Основоположником гуманистического направления в психологии является: Тест с ответами по теме «Экзистенциально-гуманистический подход в работе с пациентами невротического уровня»

Содержание

Тест с ответами по теме «Экзистенциально-гуманистический подход в работе с пациентами невротического уровня»

Вашему вниманию представляется Тест с ответами по теме «Экзистенциально-гуманистический подход в работе с пациентами невротического уровня» в рамках программы НМО: непрерывного медицинского образования для медицинских работников (врачи, медсестры и фармацевты). Тест с ответами по теме «Экзистенциально-гуманистический подход в работе с пациентами невротического уровня» в рамках программы НМО: непрерывного медицинского образования для медицинского персонала высшего и среднего звена (врачи, медицинские сестры и фармацевтические работники) позволяет успешнее подготовиться к итоговой аттестации и/или понять данную тему.
  • итоговое
  • предварительное
  • тестирование
  • Экзистенциально-гуманистический
  • Экзистенциально
  • уровня
  • с
  • подход
  • Тест
  • теме
  • работе
  • по
  • пациентами
  • ответами
  • нмо
  • невротического
  • на
  • медицинские
  • гуманистический
  • в

1.

«Человек изначально добр или, в крайнем случае, нейтрален; агрессия, насилие и т.п. возникают в связи с воздействием окружения» – утверждает

1) гештальтпсихология;
2) гуманистическая психология;+
3) когнитивная психология;
4) психология субъекта;
5) экзистенциальная психология.

2. Базовая концепция экзистенциально-гуманистической терапии, когда в результате клиент начинает относиться с безусловным принятием и эмпатией к самому себе, проявляя конгруэнтность в отношениях с собой и другими людьми

1) изменение копинг стратегии;
2) любовь к себе;
3) общение;
4) присутствие;+
5) работа с фрустрацией.

3. В каком направлении психотерапии ключевыми понятия являются: аутентичность, тревога, заброшенность и др.?

1) в аутогенной тренировке;
2) в гештальт-терапии;
3) в групповой – аналитической терапии;
4) в личностно-ориентированной терапии;
5) в экзистенциально-гуманистическом. +

4. В логотерапии Франкла при психогенных неврозах используется

1) личностный рост;
2) парадоксальная интенция, дерефлексия;+
3) поведенческие особенности;
4) преодоление личностных конфликтов;
5) решение эмоциональных проблем.

5. В метод поддерживающей психотерапии входит

1) аутогенная тренировка;
2) конструктивная психотерапия;
3) поведенческая психотерапия;
4) реконструктивная психотерапия;+
5) суггестивная психотерапия.

6. В психотерапии изменения происходят

1) в заключении;
2) в начале терапии;
3) в ходе анализа варианта решений;
4) в ходе терапии;+
5) по окончании терапии.

7. В работе по достижению глубины могут помочь следующие психотерапевтические шаги

1) делать явным то, что демонстрируется, но пока не осознается;+
2) поддерживать необходимую продолжительность и интенсивность;+
3) проникнуть в субъективность;+
4) работа с бессознательным;
5) символдрама.

8. В работе с экзистенциальным напряжением выделяют следующие способы

1) выбрать нетрадиционные стратегии и техники;
2) мольба вместе с клиентом во имя спасения его родных и близких;
3) определение механизмов защиты;+
4) осознание экзистенциального беспокойства;+
5) потакание слабостям клиента.

9. В рамках какой теории дано определение психотерапии: «Психотерапия – это процесс взаимодействия между двумя или более людьми, один из которых специализировался в области коррекции человеческих отношений»?

1) гуманистической;+
2) динамической;
3) когнитивной;
4) статической.

10. В экзистенциально-гуманистической психологии механизмом и условием развития патологии считают

1) нарушения речи;
2) отказ от роста и развития;
3) противоречия и конфликты в системе отношений;+
4) ранние нарушения высших психических функций;
5) травматические переживания.

11. В экзистенциональной психотерапии Р. Мея представлением о психопатологии является

1) теория Дарвина;
2) теория деятельности;
3) теория нескоректированности напряжения внутри личности, слабый социальный интерес;+
4) теория поля;
5) теория установки и внутреннего сопротивления.

12. Видом блокировки экзистенциальной фрустрации является

1) апатия;
2) вина;+
3) вялость;
4) лень;
5) скука.

13. Выделяют основные предельные экзистенциальные напряжения

1) любовь, изоляция, бессмысленность, воля;
2) смерть, изоляция, одиночество, бессмысленность;+
3) смерть, свобода, изоляция, бессмысленность;
4) смерть, свобода, любовь, воля;
5) смысл, изящность, артистизм.

14. Гуманистическая психология подчеркивает роль

1) гордыни;
2) развитие социального интеллекта;
3) самосознания, ответственности за выбор и познание смысла жизни;+
4) сострадания и сочувствия попавшему в беду человеку;
5) тренировки различных стратегий поведения до оптимального выбора.

15. Гуманистическая психология – направление в психологии

1) исходящее из того, что основной мотив каждого человека – стремление к самоактуализации;
2) исходящее из того, что структура личности закладывается в детстве в виде особого «стиля жизни», который предопределяет все последующее психическое развитие;
3) признающее решающее значение в организации человеческого поведения иррациональным побуждениям, установкам, скрытым за «поверхностью» сознания;
4) рассматривающее всю психическую деятельность с точки зрения ее непрерывной динамики, активности;
5) считающее предметом психологии элементы сознания и структурные отношения между ними.

16. Гуманистическая психология – это

1) бихевиоризм;
2) клиентоцентрированная терапия;+
3) психология «гештальт — образов»;
4) психология бессознательного;
5) фрейдизм.

17. Жизнеизменяющая психотерапия – это форма психологической работы, в которой действительным местом приложений психотерапевтов являются

1) переехать в другое место;
2) попытка пациента проанализировать ответы на экзистенциальные вопросы;+
3) работать с телесными проявлениями эмоций;
4) сделать жизнь пациента более аутентичной и более реализованной;+
5) субъективная реальность клиентов. +

18. История становления экзистенциальной психологии и психотерапии. Истоками психологии являются

1) А. Адлер;
2) З. Фрейд;
3) К.Г. Юнг;
4) Р. Мэй, И. Ялом, В. Франкл, Дж. Бьдженталь;+
5) Ф. Перлз.

19. К защитам от бессмысленности относят

1) буллинг;+
2) вегетативная форма;
3) крусадерство;+
4) нигилизм;+
5) социофобия.

20. К механизмам избегания ответственности относят

1) контрперенос;
2) отрицание ответственности;+
3) перенос ответственности на других;+
4) раздражительность;
5) сон.

21. К основным понятиям логотерапии относят

1) архетип;
2) забота;+
3) интенциональность;+
4) нигилизм;
5) трансценденция.+

22. К узлам экзистенциальных проблем относят

1) буллинг;
2) проблема свободы, ответственности и выбора;+
3) проблемы межличностного общения;
4) проблемы общения, любви и одиночества;+
5) проблемы смысла и бессмысленности существования. +

23. К функции психотерапевта при работе в экзистенциально-гуманистическом направлении относят

1) интерперсональное влияние;
2) конвульсии;
3) помощь пациенту с помощью «непосредственной психотерапевтической интеракции»;+
4) самоэксплорация;
5) универсальность страданий;
6) эмоциональная поддержка и сплочение.

24. К этапам консультирования относят

1) интерпретация;+
2) исповедь;+
3) проекция;
4) суммирование;
5) установление контакта, раппорт.+

25. Какие из нижеперечисленных принципов относятся к гуманистической психологии?

1) акцент на свободе воле и творческой силе индивида;
2) доминирующая потребности носят физиологический характер;+
3) изучение всех факторов и обстоятельств жизни человека;+
4) подчеркивание роли сознательного опыта;
5) убеждение в целостном характере природы человека.

26. Ключевое понятие «присутствие» в экзистенциально-гуманистической психологии включает в себя

1) жизнь в контакте со своими мыслями и чувствами, со своим телом;
2) искреннее глубокое участие;+
3) обучению сочувствию;
4) помощь справляться с чувством тревоги, на протяжении своей жизни;
5) способность чувствовать клиента и себя (терапевта и себя).+

27. Литературными предпосылками экзистенциального направления в психологии явились труды

1) Жуковского;
2) М. Ломоносова;
3) М.Ю. Лермонтова;
4) С. Пушкина;
5) Ф.М. Достоевского.+

28. Наиболее важная концепция, которую гуманистические психологи извлекли из экзистенциализма

1) концепция всеобщей любви;
2) концепция всепрощения;
3) концепция нарцисса;
4) концепция непротивления злу и насилию;
5) концепция становления личности.+

29. Одним из представителей логотерапии является

1) В. Франкл;+
2) И. Ялом;
3) Р. Мэй;
4) Р. Санфорд;
5) С. Милн.

30. Основателем какого из нижеперечисленных методов психотерапии является Серен Кьеркегор?

1) гештальт-терапия;
2) клиент-центрированная терапия;
3) когнитивная терапия;
4) позитивная терапия;
5) экзистенциальная психотерапия.+

31. Основателем какого из нижеперечисленных методов экзистенциальной психотерапии является Франкл?

1) гештальт-терапия;
2) клиент-центрированная терапия;
3) когнитивная терапия;
4) логотерапия;+
5) позитивная терапия.

32. Основоположником гуманистического направления в психологии является

1) Адлер;
2) Айзенк;
3) Выготский;
4) Лазарус;
5) Маслоу.+

33. Понятие «Отражение» включает в себя

1) потребность в творчестве;
2) потребность в укорененности;
3) противоречия;+
4) процесс;+
5) содержание. +

34. Понятие экзистенция означает

1) взаимодействие;
2) общество;
3) превосходство;
4) существование;+
5) творчество.

35. Признаки хорошего консультанта

1) вспыльчивость;
2) присутствие;+
3) стрессоустойчивость;
4) теоретическая подготовка;+
5) чувствительность.+

36. Психотерапией, центрированной на базисных проблемах существования индивидуума, может быть названа такая психотерапевтическая система, как

1) групповая психотерапия;
2) когнитивная психотерапия;
3) психоанализ;
4) разговорная психотерапия;
5) экзистенциальная психотерапия.+

37. Раздел психологической науки, изучающий проблемы смысла жизни, отношения к смерти, Богу, высшим ценностям, проблемы свободы, любви, одиночества и т.п. – это

1) аналитическая психология;
2) возрастная психология;
3) гештальтпсихология;
4) дифференциальная психология;
5) экзистенциально-гуманистическая психология. +

38. Степень самостоятельности клиента в психотерапии

1) осуществляется по выбору клиента;
2) осуществляется самостоятельно человеком;
3) проявляется совместно с психотерапевтом;+
4) совместно с семьёй клиента;
5) сопровождается только психотерапевтом.

39. Стратегии защиты от тревоги смерти

1) компульсивный героизм;+
2) нарциссизм;+
3) переедание;
4) трудоголизм;+
5) фобия.

40. Термин гуманистическая означает

1) внушающая;
2) зависимая;
3) ориентированная на человека;+
4) поведенческая;
5) познавательная.

41. Цель психотерапии – «сделать людей свободными», это высказывание

1) К. Роджерса;
2) К.Г. Юнга;
3) Маслоу;
4) Петрова;
5) Р. Мэй.+

42. Цель терапии по И. Ялому

1) найти смысл жизни;
2) осмыслив свою жизнь найти в ней свой путь;+
3) понять основы группового воздействия;
4) понять проблему из детства;
5) работа с вакуумом.

43. Что означает понятие экзистенциальный вакуум?

1) апатия;
2) аутизация;
3) бессмысленность существования;+
4) зависимость;
5) неврастения.

44. Экзистенциальная терапия связана с

1) использованием искусства как терапевтического фактора;
2) огромным риском для жизни;
3) повышением компетентности в сфере общения;
4) поиском смысла жизни человеком;+
5) сочувствием.

Специальности для предварительного и итогового тестирования:

Психотерапия.


← Тест с ответами по теме «Экстренная гормональная контрацепция»↑ Тесты НМО Тест с ответами по теме «Т-клеточные лимфомы: грибовидный микоз, синдром Сезари» →

Основные положения гуманистической психологии

29.05.2012

Гуманистическая психология — направление современной психологии, изучающее здоровую творческую личность, раскрывающую свои потенциальные возможности в процессе самоактуализации (или самореализации).

Гуманистическая психология возникла в 50-е годы нашего века, а оформилась как научное течение в начале 60-х годов. В 1961 году была создана Ассоциация за гуманистическую психологию и основан «Журнал гуманистической психологии». В 1964 году состоялась первая конференция гуманистической психологии.

Основные представители гуманистической психологии: Шарлотта Бюлер, К. Гольдштейн, Абрахам Маслоу, Гордон Олпорт, Карл Роджерс (1902-1987), Ролло Мей (род. в 1909) и другие.

Основные филосовские положения гуманистической психологии связаны с экзистенциализмом (или философией существования), т.е. с учениями Мартина Хайдеггерра (1889-1976), Жана Поль Сартра (19051980), Карла Ясперса (1883-1969), Альбера Камю (1913-1960) и других.

С точки зрения М. Хайдеггера необходимо различать сущее и бытие. Сущее — это предмет науки, а бытие — предмет философии. Бытие постигается не с помощью мышления, т.е. опосредованно, а через личное существование, т.е. экзистенцию.

Человек, осознав свою экзистенцию, становится свободным, т.е. ответственным за свое существование.

По мнению Ш. Бюлер, гуманизм с психологической точки зрения предполагает изучение человека как целостности, а не как совокупности его качеств и поступков. С этической же точки зрения гуманизм — это установление таких правил жизнедеятельности, которые основаны на потребностях человека, а не на потребностях низших животных, заветах Бога или законах неживой природы. Гуманистическая психология противопоставляет себя психоанализу и бихевиоризму. Объектом ее изучения стали любовь, творчество, «Я», развитие и реализация человеком своих возможностей, высшие ценности бытия, психическое здоровье, опыт и др.

Основные положения:

  1. Хотя человеческое бытие имеет предел, человек всегда обладает свободой и необходимой для реализации этой свободы независимостью.
  2. Самым важным источником информации является экзистенциальное состояние человека, его субъективно переживаемый опыт.
  3. Природа человека никогда не может быть определена полностью, т.к. она всегда стремится к беспрерывному развитию.
  4. Человек един и целостен. В его психике невозможно разделить органическое и психическое, осознаваемое и неосознаваемое, чувство и мысль.
  5. Каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения.
  6. Самореализация — это неотъемлемая часть природы человека.
  7. Человек устремлен в будущее, это активное творческое существо.

Из этих положений гуманистической психологии вытекают нравственные жизненные принципы:

  • ответственность человека за свои поступки. Он не орудие бессознательного, не раб сформировавшихся привычек;
  • отношение между людьми должны основываться на взаимном признании и уважении опыта переживаний друг друга;
  • каждый человек должен ощущать себя в настоящем, «здесь и теперь».
Ключевые слова: Наука

Источник: Абдурахманов Р. А., История психологии

Материалы по теме

Входные и выходные факторы в психологическом исследовании

Развитие отечественной психологии после 1917 года

Константинов В.В., История психологии

Что такое психология?

Карпов А.В., Общая психология

Психоанализ в системе наук о человеке

Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов…

Основные этапы развития социальной психологии

Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии

Научное исследование: этапы и виды

Экспериментальная психология: Курс лекций. Авторы-составители О.В. Боголюбова, Е.В. Дьяченко…

Принципы психологии

Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Психология человека

Психология управления как научная дисциплина

Кишкель Е.Н. Управленческая психология

Карл Роджерс, доктор философии: 1947 г. Президент АПА

Карл Р. Роджерс (1902–1987) считается одним из основателей гуманистической психологии. Он разработал подход к психотерапии, ориентированный на человека, также известный как клиентоцентрированный, и разработал концепцию безусловного положительного отношения, будучи пионером в области клинических психологических исследований.

Изначально Роджерс планировал стать священником и поступил в Союзную теологическую семинарию. В это время он посещал курсы педагогической психологии в Педагогическом колледже Колумбийского университета, где начал заниматься клинической работой с детьми, и решил переключиться на психологию на полную ставку (Роджерс, С. , 19 лет).67). Он получил докторскую степень в Колумбийском университете в 1931 году (Rogers, C., 1967). После окончания школы он начал работать в Рочестерском обществе по предотвращению жестокого обращения с детьми. Его опыт работы терапевтом заложил основу для развития его клиентоцентрированного подхода к терапии (Rogers, C., 1967).

Проработав некоторое время в Университете Рочестера, он стал профессором клинической психологии в Университете штата Огайо. Именно здесь он написал Консультирование и психотерапия 9.0008 (Rogers, C., 1967), в котором впервые было представлено его убеждение в том, что установление отношений с принимающим и понимающим терапевтом поможет клиентам решить свои проблемы и получить представление о своей жизни. Это стало известно как безусловное положительное отношение. Книга стала неожиданным хитом, и издатель рассчитывал продать менее 2000 экземпляров. По состоянию на 1967 год книга была продана тиражом более 80 000 экземпляров. Во время своего преподавания в Огайо он воспользовался неудовлетворенным спросом на курсы, которые обучали студентов тому, как работать с людьми, а не тому, как проводить эксперименты в лаборатории.

Практикум, который он там разработал, был первым, в котором супервизируемая терапия была интегрирована в академическую подготовку будущих терапевтов (Rogers, C., 19).67).

В 1945 году он перешел в Чикагский университет. Во время своего пребывания в Чикаго он увлекся научным изучением эффективности различных методов психотерапии. Психотерапия никогда не изучалась с научной точки зрения, потому что практикующие отказывались от того, чтобы третья сторона смотрела их сеансы терапии, чтобы количественно оценить и измерить их практику. Роджерс проанализировал стенограммы сотен терапевтических сеансов и проводил психометрические тесты клиентам до и после терапии, чтобы определить ее эффективность. Он разработал новые этические стандарты психотерапии, которые подчеркивали свободу действий клиента и конфиденциальность. Для записи сеанса требовалось согласие клиента, и терапевты не могли делиться информацией о клиенте с посторонними, кроме подтверждения того, что клиент находится на терапии.

Эти методы сейчас широко распространены. Он опубликовал свои выводы из этих экспериментов в
Клиент-центрированная терапия
(1951) и Психотерапия и изменение личности (1954, Gendlin, E.T., 1988. Он также основал консультационный центр, связанный с университетом (Rogers, C., 1967).

Необходимость консультирования значительно увеличился после Второй мировой войны.Роджерс работал с United Service Organization над разработкой программы обучения других проведению недирективной терапии (Baker, D., 2012).Этот тип терапии был гибким и простым в освоении и позволял Государства относительно быстро увеличивают количество клинических психологов за короткий период времени9.0003

В 1945 году Роджерс и другие прикладные психологи объединились с академическими психологами для реорганизации АПА. Он был избран президентом в 1947 г. (Baker, D. 2012). Роджерс руководил расширением APA, включив в него клинических психологов, а также увеличением количества подразделений, что позволило психологам любого происхождения найти дом в APA. Как он вспоминал в мемуарах, «это были годы больших изменений и расширения психологии после войны, и я был глубоко вовлечен в формулировки относительно клинической подготовки, формирования Американской экзаменационной комиссии по профессиональной психологии и продолжающихся попыток устранить напряженность между психиатрией и психологией (Rogers, C., 1967)».

В 1957 году он оставил Чикагский университет, чтобы преподавать в университете Висконсин-Мэдисон, своей альма-матер. В 1963 году он переехал в Ла-Хойю, штат Калифорния, где стал резидентом Западного института поведенческих наук (WBSI). В 1968 году он покинул WBSI, чтобы помочь основать Центр изучения человека. К этому моменту гуманистическая психология стала самостоятельной и стала популярной в стране и все больше во всем мире (Rogers, C., 1967).

Роджерс был первым лауреатом Премии за выдающийся профессиональный вклад Американской психологической ассоциации. (Карл Р. Роджерс: награда за выдающийся профессиональный вклад, 19 лет). 73). Цитата из награды гласит: «Его приверженность человеку в целом была примером, который направлял и бросал вызов практике психологии в школах, на производстве и во всем сообществе. Разрабатывая, практикуя, оценивая и обучая методу психотерапии и консультирования, который достигает самых корней человеческого потенциала и индивидуальности, он заставил всех психотерапевтов пересмотреть свои процедуры в новом свете. Новатор в исследованиях личности, пионер движения встреч и уважаемый овод организованной психологии, он произвел неизгладимое впечатление на психологию».

В 1970-х и 1980-х годах он посвятил свое время внедрению гуманистических принципов в международную среду, чтобы помочь разрешить политическое угнетение и национальные социальные конфликты. Он ездил в Северную Ирландию, Южную Африку, Бразилию и Советский Союз, чтобы проводить экспериментальные семинары по коммуникации и творчеству. Вместе со своей дочерью Натали Роджерс и тремя другими психологами он также разработал серию программ для проживания под названием «Семинары по личностно-ориентированному подходу», которые были сосредоточены на межкультурных коммуникациях, личностном росте, расширении возможностей и обучении для социальных изменений. Он продолжал эту работу до своей смерти в 1987 (Гоулман Д., 1987).

Бейкер, Д. (2012). Размышления о Роджерсе. ПСИХИК СЕГОДНЯ, 25 (2). https://www.psychologicalscience.org/observer/reflections-on-rogers.

Карл Р. Роджерс: Награда за выдающийся профессиональный вклад (1973). Американский психолог, 28 (1), 71–74. https://doi.org/10.1037/h0020368

Гендлин, Э. Т. (1988). Некролог: Карл Роджерс (1902–1987). Американский психолог, 43 (2), 127–128. https://doi.org/10.1037/h0091937

Гоулман, Д. (1987, 06 февраля). Карл Р. Роджерс, 85 лет, лидер психотерапии, умирает. https://www.nytimes.com/1987/02/06/obituaries/carl-r-rogers-85-leader-in-psychotherapy-dies.html?pagewanted=all

Роджерс, К. (1967). Карл Р. Роджерс. В EG Boring & G. Lindzey (Eds.), История психологии в автобиографии, Vol. 5, стр. 341–384). Эпплтон-Сенчури-Крофтс. https://doi.org/10.1037/11579-013

Гуманистическая теория развития личности Карла Роджерса

Роджерс разработал клиентоцентрированную терапию (позже переименованную в «личностно-центрированную»), которая представляла собой недирективную терапию, позволяющую клиентам заниматься тем, что они считали важным, в своем собственном темпе.

Этот метод включает устранение препятствий, чтобы клиент мог двигаться вперед, освобождая его или ее для нормального роста и развития. Используя недирективные методы, Роджерс помогал людям брать на себя ответственность.

Он считал, что опыт понимания и оценки дает нам свободу роста, в то время как патология обычно возникает из-за попытки заслужить положительное отношение других, а не из-за следования «внутреннему компасу».

Роджерс записал свои терапевтические сеансы, проанализировал их стенограммы и изучил факторы, связанные с исходом терапии. Он был первым, кто записал и опубликовал полные случаи психотерапии.

Роджерс произвел революцию в терапии. Таким образом, он придерживался радикальной точки зрения, согласно которой клиенту может быть выгоднее вести терапевтические сеансы, а не терапевту; как он говорит, «клиент знает, что болит, в каком направлении двигаться, какие проблемы имеют решающее значение, какой опыт был похоронен» (Роджерс, 19 лет).61).

Развитие личности

Центральное место в теории личности Роджерса занимает понятие «я» или самооценка. Это определяется как «организованный, последовательный набор восприятий и убеждений о себе».

Самость — это гуманистический термин, обозначающий, кто мы есть на самом деле как личность. Самость — это наша внутренняя личность, и ее можно уподобить душе или психике Фрейда. На самость влияют переживания, которые человек имеет в своей жизни, и наши интерпретации этих переживаний. Два основных источника, влияющих на нашу самооценку, — это детский опыт и оценка другими.

Согласно Роджерсу (1959), мы хотим чувствовать, переживать и вести себя так, чтобы это соответствовало нашему представлению о себе и отражало бы то, чем мы хотели бы быть, наше идеальное Я. Чем ближе наш образ себя и идеальное я друг к другу, тем более последовательны или конгруэнтны мы и тем выше наше чувство собственного достоинства.

О человеке говорят, что он находится в состоянии несоответствия, если некоторая совокупность его переживаний неприемлема для него и отрицается или искажается в представлении о себе.

Гуманистический подход утверждает, что личность состоит из понятий, уникальных для нас самих. Я-концепция включает в себя три компонента:

Самоценность

Самоценность (или самооценка) включает в себя то, что мы думаем о себе. Роджерс считал, что чувство собственного достоинства развивается в раннем детстве и формируется в результате взаимодействия ребенка с матерью и отцом.

Представление о себе

Как мы видим себя, что важно для хорошего психологического здоровья. Представление о себе включает в себя влияние образа нашего тела на внутреннюю личность.

На простом уровне мы можем воспринимать себя как хороших или плохих людей, красивых или уродливых. Представление о себе влияет на то, как человек думает, чувствует и ведет себя в мире.

Идеальное Я

Это человек, которым мы хотели бы быть. Он состоит из наших целей и амбиций в жизни и является динамичным, то есть постоянно меняющимся.

Идеальное я в детстве — это не идеальное я в подростковом возрасте или в конце двадцатых годов и т. д.

Позитивное отношение и самооценка

Карл Роджерс (1951) считал, что у ребенка есть две основные потребности: положительное отношение со стороны других людей и самооценка.

То, как мы думаем о себе, наше чувство собственного достоинства имеют фундаментальное значение как для психологического здоровья, так и для вероятности того, что мы сможем достичь целей и амбиций в жизни и добиться самореализации.

Самоуважение можно рассматривать как континуум от очень высокого до очень низкого. Для Карла Роджерса (1959) человек с высокой самооценкой, то есть с уверенностью и позитивными чувствами по отношению к себе, сталкивается с жизненными проблемами, временами принимает неудачи и несчастья и открыт с людьми.

Человек с низкой самооценкой может избегать жизненных трудностей, не признавать, что жизнь иногда может быть болезненной и несчастливой, и будет защищаться и охранять других людей.

Роджерс считал, что чувство собственного достоинства развивалось в раннем детстве и формировалось в результате взаимодействия ребенка с матерью и отцом. Когда ребенок становится старше, взаимодействие со значимыми другими будет влиять на чувство собственного достоинства.

Роджерс считал, что нам нужно, чтобы другие относились к нам положительно; нам нужно чувствовать, что нас ценят, уважают, к нам относятся с любовью и любят. Позитивное отношение связано с тем, как другие люди оценивают и судят нас в социальном взаимодействии. Роджерс провел различие между безусловным положительным отношением и условным положительным отношением.

Безусловное положительное отношение

Безусловное положительное отношение — это когда родители, значимые другие (и терапевт-гуманист) принимают и любят человека таким, какой он есть. Положительное отношение не снимается, если человек делает что-то не так или совершает ошибку.

Последствия безусловного положительного отношения заключаются в том, что человек чувствует себя свободным пробовать что-то и делать ошибки, даже если иногда это может привести к ухудшению ситуации.

Люди, способные к самореализации, с большей вероятностью получают в детстве безусловное положительное отношение со стороны окружающих, особенно своих родителей.

Условно-положительное отношение

Условно-положительное отношение — это когда положительное отношение, похвала и одобрение зависят от ребенка, например, от поведения, которое родители считают правильным.

Следовательно, ребенка любят не за то, кем он является, а при условии, что он или она ведет себя только так, как это одобряют родитель(и).

В крайнем случае человек, который постоянно ищет одобрения у других людей, скорее всего, испытал лишь условно положительное отношение в детстве.

Конгруэнтность

Идеальное Я человека может не соответствовать тому, что на самом деле происходит в жизни и опыту человека. Следовательно, может существовать разница между идеальным «я» человека и реальным опытом. Это называется неконгруэнтностью.

Там, где идеальное «я» человека и реальный опыт совпадают или очень похожи, существует состояние конгруэнтности. Редко, если вообще когда-либо, существует полное состояние конгруэнтности; все люди испытывают определенное несоответствие.

Развитие конгруэнтности зависит от безусловного положительного отношения. Карл Роджерс считал, что для достижения самореализации человек должен находиться в состоянии конгруэнтности.

Согласно Роджерсу, мы хотим чувствовать, переживать и вести себя так, чтобы это соответствовало нашему представлению о себе и отражало то, чем мы хотели бы быть, наше идеальное Я.

Чем ближе наш образ себя и идеальное я друг к другу, тем более последовательны или конгруэнтны мы и тем выше наше чувство собственного достоинства. О человеке говорят, что он находится в состоянии несоответствия, если некоторая совокупность его переживаний неприемлема для него и отрицается или искажается в образе самого себя.

Неконгруэнтность — это «несоответствие между действительным опытом организма и представлением о себе индивидуума в той мере, в какой оно представляет этот опыт.

Поскольку мы предпочитаем видеть себя такими, которые соответствуют нашему представлению о себе, мы можем использовать защитные механизмы, такие как отрицание или подавление, чтобы чувствовать меньшую угрозу со стороны того, что мы считаем нежелательными чувствами.

Человек, чья самооценка не соответствует его или его реальным чувствам и переживаниям, будет защищаться, потому что правда ранит.

Самореализация

Организм имеет одну основную тенденцию и стремление – актуализировать, поддерживать и усиливать переживающий организм (Rogers, 1951, с. 487).

Роджерс отверг детерминистскую природу как психоанализа, так и бихевиоризма и утверждал, что мы ведем себя так, как мы действуем, из-за того, как мы воспринимаем нашу ситуацию. «Поскольку никто другой не может знать, как мы воспринимаем, мы являемся лучшими экспертами в отношении самих себя».

Карл Роджерс (1959 г.)) считали, что у людей есть один основной мотив, а именно тенденция к самоактуализации, то есть к реализации своего потенциала и достижению наивысшего уровня «человечности», на который мы способны.

Согласно Роджерсу, люди могли самореализоваться только в том случае, если у них было положительное представление о себе (позитивное самоуважение). Это может произойти только в том случае, если они имеют безоговорочное положительное отношение со стороны других — если они чувствуют, что их безоговорочно ценят и уважают окружающие (особенно их родители, когда они были детьми).

Самоактуализация возможна только в том случае, если существует соответствие между тем, как человек видит себя, и своим идеальным «я» (каким он хочет быть или думает, что должен быть). Если между этими двумя понятиями существует большой разрыв, возникнет негативное чувство собственного достоинства, которое сделает невозможным самоактуализацию.

Окружающая среда, с которой человек сталкивается и с которой взаимодействует, может либо мешать, либо способствовать этому естественному предназначению. Если оно угнетает, оно расстраивает; если это благоприятно, это поможет.

Подобно цветку, который раскроет весь свой потенциал при подходящих условиях, но который ограничен окружающей средой, так и люди будут процветать и раскрывать свой потенциал, если окружающая среда будет достаточно хорошей.

Однако, в отличие от цветка, потенциал отдельного человека уникален, и мы должны развиваться по-разному в зависимости от нашей личности. Роджерс считал, что люди по своей природе добрые и творческие.

Они становятся разрушительными только тогда, когда плохая самооценка или внешние ограничения превалируют над процессом оценки. Карл Роджерс считал, что для достижения самореализации человек должен находиться в состоянии конгруэнтности.

Это означает, что самоактуализация происходит, когда «идеальное я» человека (т. е. то, кем он хотел бы быть) совпадает с его реальным поведением (образом себя).

Роджерс описывает человека, который актуализируется как полностью функционирующая личность. Главным фактором, определяющим, станем ли мы самореализоваться, является детский опыт.

Полностью действующий человек

Роджерс считал, что каждый человек может достичь своей цели. Это означает, что человек находится в контакте с здесь и сейчас, его или ее субъективными переживаниями и чувствами, постоянно растущими и изменяющимися.

Во многих смыслах Роджерс считал полностью функционирующего человека идеалом, которого люди в конечном итоге не достигают. Неправильно думать об этом как о конце или завершении жизненного пути; скорее это процесс постоянного становления и изменения.

Роджерс определил пять характеристик полностью функционирующего человека:

  1. Открыты для опыта : принимаются как положительные, так и отрицательные эмоции. Негативные чувства не отрицаются, а прорабатываются (вместо того, чтобы прибегать к механизмам защиты эго).
  2. Экзистенциальная жизнь : соприкасаться с различными переживаниями по мере их возникновения в жизни, избегая предвзятых суждений и предубеждений. Способность жить и в полной мере ценить настоящее, не всегда оглядываясь в прошлое или заглядывая в будущее (т. е. живя настоящим моментом).
  3. Доверяйте чувствам : чувствам, инстинктам и интуитивным реакциям уделяется внимание и им доверяют. Собственные решения людей являются правильными, и мы должны доверять себе, чтобы сделать правильный выбор.
  4. Креативность : творческое мышление и склонность к риску являются чертами жизни человека. Человек не играет безопасно все время. Это включает в себя способность приспосабливаться и изменяться, а также искать новый опыт.
  5. Реализованная жизнь : человек счастлив и доволен жизнью, и всегда ищет новые вызовы и опыт.

Для Роджерса полностью функционирующие люди хорошо приспособлены, уравновешены и интересны для знакомства. Часто такие люди добиваются высоких результатов в обществе.

Критики утверждают, что полностью функционирующий человек является продуктом западной культуры. В других культурах, таких как восточные, достижения группы ценятся выше, чем достижения любого отдельного человека.

Цитаты Карла Роджерса

Сама сущность творчества заключается в его новизне, и поэтому у нас нет стандарта, по которому можно было бы судить о нем.

Добавить комментарий