Основные задачи социализации: Социализация и воспитание личности

Содержание

Социализация и воспитание личности

Социализация представляет собой процесс усвоения индивидом социальных норм и правил, вхождение личности в социальную среду.
Сам процесс социализации и его результаты бывают противоречивы, т.к. в идеале индивид должен соответствовать требованиям, которые выдвигает ему общество, и в то же время противостоять негативным явлениям, которые мешают его самореализации.

Социализация включает в себя такие процессы как: 

  • освоение культуры человеческих взаимоотношений; 
  • освоение новых видов деятельности; 
  • получение общественного опыта; 
  • освоение новых форм общения. 

Социализация позволяет человеку стать членом общества в условиях усложнения социальной жизни. Социализация – это непрерывный процесс приспособления человеческого индивида к общественным началам и их изменению. Человек постоянно зависит от окружающего его общества. К примеру, в дошкольном возрасте ребенок социализируется в пределах детского садика, позднее — в пределах школы, окончив образовательное учреждение, человек социализируется в пределах выбранной профессии, вступив в брак — в рамках создания молодой семьи и т.

д.

На социализацию в значительной степени влияет процесс воспитания.
Если социализация происходит в условиях стихийного взаимодействие человека с окружающим социумом, то воспитание является процессом целенаправленной, сознательно контролируемой социализации (например, семейное, религиозное, школьное воспитание и др.).

Взаимодействие воспитания и социализации

В разные периоды развития жизни человека воздействие социализации и типов воспитания меняются. Воспитание выступает механизмом управления процессами социализации. Так, воспитание имеет две основные функции: 

  • упорядочивание всего спектра  разнообразных влияний на индивида (социальных, психологических, физических и т.д.) 
  •  создание эффективных условий для ускорения процессов социализации с целью развития гармоничной личности. 

Благодаря данным функциям, воспитание выполняет следующие задачи:

  • помогает преодолеть или ослабить отрицательные последствия социализации;
  • придает процессу социализации гуманистическую направленность;
  • использует свой научный потенциал для прогнозирования и конструирования педагогической стратегии и тактики.

Выбор определенных моделей воспитания  зависит от уровня развития общества, социальной стратификации и социально-политической ориентации общественной жизни. Поэтому воспитание отличается в тоталитарном и демократическом обществах. В каждом из обществ воспроизводятся определенные типы личности, собственная система ценностей и взаимодействий, характерная для общества степень свободы и ответственности личности.

В процессе воспитания педагог является активным началом наряду с активным ребенком. В связи с этим возникает вопрос о задачах целенаправленной социализации, организатором которой выступает педагог.

Задачи социализации

А. В. Мудрик определил три группы задач, которые решаются на каждом этапе социализации: 

  1. Естественно-культурные задачи направлены на достижение личностью определенного уровня физического и сексуального развития на каждом возрастном этапе.  В данном аспекте каждая страна имеет свои нормативные различия, обусловленные регионально-культурными условиями (разные темпы полового созревания, эталоны  женской и мужской красоты и т. д.).
  2. Социально-культурные задачи — познавательные, нравственные, ценностно-смысловые задачи, характерные для каждого возрастного этапа в конкретном историческом обществе. С одной стороны, данные задачи формируются  обществом, с  другой стороны, на них влияет ближайшее окружение личности.
  3. Социально-психологические задачи обусловлены становлением самосознания личности, ее самоопределением и самоутверждением, отличающимися на каждом возрастном этапе своим содержанием и способом достижения.

Решение всех этих задач в процессе воспитания вызвано необходимостью развития личности. Если какая-либо группа задач остается нерешенной на том или ином этапе социализации, то это либо задерживает развитие личности, либо делает ее неполноценной.

Автор: Анна Коврова

Преподаватель факультета психологии кафедры общей психологии. Кандидат психологических наук

Социализация. Основные задачи социализации — презентация онлайн

Похожие презентации:

Проблема социализации личности

ФГОС обучающихся с ОВЗ. Основные задачи, содержание, проблемы и перспективы введения

Проблемы социализации личности в спорте. Спорт и личность. Раздел IV

Задачи развития системы поддержки выпускников учреждений для детей-сирот

Объект, предмет, задачи социальной психологии

Заботы и проблемы современной семьи

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС дошкольного образования

Социальные проблемы молодежи

Проблемы личности в социальной психологии

Основные факторы формирования и развития личности. Социализация личности. Социальные роли и личность

1. Социализация- процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и оп

Социализация- процесс становления личности. В процессе такого становления происходит
усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов
поведения), культуры, присущих донному обществу, социальной общности, группе, и
воспроизводство им социальных связей и социального опыта. С. рассматривается и как
процесс, и как результат. Социализация как процесс — особенности социального
становления личности. Социализация как результат — характеристика социального
становления человека в соответствии с его возрастом или уровнем развития. Ребенок в
социальном развитии может отставать или опережать своих сверстников. В этом
отношении социализация как результат характеризует ребенка по отношению к его
сверстникам. (1) *Основные виды социализации человека полоролевая, семейно-бытовая,
профессионально-трудовая, субкультурно-групповая. (1) *Стадии (этапы) социализации
дотрудовая (ранняя социализация — до школы, стадия обучения), трудовая (стадия высшей
школы, стадия трудового коллектива), послетрудовая. Существуют и другие подходы к
выделению стадий (этапов) социализации человека, например, по возрасту: первое
детство, детство, отрочество, зрелость. (1)
Социализация -процесс усвоения человеком определенной системы знаний ,норм и
ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества.
Социализация -непосредственно самостоятельное усвоение человеком жизненного опыта,
само обретение социальных качеств, необходимых для адаптации в общественной среде.
Социализация -подготовка подрастающего поколения к полноценному вхождению в жизнь
общества; обеспечивает диалектические процессы социальной адаптации и социальной
автономизации личности.
Социализация -процесс усвоения и активного воспроизведения человеком социального
опыта. Осуществляется под воздействием целенаправленных (обучение и воспитание) и
стихийных процессов (семья, средства массовой информации, улица и др.).

2. Социализация-процесс усвоения и активного воспроизведения человеком социального опыта.

Осуществляется под воздействием целенаправленныСоциализация-процесс усвоения и активного воспроизведения
человеком социального опыта. Осуществляется под воздействием
целенаправленных (обучение и воспитание) и стихийных процессов
(семья, средства массовой информации, улица и др.).

3. Основные задачи социализации: -пробуждение социальной активности; — воспитание чувства собственного достоинства; -максимальная индивидуа

Основные задачи социализации:
-пробуждение социальной активности;
— воспитание чувства собственного достоинства;
-максимальная индивидуализации обучения;
-формирование стремления к самоопределению;
-формирование способности к выбору жизненной позиции;
-формирование стремления к активному участию в преобразованиях,
направленных на улучшение жизни общества;
-формирование навыков правильного поведения;
-трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда;
-развитие творческих способностей.

4. Важным условием успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является подготовка их к самостоятельной жизни, подд

Важным условием успешной социализации детей с ограниченными
возможностями здоровья является подготовка их к самостоятельной
жизни, поддержка и оказание им помощи при вступлении во «взрослую
жизнь», для чего, прежде всего необходимо создать педагогические
условия в семье и образовательных организациях для социальной
адаптации детей.

5. При первичной социализация главную роль играет семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах. Что п

При первичной социализация главную роль играет семья, откуда
ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах.
Что получает ребёнок в семье?
-Социальные нормы.
-Стиль жизни.
-Знакомится с трудовыми навыками, учится уважать труд родителей.
-Познает, что такое добро, зло, любовь, дружба, верность.
-Семья выполняет образовательную функцию, связанную с образованием
детей и продолжением образования родителей.

6. Вторичная социализация происходит в школе, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке, приоб

Вторичная социализация происходит в школе, где детям приходится
действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке,
приобщаясь уже не к малой группе, а к средней.
Школа выполняет следующие задачи:
-Развитие его личности и межличностного общения.
-Подготовку к самостоятельной жизни.
-Профессиональную подготовку.

7. Участники образовательного пространства -Дети -Родители -Педагоги -Специалисты ( мед.работник, психолог, логопед, дефектолог, работник доп.

Участники образовательного пространства
-Дети
-Родители
-Педагоги
-Специалисты ( мед.работник, психолог, логопед, дефектолог,
работник доп. образования)
Важно, что положительные результаты достигаются
длительной работой и в тесном сотрудничестве всех
участников образовательного процесса !!!

8. Интеграция – полноценное включение лиц с ограниченными возможностями здоровья в стандартную социокультурную жизнь, при которой его дефе

Интеграция – полноценное включение лиц с
ограниченными возможностями здоровья в
стандартную социокультурную жизнь, при
которой его дефект не мешает ни ему, ни
окружающим в процессах социального
взаимодействия.
Реабилитация – восстановление пригодности,
способности. Система медико-педагогических
мер, направленных на включение аномального
ребенка в социальную среду, приобщение к
общественной жизни на уровне его
психофизических возможностей.

English     Русский Правила

Почему общение важно для студентов?

Обладая обширным опытом в области онлайн-обучения, мы знаем, что социальные и эмоциональные потребности учащихся имеют решающее значение для их успеха в образовании и психического здоровья. Мы предлагаем учащимся широкие возможности для общения со своими сверстниками как онлайн, так и лично, чтобы они могли завязать ценные дружеские отношения, которые способствуют их развитию и всестороннему академическому опыту.

Как школы помогают учащимся общаться

Социальное развитие является важной частью качественного образования, и то же самое относится и к онлайн-школе. С помощью интерактивных дискуссий в классе, внеклассных клубов, экскурсий и многого другого учащиеся школ на базе K12 узнают, как преуспеть в онлайн-среде обучения.

Часто задаваемые вопросы о социализации учащихся

Почему социальные навыки важны для учащихся?

Социальные навыки необходимы учащимся, потому что то, чему они учатся в школе, находит применение в их личной и профессиональной взрослой жизни.

Обладание сильными социальными навыками полезно не только для их психического здоровья, но и для их будущего благополучия и успеха. Сильные социальные навыки помогают учащимся обрести уверенность, улучшить разговорные навыки, развить эмпатию, отточить навыки ведения переговоров, укрепить доверие, улучшить навыки межличностного общения и многое другое.

Учащиеся, обучающиеся на дому, менее общительны?

Многие эксперты считают, что учащиеся, обучающиеся на дому, имеют широкие возможности для участия в значимой общественной деятельности. Дети, обучающиеся на дому, и дети, которые посещают онлайн-школы, не ограничиваются своим домом. Скорее, их поощряют участвовать в различных мероприятиях на свежем воздухе и общаться с друзьями и сверстниками. Это могут быть экскурсии в зоопарк, на спектакль или в музей; заниматься спортом; заниматься художественной деятельностью; или иным образом участвовать в их сообществах.

Как общение помогает учащимся?

Социализация позволяет учащимся полноценно функционировать как дети, подростки и взрослые. Знакомство с различными социальными ситуациями и опытом может помочь учащимся обрести уверенность и преодолеть застенчивость, предоставляя им больше возможностей для профессионального и эмоционального роста в будущем. У них также улучшается психическое здоровье в целом.

Социализация позволяет учащимся получить доступ к уникальным точкам зрения сверстников, которые, возможно, выросли иначе, расширяя их мировоззрение и открывая для них большее разнообразие. Эти навыки в значительной степени являются производными от социальных взаимодействий, которые начинаются с самого раннего возраста, и именно поэтому социальное взаимодействие жизненно важно для учащихся всех возрастов.

Как онлайн-обучение влияет на социальные взаимодействия учащихся?

Социальная составляющая обучения не исчезает, когда школа проходит онлайн, но выглядит по-другому. Студенты участвуют в групповых проектах через секционные заседания. Они также могут совместно выполнять домашние задания для решения проблем и преодоления трудностей. Студентам рекомендуется относиться к онлайн-классу как к традиционному опыту, оставляя свои камеры и микрофоны включенными, чтобы помочь им более эффективно общаться.

Вне классной комнаты ученики собираются на онлайн-клубы, конкурсы, экскурсии, семинары и другие внеклассные мероприятия.* Эти инструменты могут быть особенно полезны для застенчивых учеников, у которых уже может быть что-то общее с другими учениками, зачисленными в клуб. , что облегчает начальные подключения.

Способствуйте социализации вашего ученика с помощью K12

Важность общественной деятельности для учащихся очевидна. В то время как может показаться, что онлайн-школа может уменьшить взаимодействие и усилить изоляцию, школы на базе K12 предлагают множество социальных онлайн-мероприятий для учащихся, которые помогают сочетать безопасность и комфорт виртуальной среды с социальным взаимодействием в традиционной физической среде. школа. Мы готовим студентов к будущему миру с необходимыми навыками и эмоциональным здоровьем.

*Внеклассные мероприятия и программы различаются в зависимости от школы. Некоторые возможности, в том числе программы повышения квалификации, могут иметь связанные с этим расходы для участника.

Роли родителей в общении

Общение является полезным дополнением к посещениям на дому. В то время как посещения на дому обеспечивают близкие, очень индивидуализированные отношения и возможности для обучения, общение сближает родителей, оказавшихся в схожих обстоятельствах, чтобы поделиться своим опытом, понаблюдать за игрой своих и чужих детей и получить возможность самим завести новых друзей. Родители играют много ролей в социализации. Они участвуют в планировании, заботе и взаимодействии со своим собственным ребенком, наблюдают, как другие взрослые заботятся о своих детях и взаимодействуют с ними, а также наблюдают, как их ребенок взаимодействует со сверстниками. Родители могут заводить новые дружеские отношения, которые живут только во время социализации или распространяются на их повседневную жизнь. Они могут делиться идеями и вопросами друг с другом, а иногда и с гостями из сообщества.

Социальные сети можно определить как связи между людьми, которые меняют жизнь людей. Членами родительской сети могут быть друзья, родственники, коллеги, соседи или специалисты. Их взаимодействие друг с другом может включать эмоциональный обмен (например, заверение или поощрение), материальные блага (например, совместное использование одежды, игрушек и т. д.), услуги (например, выполнение поручений или присмотр за детьми) или информацию (Cochran & Niego, 2002). ). Родители, имеющие положительные связи с друзьями, семьями и местным сообществом, в большей степени способны удовлетворять свои основные потребности, достигать своих целей и успешно воспитывать своих детей. Они лучше способны преодолевать препятствия, такие как небезопасные районы, насилие в семье и бездомность, чтобы достичь этих целей.

Позитивные социальные сети напрямую влияют на развитие детей, предоставляя им возможность взаимодействовать с большим количеством безопасных и заботливых взрослых. Когда у детей есть связи с другими взрослыми, они могут заниматься более широким спектром деятельности и могут развивать новые интересы, отличные от тех, что дома. Близкие отношения детей с самыми разными безопасными, заботливыми людьми дают больше возможностей для развития гибкого мышления и понимания разных точек зрения. Количество надежных взрослых друзей в социальной сети семьи положительно связано со счастьем ребенка, большей дружбой с другими детьми и большей вовлеченностью в общественные организации (Cochran & Niego, 2002). Когда семьи связаны со своим сообществом, дети с большей вероятностью пойдут в школу готовыми к успеху (Halgunseth, Peterson, Stark, & Moodie, 2009)., стр. 2–3).

Как

Общение становится наиболее значимым, когда:

  • Небольшая группа семей постоянно посещает занятия вместе
  • Вы определяете схожие интересы или проблемы, разделяемые вашими семьями, и включаете их в социализацию
  • Вы готовите родителей к предвидению опыта социализации
  • Вы используете возможности, чтобы связать опыт детей с их развитием и обучением
  • Вы поощряете разговоры между родителями
  • Вы представляете ресурсы сообщества, такие как «Lap Time» в публичной библиотеке
  • Вы обеспечиваете значимую деятельность
    • Одна программа делала фотографии и распечатывала их при каждом общении. Примерно за последние 15 минут родители вставляли фотографию в личную книгу памяти и добавляли письменные комментарии об опыте на фотографии. Семьи приносили их домой на День матери или День отца, а также в праздничный сезон.
      • Во время домашних посещений эту деятельность можно расширить до семейного портфолио. Домашний патронаж и семья хранят в доме ребенка портфолио, которое может включать фотографии, рисунки, текущие оценки, заметки педиатра и важные телефонные номера.

Посещение социальных мероприятий может быть сложной задачей. Программы иногда:

  • Организовать транспорт
  • Обеспечить еду
  • Свяжитесь с семьями, чтобы убедиться, что даты и время общения соответствуют их расписанию
  • Назовите несколько семей и спросите, не возражают ли они прибыть немного пораньше, чтобы помочь с обустройством комнаты, раздачей раздаточных материалов или помощью в подготовке к мероприятиям или еде.
    • Представление подобных идей каждый раз разным семьям может помочь им почувствовать себя более вовлеченными в общий процесс и внести определенный вклад во всю группу
  • Наградные баллы, которые можно использовать для покупки подгузников, книг или игрушек

Опыт 

Послушайте, как директор программы рассказывает о командной работе, необходимой для планирования и проведения еженедельных групповых мероприятий, включая некоторые задачи и награды. В то время как основное внимание уделяется обязанностям персонала, она также обращается к различным элементам групповой социализации. Откройте для семей преимущества посещения групповых мероприятий, включая доступ к информации и ресурсам сообщества, а также избавление от социальной изоляции для многих из них. Она также описывает бикультурный опыт, который недавние иммигранты получают друг от друга и от персонала, посещающего дома.

Элементы социализации

Скачать видео