так и от достижения поставленной цели. Медленно восстанавливает работоспособность после длительного и напряженного труда.

    СЗ: человек избирателен в проявлениях активности, не избегает напряженной работы, однако собственная инициатива в поисках сфер приложения своих способностей недостаточно высока. Может относительно долго сохранять работоспособность, особенно в тех случаях, когда затрагиваются личные интересы. После утомительной, монотонной работы требуется достаточно продолжительный отдых для восстановления сил и энергии.

    2. Социальная эргичность — связана с потребностью в социальном контакте, с желанием исследовать социальные формы деятельности, со стремлением к лидерству, общению, к приобретению высокого ранга при освоении мира через коммуникацию.

    ВЗ: человек часто испытывает потребность в людях. Имеет широкий круг общения. Инициативен, быстро и легко устанавливает контакты с разными людьми. Сохраняет обычный стиль общения в кругу незнакомых людей. Спокоен, уверен в себе при общении с авторитетными людьми, большой аудиторией, а также с лицами противоположного пола. Любит бывать в компаниях, стремится занять лидирующее положение в группе. Высоко ценит собственную точку зрения. Критические замечания не мешают ее отстаивать. Социально активен, часто участвует в общественных мероприятиях, охотно выступает на семинарах, собраниях, участвует в дискуссиях. Эффективно работает в коллективе, менее эффективен, если приходится работать индивидуально. Легко срабатывается с партнерами по совместной работе.

    НЗ: человек испытывает большие трудности в общении. Особенного напряжения требуют контакты с малознакомыми и авторитетными людьми, а также с противоположным полом. Тревога, беспокойство возникают при общении с большой аудиторией. Круг общения ограничен. В него преимущественно входят люди, близкие по интересам и ценностным ориентациям. Раним, чувствителен к критическим замечаниям. Шутки в свой адрес нередко воспринимает как оскорбление. Общая социальная активность низкая. Скучает, погружается в собственные переживания во время общественных мероприятий. Избегает публичных выступлений, ситуаций, требующих лидерских решений.

    СЗ: человек избирателен в установлении контактов. Легко находит общий язык с теми, кто хорошо знаком, близок по духу, интересам. Общение с малознакомыми людьми требует преодоления напряжения, смущения, неуверенности. Критические замечания, шутки могут вызвать кратковременное раздражение. Лидерские качества проявляет в хорошо знакомых ситуациях. В незнакомой обстановке предпочитает оставаться в тени.

    3. Пластичность — выражается в скорости переключения с одного вида деятельности на другой, перехода от одних форм мышления к другим в процессе взаимодействия с предметной средой, в стремлении к разнообразию или однообразию форм предметной деятельности.

    ВЗ — легкость переключения с одного вида деятельности на другой, быстрый переход с одних форм мышления на другие в процессе взаимодействия с предметной средой, стремление к разнообразию форм предметной деятельности.

    НЗ — склонность к монотонной работе, боязнь и избегание разнообразных форм поведения, вязкость, консервативные формы деятельности.

    forpsy.ru

    Опросник структуры темперамента Русалова

    Опросник структуры темперамента (ОСТ) используется для диагностики свойств «предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента.

    ОСТ содержит следующие шкалы:

    1. Предметная эргичность — в самом общем виде отражает активность человека, а именно: выраженность потребности в освоении предметного мира, наличие или отсутствие стремления к деятельности, к напряженному умственному и физическому труду, а также уровень тонуса и вовлеченности в процесс деятельности.
    2. Социальная эргичность — связана с потребностью в социальном контакте, с желанием исследовать социальные формы деятельности, со стремлением к лидерству, общению, к приобретению высокого ранга при освоении мира через коммуникацию.
    3. Пластичность — выражается в скорости переключения с одного вида деятельности на другой, перехода от одних форм мышления к другим в процессе взаимодействия с предметной средой, в стремлении к разнообразию или однообразию форм предметной деятельности.
    4. Социальная пластичность — содержит вопросы, направленные на выяснение степени легкости или трудности переключения в процессе общения от одного человека к другому, склонности к разнообразию коммуникативных программ.
    5. Темп или Скорость — включает вопросы о быстроте моторно-двигательных актов при выполнении предметной деятельности.
    6. Социальный темп — включает вопросы, направленные на выявление скоростных характеристик речедвигательных актов в процессе общения.
    7. Эмоциональность — включает в себя вопросы, оценивающие эмоциональность, чувствительность, чувствительность к не удачам в работе.
    8. Социальная эмоциональность — включает вопросы, касающиеся эмоциональной чувствительности в коммуникативной сфере.
    9. «К» — контрольная шкала (шкала социальной желательности ответов) включает вопросы на откровенность и искренность высказываний.

    Обработка и интерпретация результатов

    Обработка данных по ОСТу проводится путем сравнения ответов испытуемого с «ключевыми». Каждое совпадение ответа испытуемого с ключевым оценивается в 1 балл. Количество баллов суммируется по каждой шкале.

    • Высокие значения: от 9 до 12 баллов
    • Средние значения: от 4 до 8 баллов
    • Низкие значения: от 0 до 3 баллов

    Результаты испытуемых, получивших высокий балл (7 и более) по шкале «К» (контрольные вопросы на социальную желательность), не подлежат рассмотрению.

    Вывод о доминирующем типе темперамента человека делается на основе сравнения показателей, полученных по разным свойствам темперамента, с данными ниже типичными сочетаниями этих свойств, соответствующими разным типам темперамента.

    Сангвиник — среднеразвитые показатели по всем свойствам темперамента.

    Холерик — высокие показатели по энергичности, темпу и эмоциональности при средних или высоких показателях по пластичности.

    Флегматик — низкие показатели по всем свойствам темперамента.

    Меланхолик — низкие показатели по энергичности, пластичности, темпу при средних или высоких показателях по эмоциональности.

    К чистому типу сангвиника, холерика, флегматика или меланхолика человек относится только при полном совпадении степени развитости его показателей с теми, которые связаны с описанными типами. Во всех остальных случаях считается, что у человека имеется так называемый смешанный тип темперамента.

    Отдельно для каждого испытуемого устанавливаются два типа его темперамента: один, который проявляется в работе, и другой, который проявляется в общении с людьми.

    Инструкция

    Вам предлагается ответить на 105 вопросов. Вопросы направлены на выяснение Вашего обычного поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дать первый естественный ответ, который приходит Вам в голову. Отвечайте быстро, не задумываясь, не пропуская ни одного вопроса. Помните, нет «хороших» или «плохих» ответов.

    psychojournal.ru

    Опросник структуры темперамента (ОСТ) Русалова

    Опросник структуры темперамента (ОСТ) Русалова

    Тест предназначен для выявления темпераментных особенностей личности. ОСТ базируется на концепции Русалова, которая считается наиболее проработанной и теоретически обоснованной. Согласно этой теории, эмоциональные качества человека являются проявлением свойств нервной системы и выражаются в его психологическом облике.

    Кому подойдёт опросник Русалова?

    Он одинаково информативен как для мужчин, так и женщин. Вопросы теста не адаптированы для детей, но они вполне подойдут для выявления типологических характеристик эмоциональной системы подростка.

    Кто и зачем использует данный тест?

    Практикующие психологи используют эту методику для установления индивидуальных характеристик личности человека. Возможно проведение обследования в группах. Он широко распространён в русскоязычных странах и успешно применяется на различных предприятиях при подборе персонала.

    Владимир Михайлович Русалов (05.10.1939)

    Советский и российский психолог, антрополог. Основоположник активностно-специфической модели темперамента. Ему принадлежат труды в области психофизиологии, психодиагностике, дифференциальной психологии и психологии личности.

    Инструкция

    Опросник содержит 105 утверждений и варианты ответов «да» или «нет». Необходимо отвечать быстро, не пропуская вопросы и не задумываться над высказываниями.

    Результаты

    Предметная эргичность

    Это динамичность человека, проявляющаяся в его стремление к активности или же избегание ее, стойкость к сильным умственным или физическим нагрузкам, а также степень вовлеченности в процесс деятельности.

    Высокий уровень

    Индивид проявляет активность, работоспособность и энергичность. Обладает склонностью к напряжённому труду, где необходимо задействовать как умственные, так и физические способности. Любит проявлять инициативу. Может долгое время достаточно эффективно заниматься одной работой, при этом, не испытывая усталости. Индивид очень настойчив, целеустремленный, стремится непременно получить отличный результат. Ему подойдут профессии, в которых требуются быстрая реакция, умение брать на себя ответственность, стрессоустойчивость, выносливость. Например, пожарный, врач, спасатель и т.д.

    Средний

    Личность способна заниматься активной деятельностью, но очень избирательно относится к областям её проявления. Она не склонна избегать работы, требующей умственного и физического напряжения. Однако не особо проявляет предприимчивость в поиске сферы труда. На протяжении долгого времени сохраняется работоспособность и эффективность. После этого необходим продолжительный отдых.

    Низкий

    Человек характеризуется пониженным жизненным тонусом. Он не стремится заниматься напряжённой работой. Предпочтения в выборе деятельности очень ограничены. Часто испытывает трудности с быстрым включением в работу и сохранением высокого темпа, что приводит к плохим результатам. Если сталкивается с трудностями, может бросить начатое дело и не получить необходимого результата. Ему требуется много времени, чтобы восстановиться после длительного занятия напряжённой деятельностью. Подойдут профессии, не требующие проявлении ответственности и стрессоустойчивости.

    Социальная эргичность

    Это стремление человека к социальному взаимодействию, проявлению лидерства и исследованию миру посредством коммуникации.

    Высокий

    Индивид инициативен, любит находиться в обществе, легко устанавливает контакты с людьми. Его стиль общения остаётся неизменным даже в незнакомой компании. Спокоен и уверен в себе при общении с людьми, которые находятся на более высоком социальном положении. Не боится выступать перед большой аудиторией и взаимодействовать с противоположным полом. В компаниях стремиться быть лидером, всегда отстаивает свою точку зрения. Любит участвовать в общественной деятельности, имеет активную гражданскую позицию. Предпочитает работу в большом коллективе. Легко находит общий язык с коллегами.

    Средний

    Индивидуум избирательно относится к выбору своего окружения. Легко входит в контакт с хорошо знакомыми людьми. При общении с малознакомыми смущается, испытывает напряжение и неуверенность. Реагирует на критику и шутки в свой адрес. Лидерские качества проявляет в знакомой обстановке. Попадая в новый коллектив, предпочитает не привлекать к себе внимание.

    Низкий

    Личность испытывает большие трудности в общении с малознакомыми людьми и лицами противоположного полома. Ей очень сложно выступать перед большой аудиторией. Обладает узким кругом общения, в который входят люди со схожими интересами. Остро реагирует на критику и замечания, шутки в свой адрес может принять за оскорбление. Низкая социальная активность. Во время общественных мероприятий испытывает скуку. Избегает лидерства и публичных выступлений.

    Пластичность

    Это способность переключаться с одного вида деятельности на другой, лабильность мышления и стремление к разнообразию.

    Высокий

    Способность быстро переключаться на различные виды деятельности. Умение переходить с одной формы мышления к другой, если того требуют обстоятельства.

    Низкий

    Склонность к монотонной работе и консервативным взглядам.

    Социальная пластичность

    Это способность переключаться в общении от одного человека к другому.

    Высокий

    Индивид обладает большим количеством коммуникативных программ, легко включается в социальные связи и налаживает контакты, переключается в процессе общения.

    Низкий

    Проявляется в стремлении поддерживать общение с одними и теми же людьми. Личность избегает новых социальных взаимодействий.

    Темп или Скорость

    Это быстрота моторно-двигательных актов во время деятельности.

    Высокий

    Быстрота выполнения операций и высокая психическая скорость.

    Низкий

    Заторможенность действий, низкая скорость моторно-двигательных операций.

    Социальный темп

    Это скорость речевых и двигательных актов в процессе общения.

    Высокий

    Быстрая речь и движения.

    Низкий

    Медленные речь и движения.

    Эмоциональность

    Это восприимчивость к неудачам в работе, чувствительность индивида.

    Высокий

    При данном уровне эмоциональности человек очень чувствителен к разнице между ожиданиями и полученным результатом. Он испытывает тревогу по поводу своей работы, переживает, что допустил ошибку или приложил недостаточно усилий.

    Низкий

    Эмоциональная устойчивость к неудачам, уверенность в себе и спокойствие.

    Социальная эмоциональность

    Это эмоциональная чувствительность при коммуникации в обществе.

    Высокий

    Склонность переживать из–за неудач в общении. Зависимость от мнения других людей, неуверенность в себе.

    Низкий

    Независимость от мнения товарищей или коллег. Отсутствие переживаний из – за неудач в общении. Спокойствие и уверенность в себе.

    Пройдите опросник Руслова прямо сейчас!

    На нашем сайте Вы можете пройти тест на определение выраженности различных качеств Вашего характера. Зная свои психологические черты, Вы сможете скорректировать поведение, выбрать наиболее подходящую профессию или наладить отношения с окружающими людьми.

    Изображение в шапке — Rathish Gandhi, Unsplash.

    testometrika.com

    Опросник «Структуры темперамента» Русалова

    Опросник структуры темперамента, он же опросник Русалова, предназначен для диагностики свойств темперамента. Среди исследуемых параметров такие, как эргичность, пластичность, темп и эмоциональность. Опросник состоит из 105 вопросов, среди которых есть и те, что относятся к шкале социально-желательных ответов.

    Инструкция

    Вопросы направлены на выявление вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дайте первый естественный ответ, который придет вам в голову. Отвечайте быстро и точно. Помните, нет хороших или плохих ответов. Если вы выбрали ответ «да», поставьте отметку «+» напротив соответствующего номера вопроса. Если вы выбрали ответ «нет», поставьте отметку «-» напротив соответствующего номера вопроса.

    Содержание теста:

    1. Подвижный ли вы человек?

    2. Всегда ли вы готовы с ходу, не раздумывая, включиться в разговор?

    3. Предпочитаете ли вы уединение большой компании?

    4. Испытываете ли вы постоянную жажду деятельности?

    5. Ваша речь обычно медленна и нетороплива?

    6. Ранимый ли вы человек?

    7. Часто ли вам не спится из-за того, что вы поспорили с друзьями?

    8. В свободное время вам всегда хочется заняться чем-либо?

    9. В разговоре с другими людьми ваша речь часто опережает вашу мысль?

    10. Раздражает ли вас быстрая речь собеседника?

    11. Чувствовали бы вы себя несчастным человеком, если длительное время были лишены возможности общения с людьми?

    12. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или на работу?

    13. Нравится ли вам быстро бегать?

    14. Сильно ли вы переживаете неполадки в своей работе?

    15. Легко ли вам выполнять работу, требующую длительного внимания и большой сосредоточенности?

    16. Трудно ли вам говорить очень быстро?

    17. Часто ли вы испытываете тревогу, что выполнили работу не так, как нужно?

    18. Часто ли ваши мысли перескакивают с одной на другую во время разговора?

    19. Нравятся ли вам игры, требующие быстроты и ловкости?

    20. Легко ли вы можете найти другие варианты решения известной задачи?

    21. Испытываете ли вы чувство беспокойства, что вас неправильно поняли в разговоре?

    22. Охотно ли вы выполняете сложную, ответственную работу?

    23. Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?

    24. Легко ли вы воспринимаете быструю речь?

    25. Легко ли вам делать одновременно очень много дел?

    26. Возникают ли у вас конфликты с вашими друзьями из-за того, что вы сказали им что-то, не подумав заранее?

    27. Вы предпочитаете делать несложные дела, не требующие от вас большой энергии?

    28. Легко ли вы расстраиваетесь, когда обнаруживаете незначительные недостатки в своей работе?

    29. Любите ли вы сидячую работу?

    30. Легко ли вам общаться с разными людьми?

    31. Вы обычно предпочитаете подумать, взвесить и лишь потом высказаться?

    32. Все ли ваши привычки хороши, желательны?

    33. Быстры ли у вас движения рук?

    34. Вы обычно молчите и не вступаете контакты, когда находитесь в обществе малознакомых людей?

    35. Легко ли вам переключиться с одного варианта решения задачи на другой?

    36. Способны ли вы иногда преувеличивать в своем воображении негативное отношение близких вам людей?

    37. Разговорчивый ли вы человек?

    38. Вам обычно легко выполнять дело, требующее мгновенных реакций?

    39. Вы обычно говорите свободно, без запинок?

    40. Беспокоят ли вас страхи, что вы не справитесь с работой?

    41. Легко ли вы обижаетесь, когда близкие люди указывают на ваши личные недостатки?

    42. Испытываете ли вы тягу к напряженной, ответственной деятельности?

    43. Считаете ли вы свои движения медленными и неторопливыми?

    44. Бывают ли у вас мысли, которые вы хотели бы скрыть от других?

    45. Можете ли вы без долгих раздумий задать щекотливый вопрос другому человеку?

    46. Доставляют ли вам удовольствие быстрые движения?

    47. Легко ли вы генерируете новые идеи?

    48. Сосет ли у вас под ложечкой перед ответственным разговором?

    49. Можно ли сказать, что вы быстро выполняете порученное вам дело?

    50. Любите ли вы браться за большие дела самостоятельно?

    51. Богатая ли у вас мимика в разговоре?

    52. Если вы обещали что-то сделать, всегда ли вы выполняете свое обещание независимо от того, удобно вам это или нет?

    53. Испытываете ли вы чувство обиды оттого, что окружающие вас люди обходятся с вами хуже, чем следовало бы?

    54. Вы обычно предпочитаете выполнять одновременно только одну операцию?

    55. Любите ли вы игры в быстром темпе?

    56. Много ли в вашей речи длительных пауз?

    57. Легко ли вам внести оживление в компанию?

    58. Вы обычно чувствуете в себе избыток сил, и вам хочется заняться каким-то трудным делом?

    59. Обычно вам трудно переключить внимание с одного дела на другое?

    60. Бывает, что у вас надолго портится настроение от того, что сорвалось запланированное дело?

    61. Часто ли вам не спится из-за того, что не ладятся дела, связанные непосредственно с работой?

    62. Любите ли вы бывать в большой компании?

    63. Волнуетесь ли вы, выясняя отношения с друзьями?

    64. Испытываете ли вы потребность в работе, требующей полной отдачи сил?

    65. Выходите ли вы иногда из себя, злитесь?

    66. Склонны ли вы решать много задач одновременно?

    67. Держитесь ли вы свободно в большой компании?

    68. Часто ли вы высказываете свое первое впечатление, не подумав?

    69. Беспокоит ли вас чувство неуверенности в процессе выполнения работы?

    70. Медленны ли ваши движения, когда вы что-нибудь мастерите?

    71. Легко ли вы переключаетесь с одной работы на другую?

    72. Быстро ли вы читаете вслух?

    73. Вы иногда сплетничаете?

    74. Молчаливы ли вы, находясь в компании друзей?

    75. Нуждаетесь ли вы в людях, которые бы вас ободрили и утешили?

    76. Охотно ли вы выполняете много разных поручений одновременно?

    77. Охотно ли вы выполняете работу в быстром темпе?

    78. В свободное время вас обычно тянет пообщаться с людьми?

    79. Часто ли у вас бывает бессонница при неудачах на работе?

    80. Часто ли у вас потеют руки во время ссоры?

    81. Долго ли вы мысленно готовитесь перед тем, как высказать свое мнение?

    82. Есть среди ваших знакомых люди, которые вам явно не нравятся?

    83. Обычно вы предпочитаете легкую работу?

    84. Легко ли вас обидеть в разговоре по пустякам?

    85. Обычно вы первым в компании решаетесь начать разговор?

    86. Испытываете ли вы тягу к людям?

    87. Склонны ли вы сначала поразмыслить, а потом говорить?

    88. Часто ли вы волнуетесь по поводу вашей работы?

    89. Всегда ли вы платили бы за провоз багажа на транспорте, если бы не опасались проверки?

    90. Держитесь ли вы обычно обособленно на вечеринках или в компаниях?

    91. Склонны ли вы преувеличивать в своем воображении неудачи, связанные с работой?

    92. Нравится ли вам быстро говорить?

    93. Легко ли вам удержаться от высказывания неожиданно возникшей идеи?

    94. Предпочитаете ли вы работать медленно?

    95. Переживаете ли вы из-за мельчайших неполадок на работе?

    96. Вы предпочитаете медленный, спокойный разговор?

    97. Часто ли вы волнуетесь из-за ошибок в работе, которые были вами допущены?

    98. Способны ли вы успешно выполнять длительную трудовую работу?

    99. Можете ли вы, недолго думая, обратиться с просьбой к другому человеку?

    100. Часто ли вас беспокоит чувство неуверенности в себе при общении с людьми?

    101. Легко ли вам, когда вам приходится говорить долго?

    102. Устаете ли вы, когда вам приходятся говорить долго?

    103. Вы предпочитаете работать с прохладцей, без особого напряжения?

    104. Нравится ли вам разнообразная работа, требующая переключения внимания?

    105. Любите ли вы подолгу бывать наедине с собой?

    Ключи к тесту

    1. Шкала предметная эргичность.

    Ответ «да» в вопросах 4, 8, 15, 22, 42, 50, 58, 64, 98.

    Ответ «нет» в вопросах 27, 83, 103.

    2. Шкала социальная эргичность.

    Ответ «да» в вопросах 11, 30, 57, 62, 67, 78, 86.

    Ответ «нет» в вопросах 3, 34, 74, 90, 105.

    3. Шкала пластичность.

    Ответ «да» в вопросах 20, 25, 35, 38, 47, 66, 71, 76, 101,104.

    Ответ «нет» в вопросах 54, 59.

    4. Шкала социальная пластичность.

    Ответ «да» в вопросах 2, 9, 18, 26, 45, 68, 85, 99.

    Ответ «нет» в вопросах 31, 81, 87, 93.

    5. Шкала темп или скорость.

    Ответ «да» в вопросах 1, 13, 19, 33, 46, 49, 55, 77.

    Ответ «нет» в вопросах 29, 43, 70, 94.

    6. Шкала социальный темп.

    Ответ «да» в вопросах 24, 37, 39, 51, 72, 92.

    Ответ «нет» в вопросах 5, 10, 16, 56, 96, 102.

    7. Шкала эмоциональность.

    Ответ «да» в вопросах 14, 17, 28, 40, 60, 61, 69, 79, 88, 91, 95, 97.

    8. Шкала социальная эмоциональность.

    Ответ «да» в вопросах 6, 7, 21, 36, 41, 48, 53, 63, 75, 80, 84, 100.

    9. Шкала «К»

    Ответ «да» в вопросах 32, 52, 89.

    Ответ «нет» в вопросах 12, 23, 44, 65, 73, 82.

    Анализ теста и интерпретация результатов:

    Каждый вопрос относится к одной из 9 шкал, 8 шкал содержат по 12 вопросов, девятая шкала — 9 вопросов:

    1. предметная эргичность;

    2. социальная эргичность;

    3. пластичность;

    4. социальная пластичность;

    5. темп или скорость;

    6. социальный темп;

    7. эмоциональность;

    8. социальная эмоциональность;

    9. контрольная «К» (шкала социальной желательности ответов).

    Обработка производится путем сравнения ответов испытуемого с ответами, данными в ключе к тесту. Каждое совпадение ответа с ответом в ключе к тесту оценивается в 1 балл. Количество баллов суммируется по каждой шкале. Уровень каждого из исследуемых свойств темперамента оценивается отдельно. Показатель менее 3 баллов свидетельствует о низком уровне, 4-8 – о среднем уровне, 9-12 – о высоком уровне.

    Предметная эргичность характеризует уровень потребности человека в освоении предметного мира, жажду деятельности, стремление к умственному и физическому труду, степень вовлеченности и трудовую деятельность.

    Социальная эргичность отражает уровень потребности в социальных контактах, свидетельствует о направленности на освоение социальных форм деятельности, стремлении к лидерству, об общительности и вовлеченности в социальную деятельность.

    Пластичность отражает степень легкости, или наоборот, трудности переключения с одного предмета на другой, быстроты перехода с одного способа мышления на другой в процессе взаимодействия с предметной средой, стремления к разнообразию форм предметной деятельности.

    Социальная пластичность помогает выяснить степень легкости или трудности переключения внимания в процессе общения с одного человека на другого, склонность к разнообразию коммуникативных программ и готовых форм социального контакта.

    Темп характеризует скоростные особенности человека. Он свидетельствует о скорости выполнения отдельных операций, быстроте моторно-двигательных актов при выполнении предметной деятельности.

    С помощью социального темпа можно установить скоростные характеристики речедвигательных актов в процессе общения.

    Эмоциональность оценивает чувствительность к несовпадению (расхождению) между задуманным, ожидаемым, планируемым и результатами реального предметного действия, чувствительность к неудачам в работе.

    Социальная эмоциональность отражает чувствительность в коммуникативной сфере: чувствительность к неудачам в общении, к оценкам окружающих людей.

    Шкала «К» или контрольная шкала – это показатель искренности ответов — выявляет степень искажения информации о себе. Чем больше показатель «К», тем меньше искренности в ответах, и наоборот, чем он меньше, тем более достоверными считаются другие показатели темперамента. Считается, что ответы искренни и честны, если «К» не превышает 5 баллов. Результаты испытуемых, получивших высокий (7 и более) балл по контрольной шкале, не подлежат рассмотрению.

    psychologyc.ru

    Обработка результатов теста

    Опросник формально-динамических свойств индивидуальности В.М.Русалова

    Шкалы: эргичность, пластичность, скорость, эмоциональность — в психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной сферах

    Назначение теста

    Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) В.М.Русалова используется для диагностики свойств «предметно-деятельностного» (психомоторная и интеллектуальная сферы) и «коммуникативного» аспектов темперамента.

    Инструкция к тесту

    Вам предлагается ответить на 150 вопросов, направленных на выяснение Вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить самые типичные ситуации и дайте первый естественный ответ, который придет Вам на ум. Отвечайте быстро и точно. Помните, что нет «плохих» и «хороших» ответов. Поставьте «крестик» или «галочку» в той графе, которая соответствует утверждению, наиболее правильно описывающему Ваше поведение:

    • 1 – не характерно,

    • 2 – мало характерно,

    • 3 – довольно характерно,

    • 4 – характерно.

    Обработка и интерпретация результатов теста

    Ключ к тесту

    Шкалы Пункты

    Эргичность психомоторная (ЭРМ) 1, 4, 32, 58, 60*, 70*, 75*, 84, 92, 111*, 127, 132.

    Эргичность интеллектуальная (ЭРИ) 3, 9, 17*, 36, 48, 54*, 82, 96*, 120*, 133*, 139, 143.

    Эргичность коммуникативная (ЭРК) 7*, 33, 35, 63*, 68, 77, 94, 98*, 112, 114*, 125, 129*.

    Пластичность психомоторная (ПМ) 11, 13, 39, 40, 64, 66*, 76, 79, 99, 100, 115, 131*.

    Пластичность интеллектуальная (ПИ) 2*, 8, 18, 41, 47, 59, 95, 97*, 107*, 130, 140*, 149.

    Пластичность коммуникативная (ПК) 15, 21, 43, 46, 51, 67, 80, 101, 113*, 116, 134, 135.

    Скорость психомоторная (СМ) 16, 19, 45, 49, 69, 83*, 93, 102, 118*, 122, 128, 136*.

    Скорость интеллектуальная (СИ) 5, 14, 23, 27*, 38*, 53, 62*, 65, 87, 119, 142*, 145.

    Скорость коммуникативная (СК) 20*, 50*, 57, 71, 81*, 85, 88*, 91*, 104, 117, 123, 137*.

    Эмоциональность психомоторная (ЭМ) 22, 24, 52, 55, 73, 78, 89, 105, 108, 124, 141, 144.

    Эмоциональность интеллектуальная (ЭИ) 6, 10, 12, 25, 28, 31, 37, 44, 61, 103, 106, 147.

    Эмоциональность коммуникативная (ЭК) 26, 30, 56, 72, 74, 90, 109, 110, 126, 138, 146, 148.

    Контрольная шкала (КШ) 29, 34, 42*, 86*, 121*, 150*

    Примечание: звездочкой (*) отмечены пункты, требующие перекодирования (1 = 4) (2 = 3) (3 = 2) (4 = 1).

    Перед обработкой необходимо убедиться, что ответы даны на все вопросы. Для подсчета баллов по той или иной шкале используются ключи. Вначале необходимо перекодировать некоторые ответы, указанные в ключе для данной шкалы. Подсчет баллов производится путем суммирования всех баллов по данной шкале. При обследовании больших массивов испытуемых целесообразно сочетать бланковый метод с компьютерной обработкой данных. Полученная сумма баллов для каждой шкалы записывается в соответствующую графу на бланке. Кроме того, в бланке обязательно фиксируется ФИО, пол, возраст испытуемого, образование, род занятий или учебы, а также дата проведения обследования. Необходимо помнить, что испытуемые, имеющие по контрольной шкале 18 баллов и больше, из дальнейшей обработки исключаются, как не способные, в силу чрезмерной социальной желательности адекватно оценивать свое поведение.

    Интерпретация результатов теста

    Контрольная шкала (Кш)

    Контрольная шкала варьируется от 6 до 24 баллов. При значениях от 6 до 17 баллов испытуемые характеризуются более или менее адекватным восприятием своего поведения. Испытуемые с высокими значениями по данной шкале (18-24 балла) из обработки исключаются, поскольку у них наблюдается явно неадекватная оценка поведения. В своих ответах они стремятся выглядеть лучше, чем есть на самом деле.

    Индексы и типы

    Для решения ряда научных и научно-практических задач необходимо учитывать не только значение того или иного отдельного формально-динамического свойства, но и индексы и темпераментальные типы, отражающие различную степень интеграции формально-динамических свойств индивидуальности. Исходя из содержания корреляционных и факторных связей между шкалами ОФДСИ, нами предложены следующие 6 наиболее важных индексов формально-динамических свойств человека.

    Индексы активности

    1. Индекс психомоторной активности (ИПА) равен сумме баллов активностных шкал в психомоторной сфере.

    ИПА = ЭРМ + ПМ + СМ.

    ИПА варьирует от 36 до 144. Среднее значение (норма) равно 90 +/- 12, т.е. от 78 до 102

    2. Индекс интеллектуальной активности (ИИА) равен сумме баллов активностных шкал в интеллектуальной сфере.

    ИИА = ЭРИ + ПИ + СИ.

    ИИА варьирует от 36 до 144. Среднее значение (норма) равно 90 +/- 12, т.е. от 78 до 102.

    3. Индекс коммуникативной активности (ИКА) равен сумме баллов активностных шкал в коммуникативной сфере.

    ИКА = ЭРК + ПК + СК.

    ИКА варьирует от 36 до 144. Среднее значение (норма) равно 90 +/- 12, т.е. От 78 до 102.

    4. Индекс общей активности (ИОА) равен сумме баллов всех активностных шкал во всех трех сферах.

    ИОА = ИПА + ИИА + ИКА.

    ИОА варьирует от 108 до 432. Среднее значение (норма) равно 270 +/- 36, т.е. От 234 до 306.

    Индекс общей эмоциональности

    5. Индекс общей эмоциональности (ИОЭ) равен сумме всех эмоциональных шкал в трех сферах.

    ИОЭ = ЭМ + ЭИ + ЭК.

    Среднее значение (норма) равно 90 +/- 12, т.е. От 78 до 102.

    Индекс общей адаптивности

    6. Индекс общей адаптивности (ИОАД) равен разнице баллов между индексом общей активности и индексом общей эмоциональности.

    ИОАД = ИОА – ИОЭ.

    Индекс варьирует в пределах от -36 до 432. Среднее значение (норма) равно 180 +/- 48.

    На основании вышеприведенных индексов, в принципе, можно выделить довольно большое количество вариантов темперамента. Классификация этих типов – дело будущих научных исследований, однако уже сейчас ориентировочно можно говорить о возможных 9 наиболее типичных вариантах (типах) формально-динамических свойств.

    studfile.net

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о