Особенности когнитивной психологии: The page cannot be found

Когнитивная психология

       Оглавление 

Введение…………………………………………………………………………

1.Становление  когнитивной психологии……………………………………..

2.Особенности  современных подходов к когнитивной психологии…………

Заключение……………………………………………………………………

Список литературы…………………………………………………………….

3

4

11

19

21

 

 

        Введение 

       Актуальность  темы исследования подтверждается интересом психологов и ученых к когнитивной психологии как к психологической науке.

       Понятие «когнитивный» происходит от латинского «знать». Психологи, придерживающиеся этого подхода, утверждают, что человек  не машина, слепо и механически  реагирующая на внутренние факторы  или события во внешнем мире.

Напротив, человеческий разум способен анализировать  информацию о реальной действительности, проводить сравнения, принимать  решения, разрешать проблемы, встающие каждую минуту.

       Когнитивная психология изучает то, как люди получают информацию о мире, как  эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и  преобразуется в знания и как  эти знания влияют на наше внимание и поведение. Когнитивная психология охватывает весь диапазон психологических  процессов — от ощущений до восприятия, распознавания образов, внимания, обучения, памяти, формирования понятий, мышления, воображения, запоминания, языка, эмоций и процессов развития; она охватывает всевозможные сферы поведения.

       При написании реферата пользовались следующими основными работами: Роберта Солсо  «Когнитивная психология», учебник  «Когнитивная психология» под редакцией  В.Н.Дружинина, Д.В. Ушакова,

       В книге «Когнитивная психология»  последовательно и целостно излагается теоретические и эмпирические основы когнитивной психологии, представляет ясный, убедительный анализ таких важнейших  разделов данной предметной области, как  репрезентация знаний, обработка  информации и когнитивная нейронаука.

Особое внимание уделено одной из прогрессивных научных областей — нейропознанию, оказывающей существенное влияние на современное понимание  человеческой психики. Кроме того, в  качестве доказательств когнитивных  теорий представлены данные новейших нейрокогнитивных исследований. Книга существенно дополнена современной информацией по физиологии и смежным темам, включая последние достижения технологий нейрокогнитивного отображения.

       Учебник «Когнитивная психология» под редакцией  В.Н. Дружинина,                          Д.В. Ушакова подготовлен авторским  коллективом преподавателей Института  психологии Государственного университета гуманитарных наук, Московской гуманитарно-социальной академии и сотрудников Института  психологии РАН. В нем подробно изложены основы психологии познания как составляющей курса «Общей психологии» с учетом последних научных результатов, полученных отечественными и зарубежными  исследователями.

       В книге «Прогресс психологии: Критерии и признаки» рассмотрены проблемы, критерии, признаки прогресса психологической  науки. Описаны модели, тенденции  развития психологии, изложены критерии научности в психологии, исследованы  естественнонаучная и гуманитарная составляющие в психологическом  знании. Проанализированы средства прогресса  психологии. Указана степень прогресса  отдельных областей психологической  науки – социальной психологии, когнитивной психологии, психологии восприятия.

       Цель  написания реферата: изучить особенности когнитивной психологии.

       Задачи:

       1. Исследовать становление когнитивной  психологии.

       2. Рассмотреть особенности современных  подходов к когнитивной психологии. 

 

        1. Становление когнитивной  психологии

 

       Словосочетание  «когнитивная психология» (англ. cognition — знание, познание) обозначает подход, который, возникнув около 40 лет назад  в США и Великобритании, произвел в психологии этих стран подлинную  революцию и определил лицо современной  психологической науки.

       Когнитивная психология была направлена против бихевиористского исключения психического компонента из анализа поведения, против игнорирования  познавательных процессов и познавательного  развития.

       Когнитивная психология возникла на основе развития информатики и кибернетики.

       Представители когнитивной школы – Ж. Пиаже, У. Найсер, Дж. Брунер, Р. Аткинсон и др.

       Для когнитивиста познавательные процессы человека выступают аналогом вычислительной машины.

       Главное – понимать, как человек познает  окружающий мир, a для этого следует  изучить способы формирования знаний, как возникают и развиваются  познавательные процессы, какова роль знаний в поведении человека, как  эти знания организованы в памяти, как функционирует интеллект, как  соотносятся слово и образ  в памяти и мышлении человека.

       В качестве основного понятия когнитивной  психологии используется понятие «схема», которая представляет собой план сбора и переработки 

информации, воспринимаемый органами чувств и сохраняющийся  в голове человека.

       Основная  черта когнитивного подхода —  механизмы переработки знания рассматриваются  как центральное звено психики  человека. Этот подход — дитя информационной эпохи человечества. Он понимает человеческую психику как центр сферы кругооборота информации. Компьютеры, Интернет, массовая информация — все эти феномены в рамках когнитивной психологии ставятся в один круг понятий с человеческой психикой.

       Когнитивный подход означает привнесение в психологию точности. Он привел к развитию математических методов и компьютерного моделирования. Сегодняшняя психология, исследуя душу, что-то, что кажется эфемерным  и неточным, достигает большой  определенности своих моделей и  интерпретаций. В этом прогрессе  велика заслуга когнитивного подхода.

       Когнитивный подход выходит за область когнитивной  психологии и распространяется на такие  ветви, как социальная психология, психология личности и эмоций и т.

д.

       Так, для социальной психологии когнитивный  подход означает понимание социального» поведения человека как определяемого  знаниями человека о мире и способами  получения этих знаний. В то же время  в области когнитивной психологии, то есть психологии познавательных процессов, развивается не только собственно когнитивный  подход, но и другие — например, структуралистский

       Когнитивная психология выросла из исследований необихевиористов. Она развивала  подход, основанный на представлении  о человеческом организме как  системе, занятой активными поисками сведений и переработкой информации, т.е. на представлении о том, что  люди оказывают на информацию разного  рода воздействия: перекодируют ее в  другую форму, отбирают определенную информацию для дальнейшей переработки или  исключают информацию из системы. Наиболее яркие представители 

когнитивной  психологии — Дж. Брунер, Д. Норман, Л. Фестингер, Ф. Хайдер, У. Найсер, Г. Саймон.

       Появление когнитивной психологии иногда называют своеобразной революцией в зарубежной (прежде всего американской) психологической  науке. Действительно, начиная с 1920-х  гг. изучение образов-представлений, внимания, мышления, восприятия резко затормозилось, а в американской психологии эти  процессы фактически вообще игнорировались. Д. Уотсон, основатель бихевиоризма, ссылаясь на методические трудности, даже предлагал не использовать эти «мистические» термины. В бихевиоризме, доминирующем в американской психологии первой половины XX в., такой взгляд был обусловлен самой трактовкой предмета психологии. Столь же мало познавательные процессы интересовали и представителей психоанализа, где центральными стали совсем другие понятия: потребность, мотивация, инстинкт и т.д. Именно поэтому появление когнитивной психологии было встречено многими психологами с большим энтузиазмом, число исследований быстро росло, и к настоящему времени ее успехи неоспоримы и впечатляющи.

       Когнитивная психология — это одно из самых  популярных научных направлений  зарубежной психологии. Термин «когнитивный»  в переводе на русский язык означает познавательный. Это направление  исследований в основном сформировалось в 1960-х гг., а итоги первого этапа  его развития были подведены в  монографии У. Найссера «Когнитивная психология», вышедшей в свет в 1967 г. Она и дала название новому направлению психологической  мысли.

       Улрик Найсер определил познание как процесс, при помощи которого входящие сенсорные  данные подвергаются различным видам  трансформации для удобства их накопления, воспроизведения и дальнейшего  использования. Он предположил, что  когнитивные процессы лучше всего  изучать, моделируя информационный поток, проходящий через различные  стадии трансформации.

       Вначале он также занимался исследование «искусственного интеллекта», однако затем отошел от этих работ и критиковал некоторых своих коллег за чрезмерное внимание к искусственному интеллекту, поскольку в этом случае происходит сужение эффективности когнитивной  психологии (при моделировании деятельности оператора недооценивается обилие информационных стимулов, которые получает человек в естественном информационном поле).

       Важную  роль сыграли исследования Э. Толмена. Эдвард Чейз Толмен явился основоположником системы целенаправленного бихевиоризма.

       По  его мнению, действующий организм имеет некую цель, т.е. некое психическое (ментальное) образование, что совершенно несовместимо с догмой классической психологии поведения. Поскольку любое  поведение является целенаправленным, схема «стимул—реакция» не объясняет  его возникновение. Сказав «А», Толмен был вынужден сказать «Б» и  ввел для объяснения поведения набор  ненаблюдаемых факторов, которые  были названы промежуточными переменными. Под этим он подразумевал внутренние «ментальные» процессы, которые детерминировали  поведение наряду со стимулами, опосредуя  их действие. Исследуя феномен латентного научения, а также выработку классического  навыка нахождения крысами выхода в  крестообразном лабиринте, Толмен пришел к выводу, что организм запоминает не сочетание стимулов и реакций, а формирует внутреннюю «когнитивную карту». Ее наличие позволяет находить цель различными путями, вне зависимости  от того, где была начальная точка  поиска. Промежуточные переменные не могли быть наблюдаемы непосредственно; они «конструировались» исследователем для объяснения поведения, но могли  быть измерены косвенным образом, через  параметры поведения и его  динамику в разных ситуациях. «Наивные»  представления психологов о научном  методе (точнее естественнонаучном) были преодолены.

       В конце концов, деятельность психолога-теоретика, объясняющего результаты поведенческого эксперимента с привлечением «промежуточных переменных», ничем не отличается от работы физика, объясняющего результаты физического эксперимента. Тот также  вынужден вводить теоретические  конструкции, которые непосредственно  неизмеримы в данный момент, но объясняют  изменения изучаемых характеристик  объекта. Наивный позитивизм психология преодолела несколько позже, чем  теоретическая физика. Революция  в естествознании в 20—30 годах XX века, возникновение квантовой механики и ее «копенгагенской интерпретации» (Нильс Бор и его ученики) привело к введению наблюдателя в качестве составной части любого физического эксперимента и, как следствие, возродило интерес к сознанию и познанию.

       И все же решающий вклад в ревизию  традиционного изучения человеческого  познания внесли представители нового направления психологической мысли  — когнитивные психологи, которые  использовали «компьютерную метафору»  для описания психики человека.

       Р. Солсо в изданной позже книге  с таким же названием пишет, что  когнитивная психология изучает  то, как люди получают информацию о  мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в  памяти и преобразуется в знания и как эти знания влияют на наше внимание и поведение. Таким образом, охватываются практически все познавательные процессы — от ощущений до восприятия, распознавания образов, памяти, формирования понятий, мышления, воображения. К основным направлениям когнитивной психологии, получившей за несколько десятилетий  широкое распространение во многих странах, относят также обычно исследования по проблемам психологии развития когнитивных  структур, по психологии языка и  речи, по разработке когнитивных теорий человеческого и искусственного интеллекта.

       Начиная с конца 50-х интересы ученых снова  сосредоточились на внимании, памяти, распознавании образов, образах, семантической  организации, языковых процессах, мышлении и других «когнитивных» темах, однажды сочтенных под давлением  бихевиоризма неинтересными для  экспериментальной психологии. По мере того как психологи все более  поворачивались лицом к когнитивной  психологии, организовывались новые  журналы и научные группы, и  когнитивная психология еще более  упрочивала свои позиции, становилось  ясно, что эта отрасль психологии сильно отличается от той, что была в моде в 30-х и 40-х годах. Среди  важнейших факторов, обусловивших эту  неокогнитивную революцию, были такие:

Научная работа | Главный портал МПГУ

 

Область научных исследований: исследование влияния цифрового образования на когнитивную и эмоционально-нравственную сферы личности, её психологическое благополучие на разных возрастных этапах в различных социальных практиках.

Основные направления исследований:

– цифровые образовательные технологии и создание методологических основ цифровой дидактики;

– использование нейротехнологий и технологий современного дизайна для создания образовательных материалов нового поколения;

– комплексная модель когнитивно-эффективных технологий обучения в вузах на основе достижений когнитивной психологии;

– методология и методы диагностики когнитивной сферы обучающихся различных возрастов;

– безопасность цифрового контента Интернета: образовательных ресурсов интернета для пользователей детского и школьного возраста; вопросы цифровой безопасности детей и подростков и создания безопасной цифровой среды;

– методологические основы стандартизация и сертификация использования цифровых технологий в образовании.

 

Профильные публикации по тематике за последние 5 лет:

– монографии и учебные пособия:

  • Когнитивная психология в образовании и управлении: учебное пособие. Под ред. Е.Б. Пучковой. – Москва, 2017.
  • Когнитивная психология в образовании и управлении: учебное пособие. Под ред. Е.Б. Пучковой. – Москва, 2017.
  • Когнитивная и мотивационно-смысловая сферы личности : монография / Под ред. Е. Б. Пучковой, Е. А. Сорокоумовой. – Москва : МПГУ, 2020. – 195 с.

– более 50 научных статей – наиболее значимые публикации: 

  1. Беловол Е.В. Дутко Ю.А. Особенности формирования мышления личности в цифровой среде (сравнительный анализ поколений). Научный результат. Педагогика и психология образования. 2020. Т. 6. № 1. С. 78-92.
  2. Елшанский С.П. Некоторые когнитивные факторы эффективности обучения. //Психология обучения. 2018. № 3. С. 56-64.
  3. Елшанский С.П., Ефимова О.С. Цифровизация и когнитивная сфера школьников //В сборнике: Психолого-педагогические проблемы формирования и развития человеческого капитала. Сборник статей. Москва, 2020. С. 37-42.
  4. Елшанский С.П. Антропоподобные алгоритмы в когнитивном обучении //Психология обучения. 2020. № 2. С. 4-11.
  5. Elshansky S.P., Puchkova E.B. Cognitive effectiveness of school learning. Cross – Cultural Studies: Education and Science. 2020. Т. 5. № 1. С. 32-43.
  6. Puchkova E.B., Sukhovershina Yu.V., Temnova L.V. A STUDY OF GENERATION Z’S INVOLVEMENT IN VIRTUAL REALITY // Psychology in Russia: State of the Art. 2017. Т. 10. № 4. С. 134-143.
  7. Puchkova E.B., Sukhovershina Yu.V., Temnova L.V. A study of generation Z’S involvement in virtual reality // Psychology in Russia: State of the Art. 2017. Т. 10. № 4. С. 134-143.
  8. Пучкова Е.Б. Вовлеченность в виртуальное пространство и учебная мотивация школьников цифрового поколения/ В сборнике: Антропоцентрические науки: инновационный взгляд на образование и развитие личности материалы IX Международной научно-практической конференции. 2019. С. 421-423.(в соавт.)
  9. Пучкова Е.Б. Анализ вовлеченности в виртуальную среду студентов гуманитарного профиля// Педагогика и психология образования. 2018. № 2. С. 117-129.
  10. Сорокоумова Е.А. Психология детей младшего школьного возраста. Самопознание в процессе обучения: Учебное пособие. Москва, 2020. Сер. 76 Высшее образование (2-е изд., пер. и доп)
  11. Сорокоумова Е.А. Программа развития познавательной мотивации поколения Z в исследовательской деятельности // Психология обучения. 2017. № 11. С. 39-50.
  12. Сорокоумова Е.А. Использование когнитивных образовательных технологий на уроках экологии в начальной школе// В сборнике: Актуальные проблемы теории и практики психологических, психолого-педагогических и педагогических исследований. сборник трудов Международной научно-практической конференции. Министерство образования Московской области; Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Московский государственный областной университет, Факультет психологии. 2020. С. 161-169.
  13. Сорокоумова С.Н., Елшанский С.П., Пучкова Е.Б., Суховершина Ю.В. Когнитивные стили и персонализация обучения студентов-психологов //Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8. № 1(30). С. 10.
  14. Суховершина Ю.В. Метакогнитивные особенности студентов с полезависимыми и поленезависимыми когнитивными стилями// Педагогика и психология образования. 2018. № 2. С. 103-116. (в соавт.)

Когнитивная психология и характеристики

Когнитивная психология – относительно новая отрасль психологии. Тем не менее, в последние несколько лет он становится все более популярным, в основном из-за интереса психологов к мозгу как к сложной вычислительной системе.

Более или менее касается работы мозга и того, как его функционирование связано с умственными функциями, например:0003

·         Внимание и восприятие

·         Рассуждение

·           Язык

·         Концептуальное развитие и принятие решений

Оно также является отраслью психологии, которая занимается углубленными исследованиями психических процессов, включая то, как люди думают о вещах, воспринимают вещи, помнить факты и учиться вещи. Поскольку это более важная область, созданная в когнитивной науке, она также связана с другими дисциплинами, такими как лингвистика, философия и нейронауки.

Что находится в центре внимания когнитивной психологии?

Основное внимание уделяется тому, как люди сначала получают информацию, а затем как они ее обрабатывают и сохраняют в уме. Есть много способов применения этой отрасли психологии; например, работая над улучшением памяти, повышением точности принятия решений и формулированием образовательных программ, расширяющих возможности обучения.

Краткая история

До 1950-х годов доминирующей школой мысли в области психологии был бихевиоризм. От поведенческой психологии психологи начали переходить к изучению способности человеческого разума решать проблемы, а также концентрации внимания и памяти. Этот период с 1950 по 1970 год привел к рождению этой отрасли психологии, которую также часто называют «когнитивной революцией».

Исследования в этот период были сосредоточены на построении моделей обработки и когнитивных методов применения. Именно в это время американский психолог Ульрик Нейссер впервые употребил термин «когнитивная психология». Он определил эту область психологии следующим образом в своей книге «Когнитивная психология» 9.0003

Он включает в себя «все процессы, посредством которых сенсорный ввод преобразуется, сокращается, обрабатывается, сохраняется, восстанавливается и используется… очевидно, что познание участвует во всем, что может делать человек; что каждое психологическое явление есть познавательное явление».

Почему это классифицируется как отдельная область психологии?

Возникла необходимость классифицировать когнитивную психологию как отдельную и независимую отрасль психологии, потому что,

·         Она сосредотачивает свои исследования только на внутренних психических состояниях человеческого разума, а не на наблюдаемом поведении человека, как это делается в области бихевиоризма.

·         Затем он использует метод научного исследования для понимания психических процессов человеческого разума; тогда как в психоанализе психолог в основном полагается на субъективное восприятие.

Некоторые Полевые исследования

Некоторые теоретические подходы к этой конкретной отрасли психологии сосредоточены на разделении когнитивного развития человека на различные этапы, которые легко идентифицировать. Некоторые известные психологи, подходившие к психологии таким образом, включают Пиаже и Выготского, которые были современниками друг друга, но пришли к разным выводам относительно того, что помогает формировать когнитивное развитие, которое происходит по мере взросления.

В этой области было проведено много исследований, о которых вам следует знать, если вы интересуетесь психологией; каждое из этих исследований больше фокусируется на прикладной психологии, чем на теоретических подходах к психологии.

А Карьера в когнитивной психологии

Поскольку область когнитивной психологии широко распространена и затрагивает множество других областей, ее изучают люди, принадлежащие к разным областям. Например, следующие люди могут извлечь пользу из изучения когнитивной психологии.

·         Студенты, которые интересуются поведенческой неврологией человека, а также искусственным интеллектом, лингвистикой и промышленно-организационной психологией.

·         Педагоги, учителя и разработчики учебных программ, которые хотят получить знания о том, как мозг детей и взрослых обрабатывает и запоминает информацию.

·         Ученым, дизайнерам, художникам, архитекторам и даже инженерам полезно понимать внутренние процессы и состояния человеческого разума.

Выбор карьеры в этой области может быть полезным, если вы заинтересованы в любой из тем, представленных выше; как исследователь, вы поможете решить реальные проблемы, связанные с тем, как функционирует разум, решения таких проблем имеют практическое применение.

Как человек, работающий в этой области, ваша зарплата может варьироваться от 60 000 до 115 000 долларов, в зависимости, конечно, от вашего опыта и места работы. Если вы не уверены, подходит ли вам карьера в этой области, обязательно просмотрите исследования, проведенные в этой области, в том числе упомянутые исследования.


Практика с бесплатными тестами IQ


Еще один чудесный тест
Короткий IQ-тест

Образец IQ-теста Mensa
Стандартный IQ-тест

Ваша оценка IQ — общий тест
Эмоциональный тест IQ

Тест словарного запаса IQ
Тест EQ для менеджеров

Тест пространственного интеллекта
IQ-тест офисного этикета

Тест жидкостного интеллекта
Проверьте свои знания IQ

Короткий множественный тест интеллекта
Проверьте свой стиль мышления

Когнитивная психология: история, теории, методы исследования

В начале 21 века когнитивная психология представляет собой широкую область, связанную с памятью, восприятием, вниманием, распознаванием образов, сознанием, неврологией, представлением знаний, когнитивным развитием, языком, мышлением, а также человеческим и искусственным интеллектом. Но размышление об источнике знания, о том, как люди думают, решают проблемы и воспринимают свой мир, столь же древнее, как история человечества, и занимало почитаемое место в размышлениях философов, теологов, мистиков и ученых столько, сколько мы можем сказать. . Эти понятия начали эмпирически проверяться во второй половине девятнадцатого века и на протяжении всего двадцатого века и стали известны в истории науки как когнитивная психология.

Историю когнитивной психологии можно разделить на четыре периода: философский, ранний экспериментальный, когнитивная революция и современная когнитивная психология.

Философский период

Древнеегипетские иероглифы предполагают, что мыслящие люди были связаны с такими процессами, как мышление, память и, прежде всего, «ка», или душа. Огромная энергия была направлена ​​на сохранение души, но также некоторые теоретизировали, что знание локализуется в сердце. Греческие философы были одержимы знаниями и вопросами познания, и современные модели познания часто имеют некоторые связи с Древней Грецией. Взгляды Аристотеля на место познания были схожи с египтянами. Однако Платон постулировал, что мозг является истинным местом знания. Ученые эпохи Возрождения рассматривали мышление, логику и природу души, и, хотя высказывались разные взгляды, считалось, что местонахождение знания и рациональности находится в мозгу.

В восемнадцатом веке между эмпириками и нативистами велись философские дебаты об источнике знания. Британский эмпирик считал, что знания приходят из опыта. Однако нативист считал знание врожденным и основанным на структурных характеристиках и свойствах, присущих мозгу. Современные когнитивные психологи продолжают спорить по этому поводу, хотя обычно опираются на научные данные.

Философский период обеспечил контекст для понимания ума и его процессов. Кроме того, эти ранние мыслители определили некоторые основные теоретические вопросы, которые позже будут изучены эмпирически с использованием методов научных исследований.

Ранний экспериментальный период

Познание изучается научными методами с конца девятнадцатого века. В 1879 году философские аспекты психических процессов уступили место эмпирическим наблюдениям, когда Вундт основал первую психологическую лабораторию в Германии в 1879 году. Психология начала отделяться от философии и формировать дисциплину, основанную на объективной науке, а не на предположениях, логике и предположениях. . Разрыв с моральной философией был вызван многими факторами, но, безусловно, разработка новых методов, позволяющих исследовать ментальные события, изменила способ изучения познания. Интроспекция, или взгляд внутрь, была одним из таких методов, который позволял наблюдателю исследовать сознание и структуру ментального представления, разбивая опыт на ощущения и образы. Предполагалось, что путем обнаружения паттернов в интроспективных отчетах раскрывается содержимое разума.

Теории репрезентации знаний разделились между интроспекционистами, изучавшими наблюдаемые ощущения, и психологами действий во главе с Брентано, которые изучали деятельность разума. Брентано считал внутренние представления бессмысленными для психологии и решил изучать психические акты сравнения, суждения и ощупывания физических объектов.

К началу двадцатого века американская психология начала приобретать особую форму с широким кругом исследуемых тем. Руководителем этой расширенной экспериментальной психологии был Уильям Джеймс, первый президент Американской психологической ассоциации. Его идеи о философии, религии и психологии сформировали интеллектуальную историю этих тем на протяжении всего двадцатого века. Не менее важными были его мысли о внимании и памяти, а его различение дихотомического хранилища памяти — первичной и вторичной памяти — привело непосредственно к экспериментам в 19 веке.60-х по этой теме. Ясно, что идеи Джеймса сыграли важную роль в формировании современной когнитивной психологии.

В это время американские психологи заинтересовались вопросами образования и находились под сильным влиянием объективной природы психологии действий. Психологи, такие как Торндайк, были озабочены влиянием вознаграждения и наказания на обучение и меньше интересовались сознанием. Интроспективная техника, при которой испытуемый спрашивает себя, какие ощущения он может испытать, например, считалась американскими психологами бесплодной и приводящей к противоречивым результатам. Многие утверждали, что существует потребность в чисто объективной и научной психологии, в которой психические процессы, такие как память, ощущения и обучение, можно было бы надежно измерить. Бихевиоризм, возглавляемый Джоном Уотсоном, основывался на идее о том, что открытое поведение можно объективно наблюдать, предлагал привлекательный научный подход к психологии и был подходящим фоном для быстро развивающегося интереса к психоанализу.

Несмотря на интерес к внешнему поведению, когнитивный процесс не полностью игнорировался. В начале 1900-х годов Дондерс и Кеттелл проводили эксперименты по восприятию безобразного мышления, используя краткие визуальные отображения для изучения времени, необходимого для выполнения умственных операций, и используя данные о времени реакции в качестве зависимых мер.

В нескольких лабораториях Америки проводились интересные исследования памяти, внимания, восприятия, языка, формирования понятий и решения проблем, что было доформальной стадией когнитивной психологии. В дополнение к этим усилиям внутри психологии несколько сил за пределами традиционной экспериментальной психологии помогли сформировать когнитивную психологию. К числу этих факторов относится значительное влияние швейцарского психолога Жана Пиаже, центральная идея которого заключалась в том, что существуют определенные когнитивные стадии, через которые проходят дети. В России блестящий молодой ученый Лев Выготский предложил модель психологии развития, в которой обучение предшествует развитию. Еще одно важное влияние оказала работа Фредерика Бартлетта из Англии, который исследовал память с натуралистической точки зрения и особенно интересовался запоминанием историй. На основе воспоминаний историй Бартлетт выдвинул гипотезу, что память в значительной степени определяется схемами или способом организации и представления знаний в мозгу. Даже некоторые исследования на животных начали охватывать когнитивные темы. В 1932, Толмен, известный психолог-бихевиорист, заметил, что крысы выучили когнитивную карту своего окружения, когда учились бегать по лабиринту.

Хотя познание не было доминирующей школой психологической мысли в Америке в то время, некоторые психологи-экспериментаторы продемонстрировали, что научную методологию можно использовать при изучении психических событий. Методы, предмет, процедуры и даже интерпретации, использованные этими исследователями, предвосхитили появление когнитивной дисциплины.

Такие понятия, как ощущение, мышление и ментальные образы, были преданы анафеме под влиянием бихевиористов, поскольку считались субъективными. Внутренние состояния считались промежуточными переменными и не являлись необходимыми для понимания человеческого поведения. Психология была сосредоточена на наблюдаемом поведении, и люди были в значительной степени заменены крысами и голубями.

Гештальт-психология предложила альтернативный способ изучения чувственного восприятия проблемному методу интроспекции, который распространил исследования познания. Одновременно бихевиористы пытались создать чисто объективную психологию, успешно атакуя когнитивных психологов и гештальтистов.

Когнитивная революция

Когнитивная психология начала формироваться как новый способ понимания науки о разуме в конце 1950-х годов. Эти формирующие события были вызваны исследовательскими открытиями в области памяти, обучения и внимания, а также идеями, выходящими за рамки экспериментальной психологии, такими как теория коммуникации, психология развития, социальная психология, лингвистика и информатика, которые дали когнитивным психологам дополнительные возможности. широта, чтобы справиться со сложностью обработки информации и мышления человека.

Возрождение когнитивной психологии в этот период обычно называют когнитивной революцией, возникшей в 1956 г. на конференции по теории коммуникации в Массачусетском технологическом институте (MIT) (Solso, 1998), на которой Ноам Хомский представил основополагающие документы. , Джером Брунер, Аллен Ньюэлл и Герберт Саймон, а также Джордж Миллер. Слияние когнитивной психологии в этот период, вероятно, произошло не благодаря какой-то одной группе людей (и, конечно, невозможно определить точную дату движения), а было отражением более широкого Zeitgeist, в котором психологи оценили сложность мышления человека. В то же время когнитивные психологи отвергли традиционные упрощенные теории разума, но во многих случаях придерживались научной методологии, разработанной в начале двадцатого века. Парадигмой, которая предлагала подходящую методологию и охватывала достаточно широкий спектр интеллектуальных тем, была когнитивная психология, получившая широкое признание и развитие.

Исследования в области вербального обучения и семантической организации привели к разработке проверяемых моделей памяти и познания, создав еще одну эмпирическую базу для изучения психических процессов. Джордж А. Миллер провел различие между кратковременной и долговременной памятью и в своей влиятельной статье «Волшебное число семь, плюс или минус два» (Miller, 1956) обращался к ограниченным возможностям кратковременной памяти и ввел концепцию фрагментации — идея о том, что пределы кратковременной памяти можно расширить, группируя информацию в более крупные блоки информации. В 1958, Петерсон и Петерсон в Америке и Джон Браун в Англии обнаружили быструю потерю или угасание памяти после изучения бессмысленных слогов через несколько секунд при отсутствии словесной репетиции, продвигая, таким образом, идею об отдельном этапе кратковременной памяти. В 1960 году Сперлинг показал, что очень временная память (или система хранения информации) хранит информацию в течение очень короткого периода времени. Это открытие еще больше укрепило представление о том, что люди были сложными существами, обрабатывающими информацию, которые обрабатывали поступающую информацию через ряд этапов. Эта простая идея была идеальной моделью для исследователей и теоретиков, интересующихся памятью, и примерно в это же время появилось несколько моделей Аткинсона и Шиффрина, Во и Нормана, а позже Крейка и Талвинга.

До этого периода теория информации была введена Шенноном и Уивером, которые использовали диаграммы для описания того, как информация передается и трансформируется на нескольких этапах. Дональд Бродбент, психолог из Кембриджа, начал применять идеи Шеннона и Уивера к процессам избирательного внимания, ввел в психологию концепцию потока информации и использовал диаграммы для описания когнитивных процессов. Информационный поток Бродбента относится к серии операций, которые анализируют, преобразуют или изменяют психические события, такие как кодирование памяти, забывание, мышление, формирование понятий и т. д. Таким образом, Бродбент предоставил «язык, чтобы говорить о том, что произошло внутри человека, который был не менталистский интроспективный язык» (Коэн, 1986, с. 23).

В других местах технологические достижения в области информатики потребовали пересмотра основных постулатов познания. В 1955 году Саймон и Ньюэлл разработали компьютер, способный решить математическое доказательство. Когнитивные психологи были в восторге от того, что машины могут имитировать человеческое мышление, а компьютеры могут работать по тем же правилам и процедурам, что и человеческий разум. Более того, поскольку компьютеры считались интеллектуальными, от нас требовалось проанализировать собственный интеллект, чтобы можно было определить интеллект машины. В результате был разработан гипотетический тест Тьюринга, чтобы определить, могут ли наблюдатели отличить выходные данные компьютера от человеческих ответов.

Тем временем бихевиористы подверглись нападкам со стороны Хомского, лингвиста из Массачусетского технологического института, разработавшего метод анализа структуры языка. Хомский утверждал, что язык слишком сложен для изучения и воспроизведения с помощью поведенческих принципов подкрепления, и постулировал существование когнитивной структуры врожденного устройства овладения языком.

Другим влиянием, которое помогло когнитивной психологии закрепиться, была Вторая мировая война. Финансовая поддержка в областях, представляющих военный интерес, стала легкодоступной во время войны. Из-за заинтересованности военных в разработке и использовании новых технологий поощрялись исследования в области бдительности, творчества и человеческого фактора. Одним из результатов стал основополагающий отчет в 1954 Tanner и Swets об обнаружении сигналов, демонстрирующих, что когнитивные процессы могут оказывать опосредующее влияние на сенсорные пороги. Еще одним итогом войны стало то, что многие солдаты получили черепно-мозговые травмы. Огромное количество клинических данных о восприятии, памяти и языке было побочным продуктом страданий этих жертв.

В 1950-е годы интерес переключился на внимание, память, распознавание образов, образы, семантическую организацию, языковые процессы, мышление и даже сознание (наиболее догматически избегаемое понятие), а также другие когнитивные темы, которые когда-то считались за пределами экспериментальной области. психология. Бихевиоризм и его догма не смогли объяснить богатство и разнообразие человеческого опыта. Бихевиористы не могли объяснить результаты исследований развития Пиаже и Хомского. А теория информации и информатика дали психологам новые способы осмысления и обсуждения познания.

Современная когнитивная психология

К 1960-м годам когнитивная психология пережила возрождение. Когнитивная психология, систематизировавшая новую науку, была написана Ульриком Нейссером и опубликована в Америке (1967). Книга Нейссера сыграла центральную роль в укреплении когнитивной психологии, поскольку она дала название области и определила актуальные области. Нейссер использовал метафору компьютера для выбора, хранения. Восстановление, объединение, вывод и обработка информации. А в 1966 Хилгард и Бауэр представили главу в своих «Теориях обучения» (Нью-Йорк), в которой развивалась идея использования компьютерных программ в качестве моделей теорий познания.

В 1970-е годы появились профессиональные журналы, посвященные когнитивной психологии, такие как Cognitive Psychology, Cognition, Memory & Cognition, а также серия томов симпозиумов, в том числе Loyola Symposium on Cognition под редакцией Solso и серия Carnegie-Mellon под редакцией Чейза. и другие, основанные на Симпозиуме Карнеги по познанию. В 19В 70-х и 80-х годах начали строиться когнитивные лаборатории, на национальных и региональных собраниях проводились симпозиумы и конференции, в учебные планы добавлялись курсы по когнитивной психологии и смежным темам, гранты присуждались людям, изучающим память, обработку речи, внимание и тому подобные темы. , были написаны новые учебники по теме познания, а университеты наняли профессоров когнитивной психологии вместо профессоров традиционной экспериментальной психологии. В 19В 80-х и 1990-х годах были предприняты серьезные усилия, чтобы найти соответствующие нейронные компоненты, связанные с когнитивными конструкциями. Таким образом, мозговое расположение слова, такого как молоток, как существительного, может сильно отличаться от местоположения того же слова, если это слово используется как глагол. Кроме того, влиятельные теории памяти (такие как теория семантической и эпизодической памяти Тульвинга) проявились в экспериментах по локализации головного мозга с использованием технологии визуализации мозга.

Добавить комментарий