Основные характеристики общения: Основные характеристики общения

Содержание

Психология делового общения


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова»

Михайленко О.И., Кагермазова Л.Ц., Багова Р.Х.

ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

Учебно-методическое пособие

Нальчик 2013

УДК 159.923.2

ББК 88.4

М69

К 12

Б 14
Рецензенты:

Доктор психологических наук, профессор Кузьмина Н.В. (г.Санкт-Петербург)

Доктор экономических наук, профессор Каранашев А.Х. (г.Нальчик)
Михайленко О.И.

М 69 Психология делового общения: Учеб.-методич. пособие/ Михайленко О.И., Кагермазова Л.Ц., Багова Р.Х. – Нальчик, 2013, 171 с.


В учебном пособии раскрывается содержание курса «Психология делового общения» в соответствии с Государственным образовательным стандартом Российской Федерации.
Освещаются основные характеристики общения: представлен анализ структуры делового общения, показана феноменологическая определенность личностных детерминант в деловом общении, эксплицированы типологические характеристики личности в деловом общении, дан ряд конкретных указаний по изучению личности делового партнера и оптимизации делового взаимодействия. Особое внимание уделяется рассмотрению основных форм делового общения, споров и конфликтов.

Настоящее пособие предназначено для чтения курса «Психология делового общения» для студентов в сфере туристического бизнеса. Предназначено студентам, изучающим этот курс, психологам, педагогам, менеджерам и всем тем, кто заинтересован в повышении своей компетенции в области психологии делового общения.


УДК 159.923.2

ББК 88.4

М 69

К 12

Б 14

Содержание

Введение


Тема 1. Основные принципы и понятия учебной дисциплины «Психология делового общения»

Предмет учебной дисциплины «Психология делового общения»

Основные категории учебной дисциплины «Психология делового общения»

Основные принципы учебной дисциплины «Психология делового общения»


Тема 2.
Основные характеристики общения
Функции, виды и структура общения
Закономерности и эффекты социальной перцепции

Общение как взаимодействие

Тема 3. Личность в общении

Категория личности в психологии

Структура и динамика личности

Социальная активность личности

Тема 4. Деловое общение и профессиональная деятельность

Взаимосвязь общения и деятельности.

Взаимодействие в деловом общении как организация совместной деятельности.

Восприятие и понимание партнера в деловом общении.


  1. Тема 5. Вербальная и невербальная коммуникация в деловом общении

  2. Роль коммуникации в деловом общении

  3. Вербальная коммуникация в деловом общении

  4. Невербальная коммуникация в деловом общении

Тема 6. Споры и конфликты в деловом общении

Определение понятия «спор», цели и подходы к ведению спора.


Принципы ведения спора.

Понятие конфликта, его структура и типология. Причины конфликтов.

Стратегия поведения в конфликтной ситуации.

Конфликты в личностно-эмоциональной сфере.

Рекомендации по разрешению конфликтов.

Тема 7. Основы делового этикета


Основные понятия об этикете

Правила приветствия в деловом общении

Правила общения по телефону. Методы и навыки ведения телефонных переговоров.

Правила деловой переписки.

Введение
Изучение учебной дисциплины «Психология делового общения» студентами направления подготовки «Туризм» необходимо для формирования у них умения психологически мыслить, применяя психологические знания для научного объяснения эффектов общения в избранной области профессиональной деятельности. Для этого необходимы знания об источниках и природе личности, структуре и закономерностях общения, их проявлениях в деловом взаимодействии. Без этих знаний невозможно овладеть современными методами профессиональной деятельности в сфере, тесно связанной с контактами между людьми.

Знания в области психологии личности, общения, делового общения помогут специалисту в области туризма достаточно четко представить себе особенности клиента, его потребности, способность к соглашению, компромиссу, удовлетворенность обслуживанием и т.д. Иначе говоря, эти знания позволят определить, насколько эффективны­ми могут быть деловые отношения с конкретным человеком. Кроме того, высокий уровень делового общения является важным условием успешного предпринимательства. Для обеспечения высокого уровня делового общения специалист должен уметь пользоваться технологиями общения, основанными на психологических знаниях. Так, нужно обяза­тельно учитывать, что в процессе общения между партнерами, коллегами может возникнуть напряженность и даже кон­фликтная ситуация, скажем, из-за неуважения к чувству собст­венного достоинства. Или неумение слушать и неумелое пользование словом может привести к информационным потерям, сбоям в выполнении служебных обязанностей. Чтобы предотвратить это, необходимо пользоваться специальными технологиями общения, групповой работы.
Психологическая наука располагает арсеналом техник по обеспечению различных форм общения, таких, как деловая беседа, переговоры, принятие групповых решений, управление формированием команды или трудового коллектива. Успешная деловая активность невозможна без соединения усилий многих людей. В свою очередь успешная кооперация возможна лишь при условии принятия некоторых правил поведения, общих для всех участ­ников трудового процесса. Поэтому в процессе формирования и жизнедеятельности любой группы реальны такие явления, как групповые цели, потребности, интересы, групповые нормы, психологический климат. Специалист, работающий в сфере обслуживания людей, туристического бизнеса не только обязан учитывать эти психологиче­ские феномены, но и активно участвовать в их формировании.

Тема 1. Основные принципы и понятия учебной дисциплины «Психология делового общения»


1. Предмет учебной дисциплины «Психология делового общения»

2. Основные категории учебной дисциплины «Психология делового общения»

3. Основные принципы учебной дисциплины «Психология делового общения»
В настоящее время индустрия туризма является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства.

В полной мере это относится и к российскому туризму, который, активно развиваясь, начинает включаться в конкурентную борьбу на мировом туристском рынке. В то же время имеется ряд факторов, негативно влияющих на жизнедеятельность российских туристских организаций. Одним из основных является слабая профессиональная подготовка значительной части сотрудников, проявляющаяся в их недостаточной компетентности, неумении осуществлять эффективное профессиональное и деловое общение и, как следствие, низкой результативности труда.

Все это объективно приводит к необходимости повышения профессионализма в деятельности и общении между специалистами турфирм и потребителями туристских услуг посредством изучения дисциплины «Психология делового общения».

Предметом дисциплины «Психология делового общения» являются психологическая и нравственная стороны деятельности и общения людей, а также психические процессы, свойства и состояния разного рода деловых групп.

Поскольку деловое общение – составная часть комплекса психологических наук, то она опирается на основные категории и принципы, разрабатываемые общей психологией. Такими базовыми категориями общей психологии являются те, которые отражают психические процессы (познание, эмоции, воля), свойства психики человека (способность, характер, темперамент), а также проявления его сознания (сомнение, неуверенность, убеждение, направленность на определенные действия и т. д.).

Под деловым понимается общение, обеспечивающее успех какого-то общего дела, создающее условия для сотрудничества людей, чтобы осуществить значимые для них цели. Деловое общение содействует установлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства между коллегами по работе, руководителями и подчиненными, партнерами, соперниками и конкурентами. Оно предполагает такие способы достижения общих целей, которые не только не исключают, но, наоборот, предполагают также и достижение лично значимых целей, удовлетворение личных интересов. Причем речь идет об интересах физических и юридических лиц.

Поэтому основной категорией данной учебной дисциплины, впрочем как и общей психологии, является «психология личности», включающая знания об источниках ее психической и другой активности, индивидуально-психических процессах, свойствах и состояниях, их проявлениях в деловом общении. Без этой фундаментальной психологической категории невозможно овладеть современными методами управления человеческими ресурсами.

Именно знания психологии личности помогут работникам туриндустрии достаточно четко представить себе степень надежности партнера, его способность к соглашению, компромиссу, а также уровень его готовности к групповой работе и т. д. Иначе говоря, эти знания позволят определить, насколько эффективными могут быть деловые отношения с конкретным человеком.

Но основные процессы, состояния и свойства личности проявляются в межличностном общении, происходящем по формулам «Я – Ты», «Я – Мы», «Мы – Они». Если, по мнению философов, общение является одной из важнейших предпосылок становления человека, то, по мнению современных теоретиков менеджмента, высокий уровень делового общения служит решающим условием успешного предпринимательства.

Однако для обеспечения высокого уровня делового общения работник туриндустрии должен уметь пользоваться технологиями общения, основанными на психологических знаниях. Так, нужно обязательно учитывать, что в процессе общения между партнерами, коллегами может возникнуть напряженность и даже конфликтная ситуация, скажем, из-за неуважения к личности. Или, например, неумелое пользование словом может привести к значительным информационным потерям, а следовательно, к сбоям в выполнении служебных обязанностей. Чтобы этого не случилось, необходимо научиться пользоваться специальными технологиями общения, групповой работы. Психологическая наука располагает целым арсеналом конкретных рекомендаций по обеспечению различных форм общения, таких как деловой разговор, беседа, обсуждение, спор, переговоры, торги и т. п. Дальше будут приведены некоторые из этих рекомендаций. Таким образом, еще одной важнейшей категорией рассматриваемой учебной дисциплины является психология общения.

Кроме того, в качестве субъектов общения может выступать как индивидуум, так и группа. Если рассмотреть, по поводу чего и для чего люди общаются, и выделить все возможные функциональные ситуации, то окажется, что таких ситуаций может быть четыре:

• цель общения находится вне самого взаимодействия субъектов;

• цель общения заключена в нем самом;

• цель общения состоит в приобщении партнера к опыту и ценностям инициатора общения;

• цель общения в приобщении самого его инициатора к ценностям партнера.

Важной категорией делового общения является психология рабочей группы, команды или трудового коллектива. Ведь деловая активность невозможна без кооперации, соединения усилий нескольких или даже многих людей. В свою очередь успешная кооперация возможна лишь при условии принятия некоторых правил поведения, общих для всех участников трудового процесса. Поэтому в ходе формирования и жизнедеятельности любой группы действуют такие реалии, как групповые цели, потребности, интересы, групповые нормы, групповое сознание, морально-психологический климат, корпоративная мораль, так называемые мы-чувства и т. д. Современный работник в сфере туризма не только обязан учитывать эти психологические феномены, но и активно участвовать в их формировании, ибо групповая деятельность протекает достаточно эффективно только тогда, когда учитываются некие этические правила и нормы, принимающие характер неписаных законов.

Нравственная сторона делового общения имеет очень большое значение. В практике деловой жизни люди стремятся к достижению не только общих, но и некоторых значимых личных целей. Отсюда важно не допустить в деловых отношениях забвения золотого правила морали: не делай другому того, чего не хочешь себе. Следует строить деловые отношения на своего рода нравственных регуляторах, при постоянно включенном внутреннем контроле, препятствующем беспредельному эгоизму в партнерских отношениях, который может не только повредить, но и разрушить их.

Этика делового общения основывается на таких правилах и нормах поведения партнеров, которые в конечном счете способствуют развитию сотрудничества, т. е. укрепляют сущностную основу деловых отношений. Смысл этих правил и норм в укреплении взаимного доверия, постоянном информировании партнера о своих намерениях и действиях, исключении обмана и дезориентации партнера. В практике делового общения разработано немало профессиональных кодексов работника туриндустрии.

Жизнь постепенно убеждает, что бизнес в сфере туризма на нравственной основе, в конечном счете, оказывается более выгодным, чем бизнес безнравственный, аморальный, разрушающий деловые, партнерские отношения.

Опираясь на анализ психологии личности рабочей группы, норм этики, деловое общение решает две основные взаимосвязанные задачи:

• овладение методами психологической диагностики, приемами описания психологических состояний субъектов производственной деятельности, отдельных работников, руководителей, рабочих групп;

• выработка умений и навыков изменения психологических состояний того или иного субъекта путем применения специальных психологических технологий.

На этой основе обеспечивается, например, поддержание устойчивости, стабильности организаций, рабочих групп, совершенствуются методы подбора и использования персонала, разрешаются внутри – и межгрупповые конфликты, вырабатываются способы оптимизации морально-психологического климата в коллективах, определяются методы стимулирования труда, способы психологической защиты от стрессовых ситуаций и т. д.

Дисциплина «Психология делового общения» тесно связана с такими науками, как философия, социология, история, социальная психология, менеджмент, но обладает своей спецификой. Так, издаваемые в России западные учебники по менеджменту, деловому общению дают немало полезных советов, как должен вести себя работник туриндустрии, предприниматель в сфере туризма в том или ином случае, но обходят вопрос о том, почему он должен так себя вести. Учебники по социальной психологии, напротив, пытаются это сделать, но по вполне понятным причинам игнорируют культурно-исторический контекст, особенности социальной среды, в рамках которой происходит реальное деловое общение.

Проблема культуры делового общения не может быть исследована вне связи с философской проблемой ценностей. Заслуживает внимания нравственная позиция, согласно которой бизнес, игнорирующий принципы гуманизма и патриотизма, аморален, малоэффективен и в перспективе недолговечен.

Выделяют следующие формы общения.

1. Субординационная. Это общение между руководителями и подчиненными, в основу которого положены административно-правовые нормы.

2. Служебно-товарищеская. Это общение между коллегами, в основу которого положены административно-моральные нормы.

3. Дружеская. Это общение между руководителями, между руководителями и подчиненными, в основе его лежат морально-психологические нормы взаимодействия.

В зависимости от уровня управления, его вертикальных и горизонтальных «срезов», производственных и общественных условий, индивидуально-психологических качеств людей руководитель выбирает ту или иную форму управленческого общения.

К важнейшим принципам, которыми руководствуется общая психология, в том числе и дисциплина «Психология делового общения», относятся:

• принцип детерминизма, т. е. признание взаимосвязи, взаимообусловленности одних психических явлений другими, а также их связи с материальными явлениями;

• принцип системности, т. е. трактовки отдельных психических явлений как элементов целостной психической организации;

• принцип развития, признание преобразования, изменения психических процессов, их динамики, перехода от одного уровня к другому.

В деловом общении приходится взаимодействовать с людьми, которых видишь впервые, и с людьми, которые уже достаточно хорошо знакомы. Психологические исследования показали, что в основе восприятия не знакомых ранее людей и людей, с которыми уже имеется определенный опыт общения, лежат разные психологические механизмы. В первом случае восприятие осуществляется на основе психологических механизмов межгруппового общения, во втором – механизмов межличностного общения.

К психологическим механизмам восприятия в межгрупповом общении относят процесс социальной стереотипизации, суть которого заключается в том, что образ другого человека строится на базе тех или иных типовых схем. Под социальным стереотипом обычно понимается устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы.

Очень важно для правильного понимания роли стереотипа в восприятии то обстоятельство, что любой социальный стереотип – это порождение и принадлежность группы людей, и отдельные люди пользуются им лишь в том случае, если они относят себя к этой группе. Разные социальные группы, взаимодействуя между собой, вырабатывают определенные социальные стереотипы. Наиболее известны этнические или национальные стереотипы – представления о членах одних национальных групп с точки зрения других. Например, стереотипные представления о вежливости англичан, легкомысленности французов или о загадочной славянской душе.

Формирование образа другого человека осуществляется тоже путем стереотипизации. Вопрос о том, насколько точным является первое впечатление, далеко не прост. С одной стороны, почти каждый взрослый человек, имеющий опыт общения, способен по внешности человека, его одежде, манере говорить и поведению достаточно точно определить многие его социально-психологические характеристики: психологические черты, возраст, социальный слой, примерную профессию. Но эта точность бывает только в нейтральных ситуациях. В других же ситуациях почти всегда присутствует тот или иной процент ошибок. И чем менее нейтральны отношения, чем более люди заинтересованы друг в друге, тем больше вероятность ошибок.

Изучение курса делового общения призвано обеспечить специалистов в области туристического бизнеса, руководителей хозяйственных организаций новейшими психологическими технологиями, методами их использования. Наша страна вступила на путь становления рыночной экономики, демократических реформ. Движение к этим целям – процесс длительный и трудный: он составит целую историческую эпоху. Успех начатых реформ во многом будет зависеть от того, насколько каждый из нас окажется способным к саморазвитию, каждодневной самореализации как творческой личности.

Деловое общение как учебный курс нацеливает на терпеливую и сложную работу над самим собой, на то, чтобы попытаться стать добрее, чище и, следовательно, профессиональнее. Эта дисциплина гуманитарного цикла поможет увидеть мир как бы в другом измерении, глубже понять себя и других, сделать нашу жизнь и работу более плодотворными и благополучными.

Контрольные вопросы

1. Что представляет собой предмет учебной дисциплины «Психология делового общения»?

2. Каковы основные категории учебной дисциплины «Психология делового общения»?

3. Какие основные принципы учебной дисциплины «Психология делового общения» вы знаете?

4. На каких правилах и нормах поведения партнеров основывается этика делового общения?

5. Что представляют собой психологические механизмы восприятия в межгрупповом общении?

Список использованной литературы:
1. Аверченко А.Н., Залесов К.Т. и др. Психология управленца. Новосибирск, 2000. С. 10–22.

2. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. М., 1991. С. 5—18.

3. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 2002 С. 21–28.

4. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. Минск, 2003. С. 63–86.

5. Кишкелъ Е.Н. Управленческая психология. М., 2002. С. 3, 10–16.

6. Семенов А.Н., Маслова Е.Л. Психология и этика менеджмента и бизнеса. М., 2002. С. 3—14.

7. Социальная психология и этика делового общения. М., 2001. С. 4–8.

Каталог: docs -> fpo
docs -> Отчет о проведенной 25-26 ноября 2010 г
docs -> Мифтахова нурия шайхулисламовна система адаптационного обучения студентов на двуязычной основе в технологическом вузе
docs -> Заполярный филиал
docs -> Научно-педагогические основы формирования профессиональной компетенции будущих учителей иностранных языков в педвузах Республики таджикистан (на материале англиЙского языка) 13. 00. 01 общая педагогика
fpo -> Методические рекомендации для организации самостоятельной работы магистрантов, получающих дополнительную квалификацию
fpo -> Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по курсу «Основы педагогического мастерства»
fpo -> Методические рекомендации по организации самостоятельной работы по курсу «Педагогика и психология высшей школы»
fpo -> Программам дополнительной квалификации «


Скачать 1,84 Mb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Характеристика общения — сущность, структура и функции общения

Каждая общность имеет свои средства воздействия, использующиеся при коллективном взаимодействии в разнообразных формах. В этих средствах сконцентрировано социально-психологическое содержание образа жизни человека. Это традиции, обряды, ритуалы, праздники, отражение в искусстве, литературе, кино, СМИ. Все перечисленные формы относятся к массовым, имеющим мощнейший потенциал взаимовлияния людей друг на друга. Они являются хорошими средствами воспитания, включения человека в духовную атмосферу жизни. Главным во всех аспектах общения является человек, при увлечении инструментальной стороной общения можно свести к минимуму духовную сущность человека. Это приведет к упрощенному толкованию общения как информационно-коммуникативной деятельности. Человеческая личность обладает богатым и своеобразным внутренним миром, а при таком подходе, она отодвигается на второй план. При разделении общения на коммуникативную область и область взаимоотношений важно не утратить человека как духовную силу, преобразующую в процессе общения себя и окружающих. Общение – сложный вид человеческой деятельности, как труд, учение и игра.

Общая характеристика понятия общения

Определение 1

Общение – сложный многоуровневый процесс возникновения, поддержания и развития контактов и связей между людьми, который является порождением совместной деятельности и включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия.

У общения есть личностно-ориентированная и социальная стороны. В процессе общения одновременно реализуются личностные установки, отношение к социальным нормам и влияние общества на личность.

Общение рассматривают с точки зрения трех уровней анализа (или краткая характеристика трех сторон общения). Макроуровень подразумевает общение человека с другими людьми в больших временных интервалах, например, в течение жизни. Акцент делается на психическое развитие человека. Мезауровень — единство общения и деятельности: рассматривает общение как целенаправленные логически завершенные контакты, содержащие обмен информации в процессе жизнедеятельности людей, в конкретных интервалах времени. Здесь внимание акцентируется на изучении общения, его целей, причин. Отслеживается динамика общения, анализируются средства, которые были использованы, этапы общения, где стороны обмениваются представлениями, идеями, переживаниями (как единство общения и деятельности). Микроуровень касается элементарных единиц информации типа: «вопрос-ответ», «призыв к действию – действие».

Функции общения

Функций, которые выполняет общение, достаточно много, но основных шесть:

  1. Прагматическая функция является отражением потребностей и мотивов человека. Она реализуется при взаимодействии в ходе совместной деятельности. При этом само общение тоже выступает как потребность.
  2. Формирующая и развивающая функция реализуется тогда, когда общение воздействует на партнеров, способствуя их развитию и совершенствованию. По мере общения с людьми человек усваивает исторический опыт и социальные нормы, приобретает ценностные ориентиры, знания – идет формирование личности. Общение – это универсальная реальность, в которой на протяжении жизни проявляются процессы, состояния и поведение человека.
  3. Подтверждающая функция дает возможность подтвердить свои мысли и познания.
  4. Объединяющая – разъединяющая функция при установлении контактов способствует передаче информации, необходимых сведений, обеспечивает коммуникацию между людьми, соединяя их в единое целое, при разрыве контактов способствует изоляции личности.
  5. Организационная функция поддерживает межличностные контакты, служит интересам налаживания прочных, долговременных отношений в интересах совместной деятельности.
  6. Внутриличностная функция реализуется в общении человека с собой. Внутриличностный уровень общения сопровождается внешней и внутренней речью и является одним из видов мышления.

Пять сторон общения

Общение проявляется в единстве пяти сторон: межличностной, когнитивной, коммуникативно-информационной, эмотивной (эмотивная функция общения), конативной.

Определение 2

Межличностная сторона общения – это взаимодействие человека с окружающим миром: с другими людьми, группами, общностями, с которыми он так или иначе связан.

Сюда относятся: семья, профессиональный коллектив, национальная группа, возрастная группа. Человек присваивает себе исторически сложившиеся шаблоны поведения в различных ситуациях жизни.

Когнитивная сторона общения дает ответы на вопросы: кто твой собеседник? что от него следует ожидать? То есть позволяет получить представление о партнере. Функция охватывает и самопознание человека. По мере общения формируются образы-представления о себе, партнере, которые регулируют процесс.

Определение 3

Коммуникативно-информационная сторона общения – это обмен информацией, мыслями, идеями, задумками, чувствами, настроениями.

Просто обмен информацией – слишком упрощенный подход. В рамках этого вида общения информация формируется, накапливается, объединяется или дифференцируется, уточняется, эмоционально окрашивается, а только потом передается.

Определение 4

Эмотивная сторона общения – проявление эмоций и чувств при взаимодействии.

Это выразительные движения, поступки, поведенческие проявления – своеобразный социально-психологический фон, от которого в немалой степени зависит успех совместной деятельности.

Конативная сторона общения согласует цели партнеров посредством поведения. Она оказывает управляющее воздействие на личность в любой жизненной ситуации.

Для общения характерно как внешнее проявление, так и внутреннее содержание. К внешним проявлениям относятся активность участников коммуникативного процесса, интенсивность их действий, реакции на контакт. К внутренним проявлениям можно отнести личное отношение к общению участника, переживания, определение мотивов и целей, соответственно, выбора поведения.

Общение может состояться только при наличии знаковой системы. Выделяют невербальные средства общения или неречевые и вербальные средства в виде устной и письменной речи.

Определение 5

Письменная речь – речь, которой обучаются, человек владеющий письменной речью считается грамотным.

Хотя это не всегда так. От устной речи отличается нагроможденностью, сложными конструкциями и структурами, имеет штампы, канцеляризмы. За счет этого предложения становятся однозначными и четкими. Письменная речь используется в науке, деловых, юридических отношениях. Чтобы пользоваться письменной речью необходим богатый словарный запас, соблюдение стилистических правил.

Определение 6

Устная речь – самостоятельный тип речи, имеющий свои правила.

Отличие устной речи от письменной в ее экономичности. Для того, чтобы выразить мысль в устной речи, требуется меньше слов. Это достигается благодаря другому порядку слов, значительных сокращений связок, концов предложений. Основной недостаток устной речи – это многозначность. Зато лаконичность является ее достоинством. Устная речь хороша, когда надо воспитывать, воодушевлять, вдохновлять, защищать, отстаивать.

Определение 7

Средства общения – это не только слова и предложения, но и жесты, поворот головы, мимика, микромимика, заключающаяся в выражении глаз, дистанция, особенность походки. 

Все эти проявления можно назвать невербальными средствами общения. Всем известны гримасы лица, которые выражают определенное состояние: преданность, злость, лесть, презрение. Для чего нужны невербальные средства общения? Чтобы регулировать процесс общения, способствовать созданию психологического климата между собеседниками, обогащать словесные значения, выражать эмоциональные проявления.

Самостоятельно передать значение или смысл (сущности общения) невербальные средства не могут. Они являются хорошим дополнением словесных текстов. Если невербальные средства рассогласованы, то, напротив, это приводит к затруднению межличностного общения. В отличие от речи они осознаются как говорящим, так и слушающим не в полной мере.

Можно выделить визуальные, акустические, тактильно-кинестезические, ольфакторные невербальные средства.

  1. К визуальным средствам общения можно отнести: кинесику – движения рук, ног, головы, туловища, контакт глазами, выражение лица, позу – ее локализацию или смену при определенном отрезке речи, кожные реакции – появление пота, покраснение, бледность, дистанцию – расстояние до собеседника, поворот к нему, персональное пространство. Вспомогательными визуальными средствами общения являются особенности телосложения и средства их преобразования: одежда, косметика, очки, усы, борода.
  2. К акустическим средствам общения относятся паралингвистические речевые, выражающиеся в интонации, тембре, тоне, паузах. Существуют экстралингвистические средства общения такие, как смех, плач, кашель, вздохи.
  3. К тактильно-кинестезическим средствам можно отнести физическое взаимодействие: танец, ведение слепого за руку; такесику: похлопывания, рукопожатия, поцелуи.
  4. К ольфакторным средствам относятся запахи окружающей среды и человека.

В каждой культуре существуют свои невербальные средства общения, общих норм здесь не существует. Перед тем, как посетить какую-то страну, следует познакомиться с ее невербальным языком.

Поведение человека регулируют установки, уходящие своими корнями в подсознание. Если у партнеров разные установки, они плохо понимают друг друга, а чаще всего разрывают отношения. Совместимость установок способствует благоприятному развитию общения. Согласованность установок проявляется во взглядах, мыслях, чувствах. Когда формируются совместные цели на основе общности установок, осуществляется взаимный контроль поведения.

Уровни общения

Общение происходит на различных уровнях. Начальным уровнем является конвенциональный. Это может быть обмен несколькими фразами в нейтральной обстановке или в условиях вынужденного общения. Это автоматическое или ограниченное общение, не требующее осмысления, не содержащее позитивных и негативных моментов. Такое общение необходимо в стандартных ситуациях.

Следующий уровень общения называется информационным. Здесь происходит обмен информацией, которая является следствием активности человека: мыслительной, эмоциональной, поведенческой. Данный уровень носит стимулирующий характер общения.

Личностный уровень общения позволяет участникам раскрыться, постичь внутренний мир другого человека, себя. Такое общение происходит в особых случаях: вдохновения, озарения, любви. Это моменты духовного подъема, поэтому и уровень общения можно назвать духовным. Это общение высоко нравственное, интимное, оно снимает всякие ограничения, так как они не нужны. Личностный уровень общения тождественен ценностным ориентациям.

10 Характеристики связи [объяснение]

Бока

Page Contents

Общение — это просто обмен идеями, мнениями и информацией между двумя или более людьми. Это эффективный инструмент в организациях для решения организационных вопросов, чтобы сделать возможным достижение целей. Ниже приведены основные черты/характеристики общения.

Обмен идеями

Основной характеристикой общения является то, что это процесс обмена идеями. Люди начинают общаться с другими с какой-то целью, например, чтобы отправить какую-то информацию или что-то еще, или получить какую-то информацию или что-то еще.

По крайней мере два человека

Для того чтобы общение было эффективным, должно быть по крайней мере два человека, т.е. один является отправителем, а другой — получателем.

Отправитель — это лицо, которое обладает информацией или создает сообщение и стремится отправить его другому лицу, т. е. получателю. И получатель — это человек, который, как ожидается, получит сообщение, которое отправитель намеревался отправить.

Двусторонний процесс

Организационное общение является двусторонним процессом. В организационных условиях односторонняя коммуникация не дает эффективных результатов. Если менеджер дает указания своим сотрудникам, то сотрудники должны иметь возможность давать обратную связь.

Топ-менеджеры создают планы и стратегии и передают их нижестоящим сотрудникам для реализации. Затем низовые сотрудники должны передавать отчеты о проделанной работе топ-менеджерам. И это возможно через двустороннюю связь.

Распространено в природе

Коммуникация необходима на всех уровнях управления, во всех организациях и на всех рабочих местах. Топ-менеджер должен общаться со своим менеджером среднего звена, менеджер среднего звена — с менеджером низшего звена, а менеджер низшего звена должен отчитываться о своей работе перед менеджерами среднего и высшего звена. Коммуникация – функция каждого менеджера.

Функция управления

Коммуникация является одной из функций управления. Кроме того, это суть всех функций управления. Планирование, организация, укомплектование персоналом, руководство, контроль и т. д. важны для достижения организационных целей, но для их эффективной реализации необходима эффективная система коммуникации.

Кодирование и декодирование

Коммуникация включает кодирование и декодирование. В процессе управления отправитель создает сообщение в понятной форме, и ожидается, что получатель поймет сообщение в том же смысле.

Где – кодирование означает создание сообщения таким образом, чтобы его понял получатель. И декодирование означает интерпретацию сообщения получателем, когда он его получает.

Непрерывный процесс

Еще одной примечательной характеристикой связи является то, что это непрерывная функция. Связь продолжается с операциями организации и длится до ее существования. Это основа всей организационной деятельности.

Устно или письменно

Общение может быть устным и письменным. Устное общение означает общение посредством разговора, тогда как письменное общение означает общение с помощью письменных каналов, таких как письма, записки и т. д.

Когда информация не так важна, менеджеры обычно выбирают устное общение. И, когда информация важна, они используют письменное общение для общения.

Официальное или неофициальное

Точно так же общение может быть формальным и неформальным. Формальное общение протекает по формальным каналам организации. Такие каналы очерчены в организационной структуре. Они используются для передачи официальной информации.

С другой стороны, неформальное общение происходит вне организационной структуры. Неформальные каналы связи официально не создаются высшим руководством. Сотрудники создают такие каналы для удовлетворения своих социальных потребностей на рабочем месте.

На основе канала

Отправитель, получатель и канал (носитель) являются тремя основными элементами связи. Отправитель и получатель описаны выше. Канал связи относится к пути, по которому передается сообщение. Каналом связи могут быть письма, записки, электронная почта, телефоны и так далее.

Что такое общение? Характеристики, процесс коммуникации, факторы, типы коммуникации, 7 принципов коммуникации

Сушанта Маити 9 комментариев 7 С общения, характеристика общения, процесс общения, виды общения, что такое общение

Чему ты собираешься научиться?

Определение

Коммуникация — это акт передачи информации от одного человека, группы или места другому.

Для каждого сообщения требуется по крайней мере один отправитель, один получатель и сообщение. Возможно, это звучит просто, но на самом деле общение — очень сложная тема.

На передачу сообщения от отправителя получателю может повлиять множество барьеров. К ним относятся наши культурные ситуации, эмоции, местоположение и средства, используемые для общения. Для этих барьеров точная, эффективная и недвусмысленная коммуникация на самом деле чрезвычайно сложна.

Характеристики связи
  • В коммуникации участвуют минимум 2 человека – отправитель и получатель.
  • Коммуникация в основном представляет собой двусторонний процесс . Это не только отправка и получение сообщений, это неполно до тех пор, пока сообщение не будет понято получателем в том же смысле.
  • Формы связи: приказ, отчет, инструкция, запросы, и т.д.
  • Общение присутствует во всех человеческих отношениях; имеет важное значение во всех типах управления и организаций.
  • На него влияет настроение мышления как отправителя, так и получателя.
  • В основном коммуникация целеустремленна и эффективна, когда затрагивает несколько целей отправителя и получателя.
  • Основными целями общения являются построение межличностных отношений и улучшение поведения человека.
  • Связь на циклический процесс , он начинается и заканчивается отправителем.

Процесс коммуникации

Коммуникация – это циклический процесс, который начинается с отправителя и заканчивается у отправителя в форме обратной связи. Процесс коммуникации состоит из нескольких шагов, каждый из которых составляет суть эффективного общения.

Вот некоторые элементы эффективного общения;

Отправитель

Отправитель — это обычно лицо, которое начинает общение путем передачи или отправки сообщения . Отправитель является инициатором сообщения, которое необходимо передать. Создав информацию, идею и т. д., отправитель кодирует их таким образом, чтобы получатель мог их легко понять.

Сообщение

Сообщение является основной темой сообщения . Без сообщения все общение бессмысленно. Сообщение содержит мысль, идею, изображение, символ, сообщение или приказ о последовательном использовании жестов и сообщений. Сообщение считается сердцем коммуникации. Сообщение может быть вербальным (письменным и устным) или невербальным (графическим, символическим или жестовым).

Кодирование

Помещение целевого сообщения (вербальное или невербальное, в зависимости от ситуации, времени, места и характера отправляемого сообщения) в соответствующий носитель называется кодированием. Кодирование — самый важный шаг в процессе связи. Неправильная и неподходящая кодировка может изменить истинную цель сообщения.

Канал

Канал относится к режиму, в котором сообщение проходит или передается . Сообщение передается по каналу, который связывает получателя с отправителем. Сообщение может быть письменным или устным и может быть передано через компьютер, мобильный телефон, телефон, телевидение или меморандум.

Получатель

Получатель — это лицо, группа или сообщество, для которых предназначено сообщение . Он или она может быть читателем, зрителем или слушателем. Получатель должен понять отправленное сообщение наилучшим образом, чтобы была достигнута истинная цель сообщения, любая небрежность со стороны получателя может сделать общение бесполезным.

Как отправитель, получатель также является важным фактором в процессе коммуникации, поскольку он является другой стороной процесса. Получатель должен быть в исправном состоянии при получении сообщения.

Декодирование

Преобразование отправленного сообщения в понятный язык называется декодированием . Как правило, это означает понимание сообщения. Получив сообщение, получатель интерпретирует его и пытается понять как можно лучше.

Обратная связь

Это конечный аспект общения . Это ответ получателя на получение сообщения, отправленного отправителем. Обратная связь необходима, чтобы гарантировать, что сообщение было успешно закодировано, отправлено и декодировано. это ключ к эффективному и целенаправленному общению .

Типы обратной связи
  • Отрицательная обратная связь : корректирующие комментарии о прошлом поведении.
  • Положительный отзыв : подтверждающие комментарии о прошлом поведении.
  • Отрицательная обратная связь : корректирующие комментарии о будущем поведении.
  • Положительная обратная связь : подтверждающие комментарии о будущем поведении.

Типы связи

Существует 5 типов связи; вербальная, невербальная, письменная, визуальная и аудирование .

Вербальное общение

Вербальное общение происходит, когда мы общаемся с другими людьми. Это может быть очная или виртуальная встреча (Skype, zoom, телефон и т.д.) . Некоторые взаимодействия являются формальными, например, болтают с другом за чаем или кофе или во время внезапной встречи, в то время как другие носят более формальный характер, например запланированная встреча в фиксированном месте . При общении лицом к лицу это вербальное общение не может быть отделено от невербального общения.

Невербальное общение

Язык нашего тела во время разговора часто говорит больше, чем сами слова. Невербальное общение включает движений рук, выражение лица, зрительный контакт, позу и прикосновение.

Если вы обсуждаете с начальником какую-то идею, важно обращать внимание как на слова, так и на их невербальную коммуникацию. Иногда ваш начальник может согласиться с вашим способом мышления в устной форме, но некоторые невербальные причины (вздох, избегание зрительного контакта, сморщенное лицо и т. д.) показывают нечто иное.

Письменная коммуникация

Письменная коммуникация включает электронные письма, заметки, сообщения в Facebook, сообщения в Twitter, текстовые сообщения, письма и т. д. Оно не включает чей-либо язык или какое-либо выражение. Все формы письменного общения преследуют одну цель — донести информацию в ясной и краткой форме. Письменное общение должно быть легким для понимания, в то время как плохой навык письма создает путаницу и смущение и даже может привести к неудаче.

Вот две вещи, которые нужно помнить: Во-первых, плохо построенные предложения и ошибки выставляют вас в плохом свете ; и, во-вторых, убедитесь, что контент — это то, что вы хотите продвигать или с чем будете ассоциироваться в долгосрочной перспективе.

Слушание

Слушание — один из самых важных видов общения, потому что, если мы не можем слушать человека, сидящего напротив нас, мы не можем должным образом взаимодействовать с ним. думать о переговорах — значит оценивать, чего хочет и в чем нуждается оппозиция.

Визуальная связь

Мы живем в визуальном обществе. Там, где постоянно работают телевизоры , Facebook полон изображений, видео, мемов и т. д., а Instagram — это платформа для видео и изображений, где каждый рекламодатель продавал свои продукты и идеи. Газета также является неотъемлемой частью нашего общества. Там мы можем увидеть рекламу, сообщения и многое другое. Это также один из видов визуальной коммуникации.

7 Основы эффективного общения

Сотрудники тратят 30 % своего времени на электронную почту, встречи, презентации, конференц-связь, отчеты и ряд других действий на рабочем месте, связанных с общением с коллегами и начальством. В этой области вы должны быть уверены, что ваше общение будет наиболее эффективным и увлекательным. Это повысит вашу продуктивность на работе. Для этого следуйте 7 принципам эффективного общения; то есть – ясный, правильный, полный, краткий, конкретный, связный, и вежливый.

Очистить

Получатель должен легко понять ваше сообщение. Любое сообщение должно четко исходить из вашего общения. Это поглотит ваше время, потраченное впустую на электронные письма.

Не пытайтесь сообщить так много вещей в одном сообщении, потому что это отвлечет внимание читателя или получателя.

Правильно

Когда вы пишете слишком много электронных писем в день, это увеличивает вероятность орфографических ошибок в ваших сообщениях. Иногда проверка орфографии не сможет обнаружить ваши ошибки. Вы также должны быть уверены, что правильно обращаетесь к людям и правильно называете их имена. вам также необходимо убедиться, что зритель или читатель ваших сообщений обладает достаточными знаниями и навыками для понимания технических терминов, которые вы используете в своем сообщении.

Завершить

Для эффективного общения необходимо предоставить полное сообщение . Это поможет читателю понять и принять меры. Неполные сообщения приводят к большому количеству повторений, итераций и пустой трате времени и усилий для обеих сторон.

Если вы хотите, чтобы читатель немедленно принял меры, убедитесь, что у вас есть «призыв к действию» в вашей почте или любом другом типе сообщения, а также сообщите срочность рассматриваемой задачи .

Краткий

Не следует писать 4 предложения в сообщении, если вы можете закончить сообщение всего двумя предложениями. Это приведет к потере времени как отправителя, так и получателя, а также снизит их производительность. Вы не должны добавлять наполнители, такие как «в основном», «вроде как», «я имею в виду», «на самом деле» и т. д. Помните, что ваше сообщение должно быть точным, четким и по существу.

Бетон

Вам нужно принять то, что вы хотите донести до аудитории . Конкретность — важное качество коммуникации, которое необходимо выдвигать на первый план, особенно во время маркетинговых или рекламных кампаний . Ваша уверенность должна привлекать внимание зрителей и, конечно же, не утомлять их.

Последовательный

Ваше сообщение должно иметь правильную логику. Все предложения в вашей почте или отчете должны быть связаны с предыдущим , а также придерживаться основной темы. Без связности читатель легко потеряет из виду то, что вы передали.

Вежливый

Быть вежливым очень важно в корпоративной обстановке .

Добавить комментарий