Основные стадии социализации: Этапы социализации личности

Содержание

что это такое, виды, этапы, формы

Содержание

  1. Стадии социализации
  2. Агенты социализации
  3. Фазы социализации личности
  4. Проблемы социализации личности
  5. Проблемы социализации современной молодежи
  6. Сущность социализации
  7. Виды социализации
  8. Первичная социализация
  9. Вторичная или повторная социализация
  10. Перманентная социализация
  11. Функции социализации
  12. Особенности перманентной социализации
  13. Факторы, влияющие на социализацию личности
  14. Досрочная социализация
  15. Семейная социализация
  16. Гендерная социализация
  17. Подростковый период
  18. Этапы социализации
  19. Молодость и зрелость
  20. Старость

Стадии социализации

Любой человек в своей жизни когда-то начинал входить в социум. В основном это происходит еще в самом далеком в детстве, когда ребенка отдают в детский сад и он впервые начинает взаимодействовать с другими детьми, с чужими людьми, новыми взрослыми и прочее. Этот процесс и называется социализацией личности. По сути, он преследует нас всю свою жизнь, так как мы часто контактируем с новыми людьми, идем по ступеням образования, профессиональных должностей.

  1. Начальная стадия. Или первичная. Все начинается с рождения индивида и тянется до самой его смерти. Изначально он осознает себя лишь в кругу семьи, перенимает принципы поведения от родителей. Затем круг общения расширяется – ребенок идет в детский сад, где уже начинается процесс социализации как таковой, ведь ему приходится взаимодействовать с другими детьми и взрослыми. Их поведение и правила могут отличаться от тех, какие приняты в семье каждого отдельно взятого индивида.
  2. Вторая стадия. На этой стадии у индивида начинает перестраиваться его личность, меняются убеждения, ценности, после того, как он вступает в период зрелости и начинает осознавать свое место в социальной группе.

Важно! Главные учителя – это, конечно же, люди. Именно они выступают в процессе обучения новых социальных лиц, обучают их культуре, социальным ценностям. Естественно, этот процесс нецеленаправленный, скорее неосознанный.

Агенты социализации

Существуют основные люди, которые помогают индивидам войти в социум и являются их первыми и главными учителями:

  1. Первая группа людей. Здесь в социализации индивида участвуют и помогают родители, бабушки, дедушки, родственники, братья, сестры, друзья и учителя. Это первое и главное общество человека.
  2. Вторая группа. Здесь уже появляются люди более высоких и сложных должностей. Например, это может быть директор школы, завуч, милиционер. Эта та группа, которая уже менее, но все равно оказывает влияние на индивида.
  3. Третья группа. Здесь уже выступает массовость. Вся школа в целом, университет, государство.

Фазы социализации личности

Социализация никогда не происходит спонтанно. Весь процесс социализации протекает в три основных этапа:

  1. Первый этап. На этой фазе происходит овладение и запоминания тех норм и ценностей, что присущи для этого общества. По итогам индивид пытается соответствовать тем, кто его окружает.
  2. Второй этап. На этой фазе личность стремится получить признание, работает над собой, дабы оказывать влияние на других людей.
  3. Третий этап. На этой стадии индивид ставит перед собой определенные цели, пытается добиться их, самореализоваться, чтобы вступить в социум и найти там свое место.

Только хронологическое соблюдение всех трех этапов помогает благополучно осуществить процесс вхождения в социум. Все эти процессы можно рассмотреть на стадиях взросления и становления личности человека.

Проблемы социализации личности

Всякое общество объективно заинтересовано в воспроизводстве своей системы ценностей, в ее передаче от поколения к поколению. Это залог стабильности и устойчивости общества, духовного единства поколений. Проблемы социальных ценностей тем самым выступают как проблемы согласования ценностных ориентаций личности с ценностной системой данного общества.

Изменения стартовых возможностей молодежи предопределили особенности социального развития молодого поколения в условиях формирования рыночных отношений. Интегративная характеристика социального положения молодежи в рамках всей социально-демографической группы позволяет выделить некоторые особенности социализации молодого поколения современного общества. Среди них:

Проблемы социализации современной молодежи

Проявилась в том, что в исследовании процесса социализации новых поколений акцент все еще ставится на целенаправленном воздействии на молодежь со стороны институций, на разработке методических указаний по воспитанию. Его характеризует и материал, который он познает, и происхождение этого материала. В личности философа присутствует время, его движение, его проблематика, в ней силы времени необычайно:

  • разрыв в системе образования и воспитания;
  • деформация принципа преемственности поколений;
  • усиливающиеся тенденции воспроизводства больного поколения в результате угрожающего состояния здоровья молодежи;
  • целенаправленное разрушение личности, гражданина, патриота.

Со стороны общества на формирование ценностных ориентаций молодежи наибольшее воздействие оказывают социальные институты. Так, в 90-е гг. происходит трансформация семьи, приводящая к снижению уровня реализации ее социализационной функции.

Происходит трансформация социализационной функции системы образования, проявляющаяся в снижении ее роли в обеспечении интеграции молодежи в общество, а также в воспитании подрастающего поколения. Основы образовательной системы подрывает также то, что около половины всех типов профессий, по которым ведется подготовка в учебных заведениях, не требуется на рынке труда.

Влияние телекоммуникации сегодня оценивается и как отрицательное и как положительное. С одной стороны, коммерциализация телеканалов приводит к преобладанию на телеэкранах низкопробных западных фильмов, насыщенных насилием, агрессией, жестокостью, сексом. С другой стороны, появление новых видов телепрограмм помогает молодежи как в занятиях, так и в расширении кругозора, открывая совершенно новые горизонты знаний. Информационное поле нового типа пронизывает все сферы социальной жизни, затрагивая социализационные процессы в различных институтах социализации.

Влияние телекоммуникации сегодня оценивается и как отрицательное и как положительное. С одной стороны, коммерциализация телеканалов приводит к преобладанию на телеэкранах низкопробных западных фильмов, насыщенных насилием, агрессией, жестокостью. С другой стороны, появление новых видов телепрограмм помогает молодежи как в занятиях, так и в расширении кругозора, открывая совершенно новые горизонты знаний.

Сущность социализации

Необходимость социализации обусловлена самой природой человека. Он уникальное явление, потому что единственный из всех живых существ практически не обладает врожденными формами поведения. Ребенок, не прошедший социализацию, неспособен ни общаться как человек, ни устанавливать отношения с родичами, ни вести себя как принято в социуме. Это кошка или собака имеют врожденные программы видового поведения, а человеку всему надо учиться.

Социализация, по сути, процесс адаптации человека в социуме. Но это не просто знание о том, как нужно себя вести в той или иной ситуации. Знание социальных норм не гарантирует соблюдение их. Например, преступник ворует не потому, что не знает, что это противозаконно. Он прекрасно это знает. Но норма «не укради» не прошла процесс социализации, не присвоена им, не стала его внутриличностной нормой поведения. Явление перехода социальной нормы или значения с внешнего на внутренний уровень называется интериоризацией.

Это и есть основа социализации, ее базовый процесс. Первоначально все нормы поведения и приемы социальной деятельности для ребенка внешние. Родители когда убеждением, а когда и принуждением воспитывают у малыша привычку совершать определенные действия, делать оценки своих поступков и поступков других. Например, маленький ребенок не испытывает никакой потребности есть ложкой, застегивать пуговки на кофточке, чистить зубы, здороваться, тем более убирать свои игрушки. Но если родители достаточно настойчивы и терпеливы, то эти действия становятся привычными, и в схожей ситуации ребенок уже сам будет чувствовать потребность в них. Так, мы, взрослые, будем испытывать явный дискомфорт, если придется есть салат руками или выйти к незнакомым людям небрежно одетыми.

Сложность социализации еще и в том, что человек является членом разных социальных групп с разными нормами и правилами. Приходится проходить дополнительную социализацию в каждом социуме, куда нам довелось попасть.

Виды социализации

Когда говорят о социализации, то чаще всего имеют в виду ребенка, его воспитание, овладение речью и элементарными нормами поведения. Но социализация не ограничивается детским возрастом, она свойственна и взрослым. Причем у состоявшихся личностей этот процесс более сложный и проблемный с точки зрения психологии.

Можно выделить три вида социализации: первичную, вторичную и перманентную.

Первичная социализация

Этот вид социализации можно еще назвать детской. Начинается он с рождения и продолжается до начала самостоятельной жизни, точнее, до того момента, когда юноша или девушка станут полноправными и полноценными членами общества.

Детская социализация – самый изученный вид этого явления, потому что долгое время описание процесса в целом только ей и ограничивалось. Особенность первичной социализации в том, что она носит преимущественно неосознанный характер, ребенок, по сути, является не субъектом, а объектом социализирующих воздействий общества. В роли и проводников социальных норм, и тех, кто осуществляет социальный контроль за их выполнением, выступают взрослые: родители, воспитатели, учителя. А ребенок в лучшем случае только подражает более старшим членам группы. Поэтому главным условием успешности первичной социализации является благополучная семья, в которой соблюдаются социальные нормы.

Правда, чем старше становится ребенок, тем больше сознательных усилий он прилагает к овладению нормами. Или к сопротивлению им. Да, и такое случается, когда, например, подросток оказывается под влиянием асоциальной группы. В этом случае перед ним встает выбор: следовать общепринятым нормам поведения, которые поддерживает общество взрослых, или отказаться от этого ради ценностей, предлагаемых сообществом неформалов. Выбор непростой, и он во многом зависит от того, насколько ребенок к подростковому возрасту усвоил общественные нормы.

В нормальных условиях воспитания правила поведения усваиваются довольно рано, становятся внутриличностными нормами человека и сдерживают его асоциальное поведение. Дело в том, что в процессе социализации формируется и особый механизм внутреннего контроля. Он проявляется в чувстве стыда или ощущении вины, когда принятые ребенком нормы по каким-то причинам нарушаются. Это довольно неприятные чувства, и они играют роль регулятора поведения.

Но так происходит, если процесс социализации протекает правильно, то есть взрослые не только сами поддерживают общественные ценности и нормы, но и проявляют активность и настойчивость в воспитании у ребенка правильного отношения к ним. Только в этих условиях социальные нормы могут пройти процесс интериоризации.

Вторичная или повторная социализация

Это социализация, которую проходит человек при переходе в другую группу. Она может быть и в детском возрасте, например, при поступлении в детский садик, в школу, в спортивную секцию. Взрослый человек, устраиваясь на работу в другой коллектив, тоже должен ее проходить. Ведь везде есть свои правила и порядки, отличающиеся от уже привычных.

Но если переходы происходят в рамках одного общества или государства, то базовые нормы сохраняются. Самые серьезные сложности человек испытывает при переезде в другую страну, где даже обычаи и традиции отличаются от тех, что он усвоил в детстве и, как говорят, впитал с молоком матери. В ряде случаев нормы жизни в другом социуме кажутся настолько чуждыми, что процесс социализации не завершается, и человек всю оставшуюся жизнь чувствует себя «белой вороной» или возвращается на родину.

Именно вторичная социализация порождает наибольшее количество психологических проблем, которые требуют внимания специалистов. Нередко бывает, что помочь человеку адаптироваться в новой группе может только психолог. Причем и в родном социуме такое случается, например, когда молодой человек приходит в армию, где условия существования сильно отличаются от привычных.

Перманентная социализация

Даже если индивид всю жизнь прожил в одной стране, в одной семье и трудился в одном коллективе, то все равно социализации ему не избежать. Перманентная социализация – это адаптация человека к постоянно меняющемуся обществу.

Наша жизнь не стоит на месте, меняются условия, виды деятельности, появляются новые нормы, ценности, идеалы и утрачивают значение старые. Люди меняются вместе с обществом, кому-то это дается проще, кому-то сложнее, но перманентная социализация касается всех. И у нее тоже могут быть психологические проблемы.

Если преобразования в обществе происходят постепенно, то люди к ним привыкают и почти не замечают изменений, и сами так же постепенно адаптируются к ним. Но когда изменения носят революционный характер, то в естественной перманентной социализации возникают сбои. Часть людей с менее гибкой психикой или с более прочно усвоенными старыми нормами не могут быстро интегрироваться в преобразованное общество. У них возникает чувство дискомфорта и растерянности от того, что они чувствуют себя чужими в родной стране. Такое явление можно наблюдать после революций, в эпоху кардинальной перестройки социального строя.

Функции социализации

Социальный опыт передается от поколения к поколению. При нарушениях в этом процессе возможна асоциализация индивидуумов, групп и даже государств.

Социализирующие институты выполняют следующие функции:

  1. Социокультурную. Она определяет возможность применения методов и способов адаптации, и при необходимости ограничивает их. Например, в государственных школах многих стран регулируются вопросы религиозного воспитания и образования.
  2. Интегративную. Выбираются ценности и нормы, которые содействуют объединению различных сил в обществе и направлены на его развитие.
  3. Реляционную. Передает молодым людям ожидаемые обществом стандарты поведения. Предписывает требования к разным статусно-ролевым структурам и определяет распределение людей в общественном пространстве.
  4. Нормативную. Устанавливает рамки нормального процесса адаптации субъекта к социуму. Например, в отличии от советского периода, сегодня в России востребованы навыки предприимчивости.
  5. Регулятивную. Указывает границы, в которых индивидуальные действия не подвергаются осуждению со стороны общества. Осуществляет социальный контроль за поведением отдельного человека. В демократических системах большинство управляющих функций реализуется через саморегулирование. Общественные институты определяют лишь общие рамки и санкции, которые может применить социум в том или ином случае.

В зависимости от выбранных параметров, социологи выделяют и другие функции, свойственные процессу адаптации: компенсаторная, прокреативная, коммуникативно-информационная, ценностно-ориентационная, личностно-преобразовательная.

Особенности перманентной социализации

Первичная социализация и вторичная — что это такое

Человеческая жизнь переменчива. Социализация личности, взяв своё начало в одном жизненном окружении, может продолжаться и протекать в изменившихся условиях. Переезд в другой город, страну, смена профессии или новый коллектив – всё это влияет на дальнейшее развитие социализации.

Внимание! Способность индивида адаптироваться в постоянно изменяющихся социальных условиях называется перманентной социализацией.

Она носит естественный характер, если жизнь меняется планомерно и размеренно. Но во время революционных перемен, когда рушится один социальный строй, и возникает другой, многие граждане не могут перешагнуть новые рубежи и свыкнуться с новыми устоями. Это не только выбивает их из понятной жизненной колеи, но и выбрасывает на обочину жизни, нанося непоправимые моральные травмы.

Пример – это воины-интернационалисты. Исполняя свой интернациональный долг в Афганистане, они вернулись с войны в совершенно другую страну. Рыночные отношения, развал экономики, разгул преступности настолько отличались от того, что они «защищали», теряя жизни и здоровье, что многие так и не смогли морально оправиться. Жилья – нет, работы – нет, а на жалобы и вопросы чиновники от новой власти отвечали: «Мы вас туда не посылали!». Не все боевые офицеры смогли переступить через честь и совесть и выбрать один из вариантов: уйти в бизнес или примкнуть к той или иной преступной группировке.

Факторы, влияющие на социализацию личности

Политическая социализация — что это такое, как может быть определена

Процесс социализации для индивида – это такое действие, на которое может извне влиять ряд условий. К обстоятельствам, способствующим возможности освоить социализацию, относятся:

  • семья – жизненный опыт и знания, приобретённые ребёнком в семье, составляют основу, на которой базируется вся дальнейшая социализация личности;
  • воспитательная среда – правильная организация педагогической работы влияет не только на социализацию, но и развитие индивидуальных творческих качеств личности;
  • труд – деятельность, требующая применения всех личностных качеств человека и воспитывающая ответственность за результат коллективного труда, в котором он принимает участие;
  • коллектив – вливание индивида в коллективные отношения – действие сложное, не всегда предсказуемое, результатом может стать как воздействие коллектива на личность, так и наоборот.

Индивиды, которые способны к перманентной социализации, к тому же обладают харизмой и лидерскими качествами, могут легко изменить коллективные планы, взгляды и принципы.

Факторы, влияющие на социализацию личности

Досрочная социализация

В этом случае речь идет о некой «репетиции» конкретного этапа. Хорошим примером этого вида социализации является начало сожительства мужчины и женщины. До вступления в брак партнеры должны перенять определенный опыт друг у друга и соотнести свои жизненные позиции. В той ситуации каждый из них перенимает часть ценностей у своей половинки.

Длительное нахождение внутри малой группы (в данном случае состоящей из двух человек) происходит формирование более стойких поведенческих и социокультурных моделей.

Семейная социализация

В этом случае ребенок наблюдает за членами своей семьи и перенимает их опыт. Подобная социализация ребенка зависит от нескольких факторов:

  • Состава и структуры семьи.
  • Позиции, которую ребенок занимает в семейной иерархии.
  • Выбранной модели воспитания. Например, родители и более дальние родственники могут навязывать ребенку свои ценности.

Также многое зависит от нравственного и творческого потенциала членов семьи.

Гендерная социализация

Также она часто называется полоролевой. В этом случае речь идет о виде социализации, которая подразумевает определение личностью отличий между мужчинами и женщинами. В этот период происходит идентификация человека согласно ряду стандартов и общепринятых норм. При этом социализация этого типа может длиться на протяжении всей жизни.

Данный механизм подразумевает осознание того, что индивидуум начинает осознавать тот факт, что в случае отклонения от норм, он будет сталкиваться с порицанием от других участников социума.

Подростковый период

В юности количество контактов возрастает. Происходит активное воздействие, которое оказывают средства массовой информации на человека. В современном мире это будет длиться в течение всей жизни, но взрослый человек может выработать критическое отношение к тем сведениям, что к нему поступают. У подростка тоже есть такая возможность, но уже сильно ограниченная.

Так что на этой стадии очень важно обеспечить позитивное влияние СМИ на социализацию. Правильный, грамотно составленный журнал с хорошими примерами поведения, отношения к окружающим способен направить энергию подростка в конструктивное русло. И заодно познакомить его с интересными достопримечательностями, с оригинальными хобби, с яркими личностями.

И здесь начинается вопрос: верны ли следующие суждения о социализации, касающиеся того, что подростку нужна цензура или же какие-то ограничения в том, что он читает, смотрит в Интернете? На самом деле нет.

Во-первых, должно присутствовать уважение индивидуального (личного) пространства. Во-вторых, интерес к запретному не проходит так просто. А оградить в современном мире от информации просто нереально. И это хорошо, потому что человек должен уметь выбирать, а не жить в вакууме.

Этапы социализации

Стадии социализации можно выделить в зависимости от возраста:

  1. Детский период – время становления человеческого “Я”. Ошибки и нарушения на этом этапе часто имеют необратимые последствия для личности. По оценкам науки, 70% навыков, знаний, стереотипов поведения, особенности характера закладывается в это время.
  2. Подростковый период. Характеризуется физиологической перестройкой организма, влекущей за собой сильные психологические изменения. Молодые люди больше обращают внимание на свой внешний вид и место среди ровесников, становятся перед выбором профессии.
  3. Взрослый этап – время самореализации человека. Усиливаются связи с выбранной социальной группой, межличностное общение становится более тесным, происходит выбор супруга, накопленный жизненный опыт передается детям.
  4. Для периода жизни после 50 лет и старости свойственны принятие своей жизни, полного осознания своего “Я”. Происходит постепенное угасание физической и ментальной активности.

Молодость и зрелость

Социализация – это процесс, продолжающийся в молодости, а потом и в зрелости. При этом человек должен пройти несколько ступенек: закончить школу, получить (часто) высшее образование, найти первую работу, состояться как сотрудник. Многие воспринимают это как план жизни.

Однако в настоящем вполне разрешены отклонения от традиционного варианта. Современное социализации понятие допускает отсутствие образования, особенно, если оно заменяется самообразованием при достаточном уровне контроля. Фактически, каждый сам может составлять для себя план учёбы и следовать ему.

Отдельный вопрос – карьера. Несколько десятков лет тому назад считалось совершенно нормальным постоянно работать на одном предприятии, получая повышения. Сейчас же уровень горизонтальной мобильности в профессиональной сфере заметно вырос. Теперь какой-то конкретный план отсутствует, человек вполне может сменить несколько профессий и огромное количество компаний.

Поменялись и представления о том, что собой представляет зрелость. Раньше считалось, что она наступает примерно в 30 лет. Сейчас эти временные рамки сдвинулись на 10 лет, а период между 30 и 40 люди воспринимают как пик активности, получения максимального количества полезных навыков и их дальнейшего усовершенствования.

Старость

Понятие социализации сейчас актуально и на пенсии. Особенно тогда, когда многие получают доступ к огромному количеству современных гаджетов, выходят в Интернет, знакомятся с современными технологиями. Увеличивающееся количество свободного времени означает, что возрастает и общее число контактов.

Таким образом, если вам предложат «выберите верные суждения о социализации», и среди вариантов будет упоминание о том, что она может закончиться, имейте в виду, что это – ошибка. Что только что было продемонстрировано на примере разных стадий.

Источники

  • https://nauka.club/psikhologiya/socializaciya-lichnosti.html
  • https://forpsy.ru/works/uchebnoe/stadii-sotsializatsiya-lichnosti/
  • https://psychologist.tips/2762-sotsializatsiya-lichnosti-eto-chto-vidy-etapy-i-usloviya-sotsializatsii.html
  • https://medru.su/polezno-znat/socializaciya-osnovnye-tipy-i-etapy.html
  • https://srazu.pro/socializacia/individa.html
  • https://www. syl.ru/article/345111/vidyi-sotsializatsii-ponyatie-faktoryi-i-etapyi-sotsializatsii-lichnosti
  • https://karate-ege.ru/obshestvoznanie/sotsializatsiya-individa.html

 

 

Как вам статья?

виды, этапы и условия социализации

Каждый человек представляет собой единство индивидуального и социального. Являясь уникальными и неповторимыми личностями, мы в то же время часть социума и следуем нормам и правилам поведения, принятым в нем. Социальная среда – это обязательное условие существования человека. Адаптация к ней начинается с рождения и длится всю жизнь. Этот процесс, который сопровождается усвоением норм, правил, стереотипов поведения и нравственных ценностей, называется социализацией.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Сущность социализации
  • 2 Виды социализации
    • 2.1 Первичная социализация
    • 2.2 Вторичная или повторная социализация
    • 2.3 Перманентная социализация
  • 3 Стадии социализации и их факторы
  • 4 Этапы социализации
    • 4. 1 Этап адаптации
    • 4.2 Этап индивидуализации
    • 4.3 Этап интеграции

Сущность социализации

Необходимость социализации обусловлена самой природой человека. Он уникальное явление, потому что единственный из всех живых существ практически не обладает врожденными формами поведения. Ребенок, не прошедший социализацию, неспособен ни общаться как человек, ни устанавливать отношения с родичами, ни вести себя как принято в социуме. Это кошка или собака имеют врожденные программы видового поведения, а человеку всему надо учиться.

Социализация, по сути, процесс адаптации человека в социуме. Но это не просто знание о том, как нужно себя вести в той или иной ситуации. Знание социальных норм не гарантирует соблюдение их. Например, преступник ворует не потому, что не знает, что это противозаконно. Он прекрасно это знает. Но норма «не укради» не прошла процесс социализации, не присвоена им, не стала его внутриличностной нормой поведения. Явление перехода социальной нормы или значения с внешнего на внутренний уровень называется интериоризацией.

Это и есть основа социализации, ее базовый процесс. Первоначально все нормы поведения и приемы социальной деятельности для ребенка внешние. Родители когда убеждением, а когда и принуждением воспитывают у малыша привычку совершать определенные действия, делать оценки своих поступков и поступков других. Например, маленький ребенок не испытывает никакой потребности есть ложкой, застегивать пуговки на кофточке, чистить зубы, здороваться, тем более убирать свои игрушки. Но если родители достаточно настойчивы и терпеливы, то эти действия становятся привычными, и в схожей ситуации ребенок уже сам будет чувствовать потребность в них. Так, мы, взрослые, будем испытывать явный дискомфорт, если придется есть салат руками или выйти к незнакомым людям небрежно одетыми.

Сложность социализации еще и в том, что человек является членом разных социальных групп с разными нормами и правилами. Приходится проходить дополнительную социализацию в каждом социуме, куда нам довелось попасть.

Виды социализации

Когда говорят о социализации, то чаще всего имеют в виду ребенка, его воспитание, овладение речью и элементарными нормами поведения. Но социализация не ограничивается детским возрастом, она свойственна и взрослым. Причем у состоявшихся личностей этот процесс более сложный и проблемный с точки зрения психологии.

Можно выделить три вида социализации: первичную, вторичную и перманентную.

Первичная социализация

Этот вид социализации можно еще назвать детской. Начинается он с рождения и продолжается до начала самостоятельной жизни, точнее, до того момента, когда юноша или девушка станут полноправными и полноценными членами общества.

Детская социализация – самый изученный вид этого явления, потому что долгое время описание процесса в целом только ей и ограничивалось. Особенность первичной социализации в том, что она носит преимущественно неосознанный характер, ребенок, по сути, является не субъектом, а объектом социализирующих воздействий общества. В роли и проводников социальных норм, и тех, кто осуществляет социальный контроль за их выполнением, выступают взрослые: родители, воспитатели, учителя. А ребенок в лучшем случае только подражает более старшим членам группы. Поэтому главным условием успешности первичной социализации является благополучная семья, в которой соблюдаются социальные нормы.

Правда, чем старше становится ребенок, тем больше сознательных усилий он прилагает к овладению нормами. Или к сопротивлению им. Да, и такое случается, когда, например, подросток оказывается под влиянием асоциальной группы. В этом случае перед ним встает выбор: следовать общепринятым нормам поведения, которые поддерживает общество взрослых, или отказаться от этого ради ценностей, предлагаемых сообществом неформалов. Выбор непростой, и он во многом зависит от того, насколько ребенок к подростковому возрасту усвоил общественные нормы.

В нормальных условиях воспитания правила поведения усваиваются довольно рано, становятся внутриличностными нормами человека и сдерживают его асоциальное поведение. Дело в том, что в процессе социализации формируется и особый механизм внутреннего контроля. Он проявляется в чувстве стыда или ощущении вины, когда принятые ребенком нормы по каким-то причинам нарушаются. Это довольно неприятные чувства, и они играют роль регулятора поведения.

Но так происходит, если процесс социализации протекает правильно, то есть взрослые не только сами поддерживают общественные ценности и нормы, но и проявляют активность и настойчивость в воспитании у ребенка правильного отношения к ним. Только в этих условиях социальные нормы могут пройти процесс интериоризации.

Вторичная или повторная социализация

Это социализация, которую проходит человек при переходе в другую группу. Она может быть и в детском возрасте, например, при поступлении в детский садик, в школу, в спортивную секцию. Взрослый человек, устраиваясь на работу в другой коллектив, тоже должен ее проходить. Ведь везде есть свои правила и порядки, отличающиеся от уже привычных.

Но если переходы происходят в рамках одного общества или государства, то базовые нормы сохраняются. Самые серьезные сложности человек испытывает при переезде в другую страну, где даже обычаи и традиции отличаются от тех, что он усвоил в детстве и, как говорят, впитал с молоком матери. В ряде случаев нормы жизни в другом социуме кажутся настолько чуждыми, что процесс социализации не завершается, и человек всю оставшуюся жизнь чувствует себя «белой вороной» или возвращается на родину.

Именно вторичная социализация порождает наибольшее количество психологических проблем, которые требуют внимания специалистов. Нередко бывает, что помочь человеку адаптироваться в новой группе может только психолог. Причем и в родном социуме такое случается, например, когда молодой человек приходит в армию, где условия существования сильно отличаются от привычных.

Перманентная социализация

Даже если индивид всю жизнь прожил в одной стране, в одной семье и трудился в одном коллективе, то все равно социализации ему не избежать. Перманентная социализация – это адаптация человека к постоянно меняющемуся обществу.

Наша жизнь не стоит на месте, меняются условия, виды деятельности, появляются новые нормы, ценности, идеалы и утрачивают значение старые. Люди меняются вместе с обществом, кому-то это дается проще, кому-то сложнее, но перманентная социализация касается всех. И у нее тоже могут быть психологические проблемы.

Если преобразования в обществе происходят постепенно, то люди к ним привыкают и почти не замечают изменений, и сами так же постепенно адаптируются к ним. Но когда изменения носят революционный характер, то в естественной перманентной социализации возникают сбои. Часть людей с менее гибкой психикой или с более прочно усвоенными старыми нормами не могут быстро интегрироваться в преобразованное общество. У них возникает чувство дискомфорта и растерянности от того, что они чувствуют себя чужими в родной стране. Такое явление можно наблюдать после революций, в эпоху кардинальной перестройки социального строя.

Стадии социализации и их факторы

Если рассматривать социализацию как непрерывный процесс адаптации человека к обществу, то можно выделить несколько стадий в зависимости от своеобразия социальных условий. Эта классификация стадий социализации родилась еще в советской социальной психологии, которая на первое место ставила социально-экономический аспект.

В зависимости от социальной роли человека и его места в общественных отношениях выделяют три стадии.

  1. Дотрудовая стадия охватывает весь период взросления до начала трудовой деятельности и делится на первичную и этап обучения. В течение дотрудовой стадии происходит усвоение базовых норм поведения, а главным социализирующим фактором является воспитательное воздействие.
  2. Трудовая стадия. В этот период происходит раскрытие всех способностей личности, и ее развитие идет на фоне взаимодействия с другими элементами социума. Это период активного освоения социальных ролей и формирования социального статуса. Главный социализирующий фактор – стремление к профессиональному росту. А в качестве главного института социализации выступает трудовой коллектив, система социальных отношений.
  3. Послетрудовая стадия начинается с выходом человека на пенсию. Она проявляется в перестройке системы социальных отношений и утрате индивидом ряда своих социальных функций. Основным фактором этой стадии является изменение социальной позиции человека и перестройка его деятельности. Человеку приходится учиться существовать в новых условиях и искать новые способы самовыражения и саморазвития личности. Удается это далеко не всем, поэтому факт утраты своего социального значения переживается довольно тяжело.

Данная классификация стадий социализации поддерживается не всеми психологами, многим она кажется искусственной. Наибольшую критику вызывает третья стадия, потому что в зрелом возрасте человек не должен утрачивать ценность для общества, а скорее, наоборот. Ведь у него есть то, чего нет у более молодых представителей социума – бесценный опыт – как профессиональный, так и социальный.

Этапы социализации

Процесс социализации имеет свои закономерности и особенности. Его протекание подчиняется строгим социально-психологическим законам, которые одинаковы и для первичной, и для вторичной, и для перманентной социализации. Чтобы этот процесс считался полностью завершенным, он должен пройти три этапа.

Этап адаптации

Этот период характеризуется активным усвоением норм, правил, овладением формами социотипического поведения. В детской социализации он проходит под руководством взрослых, в повторной социализации человек, как правило, сам проявляет активность. Ведь это очень важно – стать полноправным членом нового коллектива, поэтому индивид старается побыстрее узнать, что здесь принято, что нет, с кем и как общаться и о каких традициях следует помнить.

Маленькие дети следуют групповым нормам под воздействием взрослых. Первоначально эти нормы для малышей внешние, и лишь потом они проходят процесс интериоризации. Это же характерно и для взрослого человека, который в новом коллективе ведет себя определенным образом, только чтобы не выделяться, не казаться чужим.

Интериоризация социальных норм – переход их с внешнего уровня на внутренний – основной психологический механизм данного этапа. Стать как все – это главная цель индивида, находящегося на этапе адаптации.

Постепенность процесса социализации хорошо заметна у маленьких детей, которые в ходе усвоения социальных норм начинают замечать их нарушения. Но, прежде всего, не у себя, а у других детей. А заметив, ябедничают, то есть сообщают о нарушении взрослому – основному гаранту правильного социального поведения. Хоть считается, что ябедничать – плохо, но это естественное и с точки зрения социальной психологии нормальное явление. У детей, конечно. У них оно свидетельствует, что этап адаптации находится в активной фазе.

Этап индивидуализации

Это самый сложный и проблемный этап, так как нередко связан с демонстрацией асоциального поведения у подростков. Усвоив базовые нормы общества или социальной группы, человек уже не хочет быть «как все». Он испытывает потребность в индивидуализации, в самовыражении, в проявлении собственного «Я».

Ребенок достигает этого этапа первичной социализации как раз к подростковому возрасту, и характерный для него кризис накладывается на стремление подростка доказать свою уникальность, продемонстрировать свои способности и таланты. Это проявляется в смене разных увлечений и интересов, ведь понять, к чему у тебя есть способность, можно только в деятельности. Те дети, кто смог быстро найти сферу самовыражения (спорт, изобразительное искусство, конструирование, коллекционирование и т. д.), переносят кризис подросткового возраста намного легче.

Нашедший свой путь ребенок более спокоен, так как уверен в себе и чувствует уважение общества. Соответственно, и взрослые, находящиеся рядом с ним, тоже испытывают меньше проблем. Поэтому важной задачей родителей и учителей является помощь подростку в поисках самореализации, иначе он будет самовыражаться по-своему, например, в эпатажном поведении, нарушении дисциплины, асоциальных поступках, агрессивности.

Этот этап наблюдается и при переходе взрослого в другую группу, хоть обычно менее заметен, чем у подростков.

Этап интеграции

Итак, если человек преодолел самый сложный этап социализации, определил, чем он может заслужить уважение общества, то он начинает искать сферу приложения своих способностей и единомышленников для совместной деятельности. Этот этап хорошо заметен в юности, когда молодые люди стоят перед выбором профессиональной деятельности или только начинают ее. Они стремятся к активности, к демонстрации своих талантов, но, к сожалению, им пока не хватает опыта и доверия общества. Поэтому легче всего им в кругу сверстников-единомышленников. Это самый «тусовочный» период, молодежь создает свои фан-клубы, неформальные группы, сообщества, где они могут обсуждать общие интересы и заниматься общим делом, где все они на равных правах.

Это завершающий этап социализации. На нем человек может продемонстрировать свою значимость для общества и начать свой путь к успеху. Если, конечно, он благополучно прошел первые два этапа. К сожалению, нередко человеку не удается найти свое призвание на этапе индивидуализации, тогда он начинает чувствовать себя неудачником и может еще долго искать свой путь, меняя разные занятия и профессии, или просто плыть по течению.

Этот человек тоже полноценный член общества, но реализовать себя в полной мере он не в состоянии. Однако не стоит разочаровываться и опускать руки, многие находили свое призвание и способ самореализации даже в зрелом возрасте. И от этого не только чувствовали удовлетворение, но даже молодели.

Таким образом, социализация – один из тех глобальных процессов, которые лежат в основе существования общества. Поэтому не только каждый отдельно взятый индивид, но и общество в целом заинтересовано в ее организации. Можно сказать, что на это брошены все силы общества и социализацией занимаются все его основные институты: государство, семья, школа, религиозные и общественные организации, средства массовой информации, литература и все виды зрелищного искусства.

5 стадий социализации

Купить

Посмотреть в галерее

Существует пять стадий социализации, процесс, который определяется как «взаимодействие с другими людьми социально приемлемым способом». ‘  Социализация является важной частью жизненного цикла человека, и мы начинаем учиться социализироваться с момента рождения. На каждом из пяти этапов социализации мы практикуем уроки, которые мы постоянно изучаем при взаимодействии с людьми. Пять ключевых стадий социализации следующие.

  1. Стадия примата
  2. Вторичная ступень
  3. Стадия для взрослых
  4. Предварительный этап
  5. Ресоциализация

1. Первичная стадия социализации

Первичная стадия социализации, также называемая семейной стадией, охватывает наши ранние годы развития. Первичная социализация начинается с рождения и вращается вокруг нашей семьи и домашней обстановки. Первичный этап социализации охватывает первые пять лет жизни ребенка. На начальном этапе социализации мы, будучи детьми, закладываем основы для дальнейшего развития социализации. Дети изучают основы взаимодействия, ранние когнитивные навыки, семейные ценности и социально приемлемое поведение. На этапе первичной социализации развиваются языковые и культурные убеждения, которые определяют модели будущего роста. Негативные воздействия на начальном этапе создают равную негативную траекторию развития, исправить которую на более поздних стадиях становится труднее.

Первичная стадия социализации имеет отношение к социальному развитию человека, потому что она закладывает основу, на которой зарождается будущий рост.

2. Вторичный этап социализации

Вторичный этап социализации начинается, когда ребенок испытывает внешние, несемейные воздействия и начинает понимать мир за пределами дома. Вторичная стадия социализации продолжает траекторию, установленную на первичной фазе. Культурное признание и позитивное понимание разнообразия, заложенные в первые годы, продолжают развиваться на втором этапе. В этот момент формируются первые группы сверстников, тем самым добавляя новое измерение к нашему социальному росту. По мере того, как мы продвигаемся через вторичную стадию социализации, мы знакомимся с противоположными точками зрения и часто обнаруживаем, что наши идеалы подвергаются сомнению, иногда незначительному, а иногда значительному. Такие вызовы жизненно важны для здорового социального развития, и основные ценности, привитые в первые годы жизни, растут либо здоровым, либо нездоровым образом.

На этапе вторичной социализации язык человека и невербальные взаимодействия умножаются, и мы начинаем устанавливать социальную иерархию. В этот период начинают формироваться наши позиции в социальных взаимодействиях. Мы учимся понимать разные роли и то, как их играть, и начинаем развивать наши собственные идеи и концепции.

Вторичная стадия социализации имеет решающее значение для дальнейшего роста и перехода во взрослую жизнь, где навыки первичной и вторичной стадий подвергаются дальнейшей проверке.

3. Взрослая стадия социализации

На взрослой стадии социализации концепция общительности разбивается на индивидуальные взаимодействия. На взрослой стадии социализации наша жизнь проходит через различные роли: ученика, друга, любовника, работника и работодателя. Каждая из этих ролей приносит уникальный набор правил и навыков социализации. Умение разветвляться и по-разному взаимодействовать с различными группами во многом зависит от успешного развития на первичной и вторичной стадиях социализации.

Ранние этапы социализации прививают ценности, которые позволяют нам изменять наше взрослое поведение в зависимости от ситуации. Когда рост в раннем периоде социализации задерживается или подвергается негативному влиянию, взрослые с трудом приспосабливаются к различным условиям и обнаруживают, что их потенциал роста ограничен.

Взрослая стадия социализации больше связана с общением в культуре, в которой мы живем, а не с внутренним ростом. Однако более ранние этапы социализации закладывают основы и обеспечивают основной период социального развития.

4. Упреждающая социализация

Упреждающая социализация представляет собой более широкую стадию, которая проходит одновременно на всех фазах социализации, но в основном на взрослой стадии . Упреждающая социализация предполагает рост упреждающего понимания ожидаемого поведения. Эта фаза социализации облегчает наше понимание принятых и ожидаемых социальных условностей.

Предвосхищающая социализация включает в себя акт социального подражания. Например, когда люди проводят время с определенным типом личности, они начинают подражать их стилям общения и манерам. Именно в этом аспекте социализации формируются социальные стереотипы. Например, люди из районов с высоким уровнем преступности более склонны сами прибегать к преступлению в акте социального подражания.

Предвосхищающая стадия важна для нашего развития, потому что, ассоциируя себя с теми, кто придерживается определенного набора социальных ценностей, мы с большей вероятностью примем эти ценности.

5. Ресоциализация

Ресоциализация — это стадия социализации, которая включает обучение и приспособление к новым социальным структурам и может произойти на любом этапе жизни. Ресоциализация происходит, когда человек радикально меняет свои социальные навыки или социальные знания. Часто поведенческие изменения, связанные с ресоциализацией, проявляются после смены местоположения в окружающей среде. Например, эмиграция в другую страну потребует значительной степени ресоциализации. Однако незначительные изменения, такие как переезд в более или менее благополучный район, также могут вызвать стадию ресоциализации.

Ресоциализация имеет отношение к социальному развитию, поскольку позволяет людям приспособить свое усвоенное поведение к взаимодействию с новым окружением.

Что такое социализация?

Социализация – это процесс усвоения правил социального поведения. Однако не существует единого правила, которому должно следовать общество, поэтому этапы социализации не будут одинаковыми для всех. В каждой стране, районе, семье и социальном классе существуют свои правила, в рамках которых подпадает приемлемое поведение. Человек, родившийся в британской семье высшего класса, будет иметь другие базовые навыки социализации по сравнению с тем, кто живет в бедном районе Лос-Анджелеса. Тем не менее, оба человека могут учиться и адаптироваться к различным средам благодаря навыкам упреждающей социализации и ресоциализации.

Социализация — это неотъемлемая, но многогранная составляющая нашего развития и постоянно развивающийся процесс. С возрастом мы проходим через различные этапы социализации, но основы, которые мы изучаем в начале, прокладывают путь для дальнейшего роста во взрослой жизни.

Как социализация влияет на личность?

Социализация напрямую влияет на личность, обеспечивая основу для восприятия социальных стимулов и принятия на их основе решений. Однако социализация — это только грань личности (хотя и важная). Люди могут практиковать социализацию, выстраивая свою деятельность над аспектом «воспитания», который уравновешивает и формирует внутреннюю «природу» человека. Со временем и настойчивостью люди с отточенными навыками социализации разовьют глубокую способность сопоставлять естественные импульсы своей личности с приобретенным опытом социальных норм.

Как изоляция влияет на социализацию?

Изоляция негативно влияет на социализацию . Социализация — это практика взаимодействия с другими, поэтому изоляция себя от социальных взаимодействий фактически прекращает социализацию. В результате длительного воздержания от социализации навыки, полученные на разных этапах социализации, могут быть забыты, что приводит к социальной неловкости. В свою очередь, социальная неприспособленность может способствовать дальнейшему уходу от общества, создавая негативную петлю изоляции.

Социальная изоляция влияет на каждый этап жизни. В своей статье Одиночество и кортизол (2014) Лейси, Кумари и Бартли заявили, что длительная социальная изоляция детей имеет серьезные последствия на протяжении всей жизни. Эти эффекты включают ухудшение успеваемости, снижение достигнутого социального класса во взрослом возрасте и усиление психологического стресса.

Какие типы личности склонны к социализации?

Типы личности, наиболее склонные к социализации, имеют доминирующую экстравертную функцию. Экстравертные типы личности черпают энергию из социального взаимодействия, в то время как интровертные типы находят это истощающим и поэтому стараются максимально минимизировать общение.

Тип личности ENFJ очень склонен к социализации, поскольку они не только чувствуют прилив энергии, находясь рядом с людьми, но и сам акт социализации приносит им огромную радость и счастье. Точно так же тип личности ESFP находит большое удовольствие в общении с членами семьи. Проведение времени с другими людьми способствует развитию личности ESFP.

Почему так важна социализация в раннем детстве?

Социализация важна в раннем детстве, поскольку уроки, которые дети усваивают на этапах начальной и вторичной социализации, закладывают основу для всего будущего социального развития и роста. Дети, выросшие в семье, в которой приоритетом является общение, в будущем, как правило, будут более социальными, чем дети, выросшие в домах, где общение ограничено.

Преимущества социализации в раннем детстве не ограничиваются обучением поведению в различных ситуациях. Эти преимущества также включают приобретенное сочувствие и языковые навыки, раннее понимание командной работы, повышенный уровень уверенности и здоровое уважение к людям из разных социальных и культурных слоев.

Как социальные факторы влияют на развитие ребенка?

Социальные факторы влияют на развитие ребенка тремя способами. Во-первых, на развитие ребенка существенно влияет семейная среда. Правила и границы, установленные внутри семьи, формируют основу усвоенного социально приемлемого поведения. Во-вторых, группы сверстников сильно влияют на развитие ребенка. Люди, с которыми ассоциируют себя дети, могут иметь долгосрочное влияние на их социальное развитие. Это происходит из-за силы предвосхищающей социализации, которая заставляет нас подбирать и имитировать социальную грацию тех, кто нас окружает. Последним социальным фактором, влияющим на развитие ребенка, являются средства массовой информации . Обучение детей средствам массовой информации, которые они потребляют, позволяет ограничить вредное влияние, но при этом извлечь пользу из положительных аспектов.

Какая связь между социализацией и антисоциальным поведением?

Связь между социализацией и антиобщественным поведением заключается в том, что антиобщественное поведение обычно возникает из-за неадекватных навыков социализации, которым обучают на начальной и вторичной стадиях социализации. Общепризнано, что те, кто страдает от сниженного социального обучения в молодом возрасте, с возрастом демонстрируют усиление антиобщественного поведения и социальной фобии.

Каковы важные этапы социализации?

Статьей поделился

ОБЪЯВЛЕНИЙ:

Социализация — это постепенный процесс обучения. Новорожденного ребенка не учат сразу всем вещам социальной жизни. Он идет от простоты к сложности. На ранних этапах жизни (младенчество и детство) социализация протекает в рамках «простого» ограниченного социального мира. Постепенно этот социальный мир становится все шире и шире, и ребенку приходится многому учиться и приспосабливаться.

Социализация означает обучение ребенка участию в социальных ролях. Следовательно, главными объектами, которые ребенок должен интернализировать, являются сами социальные роли. Чтобы адекватно выполнять любую социальную роль, нужно «знать» другие социальные роли в той же социальной системе. Следовательно, ребенок должен усвоить роли, которые он должен выполнять сам, а также роли других людей, с которыми он взаимодействует. По сути, интериоризация ролей — это почти то же самое, что и рост личности. На каждом этапе социализации ребенок усваивает систему ролей, а не одну роль.

Социализация состоит из четырех стадий от младенчества до взрослой жизни. Это: (1) оральная стадия, (2) анальная стадия, (3) эдипальная стадия и (4) подростковый возраст.

ОБЪЯВЛЕНИЙ:

1. Первый этап – устный этап

Стадия начинается с рождения ребенка и продолжается до завершения одного года. До рождения ребенок остается в утробе матери в форме плода, ему тепло и комфортно. При рождении маленький младенец должен дышать сам, быть и быть защищенным от холода, сырости и других неудобств. При всем этом ребенок сильно плачет. Посредством плача ребенок устанавливает свою оральную зависимость. Здесь у ребенка вырабатываются определенные ожидания относительно времени кормления. Ребенок также учится подавать сигналы о своих ощущаемых потребностях. На этом этапе ребенок занимается собой и своей матерью. Для остальных членов семьи ребенок — не более чем собственность. Если отец или какое-то другое лицо обеспечивает надлежащий уход за ребенком, то это лицо также будет выполнять роль матери.

Трудно сказать, усваивает ли ребенок на этом этапе две роли — роль матери и собственную роль. Фрейд назвал эту стадию стадией первичной идентификации. Это означает, что ребенок сливает свою идентичность с идентичностью матери. Ребенок только пытается установить некоторый контроль над влечением к голоду.

2. Второе состояние — анальная стадия

ОБЪЯВЛЕНИЙ:

Второй этап обычно начинается вскоре после первого года и завершается в течение третьего года. Именно здесь ребенок узнает, что он не может полностью зависеть от матери и что он должен в некоторой степени заботиться о себе. Приучение к туалету является основным направлением деятельности нового концерна. Ребенка учат выполнять некоторые действия, такие как посещение туалета, содержание одежды в чистоте и т. д.

Ребенок на этой стадии усваивает две отдельные роли — свою собственную роль и роль своей матери. Ребенок получает заботу, а также любит от матери и учится давать любовь взамен. Ребенок способен различать правильные и неправильные действия. Правильное действие вознаграждается, а неправильное действие не вознаграждается и не наказывается.

На этой второй стадии социализирующий агент, которым является мать, играет двойную роль. Она участвует в системе взаимодействия с ребенком в ограниченном контексте, а также участвует в более крупной системе, которой является семья. Двойственная роль матери помогает ребенку участвовать в более сложной социальной системе. Таким образом, мать представляет большую социальную систему по отношению к меньшей.

Кроме того, мать как социализирующий агент выступает посредником между подсистемой и большой системой. Иногда уступая требованиям ребенка, а иногда сопротивляясь его тенденциям.

3. Третья стадия — эдипальная стадия

ОБЪЯВЛЕНИЙ:

Третья стадия в основном начинается с четвертого года жизни ребенка и продолжается до полового созревания (возраст 12 или 13 лет). Именно на этом этапе ребенок становится полноправным членом семьи. Именно здесь ребенок должен отождествить себя с социальной ролью, приписываемой ему на основании его пола.

По Фрейду, у мальчика развивается «Эдипов комплекс» — чувство ревности к отцу и любовь к матери. Точно так же у девочки развивается «комплекс Электры» — чувство ревности к матери и любовь к отцу. Фрейд считал, что чувства имеют сексуальную направленность. Но большинство писателей не присоединяется к этому мнению. Говорят, что ребенок четырех, пяти или шести лет редко имеет четкое представление о поле или сексуальной функции.

На этом этапе на ребенка оказывается достаточное социальное давление, чтобы он идентифицировал себя с правильным полом. Мальчиков начинают вознаграждать за то, что они ведут себя как мальчики, а девочек — за то, что они ведут себя как девочки. После сексуального возраста ребенок способен понимать половые различия. Мальчик пытается отождествить себя с отцом, а девочка с матерью. Когда дети ходят в школу или общаются с другими детьми, они предпочитают присоединяться к своим игровым площадкам. В этот период начинается интерес к обучению различным навыкам.

На этой стадии мальчик идентифицирует себя тремя способами: (1) он идентифицирует себя со своим отцом и братьями (полоролевая идентификация), (2) он идентифицирует себя со всеми своими братьями и сестрами (роль ребенка в семье) и (3) ) Он идентифицирует себя со всей семьей как член.

ОБЪЯВЛЕНИЙ:

Таким образом, на этой стадии ребенок четко усваивает свою роль, роль отца, матери и братьев и сестер каждого пола (брата и сестры). Он также осознает, что отец играет доминирующую роль в семье, более доминирующую, чем роль матери. Родители помогают детям правильно определить пол. Отец помогает сыну, показывая ему, как надо что-то делать. Например, отец-эскимос учит мальчика стрелять. На острове Бейли отец помогает мальчику научиться искусству танца. Как только мальчик усвоит цель стать похожим на мужчину, он будет склонен подражать мужчинам, особенно пене, и то же самое происходит с девочкой, которая одалживает, чтобы подражать матери.

4. Четвертая стадия – стадия подросткового возраста:

Четыре стадии начинаются с подросткового возраста. Из-за физиологических и психологических изменений, происходящих внутри индивидуумов, этот этап приобретает важное значение. На этом этапе мальчики и девочки пытаются освободиться от родительского контроля. В то же время они не могут полностью уйти от своей зависимости от родителей. Следовательно, они могут испытывать некое напряжение или конфликт в себе.

Добавить комментарий