Проект «Агрессивные и враждебные поведенческие стратегии лиц с разными ДНК-маркерами»
В 2016 году на базе Южного федерального университета были проведены научно-исследовательские работы по проекту РНФ «Агрессивные и враждебные поведенческие стратегии лиц с разными ДНК-маркерами». Работы представляют значительный интерес с точки зрения изучения психологических механизмов формирования асоциальных форм поведения человека. Благополучие каждого человека в настоящее время обуславливается целым рядом фактором, которые оказывают непосредственное влияние на все сферы жизни и деятельности личности. Немаловажное значение при этом имеет собственно психологический комфорт человека, который обуславливается его благополучием. Среди эмоций человека большую роль играют такие негативные эмоции, как эмоции гнева, агрессия, враждебность, тревоги, а также беспокойства и страхи. В отдельные возрастные периоды, в первую очередь – в период юности, негативные эмоции оказывают отрицательное влияние на общий психологический настрой личности, ее приоритеты, а также на учебную и познавательную деятельность.Важным этапом в проведении исследования был этап определения с использованием психодиагностических методик уровня выраженности агрессивного и враждебного поведения и других психологических особенностей у старших школьников и молодежи 17-30 лет, проживающих на Юге России с разной этнической принадлежностью.
Был разработан методический пакет для психометрических исследований агрессивности и враждебности в соответствии со спецификой данных возрастных групп. В него вошли:
Опросник Басса-Дарки (Buss-Durkee Hostility inventory в адаптации А.К. Осницкого, 1998 г.). Является одним из самых популярных и надёжных вербальных методик, используемых для исследования агрессии и форм проявления агрессивных и враждебных реакций человека, таких как физическую, косвенную, вербальную агрессию, склонность к раздражению, негативизм, обиду, подозрительность. Индекс агрессивных реакций (ИАР) соответствует сумме числовых показателей по четырём шкалам: раздражения, физической, косвенной и вербальной агрессии
Шкала тревоги Спилбергера (State-Trait Anxiety Inventory – STAI в адаптации Ю. Л. Ханина) является информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент – реактивная тревожность как состояние и личностной тревожности как устойчивой характеристики человека. Разработан Ч.Д. Спилбергером и адаптирован Ю.Л. Ханиным. Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью.
Методика исследования личности тест Руки Э. Вагнера (Hand – test адаптирован Т.Н. Курбатовой). Данная методика относится к интерпретационному направлению в классификации проективнных методик исследования личности. Впервые тест был опубликован в 1962 году. Идея создания теста принадлежит Э. Вагнеру, система подсчета очков и коэффициенты разработаны З. Пиотровским и Б. Бриклин. В нашей стране тест адаптирован Т.Н. Курбатовой. Методика отличается относительной простотой и является средством глубинного исследования личности.
Проективная методика «Несуществующее животное [Дукаревич М.З., Яньшин П.В., 1990]. Является одной из наиболее популярных рисуночных методик. Предложена М.3. Друкаревич и широко используется отечественными психологами при обследовании детей и взрослых чаще всего в качестве ориентирующей методики, данные которой позволяют выдвинуть некоторые гипотезы об особенностях личности.
Обнаруженные в результате данных исследований закономерности и достоверные различия позволяют говорить, что враждебные и агрессивные стратегии поведения как устойчивый комплекс действий в ситуации реального или предполагаемого конфликта обуславливается психологическими особенностями подростков и молодежи разной этнической принадлежности.
По результатам исследования агрессивности (опросник Басса-Дарки) очевидны гендерные различия уровня агрессивности. У мужчин уровень агрессивности закономерно выше, при том, что профили показателей внутри выборок имеют разброс в пределах нормы. Такую же картину проявления агрессии у мужчин и у женщин показал тест Руки Э. Вагнера. Агрессивность в разных возрастных группах также имеет закономерность к снижению с взрослением. Это обуславливается развитием самоконтроля и социализацией.
Данная статья является материалом с сайта http://scienceport.ru.
COMPARISON OF THE LEVEL OF HOSTILITY AND AGGRESSION IN THE STUDENTS OF LYCEUM AND HIGH SCHOOL STUDENTS
Research article
Shavoyan M.A.
DOI:
https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.45.016
Issue: № 3 (45), 2016
Published:
2016/03/15
Шавоян М.А.
Студент, Кировская государственная медицинская академия
СРАВНЕНИЕ УРОВНЯ ВРАЖДЕБНОСТИ И АГРЕССИВНОСТИ У УЧАЩИХСЯ ЛИЦЕЯ И СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Аннотация
Моя статья посвящена проблемам социализации подростка. Мною была проведена научная работа среди школьников и учащихся лицея 10-х классов с выявлением у них уровня враждебности и агрессивности.
Ключевые слова: учащиеся, агрессивность, враждебность, социализация.
Shavoyan M.A.
Student, Kirov State Medical Academy
COMPARISON OF THE LEVEL OF HOSTILITY AND AGGRESSION IN THE STUDENTS OF LYCEUM AND HIGH SCHOOL STUDENTS
Abstract
My article deals with the problems of socialization of a teenager. I have done scientific work among schoolchildren and students of the Lyceum of the 10th grade to identify their level of hostility and aggressiveness. It is in this age period of human life occur crucial social developments: completion of General education, choice of University, the acquisition of new social roles, moral and spiritual self-determination and the formation of ideology and value orientations.
Keywords: students, aggressiveness, hostility, socialization.
Актуальность изучения уровня агрессии у подростков определяют тревожные тенденции последних десятилетий: рост девиаций поведения, негативизация общества, повышение уровня преступности, алкоголизация и наркотизация населения и т.д. (Крючкова А.Б., 2010). Агрессия стала частью нашей жизни, характеризуется массовостью и высокой степенью интенсивности и среди обычных подростков (Беличева С.А., 2013) [3]. На развитие личности подростка влияют множества факторов, среди них: взаимоотношения в семье, посещение секций, кружков подростком, общение со сверстниками и т.д. Весомую роль в социализации подростка, на мой взгляд, играет семья, ведь именно семья является примером поведения подростка в социуме, в частности взаимоотношение родителей, оказание ими помощи, внимания подростку. Система взаимоотношений подростка с учителями в старших классах усложняется по сравнению с младшими школьниками, на смену беспрекословной авторитетности педагогов приходит дифференцированное отношение к ним [1].
Цель исследования: сравнение уровня враждебности и агрессивности учащихся лицея и старшеклассников. Материалы и методы: было обследовано 42 учащихся из них 21 человек – учащиеся лицея № 2 (юноши – 100%) и 21 человек – учащиеся 10-х классов МОУ СОШ №57 (юноши – 12 человек (57,1%), девушки – 9 человек (42,9%)). Средний возраст учащихся лицея составил 17,4 ± 0,4 лет, а школьников 15,6 ± 0,5 лет. Были использованы анамнестическая анкета и опросник Басса-Дарки для определения уровня враждебности и агрессивности. Для статистической обработки использовался t-критерий Стьдента. Данные достоверны при р<0,05.
Обсуждение результатов: было выявлено, что индекс агрессивности был достоверно выше нормы у 5 учащихся лицея (23,8%) и 3 школьников (14,3%). Повышенный уровень враждебности был выявлен у 6 школьников (28,6%) и достоверно чаще встречался у 14 учащихся лицея (66,7%), что может быть связано с более ранним началом самостоятельной жизни и необходимостью принятия решений. При анализе видов преобладающей агрессии оказалось, что у учащихся лицея достоверно преобладали физическая агрессия (5,71 ± 0,47), у школьников – 5,10 ± 0,34, подозрительность (6,77 ± 0,29 и 6,05 ± 0,38 – соответственно) и чувство вины (6,24 ± 0,45 и 5,33 ± 0,37). У школьников в сравнении с учащимися лицея достоверно преобладал негативизм (3,05 ± 0,21 и 2,14 ± 0,38 – соответственно). Недостоверные данные были получены при сравнении показателей косвенной агрессии (4,19 ± 0,34 – учащиеся лицея и 4,38 ± 0,21 – школьники), раздражения (5,24 ± 0,43 и 4,81 ± 0,37 – соответственно), обиды (4,14 ± 0,33 и 3,71 ± 0,42), вербальной агрессии (7,38 ± 0,41 и 7,62 ± 0,45).
Выводы: уровень агрессивности у учащихся лицея и школьников невысок и не имеет достоверных различий, тогда как индекс враждебности выше у учащихся лицея, у них также достоверно выше показатели физической агрессии, подозрительности и чувства вины, в то время как негативизм преобладал у школьников. Данные, полученные в нашей работе, необходимо использовать в психотерапевтической и психокоррекционной работе.
Литература
- Лещинский В.М., Кульневич С.В. Учимся управлять собой и детьми. – М.: Просвещение, 1995. – с. 240.
- Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности.// Психологический журнал. 2006. №5. С.3-18.
- БеличеваС.А. Основы превентивной психологи. М.: Социальное здоровье России, 2013. – с. 211.
References
- Leshhinskij V.M., Kul’nevich S.V. Uchimsja upravljat’ soboj i det’mi. – M.: Prosveshhenie, 1995. – s. 240.
- Rean A.A. Agressija i agressivnost’ lichnosti.// Psihologicheskij zhurnal. 2006. №5. S.3-18.
- Belicheva S.A. Osnovy preventivnoj psihologi. M.: Social’noe zdorov’e Rossii, 2013. – s. 211.
RB отклоняет повышение заработной платы конституционным чиновникам
Исполняющая обязанности президента Рупия Банда отказалась подписать закон о предлагаемом повышении заработной платы конституционным должностным лицам и с тех пор пообещала вернуть законопроект в парламент для повторного рассмотрения.
Официально открывая предвыборную кампанию правящего Движения за многопартийную демократию (MMD) по дополнительным президентским выборам 30 октября 2008 года в отеле Intercontinental в Лусаке, г-н Банда сказал, что слышал опасения многих замбийцев по поводу предлагаемого повышения зарплат конституционным чиновникам.
Г-н Банда является кандидатом в президенты от MMD на предстоящих дополнительных президентских выборах.
Он сказал, что хотя страна добилась положительного экономического роста за последние семь лет, многие замбийцы все еще валялись в нищете, поэтому необходимо пересмотреть некоторые предложения.
Он сказал, что в последнее время цены на продукты питания в стране выросли, и поэтому было бы справедливо пересмотреть вопрос о надбавках к зарплате для некоторых офицеров.
«Я выслушал опасения замбийского народа по поводу заработной платы.
Я еще не подписывал закон о повышении заработной платы конституционным чиновникам и прошу своих коллег еще раз ознакомиться с ним», — сказал он.
Г-н Банда добавил, что «я отправлю его обратно в парламент».
Несколько недель назад члены парламента обсудили и одобрили законопроект, предлагающий 15-процентное повышение заработной платы и других надбавок должностных лиц, занимающих конституционные должности.
Он пообещал, что его правительство будет неустанно работать над снижением цен на товары первой необходимости.
Среди товаров, цены на которые, по его словам, должны быть снижены, — мучная мука, хлеб и нефтепродукты.
Г-н Banda, речь которого была перемежена песнями солидарности от кадров, сказал, что Замбия нуждалась в политике, которая заставит страну двигаться вперед в своих экономических достижениях.
«Сейчас не время для диких идей, туманных обещаний и неопытных людей. Давайте не будем возвращаться к прошлому экономической некомпетентности и коррупции», — сказал он.
Затем исполняющий обязанности президента сказал, что это было время избрания уравновешенных и трезвых лидеров, чей опыт управления охватывает длительный период времени.