Основы психологии человека: Урок 1. Общая психология

2. Основы психологии личности

2.1. Начала психологии личности

2.1.1. Предмет психологии личности

На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, отчасти и в расхождении мнений на этот счет, проявляется сложность самого феномена личности. Не раздумывая, можно осознать, что, говоря о личности, нельзя ограничиваться только биологическими характеристиками. Личность – не материальное существо или природная категория, а социально-культурологическая конструкция.

Каждая общность вырабатывает свои представления о личности, ее отличительных чертах, которые составляют «хорошую» личность. Но невозможно узнать, что же есть личность без понимания качеств, которые социальная группа предписывает человеческому существу, являющемуся личностью. Эти качества могут меняться со временем и обстоятельствами. К примеру, у народа хинди существует традиционный взгляд на личность как позицию в системе социальных отношений. Они считают, что индивид не является личностью (Marriott, 1976), то есть физический представитель вида Homo sapiens не личность, пока не принадлежит к группе и не выполняет свои обязанности.

Во многих культурах индивид в его «физичности» не лучше, чем любое другое животное. Необходима трансформирующая сила культуры и общества для обращения животного в человека. Дефиниции личности могут варьироваться, но, похоже, есть некие центральные элементы, появляющиеся снова и снова. Эти общие характеристики предположительно аддиктивны и проявляются во время социокультурной эволюции человека как относящиеся к альтернативным определениям, более полезным в процессе биологического выживания.

Простой пример может проиллюстрировать этот процесс. Предположим, что где-то на земле существовали две соседствующие нации, каждая со своим уникальным языком и культурой. Одна из них, назовем ее «агацци», выработала представление о личности, как о ком-то, кто хорошо противостоит своим соседям.

Другая группа, будем звать их «бамбани», определяла личность как «того, кто оправдывает ожидание коммуны». Все же остальное в окружающей среде двух групп абсолютно одинаково. Кооперация – лучшая стратегия выживания при давлении со стороны окружающей среды. Таким образом, есть смысл заключить, что устоять перед лицом трудностей «бамбани» имеют больше шансов, чем «агацци», и менее вероятно, что они дезинтегрируют. Конечно же, реальная жизнь гораздо более сложна, чем этот упрощенный пример, но, тем не менее, реальные общности часто достигают этого упрощенного уровня в построении своих моделей личности.

Модели, адаптированные различными культурами в различные времена, имеют важные черты сходства. Можно заключить, что общие элементы, структурирующие личность, имеют значение для выживания любой человеческой группы, в любом времени и месте. Такое представление о личности определяет то, как общество воздействует на человеческие существа, окультуривая их животную природу, создавая модели личности.

К примеру, родитель смотрит на ребенка, взращивая его, стремясь дать ему образование, через призму культурных представлений о том, что есть личность.

Слово «рerson» происходит от латинского «per» и «sonare», то есть, «через, посредством звучания». Это основано на факте, что в Древней Греции и Древнем Риме сценические актеры надевали маски, которые отражали их персонаж. И эти маски служили примитивными громкоговорителями, помогая усиливать голос актера. На концепцию личности повлиял этот имидж актера, играющего свою роль через маску. Поэтому философы и социологи часто рассматривали личность как нечто не подлинное, маскировку.

С самого начала в понятие «личность» был включен внешний, поверхностный социальный образ, который индивидуальность принимает, когда играет определенные роли – некая «личина», общественное лицо, обращенное к окружающим. К примеру, C. G. Jung (1954, 1959, 1960) позаимствовал у латыни термин «персона» для обращения к социальным маскам, которые мы учимся носить, чтобы прятать от нас самих, от других, подлинные стремления, желания и возможности, то, что было бы слишком опасно или сложно выражать. Формируя персону, индивид приспосабливается к социальным определениям самого себя, интернализирует коллективные идеалы общества.

Социолог E. Goffmann (1959) разработал целостную модель самости, основанную на драматической модели. С его точки зрения, большинство наших дел в жизни – игра на сцене. Люди следуют ролям, которые представляют большее преимущество. И социальное взаимодействие, в основном, настаивает на репетициях, принимая или отвергая эти роли. Как C. G. Jung, так и E. Goffmann видели в личности искусственный стратегический продукт. Основное различие между исследователями заключается в следующем: C. G. Jung верил, что под маской персоны скрыта более глубокая и гениальная структура, а Е. Goffmann считал, что маска скрывает пустоту.

Из вышеизложенного следует, что основные черты личности должны включать способность освоить роль на культурной сцене. Это включает в себя и способность распознавать роли других, и отвечать в соответствии с культурными сигналами, настроениями, и принимать другую роль. Именно по этой причине многие ранние общности считали представителей других племен не людьми, не личностями, так как их язык и привычки не были понимаемы. Например, греки называли всех других «варварами», потому что их язык был для них бессмыслицей и звучал как «вар-вар». А в языке американского племени навахо (navajo) термин «люди» сохранился исключительно по отношению к представителям собственного племени.

Концептуальное значение понятия личности многогранно – оно охватывает широкий спектр внутренних психических процессов, обусловливающих особенности поведения человека в различных ситуациях. Наиболее перспективной исходной позицией в отечественной психологии является понимание личности как реального деятельного человека – общественного индивида. Способом существования личности является деятельность, в которой личность и проявляется и формируется. В деятельности же индивид присваивает социальный опыт и формируется как личность. Следовательно, личностью мы можем назвать индивида, обладающего механизмом усвоения социального опыта.

Выделяют следующие свойства личности:

•  личность – абстракция;

•  личность не включает генотипические и физиологические особенности;

•  личность – совокупность социальных качеств человека;

•  способ существования – деятельность.

Книга «Основы психологии человека. Учебное пособие» Парферов В Н, Микляева А В, Румянцева П В

  • Книги
    • Художественная литература
    • Нехудожественная литература
    • Детская литература
    • Литература на иностранных языках
    • Путешествия. Хобби. Досуг
    • Книги по искусству
    • Биографии. Мемуары. Публицистика
    • Комиксы. Манга. Графические романы
    • Журналы
    • Печать по требованию
    • Книги с автографом
    • Книги в подарок
    • «Москва» рекомендует
    • Авторы • Серии • Издательства • Жанр

  • Электронные книги
    • Русская классика
    • Детективы
    • Экономика
    • Журналы
    • Пособия
    • История
    • Политика
    • Биографии и мемуары
    • Публицистика
  • Aудиокниги
    • Электронные аудиокниги
    • CD – диски
  • Коллекционные издания
    • Зарубежная проза и поэзия
    • Русская проза и поэзия
    • Детская литература
    • История
    • Искусство
    • Энциклопедии
    • Кулинария. Виноделие
    • Религия, теология
    • Все тематики
  • Антикварные книги
    • Детская литература
    • Собрания сочинений
    • Искусство
    • История России до 1917 года
    • Художественная литература. Зарубежная
    • Художественная литература. Русская
    • Все тематики
    • Предварительный заказ
    • Прием книг на комиссию
  • Подарки
    • Книги в подарок
    • Авторские работы
    • Бизнес-подарки
    • Литературные подарки
    • Миниатюрные издания
    • Подарки детям
    • Подарочные ручки
    • Открытки
    • Календари
    • Все тематики подарков
    • Подарочные сертификаты
    • Подарочные наборы
    • Идеи подарков
  • Канцтовары
    • Аксессуары делового человека
    • Необычная канцелярия
    • Бумажно-беловые принадлежности
    • Письменные принадлежности
    • Мелкоофисный товар
    • Для художников
  • Услуги
    • Бонусная программа
    • Подарочные сертификаты
    • Доставка по всему миру
    • Корпоративное обслуживание
    • Vip-обслуживание
    • Услуги антикварно-букинистического отдела
    • Подбор и оформление подарков
    • Изготовление эксклюзивных изданий
    • Формирование семейной библиотеки

Расширенный поиск

Парферов В. Н.,Микляева А. В.,Румянцева П. В.

Основы психологии | edX

Доступна одна сессия:

28 680 уже зарегистрированы!

Начало 22 марта

Завершение 28 июня

Регистрация

Я хотел бы получать электронные письма от DoaneX и узнавать о других предложениях, связанных с основами психологии.

Об этом курсе

Чему вы научитесь

Преподаватели

Как пройти этот курс

edX For Business

8 недель

5–10 часов в неделю

Самостоятельный

Прогресс на вашей собственной скорости

БЕСПЛАТНО

Доступное обновление

Доступно один сеанс:

MAR 22

COND 28

ENGLO

Я хотел бы получать электронные письма от DoaneX и узнавать о других предложениях, связанных с основами психологии.

Основы психологии

Введение в систематическое изучение человеческого познания, эмоций и поведения с упором на научный метод. Основы поведения, обучения, кондиционирования, развития, когнитивных процессов, восприятия, эмоций, личности и психопатологии входят в число изучаемых областей содержания. Особое внимание уделяется использованию научного метода для изучения природы человека. Студенты, успешно завершившие курс, продемонстрируют общее понимание знаний, полученных в этих областях, а также методов, используемых психологами для приобретения этих знаний.

at a Glance

  • Институт: Doanex
  • Тема: Социальные науки
  • Уровень: Вводной
  • Пререквизиты:

  • Язы теории, люди и темы в области истории психологии, поведенческой неврологии, человеческого развития, ощущений и восприятия, кондиционирования и обучения, человеческой памяти, познания и интеллекта, мотивации и эмоций, человеческой сексуальности, личности, психологических расстройств и социальных расстройств. поведение.
  • Опишите методологию исследования, используемую в каждой области.
  • Применяйте ключевые понятия в каждой области к новым ситуациям.
  • Применить научный метод к изучению человеческого поведения.
  • Определение приложений психологии.
  • Размышление об использовании научных рассуждений для интерпретации психологических явлений

Выберите путь при регистрации.

99 долларов США

Бесплатно

Unlimited

Limited

Expires on May 17

Прочтите наши часто задаваемые вопросы в новой вкладке

о часто задаваемых вопросах по этим трекам.

Основы нейропсихологии человека, 6-е издание

Колб и Уишоу Основы нейропсихологии человека — отличный учебник для использования на курсах по поведенческой нейробиологии или нейропсихологии высшего уровня. Он начинается с превосходной истории нейропсихологии и продолжает объяснение нейронных механизмов, лежащих в основе простого и сложного поведения. Книга разделена на пять частей, каждая из которых посвящена разным аспектам функционирования мозга. Часть I описывает историю и развитие нейропсихологии, анатомию нейрона и мозга, то, как происходит общение в нейроне, влияние наркотиков на поведение и методы визуализации. Часть II посвящена организации коры, сенсорных систем и двигательной системы. Часть III исследует каждую долю мозга и синдромы отключения. Часть IV описывает высшие функции, такие как обучение и память, эмоции и пространственное поведение. Часть V — прекрасное исследование пластичности и нарушений мозга. К концу книги учащиеся узнают все, от основ нейронной функции до сложных нейронных процессов, которые способствуют вниманию и сознанию. Я был поражен тем, как много я узнал после прочтения текста.

Новое издание Основы нейропсихологии человека является отличным обновлением по сравнению с изданием 5 th . Наиболее заметным изменением в новом издании является добавление цветных фотографий и диаграмм, поясняющих сложные темы. Дополнительные изменения включают обсуждение и объяснение последних исследований в области нейробиологии, реорганизацию текста для упрощения чтения и более широкий охват областей когнитивной нейробиологии и социальной когнитивной нейробиологии.

Что мне больше всего нравится в этой книге, так это организация текста. Легко следовать и ясно объясняет темы. Каждая глава начинается с «Портрета», в котором описываются тематические исследования людей, перенесших повреждение головного мозга или имеющих определенные поведенческие нарушения, которые будут обсуждаться в этой главе. «Портреты» очень хорошо написаны и побуждают читателя продолжать. Иногда случай представлен без подробного описания расстройства головного мозга, которым страдает человек. Это имеет как положительные, так и отрицательные последствия. Часто создается неопределенность, которая побуждает читателя продолжить чтение оставшейся части главы. Однако бывают случаи, когда читатель может быть разочарован отсутствием ясного объяснения. После «Портрета» содержание глав начинается с описания анатомии и определения сложных терминов. По мере того, как глава продолжается, тематические исследования, визуальные исследования и поведенческие исследования используются для предоставления учащимся конкретных примеров. Таким образом, читатели узнают о теме с нескольких разных точек зрения. Они видят, как разные исследователи могут подойти к одной и той же проблеме, и знакомятся с разнообразными исследованиями в области неврологии.

Временами мне было трудно просмотреть подробные описания исследовательских экспериментов. Кроме того, я иногда чувствовал себя ошеломленным огромным количеством исследовательских экспериментов, кратко изложенных в тексте. Например, в главе 9 есть несколько описаний экспериментов, в которых записи одиночных клеток использовались при выполнении обезьянами определенных типов движений. Когда я читал эксперименты, мне было трудно представить, как именно проводился эксперимент. Чтобы облегчить эту проблему, в текст включены превосходные изображения поведенческих задач, использованных в исследовании, и клеточных реакций. Изображения обеспечивают альтернативный способ преподавания и изучения материала, предлагая читателю более краткое объяснение, которое легко понять.

Каждая глава книги также включает раздел «В центре внимания», в котором обобщаются и поясняются исследовательские статьи. «В центре внимания» каждой главы обычно рассматривается интересная тема, которая улучшает содержание текста и дает возможность для обсуждения в классе и способствует критическому мышлению.

По сравнению с другими книгами на рынке, такими как Neuroscience: Exploring the Brain Bear, Connors, and Paradiso (2006) или Neuroscience Purves, Augustine, Fitzpatrick, Hall, Lamantia, McNamara, and Williams ( 2004), я обнаружил, что Основы нейропсихологии человека дал более полное представление о поведенческих и неврологических расстройствах. Это один из немногих учебников по верхнему отделу, в которых каждая из четырех долей мозга подробно обсуждается в отдельных главах. Более того, в каждой из глав, посвященных затылочным долям, теменным долям, височным долям и лобным долям, описывается, как функциональные системы мозга работают для выполнения определенного поведения. Таким образом, учащиеся могут видеть за пределами локализации и понимать динамическое функционирование мозга во время выполнения таких задач, как зрение, слух и планирование двигательных движений. Главы, посвященные долям головного мозга (как и другие главы книги), включают подробное обсуждение расстройств, возникающих после повреждения этой доли. Они также описывают поведенческие тесты, которые используются для оценки функции долей головного мозга. Некоторые тесты, описанные в книге, можно легко адаптировать и для использования в классе. Например, сложная фигура Рея описана в главе 15, посвященной височным долям. Этот тест представляет собой короткий тест с бумагой и карандашом, который вы можете дать своим ученикам менее чем за пять минут. Завершение теста не только поможет вашим учащимся понять поведение, которому способствует височная доля, но также поможет им понять, что на самом деле делают нейропсихологи и неврологи, когда они оценивают пациентов или проводят исследования.

Если вы ищете текст, включающий подробные описания сенсорных систем, Основы нейропсихологии человека не для вас. Текст включает только одну главу о функционировании сенсорных систем. Я обнаружил, что в главе представлен краткий обзор каждой системы. Мне понравилось, что все сенсорные системы были сгруппированы в одну главу, потому что это позволяет читателю увидеть сходства и различия между каждой сенсорной системой. Однако в этой главе не содержится подробного объяснения сложных понятий. Например, цветовое зрение объясняется одним предложением. Я нашел это полезным, потому что текст не пытался предоставить слишком много информации, скорее, он был кратким. Кроме того, объединение сенсорных систем в одну главу позволяет авторам больше сосредоточиться на более высокой корковой организации и функциях. Я обнаружил, что авторы лучше понимают, как работает мозг, тратя меньше времени на сенсорные системы в отдельных главах и уделяя больше времени описанию того, как работает каждая доля мозга. Более того, сенсорные системы включены в главы третьей части учебника, посвященные каждой доле мозга.

Часть V этой книги дает прекрасное представление о развитии мозга и неврологических расстройствах. Текст описывает нарушения развития и взрослых в разных главах. Обсуждаются поведенческие и неврологические последствия нарушений развития, таких как аутизм, фетальный алкогольный синдром, синдром ломкой Х-хромосомы и дислексия. В главе 26 дается четкое и краткое описание многих сосудистых заболеваний, опухолей и травм головы у взрослых. Мне понравилась эта глава, потому что она знакомит студентов с медицинскими терминами, о которых они, вероятно, слышали раньше (например, аневризма или глиома), но никогда полностью не понимали их. Кроме того, часть V включает современный подход к изучению нейропластичности и реабилитации мозга.

Добавить комментарий