Опросник структуры темперамента русалова: Недопустимое название — Psylab.info

Эмпирическое исследование темперамента у подростков

 

После того как  мы рассчитали сумму рангов, где  у девочек сумма больше, что  у мальчиков (таблица 4),  можно  переходить к расчёту критерия:

Формула

 

U= 9*13+(13*14/2) — 150

U=58

Итак, мы получили значение U=58. Чтобы проверить, достоверны ли наши различия, обратимся к таблице «критических значений критерия Манна-Уитни для проверки гипотезы» (приложение 2). По уровню значимости p=0,05 табличное значение равно 28, по уровню значимости p=0,01табличное значение равно 20. Составим график (График 1):  

График 1 

  20              28                  58

Из данного  графика можно сделать заключение, что :

  • С вероятностью 95 % различия показателя экстроверсии-интроверсии между девочками и мальчиками не достоверны
  • С вероятностью 99 % различия показателя экстроверсии-интроверсии между девочками и мальчиками не достоверны
 

Вывод: наша гипотеза не нашла подтверждения.  

Расчёты по второй  гипотезе:

Таблица 5

Предварительный

ранг

ПолПоказатель

Нейротизма

Окончательный рангМальчикиДевочки
рангпоказательрангпоказатель
1м6116  
2м72,52,57  
3ж72,5  2,57
4м8448  
5м116,56,511  
6ж116,5  6,511
7м116,5
6,5
11  
8ж116,5  6,511
9ж1312  1213
10ж1312  1213
11ж1312  1213
12м13121213  
13ж1312  1213
14м13121213  
15ж1312  1213
16м1417,517,514  
17м1417,517,514  
18ж14
17,5
  17,514
19ж1417,5  17,514
20ж1520,5  20,515
21м1520,520,515  
22ж1822  2215
Σ 100 153
 

После того как  мы рассчитали сумму рангов, где  у девочек сумма больше, что  у мальчиков (таблица 5),  можно  переходить к расчёту критерия:

Формула

 

U= 9*13 + (13*14/2)-153

U=55

Итак, мы получили значение U=55. Чтобы проверить, достоверны ли наши различия, обратимся к таблице «критических значений критерия Манна-Уитни для проверки гипотезы» (приложение 2). По уровню значимости p=0,05 табличное значение равно 28, по уровню значимости p=0,01табличное значение равно 20. Составим график (График 2)

График  2 

  20              28                  55

Из данного  графика можно сделать заключение, что:

  • С вероятностью 95 % различия показателя нейротизма между девочками и мальчиками не достоверны
  • С вероятностью 99 % различия показателя нейротизма между девочками и мальчиками не достоверны
 

Вывод: наша гипотеза не нашла подтверждения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

      Темперамент является важным психологическим феноменом. Он представляет собой совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических  процессов и поведения 

человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение  и изменение.

      Содержательная  характеристика темперамента раскрывается в его свойствах. Свойства темперамента — это такие отличительные индивидуальные признаки человека, которые определяют собой динамические аспекты всех его видов деятельности, характеризуют  особенности протекания психических  процессов, имеют более или менее  устойчивый характер, сохраняются в  течение длительного времени, проявляясь вскоре после рождения. Среди свойств  темперамента выделяются сензитивность, реактивность, активность, пластичность и ригидность, темп реакций, экстраверсия, интроверсия, эмоциональная возбудимость.

      Выделяют  четыре типа темперамента: сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический. Каждый тип темперамента различается  разным уровнем выраженности силы, уравновешенности, подвижности.

      В психологической практике для диагностики  темперамента применяются разные методики. В данной работе использовался опросник Г. Айзенка.

      В эмпирическом исследовании было выдвинуто  предположение о том, что существует ли взаимосвязь пола испытуемого  и темперамента.

      Для проверки гипотезы использовался критерий Манна-Уитни.

      Полученные  данные свидетельствуют о том, что тип темперамента не зависит от гендерного показателя.

 

  1. Альманах  психологических тестов. – М.: КСП, 1996. – 400 с.
  2. Введение в психологию / Под общ. ред. А.В.Петровского. – М.: Академия, 1996.
  3. Общая психология/Под ред. Е. И Рогова. – М.: Владос, 1995. – 448 с.
  4. Русалов В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека // Вопросы психологии. 1985. № 1. С. 19-32.
  5. Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. — М.: Прогресс , 1976.
  6. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии/Под общей ред. И.В.Роевич. – М.: Прогресс, 1982.
  7. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. – М.-Воронеж: МОДЭК, 1996.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Приложение 1. 

        Круг  Айзенка

 

Приложение 2.

Тест структуры темперамента Русалова — Глобал Транс Консалтинг

Опросник формально-динамических свойств индивидуальности В.М.Русалова.

(Методика ОФДСИ / Тест структуры темперамента Русалова)

Инструкция: Вам предлагается ответить на 150 вопросов, направленных на выяснение Вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить самые типичные ситуации и дайте первый естественный ответ, который придет Вам на ум. Поставьте «крестик» или «галочку» в той графе, которая соответствует утверждению, наиболее правильно описывающему Ваше поведение:

1 — не характерно

2 — мало характерно

3 — довольно характерно

4 — характерно

Тестовый материал

  1. Я часто испытываю потребность в движении.
  2. Я не ищу новых решений известных проблем.
  3. Я постоянно хочу приобретать новые знания.
  4. В свободное время я с удовольствием занимаюсь физическим трудом.
  5. Я быстро считаю «в уме».
  6. Я сильно переживаю, когда сдаю экзамен менее успешно, чем ожидал (а).
  7. Я предпочитаю уединение большой компании.
  8. Мне легко одновременно выполнять несколько дел, например, смотреть телевизор и читать.
  9. Мне легко выполнять умственную работу, требующую длительного внимания.
  10. Я переживаю, когда выполняю задание не так, как следовало бы.
  11. Я – легок(ка) на подъем.
  12. Я огорчаюсь, когда обнаруживаю свои ошибки при выполнении интеллектуальной работы.
  13. Я легко переключаюсь с одного дела на другое, занимаясь ручной работой.
  14. Я быстро решаю арифметические задачи.
  15. Я без труда включаюсь в разговор.
  16. Я – подвижный человек.
  17. Я устаю от длительной умственной работы.
  18. Я легко переключаюсь с решения одной проблемы на другую.
  19. Я предпочитаю быструю ходьбу.
  20. Моя речь медленна и нетороплива.
  21. Я часто высказываю свое мнение, не подумав.
  22. Я огорчаюсь, если мне не удается что-то смастерить самому(ой).
  23. Я люблю интеллектуальные игры, в которых требуется быстрое принятие решения.
  24. Я испытываю неудобство из-за того, что у меня плохой почерк.
  25. Я часто испытываю опасение от того, что могу не справиться с работой, требующей умственного напряжения.
  26. Я – ранимый человек.
  27. Я неохотно выполняю срочную умственную работу.
  28. Я часто не могу заснуть от того, что мне не удается найти решение какой-либо проблемы.
  29. Я всегда выполняю свои обещания независимо от того, удобно мне это или нет.
  30. Я огорчаюсь, поспорив с друзьями.
  31. У меня портится настроение, когда я долго не могу решить какую-либо проблему.
  32. Мне легко заниматься физическим трудом длительное время.
  33. Я чувствовал(а) бы себя дискомфортно, если бы на длительное время был(а) бы лишен(а) возможности общения с людьми.
  34. Я никогда не опаздывал(а) на свидание или на работу.
  35. У меня много друзей и знакомых.
  36. Я регулярно читаю о новых достижениях науки и техники.
  37. Я сильно волнуюсь перед предстоящим экзаменом.
  38. Обычно мои мысли текут неторопливо.
  39. Мне нравится мастерить вещи своими руками.
  40. Я успешно выполняю работу, требующую тонких и скоординированных движений.
  41. Мне легко готовиться к нескольким экзаменам одновременно.
  42. Бывает, что я говорю о вещах, в которых не разбираюсь.
  43. Моя речь часто опережает мои мысли.
  44. Я склонен(на) преувеличивать свои неудачи, связанные с умственной деятельностью.
  45. Я люблю участвовать в спортивных играх, требующих быстрых движений.
  46. Во время беседы мои мысли часто перескакивают с одной темы на другую.
  47. Мне легко было бы сдать два экзамена в один день.
  48. Я чувствую в себе избыток интеллектуальной энергии.
  49. Мне нравятся игры, требующие быстроты и ловкости движений.
  50. Мне трудно говорить быстро.
  51. Мне легко завязывать знакомства первым.
  52. Я испытываю досаду, когда у меня не хватает ловкости для участия в спортивных играх на отдыхе.
  53. Я быстро думаю, находясь в любой ситуации.
  54. Работа, требующая полной отдачи умственных сил, отталкивает меня.
  55. Я огорчаюсь от того, что пишу медленно и иногда не успеваю записывать необходимую информацию.
  56. Я переживаю, когда меня не понимают в разговоре.
  57. Я говорю свободно, без запинок.
  58. Я охотно выполняю физическую работу.
  59. Мне легко выполнять одновременно несколько заданий, требующих умственного напряжения.
  60. Я предпочитаю заниматься работой, не требующей большой физической нагрузки.
  61. Я сильно волнуюсь во время экзамена.
  62. Мне требуется много времени, чтобы разобраться в той или иной проблеме. 63. Как правило, я не вступаю в общение с малознакомыми людьми.
  63. Я легко обучаюсь ремеслу (рукоделию).
  64. Мне нравятся задачи на «смекалку».
  65. Я предпочитаю однообразную физическую работу.
  66. Нередко я конфликтую с друзьями из-за того, что говорю, не подумав.
  67. Я предпочитаю постоянно находиться среди людей.
  68. Я пишу быстро.
  69. Я быстро устаю от физической работы.
  70. Я – разговорчивый человек.
  71. Иногда я преувеличиваю негативное отношение к себе со стороны своих близких.
  72. У меня часто портится настроение из-за того, что сделанная мною вещь оказывается не совсем удачной.
  73. Я легко обижаюсь, если мне указывают на мои недостатки.
  74. Во время физической работы я часто делаю перерывы для отдыха.
  75. Мне нравится разнообразный ручной труд.
  76. Мне легко внести оживление в компанию.
  77. Я испытываю тревогу, переходя улицу перед движущимся транспортом.
  78. Мне легко провести прямую линию от руки (без линейки).
  79. Я могу, не раздумывая, задать вопрос незнакомому человеку.
  80. Меня раздражает быстрая речь собеседника.
  81. Я с удовольствием выполняю умственную работу.
  82. Я считаю свои движения медленными и неторопливыми.
  83. Многие считают меня физически сильным.
  84. Когда я оживленно рассказываю о чем-то, я прибегаю к мимике и жестам.
  85. У меня бывают мысли, которые мне не хотелось бы сообщать окружающим.
  86. Для подготовки к экзаменам я трачу времени меньше, чем другие.
  87. В моей речи много длительных пауз.
  88. Меня огорчает то, что я физически менее развит(а), чем хотелось бы.
  89. Я сильно волнуюсь перед ответственным разговором.
  90. Я устаю, когда приходится долго говорить.
  91. Я чувствую в себе избыток физических сил.
  92. Движения моих рук быстры и стремительны.
  93. Я свободно чувствую себя в большой компании.
  94. Мне нравятся задачи, требующие постоянного переключения внимания.
  95. Я предпочитаю задания, не связанные с большой умственной нагрузкой.
  96. Я предпочитаю решить задачу до конца, прежде чем взяться за другую.
  97. Даже находясь в тесном кругу друзей, я остаюсь молчаливым.
  98. В работе по хозяйству я легко переключаюсь с одного дела на другое.
  99. Я считаю себя мастером на все руки.
  100. Я легко высказываю свои мысли в присутствии незнакомых людей.
  101. Я довольно быстро выполняю физическую работу.
  102. Меня огорчают незначительные ошибки, допущенные при решении какой-либо задачи.
  103. Я быстро читаю вслух.
  104. Я переживаю из-за того, что у меня нет достаточно выраженных способностей для овладения интересующим меня ремеслом.
  105. Я основательно планирую предстоящую умственную работу, чтобы избежать возможных ошибок.
  106. Я не отличаюсь оригинальностью в решении задач.
  107. Меня огорчает, что я недостаточно хорошо владею ремеслом (рукоделием).
  108. Я сильно волнуюсь, когда мне приходится выяснять отношения с друзьями.
  109. Я нуждаюсь в людях, которые меня ободряют и утешают.
  110. Я стараюсь избегать тяжелой физической работы.
  111. В свободное время меня тянет пообщаться с людьми.
  112. Я предпочитаю подумать, взвесить, и лишь потом высказаться.
  113. На вечеринках и в компаниях» держусь обособленно.
  114. Я без особого труда смог(ла) бы начертить сложную геометрическую фигуру.
  115. В компании я обычно начинаю разговор первым.
  116. Я легко воспринимаю быструю речь.
  117. У меня медленные движения, когда я что-нибудь мастерю.
  118. Я быстро решаю головоломки.
  119. Длительная подготовка к экзаменам утомляет меня.
  120. Я иногда сплетничаю.
  121. Я предпочитаю выполнять физическую работу в быстром темпе.
  122. Мне нравится быстро говорить.
  123. Когда я выполняю работу, требующую тонкой координации движений, я испытываю некоторое волнение.
  124. Я люблю бывать в больших компаниях.
  125. Я не стараюсь избегать конфликтов.
  126. Я способен(а) выполнять длительную физическую работу без утомления. 128. Мне приятны быстрые движения.
  127. Я люблю уединение.
  128. Мне легко настроиться на выполнение нового задания.
  129. Мне с трудом удалось бы сделать нужную вещь своими руками.
  130. Я считаю себя физически сильным человеком.
  131. Я предпочитаю работу, не требующую отдачи интеллектуальных сил.
  132. Мне трудно удержаться от высказывания неожиданно возникшей идеи.
  133. Я с легкостью могу обратиться с просьбой к другому человеку.
  134. Мне нравится работа, не требующая быстрых движений.
  135. Я предпочитаю медленный, спокойный разговор.
  136. Я испытываю чувство обиды от того, что окружающие меня люди, как мне кажется, обходятся со мной хуже, чем следовало бы.
  137. Умственная работа для меня более привлекательна, чем физическая.
  138. Обычно я дочитываю книгу до конца, прежде чем взяться за новую.
  139. В ручном труде меня раздражают малейшие неполадки.
  140. Я обычно медленно выполняю интеллектуальные задания.
  141. Я люблю много читать.
  142. Когда я что-то мастерю, я обращаю внимание даже на незначительные погрешности.
  143. Многие считают, что я – довольно сообразительный человек.
  144. В разговоре я легко обижаюсь по пустякам.
  145. Приступая к решению даже несложной задачи, я испытываю чувство неуверенности.
  146. При общении с людьми я часто чувствую себя неуверенно.
  147. Я легко пересматриваю свои решения и принимаю новые.
  148. Среди моих знакомых есть люди, которые мне явно не нравятся.

Facebook Youtube

Теория и руководство по структуре темпера (9780978398309) Psychological Services Press

Расширенный STQ представляет собой самооценку из 150 пунктов, которая оценивает темперамент, признанный наиболее последовательной характеристикой поведения человека.

Расширенный STQ состоит из 12 шкал, 6 индексов и 1 шкалы достоверности. Т-показатели, процентили, доверительные интервалы и качественная классификация (т. е. низкий, средний, высокий, очень высокий) представлены для нормативных выборок. Расширенный STQ предоставляет показатели индекса и шкалы, которые внутренне непротиворечивы, стабильны во времени, продемонстрировали хорошую конвергентную и дискриминантную валидность с другими показателями темперамента.

Расширенный STQ имеет следующие шкалы:

1. Объектно-зависимая или двигательная эргоничность, ERM

2. Объектно-зависимая или двигательная пластичность, PLM

3. Предметно-зависимая или моторная темповая, TMM

4. Предметная эмоциональность, ЭМС

5. Эргоничность в общении, ЭРК

6. Пластичность в общении, ПЛК

7. Темп в общении, ТМК

8. Эмоциональность в общении, ЭМК

9. Интеллектуальная эргономика , ЭРИ

10. Интеллектуальная пластичность, PLI

11. Интеллектуальный темп, TMI

12. Интеллектуальная эмоциональность, EMI

Тест Compact STQ-77 представляет собой самооценку из 77 пунктов, которая оценивает темперамент, признанный наиболее последовательной характеристикой поведение человека.

Compact STQ-77 состоит из 12 шкал, 6 указателей и 1 шкалы достоверности. Т-показатели, процентили, доверительные интервалы и качественная классификация (т. е. низкий, средний, высокий, очень высокий) представлены для нормативных выборок. Compact STQ предоставляет показатели индекса и шкалы, которые внутренне непротиворечивы, стабильны во времени, продемонстрировали хорошую конвергентную и дискриминантную валидность с другими показателями темперамента.

1. Двигательная эргоничность, ERM

2. Социальная эргоничность, ERS

3. Двигательный темп, TMM

4. Социальный темп, TMS

5. Чувствительность к физическим ощущениям, SS

9 0005 6. Эмпатия как чувствительность к другим, ЭМИ

7. Интеллектуальная Эргоничность, ЭРИ

8. Пластичность, ЛП

9. Чувствительность к Вероятностям, ПРО

10. Уверенность в себе, СЛФ.

11. Импульсивность, ИМП

12. Нейротизм, NEU

Compact STQ-77 — отличный выбор для практиков и отдела кадров.

Проведение теста занимает всего 10 минут!

Особенности всех версий STQ:

· Оценивать согласованные динамические свойства поведения в трех сферах деятельности: физической, социальной (общение) и интеллектуальной.

· Может управляться группой.

· Может вводиться и оцениваться лицами, не имеющими психологической или психиатрической подготовки, под наблюдением и интерпретацией со стороны лицензированного или сертифицированного специалиста.

· Написано на уровне чтения 5-го класса.

· Стандартизировано и подтверждено выборкой населения в возрасте от 17 до 84 лет.

· STQ демонстрирует значительную корреляцию с самооценкой и экспертными наблюдениями за динамическими свойствами поведения.

· Доказательства конструктной валидности STQ были продемонстрированы посредством значительной корреляции со следующими показателями:

o Павловское исследование темперамента (PTS)

o Личностный опросник Айзенка (EPQ)

o Опросник Большой пятерки (NEO-PI)

o Шкала адаптивности Роджерса

o Опросник тревожных состояний (STAI)

o Шкала манифестной тревожности Тейлора (MAS)

o Тест Розенцвейга 900 06

o Тест на мотивацию достижений

o Оценка мотивации профессионального выбора

o Тест межличностных отношений Лири

o Тест 16 личностных факторов Кеттелла (16PF)

o Тест IQ Векслера

o Тест Gotshield IQ

o Тест IQ Шепарда

o Скорость чтения

o Слуховая и зрительная чувствительность

o Воздействие алкоголя

o Невербальный тест творческого мышления Торранса

o Дембо-Хоппе Уровень притязаний

o Шкала диссоциации

o Шкала поиска ощущений Цукермана (SSS)

o Шкала локуса контроля Роттера (LOC)

o Данные ЭЭГ

o Подвижность и пластичность в показателях активности

o Показатели вербальной активности

o Опросник депрессии Гамильтона (HDI)

o Опросник беспокойства Бека (BAI)

o Контрольный список симптомов (SCL-90)

Расширенная и компактная версии переведены на пять языков: английский, русский, китайский, польский и урду. Ведется работа над французской и корейской версиями STQ-77.

Подробнее на http://www3.sympatico.ca/itrofimova/PS-STQ.htm

Об авторах:

Русалов Владимир Михайлович, к.м.н. в 1963 г. окончил Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова по специальности антрополог, затем защитил кандидатскую диссертацию. в 1972 г. окончил Институт психологии, в 1982 г. получил степень доктора психологических наук. С 1972 г. заведует лабораторией дифференциальной психологии и психофизиологии имени Небилицына в Институте психологии РАН. Преподает во многих вузах России. и он был приглашенным профессором в нескольких американских университетах.

Профессор Русалов — один из ведущих специалистов в области психофизиологии, психодиагностики и дифференциальной психологии, работающий в этой области более 35 лет. Его учителями были Б.Теплов и В.Небилизин, разработавшие концепцию темперамента на основе павловских исследований типологии высшей нервной системы. Его книга «Биологические основы психологических индивидуальных различий» (1979) стала одной из самых популярных книг по российской психологии с 1990 года. Автор трех книг и более ста статей.

Трофимова Ирина Николаевна, к.т.н. № в 1988 году окончила факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, защитила кандидатскую диссертацию. Небилицына Лаборатории дифференциальной психологии и психофизиологии Института психологии РАН в 1995 г. Опубликовала 7 книг и 42 статьи в области психологии индивидуальных различий, психосемантики и моделирования в психологии. До 19 лет преподавала во многих московских вузах.97 лет, а затем заняла должность администратора и старшего научного сотрудника Лаборатории коллективного разума Университета Макмастера, Канада. Доктор Трофимова в настоящее время также является содиректором психологической службы, частной психологической практики в Гамильтоне, Онтарио, Канада.

Исследование различий между структурой темперамента и структурой личности | Американский журнал психологии

Исследовательская статья| 01 декабря 2010 г.

ИРИНА ТРОФИМОВА

Американский журнал психологии (2010) 123 (4): 467–480.

https://doi.org/10.5406/amerjpsyc.123.4.0467

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Делиться
    • Фейсбук
    • Твиттер
    • LinkedIn
    • Электронная почта
  • Разрешения

  • Поиск по сайту

Цитата

ИРИНА ТРОФИМОВА; Исследование различий между структурой темперамента и структурой личности. Американский журнал психологии 1 декабря 2010 г.; 123 (4): 467–480. doi: https://doi.org/10.5406/amerjpsyc.123.4.0467

Скачать файл цитаты:

  • Zotero
  • Менеджер ссылок
  • EasyBib
  • Подставки для книг
  • Менделей
  • Бумаги
  • Конечная примечание
  • RefWorks
  • Бибтекс
панель инструментов поиска

Расширенный поиск

Abstract

В этой статье анализируются различия между моделью темперамента, специфичной для деятельности, и моделью личности Большой пятерки с использованием компактного опросника структуры темперамента (STQ-77).

Добавить комментарий