Основные характеристики бихевиоризма: Общая характеристика бихевиоризма

Общая характеристика бихевиоризма

17.07.2012

Методология концепции бихевиоризма была заложена американским психологом Д. Уотсоном (1878—1958) и отражена в работе «Мир, как его видит бихевиорист». Однако первое экспериментальное изучение связи (коннекции) между стимулом и реакцией, которое стало ядром исследовательского метода бихевиоризма, появилось раньше и было осуществлено Э. Торндайком (1874—1949). Строго говоря, он еще не принадлежал к этому направлению, и разрабатывал свои эксперименты, ориентируясь в большей степени на близкий к бихевиоризму функционализм. Но именно открытые им методики и стали ведущими в работах бихевиористов, что и дает основания включить концепцию Торндайка в бихевиоральное направление.

Как уже было сказано, бихевиоризм сделал предметом своего исследования поведение, с чем связано и новое название психологии (behavior — поведение). При этом под поведением понималась объективно наблюдаемая система реакций организма на внешние и внутренние стимулы.

Такое изменение предмета исследования объяснялось задачей сделать психологию объективной наукой. Это стремление отвечало духу времени и явилось причиной того методологического кризиса психологии, о котором уже говорилось выше. Вслед за функционализмом бихевиористы считали, что необходимо изучать целостные реакции организма как функции, направленные на обеспечение какого-то процесса или достижение определенной цели.

Анализируя развитие психологической науки, Уотсон пришел к мнению о том, что прямого и объективного метода исследования внутреннего содержания психики, содержания сознания не существует. Поэтому он выдвинул идею о необходимости пересмотреть психологии, заменив его тем, который будет связан с психической сферой человека и, одновременно, доступен объективному наблюдению и экспериментальному исследованию. Именно таким предметом и являлось поведение, которое, как доказали в своих работах А. Бэн, Г. Спенсер, И.М. Сеченов и другие ученые, является такой составляющей психики, как и сознание.

Идя вслед за этими теориями, Уотсон утверждал, что поведение является единственным объектом, доступным изучению, а потому психология должна исключить сознание из своего предмета, оставив в нем только изучение поведения.

Анализ структуры и генезиса поведения, факторов, которые помогают и препятствуют становлению связей между стимулом и реакцией, — эти вопросы и стали центральными для бихевиоризма. При этом развитие поведения (появление все новых связей между и фактически отождествлялось с развитием психики как таковой.

Идея о том, что в основе развития поведения лежит формирование все новых связей между стимулами и реакциями, привела бихевиористов к убеждению в том, что ведущим фактором в процессе генезиса психики является социальный, т.е. окружающая среда. Этот подход, получивший название социогенетический (в отличие от биогенетического, в котором ведущей является наследственность), получил свое наиболее полное воплощение именно в классическом бихевиоризме.

Работы Уотсона показали, что в психике практически нет никаких врожденных поведенческих актов, кроме нескольких инстинктивных движений (сосательное, хватательное и т.д.). На базе этих немногих рефлексов и выстраивается все содержание психической жизни. Таким образом, формирование психики, содержания сознания, происходит в процессе жизни человека под влиянием той информации о стимулах и наиболее адекватных реакциях на них, которые поставляет среда. При этом из всех возможных реакций отбираются и закрепляются те, которые способствуют лучшей адаптации, приспособлению к среде. Таким образом, адаптация в этой школе является главной детерминантой, определяющей направление психического развития.

Само психическое развитие отождествляется с научением, т.е. с любым приобретением знаний, умений, навыков, не только специально формируемых, но и возникающих стихийно. С этой точки зрения научение — более широкое понятие, чем обучение, так как включает в себя и целенаправленно сформированные при обучении знания. Поэтому экспериментальные исследования в этой школе часто основаны на анализе законов научения, а проблемы научения и развивающего обучения становятся для ученых ведущими.

Исходя из что научение зависит в основном от условий жизни, т.е. от стимулов, поставляемых средой, бихевиоризм отвергал идею возрастной периодизации, доказывая, что не существует единых для всех детей закономерностей развития в данный возрастной период. Доказательством служили и проводимые представителями этой школы исследования научения у детей разного возраста, которые показали, что при целенаправленном обучении уже дети не только умеют читать, но и писать и даже печатать на машинке. Следовательно, периодизация зависит от среды, и какова среда, таковы и закономерности развития данного ребенка.

Однако невозможность создания возрастной периодизации не исключала, с точки зрения бихевиористов, необходимость создания функциональной периодизации, которая бы позволила вывести этапы научения, формирования определенного навыка.

Таким образом, этапы развития игры, обучения чтению или плаванию являются функциональной периодизацией. Точно так же функциональной периодизацией являются и этапы формирования умственных действий, разработанные П. Я. Гальпериным.

Работы Торндайка и Уотсона положили начало большому количеству экспериментов, изучающих различные аспекты формирования поведения. Эти исследования показали, что нельзя объяснить всю психическую жизнь исходя из схемы невозможно совершенно не учитывать внутреннее состояние живого существа. Это привело к модификации классического бихевиоризма и появлению так называемого необихевиоризма, в котором уже появляются внутренние переменные, по-разному объясняемые разными учеными (когнитивные карты, потребности и т.д.). Эти разнообразные переменные и изменяют реакции живого существа в зависимости от его состояния, направляя на достижение нужного результата.

Модификация классического бихевиоризма была связана и с тем, что социальное поведение, которое также стало предметом исследования, нуждалось в новом методе, так как не могло изучаться на животных.

Это привело к возникновению социального бихевиоризма, который рассматривал ролевое поведение человека в социуме. Анализ факторов, влияющих на интернализацию роли, вариативность ее исполнения разными людьми, также доказал несостоятельность положений, игнорировавших мотивы и ожидания людей.

Однако идея о прижизненном характере содержания психики, ведущей роли обучения оставалась незыблемой и в необихевиоризме. Поэтому неудивительно, что ведущей научной теорией этого направления во второй половине XX в. стала теория оперантного бихевиоризма Скиннера, ставшая основой для многих концепций развивающего обучения.

Ключевые слова: Бихевиоризм

Источник: Григорович Л.А., Педагогика и психология

Материалы по теме

Особенности необихевиористских подходов

Бихевиоризм и необихевиоризм

. ..

Исходные посылки бихевиоризма

Козубовский В. М. Общая психология: методология, сознание, деятельность. Мн., 2008.

Бихевиоризм: основные положения

Мельник С.Н., Психология личности

Социально когнитивная теория Бандуры

Мельник С.Н., Психология личности

Бихевиоризм

Рогов Е.И., Общая психология. Курс лекций

Субъективный бихевиоризм

Абдурахманов Р.А., История психологии

Социальный бихевиоризм Дж. Мида

Абдурахманов Р.А., История психологии

Основные характеристики бихевиоризма

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Направления психологии: предмет и методы исследования

Направление психологии Предмет исследования Основной метод
Бихевиоризм поведение наблюдение, эксперимент
Психоанализ (психо­динамический подход) бессознательное психоанализ
Гештальтпсихология целостные структуры психики (восприятие) эксперимент
Гуманистическая психология личность, индивидуальность методы практической психологии
Когнитивная психология познавательные структуры эксперимент
Отечественная психология (деятельностный подход) психика наблюдение, экспери­мент (формирующий)

Бихевиоризм возник в начале ХХ в. как объективная психология, противопоставляемая структурализму и функционализму (интроспективной психологии). Основателем этого направления стал Джон Уотсон. В основе своей теории он использовал учение И.П. Павлова об условных рефлексах. Основные положения бихевиоризма следующие.

1. Предметом изучения не может стать переживание (т.к. объективно его нельзя изучить), а должно стать поведение.

2. Внешняя и внутренняя активность характеризуется понятием «реакция» – это те изменения организма, которые могут быть зафиксированы объективными методами (движения, какая-либо деятельность).

3. Все поведение человека может быть описано в схематизированном виде с использованием терминов «стимул» (S) и «реакция» (R). Схема S®R означает, что характер реакций определяется стимулом.

4. Обучение происходит следующим образом: мышечная реакция в результате повторений связывается с определенным стимулом, который в дальнейшем начинает ее вызывать. Законы научения универсальны, поэтому эта схема распространима и на человека, и на животных.

5. Психическое развитие сводится к учению, т.е. к любому приобретению знаний, умений, навыков – не только специально формируемых, но и возникающих стихийно. Исходя из такого взгляда на психику, бихевиористы делали вывод, что ее развитие зависит в основном от социального окружения ребенка, от условий жизни, т. е. от стимулов, поставляемых средой.

Основные достоинства бихевиоризма заключаются в том, что:

стал использоваться объективный метод, основывающийся на регистрации и анализе внешне наблюдаемых фактов, явлений, событий;

расширен класс исследуемых объектов, интенсивно изучалось поведение младенцев, детей, животных и т.д.;

значительно продвинулись исследования в области изучения человеческой деятельности, по проблемам научения, образования, формирования навыков.

Однако недостатком бихевиоризма можно считать недоучет сложности психической деятельности, игнорирование процессов сознания, а также излишнее сближение психики животных и человека [4].

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2537; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



Что это такое, что изучает, особенности, история, принципы

Бихевиоризм | Что это такое, что изучает, характеристики, история, принципы Психология

Сегодня мы можем видеть, как психология включает в себя множество различных теоретических направлений . Типы психологических парадигм , которые существуют, включают ряд поведенческих рекомендаций, которые побуждают нас практиковать профессиональные практики различными способами. Бихевиоризм является одним из самых общих ориентаций в современном мире среди психологов . Бихевиористы воспринимают живое существо как « tabula rasa », поведение которого определяется получаемыми им подкреплениями и наказаниями .

Что такое бихевиоризм?

Бихевиоризм является отраслью психологии , которая изучает общие законы , определяющие различные человеческие и даже поведения животных . Он сосредотачивается на поведении, которое можно наблюдать, по этой причине отдает приоритет объективному субъективному.

  • Что изучает бихевиоризм?
  • Характеристики
  • Предыстория
  • История
  • Представители
  • Принципы бихевиоризма
  • Вклады
  • Приложения

Что изучает бихевиоризм?

Отвечает за изучение использования различных экспериментальных процедур с целью изучения наблюдаемого поведения или поведения с учетом среды, в которой развивается человек и совокупности стимулов и ответов на них. Затем он изучает взаимодействие, которое происходит между живыми существами и раздражителями окружающей среды или внешней среды.

Характеристики

Его основные характеристики:

  • Он основан на классическом кондиционировании .
  • Он связывает начальные стимулы с нейтральные события .
  • Имеет работоспособное кондиционирование .
  • За конкретными действиями следует что-то желательное или нежелательное.
  • Изучает различные поведения , которые подчиняются законам поведения.
  • Обладает физическим монизмом , то есть не имеет ума-тела
  • Оно отрицает существование ума .
  • Действия рассматриваются как наблюдаемое , а не как выражение глубокого состояния.
  • Поведение является плодом приобретенного опыта а не врожденных факторов.
  • Существует постоянная связь между стимулами и ответами .

Предыстория

Школа бихевиоризма была разработана на основе различных исследований поведения животных . Для бихевиористов не было важно думать о том, что мы думали или чувствовали, и они больше сосредоточивались на том, что было на самом деле.0005 видимый . По этой причине они изучали то, что можно увидеть, заменив интроспекцию в качестве метода исследования лабораторными исследованиями обусловливания в качестве типа обучения.

История

Различные исследования, проведенные Дарвином в конце 19 века, привели к появлению различных способов мышления по отношению к гуманитарным наукам . Примерно в 1913 году появились первые теории о бихевиоризм начал появляться. Джон Ватсон был первым, кто положил начало новой школе бихевиоризма. Он сосредоточился на том, что можно было наблюдать, изучая только те факты и поведение, которые были видны ученому. Были начаты различные лабораторные тесты, думая, что можно узнать, каким образом человек или животное могут реагировать на стимул , чтобы узнать, что было в уме. К началу 20 века Уотсон утверждал, что наблюдаемое поведение как объект изучения породило поведение. Иван Павлов был одним из главных предшественников, внесших идеи в теорию Уотсона. К 1920 году радикальный бихевиоризм процветал и был известен во всем мире. К 1980-м годам появилось 90 005 бихевиоризма, ставшего незаменимым для решения некоторых проблем. На основе предыдущих исследований бихевиоризма возникло несколько поведенческих теорий.

Представители

Среди основных представителей бихевиоризма можно отметить следующих:

  • Джон Б. Ватсон , основатель бихевиоризма.
  • Скиннер , создатель оперативного бихевиоризма.
  • Кантор , сформулировавший теорию интербихевиоризма.
  • Кларк Халл и Эдвард К. Толмен , которые вместе разработали медиативный бихевиоризм.
  • Рибес и Хосеп Рока-и-Балаш , современные психологи, создавшие теорию полевого бихевиоризма.
  • Staats , развивший психологический бихевиоризм.
  • К. Хейс.
  • Рахлин , основатель телеологического бихевиоризма.
  • Стаддон находится в рамках радикального бихевиоризма.

Принципы бихевиоризма

  • Принцип частоты : Этот принцип устанавливает, что для того, чтобы процесс обусловливания был эффективным, безусловные стимулы и условные стимулы должны быть частыми 900 06 . Это означает, что одного обусловливания или ассоциации стимулов недостаточно для достижения обучения.
  • Принцип недавности объясняет, что когда применяется обусловленный стимул , он должен быть недавним во времени. Стимул никогда не должен предъявляться после или после длительного времени.
  • Принцип угасания объясняет, что выученное забывается, если обусловливание не повторяется .
  • Принцип спонтанного восстановления : этот принцип связан с принципом угасания и далее к процессу ассоциации безусловных и условных раздражителей.
  • Принцип обобщения : Реакции даются на условных реакций и на предъявление сходных, но не идентичных раздражителей.
  • Принцип различения : противоположность обобщения . Признается только одно.

Взносы

Активно сотрудничал с психологии , на различных исследованиях, касающихся принципов обучения , которые были систематизированы в теории классического и оперативного обусловливания. Это помогает изменить поведение и разработать для него методы лечения . Исследование различных методов обучения и обучения .

Приложения

Одним из приложений в психологии является поведенческая терапия , которая пытается научить человека давать ответы перед теми стимулами, которые раньше вызывали у него неадекватные ответы. Используется в запрограммированные инструкции и поведенческие цели в рамках отрасли образования.

Автор: Габриэла Брисеньо В.

Рекомендуется для вас

Каковы характеристики бихевиоризма? – БиоСидмартин

Популярные статьи

Эстер Флеминг

Каковы характеристики бихевиоризма?

Бихевиоризм в первую очередь занимается наблюдаемым поведением, а не внутренними событиями, такими как мышление. Поведение есть результат стимул-реакция (т. е. всякое поведение, каким бы сложным оно ни было, может быть сведено к простым признакам стимул-реакция).

Кто является основателем поведенческой теории?

Джон Б. Уотсон известен как отец бихевиоризма в психологии. Джон Б. Уотсон (1878–1958) был влиятельным американским психологом, самая известная работа которого произошла в начале 20 века в Университете Джона Хопкинса.

Каково происхождение бихевиоризма?

Истоки бихевиоризма Бихевиоризм зародился в работах Джона Б. Уотсона 1913 года. Это утверждение также образует тип бихевиоризма: «Методологический» бихевиоризм утверждает, что психология… показывает больше содержания… Позже он обратился к изучению человеческого поведения и эмоции.

Что такое философия бихевиоризма объяснить?

Бихевиоризм был движением в психологии и философии, которое подчеркивало внешние поведенческие аспекты мышления и отвергало внутренние эмпирические, а иногда и внутренние процедурные аспекты; движение, восходящее к методологическим предложениям Джона Б. Уотсона, придумавшего это название.

Что такое бихевиоризм в философии образования?

Бихевиоризм как философия образования Бихевиоризм — это раздел психологии, который применительно к классной обстановке фокусируется на обусловливании поведения учащихся с помощью различных типов поведенческих подкреплений и последствий, называемых оперантным обусловливанием.

Чему вы учите в бихевиористской философии образования?

Бихевиористы считают, что если учителя обеспечивают положительное подкрепление или вознаграждение всякий раз, когда учащиеся выполняют желаемое поведение, они научатся выполнять это поведение самостоятельно. Та же концепция применима и к наказаниям. Бихевиористы считают, что люди действуют в ответ на внутренние или внешние физические стимулы.

Что такое поведенческая теория?

Теория поведения пытается объяснить человеческое поведение путем анализа предшествующих факторов и последствий, присутствующих в окружающей среде человека, а также усвоенных ассоциаций, которые он или она приобрели благодаря предыдущему опыту.

Что такое бихевиоризм в философии образования?

Бихевиористы считают, что человеческие существа полностью формируются под влиянием внешней среды. Бихевиористы считают, что если учителя обеспечивают положительное подкрепление или вознаграждение всякий раз, когда учащиеся выполняют желаемое поведение, они научатся выполнять это поведение самостоятельно. Та же концепция применима и к наказаниям.

Какова роль учителя в философии бихевиоризма?

С бихевиористской точки зрения роль учащегося заключается в том, чтобы на него воздействовала среда, контролируемая учителем. Роль учителя состоит в том, чтобы манипулировать окружающей средой, чтобы формировать поведение. Учитель вводит информацию (стимулы) и ожидает предсказуемый результат (желаемое изменение поведения).

Что такое бихевиоризм как философия образования?

Бихевиоризм как философия образования. 1. Бихевиоризм как философия образования. 2. Бихевиоризм как философия образования Бихевиоризм — это раздел психологии, который применительно к классной обстановке фокусируется на обусловливании поведения учащихся с помощью различных типов подкрепления поведения и последствий, называемых оперантным обусловливанием.

Добавить комментарий